Майские указы президента о повышении зарплат медикам задрейфовали. Повышение зарплаты бюджетникам, инфляция и мрот

Работников государственных сфер в России вновь ждут новости касаемо улучшения качества их жизни, а именно: повышение зарплаты бюджетникам в 2016 году. В июле 2013 года в президиуме Совета по модернизациям состоялось первое заседание, основная тема которого сводилась к следующей мысли: правительство РФ должно выполнять и соблюдать социальные нормы и стандарты, касающиеся также и повышения уровня зарплаты лиц, трудящихся в бюджетных сферах.

В целом, повышение зарплат бюджетникам проводится в рамках реализации указа президента от 7 мая 2012г. N597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и в соответствии с распоряжением правительства РФ от 11 сентября 2012г. N1667-р.

Более детальное рассмотрение вопроса

Сопутствовать повышению зарплаты бюджетникам должна эффективность труда , - на этом особенно подчеркнул внимание Владимир Путин. По его словам, после тщательного анализа были составлены индивидуальные отраслевые планы по всем регионам.

Финансовые вливания в бюджетные сферы, суммированные за 3 года (по 2015 г. включительно), насчитывают почти 100 миллиардов рублей. Источником средств послужил центральный федеральный бюджет. Стоит также отметить, что изысканию средств помог не только бюджет федерального центра, но и реорганизация рабочих мест, а также оптимизация рабочих процессов в бюджетных организациях.

Данные правительства Российской Федерации показали, что заработная плата учителей в 50-ти регионах России уже достигла, а в некоторых случаях и превысила средний региональный максимум. Остальные регионы в этом отношении пока отстают. Однако, несмотря на имеющиеся сложности, задачи по качественному улучшению сложившейся ситуации правительством РФ должны быть выполнены.

Согласно действующему указу Владимира Путина под № 697 от 07. 05. 2012 г. - «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», а также в рамках распоряжения правительства РФ № 1667-р от 11. 09. 2012 г., происходит эффективная реорганизация учреждений, а также увеличение бюджета данных сфер в целях повышения зарплат работников.

Право на проиндексированные зарплаты работников бюджета имеют и регионы, - отмечает Л. Ельцова. Каждый регион может принимать подобные решения самостоятельно, ориентируясь и действуя по экономическому показателю своей местности.

Чего ожидать работникам культурной сферы?

На заседании совета по вопросам культуры , состоявшемся 25. 09. 2012 г., где присутствовал Владимир Путин, помимо основных вопросов, активно обсуждались вопросы возможности повышения зарплаты бюджетникам в 2016 году.

Президент Путин отметил, что заработные платы работников культуры будут увеличены с помощью вливания финансов в бюджет: 4-х миллиардов рублей. Такой шаг позволит достигнуть существенного улучшения и сдвига ситуации в области с «мертвой» точки, т. к. за последние несколько лет данное финансирование будет первым.

Глава государства считает, что сфера культуры отстает от остальных бюджетных областей более чем в 2 раза в среднем по России. Несправедливо, - отметил президент, - что работники культуры имеют зарплату лишь 12800 рублей, а она уже давно должна быть в 2 раза больше. Кроме того, Владимир Путин отметил, что заметным будущий рост заработных плат будет только в том случае, если руководители учреждений культуры осуществят своевременные грамотные действия относительно оптимизации и реорганизации своих подразделений. Президент рекомендовал осторожность в проведении реформ. Главное, - заметил он, - чтобы не действовали «с кондачка».

В 2013 году правительством РФ было запланировано увеличить заработную плату в целом по всей отрасли. Шестипроцентная индексация, по сути, соответствует инфляции. Президент отметил, что повышение зарплаты бюджетникам в 2016 году должно состояться, т. к. бюджет на эти цели будет увеличен на 33 %.

Этапы реформы

Реформа разделится на 2 этапа: с 2012 по 2014 год, а также с 2015 по 2018 год. В целом, не менее 6-ти лет. Такая неторопливость вполне обоснована, ведь масштаб данной реформы огромен, и коснется практически 5-й части всех работников:

Для справки: Пятая часть бюджетников в России – это 14, 4 миллиона человек;

  • В образовании работает – 5, 23 миллиона;
  • В здравоохранении – 2,5 миллиона;
  • Социальная сфера – 1, 43.

Повышение зарплат военным и лицам, работающим в правоохранительных органах, состоялось в 2012 году, но прошло оно намного оперативнее (за 4 месяца), что было связано с проведением выборов. Кроме того, от данных сфер не требовали реорганизаций и дополнительных контрактов.

Возвращаясь к бюджетным сферам деятельности, стоит отметить, что повышение зарплат будет разниться. Зарплата врачей и преподавательского состава высших учебных заведений должна быть вдвое выше средней региональной зарплаты. Зарплаты работников культуры, учителей в школах, а также младшего мед. персонала и работников социальной сферы станут средними по местности.

Увеличению зарплаты должно сопутствовать повышение качества труда и его производительности, а также введение «кристальной» оплаты труда высшего руководящего звена, утверждение окладов и зарплатных ставок по профессиональной квалификации.

Сформулированный термин - «шестилетка» довольно расплывчат и напоминает известную позднесоветскую «пятилетку повышения качества труда и его эффективности». Содержание, по сути, такое же, только количество лет больше на 1 год, и реформа захватит лишь деятельность бюджетников.

