Повышение зарплаты бюджетникам. Каким категориям бюджетников повысят зарплату? Минтруд анонсировал повышение зарплат бюджетникам

Майские указы в части повышения зарплат врачей, учителей и соцработников в 2016 году «выполнялись наоборот», подсчитала «Газета.Ru», используя данные Росстата: зарплаты не только не росли, но даже в некоторых случаях уменьшались. Обещания чиновников о выполнении указов к 2018 году нереалистичны, полагают эксперты.

Срок выполнения одного из самых известных майских указов президента о повышении зарплат бюджетникам — 1 января 2018 года. К этому сроку зарплата школьных учителей, медсестер, работников культуры и некоторых других категорий бюджетников должна сравняться со средней по региону. Врачи, преподаватели вузов и ученые должны получать как минимум 200% от средней зарплаты.

Однако сейчас, почти пять лет спустя с момента выхода указов, зарплаты бюджетников не настолько приблизились к заветным показателям, чтобы их достижение за оставшиеся 11 месяцев казалось реалистичным.

Даже по итогам трех кварталов 2015 года ситуация выглядела лучше, чем по последним данным Росстата: за три квартала прошедшего года зарплаты учителей и врачей по отношению к средним снизились.

В отсутствие полной статистики за 2016 год «Газета.Ru» сравнила данные Росстата за девять месяцев прошлого года с аналогичным периодом 2015 года и убедилась, что по всем ключевым категориям работников положительные изменения зарплат отсутствовали. Например, средняя зарплата врачей составляла в январе - сентябре 2016 года 48,9 тыс. руб. против 46,4 тыс. руб. за тот же период 2015-го, то есть почти не увеличилась с учетом инфляции.

Отношение к средней зарплате по региону — основной маркер майских указов — Росстат в прошлом году публиковать перестал. Последний раз такие данные были опубликованы по итогам 2015 года: тогда средняя зарплата врачей составляла 156% к средней зарплате в России. За девять месяцев 2015 года — 140%.

За три квартала 2016 года картина изменилась к худшему: отношение к средней зарплате по России за этот период составило 137%, подсчитала «Газета.Ru». Получается, что майские указы в 2016 году «выполнялись наоборот», со снижением требуемого показателя. Примерно такой же показатель, как в 2016-м, был отмечен три года назад, за аналогичный период 2013 года (136%).

Рост будет быстрым

Зарплаты педагогов и соцработников также не приближаются к целевым показателям указов, если верить Росстату. Средняя зарплата в России за девять месяцев 2016 года составила 35,7 тыс. руб. Социальные работники получают всего 58,4% от этой суммы (20,9 тыс. руб.), преподаватели вузов — 140% (50 тыс. руб.). За аналогичный период прошлого года соотношения были примерно такими же.

Наиболее близки к целевым 100% только зарплаты школьных учителей: они составляют в среднем 32,6 тыс. руб., или 91,4% от средней зарплаты по региону (в среднем по России). Но динамика здесь отрицательная: за аналогичный период 2015 года было 96,5% при средней зарплате учителей 31,9 тыс. руб.

Тем не менее вице-премьер Ольга Голодец в декабре 2016 года уверяла, что майские указы в отношении зарплат будут полностью выполнены. Она сообщила, что зарплаты, в частности, врачей будут повышаться в два этапа: на 7,5% с 1 января этого года, на втором этапе с 1 октября достигнут 180% от средней по региону, а к 1 января 2018 года — 200%. Как именно это будет сделано, она не поясняла.

Если исходить из достигнутых 137% за три квартала 2016 года, получается, что зарплаты врачей за год — с 1 октября 2016 года до 1 октября 2017 года — должны показать рост на 63 процентных пункта к средней зарплате, которая, по расчетам правительства, тоже будет расти. Таким образом, жалованье докторов должно увеличиться примерно на треть, а затем, не останавливаясь на достигнутом, прибавить еще как минимум 10% за квартал.

Зарплаты плохие и разные

Между регионами России по-прежнему отмечается кратная разница в размере зарплат врачей: от 23,2 тыс. руб. в Ингушетии до 109 тыс. руб. в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах. В Москве врачи в среднем зарабатывают 81 тыс. руб. в месяц, по данным Росстата. Но если в абсолютном выражении такая зарплата выше, чем во многих других регионах, то по сравнению со средней по столице — ниже (117,7%).

