Бюджетные ассигнования и бюджетные обязательства отличие. Доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений

Для того чтобы разбираться в экономических терминах, необходимо иметь соответствующие знания и опыт. К примеру, многие не видят разницы между бюджетными ассигнованиями и лимитами. В ходе ведения предпринимательской деятельности эти понятия встречаются постоянно, поэтому знать их отличия очень важно. Попытаемся в статье максимально доступно разобраться в этом вопросе.

Определение

Лимиты – это термин, применяемый для выражения в физических или денежных эквивалентах предельной суммы какого-либо показателя. Определение разнообразных лимитов – один из способов управления рисками. Помимо этого, слово «лимит» используется и в других сферах деятельности человека, но во всех случаях он устанавливает определенную границу какого-либо показателя.

Ассигнования – это государственные материальные средства, передаваемые на выполнение определенного проекта в рамках федерации или региона, а также для осуществления деятельности коммерческими предприятиями.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств: их отличия

Надо сказать, что эти понятия абсолютно разные. Их различия очевидны, исходя из определений. Ни в коем случае они не заменяют друг друга и не могут использоваться как синонимы. Таким образом, лимит представляет собой ограничение чего-либо. Он достаточно часто используется в экономической среде, например, лимит кассы, когда там на конец рабочего дня должна оставаться определенная сумма.

Устанавливаются они на законодательном уровне и являются правилом для хозяйствующих субъектов. Что касается ассигнований, то они отличаются следующим:

  1. Их выделяет государство под свою ответственность на выполнение каких-либо программ. Очень часто это строительство домов, заводов, дорог и других построек, когда определенная сумма должна быть использована исключительно для решения этих вопросов в сжатые сроки.
  2. Они могут осуществляться между разными уровнями власти, когда в деятельности какого-то из них наблюдается нехватка бюджета.
  3. Размеры и направленность закреплены на законодательном уровне.

Важно знать, что только в одном случае лимиты и ассигнования могут использоваться вместе как словосочетание – если на ассигнования устанавливается предел, выход за рамки которого невозможен.

Разновидности бюджетных ассигнований

Следует отметить, что бюджетные ассигнования могут быть разные. Выделим наиболее распространенные:

  1. Оказание государственных услуг по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг и т. п.
  2. Социальное обеспечение граждан страны.
  3. Предоставление инвестиций.
  4. Оказание субсидий пенсионерам по коммунальным тарифам.
  5. Субсидии для юридических лиц и частных предпринимателей.
  6. Обслуживание муниципального долга.
  7. Исполнение судебных актов.
  8. Выполнение оборонной функции государства.
  9. Содержание бюджетных организаций.

Также есть другие сферы, где применяются бюджетные ассигнования государства.

Особенности применения лимитов

Отметим, что лимиты, как правило, устанавливаются на какой-то срок. Именно поэтому их нельзя назвать неизменными. Корректировку вправе произвести:

  • Исполнительный орган, распорядитель бюджетом. Эти органы могут снизить лимит, заблокировать поступления или увеличить их размер.
  • Получатель. Изменения в показателях могут осуществляться при недостатке, отказе от принятия обязательств, поступлении сверх лимита.

Бывают случаи, когда выделенных бюджетом денег (лимита) не хватает на осуществление того или иного плана. В такой ситуации получатель должен написать заявление в распорядительный орган, поскольку именно он несет ответственность за использование бюджетных денег. Итак, заявительная бумага должна содержать:

  1. Личные и контактные данные получателя.
  2. Причины, почему не удалось уложиться в денежный лимит.
  3. Сумма, которая была предоставлена.
  4. Размер суммы, которой не хватает для выполнения плана.
  5. Перечень прилагаемых документов:
  • договор;
  • накладные и акты;
  • расчеты требуемого дополнительного количества денежных средств;
  • бумаги, подтверждающие производственные расходы.

Поменять размер лимита имеет право только распорядитель, если он посчитает это целесообразным и эффективным. В целом очевидно, что ассигнования и лимиты – это абсолютно полярные понятия, которые нельзя приравнивать. Несмотря на то что оба понятия регулируются на законодательном уровне, используются они для разных целей, хотя все они связаны с экономической деятельностью государства.

