Значимые аварии ссср в застойные времена. Брежнев, эпоха застоя – кратко

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.

Этот период вошел в историю как «Эпоха застоя». Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС , когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

Под «застоем» понимают, как положительные, так и негативные явления . С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период .

Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. Произошел так называемый «нефтяной бум», что позволило руководству страны получать прибыль от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

Вторая половина 60-х - середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества . Они проявлялись:

· в стагнации экономики,

· росте оппозиционных настроений населения,

Принимавшиеся руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

Характеристики эпохи застоя

1. Консервация политического режима .

· За время пребывания Брежнева у власти, административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли основной лозунг Брежнева - «обеспечить стабильность» - что привело не просто к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.



· За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности фактически стали пожизненными. В результате, средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля – партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких, государственных учреждений.

2. Возрастание роли военной сферы .

· Страна находилась в состоянии холодной войны с США, поэтому одной из основных задач, было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

· Промышленность, как и в период Великой Отечественной войны, во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

3. Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики .

· Несмотря на то, что в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в «застой» и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

· После проведенной аграрной реформы, многие крестьяне фактически лишились работы, так как была введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили лишь убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы, потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

Смена политического курса . С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс.

либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.- Генеральным секретарем) стал Л. И. Бережнев , находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А. Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности .

Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. К. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма - этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего - К. У. Черненко.

Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н. С. Хрущева свертывались начатые им преобразования . В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Начался отход от курса десталинизации . В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки. Ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было . Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось Движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление Местного национализма. В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая . Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. На рубеже 60-70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещани я (ПДПС). Широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка . Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких слоев населения. Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия.

В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение «развитого социализма» . В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе.

Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства - Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти (схема 1).

Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР (схема 2). Ядром политической системы общества развитого социализма называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества , определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы - социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооператив . Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов.

С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы . Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству:

· установить твердый план закупок на 6 лет (1965-1970 гг.) повысить закупочные цены,

· ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию,

· увеличить капиталовложения в деревню,

· сократить налоги.

Реализация этих мер привела к временному ускорению сельско-хозяйственного производства.

Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующе м:

· переход к отраслевому управлению,

· перевод предприятий на хозрасчет,

· сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9),

· создание поощрительных фондов на предприятиях.

В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).

Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 – 1970 гг.):

· объем промышленного производства вырос на 50%.

· было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые «Жигули»).

· сельхозпроизводство выросло на 20%.

К началу 1970-х годов реформа перестала действовать . Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь отошло на 2-й план. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства:

· Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов).

· На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда.

· Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.

· Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход.

· Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 – 1975 гг.) экономический рост прекратился.

Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств – газа и нефти. «Нефтедоллары» расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974-1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – 3 тыс. км.

Наиболее слабой отраслью в 70-е – 80-е годы оставалось сельское хозяйство . Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику – высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979 – 1084 гг. – 40 млн. т. в год).

В70-е годы широко развернулся поход на «вторую целину» - Нечерноземье (29 областей и республик России). Главный упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают – промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация «неперспективных деревень» (200 тыс.). В 1982 г. была разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в ССССР к 1990 г.

В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования «теневой экономики».

Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых, было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

Диссидентское движение. Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер («неосталинизм» ).

· со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина,

· прекратился процесс реабилитации репрессированных,

· начались гонения на инакомыслящих.

В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение , характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм. (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).

Сначала деятельность диссидентов (лиц. взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее - на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были: историк Рой Медведев, писатель А. И. Солженицын, физик А. Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами , обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц.

В 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу . В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И. В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма.

В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию .

В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции е внешним миром способствовали активизации оппозиции. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат») . Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий» .

В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А. И. Солженицын).

Хозяйственные реформы середины 60-х годов. Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х - начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукция на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с развития их личных хозяйств. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе В. С. Немчинов, Л. М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции . Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление.

Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов . С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. Были сформированы территориально-производственные комплексы в Сибири (Красноярско-Ачинский), в Казахстане (Чимкентеко-Джамбулский), в Таджикистане и других районах. Прокладывалась Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ). Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Латвии, Литве и Эстонии на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.

К началу 80-х годов в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов усугубляло деформации в структуре промышленности. Директивное управление, недостаточный учет региональных особенностей производства вели к падению экономических показателей индустриального развития.

Период жизни СССР 1965-1980 годов справедливо называют эпохой Брежнева или на языке перестройки - периодом «застоя». Как в любом историческом периоде, так и в эпохе Брежнева, есть свои плюсы и есть свои минусы.

Леонид Ильич Брежнев и годы его правления не вызывает у соотечественников таких горячих споров, как Сталин или даже Хрущёв. Однако и эта личность вызывает весьма противоречивые оценки, а соответствующий период оставил самые разные впечатления в памяти народной. В первой части (http://inance.ru/2016/04/brezn...), мы рассмотрели приход к власти Брежнева и некоторые показатели его эпохи.

В данной статье мы продолжим рассмотрение основных моментов времени правления Леонида Брежнева.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ БРЕЖНЕВА

Консервация политического режима

Практически за двадцать лет правления Брежнева, административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли основной лозунг Брежнева - «обеспечить стабильность» - что привело не просто к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило её.

За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности фактически стали пожизненными. В результате, средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля - партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких, государственных учреждений.

Возрастание роли военной сферы

Страна находилась в состоянии холодной войны с США, поэтому одной из основных задач, было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

Промышленность, как и в период Великой Отечественной войны, во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики

Несмотря на то, что в целом страна успешно двигалась вперёд, росло благосостояние, экономика резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

Социальная жизнь

Естественный прирост населения России

Несмотря на то, что дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей.

