Финансы, денежное обращение и кредит. Финансы, денежное обращение и кредит (6) - Реферат Климович финансы денежное обращение и кредит онлайн

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОУ ВРО «РГТЭУ»

Челябинский институт (филиал)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 16

По дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит

Курс 1 Специальность Коммерция (торговое дело)_____

Группа КС 1 Шифр КзС-08-15М____________________ _

Ф. И. О. Темникова Вероника Валерьевна_____________

Ф. И. О. преподавателя ___________ _

Магнитогорск 2009

1 В чем состоит основной признак государственного кредита 3

2 Какие две формы государственного кредита вам известны 4

3 Что такое государственный внутренний долг . Каковы проблемы в этом плане сегодня.

Какова динамика государственного внутреннего долга за последние годы 5

4 Какие государственные займы Вы знаете 7

5 Когда государство выступает кредитором 10

6 Что такое государственные гарантии 12

Вопрос №1 В чем состоит основной признак государственного кредита?

Государственный кредит - это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными государствами, международными организациями. В этих экономических отношениях государство выполняет роль заемщика, кредитора и гаранта.

Основной признак этой формы кредита непременное участие государства в лице органов исполнительной власти различных уровней. Осуществляя функции кредитора, государство через центральный банк производит кредитование:

Конкретных отраслей или регионов, испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах, если возможности бюджетного финансирования уже исчерпаны, а ссуды коммерческих банков не могут быть привлечены в силу действия факторов конъюнктурного характера;

Коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитных ресурсов на рынке межбанковских кредитов.

В роли заемщика государство выступает в процессе размещения государственных займов или при осуществлении операций на рынке государственных краткосрочных ценных бумаг.

Основной формой кредитных отношений при государственном кредите являются такие отношения, при которых государство выступает заемщиком средств.

Следует отметить, что в условиях переходного периода он должен использоваться не только в качестве источника привлечения финансовых ресурсов, но и эффективного инструмента централизованного кредитного регулирования экономики.

Важную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом.

Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

Государственный кредит в узком смысле слова как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.

Вместе с тем государственный кредит в узком смысле слова отличается от других форм кредита. Во-первых, обычный кредит в отличие от государственного кредита, как правило, носит строго целевой характер. Основное же назначение последнего - покрывать дефицит государственного бюджета. Во-вторых, обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные или товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, долговые требования, недвижимость, ценные бумаги и др.). Обеспечением же государственного кредита является не какой-то конкретный вид ценностей, а все имущество государства или его административно-территориального подразделения. В-третьих, обычный кредит в большинстве случаев выдается для обеспечения непрерывности (бесперебойности) процесса производства, т.е. носит производительный характер. Государственный кредит, особенно на высшем уровне, как правило, служит для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным государственным объектом изучения Россия в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

Вопрос№2 Какие две формы государственного кредита вам известны?

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

Вопрос №3 Что такое государственный внутренний долг ? Каковы проблемы в этом плане сегодня? Какова динамика государственного внутреннего долга за последние годы ?

Государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации... перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации

Внутренний государственный долг – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
В Российской Федерации государственный долг включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Проблемы управления российским долгом и пути их решения

Основные задачи по управлению долгом:

· сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;

· оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;

· оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;

· рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;

· повышение эффективности использования заемных средств.

Существует необходимость законодательного реформирования системы управления госдолгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести

· разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;

· разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;

· разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;

· создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;

· разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;

· разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.

Пути преодоления

Существуют два основных пути решения: - усиление административного контроля за финансовыми потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.

Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

Россия может продержаться максимум год без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить. Другие факторы платежеспособности тоже не работают. Следовательно - нужно вести переговоры до победного конца.

Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, его регулированием, с выбором правильной долговой политики до сих пор достаточно актуальны. Несмотря на то, что за последние годы ситуация на рынке государственных заимствований очень сильно изменилась, и в лучшую сторону, не стоит забывать о том, что любой неверный шаг может привести к серьезным проблемам в будущем. Чтобы этого избежать, необходимо регулярно контролировать процесс выпуска государственных займов, выдачи государственных кредитов и гарантий. Правильно оценить ситуацию возможно только лишь зная все особенности государственного долга, его управления и изучив накопленный опыт.

Для обеспечения бесперебойного финансирования многообразных потребностей государство формирует дополнительные финансовые ресурсы путем мобилизации временно свободных денежных средств населения и хозяйственных структур, главным способом получения которых является государственный кредит. Мобилизуемые при этом средства поступают в распоряжение органов государственной власти и, пре-вращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают в основном средства бюджета.

Рассмотрим динамику внутреннего государственного долга за последние 10 лет.
Структура государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, изменилась – наибольший вес занимают высоколиквидные долгосрочные ценные бумаги ОФЗ-АД, введенные с 2003 года. Прекращена эмиссия ГКО и ОФЗ-ПК. В 2006 году осуществлена эмиссия нового долгового инструмента ГСО.
Рассмотрим современное состояние внутреннего долга по состоянию на 14 апреля 2008 года. Объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на 14 апреля 2008 года составил 1 329 574,838 млн. рублей. Наибольший вес (более 60% от общей суммы долга) занимают облигации федерального займа с амортизацией долга, наименьший (менее 1%) – государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой.
Рассмотрим структуру государственного внутреннего долга РФ по срокам погашения.
Объем государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах, на начало 2008 года составил 1331,264 млрд. рублей. Конечный срок – 2036 г
Наибольший объем расходов на погашение приходится на 2008-2012 годы и на 2018, 2021, 2022 годы, при этом наибольшая сумма к погашению (2010 год) составляет 131,124 млрд. рублей, и имеется тенденция к равномерности. С 2030 по 2033 года по заимствованиям, осуществленным до 2008 года, платежей в погашение долга не предполагается, что может быть учтено при заимствованиях последующих лет.

Вопрос № 4 Какие государственные займы Вы знаете?

Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Облигации представляют собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Они могут быть обезличенными (для покрытия бюджетного дефицита) и целевыми (под конкретные проекты).

Облигация имеет номинальную стоимость – обозначенную сумму долга – и курсовую цену, по которой она продается и перепродается в зависимости от ее доходности, надежности и ликвидности. Разница между курсовой ценою и номинальной стоимостью представляет собой курсовую разницу.

Казначейские обязательства (вексели), имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты), облигациями – средне- и долгосрочные.

В зависимости от места размещения займов их подразделяют на внутренние – на внутреннем финансовом рынке (представляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) – и внешние – поступают извне от правительств, юридических и физических лиц, других государств, международных организаций и финансовых институтов.

По праву эмиссии подразделяют государственные и местные займы.

Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления по ним направляются в Государственный бюджет.

Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты.

По признаку характера использования ценных бумаг бывают рыночные и нерыночные займы.

Облигации (казначейские обязательства) рыночных займов свободно покупаются, продаются и перепродаются на рынке ценных бумаг.

Нерыночные займы не допускают выхода ценных бумаг на рынок, то есть их владельцы не могут их перепродавать.

В зависимости от установления обеспеченности государственные займы подразделяются на залоговые и беззалоговые. Залоговые займы отражают один из основных принципов кредитования – материальной обеспеченности. Залоговые займы обеспечиваются государственным имуществом или конкретными доходами. Беззалоговые не имеют конкретного материального обеспечения. Их надежность определяется авторитетом государства

З зависимости от срока погашения задолженности подразделяют краткосрочные (срок погашения до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По характеру выплаты дохода государственные займы подразделяются на процентные, выигрышные и дисконтные (с нулевым купоном).

