Самые узнаваемые типовые постройки 1970-х годов - дома серии 1-ЛГ-600 или попросту «корабли». В «брежневские» времена эти строения, похожие на палубные надстройки океанских лайнеров, казались комфортным и даже почти престижным жильем. Сегодня квартиры в них зачастую дешевле, нежели жилплощадь в «хрущевках». Что же так серьезно подмочило репутацию «корабля»?
Серия 1-ЛГ-600 разрабатывалась Ленинградским зональным институтом экспериментального проектирования (ЛЕНЗНИИЭП) для Автовского домостроительного комбината (ДСК-3). В номенклатуру серии 1-ЛГ-600 входили девяти-, двенадцати- и пятнадцатиэтажные дома с разным количеством секций (подъездов). В их числе - односекционные (точечные) дома, пяти-, семи- и девятиподъездные. Есть также варианты с улучшенными планировками, предназначенные для жилищно-строительных кооперативов, и пятиэтажные «кораблики» без лифтов для пригородов.
Но главное отличие «кораблей» от типовых домов двух предыдущих поколений - новый принцип проектирования - блок-секционный. То есть разница между «хрущевской» и «корабельной» застройками примерно такая же, как между трехстворчатым «ждановским» шкафом и югославской мебельной стенкой. Набор типовых проектов, словно стандартный мебельный гарнитур, позволял проектировщикам «обставлять» целые кварталы.
В основных районах «дислокации» питерских «кораблей», Красносельском и Кировском, есть практически все разновидности домов серии 1-ЛГ-600 , включая такие достижения «корабельной» архитектуры, как девяти- и двенадцатиэтажные панельные дома, соединенные кирпичными домами-вставками. Впервые за годы индустриального домостроения в соединениях жилых корпусов появились непрямые углы.
В объявлениях об обмене квартир в «кораблях» часто указывали: «новый дом чешской серии». Действительно, в домостроительной серии 1-ЛГ-600 - непривычной для нашего климатического пояса и жизненного уклада - угадывается множество заимствований из зарубежного опыта. В «кораблях» мало однокомнатных квартир, зато встречаются пятикомнатные - такие, где из проходной «кают-компании» (18 кв. м) можно попасть в одну из трех спаленок (6,2, 8,7 и 9,8 кв. м).
Кухни в «кораблях» - небольшие, всего 6,1–6,3 кв. м (в «кооперативной» модификации до 9 кв. м), однако проектировщики предполагали, что расположение окна (с подоконником на уровне груди) поможет жильцам более рационально распорядиться столь ограниченным пространством, поставив вдоль внешней стены обеденный стол или диван.
В некоторых «кораблях» встречаются миниатюрные спальни с верхним расположением окна: только такой оконный фронт позволяет втиснуть двуспальную кровать в помещение, немногим большее 6 кв. м. Отечественному потребителю новация пришлась не по вкусу: подобрать в условиях дефицита подходящую для такого случая мебель было непросто. К тому же окна с видом на небо иногда уместны в просторных апартаментах с неизолированными пространствами холлов и гостиных, но никак не в малогабаритных квартирах, расчлененных на миниатюрные комнатки.
Приобретая квартиру в «корабле», следует помнить о том, что это дом с хорошим запасом прочности, однако достигается она за счет жесткого несущего каркаса. Одна из издержек такой конструкции - плохая межквартирная звукоизоляция: громкий телефонный звонок не останется не услышанным обитателями соседней квартиры.
Поскольку в домах серии 1-ЛГ-600 практически все внутренние стены - капитальные, серьезные перепланировки в них невозможны: даже, казалось бы, безобидная попытка превратить межкомнатную дверь в арку может иметь печальные последствия. Для того чтобы повесить в такой квартире полку или кухонный шкаф, необходимо запастись хорошим перфоратором и набором дюбелей. Единственная «реконструкция», которую может позволить себе владелец квартиры в «корабле», - разборка стенных шкафов, «съедающих» значительную часть полезной площади прихожей. Но это ни к чему: другого места для расположения кладовок в предельно рационально распланированной квартире попросту нет.
