Методы современной экономической теории. Методы и функции экономической теории

В этой теме мы начинаем знакомство с предметом и методом экономической теории. Вопросы экономического развития затрагивают интересы всех специальностей, эта дисциплина представляет интерес для всех людей, так как «экономическая наука, - как отмечал экономист Дж.М. Кейнс, - это скорее метод, чем доктрина, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Такие вопросы всегда интересовали людей. В реальной жизни люди сталкиваются с противоречием ограниченности возможностей и безграничности потребностей. И пути преодоления этого противоречия служат отправной точкой экономической теории.

Что изучает экономическая теория. Взаимосвязь экономической теории с другими науками.

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и социальных групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при огр аниченных ресурсах.

Характеристика предмета экономической теории как поведения людей и их групп не означает отказ от изучения производственных отношений, то есть тех отношений, где акцент делается не на их объекте (средства производства, предметы потребления), а на субъекте этих отношений - человека. Так, А.Смит выделил основные элементы теоретической модели, оказавшейся методологической основой (научной парадигмой) теоретических исследований в области экономики. Таких основных элементов три: 1. это «экономический человек» как специфический субъект экономических отношений; 2. это «невидимая рука» - образное определение общественного механизма, который направляет в целом развитие национального хозяйства в условиях множества экономических интересов в рамках рыночной экономики; 3. это « богатство»- выступающее объектом экономических отношений и образующее их своеобразную целевую функцию. Источником создания богатства является труд. Труд - это природное качество, имманентное человеку. Присваивая труд работников, человечество создаёт собственность, а присваивая его результаты в виде потребительных стоимостей или в форме товаров, оно создаёт богатство. Конечно, все эти элементы со временем А.Смита не оставались неизменными. Современный человек - это в основе своей «экономический человек», действующий под влиянием своего эгоистического интереса в рамках подчиняющей его экономической необходимости.

Таким образом, экономическая теория - это:

наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной воспроизводственной динамике;

наука об использовании ограниченных ресурсов для производства благ и услуг и их обмена в целях удовлетворения потребностей;

наука о видах деятельности по воспроизводству, обмену материальных благ;

наука об общественном богатстве.

Как видно из данных определений, общество по мере своего развития, стоит перед решением одной и той же проблемы - поиска законов рационального ведения хозяйства при ограниченных ресурсах с целью увеличения своего богатства.

Однако, важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, имеют две стороны - объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Объективная сторона связана с действием объективных экономических законов, субъективная сторона связана с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учётом вышесказанного, экономическая теория изучает и экономические законы. Что такое экономический закон? Экономический закон - это многократно проверенные и подтверждённые обобщения экономических процессов, это форма выражения экономических отношений. Как отмечал А.Маршалл в своей работе «Принципы экономической науки», экономические законы - это обобщение экономических тенденций, позволяющих определить поведение человека с целью реализации своих побудительных мотивов. Экономические законы не столь просты, точны или чётко выявляются, как например, законы природы. Они носят исторически ограниченный характер в зависимости от продолжительности действия на разных уровнях хозяйствования. Хотя экономический анализ охватывает длительные исторические периоды и обширные регионы, тем не менее каждую эпоху и каждую страну отличают присущие только им проблемы, а каждое изменение социальных условий выдвигает потребность в дальнейшем совершенствовании экономических теорий. Таким образом, любая экономическая теория представляет собой не более чем теоретическое обобщение реальных экономических процессов с учётом места и времени. Меняются реальные экономические процессы, меняются и теории их отображающие. Конечно любая теория несёт в себе положения, остающиеся верными для всех времён и народов. Однако роль этих общих положений крайне ограничена.

Экономическая теория является методологическим фундаментом комплекса наук: отраслевых (экономика промышленности, экономика строительства и т.д.), функциональных (финансы, кредит, маркетинг и др.), межотраслевых (экономическая география, статистика, демография и др.). Экономическая теория учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а также социологией, психологией, историей, правоведением и др., без учёта которых полученные выводы могут оказаться ошибочными и ложными. Как никогда актуальны суждения Й.Шумпетера о взаимосвязи предметных областей экономической теории, её междисциплинарности «… схематические построения экономической теории должны вписываться в институциональный контекст, который даёт нам экономическая история; только она может сообщить нам каково было то общество, к которому мы хотим применить теоретические схемы». Экономическая теория тесно связана с экономической генетикой, т.к. экономическое развитие имеет имманентное генетическое экономическое содержание. Экономическую генетику сегодня определяют как науку, которая позволяет понять внутренние механизмы динамики, соотношения и взаимодействия наследственности и изменчивости в процессе неравномерного циклического развития.

Методы экономической теории

Экономическая теория обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Метод можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы, а с другой, выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод является одновременно и результатом процесса исследования и его предпосылкой.

Метод исследования формируется на базе определённой методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета. В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определённый метод исследования, а метод формирует предмет.

На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования (формально - логический, диалектический и др.), многие из которых сохраняют своё значение и в современной науке.

Первым методом, который использовала экономическая наука была формальная логика. Формальная логика - это изучение мысли со стороны её структуры, формы. Формальная логика разработала обширный набор методов и приёмов познания. Важнейшие из них - это анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определённые законы мышления.

При изучении экономики должны быть использованы разные виды экономического анализа, при помощи которых объект может быть проанализирован достаточно полно и с разных позиций.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны исследования каждой из этих частей отдельно. Путём синтеза экономическая теория воссоздаёт единую целостную картину.

Можно выделить следующие виды анализа.

Сущностный вид, в ходе которого экономическое явление берётся в очищенном от влияния привходящих, случайных, непостоянных обстоятельств. Задачей сущностного анализа является формулирование экономических законов.

Конъюнктурный анализ, в котором в отличие от сущностного на первый план выходят именно случайные, привходящие, конъюнктурные факторы, без учёта которых экономический анализ будет неполным.

Исторический анализ даёт возможность с иных позиций углубить знание об экономических процессах.

Количественный анализ экономики необходим в условиях потребности в прогнозировании важнейших процессов.

Мотивационный анализ раскрывает побудительные мотивы деятельности в экономике.

Сравнительный анализ, занимающийся сопоставлением различных моделей экономического развития.

Функциональный анализ, примером является «экономикс» в раскрытии сущности тех или иных процессов и понятий на основе функциональных зависимостей между основными экономическими параметрами и величинами.

Индукция - это метод познания, идущий от фактов и теории, от частного явления к общему. Познание начинают с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются, чтобы можно было вывести обобщения или принципы. Дедукция - метод познания от общего к частному, от теории к фактам. Дедуктивный метод или гипотетический начинает с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Экономисты могут опереться на случайное наблюдение, логику, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода. Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Диалектический метод предполагал единство диалектики, логики и теории познания. В теории познания ведущими стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства исторического и логического. Метод абстракции (по-латински «абстракцио» - отвлечение) представляется как момент целого, как простое, одностороннее, а конкретное - как целое, сложное, всестороннее, развитое. При помощи абстрактного метода происходит раскрытие сущности экономических явлений. Так, экономисты, начав изучение рыночного хозяйства с целого (государства, населения) пришли к простейшим, абстрактным определениям производственных отношений (труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и т.п.). Конкретное исследование всегда является исходным пунктом отражения его в теоретических системах.

В исследовании экономических явлений важное место занимает исторический и логический методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Этот метод в общем виде позволяет ответить на вопрос, с чего начинать и как строить теоретическую систему.

В экономике существуют два разных уровня анализа - это микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика: 1.метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса - предпринимателей (предприятий) и потребителей; 2.раздел экономической науки, связанный с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений (предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственные деятельности, экономических отношений между ними). Макроэкономика: 1.метод экономического анализа, основанный на оценке агрегированных (всеохватывающих) показателей; 2. экономическая наука, исследующая экономику как целое, а также важнейшие её секторы (домохозяйство, бизнес, госсектор и т.д. или по другой классификации - промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынок, потребительский рынок и т.д.).

