Что представляет собой «черная» бухгалтерия. Конспирация «черной» бухгалтерии и «серой» зарплаты

Контролировать соблюдение законодательства о налогах и сборах обязана налоговая служба (ст. 87 НК РФ). Полиция может принимать участие в выездных налоговых проверках только вместе с проверяющими из налоговой инспекции (ст. 36 НК РФ, пп. 28 п. 1 ст. 13 Закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», далее — Закон № 3-ФЗ). До 2009 года сотрудники органов внутренних дел могли проверять хозяйственную деятельность фирмы самостоятельно, однако теперь такого права у них нет.

Для привлечения полицейских к проверке налоговая инспекция направляет в органы внутренних дел запрос (п. 7 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной 30.06.2009 приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347).

В п. 8 этой Инструкции прописано, что основаниями для участия полиции в проверке могут быть:

а) наличие у ИФНС данных о возможных нарушениях организацией законодательства о налогах и сборах и необходимость проверки этих данных с участием сотрудников органов внутренних дел;

б) наличие у органов внутренних дел данных о нарушениях законодательства о налогах и сборах. В этом случае полицейские отправляют эти сведения в налоговую инспекцию (п. 2 ст. 36 НК РФ), а она, в свою очередь, назначает выездную налоговую проверку с участием силовиков;

в) необходимость привлечения сотрудников ОВД для участия в проведении конкретных действий налогового контроля (выемка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т. д.);

Размеры «бедствия»

К крупной относится недоимка по налогам (сборам), которая превышает:

  • либо 2 000 000 руб. в течение трех лет подряд, если доля недоимки превышает 10% от суммы налогов (сборов), подлежащих уплате;
  • либо превышающая 6 000 000 руб.

К особо крупной относится недоимка по налогам (сборам), которая превышает:

  • либо 10 000 000 руб. в течение трех лет подряд, если доля недоимки превышает 20% от суммы налогов (сборов), подлежащих уплате;
  • либо превышающая 30 000 000 руб.

Такие критерии установлены в Уголовном кодексе РФ (прим. 1 к ст. 199).

г) необходимость содействия должностным лицам налоговой инспекции, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Сотрудники органов внутренних дел включаются в состав проверяющей бригады налоговой инспекции. При этом полицейские могут пользоваться всеми методами проведения контрольных мероприятий, которые предусмотрены Законом № 3-ФЗ и Законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Следует иметь в виду, что инспекция не обязана предупреждать организацию о проведении выездной проверки с участием силовиков. Поэтому приход незваных гостей, которые, как известно, хуже татарина, становятся для бухгалтера весьма неприятным сюрпризом.

«Мы в ответе за тех...»

Спешим добавить ложку меда в эту бочку дегтя - визитеров в погонах гораздо больше нужно бояться руководителю, а не бухгалтеру. Справедливости ради нужно отметить, что бухгалтеров привлекают к ответственности гораздо реже, чем руководителей фирмы. По данным правоохранительных органов, бухгалтера удается привлечь к уголовной ответственности в 20–25% случаев. Да и такую меру ответственности, как лишение свободы, назначают лишь в исключительных и «особо крупных» случаях.

По закону ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет именно руководитель организации (ст. 6 Закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете») (далее - Закон № 129-ФЗ). Поэтому при выявлении налоговых нарушений проверяющие привлекают к административной и уголовной ответственности именно его. И уж потом, если есть соответствующие доказательства, пытаются привлечь бухгалтера.

Дело в том, что неуплата налогов не всегда образует состав преступления. Для того чтобы привлечь бухгалтера к ответственности, правоохранительным органам нужно доказать, что он не платил налоги умышленно. Иными словами, что бухгалтер был осведомлен о преступных намерениях руководителя. А если удастся доказать не только осведомленность, но и преступный умысел главбуха, то можно считать, что уголовное дело в шляпе.

Ответственность за преступления в сфере экономической деятельности

Статья

Ответственность

198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»

Крупный размер:

  • штраф от 100 000 до 300 000 руб.
  • лишение свободы на срок до 1 года

Особо крупный размер:

Штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от 1,5 до 3 лет

Лишение свободы на срок до 3 лет

199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»

Крупный размер:

Штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от 1 года до 2 лет

Арест на срок от 4 до 6 месяцев

  • лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Особо крупный размер, если деяние совершено группой лиц по предварительному сговору:

Штраф от 200 000 до 500 000 руб.

Штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от 1 до 3 лет

199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»

Крупный размер:

Штраф от 100 000 до 300 000 руб.

Штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от 1 года до 2 лет

Арест на срок от 4 до 6 месяцев

Лишение свободы на срок до 2 лет

Лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Особо крупный размер:

Штраф от 200 000 до 500 000 руб.

Штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от 2 до 5 лет

Лишение свободы на срок до 6 лет

Лишение свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов»

В налоговом преступлении по ст. 119.2 установлена ответственность за совершение данного преступления только в крупном размере (свыше 250 000 руб.), без выделения более жесткого наказания при совершении преступления в особо крупном размере, а именно:

Штраф от 200 000 до 500 000 руб.

Штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от 1,5 до 3 лет;

Лишение свободы на срок до 5 лет

Лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Разъяснения по поводу привлечения главного бухгалтера к уголовной ответственности дал Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 28.12.2006 № 64 (далее – Постановление). По мнению судей, способами уклонения от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере считаются как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление перечисленных документов). На это указано в п. 3 Постановления. При этом уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов может наступить, только если доказан прямой умысел. Это отмечено в п. 8 данного постановления.

А доказать, что бухгалтер действовал умышлено, то есть, например, «рисовал» расходы, зная, что они фиктивные и услуги по ним не оказывались, очень непросто. Ведь договоры с контрагентами заключает (и что важно – подписывает) руководитель организации. Бухгалтер же в переговорах может вовсе не участвовать – ему лишь приносят документы, например акты выполненных работ, и просят оплатить.