Динамика по регионам также различна. Если в столице зарплаты врачей выросли примерно на 10% (три квартала 2016-го к аналогичному периоду 2015 года), то в Ямало-Ненецком АО, наоборот, снизились на 3%.

Очевидно, что руководители ряда регионов не справляются с выполнением указов, отмечает директор фонда независимого мониторинга «Здоровье» Эдуард Гаврилов. «Несмотря на все обещания и меры со стороны федеральных и региональных властей, за прошедшие годы задача повышения зарплаты медработников не была решена», — говорит он.

Зарплаты медиков уменьшились в номинальном выражении в 11 регионах за девять месяцев 2016 года, отмечает Гаврилов, в том числе в Московской, Ярославской областях, Ненецком АО, в Адыгее и других субъектах.

Существенная разница в зарплатах отмечается и в зависимости от формы собственности той или иной больницы: в федеральных работать выгоднее, за девять месяцев 2016 года там отмечался наибольший рост зарплат врачей (на 8%). В региональных клиниках зарплаты докторов выросли приблизительно на уровень инфляции — около 5%, а в муниципальных рост был почти нулевым (отрицательным с учетом роста цен).

Изменить указы может только президент

Указы, скорее всего, не будут выполнены в срок, отметил в беседе с «Газетой.Ru» экономист Евгений Гонтмахер: «Действительно, разрыв очень большой, такого чуда не может произойти даже за два года — поэтому, скорее всего, нет». По его словам, невыполнимость указов была понятна давно, одним из способов решения проблемы могла бы стать отсрочка, но на нее пока не соглашается сам президент.

«День расплаты рано или поздно настанет. Только вопрос: когда? Если это будет отсечка по 1 января 2018 году — это одно. Но наши коллеги из правительства могут сказать что угодно: вот 2018 год пройдет, и мы подведем итоги... Политическая ситуация в 2018 году меняется — будет смена правительства и так далее, поэтому возможно, что логика — продержаться до мая», — рассуждает аналитик.

Самым вероятным вариантом Гонтмахер считает заявление из уст президента о форс-мажорных обстоятельствах. Ситуация в экономике резко ухудшилась по сравнению с 2012 годом, когда подписывались указы, поэтому можно сослаться на непреодолимые обстоятельства, полагает он.

Выполнение указов за короткий промежуток времени, даже если в бюджете появится нужная сумма, он считает маловероятным. «Это очень опасный вариант, надо же не просто поднять зарплаты, но и поддерживать этот уровень. Вот сейчас цены на нефть чуть увеличились, а в следующем году они упадут. И получится, что вся наша бюджетная система скукожится», — резюмирует Гонтмахер.

В Минздраве и Минобрнауки запросы «Газеты.Ru» о том, как и когда майские указы планируется выполнять в 2017 году, какого точно соотношения со средней зарплатой достичь и в какой срок, оставили без ответа.

О том, что правительство готовится отложить «час икс», косвенно свидетельствует принятый закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, в котором говорится, что федеральная субвенция обеспечивает реализацию указа президента в рамках соотношения 180% (по врачам) в 2017 году, а показателя 200% планируется достигнуть в 2018-м.

Это может означать, что повышать зарплаты будут в течение 2018-го, выборного года, а не к его началу, как это подразумевается в указах. Затем, в 2019-м, планируется поддерживать достигнутый уровень соотношения зарплат.

По словам главы Минтруда, реальная зарплата работников бюджетной сферы сократилась на 13%. С 1 октября 2015 года планируется проиндексировать зарплаты работникам бюджетной сферы и госслужащим на величину инфляции (по прогнозам Министерств финансов и экономического развития инфляция в 2015 году составит порядка 12%). То же самое планируется и на 2016 год. Эти меры позволят сэкономить бюджету около 100 млрд. рублей. В 2016 году планируется повышение зарплаты не с 1 января, а с 1 октября.

К 2018 году планируется довести до уровня средней заработной платы оклады мастеров производственного обучения колледжей, техникумов и ПТУ и работников культуры, преподавателей. Доходы вузовских преподавателей, врачей и научных сотрудников к 2016 году должны превысить среднюю зарплату в регионе в полтора раза, а к 2018 году, как минимум, вдвое. Социальные работники, а также младший и средний медперсонал к президентским выборам 2018 года смогут рассчитывать на среднюю зарплату по региону. Медики с высшим образованием будут получать вдвое больше средней по региону.