В планах министерства труда стоит ввод механизмов, которые будут стимулировать работников бюджетных учреждений к повышению качества труда и оказания услуг в целом. В частности, планируется создание контрактов, подразумевающих трудовые взаимоотношения, основу которых составят целевые показатели эффективности труда. Кроме того, при оплате труда будет учитываться эффективность работы самих сотрудников, сложность их работы, трудозатраты и их качество, и все это будет задействовано с учетом системы нормированного труда.

Обязанности по каждой должности будут зафиксированы в трудовом договоре, там же будут прописаны различные показатели, такие как оценка труда работника, льготы, оклад и надбавки.

Противоречия в программе

Источники финансирования для повышения зарплаты бюджетникам в 2016 хоть и определены, но без конкретики. Основываясь на вышеизложенной информации можно понять, что средства появятся вследствие реорганизации учреждений с низким показателем эффективности . Перед ними поставят задачу: соответствие современным тенденциям. Благодаря их преобразованиям появится одна часть средств, вторая будет поступать из общего бюджета. Еще один источник денежных средств – внебюджетные поступления, т. е. деньги, полученные за оказание платных услуг.

Профсоюзами по отраслям были высказаны недовольства: «Где расчеты о том, какие учреждения являются устаревшими? Которые из них будут реорганизованы, а также, какой объем денежных средств освободится для увеличения зарплат? Кроме того, отсутствует и анализ спроса платных услуг – все это существует только гипотетически, и данную программу можно назвать таковой с большим трудом», - утверждает Е. Косаковская, Зам. Руководства департамента трудовых и социальных отношений, федеративный независимый профсоюз.

Не совсем понятно, по словам Косаковской, каким именно образом бюджетники смогут реализовывать услуги за деньги . Имеется ли в виду стандартный рабочий день с 8-00 до 17-00, или с 9-00 до 18-00 ч, или же вне этого времени? Получается, что врач или преподаватель, возможно, не откажется от сверхурочной работы, однако это уже считается сверхнагрузкой. По сути – это банальная эксплуатация, а к повышению заработной платы отношения не имеет. Помимо прочего, программа допускает включение в зарплату льгот и социальных выплат.

Профсоюзы полагают, что данное переустройство пользу не принесет, и будет подобно предшествующей ему реформе Минздрава и социального развития, проведенной в 2008 году. Ныне отработанная программа была обусловлена переходом бюджетников (медицинских работников и учителей) с сетки тарифов на оплату труда по отраслям. Заработная плата стала выше, но вместе с тем изменилось и соотношение средних зарплатных показателей бюджетных работников и средней зарплаты по экономическим показателям.

Итог

Будет ли повышение зарплаты бюджетникам в 2016 году? Четкого ответа нет, но можно надеяться, что обещания будут выполнены, а по данной программе найдутся оптимально-эффективные решения, ведь те же бюджетники, а именно, учителя, еще помнят последнее обещание, когда в октябре 2014 года было запланировано повышение оклада на 5%, но средств на это, как видно, до сих пор нет.

В России здравоохранение, по мнению многих, находится в плачевном состоянии: бесплатная медицина пребывает в состоянии, близком, если пользоваться медицинскими терминами, к коматозному. Платная в основном представлена стоматологией и диагностикой. Сегмент частной медицины не может появиться сразу. Первоначального капитала, достаточного для строительства зданий, пригодных для современных комфортабельных клиник и покупки соответствующего оборудования в большинстве случаев, нет.

А приспособить любое здание для медицинских целей не всегда представляется возможным. По данным статистики, однозначное предпочтение платным медицинским услугам отдают только 8% больных, а 60% заболевших обращаются для начала в обычные поликлиники. В последних сталкиваются с такой ситуацией: чтобы получить бесплатную медицинскую услугу, необходимо сделать некоторое количество платных анализов.

Жалобы пациентов на некачественное обслуживание в учреждениях бесплатной медицины во многих случаях имеют под собой основание. Но что можно требовать от врача, детского хирурга в поликлинике Карелии, который получил на руки за вычетом налогов 9553,47 рубля, отработав 145 часов или врача-терапевта из Крыма с зарплатой после вычета налогов 10418,35 рубля за 156 отработанных часов?

«Дорожная карта»

В декабре 2012 года распоряжением Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти регионов рекомендовано разработать план мероприятий изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения – «Дорожную карту». Меры, предусматриваемые «Дорожной картой», направлены на выработку механизма уровня оплаты медработников от количества и качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг. Правительство считает, что достойная оплата труда сотрудников медучреждений является эффективным инструментом управления персоналом в целях для повышения качества оказываемых населению услуг.

«Дорожная карта» – палка о двух концах. Положения, изложенные в этом документе, направлены на улучшение финансового положения медперсонала. С другой стороны – прибавка зарплаты должна увеличить эффективность системы здравоохранения в целом. «Дорожной картой» предполагается изменение порядка оказания медицинской помощи и разработка новых профессиональных стандартов.

К 2019 году планируется изменения в оплате врачей до 200%, среднего и младшего медперсонала – до 100% относительно состояния зарплат в 2012 году. Кроме пункта о финансировании объектов здравоохранения, включая и фонд зарплаты, «Дорожная карта» имеет пункты, планирующие регуляцию смертности, заболеваемости туберкулезом и другие показатели качества системы здравоохранения.

