Налоговые реформы

Война постоянно требовала больших средств. А это вело к увели-чению налогов с населения. При Петре I налоги возросли в пять раз. Увеличилось не только количество налогов, но и их размер. Повин-ности государству несли горожане и крестьяне. Состоятельные го-рожане должны были поставлять подводы и лошадей , провиант для армии; в их домах располагались солдаты на постой (иногда это про-должалось годами). Эти повинности уменьшали капитал купцов и не способствовали развитию торговли.

Крестьяне тоже должны были нести подводные, постойные по-винности. Тяжёлым бременем на них ложилась рекрутская повин-ность. Вместе с тем они обязаны были платить натуральный и де-нежный оброки.

В начале правления Петра налоги, как раньше, взимались «со дво-ра». Но этого царю было мало. Он приблизил к себе специальных изобретателей налогов — «прибыльщиков». Налоги вводились на соль, на дым (с каждой топящейся избы), на бороды, на гробы.

Подушная подать

В 1718 г. была осуществлена податная реформа. Налог стал взи-маться не со двора, а с «души мужского полу». Поэтому он и назывался «подушная подать» . С женщин налог не брали. Поэтому семья, в ко-торой были отец, мать и семь дочерей, платили меньше, чем семья, в которой, кроме родителей, имелось четверо взрослых сыновей.

Налог на бороду

В облике россиянина-мужчины борода издревле была символом солидности и добропорядочности. Мода на бритье бо-род при дворе Алексея Михайловича бы-ла скоротечной. В первое десятилетие царствования Петра I аристократы носили коротко стриженные, как у мушкетёров, бороды-эспаньолки. Пётр I велел на гол-ландский манер сбрить мужчинам боро-ды, а непокорным ножницами отстригал клок бороды сам. Был издан специальный указ о необходимости брить бороды. Од-нако там оговаривалось, что можно и ку-пить право на ношение бороды и полу-чить специальный жетон, который под-тверждает, что пошлина за бороду уплачена. Но пошлина была чрезмерно велика. Так, купцы должны были заплатить 100 рублей, дворяне — 60 руб. Кре-стьянам разрешалось носить бороды, но при въезде в город они обязаны были каж-дый раз платить за неё по копейке. Мно-гие сделать это были не в состоянии, им пришлось с бородой расстаться. Лишь ду-ховенство имело право носить длинную одежду и бороды бесплатно.

Социальная политика Петра I вызвали волну недовольства населения. Тяжёлое бремя налогов вызывало сопротивление. Оно выража-лось в разных формах: бегство на окраины страны, бунты и вос-стания. Материал с сайта

Астраханское восстание

В 1705-1706 гг. произошло восстание в Астрахани. Его участни-ками были сосланные стрельцы, посадские люди. Восстание приня-ло такие крупные размеры, что царь направил армейские полки, ко-торые пришлось снять со шведского театра военных действий.

Булавинское восстание

Башкирское восстание

Волновались и работные люди на мануфактурах. В 1705-1711 гг. были значительные выступления в Башкирии.

Дата публикации: 02.10.2013 16:26

Начало 1722 года принесло жителям России множество перемен. Они не только впервые праздновали диковинный праздник Новый год, но и ожидали невиданных налоговых преобразований. Прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же - петровские.

Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог.

Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.

Пополнить опустевшие запасы звонкой золотой монетой должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Основной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял бывший холоп Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, далее следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен. Особенно отличился бывший московский вице-губернатор Нестеров. Он носил звание оберфискала - генерального контролера и остался в истории самым смелым обличителем вельможных казнокрадов. Однако и сам впоследствии был уличен во взятках и колесован за это.

Каждый из этих выдумщиков выискивал новые объекты налогообложения, то есть придумывал новые налоги. И они как из худого решета сыпались на головы россиян. Начиная с 1704 года один за другим вводились такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.

Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией.

Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу.

И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей в России вплоть до 1887 года.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года.

Ревизии проводились регулярно и занимали по нескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными.

Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Все тогдашние владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов.

В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного - по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек.

Налоговая повинность превратились в самое мощное орудие контроля государства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати - значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.

Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

Первые рьяно пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.

Однако реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.

В петровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования и даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божьем. Указом 1705 года борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей, первостатейная купеческая - в 100 рублей, рядовая торговая - в 60 рублей, холопья - в 30 рублей. Крестьянин в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее одну копейку.

