Почему производство считается основой экономики

Тема «Производство – основа экономики»

Цель: выяснить роль производства в экономике, познакомить с факторами производства

Знать: основные понятия по теме, основные характеристики производства, факторы производства

Уметь: объяснять процесс превращения продукта в товар, отвечать на проблемные вопросы, работать с таблицей, анализировать, делать выводы

Воспитывать: грамотность в вопросах экономики, уважение к людям труда

Основные понятия и термины: производство, продукт, товар, потребительная стоимость, факторы производства, производительность, разделение труда, специализация

Оборудование: мультимедийный проектор, таблица, схемы, тест, учебник

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку, позитивный настрой на урок

2.Проверка домашнего задания

-Назовите тему домашнего задания и основные вопросы, которые мы разбирали на прошлом уроке

-Что включает в себя понятие «рынок»? (рынок- система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена)

-Каковы условия деятельности рынка? (свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности)

-Назовите характерные черты рыночной экономики (свободный обмен между продавцами и покупателями, частная собственность на экономические ресурсы, материальная ответственность участников рыночного обмена за результаты самостоятельно принятых решений)

-Что такое конкуренция? (конкуренция- соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком- либо деле)

-Что такое спрос? (спрос- желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте)

-Что такое предложение? (предложение- желание и возможность продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте)

-Что называют рыночным равновесием? (рыночное равновесие- цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, и она должна быть выгодна продавцу и покупателю)

-Чтобы состоялась сделка, что мы должны иметь? (мы должны иметь товар и деньги)

-Для чего нам нужен товар? (для удовлетворения потребностей)

-Где взять товар, чтобы удовлетворить наши потребности? (товар нужно произвести)

3.Изучение новой темы

Тема нашего урока «Производство- основа экономики»

-Что мы должны узнать на уроке?

План

1.Главный источник экономических благ.

2.Товары и услуги.

3.Факторы производства.

4.Разделение труда и специализация.

Человек призван создавать, добывать, творить условия своего существования. Он должен производить, непрерывно воссоздавать всё, что необходимо для обеспечения жизни. Главным источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и его развития является производство. Производство- это процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей людей. Для характеристики производства используют такие показатели: что производится (какого назначения выпускаются товары), в каком количестве производится (объём производства), численность занятых работников , масштабы производства (от домашнего производства до производства страны)

-Что и сколько производить? Этот вопрос по- разному решают действующие экономические системы, учитываются и условия мирного или военного времени.

Вы знаете о дате, которая будет праздноваться 9 мая – 70 лет со Дня Победы над фашистской Германией. Анжелика расскажет нам как изменилось положение в экономике в годы Великой Отечественной войны.

Вы убедились, что в военное время и экономика становится на военные рельсы, производство не останавливается. Родина высоко оценила труд людей в тылу и подвиги военных на фронте. Большое спасибо им, за то, что сегодня над нами синее небо.

-Что становится основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага? (предприятия- заводы, фабрики, фермы, кооперативы). Большинство предпринимателей группируются по отраслям. Отрасль экономики - совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию. Никто не может сказать с полной определённостью, сколько всего отраслей существует в современной экономике, так как не существует четкой и стройной классификации. В биологии, например, Карл Линней предложил такую классификацию всего живого: вид – род – семейство – отряд – класс – тип – подцарство – царство. И исчезли беспорядок и путаница. А вот в экономике появление такой классификации будет невозможно, так как в хозяйстве постоянно появляются и исчезают тысячи разновидностей благ, а вместе с ними и их производители, которые выпускают по- нескольку продуктов и их невозможно точно «квалифицировать».

И какие из современных отраслей получат большее развитие в настоящее время? Чем люди предпочтут заниматься? Но все отрасли экономики объединены в две большие группы.

Отрасли экономики

Отрасли, производящие материальные блага

Отрасли, производящие услуги

Промышленность, сельское хозяйство, строительство

Образование, медицинское обслуживание, транспорт, связь

Целью и результатом производства является продукт, т.е. результат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах. Продукт труда, произведённый для продажи является товаром , который обладает двумя основными свойствами.

Основные свойства товара

Потребительная стоимость

Меновая стоимость

(способность быть полезным нужным людям)

(способность обмениваться на другие товары)

Продукт превращается в товар при определённых условиях.