По процентным займам доход устанавливается в виде заемного процента. При этом может устанавливаться как твердо фиксированная на весь период займа ставка, так и плавающая, то есть такая, которая изменяется в зависимости от различных факторов, прежде всего спроса и предложения на кредитном рынке.

Выплаты процентного дохода осуществляется на купонной основе. Она может проводиться ежегодно, раз в полугодие, ежеквартально. При выигрышных займах выплата дохода осуществляется на основании проведения тиражей выигрышей. Доход таким образом, получают не все кредиторы, а только, те чьи облигации выиграли.

Дисконтные займы характерны тем, что государственные ценные бумаги приобретаются с определенной скидкой, а погашаются по номинальной стоимости. Данная разница представляет доход кредитора. На таких ценных бумагах отсутствуют купоны, поэтому их еще называют облигациями с нулевым купоном.

По характеру погашения задолженности разделяются два варианта: одноразовая выплата и выплата частями. При погашении частями может применяться три варианта. Первый – займ погашается равными частями на протяжении нескольких лет. Второй – займ погашается постоянно возрастающими суммами. Третий – постоянно сумма уменьшается. Второй вариант применяется тогда, когда предусматривается в перспективе ежегодное повышение доходов государства, третий – напротив, когда доходы будут уменьшаться либо увеличиваться государственные расходы.

В зависимости от обязательств государства по погашению долга различают займы с правом и без права долгосрочного погашения. Право долгосрочного погашения дает возможность государству учитывать ситуацию на финансовом рынке.

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений.

Такой подход направлен на создание благоприятных условий для привлечения средств как для государства, так и для ее кредитов. Разнообразие форм позволяет максимально учитывать разносторонние интересы юридических и физических лиц. В общем виде классификация государственного кредита представлена в схеме 17.

Государственный кредит требует особенного контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение.

Привлечение займов должно основываться на двух принципах: минимизация стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке.

Выпуск государственных займов основывается на следующих условиях:

– наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства;

– доверие кредиторов государству;

– заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству;

– возможность государства своевременно и полностью возвратить долг и выплатить доход.

Источниками погашения государственных займов могут выступать:

– доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

– дополнительные поступления от налогов;

– экономия средств от сокращения расходов;

– эмиссия денег;

– привлечение средств от новых займов (рефинансирование долга)

Вопрос №5 Когда государство выступает кредитором.

Государственный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

Срок предоставления или получения кредита;

Обязанности сторон;

Условия обеспечения возврата ссуды;

Размер процентной ставки за пользование ссудой;

Другие условия.

В последние годы Россия в основном выступает как заемщик средств. В 2002 г. внешний долг по оценкам экспертов составлял порядка 41% ВВП. Следует иметь в виду, что по международным стандартам предельный размер выплат по обслуживанию как внешнего, так и внутреннего долга не должен превышать 30% от доходов бюджета, в 2002 г. этот показатель в России составлял 24,8%.

Предоставляя ссуды или кредиты, государство выступает в роли кредитора. В случаях, когда государство берет на себя ответственность по погашению обязательств, взятых какими-либо субъектами (физическими лицами, предприятиями и организациями, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления), государство выступает как гарант. Если должник полностью и в срок рассчитывается по своим обязательствам, то государство как гарант не несет дополнительных затрат.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, оно снижает платежеспособный спрос. Если за счет кредита профинансировать производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное со-кращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно измене-ние структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые Центральным банком РФ, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. Кре-диты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться ЦБ РФ с апреля 1996 г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в; то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг. Если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие на производство несущественно. Беспредельная же активность государства (как это имело место в нашей стране до августовского 1998 г. кризиса) на финансовом рынке отвлекает значительную долю денежных накоплений от производительного! использования, существенно замедляет темпы экономичес-1 кого развития, приводит к росту государственного долга.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары отечественного производства за счет заимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В частности, это может выражаться в поддержке малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам, путем погашения задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям в случае их банкротства, при помощи страхования риска по низким ставкам неплатежа экспортерам национальных товаров и др.

С середины 90-х годов усилилась активность Российской Федерации как кредитора на внутреннем рынке. Ссуды предоставлялись юридическим лицам на проведение структур-ной перестройки производства, для расчетов по целевым кредитам, в частности на закупку оборудования, на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий и материалов, в том числе и за рубежом. Деятельность Российской Федерации как кредитора на международной арене в основ-ном ограничивается государствами СНГ (в пределах средств, поступающих в виде процентных платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным кредитам).

В свою очередь, деятельность Российской Федерации в качестве гаранта в последние годы расширяется. Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сбербанке РФ, выступает гарантом по долговым обязательствам раз-личных обществ и групп (в частности, стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп); осуществляет финансовую поддержку экспорта товаров и услуг, про-изводимых отечественными товаропроизводителями.

Вопрос № 6.Что такое государственные гарантии ?

Государственные гарантии - это способ обеспечения обязательств, в силу которых область-гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьим лицом.

Статья 116. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 310-ФЗ в пункт 1 статьи 116 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

1. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения в форме акта Правительства Российской Федерации о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период. Министерство финансов Российской Федерации вправе принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации в размере и в случаях, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и плановый период и принятыми в соответствии с ним актами Правительства Российской Федерации.

В акте Правительства Российской Федерации (акте Министерства финансов Российской Федерации) о предоставлении государственной гарантии Российской Федерации должны быть указаны:

лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется государственная гарантия Российской Федерации;

предел обязательств по государственной гарантии Российской Федерации;

основные условия государственной гарантии Российской Федерации.

2. Министерство финансов Российской Федерации в соответствии с актом Правительства Российской Федерации (актом Министерства финансов Российской Федерации) от имени Российской Федерации заключает договоры о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, об обеспечении исполнения принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, о переуступке гаранту прав требования бенефициара к принципалу, иные договоры (соглашения) в соответствии с актом Правительства Российской Федерации (актом Министерства финансов Российской Федерации) и выдает государственные гарантии Российской Федерации.

Порядок и сроки возмещения принципалом гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии, определяются договором между гарантом и принципалом. При отсутствии соглашения сторон по этим вопросам удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта.

3. Государственные гарантии Российской Федерации не могут предоставляться для обеспечения исполнения обязательств государственных или муниципальных унитарных предприятий, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий.

4. Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, включается в состав государственного внутреннего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства.

Общая сумма обязательств, вытекающих из государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства.

5. Предоставление и исполнение государственной гарантии Российской Федерации подлежат отражению в Государственной долговой книге Российской Федерации.

6. Министерство финансов Российской Федерации ведет учет выданных государственных гарантий Российской Федерации, сокращения государственного долга в случае исполнения принципалами либо третьими лицами обязательств принципала, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а также в случае осуществления гарантом платежей по выданным государственным гарантиям Российской Федерации.

Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ статья 117 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2008

Список используемой литературы

1. Конституция РФ, 1993 г.

2. Бюджетный кодекс РФ, 1998 г.

3. Налоговый кодекс РФ, (ч.1) 1998 г., (ч.2) 2000 г. (с изменениями и дополнениями от 01.12.06 г.)

4. Андрианов В.Д. - Россия в мировой экономике, 1998 г., стр. 68

5. Горбунова О.Н. - Социально - экономическое развитие и финансовое право, 1988 г.

