ИП закрывает бизнес: как сняться с учета в ПФР и ФСС. Новый порядок постановки и снятия с учета в налоговых органах

Кассовый аппарат – обязательный атрибут предпринимательской деятельности. Часто используются названия ККА (контрольно-кассовый аппарат), ККМ (контрольно-кассовый механизм, модуль, машина), ККТ (контрольно-кассовая техника), РРО (регистратор расчетных операций). Независимо от фирмы производителя и названия, он подлежит фиксации в налоговой службе.

Практически не возникает вопросов об особенностях его функционирования. Но снятие ККМ с учета происходит не часто, поэтому, столкнувшись с такой задачей, возникает много противоречий. Рассмотрим особенности и порядок отмены регистрации ККМ.

Причины снятия ККТ с регистрации

Провести повторную регистрацию или полностью снять ККТ с учета в органах налоговой службы можно и в процессе организационной деятельности предприятия и при его ликвидации.

Возникнуть такая необходимость может в следующих случаях:

  1. физическое или юридическое лицо подает заявление о просьбе отменить регистрацию кассового аппарата;
  2. переход на безналичный взаиморасчет контрагентов;
  3. ККМ был украден;
  4. смена владельца предприятия;
  5. окончание срока службы ККМ (дата указана в паспорте регистратора операций);
  6. окончание срока амортизации ККМ (дата устанавливается законодательством);
  7. ККМ был использован не по области применения, указанного в госреестре;
  8. обнаружено несоответствие версии, марки или классификации программного обеспечения, которые прописаны в госреестре;
  9. регистрационные документы физического или юридического лица признаны недействительными по решению суда;
  10. закрытие предприятия;
  11. банкротство;
  12. прекращение деятельности, не связанное с процессом банкротства;
  13. смерть, признание недееспособным, без вести пропавшим предпринимателя;
  14. предприниматель ограничен в своей дееспособности.

В первых четырех случаях снятие с учета происходит при подаче заявления от субъекта хозяйственной деятельности. В остальных ситуациях соответствующие методы могут быть применены принудительно органами налоговой службы или же при подаче заявления предпринимателем.

Особенности процедуры

Сущность отмены регистрации основана на проверке сведений в кассовой книге и информации, которая занесена в память ККМ. Регистратор расчетных операций деактивируют, снимают пломбу, затем блок кассовой ленты направляется на хранение. Алгоритм выполнения таких действий может отличаться в разных регионах и даже налоговых службах.

Поэтому перед подачей документов некоторые аспекты лучше уточнить в фискальных органах в месте регистрации ККМ. Некоторые службы требуют снятия финансовых отчетов работником сервисного центра исключительно в присутствии налогового инспектора. Это означает, что со специалистом центра технического обслуживания необходимо договориться предварительно, не забыв захватить с собой все документы и отчеты.

Другие налоговые службы позволяют инженеру сервисного центра произвести все операции самостоятельно, передавая доверенность. Главное требование – правильно оформленная документация и своевременная их передача в органы фискальной службы.

Не забудьте! Планируя снять ККМ с учета, проверьте финансовую отчетность, отсутствие задолженности перед контрагентами и оплату текущих счетов.

Просмотрите заключение специалиста центра технического обслуживания, доверенность, правильность и полноту заполнения всех бланков, записи в журнале вызова. Если ошибки и неточности не обнаружены, переходите к сбору всех документов.

Порядок и основные действия при снятии с учета ККТ

После работы с ККТ работник сервисного центра предоставляет две копии акта по форме КМ-2 о произведенных действиях.

После данной процедуры необходимо заполнить заявление о просьбе отменить регистрацию ККТ.

Основные поля, которые необходимо заполнить:

  • тип ККМ;
  • марка регистратора расчетных операций;
  • регистрационный номер;
  • дата производства аппарата;
  • информация о владетеле;
  • название точки торговли (необязательно заполнять);
  • причины отмены регистрации ККМ.

