Пенсионное страхование и обеспечение в рф. Страховая пенсия

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

  1. страхователи;
  2. страховщик;
  3. застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без , а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

  • работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);
  • являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;
  • являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
  • священнослужители;
  • иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их

В 2012 г. Правительство РФ объявило о начале очередного этапа пенсионной реформы, направленной на формирование обязательного страхового обеспечения, и создание новой системы, зависящей от взносов работодателей и позволяющей создавать накопления материальных средств.

В результате законотворческой деятельности в конце 2015 г. были сформированы три вида обеспечения:

Госпособия

Отличительная особенность государственного обеспечения: выплаты осуществляются из федерального бюджета определенным категориям граждан, не подлежащим обязательному страхованию.

  1. Государственные пособия по возрасту назначаются лицам, пострадавшим в радиационных или техногенных катастрофах.
  2. Пенсии по инвалидности выплачиваются:
    • участникам войны;
    • , пережившим блокаду и награжденным памятным знаком.

Социальная

Социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам:

  • инвалидам I- III группы, от рождения, ;
  • детям при потере кормильца до достижения совершеннолетия или до окончания очной формы обучения;
  • представителям малочисленных в возрасте 55-60 лет.

Гражданам, претендующим на получение нескольких видов пенсий, пособие назначается по их усмотрению, если законодательство не предусматривает иных действий.

Государственные пенсии назначаются бессрочно , за исключением инвалидов, которым пособия выплачивают в течение срока признания инвалидности.

Выплаты по обязательному пенсионному страхованию

Обязательное пенсионное страхование - государственная система формирования пенсионных источников населения. К субъектам страхования относят:

  • федеральные органы власти;
  • плательщиков страховых взносов;
  • страховщиков.

Важно! Единственным законным страховщиком трудовых пенсий в России является Пенсионный фонд.

Страховые

Обязательное пенсионное обеспечение состоит из страховых и накопительных пенсий. В свою очередь, страховые пособия в зависимости от категорий получателей классифицируют как пенсии:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • при потере кормильца.

Страховые пособия по возрасту назначают при соблюдении следующих условий:

  1. Наступление пенсионного возраста: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
  2. Величина стажа. Продолжительность , начиная с 2016 г. увеличивается ежегодно на один год. В 2019 г. этот показатель равняется 8 годам .
  3. Количество (не менее 11,4 ).

Важно! К 2025 году коэффициент, ежегодно увеличиваемый на 2.4 балла, достигнет 30 баллов, а минимальный страховой стаж 15 годам.

Страховое пособие по инвалидности назначают особам, признанным инвалидами I-III группы независимо от причин, рода и вида деятельности, величины страхового стажа. При полном отсутствии страхового стажа государство выплачивает инвалидам ежемесячное социальное пособие, финансируемое из федерального бюджета.

Страховое пособие при утрате кормильца назначается родственникам, находившимся на иждивении, независимо от величины стажа и причин смерти. При отсутствии стажа у кормильца, либо при совершении членами семьи уголовного преступления, приведшего к смерти, государство устанавливает выплату социального пособия.

Накопительная пенсия

Накопительная часть пенсионного обеспечения - один из основных элементов проводящейся государственной . Это часть страховых взносов (6%), поступающих на индивидуальные счета граждан в Пенсионном фонде.

В соответствии с законодательством право на формирование накопительной части имеют:

  1. Граждане РФ, родившееся в 1967 г. или позже.
  2. Лица, определившиеся с выбором пенсионного обеспечения в период 2014-15 гг.

Накопительная пенсия начисляется на основе сумм, находящихся на счетах на момент назначения обеспечения. В случае отказа от накопительной пенсии за лицом сохраняются предыдущие накопления, инвестирующиеся по его выбору, и начисляющиеся в виде:

Важно помнить , что выбор накопительной системы пенсионного обеспечения влияет на правовые возможности при формировании страхового пособия.

Начиная с 2014 г., и предположительно по 2020 г., в связи с экономическим кризисом Правительством РФ объявлен - накопительная часть пенсий «заморожена» , а взносы переводятся в страховую часть и преобразуются в пенсионные баллы. Дальнейшая судьба накопительной системы остается под вопросом, одновременно Правительство обещает учесть собранные до моратория средства при будущих выплатах.

Как выплачивают и снимают

Выдача накопленных средств возможна в нескольких вариантах. Право на единоразовую выплату имеют:

  • инвалиды;
  • лица, получающие пенсию при потере кормильца;
  • граждане без страхового стажа и нужного количества пенсионных баллов;
  • при одноразовой выплате в менее 5% от суммы страхового платежа.

