Направления использования финансов в целях социально-экономического развития

Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Финансы и их сущность……………………………………………….4

1.1. Социально-экономическая сущность финансов………………………….4

1.2. Функции финансов………………………………………………………… 9

1.3. Место и роль финансов в рыночной экономике………………………….12

Глава 2. Этапы развития финансов и их характеристика…………………..14

2.1. Основные этапы развития финансов…………………………………….14

2.2. Основные закономерности развития финансов в России………………18

2.2.1. Становление финансовой системы социалистического

Государства……………………………………………………………………..20
2.2.3. Особенности финансов страны при переходе к рыночной

экономике……………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………33

Введение

Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства.

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов.

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает экономический и финансовый кризис.

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

Глава 1. Финансы и их сущность.

1.1. Социально-экономическая сущность финансов.

Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов.

Финансы означают денежные отношения между субъектами, другими словами, материальной основой существования и функционирования финансов выступают деньги, денежный оборот.

При этом субъекты обладают разной юридической силой, т.е. их отношения регулируются императивными нормами, а один из них – государство – наделен властными полномочиями. Результатом этих отношений является формирование общегосударственного фонда денежных средств (бюджета). Мобилизация средств в бюджет приобретает форму принудительного налогообложения.

Денежный оборот включает разнонаправленные денежные потоки. Перемещающиеся денежные массы представляют собой финансовые ресурсы: прибыль, доходы от различных видов деятельности и др.

Финансы – это денежные отношения, но не все денежные отношения – суть финансы. Денежные отношения возникают между:

Предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

Государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет и финансировании расходов;

Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

Предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

Отдельными звеньями бюджетной системы в процессе бюджетного регулирования;

Страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т.д.

Нельзя рассматривать как финансы денежные отношения между равноправными физическими или юридическими лицами, регулируемые договорами гражданско-правового характера. Здесь государство в отношениях партнеров не присутствует.

Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда хозяйствующих субъектов. Финансы же – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Таким образом, финансы обладают некими признаками, которые выделяют их из множества других денежных отношений. Финансы – это совокупность денежных отношений, одним из участников которых является государство, посредством которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач.

Формирование и использование бюджета стало носить регулярный характер. Возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме. Если ранее государственные доходы формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то к концу ХIХ – началу XX в. на долю денежных налогов приходилось уже 80–90% всех доходов бюджета. Только на этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным в полной мере распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

На протяжении тысячелетий вплоть до становления товарноденежного хозяйства основная часть потребностей государства удовлетворялась за счет принудительного взимания многочисленных натуральных повинностей и сборов. Деньги обращались, но денежное хозяйство было узким и весьма ограниченным. Общегосударственный фонд денежных средств (бюджет) был также мизерным, и основная его часть расходовалась на подготовку и ведение войн.

Постепенно общества переходят на регулярное формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Этот эволюционный процесс привел к построению определенным и все более эффективным образом структурированной системы государственных доходов и расходов. Государства законодательно закрепляли состав и структуру бюджетов. Статьи расходов этих бюджетов на протяжении столетий обеспечивали преимущественно четыре устойчивых функции государства: военные цели, государственное администрирование, развитие определенных сфер экономики, социальные нужды. Постепенно трансформировалась и приобретала стабильность система формирования государственных доходов. Натуральные подати заменялись денежными налогами. Однако финансовая система и в эти эпохи была узка и состояла лишь из одного звена – бюджета.

Качественно новый этап развития финансов складывается в капиталистической общественно-экономической формации, которая характеризуется развитием товарно-денежных отношений, становлением нового типа государственности. А потому возникли новые типы денежных отношений по поводу их формирования и использования. В этих условиях финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

Истекший XX век в еще большей степени усложнил финансовые отношения, особенно после Второй мировой войны. Колоссально возросли размеры государственных бюджетов. Государство аккумулировало ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов. Оно во многих странах превратилось в активного и могущественного субъекта экономических отношений. Огромные суммы денежных средств позволили государству оказывать существенное влияние на процессы общественного воспроизводства.

Итак, финансы выступают одновременно и экономической, и исторической категорией: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем. В этом процессе можно выделить по меньшей мере два этапа:

Первый – неразвитая форма финансов. Характерные черты этого этапа: непроизводительное использование собранных средств); незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы, состоявшей практически из одного звена – бюджета. Финансовые отношения были связаны исключительно с формированием и использованием бюджета.

Второй этап развития финансов, напротив, характеризуется многозвенностью финансовых систем, высокой степенью регулирующего воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Повсеместно происходит огосударствление значительной части национального дохода. Если в начале XX в. в ведущих странах перераспределялось через финансовую систему 9–18% национального дохода, то в настоящее время этот показатель составляет 30–50 и даже 70%. Располагая огромными фондами денежных средств, правительства многих государств, международные финансовые организации оказывают существенное воздействие на процесс воспроизводства. Они используют различные приемы и методы прямого и косвенного регулирования экономики. Расширилась сама сфера финансовых отношений.

В странах с развитой рыночной экономикой преобладающей организационно-правовой формой стала корпоративная – акционерные общества. Корпорации мобилизуют капитал путем эмиссии акций, преобразующей денежные сбережения в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка и другие формы привлечения средств существенно расширили и разнообразили возможности роста корпораций. В иных условиях они вынуждены были бы развиваться лишь за счет собственных, относительно ограниченных источников.

Иными словами, в результате длительной экономической эволюции финансовые отношения распространились на два уровня. На первом уровне денежные отношения опосредуют формирование и использование централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. На втором уровне эти же отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий. Учитывая расширение сферы финансовых отношений, в настоящее время в нее включают экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством принятых на себя конституционных функций и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Материальным источником денежных фондов выступает национальный доход государства – вновь созданная стоимость. Поэтому условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Он определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. С учетом размеров национального дохода и пропорции его деления на фонд потребления и фонд накопления определяются темпы и пропорции развития экономики, ее структура.

1.2. Функции финансов.

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением

1. Распределительная функция. Распределение национального дохода зак ючается в созда­нии так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формирую ся при распределении национального дохода среди участников матери­ального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства. Перераспределение национального дохода связано с межот­раслевым и территориальным перераспределением средств в инте­ресах наиболее эффек ивного и рационального использования до­ходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием на­ряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохране­ние, социальное страхование и социальное обеспечение, управле­ние); с перераспределением доходов между различными социаль­ными группами населения. В результате перераспределения обра­зуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, получен­ные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др). Вторичные доходы служат для фор­мирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении нацио­нального дохода, в пропорции его конечного использования.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей эконо­мики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).