Двойная бухгалтерия

  • доходы среднего медицинского персонала – 28 000 рублей в месяц;
  • младшего – 19 000 рублей.

Эти данные учитывают совокупный доход, и получается, что номинально требования «Дорожной карты» выполняются. Но в реальности, зачастую врачи и медсестры работают на нескольких ставках – только таким образом они могут получить достаточное количество средств для жизни.

Для тех, кого интересует действительный уровень зарплат, на проекте «Реальная зарплата медработника» можно не только посмотреть, сколько получает в месяц, например, врач-офтальмолог из Пензы или санитар-водитель из Якутии, но и оставить данные о собственной зарплате. Проект создан для демонстрации истинной картины, складывающейся в рамках исполнения «Дорожной карты» и борьбы с недостоверными отчетами руководителей больниц.

Скованные одной цепью

Врачи и пациенты находятся в одной лодке. Для покрытия возрастающих расходов на заработную плату медицинская бухгалтерия вынуждена списывать одну и ту же оплату медицинской услуги из фондов ОМС дважды. Официальные данные Росстата очень сильно отличаются от данных реальных опросов медиков. Нигде в стране не наблюдается реального роста заработной платы в соответствии с данными, описанными в плане мероприятий, составленном после «майских указов».

Кроме использования для отчетности совокупных данных, прирост зарплаты медиков получатся за счет снижения количества койко-мест в стационарах и сокращения штатов больниц и поликлиник. Эти мероприятия чаще всего производятся стихийно, без подготовки, к примеру, без усиления амбулаторной системы лечения пациентов. Это незамедлительно сказывается ростом числа врачебных ошибок, обусловленных возникшей дополнительной нагрузкой на врачей и медсестер.

В поликлиниках увеличиваются очереди, некоторые больные вынуждены обращаться к платным медицинским услугам, чтобы не терять время в очередях. Но, к сожалению, не все имеют возможность лечиться за деньги: больные отказываются от лечения или пытаются спасаться «народными средствами». Вместо снижения смертности, закономерного, по замыслу чиновников, результата действия плана по реформированию системы здравоохранения, статистика отмечает, что за первую половину 2019 года умерло на 27 тысяч человек больше, чем за то же время в 2018 году.

Сокращения штатов и прочие мероприятия по оптимизации расходов – мера, к которой вынуждены прибегать главврачи больниц и поликлиник: больше источников для соответствия планам «Дорожной карты» у них нет. А без отчетов о выполнении «Дорожной карты» область не получит трансфер федерального бюджета.

Прогнозы

Зарплата медработников в 2019 году по последним новостям должна быть повышена на:

  • 159,6% – относительно уровня 2012 года для врачей;
  • 86,3% – для среднего медицинского персонала;
  • 70,5% – для младшего медицинского персонала.

Произойдет ли это в действительности, пока сказать невозможно. В октябре на заседании Кабинета министров планируется обсуждение программы, согласно которой обговорят перенос основной части расходов по увеличению зарплатного фонда бюджетников на 2019-2020 годы. Хотя на сильное увеличение рассчитывать не приходится: Правительство подтвердило свои планы повышения зарплат работникам бюджетной сферы, но оговорило эту вероятность финансовыми возможностями государства.

Нестабильная экономическая ситуация в стране не способствует запланированному увеличению зарплаты на 8%. Скорее всего, состоится не прямое повышение зарплат согласно «Дорожной карте», а индексация с учетом инфляции. Так что, ожидать повышения более чем на 2,7% без учета индексации, по сравнению с прошлым годом, не стоит.

Еще один тонкий момент в вопросе повышения финансирования зарплатного фонда в бюджетных организациях – проведение индексации планируется не с начала 2019 года, а только со второй его половины – с 1 октября. Это еще более сильно ударит по кошелькам работников: изначально повышение планировалось на январь 2019 года, затем, как полагают, в связи с событиями по присоединению Крыма, было перенесено на октябрь 2019. Теперь заветная для многих дата смещается еще на год.

Ситуация в некоторых регионах настолько сложна, что врачам впору объявлять забастовку. Так, медики Забайкалья пытаются получить у министра труда Края информацию даже не о соответствии заработной платы «Дорожной карте», а получат ли они в сентябре деньги, заработанные в еще в августе. Перебои с выплатой заработной платы бюджетникам в регионе тянутся с ноября 2019 года.

Официально в бюджете страны предусмотрены резервы для ежегодных дотаций на индексацию зарплат бюджетников и госслужащих в размере 100 миллиардов рублей. Предложенная министром труда новая система оплаты труда предполагает напрямую зависимость от квалификации и работоспособности сотрудников.


48 комментария

    На основании «в бюджете нет денег» у нас уволили всех уборщиц. Заменили фирмой (неужели так бюджетнее) — однако у них самих текучесть. Сами уволились 2 педиатра, и думаю это еще не конец. В следующем году нам обещают, что разрешат работать только на одну ставку. А работы меньше не станет!

