Прямые и косвенные налоги: в чем разница (примеры). Чем отличаются прямые налоги от косвенных, их перечень, общая характеристика и функции

Налог, это обязательное финансовое обязательство, подлежащее уплате государству. Налоговая система в основном делится на две большие категории прямого налога и косвенного налога , состоящие из различного характера налогообложения.

Основа для сравнения Прямой налог Косвенный налог
Значение Прямой налог упоминается как налог, взимаемый с дохода и благосостояния человека, и оплачивается непосредственно правительству. Косвенный налог упоминается как налог, взимаемый с человека, который потребляет товары и услуги и оплачивается косвенно правительству.
Накладные расходы Человек, на которого наложено налоговое бремя. Бремя налога может быть зачислено другому человеку.
Типы Налог на богатство, подоходный, на имущество. Импортных и экспортных пошлин. Налог с продаж, НДС акцизы, таможенная пошлина.
Уклонение от уплаты Возможно Вряд ли возможно, поскольку включен в цену товаров и услуг.
Инфляция Прямой налог помогает в снижении инфляции. Косвенные налоги способствуют инфляции.
Взимается с Лица, ИП, компания, фирма Потребители товаров и услуг.
Действие Прогрессирующий Регрессивный

Определение прямого налога

Прямым налогом облагаются доход и богатство человека, и оплачивается непосредственно правительству, бремя такого налога не может быть сдвинуто. Налог носит прогрессивный характер, т.е. возрастает с увеличением дохода или богатства и наоборот. Он облагает по платежеспособности человека – налог взимается с более богатых людей. Налог взимается и собирается либо центральным правительством или местными органами.

Есть несколько видов прямых налогов, таких как:

  • Подоходный налог.
  • Налог на богатство.
  • Налог на имущество.
  • Импортных и экспортных пошлин.

Определение косвенного налога

Косвенный налог упоминается как налог, взимаемый с человека потребляющего товары и услуги, оплачивается косвенно правительству. Бремя налога может быть легко перенесено на другое лицо. Налог носит регрессивный характер, увеличивая спрос на товары и услуги, и наоборот. Налагается на каждого человека, одинаково богат он или беден. Администрация налога осуществляется либо с помощью центрального правительства или управления области.

Есть несколько видов косвенных налогов:

  • Налог с продаж.
  • НДС (налог на добавленную стоимость).
  • Акциз.
  • Таможенная пошлина.
  • Сельскохозяйственный налог на прибыль.

Чем отличаются прямые налоги от косвенных

  1. Налог, который уплачивает человек, на которого он наложен, известен как прямой налог. Налог, который оплачивается налогоплательщиком косвенно – косвенный налог. Прямой налог взимается с дохода и благосостояния человека, в то время как косвенный налог взимается с человека потребляющего товары и услуги.
  2. Основным различием между прямым и косвенным налогом является бремя прямых налогов, оно не может быть передано другому лицу, в то время как обязательство косвенных налогов может быть сдвинуто.
  3. Уклонение от уплаты налогов возможно в случае прямого налога, если надлежащее введение сбора не производится, но в случае косвенного налога, уклонение от уплаты налога не представляется возможным, так как сумма налога начисляется на товары и услуги.
  4. Прямой налог взимается с физических лиц, фирм, организаций. С другой стороны, косвенный налог взимается с потребителя товаров и услуг.
  5. Характер прямого налога является прогрессивным, косвенный налог – регрессивный.
  6. Прямой налог помогает в снижении инфляции, но косвенный налог иногда помогает в продвижении инфляции.

С экономической точки зрения

Прямой налог относится к любому уровню одновременно наложенного и собранного с определенной группы людей или организаций. Примером прямого налогообложения служит налог на прибыль.

Косвенные налоги собираются с кого-то или какой-либо организации, кроме физического или юридического лица, которое обычно отвечает за налоги.

Налог с продаж, например, не будет считаться прямым налогом, потому что деньги собирают у торговцев, а не с потребителей. В этом экономическом контексте, закон фактически может определить лицо или лица, из которых будут собираться налог, но не имеет ничего общего с тем, как налоговая нагрузка распределяется на рынке. Кто несет экономическое бремя самого налога, будет определяться рыночными силами и может быть рассчитана путем сравнения цены товара.

С юридической точки зрения

В юридическом смысле, значение прямых и косвенных налогов меняется:

  • Прямой налог относится только к собственности.
  • Косвенные налоги накладываются на широкий спектр прав, привилегий и деятельности.

В этом смысле, налог на продажу имущества будет считаться косвенным налогом, а налог на фактически причитающееся имущество будет прямой.

