Налог: понятие, признаки, сущность. классификация налогов, налоговая система государства. Понятие, функции, классификация и основные элементы налога - реферат

Функции и классификация налогов

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные условия рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налоги известны давно, еще на заре человеческой цивилизации.

В Древней Руси формой налоговых платежей была дань. С развитием государства менялись и способы пополнения казны, появились пошлины, откуп, поземельный налог и т.д.

Налогообложение как система начала формироваться во времена Петра 1. Он реорганизовал управление финансами и упорядочил сбор ряда налогов. Дальнейшие прогрессивные изменения связаны с именем Екатерины 2, продолжательницы курса Петра. В дальнейшем в России создается Министерство финансов, посредством которого систематизируются и регулируются доходы и расходы казны.

В современном обществе налоги - основная форма доходов государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему .

Налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Система налогообложения должна решать определенные задачи:

Содействовать деловой активности, росту производства и повышению заинтересованности работников в результатах труда

Побуждать предприятия эффективно использовать производственные фонды;

Минимизировать производственные запасы;

Сокращать непроизводственные расходы

Обеспечивать формирование доходов бюджета в объеме, достаточном для формирования расходов государства и выполнения им своих функций.

В соответствии с законодательством все действующие на территории РФ налоги и сборы делятся на 3 группы:

1. федеральные - их состав, размер налоговых ставок, плательщики налогов и объекты налогообложения, а также порядок и сроки зачисления в бюджет определяются законом РФ. Они взимаются на всей территории России по одинаковым правилам и единым ставкам;

2. региональные (налоги республик в составе Федерации, краев, областей и автономных образований) Их предельные ставки определяются законодательными актами РФ, а конкретные - органами представительной власти субъектов РФ. Это позволяет учесть особенности развития регионов страны;

3. местные.

По объекту налогообложения налоговые платежи можно разделить наналоги с доходов (выручки, прибыли); с имущества предприятий; с определенных видов операций и деятельности (например, по операциям с ценными бумагами) и т.д.

Законодательством определено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.

Особенностью налоговой системы России является также наличие ряда целевых платежей и сборов, которые в силу своей обязательности носят для плательщиков обязательный характер, но направляются не только в бюджет, но и в специальные внебюджетные фонды (например, в государственные социальные фонды, фонды охраны природы, республиканский земельный фонд и т.д.).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные функции налогов, их виды. Анализ принципов налогообложения. Роль налогов в современном обществе. Современная налоговая система и ее составляющие. Налоги в системе финансовых отношений. Роль налогов в перераспределении национального дохода.

    дипломная работа , добавлен 07.12.2013

    Определение налогов, их основные функции. Основные положения Налогового Кодекса. Виды налогов и сборов РФ: федеральные, региональные и местные. Формы и методы налогового контрля в Российской Федерации. Основания проведения выездной налоговой проверки.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2009

    Понятие, основные признаки и функции налогов. Налоговая система и налоговая политика Российской Федерации. Анализ методов построения и нормативного закрепления налогов и сборов, налогового администрирования. Основные направления налоговой политики.

    презентация , добавлен 23.07.2015

    Нормативно-правовое регулирование системы налогов и сборов, их виды. Бюджетный федерализм и проблемы межбюджетных отношений. Результаты деятельности Государственной Налоговой Инспекции Первомайского района г. Ростов-на-Дону по сбору региональных налогов.

    дипломная работа , добавлен 06.12.2009

    Этапы и направления развития системы налогообложения в России: ее состояние в 90-х годах, предпосылки реформы и формирование Кодекса. Сущность и функции налогов в рыночной экономике, их классификация и разновидности. Характеристика основных налогов в РФ.