Экономические исследования и обоснование экономической политики: позитивная и нормативная экономика, экономические цели.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определённость. Поэтому экономическая теория хорошо использует системный метод исследования, который строится на экономико-математическом моделировании. Экономические исследования позволяют установить закономерности и оценить ожидаемую эффективность процессов, протекающих в экономических сферах, в сочетании с анализом и выработкой рекомендаций для управления этими процессами. Количественные методы экономических исследований строятся на математико-статистических, экономико-математических дисциплинах. С помощью их решаются задачи управления запасами, распределения ресурсов и назначения, замены оборудования и др. Так, на этапе формулирования целей определяется численный критерий оценки действий, или показатель эффективности (целевая функция). Здесь активно используются, например, теория вероятностей и математическая статистика, которые позволяют определить тенденции и диапазон изменения конечных количественных характеристик поставленной цели. Немалую роль играет в экономическом исследовании и качественный анализ.

Системный метод исследования - это метод XX века. Предпосылки этого метода стали возникать ещё в XIX в. с появлением математической логики, а это послужило развитию экономико-математического моделирования. Различаются модели на абстрактно-теоретические, конкретно-экономические; по сфере охвата (микро-макро); по времени (1,5,15-20 лет); по характеру действия (статические, динамические).

От теоретической экономики следует отличать экономическую политику. Экономическая политика - это система экономических мероприятий государства. Содержание экономической политики, её цели, средства определяются характером экономического строя, внутренними и международными условиями развития страны.

Так, в качестве примера можно показать, как происходит связь между фактами, принципами, экономической политикой.

Переходя от уровней фактом и принципов к уровню обоснования экономической политики мы совершаем резкий скачок от позитивной экономической науки к нормативной. Позитивная экономика имеет дело с уже систематизированными фактами, перешедшими на уровень теоретического осмысления. Нормативная экономика отражает суждение тех, кто определяет, что должно быть при сложившейся экономической ситуации. Пример позитивного утверждения: безработица составляет 7% . нормативное утверждение на ту же тему: «Безработицу следует сократить». Позитивная экономика предполагает анализ фактов (данных), на основе которых формулируются принципы экономического поведения. Нормативная экономика - направление в экономической теории, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, какими должны быть цели экономического развития, соответственно, экономической политики. Иначе можно сказать, что позитивная экономика изучает то, что есть, а нормативная экономика выражает субъективное представление о том, что должно быть.

Таким образом, цель экономической теории - найти подходы к рациональному решению сложных экономических задач. Такими задачами могут быть, прежде всего:

Достижение экономического роста.

Достижение полной занятости.

Повышение экономической эффективности.

Достижение стабильного уровня цен.

Обеспечение справедливого распределения созданного продукта.

Формирование системы социальной защиты.

Цели определяют выбор ориентиров и направленности процессов, связанных с условиями, качеством и уровнем жизни населения. Цели зависят не только от желания (субъективная сторона), но и от реальных возможностей. Диалектика объективного и субъективного лежит в основе целеполагающей деятельности человека и общества.

Экономическая теория находится сегодня перед лицом трёх «вызовов» современности, на которые должна дать соответствующие ответы.

Первый вызов - усиливающиеся тенденции постиндустриализма. Так как экономическая теория (политэкономия), возникшая как самостоятельная область научного знания около четырёх веков назад, это детище индустриально-рыночного хозяйства. Поэтому эти тенденции создают существенные проблемы как для предмета, так и для самого объекта исследования.

Второй вызов - растущая интернационализация экономических процессов, охватывающих сегодня не только целые континенты, но и распространяющих своё влияние в более широких масштабах. Экономическая теория сложилась как теория функционирования национальных экономик. Национальный фактор сегодня, в частности, в российских условиях вновь выдвигается на авансцену. Но экономическая теория всегда рассматривала и межнациональные отношения. Нарастающие тенденции интернационализации экономическая теория не может игнорировать.

Третий вызов - развернувшиеся в бывших социалистических странах переходные процессы, представляющие переход от новой экономики к рыночной. Реальные экономические процессы, развернувшиеся в переходной российской экономике, качественные изменения, расширение теоретической базы их исследования привели к существенному пересмотру многих теоретических постановок: о структуре и формах собственности, о роли рыночных отношений, характер распределительных отношений, источниках дохода и др.

Английский экономист А.Хайнис отмечал «Надежда на будущее заключается в синтезе, который будет включать всё лучшее из теории Д.Рикардо, Маркса, Кейнса и неоклассиков. Этот синтез восстановит претензии экономической теории на то, чтобы стать теорией всего общества». Если этот синтез будет осуществлён, то мировая экономическая наука может превратиться, по мнению французского экономиста Мориса Аллэ «в единую теорию поведения людей».

Задания. Тесты.

Основное значение экономической науки состоит в том, что она:

а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;

б) даёт учёным возможность реализовать свои способности;

в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей;

г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы:

а) определить технические условия производства;

б) ликвидировать инфляцию и безработицу;

в) установить справедливое общественное устройство;

г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов.

Качество экономической модели определяется тем, насколько:

а) точен прогноз, составленный на её основе;

б) много реалистических предпосылок в ней содержится;

в) легко её проверить;

г) много уравнений она содержит.

Череповецкий Государственный Университет

Институт Педагогики и Психологии

Реферат

Тема: «Предмет и методы экономической теории»

Выполнил студент:

группы 4 ПО-42

Слизнёв Д.И.

Проверил:

Алханов А.Ф.

Череповец 2007 год.


Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы экономической теории

§1. Предмет экономической теории……………………………………4-5

§2. Методы экономической теории…………………………………...6-10

Глава 2. Анализ предмета и метода экономики

§1. Предмет науки экономики……………………………………….11-12

§2. Методы экономической теории …………………………………13-16

Заключение……………………………………………………………...17

Литература………………………………………………………………18


Введение

Экономическая теория - это наука о видах деятельности связанных с обменом, с денежными сделками.

Экономическая теория - это наука об использовании редких органических ресурсов.

Экономическая теория - это наука о жизнедеятельности и получении средств к существованию.

Экономическая теория - это наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления.

Предмет экономической теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей.

Экономическая теория пользуется следующими методами:

1. Метод научной абстракции.

2. Метод анализа и синтеза.

3. Метод индукции и дедукции.

4. Метод восхождения от простого к сложному.

5. Метод единства логического и исторического подходов.

6. Метод количественного и качественного анализов.

7. Экономический эксперимент.

8. Позитивный метод.

9. Нормативный метод.

10. Системный метод.

11. Математические методы.


Глава 1. Теоретические основы экономической теории

§1. Предмет экономической теории

Предмет экономической теории - это исследование отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления материальных благ и услуг в результате эффективного использования редких ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей .

Людям свойственны как биологические, так и социально обусловленные потребности. Чтобы удовлетворить эти потребности (в пище, одежде, жилье и бесконечном множестве других товаров и услуг), необходимо использовать имеющиеся ресурсы: рабочую силу и предпринимательские способности, капитал - машины, здания, сооружения и природные богатства. Соединение ресурсов, осуществляемое в рамках определённых производственных отношений, называется способом производства .

Ограниченность ресурсов не позволяет иметь всё, что хотелось бы человеку. Оказывается, наши потребности превышают наши возможности, так как все имеющиеся ресурсы в каждой стране, да и в целом мире, ограничены. Вот почему всеобщее изобилие - это миф. Конечно, отдельные люди могут жить как при «коммунизме», но только отдельные, а не все вместе. Это неоспоримый факт, и он доказан историей всего человечества. Именно поэтому экономическая теория должна постоянно искать пути эффективного использования ограниченных производственных ресурсов с целью достижения максимального удовлетворения безграничных потребностей человека. Таким образом, чтобы искоренить проблемы всемирного характера - инфляцию, безработицу, бюджетные дефициты, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды и др., нужно всем вместе решать проблему эффективного использования редких ресурсов .