  1. Проживаю в ЯНАО гор Ноябрьск зар плата на ставку в 2015 году со всеми накрутками и 30 процентным медецинским стажем 13 тысяч рублей А с января 2016 года в 2 раза повысили объём работы

    Везде работает черная бухгалтерия для проверки одни цифры в действительности совсем другие а департамент здравоохранения г Кемерово делает вид что ничего не знает, все они одним миром мазаны. Моя зарплата в офтальмологической больнице на 1.75 ставки 21000 рублей при высшей категории, здесь и стимулирующая и КТУ, все включено, а переработку в двойном размере гл. вр. Янец оплачивать не желает выкручиваются как ужи, заставляя нас заявления писать то на о.5, то на 0.75, хотя в договоре четко оговорено переработка в двойном размере должна оплачиваться!!!

    я получила 18т за декабрь, за другие месяцы и того меньше. все врут начиная главврача и заканчивая МАКСом и ФОМСОм потому что разворовывают бюджет. врач высшей категории стаж 28лет. Марина 1горбольницаГБУ города Махачкалы

    Согласно статистическим данным:

    средняя зарплата медработника в нашей стране на сегодняшний день составляет около 45 000 рублей;
    доходы среднего медицинского персонала – 28 000 рублей в месяц;
    младшего – 19 000 рублей.
    ага при ставке 5599.не выходит как то 28 000 в Твери мед сестра.не надо мерятся на Москву

  2. Челябинская обл.участковая медсестра высшей категории,имею зарплату 14000 руб.,участковый врач 22000,а у санитарок потолок 6000.Зато у начальника по официальным данным ежегодный доход 2.000.000 ,официальный оклад начмеда,подчеркиваю всего лишь оклад 60 000,когда как у врача оклад 6300.

    Московская область. уч. м/с стаж 3 года. за 1,5 года выплаты по зарплате снизились: от 19 000, потом 17 000, за янв 16года — 15000. за февраль — 12 200!!! в квитке зарплатном — 17000?!! оплата квартиры, детсада, кружков ребёнку в месяц — 14 500. кормят и одевают и лечат — престарелые родители…..

    Показатель средней заработной платы не является объективным. Те кто знаком со статистикой знают об этом. Рассчитывать надо модовое значение заработной платы, т.к. оно рассчитывает на основе наиболее часто встречающихся зарплат. Чиновники пользуются неграмотностью населения и втирают всем жителям РФ необъективный показатель средней заработной платы. Показатель средней заработной платы организации, состоящей из 5 человек, если четверо получают 100 тыс., а один 600 тыс., составит 200 тыс. Как видно, у работников оклад в два раза меньше средней заработной платы. Этим и польззуются чиновники в своих махинациях, подгоняя зарплаты всеми мыслимыми и немыслимыми путями под средний показатель, при этом себя не обделяя. Настоятельно рекомендую вам, граждане, знать хотябы элементарные методы математической статистики, чтобы господа чиновники не втюхивали вам с экранов телевизоров с серьёзным видом их жирных морд необъективный средний показатель заработной платы. Помните о том, что зарплату в организации объективно рассчитать можно только по модовому значению. Тогда только можно будет увидеть, насколько наиболее часто встречающаяся зарплата отличается от средней и требовать справедливости (или понять насколько вас обманывают).

    Я работаю в госпитале город железнодорожный Московская область оклад медицинской сестры высшей категории составляет 9.380 руб,с ночными,премией,за выслугу лет,а мой стаж 33 года на одном месте,на руки я получаю в месяц 18тыс.рублей.За ЖКХ 6.000,а на остальные 12.тыс приходиться только выживать со слезами.А медицина диагностическая вся платная!Чтобы прилично обследоваться приходится обращаться в платную клинику.Поход к врачу флебологу обошёлся мне 5.тыс,как на остальные крохи выжить? Жаль,что таких окладов нет у наших чиновников и у депутатов,А о министре здравоохранения вообще можно забыть!У меня такое предложение:установить достойные оклады медсестрам 30.тыс.руб и убрать все премии в виде дорожной карты и приказа 10/10,которая по квартально не выплачивается,а выплачивается,как правило в конце года.Так легче для командования украсть и распределять по своему усмотрению,эта лишняя лазейка для воровства администрации.Мы никогда не знаем какая сумма перечесляется для сотрудников.Всё покрыто мраком!А когда всё будет расчитано и включено в должностной оклад-не будет воровства.

    с 2016г чувствуется система оплаты стала другой.Получаю за месяц 38000 со всеми стимул и надбавками. В поликлинике сделали нормативы за месяц на обращение, неотложку, профосмотр. Если из них один пункт не выполнен, то урезают стимулирующую надбавку и итого невыполнение плана. каждый раз надо подгонять в электронном виде. У нас в якутии интернет плохо работает, постоянно зависает, приходится делать внеурочно. постоянно приходят с террит фонда недифференцированные. где неправильно заполнено ФИО или дата,номер полиса итд и все это снимается,итого от 600обращений минус 100человек. печальная работа

    Оказывается медицина везде кошмар!Ау Вы на верху! Министры о чем вы думаете? Из-за такого положения мед. работников народ перестал нас уважать.Они смотрят на медиков как на рабов.Могут нас оскорблять приходить на прием без записи за 5 минут конца рабочего времени и попробуй не принять хотя пришли за справкой…Медик тоже ведь -человек.У него обеденный перерыв.Этому медику надо поесть и идти на вызова