Таким образом, перераспределение ационального дохода происходит между производственной и непроизводственной сфе­рами народного хозяйства, отраслями материального производст­ва, отдельными регионами страны, формами собственности и со­циальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национал ного дохода и валового внутреннего продук а, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена за­дачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наимен ших затратах.

2. Контрольная функция. Будучи ин­струментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного про­цесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распреде­лением валового внутреннего продукта по соответствующим фон­дам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития обще­ственного и частного производства, ускорение научно-техническо­го прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звень­ях народного хозяйства. Он охватывает производственную и не­производственную сферы и нацелен на повышение экономическо­го стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных бо­гатств.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопро­сам, своевременности и полноты выполнения финансовых обя­зател ств перед бюджетной системой, налоговой службой, бан­ками, а также взаимных обязат льств предприятий и организа­ций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют фи­нансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной сис­темы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

3. Регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроиз­водства. В целях регулирования экономики и социальных отноше­ний используются также финансово и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ р гулирующая функция развита слабо.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Фи­нансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансо­вый механизм.

1.3. Место и роль финансов в рыночной экономике.

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара. Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

Общественные финансы;

Финансы хозяйствующего субъекта.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства -означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов собственных, заемных, привлеченных.

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов осуществляется различными методами:

Через эффективное вложение финансовых ресурсов;
- создание поощрительных.

Использование бюджетных стимулов;

Использование финансовых санкций.

Глава 2. Этапы развития финансов и их характеристика.

2.1. Основные этапы развития финансов.

Преобразования финансовой системы в России началось раньше всех экономических структур, так как финансовая система плановой экономики не позволяла даже приступить к решению задач перехода к рынку.

Коренная перестройка государственной бюджетной системы началась в 1991 году. До этого момента государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и поселковые

В настоящее время бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1. Федеральный бюджет РФ

2. Бюджеты субъектов федерации

3. Местные бюджеты

Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, бюджеты 21 республики, которые входят в РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 2 городских бюджета (Москвы и Санкт-Петербурга), 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, поселковых, сельских).

Основными принципами построения современной бюджетной системы в РФ являются:

Единство бюджетной системы РФ обеспечивается за счет единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единого порядка ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Самостоятельность бюджетов предполагает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня. Эти источники определяются в соответствии с законодательством РФ. Органы власти самостоятельно принимают решения о направлениях использования полученных средств.

Внебюджетные фонды РФ в настоящее время, образуются в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

По своему назначению внебюджетные фонды делятся на две группы:

Социальные фонды

Экономические фонды.

В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды, находящиеся в собственности федеральной власти – федеральные фонды, и фонды, создаваемые по решению органов власти субъектов федерации и местных органов самоуправления – региональные фонды, а также внебюджетные фонды создаваемые группами предприятий – отраслевые и межотраслевые фонды.

В настоящее время средства большинства федеральных и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие бюджеты.

Денежно-кредитная система Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы подверглась радикальной перестройке. Фундаментом новой денежно-кредитной системы стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения – Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка.

Перестройка банковской сферы началась в 1987 году. Первый этап включал создание двух уровней банковской системы. Госбанк был преобразован в Центральный Банк Советского Союза. Он стал ответственным за проведение денежно-кредитной политики, обеспечение стабильности национальной валюты, надзор за коммерческими банками и проведение межбанковских расчетов. Все остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы, состоящий из пяти специализированных банков: сберегательного банка (Сбербанк СССР), банка для внешней торговли (Внешторгбанк СССР), банка для строительства и промышленности (Промстройбанк СССР), банка для обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк СССР) сельскохозяйственного банка (Агропромбанк СССР).

В конце 1988 г. и в начале 1989 г. прошел второй этап. Он характеризовался быстрым ростом разветвленной сети отраслевых и региональных коммерческих банков. Которые создавались как акционерные компании или кооперативы. Коммерческие банки также организовывались общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, группами государственных предприятий и частными лицами.

Появление большого количества коммерческих банков означало ослабление монополизма в денежно-кредитной сфере и развитие конкуренции.

В 1991 году три крупных специализированных банка – Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк – были перерегистрированы как самофинасируемые, акционерные банки со своими центральными конторами и региональными отделениями. Сбербанк был утвержден в качестве коммерческого, но со своими специфическими функциями обслуживания вкладов населения.

В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации взял на себя все полномочия Госбанка СССР. В январе 1992 г. был упразднен союзный Сбербанк, а его российское отделение преобразовано в Сбербанк России.

Бывшие специализированные банки стали крупнейшими коммерческими банками России. Появился ряд совместных банков с участием иностранного капитала. Они специализируются на международных операциях и различного вида финансовых услуг. Всего в РФ в настоящее время действует около 1.300 коммерческих банков. 90 -е. годы в России характеризуются также быстрым ростом небанковских финансовых посредников: пенсионных фондов, кредитных союзов, ссудосберегательных ассоциаций и т.п. Особое место среди небанковских финансовых структур занимают инвестиционные фонды. В России они появились, прежде всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Это было вызвано принятием законодательных актов о ваучерной приватизации.

С 1993 г. в РФ начинает формироваться рынок ценных бумаг негосударственных эмитентов- частных и приватизируемых предприятий, инвестиционных и финансовых компаний, коммерческих банков Постепенно ценные бумаги превращаются в важнейший инструмент аккумулирования денежных средств предприятий и населения и кредитования реального сектора экономики.

Получило новое направление система государственного кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы – различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка. В 1990-ые годы в России возрождается национальный страховой рынок. В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Госстрах СССР, через свои филиалы, осуществлял страхование на всей территории страны. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ “О страховании” от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12.1.93 г. В это же время был создан Росстрахнадзор - федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ.

Демонополизация страхового дела привела к созданию независимых частных страховых компаний, введению новых направлений и видов страхования, изменению в соотношении между обязательными и добровольными формами страхования. В настоящее время на страховом рынке России действуют около трех тысяч страховых компаний. Самые крупные из них – АСКО. МАКС и РОСНО.

С начала девяностых годов претерпели радикальные изменения в своем кругообороте и финансовые ресурсы предприятий. Признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности привели к необходимости создания принципиально нового финансового механизма на предприятии. Развитие акционерной формы собственности на предприятиях стало основой для формирования фондовых рынков.