Экономическая теория представляет собой преимущественно фундаментальную, академическую, а не прикладную науку. Она даёт жизнь всем другим узкопрофессиональным дисциплинам, таким, как банковское дело, менеджмент, маркетинг, внешнеэкономическая деятельность и т.д. Значение экономической теории помогает понять специфику конкретной экономической деятельности и увязать её с действием объективных экономических законов. Экономическая теория - это общественная наука, т.е. изучает все проблемы с позиции общественного развития в целом. Она даёт ценные знания о социальной среде и поведении людей в этой среде .


При изучении экономической теории применяют общенаучные и частные методы.

Общенаучные методы - это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономической теории и т.д. .

Диалектический метод. В нём каждое явление рассматривается в своём развитии, в постоянном движении. Но существуют и другие общенаучные методы. Например, если основу изменений общественных явлений экономисты видят в материальном производстве, то в экономическом анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой образуется метод диалектического материализма. Он широко применяется учёными марксистского толка .

Частные методы - это методы, которые используются данной конкретной наукой - экономической теорией, но не только: они могут применяться и другими гуманитарными науками .

К частным относятся методы абстракции, дедукции и индукции, допущения «при прочих равных условиях», анализа и синтеза, метод единства логического и исторического, критический метод, макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа, математический и статистический анализ, графическое изображение и т.д. .

Метод абстракции. Чтобы понять этот метод, представим абстрактную живопись. Экономические теории, как и абстрактная живопись, не отражают всех красок реальной действительности. Поэтому экономические теории неизбежно становятся абстрактными. Процесс сбора нужных фактов предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает её практичной и нереалистичной. Если теории основываются не на вымыслах, а на фактах, то они всегда реалистичны. Экономисты строят свои теории, абстрагируясь от хаотичного набора фактов, с целью привести эти факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, экономическая теория - это своего рода абстрактная модель всей экономики или какого-либо сектора экономики. Она позволяет лучше понимать реальную жизнь именно потому, что отвлекает от сбивающих с толку ненужных деталей.

Метод дедукции и индукции. Дедукция и индукция представляют собой не противостоящие, а взаимодополняющие методы исследования. Дедуктивный, или гипотетический, метод - это движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам. Экономисты часто решают свою задачу, начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Учёные могут опереться на случайное наблюдение, умозрительное заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Например, они могут предположить, руководствуясь «кабинетной логикой», что потребителям целесообразно покупать большое количество продукта тогда, когда цена на него низка. Правильность этой гипотезы затем должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных .

В свою очередь, реальные факты являются предпосылкой для формулирования новых теорий или гипотез. В этом случае используется индуктивный метод - движение от частного к общему, или от фактов к теории. Это означает, что учёный-экономист накапливает факты с целью выведения из них теории или принципов.

Метод анализа и синтеза. Достоверность экономического анализа во многом зависит от степени использования метода анализа и синтеза .

Метод анализа предполагает расщепление экономических явлений на более простые процессы и отдельные явления. Методом анализа устанавливаются причины и следствия этих явлений. Затем подвергнутые анализу единичные процессы и явления, благодаря методу синтеза, объединяются в целое. Это позволяет выработать новые категории, тенденции, законы, принципы и т.д. .

Метод единства логического и исторического. Он основан на том, что все общественные явления имеют свою историю и нужно проследить по этапам их историческую цепочку, или «жизнь», а затем построить чёткую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления.

Допущение «при прочих равных условиях». Экономисты при построении своих теорий допускают, что изменяется только данное явление, а все другие переменные остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа путём вычисления определённой исследуемой связи .

В естественных науках обычно можно провести контрольные эксперименты, при которых «все прочие условия» действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. В этом случае предполагаемую связь между двумя переменными учёный может подвергнуть эмпирической проверке. Однако экономическая теория - не лабораторная, не экспериментальная наука. Такой точности, как, скажем, в космических исследованиях, в экономическом анализе достичь невозможно. Осуществляемый экономистом процесс эмпирической проверки базируется на данных «реальной жизни», но конечный результат не всегда совпадает с теоретическим выводом. В ходе реального функционирования экономики нередко «прочие условия» изменяются и соответственно цель, обоснованная теоретически, в конкретной жизни не достигается. Данный метод как бы уточняет и дополняет метод абстракции .

Макро-, медиум- и микроуровень экономического анализа. Существуют три совершенно разных уровня анализа, на основе которых экономист может выводить законы, касающиеся экономического поведения.

Макроэкономический анализ охватывает экономику в целом или такие её основные подразделения (агрегаты), как правительственный сектор, домохозяйства и частный сектор. Агрегат - это совокупность специфических экономических единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Изучая агрегаты, макроэкономика раскрывает общую схему структуры экономики и связей между крупными агрегатами, составляющие экономику в целом. Здесь не уделяется внимание конкретным единицам, образующим разные агрегаты. Поэтому макроэкономические исследования охватывают анализ таких величин, как общий объём продукции, общий уровень занятости, общий объём дохода, общий объём расходов, общий уровень цен и т.д. Макроэкономический анализ даёт обзор экономики с высоты птичьего полёта .

Микроэкономический анализ изучает поведение индивидуальных единиц. Фигурально выражаясь, экономист помещает маленькую часть экономики под микроскоп и детально изучает аспекты её функционирования. Это может быть отрасль, фирма или семейное хозяйство - исследуются такие величины, как объём производства или цена конкретного продукта, численность рабочих или занятых в одной фирме, выручка или доход отдельной фирмы или домохозяйства. Микроэкономический анализ позволяет увидеть с самого близкого расстояния специфические компоненты экономической системы.

Выделение макроэкономики и микроэкономики не следует понимать так, будто предмет экономической науки столь резко разделён на отдельные отсеки, что любую её тему можно отнести или к макро-, или микроуровню, многие темы и разделы экономической теории входят в обе эти сферы. В этой связи в экономическом анализе выделяется ещё один уровень исследований - медиум, или мезоуровень - нечто среднее между макро- и микроуровнем: регион, область, город, район и т.д., или анализ территориального экономического пространства .

Метод математического и статистического анализа. При проведении экономических исследований в связи с широким использованием компьютерной техники появилась возможность переложения экономических процессов на математический язык - язык жесточайшей логики и разума. С применением математики в экономическом анализе важное место стали занимать так называемые модели. Экономико-математическая модель даёт упрощённое или схематичное выражение экономической жизни, но чётко отражает взаимосвязь процессов и явлений. Не менее важную роль играет количественный анализ экономики. Он осуществляется на основе статистики, обеспечивающей фундамент для построения реальных экономических прогнозов.

Графическое изображение. Многие из представленных в этой книге моделей или принципов будут выражены в виде рисунков, схем, таблиц.


Глава 2. Анализ предмета и метода экономики

§1. Предмет науки экономики

О предмете экономических наук спор идет уже много десятилетий. Их предметом оказываются то производственные отношения, то обмен товарами, то товарное производство, то законы функционирования рынка. Большинство же авторов учебников вообще изящно обходят вопрос о предмете курса .

Для уяснения предмета экономических наук обратимся к трудам их классиков. С чего начинают они построение своих экономических теорий? Очень просто - с того, что описывают поведение хозяйствующих субъектов, а уж затем выводят некие общие законы этого поведения, все время, обращаясь к конкретным (хотя и не всегда корректным) примерам.

Что это означает? Только то, что в основе всех экономических теорий лежат законы поведения хозяйствующих субъектов. Но ведь любой хозяйствующий субъект представляет из себя либо отдельного человека, либо группу людей. А значит, экономические науки изучают поведение людей или групп людей.