Сходства

  • Уплачивается государству.
  • Штраф за неуплату.
  • Проценты (пеня) по просроченному платежу.
  • Неправильное применение может привести к уклонению от уплаты налогов и штрафам.

Прямой и косвенный налоги обладают своими достоинствами и недостатками. Если мы говорим о прямых налогах они являются справедливыми, потому что зависят от платежеспособности человека. Прямой налог является экономичным, поскольку его стоимость сбора меньше, но, тем не менее, он не распространяется на все слои общества.

Действие косвенного налога легко понять, так как он включен в стоимость продукции и услуг, а также наряду с этим располагает превосходным освещением в каждой части общества. Одним из главных преимуществ косвенного налога является высокая ставка для вредных продуктов по сравнению с другими товарами необходимыми для жизни.

Многие люди даже не подозревают, что ежедневно платят в казну государства большое количество сборов. Это происходит на каждом шагу: при покупке еды на ужин, приобретении модной импортной обновки, при оплате услуг косметолога или парикмахера. А «виновны» в этом невидимые косвенные налоги. На сегодняшний день их роль в развитии экономики Российской Федерации трудно переоценить. Они не только пополняют бюджет, но и регулируют разные сферы рынка.

Все налоги разделяют на две большие группы – прямые и косвенные. По какому принципу происходит это разделение? В основе классификации лежат такие признаки:

  • время, в которое начисляется и уплачивается налог;
  • взаимосвязь субъекта и объекта налогообложения.

Прямые налоги платит то же лицо (физическое или юридическое), которое является собственником объекта налогообложения. Например, частный предприниматель (здесь он выступает субъектом налогообложения) за месяц получил определенную прибыль с продаж (объект). Теперь он должен заплатить с этой прибыли установленную законодательством сумму. Прямые налоги взимаются и с недвижимости.

Косвенные налоги также взимаются с налогоплательщика, но с одной существенной особенностью: они фактически оплачиваются другим лицом. Например, фабрика (субъект) производит канцелярские товары (объект) и продает их. Производитель уплачивает НДС с продажи канцтоваров, но эта сумма уже включена в цену, которую платит покупатель. Таким образом, де-факто косвенный налог платит не сам субъект налогообложения, а другое лицо.

Виды косвенных налогов:

  • универсальные, которые включаются в стоимость любого товара или услуги (самый распространенный пример – НДС или налог на добавленную стоимость);
  • индивидуальные, включенные в цену товаров или услуг особого типа (сюда относят акцизные сборы, налоги на покупку ювелирных украшений, на куплю-продажу недвижимости);
  • фискальные монополии – платежи за получение документов, выдающихся только государством, то есть государство выступает монополистом в этой сфере (например, плата за получение лицензий и разрешений);
  • таможенные пошлины, которые платят импортеры и экспортеры продукции (по сути они включены в стоимость товаров).

Для чего нужны косвенные налоги?

Косвенные налоги выполняют такие основные функции:

  • фискальную – то есть обеспечение государства денежными средствами;
  • регулирующую – они либо поощряют какую-либо отрасль экономики, либо же тормозят ее развитие.

НДС и пополнение государственного бюджета

НДС (налог на добавленную стоимость)– самый молодая разновидность. Его «отцом» называют французского экономиста М. Лоре. В налоговой системе Французской Республики НДС появился только в конце 50-х годов прошлого века. Сейчас он действует в 137 государствах. В США налога на добавочную стоимость нет, зато есть налог с продаж.

Благодаря НДС в бюджет государства поступают дополнительные денежные средства. Эта стоимость создается на всех этапах производства товара. Процент, который уплачивает покупатель, зависит от вида продукции.

Теоретически добавленная стоимость – это разность между стоимостью продаваемой продукции и стоимостью материальных ценностей, которые использовали для изготовления этого товара. Однако в реальной практике высчитать добавочную стоимость из общей очень сложно.

Экономисты выделяют такие основные особенности НДС. Во-первых, он нацелен на конечное потребление. В отличие от акцизов и пошлин он выполняет только фискальную функцию (то есть обеспечивает государственный бюджет дополнительными средствами). Также НДС отличается от акцизов и пошлин тем, что им облагаются все группы товаров и услуг.

С 2004 года в РФ ставка НДС составляет 18%. Некоторые группы товаров (например, предназначенные для детей) облагаются по сниженной ставке, а другие не подлежат налогообложению.

Акцизные сборы – регуляторы экономики

Как и НДС, акцизные сборы включаются в стоимость товара и оплачиваются покупателем. Обычно они устанавливаются на продукцию высокой стоимости и на те товары, которые производит государство как монополист.