За последние 10-12 лет в РФ кардинальным образом изменилось управления финансовой системой. К существовавшему ранее единому органу управления –Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.

2.2. Основные закономерности развития финансов в России.

Состояние государственных финансов определяется прежде всего степенью сбалансированности государственного бюджета. Бюджету России на протяжении XIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошла и в XX век.

Достаточно талантливые руководители финансовых ведомств и члены правительства, курирующие эти ведомства в XIX в. понимали, что сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела прежде всего от уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной политики в области социально-экономических преобразований.

Политические и социально-экономические реформы сопровождались изменениями в организации финансовых отношений. Но, с другой стороны, реформирование финансовой системы обеспечивало претворение в жизнь политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в мировой экономике.

Доходы и расходы государственного бюджета взаимосвязаны. Действующая налоговая система, как правило, определяет основную часть доходов государственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуется экстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами – засуха, наводнение, град и др. или социальными «взрывами».

Эти события негативно влияют на динамику доходов от народного

хозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступления налогов в бюджет. Возможности налогового бремени ограничены уровнем платёжеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением и обострением социальной напряжённости.

Более лёгким путём сбалансирования бюджета является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга. Таким путём шла и Россия в XIX-XX веках.

Свертывание денежных отношений – переход все большей части товара товарооборота к натурообмену – ведёт к подрыву покупательной способности и авторитета национальной денежной единицы.

Расстройство денежной системы становится основной из причин

расстройства финансов, и непременным условием оздоровления финансов является оздоровление денежного обращения.

История развития России XIX – XX вв. – яркая иллюстрация чередования войн, обострения противоречий между нарождающимся российским предпринимательством и помещиками землевладельцами, преобразований в государственном управлении и периодического расстройства денежного обращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственных финансов, денежного обращения и банков.

2.2.1. Становление финансовой системы социалистического государства.

Основы финансов в период становления «этапа развитого социализма» определялись изменениями финансовых отноше-ний в ходе экономической реформы 1965 г. Исторической осо-бенностью этого периода было принятие XXII съездом КПСС (1961) третьей Программы КПСС, определившей пути перераста-ния социализма в коммунизм и перспективы развития производи-тельных сил и производственных отношений на ближайшие 20 лет.

В Программе КПСС подчеркивалось, что в коммунистиче-ском строительстве необходимо использовать товарно-денежные отношения в соответствии с новым содержанием, присущим им в период социализма; отмечалась большая роль применения та-ких инструментов развития экономики, как хозяйственный рас-чет, деньги, цена, кредит, финансы, а также важная роль госу-дарственного бюджета в распределении общественного продукта и национального дохода.

Предусматривалось усиление роли экономических методов в плановом руководстве и расширение хозяйственной самостоятель-ности предприятий на базе дальнейшего совершенствования цен-трализованного планирования, проведения единой государст-венной политики в области финансов, цен, кредита, оплаты труда и более полного использования стоимостных рычагов.

Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий в области финансового планирования выразилось в том, что им теперь директивно утверждались лишь общий фонд заработной платы, общая сумма прибыли, рентабельность, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Несколько изменились содержание и форма финансового плана предприятия. В баланс доходов и расходов был введен новый третий раздел «взаимоотношения с кредитной системой», в котором отража-лись отношения по долгосрочным ссудам и уплата процентов за кредит, а бывший третий раздел «взаимоотношения с бюдже-том» стал четвертым разделом плана.

Совершенствование системы мобилизации денежных накоплений государственных предприятий в бюджет осуществлялось путем введения трех новых видов платежей из прибыли в бюджет, более активно воздействующих на производство. Главная роль отводилась плате за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Она устанавливалась в процен-тах к среднегодовой балансовой стоимости основных производ-ственных фондов и нормируемых оборотных средств. Проценты дифференцировались по отраслям народного хозяйства в зависимости от структуры основных фондов, фондоотдачи, уровня рентабельности. Плата за фонды явилась новой формой распределения прибыли, направленной на стимулирование экономии овеществленного труда через более рациональное использование производственных фондов и ускорения их кругооборота.

Вторым видом платежей из прибыли в бюджет стали фиксированные (рентные) платежи, предназначенные для изъятия в общегосударственный фонд той части прибыли, возникновение которой не зависит от усилий коллектива предприятия, а обусловлено благоприятными естественно природными или техникоэкономическими и транспортными условиями. Эта форма платежей из прибыли введена для выравнивания внутриотраслевой рентабельности и создания равных условий для экономического стимулирования путем ее влияния на размер расчетной прибыли, в зависимость от которой ставилась величина фондов экономического стимулирования в восьмой пятилетке.

Третий вид платежей из прибыли в бюджет свободный остаток прибыли, т.е. та часть прибыли, которая остается после покрытия всех плановых затрат.

Были приняты меры, направленные на повышение роли налога с оборота в стимулировании выпуска товаров народного потребления. Кредит, выданный банком на затраты по увеличе-нию производства этих товаров, стал погашаться предприятиями за счет не только средств фонда развития производства, но и 50% суммы налога с оборота, полученной от реализации указанных товаров. Не взимался налог с оборота с ряда товаров в течение первого года выпуска и до достижения определенного уровня рентабельности их производства. Предприятия, пользующиеся такими льготами, получали дополнительные финансовые ресурсы на расширение производства товаров народного потребления, обновление их ассортимента и улучшение качества.

Вместе с изменением системы мобилизации денежных нако-плений предприятий в бюджет увеличилась часть прибыли, оставляемая в хозяйстве на собственные потребности. Но одновременно изменялись и источники финансирования капитальных вложений и восполнения недостатка собственных оборотных средств предприятий. До 1965 г. преимущественным методом предоставления средств на капитальные вложения было безвозвратное финансирование за счет бюджетных ассигнований. Теперь же в первую очередь стали привлекаться собственные средства и банковский кредит.

Бюджетные ассигнования на капитальные вложения выделялись лишь вновь строящимся предприятиям, затраты на строительство которых окупались в срок, превышающий пять лет, и плановоубыточным и малорентабельным предприятиям при недостаточности у них собственных средств.

Несколько изменился порядок использования амортизационного фонда. Часть амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов (дифференцированно, по отраслям промышленности в пределах от 30 до 50%), оставлялась в распоряжении предприятия и включалась в фонд развития производства, ставший новым источником финансирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации, автоматизации, совершенствованию технологии производства.