ВНИМАНИЕ!
В рамках нашего портала действует бесплатный юридический раздел, где наши эксперты отвечают на актуальные вопросы наших читателей. Все что необходимо - все лишь задать вопрос в форме ниже и ждать ответ нашего специалиста в течение 5 минут. Для вашего удобства консультации проводятся в любое время суток (круглосуточно). Задавайте вопрос:

Доведение лимитов бюджетных обязательств до казенных учреждений — процедура, регламентированная нормативными актами Минфина РФ. Рассмотрим ее особенности.

Что это — доведенные лимиты бюджетных обязательств?

Лимит бюджетного обязательства — финансовый показатель, отражающий предельную сумму бюджетных денежных средств, которую вправе использовать казенное учреждение в рамках своей деятельности. Финансовое обеспечение работы учреждения осуществляется за счет перечисления распорядителем (как правило, вышестоящим ведомством) целевого ассигнования в пределах лимита и при условии доведения до учреждения соответствующего лимита.

Специфика работы казенного учреждения заключается в том, что получаемые им лимиты — это, по сути, единственный доступный источник денежных средств, за счет которых можно вести деятельность. Казенные учреждения вправе заниматься разрешенными видами коммерческой деятельности, но получаемый вследствие этого доход считается доходом бюджета и зачисляется на бюджетные счета. В свою очередь, бюджетные и автономные учреждения могут зарабатывать сами.

Если учреждение принимает обязательства сверх лимитов, оно может быть оштрафовано на основании норм ст. 15.15.10 КоАП РФ. Договоры, заключенные с контрагентами в рамках контракта, обусловившего превышение лимита, могут быть признаны в судебном порядке недействительными — если распорядитель бюджетных средств направит в суд соответствующий иск (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Таким образом, казенное учреждение должно точно знать, в каком лимитированном объеме оно может принимать обязательства по договорам. Для этого соответствующий лимит доводится до него в порядке, определенном законодательством. При этом сведения о лимитах отражаются в особых документах.

Рассмотрим подробнее специфику данных документов, а также порядок их передачи от одних участников бюджетного процесса к другим.

Доведение лимитов бюджетных обязательств: процедура и ее документирование

Главный источник права, согласно которому осуществляется доведение рассматриваемых лимитов до получателей бюджетных средств (в частности, казенных учреждений) при распределении федерального бюджета — приказ Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н.

Самое начало пути движения лимита по ведомственным вертикалям — направление Министерством финансов РФ сводной бюджетной росписи Федеральному казначейству. Через 4 дня ФК доводит сведения о лимитах до главных распорядителей государственных средств — как правило, представленных федеральными органами власти.

В свою очередь, главные распорядители распределяют лимиты между рядовыми распорядителями (в ряде случаев — также получателями) бюджетных средств, формируя расходные расписания по форме КФД 0531722. Соответствующие расписания составляются для каждого распорядителя бюджета и являются главной формой документа, в которой отражаются сведения о лимитах.

Расходные расписания, сформированные главными распорядителями, передаются в Федеральное казначейство, которое, проверив данные документы на предмет соответствия требованиям, установленным приказом № 104н, доводит их до рядовых распорядителей средств, а также получателей финансирования, которые подотчетны главному распорядителю, направившему соответствующие расписания в ФК.

Лимиты, отраженные в расходном расписании, учитываются на лицевых счетах главного, рядового распорядителя, а также получателя государственных средств, которым может быть, в частности, казенное учреждение.

На уровне региональных и муниципальных ведомственных вертикалей могут утверждаться отдельные порядки доведения лимитов до учреждений.

Фактически лимиты, отраженные в расходном расписании, которое передано казенному учреждению, можно считать доведенными в момент получения данным учреждением соответствующего расписания. Однако на практике начать принимать обязательства в пределах данных лимитов учреждение сможет только при условии составления и утверждения собственной бюджетной сметы (ст. 161 БК РФ).