Пополнился список и старинных русских казенных монополий. К прежним, на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и... дубовые гробы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Кемеровский государственный университет

Экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Теория и история налогообложения

на тему: Налоговые реформы

Кемерово 2005

Введение

1. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы

2. Налоговые поправки

3. Виды налоговых реформ

4. Особенности налоговых преобразований в развивающихся странах

5. Налоговые реформы в странах с переходной экономикой

Заключение

Список литературы

Введение


Понятие «налоговые реформы» занимает очень важное место в курсе налогообложения. В него входят такие вопросы как сущность, виды, особенности и цель налоговой реформы. В общем, все то, из чего и состоит налоговая реформа. Сущность раскрывает сам смысл налоговой реформы, дает понятие основных, самых распространенных и общепринятых видов налоговых реформ. Показывает особенности налоговых преобразований в развивающихся странах. Цель налоговой реформы необходима для того, чтобы показать, а зачем вообще нужно такое понятие как налоговая реформа, где она используется и для чего нужна в налогообложении, в обществе, жизни людей. В принципе эта тема достаточно изучена в налогообложении. Как об очень важной, о ней уже очень много написано и раскрыто ее содержание, на мой взгляд, достаточно полно и образно. Хотя конечно, нет ни одной науки, которая ответила бы полностью на все вопросы и налогообложение не исключение.

Налоги и все с ними связанное входят в нашу жизнь с давних времен.

Аналогия всех когда-либо существовавших форм бытия категории «налог»: видов налогов и налоговых групп, способов их исчисления и сбора, налоговых льгот и мер наказания за неисполнение налоговых обязательств – позволяет составить мировую и отечественную «родословную» налогообложения. Методологическая основа становления и развития налоговедения заложена наукой о финансах. Исторически налоги, как практические формы привлечения ресурсов в государственное пользование, связывают с появлением государства и выполнением им экономических и других функций. С тех пор изменяется, причем существенно, лишь соотношение сумм отдельных видов государственных расходов в бюджетах разных государств, а также продуктивное или не продуктивное их использование.

Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Об этом свидетельствуют и первые реформы, обращенные на решение задач максимизации государственных доходов.

Цель написания данной контрольной работы – это дать представление о налоговых реформах, их видах, особенностях в развивающихся и странах с переходной экономикой, целях налоговой реформы.

1. Раскрыть суть понятия «налоговая реформа».

2. Охарактеризовать налоговые поправки.

3. Показать наиболее распространенные виды налоговых реформ.

4. Рассказать об особенностях налоговых преобразований в развивающихся странах.

5. Дать понятие о налоговых реформах в странах с переходной экономикой.

1. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы


Первые реформы появились в Древнем мире. Были обязательные платежи, которые, в принципе, напоминают ныне существующие налоги в их современном понимании. Первые реформы были обращены на решение задач максимизации государственных доходов.

Первой налоговой реформой была реформа императора Рима Октавиана Августа (63 г. до н. э. – ХIV в. н. э.).

Ошибочно предполагать, что, взяв либеральную модель рынка, можно без преобразований отношений собственности, без формирования рыночного правосознания граждан, без навыков рыночного менеджмента, без создания демократической системы управления государством превратить страну в процветающую державу. Необходимы длительные и последовательные реформации, осторожное проведение экспериментов, оценка их результатов и своевременная коррекции появляющихся негативных последствий. Эти результаты в свою очередь определяет политический выбор страны. Следовательно, не модели преобразований определяют их успехи, а то, на каком политическом, экономическом фундаменте и каким конкретно правительством они реализуются.

Налоговая реформа – это реформа в системе налогообложения, отмена старых, принятие новых, видоизменение уже существующих налогов. Причем в первую очередь, конечно, государство преследует цель пополнения бюджета, чтобы не было его дефицита. В разных странах, с разным историческим развитием, разным укладом экономической системы соответственно цели налоговой реформы отличаются. Каждое государство преследует свою цель, но при этом, налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран – участников того или иного международного объединения.

Последние года реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями.

Ее основная цель – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

Если взять для примера, бывший СССР, то в 1930 г. основным законодательным актом – постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 г. «О налоговой реформе» (Сборник законов СССР, 1930, № 46, ст. 476) – были проведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственное пользование. В 1931 г. принимается еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы 1 . В 1931 г. налог с оборота и отчисления от прибыли стали основными платежами в бюджет.