К середине 1970-х годов рост нересурсных секторов экономики значительно замедлился. Признаками этого были отставание в высокотехнологических областях, плохое качество продукции, неэффективное производство и низкий уровень производительности труда. Проблемы переживало сельское хозяйство, и страна тратила большие деньги для закупок продовольствия.

Внешняя политика

В момент прихода Брежнева к власти советская внешнеполитическая мощь казалась менее впечатляющей, чем в конце сталинской эпохи - как в отношении господства над коммунистическим блоком, так и в соперничестве с Соединенными Штатами. Карибский кризис обозначил границы ядерной эскалации. В США президентство Кеннеди , несмотря на подписание Московского договора в августе 1963 года, ознаменовалось энергичным усилением гонки ядерных и обычных вооружений, которая дала Америке впечатляющее военное превосходство над СССР. Брежневу удалось переломить эту тенденцию. Менее чем за десять лет СССР добился ядерного паритета с Западом и создал мощный флот.

По отношению к восточноевропейским сателлитам советские бонзы приняли стратегию, которая вскоре получила название «доктрины Брежнева». То, что советская внешняя политика была готова применять её без колебаний, продемонстрировали события в Чехословакии . В 1968 году сделанная чешским коммунистическим лидером Александром Дубчеком попытка широкой либерализации политической и экономической системы (под лозунгом «социализма с человеческим лицом») вызвала неприятие Москвы, которая боялась повторения венгерских событий 1956 . В июле 1968 года СССР объявил «Пражскую весну» «ревизионистской» и «антисоветской». 21 августа 1968 года, после неудачного давления на Дубчека, Брежнев приказал силам Варшавского договора вторгнуться в Чехословакию и заменить её правительство лицами, преданными Советскому Союзу. Это грубое вмешательство на два десятилетия определило пределы автономии, которую московская внешняя политика соглашалась предоставить своим сателлитам. Однако Брежнев не наказал Румынию Чаушеску, не принявшую участия в интервенции, и Албанию Энвера Ходжи, которая в знак протеста вышла в конце 1968 из Варшавского договора и СЭВ . Примирение, достигнутое Хрущёвым со строптивым Тито в 1955 году, при Брежневе не было оспорено. Вопреки всем тревожным прогнозам западных алармистов о предстоящем вторжении СССР в Югославию, Брежнев не только не предпринял его, но и ездил в мае 1980 на похороны Тито.

Но отношения с Китайской Народной Республикой при Брежневе продолжали ухудшаться - до кровавых пограничных столкновений в 1969 году. Восстановление китайско-американских отношений в начале 1971 года ознаменовало собой новый этап внешнеполитической истории. В 1972 году президент Ричард Никсон отправился в Китай на встречу с Мао Цзэ-дуном . Это сближение продемонстрировало наличие глубокой трещины в коммунистическом блоке, который ранее выставлял напоказ своё единство. Оно убедило Брежнева в необходимости политики разрядки с Западом. Эта политика была призвана предотвратить образование опасного антисоветского альянса.

Политика разрядки началась с визита Никсона в Москве в мае 1972 года и подписания по этому случаю соглашения ОСВ-1 об ограничении ядерных вооружений. Во Вьетнаме , несмотря на минирование 8 мая 1972 года порта Хайфон (причине некой «холодности» приёма Никсона в Москве), Советский Союз способствовал подписанию Парижских соглашений 27 января 1973 года. Они позволили погрязшим уже десять лет в Юго-Восточной Азии американцам на время - до апреля 1973 - сохранить лицо. Зенитом разрядки стало подписание Хельсинкского Заключительного акта в 1975 году между Советским Союзом, европейскими и североамериканскими государствами. Советская внешняя политика видела основополагающий успех в признании Западом границ, установленных по итогам Второй Мировой войны.

Взамен Советский Союз принял пункт о том, что государства-участники Хельсинкского соглашения будут уважать права и основные свободы человека - в том числе свободу религии и совести. Эти принципы не были применены в СССР на практике, но внутренние противники коммунистических режимов теперь могли апеллировать к ним в своём противостоянии власти.

Так поступали и советские диссиденты - например, Андрей Сахаров , создавший Московскую Хельсинкскую Группу.

Заметки на полях

Хотя вполне может быть, что демократизаторы, взращиваемые через КГБ должны были выступить как «козлы-провокаторы» (http://cyclowiki.org/wiki/%D0%...) для диссидентского движения, но либо вышли из под контроля, либо в КГБ были группы, поставившие на них. Ходят же слухи о том, что Навальный - это проект наших спецслужб, выполняющий такую же провокационную роль (http://echo.msk.ru/blog/oreh/1...).

Источником сильных разногласий стали и проблема эмиграции советских евреев. Её не смогли решить на встрече Брежнева и президента Джеральда Форда во Владивостоке в ноябре 1974 года. Чуть позже СССР, требуя уважения к своему суверенитету, даже предпочел разорвать экономическое соглашение в США, чьим условием было требование дать евреям право свободной эмиграции в Израиль .

ОСВ-1 и заключённый в 1979 году ОСВ-2 констатировали ядерный паритет между двумя сверхдержавами. Однако под руководством троцкистов СССР продолжал свою деградацию, чем примером судьба военно-морского флота под руководством адмирала Горшкова.

ЗНАЧЕНИЕ И ИТОГИ ПЕРИОДА ПРАВЛЕНИЯ ЛЕОНИДА БРЕЖНЕВА - БЛЕСТЯЩИЕ УСПЕХИ КАК ЗАЛОГ ГРЯДУЩИХ ПОРАЖЕНИЙ

К сожалению, несмотря на то, что в эти годы страна жила очень размеренно и стабильно, в экономике происходили процессы, которые не могли не ударить по жизни СССР в дальнейшем.

1. С падением цены на нефть обнажились все «застойные» явления и стало ясно, что за период стабильности экономика превратилась в отстающую и уже не могла поддерживать государство только своими силами.