Рассмотрим данную процедуру подробнее.

Составление сметы казенного учреждения

Каким образом формируется соответствующая смета, определяет конкретное ведомство, которому подотчетно казенное учреждение. Этот порядок должен соответствовать общим требованиям к составлению внутренних смет казенных учреждений, утв. приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.

Форма сметы учреждения определена приказом № 112н (приложение № 1). Показатели, отражаемые в смете, должны соответствовать доведенным лимитам (ст. 221 БК РФ). Таким образом, расходное расписание, переданное казенному учреждению, будет основой для составления внутренней сметы бюджетных расходов.

При этом смета должна быть утверждена в течение 10 дней после получения расходного расписания, содержащего лимиты. Утверждает ее руководитель учреждения или уполномоченное им лицо, если иной порядок не определен главным распорядителем.

Порядок утверждения обычно согласуется со схемой доведения лимитов:

  • руководитель организации, являющейся главным распорядителем, уполномочен утверждать внутренние сметы казенных учреждений, которые подведомственны рядовым распорядителям;
  • рядовые распорядители, находящиеся в подчинении главного распорядителя предоставляют разработанные и утвержденные руководством на местах сметы на окончательное утверждение главному распорядителю.

Утвержденные сметы должны быть дополнены обоснованиями по плановым сметным показателям, которые использованы при формировании данного документа. Оба типа документов направляются главному распорядителю, которому подотчетно казенное учреждение.

Итоги

Казенные учреждения могут принимать бюджетные обязательства исключительно в пределах тех лимитов, что доведены до них в порядке, установленном приказом № 104н. Практическое применение доведенных лимитов возможно только при утверждении учреждением сметы расходов, сформированной на основании соответствующих лимитов.

Узнать больше о решении учреждениями задач, которые связаны с принятием ими бюджетных обязательств, вы можете в статьях:

Все учреждения, которые работают на бюджетной основе, должны осуществлять собственную деятельность при помощи использования соответствующих денежных средств. Именно поэтому необходимо знать порядок и принцип распределения бюджета.

Основное понятие бюджета на государственном предприятии

Бюджетные ассигнования - это права, которые могут предоставляться руководителям на предприятиях. В последующем начальники будут самостоятельно расходовать все денежные средства на конкретные цели. При этом необходимо помнить, что бюджет будет учитываться во время составления сметы на учреждение.

Бюджетные ассигнования для дальнейшего расходования на предприятии получают исключительно из определенных источников. Все зависит от ведомственной подчиненности, территориального расположения и наличия функций, которые должны выполнять организации. Также особенное внимание обращается на целесообразность дальнейшего распределения расходов из полученного бюджета.

Главные принципы ассигнования бюджетных учреждений

Сегодня можно выделить основополагающие принципы, которыми руководствуются все государственные учреждения и предприятия.


Принципы распределения ассигнований

Все предприятия на бюджетной основе, которые содержатся исключительно за счет государства - Российской Федерации, должны получить ассигнования, числящиеся на соответствующем счету. Их можно открыть в казначействе вместе с приказом.

Чтобы зачислить денежные средства и не указывать при этом коды функциональной классификации расходования денег, необходимо открыть специальный сводный лицевой счет. Если средства подлежат дальнейшему распределению и перечислению на конкретного распорядителя, тогда открывается лицевой счет. Руководителям необходимо обратиться в органы государственного казначейства Российской Федерации. Бюджетные ассигнования в государственных предприятиях должны сопровождаться в соответствии с приказом из казначейства «Об утверждении Порядка кассового выполнения бюджета по расходам».

Получать средства из бюджета могут учреждения, за которыми не был закреплен статус частного предприятия. Они могут получать денежные средства только от своих непосредственных распорядителей.

Планирование бюджетных ассигнований

Что касается планирования, то такой процесс должен осуществляться в строго установленном порядке. В таком случае необходимо соблюдать специальные методики, которые утверждаются в финансовых органах. Планирование бюджетных ассигнований проводится раздельно, чтобы придерживаться действующих и принимаемых обязательств.