Основной вывод, который следует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., - это трансформационный крен налогов к их неналоговым формам. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.

14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» - первый унифицированный нормативный акт, регулирующий многие налоговые правоотношения в стране.

В декабре 1991 г. проводится широкомасштабная налоговая реформа, принимаются Законы «Об основах налоговой системы в РФ», «О налоге на прибыль», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц». Эти системообразующие законодательные акты составили фундамент налоговой системы России.

Основными задачами налоговой реформы в недавнем прошлом в перспективе (2000-2001 гг.) в РФ являлись: существенное снижение налогового администрирования.

Снижение налогового бремени должно было быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота с изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли.

Упрощение налоговой системы предусматривалось посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа второстепенных налогов.

Улучшение налогового администрирования должно было быть основано на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании и развитии единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

В других странах, например, цели налоговой реформы помимо всего прочего, преследуют стимулирование частных предприятий. За счет этого развивается рыночная экономика. Посредством налоговых льгот и аналогичных фискальных поощрений происходит стимулирование малого бизнеса. Помимо этого, таким образом, увеличивается приток ресурсов частных иностранных инвесторов, а реформы проводятся с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в другой стране.

Еще целью налоговой реформы является мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов. Эта цель более важная, какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт, средства связи и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры).

Но, как уже было сказано выше, государства в преследовании целей налоговой реформы не должны забывать о соглашении – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.


2. Налоговые поправки


Сегодня среди экономистов нет единой точки зрения по поводу того, какое число налогов является оптимальным и каким должен быть рациональный размер совокупной налоговой нагрузки. Однако все экономисты согласны с тем, что налоги, с одной стороны, должны наполнять бюджет, а с другой – не препятствовать развитию бизнеса 1 .

В настоящее время проделана большая работа по разработке методики определения значений базовой доходности для отдельных видов бизнеса, размеров и числа коэффициентов для ее корректировки. Также устанавливаются особые льготы (Например, республика Коми).

Налоговые поправки вносятся на уже существующие налоги, они видоизменяются, ставка налога становятся либо больше, либо меньше. Индексируются ставки акцизов на некоторые виды продукции, может расширяться перечень подакцизной продукции.

Могут вноситься налоговые поправки на прямые и косвенные налоги, это зависит от политики государства. Решение о налоговых поправках принимает правительство страны. Соответственно изменения вносятся в федеральные законы. Какие-то налоги могут включить в себя другие, изменив количество налогов, но не их сумму обложения.

Например, в 1931 г. в СССР налог с оборота вобрал в себя: акцизы, промысловый налог, лесной доход, страховые и др. платежи, ранее уплачиваемые предприятиями. Отчисления от прибыли предприятия также стали включать – подоходный налог, платежи в векселей и др.

Налоговая реформа не затронула колхозов, продолжавших платить сельскохозяйственный налог. Но с этого года к ним стал применяться пропорциональный метод обложения, который действовал при взимании налогов с кооперации.

Дальнейшая трансформация налогов была связана с Великой Отечественной войной. В 1941 г. был введен военный налог (отменен в 1946 г.).

В том же году был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, для поддержки одиноких матерей (просуществовал до 90-х гг.) Налог с оборота был в то время основным платежом в бюджет (41% от суммы всех доходов бюджета в 1954 г.) 1 .

К 1985 г. сформировался единый фонд развития науки и техники (ЕФРНТ) и появились соответствующие изменения в системе формирования доходов бюджета.

Налоговая система, сформированная к началу 70-х гг., явилась прототипом налоговой системы образца 1991 г.

Конец 80-х гг. можно назвать периодом возрождения налоговой системы. Повышается ставка налога на кооперативы.

С 1992 г. начинают свой отсчет текущие налоговые модификации российской системы налоговых отношений.

Важнейшим событием явилось рассмотрение и принятие Федеральным Собранием РФ второй части Налогового кодекса РФ, которая реально позволит внести существенные изменения в налоговую систему России, положительно влияющие на экономическую политику хозяйствующих субъектов.