2. Для формирования качественно новой политики не были проведены радикальные перемены: не была создана соответствующая научная и образовательная база, не было проведено резкое повышение эффективности производства, его научно-технической оснащенности, не была выстроена сильная социальная политика, развитие демократических начал в управлении обществом и т.д.

Для подобного переворота в политике нужны были теоретическая переоценка советского и партийного опыта, отказ от многих догм марксистско-ленинской идеологии.

3. Это время часто называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой», поскольку руководство утвердило консервативный традиционалистский курс. Программа реформирования системы управления советским обществом, которая вынашивалась Сталиным со второй половины 1940-х годов, предполагала разделение функций государства и партии. Реальный центр властных полномочий должен был переместиться при этом в Совет министров СССР. Именно пост председателя Совета министров, который занимал Сталин, имел ключевое значение в позднесталинской властной иерархии, а функции ВКП(б) предполагалось ограничить задачами идеологического воспитания. Программа Хрущёва носила прямо противоположный характер. В ходе процесса десталинизации он продолжил линию на превращение СССР в партийное государство, линию, которая была начата ещё при Ленине.Что касается Брежнева и его соратников, то именно они, несмотря на свою антипатию лично к Хрущёву, завершили начатый процесс десталинизации. В системном плане это означало передачу всей полноты власти партийному аппарату, сохранение жесткого партийного контроля над органами государственной безопасности и вооруженными силами.

4. Партийно-государственная элита - номенклатура значительно укрепила свою власть. Негативные тенденции нарастали в структуре государственного управления. В позднем советском партийном государстве шел процесс срастания партийного и советского аппарата управления, что вело к повсеместному дублированию управленческих функций. Этот процесс не только не способствовал оптимизации управления народным хозяйством и обществом в целом, но и отвлекал внимание партийного аппарата от вопросов организационной и идеологической работы, то есть как раз от того круга проблем, на которых Сталин в своих несостоявшихся реформах системы государственного управления предполагал сосредоточить внимание партийных органов.

5 Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции. Естественными спутниками этих процессов явились: невиданных размеров коррупция и теневая экономика. Так партократия закрепляла своё положение как нового класса эксплуататоров.

6. Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре, а также - падение престижа власти, распространения пьянства, интриги, чинопочитание, угодничество.

7. Стабильность советской экономики того времени связывают с нефтяным бумом 1970-х. Эта ситуация лишала руководство страны каких-либо стимулов к модернизации хозяйственной и общественной жизни, что усугублялось преклонным возрастом и слабым здоровьем высших руководителей. Фактически же в экономике нарастали негативные тенденции, увеличивалось техническое и технологическое отставание от капиталистических стран.

8. Для стиля брежневского правления характерен консерватизм. Как политик, Брежнев не умел четко увидеть перспективы развития государства. Для политической жизни Союза брежневской эпохи характерен был рост бюрократического аппарата и усиление его произвола.

9. Функционирование советской идеологической машины, которая под руководством верного соратника Брежнева М.А. Суслова достигла в 1970-е годы пика своего могущества. Однако результативность её деятельности, то есть степень влияния на идеологические и поведенческие установки советских людей, неуклонно снижалась.

На идеологическую работу в Советском Союзе при Брежневе и Суслове затрачивались колоссальные средства, огромными тиражами выпускались книги, доклады и речи руководителей партии и правительства, в колоссальных масштабах использовалась наглядная агитация. Однако она была заведомо не эффективной, потому что реальные проблемы не обсуждались.

Заметки на полях

Интересный факт, но именно в эпоху Брежнева снят очень неоднозначно воспринятый документальный фильм «Тайное и явное (Цели и деяния сионистов)», который был снят Борисом Карповым и Дмитрием Жуковым в 1973 году по заказу идеологов ЦК КПСС и должен был критиковать политику Израиля на Ближнем Востоке с точки зрения советского режима. Но авторы явно перешли тот рубеж дозволенного, который могли позволить действующие в стране агенты влияния. Его тут же объявили «антисемитским» и «черносотенным».

Больше всего негодовал кинооператор-фронтовик Леонид Коган, писавший доносы на имя Брежнева. В итоге фильм был запрещён лично председателем КГБ Юрием Андроповым (Флекенштейном по матери), и в широкий прокат не попал. Тем не менее, Карпов вынес из монтажного помещения сокращённый вариант фильма, который потом демонстрировался на закрытых показах среди антисионистски настроенных чинов партии.

Сейчас фильм могут посмотреть все желающие:

Всё это не помогало - идеологическая индоктринация традиционного типа больше не оказывала ожидаемого воздействия, а реальный, хотя и неофициальный контроль над идеологическим дискурсом в стране медленно, но верно перетекал в руки таких «властителей дум» советской интеллигенции, как А. Солженицын, А. Сахаров, А. Галич и «город Лондон, Би-би-си». Результатом стало появление в 1960-1970-х годах целых поколений советских интеллигентов, которые, как удачно подмечено в известном фильме «Копейка» Ивана Дыховичного, больше всего на свете любили жену, физику (вариант: философию, филологию, математику - далее по списку) и диссидентов и ненавидели советскую власть, которая дала им всё .

КРАХ ЭРЫ БРЕЖНЕВА - ОТСУТСТВИЕ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

Обществу был необходим переход на новый мировоззренческий уровень (который в свою очередь требовал развития социологии, психологии и всей гуманитарной науки в целом) и модернизация остальных сфер с опорой на прочные мировоззренческие тылы. Сегодня совершенно очевидно, что сил и средств для такого идеального решения в середине 60-х годов в наличии не было.

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать продвижению этой информации:

Вступайте в группу Вконтакте .

