Доиндустриальное общество
Понятие доиндустриального общества охватывает все цивилизации Древнего Востока, Древнюю Грецию и Древний Рим, европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки элементы этого общества сохраняются и сегодня.
Доиндустриальное общество – это общество, где нет индустрии, то есть промышленности. Этот тип общества иногда ещё называют аграрным, так как главной отраслью производства являлось сельское хозяйство. Источником богатства в данном типе общества являлась, в основном, земля.
В аграрном обществе основой жизнедеятельности людей является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни. Однако ручной труд с использованием простых орудий обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях. Три «черных всадника» наводили ужас на европейское Средневековье – голод, война и чума. Голод – самый жестокий: от него нет укрытия. Зависимость человека доиндустриального общества от природы выражается в почтительном отношении к ней, а также во множестве примет и пословиц о погоде и виде на урожай.
Доиндустриальные общества иначе еще называют традиционными, потому что главным рычагом социального прогресса здесь выступала передача знаний от стариков к молодежи, строгое следование однажды установленным традициям. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений; поведение человека регулировалось обычаями и традициями, то есть «традиционный человек» воспринимал мир и заведенный порядок жизни как нечто не подлежащее изменению.
Многими общественными и жизненно важными явлениями руководила религия, отсюда большая роль церкви и армии. Наука была практически неразвита.
В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в одном месте, в основном, в деревнях, связи с большим миром довольно слабые.
Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Люди одного социального класса или сословия были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Традиционному обществу характерен коллективизм. Человек не ощущал себя личностью, противостоящей другим, а воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, города.
Социальный статус человека в аграрном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением (то есть в каком сословии родился). Была низкая социальная мобильность (если родился в одном сословия, то было мало шансов изменить своё социальное положение).
Большинство государств в традиционном обществе являлись монархиями (довольно часто абсолютными, то есть такими, где власть монарха не чем не ограничивалась). Довольно часто власть царя или фараона была священной и обожествлялась.
Задание 2.
1.«Человек не должен жаловаться на времена – из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» (Т. Карлейль)
Задание 1 – составить список основных черт индустриального общества
Индустриальное общество
В конце 18 века начинается постепенный закат аграрного общества и становление индустриального. Оно возникает в результате промышленной революции, начавшейся в Англии и распространившейся впоследствии по всему миру. В ходе промышленной революции основной сферой производства становится не сельское хозяйство, а промышленность.
Индустриальное общество основано на развитии крупного машинного производства, для него характерно использование научных достижений и вера в прогресс человечества.
Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, современные средства связи и транспорта). Заметно улучшилась качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни.
Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80% до 10-15%, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85%, так же происходит урбанизация, то есть рост городов и расширение доли городского населения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Теперь решающая роль в социальной жизни принадлежит не мелким и крупным землевладельцам, а промышленникам, бизнесменам, а в центре общественной жизни находятся не церковь и армия, а корпорации.
Социальная мобильность населения высока, возможности социальных перемещений практически неограниченны. Практически уходит в прошлое сословная структура общества.
В индустриальном обществе шла борьба основной массы населения за получение политических и гражданских прав и свобод (свобода слова и печати, свобода перемещения, избирательные права, экономические свободы). Со временем
свободы и права личности закрепляются конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. В индустриальном обществе отношения личности и государства строятся на началах взаимной ответственности, формируется принцип равноправия граждан и складываются элементы современной демократии. К концу 19 века во многих странах мужчины получают всеобщее избирательное право; женщины этого добиваются только в первой половине 20 века.
В индустриальном обществе развивается система школьного образования, так как выросла потребность в грамотных специалистах. Сначала начальное, а потом и среднее образование становится бесплатным и общедоступным. В развитых странах обычным становится массовая грамотность населения.
Важнейшими социальными и духовными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям, а также индивидуализм. Роль религиозных ценностей падает.
Задание 2.
2.«На роду написано», «От судьбы не уйдешь» (народная мудрость)
3.«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Н. Ротшильд)
4. «Общество без религии – как корабль без компаса» (Н. Бонапарт)
5. «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться» (Сенека)
6.«Скучнейшая эпоха, когда промышленность поглотит всё и вся. Человек до тех пор будет изобретать машины, пока машина не пожрёт человека. Я всегда представлял себе, что светопреставление будет тогда, когда какой-нибудь гигантский котёл, нагретый до трёх миллиардов атмосфер, взорвет наш земной шар» (Ж. Верн).