Прекращалось возмещение за счет средств бюджета недостатка собственных оборотных средств, образующегося по вине предприятий. Они обязывались возмещать недостаток оборот-ных средств путем проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих в последующие периоды получение сверхплановой, а в необходимых случаях также за счет временного снижения отчислений от прибыли в фонды предприятия в размере до 30%.

Изменялись взаимоотношения предприятий с бюджетом и порядок распределения прибыли. Балансовая прибыль предприятий за вычетом прибыли от подсобного хозяйства, от реализации товаров широкого потребления и другой прибыли целевого назначения, распределяемой в особом порядке, направлялась, прежде всего, в государственный бюджет в форме платы за фонды и фиксированных (рентных) платежей и в банк в виде про-цента за кредит. После внесения этих первоочередных платежей определялась расчетная прибыль. Затем прибыль направлялась на формирование фондов экономического стимулирования. После этого прибыль использовалась на собственные плановые потребности и, прежде всего, на обеспечение процесса расширенного социалистического воспроизводства, на финансирование капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств, погашение банковских ссуд. Направлялась прибыль и на покрытие плановых убытков жилищно-коммунального хозяйства, на расходы по содержанию пионерских лагерей и другие плановые расходы. Оставшаяся после покрытия всех этих расходов часть прибыли подлежала взносу в бюджет в виде свободного остатка прибыли.

Новый порядок распределения прибыли предусматривал первоочередное выполнение финансовых обязательств перед государством, экономическое стимулирование лучших результатов финансовохозяйственной деятельности и максимальное покрытие собственными средствами потребностей расширенного воспроизводства. Прибыль стала источником образования фондов экономического стимулирования, размер которых зависел от фондообразующих показателей объема реализации) и уровня рентабельности, предусмотренных в плане. По ним устанавливались стабильные на ряд лет и дифференцированные по отраслям нормативы в процентах к фонду заработной платы.

Новая система хозяйствования, перевод предприятий и глав-ных управлений на полный хозяйственный расчет с внедрением новых принципов планирования и экономического стимулирования (все эти меры в экономической литературе определяются как хозяйственная или экономическая реформа 1965 г.) внесли существенные изменения в функционирование финансов предприятий, создали предпосылки для более полной мобилизации внутренних резервов производства, для усиления роли финансов в интенсификации производства.

Существенные изменения произошли в финансовых отношениях с сельским хозяйством В соответствии с решениями мартовского (1965 г) и июльского (1970 г) Пленумов ЦК КПСС, сыгравшими огромную роль в укреплении экономики сельского хозяйства, колхозам оказывалась значительная финансовая помощь путем списания задолженности по подоходному налогу и банковским ссудам, был изменен порядок обложения колхозов подоходным налогом, усовершенствована система государственного страхования имущества колхозов. Колхозы были переведены на прямое банковское кредитование, расширено участие долгосрочного и краткосрочного кредитов в затратах на расширенное социалистическое воспроизводство, изменился порядок распределения валового дохода колхозов, введена гарантирован-ная денежная система оплаты труда колхозников, система экономического стимулирования повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции.

Для обеспечения более глубокого обоснования финансовой программы государства пре-дусматривался комплексный подход к совершенствованию перспективного финансового планирования, учитывающий все стороны финансовокредитных отношений в народном хозяйстве и на всех уровнях управления. В соответствии с этим, начиная с одиннадцатой пятилетки, в составе Государственного плана экономического и социального развития СССР стал разрабатываться на пятилетие с разбивкой по годам сводный финансовый баланс государства с выделением главных источников формирования финансовый ресурсов, направлений их использования, необходимых финансовых резервов.

Совершенствование финансового планирования сочеталось с мероприятиями по повышению действенности и целенаправленности финансово-кредитных рычагов.

Для повышения стимулирующей роли платежей предприятий и объединений в государственный бюджет и обеспечения более эффективного использования материальных, трудовых и природных ресурсов предусматривалось усиление принципа платности использования производственных ресурсов. На это было направлено совершенствование порядка взимания платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, увеличение тарифов отчислений от себестоимости продукции на государственное социальное страхование, введение платы за воду, забираемую из водохозяйственных систем, а также штрафов за сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, более полное включение в себестоимость и в оптовые цены на промышленную продукцию, затрат на возмещение геологоразведочных работ, повышение размера платы за древесину, отпускаемую на корню (до 1982 г. попенная плата), учет када-стровой оценки выделяемых под застройку земельных участков.

В финансовом планировании и экономическом стимулировании усиливалось нормативное начало. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. в пятилетних планах министерствам, объединениям и предприятиям утверждались задания по общей сумме и нормативы ее распределения, нормативы заработной платы на рубль продукции, лимиты государственных капитальных вложений, платежи в государственный бюджет и ассигнования из бюджета, а также нормативы образования фондов экономического стимулирования, единого фонда развития науки и техники (для министерств).

Среди мер по совершенствованию системы финансирования работ по науке и технике и стимулированию научнотехнического прогресса важнейшими стали создание в министерствах и ведомствах единого фонда развития науки и техники; расширение кредитования затрат на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологических процессов; перевод научных и проектноконструкторских организаций на новую прогрессивную форму расчетов по законченным и принятым заказчиком работам; создание в научных организациях фондов экономического стимулирования; изменение механизма распределения дополнительной прибыли, получаемой за счет надбавок к оптовым ценам на новую высокоэффективную продукцию, расширение практики взимания фиксированных платежей.

2.2.3. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике.

В первую очередь хочется определиться с самим понятием переходной экономики, в большинстве учебников это понятие определено как промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений. Определяющую роль в этих изменениях играет трансформация отношений собственности. Если переходная экономика в России после 1917 г. формировалась на основе господства государственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от государственной собственности к частной. Это движение не знает мировых аналогов.

Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики - это тяжелая промышленность, или производство средств производства. Производству потребительских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% - в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые отрасли с изношенным оборудованием, они не удовлетворяли потребностей населения. В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике. Централизованная система управления подавляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и свобода выбора не действовали.

В целом в середине 80-х гг. централизованная система управления с неизбежностью вошла в глобальный экономический кризис, поразивший всю совокупность экономических отношений.

По мнению большинства экономистов, наиболее эффективной является рыночная экономика. Она способствует эффективному распределению ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы, создавая тем самым стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Она представляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства. Очевидно переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, позволит России решить наиболее острые, десятилетиями накапливавшиеся проблемы страны, органично соединить внутреннюю экономику с мировым хозяйством, обеспечить рост производства и тем самым социальную ориентацию экономики, открывая доступ населению ко всем достижениям мировой цивилизации.

Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создать основу для эффективного экономического сотрудничества России с промышленно развитыми странами.

Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. Они образуют как бы каркас новой экономической системы:

1. Максимальная свобода предпринимательства и свобода выбора всех экономических субъектов. Признание важной социальной роли собственников капитала, рабочих, крестьян, предпринимателей и организаторов производства.

2. Формирование новых форм собственности, включая частную. Это позволит определить, кто несет ответственность за результаты хозяйствования, какая из форм собственности представляет сферу наиболее эффективного применения ресурсов. На основе новых отношений собственности может быть решена проблема оптимальных пропорций потребления и накопления, обновления и наращивания производственного потенциала, повышения эффективности капитальных вложений, доходы от собственности признаются законной категорией доходов.

3. Конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с действием закона спроса и предложения. Развитие конкуренции требует демонополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства, обеспечивающей присутствие на рынке достаточного числа производителей каждого вида товаров, свободного входа на рынок любого экономического субъекта, государственной поддержки малого бизнеса, проведения антимонопольной политики.

4. Свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение.

5. Распространение рыночных отношений на все сферы экономики. Отсюда необходимы рынок земли, рынок капитала, рынок рабочей силы, денежный рынок, которые в своем взаимодействии обеспечивают высокую мобильность экономических ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее рационального применения, стимулируют накопление и рост жизненного уровня.

6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами.

7. Обеспечение гражданам социальных гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества.

8. Отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности
(за исключением отдельных специальных областей). В то же время усиление косвенного (административного) государственного и общественного регулирования таких явлений, как инфляция, безработица, имущественная и социальная дифференциация, нестабильность производства, неравномерность развития отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическую политику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, прежде всего на направлениях, соответствующих общественным интересам.

Заключение

Таким образом, финансы обладают некими признаками, которые выделяют их из множества других денежных отношений.

Финансы - это совокупность денежных отношений, одним из участников которых является государство, посредством которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач. Финансы выступают одновременно и в экономической, и в исторической категориях: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем.

В этом процессе можно выделить два этапа:

Первый - неразвитая форма финансов. Характерные черты этого этапа: непроизводительное использование собранных средств; незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы, состоявшей практически из одного звена - бюджета.

Второй этап развития финансов, напротив, характеризуется многозвенностью финансовых систем, высокой степенью регулирующего воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. В настоящее время мировая экономика находится на стадии кризиса, который начал проявляться в 2007 г. и был связан с кризисом ипотечного рынка в США. В свою очередь ипотечный кризис повлек за собой кризис банковской системы, кризис рынка страхования, кризис на фондовом рынке. Мировой финансовый кризис спровоцировал обвал на российском фондовом рынке и на рынке облигаций, выявил серьезные проблемы в банковской системе.

Специалисты ВЭФ считают, что развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев; «финансовый регионализм», «воссозданный западный центризм», «изолированный протекционизм», «сбалансированная многосторонность».

В итоге постепенно мировой ВВП увеличивается до 3,6%, причем основной вклад вносят развивающиеся страны. США и ЕС продолжают проходить через стадию борьбы с дефляцией, их ВВП растет медленнее 1,8%. То есть экономика становится интегрированной, но страны БРИК усиливают свое влияние в мире. Создаются новые, общие принципы рискменеджмента.

Список используемой литературы

1. Бороненкова С,А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ: Учеб.

пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2003.

2. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: Учеб. Пособие.

М.: Финансы и статистика, 2000.

3. Грязнова А.Г. Финансы: учеб. Пособие. . – М.: Финансы и статистика –

4 . Дробозиной Л.А. Финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 527 с.

5. Казак А.Ю. Финансы и кредит: Учеб. Пособие. - М.: БЕК, 2001.

6. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.,

ИКЦ «ДИС», 1997.

7. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. 2 е изд. - М.: ИНФРА М, 2004.543 с.

8. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. –

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2002 – 512 с.

9. Стоянова Е. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Перспектива.

Как ясно из предыдущего изложения, экономика страны состоит из различных частей, которые должны согласованно функционировать, образуя единую хозяйственную систему. Для достижения скоординированного функционирования всех элементов экономической системы необходимо регулирование. Под регулированием понимается воздействие на систему, обеспечивающее поддержание ее жизнеспособности и развития в желаемом направлении. Финансы представляют весьма эффективный, хотя и далеко не единственный рычаг, орудие экономического регулирования, особенно в экономике рыночного типа.

Для рыночной экономики характерно саморегулирование, которое характеризуется тем, что методы формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства вырабатываются и используются самими участниками производства. Но для саморегулирования необходимо дать свободу субъектам хозяйствования, чтобы они при выборе своих партнеров и различных форм взаимоотношений с ними могли проявлять самостоятельность. То же относится и к распоряжению поступающими в их собственность доходами. В значительной мере саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, его «невидимой рукой», которая, влияя на спрос, предложение, цены, воздействует и на финансы. Наличие финансового рынка, то есть рынка валюты и ценных бумаг, создает возможность быстрого перераспределения финансовых ресурсов между различными сферами, секторами, звеньями экономики. Но одного саморегулирования недостаточно для достижения финансовой устойчивости, сбалансированности, пропорциональности. Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монопольные, региональные, отраслевые, групповые интересы, в силу которых проявляется стремление изменить распределение в свою пользу.

Рыночный механизм не в состоянии в полной мере обеспечить перераспределение средств так, чтобы они соответствовали целям и задачам всего государства, демократического общества. В кризисных ситуациях рынок особенно ослабляет свое влияние на стабилизацию экономики. В этих условиях необходимо усиливать государственные методы финансового регулирования, в разумных пределах осуществлять государственное вмешательство в экономику и проводить жесткую финансовую политику. Такое вмешательство государства в экономику осуществляется с помощью государственных инвестиций, налоговой, бюджетной, амортизационной политики, деятельности различных государственных структур. Правда, подобное вмешательство государства в экономику имеет объективно обусловленные границы, определенные пределы. Излишне чрезмерное вмешательство ослабляет экономические стимулы, снижает эффективность производства и препятствует саморегулированию посредством действия рыночного механизма.

В регулировании экономики важную роль играют финансы предприятий, страхование, государственный бюджет, внебюджетные фонды. К числу главных инструментов регулирования относятся финансы предприятий. Здесь, в низовом звене, происходит регулирование воспроизводственной структуры, обеспечивается фи

нансирование потребностей хозяйства, происходит расчленение накоплений и поступивших доходов на фонд потребления и фонд накопления, осуществляется финансовое воздействие на трудовые ресурсы.