История любой страны, как правило, разделяется учеными на определенные периоды развития. Например, говоря о России XVII-XVIII веков, нередко выделяют Петровскую эпоху, Дворцовые перевороты, Екатерининские реформы. В свою очередь, XX век делят на период сталинизма, оттепель, застой, перестройку. Отношение к ним у каждого из нас разное. Например, период застоя в СССР одни характеризуют исключительно негативно, другие же считают его едва ли не самой лучшей советской эпохой. Давайте попробуем разобраться с этим подробнее.

Определение понятия

Что подразумевают историки, говоря о периоде застоя? Главным образом эпоху в развитии страны, которая отличалась относительно высоким уровнем жизни советских граждан, стабильностью во всех сферах государственной жизни, а также отсутствием серьезных политических и социальных потрясений.

Термин «застой» вошел в обиход после выступления Михаила Горбачева с докладом на XXVII съезде Компартии. Генсек использовал его для объяснения замедления экономического прогресса страны. Напротив, по его словам, в советском обществе отчетливо стали проступать застойные явления.

Эпоха благополучия

Подобно любому историческому периоду, временные рамки застоя довольно условны. Чаще всего под ним подразумевается время, когда страной руководил Леонид Брежнев. Однако думать, что сразу после его смерти в СССР началась перестройка, тоже неправильно. Приблизительно историки определяют годы периода застоя следующим образом: с 1964 по 1986-й. Таким образом, он охватывает правление Брежнева Л., Андропова Ю. и Черненко К.

Слово «застой» вызывает у большинства из нас отрицательные ассоциации. Тем не менее многие исследователи эту эпоху не отождествляют с полным отсутствием поступательного движения страны. Более того, указывают, что за двадцать лет застоя Советский Союз в действительности достиг наивысшего расцвета в разных сферах государственной жизни, о чем не лишним будет узнать.

«Золотой век» СССР

Так иногда характеризуют годы, когда страной руководил Леонид Брежнев. Период застоя, и об этом мало кто помнит, начался с внедрения хозрасчета - системы экономических отношений, которая присуща капиталистической экономике. Даже в условиях планового социалистического хозяйства результаты 8-й пятилетки оказались впечатляющими.

Впрочем, экономические достижения были не единственными. Советский Союз достиг больших успехов в освоении космоса, в спорте, в сфере культуры. Поднялся жизненный уровень советских людей, возросла их социальная защищенность, а также укрепилась уверенность в завтрашнем дне.

Промышленность

Однако, как отмечают многие ученые, стабильность в экономике тех лет была связана, с одной стороны, с резким повышением мировых цен на нефть, а с другой - с открытием месторождений черного золота в Сибири. Таким образом, руководство страны могло отложить проведение дальнейших реформ, при этом не теряя прибыли. Хотя экономический рост в период застоя замедлился, но доходы от продажи нефти до поры сглаживали последствия этого негативного процесса.

В эти годы в СССР были построены многие крупные предприятия, включая автомобильный завод в Тольятти. В 1974 г. тысячи комсомольцев отправились в тайгу на строительство железнодорожной магистрали - БАМ, которая, по замыслу советского руководства, должна была сыграть ключевую роль в развитии Дальнего Востока. Стройка оказалась очередным долгостроем, причем пока не окупившимся.

Аграрный сектор

В 70-е ухудшилась ситуация в сельском хозяйстве. После аграрной реформы многие колхозники стали переселяться в города, а на сбор урожая массово приезжали студенты, не имевшие необходимых навыков. Аграрный сектор советской экономики постепенно приходил в упадок, и к середине 80-х в стране назрела угроза продовольственного кризиса. Дефицит товаров и длинные очереди у магазинов стали обычным явлением повседневной жизни в период застоя.

Социальный парадокс

И все-таки в сравнении с предыдущими периодами в истории Советского Союза годы застоя были более благоприятными. Товары и продукты стоили относительно дешево, большинство граждан имели возможность ездить летом к морю или бесплатно отдыхать в профсоюзных пансионатах и санаториях. В 1967 г. страна перешла на пятидневную рабочую неделю, многим стало доступно приобретение бытовой техники и автомобилей.

При этом, разумеется, речь не идет о сравнении благосостояния советских граждан с жизненным уровнем в западных странах. В этом отношении СССР определенно проигрывал.

Внешняя политика

В период застоя руководство страны проводило двоякую политику. С одной стороны, были подписаны важные договоры, направленные на снятие международной напряженности. А с другой, СССР ввел войска в Чехословакию (1968 г.) и в Афганистан (1979 г.). Эти демонстрации военной мощи нанесли большой ущерб имиджу страны на мировой арене.

В начале 70-х по ядерному потенциалу Советский Союз догнал Соединенные Штаты. Наращивание военной мощи имело катастрофические последствия для экономики страны. Колоссальные средства из государственного бюджета направлялись не на развитие индустрии и сельского хозяйства, а на нужды армейских конструкторов. Подобная милитаризация подрывала и без того деградирующую экономику страны.

Борьба с инакомыслием

Хотя при Брежневе Л. И. атмосфера тотального страха исчезла, это никоим образом не означает, что в годы, когда он стоял у кормила власти, в Советском Союзе можно было свободно выражать недовольство. Напротив, КГБ, особенно после событий в Чехословакии, активизировало борьбу с диссидентами. Правда, главным методом устрашения теперь были не лагеря, а психиатрические больницы. О свободе слова не было и речи, партия полностью контролировала искусство, сделав его рупором официальной пропаганды.

Итоги

Несмотря на некоторые положительные моменты, в общем и целом период застоя стал прелюдией перестройки. Необходимость перемен в середине 80-х осознавали уже не только диссиденты, но и партийное руководство. Главными причинами, побудившими Горбачева М. выступить с докладом об экономическом застое, стали:

  • неэффективность командных методов управления народным хозяйством;
  • развал финансовой системы;
  • отставание СССР в области технологий;
  • товарный и продовольственный дефицит;
  • падение жизненного уровня;
  • снижение мировых цен на нефть;
  • отсутствие экономических реформ.