    Доброго всем времени суток. Работаю в роддоме акушеркой. Хочу сказать про оплату консультаций нашим врачам. Пациентка платит за консультацию в кассу 2000 рублей.Это осмотр, сбор анамнеза и назначение лечения. В конце месяца руководство присылает общую сумму на всех. Делим на количество консультаций за месяц и умножаем для каждого индивидуально. В 2015 году получалось по 46 рублей каждому акушеру. Траты за время осмотра: перчатки, масло грамм 10, свет, лист бумаги,мыло 5 мл и вода из крана. Ну сколько это? Рублей 200? А где оставшиеся 1754? Про дорожную карту так и не понятно. Платят, не платят. Ощущение, что перед проверками кидают кусок, чтобы рты закрыли. В 2014 заплатили один раз, в 2015 — 2, в 2016 — ещё ждем, обещали в мае. Сейчас август. А г-же Скворцовой отдельное спасибо за десятки закрытых роддомов в Москве. Рожать будут на дому. Повысится смертность. А мы опять будем виноваты. Ещё очень интересно, сейчас ребенком считается рождённый от 500 гр. И наша Вероничка с гордостью сообщает Президенту, что рождаемость повысилась. Радость-то какая! А кто-нибудь считает на сколько в России повысилось количество детей-инвалидов? Которые рождаются на сроках 25-28 недель.

    Кругом обман!Я работаю в Санкт-Петербурге в нос.организации.Я фельдшер-лаборант!Посмейтесь над моим окладом:5520.Столько платит мне Москва!Остальное~до 20тыс вместе с вредностью приходится зарабатывать потом и кровью,работая на троих!Где эти 40тыс про которые все пишут????

    Я работаю в Кирове стоматологической медсестрой.Работаю одна с тремя врачами.Санитарок нам не дают,мы должны и инструменты мыть за 260 р в месяц,зарплата с каждым месяцем все меньше и меньше.Куда смотрит наше правительство,сколько можно воевать и людей своих не во что не ставить.Терпеливые мы русские люди!

Работникам бюджетной сферы повысят заработную плату в 2017 году, следует из заявления министра труда и социальной защиты Максима Топилина на ВЭФ-2016 .

Бюджетникам не стоит ждать значительного повышения зарплат, несмотря на кризисные явления и очень трудную жизнь. Так говорили высокие чиновники всего год назад, кивая на скудный федеральный бюджет, но убедительно проговаривая тезисы о том, что государство выполнит все свои социальные обязательства перед гражданами, несмотря на трудное экономическое положение в стране. В этом году Министерство экономического развития предложило на несколько лет ограничить рост зарплат в стране (в 2016-2017 годах с последующей компенсацией в 2018-2019 годах - прим. ред. ,), предложив этот рецепт выхода из рецессии. Подробности проекта макроэкономического прогноза ведомства Алексея Улюкаева сообщил «Коммерсантъ».

При этом СМИ писали, что власти могут сделать бюджетникам «подарок» в 2018 году, на который намечены президентские выборы. В Министерстве труде и социальной защиты анонсировали более раннее сроки повышения. Зарплатную тему традиционно объединили выборы.

По словам министра, повышение заработной платы работникам бюджетных организаций в 2017 году связано с «майскими указами» президента России в 2012 году, а в настоящее время определяются денежные объемы. « Совершенно точно повышение будет, указы надо выполнять. Повышение зарплат бюджетникам будет в следующем году, в этом году идет просто повышение зарплат, в соответствии с указом, указанным категориям» , - объяснил глава Минтруда, выступая на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), который прошел во Владивостоке 2-3 сентября (цитата по «РИА-Новости» - прим. ред. ).

Владимир Путин подписал «майские указы», состоящие из серии 11 распоряжений, сразу после вступления на пост главы государства 7 мая 2012 года. В основу документов была положена предвыборная программа президента. Повышение зарплат бюджетникам (врачам, учителям, ученым, вузовским преподавателям, работникам дошкольных учреждений, профтехучилищ и социальной сферы - прим. ред.) - наиболее затратная часть указов.

В частности, было прописано, что к 2018 году зарплаты по отдельным категориям бюджетников должны составить: в случае врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников - до двух средних зарплат по региону; в случае работников культуры и преподавателей техникумов - до средней зарплаты по региону.

Целевые сроки и размеры повышения зафиксированы в указе «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», а позже конкретизированы в правительственной «Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы».

Весной этого года СМИ писали, что правительство не торопится выполнять президентские указы. Среди основных причин чиновники называли ухудшение экономической ситуации. Сохраняется риск не достичь к 2018 году и увеличения реальной заработной платы в 1,4 -1,5 раза по сравнению с 2011 года, что предусмотрено указом о социальной политике, указывало издание. С 2011 по 2015 год она увеличилась всего в 1,04 раза, прогноз Минэкономразвития на 2016 год - 1,01 раза. При этом источники «Ведомостей» в правительстве тогда сообщили , что учителям цитата « более или менее удалось довести зарплату до средней по региону ».

Напомним, что в прошлом году зарплаты повысили депутатам Госдумы, а ранее чиновникам из администрации президента и правительства. Выросли и расходы на содержание депутатского аппарата. Так, в 2016 году расходы на содержание Госдумы увеличились почти на 3 млрд. рублей из-за повышения зарплат депутатов и компенсаций за перенос выборов.