Правительства большинства субъектов РФ разработали нормативные акты, регламентирующие повышение зарплаты работникам культуры в 2012-2018 году.

Зарплаты будут расти не на пустом месте. Ожидаются реформы по увеличению эффективности и производительности труда работников. Также ожидается более строгий контроль за бюджетными тратами, а также руководителям придется отчитываться о своем имуществе и доходах.

С 1 декабря 2016 года правительство планирует начать переходить на систему "эффективного контракта": трудового контракта, в котором будут прописаны должностные обязанности работника, оплата его труда, льготы, стимулирующие выплаты в зависимости от результатов труда и качества оказываемых им услуг. В некоторых сферах это уже было введено раньше, но с конца этого года вся бюджетная сфера начнёт переходить на работу по "эффективному контракту".

Указ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; увеличение к 2020 году числа высоко-квалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников; создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

подготовить и до 1 августа 2016 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров; создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам; повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий; разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития; включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг; обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра; обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства; обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации; увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов; увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2016 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

МРОТ

Минтрудом РФ подготовлен проект, предполагающий, что с 1 января 2016 года МРОТ повысят на 20,7 % до 7189 рублей(с 1 января 2015г - 5965 рублей). Правительством планируется,поэтапно до 2020 г, довести МРОТ до величины прожиточного уровня трудоспособного населения.

Динамика МРОТ в России в 2000-2016 год

Дата МРОТ % изменения
с 01.01.2016 г. 7189 20,7%(прогноз)
с 01.01.2015 г. 5965 6,6%
с 01.01.2014 г. 5554 р. 6,71%
с 01.01.2013 г. 5205 р. 12,88%
с 01.06.2011 г. 4611 6,49%
с 01.01.2009 г. 4330 88,26%
с 01.09.2007 г. 2300 109,09%
с 01.05.2006 г. 1100 37,50%
с 01.09.2005 г. 800 11,11%
с 01.01.2005 г. 720 20%
с 01.10.2003 г. 600 33,33%
с 01.05.2002 г. 450 50%
с 01.07.2001 г. 300 50%
с 01.01.2001 г. 200 51,23%
с 01.07.2000 г. 132 -

Динамика Инфляции в России 2000-2016 год

См. также:
Год Уровень инфляции

В рамках борьбы с кризисом правительство решило в 2016 году не повышать, а наоборот, сократить заработные платы в некоторых бюджетных сферах. Прогнозируя экономическую ситуацию на будущий год, эксперты пришли к выводу, что разница между доходами и расходами государства пойдет не в пользу правительства. Ожидается, что в 2016 году пополнится чуть менее чем на 14 триллионов рублей, но при этом минимальные расходы государства будут равны 15,87 триллионам рублей. Таким образом, при самых благоприятных показателях дефицит бюджета составит 2,4% . По планам правительства к 2018 году падение ВВП должно уменьшиться до 0,7%. Однако, для выравнивания тяжелого экономического положения придется прибегнуть к кардинальным мерам, включая сокращение зарплат .

Какие сферы попадут под сокращение финансирования

По мнению специалистов, существует только два варианта выхода из тяжелого экономического положения к намеченному сроку – увеличение доходов за счет повышения налогов и других государственных программ, либо же существенное уменьшение расходов. Правительство решило прибегнуть к уменьшению расходов, используя для этой цели сокращение заработных плат сотрудников бюджетных сфер.

Уже сейчас известно, что в 2016 году будет уменьшено финансирование социальных и государственных программ, сокращен военный бюджет, уменьшены зарплаты чиновников, а также затраты на государственное обеспечение.

Недавно министр финансов Антон Силуанов сообщил, что правительство одобрило пересмотр уровня индексации и других социальных выплат. Сейчас, согласно действующему бюджету, запланированному на три года вперед, пенсии и социальные выплаты индексируются на 11,9%. А в период с 2016 по 2018 г.г. этот показатель уменьшится до 4-5,5%. Снижение уровня индексации позволит правительству сэкономить около 413,7 миллиардов рублей. Если данный план реализуется, то к 2018 году общая экономия составит 2,1 триллиона рублей.

Снижение финансирования коснется и военного бюджета. По планам, в 2016 году военный бюджет сократится на 10% по сравнению с 2015 годом. При этом финансирование национальной обороны уменьшится до 14,6%.

