Налоговая ставка налога на имущество организаций. Ставка налога на имущество юридических лиц. Расчет авансов и налога исходя из среднегодовой стоимости имущества

Субъект РФ

Налогоплательщики

льготники

Льготы и ее размер

Нормативный акт

Астраханская область

Организации, которые работают в сфере добычи нефти и газа на местонахождениях в российской части дна Каспийского моря

Закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ

Владимирская область

Все организации

Полное освобождение от налога

Закон Владимирской области от 27.12.2017 № 135-ОЗ

Волгоградская область

Все организации

Закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД

Вологодская область

Организации, которые зарегистрированы на территории Вологодской области и инвестируют в объекты основных средств более 100 млн. руб.

Полное освобождение от налога

Закон Вологодской области от 28.12.2017 № 4269-ОЗ

Все остальные компании Вологодской области

Налоговая ставка — 1,1 процента

Еврейская автономная область

Организации здравоохранения, в отношении вновь введенных в эксплуатацию основных средств

Налоговая ставка - 0,1 процента. Применять такую ставку можно в течение пяти лет с момента ввода объекта в эксплуатацию

Закон Еврейской автономной области от 20.12.2017 № 196-ОЗ

Все остальные организации

Налоговая ставка — 0,5 процента

Закон Еврейской автономной области от 30.11.2017 № 194-ОЗ

Ивановская область

Все организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Закон Ивановской области от 11.12.2017 № 94-ОЗ

Калининградская область

Все организации, кроме тех, которые перечислены в п.10 ст. 4 Закона Калининградской области от 27.11.2003 № 336

Налоговая ставка — 1,1 процента

Закон Калининградской области от 28.11.2017 № 118

Организации, перечисленные в п.10 ст. 4 Закона Калининградской области от 27.11.2003 № 336

Полное освобождение от налога

Камчатский край

Все организации

Закон Камчатского края от 02.10.2017 № 147

Курская область

Все организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Закон Курской области от 24.11.2017 № 78-ЗКО

Ленинградская область

Организации, которые владеют объектами, с даты выпуска которых прошло не больше трех лет

Полное освобождение от налога

Закон Ленинградской области от 29.12.2017 № 92-ОЗ

Все остальные компании

Налоговая ставка — 1,1 процента

Липецкая область

Все организации

Полное освобождение от налога

Закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ

г. Москва

Все организации

Полное освобождение от налога

Закон г. Москвы от 21.02.2018 № 4

Московская область

Все организации

Налоговая ставка - 0 процентов

Закон Московской области от 03.10.2017 № 159/2017-ОЗ

Нижегородская область

Организации, которые занимаются:

обрабатывающим производством;

научными исследованиями и разработками;

автомобильными перевозками льготных категорий граждан по регулярным муниципальным и межмуниципальным маршрутам на территории Нижегородской области

Полное освобождение от налога

Закон Нижегородской области от 08.11.2017 № 152-3

Учреждения, созданные Нижегородской областью и муниципальными образованиями Нижегородской области и финансируемые за счет средств областного бюджета, Территориального фонда ОМС Нижегородской области и местных бюджетов

Полное освобождение от налога. Льгота не распространяется на имущество, сданное в аренду

Все остальные организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Пензенская область

Все организации

Налоговая ставка - 0,55 процента

Закон Пензенской области от 20.12.2017 № 3127-ЗПО

Республика Бурятия

Организации в отношении железнодорожного подвижного состава и контейнеров, принятых на учет не ранее 2013 года. Льготой могут воспользоваться компании, которые осуществляют деятельность из подклассов 49.1, 49.2 ОКВЭД 2

Полное освобождение от налога

Законы Республики Бурятия от 10.10.2017 № 2568-V и от 01.12.2017 № 2748-V

Все остальные компании

Налоговая ставка — 1,1 процента

Республика Татарстан

Все организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Закон Республики Татарстан от 22.12.2017 № 97-ЗРТ

Рязанская область

Компании, которые получают не менее 70% доходов от деятельности в области научных исследований и разработок, здравоохранения и социальных услуг.

Компании - получатели господдержки в отношении движимого имущества, которое определено в инвестиционном соглашении, заключенном согласно региональному закону

Полное освобождение от налога

Закон Рязанской области от 27.11.2017 № 86-ОЗ

Все остальные организации

Налоговая ставка — 0,6 процента

Закон Рязанской области от 27.11.2017 № 87-ОЗ

Санкт-Петербург

Организации в отношении имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет

Полное освобождение от налога

Закон Санкт-Петербурга от 29.11.2017 № 785-129

Все организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Саратовская область

Организации в отношении инновационного высокоэффективного оборудования, указанного в областном законе

Налоговая ставка — 0 процентов

Закон Саратовской области от 28.11.2017 № 112-ЗСО

Все остальные организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Свердловская область

Компании, которые перечислены в пп. 3 и абз. 3 пп. 4 ст. 1 Закона от 07.12.2017 N 124-ОЗ

Полное освобождение от налога

Закон Свердловской области от 07.12.2017 № 142-ОЗ

Все остальные компании

Налоговая ставка — 1,1 процента

Смоленская область

Только инвесторы и резиденты

Полное освобождение от налога

Законы Смоленской области от 15.11.2017 № 137-з и от 06.10.2017 № 95-з

Все организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Закон Смоленской области от 15.11.2017 № 144-з

Тульская область

Все организации

Закон Тульской области от 30.11.2017 № 82-ЗТО

Тюменская область

Все организации

Налоговая ставка — 0,55 процента

Закон Тюменской области от 24.10.2017 № 74

Ханты-Мансийский автономный округ

Все организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

Закон Ханты-мансийского автономного округа - Югры от 20.12.2017 № 92-ОЗ

Челябинская область

Компании, внесенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а также лизинговые компании

Полное освобождение от налога

Закон Челябинской области от 27.12.2017 № 649-ЗО

Все остальные компании

Налоговая ставка — 1,1 процента

Чеченская Республика

Все организации

Полное освобождение от налога

Закон Чеченской Республики от 27.11.2017 № 45-рз

Чукотский автономный округ

Местные органы власти, казенные, бюджетные и автономные учреждения, которые финансируются из местного бюджета

Полное освобождение от налога

Закон Чукотского автономного округа от 19.12.2017 № 103-ОЗ

Все остальные компании

Налоговая ставка — 1,1 процента

Ярославская область

Организации в отношении имущества, которое приняли на учет позже 2015 года

Полное освобождение от налога в течение четырех лет начиная с года постановки имущества на учет

Закон Ярославской области от 31.10.2017 № 44-з

Все остальные организации

Налоговая ставка — 1,1 процента

В 2017 году расчеты по налогу на имуществу можно сдавать по новой форме или по старой форме.

Уже третий год по налогу на имущество организаций в отдельных регионах считаются две налогооблагаемые базы: со среднегодовой остаточной стоимости основных средств (остатки по счетам 01, 03, 79 за вычетом начисленной амортизации (износа в НКО) и с кадастровой стоимости недвижимого имущества . Поэтому бухгалтеру приходится делать два расчета.