После заполнения заявления подготовьте итоговый пакет документов:

  • технический паспорт ККТ;
  • карта регистрации ККТ;
  • книга кассира-операциониста и договор об обслуживании;
  • акт по форме ККМ-2 (заключение инженера сервисного центра);
  • акт по форме ККМ-3 «Возврат финансовых средств контрагентам при неиспользовании чеков» (или если определенные чеки были пробиты ошибочно);
  • краткий финансовый отчет за период деятельности;
  • акт о передаче кассовой ленты на хранение;
  • поквартальный финансовый отчет за последний год;
  • договор с центром технического обслуживания.

Внимание! Сам кассовый аппарат представлять в налоговую службу нет необходимости.

После принятия документов инспектор в течение 5 рабочих дней осуществляет проверку предоставленной информации.

Заключительный этап

После проверки специалист формирует акты, которые подтверждают снятие с учета ККМ. После окончания всех процедур кассовый аппарат больше не понадобится. Его можно дать в пользование другому физическому или юридическому лицу. Некоторые центры технического обслуживания принимают такие аппараты на комиссию. Их оснащают новой памятью и выдают в пользование другим контрагентам.

Кассовая лента должна храниться 5 лет на случай камеральной проверки.

Недавно мы рассказали о том, как действовать индивидуальному предпринимателю, чтобы встать на учет в ПФР и ФСС в качестве работодателя (см. « »). Не менее популярным является вопрос о том, как ИП-работодателю, который решил закрыть бизнес и расторгнуть трудовые и/или гражданско-правовые договоры со всеми работниками, сняться с учета в ФСС и ПФР. Разобраться с этим вопросом будет полезно не только самому предпринимателю, но и бухгалтеру, который ведет у ИП налоговый и кадровый учет, а также сдает за предпринимателя отчетность в фонды.

Вводная информация

Если индивидуальный предприниматель решил закрыть бизнес, то для прекращения деятельности ему нужно обращаться в налоговую инспекцию с комплектом соответствующих документов (ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если с представленными документами все в порядке, то ИП снимут с налогового учета и исключат запись о нем из ЕГРИП.

Сразу скажем, что обращаться в ПФР для снятия с учета в такой ситуации не нужно. Специалисты ПФР сами снимут предпринимателя с учета после получения от налоговиков сведений об исключении записи из реестра (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Если у ИП не было наемных работников, то в ФСС обращаться тоже не потребуется, поскольку сам за себя предприниматель, как правило, не платит ни страховые взносы по нетрудоспособности и материнству, ни взносы на травматизм. Если же ИП добровольно уплачивал взносы по нетрудоспособности и материнству, то для снятия с учета он него потребуется лишь заявление (п. 12 Административного регламента, утв. приказом Минтруда России от 25.02.14 № 108н). То есть каких-либо особых сложностей в этой процедуре нет.

Однако если у ИП были наемные работники, и он прекратил с ними трудовые отношения, ему то потребуется принять меры для снятия с учета в ПФР и ФСС в качестве работодателя (даже если ИП не планирует совсем прекращать деятельность). Опишем процедуру снятия с учета в фондах подробнее.

Снятие с учета в ФСС

После расторжения трудового договора с последним из работников ИП необходимо сняться с учета в качестве работодателя в ФСС. Обратите внимание: если помимо трудовых договоров ИП заключал гражданско-правовые договоры с физическими лицами, которые продолжают действовать, и по которым ИП уплачивает страховые взносы «на травматизм», то сниматься с учета не нужно (п. 22 порядка, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.12.09 № 959н , далее — Порядок № 959н).

Для снятия с учета в ФСС требуется представить следующие документы (п. 23 Порядка № 959н):

  • заявление (приложение № 3 к Административному регламенту, утв. приказом Минтруда России от 25.10.13 № 574н , далее — Регламент № 574н);
  • копии документов о прекращении трудовых отношений с работниками (например, копию соглашения о расторжении трудового договора или копию приказа об увольнении).