Чтобы получить накопительную пенсию нужно обратиться в обслуживающий фонд с заявлением и документами, подтверждающими право на получение всей суммы. При положительном решении средства начислят через 1-2 месяца.

.

Куда перевести накопленные средства

Накопленные пенсионные средства могут находиться в Пенсионном фонде или в одном из негосударственных фондов, выбранном клиентом по собственному усмотрению. При выборе фонда специалисты советуют обращаться к организациям, принадлежащим крупным банкам и страховым компаниям, таким как Сбербанк, Росгосстрах и прочим , располагающим государственными вложениями и имеющим положительную репутацию в мире финансов.

Выбор НПФ для накопительной части пенсии — не окончательное решение и может пересматриваться владельцем средств неограниченное количество раз. При этом закон ограничивает проведение данных операций по времени, не более одного перевода в 5 лет . Перевод средств осуществляется по заявлению владельца счета.

.

Как узнать сумму средств на счету

Для определения состояние капитала на счету нужно обратиться с соответствующим заявлением в обслуживающую организацию или фонд. Пенсионное законодательство РФ предусматривает бесплатное предоставление данных о состоянии счета один раз в год .

Негосударственное

Кроме страховой и накопительной пенсии граждане РФ могут формировать дополнительный вид обеспечения - негосударственную пенсию. Обязательное условие для формирования - участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Отличительная особенность негосударственных пенсий - страховой стаж не важен, а важна сумма взносов. Заключив договор о дополнительном пенсионном обеспечении с негосударственным фондом, граждане могут самостоятельно определять величину перечисляемых процентов.

Негосударственное пенсионное обеспечение - дополнительные материальные средства, позволяющие «нарастить» основную часть пенсии, в том числе и при отсутствии нужных страховых лет.

Преимущества дополнительного пенсионного обеспечения:

  • добровольный характер принимаемого решения;
  • возможность оставаться «на плаву» после завершения трудовой деятельности, и кардинально не изменять сложившийся образ жизни из-за изменения материального положения.

Негосударственные пенсионные фонды предлагают:

  • персональный подход к клиентам с учетом возрастных данных, уровня доходов, планируемого периода внесения средств на счет;
  • гибкую систему начисления взносов - право самостоятельно принимать решение о суммах и времени внесения средств.

Накопления можно инвестировать - прибыль не зависит от суммы взноса. Вложив небольшую часть сбережений, можно получать регулярный стабильный доход. Также негосударственная пенсия передается по наследству и не облагается подоходным налогом.

Видео-консультация по теме


Все мы стареем. Правда, кто-то думает, что старость еще очень далеко, а кто-то напротив, стоит на пороге пенсионного возраста. Так или иначе, но каждому из нас рано или поздно предстоит столкнуться с вопросами о пенсионном страховании. Необходимо, чтобы каждый будущий пенсионер был максимально грамотным в этом вопросе. Вы должны понимать, что относится к пенсионному обеспечению, на какую пенсию может рассчитывать, а также быть в курсе всех своих прав и обязанностей в рамках сферы. В статье мы уделим внимание понятию обязательного пенсионного страхования, узнаем основные нюансы оформления, а также другие проблемные вопросы, с которыми придется столкнуться будущим пенсионерам в Российской Федерации. Обо всём этом читайте ниже.

Что из себя представляет обязательное пенсионное страхование, каковы его цели и функции?

В первую очередь уделяем свое внимание расшифровке понятия обязательного пенсионного страхования. Как правило, под этим термином понимается система, благодаря которой государственные органы формируют определённый источник, из которого и финансируются все пенсии граждан. Лица, которые имеют право на получение обязательного пенсионного страхования тоже имеют свое установленное законом название. Их называют застрахованными лицами.
В ситуации, когда наступает непосредственный страховой случай, пенсионный фонд должен выплатить таким застрахованным лицам пенсию.

Основной функцией пенсионного страхования является обеспечение граждан необходимыми денежными средствами по факту выхода на пенсию. Цель у данной системы также проста. Каждый работающий пенсионер, с заработной платы которого отчисляли страховые взносы, имеет полное право на получение денежных средств, и за этим тщательно наблюдает Пенсионный фонд Российской Федерации. Сама система обязательного пенсионного страхования задумывалась как мера, которая позволит пенсионерам получать доход даже по факту окончания своей трудовой деятельности.

Еще одна цель Пенсионного фонда нашей страны — это структурировать данные о пенсионерах. Получая данные о платежах, сотрудники пенсионного фонда ведут дела, заполняют сложные таблицы и ведут иные расчеты. Все эти действия направлены на ведение статистики и работу органа в соответствующем режиме.