6. Горбунова О.Н. Финансовое право, 1996 г.

7. Грачева Е.Ю. - Финансовое право (схемы и комментарии), 1999 г., Грачева Е.Ю. - Финансовое право в вопросах и ответах, 2003 г.

8. Грачева Е.Ю. - Финансовое право, 1998 г.

9. Емельянов А.М. - Финансы, налоги и кредит, 2001 г.

10. Жданов А.А. - Финансовое право РФ, 1995 г.

11. Карасева М.В. - Финансовое право, 2000 г.,

12. Ковалев В.В. - Финансы, 2001 г.

13. Лушин С.И. - Финансы, 2000 г.

14. Мандрица В.М. - Финансовое право, 2003 г.

15. Мелихова Л.В. - Финансовое право, 2001 г., стр. 65

  1. Финансы денежное обращение и кредит

    Контрольная работа >> Финансы

    ТЕХНИКУМ Контрольная работа по дисциплине: "Финансы , денежное обращение и кредит" Выполнила: студентка группы БУ-51сз... , всего населения страны является устойчивость финансов и денежного обращения . Финансовые результаты – конечный результат деятельности...

  2. Финансы , денежное обращение и кредит (4)

    Контрольная работа >> Финансы

    ... №1 По дисциплине: «Финансы , денежное обращение и кредит» Выполнила Проверил Рязань 2009 ... и погашении денежных ссуд, при денежных взаимоотношениях с финансовыми... денежных оборотов в функции средства платежа, в отличие от оборотов в функции средства обращения ...

  3. Финансы , денежное обращение и кредит (5)

    Реферат >> Финансы

    Тест «Финансы , денежное обращение и кредит» Деньги, как товар, ... инфляции; распределение стоимости; средство обращения

Финансы, денежное обращение и кредит

Денежное обращение - это движение денег при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах в связи с реализацией товаров, с оплатой оказываемых услуг, с совершением различных платежей (выплата заработной платы, уплата налогов, возврат и предоставление кредита, уплата процентов и т.д.).

Базой для денежного обращения служит обращение товаров. В процессе обращения деньги не покидают сферу обращения, а вновь и вновь обращаются в соответствии со своими функциями.

С позиций исторической эволюции среди денег выделяются две основные группы:

  • а) деньги, обладающие стоимостью, или материальной ценностью;
  • б) деньги, не имеющие материальной стоимости, или неполноценные деньги.

Первая разновидность есть так называемые товарные деньги, или натуральные (вещественные) деньги. Такие действительные деньги предстают в виде товаров, которые исторически выступали или выступают в роли всеобщего эквивалента. Товарные деньги имеют возможность существовать как деньги и как обыкновенный товар. Поэтому номинальная стоимость таких денег соответствует их реальной товарной стоимости.

Вторую группу образуют бумажные и кредитные деньги. Такие символические деньги выступают лишь как знаки стоимости. При рассмотрении функций денег была зафиксирована тенденция отмирания товарных или золотых денег и выдвижение на первый план символических денег. деньги монета кредитный вексель

Современные символические деньги принимают форму вещественных (наличных) и невещественных (безналичных) денег. Поэтому денежное обращение состоит из наличной и безналичной сферы.

Наличные деньги. Символические вещественные деньги состоят из наличных денег и кредитных денег (долговых обязательств или ценных бумаг -- векселя, чеки и т.д.). Наличные деньги, изготовленные из бумаги и неблагородных металлов (разменная монета), имеют стоимость, значительно меньшую их номинала. Такие символические знаки стоимости опираются на силу государства. Наличный бумажный оборот денег может быть представлен казначейскими билетами и банкнотами центрального банка страны. При этом надо признать, что на данный момент фактически утрачена разница между банкнотами и казначейскими билетами.

Сущность безналичных расчетов. Невещественными символическими деньгами выступают безналичные деньги. Безналичный денежный оборот -- это движение стоимости без участия наличных денег, посредством перечисления денежных средств (цифровых символов) по банковским счетам. Современная система безналичных расчетов функционирует при посредничестве специальных учреждений (банков), деятельность которых в свою очередь контролируется со стороны центрального банка страны. В центральном банке страны частные банки обязаны открывать свои корреспондентские счета для хранения свободных денежных средств -- собственных и позаимствованных. С использованием таких по сути «монастырских», или, как принято теперь их называть, корреспондентских счетов, осуществляются взаимные расчеты между частными коммерческими банками, в которых в свою очередь открываются текущие (расчетные) счета клиентов и проводят их платежи. Таким образом, система безналичных расчетов предполагает иерархию отношений между центральным банком, частными банками и хозяйствующими субъектами. Все хозяйствующие субъекты всех форм собственности обязаны хранить свои денежные средства на счетах в банках, выполнять другие требования, предъявляемые к денежному обороту.

Деньги, как известно, -- историческая категория. Они появились на определенном этапе развития общества. Поэтому при анализе видов и форм денег, как правило, рассматриваются результаты их эволюции, дифференциация содержания выполняемых общественных работ по функциям. Вместе с тем классификация форм и видов денег различными учеными-экономистами трактуется неоднозначно и представляется дискуссионной. Ряд авторов в качестве классификационного признака форм денег считают полноценные (реальные деньги), которые, в свою очередь, подразделяют на следующие виды: золотые и серебряные слитки, золотые и серебряные монеты, драгоценные камни и неполноценные деньги, которые подразделяются на следующие виды: субституты денег (банкноты центрального банка, монеты, казначейские билеты, средства на счетах до востребования в банках) и суррогаты денег (чеки, векселя, электронные деньги). Ряд других авторов, классифицируя деньги, подразделяют их по природно-функциональному признаку и выделяют три основных вида денег: товарные деньги, полноценные деньги, неразменные деньги.

В рамках вида денег выделяются денежные формы. Например, основными формами полноценных денег считаются слитки, монеты, банкноты с полным или частичным покрытием. К неразменным деньгам относятся бумажные, депозитные (векселя, чеки, пластиковые карты и т.д.) и электронные деньги.

Отдельные экономисты виды денег выделяют по разным признакам. Так, в историческом аспекте они различают полноценные металлические и неполноценные деньги. В зависимости от формы выделяют наличные (банкноты, монеты и казначейские билеты) и безналичные деньги, которые существуют в виде записей по счетам в банках (преимущественно в электронном виде).

Современное толкование понятия денег исключает товарную природу денег. Так, в новой экономической энциклопедии дается следующее определение денег: «Деньги-инструмент экономических отношений в обществе, являющийся:

мерой стоимости;

средством обмена;

удобной формой накоплений;

средством платежа и выступающий в форме мировых денег.

В процессе замещения полноценных денег бумажными денежными знаками возникла проблема увязки совокупной массы таких денежных знаков с потребностями оборота. Актуальность этой проблемы была обусловлена тем, что при выпуске в обращение денежных знаков сверх потребности в них возникает угроза их обесценения, чего не бывает при использовании золотых денег. В зависимости от особенностей выпуска в обращение денежные знаки, изготовленные из бумаги, делятся на:

бумажные деньги (казначейские билеты);

кредитные деньги (банкноты).