Рассказывает Ирина М., главный бухгалтер производственного комбината: «На прошлом месте работы, при проверке милиционеры выявили, что мы перечисляли большие суммы в качестве оплаты услуг по инжиниринговому консалтингу подставной фирме. Затребовали пояснений, но я и правда ничего не знала – в производственные дела мы не вникали, начальство приносило нам в бухгалтерию документы, мы их оплачивали и проводили. Откуда мне знать, что там был за консалтинг и был ли он вообще. В общем, в тот раз для меня все обошлось, я была лишь свидетелем. Хорошо, что не «услуги налогового консультанта» рисовали, а то проверяющие не поверили бы, что я не в курсе дела».

Некоторые бухгалтеры думают, что могут застраховаться от неприятностей, если затребуют от руководителя письменное распоряжение выполнить определенную хозяйственную операцию. Требовать такой документ от руководителя они могут на основании ст. 7 Закона № 129-ФЗ. Однако трудно представить, чтобы руководитель собственными руками подписал распоряжение совершить налоговое преступление. К тому же бухгалтеру этот документ ничем особо не поможет, а только избавит оперативников от необходимости доказывать осведомленность бухгалтера в преступных деяниях руководителя – ведь распоряжение-то бухгалтер выполнил, хотя и знал, что данные действия незаконны.

Ответственность до и после

За ошибки своих предшественников главный бухгалтер ответственности не несет. К административной ответственности можно привлечь только того бухгалтера, который вел учет и подписывал отчетность в том периоде, когда были выявлены нарушения. Аналогичные разъяснения дали чиновники в письме Минфина России от 23.10.2008 № 03-02-08/20.

А в отношении уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ Минфин России подчеркнул мысль верховных судей об обязательном установлении наличия умысла обвиняемого. Из этого можно сделать вывод, что за действия своих предшественников главбух нести ответственность не может. Его могут наказать только за то, в чем он действительно будет умышленно виновен.

Также практически невозможно привлечь к уголовной ответственности рядовых сотрудников бухгалтерии – они не уполномочены совершать те действия, которые могут образовывать состав «налогового» преступления, – то есть ответственность за сдачу налоговых деклараций или принятие к учету первичных документов лежит на главном бухгалтере.

И хотя в п. 7 Постановления сказано, что «иные служащие организации-налогоплательщика, оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части статьи 199 УК РФ как пособники данного преступления (ч. 5 ст. 33 УК РФ), умышленно содействовавшие его совершению», на практике такие случаи ничтожно редки (ЮКОС не в счет).

С большей вероятностью «неглавбух» может быть привлечен к ответственности в том случае, если он фактически вел бухучет, то есть выполнял функции главного бухгалтера. Об этом сказано в том же п. 7 Постановления. Допустим, если в организации официально нет должности главного бухгалтера, а весь учет ведет «приходящий» бухгалтер, работающий по гражданско-правовому договору.

Абонент не отвечает

Что делать бухгалтеру, если проверяющие нашли достаточно фактов, чтобы доказать, что в компании имело место уклонение от уплаты налогов?

Во-первых, не паниковать. Как уже было сказано выше, бухгалтера привлекают к уголовной ответственности в редких случаях, когда его вина совсем уж очевидна. Для того чтобы «всевидящее око» силовиков и налоговиков не углядело вины бухгалтера, ему желательно не подписывать документы, заверение которых не входит в его прямую компетенцию. Например, договоры с партнерами – это обязанность руководителя.

Следует иметь в виду, что открытие уголовного дела легче предупредить, чем прекратить. Налоговые инспекторы, выявив недоимку, сначала обязаны направить организации требование об уплате налогов. Если в течение двух месяцев организация уплатит все налоги, пени и штрафы, перечисленные в требовании, то инспекторы не будут отправлять дело в органы. Так что если вы поняли, что инспекторы достойно оценили ваше «творчество», то сумму оценки лучше уплатить в бюджет и «спать спокойно».

Если же дело все-таки завели, то «откупиться», уплатив недоимку, можно и в этом случае, но только если бухгалтер или руководитель обвиняются впервые. Такая возможность предусмотрена ст. 198, 199, и 199.1 УК РФ.

Елена Ракова

Традиции «черной бухгалтерии» сложились еще со времен экономической нестабильности, тогда хотели побольше заработать и поменьше отдать криминальным структурам. Каким образом государство активно борется с теневой бухгалтерий.

Как, выяснила Анна Дынкина , государственный налоговый инспектор.

В настоящее время большинство предприятий стремятся скрыть реальную бухгалтерию, прежде всего, в целях сокращения налогового бремени. Есть и другие причины, например, чтобы не привлекать внимания потенциальных скупщиков акций или, наоборот, ради увеличения привлекательности предприятия в глазах иностранных инвесторов.

Поддержанию традиций ведения «черной» бухгалтерии способствует несовершенство и трудности «перевода» отдельных положений законодательства, слабая профессиональная подготовка бухгалтеров, а также недобросовестность контрагентов организации, не желающих представить должным образом оформленные документы. В результате бухгалтер просто не знает, как правильно учесть ту или иную операцию либо, при всем желании, вообще не может принять к учету полученные документы, которые в итоге оседают в «черных» папках.

Звенья одной цепи

Если есть подозрения, что в организации практикуются «серые» зарплаты, значит, там есть неучтенная наличность, то есть эта организация пользуется услугами по обналичиванию денежных средств и среди ее контрагентов есть «фирмы-однодневки»

Ни Налоговый кодекс, да и никакой другой официальный документ, не содержит термина «черная бухгалтерия» и прямо не описывает присущих ей признаков. Государственные органы оперируют менее «криминальными» словами. Со временем одно понятие заменялось другим, в итоге термин «недобросовестность» ввиду невозможности его точного определения Постановлением ВАС РФ от 12.10.2006 г № 53 был заменен на понятие «необоснованная налоговая выгода» - другими словами выгода, полученная от операции, целью которой является исключительно минимизация налоговых платежей, снижение налоговой ставки, получения дополнительных вычетов или право вернуть уплаченный налог из бюджета. Однако всем понятно, что ни одно из этих явлений невозможно без применения «черных» бухгалтерских записей.