7. «Жить – значит быть источником и приемником информации» (А. Конопатский)
8. «Хочу уехать туда, где меня никто не знает, где ко мне не относятся как к прокажённому с рождения. Удастся ли мне это? Не знаю, но буду стараться» (из книги С. Кинга)
9. «Земля выбрасывала своих детей. Переезжаем в города» (из урока истории в 8 классе)
Задание 1 – составить список основных черт постиндустриального общества
Постиндустриальное общество
Постиндустриальное общество, по мнению ученых, возникло в развитых странах мира во второй половине 1970-х гг. Это было вызвано развитием новых технологий: в первую очередь, информационных (создание микропроцессора, персонального компьютера, таких средств коммуникации как спутниковый телефон и Интернет), во-вторую, биотехнологий и генной инженерии. Начался новый этап научно-технического прогресса.
В постиндустриальном (информационном) обществе на первый план выходит такая отрасль производства как сфера услуг (то есть часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг). В информационном обществе большинство людей работают не в промышленности или в сельском хозяйстве. Так в 2000 г. в Канаде и Великобритании около 75 % населения работала в сфере услуг, 3% в сельском хозяйстве, 22% - в промышленном производстве.
В информационном обществе произошло не только изменение численности занятых в сфере услуг, но и изменения качества рабочей силы. Большинство работников в развитых странах имеют высокий уровень образования и квалификации.
В современном мире образование не только играет особую роль, но и становится непрерывным. Получение высшего образования в постоянно меняющемся мире не гарантирует достойное рабочее место. Чтобы быть в ногу со временем нужно непрерывно повышать свои знания и умения (курсы повышения квалификации, второе высшее, дистанционные курсы в Интернете и т.д.).
Постиндустриальное общество называют еще информационным потому, что именно знание и информация становятся главными факторами развития экономики и ценностями современного мира. Знания и информации становятся источниками повышения производительности производства. В информационном обществе запущен механизм постоянного обновления, технологических нововведений, своего рода вечный двигатель, который так долго искали, ведь информация и знания не убывают по мере их использования, а лишь обновляются и совершенствуются.
В постиндустриальном обществе одной из ведущей деятельностью становятся производство научных знаний, научные исследования и разработки. Роль науки в жизни и производстве как никогда велика.
Появилась возможность применения информационных технологий для изменения орудий труда – станков и машин. Началась автоматизация и роботизация производства вплоть до создания заводов-автоматов - «безлюдных» производств (то есть на них практически отсутствуют рабочие, все производство автоматизировано).
Новые технологии и персональный компьютер раскрыли огромный потенциал повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, одновременно сокращая ее стоимость и время производства. В связи с экологическими проблемами и экономическими кризисами в мире взят курс на развитие энерго- и ресурсосберегающих технологий в производстве.
Для информационного общества характерна преобладание удельного веса среднего класса, а также высокая социальная мобильность (т.е. у современного человека всегда есть возможность изменить свое положение в обществе).
Задание 2.
1. 1.«Человек не должен жаловаться на времена – из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» (Т. Карлейль)
2.«На роду написано», «От судьбы не уйдешь» (народная мудрость)
3.«Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Н. Ротшильд)
4. «Общество без религии – как корабль без компаса» (Н. Бонапарт)
5. «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться» (Сенека)
6.«Скучнейшая эпоха, когда промышленность поглотит всё и вся. Человек до тех пор будет изобретать машины, пока машина не пожрёт человека. Я всегда представлял себе, что светопреставление будет тогда, когда какой-нибудь гигантский котёл, нагретый до трёх миллиардов атмосфер, взорвет наш земной шар» (Ж. Верн).
7. «Жить – значит быть источником и приемником информации» (А. Конопатский)
8. «Хочу уехать туда, где меня никто не знает, где ко мне не относятся как к прокажённому с рождения. Удастся ли мне это? Не знаю, но буду стараться» (из книги С. Кинга)
9. «Земля выбрасывала своих детей. Переезжаем в города» (из урока истории в 8 классе)
Сегодня индустриальное общество - понятие, знакомое во всех развитых и даже многих развивающихся государствах мира. Процесс перехода на механическое производство, падение прибыльности сельского хозяйства, рост городов и четкое разделение труда - все это основные черты процесса, меняющего социально-экономическую структуру государства.
Что такое индустриальное общество?