Однако для многих советских граждан годы правления Брежнева Л. И. стали синонимами стабильности и благополучия.

Экономика СССР периода «застоя»

Двадцатилетие, от середины 1960-х до середины 1980-х гг., когда политическое руководство страны возглавляли Л.И. Брежнев (1964–1982 гг.), Ю.В. Андропов (1982–1984 гг.) и К.У. Черненко (1984–1985 гг.) называют временем «застоя». Начавшееся решительными экономическими реформами, оно закончилось нарастанием отрицательных тенденций во всех сферах общественной жизни, стагнацией экономики, кризисом общественно-политической системы. Можно привести немало данных, свидетельствующих о росте производства – в 1970-е гг. СССР догнал наиболее развитые страны Запада по объему промышленной продукции. К началу 1980-х гг. догнал и перегнал даже США, ФРГ, Японию, Англию, Францию по производству на душу населения стали, угля, электроэнергии, цемента. Удалось достигнуть паритета в области вооружений, впечатляющими были успехи Советского Союза в освоении космоса. Однако военные расходы составляли 40% госбюджета, продукция ВПК – 20% валового общественного продукта. Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку – около 20 млрд. руб. шло на военно-технические исследования и разработки. Этот перекос в хозяйственном развитии страны все сильнее сказывался на уровне жизни людей, преодолеть его в рамках старой командно-административной системы было невозможно.

О Л.И. Брежневе говорили, что, обладая вполне средними способностями и имея за плечами карьеру типичного партаппаратчика, он, тем не менее, придя к власти, реально стремился провести полезные реформы в стране. Начало его правления свидетельствует в пользу этого.

С мартовского Пленума ЦК КПСС (1964 г.) начинаются попытки оживить сельское хозяйство: восстанавливался и даже увеличивался размер подсобных хозяйств в деревне; отменялся налог с содержания личного скота, разрешалось продавать корма частным лицам; снижался план государственных закупок зерна в колхозах, в течение последующих 10 лет его решено было не повышать, а сверхплановое зерно оставалось в распоряжении колхозов; повышались государственные цены на основные виды сельхозпродукции, задолженности колхозов государству списывались.

Все эти меры были попыткой применить к аграрному сектору экономические меры регулирования. Но только к аграрному сектору в целом, а не к самой сути производственного процесса. Сохранялась главная негативная черта советского сельского хозяйства – отсутствие экономической заинтересованности работника в результатах своего труда (с 1966 г. вводилась гарантированная оплата труда колхозников, не связанная с производительностью). Уступки в отношении подсобных хозяйств также ни к чему не привели – за годы экспериментов с деревней в ней бесповоротно исчезли люди, готовые к тяжелому труду на личное благо. Крестьяне окончательно превратились в колхозников и совхозников.

В сентябре 1965 г. начался период экономических реформ под руководством председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина. В первую очередь, восстанавливалась отраслевая система управления производством (министерства), заменившая территориальный метод руководства экономикой (совнархозы), введенный в период правления Н.С. Хрущева. Экономическая реформа подразумевала введение хозрасчета и предоставление ограниченной самостоятельности предприятиям. Но «низовое планирование» по-прежнему сочеталось с планированием из центра, хотя число обязательных плановых показателей снижалось до 9 (вместо прежних 30). Главным показателем работы отраслей становился объем реализованной продукции. Кроме того, оживить экономику предполагалось введением экономических рычагов. Прибыль, полученная предприятием, оставалась в его фондах, из которых, в свою очередь, должно было вестись материальное поощрение рабочих (премии, «13 зарплата» по итогам года). Чтобы поднять дисциплину взаимных поставок, Косыгин пошел на принятие постановления, по которому выполнение плана засчитывалось лишь после удовлетворения всех заказов потребителей. Против этого выступили Госплан и министры, утверждавшие, что в таком случае все их предприятия останутся не только без премий, но и без зарплаты. Самостоятельность предприятий привела к тому, что они заведомо занижали свои плановые задания, таким образом, заработная плата росла быстрее производительности труда. Руководители предприятий и отраслей не заинтересованы были и во внедрении научно-технических достижений, так как введение инноваций сбивало запланированный производственный цикл. Экономическое стимулирование работников также постепенно утрачивало свою роль. «13 зарплата» и премии стали выдаваться всем, чтобы не нарушать главного идеологического постулата советского общества – «социальной справедливости».

Первоначально задуманные А.Н. Косыгиным меры дали определенные результаты. Показатели, достигнутые сельским хозяйством в 1966–1969 гг., были намного выше, чем в предшествующий период. Производительность труда в среднем в год росла в этот период на 6,5 процента, что было в два раза больше, чем в 1961–1965 гг. Фонд оплаты по труду за 1965–1975 гг. вырос в 1,5 раза. Однако в противостоянии между экономическими принципами и директивным планированием выиграло последнее. Советская номенклатура не могла не понимать, что экономическое стимулирование экономики сделает в конечном итоге ненужным сам огромный бюрократический аппарат. С 1970 г. реформы А.Н. Косыгина были свернуты.

В советской промышленности 1960 – первой половины 1980-х гг. резко росла диспропорция в развитии хозяйственных отраслей. Продолжающаяся «гонка вооружений» привела к тому, что военные расходы поглощали 20% ВНП. Огромных затрат требовало сохранение лидерства в исследовании космоса. В целом в промышленности продолжались ухудшаться возрастные характеристики производственного оборудования. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и некоторые другие показатели эффективности. Если сравнивать среднегодовой прирост важнейших народнохозяйственных показателей, то можно заметить, что он уменьшался от пятилетки к пятилетке. Тем не менее острота надвигавшегося кризиса в 1970-е гг. была сглажена получаемыми немалыми суммами нефтедолларов. Конфликт между арабскими странами и Израилем, вспыхнувший в 1973 г., привел к резкому взлету цен на нефть. Экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в валюте. На нее закупались товары широкого потребления, продовольствие, что создавало иллюзию относительного благополучия. Руководство страны форсировало разработку нефтегазовых месторождений в новых районах Сибири и Севера. Сырьевая ориентация экономики страны усиливалась.