Согласно Федеральному закону «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах» с первого января 2001 г. вводятся в действие следующие главы части второй Кодекса: гл.21 «Налог на добавленную стоимость», гл.22 «Акцизы», гл.23 «Налог на доходы физических лиц», гл.24 «Единый социальный налог (взнос)».

Одновременно установлено, что федеральные налоги и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень утративших силу, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежат приведению с ней в соответствие.

Единый социальный налог включен в перечень федеральных налогов и сборов (гл.24 НК РФ). Объектом налогообложения для работодателей являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работодателями в пользу работников. Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, глав крестьянских и фермерских хозяйств объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением, а для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом обложения является доход, определенный исходя из стоимости патента.

Единый социальный налог зачисляется в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Определены и льготы по данному налогу для отдельных организаций.

Ожидается, что введение единого социального налога (взноса) станет существенным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников.

Определена система четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов. В законе приводится перечень доходов, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения). К ним относятся государственные пособия, выплачиваемы в соответствии с действующим законодательством (прежде всего пособия по безработице, беременности, родам), государственные пенсии, вознаграждения донорам за сданную донорскую кровь, алименты, получаемые налогоплательщиками.

Принятие «плоской» шкалы ставки налога на доходы физических лиц позволит отказаться от необходимости составления и представления в налоговые органы декларации о доходах основной массе физических лиц, являющихся наемными работниками.

Главой 21 части второй НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость помимо организаций будут являться и индивидуальные предприниматели. Приводится определение места реализации товаров, изменена редакция норм о месте реализации работ (услуг). В качестве отдельного объекта налогообложения выделяется выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

С введением второй части НК РФ отменяются следующие федеральные налоги: налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, налог с биржевой деятельности (биржевой налог), которые практически не были установлены, а вопросы налогообложения доходов организаций в указанных сферах деятельности регулировались Законом РФ от 27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Из перечня федеральных налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор.

На втором этапе (2002-2003 гг.) Правительством РФ предлагалось отменить налог с продаж, налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог на имущество предприятий, физических лиц, а также земельный налог предлагалось заменить налогом на недвижимость.

Налоговые поправки в любой стране вводятся довольно часто, так как налогообложение далеко от совершенства и его приходится приводить все к более и более удобной и стратегически верной форме и при этом соблюдать не только свои цели (цели данного государства), но и учитывать мнение других государств, что налогообложение должно быть удобным и интегрированным.


3. Виды налоговых реформ


Необходимо определить принципы трансформативности системы государственных доходов, определить основные закономерности, по которым государство выбирает административные или экономические методы формирования своих доходов. Эти методологические обоснования затрагивают не только экономику, они учитывают прежде всего политику государства в отношении регулирования основ собственности, допущении (противодействии) паритета разных форм собственности: государственной, частной, смешанной и др. Такого рода обоснования можно определить в качестве теории трансформативности системы методов формирования государственных доходов.

Каждая новая налоговая реформы предполагает, в отличие от текущих налоговых модификаций, радикальный пересмотр системообразующих элементов налоговых обязательств. По глубине этих преобразований, их экономической обоснованности и социальной содержательности можно делать вывод о том, в какую сторону «смотрят» законодатели: или в сторону повышения народного благосостояния, или в сторону укрепления собственных властных позиций. Именно по этой причине следует знать уже известный перечень основных элементов налоговых обязательств. С них всегда начинается каждый новый налоговый закон, с них начата часть первая Налогового кодекса РФ.

Международные организации определяют общее направление и содержание налоговых реформ, проводимых в государствах, в них входящих. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения.

При этом сходство достигается как в части правовых норм, определяющих состав налогов и сборов, так и норм, регулирующих порядок их исчисления и уплаты. Подобная практика именуется унификацией налогового законодательства.

Правительства должны строить планы развития, исходя из своих возможностей эффективного и справедливого сбора налогов.

Так же как налоги подразделяются на прямые (налоги на доходы физических лиц и корпораций и налоги на собственность) и косвенные (экспортные и импортные пошлины, акцизы (налоги на продажи и покупки, налог с оборота)), так и налоговые реформы проводятся среди прямых и косвенных налогов.

Соответственно, если в стране большой процент занимает частная собственность, то можно проводить налоговую реформу среди частного сектора экономики. Приводить ее к более удобному виду и выявлять оптимальные ставки налогов на вышеперечисленные налоги.