Схемы «двойной» бухгалтерии реализуются с теми или иными вариациями, но в целом ничего нового не придумано: проведение операций через «фирмы-однодневки», обналичивание денежных средств или увод их из оборота через оффшоры, выплата «серых» зарплат и организация фиктивных поставок по подложным документам с целью снижения налогооблагаемой базы. И, как правило, все это происходит «в одном флаконе». Таким образом, признаки одного правонарушения, так или иначе, указывают на наличие в организации системы «черной бухгалтерии». Выявить, доказать и пресечь весь этот комплекс нарушений - и есть основная задача государства, поэтому в систему противодействия нарушениям и выявления теневой стороны бизнеса в целом вовлечены практически все структуры: банки, налоговые и правоохранительные органы, а также суды и даже сами налогоплательщики. Для каждого этапа контроля «сбор информации - проверка - выявление нарушения - доказательство» и, соответственно, для каждого участника, законодательно либо самостоятельно разработаны свои нормативные документы, устанавливающие общие признаки, по которым можно сделать выводы о наличии нарушений или риске его возникновения. К сожалению, выявленные новые схемы и признаки нарушений, как правило, широко не разглашаются и остаются в делах арбитражных судов, что делает их малодоступными для последующего изучения и анализа, в том числе и самими налогоплательщиками с целью исключения подобных ситуаций на своем предприятии.

К вопросу обналичивания

Не секрет, что порой организациям необходимо оперативно решить какой-либо вопрос - получить заказ или выиграть тендер - путем «презента» властной структуре, а для этого требуются наличные средства. Поскольку налоговые органы очень успешно исключают такие расходы из налогооблагаемой базы, то подобные «операции» находят отражение исключительно в «черной бухгалтерии».

Связующим звеном в цепочке обналичивания выступают банки: на них, в первую очередь, возложен контроль за сомнительными операциями по счетам, и они же порой сами участвуют в операциях по «отмыванию денег» через созданные ими же организации, счета которых открыты в этих банках.

Для получения наличности применяются различные схемы: от самого простого обналичивания через так называемые «биржи», до создания собственной сложной структуры, состоящей из нескольких организаций и индивидуальных предпринимателей.

«Биржи» - это места, как правило, неприметные особнячки в центральном административном округе, оптовых сделок купли-продажи реальных наличных денег. Именно здесь в тесной связи работают банки и созданные ими же организации. Отсюда наличные деньги за 3-6 процентов перепродаются на множество "точек", которые уже работают непосредственно с предпринимателями. Поскольку налоговые и правоохранительные органы добились успехов в признании таких расходов организаций недобросовестными, то многие организации уже отказались от подобных услуг и применяют схемы с использованием нескольких организаций и индивидуальных предпринимателей с разными системами налогообложения (ЕНВД и патент).

Комментирует Алексей Зайцев , юрист консалтинговой компании «Бизнес-Куратор»: денежные средства «с НДС» переводятся по мнимым сделкам на другие организации, в которых таким образом занижается налоговая база, а затем на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ЕНВД или патенты, так как для предпринимателей предусмотрено снятие наличности по такому основанию как «личный доход».

В целях усиления контроля за обналичиванием в 2002г. вступил в силу закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», который обязывает банки выявлять подозрительные операции своих клиентов. Выпущенное на его основании информационное письмо Центрального Банка ЦБ РФ от 13.07.2005 N 99-Т, перечисляет исчерпывающие критерии выявления и признаки необычных сделок, как то:

Операции не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков, а также явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием кредитной организации, общепринятой рыночной практике;

Необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;

Внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;

Дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;

Перевод денежных средств со счета клиента - юридического лица на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации) с назначением платежа «перевод собственных средств»;

Существенное увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента - юридического лица, если обычными для основной деятельности клиента являются расчеты в безналичной форме;

В договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;

Регулярные операции по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (определяется в момент удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг);

Указанные признаки дают основание банку полагать, что компания участвует в операциях фирм-однодневок, занимающимися обналичиванием денег. Информация об операциях, содержащих подобные признаки, передается в налоговые или правоохранительные органы для последующей обработки и проведения контрольных мероприятий.

От «однодневки» к «серым» схемам и обратно

Порой организациям необходимо оперативно решить какой-либо вопрос - получить заказ или выиграть тендер - путем «презента» властной структуре, а для этого требуются наличные средства.

Одним из наиболее распространенных и эффективных способов уклонения от уплаты налогов, а также применения различных «теневых» схем, является использование так называемых «фирм-однодневок». Их выявление уже входит в компетенцию налоговых и правоохранительных органов. Если есть подозрения, что в организации практикуются «серые» зарплаты, значит, там есть неучтенная наличность, то есть эта организация пользуется услугами по обналичиванию денежных средств и среди ее контрагентов есть «фирмы-однодневки». Следовательно, суммы, которые организация перечисляет своим фиктивным поставщикам, являются необоснованными расходами, снижающими налоговую базу по налогу на прибыль и НДС.

Стоит помнить, что ни один нормативно-правовой акт не содержит такого понятия, как "фирма-однодневка", и не приводит признаков, по которым можно однозначно ее идентифицировать, но таковые тем не менее существуют. Они прописаны в Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Этот документ и устанавливает методы выявления налогоплательщиков подлежащих проверке, а также типовые схемы уклонения от налогообложения с использованием «фирм-однодневок», при реализации имущества, алкоголя и спиртосодержащей продукции, с использованием труда инвалидов.

На практике, самыми распространенными приемом «черной бухгалтерии» является использование «зарплатных» схем и проведение фиктивных поставок товаров (работ, услуг) с применением поддельных документов, штампов, печатей, бланков.

О применении налогоплательщиком системы «серой» заработной платы свидетельствуют следующие признаки:

Переход на новую работу с понижением зарплаты, то есть случаи, когда по предыдущему месту работы доход работника был значительно выше, а также несоответствие между уровнем зарплаты и внешним видом работников;

Расхождение между официальным и заявленным в объявлении о вакансии уровнями заработной платы;

Расхождения между информацией из справки, выданной работодателем работнику для получения кредита, и официальной зарплатой, а также разница между фондом заработной платы и доходами организации (например, если обороты компании составляют несколько миллионов в месяц, а зарплаты при этом остаются на минимальном уровне);

Свидетельские показания как бывших, так и еще работающих сотрудников организаций, а также неофициальные ведомости по учету выплат зарплаты работникам, полученные от самих работников либо в ходе контрольных мероприятий.

Обратная сторона медали, когда в официальной документации идёт завышение заработной платы, делается это с целью получения сотрудниками различного рода кредитов в «своих» же банках с последующим обналичиванием денежных средств.