Пенсионный фонд хочет спрогнозировать суммы и бюджет, поэтому это еще одна очень важная цель.

ФЗ 167 об обязательном пенсионном страховании

Главой Российской Федерации в 2002 году был принят федеральный закон номер 167, который полностью освещает вопросы обязательного пенсионного страхования и связанных нюансов. Благодаря этому нормативно-правовому акту и запустился процесс формирования абсолютно новой, ни на что непохожей пенсионной системы Российской Федерации.

С 2002 года пенсионная система Российской Федерации испытывала на себе массу изменений. Сам бюджет пенсионного фонда Российской Федерации теперь пополняется за счет средств, которые в рамках страховых взносов отчисляет работодатель.

Все отчисления распределяются, а затем, учитываются на личном счете человека. Также, благодаря этому федеральному закону появилось такое понятие, как «накопительный элемент». Именно на этом этапе и случаются новые преобразования, а также доработки, которые позволят системе обязательного пенсионного страхования работать, как часы.

После того как Федеральный закон 167 был принят, все граждане Российской Федерации стали застрахованными лицами. Кроме того, в рамках пенсионного фонда Российской Федерации на каждого застрахованного гражданина заводится свое личное дело. Именно в этом личном деле фиксируются ежемесячные отчисления от заработной платы. Все эти выплаты суммарно будут составлять будущую пенсию работника.

Субъекты ОПС, их права и обязанности

Поговорим о субъектах обязательного пенсионного страхования. К субъектам относятся застрахованные лица, сами страхователи, а также страховщики. Начнем по порядку.

  1. Застрахованные лица — это лица, которые являются гражданами Российской Федерации. При этом они проживают на постоянной основе на территории страны. Также к застрахованным лицам можно отнести и иностранцев. Однако эти люди должны являться резидентами Российской Федерации, а также осуществлять трудовую деятельность на основании трудового договора. Также представители этой группы лиц должны получить или встать в очередь за получением вида на жительство. Основным подтверждением факта того, что лицо застраховано в системе обязательного пенсионного страхования является наличие определенного документа. Этот документ именуется СНИЛСом. Это свидетельство выдается лицу при обращении в Пенсионный фонд. Получить СНИЛС можно не только при устройстве на работу, но даже будучи несовершеннолетним.
  2. Следующими субъектами является страхователи. Это ключевые участники системы. Без них само по себе обязательное пенсионное страхование попросту невозможно. Именно страхователи ежемесячно отчисляют в Пенсионный фонд взносы, которые позволят в будущем обеспечить пенсию работников. По сути, это работодатели, которые следят за страховыми отчислениями, ежемесячно переводя их на определенный расчётный счёт. Как вы знаете, на страховую пенсию отчисляется ровно 16% взносов. Поэтому работодатели несут на себе ещё и бремя ответственности того, чтобы каждое отчисление было правильно высчитано.
  3. Третий субъект подобных правоотношений — это страховщики. На сегодняшний день официальный страховщик в Российской Федерации один — это пенсионный фонд. Однако если вы предпочитали негосударственные пенсионные фонды, ваш страховщик существенно отличается от того, которого мы обсуждаем в рамках данной статьи. Потребуется рассмотрение иных положений. Именно пенсионный фонд управляет всеми средствами на территории Российской Федерации. Страховщики ведут учет полученных взносов, распределяют их, дают распоряжение об отчислениях.

Содержание договора о пенсионном страховании по состоянию на 2018 год

Договор на обязательное пенсионное страхование - это акт, благодаря которому и осуществляется взаимодействие застрахованного человека и пенсионного фонда. При этом, посредником в данной ситуации выступает работодатель. Вам необходимо ознакомиться с пунктами договора об обязательном пенсионном страховании между пенсионным фондом и лицом.

  1. В первом пункте прописываются все общие положения. Как правило, это данные из паспорта, а также реквизиты.
  2. Указывается предмет договора, а именно, получение страховых взносов.
  3. Прописываются права и обязанности как пенсионного фонда Российской Федерации, так и гражданина.
  4. Указывается учёт и процедура инвестирования средств и накоплений застрахованного лица.
  5. Устанавливается порядок и очередность выплат пенсии.
  6. Прописываются меры ответственности сторон.
  7. Также, прописываются санкции, которые подразумевают наказание за неисполнение пунктов договора для каждой из сторон.
  8. Указывается порядок прекращения договорных отношений, а также внесение изменений в них.
  9. Устанавливается срок действия акта.
  10. Если у сторон есть дополнительные требования к друг другу, они также указываются.
  11. Ставятся реквизиты документа, подписи сторон, а главное, печать пенсионного фонда.