Но ведь точно таков же предмет наук психологических и психиатрических. Что же отличает от них экономические науки?

Прежде всего - более узкое поле исследований. Экономические науки изучают законы поведения людей или групп людей в специфических условиях производства и обмена. А значит - экономические науки оказываются частным случаем наук психологических и психиатрических .

Различия предмета науки экономики и науки об экономике определяется их целью. Наука экономики изучает процесс поведения в условиях производства и обмена с целью выработки способов воздействия на этот процесс, законов управления им. Наука об экономике озабочена поиском адекватных моделей, стройных описаний этого процесса или некоторых его аспектов.

Обе эти науки дополняют друг друга. Адекватные модели всегда полезны для синтеза управления. А опыт управления служит основным материалом для теоретического обобщения .

§2. Методы экономической теории

Здесь, очевидно, самое место несколько более определенно высказаться о методе экономических наук в нашем представлении. Дать определение необходимо, но недостаточно. Следует хотя бы кратко объясниться, что под это определение может подходить .

Прежде всего, для экономической науки традиционен описательный метод. Этот метод свойствен всем наукам на ранней стадии их развития. Поскольку экономические знания наши находятся пока именно в такой стадии, значение метода выявления, описания и классификации процессов и явлений сохраняется.

Вторым традиционным методом является метод математического моделирования. Экономические процессы представляются в форме математических формул, затем между ними устанавливаются некоторые соотношения, согласующие обмен данными. Так возникают модели, отражающие те или иные закономерности или аспекты экономических процессов в тех или иных условиях. Эти модели, по сути, и являются позитивными экономическими теориями .

Третьим методом является построение моделей бессознательной мотивации (психоанализ) деятельности экономических субъектов. Эти модели носят специфический, неформальный характер и строятся на основе неаристотелевой (фрейдовской) логики. Они позволяют синтезировать специфические методы управления процессами, воздействующими на архетипы глубинной мотивации.

Четвертым методом является построение моделей сознательной мотивации хозяйствующих субъектов, процессов сбора и обработки ими информации, принятия экономических решений. Это метод когнитивного моделирования, выявления когнитивных схем, диссонансов и резонансов, позволяющий синтезировать методы информационного управления экономическими процессами.

Пятым методом является метод построения моделей символического обмена. Он рассматривает экономические процессы как процессы обмена некими символическими сущностями - интеракции. Такой подход особенно плодотворен в изучении закономерностей денежного обращения. Он позволяет управлять экономическими процессами путем задания им определенных закономерностей .

Шестым методом является метод рассмотрения экономических процессов как процессов деятельности индивидов. Он включает элементы практически всех вышеозначенных методов, но преломляет их специфически через процесс построения модели деятельности хозяйствующего субъекта в рамках неаристотелевой (диалектической) логики. Этот метод позволяет вырабатывать управляющие воздействия на самом нижнем уровне мотивации.

Понятно, что этим кратким списком не только не исчерпывается, но до конца и не обозначается круг методов экономических наук. Цель его приведения - указать на тот факт, что этот метод не сводим к традиционному математическому моделированию .

Рассмотрим метод экономической двойственности описанный в статье Н. Водомерова, доктора экономических наук, профессора.

Суть метода экономической двойственности заключается в обнаружении во всех экономических явлениях противоположных сторон, находящихся в диалектической взаимосвязи друг с другом. Этот метод автор считает специфическим методом экономической науки .

Метод экономической двойственности весьма близок к методу диалектики, применяемому в марксистской теории. Однако отличается от него главным образом тем, что ограничивается фиксацией противоположных сторон изучаемого предмета и изучение их взаимосвязей.

Диалектический же метод требует обязательного анализа противоположностей до вскрытия соответствующего противоречия и выяснения форм его разрешения и тем самым установления направления развития предмета, обусловленного его внутренней логикой, иначе говоря - исследования процесса развития как возникновения и разрешения противоречий .

Метод экономической двойственности тем самым представляет собой некоторое упрощение диалектического метода. И этим объясняется своего рода двойственный результат его применения. С одной стороны, применение диалектики к объяснению становления и развития экономической теории вносит существенный вклад в её научное понимание. А с другой - не вполне последовательное использование диалектического метода приводит автора к недостаточно обоснованным выводам .

Наибольшей значимостью обладают следующие результаты применения метода экономической двойственности.

Прежде всего, глубокое и подробное раскрытие содержания и значения учения Аристотеля, впервые осознанно применившего диалектический метод к анализу отношений товарного производства и обмена .

Рассмотрим роль математики в экономической теории описанной в статье Ш. Доу, профессора университета экономического факультета Стирлинга (Великобритания).

За последние сто лет математика заняла важное место в экономической теории, но особенно её роль выросла за последние годы .

Математика, таким образом, приобретает всё большее значение в изложении экономических идей, что по себе является очень интересным фактором, особенно с точки зрения понимания и восприятия экономической теории в обществе.

Экономическая наука переживает эпоху постоянных технических изменений и нововведений, при этом используются более совершенные статистические методы, благодаря которым достигаются всё более качественные результаты.

Математические методы проникают во все сферы хозяйственной жизни . Монголо-татарская


Заключение

Экономическая теория: а) даёт ценные знания о социальной среде и поведении людей в этой среде; б) способствует разумному принятию фундаментальных решений; в) являясь преимущественно общественной дисциплиной, обеспечивает фундаментальными знаниями все профессиональные экономические дисциплины: менеджмент, маркетинг, банковское дело и т.д.

Экономические теории особенно ценны в качестве прогнозных инструментов; они служат основой для выработки экономической политики, имеющей целью преодолевать трудности и контролировать нежелательные процессы.


Литература

1. Носова С. С. Экономическая теория: Краткий курс: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 288 с.: ил.

2. Носова С. С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 520 с.

3. Гильбо Е. В. Учебник экономики для высшей школы госкадров, 1995. (Автор - академик Евгений Гильбо: дата опубликования: 04.02.2006)

4. Водомеров Н., д-р экон. наук, профессор «Двойственность метода экономической двойственности». Журнал Экономист №8, 2006 г.

5. Шоу Д., профессор университета экономического факультета Стирлинга (Великобритания). «Математика в экономической теории: исторический и методологический анализ». Журнал Вопросы экономики № 7, 2006 г.

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что для правильного понимания курса «Экономическая теория» необходимо определить предмет, функции и метод экономической теории — то, что она непосредственно изучает. На этот вроде бы про­стой вопрос о предмете науки специалисты не дают однозначного ответа. Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школ высказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько раз менялись представления об ис­точниках богатства общества, о роли государства в хозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Человечество проявляло всегда большой интерес к основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Цель данной работы – раскрыть содержание предмета и метода экономической теории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1. Рассмотреть исторический процесс развития экономической науки.

2. Изучить предмет и метод экономической теории.

1. Исторический процесс развития экономической науки

Для изучения экономической теории необходимо знать ее генезис, т.е. происхождение, возникновение, процесс образования и становления как самостоятельной науки.

Экономика считается одной из самых древних наук. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами. Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

В процессе становления и развития экономической науки можно выделить несколько крупных периодов.

Зарождение экономической мысли относится к доиндустриальному периоду истории, охватывая древние цивилизации Востока, Грецию, Римскую империю (IV тысячелетие до н.э. – V в. н.э.). В это время для экономической мысли была характерна ее недифференцированность от религиозной идеологии и политико-правовых взглядов. Зафиксированные в письменных источниках экономические воззрения касаются в основном проблем функционирования и рациональной организации хозяйства и труда, системы государственного управления, ответственности за собственность. Это социально-философские трактаты отдельных лиц, своды законов, договоры, тексты Ветхого и Нового Завета, позже – Корана.