Немного сократится и финансирование государственных программ. По предварительным данным, правительство собирается сэкономить на этой сфере около 0,3% бюджетных средств.

Как уменьшится зарплата бюджетников

Основной рычаг экономии в 2016 году придется на сокращение заработных плат бюджетников в регионах страны. Если сейчас довольствие сотрудников бюджетных сфер вычисляется по среднему заработку, установленному в регионе, то в будущем году Министерство финансов предлагает использовать схему фактического вычисления. Это значит, что в процессе формирования бюджетной заработной платы будут учитываться также и уровень зарплат наемных работников и индивидуальных предпринимателей. Поскольку доходы в этом секторе несколько ниже, чем доходы государственной сферы, такой подход вычисления поможет сократить реальный уровень заработных плат бюджетников.

Не будет преувеличением, если сказать, что зарплата бюджетников является наиболее остро стоящим финансовым вопросом. Постоянные спады в экономике, нестабильность национальной валюты, низкие темпы роста ВВП приводят к довольно сложным последствиям. В 2015 году Российская Федерация вступила в новую фазу экономического кризиса. За этим последовало сокращение части финансирования бюджетных учреждений, в том числе снижение стабильности и размеров оплаты труда работников.

Противоречивость ситуации

Постоянный рост цен на продукты питания, лекарства, предметы первой необходимости и одновременный упадок размеров доходов граждан приводит к росту социально-экономической напряжённости в российском обществе. Правительство ежегодно утверждает минимальный размер оплаты труда. Как правило, изменение происходит в сторону увеличения, однако это не обеспечивает покрытия реальных расходов. В этой ситуации наиболее уязвимыми являются работники бюджетной сферы: учителя, врачи, труженики культурной сферы и др.

Соотношение МРОТ и прожиточного минимума

Каждый субъект самостоятельно устанавливает размер минимальной оплаты труда в регионе, которая, в соответствии со федеральным законом о МРОТ, не может быть ниже общероссийского показателя. Согласно официальной информации, в настоящее время минимальный размер заработной платы в России остановился на уровне 6204 рублей. Последнее его повышение произошло в январе текущего года. По заявлению премьер-министра РФ Д. Медведева, минимальный размер оплаты труда российских граждан уже в этом году может быть увеличен до 7, 5 тыс. рублей. Если будут приняты соответствующие меры, то зарплаты граждан нашей страны должны вырасти почти на 21%. А пока минимальная зарплата бюджетников по-прежнему остаётся на печальном уровне – ниже размера прожиточного минимума.

Прогнозы динамики заработной платы бюджетников

Какая зарплата бюджетников ждёт в 2016-м? По некоторым данным, несмотря на сложную экономическую ситуацию, падение курса национальной валюты и другие неблагоприятные факторы, в октябре текущего года можно ожидать увеличения оплаты труда граждан, занятых в бюджетной сфере. Известно также, что Министерство финансов РФ готово на незначительную сумму увеличить оклады работникам, максимально сохранив бюджетные федеральные средства. Одновременно с этим Министерство труда и социальной защиты РФ будет отстаивать повышение зарплаты в больших размерах.

Отношение большинства российских граждан к такой новости весьма неоднозначное. Многие считают: если увеличение окладов и произойдёт, то исключительно за счёт сокращения количества работников. Необходимо признать, что именно за такую меру и выступает Министерство финансов. Кроме того, имеется множество версий насчет того, из каких всё-таки средств будет увеличена зарплата бюджетников и как скоро это произойдёт. В частности, планируется, что роста оплаты труда стоит ожидать только отдельным категориям работников, а реализация намеченных мер осуществится в несколько этапов.

Спорный вопрос

Правительство РФ осенью 2015 года приняло новую методику расчёта показателя индексации заработной платы. Было установлено, что для этого будут учитываться размеры заработных плат работников, которые заняты в сфере малого бизнеса или же являются индивидуальными предпринимателями. До этого момента в расчёт брались оклады сотрудников средних и крупных предприятий. Ранее уже планировалось увеличить размер оплаты труда бюджетникам на 4%, но Министерство финансов РФ выступило за идею полного отказа от политики индексации. Таким образом, ведомство рассчитывает достичь экономии – 6 млрд рублей. Есть все основания ожидать, что Правительство РФ и вовсе примет решение оставить номинальный размер заработных плат на уровне минувшего 2015 года.