Обратите внимание: срок подачи заявления о снятии с учета не установлен. Предусмотрено лишь, что ФСС должен снять ИП с учета в течение 14 дней после получения документов (п. 23 Порядка № 959н). По результатам снятия с учета сотрудники фонда обязаны направить ИП копию решения о снятии с учета (п. 73 Регламента № 574н).

Снятие с учета в ПФР

Вопрос о снятии с учета в качестве работодателя в ПФР является спорным. Поясним в чем тут дело.

Как мы писали в предыдущей статье (см. « »), если ИП принимает наемных работников или заключает гражданско-правовые договоры, то он должен встать на учет в ПФР как работодатель. Логично было бы предположить, что при увольнении работников или расторжении договоров он должен сняться с учета.

Напомним, что вопросы постановки и снятия с учета в ПФР регулируются Порядком, который утвержден постановлением правления ПФР от 13.10.08 № 296п . Однако этот документ не обязывает ИП-работодателя обращаться в ПФР при увольнении работников. Не предусмотрена такая обязанность и Федеральным законом от 15.12.01 № 167-ФЗ. Получается, что если прямо следовать указанным нормативным правовым актам, то обращаться в ПФР для снятия с учета не обязательно.

Вместе с этим существуют и доводы в пользу обращения в фонд. В частности, в форме заявления о снятии с учета (приложение 10 к порядку № 296п) в качестве причины снятия с учета предусмотрено прекращение деятельности «как индивидуального предпринимателя, осуществляющего прием на работу наемных работников». Кроме того, ИП обязан сдавать отчетность в ПФР за наемных работников (форма РСВ-1 ПФР). Причем, если работников уже нет, и выплаты не производятся, но ИП стоит на учете как работодатель, отчитываться все равно нужно. Такой подход можно встретить в некоторых судебных решениях (например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.11 № 15АП-9655/2011).

Однако мы считаем, что после увольнения всех своих работников и расторжения гражданско-правовых договоров, предприниматель не обязан сдавать отчетность в ПФР (даже если он не снялся с учета как работодатель). Дело в том, что ИП без работников по законодательству РФ не обязан представлять отчетность в фонд (ст. , Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ «О страховых взносах»). Тот факт, что в базах учета ПФР предприниматель числится как работодатель, не может возлагать на ИП обязанность по представлению «нулевой» отчетности.

Как видно, вопрос о снятии с учета в ПФР довольно спорный, и его решение остается, в первую очередь, на усмотрение предпринимателя. На наш взгляд, во избежание споров с проверяющими, лучше все-таки подать в ПФР заявление о снятии с учета в качестве работодателя. Не исключено, что кроме заявления могут потребоваться и другие документы, подтверждающие расторжении трудовых и гражданско-правовых отношений ИП с физлицами (перечень таких документов можно запросить в отделении ПФР, где предприниматель стоит на учете).

Полезные выводы

  • Порядок снятия с учета прописан не так четко, как процедура постановки на учет. Так, к примеру, не установлены сроки подачи заявления о снятии с учета.
  • Ответственность за нарушение порядка снятия с учета не установлена.
  • Пока ИП зарегистрирован в качестве страхователя-работодателя ПФР и ФСС будут ожидать представления отчетности об уплате страховых взносов.
  • Если не сняться с учета в ПФР, то могут возникнуть сложности с прекращением деятельности в качестве ИП. Суть в том, что для того, чтобы исключить предпринимателя из ЕГРИП, налоговикам требуется информация о представлении в ПФР персонифицированной отчетности (пп. «в» п. 1 ст. 22.3 федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ). А ПФР, в свою, очередь может не подтвердить этот факт.

Добавлено в закладки: 0

При прекращении предпринимательской деятельности и увольнении работников возникает вопрос, как снять ИП как работодателя? Бизнесмен часто не знает, с чего начинать и куда обращаться. Эта тема также актуальна для бухгалтеров ИП, в обязанности которых входит решение моментов по налоговому и кадровому учету.

Существует разница при закрытии ИП без сотрудников и при наличии трудовых договоров. Начать стоит с увольнения работников предпринимателя.