Дальнейшее развитие экономической мысли происходило в эпоху Средневековья, которая также охватывает большой исторический период (в Западной Европе – с V в. до буржуазных революцией XVII-XVIII вв., в России – с IX в. до реформы1861 г.). Кстати, в ряде стран Азии и Африки феодальные отношения сохранялись и в XX в. В это время формируются взгляды по проблемам сословного положения, владения землей и распределения доходов, отношений корпоративного типа (соседские общины, городские коммуны, ремесленные цеха, купеческие гильдии, монастырские и рыцарские ордена и т.д.). Политическая власть находилась в руках светских и церковных феодалов (собственников земли), огромную роль играли традиции и господствовало религиозное мировоззрение. Еще одна особенность – повышенный интерес к товарно-денежным отношениям. Основными теоретиками были схоласты, экономические идеи черпались также из ересей (например, – равенство, обязанность трудиться, осуждение продажи индульгенций), требований крестьянских восстаний, раннеутопических социалистических идей.

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии – меркантилизм (середина XV в. – середина XVIII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Мен в Англии, А. Монкретьен и Ж.Б. Кольбер во Франции) считали, что доход создается в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства – всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля.

Меркантилизм для своего времени был прогрессивным явлением, поскольку способствовал развитию производительных сил, становлению капиталистического способа производства. Однако, занимаясь анализом лишь процесса обращения, меркантилисты не смогли вскрыть глубинных закономерностей экономического развития.

Политика протекционизма была выгодной для многих стран, где были развиты идеи меркантилизма (Англия, Франция и др.), но к концу XVII – началу XVIII в. привела к ограничениям в торговле, конфликтам, ухудшению дел в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Меркантилизм вступил в противодействие с потребностями экономического развития. Ему на смену пришла классическая буржуазная политическая экономия.

Разложение меркантилизма и зарождение классической буржуазной политической экономии относится к XVII в. В этот период на базе промышленного переворота происходит буржуазная перестройка производства, господство торгового капитала сменяется господством промышленного капитала.

Классическая буржуазная политическая экономия придала экономической теории подлинно научный характер:

1. Она сделала предметом своего анализа внутренние закономерности сферы производства материальных благ, открыв в нем реальный источник общественного богатства.

2. Она не ограничилась лишь описанием экономических явлений, процессов, а перешла к выявлению их глубинной сущности и законов развития, которые рассматривались как объективные, естественные. В систему экономического анализа был введен метод научной абстракции.

3. Одним из главных достижений стало создание ее представителями трудовой теории стоимости.

4. В трудах ее представителей представлена практически современная система экономических категорий (товар, деньги, заработная плата, рента, процент и др.), раскрыто их экономическое содержание.

В классической буржуазной политической экономии образовались две школы: английская и французская. Первым представителем в Англии считают Уильяма Петти (1623-1774), главными фигурами – Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823), а завершителем – Джона Ст. Милля (1806-1873). Двое первых жили в эпоху мануфактурного производства, а два последних – в эпоху промышленного переворота. В работах Смита и Рикардо особенно четко показана роль труда как созидателя богатства, его всесторонние характеристики (разделение труда, производительность, характер труда и т.д.). Выработаны основные понятия экономической науки (особенно стоимость, капитал, продукт и его структурные части, рента и т.д.). Сама экономическая теория впервые предстала как цельная система и как особая отрасль знаний.

Во Франции основателем классической школы является Пьер Буагильбер (1646-1714), после которого она была представлена школой физиократов (дословно – «власть природы»). Представители школы физиократов (Ф. Кенэ, А. Тюрго) видели источник прироста богатства нации в земледелии, сельскохозяйственном производстве, промышленность же определялась как «бесплодная» сфера, не создающая «чистого продукта».

В XIX в. экономическая теория приобретает уже довольно сложный характер, порождая направления и школы как внутри классической буржуазной политэкономии, так и ее антипода – «пролетарскую политэкономию».

В самый канун XIX в. разразилась французская буржуазная революция, затем в первой его трети произошел скачок производительных сил на базе парового двигателя и ткацкого станка. В период промышленного переворота налаживалось массовое производство материальных благ, начался расцвет металлургии, горного дела, станкостроения. Вместе с этими сдвигами шло появление инженеров как массовой профессии, формирование промышленного пролетариата, его первых классовых битв (1830, 1848), создание тред-юнионов (профсоюзов). Начались (с1825 г.) кризисы перепроизводства, произошли масштабные колониальные завоевания, стали формироваться национальные государства, прогремели наполеоновские войны.

Все это привело к появлению нескольких новых самостоятельных (обособленных) течений в экономической мысли.

Сегодня с учетом современного развития экономической науки требуется углубленное изучение взглядов всех экономистов прошлого.

Таким образом, экономическая теория прошла длительный исторический путь становления и развития. На протяжении этого времени человечество накапливало знания об экономике. В результате это привело к их обособлению и возникновению экономической теории как самостоятельной науки, имеющей свой собственный предмет и метод исследования.

2. Предмет экономической теории

Любая наука должна иметь свой предмет (что исследуется) и метод исследования (как исследуется).

Предмет экономической теории как науки в современном понимании определился далеко не сразу и являлся результатом длительного исторического развития. В ходе развития экономической теории как науки менялись и взгляды на ее предмет, причем здесь с известной степенью условности можно выделить три основных этапа (периода):

1. Экономия – как набор знаний по организации хозяйства;

2. Политическая экономия – как отражение появления систематизированного знания о сущности, целях и задачах экономической системы;

3. Экономикс – как современный этап эволюционного развития экономической науки, учитывающий изменения в методологии исследований и подходах к анализу экономических процессов, явлений. В центре внимания – проблемы использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

Действительно, если рассматривать начальные стадии формирования экономической науки (древний мир, средневековый период), то о сколько-нибудь внятном определении ее предмета говорить не приходится, поскольку экономические проблемы не вычленялись в самостоятельную область для исследований. Этому периоду соответствует термин «экономия».

Если рассматривать эволюцию подходов к определению предмета экономической теории в рамках различных научных направлений и школ, то можно увидеть, сколь они разнообразны.

Представители меркантилизма считали предметом экономической науки национальное богатство, которое они отождествляли с деньгами.

Представители классической буржуазной политической экономии и в Англии, и во Франции предметом экономической науки также считали богатство нации, хотя его источник видели в производстве, т.е. предметом их анализа стала сфера производства. Однако в рамках конкретных школ были свои особенности: так, физиократы источником богатства считали только труд в сельском хозяйстве, а главные фигуры английской школы расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства.

Предметом исследования марксистской политической экономии в соответствии с классовым подходом к анализу жизни общества являлись лишь производственные отношения (т.е. отношения производства, распределения, обмена, потребления), которые рассматривались как необходимая сторона общественного производства.

Представители исторической школы определили в качестве предмета экономической науки исследование о повседневной деятельности людей, о национальном или общественном хозяйстве.

Представители австрийской школы и неоклассического направления экономической мысли, активно использовавших методологию маржинализма, предметом экономической науки считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), путей и способов достижения ими своих целей в условиях ограниченности ресурсов. Например, А. Маршалл определил предмет экономической теории как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества – исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В таком подходе ясно подчеркивается роль человека в экономике.

Представители кейнсианского направления в качестве предмета экономической теории выделили закономерности функционирования национальной экономики как единого целого, сделав акцент на проблемах выработки и реализации экономической политики государства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ходе исторического развития экономической науки сформировались различные подходы к пониманию ее предмета. Очевидно, что многие из них не являются взаимоисключающими, конкретизируют и детализируют уровни и направления исследований. Со сменой подходов к трактовке предмета экономической науки происходила соответствующая смена ее названия – от экономии к политической экономии, от политической экономии – к экономикс.

Несмотря на множество подходов, в современной западной литературе прослеживается относительное единство мнений по определению предмета экономики как науки. В подтверждение этого приведем определения, представленные у П. Самуэльсона и К. Макконнелла и С. Брю.

«Экономическая теория есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества».