В качестве средств, которые могут быть использованы на увеличение заработной платы, сторонники новой реформы предлагают организациям бюджетной сферы изыскивать их из внутренних денежных активов. Их, в свою очередь, необходимо высвободить путём проведения реорганизации структуры учреждения, изменений штатной численности и за счёт средств, поступивших за осуществление приносящей доход деятельности.

Эффективный контракт

Ожидается, что зарплата бюджетников в скором времени будет зависеть также от выполнения критериев так называемого эффективного контракта. В настоящее время Министерство труда и социальной защиты РФ ведёт активную работу по разработке кардинально новой системы оплаты труда тех людей, которые работают в бюджетной сфере. То есть подразумевается, что каждый из них будет иметь возможность самостоятельно влиять на уровень своей заработной платы. Всё будет зависеть от улучшения качества и объёмов выполненной работы, достижений. Предполагается, что зарплата бюджетников будет состоять из окладной части (базовой) и тарифной.

Ожидаемые результаты

Финансовые эксперты пришли к выводу, что применение этой методики будет способствовать не повышению, а, наоборот, снижению примерно на 12,5% размера среднего дохода российских граждан. В итоге от такого «повышения» серьёзно могут пострадать в первую очередь работники образовательных и медицинских учреждений. Следует признать, что новости о зарплате бюджетников, озвученные с 1 января 2016 года, имеют неоднозначные трактовки и пока вводят россиян лишь в заблуждение. Зарплата бюджетников РФ значительно уступает европейским показателям. Российским гражданам пока остаётся только ожидать окончательного решения Правительства в этом вопросе, а также исполнения уже данных обещаний.

В связи с набирающим обороты экономическим и политическим кризисом в России бюджетников, получающих заработную плату из «рук» государства, все больше волнует вопрос: будут ли повышаться их заработные платы в 2019 году?

Назад в прошлое

Для того чтобы дать ответ, следует заглянуть несколько назад и вспомнить Указ Президента от 2012 года, в соответствии с которым специалисты, осуществляющие профессиональную деятельность в бюджетной сфере, гарантированно будут получать к 2020 году на 50% больше оклада, зафиксированного в 2012 году. Таким образом, планируется повышение как минимум в 1,5 раза.

Первое изменение заработных плат бюджетников произошло в 2014 году, но уже в следующем году процесс «заморозился». Вторая фаза повышения, согласно официальным документам, приходится как раз на 2018-2020 годы.

Каким образом было достигнуто повышение окладов работников госучреждений? Повсеместные процессы оптимизации и увольнения рабочей силы из госструктур, конечно же, отразились на состоянии трудового рынка, в том числе на экономике. Безработными стали тысячи сотрудников, особенно тяжелая ситуация сложилась в дошкольных и школьных учреждениях, расположенных непосредственно в сельской местности. Именно так в основном повысилась зарплата для уцелевших бюджетников, никаких дополнительных вливаний сделано не было.

Однако эксперты настаивают на том, что подобные меры со стороны правительства заставили трудоспособное население шире мыслить и продвигаться вперед самостоятельно. Некоторые бывшие государственные работники подались в индивидуальные предприниматели, другие перешли на другое место работы, остальные реализовали себя в совершенно иной специализации.

Чего ожидать в 2019 году

Исходя из последних новостей, на повышение заработных плат могут надеяться 11 групп бюджетников, куда обязательно входят учителя, деятели искусства, научные работники.

Величина обновленных заработных плат будет зависеть от следующих основных факторов:

  1. Работоспособности персонала.
  2. Опыта и квалификации.
  3. Сложности работы.
  4. Качественных и количественных показателей труда.

Сегодня российское правительство изыскивает возможности для того, чтобы с 1 октября была инициирована индексация зарплат.

Если сравнивать показатели доходов работников бюджетной сферы за июнь 2018 и июнь 2019 года, за 12 месяцев заработная плата уменьшилась практически на 13%. В следующем году ожидается изменение ситуации за счет введения дополнительных 20 миллиардов российских рублей. При этом величина кредитования бюджета пополнится еще на 100 миллиардов денежных знаков в национальной валюте.

Не забыты и высшие государственные чины. Так, к 2019 году повысится зарплата следующих бюджетников:

  • судей;
  • министров;
  • аудиторов;
  • сенаторов;
  • высших чинов прокуроров;
  • депутатов.