В частности, расходы на зарплаты увеличились на 500 млн. - до 3,95 млрд. рублей, так как депутатам Государственной Думы шестого созыва потребовалась компенсация по зарплате в связи с досрочным прекращением их полномочий в сентябре 2016 года из-за переноса выборов. При этом в конце 2014 года на зарплаты заложили 1,98 млрд. рублей.

Ежемесячное содержание каждого неизбранного депутата обходится федеральному бюджету больше 1,5 млн. руб., а если бы не смог переизбраться никто из тогда действующих парламентариев, то общие расходы бюджета на компенсации превысили бы 710 млн. руб.

При этом увеличение расходов на сотрудников нижней палаты парламента связывали с желанием уравнять зарплаты с сотрудниками других ведомств.

« Согласно документу, основной рост расходов на содержание нижней палаты парламента планируется по статье „Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами“, то есть зарплаты чиновникам аппарата Госдумы »,- отмечала газета «Известие», ссылаясь на проект федерального бюджета, которое подготовило Министерство финансов РФ. В документе содержание работников Государственной думы с 2016 года подорожало на 40%.

«Это справедливо» , - прокомментировал тогда проект Мифина депутат Госдумы, главный юрист фракции КПРФ Вадим Соловьев. «Когда шло значительное повышение зарплат во всех федеральных органах власти, зарплаты аппарата Госдумы оставались на прежнем уровне, даже наоборот, уменьшались. При этом именно в аппарате Госдумы идет основная законопроектная работа. Так что пришла пора компенсировать эт о».

А когда придет пора достойно компенсировать зарплату обычным россиянам, которую ранее «более или менее удалось довести до средней по региону»?

По словам главы Минтруда, реальная зарплата работников бюджетной сферы сократилась на 13%. С 1 октября 2015 года планируется проиндексировать зарплаты работникам бюджетной сферы и госслужащим на величину инфляции (по прогнозам Министерств финансов и экономического развития инфляция в 2015 году составит порядка 12%). То же самое планируется и на 2016 год. Эти меры позволят сэкономить бюджету около 100 млрд. рублей. В 2016 году планируется повышение зарплаты не с 1 января, а с 1 октября.

К 2018 году планируется довести до уровня средней заработной платы оклады мастеров производственного обучения колледжей, техникумов и ПТУ и работников культуры, преподавателей. Доходы вузовских преподавателей, врачей и научных сотрудников к 2016 году должны превысить среднюю зарплату в регионе в полтора раза, а к 2018 году, как минимум, вдвое. Социальные работники, а также младший и средний медперсонал к президентским выборам 2018 года смогут рассчитывать на среднюю зарплату по региону. Медики с высшим образованием будут получать вдвое больше средней по региону.

Правительства большинства субъектов РФ разработали нормативные акты, регламентирующие повышение зарплаты работникам культуры в 2012-2018 году.

Зарплаты будут расти не на пустом месте. Ожидаются реформы по увеличению эффективности и производительности труда работников. Также ожидается более строгий контроль за бюджетными тратами, а также руководителям придется отчитываться о своем имуществе и доходах.

С 1 декабря 2016 года правительство планирует начать переходить на систему "эффективного контракта": трудового контракта, в котором будут прописаны должностные обязанности работника, оплата его труда, льготы, стимулирующие выплаты в зависимости от результатов труда и качества оказываемых им услуг. В некоторых сферах это уже было введено раньше, но с конца этого года вся бюджетная сфера начнёт переходить на работу по "эффективному контракту".

Указ "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"

В целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановляю:

1. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить:

увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе; повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; увеличение к 2020 году числа высоко-квалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников; создание ежегодно в период с 2013 по 2015 год до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

б) подготовить и внести до 1 сентября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов;

д) в целях выработки единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров:

подготовить и до 1 августа 2016 г. внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о внесении в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся порядка аккредитации организаций, осуществляющих деятельность по повышению профессионального уровня рабочих кадров; создать в установленном порядке до 1 декабря 2015 г. базовый центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров;

е) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), - до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам; повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций;

ж) создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей организаций, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, установив соотношение средней заработной платы руководителей и работников этих организаций и предусмотрев представление руководителями этих организаций сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

з) в целях расширения участия работников в управлении организациями:

подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий; разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики;

и) представить к 1 марта 2013 г. предложения об использовании в отдельных отраслях бюджетного сектора экономики механизма нормативно-подушевого финансирования;

к) совместно с общественными организациями до 1 апреля 2013 г. обеспечить формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

л) предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

м) разработать до 1 октября 2012 г. проект Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы, предусмотрев в нем механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии, а также определив меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений и обеспечивающие доходность от их инвестирования;

н) в целях дальнейшего сохранения и развития российской культуры:

создать к 2015 году в малых городах не менее пяти центров культурного развития; включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг; обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра; обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г. бюджетных ассигнований федерального бюджета на выплату стипендий для деятелей культуры и искусства, творческой молодежи, а также на предоставление грантов для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства; обеспечить создание до 1 марта 2013 г. передвижного фонда ведущих российских музеев для экспонирования произведений искусства в музеях и галереях малых и средних городов, а также создать к 2018 году 27 виртуальных музеев;

увеличить к 2018 году в два раза количество выставочных проектов, осуществляемых в субъектах Российской Федерации; увеличить к 2015 году до 4 тыс. количество государственных стипендий для выдающихся деятелей культуры и искусства и молодых талантливых авторов; увеличить к 2018 году в целях выявления и поддержки юных талантов число детей, привлекаемых к участию в творческих мероприятиях, до 8 процентов от общего числа детей.