В 1974 г. началось строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Огромные средства были потрачены на закупку целых предприятий, комплексного оборудования, технологий.

В 1970-х – начале 1980-х гг. возводились промышленные гиганты и агропромышленные объединения (АПО). Однако низкая эффективность экономической деятельности не позволила разумно распорядиться неожиданно возникшими возможностями. В первой половине 1980-х гг. экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Темпы внедрения средств механизации и автоматизации не отвечали требованиям времени. Ручным трудом к середине 80-х гг. было занято около 50 млн. человек: примерно треть рабочих в промышленности, более половины – в строительстве, три четверти – в сельском хозяйстве.

Экономическая ситуация в стране продолжала обостряться. Неэффективная экономика оказалась неспособной решить проблемы повышения уровня жизни трудящихся. Фактически была провалена задача – значительно усилить социальную ориентацию экономики, увеличив темпы развития отраслей народного хозяйства, производящих предметы потребления. Остаточный принцип распределения ресурсов – вначале производство, а только потом человек – доминировал в социально-экономической политике. На социальное развитие общества отрицательное влияние оказывала и нерешенность продовольственной проблемы.

Ярким проявлением кризиса хозяйства периода «застоя» стало существование так называемой «теневой экономики». В условиях, когда государственное производство не могло обеспечить гражданам достаточного количества потребительских товаров, услуг, а подчас и продовольствия, появлялись хозяйственные связи вне государственного контроля. Предприятия изготавливали неучтенную продукцию и продавали ее, минуя государственную торговлю. Сформировался целый официально не существующий в СССР слой предпринимателей («цеховиков»), чьи доходы к началу 1980-х гг. достигли 80 млрд. рублей. В теневой экономике происходило интенсивное срастание государственного аппарата с криминальным миром.

В ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев и Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран председатель КГБ Ю.В. Андропов. В июле 1983 г. по инициативе Ю.В. Андропова было принято правительственное Постановление «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда». Однако попытка навести порядок на производстве с помощью жесткого административного контроля не увенчалась успехом. В августе 1983 г. ЦК КПСС и Совета Министров СССР приняли Постановление «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве». Но все эти директивы не могли спасти умирающую командно-административную экономику. К середине 1980-х гг. она полностью исчерпала свои ресурсы.

Кризис идеологии

«Кнутом» и «пряником» тоталитарного политического режима, сложившегося в СССР, были пропаганда, взывавшая к трудовому энтузиазму трудящихся, и страшная система террора, обрушивавшегося, в первую очередь, на тех, кто плохо поддавался советской агитации и пропаганде. В период «оттепели» (1953–1964 гг.), когда власть прекратила репрессии, упразднила ГУЛАГ и реабилитировала сотни тысяч политических заключенных, в ее распоряжении осталось только одно средство воздействия на массы – идеология. Поначалу пропагандистские призывы продолжали действовать по инерции, даже не подкрепленные страхом перед террором.

Но с течением времени, все больше людей стали задумываться над тем, насколько провозглашаемое расходится с действительным. Да и сама идеология все больше отдалялась от реальной жизни людей. Если в реальности жизнь народа улучшалась медленно (а в некоторые периоды и ухудшалась), то в партийных призывах и лозунгах прогресс советского общества шел семимильными шагами. На практике люди наблюдали экономические кризисы, техническую отсталость, социальное неравенство между номенклатурой (руководящими лицами, утверждаемыми партийными органами) и широкими слоями общества, политическую несвободу. В партийных программах все эти явления замалчивались. Н.С. Хрущев заявлял в 1961 г., что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» и планировал «построить коммунизм к 1980 г.». Факт достижения Советским Союзом «развитого социалистического общества» и перехода к строительству коммунизма декларировался Конституцией СССР, принятой 7 октября 1977 г. Трещина между народом и властью становилась пропастью. Одним из главных кризисов советского общества был кризис доверия.

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был отстранен от власти постановлением Президиума ЦК КПСС. Главным символом нового политического руководства стала стабильность. Началась эпоха правления Л.И. Брежнева (1964–1982 гг.) и сменивших его, но действовавших в том же русле Ю.В. Андропова (1982–1984 гг.) и К.У. Черненко (1984–1985 гг.), названная историками эпохой «застоя». В социально-политическом плане она характеризуется усилением идеологического контроля над жизнью общества, решительным пресечением демократического движения, зародившегося в обществе в годы хрущевских реформ, исключительное значение придавалось упрочению руководящей роли партии в обществе. Подобные установки в сфере внутренней политики ориентировали на укрепление методов администрирования в руководстве обществом, усиливали авторитарно-бюрократические тенденции в отношениях между руководителями и подчиненными. При этом в политических документах, принимавшихся в 1960–1970-е гг., демократизация советского государства объявлялась одним из важнейших направлений политики партии.

Ярким примером политического лицемерия эпохи застоя стала принятая Верховным Советом СССР «брежневская» Конституция (7 октября 1977 г.). Новый Основной закон подчеркивал свою преемственность с конституциями 1924 г. и 1936 г. В первом его разделе провозглашалось построение в СССР «развитого социализма».

В 6-й статье Конституции КПСС объявлялась «руководящей и направляющей силой советского общества ». Таким образом, в качестве ядра политической системы общества выступала партия. Конституция отразила реально сложившийся факт. Находясь в исключительных условиях политического монополизма, КПСС окончательно трансформировалась в надгосударственную структуру. Это способствовало резкому усилению власти партийного аппарата. Принцип «единства партии» приводил к тому, что глушилась всякая критика, урезалась внутрипартийная демократия, процветали бюрократизм, демагогия, злоупотребление служебным положением, взяточничество и др.