Бюджетные средства могут выделяться на действующие расходные обязательства. Их общий состав и объем устанавливаются при помощи законов, нормативных актов, договоров, а также соглашений. Руководителям нельзя их планировать и изменять в текущем году и плановом периоде.

Получатели бюджетных средств прописываются в нормативных и муниципальных актах, а также в соответствующих договорах. Методика планирования бюджетных ассигнований направлена на дальнейшее оказание помощи государственным или муниципальным учреждениям. Участие принимают юридические и физические лица, которые составляют план с заданиями на очередной год. Стоит отметить, что выполнять все обязательства необходимо в отчетном или текущем году.

Порядок использования ассигнований

Денежные средства из резервного фонда обязательно направляются на полное финансовое обеспечение расходов, которые не были предусмотрены составленной в отчетном периоде сметой. Можно выделить следующие расходы на использование бюджетных ассигнований из резервного фонда:


Как правильно распределять бюджетные ассигнования?

На любом предприятии есть должностные лица, которые обязуются правильно распределять полученные денежные средства. Распределение бюджетных ассигнований должно быть направлено на следующие нужды:

  1. Полное обеспечение и осуществление основных функций бюджетного учреждения.
  2. Предоставление субсидий для некоммерческих организаций.
  3. Закупка товаров, оплата заработной платы работникам и услуг для муниципальных, а также государственных нужд.
  4. Бюджетные инвестиции для объектов государственной и муниципальной собственности. Исключение составляют унитарные предприятия.
  5. Плановая разработка, закупка и ремонт специализированной техники.
  6. Производство продукции технического назначения.
  7. Своевременная закупка товаров в государственные материальные резервы.

Денежные средства налогоплательщиков, поступающие в государственный бюджет, в дальнейшем распределяются по целевым нуждам в пользу населения и общества в целом. Как организован процесс предоставления бюджетных ассигнований, мы и рассмотрим в статье ниже.

Классификация бюджетных обязательств

Лимиты бюджетных обязательств - это определенная сумма денежных средств, выделенная правительственными органами на покрытие социальных выплат, а также расходов на благоустройство территорий в отведенный промежуток времени. Иными словами, те денежные средства, которые государство обязано реализовать на благо общества.

Лимиты бюджетных обязательств - это совокупная составляющая казначейских ассигнований. А последние классифицируются следующим образом:

  • покрытие социальных потребностей населения;
  • закупка товаров и услуг муниципального характера;
  • инвестиции бюджетного характера негосударственным юридическим организациям;
  • трансферты межбюджетного характера;
  • оказание помощи представителям международного права в форме благотворительности;
  • погашение долга муниципального характера;
  • исполнение судебных решений, в которых государство РФ выступает в качестве ответчика относительно причиненного морального или физического ущерба.

Механизм распределения бюджетных обязательств

Лимиты бюджетных обязательств - это предмет государственного имущества, поэтому к вопросу их распределения казначейство подходит комплексно и с высокой степенью ответственности.

Для начала осуществляется роспись потребностей высшим органом - Министерством финансов, после полученные данные доводятся до ведома казначейства. На протяжении трех последующих рабочих дней последнее делает рассылку уведомлений административным органам на местах. Такая же схема действует и при получении средств казначейством от Министерства финансов РФ.

В том случае, если на начало нового года по каким-либо причинам не была составлена, высший орган доводит до ведома окружных центров информацию по вышеописанному механизму. При этом в предоставленных Минфином данных должна быть ссылка периода, на который будет осуществлена отсрочка или уменьшение лимитов бюджетных обязательств, после чего производится отзыв заявленных ассигнований.

Блокировка бюджетных ассигнований

Иногда на этапе распределения перечислений осуществляется блокировка федеральным казначейством. Поскольку лимиты бюджетных обязательств - это показатель многоуровневый, то и уменьшить их вправе как Минфин, так и нижестоящий орган исполнительной власти.