2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

а) обеспечить до 1 августа 2012 г. разработку нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию мер по поэтапному повышению заработной платы работников культуры;

б) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации, по работе музеев в вечернее и ночное время и обеспечить их реализацию;

в) разработать до 1 ноября 2012 г. комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а также индивидуальных программ реабилитации инвалидов, на создание условий для повышения уровня занятости инвалидов, в том числе на оборудованных (оснащенных) для них рабочих местах.

3. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2016 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

МРОТ

Минтрудом РФ подготовлен проект, предполагающий, что с 1 января 2016 года МРОТ повысят на 20,7 % до 7189 рублей(с 1 января 2015г - 5965 рублей). Правительством планируется,поэтапно до 2020 г, довести МРОТ до величины прожиточного уровня трудоспособного населения.

Динамика МРОТ в России в 2000-2016 год

Дата МРОТ % изменения
с 01.01.2016 г. 7189 20,7%(прогноз)
с 01.01.2015 г. 5965 6,6%
с 01.01.2014 г. 5554 р. 6,71%
с 01.01.2013 г. 5205 р. 12,88%
с 01.06.2011 г. 4611 6,49%
с 01.01.2009 г. 4330 88,26%
с 01.09.2007 г. 2300 109,09%
с 01.05.2006 г. 1100 37,50%
с 01.09.2005 г. 800 11,11%
с 01.01.2005 г. 720 20%
с 01.10.2003 г. 600 33,33%
с 01.05.2002 г. 450 50%
с 01.07.2001 г. 300 50%
с 01.01.2001 г. 200 51,23%
с 01.07.2000 г. 132 -

Динамика Инфляции в России 2000-2016 год

См. также:
Год Уровень инфляции

С января 2019 г. бюджетники будут получать на 6% больше. Увеличатся зарплаты педагогов, медиков, научных и социальных работников – всех, о ком шла речь в президентских майских указах. С 2012 г. зарплаты бюджетников регулярно повышались, но даже в 2019 г. они не достигнут плановых показателей в 100 и 200% от среднего дохода в регионах.

Бюджетниками привычно называют всех людей, чей труд оплачивается из государственного или муниципального бюджета. Однако законодательно все получатели государственного довольствия четко разделены на:

  • бюджетников;
  • государственных служащих;
  • сотрудников силовых структур.

Такое разграничение связано с различными принципами начисления заработной платы, стимулирующих выплат и предоставления льгот.

Поэтому, когда правительство обещает повышение зарплаты бюджетникам в 2019 году, речь идет, прежде всего, о категориях, которые подпадают под майские президентские указы, а именно о работниках определенных сфер:

  • образовательной;
  • медицинской;
  • социальной;
  • научной;
  • культурной.

Уровень доходов бюджетников всегда значительно отставал от средней зарплаты россиян. Для устранения этого дисбаланса и привлечения молодых специалистов в образовательную и медицинскую сферу президент России Путин В. В. в 2012 г. поручил довести доходы бюджетников до приемлемого уровня, а именно увеличить до уровня:

  • не ниже 100% дохода в регионе зарплаты педагогов, воспитателей детских садов, медицинского среднего и младшего персонала, социальных работников и сотрудников культурной сферы;
  • 200% региональных зарплат доходы педагогов высших учебных заведений, врачей и научных работников.

До указанного уровня заработные платы бюджетников должны были вырасти к 2018 г.

Таблица 1. Уровень зарплаты бюджетников по отношению к средней з/п, 2013-2017 гг.

Специальность 2013 2014 2015 2016 2017 2018
План, % 100 100 100 100 100 100
Факт, % 94,9 94,3 94,4 94,4 94,6
План, % 100 100 100 100 100 100
Факт, % 96,9 96,7 106,3 102,2 101,0
План, % 75 80 85 90 95 100
Факт, % 73,5 80,6 83,4 85,1 94,1
План, % 75 80 85 90 95 100
Факт, % 83,9 84,9 93,5 85,1 93,2
Средний медицинский персонал План, % 75,6 76,2 79,3 86,3 100 100
Факт, % 80,4 80,7 88 86,3 87,5
Младший медицинский персонал План, % 50,1 51 52,4 70,5 100 100
Факт, % 47,8 49,5 54,8 56,5 61,9
Социальные работники План, % 47,5 58 68,5 79 89,5 100
Факт, % 49,3 56,1 64,4 66,2 74,2
План, % 53 59 65 74 85 100
Факт, % 70,3 73,2 83,0 83,0 93,9
План, % 47,5 58 68,5 79 89,5 100
Факт, % 80,7 87,7 96,9 92,0 98,0
План, % 129,7 130,7 137 159,6 200 200
Факт, % 141 141,8 156 155,3 163,3
Педагоги вузов План, % 110 125 133 150 175 200
Факт, % 134,9 144,7 165,2 168,6 184,6
Научные сотрудники План, % 128 134 143 158 179 200
Факт, % 138,9 147,8 168,7 165,0 183,5

Источник: Росстат

Уже на начало 2018 г. было понятно, что зарплаты работников бюджетной сферы, несмотря на ежегодные прибавки к окладам, не достигли плановых показателей. Рост МРОТ и средней заработной платы россиян опережали запланированные показатели программы поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях в 2012–2018 гг.