Также признаками по снижению налоговой базы (как по заработной плате, так и по налогу на прибыль и НДС) могут выступать наличие договоров по аренде персонала (аутстаффинг) у организаций, имеющих льготы по зарплатным налогам (например, когда 50 процентов учредителей организации-«поставщика» являются инвалидами, при этом не исключается применение фиктивных документов об инвалидности), а также гражданско-правовых договоров с предпринимателями, применяющими спецрежимы, которые одновременно являются сотрудниками этих же организаций.

Другими признаками, свидетельствующими о возможном занижении налога на прибыль и НДС, являются:

Непредставление организацией декларацию по налогу на прибыль или НДС (либо представление "нулевых" деклараций) при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, осуществлении экспортно-импортных операций о продаже ею транспортных средств;

Регулярное представление организацией декларации к уменьшению или возмещению из бюджета (не меньше 3 раз в течение года по одному налогу); а также значительный удельный вес вычетов по НДС по отношению к начисленной сумме этого налога;

Уменьшение налоговой нагрузки компании на фоне роста выручки;

Сумма авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), показанная в декларации по НДС, меньше суммы кредиторской задолженности по данным бухгалтерской отчетности;

Суммы займов и кредитов значительно превышают сумму выручки;

Организация пользуется услугой «бухгалтерское обслуживание» при отсутствующей деятельности;

Организация проводит финансово-хозяйственные операции, нехарактерные для зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД;

Компании предъявлены к оплате большие суммы за электро-, тепло- и водоснабжение, услуги связи. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем суммы счетов.

В качестве примера типичного способа уклонения от уплаты НДС, можно привести схему, часто применяемую в сфере строительства: фирма-подрядчик оформляет договор субподряда на выполнение работ и договор поставки стройматериалов с юридическим лицом, реквизиты которого используются для "обналичивания" денежных средств. На расчетный счет этого юридического лица перечисляются денежные средства, которые затем снимаются по фиктивным документам. Полученные неучтенные наличные деньги используются для приобретения стройматериалов, а работы, указанные в договоре субподряда, выполняются фирмой-подрядчиком. При этом уплачивается только часть НДС как разница между суммой поступившего и уплаченного за якобы выполненные работы и поставленные стройматериалы.

Кроме того, в ходе проверок непосредственно на предприятии контролирующие органы обращают внимание на следующие признаки, в результате подтверждающих наличие «черной бухгалтерии»:

Родственные или близкие отношения между бухгалтером (кассиром) и руководством (учредителями) организации - как правило, работа с «черной» кассой поручается опытному и проверенному сотруднику, которому доверяет руководство предприятия, поэтому зачастую этот сотрудник состоит в близких либо родственных отношениях с кем-либо из руководителей либо учредителей предприятия;

Наличие тревожных кнопок при отсутствии договоров на предоставление услуг вневедомственной охраны; дополнительной компьютерной техники, программ и приборов для уничтожения всей информации с жесткого диска и бумаг.

Последнее слово - за судом

В случае возникновения претензий со стороны налоговых органов, налогоплательщику придется доказывать свою правоту в суде. При рассмотрении подобных дел служители Фемиды оперируют всем известным Постановлением ВАС РФ от 12.10.2006 г № 53, в котором определены свои признаки необоснованной налоговой выгоды:

Налогоплательщик не мог реально осуществить операцию с учетом времени, местонахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;

У налогоплательщика отсутствуют необходимые для выполнения операции управленческий или технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения, транспорт;

Для целей налогообложения учитываются только те операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, хотя для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;

Совершены операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета;

Сделка предусматривает особые формы расчетов и сроки платежей, свидетельствующие о групповой согласованности операций;

Организация создана незадолго до совершения хозяйственных операций;

Участники сделок взаимозависимы;

Хозяйственные операции выполняются неритмично;

Нарушено налоговое законодательство в прошлом;

Операция носит разовый характер;

Операции выполнены не по местонахождению налогоплательщика;

Расчеты осуществлены с использованием одного банка;

Произведены транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;

При осуществлении хозяйственных операций использованы посредники.

Необходимо помнить, что ни один из этих признаков в отдельности не доказывает получения необоснованной выгоды и применения схем «черной бухгалтерии», для этого нужна их совокупность, однако количество и их так же нигде не оговорено. То есть, при одновременном наличии нескольких признаков, сделка все может быть признана судом недействительной, а в бюджет будет взыскана сумма необоснованно заниженного налога, а также штраф и пени.

В настоящее время культура ведения предпринимательской деятельности начинает меняться в лучшую сторону, как во взаимоотношениях между контрагентами, так в отношениях предпринимателей и государства. Четко прослеживается современная тенденция - от того, как организация исчисляет и уплачивает налоги, зависит успешность взаимоотношений с партнерами по бизнесу. Предприниматели стали более грамотными и осмотрительными в вопросах выбора контрагентов. Очевидным становиться тот факт, что компании стараются «обеляться», хотя бы по отдельным участкам ведения бизнеса.

В настоящее время большинство предприятий стремятся скрыть реальную бухгалтерию, прежде всего, в целях сокращения налогового бремени. Есть и другие причины, например, чтобы не привлекать внимания потенциальных скупщиков акций или, наоборот, ради увеличения привлекательности предприятия в глазах иностранных инвесторов.

Поддержанию традиций ведения «черной» бухгалтерии способствует несовершенство и трудности «перевода» отдельных положений законодательства, слабая профессиональная подготовка бухгалтеров, а также недобросовестность контрагентов организации, не желающих представить должным образом оформленные документы. В результате бухгалтер просто не знает, как правильно учесть ту или иную операцию либо, при всем желании, вообще не может принять к учету полученные документы, которые в итоге оседают в «черных» папках.

Звенья одной цепи

Ни Налоговый кодекс, да и никакой другой официальный документ, не содержит термина «черная бухгалтерия» и прямо не описывает присущих ей признаков. Государственные органы оперируют менее «криминальными» словами. Со временем одно понятие заменялось другим, в итоге термин «недобросовестность» ввиду невозможности его точного определения Постановлением ВАС РФ от 12.10.2006 г № 53 был заменен на понятие «необоснованная налоговая выгода» - другими словами выгода, полученная от операции, целью которой является исключительно минимизация налоговых платежей, снижение налоговой ставки, получения дополнительных вычетов или право вернуть уплаченный налог из бюджета. Однако всем понятно, что ни одно из этих явлений невозможно без применения «черных» бухгалтерских записей.