Следует напомнить вам, что данный акт должен в обязательном порядке быть составлен на белом чистом листе формата А4. Кроме того, необходимо помнить, что данный документ должен быть написан только на компьютере печатным шрифтом. В случае, если по каким-либо причинам у вас нет возможности напечатать документ, вы должны написать его от руки понятным почерком без допуска ошибок. Только в таком случае документ действительно будет принят. Используйте только синюю или черную пасту. Не отклоняйтесь от пунктов бланка. Заранее убедитесь, что ваш почерк читаем и ни в коем случае не мельчите.

Система индивидуального формирования размера пенсии

На сегодняшний день действует реформа о системе индивидуального формирования размера пенсии. В соответствии с новыми принципами накопительной системы, формироваться индивидуальный пенсионный капитал начнет с 2019 года. Однако условием является положительное рассмотрение документов законопроекта.

Также некоторые пенсионные выплаты могут быть очень гибкими и доступные возможности будут зависеть от объема накопленных средств. Поэтому для некоторых граждан появится возможность досрочного получения пенсионных накоплений.
Однако в каком порядке они будут выдаваться пока неизвестно.

Основная разница между существующей накопительной системой и новой состоит в следующем. Теперь денежные средства будут формироваться за счет доп взносов самих граждан, а также благодаря обязательному взносу, который составит 22%. Накопительные средства станут сразу же собственностью граждан. Применение такой системы позволит гражданам получать в различные налоговые льготы и иные преимущества.

Кроме того, подобные системы положительно скажутся на работе экономики Российской Федерации.

Тарифы и способы оплаты страховых взносов

Рассмотрим основную применимую таблицу ставок, которая была актуальна ещё в 2017 году, но при этом, сохраняет свою актуальность и по сегодняшний день.

  • В 2017 году руководители организаций платили взносы по общему тарифу 30% .
  • При этом, на социальное страхование уходило около 2,9%.
  • На пенсионное страхование 22%.
  • А вот на медстрахование уходило 5,1%.

Работодатель может рассчитывать на пониженные взносы, однако если сумма взносов превысит установленную величину предельной базы. На сегодняшний день в рамках 2018 года рассматриваются и другие суммы и тарифы страховых взносов. Однако, решение об их принятии ещё не оглашено. Как правило, решение может быть принято в апреле текущего года.

Конкретные изменения 2018 года в сравнении с предыдущим периодом

Система обязательного страхования в Пенсионной сфере меняется практически ежегодно. Рассмотрим, какие же изменения претерпела эта сфера в 2018 году.

Так, 7 июня 2017 года в законную силу вступил федеральный закон номер 114, который вносил изменения в статью 33 ФЗ «об обязательном пенсионном страховании». В данной норме были пересмотрены тарифы страхового взноса, а также процентные ставки.

По факту наступления 2018 года для страхователей, которые были упомянуты в четвёртом и пятом пункте закона, применяется тариф страхового взноса 13,6%. Также, уже в 2019 году для страхователей, которые указаны в пунктах выше, будет применён тариф 20%.

В течение промежутка времени с 2018 по 2023 год для страхователей, которые указаны в пункте 6 закона, будет применён тариф страхового взноса 8%. Данный закон вступил в свою силу уже 1 января 2018 года.
Подробнее ознакомиться с таблицами вы можете в интернете. Однако, более детально и по факту этот нормативно-правовой акт вам разъяснит сотрудник пенсионного фонда. Вполне вероятно, что вы запутаетесь в данных таблицах, в результате чего посчитаете свою будущую пенсию неправильно.

Формирование и размер бюджета ПФР

В 2017 году прогнозировалось, что расход средств пенсионного фонда будет происходить на основании увеличения количества пенсионеров, при этом, число трудящихся граждан будет стремительно уменьшаться.

Основываясь на данных положениях, Министерством труда был опубликован проект бюджета, который охватывал 2018-2019 годы. Доход в бюджет составит около 8,23 триллион руб. А вот расходы будут равны 8,5 млрд. В соответствии с содержанием этого проекта, дефицит бюджета может составить 181,7 млрд руб.

Однако затем прогнозы стали ещё более заоблачными. Объем расходов составит 8,36 триллионов рублей, а вот объем расходов 8,58 триллионов. При этом дефицит увеличится до 220 млрд руб.

Однако глава пенсионного фонда заверил всех, что пенсионные выплаты будут индексироваться только соразмерно росту потребительских цен. Однако в случае, если цены резко возрастут, а пенсионный бюджет не сможет позволить себе подобного увеличения, есть основания полагать, что вероятнее всего, пенсии лишь увеличатся на определенный процент.