Среди товаров, на продажу которых установлены акцизы, – алкогольные напитки, сигареты и другие табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения, огнестрельное и газовое оружие, дизельное топливо и т. д. Акцизами облагается игорный бизнес и проведение лотерей.

Установление акцизов на некоторые товары влияет на их производство и конечное потребление. Эта продукция дорожает, поэтому люди сокращают потребление подакцизных товаров. Производители под влиянием существенного сокращения спроса вынуждены сократить объем партий. Финансы естественным образом перетекают в другие сферы экономики.

Сумма акцизного сбора рассчитывается с применением установленных ставок. Они указаны в статье 193 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик обязан отчитываться по акцизам ежемесячно. Сборы платятся по результатам продаж.

Таможенные пошлины

Таможенные пошлины взимаются таможенными органами государства с экспортных, транзитных и импортных товаром при ввозе и вывозе. Уплата такого налога – обязательное условие внешней экономической деятельности.

Этот вид сборов пополняет государственный бюджет и защищает внутренний рынок от перенасыщения иностранными товарами.

Есть несколько видов таможенных пошлин: импортные (или ввозные); экспортные (или вывозные), которые в РФ применяются только к сырью; транзитные (на данный момент в России установлены нулевые транзитные пошлины). ВОТ рекомендует полностью отказаться от транзитных пошлин.

Ставки таможенных пошлин могут исчисляться по-разному. Адвалорные пошлины определяются в процентах от таможенной стоимости (например, 6% от установленной цены товара).

Такой метод удобен для более дорогих вещей. Специфические сборы характеризуются взиманием конкретной денежной суммы за установленную единицу продукции. Такой способ удобен для массовых грузов. Смешанный способ заключается в комбинировании двух предыдущих. Оплатить нужно большую из полученных сумм.

В Российской Федерации ставки ввозных пошлин зависят от страны, из которой поступает товар. Преимущество отдается странам «третьего мира» и государствам СНГ.

Изучаем преимущества и недостатки косвенного налогооблажения

Преимущества косвенных налогов:

  • Косвенные налоги поступают в бюджет регулярно и быстро.
  • Они обладают высокой доходностью для государственного бюджета, потому что ими облагаются почти все группы товаров и услуг.
  • Они удобны для потребителя товаров и услуг, потому что уже включены в стоимость конечного продукта.
  • Чтобы регулировать взыскание этого вида налогов, не нужно дополнительно расширять штат сотрудников налоговой службы.
  • Удобство: оплата происходит во время покупки товара, не нужно идти дополнительно в какую-либо государственную инстанцию, заполнять документацию.
  • Отсутствует принудительный характер.

Недостатки косвенных налогов:

  • Ряд экономистов утверждает, что само существование косвенных налогов противоречит первому закону А. Смита – справедливости, потому что они ни коим образом не учитывают доходы платящего лица.
  • Нарушаются и права производителей товаров и услуг. Государственные ведомства для установления ставки вмешиваются в процесс производства продукции, иногда нарушают принятую технологию.
  • Из-за непостоянства потребления тех или иных товаров часто бывает трудно прогнозировать прибыль с косвенных налогов.
  • Прибыль ограничивается. У предпринимателя не всегда есть возможность повысить стоимость товара в соответствии с действующей налоговой ставкой.

Как осуществляется ? Эта статья поможет узнать все нюансы оплаты налогов для предпринимателей.

ООО могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. вы найдете рекомендации, которые помогут вам использовать эту систему.

Необходимо ли оплачивать налог на имущество организаций. Об этом вы узнаете .

Прямое и косвенное налогообложение: пути к идеальной экономической системе

Для эффективной работы системы налогообложения нужно определить идеальное соотношение прямых и косвенных налогов. Именно их долевое распределение позволяет узнать о том, какими методами формируется бюджет государства – фискальными или регулирующими.

Сегодня в мире существует несколько схем налогообложения:

  • англосаксонская – преимущество отдается прямым налогам, которые собираются с физических лиц (Великобритания, Австралия, Канада и др.);
  • евроконтинентальная – большая доля косвенных сборов, отчисления в большей части случаев идут на социальные выплаты;
  • латиноамериканская – преобладание косвенных налогов, которое объясняется высоким уровнем инфляции;
  • смешанная модель – сочетание черт разных схем выбирается для того, чтобы снизить зависимость бюджета от какого-то определенного вида налогов.