Работа в группах

1. Вспомните из истории о

(

(Для производства экономических благ необходимо соединение природы, человека, техники)

Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называют факторами производства.

Факторы производства

земля

труд

капитал

предпринимательство

информация

Заполнение таблицы

Работа по учебнику страница 118 - 119

Факторы производства

Пахотные земли, место под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода и воздух, растительный и животный мир

Рабочая сила человека с его умениями и навыками, здоровьем, образованием, квалификацией

Здания, станки, машины, инструменты, деньги

Готовность и способность предпринимателя идти на риск, наилучшим способом использовать имеющиеся ресурсы ради достижения прибыли

Знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе производства, в управлении производства, планировании дальнейшей предпринимательской деятельности

Для изготовления любого товаров необходимы ресурсы. О чем нужно помнить, используя любой ресурс? (ограниченность, поэтому использовать разумно, эффективно)

Количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов называют производительностью . Рассмотрим ситуацию, данную на странице 120 вашего учебника: в одном ателье по пошиву спортивных мужских брюк 3 мастера, используя 3 швейных машины, изготавливают из 10 метров ткани 6 брюк в день; во втором таком же ателье 2 мастера, используя 2 швейные машины, изготавливают из 10 метров ткани 6 брюк в день. В каком ателье производительность выше и почему?

(Во втором ателье производительность выше, потому что 2 мастера изготавливают столько же брюк, сколько в первом ателье 3 мастера, при одинаковом количестве ткани и времени)

-На уроках истории мы знакомились с мануфактурами. Что это за предприятие? (Предприятие с разделением ручного труда.) К каким результатам привело разделение труда на мануфактуре? К более эффективному производству товара с наименьшими затратами ресурсов. Каждый работник приобретает большие навыки, умения, опыт, делает работу быстрее и точнее. Определяющую роль разделения труда в развитии производства более 200 лет назад исследовал шотландский экономист Адам Смит. Он посетил булавочную фабрику, где работало десять человек. Свои наблюдения и выводы учёный изложил в труде «Исследования о природе и причинах богатства народов». Он утверждает, что «разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно не было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда».

Разделение процесса производства на мельчайшие операции лежит в основе конвейера, добавляется ещё одна важная вещь: конвейер предполагает непрерывность работы. Линия с частями собираемого изделия движется с постоянной скоростью и расстановка рабочих или автоматов (в современных условиях) на конвейерной линии осуществляется с учетом технологии и последовательности сборки или обработки деталей.

Идея внедрения конвейера в производство связана с именем Генри Форда.

Сообщение.

Но использование конвейера имеет как преимущества, так и недостатки. (Работа в паре: выявить преимущества и недостатки конвейера)

Использование конвейера

Преимущества

Недостатки

Рост производительности труда

Одинаковое качество

Сокращение затрат на подготовку и обучение рабочих

Принцип «много и дёшево»

Работник профессионально ограничен

Выполнение малоинтересной монотонной работы

Преобладание физического труда

Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация»

Специализация- это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. В ходе развития общества специализация производства углублялась. Внутри больших специальностей выделялись более узкие профессии. Вернемся к истории . Первым крупным общественным разделением труда историки считают обособление пастушеских племён от земледельческих. Второе связано с отделением ремесла от земледелия, третье - выделение торговли и купечества. Но одни земледельцы стали специализироваться на выращивании кукурузы, другие- выращивать сады, третьи- овощи. Одни ремесленники, занимавшиеся обработкой металла, стали ковать топоры, косы, серпы, другие- мечи и шпаги, третьи- кольчуги, шлемы, щиты. Именно специализация и разделение труда вызвали отделение друг от друга различных занятий и появление профессий.

Специализация существует не только между работниками, но и между предпринимателями, отраслями экономики, странами. Вспомните из уроков географии: какая страна специализируется на производстве кофе- Бразилия, а производством парфюмерии славится- Франция.

Вывод:

Производство –процесс создания жизненных благ для удовлетворения потребностей людей.

Эффективность производства определяется производительностью труда – количеством товаров и услуг, произведенных на единицу израсходованных производственных ресурсов.

Для современного производства характерно углубление разделения труда и специализация.
В современной экономике наиболее быстрыми темпами развивается сфера услуг.

4.Закрепление новой темы

- Что такое производство?

Назовите факторы производства

Что такое производительность?

5. Подведение итогов урока

Что узнали нового на уроке?