Если в страну завозится много импорта или страна является экспортером различных видов продукции, то государство регулирует налоговой реформой экспортные и импортные пошлины, разумеется, в пользу своего государства и государств, объединенных в содружество, но при этом соблюдая некие общие требования ко всем остальным государствам.

Налоговые реформы могут проводиться по различным отраслям налогов. Так, например, военные налоги (расходы на оборону по обеспечению мира как внутри страны, так и вне ее), содержание правителей (туда же входят расходы по отправлению правосудия), налоги на образование, медицину, социальные льготы (пенсия, сироты, недееспособные), земельный налог, налоги на импорт или экспорт.

Государство может начать проводить налоговую реформу в случае отставания законов страны от ее экономической жизни.

Фактически налоговые реформы могут внешние и внутренние, в зависимости от видов налогов среди которых она проводится. Внутренние реформы могут преследовать цель снижения налогового бремени для людей и организаций, упрощения налоговой системы.

Внешние реформы преследуют другую цель, процветания своего государства и упрощения международного налогообложения.


4. Особенности налоговых преобразований в развивающихся странах

Необходимость реформ в развивающихся странах очевидна и неотвратима.

Растет понимание, что до настоящего времени не предпринимались энергичные действия в области здравоохранения и образования, обеспечения населения чистой водой и санитарными условиями с целью ослабления экологической угрозы.

Растущие финансовые трудности должны побудить правительства решительно изменить методы использования дефицитных ресурсов. Предоставление потребительских услуг по отпускным ценам, которые были существенно ниже их себестоимости, создавало искусственные дефициты. Это касается снабжения водой, электроэнергией и другими ресурсами.

Разумная ценовая политика и повышение эффективности приведут к более рациональному использованию ресурсов, а также к сокращению импорта топлива.

Доступность кредитов только для небольшого круга крупных заемщиков, наряду с высокой инфляцией, растущим бюджетным дефицитом и отрицательными реальными процентными ставками привели к возникновению в слаборазвитых странах в 1980-х гг. ситуации, получившей название «сжатие кредита» 1 . Мировые спады 1981-1982 гг. и 1987 г. показали ненадежность кредитов многих банков развития. Так, к концу десятилетия почти у половины их них было зарегистрировано не менее 25% не погашенных в сроки кредитов, в то время как другая четверть имела задолженность, превышающую половину объема полученных кредитов.

Кроме того, коммерческие банки столкнулись с многочисленными ограничениями на кредитование и законодательно установленным максимумом процентных ставок на ссудные средства, который был гораздо ниже рыночных реальных курсов. Поэтому они прибегли к нормированию имеющихся кредитных средств.

Одно из предлагаемых решений данной проблемы состоит в либерализации финансового сектора через свободный рост номинальных процентных ставок до уровня рыночных курсов. Это дало бы положительные процентные ставки и устранило бы явное субсидирование через систему процентных ставок предпочитаемого круга заемщиков.

Но ни реформа, ни либерализация организованного денежного сектора не являются панацеей для финансовых систем развивающихся стран.

Большая часть мер по стабилизации направлена на снижение правительственных расходов с целью сбалансирования бюджета. Но бремя мобилизации ресурсов для финансирования важных проектов общественного развития должно лежать на доходной части бюджета. Государственные внутренние и иностранные займы могут восполнить частично недостаток сбережений. В конечном счете правительство должно строить планы развития, исходя из своих возможностей эффективного и справедливого сбора налогов 1 . В отсутствии хорошо организованных и локально контролируемых денежных рынков большая часть развивающихся стран для стабилизации экономики и мобилизации внутренних ресурсов была вынуждена прежде всего опираться на инструменты налоговой политики.

В большинстве развивающихся стран прямые налоги – налоги на доходы физических лиц и корпораций и налоги на собственность – обычно составляют от 20 до 30% совокупных налоговых поступлений и от 12 до 20% ВНП 1 . Косвенные налоги, такие как экспортные и импортные пошлины, акцизы (налоги на продажи и покупки, налог с оборота), составляют главный источник финансовых доходов. Можно отметить, что налоговые системы (и прямые и косвенные налоги) во многих странах Третьего мира далеко не прогрессивны. В некоторых, таких как Мексика, они могут быть в высшей степени регрессивны (низкодоходные группы выплачивают большую долю своих доходов в виде налогов, чем высокодоходные группы).