Финансы используются так же, как инструмент экономического стимулирования. Стимулирование тесно, органично связано с регулированием, можно даже сказать, представляет его составную часть. Финансовое стимулирование - важный метод регулирования пропорций в производстве и распределении общественного продукта. Финансовые стимулы должны строиться так, чтобы они оказывали воздействие на развитие производства, повышение его эффективности, служили орудием мотивации к труду. В составе финансовых стимулов можно вычленить рациональное направление инвестиционных средств, создание поощрительных фондов, использование бюджетных средств, способствующих развитию производства, установление финансовых льгот или применение финансовых санкций.

Государство призвано использовать финансы для выполнения своих функций и достижения целей, соответствующих общественным потребностям и интересам. И в реализации этих функций и достижении целей значительная роль принадлежит финансовой политике. Финансовая политика - это политика использования финансов в системе стоимостной денежной формы реализации экономических законов товарного производства, иначе говоря, финансовая политика - это искусство перераспределять финансовые ресурсы в интересах создания условий для увеличения базы распределения, общего объема располагаемых ресурсов, то есть искусство управления финансами. При осуществлении такой политики определяются основные направления использования финансов и осуществления практических действий, которые могут способствовать выполнению финансами их роли и в обществе. Такими направлениями выступают, во-первых, выработка научно-обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития кредитной системы, потребностей населения, и, во-вторых, определение основных направлений использования финансов на перспективный и текущий период, исходя из путей достижения поставленной цели, учитывая международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов, а также осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика проявляется в финансовой стратегии и финансовой тактике. Финансовая стратегия - это долговременная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач. Финансовая тактика направлена на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей. Она обычно реализуется путем изменения организации финансовых связей, перемещения финансовых ресурсов, гибкого использования финансов как инструмента, содействующего выполнению задач ближайшего периода.

Для осуществления финансовой политики используется финансовый механизм, под которым подразумевают формы, способы организации финансовых ресурсов, финансовых отношений, которые применяются с целью создания условий, благоприятствующих экономическому развитию. Финансовый механизм представляет неотъемлемую составную часть более общего экономического механизма, системы управления экономикой. В иерархической структуре финансового механизма выделяются два уровня, образующие механизм финансов предприятий и организаций и механизм функционирования государственных финансов. Самостоятельную часть представляет страховой финансовый механизм. Для осуществления финансовой политики необходимы разработка и использование юридических норм, законов, постановлений и других соответствующих актов, которые устанавливают правила организации финансовых связей, защищают экономические интересы общества, коллективов и отдельных граждан.

Соблюдение финансового законодательства способствует поддержанию финансовой дисциплины, позволяет проводить согласованные действия во всех сферах финансовой деятельности.

К сожалению, на этапе перехода к рыночной экономике финансовое законодательство, регулирующее финансовую деятельность, страдает незавершенностью, внутренней противоречивостью, что сдерживает хозяйственную инициативу и мешает скорейшей мобилизации имеющихся ресурсов для развития производства, для укрепления доходов государства и обеспечения денежными ресурсами каждой ячейки общества. Увы, частично созданный и, надо признать, не вполне полноценный законодательный финансовый механизм оказывается малодейственным еще и в связи с несоблюдением законов и норм предприятиями, организациями, гражданами.

Искусство управления финансами состоит в выборе наиболее эффективного метода из числа имеющихся или создании условий для рационального использования применяемых методов с целью быстрейшего решения поставленной задачи. Объектами управления финансами являются разнообразные виды финансовых отношений, таких, как финансы предприятий, страхование, государственные финансы, в качестве субъектов выступают организационные структуры, осуществляющие управление, то есть финансовые службы, страховые органы, финансовые органы и налоговые инспекции, образующие в совокупности финансовый аппарат. В управлении финансами используются планирование, оперативное регулирование, учет и контроль. Планирование финансов ставит перед собой задачу установления будущего их состояния и поэтапного распределения и использования. В процессе планирования оценивается состояние финансов каждой ячейки общества, выявляются возможности изменения структуры и объема финансовых ресурсов и определяется рациональное направление их использования. Для принятия обоснованных управленческих решений посредством планирования необходимо опираться на экономический анализ и прогнозирование будущего состояния финансов. Что касается оперативного управления как элемента, используемого управляющей системой, то оно представляет собой те меры, которые принимаются для эффективного применения имеющихся финансовых ресурсов с тем, чтобы получить желаемые результаты. Учет и контроль в качестве элементов управления используется как в процессе планирования, так и в процессе оперативного управления и позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути эффективного хозяйствования.

В Российской Федерации в соответствии с Конституцией общее, стратегическое управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти - парламент, президент, правительство. Оперативное управление осуществляет финансовый аппарат, в который входит Министерство финансов Российской Федерации. Центральное место в Министерстве финансов занимает Бюджетное управление и Управление исполнения бюджета (казначейство). В составе Министерства финансов имеются также Управление налоговых реформ, Управление государственных ценных бумаг и финансового рынка, Управление финансирования программ раз

вития сельского хозяйства. Управление финансовых программ развития производственной инфраструктуры и ряд других отраслевых и функциональных управлений.

Серьезные задачи должны решать органы Государственной налоговой службы России. На эту службу возложены контроль за соблюдением и своевременным взносом средств в бюджет, подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства. Для усиления контроля за своевременностью внесения средств в государственный бюджет и внебюджетные фонды в России учреждена специальная налоговая полиция.

Расширение самостоятельности субъектов Российской Федерации потребовало перестроить управление финансами на основе их суверенитета и повышения роли региональных местных органов. Существенно возрастает значение республиканских министерств финансов, территориальных и местных финансовых органов в осуществлении финансовой деятельности.

В условиях перехода к рынку полнее используются принципы автономного функционирования бюджетов, развития местных финансов, расширения финансового рынка. В этих условиях, разумеется, значение четкой работы местных финансовых органов резко возрастает.

Следует обратить внимание на то, что для четкого и полного осуществления финансовой политики важно развивать и полнее использовать финансовое планирование, которое, как указывалось уже ранее, является важным функциональным элементом управления финансами. Финансовые планы составляют все звенья хозяйства, начиная от отдельного учреждения, которое составляет смету. На уровне государства составляется единый финансовый баланс. В каждом из этих планов определяются доходы и расходы на предстоящий период, осуществляется детальная взаимоувязка финансовых и кредитных ресурсов. На государственном уровне формируются плановый бюджет и внебюджетные фонды.