Чему научились?

6.Выставление оценок.

Выполнение тестовых заданий

1.Выберите правильный ответ .

Производство- это ………...

А) процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества

Б) процесс включения работника в трудовые отношения по поводу создания продукта

В) деятельность людей на предприятиях, создающая материальные блага

2.Выберите правильный ответ.

Товар- это………..

А) всё, что продаётся на рынке

Б) продукт труда, предлагаемый для обмена путем купли- продажи

В) вещь, обладающая высоким качеством

3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют одну группу отраслей. Найди термин, выпадающий из данного ряда:

А) медицинское обслуживание Б) научная деятельность

В) строительство Г) транспорт Д) связь

4. Запишите правильно термин.

……………………..- это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

5. Определите фактор производства.

Пахотные земли, место под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода и воздух, растительный и животный мир - …………………

Проверка теста в парах.

5. Подведение итогов урока

Что узнали нового на уроке?

Чему научились?

6.Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 15, задание 3

Работа в группах

1. Вспомните из истории о развитии товарного производства, как оно развивалось. (Человек изготавливал все для себя, затем появилась необходимость в обмене между производителями продукции результатами их труда).

2.На какие группы, в зависимости от назначения, делятся все товары. (Все товары, в зависимости от назначения, делятся на средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда).

3.Что является особым видом продукта, как результата деятельности? (Услуга, т.е. экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом)

4.Чем услуга отличается от товара? (Товар производится, а затем потребляется, а услуга не обладает вещественной формой и потребляется непосредственно в момент производства: консультация врача, поездка в автобусе, разговор по телефону)

5.Что необходимо для производства экономических благ? (Для производства экономических благ необходимо соединение природы, человека, техники)

Сообщение.

Первая конвейерная линия Форда, введенная в строй в апреле 1913 года, использовалась для сборки генераторов. До этого времени один рабочий мог собрать от 25 до 30 генераторов за девятичасовой рабочий день. Это означало, что на сборку одного генератора затрачивалось около 20 минут.

Новая линия разбила данный процесс на 29 операций, выполняемых отдельными рабочими с отдельными узлами генератора, которые доставлял к ним постоянно двигающийся конвейер. Новый подход сократил время сборки одного генератора в среднем до 13 минут. Через год удалось разбить производственный процесс на 84 операции, и время сборки одного генератора сократилось до 5 минут.

Более эффективная организация труда привела к удешевлению производства автомобилей и сделала «Форд-Т» доступным для средней американской семьи.

В целом, время, затрачиваемое на сборку автомобиля «Форд», благодаря разделению труда и использованию конвейера сократилось в 8 раз. Иначе можно сказать: производительность труда увеличилась в 8 раз.

Сообщение

Нападение Германии коренным образом изменило жизнь советских людей. Угроза захвата немцами развитых промышленных районов страны диктовала необходимость вывезти наиболее ценное оборудование. Началась эвакуация на восток, предстояло в короткий срок эвакуировать тысячи предприятий, миллионы людей и наладить их работу на новом месте, для того чтобы срочно обеспечить выпуск необходимого армии оружия и боеприпасов. Места мужчин, ушедших на фронт, занимали женщины и дети. Производство предметов потребления сократилось более чем вдвое. Суточная норма потребления хлеба рабочими составляла 600- 800 г., служащими- 400- 500 г. Но благодаря усилиям советских людей, экономика не только в короткий срок была переведена на военные рельсы, но и вскоре превзошла возможности Германии по выпуску техники и вооружений вдвое. За годы войны 201 человек был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда, около 200 тысяч работников тыла были награждены орденами и медалями, а 16 миллионов человек – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»

Экономика появляется тогда и там, где люди переходят от собирательства природных даров, получения и присвоения жизненных благ в готовом виде к их сотворению, созиданию, к изготовлению нужных вещей.

Так вот, создание любого экономического продукта и сопутствующее ему преобразование ресурсов, связанных с использованием человеческого труда, и представляет собой производство.

Приходится отмечать, что и в бытовом восприятии экономики, и даже в учебниках и научных трудах понятие «производство» чрезмерно сужается, низводится до представления об изготовлении материально-вещественных предметов, выпуске продукции предприятиями. С таким подходом трудно согласиться.