Для этого:

  • нужно расторгнуть договор ;
  • произвести выплаты;
  • перевести денежные средства в ПФР, ФСС, налоговую службу.

После этого можно приступать к подготовке необходимых документов . Снять с учета ИП как работодателя в году можно без ограничения времени. Нет ответственности за нарушение сроков. Главное, не просрочить подачу нулевой отчетности , иначе на предпринимателя наложат штраф. Причем, даже после закрытия ИП .

Способы подачи документов в фонды

Бизнесмен может собрать бумаги и предоставить их разными способами:

  1. Обратившись лично.
  2. По доверенности через представителя , оформив документ на право ведения процедуры закрытия и снятия с регистрации у нотариуса.
  3. Оформив заказное письмо с уведомлением и описью содержимого конверта.

Для любого ведомства предоставляется 14-дневный срок рассмотрения документов . После этого ИП будет ликвидировано. Важно, чтоб предприниматель проверил все бумаги, которые он получит после завершения процедуры. Это поможет вовремя оплатить задолженности и не иметь проблем в будущем.

Как закрыть ИП: пошаговая инструкция

После подготовки бумаг можно приступать непосредственно к закрытию бизнеса. Чтобы снять с учета ИП как работодателя в году, придется пройти несколько этапов.

Шаг №1. Погасить задолженность по налогам и платежам, сдать необходимую отчетность . Посетить налоговую службу, провести персонифицированный учет .

Шаг №2. Расторгнуть договора с партнерами и сотрудниками.

Однако по закону предприниматель может сделать это и после закрытия ИП . По итогам оформления и подачи документов специалисты пенсионного фонда имеют в распоряжении три дня, чтобы провести ликвидацию регистрационного номера. Если в этой инстанции откажут, бизнесмену могут отказать и в налоговой службе. Основанием для отказа может быть не предоставление отчетной документации по сотрудникам .

На видео: Банкротство ИП

Порядок снятия с учета в Фонде социального страхования

Закрытие ИП работодателя начинается с обращения в ФСС.

ИП готовит такие документы:

  • заявление о снятии с учета в ФСС ;
  • копии документов о том, что прошел процесс увольнения сотрудников путем расторжения трудовых договоров;
  • паспорт работодателя.

Понадобится две недели, чтобы предприниматель получил положительный ответ в виде копии решения или отказ. На время процесса влияет задолженность или переплата по фондам . Только при сведении показателей к нулю пройдет закрытие ИП. Однако если предприниматель планирует через время возобновить деятельность, то в этом случае лучше не сниматься с учета в ФСС. Достаточно подавать своевременно нулевые отчеты .

Прогнозы по штрафам за неуплату взносов в ФСС

Планируется введение законопроекта, в котором будет предусмотрено уголовное наказание за неуплату взносов в ФСС. В нем требуют наказывать должностных лиц организаций. Сейчас налагается штраф.

Он составляет:

  • часть 1 ст.47 Закона № 212-ФЗ – 20%;
  • часть 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ – 40%.

Дополнительно начисляется пеня в размере 1/360 ставки действующей на момент внесения страховых взносов.

На видео: Документы необходимые для признания банкротом физического лица Банкротство физических лиц

Можно ли закрыть ИП с долгами в году

Иногда закрывать ИП приходится при наличии долговых обязательств . Они могут возникнуть по налогам или пенсионным начислениям. Чтобы не получить отказ, можно отправить документы почтой. Их обязательно примут в налоговой службе. Но предприниматель должен будет выплачивать долги в добровольном или принудительном порядке .

То есть, при закрытии ИП долги переходят к физическому лицу. Начисляться они будут по закону за последние три года. У должника есть 15 дней, чтобы рассчитаться с долгами. Как видно, закрыть ИП и сняться с учета в государственных фондах не сложно. Главное, вовремя следить за оплатой налогов и страховых взносов в новом году.