Если есть подозрения, что в организации практикуются «серые» зарплаты, значит, там есть неучтенная наличность, то есть эта организация пользуется услугами по обналичиванию денежных средств и среди ее контрагентов есть «фирмы-однодневки»

Схемы «двойной» бухгалтерии реализуются с теми или иными вариациями, но в целом ничего нового не придумано: проведение операций через «фирмы-однодневки», обналичивание денежных средств или увод их из оборота через оффшоры, выплата «серых» зарплат и организация фиктивных поставок по подложным документам с целью снижения налогооблагаемой базы. И, как правило, все это происходит «в одном флаконе». Таким образом, признаки одного правонарушения, так или иначе, указывают на наличие в организации системы «черной бухгалтерии». Выявить, доказать и пресечь весь этот комплекс нарушений - и есть основная задача государства, поэтому в систему противодействия нарушениям и выявления теневой стороны бизнеса в целом вовлечены практически все структуры: банки, налоговые и правоохранительные органы, а также суды и даже сами налогоплательщики. Для каждого этапа контроля «сбор информации – проверка – выявление нарушения – доказательство» и, соответственно, для каждого участника, законодательно либо самостоятельно разработаны свои нормативные документы, устанавливающие общие признаки, по которым можно сделать выводы о наличии нарушений или риске его возникновения. К сожалению, выявленные новые схемы и признаки нарушений, как правило, широко не разглашаются и остаются в делах арбитражных судов, что делает их малодоступными для последующего изучения и анализа, в том числе и самими налогоплательщиками с целью исключения подобных ситуаций на своем предприятии.

К вопросу обналичивания

Не секрет, что порой организациям необходимо оперативно решить какой-либо вопрос - получить заказ или выиграть тендер - путем «презента» властной структуре, а для этого требуются наличные средства. Поскольку налоговые органы очень успешно исключают такие расходы из налогооблагаемой базы, то подобные «операции» находят отражение исключительно в «черной бухгалтерии».

Связующим звеном в цепочке обналичивания выступают банки: на них, в первую очередь, возложен контроль за сомнительными операциями по счетам, и они же порой сами участвуют в операциях по «отмыванию денег» через созданные ими же организации, счета которых открыты в этих банках.

Для получения наличности применяются различные схемы: от самого простого обналичивания через так называемые «биржи», до создания собственной сложной структуры, состоящей из нескольких организаций и индивидуальных предпринимателей.

«Биржи» - это места, как правило, неприметные особнячки в центральном административном округе, оптовых сделок купли-продажи реальных наличных денег. Именно здесь в тесной связи работают банки и созданные ими же организации. Отсюда наличные деньги за 3-6 процентов перепродаются на множество "точек", которые уже работают непосредственно с предпринимателями. Поскольку налоговые и правоохранительные органы добились успехов в признании таких расходов организаций недобросовестными, то многие организации уже отказались от подобных услуг и применяют схемы с использованием нескольких организаций и индивидуальных предпринимателей с разными системами налогообложения (ЕНВД и патент).

Комментирует Алексей Зайцев , юрист консалтинговой компании «Бизнес-Куратор»: денежные средства «с НДС» переводятся по мнимым сделкам на другие организации, в которых таким образом занижается налоговая база, а затем на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, ЕНВД или патенты, так как для предпринимателей предусмотрено снятие наличности по такому основанию как «личный доход».

В целях усиления контроля за обналичиванием в 2002г. вступил в силу закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем», который обязывает банки выявлять подозрительные операции своих клиентов. Выпущенное на его основании информационное письмо Центрального Банка ЦБ РФ от 13.07.2005 N 99-Т, перечисляет исчерпывающие критерии выявления и признаки необычных сделок, как то:

  • операции не имеют явного экономического смысла, не соответствуют характеру деятельности клиента и не имеют целью управление ликвидностью или страхование рисков, а также явное несоответствие операций, проводимых клиентом с участием кредитной организации, общепринятой рыночной практике;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент;
  • внесение клиентом в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
  • дробление сумм денежных средств, перечисляемых клиентом одному или нескольким контрагентам по одному основанию, в течение небольшого периода времени, при условии, что результат сложения перечисленных денежных средств (если бы они были перечислены на основании одного платежного документа) превышает сумму, эквивалентную 600 000 рублей;
  • перевод денежных средств со счета клиента - юридического лица на его счет в другой кредитной организации без видимого основания (без закрытия счета, не в целях погашения кредита, полученного от другой кредитной организации) с назначением платежа «перевод собственных средств»;
  • существенное увеличение доли наличных денежных средств, поступающих на счет клиента - юридического лица, если обычными для основной деятельности клиента являются расчеты в безналичной форме;
  • в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим;
  • регулярные операции по покупке с последующей продажей ценных бумаг, не имеющих котировок и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, при условии, что доход от реализации ценных бумаг направляется на приобретение высоколиквидных обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (определяется в момент удовлетворения заявки на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг);

Указанные признаки дают основание банку полагать, что компания участвует в операциях фирм-однодневок, занимающимися обналичиванием денег. Информация об операциях, содержащих подобные признаки, передается в налоговые или правоохранительные органы для последующей обработки и проведения контрольных мероприятий.

От «однодневки» к «серым» схемам и обратно

Одним из наиболее распространенных и эффективных способов уклонения от уплаты налогов, а также применения различных «теневых» схем, является использование так называемых «фирм-однодневок». Их выявление уже входит в компетенцию налоговых и правоохранительных органов. Если есть подозрения, что в организации практикуются «серые» зарплаты, значит, там есть неучтенная наличность, то есть эта организация пользуется услугами по обналичиванию денежных средств и среди ее контрагентов есть «фирмы-однодневки». Следовательно, суммы, которые организация перечисляет своим фиктивным поставщикам, являются необоснованными расходами, снижающими налоговую базу по налогу на прибыль и НДС.