Традиционно налогообложение в развивающихся странах преследовало две цели.

1) Налоговые льготы и аналогичные фискальные поощрения считались средством стимулирования частных предприятий. Такие льготы и стимулы обычно предоставлялись иностранным частным инвесторам с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в менее развитых странах. Подобные налоговые стимулы действительно могут увеличить приток ресурсов частных иностранных инвесторов, но, как мы установили в гл. 15, в целом выгоды от создания таких особых условий для иностранных фирм не очевидны.

2) Мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов имеет более важное значение. Какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт, средства связи и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры). Кроме того, правительства большинства стран Третьего мира принимают непосредственное участие в экономической жизни своих стран, в их владении и под их контролем действуют государственные корпорации и государственные торговые агентства. Взимаемые прямые и косвенные налоги позволяют правительству финансировать инвестиции и текущие расходы этих общественных предприятий, многие из которых часто убыточны.

В конечном итоге способность развивающихся стран аккумулировать налоги для финансирования программ государственных расходов и с помощью налоговой системы влиять на распределение персональных доходов зависит не только от принятия соответствующего налогового законодательства, но, что более важно, от эффективности и честности налоговых властей, которые должны обеспечивать выполнение этих законов.

Таким образом, способность правительств стран Третьего мира взимать налоги с высокодоходных групп населения и сократить до минимума уклонение от налогов местных и иностранных граждан и корпораций будет зависеть от эффективности выполнения налоговой системой двух ее функций – обеспечения уровня государственных доходов, достаточного для финансирования широких программ развития, и перераспределения налогового бремени между обеспеченными и бедными группами населения в целях борьбы с нищетой и несправедливостью в распределении дохода. Многое же будет зависеть от готовности политиков принять и реализовать программы прогрессивного налогообложения.


5. Налоговые реформы в странах с переходной экономикой


Наиболее губительны для общества революции, преобразующие весь прежний уклад жизни общества. По сути, переход к другой модели рыночной экономики – это та же самая революция, когда из-за этого в стране начинается хаос и даже, если все законы замечательны, то люди то еще не привыкли к новой жизни, новому укладу, нет соответствующих условий, которые приходят только со временем.

В этом самая главная, на мой взгляд, проблема стран с переходной экономикой.

Качественную сторону экономики переходного периода определяют два основных начала: коренные преобразования процесса производства товарного продукта и его конечного распределения. Осуществление этих процессов может как подчиняться идеологическим устремлениям правящей власти, так и быть неполитизированным.

На примере российской экономической истории видно, что ни при каких условиях развития событий не устраняется пагубная зависимость экономического менеджмента от борьбы политических сил за власть в стране. Первопричина этому в РФ – отсутствие в стране реального собственника на средства производства.

Для примера, рассмотрим более конкретно Российскую Федерацию, как одну из стран с переходной экономикой. Российская Федерация по Конституции РФ является страной, переходящей к рыночной экономике.

В 1985 году начался новый переходный период в истории государства. Он определяется как начало демократизации общества, его возврат к естественному развитию.

Но условий для перехода в России так и не создали, большинство граждан РФ так и остались лишенными главного – частной собственности на средства производства, землю, частного права решать свою судьбу по своему собственному усмотрению. Демократические преобразования были только продекларированы.Весь приватизационный процесс протекал так, что больше экономических и политических возможностей было у тех, кто находился ближе к руководящей элите. Большинство граждан так и осталось бесправными как в экономическом, так и в политическом смысле этого слова. Передел собственности и концентрация богатства в руках олигархов не только истощили экономику, но и обесценили демократический лозунг.

Период с 1990 по 1998 гг. можно назвать не периодом демократических преобразования, а хождением по кругу. Потому что за это время так и не были окончательно определены социально-политический статус государства и стратегия экономики.

Для переходной экономики России поразительно характерен тезис о причинах, которые увеличивают и делают более тягостными различные виды государственных расходов (нежелание населения оплачивать государственные расходы, которое проистекает от убеждения, что проволочкой и сопротивлением можно вовсе избавиться от их оплаты; подозрение, что обложение слишком велико или что собранные суммы расхищаются или неправильно расходуются или же что они неравномерно взимаются и распределяются). В демократических странах расходование общественных фондов и средств государственного бюджета находится под жестким контролем и имеет характер строго целевых назначений. Поэтому сопротивление налогам там не является массовым явлением. Следовательно, избавившись от причин, порождающих сопротивление налогам, мы приблизим состояние своей налоговой системы к уровню цивилизованных государств.