    реферат , добавлен 12.05.2013

    Понятие и экономическая сущность налогов, их виды и особенности. Основные функции налогов: фискальная, социальная, регулирующая, контрольная. Формы уплаты налогов, пошлин и сборов. Формирование доходной части бюджетной системы Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2014

    Природа и сущность налогов, их классификация. Основные подходы к решению проблемы юридической трактовки налогов. Функции налогов и их проявление в экономике. Структура налоговой системы Российской Федерации, ее основные проблемы и пути совершенствования.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2011

Налог - это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в нем. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые в обязательном порядке уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались. Госпошлина в отличие от налога - это плата за оказанные плательщику какие-либо слуги, поэтому необходима соразмерность между стоимостью услуги и платой за нее. Все налоги, сборы, пошлины и другие плательщики питают бюджетную систему Российской Федерации.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

По мере развития государства налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция исходя а из того, что налого­вые поступления являются продуктом двух осн овных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого - то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального произв одства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приве­дет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие стра­ны мира, такие, как США, еликобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие/ провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ст вка налога на прибыль корпораций. Например в США ставка корпорационного налога уменьшена с 46 до 34% в Великобритании -с 45 до 35%; во Франции - в 1986 году с 50 до 45% а в 1991 году -до 4 %; в Японии - в 1989 году с 42 до 40 , а в 1990 году - до 37,5%. В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

Начало девяностых годов явилось также периодом возрождения и фор­мирования налоговой системы Российской Федерации.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отноше­ниями, складывающимися у государства с юридическими и физическими ли­цами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфи­ческое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распо­ряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Регулирующая функция.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действyющих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Стимулирующая функция.

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.

Распределительная функция.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов - Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательст­ва и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низ­кооплачиваемых слоев населения.

В понимании налогов важное значение имеют два аспекта. Во-первых, налог – это объективная экономическая категория, ее внутренняя сущность; во-вторых, существует конкретная видимая правовая форма проявления внутренней сущности налогов в процессе их использования в реальной экономической жизни (с субъективной стороны).

Налоги как экономическая категория являются исходными и основным понятием, определяющим главные, сущностные черты налогов. Объективная сущность налогов не зависит от конкретной экономической действительности, она определяется лишь факторами, вызвавшими появление этой категории.

Налог как экономическая категория выражает денежные отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе вторичного распределения (перераспределения) вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения части ее стоимости в распоряжение государства в обязательном порядке .

Субъективная сторона налогов (их виды, уровень ставок и т.п) определяется внешней средой, в которой функционируют налоги. Особенно важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны, тип государственного устройства, традиции и т.д. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Нормативное определение налога содержится в Налоговом кодексе РФ (ч.1, ст.8):

1. Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов госорганами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ НЕПРЫРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА: «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ»

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

Выполнила:

Студентка

заочного отделения

гр.341 1 ПЗА Д.А.Красноперова

Проверил:

Преподаватель М.Р. Галиахметов

Ижевск, 2010

Введение ___________________________________________________ 3

Глава 1. Сущность, функции и принципы налогов ______________ 5-10

Глава 2. Классификация налогов ____________________________ 11-34

2.1. Федеральные налоги ____________________________________ 14

2.2. Региональные налоги ___________________________________ 27

2.3. Местные налоги _______________________________________ 31

Заключение ________________________________________________ 35

Список использованной литературы ___________________________ 38

Введение

Налоги - это одно из древнейших изобретений человечества. Налогообложение появилось вместе с государством, и использовалось государством и властью как основной источник средств для содержания органов власти и материального обеспечения ими своих функций. Главное назначение налогов как источника средств, которые обеспечивают функционирование государства, сохранилось и сегодня, хотя и роль налогов стала менее значительной.

На современном этапе государства для пополнения своей казны используются и другие виды поступлений и платежей, но первое место среди них по своему значению и объему занимают налоги.
Важнейшей задачей экономики России на современном этапе является превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мировом экономическом разделении труда.

На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергалась изменениям, а законодательные органы Правительства России и ее субъектов пытались выработать такую законодательную базу налогообложения, которая с одной стороны позволила развиваться экономике и бизнесу, с другой стороны позволила государству и органам местного самоуправления получать в свои бюджеты значительные суммы. В начале 90-х годов в России бушевала буря «местных законодательных суверенитетов», в результате которых региональные элиты позволяли себе принятие законов, в том числе и налоговых, не только не противоречащих федеральному законодательству, но и ущемляющих предприятия и бизнес структуры в угоду собственных интересов. На смену этого пришел государственный подход к законотворчеству и налоговой политике. Но в то же время, до сих пор не может вступить в силу законодательство о местном самоуправлении по причине несогласованности по передачи части федеральных налогов в местные органы власти, так как упирается государство и упираются местные власти. Но решение этой проблемы все равно будет найдено. А что касается игорного бизнеса, то со стороны отдельных муниципальных органов даже звучали призывы об отмене переноса игорного бизнеса в резервации. Тут возникал вопрос, это борьба за налоговые поступления или же личный интерес.
В связи с этим изучение в настоящее время различных видов и характеристик налогов и сборов приобретает особую актуальность.