Блокировка ассигнований возможна в том случае, если уполномоченные представители казначейства сомневаются в целесообразности выделенных денежных средств. Также лимиты бюджетных обязательств могут быть сокращены в том случае, если в текущем периоде наблюдается резкий спад поступлений в государственную казну от налогоплательщиков. Данное решение может быть принято любым членом исполнительной власти - как министром финансов, так и представителем из административного округа на местах.

Также лимиты бюджетных обязательств ежегодно блокируются в плановом режиме 31 декабря в связи с окончанием отчетного периода.

Функции казначейства

Поскольку федеральное казначейство - это главный распорядитель бюджетных средств, на его функционале мы остановимся несколько подробнее. Итак, полномочия данного органа включают в себя следующие:

  1. Доведение до административных распорядительных органов информации о росписи потенциальных расходов и об их лимитах.
  2. Учет лимитов бюджетных обязательств по кассовому исполнению
  3. Открытие банковских счетов, необходимых для исполнения росписи.
  4. Ведение общего распорядительного реестра.
  5. Свод статистики по бюджетным затратам.
  6. Предоставление всей необходимой запрашиваемой информации в относительно расхода государственных обязательств за отчетный период.
  7. Составление прогнозов относительно лимитов будущих периодов.
  8. Постоянный контроль исполнения федерального бюджета местными административными органами.
  9. Ведение журнала заключенных государственных договоренностей, в которые вовлечены средства из казны.
  10. Защита национальной тайны.

В целом мы видим, что федеральное казначейство является ключевым органом, участвующим в исполнении государственных финансовых обязательств перед населением.

Роль казначейства в Российской Федерации

В лице Государственного управления федерального казначейства был образован в 1992 году по указу президента РФ.

Организация вот уже на протяжении более двух десятков лет функционирует согласно ряду принципов:

  • кассовое единство (на практике означает, что любые доходы и расходы проходят через официально зарегистрированные банковские счета);
  • подведомственность - каждый орган административного управления получает ровно столько средств от казначейства, сколько предусмотрено лимитом;
  • адресность, и это значит, что каждая сумма бюджетных ассигнований имеет четко обоснованное целевое использование;
  • результативность - деятельность казначейства подлежит постоянному ;
  • прозрачность - все бюджетные обязательства выделяются и осуществляются в открытом и обнародованном порядке.

Отчет о бюджетных обязательствах

Ежегодно к концу годового периода каждый получатель государственных ассигнований подготавливает отчет об использовании бюджетных средств.

После этого на протяжении полутора месяцев Счетная палата РФ подводит итоги прошедшего года и дает заключение: было ли превышение лимитов бюджетных обязательств или же нет.

Вывод уполномоченного органа содержит функциональную классификацию затрат, характеристику каждого целевого ассигнования, анализ состояния бюджетных ссуд и кредитов, предоставляемых государством инвестиций, а также обязательств, относящихся к казначейским гарантиям.

По результатам полученного заключения правительственная Дума РФ рассматривает его и принимает решение относительно либо его принятия, либо отклонения с последующими поправками.

Лимиты бюджетных обязательств - это право казенного учреждения на получение ресурсов, в которых оно нуждается для ведения своей деятельности в соответствующем периоде (обычно в году). В чем особенности данных лимитов и каким образом они попадают в распоряжение соответствующих учреждений, рассмотрим далее.

Определение лимитов бюджетных обязательств (Бюджетный кодекс РФ)

Под лимитом бюджетных обязательств в ст. 6 БК РФ понимается выраженный в финансовом выражении объем прав хозяйствующего субъекта в статусе государственного или муниципального казенного учреждения на принятие тех или иных обязательств в рамках текущего финансового года.

Таким образом, лимиты бюджетных обязательств - это максимальные суммы бюджетных средств, которые учреждение может потратить на выполнение принятых обязательств (например, возникших в соответствии с договором) в финансовом году.

Если государственное учреждение приняло те или иные обязательства сверх лимита, то оно может быть оштрафовано на основании положений ст. 15.15.10 КоАП РФ. Кроме того, заключенные с контрагентами договоры могут быть признаны недействительными в судебном порядке по иску распорядителя бюджетных средств, которому подотчетно учреждение (п. 5 ст. 161 БК РФ).