«Предмет экономикс – поиск эффективного использования редких ресурсов в производстве товаров и услуг для удовлетворения материальных потребностей».

Таким образом, в целом предметом экономической теории является деятельность людей, использующих ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей.

3. Метод экономической теории

Предмет экономической теории предполагает определенную методологию и особые методы исследования. Методология – это наука о методах (общая философская основа), позволяющая определить, с помощью каких методов может быть достигнута стоящая перед исследователем цель (научное познание действительности).

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

Субъективистский;

Неопозитивистско-эмпирический;

Рационалистический;

Диалектико-материалистический.

Методологию нужно отличать от метода. В свою очередь, метод есть совокупность конкретных приемов, способов и принципов, с помощью которых определяются пути решения поставленных задач.

В системе методов, применяемых в экономической науке, выделяются всеобщие (философские, мировоззренческие), общие научные и частные методы.

В экономической теории применяются два противоположных философских метода – метафизический (рассматривает все явления изолированно, в состоянии неизменяемости) и диалектический. Диалектический метод позволяет более точно отразить действительность, поскольку:

Он исходит из того, что в природе и обществе все явления находятся в постоянном развитии, изменении;

Он исходит из того, что развитие идет от простого к сложному, от низших форм к высшим;

Он учитывает, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, противоречия тех или иных явлений (например, в экономике – противоречие между производством и потреблением, противоречия интересов).

Общенаучные методы включают метод научной абстракции, анализ и синтез, индукция и дедукция, единство исторического и логического подходов, качественный и количественный анализ, системный подход.

Одним из важнейших в экономическом анализе является метод научной абстракции. Научная абстракция есть мысленное отвлечение (абстрагирование) от несущественных сторон, свойств явлений (внешней видимой формы) и отыскание главного, наиболее существенного в них. Так улавливается сущность явления. В результате абстрагирования выводятся экономические категории. Они выступают как теоретические выражения реальных сторон экономики (прибыль, цена, товар, деньги, зарплата). В совокупности экономические категории образуют понятийный аппарат. Дальнейшее познание направлено на изучение связи экономических явлений.

Значимым в экономической теории является анализ и синтез. Анализ – расчленение изучаемого явления на составные элементы и детальное изучение каждого из них по отдельности, выяснение его места и роли внутри целого. Синтез – метод, обратный анализу, с его помощью происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое, раскрывается внутренняя связь между элементами, выясняется их взаимодействие, и в результате воссоздается целостное представление о том или ином явлении.

Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.

Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.

Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.

В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.

Заключение

Таким образом, экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни.

Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.

Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.

Список литературы

  1. Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. – М.: Новая волна, 2004. – 218 с.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. – М., 2005. – 354 с.
  3. Булатов А.С. Экономика. – М.: БЕК, 2002. – 754 с.
  4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия – М.: ЮНИТИ, 2007. – 481 с.
  5. Малышев П.А., Стерликов Ф.Ф. Законы экономической жизни. – М., 2008. – 122 с.
  6. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1993. – 213 с.
  7. Нуриев P. M. Основы экономической теории. — М., 2006. – 511 c.
  8. Носова С.С. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 520 с.
  9. Рузавин Г. И. Основы рыночной экономики. Учебное пособие. – М.: Банки и биржи, 2006. – 377 с.
  10. Самуэльсон П. Экономика. – М., 2002. – 421 с.
  11. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М., 2002. — 221 с.
  12. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М., 2003. – 614 с.
  • 10. Сущность собственности и раскрытие ее содержания на основе ряда категорий-элементов.
  • 11. Типы и формы собственности по субъектам.
  • 12. Натуральное хозяйство и товарное производство, их основные черты.
  • 13. Товар и его свойства. Величина стоимости товара. Закон стоимости.
  • 14. Возникновение и сущность денег, их функции. Закон денежного обращения.
  • 15. Понятие рынка, его функции, преимущества и недостатки.
  • 17. Структура и инфраструктура рынков. Классификация рынков.
  • 19. Круговорот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике. Методы регулирования рыночной экономики.
  • 20. Спрос и факторы, его определяющие. Закон спроса.
  • 22. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и равновесная цена. Регулирование рыночного равновесия государством.
  • 24. Точечная и дуговая эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса.
  • 25. Эластичность предложения по цене, ее виды, показатели, факторы. Влияние фактора времени на эластичность предложения.
  • 26. Эластичность проса по цене и общий доход товаропроизводителя.
  • 27. Влияние налогов на рыночное равновесие.
  • 28. Экономические субъекты рынка.
  • 29. Понятие общей и предельной полезности. Закон убывающей предельной полезности.
  • 30. Правила потребительского поведения и максимизации полезности.
  • 31. Предпочтения потребителя и кривые безразличия. Предельная норма замещения.
  • 32. Экономическая сущность предпринимательской фирмы. Виды фирм.
  • 33. Постоянные и переменные факторы производства. Производственная функция и ее свойства. Изокванта.
  • 34. Общий, средний и предельный продукты переменного фактора производства. Закон убывающего предельного продукта.
  • 35. Бюджетные ограничения фирмы. Изокоста. Условие минимизации затрат.
  • 36. Содержание издержек производства и их классификация. Экономический и бухгалтерский подходы к издержкам.
  • 37. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные, переменные, общие, средние и предельные издержки. Графическая интерпретация издержек.
  • 38. Издержки производства в долгосрочном периоде. Положительный и отрицательный эффекты масштаба производства.
  • 39. Понятие дохода фирмы. Общий, средний и предельный доходы.
  • 40. Сущность прибыли, ее функции и виды. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
  • 41. Рентабельность и ее виды.
  • 42. Факторы повышения эффективности производства.
  • 43. Национальная экономика и ее характеристика.
  • 44. Валовой внутренний продукт и способы его расчета.
  • 45. Номинальный, реальный и потенциальный ввп. Чистый национальный продукт (чнп), национальный доход (нд), личный доход (лд).
  • 46. Совокупный спрос. Ценовые и неценовые факторы совокупного спроса.
  • 47. Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.
  • 48. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели ad-as. Изменения в равновесии. Эффект храповика.
  • 49. Функция потребления. Средняя и предельная склонности к потреблению. Правила совокупного потребления.
  • 50. Функция сбережений. Средняя предельная склонности к сбережению.
  • 51. Взаимосвязь потребления и сбережений. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережения.
  • 52. Инвестиции. Мультипликатор и акселератор инвестиций.
  • 53. Основные проявления макроэкономической нестабильности. Циклические и нециклические колебания.
  • 54. Промышленный цикл и его фазы. Экономический кризис перепроизводства.
  • 55. Содержание и виды современной безработицы.
  • 56. Сущность и показатели измерения инфляции.
  • 1 . Предмет, функции, структура экономической теории. Экономическая теория есть наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей, о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной трудовой жизни людей, связанной с добычей средств для существования, об общественном богатстве. Важный вклад в развитие экономической теории сделали К. Маркс и Ф. Энгельс. Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория , три предмета экономической теории:1) эффективное использование ресурсов для более полного удовлетворения потребностей, возрастания качества;2) взаимодействие производительных сил и производственных отношений;3) вся система общества, включающая производительные силы, производственные отношения и надстройку (политику). Таким образом, предметом курса экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии во взаимодействии их с производственными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и в потреблении на различных уровнях и звеньях микро- и макроэкономики. Задачи экономической теории как науки и учебной дисциплины определяются ее предметом и функциями. Можно выделить теоретическую, практическую, методологическую, критическую, познавательную, прогностическую. Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, она выясняет суть процессов и явлений, раскрывает законы, управляющие хозяйственными процессами. Практическая (праграматическая) функция экономической теории позволяет анализировать накопившиеся проблемы и формулировать выводы для правильного решения задач, стоящих перед обществом. Здесь имеется в виду разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической политики государства и т.д.Методологическая функция заключается в том, что экономическая теория выступает в качестве теоретической основы конкретных отраслевых наук. В системе экономических наук она выступает фундаментальной методологической наукой. В систему экономических наук входят историко-экономические (экономическая история, история экономических учений); специальные, или функциональные (прогнозирование развития экономики, экономическая статистика, экономика труда, бухгалтерский учет и анализ, финансы, кредит и денежное обращение); отраслевые (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли, экономика строительства и т.д.). Критическая функция экономической теории состоит в том, что явления рассматриваются критически, выявляются преимущества, достоинства явлений, целесообразность их использования.