Ее изучению и посвящена данная курсовая работа.

Поэтому целью данного исследования является анализ и изучение особенностей и характеристики налогов.

Указанная цель определила следующие задачи исследования :

1. раскрыть историческую сущность налогов;

2. раскрыть функции налогов;

3. подробно рассмотреть и проанализировать виды налогов.

Объектом данного исследования выступает сам налог.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Теоритико-методологическую основу данного исследования составляет Налоговый кодекс Российской Федерации.

Поставленные в данной работе задачи исследования объясняют структуру данной курсовой работы, которая включает в себя:

Введение;

Основную часть, состоящую из двух глав (1 глава, раскрывает такие понятия как сущность, функции и принципы налогов. 2 глава дает полную характеристику видов налога: федеральные, региональные и местные);

Заключение;

Список использованной литературы.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций, то есть функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

В связи с этим о налоге можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой её части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями производства.

В современных условиях развитие общественного производства должно обеспечиваться с помощью экономических методов посредством таких рычагов, как налоги, займы, государственные расходы и т.д. Именно с этих позиций следует рассматривать социально-экономическую природу налогов, их место и роль в воспроизводственном процессе.

Анализ сущности налога как экономической категории основывается на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства и его отдельных фаз.

Сущность налога как объективной экономической категории необходимо определять не только для научной деятельности, но и для практической, так как содержание категории и ее формы должны опираться на объективнее базисные условия развития общества. Налоги, обладая своей внутренней логикой, используются государством для достижения конкретных целей. Главная проблема состоит в том, чтобы использование налогов в качестве инструмента государственной политики не вступало в противоречие с природой налогов. Объективные и субъективные стороны налога - это единство противоречий базиса и надстройки, которые разрешаются созданием адекватных базису налоговых отношений.

В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому "под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".

Налог представляет собой сложное, многогранное социально-экономическое явление, рассматриваемое с различных категориальных позиций. Поэтому налог является комплексной категорией. Так, если рассматривать налог как философскую категорию, то это наше мышление о налоге как общественно необходимом благе или зле, или воспринимать его как необходимые повинности трудоспособной части населения для обеспечения общественных потребностей. Если, как экономико-стоимостная категория, то это система денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации денежных средства в централизованный фонд государства. В силу того, что налог является частью финансов, можно определить его как финансово-перераспределительную категорию, связанную с формированием финансовых ресурсов на стадии распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.

С точки зрения правовой природы налог - это система правовых отношений налогоплательщика с государством на основе законности, принуждения, безвозмездности.

Таким образом, налог представляет собой важнейшую финансовую форму реализации государством своего экономического права на получение части созданного в обществе чистого дохода для выполнения политических, экономических и социальных задач.

Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях.

Функция - это способ выражения категории в рамках тех экономических отношений, которые составляют содержание этой категории.

В современной системе налогообложения налоги выполняют следующие функции:

Распределительную (социальную);

Фискальную;

Регулирующую;

Контрольную;

Поощрительную.

Главная функция налогов - это распределительная или социальная функция , которая выражает сущность налогов как особого централизованного инструмента распределительных отношений. C тех пор - как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у данной функции появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через налоговый механизм. В налоговом регулировании и возникли следующие подфункции:

1. стимулирующая;

2. дестимулирующая;

3. воспроизводственная.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку тех или иных экономических процессов и реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д.

Дестимулирующая подфункция налогов направлена, наоборот, на торможение развития каких-либо экономических процессов, например, путем реализации государством протекционистской экономической политики. Это проявляется через введение повышенных налоговых ставок, установление налога на вывоз капитала, повышенных налоговых пошлин, налога на имущество и т.д.

Подфункция воспроизводственного назначения несет в себе платежи за пользование природными ресурсами, налоги, взимаемые в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает другая функция налогов - фискальная . Эта функция считается основной, характерной для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства.