Расчет налога на имущество со среднегодовой стоимости

Так, движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств , признается объектом налогообложения . Но при этом указанное имущество подлежит льготированию , за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц. Также льгота не будет распространяться на случаи передачи движимого имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми в соответствии с положениями ст. 105.1 НК РФ.

В соответствии с вступившим в силу с 1 января 2015 года п. 25 ст. 381 НК РФ организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: - реорганизации или ликвидации юридических лиц; - передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Кроме того, с 1 января 2015 года не признаются объектом налогообложения объекты основных средств , включенные в первую и вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Кроме того, п. 26 ст. 381 НК РФ предусматривается предоставление льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории свободной экономической зоны и расположенного на территории данной свободной экономической зоны, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.

До внесения официальных изменений в приказ ФНС России от 24.11.2011 №ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, начиная с 1 квартала 2015 года, налогоплательщиками, заявляющими право на льготу по пунктам 25 и 26 статьи 381 Кодекса, по строке с кодом 160 соответствующего раздела 2 налоговой декларации по налогу на имущество организаций (по строке 130 раздела 2 налогового расчета по авансовому платежу) должен быть указан присвоенный налоговой льготе код: - «2010257» - в отношении движимого имущества ; - «2010258» - в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника свободной экономической зоны.

Максимальная ставка налога на имущество , определяемого со среднегодовой стоимости основных средств, составляет 2,2% для любого имущества, за исключением имущества, учитываемого по кадастровой стоимости .

С 1 января 2018 года решение об освобождении от уплаты налога на движимое имущество организаций принимают не федеральные, а региональные органы власти. Опубликован Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации. Субъект РФ может издать соответствующий закон - и на его территории будет применяться федеральная льгота. Если регионального закона нет - налоговые ставки в отношении такого имущества не могут превышать в 2018 году 1,1 %.

Изменения порядка налогообложения коснутся только движимого имущества организаций, учитываемого на балансе с 1 января 2013 года как объект основного средства.

В Москве сохранена льгота в отношении движимого имущества, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Важно, что это имущество должно быть принято на учет не в результате реорганизации или ликвидации, и не от взаимозависимого лица. Закон опубликован 28 февраля 2018 года, но действует он с 1 января 2018 го (Закон города Москвы от 21.02.2018 N 4).

В Еврейской автономной области в отношении движимого имущества организаций, указанного в п. 25 ст. 381 Налогового кодекса РФ, налоговая ставка установлена на 2018 год в размере 0,5 процента.

Астраханская область установила на 2018 год ставку 0,5% для компаний в сфере добычи нефти и газа на месторождениях в российской части дна Каспийского моря. Ставки для остальных компаний регион не определил, а значит, налог считается по ставке 1,1%.

Владимирская, Ивановская, Липецкая области полностью сохранили льготу на 2018 год.

В Волгоградской, Смоленской областях, Республике Татарстан ставка для всех компаний на 2018 год - 1,1%.

Вологодская область решила, что налог не должны платить организации, которые инвестируют в объекты основных средств, при соблюдении требований областного закона о налоге на имущество. Для остальных ставка на 2018 год - 1,1%.

В Еврейской автономной области компании за 2018 год должны будут платить налог по ставке 0,5%. Более низкие ставки предусмотрены для организаций здравоохранения и резидентов ТОР.

В Калининградской области налог за 2018 год не должны платить компании, которые получают более 70% выручки от определенных видов деятельности (например, от строительства, оптовой и розничной торговли, гостиничного бизнеса). Остальные уплатят налог за 2018 год по ставке 1,1%.

Камчатский край установил ставку для всех компаний на 2018 год 0,6%, на 2019 год - 1,1%, на 2020 год - 1,7%.

В Курской области ставка для всех компаний - 1,1%.

Ленинградская область сохранила льготу на 2018 год для объектов, с даты выпуска которых прошло не больше трех лет. С остального движимого имущества надо платить налог. Регион еще не установил свою ставку, так что действует 1,1%.

В Московской области организации не будут платить налог (ставка 0%) за 2018 - 2020 годы.

Нижегородская область оставила льготы на 2018 - 2020 годы для компаний, ведущих деятельность, указанную в разделе C и в классе 72 ОКВЭД 2, либо занимающихся перевозкой льготников, учащихся и студентов по регулярным маршрутам на территории области. При этом имущество должно быть принято на учет не раньше 2016 года. Ставки для остальной "движки" не установлены - действует 1,1%.

В Пензенской области установили пониженную ставку 0,55%.

Республика Бурятия оставила льготу для железнодорожного подвижного состава и контейнеров, принятых на учет не ранее 2013 года. Для остального движимого имущества действует федеральная ставка 1,1%.

В Рязанской области налог не должны платить фирмы, получающие не менее 70% доходов от деятельности в области научных исследований и разработок, здравоохранения и социальных услуг; а также компании - получатели господдержки в отношении движимого имущества, которое определено в инвестиционном соглашении. Ставка для остальных на 2018 год - 0,6%, на 2019 год - 1,1%, на 2020 год - 1,7%.

Санкт-Петербург сохранил льготу для движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более трех лет. С остального имущества нужно заплатить налог по федеральной ставке 1,1%.

В Саратовской области налог за 2018 - 2020 годы не нужно платить (ставка 0%) только в отношении инновационного высокоэффективного оборудования, указанного в областном законе. Для другого движимого имущества ставка на 2018 год составляет 1,1%.

В Свердловской области льгота в 2018 году положена некоторым компаниям, перечисленным в областном законе. Остальные организации за 2018 год обязаны платить налог по ставке 1,1%.

Тульская область установила на 2018 год пониженную ставку 0,55%.

Тюменская область поступила так же в отношении текущего года, и добавила к этому ставки на 2019 год - 1,1%, на 2020 год - 1,65%.

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра установил ставку на 2018 - 2020 годы в размере 1,1%.

В Челябинской области льгота при соблюдении ряда условий сохраняется для субъектов малого и среднего предпринимательства и лизинговых компаний. Уменьшить сумму налога с бывшего "льготного" имущества могут в определенных случаях компании, которые провели мероприятия по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Кроме того, пониженная ставка предусмотрена для организаций, которые заняты в сфере междугородних и международных железнодорожных перевозок. Ставка для остальных компаний на 2018 год - 1,1%.

Чеченская Республика полностью сохранила льготу.

В Чукотском автономном округе налог не должны платить (ставка 0%) только органы местного самоуправления и ряд организаций госсектора. Для остальных пока действует общая ставка 1,1%.

В Ярославской области льготу сохранили в отношении имущества, которое компании приняли на учет позже 2015 года. Налог не платится в течение четырех лет начиная с года постановки имущества на учет. С бывшего "льготного" имущества, принятого на учет в 2013 - 2015 годах, налог платится по ставке 1,1%.