Порой организациям необходимо оперативно решить какой-либо вопрос - получить заказ или выиграть тендер - путем «презента» властной структуре, а для этого требуются наличные средства.

Стоит помнить, что ни один нормативно-правовой акт не содержит такого понятия, как "фирма-однодневка", и не приводит признаков, по которым можно однозначно ее идентифицировать, но таковые тем не менее существуют. Они прописаны в Концепция системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). Этот документ и устанавливает методы выявления налогоплательщиков подлежащих проверке, а также типовые схемы уклонения от налогообложения с использованием «фирм-однодневок», при реализации имущества, алкоголя и спиртосодержащей продукции, с использованием труда инвалидов.

На практике, самыми распространенными приемом «черной бухгалтерии» является использование «зарплатных» схем и проведение фиктивных поставок товаров (работ, услуг) с применением поддельных документов, штампов, печатей, бланков.

О применении налогоплательщиком системы «серой» заработной платы свидетельствуют следующие признаки:

  • переход на новую работу с понижением зарплаты, то есть случаи, когда по предыдущему месту работы доход работника был значительно выше, а также несоответствие между уровнем зарплаты и внешним видом работников;
  • расхождение между официальным и заявленным в объявлении о вакансии уровнями заработной платы;
  • расхождения между информацией из справки, выданной работодателем работнику для получения кредита, и официальной зарплатой, а также разница между фондом заработной платы и доходами организации (например, если обороты компании составляют несколько миллионов в месяц, а зарплаты при этом остаются на минимальном уровне);
  • свидетельские показания как бывших, так и еще работающих сотрудников организаций, а также неофициальные ведомости по учету выплат зарплаты работникам, полученные от самих работников либо в ходе контрольных мероприятий.

Обратная сторона медали, когда в официальной документации идёт завышение заработной платы, делается это с целью получения сотрудниками различного рода кредитов в «своих» же банках с последующим обналичиванием денежных средств.

Также признаками по снижению налоговой базы (как по заработной плате, так и по налогу на прибыль и НДС) могут выступать наличие договоров по аренде персонала (аутстаффинг) у организаций, имеющих льготы по зарплатным налогам (например, когда 50 процентов учредителей организации-«поставщика» являются инвалидами, при этом не исключается применение фиктивных документов об инвалидности), а также гражданско-правовых договоров с предпринимателями, применяющими спецрежимы, которые одновременно являются сотрудниками этих же организаций.

Другими признаками, свидетельствующими о возможном занижении налога на прибыль и НДС, являются:

  • непредставление организацией декларацию по налогу на прибыль или НДС (либо представление "нулевых" деклараций) при наличии сведений о покупке-продаже недвижимости, транспорта, реализации алкоголя, осуществлении экспортно-импортных операций о продаже ею транспортных средств;
  • регулярное представление организацией декларации к уменьшению или возмещению из бюджета (не меньше 3 раз в течение года по одному налогу); а также значительный удельный вес вычетов по НДС по отношению к начисленной сумме этого налога;
  • уменьшение налоговой нагрузки компании на фоне роста выручки;
  • сумма авансовых платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), показанная в декларации по НДС, меньше суммы кредиторской задолженности по данным бухгалтерской отчетности;
  • суммы займов и кредитов значительно превышают сумму выручки;
  • организация пользуется услугой «бухгалтерское обслуживание» при отсутствующей деятельности;
  • организация проводит финансово-хозяйственные операции, нехарактерные для зарегистрированных видов деятельности по ОКВЭД;
  • компании предъявлены к оплате большие суммы за электро-, тепло- и водоснабжение, услуги связи. При этом, согласно представленной бухгалтерской отчетности, движения и остатков денег на расчетных счетах компании нет или они меньше, чем суммы счетов.

В качестве примера типичного способа уклонения от уплаты НДС, можно привести схему, часто применяемую в сфере строительства: фирма-подрядчик оформляет договор субподряда на выполнение работ и договор поставки стройматериалов с юридическим лицом, реквизиты которого используются для "обналичивания" денежных средств. На расчетный счет этого юридического лица перечисляются денежные средства, которые затем снимаются по фиктивным документам. Полученные неучтенные наличные деньги используются для приобретения стройматериалов, а работы, указанные в договоре субподряда, выполняются фирмой-подрядчиком. При этом уплачивается только часть НДС как разница между суммой поступившего и уплаченного за якобы выполненные работы и поставленные стройматериалы.

Кроме того, в ходе проверок непосредственно на предприятии контролирующие органы обращают внимание на следующие признаки, в результате подтверждающих наличие «черной бухгалтерии»:

  • родственные или близкие отношения между бухгалтером (кассиром) и руководством (учредителями) организации – как правило, работа с «черной» кассой поручается опытному и проверенному сотруднику, которому доверяет руководство предприятия, поэтому зачастую этот сотрудник состоит в близких либо родственных отношениях с кем-либо из руководителей либо учредителей предприятия;
  • наличие тревожных кнопок при отсутствии договоров на предоставление услуг вневедомственной охраны; дополнительной компьютерной техники, программ и приборов для уничтожения всей информации с жесткого диска и бумаг.

Последнее слово - за судом

В случае возникновения претензий со стороны налоговых органов, налогоплательщику придется доказывать свою правоту в суде. При рассмотрении подобных дел служители Фемиды оперируют всем известным Постановлением ВАС РФ от 12.10.2006 г № 53, в котором определены свои признаки необоснованной налоговой выгоды:

  • налогоплательщик не мог реально осуществить операцию с учетом времени, местонахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • у налогоплательщика отсутствуют необходимые для выполнения операции управленческий или технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения, транспорт;
  • для целей налогообложения учитываются только те операции, которые непосредственно связаны с возникновением налоговой выгоды, хотя для данного вида деятельности также требуется совершение и учет иных хозяйственных операций;
  • совершены операции с товаром, который не производился или не мог быть произведен в объеме, указанном налогоплательщиком в документах бухгалтерского учета;
  • сделка предусматривает особые формы расчетов и сроки платежей, свидетельствующие о групповой согласованности операций;
  • организация создана незадолго до совершения хозяйственных операций;
  • участники сделок взаимозависимы;
  • хозяйственные операции выполняются неритмично;
  • нарушено налоговое законодательство в прошлом;
  • операция носит разовый характер;
  • операции выполнены не по местонахождению налогоплательщика;
  • расчеты осуществлены с использованием одного банка;
  • произведены транзитные платежи между участниками взаимосвязанных хозяйственных операций;
  • при осуществлении хозяйственных операций использованы посредники.