В Конституции РФ установлено право частной собственности, принят ряд законов, развивающих это право, в частности, действует Закон об акционерных обществах. Однако эта норма не получила реального подтверждения на практике.

Системная оценка содержания и целей российских реформ за последнее десятилетие выявляет их главный недостаток – отсутствие последовательности, комплексности в проводимых преобразованиях, а также их излишняя ориентация на западные ценности. За отсчет была принята модель рыночной демократии.

Смысл этой модели заключается в том, что под реформой подразумевается переход к рыночной демократии посредством либерализации цен, приватизации государственной собственности и стабильной национальной валюты. Все эти процессы в России были проведены, однако они привели к прямо противоположным результатам. Причин этого много, но одна из них – это то, что ни одна из известных моделей преобразования стран на их пути постсоциалистического развития к России не применима; насаждение какой бы то ни было модели в столь огромной и многообразной стране, как Россия, и в столь короткое время губительно 1 .

В целях проведения эффективной социально-экономической политики налоговая система России требует модернизации.

Сейчас происходит третий этап, необходимо вырабатывать стратегию социально-экономического прорыва в условиях современного постиндустриального общества. Сам по себе факт перехода к данному этапу реформ еще не гарантирует достижения стоящих перед страной стратегических целей. Успех или неуспех дальнейшего развития зависит от политики власти. На этом этапе ключевыми становятся вопросы развития человека, инвестиций в человеческий капитал, задачи укрепления и совершенствования политических институтов. Практически нет успешного зарубежного опыта достижения подобных целей, на который можно было бы ориентироваться. Эти проблемы не могут быть решены согласно сколько-нибудь типовому стандарту – всем странам, которым удалось с ними справиться, пришлось находить собственные пути их решения.

Для экономического рывка сейчас недостаточно иметь хорошие трудовое и земельное законодательства, законы о банках и банкротстве, налоговое и бюджетное законодательство. Чтобы они успешно реализовывались на практике, необходим действенный госаппарат, справедливый суд, достойная правоохранительная система. Именно поэтому остро стоит вопрос о коррупции в судебной системе.

В принципе можно сказать, что страны с переходной экономикой являются наиболее сложными для изучения, потому что в каждой такой стране действует своя модель экономики, не похожая на другие. Провести аналогии можно, но брать полностью и копировать с другой страны модель экономики невозможно, иначе в стране начнется ее развал.

Заключение


В настоящее время налоговые реформы завершены или все еще проводятся в целом ряде стран, при этом реформаторам в большинстве случаев удалось добиться позитивных изменений как в экономике, так и в социальной сфере.

Можно обратить внимание на то, что в процессе анализа и выработки налоговой политики на первый план все больше выходят международные факторы.

Действительно, последние года реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями. При этом сходство достигается как в части правовых норм, определяющих состав налогов и сборов, так и норм, регулирующих порядок их исчисления и уплаты.

Подобная практика именуется унификацией налогового законодательства. Налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран – участников того или иного международного объединения. Международные организации как раз и определяют общее направление и содержание налоговых реформ, проводимых в государствах, в них входящих. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения. Ее основная цель – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

Наибольших результатов в деле гармонизации систем налогообложения достигли страны, входящие в состав ЕС.

Список литературы


I. Официальные правительственные документы

1. Конституция Российской Федерации: Официальный текст. – М.: Айрис Пресс, 2004

2. Налоговый кодекс РФ. – М.: Кодекс, 2001

3. Законодательные (представительные) органы власти субъектов РФ. Практика. Мнения. Проблемы. Информационно-исторический бюллетень. Выпуск 1 (23). – М.: изд. Государственной Думы, 2002

II. Отечественные книжные издания

4. Налоги: Учебное пособие // Под ред. Д.Г. Черника. – М.: Финансы и статистика, 1996

5. Налоговое право // Под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2000

6. Налоговое право России: Учебник для вузов // Под ред. Ю.А. Крохиной. – М.: изд-во НОРМА, 2003

7. Тодаро М.П. Экономическое развитие: Учебник / Пер. с англ. под ред. С.М. Яковлева, Л.З. Зевина. – М.: Экономический факультет МГУ, ЮНИТИ, 1997

8. Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. – М.: ИНФРА-М, 1999

III. Статьи

9. Мау В. Экономическая политика в 2004 году: поиск модели консолидации роста // Вопросы экономики. – 2005. - № 1.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Княгиня Ольга была первой в истории Руси правительницей, принявшей христианство. Этой мудрой и мужественной женщине пришлось взять бразды правления после того как ее мужа, князя Игоря, убили, а сын Святослав был слишком мал, чтобы управлять. Годы правления, при которых произошло множество событий, в том числе и налоговая пришлись на период с 945 по 962 гг.