В нашей стране все граждане, независимо от стажа работы и уровня дохода, получают материальное обеспечение по возрасту. Пенсионная система все еще находится в стадии разработки.

Ежегодно в существующие законы вносятся изменения и уточнения, меняется порядок начисления пенсий и возраст выхода на заслуженный отдых, однако неизменным остается обязательное государственное пенсионное страхование, как гарантия будущей материальной поддержки от государства.

Под обязательным пенсионным страхованием понимается целый комплекс действий и средств, которые осуществляет государство для того, чтобы компенсировать людям, утратившим трудоспособность, их доход, получаемый ранее. , который определяет общий порядок страхования и все основные его положения, назначает участниками данной системы трех субъектов:

  • человек, имеющий доход, работающий на страхователя, считается застрахованным лицом . Им может быть не только гражданин России, но и постоянно или временно проживающий на территории нашей страны иностранный гражданин или человек без гражданства, если выплата пенсии полагается им по закону;
  • страхователь – работодатель застрахованного лица, выплачивающий ежегодно взносы в Пенсионный фонд;
  • страховщик – организация, выплачивающая застрахованному средства в случае наступления нетрудоспособности по возрасту или по иным причинам, установленным законом.

По «Об обязательном пенсионном страховании» гарантом выполнения пенсионной программы является государство в лице федерального Пенсионного фонда России. В его ведении находятся все средства, поступающие от страхователей. В регионах действуют местные подразделения государственного фонда, подчиняющиеся федеральному.

Права и обязанности участников пенсионного страхования

Страховщиками, по выбору застрахованного лица, могут выступать ПФР и негосударственные пенсионные фонды. Все права и обязанности страховщика отражены также в . Страховщик может осуществлять проверку работодателей, требовать от них устранения неточностей; запросить информацию о страхователе в налоговой инспекции; имеет право распоряжаться средствами фонда.

В свою очередь его обязанностями, по закону, являются формирование тарифов страховых взносов и их обоснование, проверка всех поступающих сведений и документов, назначение (и перерасчет) и выплата пенсионного обеспечения гражданам при наступлении страхового случая.

Страхователь

Работодатель должен переводить средства в ПФР в размере установленного тарифа, а также по требованию ПФ предоставлять все необходимые документы. Он имеет право участвовать в управлении страхованием, получать информацию от страховщика о сумме выплаченных взносов. В случае необходимости может обратиться в суд для защиты своих прав.

Застрахованное лицо

Для того чтобы начать получать государственное пособие, гражданин должен передать в Пенсионный фонд свои документы. Кроме этого, закон № 167-ФЗ обязывает его извещать страховщика о любых изменениях в жизни, которые могут повлиять на размер выплат, сроки начисления или порядок.

Застрахованный может получать все сведения о состоянии своего лицевого счета по первому требованию; по закону, он имеет право на получение пенсии при наступлении страхового случая, а при не соблюдении его прав – подать иск в суд на страхователя или страховщика.

Структура обязательного пенсионного страхования

Все официально работающие граждане, имеющие «белую» зарплату, из которой производятся отчисления в государственный бюджет, зарегистрированы в системе ОПС, имеют свой лицевой счет и документ, подтверждающий их регистрацию. Это свидетельство о государственном пенсионном страховании, в котором обязательно отражается и страховой номер индивидуального лицевого счета (). Именно по этому номеру можно в базе данных ПФР найти сведения о взносах и своих накоплениях, из которых в будущем будет сформирована пенсия. Получить свидетельство можно, обратившись в отделение ПФР по месту жительства.

Работодатель ежемесячно перечисляет в Фонд социального страхования средства в размере 22% от годового дохода застрахованного лица.

По , из этих взносов 6% направляются на формирование накопительной части пенсии, а 16 % – на страховую ее часть.

Эти деньги идут на выплату пенсии сегодняшним пенсионерам, и в будущем будут формировать базовую часть пенсии самого застрахованного. Государство ежегодно производит индексацию базовой части страховой пенсии с учетом инфляции.

Важно! Накопительная часть пенсии не индексируется государством. Убыточность или, наоборот, прибыльность фонда, выбранного застрахованным, будет зависеть от грамотного инвестирования средств членов фонда и от многих других факторов.

С 2016 года граждане, только начинающие свою трудовую деятельность, в течение первых 5 лет могут выбрать способ формирования будущей пенсии: отправлять все выплаты только на формирование страховой части или перевести часть средств на накопительную.

Договор обязательного пенсионного страхования

Для того чтобы в будущем иметь возможность воспользоваться своей накопительной частью пенсии, нужно заключить договор обязательного пенсионного страхования между или управляющей компанией.