    Познавательная функция является общей для всех наук. Применительно к экономической теории есть лишь одна особенность: проведение экспериментов здесь ограничено и слишком дорогостояще. Что касается использования методов математического моделирования, то они пока еще далеки от совершенства. Прогностическая функция предполагает разработку научных прогнозов, выявление перспектив общественного развития. Такую задачу с 50-60 гг. стали выполнять экономисты во многих странах.

    2. Методы экономической теории.

    Каждая наука пользуется определенными методами познания своего предмета. Под методом обычно понимается способ, подход к исследуемым явлениям внешней реальности, приемы их анализа и описания. Кратко рассмотрим наиболее существенные методы экономических исследований, которые достаточно широко используются и другими науками.

    Метод научной абстракции - позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

    Метод индукции и дедукции - при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

    В экономической теории широко используется принцип сочетания исторического и логического в их единстве. Каждая экономическая система представляет собой органическое единство составных элементов, в котором все взаимосвязи представляют собой логическую систему.

    Метод анализа и синтеза - анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

    Метод системного подхода - рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

    Метод математического моделирования - предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

    3. Школы экономической теории.

    Первой школой научной политэкономии был меркантилизм (от итальянского слова «меркантэ» -- торговец, купец). Эта школа исходила из того, что источником богатства общества является торговля. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. Затем возникает школа классической западной политэкономии. Ее представителями были физиократы во главе с Франсуа Кене. Они первые перенесли вопрос о происхождении богатства из сферы обращения в сферу производства. В дальнейшем возникает школа классической буржуазной политэкономии, блестящими представителями которой были У. Петти, А.Смитт, Д. Рикардо и С. Сисмонди. В 19 столетии К. Маркс и Ф. Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщающее название – марксизм. В границах этой концепции было сформулировано учение об общественно-экономических формациях. Во второй половине 19-20 столетия в западной политэкономии складывается несколько школ: 1.Австрийская школа, которая обосновала теорию предельной полезности благ. В соответствии с этой теорией полезность хозяйственных благ зависит от редкости и определяется той пользой, которую приносит последняя единица запаса. 2. Кембриджская школа (Великобритания). Ее родоначальником был Альфред Маршалл, основной труд которого «Принципы политической экономии». 3.Американская школа. Возглавил ее Джон Бейц Кларк. Главное в концепции Кларка – теория предельной производительности факторов, что прежде всего имеет важное значение для микроэкономики. 4.Лазанская школа. Лидер этой школы Леон Вальрас. Это математическая школа, школа математического моделирования. Леон Вальрас ввел в экономическую науку понятие экономического равновесия и разработал макроэкономическую теорию общего экономического равновесия. Леон Вальрас рассмотрел рыночную экономику, как систему, способную достигать равновесия на основе взаимодействия спроса и предложения. Современные экономические школы

    Кейнсианство. Представители: Кейнс. Кейнс основывался на рассмотрении деятельности хозяйственной системы в целом. Он считал, что рыночная система изначально не равновесна, поэтому нуждается в жестком государственном регулировании.

    Институционалисты. Представители: Джон Гелбрейт, Людвиг Эрхарт. Они считали, что нельзя анализировать поведение хозяйствующего субъекта, не учитывая окружающей среды. Они предлагали комплексное изучение хозяйственной системы в динамике, в процессе эволюции. В 1956 году вышла книга "Благосостояние для всех" Людвига Эрхарта, сформулировавшая концепцию социально-ориентированного рыночного хозяйства.

    Василий Леонтьев - американский экономист, автор модели "Затраты и выпуск".

    Монетаристы. Представители: Фридмен. Предлагали регулировать экономическую систему только на основе элементов денежной политики.

    Существует множество критериев, на основе которых выделяют различные группы (виды) благ. Наиболее распространенным является подразделение благ на материальные и нематериальные.

    1. Материальные блага включают: a. естественные дары природы (земля, воздух, климат); b. продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.). Иногда к материальным благам относят (например, А.Маршалл) и отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные). Тем самым в одну группу объединяют различные по своему характеру блага, одни из которых суть полезности, другие - форма присвоения полезности; c. внутренние - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос - пение, декламация; музыкальный слух - музицирование; способность к научной работе и т.д.); d. внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи, протекция и т.д.). 2. Нематериальные блага - это блага, воздействующие на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.

    Кроме отмеченных групп благ рассматриваются также блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные и т.д. Особое значение имеет подразделение благ на экономические и неэкономические.

    Экономические блага – те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности, т.е. которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с удовлетворяемыми потребностями. Отметим, что с экономическим благом связана проблема редкости благ, обуславливающая соответствующее поведение человека (хозяйственная, производственная деятельность) в условиях ограниченности (редкости) ресурсов, благ. Экономические блага делят на долговременные , предполагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, и т.д.), и недолговременные , исчезающие в процессе разового потребления (спички, хлеб, мясо, и т.д.)

    Неэкономические блага (даровые блага) предоставляются природой без приложения человеком усилий. Эти блага существуют в природе "свободно" , в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (воздух, вода, свет и т.д.).

    В основе любой теории лежит накопление фактов, которое позволяет в дальнейшем анализировать, сопоставлять, делать выводы. Эту роль выполняет наблюдение.

    Статистический метод позволяет отобрать необходимые факты, полученные в ходе наблюдения и накопить количественные показатели, которые характеризуют те или иные экономические явления. Статистические данные являются основой теоретического исследования, а также позволяют проверить правильность теоретических выводов.

    Научная абстракция - это отвлечение внимания от второстепенных явлений и сосредоточение на главном. В результате такого анализа выводятся экономические категории, законы, строятся экономические модели.

    Сочетание логического и исторического анализа. В соответствии с ним сначала собираются и изучаются факты реальной действительности и выделяются наиболее часто повторяющиеся. Факты собираются в их исторической последовательности, освобождаются от случайных явлений, и формируется логика происходящего.

    Индукция - это получение общих выводов на основе анализа отдельных фактов. Дедукция - применение общих положений к анализу отдельных фактов и явлений.

    Анализ и синтез - это мысленное расчленение целого на отдельные части, изучение каждой из них (анализ), а затем - движение от отдельного к целостной характеристике предмета (синтез).

    Проверить правильность теоретических выводов и посылок позволяет эксперимент. Эксперимент - воспроизведение теоретических выкладок в реально управляемых и контролируемых условиях.

    Однако не все реальные экономические явления можно воспроизвести. В первую очередь, в силу их масштабности. В таких случаях на помощь приходит моделирование. Модель - это обобщения и предположения, оформленные в графическом или математическом варианте.

    Одной из разновидностей моделирования является графический метод. Его достоинство в том, что он обращает внимание на самые существенные стороны экономических явлений. С его помощью можно наглядно изобразить зависимость между ними.

    Одним из специфических методов экономической теории является агрегирование, представляющее собой соединение отдельных единиц или данных в единый показатель, агрегат. Например, в макроанализе все экономические субъекты, производящие товары и услуги и покупающие производственные ресурсы, объединяются в один агрегированный субъект - предприятия (фирмы). Помимо них в качестве макроэкономических агрегированных субъектов выделяют также домашние хозяйства и государство.

    Системный анализ предполагает целостный, комплексный подход к рассмотрению явления, учитывающий проявление его различных свойств.