Месть Ольги

Княгиня славилась не только красотой и решительностью, но и умом, и мудростью. Жестоко расправившись с убийцами мужа, она стала заниматься политическими вопросами, управлять дружинниками, жалобщиками, а также принимать послов и выполнять иные обязанности правителя.

Супруг княгини Ольги, князь Игорь, был убит древлянами после того как потребовал повторный налог с одного дома. управляющий древлянами, желал захватить Киевскую Русь, женившись на княгине Ольги. Однако хитроумный план мудрой правительницы одним махом перечеркнул все его намерения.

Княгиня удалось трижды убить древлянских послов, а затем, воодушевившись победой, она собрала войско и пошла на врага. Однако город Коростень ей не удалось сразу осадить. Тогда княгиня Ольга велела от каждого дома принести ей налог в виде трех голубей и трех воробьев. Прицепив к каждой птице по труту и подпалив его, она отпустила пернатых, которые, почувствовав свободу, полетели к родному гнезду. Горящие птицы помогли сжечь деревянные дома, и крепость была взята.

Следующее действие Ольги — налоговая реформа. Она захотела упорядочить систему дани, из-за которой погиб муж княгини, и вместо «полюдья» ввела «уроки», то есть фиксированную подать, которую должны были платить с поделенной области земли.

Реформа княгини включала в себя определенный размер дани и четкий срок оплаты. В отличие от «полюдья» данный вид подати был более цивилизованным видом налогообложения.

Ольги проводилась раз в году, причем сама дань представляла из себя продукты, меха и рукотворные изделия.

Погосты

Однако это было только начало. Княгиня ввела такое понятие как погосты. Данные нововведения представляли из себя небольшие центры, подчиняющиеся княжеской власти. Теперь каждый центр правления был обязан принимать дань. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.

Получается, что проводившая уже больше года налоговую реформу княгиня Ольга предусмотрительно создала территориальные подразделения, которые находились под властью местного князя. Таким образом управление оказалось у нее под контролем, так как князь всегда мог дать отпор любому недовольному политикой правительницы.

Спустя два века погосты превратились в административный округ.

Полюдья

Что же представляли собой полюдья? До правления мудрой Ольги великие князья осуществляли сбор дани с помощью ежегодного объезда, который проходил зимой. По сути, это был грабеж, так как власть имущие могли с одного двора дважды собрать налог, что вызывало недовольство и возмущение плательщиков.

Налоговая реформа Ольги давала возможность людям, принесшим дань, получить специальную княжескую печать. Это означало, что с них уже не могли повторно взимать налог. Данная реформа помогла мудрой княгини выявить неугодных ей подчиненных. Большинство местных князей потеряли свою власть, так как не выполняли условия правительницы, а их земли утратили былую независимость. И хотя налоговая реформа Ольги не получила широкой огласки, для Древней Руси она имела огромное значение.

Сборщики налогов или тиуны

Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась. В итоге развились товарно-денежные отношения.

Вместо скота дань уже стали брать особой формой, напоминающей металлические деньги.

Итог правления княгини Ольги

Помимо того, что княгиня Ольга как правитель первой приняла христианство и была возведена в сан святых, она своими реформами облегчила жизнь народа, сконцентрировала власть в Киеве, государство поделила на отдельные административные центры, ввела порядок в налогообложении. Теперь налог имел фиксированный размер, все знали о сроках платежа, причем строго запрещалось взимать дань с тех лиц, которые выполнили свой долг.

Всем известно, что внук княгини Ольги стал первым князем, крестившим весь народ. Спустя годы народ в эпосах и сказаниях воспоет не только образ жизни княгини Ольги, но и ее реформы, способствующие укреплению Киевской Руси.