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ НАЛОГОВОЙ

ОТЧЕТНОСТИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Порядок согласования представления одной налоговой декларации (одного налогового расчета по авансовому платежу) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации

Согласно пункту 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утвержден приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@, далее - Порядок), в случае, если законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрено зачисление налога в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, может заполняться одна налоговая декларация (далее - Декларация) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту Российской Федерации.

Вышеуказанный порядок не распространяется на случаи заполнения налоговой отчетности по налогу организациями, являющимися налогоплательщиками в отношении объектов, поименованных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

В отношении указанных объектов налоговая отчетность по налогу представляется в налоговые органы по местонахождению указанных объектов.

При вышеуказанном согласовании следует уведомить налогоплательщика о необходимости последующего ежегодного согласования представления форм налоговой отчетности по налогу в аналогичном порядке, что связано, в частности, с возможностью изменения межбюджетного распределения налога в последующие финансовые годы.

Процедура согласования должна включать в себя доведение согласовывающим УФНС России по субъекту Российской Федерации до сведения выбранного налогоплательщиком налогового органа, в который будет представляться одна Декларация (один налоговый расчет за каждый отчетный период), информации о согласовании, с одновременным уведомлением налогоплательщика и указанного налогового органа о невозможности изменения в течение налогового периода выбранного налогового органа.

При этом согласование с налоговым органом по субъекту Российской Федерации представления одной Декларации в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской Федерации, в общем порядке должно быть получено до начала налогового периода, за который представляется такая Декларация.

ФНС России рекомендует налоговым органам проводить соответствующее согласование после начала налогового периода в отношении поступивших до начала налогового периода запросов налогоплательщиков о согласовании в случаях, когда окончание установленного пунктом 93 Административного регламента ФНС России (утвержден приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н) срока информирования налогоплательщика приходится на налоговый период.

Согласно подпункту 3 пункта 6.2 Порядка строка с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 Декларации заполняется в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 (кадастровый номер) или строке с кодом 020 (условный номер) раздела 2.1 Декларации.

При этом по строке с кодом 020 раздела 2.1 Декларации может указываться условный номер объекта недвижимости, присвоенный при внесении о нем сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в настоящее время - Единый государственный реестр недвижимости, далее - ЕГРН), в т.ч. в соответствии с Инструкцией о порядке присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер (утверждена приказом Минюста России от 08.12.2004 N 192), или в соответствии с Порядком присвоения при проведении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним объектам недвижимого имущества условных номеров, которым в установленном законодательством Российской Федерации порядке не присвоен кадастровый номер (приложение N 2 к приказу Минэкономразвития России от 23.12.2013 N 765).

В случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020 раздела 2.1 Декларации и при отсутствии условного номера объекта недвижимости, по строке с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 Декларации указывается инвентарный номер.

При этом в качестве инвентарного номера объекта недвижимости может заполняться инвентарный номер, присвоенный объекту недвижимости в соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2010 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств", либо инвентарный номер объекта недвижимости, присвоенный органами (организациями) технической инвентаризации при проведении технического учета, технической инвентаризации (например, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 17.08.2006 N 244 "Об утверждении формы технического паспорта объекта индивидуального жилищного строительства и порядка его оформления организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества", приказом Госстроя России от 26.08.2003 N 322 "Об утверждении Правил проведения государственного технического учета и технической инвентаризации комплекса сооружений городской сети кабельного телевидения", приказом Госстроя России от 29.12.2000 N 308 "Об утверждении порядка составления комплекта документов по технической инвентаризации имущественных комплексов, составляющих системы газоснабжения Российской Федерации, а также других объектов недвижимого имущества, принадлежащих ОАО "Газпром" и его дочерним организациям", постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства").

В аналогичном порядке следует заполнять строку с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 налогового расчета по авансовому платежу по налогу.

Согласно пункту 6.2 Порядка, по строке с кодом 040 "Код ОКОФ" раздела 2.1 Декларации указывается код объекта недвижимого имущества в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов.

При этом предусмотренный формат заполнения строки 040 раздела 2.1 декларации имеет 12 разрядов и соответствует структуре кода, принятой в Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее - Классификатор ОК 013-2014) - XXX.XX.XX.XX.XXX.

При этом согласно пункту 2.4 Порядка заполнение полей Декларации значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.

Если для указания какого-либо показателя не требуется заполнения всех знакомест соответствующего поля, в незаполненных знакоместах в правой части поля проставляется прочерк.

Учитывая изложенное, в случае заполнения раздела 2.1 Декларации в отношении основных средств, кодирование которых было осуществлено девятизначными кодами по Классификатору ОК 013-94 (утвержден постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26.12.1994 N 359, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст), рекомендуется заполнять строки с кодами 040 с учетом указанных положений пункта 2.4 Порядка, без учета разделителей в виде точек.

В аналогичном порядке следует производить заполнение строк с кодом 040 раздела 2.1 формы налогового расчета по авансовому платежу по налогу.

4. Вопросы заполнения строки с кодом 050 раздела 2.1 Декларации в случае учета нескольких объектов недвижимого имущества в качестве одного инвентарного объекта.

По строке с кодом 010 - кадастровый номер объекта недвижимого имущества (при наличии);

По строке с кодом 020 - условный номер объекта недвижимого имущества (при наличии) в соответствии со сведениями ЕГРН;

По строке с кодом 030, заполняемой в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020, - инвентарный номер объекта недвижимого имущества;

По строке с кодом 050 - остаточная стоимость объекта недвижимого имущества по состоянию на 31 декабря налогового периода.

В случае наличия кадастровых номеров у каждого из нескольких объектов основных средств, учитываемых на балансе организации в одной инвентарной карточке с общей первоначальной стоимостью, организации следует заполнять несколько блоков строк 010 - 050, указав в каждом кадастровый номер объекта недвижимости.

При этом, учитывая обязанность налогоплательщика указать отдельную информацию по каждому объекту, имеющему отдельный кадастровый номер, в каждом из заполненных с отдельными кадастровыми номерами блоков строк 010 - 050 следует указать и соответствующую остаточную стоимость в соответствующей строке 050 каждого блока строк.

В случае сложившегося в бухгалтерском учете организации порядка отражения данных в одной инвентарной карточке (с исчислением одной остаточной стоимости), полагаем целесообразным указание в строке с кодом 050 каждого блока строк остаточной стоимости соответствующего объекта недвижимости, исчисленной расчетным путем исходя из доли площади объекта в суммарной площади всех объектов, учтенных в инвентарной карточке, умноженной на общую остаточную стоимость всех учтенных в инвентарной карточке объектов по данным бухгалтерского учета.

5. О порядке отражения в разделе 2 Декларации кодов налоговых льгот по налогу, порядок применения которых установлен статьей 381.1 Кодекса.