Предприятия и организации, функционирующие на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов, а те, кто осуществляет некоммерческую деятельность, составляют сметы. Кооперативные организации, общественные объединения, страховые компании составляют финансовые планы, а органы государственной власти - свои бюджеты. Финансовое планирование необходимо и в домашнем хозяйстве.

Рыночная экономика не отвергает планирования, поскольку план есть составная часть единого процесса принятия управленческих решений. Но в рыночной экономике господствующим и определяющим способом связи в процессе производства и реализации выступает рынок с присущим ему механизмом, в котором шире, полнее используются экономические формы и методы хозяйствования. Планирование в рыночной экономике осуществляется более гибко, более маневренно и во многом ориентируется на прогнозы и программы. Таким образом, финансовое планирование в условиях рынка приобрело новые черты, связанные с возникновением иных экономических условий.

Экономика представляет собой сложный народно-хозяйственный комплекс, части которого развиваются неравномерно. Это связано с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремится к ним приспособиться.

Согласованное взаимодействие разных частей достигается путем регулирования, путем перераспределения финансовых ресурсов, благодаря чему создаются необходимые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

Регулирование экономики происходит посредством саморегулирования, которое базируется на свободе субъектов хозяйствования, выборе партнеров, форм взаимоотношения с ними. Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, благодаря которому создается возможность свободного и быстрого распределения финансовых ресурсов между разными подразделениями. Но, помимо, саморегуляции большое влияние на структуру производства оказывает государственное вмешательство на экономику. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач:

1) обеспечение крупных структурных сдвигов

2) поддержка приоритетных направлений экономического развития

3) расширение и совершенствование объектов социальной и производственной инфраструктуры.

Вмешательство государства в экономику основано на использовании государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политике.

В регулировании политики принимают участие разные звенья и сферы финансовой системы, а именно финансы предприятий (п/п), страхование, государственный бюджет.

Главным инструментом регулирования воспроизводящих пропорций являются финансы п/п. В условиях рынка существенно возрастает роль государства, которое с помощью налогов стремится влиять на уровень обеспеченности собственными финансовыми ресурсами. Использует и другие рычаги, которые влияют ан воспроизводственную пропорцию: ускоренную амортизацию, бюджетные затраты и т. д.

Для регулирования отраслевых п/п в условиях рыночной экономики используются финансы п/п и государственный бюджет. П/п ищут зону наиболее выгодного вложения своих ресурсов, т. е. покупают акции других п/п, инвертируют свои средства в недвижимость, предоставляют средства взаймы санам. Государство регулирует отраслевую структуру, используя бюджет, внебюджетные средства, проводя амортизационную и таможенную политику, влияние на цены.

В государственном механизме регулирование отраслевых пропорций одинаково важны как платежи в бюджет, таки и финансирование. Но не следует, что их роль одинакова. Платежи в бюджет регулируют собственную базу п/п и влияют лишь на долю собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении хозяйствующих субъектов.

Бюджетное финансирование выполняет роль увеличения финансовой возможности п/п за счет увеличения общих финансовых ресурсов.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным образом государственные и местные финансы, а также частично финансы пропорций. Регулирование осуществляется путем предоставления дотаций, предоставления кредитов и т. д. Влияние финансовых пропорций на территориальную структуру общего производства происходит путем расширения зоны предпринимательства, инвестирования средств на развитие городов и населенных пунктов. Межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию экономического и социального развития регионов. Нельзя использовать только государственный бюджет, т. к. это развивает иждивенчество, снижает активность хозяйствующих субъектов. Государственная финансовая помощь предоставляется не слабым, а экономически сильным п/п.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 1.5. Использование финансов для регулирования экономики:

  1. 3. 3. Использование финансов для регулирования экономики
  2. Использование финансов для решения социальных проблем
  3. Тема 24. Использование финансов для решения социальных проблем.
  4. 54. Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства госбюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач.

финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более низкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:
налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);
амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);
различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);
с бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.



8. Содержание и значение финансовой политики. Особенности в РФ.
В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения определенных целей. Важную роль в реализации поставленных целей играет финансовая политика. В процессе ее выработки и претворения в жизнь обеспечиваются условия выполнения задач, стоящих перед обществом; она выступает активным орудием воздействия на экономические интересы.

Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая политика - совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых отношений (финансов). Финансовая политика предполагает установление целей и средств достижения поставленных целей. Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:

1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.

2. Создание адекватного финансового механизма.

3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Единство трех основных звеньев определяет содержание финансовой политики. Бесперспективна финансовая политика, не содержащая основных концепций развития финансов, т.е. ориентированная на удовлетворение текущих потребностей; вместе с тем не реалистична финансовая политика, ограниченная только выработкой основных концепций и направлений использования финансов без подкрепления их практическими действиями государства.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией. В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики - кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная часть финансовой политики - установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Структура: бюджетная, налоговая, ценовая, денежно-кредитная, таможенная, инвестиционная

1) Цели налоговой политики:

Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.

2) Цели таможенной политики:

Обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России.

Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка.

Стимулирование развития национальной экономики.

Содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России.

Иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.

3) Цели бюджетной политики:

§ стимулирование структурной перестройки экономики,

§ диверсификация ее структуры,

§ снижение фискальной нагрузки на экономику,

§ повышение уровня и качества жизни населения.

4) Цели денежно-кредитной политики:

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен.

Денежно-кредитная политика в конечном итоге воздействует на инвестиции и размеры валового национального продукта. Ее действие эффективнее действия фискальной политики, т.к. денежно-кредитная политика более гибкая и быстрее реагирует на изменение в экономике. На нее не оказывает давление политический фактор. Решение по проведению фискальной политики принимаются законодательными органами, которые обсуждают и утверждают их. В основе денежно-кредитной политики государства лежит теория денег, изучающая процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики в целом.

Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом.

Финансовая система РФ

Финансовая система РФ представляет собой совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система РФ включает следующие звенья финансовых отношений; государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, финансы предприятий различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы. Это общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне(внебюджетные фонды, гос.бюджет, гос.кредит, фонды страхования), и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.(гос,муниципальные,частные, акционерные, арендные, общественные)

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий. Несмотря на разграничение сферы деятельности и применения особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене,финансовая система является единой, т.к. базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев данной системы. Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль: 1) в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства; 2) перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Общегосударственные финансы органически связаны с финансами предприятий. С одной стороны главным источником доходов бюджета является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства. С другой - процесс расширенного воспроизводства осуществляется не только за счет собственных средств предприятий, но и с привлечением общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований и использования банковских кредитов. При недостатке собственных средств предприятие может привлекать на акционерной основе средства других предприятий, а также на базе операций с ценными бумагами - заемные средства. Посредством заключения договоров со страховыми компаниями осуществляется страхование предпринимательских рисков. Взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. С помощью него происходит перераспределение национального дохода, что позволяет маневрировать денежными средствами и влиять на темпы развития общественного производства.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению. Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования.