На видео: Прекращение деятельности ИП

Российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок). Документ вступил в силу с 10 марта 2010 г. Порядок разъясняет и уточняет положения ст. ст. 83, 84 и 85 НК РФ, которыми установлены названные выше обязанности налогоплательщиков.

Начало действия документа - 10 марта 2010 г. Поскольку он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2010 г.).

Общие правила постановки на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ каждая организация, имеющая обособленные подразделения на территории Российской Федерации, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого такого подразделения, если она не состоит на учете в этом налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Постановка на учет данной организации осуществляется на основании заявления, которое подается в указанный налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем, если организация уже состоит на учете по какому-либо из оснований, указанных в Налоговом кодексе, постановка на учет осуществляется в соответствии с поданным сообщением в письменной форме. Основание - п. 2 ст. 23 НК РФ.

Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.

В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/54@). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.

Особенности постановки на учет обособленных подразделений

При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.

Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):

Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);

Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);

Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);

Уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.

Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.

Буква закона. Филиалы и представительства

В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Пример 1. ООО "Импульс", состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

ООО "Импульс" подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.

После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО "Импульс" направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.

В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.

Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Сообщение подается по форме N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации", которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации". При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).

Примечание. Налоговый орган по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения документов о создании обособленного подразделения обязан направить их в налоговый орган по месту нахождения указанного подразделения для постановки на учет.

В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@. На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.

Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Правила, изложенные в п. 4 Порядка, предусмотрены для организаций, которые осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения вновь созданных обособленных подразделений. Вместе с тем по этим же правилам можно поставить на учет обособленные подразделения, созданные до вступления в силу Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н и состоящие на учете в разных налоговых органах на территории одного муниципального образования. Об этом говорится в п. 7 Порядка. Если организация решит это сделать, она также должна направить в выбранный налоговый орган письменное сообщение. Причем следует учитывать, что этот налоговый орган поставит на учет каждое обособленное подразделение организации только после того, как получит сведения о снятии их с учета по месту прежней постановки на учет.

Сроки постановки на учет обособленных подразделений

Постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения производится налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о постановке на учет по форме N 1-2-Учет или сообщения организации по форме N С-09-3. В этот же срок налоговый орган обязан выдать представителю организации лично или направить заказным письмом уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, которая утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

Постановка на учет организации в налоговом органе, выбранном для постановки на учет обособленных подразделений, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о снятии с учета этой организации в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет. Сведения о снятии организации с учета должны быть переданы в соответствующий налоговый орган не позднее следующего рабочего дня после даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

Дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) - для филиала (представительства);

Дата создания иного обособленного подразделения, указанная в заявлении о постановке на учет или сообщении, - для иного обособленного подразделения.

Датой постановки на учет организаций, обособленные подразделения которых ранее были зарегистрированы в разных налоговых органах, является следующий календарный день после дня внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения

Снятие с учета организаций по месту нахождения обособленного подразделения регламентируется п. п. 9, 10 и 12 Порядка. Так, организация снимается с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности (закрытия) этого обособленного подразделения. В подобной ситуации организация должна подать заявление по форме N 1-4-Учет. Налоговый орган снимает с учета такую организацию в течение 10 рабочих дней со дня подачи данного заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). В такой же срок налоговый орган должен выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

В п. 10 Порядка разъясняются правила, согласно которым снимается с учета организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и принявшая решение зарегистрировать их в одном налоговом органе. Такая организация должна сняться с учета в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений. Налоговый орган обязан снять организацию с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения из налогового органа, который организация выбрала для постановки на учет всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации либо направить заказным письмом уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Пример 2. ЗАО "Альбатрос" имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.

ЗАО "Альбатрос" решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте - в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.

Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.

Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.

Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.

Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:

По решению регистрирующего органа;

В связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;

В связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Снятие указанных организаций с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений производится не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений (содержащихся в ЕГРН) о снятии их с учета из налогового органа по месту нахождения этих организаций. В этот же срок налоговые органы обязаны выдать (направить заказным письмом) организациям уведомления о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организаций по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Примечание. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы ГИБДД обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.