Билонная монета, разменная неполноценная металлическая монета, номинальная стоимость которой превышает стоимость содержащегося в ней металла и расходы на её чеканку. Б. м. является заместителем золота и в конечном счёте знаком стоимости. Действуя главным образом в розничном товарообороте, Б. м. выполняет только функции средства обращения и, ограниченно, средства платежа. С 1933 года во всех странах в обращение вводится только Б. м. Чеканится из серебра (невысокой пробы), меди, никеля, алюминия и других металлов. Чеканка Б.м., в отличие от чеканки полноценной монеты, приносит государству монетный доход и является закрытой, т. е. производится из принадлежащего ему металла. Выпуск Б.м. ограничен потребностями денежного оборота, а распределение его между монетами разного достоинства и предельный срок износа Б.м. устанавливается на основе практического опыта. Выпуск Б.м. строго ограничен потребностями денежного оборота. В царской России выпуск Б.м. был ограничен суммой 3 руб. на душу населения. В СССР выпускается разменная монета из недрагоценных металлов достоинством в 1 руб., 50, 20, 15, 10, 5, 3, 2 и 1 коп.

Бумажные деньги (казначейские билеты). Казначейские билеты - это бумажные деньги, выпускаемые казначейством, т.е. правительственным учреждением, владеющим кассовым исполнением государственного бюджета. Главной их особенностью является не то, что они изготовлены на бумаге, а то, что их выпуск государством (как правило, казначейством) обычно обусловлен потребностью в средствах для покрытия своих расходов. Обратный приток бумажных денег (казначейских билетов) происходит при уплате налогов и других платежей, в том числе за товары, работы и услуги и др.

Важнейший недостаток бумажных денег состоит в том, что они поступают в оборот без необходимой увязки с потребностями в денежных знаках. В связи с этим становится возможным чрезмерный (по сравнению с потребностью оборота) выпуск таких денег в обращение, при котором вполне вероятно обесценение денег, уменьшение их покупательской способности. Недостатки, присущие бумажным деньгам, могут в значительной мере устраняться благодаря применению кредитных денег. Выпуск казначейских билетов характерен для слаборазвитых стран. В России их нет.

Кредитные деньги - форма денег, возникающая в условиях развития товарного производства, когда купля и продажа осуществляется с рассрочкой платежа (в кредит). Появление кредитных денег связано с функцией денег как средства платежа, они замещают золото и бумажные деньги и являются основой современного платежно-расчетного механизма. На кредитных деньгах базируются внутреннее денежное обращение и международное денежный оборот.

Кредитные деньги - это знаки стоимости, которые возникают и функционируют в обращении на основе кредита. Они, как и полноценные деньги, возникли в процессе стихийного развития рыночных отношений, когда взаимное доверие субъектов рынка достигло такого уровня, который один из субъектов отважился передать второму товар или другую стоимость под обязательство заплатить в будущем. Само торговое обращение породило торговые деньги в форме долговой расписки, которые стали оборачиваться как средство обращения. Их появление так же связано с функцией денег как средства платежа, где деньги выступают обязательством, которое должно быть погашено через заранее установленный срок действительными деньгами.

Различат три основных вида кредитных денег: вексель, банкнота и чек, которые в обращении выступают обязательствами, например, центрального банка. Эти обязательства, обладая силой законного платёжного средства, эмитируются в двух формах - наличных денег и денег на счетах коммерческих банков и других учреждений в центральном банке.

Вексель - письменное безусловное обязательство должника уплатить определенную сумму в заранее оговоренный срок в установленном месте (простой, переводной, казначейский, банковский). Особенностью является абстрактность (не указан срок сделки), бесспорность (обязательная оплата долга), обращаемость. Он обслуживает только оптовую торговлю, сальдо взаимных требований погашается наличными деньгами, в вексельное обращение вовлечен ограниченный круг лиц. Он ограничен размерами резервного фонда предприятия-кредитора. Различают:

  • 1. Вексель домицилированный - вексель, на котором обозначено место платежа другое, чем местожительство векселедателя;
  • 2. Вексель казначейский - краткосрочный вексель, выпускаемый государством для покрытия своих расходов;
  • 3. Вексель коммерческий - вексель, выдаваемый заемщиком кредитору при залоге товара;

Вексель краткосрочный - вексель, подлежащий оплате по требованию или в течение самого непродолжительного времени.

Переводный вексель (тратта) представляет собой письменный документ, содержащий безусловный приказ векселедателя плательщику уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в определенном месте получателю или его приказу. Главное отличие переводного векселя от простого, по существу являющегося долговой распиской, заключается в том, что он предназначен для перевода, перемещения ценностей из распоряжения одного лица в распоряжение другого. Выдать (трассировать) переводный вексель - значит принять на себя обязательство гарантии акцепта и платежа по нему. Следовательно, трассировать на другого возможно лишь в том случае, еслитрассант (векселедатель) имеет утрассата (плательщика) в своем распоряжении ценность не менее суммы трассируемого векселя. В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель, первый приобретатель (или векселедержатель), получающий вместе с векселем право требовать и платеж по нему, и плательщик(трассат), которому векселедержатель предлагает произвести платеж.

Векселедержатель -- владелец векселя, имеющий право на получение указанной в нем суммы денег. Векселедержатель, обозначенный в качестве получателя в самом векселе, называется первым векселедержателем (ремитентом). При передаче векселя законным векселедержателем является лицо, основывающее свое право на непрерывном ряде индоссаментов. Векселедержатель имеет право на сам вексель; он обязан отдать его тому, кто лишился владения векселем, лишь в том случае, если приобрел вексель недобросовестно или, приобретая совершил грубую неосторожность. Векселедержатель имеет право на получение платежа по векселю от акцептанта (векселедателя простого векселя), а также в порядке регресса от всех других ответственных лиц (индоссантов, авалистов). Векселедержателю принадлежит также ряд других прав (совершения протеста, предъявления судебных исков и т. п.), предусмотренных законодательством.

Векселедатель (должник) - лицо, выписывающее и выдающее вексель в счет погашения задолженности по оплате товарно-материальных ценностей, работ или услуг векселедержателю (кредитору).

Индоссамнт -- лицо, передающее свои права по векселю другому лицу (индоссату), о чём первое лицо указывает в передаточной надписи на обороте векселя. Индоссант несёт ответственность не только за существование права, но и за его осуществление.

Индоссат - лицо, принимающие права от индоссанта по векселю.

Трассант - векселедатель переводного векселя, лицо, создавшее, выпустившее в обращение данный переводной вексель.

Трассат - плательщик по переводному векселю, лицо, в чей адрес отдан приказ заплатить по переводному векселю. Трассант (векселедатель) может назначить самого себя трассатом (плательщиком). Например, банк может выпустить переводной вексель на самого себя.

Индоссамент - это передаточная надпись, совершаемая на векселях, чеках, коносаментах и других ценных бумагах надпись с целью передачи прав требования по этим документам или обеспечения каких-либо иных требований.

Аваль - это надпись на векселе, которая индоссирует или гарантирует вексель. Аваль выражается словами «считать за аваль», «как поручитель», «как гарант» и т.п. Аваль проставляется на лицевой стороне векселя или на добавочном листе - аллонже. Аваль должен обязательно содержать подпись авалиста.

Аллонж -- дополнительный лист бумаги, прикреплённый к векселю, на котором совершаются передаточные надписи, если на оборотной стороне векселя они не умещаются.

Акцепт -- ответ лица, которому адресована оферта, о её принятии. Акцепт -- согласие на оплату. По российскому законодательству акцепт должен быть полным и безоговорочным (принятие предложения на иных условиях признаётся новой офертой).