На данном этапе развития РФ сочетает в себе черты евроконтинентальной и латиноамериканской схемы.
Модель, функционирующая в стране связывается с уровнем развития экономики. Прямые налоги могут успешно функционировать только в стране с высоким социально-экономическим развитием. У налогоплательщика должен быть хороший стабильный уровень дохода и недвижимость. Косвенные налоги взимаются автоматически и не зависят от уровня жизни.

Заключение

Косвенные налоги в современном мире существуют в виде надбавки к цене на товар или услуги. Де-факто платит их покупатель продукции. Производитель же отчисляет полученную с продаж сумму в бюджет государства. Самые распространенные виды косвенных налогов – НДС, акцизные сборы и таможенная пошлина.

НДС (или налог на добавочную стоимость) устанавливается почти на все группы товаров и услуг. Его основная функция – фискальная. Акцизные сборы являются не только средством пополнения государственного бюджета, но и регулятором экономики.
Таможенная пошлина устанавливается на импорт, экспорт и транзит. Часто процентная ставка зависит от межгосударственных отношений.

Косвенные налоги имеют ряд плюсов и минусов. Исходя из разных точек зрения трактуется их «невидимость», удобство и механизм поступления в бюджет.

Несмотря на это, в большей части стран мира косвенные налоги преобладают над прямыми. Эта тенденция зависит как от социально-экономического уровня страны (в развивающихся государствах прямое налогообложение не будет эффективным), так и от политического режима.

Вконтакте

Российская налоговая система включает в себя определенный набор налоговых обязательств, подразделяющихся на прямые и косвенные. Данная классификация определяется порядком взимания налога:

  • Для прямых – налоговое бремя ложится на самого плательщика;
  • Для косвенных – налоговая нагрузка приходится на конечных потребителей, которые уплачивают налог государству через посредника.

Виды налогов (прямые и косвенные налоги)

Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.

То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.

Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.

Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.

Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом. Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране.

Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).

Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.

Отличия прямых налогов от косвенных

Показатель Прямые Косвенные
Носитель налоговой нагрузки Плательщик налога Конечный потребитель
Взаимосвязь с государством Прямая Через посредника (продавца или производителя)
Объект, облагаемый налогом Собственное имущество, доходы различного характера Реализуемые ценности, услуги, работы
Факторы, оказывающие влияние на величину налога Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности Зависят напрямую Не зависят
Сложность расчета Сложные Простые
Уровень собираемости Высокий Низкий
Участие в ценообразовании Включаются в цену на стадии производства Включаются в цену на стадии реализации
Степень открытости Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты)

Таблица прямых и косвенных налогов

Примеры прямых налогов

Имущественные

  • на имущество юрлиц – вычисляется от среднегодового стоимостного показателя движимых и недвижимых объектов, имеющихся в собственности организации (в ряде случае для недвижимых объектов применяется кадастровая стоимость), подлежит перечислению в бюджеты российских регионов;
  • на имущество физлиц – определяется на основе стоимости имеющихся у граждан недвижимых объектов, относится к местным налогам;
  • на земельные объекты – взимается с юрлиц и физлиц при наличии в собственности земельных наделов в соответствии с определенной для них кадастровой стоимостью, подлежит перечислению в бюджеты местного типа;
  • на транспортные средства – еще один региональный налог, удерживаемый с владельцев ТС – конкретных граждан и организаций;
  • на водные объекты – налоговое бремя носит пользователь акватории и водозабора, налог платится в бюджет федерального значения;
  • на добываемые полезные ископаемые – вычисляется на основе их стоимостного или натурального показателя, относится к федеральным налогам;
  • на игорный бизнес – применяется к казино, букмекерским конторам, тотализаторам, лицам, имеющим игровые автоматы, относится к налогам регионального типа.

На доходы:

  • На прибыль организаций – берется с юрлиц (иностранных, действующих в РФ, и российских), ведущих деятельность с применением классической налоговой системы, вычисляется в зависимости от полученного соотношения доходов и расходов за определенный временной период в размере 20% от результата финансовой деятельности;
  • На доходы физлиц – удерживается с доходов различного характера, получаемых конкретными гражданами (российскими и иностранными), подлежит поступлению в бюджеты регионального и местного типа. Налог считается в процентной части от полученных доходов (от 15 до 35%), на величину ставки влияет характер полученного дохода, а также гражданство физлица.

Примеры косвенных налогов

НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.

Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.

Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.

Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.

Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.

Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.

Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.

Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.

Можно по-разному сгруппировать и классифицировать налоги для их определения. Но чаще всего их делят на прямые и косвенные налоги .

Виды налогов – прямые и косвенные

Прямые и косвенные налоги – это официальная законодательная классификация. Определения можно найти в Налоговом кодексе России в статье 12.