С 1 января 2018 года налоговые льготы, указанные в пунктах 21, 24 (в части имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря) и пункте 25 статьи 381 Кодекса, применяются на территории субъекта Российской Федерации в случае принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 5 пункта 5.3 Порядка по строке с кодом 160 указывается составной показатель: в первой части показателя указывается код налоговой льготы в соответствии с приложением N 6 к Порядку.

Вторая часть показателя по строке с кодом 160 Раздела 2 заполняется только в случае, если в первой части показателя указан код налоговой льготы 2012000 (налоговые льготы по налогу, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации, за исключением налоговых льгот в виде понижения ставки для отдельной категории налогоплательщиков и в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет).

Во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями).

Таким образом, в случае, если в субъекте Российской Федерации в 2018 году продлено действие льготы по пункту 25 статьи 381 Кодекса, то при заявлении права на данную льготу организация в строке с кодом 160 раздела 2 Декларации должна указать составной показатель, первая часть которого - 2012000, а вторая - реквизиты конкретного закона в формате, указанном в подпункте 5 пункта 5.3 Порядка.

В аналогичном порядке заполняется показатель строки с кодом 160 раздела 2 Декларации в случае применения в субъекте Российской Федерации начиная с налогового периода 2018 года льгот по пунктам 21 и (или) 24 статьи 381 Кодекса в порядке, предусмотренном статьей 381.1 Кодекса.

6. О порядке отражения в разделе 2 Декларации кодов налоговых льгот по налогу, установленных в виде понижения налоговых ставок в отношении отдельных видов имущества.

Согласно подпункту 9 пункта 5.3 Порядка строка с кодом 200 раздела 2 Декларации заполняется только в случае установления законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу налоговой льготы в виде понижения налоговой ставки, указывается составной показатель: в первой части показателя указывается код налоговой льготы 2012400, а во второй части показателя последовательно указываются номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота (для каждой из указанных позиций отведено по четыре знакоместа, при этом заполнение данной части показателя осуществляется слева направо и если соответствующий реквизит имеет меньше четырех знаков, свободные знакоместа слева от значения заполняются нулями).

В случае, если для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу законом субъекта Российской Федерации не установлена налоговая льгота по налогу в виде понижения ставки, по строке с кодом 200 раздела 2 Декларации ставится прочерк.

При этом, согласно подпункту 10 пункта 5.3 Порядка по строке с кодом 210 раздела 2 Декларации отражается налоговая ставка, установленная законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков по соответствующему имуществу (видам имущества).

Так, например, пунктом 2 статьи 2 Закона Смоленской области от 27.11.2003 N 83-з "О налоге на имущество организаций" на 2018 год установлена налоговая ставка в отношении линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой их частью, в размере 1,9%. Следовательно, организация при заполнении Декларации за 2018 год, заполняемой в отношении указанных объектов, должна указать в строке с кодом 210 налоговую ставку 1,9%, поставив в строке с кодом 200 прочерк.

Переименование ЗАО, ОАО в АО, ПАО не лишает права на примнение льготы по налогу на движимое имущество (Письмо Минфина РФ от 09.02.2015 № 03-05-05-01/5111).

Собранное основное средство из материалов, полученных от взаимозависимой организации, льготируется и не включается в базу для исчисления налога на имущество, даже если оно будут относиться к 3-10 амортизационным группам (Письмо Минфина РФ от 13.03.2015 г. № ЗН-4-11/4037).

ФОРМА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВА с 1 квартала 2015 года (Налоговый расчет) или Новая форма (можно сдавать с отчетности за 1 квартал 2018 г.)

ФОРМА ГОДОВОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО с 2015 года

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО С КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ

г. Москва

Если в собственности организации имеются объекты недвижимости (в том числе части помещения), возможно придется исчислять налог на имущество с кадастровой стоимости объекта. В этом случае остаточная стоимость таких объектов основных средств исключается из налогооблагаемой базы, исчисляемой со среднегодовой стоимости. Причем плательщиками налога на имущество с кадастровой стоимости будут даже организации, применяющие спецрежимы (упрощенку и/или вмененку). Кроме того, платить налог на имущество с кадастровой стоимости придется не только с объектов, которые учтены на счете 01 "Основные средства", но и с имущества учтенного на счетах 41, 43, 45 и др. В этом случае организации целесообразнее предусмотреть в учетной политике порядок организации раздельного учета имущества для целей исчисления налога и предусмотреть расширенную аналатику по счетам учета.

С 1 января 2014 года в городе Москве налог на имущество организаций в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5000 кв. метров и помещений в них (с 2015 г. - от 3000 кв.м), а также объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов.

Налоговые ставки для Москвы, устанавливаются Законом г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» и составляют:

1) 0,9 процента - в 2014 году;

2) 1,2 процента - в 2015 году;

3) 1,3 процента - в 2016 году;

4) 1,4 процента - в 2017 году;

5) 1,5 процента - в 2018 году.

Как узнать, включен ли ваш офисный или торговый центр в 2015-2017 гг. в перечень объектов недвижимости в г. Москва, для которых налог на имущество считается с кадастровой стоимости? Для этого вы можете обратиться к перечню Постановления Правительства г. Москвы от 28 ноября 2014 года № 700-ПП.

Обратите внимание: перечень объектов в Постановлении № 700-ПП носит закрытый характер. То есть, если вашего помещения в этих списках нет, то налог нужно платить с не с кадастровой, а с балансовой стоимости (компании на УСНО в данном случае налог не платят).

Новый перечень объектов недвижимости на 2016 год - перечень объектов недвижимости для целей исчисления налога на имущество с кадастровой стоимости (Постановление Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г № 786).

Московская область (ставка налога на имущество)

Распоряжение Министерства имущественных отношений Московской области от 20.12.2013 №1631 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость"

Законом Московской области от 21.11.2003 N 150/2003-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Московской области" - устанновлены налоговые ставки в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость в размере:

2014 г. - 1,0%;

2015-2016 гг. - 1,5 %;

- 2017 г. и последующие годы - 2,0%.

Как заполнить декларацию по налогу на имущество с кадастровой стоимости в 2017 году?

С 1 января 2016 года отчетными периодами по налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

При заполнении налоговых расчетов по авансовым платежам по строке "Отчетный период (код)" указывается код отчетного периода, за который представлен расчет (письмо ФНС от 25 марта 2016 г. № БС-4-11/5197).

БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ

НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

Специального порядка отражения сумм авансовых платежей по налогу на имущество в бухгалтерском учете не установлено. Организация, руководствуясь п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, должна установить такой порядок самостоятельно и закрепить его в учетной политике .

Суммы начисленных авансовых платежей по итогам отчетных периодов, а также сумма налога по итогам налогового периода могут признаваться расходами по обычным видам деятельности организации в соответствии с п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н. Об отражении расходов организации на уплату налога на имущество в бухгалтерском учете см. п. 3 Письма Минфина России от 19.03.2008 № 03-05-05-01/16, Письмо Минфина России от 05.10.2005 № 07-05-12/10.