Бюджетные лимиты и бюджетные ассигнования — отличия

Стоит отличать лимиты, о которых идет речь выше, от бюджетных ассигнований — фактических объемов денежных средств, предоставляемых распорядителем того или иного уровня подведомственному распорядителю или учреждению (любому — казенному, автономному, бюджетному) в финансовом году.

Таким образом, ассигнование — финансовый ресурс, направляемый из бюджета учреждению в пределах установленного для этого учреждения лимита.

Лимиты бюджетных обязательств и ассигнования носят целевой характер (ст. 38 БК РФ).

Но лимиты устанавливаются только для казенных учреждений. Только в пределах доведенных лимитов соответствующие учреждения вправе вести бюджетную деятельность. Денежные средства, полученные ими в результате иной (например, коммерческой) деятельности, подлежат зачислению в бюджет.

В свою очередь, для автономных и бюджетных учреждений лимиты бюджетных обязательств не устанавливаются. В отношении таких учреждений действуют иные механизмы регулирования объемов бюджетных субсидий. Например, целевые субсидии в фиксированном объеме (по смете) выделяются для выполнения конкретного госзадания.

Таким образом, главные отличия бюджетных лимитов от бюджетных ассигнований заключаются в том, что первые:

  • устанавливаются только для казенных учреждений (ассигнования же могут получать все типы учреждений);
  • определяют предельный размер обязательств, которые может принять учреждение и которые превысить нельзя (ассигнования — в бюджетных и автономных учреждениях — могут дополняться иными источниками финансирования).

Распределение лимитов бюджетных обязательств

Распределение лимитов учреждений, а также ассигнований по конкретным получателям бюджетных средств — процесс многоступенчатый.

Наибольший объем полномочий здесь имеет Министерство финансов РФ, которое, основываясь на порядке составления и ведения сводной росписи федерального бюджета:

  • устанавливает и направляет в Федеральное казначейство лимиты для главных распорядителей;
  • в рамках реализации исключительных полномочий утверждает и вносит изменения в соответствующие лимиты.

Следующий по объему полномочий в части распределения лимитов субъект бюджетного процесса — главный распорядитель. Он может быть представлен вышестоящей структурой федерального, регионального ведомства или, к примеру, муниципального образования. Главный распорядитель имеет право распределять лимиты между рядовыми распорядителями. Которые, в свою очередь, могут быть представлены подчиненными вышестоящей структуре ведомства органами, а также отдельными казенными учреждениями.

Наименьший объем полномочий в части обращения с лимитами имеет получатель бюджетных средств. Как правило, это непосредственно учреждение или орган власти, подотчетные главному или рядовому распорядителю. Получатель бюджетных средств осуществляет исполнение бюджетных обязательств в рамках установленного лимита при условии составления и утверждения бюджетной сметы.

Стоит отметить, что государственная структура или учреждение может одновременно иметь статус и распорядителя, и получателя бюджетных средств.

Важная роль в бюджетном процессе принадлежит Федеральному казначейству. Данная структура:

  • доводит до главных распорядителей лимиты, которые представлены Минфином;
  • доводит до рядовых распорядителей, а также получателей бюджетных средств лимиты, распределенные главными распорядителями.

Процедура доведения рассматриваемых лимитов от вышестоящих уровней ведомственных вертикалей до нижестоящих при исполнении федерального бюджета регулируется приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н. В свою очередь, распределение лимитов в рамках региональных и местных бюджетов регулируется нормативными актами, принимаемыми на соответствующих уровнях власти.

Итоги

Лимиты бюджетных обязательств — финансовый показатель, установленный БК РФ для казенных учреждений, имеющих статус получателей бюджетных средств. Соответствующие учреждения не могут принимать обязательства, превышающие данные лимиты. Финансовое обеспечение обязательств, реализуемых в рамках лимитов, осуществляется казенными учреждениями за счет получения бюджетных ассигнований.

Узнать больше о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях вы можете в статьях: