Что относится к внутреннему долгу государства. Государственный внутренний и внешний долг, управление государственным долгом

kredito_admin

Внутренний государственный долг - внутренняя задолженность государства перед юридическими и физическими лицами, которая появилась в связи с привлечением их средств, для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках.

Государственный внутренний долг - продукт перетекания денег из казны в руки населения и обратно

Внутренний долг государства не стоит путать с внешним. Последний формируется за счет долговых обязательств перед резидентами других стран. Государственный внутренний долг - это совокупность финансово-кредитных операций по перемещению денежных средств из казны и обратно. Механизм образования внутреннего госдолга в разных странах может несколько отличаться от того, как это происходит в нашей стране. Сущность государственного внутреннего долга в РФ - долговые обязательства страны перед юридическими и физическими лицами. Для чего это нужно? Госдолг стимулирует ход наличных денег внутри страны. Дефицит бюджета также эффективней погашается за счет внутреннего долга.

Государственный внутренний долг в России может также выступать в виде ценных бумаг, которые, в свою очередь, являются гарантией того, что их владелец в обязательном порядке получит свои деньги из казны. Очевидно, что такие отношения можно рассматривать как отношения между кредитором и заемщиком. Так оно и есть. Кто может выступить кредитором?

  1. Любой гражданин , выполняющий спецзаказ от государства. Прибыль, результирующая его деятельность, отправится в казну. Здесь в качестве вклада могут рассматриваться как финансовые ресурсы, так и трудовые. В конечном итоге субъект кредитования государственной казны получит компенсацию в рублях.
  2. Юридические лица . Со-финансирование каких-либо программ, помощь в погашении внешнего долга и др.
  3. Депозиторы . Инвестиции средств в банк, управляет которым государственный аппарат, - тоже кредитование казны.

Состав внутреннего государственного долга РФ

  • Федеральные долги.
  • Долги предприятий и корпораций, финансовую ответственность за которые несет государство.
  • Задолженность муниципальных властей перед гражданами и коммунальщиками.

Что делает государство, чтобы погасить внутренний долг?

  1. Финансирование рынка ценных бумаг и способствование его выхода на международный рынок.
  2. Создание и продвижение программ по привлечению иностранных инвестиций.
  3. Оптимизация федеральных затрат.
  4. Долговой оборот - погашение долговых обязательств с целью нового заимствования.

Существуют сотни методов по уменьшению суммы внутреннего госдолга. Но полное его погашение не возможно, так как за счет этого движется поток наличности внутри государства.


Внутренний долг - долг в национальной волюте. Предельный объем внутреннего долга утверждается законом о бюджете на соответствующий год.
Предельный объём может быть превышен, если это снижает расходы по обслуживанию госдолга.
В Законе О бюджете утверждается предельный объём заёмных средств, направленный Российской Федерацией субъектам РФ или муниципальном образовании на финансирование бюджета соответствующего уровня.
Для субъектов РФ этот предел не должен превышать 30% дохода бюджета на текущий, финансовый год без учёта финансовой помощи из бюджета, а для муниципальных образований он не должен превышать 15% доходов местного бюджета.
Предельный размер расходов на обслуживание госдолга не должен превышать 15% расхода бюджета соответствующего уровня, если эти расходы > 15%, то могут быть применены следующие санкции:
- ревизия бюджета,
- передача исполнения бюджета под контроль Министерства Финансов,
- иные меры.
Предельный объём внешнего государственного долга утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Внешние долги включают четыре категории:
1 категория - долги перед банками западных стран под гарантии правительства или при условии их страхования в государственных структурах (Парижского круга).
2 категория долгов - долги Лондонского клуба, куда входят банкиры - кредиторы на неофициальной основе (долги частным банкам). Эти долги предоставлены без государственных гарантий.
3 категория - задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам связанным с поставкой товара и оплатой услуг.
4 категория - долги международным финансово-кредитным организациям: МВФ, МБРР, (международный банк реконструкции развития), ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития).
Кроме того, в структуру внешнего долга РФ включены долги бывшей Российской империи, принятые на себя Российской Федерацией.
Управление госдолгом - совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашения её займов, изменение условий уже выпущенных займов и определение условий выпуска новых государственных бумаг.
Управление государственным долгом осуществляется:
1. Изменением доходности займов,
2. Увеличение срока действия и изменения других условий выпуска займов,
3. Объединение нескольких займов в один,
4. Обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько старых обмениваются на одну новую,
5. Отсрочка погашения займа,
6. Аннулирование государственного долга (когда происходит смена государственной власти, или государство объявляет себя банкнотом),
7. Реструктуризация задолженности т.е. изменения структуры долга.
Эти формы относятся и к внутреннему и внешнему долгу.
Управление использованием внешнего долга осуществляется в трёх формах:
- финансовое размещение - финансирования инвестиционных проектов и развитие экономики.
- бюджетное использование, когда происходит финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита гос. бюджета, в т.ч. обслуживания внешнего долга;
- смешанное бюджетно – финансовое размещение.
Управление погашением внешнего долга предусматривает использование различных источников погашения: бюджетных средств, золотовалютных ресурсов, новых заимствований и конвертации задолженности в акции предприятий.
В РФ в качестве источника погашения внешнего долга используются новые заимствования.
При управлении внешним долгом необходимо: а) оптимизировать его структуру по срокам, видам долга, по доходности; б) использовать проекты, финансируемые за счёт связанных кредитов; в) осуществлять конверсию долга: обмен на национальную валюту, выкуп долга с дисконтом, обмен на экспорт, обмен на собственность, обмен долга на долг;
г) управление внешними финансовыми активами: инвентаризация имущества РФ за рубежом, возврат долгов России и российского золота, создание АО на основе российского имущества, находящегося на территории иностранных государств с передачей контрольных пакетов федеральным государственным унитарным предприятиям для эффективного управления капиталом.

Еще по теме Государственный внутренний и внешний долг, управление государственным долгом.:

  1. 2. Внутренние и внешние государственные займы и особенности их правового регулирования Управление государственным долгом
  2. 3. Государственный долг РФ. Управление государственным долгом
  3. 12.4. Государственный долг (внутренний и внешний). Социально-экономические последствия бюджетногодефицита и государственного долга.Проблемы бюджетного дефицита и государственногодолга в Республике Беларусь

Сложно найти такую страну, которая бы, проводя экономические преобразования, не прибегала к помощи внешних Правильно использованные иностранные займы и кредиты ускоряют экономическое развитие, решают некоторую часть социально-экономических проблем.

Понятие государственного долга

Каждая страна имеет определенный уровень расходов, и когда собственными силами их не удается покрыть, возникает В связи с этим появляется необходимость в привлечении дополнительных средств, которые вкупе и составляют государственный долг. Под ним понимаются все виды долговых обязательств которые возникли несколько лет назад или только что, перед теми или иным кредиторами. Сюда же относятся обязательства по предоставлению РФ государственных гарантий, выраженных в валюте страны (рублях). проявляется в выплате всех основных сумм долга и процентов по нему. Если говорить простым языком, то государственный долг - это та величина, которую государство должно всем своим кредитором.

Государственный внутренний и внешний долг

В настоящее время существует несколько классификаций государственного долга. По одной из них выделяют государственный внутренний и внешний долг.

Государственный внутренний долг РФ - это та часть долга, которая касается внутренних займов и других долговых обязательств перед кредиторами-резидентами. Такой долг рассматривают как заем населения самому себе. При этом он не оказывает влияния на общий размер совокупного богатства нации. Следует отметить, что внутренний государственный долг скорее является правилом в экономике, нежели исключением. Его наличие существование вполне нормально, за исключением тех случаев, когда его сумма становится очень высокой. Если говорить более точно, то государственный внутренний долг РФ состоит из следующего: номинальной суммы по ценным бумагам РФ, объема основного долга по кредитам, полученным РФ, объема основного долга по бюджетным кредитам и ссудам, которые были получены государством от бюджетов иных уровней, а также из объема обязательств РФ по государственным обязательствам, предоставленным ею самой.

России - это та часть государственного долга, которая касается внешних займов и прочих обязательств РФ перед кредиторами-нерезидентами. включает в себя обязательства Правительства РФ, выраженные в иностранной валюте. То, что у России имеется внешний долг - это также вполне нормальное явление, и не только для нее, но и для любой другой страны. Правда, есть границы, выйдя за которые, государственный внешний долг становится достаточно опасным. Большое количество внешних займов может привести к тому, что страна начнет зависеть от кредиторов. Международный банк реконструкции и развития классифицирует внешнюю задолженность следующим образом: низкий ее уровень должен быть менее 18% по отношению к экспорту товаров и услуг, умеренный - 18-30%. Соответственно более высокие показатели носят угрожающий характер для развития экономики и государства в целом.

Государственный внутренний и внешний долг представляет собой характеристику результативности всех кредитных операций, которые были совершены государством. Его динамика, абсолютная величина и темпы изменений являются отражением состояния экономики и финансовой системы, а также того, насколько эффективно функционирует государственная структура.

Таким образом, государственный внутренний и внешний долг является нормальным явлением для современного развития Российской Федерации. Он просто необходим в том случае, если не хватает собственных средств на развитие новых отраслей производства или когда нужно как можно быстрее вывести экономику их тяжелого положения.

м ы показали, что сумма внутреннего долга в целом велика, особенно в эпизодах внешнего дефолта или высокой инфляции. Ясно, что для понимания того, как протекают кризисы, необходимо лучше ознакомиться с относительной важностью внутреннего и внешнего долга. Этот раздел является первой попыткой рассмотреть их некоторые ключе-вые характеристики. Понятно, что то, как кризис протекает, различается в разных странах и в разное время. Также важны, по всей видимости, и многие иные факторы, такие как независимость от центрального банка и режим обменного курса валют. Тем не менее несколько простых сравнений траектории производства и инфляции во время и после дефолтов по внутреннему и по внешнему долгу позволят глубже понять вопрос1.
Наши расчеты могут рассматриваться лишь как предположения, и вот почему. Прежде всего, не существует обширной базы данных явных дефолтов по внутреннему долгу, помимо собранной нами базы данных, и еще меньше информации имеется по дефолтам де-факто. Хотя мы и уве-рены, что наша выборка дает относительно полную картину внешних дефолтов и эпизодов высокой инфляции, мы не знаем, сколько эпизодов дефолта по внутреннему долгу могли быть упущены нами, даже если ограничить рассмотрение дефолтами, произошедшими де-юре. В этой главе мы пока- жем, как явные эпизоды дефолта по внутреннему долгу или реструктуризации были скрыты в исторических архивах. Таким образом, очевидно, что наш список внутренних дефолтов значительно меньше, нежели реальное их количество.
И наконец, стоит обсудить наш подход, который систематичен в отношении документирования самого факта возникновения дефолта, но он не в состоянии сказать много о его размахе и глубине. Даже при том, что наша база данных по государственному долгу располагает ценными фактами о размахе изначального дефолта или реструктуризации, нужно слишком напрячь воображение, чтобы на их основе делать какие-то выводы о нюансах последующей реструктуризации и темпах выхода из дефолта. Помня об этих ограничениях, мы и представляем полученные результаты.

Еще по теме ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ДОЛГ: ЧТО ХУЖЕ? ЧТО ВАЖНЕЕ?:

  1. Общие рекомендации к участникам переговоров, касающиеся того, что не следует и что следует делать 1. Что не следует делать:

– это общее количество финансовых займов, взятых государством для покрытия бюджетных дефицитов. Сумма государственного долга выражается либо в национальной валюте, либо в долларах США. Для объективного сравнения она указывается в процентном отношении к валовому внутреннему продукту (ВВП) страны.

Общие положения

Государственный долг представляет собой накопление всех бюджетных дефицитов прошлых лет, без учета излишков бюджета. Накопление государственного долга неизбежно приводит к дефициту бюджета, что в свою очередь приводит к прекращению или ограничению социальных выплат, а это оказывает существенное влияние на благосостоянии граждан государства.

При формировании государственного долга не учитываются задолженности других стран перед данным государством. И поэтому обязательства по погашению взятых на себя финансовых займов страны-должника никак не зависят от возврата собственных заемных средств.

Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.

Наиболее тяжким бременем для государства являются краткосрочные долги, которые, как правило, берутся под самые высокие проценты. Поэтому, такие долги стараются пролонгировать или консолидировать. Но эти две процедуры могут быть осуществлены только с согласия кредиторов.

Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями. Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг. При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.

В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.