Бухгалтерские записи, связанные с начислением и уплатой в бюджет авансовых платежей по налогу на имущество организаций, производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н:

Дебет 26 (44) Кредит 68.8

Не будет ошибкой, если сумму налога на имущество включить в состав прочих расходов:

Дебет 91.2 Кредит 68.8

Так как гл. 30 НК РФ не устанавливает источник уплаты налога на имущество организаций, организации самостоятельно определяют, к каким расходам относится сумма налога (авансовых платежей по налогу) на имущество. При этом порядок отражения налога на имущество в бухгалтерском учете прописывают в учетной политике.

При расчете налога на прибыль авансовые платежи по налогу на имущество и сумма самого налога на имущество включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и признаются на даты их начисления к уплате в бюджет (пп. 1 п. 1 ст. 264, пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ). Это косвенные расходы, они формируют налоговую базу того отчетного (налогового) периода, в котором они произведены (пп. 2, абз. 9, 10 п. 1, п. 2 ст. 318, ст. 320 НК РФ).

Льгота в отношении энергоэффективного имущества

Организация не платит налог в отношении энергоэффективного имущества класса А, А+ или А++. Такая льгота по налогу на имущество установлена в отношении вводимых в эксплуатацию объектов, которые имеют высокий класс энергоэффективности. К таким объектам относится имущество класса А и дополнительных классов А+ и А++ (Письмо Минфина России от 26.02.2016 № 03-03-06/1/10868).

Порядок представления отчетности по налогу на имущество крупнейшими налогоплательщиками

Начиная с расчета по авансовым платежам за I квартал 2016 года, организации - крупнейшие налогоплательщики подают отчетность по налогу на имущество в территориальную инспекцию, за исключением налогоплательщиков, перешедших на налоговый мониторинг. В территориальную инспекцию после 1 апреля нужно будет представлять и уточненные декларации (расчеты) за прошлые периоды (Письмо ФНС ФНС России от 23.03.2016 № БС-4-11/4891@) .

Часто задаваемые вопросы по налогу на имущество:

- Нужно ли подавать налоговый расчет, если основные средства полностью самортизированы?

- Куда подавать налоговый расчет, если налог на имущество по зданию считается с остаточной, а не с кадастровой стоимости?

- Нужно ли включать в налогоблагаемую базу имущество, являющееся неотъемлемой частью зданий, по которым налог платится с кадастровой стоимости, но учтенное как отдельный инвентарный объект?

- Нужно ли включать в налогооблагаемую базу имущество 1-й и 2-й амортизацинных групп, приобретенное до 1 января 2013 года?

- Нужно ли заявлять налоговую льготу по имуществу 1-й и 2-й амортизационных групп?

- Как обосновать расхождение остаточной стоимости для исчисления налогоблагаемой базы за 2014 год и I квартала 2015 года?

- Срок сдачи налогового расчета по налогу на имущество?

- Как сдавать декларацию организации на упрощенке? если у нее есть недвижимое имущество?

Налог на имущество для организаций в 2017 году можно по праву назвать и считать региональным. По поводу всех основных этапов и порядка его уплаты, а также исчисления, то есть всю подробную информацию можно найти и узнать в главе 30 Налогового кодекса РФ.

Стоит сразу сказать, что этот вид налога подразумевает большое множество различных тонкостей и особенностей, знание которых для многих будут очень важной и полезной информацией.

Кто обязан платить налог?

Согласно законодательству, компании, которые в своём распоряжении имеют движимое и недвижимое имущество официально признаются и считаются налогоплательщиками на имущество организаций. Что касается российских организаций, то в этом случае, объектам налогообложения признаётся движимое и недвижимое имущество, которое учитывается и рассматривается на балансе в качестве основных средств. По поводу иностранных организаций можно отметить, что здесь объектами налогообложения признаётся также движимое и недвижимое имущество, включая то, которое было получено согласно концессионному соглашению.

Что не является объектом налогообложения?

Этот список включает в себя достаточно большое количество объектов. Это:

    1.Объекты, которые являются и официально имеют статус объекта культурного наследия народов России.
    2. Суда, которые юридически зарегистрированы в международном реестре судов.
    3. Земельные участки и объекты природопользования.
    4. Ледоколы, суда атомно-технологического обслуживания и суда, имеющие в комплектации ядерные энергетические установки.
    5. Космические объекты.
    6. Объекты, относящиеся к категории основных средств, которые по закону включены в первую и во вторую амортизационную группу.

Основные изменения в законе для юридических лиц.

Уже с 2017 года, а, точнее, в нынешнем году, налог на имущество организаций будет рассчитываться совершенно иным способом согласно новым поправкам и изменениям. Иными словами, налог просто-напросто будет раскладываться из специальных ставок, которых устанавливаются субъектами России. Для того чтобы контролировать весь этот процесс и ставки не были максимально высокими, в Налоговом кодексе уже предусмотрена и прописана специальная ставка, то есть тариф, равный 2,2%. Хотя, в каждом регионы местные власти имеют полное право установить собственные дифференцированные ставки налога на имущество для юридических лиц, которая будет напрямую зависит от того, какая категория налогоплательщиков или видов имущества осуществляется.

Будут ли льготы? И какие?

В соответствии с законом РФ о налоге на имущество предусматривается ряд льгот, которые частично или же в полной мере освобождают от уплаты налога. Какие же это льготы, и кто имеет на них право?

  • Во-первых, религиозные организации, а, если быть точнее, то имущество, которое напрямую используется для создания религиозной деятельности.
  • Во-вторых, все учреждения и организации, относящиеся к уголовно-исполнительной системе. В основном это имущество и объекты, которые необходимы для создания возложенных на них функций и без которых невозможно просто-напросто осуществление всей этой деятельности.
  • В-третьих, имущество и объекты, относящиеся и принадлежащие к собственности адвокатов, юридических консультаций и адвокатских бюро.
  • В-четвёртых, общероссийские организации инвалидов, которые имеют официальный статус.
  • В-пятых, государственно-научные центры и все фирмы, организации относящиеся к ним.
  • В-шестых, фирмы и организации, основной деятельностью которых является производство фармацевтической продукции. Это также касается всего того имущества, которое напрямую используется для создания и разработки ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями.

Как происходит расчёт налога?

Для определения и уточнения принципа расчёта налога на имущество в отношении юридических лиц, необходимо следовать чётко прописанному и установленному алгоритму действий, состоящему из следующих последовательных операций и этапов.