Поэтому в мае 2018 г. президент страны четко обозначил, будет ли повышение зарплаты бюджетников. Программа совершенствования оплаты труда продолжает действовать, пока показатели не будут доведены до плановых цифр, то есть зарплаты в бюджетной сфере будут и дальше расти, в том числе и в 2019 г.

На сколько повысят зарплату бюджетникам

Рост заработных плат отдельных категорий работников бюджетной сферы, которые подпадают под майские указы, заложен в федеральный бюджет. В проекте указано, что номинальное увеличение составит в 2019 г. 6% от оплаты труда предыдущего года.

Запланирован и дальнейший рост оплаты труда бюджетников:

  • в 2020 г. – на 5,4%;
  • в 2021 г. – на 6,6%.

Однако зарплаты учителей и медиков привязаны к уровню региональных доходов. Поэтому доведение их доходов до должного уровня – это приоритетная цель для местных бюджетов. Именно регионы должны изыскивать возможности для дополнительного роста зарплат бюджетников.

Например, сахалинским бюджетникам чиновники уже пообещали прибавку в размере 20%, а работники в размере 5–15% к 1 сентября 2018 г.

Смотрите в видеоролике, как повысятся зарплаты в Красноярском крае:

Кроме этого, с начала года поднимется и минимальная оплата труда до 11 280 руб. Рост по отношению к предыдущему МРОТ составит всего лишь 1%. Так как прибавка к зарплате рассчитывается исходя из региональной «минималки», а она может значительно превышать МРОТ по стране, дополнительную доплату могут получить специалисты с низкими окладами.

Справка! В мае 2018 г. МРОТ был увеличен на 18%, что существенно отразилось на оплате труда более 1 млн бюджетников с низкой зарплатой.

Сроки повышения

Зарплата бюджетников станет больше с 1 января 2019 г. Распространяемые новости в сети о переносе сроков на октябрь не соответствуют действительности. Традиционно в октябре , следователям, военным, государственным служащим, которых привычно причисляют к бюджетникам. Но это положение не распространяется на медицинских работников, преподавателей, социальных и научных сотрудников. Их оклады вырастут с начала года.

Кроме этого, в течение года могут проводиться и дополнительные повышения, приуроченные к профессиональным праздникам, началу учебного года и пр. Но решение о таких надбавках принимается на муниципальном уровне, поэтому может коснуться не всех бюджетников.

Какая будет средняя зарплата бюджетников

Учитывая различный уровень средней зарплаты в регионах, сказать, на сколько поднимется заработная плата в бюджетной сфере, сложно.

На фактические цифры повлияют и прочие факторы, от которых зависит размер заработной платы: стаж, квалификация, тарифная ставка, специальность и пр. надбавки.

Если же говорить о средней зарплате по стране, то она составит у:

  • воспитателей – 34 700 руб.;
  • учителей – 44 760 руб.;
  • педагогов дополнительного образования –42 100 руб.;
  • преподавателей средних профессиональных заведений – 43 600 руб.;
  • педагогов, преподающих в вузах – 93 000 руб.;
  • врачей – 78 400 руб.;
  • медсестер – 39 000 руб.;
  • младшего медицинского персонала – 35 600 руб.;
  • социальных работников – 34 600 руб.;
  • сотрудников культурных учреждений – 40 500 руб.;
  • ученых – 102 000 руб.

Многие врачи, педагоги, сотрудники культурных учреждений переживают, что их доход останется на прежнем уровне, а прибавка к окладу только перекроет размеры бонусов, которых их лишат. Именно такое мнение часто распространяется в сети. Но цифры говорят об обратном, как и в случае с информацией о масштабных сокращениях бюджетников и передаче их обязанностей оставшимся трудиться коллегам.

Таблица 2. Динамика количества бюджетников в 2013–2018 гг.

Специальность 2013 2014 2015 2016 2017 2018 ( I полугодие)
Воспитатели и педагоги дошкольного образования 573 695 572 389 592 430 605 563 611 575 612 209
Учителя общеобразовательных школ 1 198 310 1 206 323 1 223 488 1 223 539 1 229 415 1 231 725
Педагоги дополнительного образования 257 533 250 372 255 257 252 970 242 470 229 345
Мастера и преподаватели профессионального образования 167 844 159 110 156 782 156 385 154 648 153 646
Педагоги вузов 268 068 251 558 238 471 222 946 208 531 200 516
Врачи и медики с высшим образованием 578 783 565 939 572 802 570 680 566 016 559 832
Средний медицинский персонал 1 442 157 1 401 660 1 401 460 1 383 466 1 353 193 1 324 004
Младший медицинский персонал 687 139 650 464 598 892 546 698 423 940 298 882
Социальные работники 175 499 165 980 152 752 143 544 127 243 121 411
Сотрудники организаций культуры 670 006 588 507 573 567 564 586 529 346 500 383
Научные сотрудники 107 663 81 219 81 724 80 211 77 437 70 741
Педагоги и медики, работающие с детьми-сиротами 54 434 61 348 52 600 48 068 36 138 37 565
Итого: 6 181 131 5 954 868 5 900 224 5 798 656 5 559 953 5 340 260