Во-первых, наряду с материальным производством, которое ассоциируется с созданием и преобразованием экономического продукта в его материально-вещественной форме, столь же правомерно говорить о производстве услуг, работ, а также о производстве информации, духовных ценностей. Вряд ли правомерно разделять экономику на материальное производство и так называемую непроизводственную сферу и тем более считать труд в сфере материального производства производительным, а в остальных сферах - непроизводительным. Очевидно, что вид создаваемого или преобразуемого продукта не должен быть критерием для суждения: «производство это или не производство». Гораздо важнее наличие самого факта созидательной деятельности, завершающегося получением нового продукта.

Во-вторых, отнесение тех или иных видов деятельности к производству не следует жестко связывать с видами производства и производимой продукции, с применяемой технологией. Создается ли продукт с помощью ручного труда человека или посредством машинных операций, для себя или для других, тем или иным способом - не должно решающим образом влиять на суждение о том, следует ли считать данный процесс производственным. Хотя традиционно в экономической науке домашнее производство для собственных нужд человека и семьи не принято относить к производству.

Таким образом, вырисовываются два критерия отнесения процессов к производственным:

а) создание ранее не имевшегося продукта или преобразование материалов, энергии, информации, направленное на создание такого продукта, а также изменение качества имеющегося продукта;

б) приложение трудовых усилий в целях получения необходимого продукта, участие труда людей в его создании.

Проще говоря, там, где люди создают вещество, энергию, информацию или преобразуют их своим трудом, имеет место производство.

Можно возразить, что при подобном подходе практически все процессы, в которых участвуют люди, следует считать производственными. Это не совсем так. К производству не принято относить физиологические или биологические процессы, если они не воздействуют непосредственно на создание экономического продукта. Так что потребление, понимаемое как применение, использование готовых вещей, не есть производство. В то же время процессы распределения, передачи, обмена товаров и денег также не относятся к производству, хотя отдельные операции в этих процессах могут иметь производственный характер. Ну и, следуя традиции, домашнее приготовление обеда, уборку квартиры, мытье посуды, пришивание оторвавшихся пуговиц, прочие виды домашнего, обычно женского, труда не считают производством.

По отношению к ряду процессов целесообразной человеческой деятельности вопрос об отнесении их к производству приходится считать открытым.

Это и весьма тонкая проблема производства детей, и спорность восприятия управления и науки как производственных процессов, хотя в них, несомненно, производится информация, и непривычность восприятия здравоохранения или физической культуры как «производства здоровья».

В свете этих особенностей, видимо, можно было бы говорить о производстве в узком и широком смысле слова.

Производство представляет собой главный источник получения благ, необходимых для жизни человека, для удовлетворения его потребностей. Давно канули в Лету времена, когда люди обеспечивали свое существование за счет даров природы. Природа превращена людьми в источник ресурсов, из которых и с помощью которых производятся средства существования. Если «раскрутить назад» сложную цепочку производства любого, даже самого высокотехнологичного продукта, например компьютера или автомобиля, то у ее истоков окажутся природные ресурсы. По мере перехода от присваивающего к производящему хозяйству усложнялось и усиливалось взаимодействие людей с природой и ее ресурсами. Их производственная деятельность создала «вторую», антропогенную природу, творение рук человеческих. Само производство образует часть этой искусственной природы, все более вторгающейся в окружающий мир. В этом причины возникновения острых экологических и социальных проблем, поневоле занимающих ведущее место в современном производстве.

Производство насквозь пронизывает экономику, составляет ее стержневую часть не только потому, что для обеспечения жизни необходимо производить огромное количество видов продукции, непосредственно потребляемой, используемой, применяемой людьми в виде пищи, одежды, жилья, мебели, предметов культурно-бытового назначения, духовных ценностей, средств транспорта и связи, зданий, сооружений, машин. Кстати, полезно знать, и об этом уже упоминалось во главе 2 книги, что такую продукцию принято именовать конечной, так как она завершена в производстве и поступает в сферу своего использования по конечному назначению.

Часть конечной продукции, которая используется в целях непосредственного удовлетворения потребностей населения, применяется в домашнем хозяйстве, называют потребительскими товарами (предметами потребления). Потребительские товары и услуги есть то, что вырабатывает производство для непосредственного поддержания жизнедеятельности людей.