  • Шаг 1. Определить перешёл ли регион, в котором находится имущество на использование кадастровой отметки.
  • Шаг 2. Уточнить, относится и попадает ли объект под рамки установленного закона.
  • Шаг 3. Уточнить находиться ли объект в списке перечня имущества, налогообложение которого будет осуществляться непосредственно по новым правилам. Такой список можно найти официальном сайте каждого отдельно взятого региона.
  • Шаг 4. Произвести самостоятельно примерный расчёт, при этом постараться учесть следующие показатели. В том случае, если фактическая площадь, используемая под торговую или же деловую деятельность меньше 20% от суммарной площади, то организация имеет полное право, на оплату налога исходя из остаточной стоимости.
  • Шаг 5. Провести независимую экспертизу. Иными словами, при помощи независимого оценщика организация можно в значительной степени повлиять на снижение завышенной стоимость, которая, как правило, используется в качестве базы налогообложения. Для этого необходимо просто написать и подать соответствующее заявление в Росреестр.

Налог на имущество организаций в 2017 году, который будет основываться на кадастровой стоимости является ещё одним хорошим способом и вариантом в значительной степени увеличить поступления денежных средств в казну. Ведь те, кто уже на прямую столкнулись с новыми изменениями заявляют, что оплата налога увеличилась в несколько раз и порой достигает достаточно высоких цифр, тем самым вызвав бурю негативных и отрицательных эмоций.

За 2017 год организациям нужно будет заполнять новую форму декларации по налогу на имущество. Одно из существенных изменений – добавление нового раздела 2.1 «Информация об объектах недвижимого имущества, облагаемых налогом по среднегодовой стоимости». В нем предусмотрены строки для внесения кадастрового номера, кода ОКОФ, остаточной стоимости объекта недвижимого имущества.

Форма и порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС России от 31 марта 2017года № ММВ-7-21/271@, который вступил в силу 13 июня 2017 года.

Льготы по налогу на имущество устанавливают регионы

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ внесено уточнение, что право на установление льгот по налогу на имущество отдано регионам (п. 25 ст. 381, новая ст. 381.1 НК РФ).

Если регион в 2017 году не издаст закон об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, то начиная с 1 января 2018 года эта льгота на его территории действовать не будет.

Такой же подход к некоторым «освобожденцам» от налога на имущество организаций – в отношении имущества, расположенного в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря. Эта льгота также действует в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

И, наконец, льгота, дающая право применять в качестве налоговой базы наименьшую кадастровую стоимость в отношении «торговой» недвижимости.

Напомним, что в общем случае применять наименьшую кадастровую стоимость недвижимости, полученной с 1 января 2014 года или с 1 января года, в котором впервые кадастровая стоимость начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась, можно с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года (ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 360-ФЗ).

Законом № 401-ФЗ уточнено, что решение о применении этого правила должно быть принято органом государственной власти субъекта РФ не позднее 20 декабря 2016 года. Если этого не случилось, то наименьшую кадастровую стоимость в регионе применять нельзя.

Если объект не включен в перечень до 1 января, налог платим со следующего года

Изменены правила уплаты налога на имущество с кадастровой стоимости, если сведения об имуществе не внесли в реестр до 1 января (подп. «е» п. 57 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2016 № 401-ФЗ).

По объектам, которые не включены в региональные перечни до 1 января, платить налог по кадастровой стоимости нужно только со следующего года. Но с 1 января 2017 года в этом перечне остаются только административные и нежилые помещения. По жилым помещениям налог, исходя из кадастровой стоимости, нужно платить независимо от того, когда их включили в перечень.

Как пересчитать налога на имущество после изменения кадастровой стоимости

Пункт 15 статьи 378.2 НК РФ допускает изменение кадастровой стоимости объекта в случае выявления технической ошибки в налоговом периоде, когда эта ошибка была выявлена. С 1 января 2017 года изменение кадастровой стоимости возможно при выявлении не только технической ошибки, но и любой другой, в результате которой кадастровая стоимость была определена ошибочно. И изменять в этом случае кадастровую стоимость объекта в налоговых целях можно также в налоговом периоде выявления ошибки.

Чтобы не упустить важных деталей при расчете налогообложения на имущество юридических лиц на УСН, придерживайтесь следующей последовательности действий:

  • Проанализируйте подходит ли ваше имущество под критерии налогооблагаемого.
  • Узнайте какие существуют льготы в вашем регионе и относитесь ли вы к льготной категории. Сделать это можно в органах налоговой службы.
  • Узнайте какая ставка налога по вашему региону и типу объекта.
  • Узнайте кадастровую стоимость вашего имущества.
  • Уточните установленный график платежей для вашего региона.
  • Рассчитайте сумму налогов по кадастровой стоимости.
  • Сделайте платежи и сдайте отчетность в налоговые органы.

Какие объекты попадают под налог на имущество организаций 2017

Законодательством РФ для юридических лиц, учредители которых имеют российское или иностранное гражданство (за исключением случаев, когда иностранный учредитель сам является юридическим лицом), предусмотрена возможность работы на упрощенной системе налогообложения (УСН). В отличие от других предприятий, они, согласно закону о налоге на имущество, обязаны уплачивать налоги на всю недвижимость, не попадающую под следующие критерии:

  • Объект или помещение не принадлежит организации по праву собственности или хозяйственного ведения (хозяйственной аренды).
  • Объект недвижимости не учитывается на балансе юридического лица и не является основными средствами или доходными вложениями.
  • Объект не входит в установленный законом перечень объектов, для которых применима кадастровая стоимость.
  • Недвижимость входит в группу объектов культурного наследия народов РФ.
  • Объект относится к первой или второй группе амортизационных средств, и его планируемое использование ограничивается одним или двумя годами.

Для снятия налогообложения достаточно чтобы объект относился хотя бы к одному из перечисленных выше пунктов. Например, если недвижимость, налогообложение которой определяется исходя из кадастровой стоимости, является собственностью юридического лица на УСН, но не внесена на баланс как основные средства или доходные вложения, налог за нее уплачивать не нужно.

На практике, налог на имущество организаций для юридических лиц, работающих на упрощенной системе в 2017 году распространяется на следующие группы объектов:

  • Торговые центры и развлекательные комплексы, а также помещения внутри них;
  • Административные и деловые центры;
  • Нежилые помещения, предназначенные для ведения торговли, размещения офисов или другого коммерческого использования;
  • Объекты общественного питания (кафе, рестораны, столовые), имеющие статус недвижимости;
  • Объекты, предназначенные для предоставления услуг бытового обслуживания населения;
  • Жилые дома и помещения, не внесенные на баланс основных средств.

Также сюда относится недвижимость и помещения, фактически используемые для перечисленных выше задач. В свою очередь земельные участки и природные ресурсы налогом на имущество не облагаются.

Существуют ли в 2017 году льготы по налогу на имущество юрлиц

Для отдельных категорий организаций законодательством РФ предусмотрены льготы, освобождающие от уплаты налогов на имущество. Их перечень необходимо знать, чтобы сократить расходы компании. В масштабах Федеральных законов в эту категорию попадают:

  • Религиозные общины, признаваемые законами федерации. Всего на территории России официально зарегистрировано около 70 конфессий, список которых периодически изменяется.
  • Предприятия, деятельность которых осуществляется в свободной экономической зоне. На сегодняшний день в РФ действует свыше тридцати таких зон, в числе которых «Алабуга», «Дубна», «Алтайская долина», «Бирюзовая Катунь», «Титановая долина», ОЭЗ Ульяновск, Крым.
  • Организации, относящиеся к уголовно-исполнительной системе, юридические фирмы и адвокатские коллегии.
  • Компании, работающие в рамках проекта «Сколково».
  • Общества инвалидов и предприятия, выпускающие продукты ортопедического протезирования.
  • Фармацевтические компании, разрабатывающие средства против эпидемий.