Коммерческий вексель - выдаётся под залог товара и обеспечиваются денежными средствами, которые векседатель получит от продажи товаров, приобретённых с помощью векселя. Коммерческие векселя основаны на реальной сделке по купле-продаже товаров в кредит. Покупатель (векседатель) получается возможность отодвинуть сроки платежа, а продавец может сразу получить часть стоимости проданных товаров с помощью учёта (продажи) векселя у другого лица.

Финансовый вексель - это вексель, плательщиками по которому выступают банки. В России его называют банковским векселем. Этот вексель является долговым обязательством, эмитируемым банком с целью привлечения временно свободных денежных средств.

Учёт векселя -- передача векселя векселедержателем банку для получения вексельной суммы до наступления даты платежа. За учёт векселя банк взимает плату в виде процента от вексельной суммы. Данный процент называется учётной ставкой или учётным процентом, или дисконтом. Иными словами учёт векселя - это покупка векселя банком по цене ниже вексельной суммы, с дисконтом.

Акцептование векселя - вексель (счет) с обязательством оплатить его при предъявлении и наступлении обусловленного срока, указанного в этом документе, или имеющий согласие банка гарантировать оплату указанной в нем суммы. Акцептованный вексель обычно оформляется надписью типа «акцептован», «принят», «обязуюсь оплатить» или просто подписью плательщика на его оплату. Плательщик становится акцептантом - главным вексельным должником, отвечающим за его оплату в установленный срок. В случае неплатежа держатель векселя имеет право на прямой иск против акцептанта.

Авалирование векселей - это принятие банком обязательств по полной или частичной оплате векселя за одного из обязанных по векселю лиц.

Инкассирование денег - получение денег по векселю.

Банкнота - это билет центрального государственного банка, который выступает в качестве платёжного средства на всей территории государства. Банкнота является синонимом денежного знака, имеет определённую стоимость, которая может быть номинальной и реальной. В отдельных странах свободное хождение других валют запрещено. В нескольких государствах, напротив, нет своих национальных банкнот, и они используют чужие.

Срочность. Банкнота является бессрочным средством платежа, всегда обладает определённой стоимостью, которая зависит от финансово-экономической ситуации, всегда принимается в качестве средства оплаты. Вексель является срочным обязательством и подлежит погашению в срок, который указан в его тексте.

Гарантированность и обеспечение. Гарантом долгов центрального банка выступает государство, они обеспечены золотовалютными резервами страны. Вексель покрывается только имуществом должника, именно векселедатель отвечает за возврат суммы долга.

Обращаемость. Денежная банкнота действительна на территории всего государства и при соблюдении определённых условий может конвертироваться в иные валюты. Вексель действителен лишь при предъявлении должнику, но может выступать в качестве платёжного средства при соглашении сторон.

Бумажные деньги, возникшие как бумажные знаки (представители) золота и серебра, наделенные принудительным номиналом, со временем перестали размениваться на металл и постепенно стали соответствовать своему названию, превратившись в листочки бумаги, подкрепляемые только властной силой государства с устанавливаемым им курсом.

Банкнота (банковский билет) -- денежные знаки, выпускаемые в обращение и гарантируемые центральными (эмиссионными) банками. В настоящее время являются основным видом бумажных денег. Т. е. банкнота - это 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей бумажками.

Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путём выписывания чеков, чекодержателем - лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком- банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чеки могут использоваться для получения наличных денег, для осуществления безналичных платежей, чеками можно рассчитываться за товары и услуги. В соответствии с этим из общей массы чеков выделяются расчетные чеки, предназначенные исключительно для осуществления безналичных платежей путем списания с одного счета и записи на другой.

Т.к. чек является частным долговым обязательством, он имеет определенные сроки использования. Они, как правило, составляют: во внутреннем обороте - 10 дней; в международном - 20-70 дней.

Чеком признается документ установленной формы, содержащий ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

В зависимости от характера владения и использования различают именные, ордерные и предъявительские чеки. Именной чек выписывается на определенное лицо с оговоркой «не приказу», такой чек не может далее обращаться, переходить из рук в руки по передаточной надписи. В российской практике все чеки, используемые для получения наличных денег, являются именными.

Ордерный чек выписывается на определенное лицо с оговоркой «приказу» или без нее, т. е. он может обращаться, передаваться держателем по индоссаменту другим лицом. Предъявительский чек выписывается на предъявителя или без указания чекодержателя и обращается путем простого вручения. Если ордерный чек содержит бланковый индоссамент, то чек обращается также путем вручения, без совершения передаточной надписи.

Электронные деньги - это денежные единицы определенного количества и определенной валюты, которые хранятся и передаются с помощью электронных носителей. Основным таким средством является пластиковые карточки с чипом, которые обслуживают банкоматы и кассовые терминалы.

Электронные деньги - это система, через которую передаются Денежные обязательства.

Закон денежного обращения показывает, сколько нужно наличных денег для экономики страны.

Закон по К. Марксу: «Сумма цен по реализуемым товарам, работам или услугам минус сумма цен по товарам, работам или услугам, проданным с рассрочкой платежа, срок оплаты которых еще не наступил, плюс сумма цен по реализованным товарам, оплаченным с прошлых периодов, минус взаимопогашаемые платежи».

На денежную массу влияют два фактора:

  • 1) количество денег, которое определяется государством - эмитентом денег, его законодательной властью;
  • 2) скорость обращения денег, влияние обратно пропорционально на величину денежной массы в обращении. Она определяется количеством оборота рубля, которое он совершит в процессе выполнении ими функции обращения и платежа за определенный период времени.

Количество денег в обращении (денежная масса) должна соответствовать росту национального продукта и скорости обращения денег.

Денежная масса - совокупность наличных денег, находящихся в обращении, и остатков безналичных средств на счетах, которыми располагают физические, юридические лица и государство.

Для анализа состояния денежного обращения кроме показателя денежной массы необходимо использовать показатели скорости обращения денег. Скорость обращения денег характеризует интенсивность движения денег как средства обращения и средства платежа, т.е. показывает количество сделок, которое обслуживает каждая денежная единица в течение года.

Денежная база - это сумма наличных денег и денежных средств коммерческих банков, депонированных в Центральном банке в качестве обязательных резервов. С помощью этих денег Центральный банк выполняет свои обязательства перед коммерческими банками и государственными органами.

Главным регулирующим органом в области денежного обращения в Российской Федерации является Центральный банк России. В соответствии с действующим законодательством на него возложены обязанности по осуществлению, разработке и проведению денежно-кредитной политики государства, эмиссии денег, поддержанию устойчивости рубля и его покупательной способности, организации денежного обращения. Центробанк России устанавливает общий объем и структуру денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики, определяет правила движения безналичных денег, а также порядок перевозки, хранения, инкассации наличных денежных знаков. На Банк России также возложены контрольные и надзорные полномочия в области денежного обращения.

Список использованной литературы

  • 1. Конституция РФ, //www.consultant.ru
  • 2. Белоусовы. Финансовый контроль в бюджетной сфере //«Экономист». 2007 г. № 4.
  • 3. Тедеев А.А., Парыгина В.А. «Финансовое право» // М., 2004 г.Вопросы экономики. 2005 г. № 3.
  • 4. Закон РФ № 151-ФЗ «О налоговых органах Российской Федерации» от 8 июля 1999г (с изм.), //www.consultant.ru
  • 5. Положение о Министерстве финансов РФ, //www.consultant.ru6. Положение о Федеральном казначействе РФ, //www.consultant.ru
  • 6. Деньги, кредит, банки /Под ред. О.Н. Лаврушина, М.: Финансы и статистика, 1998 г.
  • 7. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика - М.: Новое время, 1998
  • 8. Настольная книга финансиста /Под. Ред. В.Г. Панского. - М.: Высшая школа, 1995 г.
  • 9. Общая теория денег и кредита /Под ред. Е.Ф. Жукова - М.: ЮНИТИ, 1995.
  • 10. Общая теория финансов: Учебник для вузов. /Под. Ред. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы и статистика, 1995 г.
  • 11. Финансы / Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999 г.
  • 12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями 24 июля 2007 г.) Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года.