Кроме производственных характеристик, это общество отличается высоким уровнем жизни, становлением гражданских прав и свобод, появлением сервисной деятельности, доступной информации и гуманных экономических отношений. Предшествующие традиционные социально-экономические модели отличались сравнительно низким средним уровнем жизни населения.
Индустриальное общество считается современным, в нем очень быстро развиваются как технические, так и социальные составляющие, влияющие на повышение качества жизни в целом.
Основные отличия
Главное отличие традиционного аграрного общества от современного заключается в росте промышленности, потребности в модернизированном, ускоренном и эффективном производстве и в разделении труда.
Основными причинами разделения труда и поточного производства можно считать как экономические - финансовая выгода механизации, так и социальные - рост населения и повышение спроса на товары.
Индустриальное общество характеризуется не только ростом промышленного производства, но и систематизацией и поточностью сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, в любой стране и в любом обществе процесс промышленной реконструкции сопровождается развитием науки, технологий, средств массовой информации и гражданской ответственности.
Изменение структуры социума
Сегодня для многих развивающихся стран характерен особенно ускоренный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Немалую роль в изменении социально-экономических структур играет процесс глобализации и свободное информационное пространство. Новые технологии и научные достижения позволяют совершенствовать процессы производства, что делает ряд отраслей особенно эффективными.
Процессы глобализации и международного сотрудничества и регулирования также влияют на изменение социальных уставов. Индустриальное общество характеризуется уже совсем другим мировоззрением, когда расширение прав и свобод воспринимается не как уступка, а как нечто должное. В сочетании такие изменения позволяют государству стать частью мирового рынка как с экономической точки зрения, так и с социально-политической.
Основные черты и признаки индустриального общества
Основные характеристики можно условно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.
Основные производственные черты и признаки индустриального общества заключаются в следующем:
- механизация производства;
- реорганизация труда;
- разделение труда;
- повышение производительности.
Среди экономических характеристик необходимо выделить:
- рост влияния частного производства;
- появление рынка конкурентных товаров;
- расширение рынков сбыта.
Основная экономическая черта индустриального общества - неравномерное экономическое развитие. Кризис, инфляция, спад производства - все это частые явления в экономике индустриального государства. Промышленная революция отнюдь не дает гарантии стабильности.
Главная черта индустриального общества в плане его социального развития - изменение ценностей и мировоззрения, на что влияет:
- развитие и доступность образования;
- повышение качества жизни;
- популяризация культуры и искусства;
- урбанизация;
- расширение прав и свобод человека.
Стоит отметить, что индустриальное общество характеризуется также безоглядной эксплуатацией природных ресурсов, в том числе и невосполнимых, и практически полным пренебрежением к окружающей среде.
Исторические предпосылки
Кроме экономической выгоды и роста населения, индустриальное развитие общества было обусловлено рядом других причин. В традиционных государствах большинство людей было способно обеспечить себе средства к существованию, и только. Комфорт, образование и удовольствия могли позволить себе лишь немногие. Аграрное общество было вынуждено перейти к аграрно-индустриальному. Этот переход позволил увеличить производство. Однако аграрно-индустриальное общество характеризовалось негуманным отношением хозяев к рабочим и низким уровнем механизации производства.
Доиндустриальные социально-экономические модели держались на тех или иных формах рабовладельческого строя, что говорило об отсутствии универсальных свобод и низком среднем уровне жизни населения.
Промышленная революция
Переход к индустриальному обществу начался в период промышленной революции. Именно этот период, XVIII-XIX века, ответствен за переход от ручного труда к механизированному. Начало и середина XIX века стали апогеем индустриализации в ряде ведущих мировых держав.
В период промышленной революции оформились основные черты современного государства, такие как рост производства, урбанизация, экономический рост и капиталистическая модель общественного развития.
Обычно индустриальную революцию связывают с ростом машинного производства и интенсивным технологическим развитием, однако именно в этот период произошли основные социально-политические изменения, повлиявшие на становление нового общества.
Индустриализация
В составе как мировой, так и государственной экономики выделяются три основных сектора:
- Первичный - добыча ресурсов и земледелие.
- Вторичный - переработка ресурсов и создание продуктов питания.
- Третичный - сфера услуг.
Традиционные общественные структуры основывались на превосходстве первичного сектора. Впоследствии, в переходный период, вторичный сектор стал догонять первичный, стала расти и сфера услуг. Индустриализация заключается в расширении вторичного сектора экономики.
Этот процесс проходил в мировой истории в два этапа: техническая революция, включающая в себя создание механизированных фабрик и отказ от мануфактуры, и модернизация устройств - изобретение конвейера, электроприборов и двигателей.
Урбанизация
В современном понимании урбанизация представляет собой прирост населения больших городов за счет миграции из сельских районов. Однако переход к индустриальному обществу характеризовался более широкой трактовкой понятия.
Города становились не только местами работы и миграции населения, но и культурно-экономическими центрами. Именно города стали границей истинного разделения труда - территориального.
Будущее индустриального общества
Сегодня в развитых странах наблюдается переход от современного индустриального общества к постиндустриальному. Наблюдается изменение ценностей и критериев человеческого капитала.
Двигателем постиндустриального общества и его экономики должна стать индустрия знаний. Поэтому научные открытия и технологические разработки нового поколения играют большую роль во многих государствах. Ценным рабочим капиталом считаются профессионалы с высоким уровнем образования, хорошей обучаемостью, и творческим мышлением. Доминирующим сектором традиционной экономики станет третичный, то есть сфера услуг.
Постиндустриальное общество - что это такое? Мы очень часто сталкиваемся с этим понятием в повседневной жизни. Однако определения его зачастую неконкретны и расплывчаты. Попробуем разобраться, чем характерно Что это такое и каковы его проявления в различных сферах человеческой
жизнедеятельности.
Типология обществ
Собственно, современные исследователи выделяют три этапа социального развития в истории людей.
- Аграрное общество
. Оно представлено в основном крестьянами, из которых почти полностью состоит. Его характеризуют труд на земле, выращивание садовых и
огородных культур, натуральные (а не товарно-денежные) отношения, низкое развитие технологий и производственных возможностей. - Индустриальный этап . Возникает в результате и замены неэффективного ручного труда на машинный. Этот факт сильно заметно способствует развитию социально-экономических отношений.
- Информационное общество .
Характеристика постиндустриального общества (или информационного)
Переход к этому этапу характеризуется постоянным нарастанием удельного веса населения, которое занято в образования и науки. Параллельно происходит снижение количества населения, занятого в материальном производстве. Достигается это за счет крайне высокого развития производственных сил и технологических достижений, что позволяет небольшому количеству людей обеспечить питанием и материальными ресурсами подавляющее большинство населения. К примеру, во многих современных передовых государствах основные сферы рабочей деятельности выглядят примерно следующим образом: на сферу услуг приходится нередко более 60% трудоспособного населения; в сельском хозяйстве заняты лишь 5%; а в промышленности - менее 35%. Современное постиндустриальное общество по-разному проявляет себя в разных сферах. Выделим основные его проявления.
В экономике
- Высокий уровень использования информации в различных экономических целях.
- Доминирование сферы услуг.
- Индивидуализированное потребление и производство.
- Автоматизация и роботизация множества сфер производства и управления.
- В сравнении с индустриальным этапом существенно более активное развитие энергосберегающих и экологически чистых технологий.
Постиндустриальное общество - что это такое в
- В таком обществе обычно развито гражданское сознание. Доминирует право и закон.
- Ему характерен политический выражается большим количеством политических движений и партий, постоянно ищущих пути к консенсусу.
- Наличие сильного в котором господствует закон и право.
Социальная сфера
- Происходит рост численности людей среднего класса.
- Постоянно нарастает дифференциация и профессионализация различных областей знаний.
- Растет степень социальной мобильности
И, наконец, в духовной сфере постиндустриальное общество - что это такое?
- Здесь характерна высокая роль науки и образования.
- Для успешной самореализации требуется непрерывное самообразование
- Развивается индивидуализированный тип сознания.
Постиндустриальное общество (post-industrial society ) - это стадия развития общества, начавшаяся в последней четверти XX века в результате научно-технической революции, характеризующаяся развитием энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичных производств, информатизацией общества, развитием науки и техники, увеличением уровня образования, медицины, качества жизни людей.
В середине XX века развертывается современная научно-техническая революция, представляющая собой переворот в технике и технологии производства на основе новейших достижений науки. Ее основные направления: освоение новых источников энергии, автоматизация производства, его химизация и биологизация. Развертывание научно-технической революции привело к трансформации индустриального общества в постиндустриальное в последней четверти XX столетия. Переход к энергосберегающим технологиям как следствие энергетического кризиса 70-х годов, создание и широчайшее использование синтетических материалов, информатизация общества на основе массового производства и использования персональных компьютеров, роботизация привели к изменению структуры занятости населения, изменили сам облик общества. В постиндустриальных странах доля занятых в традиционных отраслях производства (в добывающей и обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве) не превышает трети населения. Изменился характер труда. Так, в США в конце XX века доля занятых физическим трудом не превышает 10%, а столетие назад составляла 90%. А две трети заняты в информационном бизнесе, предоставляют финансовые, консультационные, бытовые, туристические, медицинские, образовательные и другие услуги, работают в индустрии развлечений. Этот сектор экономики называют третичным.
В постиндустриальном обществе его основой стал средний класс - основа стабильности общества. Можно выделить следующие критерии принадлежности к этому классу: владение семьей собственностью, эквивалентной 20-50 среднегодовым доходам одного работника; получение дохода, обеспечивающего семье достаток не ниже прожиточного минимума; уважение законов и традиций страны, умение и желание защищать свои права и свободы, взятие на себя доли социальной ответственности за будущее страны. Средняя семья владеет коттеджем или квартирой, одним - двумя автомобилями, полным набором современной бытовой техники, одним и более телевизором, телефоном и т.д. Для сопоставления приведем некоторые данные. Размер общей площади жилья приходится на 1 жителя (середина 90-х годов): Россия - 18,3 м 2 , Франция - 36, США - 65, Норвегия - 74. При этом в России пятая часть городских квартир и до трех четвертей сельских не имеют централизованного водоснабжения и канализации. Количество легковых автомобилей на 1 тыс. жителей в 1998 году: Китай - 2, Бразилия - 76, Россия - 110, Эстония - 200, Япония - 343, Германия - 505, Италия - 514, США - 700. Расходы на здравоохранение составляют в США 14% валового внутреннего продукта, в Германии - 9%, в России - 2,3%. Деревня как понятие исчезло. Высокий уровень потребления продуктов питания обеспечивается небольшим слоем фермеров. На первый план в постиндустриальном обществе выходит качество жизни, под которым понимается возможность жить в гармонии с природой, обществом, самим собой. О высоком качестве жизни свидетельствуют поголовная грамотность и высокий уровень образования значительной части населения, высокая продолжительность жизни, доступность и хорошее качество медицинских услуг, увеличение времени досуга и возможность рационального распоряжения им, уменьшение преступности и т.д.
К началу третьего тысячелетия н.э. в постиндустриальную стадию развития вступило примерно два с половиной десятка стран, где проживает более пятой части населения планеты. ВВП здесь составил в 1995 году 20 249 "международных долларов", 67 - 68% населения Земли живет в стране, где среднегодовой доход составляет менее 20% от первой группы, а 34% населения живет в странах со среднегодовым доходом менее 10% от первой группы. И лишь 15% населения приходится на страны со среднедушевым доходом от 20 до 99% по отношению к лидерам. Но анализ мирового развития за 70-90-е годы свидетельствует, что разрыв между высокообразованными странами и периферией планеты сокращается. Наиболее результативны усилия стран, где придерживаются курса на открытость экономики, сокращение госсектора, привлечение иностранного капитала, государственную заботу об образовании. Это открывает путь к благосостоянию даже наименее отсталым странам.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.
Тестовый контроль
1. В приведенном ниже перечне отметьте признаки доиндустриального общества:
а) основа производства - земля, сельскохозяйственный труд;
и) основной вид экспорта - сырье;
л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет;
р) решается задача преодоления неграмотности населения.
2. В приведенном ниже перечне отметьте признаки индустриального общества:
а) основа производства - земля, сельскохозяйственный труд;
б) развитие крупной машинной промышленности;
в) преобладание ручного труда;
г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;
д) основа производства - знания, информация;
е) широкое применение машинной техники;
ж) неграмотность большинства населения;
з) основной вид экспорта - средства производства;
и) основной вид экспорта - сырье;
к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.);
л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет;
м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование;
н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет;
п) непрерывное образование граждан;
р) решается задача преодоления неграмотности населения.
3. В приведенном ниже перечне отметьте признаки постиндустриального общества:
а) основа производства - земля, сельскохозяйственный груд;
б) развитие крупной машинной промышленности;
в) преобладание ручного труда;
г) средняя продолжительность жизни - 40-50 лет;
д) основа производства - знания, информация;
е) широкое применение машинной техники;
ж) неграмотность большинства населения;
з) основной вид экспорта - средства производства;
и) основной вид экспорта - сырье;
к) основной вид экспорта - интеллектуальные продукты (программы, технологии, изобретения и т. д.);
л) средняя продолжительность жизни - до 70 лет;
м) ведущую роль играют сфера услуг, наука, образование;
н) средняя продолжительность жизни - свыше 70 лет;
п) непрерывное образование граждан;
р) решается задача преодоления неграмотности населения.
4. К духовной сфере жизни общества относятся:
а) кузнечное дело;
б) сев и жатва колосовых;
в) научное открытие;
г) создание нового метода обучения;
д) театральный спектакль;
е) банковские операции;
ж) нравственная оценка поступка;
з) создание политической теории;
и) создание экономической теории.
5. Что является определяющим в индустриальном обществе?
а) сельское хозяйство;
б) теоретические знания;
в) промышленность.
6. Что означает понятие «традиционное общество»?
а) докапиталистическое, доиндустриальное общество с замедленными темпами эволюции;
б) восточное общество, вступившее в эпоху феодализма;
в) общество, в котором сильны христианские традиции.
7. Что является определяющим в доиндустриальном обществе?
а) сельское хозяйство;
б) мануфактурное производство;
в) научные знания.
8. Касты как социальные группы характеризует:
а) возникновение в связи с переходом к индустриальному обществу;
б) свободное перемещение из одной в другую;
в) опора на различие в формах собственности;
г) непроницаемость границ.
9. Особенностью социальной дифференциации современного западного общества является:
а) замкнутость общественных групп;
б) сокращение численности среднего класса;
в) численное преобладание рабочего класса;
г) уменьшение социальной поляризации .
10. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков
На основе первых религиозно-философских учений - даосизма, буддизма, конфуцианства - сложились основные духовные ценности _________ (А) цивилизаций. Существенной чертой этих цивилизаций является то, что личное начало приглушается, подчиняется принципу __________(Б). Социальный мир этих цивилизаций и сегодня достаточно пестр и представлен многочисленными этническими, религиозными, сословными группами. При этом сами группы занимают разное положение в обществе, образуя социальную __________(В). Именно благодаря этому такой тип обществ характеризует относительная социальная ____________(Г).
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) восточный;
2) западный;
3) иерархия;
4) индивидуализм;
5) коллективизм;
6) общность;
7) стабильность.
11. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
На Востоке обычаям прошлого и культурному наследию придавалось и придается особое значение, поэтому восточные цивилизации относят к _____________(А) обществу. Особую роль на Востоке всегда играло государство, которое в древности и средневековье существовало преимущественно в форме ___________(Б). Во главе стоял верховный правитель, считавшийся собственником всей __________(В) - главного богатства аграрного общества. Нередко верховный правитель являлся и религиозным главой, поэтому восточные государства носили ______________(Г) характер.
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) аристократия;
2) демократия:
3) деспотия;
5) первобытный;
6) теократический;
7) традиционный.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
На основе моральных заповедей христианства сложились основные духовные ценности ______________(А) цивилизации. Существенной чертой этой цивилизации является то, что личному началу придается главенствующее значение, то есть в обществе главенствует принцип _______________(Б). На этой основе возникла и такая черта ментальности, как нацеленность на изменение, социальное переустройство. В дальнейшем на этой почве возникло стремление покорять природу, что, в свою очередь, породило в современном мире сложные ______________(В) проблемы. В Новое время установка на преобразование постепенно привела общество к разрыву с ________________(Г) .
1) восточный;
2) западный;
3) индивидуализм;
4) культура;
5) материальный;
6) традиция;
7) экологические.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
13. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций... Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу...
Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться... В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля, как бы ни была она щедра, все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации... Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора, наконец, понять, что только от нас зависит теперь... судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом.
А. Печчеи
1) Какие глобальные проблемы современного общества выделяет автор? Укажите две-три проблемы.
2) Что имеет в виду автор, утверждая: «Наделив нас невиданной дотоле силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы даже не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы»? Сделайте два предположения.
3) Проиллюстрируйте на примерах (не менее трех) утверждение автора: «Развитие цивилизации... сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться».
4) Возможно ли, на ваш взгляд, в обозримом будущем преодолеть контраст между богатыми и бедными странами. Ответ обоснуйте.