Помимо этого, каждый регион может устанавливать собственные льготы для дополнительных групп организаций, значимость развития которых в соответствующем субъекте РФ высока. Сюда могут относится сельскохозяйственные и аграрные комплексы, промышленные предприятия, туристические объекты.

Как выполнить расчет налога на имущество организаций

Определение суммы налога на имущество организаций необходимо проводить самостоятельно, при этом чтобы избежать штрафов и пени, требуется точно рассчитать все выплаты. Для этого вам потребуется узнать актуальную стоимость недвижимости, график платежей в вашем регионе и ставку налога.

Определение кадастровой стоимости

По каждому облагаемому объекту недвижимости налоговой базой вашего региона должна быть установлена соответствующая кадастровая стоимость. При этом принимается величина, установленная официально на начало отчетного года (1 января). Если на этот момент (1 января текущего отчетного года) на объект не была установлена кадастровая стоимость, то уплата налога за этот год по объекту недвижимости не производится.

На практике кадастровая стоимость отображает реальную рыночную цену объекта, а не его исходную материальную ценность. Определяется она как совокупность следующих параметров:

  • Стоимость одного квадратного метра и площадь объекта недвижимости или его части, принадлежащей юридическому лицу на УСН.
  • Возраст постройки. Чем старше здание, тем ниже его кадастровая стоимость. Однако, если речь идет о старинной архитектуре, расположенной в центрах крупных городов, где рыночная стоимость недвижимости очень высока, этот критерий оценки отходит на второй план.
  • Расположение в окружающем пространстве. Сюда относится удаленность от населенных пунктов, транспортных развязок, городской инфраструктуры, а для помещений также учитывается этаж.
  • Экономические показатели района (населенного пункта, региона). Недвижимость в крупных городах с высоким уровнем жизни оценивается выше.

Узнать кадастровую стоимость можно следующим образом:

  • На публичной кадастровой карте, опубликованной на официальном сайте Росреестра.
  • В разделе справочной информации Росреестра по недвижимости, используя кадастровый номер вашего объекта.
  • В многофункциональных центрах.
  • В региональном представительстве кадастровой палаты, где можно получить соответствующую выписку из Единого Государственного Реестра Недвижимости.
  • Заказав онлайн выписку из ЕГРН на официальном сайте Росреестра.

Поскольку единой методики определения коэффициентов, названных выше параметров оценки в настоящее время нет, итоговая стоимость по мнению налоговых органов для вас может оказаться завышенной. Оспорить оценку кадастровой стоимости можно в судебном порядке. Для этого необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • Справку из Росреестра об установленной кадастровой стоимости объекта (кадастровый паспорт);
  • Копию документа о праве собственности на объект или других правоустанавливающих документов с заверением нотариуса;
  • Документы, свидетельствующие об ошибке при оценке недвижимости;
  • Отчет независимой организации по оценке объектов недвижимости;
  • Экспертное заключение, подтверждающее правильность выполнения оценки независимым оценщиком, составленное и заверенное саморегулируемой организации оценщиков.

Кадастровая стоимость объекта, как правило, обновляется каждые пять лет. А потому перед расчетом налога в 2017 году важно получить актуальную информацию.

Как определяются ставки налога

Согласно законодательству, налог на имущество организаций при УСН рассчитывается по ставке, устанавливаемой для каждого субъекта РФ исключительно местной властью. Однако он не может выходить за пределы, определенные основным законом федерации. На момент 2017 года верхний предел ставки составляет 2,2%, а нижний 0,1%. При этом ставка в рамках одного региона может изменяться, в зависимости от типа объектов, сроков введения их в эксплуатацию и вида деятельности юридического лица.

Например, в Карачаево-Черкесской Республике для предприятий, ведущих деятельность по переработке сельхозпродукции установлен налог 1,5%, а для организаций, выращивающих крупный рогатый скот налог составляет лишь 1%. При этом все остальные компании региона уплачивают налог по максимальной ставке 2,2%.

Если объект недвижимости расположен в другом регионе, за пределами субъекта, в котором зарегистрирована организация, ставка для расчета налога на имущество принимается исходя из величины установленной местным правительством субъекта, в котором расположена недвижимость. В промежутке до 2020 года, ставка на имущество организаций по каждой категории будет планомерно увеличиваться, постепенно приближаясь к максимальной, а потому уточнять ее величину нужно в каждом отчетном периоде.

Расчет величины налога

Важным параметром для определения величины налоговых отчислений является площадь. Так, если вы как юридическое лицо или один из учредителей, выступаете собственником только части объекта, то и налог вы будете уплачивать исключительно на свою долю. Непосредственно уплата налога на имущество организаций, как правило, происходит следующим образом: ежеквартально выплачивается авансовый платеж, равный величине налогообложения (по соответствующей ставке), рассчитанной за одну четверть стоимости объекта или его доли.

Кадастровая стоимость объекта составляет 1000000 рублей. Ставка налогообложения составляет 2%. Таким образом, авансовый платеж будет равен: (1000000/4)/100×2=5000 рублей. В течение года налогообложение по этому объекту составит 20000 рублей. Если же вы владеете лишь половиной такого здания, авансовый платеж и годовой налог будут равны 2500 рублей и 10000 рублей соответственно.

Некоторые регионы отказались от выплаты авансовых платежей и предоставляют возможность уплаты налога по окончанию отчетного года. При этом, если недвижимость используется вами не полный год, выплачивать налог вы будете исключительно по количеству месяцев, в течение которых ведется эксплуатация.

Как и когда сдавать отчетность

Как правило организации на УСН платят налог на имущество в течение всего года. Соответственно отчетность об уплате авансовых платежей подается синхронно. Помимо этого, по окончанию года предоставляется общая декларация об уплате налога. Соответствующие документы должны быть оформлены в формате, утвержденном ФНС, а также поданы по следующему графику:

  • Налоговый отчет по авансовым платежам - до 30 числа месяца, который следует за отчетным периодом. Так за первый квартал необходимо внести платеж и подать отчетность не позднее 30 апреля, за второй до 30 июля, за третий до 30 октября.
  • Налоговый отчет по имуществу организаций за истекший год подается до 30 марта года, который следует за отчетным.

Уведомлять налоговые органы о владении недвижимостью, попадающей под соответствующее налогообложение должны сами плательщики. Если этого не выполнить, вы будете оштрафованы в размере 20% от суммы неуплаченного налога, а также с вас взыщут сокрытую задолженность. В бухгалтерской документации компании авансовые платежи по налогу на имущество включаются в «Общехозяйственные расходы» по дебету и в «Счета по налогам и сборам» по кредиту.