Вопросы: 1. Появление, сущность и функции денег.

2. Виды денег, их свойства и характеристика.

3. Понятие денежного обращения. Наличное и безналичное обращение. 4. Денежная масса. Закон денежного обращения. Скорость обращения денег.

5. Денежная система и ее элементы. Денежная система России.

6. Инфляция и формы ее проявления. Особенности инфляционного процесса в России.

Тема 1.2. Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.

Вопросы: 1. Социально-экономическая сущность и функции финансов. Роль финансов. Денежные отношения и финансовые отношения.

2. Финансовая система. Ее структура.

3. Управление финансами.

4. Финансовая политика.

5. Финансовый контроль. Сущность, виды, формы, методы.

Тема 1.3. Государственные финансы.

1. Социально-экономическая сущность и роль

бюджета государства

2. Состав и структура расходов федерального бюджета

3. Состав и структура доходов федерального бюджета

4. Бюджетный дефицит и методы его финансирования

5. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов. Управление государственным кредитом. Российская Федерация как заемщик, гарант и кредитор. 6. Понятие бюджетного планирования, бюджетного процесса, основы и принципы его организации методы его финансирования в России

7. Сущность и роль территориальных финансов в экономическом и социальном развитии административно-территориальных образований. Состав территориальных финансовых ресурсов. Законодательная основа территориальных финансов

8. Внебюджетные фонды Российской Федерации. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов

9. Экономические основы и принципы социального обеспечения

10. Государственные пенсии, социальные пособия

Тема 1.4. Финансы предприятий различных форм собственности.

Вопросы: 1. Сущность и функции финансов коммерческих предприятий и организаций.

2. Принципы организации финансов предприятия.

3. Факторы, влияющие на организацию финансов предприятия.

4. Выручка от реализации продукции. Понятие амортизации и ускоренной амортизации.

5. Основные и оборотные средства, нематериальные активы: понятие и общая характеристика.

6. Прибыль и рентабельность как показатели эффективности деятельности предприятия. Распределение прибыли предприятия. Виды рентабельности.

7. Характеристика и методики расчета основных показателей финансового состояния предприятия.

8. Особенности финансовой деятельности при различных организационно- правовых формах хозяйствования.

9. Финансовое планирование: сущность и содержание.

10. Финансовые аспекты составления бизнес-плана.

Тема 1.5. Система страхования.

Вопросы: 1. Понятие и социально-экономическое содержание процесса страхования. Страховой рынок. Участники страховых отношений.

2. Классификация и виды страхования. Организация процесса страхования в РФ

3.Экономико-финансовые основы страхования

Раздел 2. Кредит. Банки. Ценные бумаги.

Тема 2.1. Ссудный капитал и кредит.

Вопросы: 1. Кредит как форма движения ссудного капитала.

2. Этапы развития кредитных отношений. Основные принципы кредита. Функции кредита.

3. Классификация кредитов. Формы кредитов.

Тема 2.2. Банки. Банковская система.

Вопросы: 1. Понятие банка и банковской системы. Центральный банк и его функции

2. Коммерческие банки

    Активные и пассивные операции банков. Комиссионные и трастовые операции банков. Прибыль банка. Ликвидность банка. Корреспондентские отношения между банка

4. Безналичные расчеты. Формы и принципы организации. Расчеты пластиковыми карточками.

Тема 2.3. Рынок ценных бумаг.

Вопросы: 1. Рынок ценных бумаг: основные понятия.

2. Структура рынка, виды ценных бумаг.

Раздел 3. Финансирование и кредитование капитальных вложений.

Тема 3.1. Капитальные вложения.

Вопросы: 1. Основные понятия финансирования и кредитования капитальных вложений.

2. Структура капитальных вложений.

3. Источники формирования средств на капитальные вложения

4. Принципы краткосрочного и долгосрочного кредитования. Виды долгосрочных кредитов. Обязательные условия долгосрочного кредитования.

Тема 3.2. Инвестиции. Инвестиционная политика.

Вопросы: 1. Понятие инвестиций и их виды.

2. Рисковые инвестиции. Портфельные инвестиции. Прямые инвестиции. Аннуитет. Трансфертные инвестиции. Инвестиционная политика государства.

Раздел 4. Валютная система и международные кредитные отношения.

Тема 4.1 Мировая валютная система. Валютная система РФ.

Вопросы: 1. Мировая валютная система.

2. Валютная система РФ.

3. Платежный баланс РФ.

4. Проблемы внешней задолженности РФ

Тема 4.2. Международные кредитные отношения.

Вопросы: 1. Понятие международного кредита, его функции и классификация его форм.

2. Кредитование внешней торговли

3. Международный долгосрочный кредит

4. Международные валютно-кредитные организации

Раздел 1. Финансовая система.

Тема 1.1. Деньги, денежное обращение.

    Появление, сущность и функции денег.

Роль денег в современной рыночной экономике.

Появление денег связано с уходом от натурального хозяйства, возникновением общественного разделения труда, обменом продуктами труда и необходимостью соизмерения разных продуктов труда.

Для натурального хозяйства, свойственного низкому уровню развития производительных сил, было характерно производство продукции для собственного потребления. Обмен касался лишь случайно оставшихся излишков. Общественное разделение труда (выделение земледелия, скотоводства, а затем ремесел) вызвало к жизни постоянный обмен продуктами труда, т.е. необходимость товарного производства. Обмен - это движение товара от одного товаропроизводителя к другому и предполагает эквивалентность (скот = зерну = топору = холсту), что требует соизмерения разных по виду, качеству, форме, назначению товаров.

Основой для соизмерения разных товаров является стоимость товаров , т.е. общественный труд, затраченный в процессе производства товара и овеществленный в этом товаре. При обмене одного товара на другой на рынке общество тем самым подтверждает, что на эти товары затрачен труд, т.е. оба товара имеют стоимость. В связи с тем, что труд, затраченный на производство отдельных товаров, различен, товары имеют разную стоимость. Отсюда возникает необходимость количественно измерить общественный труд или стоимость, т.е. появляется понятие меновой стоимости (1 овца равна 1 мешку зерна).

Меновая стоимость - это способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях, т.е. обеспечивается количественное сравнение товаров.

При натуральном производстве продукт удовлетворял потребности производителя и его семьи, т.е. для них он имел значение как потребительная стоимость (способность продукта удовлетворять какую-либо потребность человека). При производстве товара для обмена товаропроизводитель интересуется прежде всего его стоимостью и только во вторую очередь - потребительной стоимостью, ибо если товар не обладает потребительной стоимостью, то он никому не нужен и его невозможно обменять.

Итак, продукт, не предназначенный для обмена, имеет лишь потребительную стоимость для производителя. Товар при обмене должен обладать стоимостью для производителя и потребительной стоимостью для покупателя.

Эволюция процесса обмена товаров привела к развитию форм стоимости товаров . Выделяют четыре формы стоимости: простую (или случайную), развернутую, всеобщую и денежную.

Первая форма - простая , или случайная , форма стоимости свойственна низкой ступени развития производительных сил. При натуральном хозяйстве избыток продуктов возникал лишь периодически от случая к случаю. Товары, попавшие на рынок, случайно измеряли свою стоимость через посредство другого товара. Меновая стоимость при таком обмене резко колебалась во времени и пространстве. Однако уже в этой простой форме стоимости заложены основы будущих денег (например, 1 овца равна 1 мешку зерна).

Для скотовода овца важна не как потребительная стоимость, а как стоимость, которая проявляется только в обмене на рынке. Ему нужна потребительная стоимость зерна. На рынке товар-овца ищет своего антипода и играет активную роль, так как скотовод стремится найти зерно в обмен на свой товар. Зерно служит материалом (формой) для выражения стоимости овцы, т.е. пассивно отражает общественный труд, затраченный на выращивание овцы. Следовательно, зерно становится внешним проявлением общественного труда, т.е. эквивалентом, и находится в эквивалентной форме стоимости.

Эквивалентная форма стоимости имеет следующие особенности:

Потребительная стоимость товара-эквивалента (зерна) служит формой проявления своей противоположности - стоимости товара (овцы);

Труд частный, индивидуальный труд, затраченный на производство товара-эквивалента (зерна), выражает свою противоположность - общественный труд;

Конкретный труд, заключенный в товаре-эквиваленте (зерне), служит формой проявления абстрактного труда.

Вторая - это развернутая форма стоимости . С дальнейшим разделением труда и ростом производства все больше продуктов-товаров поступает на рынок. Один товар встречается при обмене с множеством других товаров-эквивалентов. Например,

1 мешок зерна = 1овце

1 топору

1 аршину холста и т.д.

Третья - всеобщая форма стоимости , когда товар становится главной целью производства. Каждый товаропроизводитель за продукт своего труда стремился получить всеобщий товар, который нужен всем. В связи с такой объективной необходимостью из товарной массы стали выталкиваться товары, выполняющие роль всеобщего эквивалента. Всеобщими эквивалентами становились скот, меха, у племен Центральной Африки - слоновая кость. Однако на этой роли такие товары задерживались не надолго, поскольку не удовлетворяли требованиям товарного обращения и по своим свойствам не соответствовали условиям эквивалентности.

В результате развития обмена всеобщим эквивалентом в течение длительного периода становится один товар, преимущественно металл. Этот процесс конструирования товара на роли всеобщего эквивалента - очень сложный и длительный. Он определил появление четвертой формы - денежной формы стоимости .

Для денежной формы стоимости характерны следующие черты:

Один товар монополизирует на продолжительное время роль всеобщего эквивалента;

Натуральная форма денежного товара срастается с его эквивалентной формой. Это означает, что потребительная стоимость товара-денег внешне скрывается, а остается лишь его всеобщая общественная форма ценности.

Деньги по своему происхождению - это товар. Выделившись из общей товарной массы, они сохраняют товарную природу и имеют те же два свойства, что и любой другой товар. Деньги возникли стихийно из обмена. В роли денег выступали разные товары, но более пригодными оказались драгоценные металлы - серебро и золото.

Деньги - историческая категория, развивающаяся на каждом этапе товарного производства и наполняющаяся новым содержанием, которое усложняется с изменением условий производства. В далеком прошлом всеобщим эквивалентом выступали меха, скот, украшения. Позже, когда обмен принял систематический характер, в роли денег стали использоваться металлы, вначале медь, затем серебро и, наконец, золото.

Таким образом, особенность денег выражается в следующем:

Деньги - это стихийно выделившийся товар;

Деньги - это особый привилегированный товар, играющий роль всеобщего эквивалента;

Деньги разрешили противоречия между потребительной стоимостью и стоимостью, свойственные всем товарам, в том числе и деньгам.

Для превращения товара в деньги необходимо:

Общее признание данного факта как покупателем, так и продавцом, т.е. оба субъекта не могут отказаться при обмене своих ценностей на данный товар-деньги;

Наличие особых физических свойств у товара-денег, пригодных для постоянной обмениваемости;

Длительное выполнение товаром-деньгами роли всеобщего эквивалента.

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннюю основу, содержание денег.

Деньги выполняют следующие пять функций: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения и мировые деньги .

    Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Однако не деньги делают товары соизмеримыми, а общественно необходимый труд, затраченный на производство товаров, создает условия их уравнивания. Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные деньги (серебро и золото), обладающие стоимостью, могут стать мерой их стоимости. При этом измерение стоимости товаров деньгами происходит идеально, т.е. у товаровладельца не обязательно должны быть наличные деньги.

Стоимость товара, выраженная в деньгах, называется ценой . Она определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство и реализацию. В основе цен и их движения - закон стоимости. Цена товара формируется на рынке, и при равенстве спроса и предложения на товары она зависит от стоимости товара и стоимости денег. При функционировании действительных денег цена на товары прямо пропорциональна стоимости этих товаров и обратно пропорциональна стоимости денег. В связи с несоответствием спроса и предложения на рынке цена товара неизбежно отклоняется от его стоимости. По таким отклонениям цен (вверх и вниз) от стоимости товаропроизводителя определяют, каких товаров произведено недостаточно, а каких - в избытке.

При золотом стандарте цены зависели от стоимости товара, поскольку стоимость денег-золота была относительно постоянной. При бумажно-денежной и банкнотной системах цены на товары выражаются в знаках стоимости, не обладающих собственной стоимостью, поэтому они не могут точно отражать ценность товаров. Отсюда вытекают различия в ценах одного и того же товара, что затрудняет принятие товаропроизводителем правильных рациональных решений о производстве товаров.

Количественная оценка стоимости товара в деньгах, т.е. цена товара, обеспечивает возможность соизмерения не только продуктов общественного труда, но и части одного и того же денежного товара - серебра или золота. Для сравнения цен разных по стоимости товаров необходимо свести их к одному масштабу, т.е. выразить их в одинаковых денежных единицах. Масштабом цен при металлическом обращении называется весовое количество денежного металла, принятое в данной стране за денежную единицу и служащее для измерения цен всех других товаров.

    Товарное обращение включает: продажу товара, т.е. превращение его в деньги, и куплю товара, т.е. превращение денег в товары (Т - Д - Т). В этом процессе деньги играют роль посредника в процессе обмена. Функционирование денег в качестве средства обращения создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене товара на товар. Деньги остаются постоянно в обмене и непрерывно его обслуживают. Это значит, что деньги способствуют развитию товарного обмена.

    Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая его владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Для образования сокровищ деньги извлекаются из обращения, т.е. акт продажа-купля прерывается. Однако простое накопление и сбережение денег владельцу дополнительного дохода не приносят.

    В силу определенных обстоятельств товары не всегда продаются за наличные деньги. Причины: неодинаковая продолжительность периодов производства и обращения различных товаров, а также сезонный характер производства и сбыта ряда товаров, что создает нехватку дополнительных средств у хозяйствующего субъекта. В результате возникает необходимость купли-продажи товара с рассрочкой платежа, т.е. в кредит. Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую форму движения: Т - О, а через заранее установленный срок: О - Д (где О - долговое обязательство). При таком обмене нет встречного движения денег и товара, погашение долгового обязательства является завершающим звеном в процессе купли-продажи. Разрыв между товаром и деньгами во времени создает опасность неплатежа должника кредитору.

    Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег. Они функционируют как всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство и всеобщая материализация общественного богатства. Мировые деньги в качестве международного средства выступают при расчетах по международным балансам: если платежи данной страны за определенный период превышают ее денежные поступления от других стран, то деньги представляют собой средство платежа.

Все пять функций денег представляют собой проявление единой сущности денег как всеобщего эквивалента товаров и услуг; они находятся в тесной связи и единстве. Логически и исторически каждая последующая функция предполагает известное развитие предыдущих функций.

Из сказанного вытекают три основных свойства денег, раскрывающих их сущность:

Деньги обеспечивают всеобщую непосредственную обмениваемость. На них покупается любой товар;

Деньги выражают меновую стоимость товаров. Через них определяется цена товара, а это дает количественное сравнение разных по потребительным стоимостям товаров;

Деньги выступают материализацией всеобщего рабочего времени, заключенного в товаре.

Роль денег в современной рыночной экономике. Современный капитализм обусловил модификацию функций денег. Всеобщий характер товарно-денежных отношений вызвал и полное развитие денег как всеобщего эквивалента. В сегодняшнем обществе все товары, услуги, природные ресурсы, а также способность людей к труду приобретают денежную форму. Качественно новая роль денег (в отличие от денег простого товарного производства) заключается в том, что они превращаются в денежный капитал, или самовозрастающую стоимость. Эта роль прослеживается через пять прежних функций.

В первой функции деньги не только измеряют стоимость всех товаров и услуг, но и капитала. При купле-продаже различных ценностей за наличный расчет деньги выступают средством обращения как товара, так и капитала. Деньги как средство накопления и сбережения концентрируются в кредитной системе и обеспечивают владельцу прибыль. Накопление в форме тезаврации золота (накопление золота в форме слитков, монет, украшений отдельными лицами, путем покупки его на рынке в обмен на свою национальную денежную единицу)защищает денежные богатства от обесценения. Деньги обслуживают разнообразные платежные отношения, в том числе и трудовые. Именно эта функция денег обеспечила широкое развитие капиталистической кредитной системы. Функционируя на мировом рынке, деньги обеспечивают перелив капитала между странами. Деньги обслуживают производство и реализацию общественного капитала через систему денежных потоков между сферами хозяйства, отраслями производства и регионами страны. Организаторами этих денежных потоков являются государство, хозяйствующие субъекты и отчасти отдельные лица. Причем оборот стоимости общественного продукта начинается и заканчивается у владельца капитала.

Четверть века, истекшая от начала первой до начала второй мировой войны, внесла много нового в денежно-кредитную сферу. Естественно, что попытка осмыслить это новое привела к пересмотру некоторых устоявшихся в зарубежной литературе взглядов по вопросам денежного обращения и кредита.
Вызванная первой мировой войной н ее последствиями расшатанность устоев капиталистической системы не могла не сказаться на денежно- кредитной сфере. Довоенная денежная система рухнула под тяжестью мировой войны, вызвавшей огромные расходы, истощение хозяйства воевавших стран и рост государственной н международной задолженности.
Невиданный размах инфляции, которая приобрела мировой характер, явился одним из показателей общего кризиса капиталистической системы.
Еще в 1920 г., охарактеризовав иа II конгрессе Коминтерна вызванное войной обесценение валют европейских стран, Ленин сказал:
„Этот факт показывает, что механика мирового капиталистического хозяйства распадается целиком. Тех торговых отношений, на которых держится при капитализме получение сырья и сбыт продуктов, нет возможности продолжать; нет возможности продолжать их именно на почве подчинения целого ряда стран одной стране-в силу изменения стоимости денег" 1.
Кризис капиталистической системы проявился также в неспособности капитализма восстановить и сохранить устойчивость денег, необходимую для обеспечения нормального хода капиталистического воспроизводства и нормальных мирохозяйственных связей.
Еще до начала мирового экономического кризиса 1929 г. в речи на пленуме ЦК ВКП(б) в апреле 1929 г. товарищ Сталин подчеркивал, „...что капиталистическая стабилизация не прочна и ие может быть прочной, что она расшатывается и будет расшатываться х о долг событий, ввиду обострения кризиса мирового капитализма"2.

Непрочность послевоенной стабилизации и, в частности, послевоенной организации денежно-кредитных систем со всей силой обнаружилась в ходе мирового экономического кризиса 1929-1033 гг. Этот кризис оказался самым ватяжным и самым тяжелым из всех мировых экономических кризисов именно потому, что ои разыгрался в условиях общего кризиса капитализма. Как указывал товарищ Сталин,.. .„кризис не ограничился сферой производства и торговли и захватил также кредитную систему, валюту, сферу долговых обязательств и т. д., разбив традиционно установившиеся отношения как между отдельными странами, так и между социальными группами в отдельных странах*1.
Отмеченная товарищем Сталиным в ходе мирового экономического кризиса ломка традиционно установившихся отношений между отдельными странами и отдельными социальными группами проявилась в разнообразных формах, побуждая к пересмотру ряда привычных представлений.
Так, например, еще накануне мирового валютного кризиса, начало которому положил крах золотого стандарта в Англин 21 сентября 1931 г., отмеченная ломка чрезвычайно ярко обнаружилась в движении краткосрочных кредитов н в сфере связанных с ними долговых отношений.
Обычная в условиях экономических кризисов погоня за наличными деньгами, вызываемая нарушениями в процессе кругооборота капятала и, в синаи с этим, недостатком капитала в денежной форме, достигла небывалых размеров во время мирового экономического кризиса 1929- 1933 гг.
Иностранные краткосрочные вложения, накопившиеся, главным образом, н период стабилизации валют в немногих «золотых центрах", лихорадочно изымались, создавая угрозу для самой устойчивостя’этих центров. Нарастание этой угрозы еще более подгоняло истребование краткосрочных вложений кредиторами, а также бегство национальных капиталов из ряда стран. Атаку на золотые запасы поочередно испытывали Англин, США и Франции пп протяжении 1931-1930 гг.
Іі этих условиях обычные причины движения краткосрочных вложений, а именно изменении на стороне платежного баланса, оказались почти невесомыми перед лицом новых факторов, порожденных обстановкой общего кризиса капитализма.
Чисто коммерческие стимулы миграции капитала и, в частности, притягательное значение дли краткосрочных вложений стран с более высокой учетной ставкой в большой мерс утратили езое значение.
Достаточно указать, что повышение учетной ставки в странах, подвергнувшихся золотой атаке, не обеспечило прилива капитален! в зти страны, как но приостановило и их изъятия и утечки из этих стран.
II причины истребования краткосрочных вложений, и выбор кредиторами убежнщпдли них определялись новыми, непривычными для предшествующих периодов моментами, в первую очередь стремлением к
максимальной мобильности и ликвидности капиталов в условиях обо* стряющейся политической и экономической; неустойчивости капитализма.
Неслучайно, что в зарубежной литературе, особенно под влиянием мирового экономического кризиса, приобрели такое большое распространение мотивы „антиципации1\

Еще по теме ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И КРЕДИТА В ОСВЕЩЕНИИ СОВРЕМЕННЫ К БУРЖУАЗНЫХ ЭКОНОМИСТОВ:

  1. 5. Советская модель \r\nэкономики и советская \r\nэкономическая наука
  2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И КРЕДИТА В ОСВЕЩЕНИИ СОВРЕМЕННЫ К БУРЖУАЗНЫХ ЭКОНОМИСТОВ

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право - Корпоративное право - Криминалистика - Криминология - Маркетинг -