С другой стороны, в Конституцию 1977 г. был включен внушительный перечень социально-экономических и политических прав граждан СССР. В частности, впервые законодательно были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, на свободу творчества. Декларировались и новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум. Одной из главных задач Основной закон называл охрану прав и свобод личности, например таких, как право на обжалование действий должностных лиц, критику деятельности государственных и общественных организаций, защиту чести и достоинства гражданина в суде и т.д. Закрепляла Конституция и широкие права союзных республик, в частности, возможность выхода из состава СССР.

Если в отношении роли КПСС в жизни советского общества конституция фактически не уклонялась от истины, то декларируемого расширения «демократии и народовластия» не существовало, большинство социально-экономических прав государство не в силах было обеспечить, а заявленные гражданские свободы никогда не соблюдались.

Наиболее остро реакция общества на официальную фальшь проявлялась в диссидентском движении, которое начало зарождаться еще в конце эпохи Хрущева, а расцвета достигло в годы «застоя». Среди диссидентов (инакомыслящих) в СССР были академик А.Д. Сахаров, член-корреспондент АН И.Р. Шафаревич; писатели А.И. Солженицын, А.Д. Синявский, Ю.М. Даниэль, С.Д. Довлатов, В.П. Аксенов, А.Г. Битов, А.Т. Марченко; поэты И.А. Бродский, А.А. Галич, Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, Н.М. Коржавин, Е.Б. Рейн, общественные деятели В.И. Новодворская, Е.Г. Боннэр, С.А. Ковалев и многие другие.

У многих из них неприятие тоталитарного режима выливалось в активную борьбу – так называемое «правозащитное движение». Они активно требовали от государства соблюдения всех прав и свобод личности, зафиксированных в Конституции, отмены цезуры, прекращения «ползучей реабилитации» Сталина, наметившейся в официальной идеологии. Первая открытая акция правозащитников состоялась в 1965 г. когда они устроили на Пушкинской площади в Москве манифестацию с требованием, чтобы судебный процесс над А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем, арестованными за опубликование на Западе их произведений, проводился в открытую. В 1968 г. правозащитники отреагировали демонстрацией протеста на подавление советскими войсками попыток либерализации в Чехословакии. Несмотря на то что власти отвечали жестокими репрессиями – арестами, ссылками, принудительным содержанием диссидентов в психиатрических лечебницах, правозащитное движение не стихало. С 1968 по 1983 гг. издавался подпольный информационный бюллетень «Хроника текущих событий», фиксировавший случаи нарушения прав человека в СССР. В 1970 г. советские правозащитники стали частью мирового движения. Государство ужесточало репрессии, влияние КГБ в политической системе возрастало, но, с другой стороны, международная известность многих лидеров правозащитников заставляла правительство идти на некоторые уступки. Некоторым активным диссидентам разрешили покинуть СССР. По отношению к другим, выдворение из страны было применено насильственно (изгнание А.И. Солженицына, 1974 г.).

Другой формой проявления инакомыслия стала неофициальная литература, так называемый «самиздат». В подпольных альманахах «Вече», «Поиски» и многих других печатались авторы, чьи произведения не принимались советской цензурой, и кто имел мужество отстаивать свою точку зрения. Запрещенные властями произведения тайно высылались на Запад и публиковались там («тамиздат»). На «самиздатовских» пленках расходились по стране искренние песни Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого, А.А. Галича и других запрещенных бардов.

«Разрядка» международной напряженности

«Говорят, скоро вернутся брежневские времена, застойные», - cообщил нам недавно премьер-министр Владимир Путин. Но он же и обнадёжил: «И в советские времена... было много позитивного». А чего было больше?

А. Петрасов, Новосибирск

Эпохой застоя принято называть период советской истории примерно с 1968 г., когда была окончательно похоронена хрущёвская оттепель, до 1986-го. В этом году состоялся XXVII съезд КПСС, на котором М. Горбачёв и ввёл сам термин «застой».

«В жизни общества, - сказал он про годы правления Леонида Брежнева, - начали проступать застойные явления как в экономической, так и в социальной сферах».

Справедливости ради надо отметить, что большинство граждан СССР об этом не задумывалось - у них была уверенность в завтрашнем дне, переходящая в «чувство глубокого удовлетворения» политикой партии и правительства.

Власть и государство

Плюсы

«Социальные лифты», при помощи которых передовая доярка могла стать депутатом Верховного Совета, а рядовой инженер дорасти до поста директора крупного предприятия или целой отрасли.

Относительно низкий уровень преступности, коррупции в правоохранительных органах.

Минусы

Несменяемость высшей элиты. Сам Брежнев сидел на своём посту 18 лет, министр финансов Гарбузов - 25, глава МИД Громыко - 28, 1-й секретарь ЦК Компартии Литвы Снечкус - 30 лет!

Гнетущий формализм съездов и партсобраний, бутафорские выборы. Коммунистическая демагогия, в которую народ всё меньше верил, сочиняя всё больше анекдотов про членов Политбюро.

Экономика

Плюсы

В 1980 г. Советский Союз занимал 1-е место в Европе и 2-е в мире (после США) по объёмам производства промышленности и сельского хозяйства. Помимо гордости Страны Советов - космической отрасли, атомной энергетики и ВПК - можно было гордиться цементом, которого в СССР производили больше всех в мире, и сельскохозяйственной техникой. Советские тракторы и комбайны хоть и не были образцом совершенства, но экспортировались в 40 стран мира.

СССР 70-х годов отличался от большинства стран тем, что производил внутри себя почти всё необходимое для жизни - от ракетоносителей и самолётов до бюстгальтеров и трусов. Последние были неказистыми, но родными, а не китайскими.