Налоговый орган должен поставить на учет организацию по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений от соответствующих органов. В этот же срок он должен выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет. Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, указанной в полученных сведениях.

Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.

В течение пяти рабочих дней со дня получения названных сведений налоговые органы снимают организацию с учета в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной организации сведения о регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства. В этот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:

Государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;

Снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.

В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет и непредставление сведений

Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность - ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.

Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет

Правонарушение

Налоговая ответственность
(штраф на организацию)

Административная
ответственность
согласно
ст. ст. 15.3
и 15.6 КоАП РФ
(штраф на
должностное лицо)

согласно
ст. ст. 116 и 117
НК РФ

согласно
ст. 126
НК РФ

Нарушение
установленного срока
(1 месяц) подачи
заявления
о постановке на учет
в налоговом органе
(форма N 1-2-Учет)

В размере:
- 5000 руб.
(при просрочке
не более 90 дней);
- 10 000 руб.
(при просрочке
более 90 дней)

От 500
до 1000 руб.

Ведение деятельности
без постановки на
учет в налоговом
органе

В размере:
- 10% от доходов,
но не менее
20 000 руб.
(при ведении
деятельности
не более 90 дней)
- 20% от доходов,
но не менее
40 000 руб.
(при ведении
деятельности более
90 дней)

От 2000
до 3000 руб.

Несообщение сведений
по форме N С-09-3

От 300 до 500 руб.

Снятие с учета с ИП нужно проводить согласно требованиям законодательства РФ. Этот процесс нуждается в тщательной подготовке, что позволит избежать штрафных санкций и лишних расходов. Закрытие проводится лично предпринимателем или доверенным лицом на основании документа, заверенного нотариально. Какие этапы должен пройти ИП, что необходимо учесть?

Перед тем, как подать заявление в налоговую инспекцию, нужно сдать отчетность и перечислить налоги. Если предпринимательская деятельность не велась, все равно предоставляется «нулевая» декларация.

В случае неподачи своевременно отчетности за прошлые периоды, необходимо сформировать и отправить требуемые декларации в контролирующий орган.

Это нужно для того чтобы инспектор мог провести проверку и проконтролировать полноту и своевременность уплаты налогов. В противном случае штрафные санкции могут помешать быстрому закрытию ИП. Сокрытие доходов ведет к необходимости проведения ревизии, что значительно затянет процесс ликвидации.

  1. Заявление по форме Р26001.Заполняется оно в бумажной или электронной форме. Бланк и образец можно получить в налоговой инспекции или на официальном сайте ФНС РФ.
  2. Квитанция об уплате госпошлины. Сформировать документ также можно на сайте и оплатить в любом банке.

В отличие от юридических лиц, пакет для закрытия ИП должен содержать только эти документы.

Следующим этапом является подача документов в налоговую инспекцию. Важно правильно заполнить заявление, чтобы не получить отказ.

Подача документов


Снятие ИП с учета осуществляется ИФНС по месту регистрации.

Заявление на снятие с учета ИП можно подать такими способами:

  • лично обратившись в налоговую инспекцию. Этот вариант самый простой и не требующий лишних расходов. Единственным минусом являются очереди;
  • через представителя. Обратившись в фирму, предоставляющую такие услуги, можно сэкономить немного времени, но придется заплатить за такие услуги и за оформление доверенности;
  • почтой России. Отправляют заказное письмо с описью вложенного. Такой вариант подходит в ситуации, не требующей срочности. Бланк заявления о снятии с учета нужно заполнить без ошибок, иначе документы отправят обратно.
  • электронкой. Чтобы отправить заявление таким способом, нужна цифровая подпись.

Налоговая служба рассматривает документы на снятие с регистрационного учета на протяжении 5 рабочих дней. Если результат положительный, предпринимателю выдается справка. Получить ее можно лично, обратившись с паспортом в контролирующий орган. Сделать это может и доверенное лицо.