Он имеет единый образец, утвержденный правительством. Составляют такое соглашение в трех экземплярах: один остается у застрахованного, второй и третий передается в Пенсионный фонд России. В нем обязательно должны быть отражены следующие моменты:

  • информация о застрахованном лице, его паспортные данные, адрес и т. д.;
  • реквизиты страховщика;
  • права и обязанности каждой из сторон;
  • срок действия договора;
  • ответственность, которая возлагается на каждую из сторон за несоблюдение условия договора;
  • порядок учета поступивших средств и их вложения в инвестиционные проекты;
  • условия выплаты накопительной пенсии и порядок выплат;
  • условия досрочного прекращения договора или внесения изменений и дополнений в него;
  • реквизиты обеих сторон.

Для оформления соглашения от застрахованного потребуется только паспорт и СНИЛС.

Образец договора обязательного пенсионного страхования с НПФ “Согласие”:

В договоре заранее оговариваются и условия выплаты накопительной части правопреемнику застрахованного лица, если тот скончается до выхода на пенсию. Этот пункт можно и опустить, тогда наследники будут определяться на общих юридических основаниях.

Обо всех изменениях, влияющих на размер будущей пенсии и условия ее выплаты, нужно сообщать не только в свое отделение ПФР, но и страховщику, с которым заключен договор ОПС.

Обязательное пенсионное страхование: понятие, субъекты, правовое регулирование

Отношения по обязательному пенсионному страхованию регулируются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ ".

Понятие обязательного пенсионного страхования

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

    страхователи;

    страховщик;

    застрахованные лица.

Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является:

    Пенсионный фонд РФ;

    негосударственные пенсионные фонды.

Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Страхователи

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

    организации;

    индивидуальные предприниматели;

    физические лица;

2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. К страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Застрахованные лица

Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев:

    работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде), по договору авторского заказа , а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения;

    самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

    являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

    работающие за пределами территории РФ в случае уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

    являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

    священнослужители;

Правовое регулирование обязательного пенсионного страхования

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:

    Конституции Российской Федерации;

    ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

    ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

    ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования";

    ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

    ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

    иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим законодательством, применяются правила международного договора Российской Федерации.

1.2 Пенсионное обеспечение в России в 20-90-х годах XX века

Государственное пенсионной страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве развитых стран, - в начале XX века и не получило широкого распространения.До 1917 года страхование по старости не входило в сферу интересов органов государственного управления. Только отдельные виды профессиональной деятельности (в основном связанные с государственной службой) обеспечивались специальными видами социальных пособий после прекращения гражданином работы в связи с наступлением определенного возраста.После Октябрьской революции, в 20-х годах, был поставлен на обсуждение вопрос о необходимости рассмотрения старости как отдельного вида нетрудоспособности, который нуждается в пенсионном обеспечении.В то время социальное обеспечение престарелых строилось только на основе учета возраста, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности. Однако уже в 1924 году пенсионным обеспечением были охвачены преподаватели высших учебных заведений по достижении ими 65 лет, в 1928 - рабочие текстильной промышленности, в 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта. В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности и пенсии по старости и порядок выплаты пенсии продолжающим работать.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Развитие системы пенсионного страхования в 60-90-е годы.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости, который отменил выплату пенсии по старости работающим пенсионерам и одновременно увеличил размеры назначаемой пенсии.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

В дальнейшем изменения пенсионного законодательства были направлены на более активное материальное стимулирование занятости пенсионеров.

Поскольку социалистическая пенсионная система была построена на принципах государственного социального страхования, она не содержала комплекса необходимых экономических признаков, характеризующих обязательное пенсионное обеспечение, присущих традиционным формам пенсионного страхования. В то же время данная система содержала одно важное преимущество - она обеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень.

Поэтому советская пенсионная система, сложившаяся и существовавшая с середины 60-х годов и до 1990 года, получила определение "государственное пенсионное обеспечение".

Средства на государственное пенсионное обеспечение, как и средства на государственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственного страхования, который, в свою очередь, являлся составной частью государственного бюджета страны. Таким образом, пенсионная система полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета.

Учитывая относительно низкий уровень пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода, необходимо отметить сбалансированность бюджета социального страхования.

Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых соизмерялся с прошлым заработком.

В законодательстве восьмидесятых годов выделяются следующие виды пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, за выслугу лет.

Материальное обеспечение инвалидов войны, инвалидов с детства и от рождения осуществлялось за счет союзного бюджета, бюджета республик и т.д. Для этого, в частности, в бюджетах были предусмотрены средства на выплату пенсий и пособий военнослужащим и их семьям. Пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.

Пенсионное обеспечение военнослужащих сверхсрочной службы и приравненных к ним лиц, их семей и т.п. проводилось в особом порядке, установленном Советом Министров СССР. Пенсионные выплаты поступали из бюджета Министерства обороны СССР.

Пенсионное обеспечение работников науки регулировалось специальным Положением "О пенсионном обеспечении работников науки", которое в то же время не исключало возможности получения работниками науки или членами их семей пенсии по общему пенсионному законодательству.

В отношении работников колхозов в 1969 году в стране была введена единая система социального страхования колхозников. При этом пенсионное обеспечение данной категории трудящихся осуществлялось непосредственно из централизованного союзного фонда, который формировался за счет отчислений от сумм валового дохода колхозов и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.

Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы показывают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х годов.

Главной проблемой любой пенсионной системы является несбалансированность доходной и расходной частей ее бюджета. К середине 80-х годов финансово-ресурсная обеспеченность выплат пенсий снизилась настолько, что в случае очередного незначительного повышения размера пенсии потребовалось привлечение дополнительных средств.

Несмотря на повышение тарифа отчислений на социальное страхование, не удалось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.

Начавшиеся в 90-х годах масштабные глубинные радикальные преобразования в политическом и экономическом устройстве страны, переход к рыночной экономике потребовали обоснования и применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения, тем более, что существовавшая в стране пенсионная система к тому времени показала свою неэффективность и выявила большое количество социально-экономических проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда в бюджетно-финансовую систему страны.

Предполагалось, что в ходе проведения пенсионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики государства, а именно: стабилизация и значительный подъем материального положения енсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан.

Государственное пенсионное обеспечение: виды, круг лиц и круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ ", и которая предоставляется гражданам:

    в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности);

    в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;

    в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;

    нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" назначаются следующие виды государственного пенсионного обеспечения:

    пенсия за выслугу лет;

    пенсия по старости;

    пенсия по инвалидности;

    пенсия по случаю потери кормильца;

    социальная пенсия.

Круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

    федеральные государственные гражданские служащие;

    военнослужащие;

    участники Великой Отечественной войны;

    граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

    граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

    граждане из числа космонавтов;

    граждане из числа работников летно-испытательного состава;

    нетрудоспособные граждане.

Члены семей данных граждан имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных законом.

Круг лиц, имеющих право на получение двух пенсий одновременно

Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется:

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости;

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться:

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия;

    пенсия по случаю потери кормильца и пенсия за выслугу лет (по инвалидности);

5) нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им могут устанавливаться:

    пенсия по случаю потери кормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности);

    пенсия по случаю потери кормильца и социальная пенсия (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца).

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по старости.

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных ст. 7.1 закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством РФ (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Дополнительное пенсионное обеспечение – что это?