В те годы любой рост у нас было принято сравнивать с Америкой. Например, к 1980 г. производство электроэнергии в СССР по сравнению с 1940 г. выросло в 26,8 раза, а у них всего в 13,6!

Минусы

Недостатки советской экономики были зеркальным отображением её достоинств. Взять то же производ-ство электричества: в значительной мере его бешеный рост был вызван бешеной же энергоёмкостью всех советских производств.

По данным на конец 80-х годов, предприятия ВПК производили 20-25% ВВП, поглощая львиную долю ресурсов страны. Советские танки были хороши всем, кроме одного: они были совершенно несъедобны!

Низкая урожайность зерновых. В 1970-м она составляла 15,6 центнера зерна с гектара - вдвое меньше, чем в США, и втрое, чем в Японии. Партия и правительство принимали меры, закачивали в село миллиарды. Результат: к 1985 г. урожайность... упала до 15 ц/га. Неудивительно, что зерно приходилось покупать в США и Канаде.

Застой в экономике делался «всё застойнее» год от года. Если в 8-й пятилетке (1966-1970) среднегодовой прирост ВВП составлял 7,5%, а в 9-й - 5,8 %, то в 10-й он снизился до 3,8%, а в первые годы 11-й пятилетки (1981-1985) составил около 2,5%.

Наука

Плюсы

В науке работал миллион советских людей, что в 1975 г. составляло четверть научных работников мира. СССР занимал 6-7-е места по числу полученных Нобелевских премий. Советские учёные отличились в ядерной физике, создании лазера, расшифровали письменность майя. В СССР были получены 104, 105, 106, 107, 108-й элементы таблицы Менделеева и синтезированы сверхтяжёлые элементы с атомными номерами со 112-го по 118-й.

Минусы

Даже в тех отраслях, где в предыдущие годы сформировались сильные научные школы (например, биотехнологии), дело тормозилось тем, что промышленность не производила достаточно чистых реактивов. Положение в вычислительной технике лучше всего характеризовалось шуткой «совет-ские микросхемы - самые большие в мире»! Но больше всего досталось исторической науке. Вместо того чтобы заниматься поисками истины, советские историки бесконечно доказывали «роль партии в восстании Спартака».

Социальная политика

Плюсы

Реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза, население увеличилось на 12 млн человек.

Бесплатным жильём было обеспечено 162 млн человек, а квартплата не превышала 3% дохода средней семьи.

Всеобщее бесплатное здравоохранение. Введена поголовная диспансеризация всего населения, включая детей.

В 70-х годах в вузах СССР бесплатно обучались 4,6 млн студентов. Для сравнения: в современной России их 4,7 млн, а в США - 17,5 млн.

Отсутствие безработицы и довольно слабое социальное расслоение общества.

Минусы

Уравниловка - зарплатная политика, при которой доходы не зависят от результатов труда. Ни уволить плохого работника, ни достойно поощрить хорошего было невозможно. Молодой специалист независимо от способностей начинал карьеру со 120 руб. в месяц.

Очереди в магазинах за самым необходимым. Дефицит и блат - как норма жизни простого советского потребителя. Даже всезнающий Госплан не мог сказать, что исчезнет с прилавков завтра: туалетная бумага, варёная колбаса по 2,20, растворимый кофе, носки, кафельная плитка, мыло или стиральный порошок.

Культура

Плюсы

Кроме балета, в области которого СССР был тогда «впереди планеты всей», лучшие фильмы Гайдая, Данелия, Рязанова, Тарковского были сняты именно в застойные годы. Тогда же написаны лучшие книги Гранина, Аксёнова, Шукшина, Распутина, Войновича, Айтматова, Астафьева, братьев Стругацких...

Минусы

Четверть из перечисленных выше творцов была вынуждена эмигрировать. Такие понятия, как «самиздат», «магнитофонная культура», «полочное кино», появились тогда же. Притом что СССР был «самой читающей страной в мире», за хорошими советскими книгами приходилось ехать... в соцстраны.

Великое время

Виктор Анпилов, председатель исполкома движения «Трудовая Россия»:

Времена, которые теперь именуются застоем, запомнились мне как счастливые. Моя страна делала великие дела: осваивала пространства Сибири, строила БАМ, газопровод Уренгой - Помары - Ужгород... Этим с огромным и неподдельным энтузиазмом занимались сотни тысяч молодых людей, которые и зарабатывали неплохо, и свою причастность к делам страны чувствовали. В те времена люди знали, что их труд вливается в труд их республики, что при их помощи народ-гигант творит великую историю. Или взять героя «застойных» анекдотов Брежнева. Что у него было, кроме полной груди орденов? Хорошая квартира на Кутузовском проспекте, «Кадиллак», подаренный Никсоном, - сущие пустяки по понятиям нынешних олигархов! Конечно, людей раздражало сползание партийной элиты в барство, обрастание привилегиями, но и против них не было того озлобления, которое встречается ныне на каждом шагу по гораздо менее значительным поводам.

Начало конца

Рудольф Пихоя, историк:

Понятие «застой» мало подходит к первым годам правления брежневского Политбюро. В 1965 г. в СССР начались экономические реформы, позднее названные по фамилии Председателя Совмина косыгинскими. Тогда вспомнили про термины «рынок», «прибыль», «эффективность»... Однако реформы вскоре столкнулись с противоречиями между экономическими закономерностями и политическими установками. Не успели на производстве вздохнуть свободно, как подоспел повод придушить реформы - «Пражская весна» 1968 г. Именно после силового подавления народных выступлений в Чехословакии среди советской номенклатуры укоренилось убеждение, что любые попытки усовершенствовать социализм - это ревизионизм. То есть отход от марксизма, троянский конь, при помощи которого в страны социализма придут капиталистические ценности. Тут и начался застой. Возможно, Советский Союз погиб именно тогда, а всё его дальнейшее существование было затянувшейся на 30 лет агонией.