Если в установленные сроки документ не получен, то налоговая инспекция отправляет его почтой заказным письмом на адрес регистрации бывшего предпринимателя.

В случаях, когда индивидуальные предприниматели с учета в налоговой не снимаются по каким-либо причинам, они получают уведомление об отказе, с указанием оснований.

Если предприниматель осуществлял деятельность без наемных работников, то снятие с учета происходит автоматически. Хотя и рекомендуется обратиться в фонды для подтверждения своего статуса и проведения сверки. При обнаружении неуплаченных взносов, нужно их перечислить. Ликвидация ИП не освобождает от ранее начисленных налогов.

Сложнее стоит вопрос, как снять ИП с учета в ПФР (Пенсионный фонд России), если были наемные работники. Стоит помнить, что увольнение сотрудников проводится до подачи заявления о прекращении деятельности в налоговую инспекцию.

Этапы прекращения трудовых отношений:

  1. Работодатель расторгает договора и вносит соответствующую запись в трудовую книжку.
  2. ИП делает расчет заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск и выплачивает причитающиеся суммы сотруднику.
  3. В день увольнения нужно перечислить установленные в 2019 году налоги и сборы, удержанные из зарплаты.

После снятия с регистрации в налоговой, предоставляется выписка из ЕГРИП в Пенсионный фонд.

ПФР и ФСС может потребовать и другие документы:

  • заявление, установленного образца;
  • копию приказа об увольнении последнего работника;
  • копии записей трудовых книжек.

Бывший предприниматель обязан подать отчетность за последний налоговый период. Хотя сделать это можно и до закрытия.

На протяжении 2 недель фондами отправляется письмо, подтверждающее снятие с учета.

После получения документа о ликвидации, ИП получает статус физического лица, но это не освобождает его от некоторых обязательств.

Дальнейшие действия:

  1. Закрытие расчетного счета в банке. Это необязательно, но такой шаг освободит от необходимости платить за кассовое обслуживание. Большинство банков взымает установленную сумму, независимо от того были движения по счету или нет.
  2. Снятие с учета контрольно-кассовой техники (ККТ). Для этого приглашается сотрудник центра тех. обслуживания, который снимет фискальный чек. В налоговую нужно обратиться с заявлением, формой КНД-1110021, регистрационной картой ККТ, фискальным отчетом. Госпошлину платить не нужно.
  3. Уничтожение печати, если она была зарегистрирована. Для этого нужно также обратиться в ИФНС с заявлением.

Закрытие ИП не освобождает от обязанности рассчитаться с контрагентами. Предприниматель несет ответственность всем своим имуществом, поэтому прекращение деятельности и отсутствие доходов не будет препятствием для взыскания долгов.

Может ли налоговая проверить ИП после закрытия?

Бывший предприниматель обязан хранить документы, подтверждающие его деятельность, на протяжении 4 лет. Налоговая инспекция имеет право .

Существует два вида проверок:

  1. Камеральная. Представитель ИФНС осуществляет контроль достоверности предоставленной отчетности, правильности ее составления и полноту уплаты налогов. Такая проверка не осуществляется у юридических лиц.
  2. Выездная. Проводится по месту проживания ИП или в налоговой инспекции. Такая проверка возможна в период до 3 лет с момента ликвидации.

При проверке представитель контролирующего органа имеет право:

  • требовать любые документы, подтверждающие деятельность;
  • делать запросы контрагентам;
  • пользоваться информацией свидетелей;
  • привлекать независимых экспертов;
  • проводить инвентаризацию;
  • осматривать помещения, где велась деятельность.

Любая проверка пройдет гладко, если документация упорядочена и учет велся грамотно, без нарушений законодательства. Об этом нужно позаботиться в период активности бизнеса. Если есть сомнения в своей документации, рекомендуется обратиться в аудиторскую компанию, которая проведет предварительную проверку и поможет исправить недочеты.

Решение по итогам проверки контролирующего органа может быть оспорено в судебном порядке. Но делать это стоит только в том случае, если вы уверены в своей правоте и можете это обосновать.