С 2002 года в России осуществляется реформирование пенсионной системы. Основная задача реформы – повышение уровня пенсионного обеспечения российских граждан, развитие страховых и накопительных принципов начисления пенсий. Составляющей частью пенсионной системы России является негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение, как механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов, работодателей и работников по формированию дополнительных пенсий. Необходимость развития в обществе дополнительного пенсионного обеспечения обусловлено рядом факторов: Во-первых, ситуация такова, что прожиточный минимум за второй квартал 2006 г. на 1 августа 2006 года составляет 3 562 рублей, а средний размер трудовой пенсии – 2 877 рублей. Во-вторых, соотношение среднего размера пенсии и средней заработной платы по стране не превышает 25-30% и имеет тенденцию к снижению. В соответствии с рекомендациями Международной организации труда пенсия должна быть не ниже 40 % от последнего заработка при соответствующем трудовом стаже. В-третьих, неблагоприятная демографическая ситуация и старение населения в стране. Прогноз Федеральной службы статистики на долгосрочную перспективу показывает значительное сокращение числа работающих граждан. К 2020-2025 гг. на одного работающего будет приходиться один пенсионер, что приведет к еще более серьезному дефициту государственной пенсионной системы. В-четвертых, это вывод из накопительной системы обязательного пенсионного страхования наиболее экономически активных граждан (старше 1967 года рождения). В условиях рыночной экономики государство не в состоянии нести на себе бремя всех социальных обязательств перед гражданами и объективно вынуждено стимулировать граждан накапливать себе на старость самостоятельно или за счет работодателя через построение корпоративных или индивидуальных пенсионных программ. При соответствующей государственной политике, максимально стимулирующей формирование юридическими и физическими лицами добровольных пенсионных накоплений, система негосударственного пенсионного обеспечения должна стать одним из ключевых направлений развития пенсионной системы России. В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 07.05.1998 №75-ФЗ) негосударственный пенсионный фонд – это особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются: - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения; - деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании; - деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию. Другими словами негосударственный пенсионный фонд – некоммерческая организация социального обеспечения целью и задачей, которой является сохранение и приумножение средств вкладчиков, предназначенных для выплаты будущей пенсий участникам фонда. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, формирование и инвестирование пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда. Дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц в негосударственные пенсионные фонды. Схематично деятельность НПФ по дополнительному пенсионному обеспечению можно представить так: 1. Организация заключения договоров негосударственного пенсионного фонда с предприятиями и организациями (вкладчиками) в пользу работников (участников) – корпоративные пенсионные программы, а также с физическими лицами в свою пользу или в пользу третьих лиц (участников) – индивидуальные пенсионные планы. 2. Аккумулирование пенсионных взносов вкладчиков – физических или юридических лиц. 3. Формирование пенсионных резервов и осуществление учета пенсионных обязательств в форме ведения пенсионных счетов вкладчиков и участников (солидарные и именные пенсионные счета) 4. Инвестирование пенсионных резервов в целях их сохранения и прироста. Учет инвестиционного дохода и распределение по пенсионным счетам вкладчиков и участников 5. Назначение и выплата негосударственных пенсий участникам, имеющим пенсионные основания. В чем преимущества взаимодействия с НПФ? Для предприятия программа дополнительного пенсионного обеспечения – это расширение социального пакета работников, развитие социальной политики, элементов управления персоналом и мотивации труда. Государство установило особый налоговый режим для предприятий, которые реализуют пенсионные программы для своих работников. Предприятие может относить на себестоимость пенсионные взносы в пользу работников в размере 12% от фонда оплаты труда. Пенсионные взносы предприятия не облагаются налогом на доходы физических лиц. Доход, полученный от размещения НПФ пенсионных резервов, не облагается налогом на прибыль в пределах ставки рефинансирования ЦБ РФ. Наконец, сформированные пенсионные резервы на определенных условиях могут быть реинвестированы в проекты развития предприятия, ипотечные механизмы. Получают развитие муниципальные пенсионные программы для дополнительного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы. Для физических лиц – индивидуальные пенсионные планы, возможность накопления на старость на приемлемых условиях. Инвестиционная деятельность НПФ определяется их статусом некоммерческой организации. В отличие от страховых компаний, банков и паевых инвестиционных фондов, инвестиционные доходы НПФ направляются на пополнение пенсионных счетов клиентов для выплаты негосударственных пенсий участникам, за вычетом средств на обеспечение уставной деятельности фондов (максимум 15% от дохода). Услуги НПФ могут быть привлекательны только в том случае, если инвестиции обеспечивают сохранность и защиту пенсионных накоплений клиентов от инфляции на долгосрочный период. В соответствии с законодательством НПФ несет ответственность по обязательствам перед вкладчиками всем своим имуществом. В целях защиты прав и интересов вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства законодательством установлен многоступенчатый уровень надзора и контроля за деятельностью НПФ: – государственное регулирование деятельности НПФ осуществляют уполномоченный федеральный орган (Федеральная служба по финансовым рынкам, Минздравсоцразвития РФ), а также налоговые органы; – вневедомственный контроль осуществляют специализированный депозитарий, независимый аудитор, независимый актуарий; – внутренний надзор и контроль – Попечительский Совет и Ревизионная комиссия НПФ, а также вкладчики и участники НПФ в форме контроля за состоянием их пенсионных счетов. Основными критериями определения надежности НПФ являются: - период времени работы фонда на рынке; - размер собственного имущества; - состав учредителей и совета фонда; - возможности развития; - исполнение обязательств фонда; - доходность инвестиций фонда. По данным ФСФР России по состоянию на 1 июля 2006 года собственное имущество 258 российских НПФ составляет более 371,4 млрд. рублей, из них пенсионные резервы превышают 297,8 млрд. рублей. Участниками НПФ являются около 6,2 млн. человек, из которых более 758 тысяч уже являются получателями негосударственных пенсий. Средний размер негосударственных пенсий составляет более 1000 рублей. Согласно обзору Центрального банка РФ по итогам 2005 года пенсионные резервы НПФ более чем в полтора раза превышают страховые резервы страховых компаний. Значительные ресурсы НПФ (62%) размещаются в нефинансовых организациях. По мнению Банка России показатели деятельности НПФ имеют существенное влияние на финансовые потоки в экономике страны и должны учитываться при составлении платежного баланса страны и осуществления макроэкономического анализа. Таким образом, система негосударственного пенсионного обеспечения (негосударственные пенсионные фонды, вкладчики и участники НПФ – юридические и физические лица) представляет стабильно развивающуюся систему.