Необходимо помнить, что ни один из этих признаков в отдельности не доказывает получения необоснованной выгоды и применения схем «черной бухгалтерии», для этого нужна их совокупность, однако количество и их так же нигде не оговорено. То есть, при одновременном наличии нескольких признаков, сделка все может быть признана судом недействительной, а в бюджет будет взыскана сумма необоснованно заниженного налога, а также штраф и пени.

В настоящее время культура ведения предпринимательской деятельности начинает меняться в лучшую сторону, как во взаимоотношениях между контрагентами, так в отношениях предпринимателей и государства. Четко прослеживается современная тенденция - от того, как организация исчисляет и уплачивает налоги, зависит успешность взаимоотношений с партнерами по бизнесу. Предприниматели стали более грамотными и осмотрительными в вопросах выбора контрагентов. Очевидным становиться тот факт, что компании стараются «обеляться», хотя бы по отдельным участкам ведения бизнеса.

Не секрет, что в настоящее время словосочетание «черная бухгалтерия» прочно вошло в обиход. Оно хорошо знакомо и понятно руководителям субъектов хозяйствования, бухгалтерам, финансовым работникам, экономистам, представителям налоговых органов, а также многим другим специалистам, которые по роду своей деятельности имеют дело с экономикой предприятий и организаций.

Тем не менее, на сегодняшний день у отечественных специалистов не наблюдается единства мнений насчет того, что же следует включать в понятие «черная бухгалтерия». Одни полагают, что к «черной» бухгалтерии относится исключительно заработная плата «в конвертах», другие — что под этим термином понимается вся неучтенная в официальной бухгалтерии денежная наличность, третьи — что «черная бухгалтерия» учитывает не только деньги, но и прочие неучтенные в официальной бухгалтерии (товары, основные средства, задолженность, и т.п.), и т.д. В этой книге мы будем считать, что «черная» бухгалтерия — это финансово-экономические процессы и учетные мероприятия, реализуемые предприятием втайне от государства. Цель использования «черной» бухгалтерии достаточно очевидна: сокрытие доходов от налогообложения. Причем скрываются от налогообложения доходы не только предприятия, но и работающих на нем сотрудников; наиболее яркое тому подтверждение — широко распространенная практика выплаты заработной платы «в конвертах».

Отметим, что «черную» бухгалтерию обычно поручают вести опытному и ответственному сотруднику, который пользуется большим доверием у высшего руководства предприятия.

К наиболее распространенным финансово-экономическим процессам «черной» бухгалтерии можно отнести, например, реализацию товаров (работ, услуг) за наличный расчет без соответствующего отражения в регистрах бухгалтерского учета, привлечение заемных наличных денежных средств (также без отражения в бухгалтерском учете), получение и хранение неучтенных товарно-материальных ценностей, использование неучтенных основных средств (наиболее яркий пример — в офисе стоит 5 компьютеров, а в бухгалтерии на балансе числится только один или два), и т.п. Учетные мероприятия «черной» бухгалтерии — это сокрытие выручки и прибыли от налогообложения, управление неучтенными в официальной бухгалтерии финансовыми потоками (иначе говоря, «черным налом»), начисление и выплата заработной платы «в конвертах», и др.

По оценкам независимых экспертов, не менее половины всех финансово-хозяйственных операций, осуществляемых в современной России, совершаются «по-черному». Кроме этого, реалии сегодняшнего дня таковы, что большинство предприятий и организаций (причем самых разных — производственных, торговых, строительных, сферы обслуживания, и т.д.) в принципе не могут существовать без «черной» бухгалтерии. Именно поэтому важно четко понимать, что представляет собой «черная» бухгалтерия и какова ее роль в деятельности современного российского предприятия.

Отметим, что технология ведения «черной» бухгалтерии напоминает технологию официальной («белой») бухгалтерии. В «черной» бухгалтерии тоже могут использоваться такие понятия, как «дебет» и «кредит», «приход» и «расход», «двойная запись», «сальдо», «оприходование», «списание», «инвентаризация», «отчетность» и т.д. Однако данные «черной» бухгалтерии предназначены исключительно для внутреннего пользования, и доступ к ним имеют далеко не все сотрудники предприятия. Разумеется, ни в каких официальных учетных регистрах эти данные не отображаются, оставаясь постоянно в тени (собственно, поэтому такой учет и называют «черной» бухгалтерией).

Как следствие, в связи с использованием на предприятии «черной» бухгалтерии его реальная финансовая структура приобретает некоторые характерные особенности и заметно отличается от документально подтвержденной финансовой структуры.

Для маскировки «серой» зарплаты и «черной» бухгалтерии компании придумывают оригинальные способы. Мы выделили шесть. Но и налоговикам в сообразительности не откажешь: если не в офисе, так на близлежащей парковке они найдут признаки неофициальной бухгалтерии.

Конспирация «черной» бухгалтерии и «серой» зарплаты.

Наши читатели, естественно, на условиях анонимности, рассказали нам, как прячут «черную» бухгалтерию в своих компаниях. Классика жанра - , которые не должны видеть проверяющие, открыто в кабинете директора или главбуха. Но встречается и творческий подход.

КЛАССИЧЕСКИЙ

Одна наша читательница рассказала, что пять лет назад устроилась на новую работу в коммерческую компанию. Это был так называемый неофициальный холдинг, поскольку учет велся одновременно по девяти организациям, которые формально между собой никак не связаны. Одна компания работала официально, а через другие организации проходили неучтенные деньги для «серой» зарплаты. Для «особых» документов в кабинете директора был предусмотрен сейф в стене, в котором хранились вместе все девять печатей, а также касса и ведомости о выдаче неофициальной зарплаты.

Кроме того, в бухгалтерии на стеллаже были аккуратно расставлены папки с приказами, договорами и учредительными документами по всем компаниям. А дверь в кабинет не закрывалась на ключ, так что попасть в бухгалтерию мог любой желающий.