Фискальная функция в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, то есть воздействия налога на воспроизводственный процесс.

Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на процессы, протекающие в хозяйственной жизни страны, в том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависит от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивают установленные законодательством налоги.

Функция налога -- это способ выражения сущностных свойств налога. Функция показывает, как реализуется общественное назначение данной экономической категории, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Важнейшие функции налогов - фискальная (распределительная) и регулирующая. Наряду с основными в качестве самостоятельной функции налогов можно выдвинуть социальную.

Фискальная (распределительная) функция налогов

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.). В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающие движение потока финансовых ресурсов от экономических агентов к государству.

Контрольная функция

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Регулирующая функция налогов

Данная функция призвана решать посредством налоговых механизмов те или иные задачи налоговой политики государства, а также предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предоставления налогового кредита и т. п.) государство может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. д.

Регулирующая функция, таким образом, проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность (власть -- плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.

С распределительной и регулирующей функциями налога тесно связана его социальная функция.

Социальная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

  • - использования прогрессивной шкалы налогообложения;
  • - применения налоговых скидок (например, с доходов граждан, направляемых на приобретение или строительство нового жилья);
  • - введения акцизов на предметы роскоши (например, акциз на ювелирные изделия);
  • - введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды и т. п.

Распределительная и перераспределительная - При помощи налога распределяет и перераспределяет национальный доход. Перераспределяет первичные доходы и формирует вторичные.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Все налоги содержат следующие элементы:

  • - объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
  • - субъект налога - это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
  • - источник налога - т.е. доход, из которого выплачивается налог;
  • - ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
  • - налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Наиболее существенное значение для современной теории и практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов: 1) по способу взимания налогов; 2) по органу, который устанавливает налоги; 3) по целевой направленности введения налога; 4) по субъекту-налогоплательщику; 5) по уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж; 6) по порядку ведения бухучета.

  • 1. По способу взимания налоги классифицируются следующим образом:
    • а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;
    • б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара (работы, услуги);
    • в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т. п.).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Разделение налогов на реальные и личные основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными налогами -- совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относятся также налоги с наследуемого и даруемого имущества.

Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы. Понятие «акцизы» может иметь как расширенное, так и узкое толкование. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги (расширенное толкование). В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и НДС (универсальный акциз), налог с продаж и импортные пошлины. Иногда таможенные импортные пошлины не включают в акцизы, иногда налог с продаж выделяют в особую группу. Узкое толкование термина «акцизы» предусматривает отнесение к данной группе лишь налогов, взимаемых в виде надбавок к ценам или тарифам на отдельные конкретные товары и услуги. При расширенной трактовке эту группу налогов обычно называют индивидуальными акцизами. НДС нередко рассматривают как разновидность налога с оборота и объединяют эти два налога в одну группу, противопоставляя им индивидуальные акцизы.

В разряд пошлин и сборов включаются все остальные налоги, не попавшие в два первых разряда.

  • 2. В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):
    • а) федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических) ;
    • б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог) ;
    • в) местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц).

Кроме перечисленных налогов и сборов на территории РФ в соответствии с главой 26.1 - 26.4 НК установлены также специальные налоговые режимы. Специальные налоговые режимы - это особый порядок налогообложения и особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

По целевой направленности введения налогов:

  • а) общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);
  • б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

По субъекту-налогоплательщику:

  • а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);
  • б) налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);
  • в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

  • а) закрепленные налоги, которые непосредственно и цели­ком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);
  • б) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).
  • 6. По характеру бухгалтерского учета налоги:
    • а) включаемые в себестоимость или цену продукции;
    • б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;
    • в) удерживаемые из доходов работника.

Вывод: Согласно социальной функции, граждане, получающие большие доходы, должны платить в бюджет большие суммы налогов и наоборот. Полная реализация всех функций налогообложения обеспечивает эффективность финансово-бюджетных отношений и налоговой политики государства. Данная форма классификации налогов, иначе именуемая как статусная классификация налогов, получила широкое распространение. Она основана на критерии многоуровневости бюджетных систем многих стран. Статусная классификация налогов и сборов применяется и в РФ.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Рассмотрим основные понятия и характеристики налоговой системы РФ.