В отличие от прочных внутренних перегородок, не позволяющих вбить гвоздь, наружные стены из легких газобетонных панелей пилятся обычной пилой. Впрочем, эта информация что называется для общего развития: «опустить» до привычного уровня расположенное под потолком окно никакая межведомственная комиссия не позволит. Но почему бы не попытаться обратить недостаток в достоинство и не обставить спальню (кухню) так, как было задумано проектировщиками? Благо, такого явления, как дефицит, в мебельных магазинах давным-давно не наблюдается. К тому же видеть небо все-таки намного приятнее, чем иные питерские дворы.
Обитателям «кораблей» знакомо и другое свойство их квартир: в случае перебоев с отоплением, они довольно-таки стремительно вымерзают. Радикальный способ утепления - обшивка наружной стены (разумеется, изнутри) гипсокартонными плитами с прослойкой утепляющего материала. Между тем, вопреки расхожему заблуждению, тепло улетучивается не через стены, а сквозь трещины, щели, разошедшиеся стыки между панелями (традиционные слабые места - стыки в углах). Лечится все это - бетонным раствором, шпаклевками, строительными пенами в аэрозольных упаковках.
Еще одна типичная «корабельная» проблема - протечки наружных стен. Но заботиться о внешней стороне должны работники эксплуатирующих организаций. И если они не будут жалеть фасадной краски, - непотопляемые «корабли» 1970-х ждет еще долгое «плавание».
Тульская, вы обязательно почувствуете, как это гигантское полукилометровое здание нависает над вами.
Ежегодно дом-корабль, расположившийся на ул. Большая Тульская, д. 2, входит в десятку самых несуразных построек Москвы. Однако это огромное здание, ознаменовавшее собой конец эпохи конструктивизма, является настоящим символом своего времени.
Сегодня жители Москвы чаще всего называют этот дом «кораблем» или «титаником». А все потому, что в 1980-е годы здание, появившееся на мало застроенной в то время территории, действительно напоминало большой круизный лайнер, плывущий на фоне голубого неба. Второе имя архитектурного чуда - «Дом атомщиков». Его строили по заказу министерства среднего машиностроения СССР, занимавшегося атомной промышленностью.
Здание возводилось по финскому проекту, адаптированному советскими архитекторами Владимиром Бабадом и Всеволодом Воскресенским. Дом на Тульской строился почти 20 лет - с 1970-х до начала 1990-х годов, причем сначала появились южный и северный подъезды, а затем центральная часть. Когда в одной стороне дома полным ходом шло заселение жильцов, в другой только возводили нижние этажи.
Дом окутан множеством легенд. По одной из них, в здании есть тайные комнаты, в которых сотрудники КГБ приглядывали за жильцами - атомщиками. По другой легенде, «корабль» сможет выстоять даже в условиях атомной войны. Доказательством этому служат выполненные из очень прочного железобетона несущие стены, перекрытия и балки, а также инновационная планировка стен, которые находятся под углами 87 и 93 градуса.
В 14-этажном «титанике» девять подъездов и почти тысяча квартир, причем есть и двухэтажные - они расположены на последних этажах. Несмотря на кажущуюся престижность такого жилища, эти квартиры не отличаются большой площадью. Например, кухня занимает всего 9 «квадратов». По словам жильцов, они также сталкиваются с нетипичными бытовыми проблемами - к примеру, из-за узких лестничных проемов в квартире порой невозможно перенести мебель на второй этаж.
Изначально первые этажи здания строились техническими. Здесь советский человек должен был найти все, что ему нужно: продуктовый магазин, парикмахерскую, паспортный стол. И сегодня в «корабле» несколько десятков магазинов, банки и сервисные центры.