Прямыми налогами считаются те, которые налогоплательщики напрямую платят в казну. В общем, это имущественные налоги и платы за прибыль. Эти налоги обязаны платить все, кто владеет объектами налогообложения или получает прибыль. Этот вид – потомок ранней формы налогообложения, классический образец. Характерная особенность прямого налога – сложная схема расчета.

Косвенные налоги – это налоги на какие-либо товары или услуги. Платить их нужно производителям товаров и поставщикам услуг. Но эти налоговые затраты входят в итоговую стоимость продуктов. В итоге за них платит покупатель, и поэтому является косвенным плательщиком.

Косвенные налоги необходимы государству для управления внутренней экономикой, для влияния на покупателей. С помощью них можно регулировать спрос населения и в целом влиять на потребление. Также можно равномерно разделять налоговую нагрузку по всей территории страны. Косвенные налоги не так эмоционально воспринимаются людьми, поэтому они улучшают общую картину налоговой нагрузки. И самое главное – это быстрый способ закрывать дырки в бюджете, потому что средства поступают сразу после сделок и актов купли-продажи.

В разных странах по-разному формируется соотношение этих двух видов налогообложения. В США, Австралии, Великобритании прямые налоги преобладают. Но подоходный налог в этом случае довольно велик.

Существует евроконтинентальная модель, применяемая, например, в Германии. Тут население делает большие социальные взносы, а прямые налоги находятся в меньшинстве. Кроме Германии, такая налоговая модель распространена в Бельгии, Австрии и Франции.

В Латинской Америке государство пополняет бюджет за счет косвенных налогов, потому что в странах очень высокая инфляция.

В России превалируют косвенные доходы. Казна практически на 70 процентов пополняется за счет них. Однако есть тенденция движения к смешанной модели, чтобы чаша весов так значительно не склонялась в одну сторону.

Нельзя сказать, какая модель хороша, а какая – плоха. Гармоничное соотношение зависит от особенностей экономического развития стран.

Прямые налоги

Прямые налоги более честные с точки зрения рядового гражданина. Однако их сложнее собирать и высчитывать. Но в отношениях между государством и налогоплательщиком нет третьих лиц, как в случае с косвенными налогами.

Примеры основных разновидностей прямых налогов мы указали в таблице.

НАИМЕНОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

Налог на доходы населения. Платить должны, в том числе, и иностранные граждане. Вносить деньги нужно в конце года. Диапазон ставки: от 12 до 45 процентов. Социальные выплаты (пенсии, пособия и т.д.) налогом не облагаются.

Физические лица платят подоходный налог из полученных доходов, а юридические лица платят налог на прибыль предприятия. Диапазон ставки: от 15 процентов (прибыль от дивидендов) до 35 процентов.

Имущественные налоги

Это , – на любое имущество. Часто люди путаются: налог на имущество – прямой или косвенный? Ответ – это самый характерный пример прямого налога.

Социальные выплаты

Деньги, которые работодатель высчитывает в пользу социальных фондов (например, пенсионного).

Косвенные налоги

Многие люди считают, что они платят в основном только подоходный налог, если имеют один официальный источник доходов. Но не все так просто. Каждый день, расплачиваясь в магазине, покупатель становится клиентом магазина, а заодно и налоговой.

Разновидности косвенных налогов:

  • налог на добавленную стоимость. Налог платится производителем на всех стадиях производства. Однако все эти затраты включаются в итоговую стоимость продукции. И заплатить за данный налог придется покупателю. НДС существует не так долго, как другие налоги. Его ввели во Франции в середине прошлого столетия, а затем все европейские государства переняли инициативу французов.
  • индивидуальный налог, или акцизы. НДС нужно платить всем производителям, этот налог не зависит от вида деятельности. Акцизы вводятся в основном на очень популярные товары, на сверхприбыль. Рядовому человеку от этого легче не становится. Акцизы тоже входят в стоимость товара. Причем в России акцизами облагаются не только товары внутреннего рынка, но и импортные.
  • выплаты за государственные услуги. Имеется в виду плата за получение лицензии в налоговой государственного образца. Или выплаты за оформление других необходимых для работы документов.
  • таможенные пошлины – налоги на внешнюю торговлю.

Главный плюс косвенных налогов с точки зрения государства – это относительная легкость их сборов и меньший процент уклонения от налогов. Действительно, производителю нет смысла уклоняться от уплаты. А покупателю придется поневоле стать плательщиком. Причем потребителям будет сложно судить о том, сколько налогов они по-настоящему платят.