    Общим мировоззренческим методом, которым наряду с другими науками пользуется и экономическая теория, является метод материалистической диалектики. Суть его заключается в том, что все экономические явления рассматриваются во взаимосвязи и движении (возникновении, развитии и исчезновении). Развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Движущей силой развития является единство и борьба противоположностей, внутренние противоречивые явления.

    Особое место в ряду методов познания экономических явлений занимают методы позитивного и нормативного анализа. Используя метод позитивного анализа, исследователь-экономист исходит из факта наличия в хозяйственной деятельности причинно-следственных взаимосвязей. Вследствие этого любое теоретическое положение непрерывно подвергается перепроверке с помощью фактов реальной экономической жизни. Данный метод имеет пояснительный, описательный характер. Его использование позволяет поставить своеобразный экономический диагноз происходящего в хозяйственной деятельности, ответить на вопрос «что мы имеем в экономике на самом деле?»

    При использовании метода нормативного анализа экономические явления не объясняются, а показываются такими, какими они должны быть с учетом рекомендаций экономической науки. В итоге выводятся оценки - плохо или хорошо, справедливо или несправедливо, допустимо или недопустимо то, что мы имеем в реальной экономической жизни.

    Учение о способах научного познания конкретных явлений действительности называется методологией.

    Исследуя экономические явления и процессы, механизм хозяйствования, экономическая теория выполняет ряд функций, основными из которых являются следующие.

      научно-познавательная (теоретическая), которая проявляется в описании фактов, изучении и объяснении сложных явлений экономической жизни, раскрытии законов, управляющих общественным производством;

      методологическая, заключающаяся в том, что экономическая теория служит фундаментом для конкретных прикладных экономических наук, дает теоретическое обоснование необходимости и методику осуществления того или иного экономического мероприятия;

      практическая (прагматическая), состоящая в том, что экономическая теория не только объясняет экономические явления, но и раскрывает пути и варианты их совершенствования, уточняет экономическую политику государства;

      прогностическая, предполагающая разработку научных прогнозов и выявление перспектив общественного развития;

      критическая, которая выражается в выработке критического подхода к рассматриваемым явлениям, выделении их преимуществ и недостатков, а также в определении целесообразности использования полученных результатов.

    Методы познания нужны экономической теории для того, чтобы понять экономические категории, раскрыть экономические законы. Экономические категории - это теоретические, научные понятия, которые отражают наиболее существенные свойства экономических явлений и соотношения между ними. Примерами таких категорий являются товар, деньги, меновая стоимость, цена и т.п.

    В свою очередь, экономические законы представляют собой существенные, устойчивые, повторяющиеся, причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Экономические законы, как и законы природы, объективны, то есть они не зависят от сознания того, знаем мы об их существовании или нет. Так, законы рынка - закон спроса, закон предложения, закон конкуренции - существуют независимо от того, известно о них участникам рыночных отношений или не известно.

    В то же время экономическим законам присущи и свои особенности, своя специфика. Можно выделить две такие особенности:

    1. Субъективная форма проявления, которая состоит в том, что действие этих законов осуществляется через поступки людей, их деятельность. На основе сочетания объективности и субъективности в поступках людей могут возникнуть два уклона: фатализм и волюнтаризм. Первый ведет к слепому, безоговорочному следованию экономическим законам, второй - к пренебрежению их объективностью и волевому решению проблем без учета законов экономического развития.

    2. Динамичность, проявляющаяся в том, что экономические законы более подвержены развитию и изменению, чем законы природы, следовательно, они историчны. Это свойство экономических законов объясняется тем, что вслед за отходом на второй план тех или иных экономических явлений и процессов такая же судьба ожидает и любой экономический закон, выражающий связь и взаимосвязь между ними.

    Различают всеобщие, общие и специфические экономические законы. Всеобщие экономические законы выступают как постоянные спутники экономики на любом этапе ее развития, хотя в историческом аспекте механизм их действия может несколько изменяться. К этой группе экономических законов относятся: всеобщий закон возвышения потребностей, всеобщий закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил, всеобщий закон повышения производительности общественного труда и др. Общие экономические законы действуют на нескольких стадиях общественного развития или в условиях нескольких способов производства. К ним относятся, например, законы товарного производства, рыночной экономики (закон спроса, закон предложения, закон денежного обращения). Специфические экономические законы действуют не столь продолжительное время.

    Считается, что они действуют в рамках только одной стадии общественного развития или только одного способа производства. Например, закон первоначального накопления капитала.

    Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов, или закономерности экономического развития общества.

    КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

    Экономика - это деятельность людей, направленная на постоянное создание предметов и услуг, служащих удовлетворению их нужд и потребностей.

    Меркантилизм - течение экономической мысли, основу которого составляла идея о том, что богатство страны измеряется владением ценностями, обычно в виде золота, а государство должно больше экспортировать, а не импортировать.

    Политика протекционизма - комплекс государственных мер, направленных на увеличение экспорта промышленных товаров, обложение импортных товаров высокими пошлинами и покровительство национальной экономике.

    Политическая экономия - экономическая наука, призванная решать проблемы: а) государственного хозяйства (меркантилистская версия); б) свободного частного предпринимательства (версия классической политической экономии).

    Физиократия - концепция экономической теории, главной идеей которой считалось, что сельскохозяйственное производство служит основной хозяйственной сферой для всего населения, способствует расцвету торговли, приводит в движение промышленность, обеспечивает процветание науки.

    Английская классическая политическая экономия - направление экономической мысли, которое базировалось на идее о том, что экономика способна к саморегулированию, а производство существует для того, чтобы увеличивать потребление.

    Марксизм - научная система взглядов, в которой особое внимание уделялось производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг, а также общественной стороне производства (производственным отношениям и законам их развития).

    Маржинализм - учение, в основе которого лежит теория предельной полезности, стремящаяся объяснить закономерности поведения потребителей на рынке.

    Социально-институциональное направление - течение экономической мысли, которое в качестве движущей силы экономики, кроме материальных факторов, выдвигает моральные, духовные, правовые и другие факторы (институты), рассматриваемые в историческом плане.

    Кейнсианство - экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования развития экономики.

    Либерализм - теория, отвергающая необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь общества и проповедующая свободу личной инициативы экономических субъектов. Исходной основой либерализма выступают три постулата: частная собственность, свободное предпринимательство и свободная конкуренция.

    Монетаризм - экономическое учение, утверждающее определяющую роль денежной массы, находящейся в обращении, в стабилизации и развитии рыночной экономики.

    Экономическая теория - это наука, предметом изучения которой является система экономических отношений между людьми, направленных на альтернативное использование ограниченных ресурсов с целью удовлетворения все возрастающих потребностей на различных уровнях экономики.

    Экономические законы - это существенные, устойчивые, повторяющиеся, причинно-следственные связи между экономическими явлениями.

    Общая экономическая теория - раздел экономической теории, изучающий сущность экономических процессов в обществе в целом с помощью системы экономических категорий, законов, принципов и методов хозяйствования.

    Микроэкономика - раздел экономической теории, изучающий отдельные экономические единицы, какой-либо экономический объект или явление, протекающее в рамках этого объекта.

    Макроэкономика - раздел экономической теории, изучающий экономику страны в целом или ее крупнейшие составляющие.

    Мировая экономика - раздел экономической теории, в котором изучаются экономические процессы, протекающие на уровне мирового хозяйства.

    ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОКОНТРОЛЯ

    Почему экономика является важнейшей сферой жизнедеятельности общества?

    2. Каковы основные этапы развития экономической мысли?

    В чем суть основных экономических учений до XX

    Какие направления экономической науки характеризуют экономическую мысль XX-XXI вв.?

    Что составляет предмет экономической теории

    Каковы функции и методы экономической теории и в чем их суть?

    Каковы структурные составляющие экономической теории?

    безработица инфляция монетарный глобализация