Министерство готово выделить на это в 2018 году не менее 21,3 миллиарда рублей, данная цифра будет расти с каждым годом. Проведя несложные расчеты, можно понять, что доплата к нынешней заработной плате данной категории работников в среднем составит 40 700 рублей на 1 человека.

Чтобы успокоить остальное население, правительство уверяет, повышение для учителей составит 150% от сегодняшнего заработка, а зарплата для бюджетников, работающих в МЧС, увеличится на 10-18%.

В последнее время СМИ пестрят слухами о том, что врачам в 2019 году не стоит надеяться на изменения в тарифной сетке. Таким образом, средняя заработная плата докторов в России по-прежнему останется в пределах 36 000 рублей. Однако федеральные журналисты сообщают, что некоторые окладные части заработков медработников все-таки будут пересмотрены.

В случае если правительство займет «страусовую» позицию, активные участники профсоюзов готовы отстаивать свое право и добиваться хотя бы минимального повышения заработных плат.

С этой статьей также читают:


7 комментария

    мы соцработники уже потеряли всякую надежду на достойную зарплату.всё обещают,а зарплата ни с места.какие цены,жкх,лекарства как подарожали!правительству наплевать на нас.хоть бы к окладу хоть что- то добавили.как был 6125,так и есть.сказочки поют про заботу о народе.а на деле ни хрена.изыскивают они средства,аж смех берёт!урежьте зарплаты этим всем дармоедам,и добавьте к зарплатам простых работяг.сделай больше подоходний налог для богачей.а для людей с маленькой зарплатой меньше.и люди тебе спасибо будут говорить и дети будут сыты.а так мы не живём,мы пытаемся выжить в этой долбанной стране.приедбье в г.таганрог.зарплаты просто за гранью разумного.меньше 10 тыс.как вооще жить?на 2-хработах работать,уже нет ни сил,ни здоровья.что делать,как прожить на эти копейки?воровать,грабить?что?????????президент,услышь ты наконец своих людей!

    Смешно,зарплату повышают,вот только где? Как 10 лет назад час стоил для водителя троллейбуса 37.75 та и сейчас… Где же это повышение,за 10 лет? Я водитель и зарплата 7,500 за 168 рабочих часов,как же выжить в этом мире.как посмотришь статистику по городу Иркутску,так волос дыбом встает…Где же существует зарплата в 20 хотя бы? Депутаты посмотрите людям в глаза,мы голодуем,как во времена перестройки…Не издевайтесь.Народ страны голодует…Это реальность…

    В Воронеже такая же ерунда. По телевизору говорят, что средняя зарплата здесь 26 тысяч рублей. Смех сквозь слезы. Кто докладывает такую чушь президенту? Плюнуть бы ему в лицо. Вероятно, что такую цифру получили при сложении зарплаты одного из высокопосаженных чинуш с зарплатами 100 простых работяг. И что самое невероятное – президент, как будто, верит в такие доклады. Но ведь он умный человек. Неужели нельзя просто спуститься в люди и узнать напрямую у них как они живут. Вероятно, что цензура не пропускает до него наш писк, и на основании успокоительных докладов у него складывается радужное впечатление, что можно еще где-то ужаться. Вот только куда дальше ужиматься народу. Почему бы не ужаться, хотя бы раз в жизни, высшим государственным чинам. Зарплата преподавателя вуза со всеми надбавками – 14 тысяч рублей! Зарплата процедурной медсестры, работающей с кровью и отвечающей за жизнь людей – 12 тысяч рублей! Это пособия по безработице, компенсация за моральный ущерб, но ни как не зарплаты. Как жить при таких зарплатах, когда оплата за 3-х комнатную квартиру зимой – 8 тысяч рублей? Как растить детей, когда их не на что развивать. И это под клич материнского капитала «Плодитесь и размножайтесь». Для чего рожать второго и третьего ребенка, когда одного-то поднимаешь с трудом? Куда плодить голытьбу? Понятно, что страна переживала и более трудные времена и все же выстояла. Но нельзя же так, чтобы одни жировали, а другие последний хрен без соли доедали. Ведь еще В.И. Ленин завещал всем нам делиться. Дорогой президент, Владимир Владимирович, услышь нас. Депутаты, умерьте свои грабительские аппетиты. На 40 тысяч хотите проиндексировать свои зарплаты, в то время, когда у многих купить пожрать не на что! Где ваша совесть? Неужели на ее месте давно хрен вырос? Господи, Помоги всем нам выжить!!!