Зная, как рассчитать налог на имущество организаций в 2017 году для юридических лиц на УСН, а также возможные способы получить льготную ставку, вы сможете сократить величину отчислений и предотвратить наложение штрафов от ФНС. Если вам затруднительно сделать это самостоятельно, все расчеты и заказ выписки могут быть выполнены частными юридическими компаниями.

С 2017 года в порядок расчета налога на имущество организаций внесены изменения. Теперь по объектам, которые не включены в региональные перечни до 1 января, платить налог по кадастровой стоимости нужно только со следующего года. Исключение – жилые помещения. По ним налог придется платить независимо от того, когда их включили в перечень. В остальном налог на имущество не изменился.

Что облагается налогом на имущество юридических лиц в 2017 году

Налог на имущество юридических лиц в 2017 году нужно платить с движимого и недвижимого имущества, которое компания отразила в бухучете в составе основных средств. Напомним, к основным средствам относится имущество, которое (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»):

будет использоваться в производстве, для управленческих целей или сдаваться в аренду;
будет использовать свыше 12 месяцев;
компания не планирует перепродать имущество;
способно приносить организации доход в будущем.

Важно! Компании на УСН или ЕНВД уплачивают налог только с того недвижимого имущества, которое официально зарегистрировано в кадастровом списке региона.

Уплачивая налог на имущество юридических лиц в 2017 году с недвижимости, нужно учитывать несколько особенностей.

Налоговая база - кадастровая стоимость, а не остаточная.
Если организация владеет жильем, налог на имущество нужно платить, даже если оно не числится на балансе.
Налог нужно рассчитывать исходя из кадастровой стоимости, только если организация является собственником этого имущества или получила недвижимость на праве хозяйственного ведения.

С какого имущества не надо платить налог на имущество организаций в 2017 году для юридических лиц?

Условно основные средства, с которых налог на имущество юридических лиц в 2017 году платить не нужно, можно разделить на две группы.

Первая группа. Имущество, на которое распространяются льготы федерального и регионального законодательства. При этом федеральные льготы действуют для всех.

Например, льготу по уплате налога на имущества имеют предприятия, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов (п. 3 ст. 381 НК РФ). Но такие предприятия должны отвечать двум требованиям:

среднесписочная численность инвалидов среди их сотрудников составляет не менее 50%;
доля оплаты труда инвалидов-сотрудников составляет не менее 25% в общем фонде оплаты труда.

Кроме того, указанные предприятия не могут рассчитывать на льготу по налогу на имущество в отношении:

основных средств, используемых для производства и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых;
основных средств, используемых для производства и (или) реализации товаров, приведенных в перечне, утвержденном постановлением Правительства РФ от 18.02.2004 № 90.

Вторая группа. Имущество, не признаваемое объектом обложения в силу пункта 4 статьи 374 НК РФ. Например, земельные участки и другие объекты природопользования, объекты основных средств, включенные в первую или во вторую амортизационную группу.

Налог на имущество организаций в 2017 году для юридических лиц. Расчет, формулы

Налог на имущество юридических лиц в 207 году компании считают самостоятельно. В зависимости о того, какая стоимость имущества – кадастровая или среднегодовая – является налоговой база, налог надо считать по одной из следующих формул:

Налог на имущество с остаточной стоимости = Средняя за отчетный период стоимость ОС х Ставка налога: 4

Налог на имущество с кадастровой стоимости = Кадастровая стоимость имущества х Ставка налога: 4

Максимальная ставка налога на имущество определена в Налоговом кодексе. На 2017 год она составляет 2,2%, по кадастровой недвижимости – 2%. Регионам предоставлено право снижать ставки. Например, в Москве ставка налога с кадастровой недвижимости установлена в размере 1,3 процента. Причем по некоторым объектам недвижимости эта ставка применяется с коэффициентом 0,1. Это следует из положений подпункта 1 пункта 1.1 статьи 380 НК РФ РФ и статей 2 и 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64.


Налог на имущество организаций в 2017 году для юридических лиц. Как рассчитать среднюю (среднегодовую) стоимость имущества в 2017 году?

Прежде чем платить налог на имущество юридических лиц в 2017 году, нужно определить среднюю (среднегодовую) стоимость имущества. Для этого воспользуйтесь следующими формулам.

Формула для расчета средней стоимости имущества за отчетный период:

Пример. Определим среднюю стоимость имущества за 1квартал. В ООО «Альфа» остаточная стоимость основных средств, которые облагаются налогом составляет:

На 01.01.2017 г. – 5 000 руб.;
на 01.02.2017 г. – 4 340 руб.;
на 01.03.2017 г. – 3 600 руб;
на 01.04.2017 г. – 3 540 руб.

Бухгалтер определил среднюю стоимость имущества за 1 квартал 2017 года. Она равна 4120 руб. [(5000 руб. + 4340 руб. + 3600 руб. + 3540 руб.) : (3 + 1)].

При расчете среднегодовой стоимости имущества за налоговый период воспользуйтесь следующей формулой:

Остаточную стоимость имущества определите по формуле:

Остаточную стоимость имущества определяйте по данным бухучета. Учитывайте также операции, которые отразили в бухучете 31 декабря. Из остаточной стоимости исключите суммы оценочных обязательств по ликвидации основных средств и восстановлению окружающей среды (если при постановке объекта на учет такие затраты закладывались в первоначальную стоимость).

Налог на имущество организаций в 2017 году для юридических лиц. Когда платить налог на имущество в 2017 году?

Сроки уплаты налога на имущество устанавливают региональные власти – пункт 1 статьи 383 НК РФ. В течение года компании уплачивают авансовые платежи по налогу, если они прописаны в законах субъекта.

Напомним, отчетные периоды по налогу на имущество юридических лиц в 2017 году зависят от того, исходя из какой стоимости имеющегося у организации имущества рассчитывается налог (п. 2 ст. 379 НК РФ).
Стоимость имущества, исходя из которой считается налог Отчетные периоды
Среднегодовая стоимость 1 квартал, полугодие, 9 месяцев
Кадастровая стоимость 1 квартал, 2 квартал, 3 квартал

Налог на имущество организаций в 2017 году для юридических лиц. Как отчитаться по налогу на имущество юридических лиц в 2017 году?

По итогам отчетных периодов компании подают расчет авансовых платежей. По итогам года сдают декларация по налогу на имущество.

Расчеты авансовых платежей по налогу на имущество надо подавать по окончании каждого отчетного периода. Срок - не позднее 30 дней после отчетного периода.

Например, расчет по налогу на имущество за 1 квартал 2017 года надо отправлять в ИФНС не позднее 2 мая 2017 года (срок переносится из-за выходных и праздников).

Декларацию по итогам года надо представлять в ИФНС не позднее 30 марта следующего года (п. 3 ст. 386 Налогового кодекса РФ).