В чем опасность. Такой способ крайне опасен. Если придет проверка, то будет сложно объяснить, что за непонятные документы на полках в кабинете финансовой службы и чужие печати в сейфе директора.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ

Главбух одной крупной компании рассказала нам, что все серверы с неофициальной бухгалтерией хранятся у них в офшоре - на Кипре. Чтобы получить доступ к бухгалтерской программе, сотрудники финансовой службы открывают интернет-браузер и вводят там адрес специального сайта, например http://193.22.1.1. А потом под своими логином и паролем они вносят через этот сайт данные в удаленную базу данных.

За пределы России серверы спрятали специально. Если проверяющим станет известно о наличии такой базы, то они легко могут отследить ее местоположение по IP-адресу. Если все хранится в нашей стране, то изъять серверы очень легко. А вот получить их из-за границы почти невозможно. Для этого надо вести долгую переписку с иностранными правоохранительными органами и доказывать, что там спрятаны данные «черной» бухгалтерии. На это могут уйти годы.

В чем опасность. Из всех перечисленных способ этот самый дорогостоящий и соответственно надежный. Но все равно остается риск, что иностранная сторона выполнит просьбу российских правоохранителей и передаст нужные им сведения.

ГЕНИАЛЬНЫЙ

Для ведения «черной» бухгалтерии одна из компаний использовала автомобиль, который постоянно находился на стоянке перед офисом. В нем помимо секретных документов был установлен сервер со всей конфиденциальной информацией, которую проверяющие точно не должны найти.

Компьютеры сотрудников финансовой службы соединялись по беспроводной сети с сервером в автомобиле. Таким образом компания эффективно защищала себя от возможного изъятия компьютеров в случае ревизии. Если вдруг неожиданно приходили ревизоры (а в этой компании дважды проходила выемка), то машина спокойно уезжала с парковки вместе со всеми данными. Связь с сервером потеряна, а в компьютерах работников только Word и «Косынка».

В чем опасность. Получить сведения, возможно, проверяющим и не удастся. Но только обнаружив пустые компьютеры сотрудников, налоговики поймут, что компания скрывает данные. А значит, будут искать до последнего.

ДАМСКИЙ

В финансовой службе одной компании у главбуха стоит компьютер на столе только для официальной бухгалтерии. А вся «черная» бухгалтерия находилась на нетбуке, который главбух приносит на работу из дома. Если в компанию придет проверка, то маленький компьютер можно быстро убрать в сумочку, и никто не заставит ее открыть.

Но даже если персональный компьютер и окажется в руках проверяющих, то открыть данные будет не так просто - они все под паролем. И если его взломать, то компьютер превратит все данные в нечитаемые символы. «Это такую специальную программу придумали наши айтишники», - похвасталась главбух.

В чем опасность. Налоговые инспекторы вряд ли получат доступ к личным вещам главбуха или директора. Здесь есть риск, только если с проверкой в компанию пришла полиция. Они могут изъять не только документацию организации, но и личные вещи. А уж получить сведения из компьютера - дело техники.

ОТШЕЛЬНИЧЕСКИЙ

Крупная строительная компания для организации «черной» бухгалтерии выделила в своем здании отдельную комнату без окон в конце длинного коридора. Ее компания замаскировала под электрощитовую, обив железом, покрасив в серый цвет и повесив соответствующую табличку. В этой комнате работала бухгалтер, которая вела учет неофициальной зарплаты. Там же хранились все документы, которые не должны были видеть проверяющие.

Никто из сотрудников даже не предполагал, что за неприметной дверью ведут учет нескольких компаний и рассчитывают зарплату персоналу. Знал только охранник. Он в случае внезапной проверки должен был закрыть дверь в «электрощитовую» снаружи.

В чем опасность. Полностью скрыть «тайную комнату» вряд ли удастся. Наверняка сотрудники компании знают о существовании специальной электрощитовой. А значит, не исключено, что они расскажут это на допросе в инспекции или полиции.

ДОМАШНИЙ

Главбух одной из компаний рассказал нам оригинальную историю. Директор снял офис на первом этаже дома, в котором проживал. При этом в собственной квартире прятал всю «черную» бухгалтерию. О тайном учете знали только он и главный бухгалтер. Остальных работников в такие тонкости не посвящали.

Для дополнительной безопасности директор арендовал банковскую ячейку, где хранил самые опасные бумаги, которые ни за что не должны были попасть в руки проверяющих.

В чем опасность. Адрес регистрации директора содержится во всех учредительных документах компании, а значит, доступен проверяющим. Налоговики вместе с полицией могут прийти к директору домой. Тем более, по опросам, почти треть руководителей компаний хранят документы в квартире или в гараже. Ревизоры тоже в курсе такой статистики.

Как еще маскируют «черную» кассу

Есть еще несколько способов, которые нередко используют на практике, чтобы скрыть неофициальную бухгалтерию от проверяющих.

Неприметная флешка. Если документов с неофициальной бухгалтерией не очень много, то компании предпочитают хранить все данные на флешке. Ее можно быстро вытащить из компьютера в случае внезапной проверки и убрать в карман. К тому же флешки очень хрупкие и их можно просто сломать, чтобы уничтожить всю информацию.

Удаленная финансовая служба. Финансовую службу часто оформляют как самостоятельное юридическое лицо и передают бухгалтерию на аутсорсинг. Здесь главное, чтобы офис специалистов по учету располагался далеко от самой компании. В случае проверки руководство связывается с удаленной бухгалтерией и предупреждает о ревизии. У финансовой службы появляется время, чтобы избавиться от нежелательных документов.

Шифровка данных. В одной компании придумали целую систему шифрования данных. Каждому сотруднику при устройстве на работу присваивали выдуманную фамилию, паспортные данные и т. д. Естественно, работника об этом в известность не ставили. Под несуществующей фамилией компания вела учет «серой» зарплаты. Даже если проверяющие и нашли бы эти ведомости, то компания легко бы доказала, что сотрудники с такими данными никогда в компании не работали. Более того, такие люди просто не существуют.

Приходящий бухгалтер. В некоторых организациях «черную» бухгалтерию поручают приходящему бухгалтеру, который официально никак с компанией не связан. Обычно он выполняет личные распоряжения руководителя, а учет ведет на дому. Найти неофициальную бухгалтерию проверяющим будет трудно, ведь зацепок никаких.