Финансы предприятий различных форм собственности , являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятия зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участи в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

В условиях рыночной экономики предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является получение прибыли. Они самостоятельно распределяют выручку от реализации, формируют и используют фонды различного назначения, изыскивают необходимые им средства для расширенного производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

На практике все перечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затрат могут применяться одновременно. Главное – добиться оптимального для данного периода соотношения между ними. Достижение подобного оптимума возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

Для обеспечения бесперебойного финансирования воспроизводственных затрат большое значение имеют финансовые резервы. В условиях перехода к рынку их значимость не только не снижается, но даже возрастает. Финансовые резервы способны обеспечивать непрерывный кругооборот средств в общественном воспроизводстве даже при возникновении огромных потерь при наступлении непредвиденных событий. Финансовые резервы могут создаваться субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов (самострахование), их управленческими структурами на основе нормативных отчислений, специализированными страховыми организациями (методом страхования) и государством (резервные фонды в бюджетах разных уровней). Формирование крупных финансовых резервов в руках субъектов хозяйствования малоэффективно с экономической точки зрения. Более целесообразным является формирование резервов бюджетным методом и методом страхования, так как здесь достигается более высокая оборачиваемость резервируемых средств.

3. Использование финансов для регулирования экономики.

Экономика страны – сложный комплекс, различные части которого (отрасли, территории) развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень изменчивы, а производство стремиться приспособиться к ним. Нормальное функционирование экономики возможно лишь при условии сбалансированности хозяйственного комплекса как единого целого.

Согласованное функционирование различных частей экономики достигается путем ее регулирования. Регулирование экономики происходит через изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с потребностями общества. В условиях рынка такое регулирование обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Регулирование экономики происходит с применением следующих методов:

Саморегулирование. Данный метод характеризуется такими способами формирования финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые вырабатываются и используются самими участниками производства.

Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка.

Оптимальному перераспределению финансовых ресурсов препятствует ряд факторов, в том числе наличие монополий. В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики с использованием метода саморегулирования. Поэтому возникает необходимость в дополнительном механизме регулирования экономики.

Государственное вмешательство в экономику. Этот метод используется для обеспечения крупных структурных сдвигов в экономике и поддержки приоритетных направлений с использованием таких стоимостных рычагов, как: государственные инвестиции, налоговая политика, бюджетная политика и т.д.

Государственное вмешательство в экономику имеет объективные пределы; излишнее вмешательство может привести к снижению эффективности всего рыночного механизма.

В регулировании экономики принимают участия разные звенья финансовой системы. Специфика звеньев определяет различный характер их воздействия на пропорции народного хозяйства.

Финансы предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственный бюджет – для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Страхование гарантирует устойчивость производства, создавая возможность покрытия непредвиденных потерь.

4. Финансы как инструмент экономического стимулирования.

При переходе к системе рыночного хозяйствования существенно возрастает роль экономического стимулирования, осуществляемого с помощью различных стоимостных рычагов. В их составе важное место принадлежит финансам, обладающим в силу распределительной природы большими возможностями воздействия на факторы производства и весь воспроизводственный процесс в целом.

Для решения этих задач могут и должны широко использоваться финансовые стимулы; к ним относятся такие организационные формы финансовых отношений, с помощью которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.

В составе финансовых стимулов развития производства и повышения его эффективности можно выделить:

Эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов;

Поощрительные фонды;

Бюджетные методы интенсификации производства;

Специальные финансовые льготы и санкции.

1) Для того чтобы непосредственно воздействовать на производство, следует выбрать и обеспечить наиболее эффективные направления вложения финансовых ресурсов. Благодаря такому инвестированию средств расширяются возможности выпуска продукции с высокой финансовой отдачей, создаются условия для развития новых технологий и экологически чистых производств, совершенствуется воспроизводственная, отраслевая и территориальные структуры общественного производства и т.п. Можно выделить три основных направления инвестирования финансовых ресурсов:

· Финансирование технического перевооружения предприятий, благодаря которому создаются принципиально новые машины и устройства, существенно меняется характерная для отрасли структура средств труда, получает развитие компьютерное оснащение производств и т.д.;

· Финансирование затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы, профессиональной подготовки кадров, повышением их квалификации, переориентацией рабочих на новые виды производств. В результате финансирования названных мероприятий повышается производительность трудовых ресурсов;

· Последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальных структурах общественного производства. Сегодня особенно важна роль финансов в интенсивном росте ключевых отраслей экономики, особенно машиностроения, ускоренном развитии социально-культурной сферы, обеспечении ресурсами приоритетных направлений развития народного хозяйства.

2) Большое значение в экономическом стимулировании производства придается системе формирования и использования специальных поощрительных фондов – материального поощрения, социального развития и др. Они образуются на предприятиях и призваны побуждать работающих к более интенсивному и эффективному труду, заинтересовывать производственные коллективы в улучшении конечных результатов деятельности, росте производства и повышении его эффективности.

3) Важную роль в развитии производства и повышении его эффективности могут играть бюджетные стимулы. Их отличие от других финансовых стимулов состоит в том, что субъектом стимулирования является государство. В качестве экономических стимулов способна выступать, с одной стороны как система платежей предприятий в бюджет, а с другой – как система бюджетного финансирования.

Превращение платежей в бюджет и системы бюджетного финансирования в стимулы развития общественного производства основано на том, что методы мобилизации денежных средств в бюджет, направления и порядок использования бюджетных ассигнований можно увязывать с экономическими интересами субъектов хозяйствования. Как доходы бюджета, так и бюджетное финансирование сами по себе не являются стимулами, в них заключены лишь потенциальные возможности катализаторов производства. Превращение доходов и расходов бюджета в реальные экономические стимулы происходит благодаря соответствующему порядку исчисления размера платежа, заинтересовывающего плательщика в лучших результатах деятельности и правильно построенной системе бюджетного финансирования, включающей соответствующие принципы, формы и методы предоставления бюджетных средств субъектам хозяйствования.