Для производства конечной продукции вне зависимости от того, имеет ли она производственное или потребительское назначение, необходимо производить не менее разнообразное количество видов промежуточной продукции, то есть сырья, материалов, энергии, полуфабрикатов, комплектующих изделий, из которых затем и создается финишная продукция. Ее именуют продукцией производственного потребления, назначения. Отсюда возникает колоссальное множество взаимосвязанных производств, образующих цепь от добычи исходного сырья до выпуска конечной продукции. Все это вместе взятое и именуют единым словом «производство».

Человечеству и каждому отдельному человеку необходимы определённые условия существования, без которых невозможна жизнь. В 5 классе вы узнали, что всё, что нужно людям для жизни, то, в чём они нуждаются, называется потребностями.

Самые первостепенные из них - потребности в пище, одежде, жилище, т.е. в материальных благах.

    Материальное благо - всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить пользу. Например, одежда, которую мы носим, или вода, которую мы пьём.

Количество потребностей постоянно растёт, они становятся разнообразнее. Человек в XXI веке стремится удовлетворить потребности в получении образования, в медицинском обслуживании, в общении с другими людьми, в различных формах досуга и отдыха и др. Кроме того, он нуждается в услугах продавцов, парикмахеров, мастеров по пошиву одежды, ремонту техники и др. Все эти потребности удовлетворяет экономика.

Слово «экономика» появилось в Древней Греции. У древних греков оно обозначало «искусство вести домашнее хозяйство».

В наше время под экономикой понимают хозяйство в широком смысле этого слова. Экономика - это и домашнее хозяйство, и хозяйство предприятия (фирмы), и хозяйство города, и хозяйство целого государства, и мировое хозяйство. Итак, понятие «экономика» имеет несколько значений.

    Экономика - сфера общественной жизни, в которой происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ;

    система хозяйствования; рационально организованная экономическая деятельность людей, направленная на создание предметов, товаров или услуг, удовлетворяющих потребности людей.

Главная цель экономической деятельности - удовлетворение потребностей человека. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя потребности людей. Для этого надо производить продукцию и оказывать услуги населению.

Экономика требует от людей рационального (разумного) поведения, умения делать выбор, отвечая на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Именно поэтому экономику всегда называли и называют до сих пор способом рациональной организации хозяйственной деятельности.

Экономическая (хозяйственная) деятельность людей состоит из четырёх сфер: производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Между собой эти четыре сферы связаны экономической деятельностью. К ней относятся множество действий - усилия предпринимателя, работа сталевара или шахтёра, выращивание и сбор зерновых, оказание стоматологических услуг, перевозка грузов и товаров, финансовая или посредническая деятельность и т.д.

Таким образом, у экономической (хозяйственной) деятельности есть важная отличительная черта - это совокупность организованных действий большого числа людей, нацеленных на производство товаров либо оказание услуг с целью получения прибыли.

Виды экономической деятельности

Производство товаров и услуг - основа любой экономики.

    Производство - процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи.

Все виды экономической деятельности подразделяются на производство товаров и производство услуг.

В производство товаров входит большое число подвидов экономической деятельности. Например, обрабатывающие производства включают свыше двух десятков подвидов - от производства продуктов питания до производства мебели, машин и оборудования. И в каждом подвиде производства работают тысячи и сотни тысяч предприятий, фабрик, заводов, фирм и организаций.

В современном обществе значительное место занимает сфера услуг. В развитых экономических странах в ней занято больше людей, чем в сфере производства.

Дополнительное чтение

    Подростки тоже могут участвовать в экономической деятельности. Те, кому исполнилось 14 лет, имеют право устраиваться на работу, заниматься предпринимательской деятельностью. Но только с письменного согласия родителей или тех, кто их заменяет.

    Объясните, почему подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия взрослых.

Производство - это только начало экономических отношений. Необходимо, чтобы товар дошёл до потребителя. Происходит это благодаря распределению и обмену.

Распределение, обмен и потребление

    Отношения распределения - это те отношения, в которые люди вступают в процессе уплаты налогов, получения пенсий, социальных льгот и субсидий, выплаты заработной платы и т.д.

Например, распределение происходит следующим образом. Государство собирает с граждан, предприятий и учреждений налоги, которые поступают в государственный бюджет, а также в специальные организации - фонды. Есть, например, Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования. Деньги из Пенсионного фонда выплачиваются пенсионерам в виде пенсий (кстати, в России сейчас 40 млн пенсионеров из 142,9 млн жителей). Деньги из Фонда медицинского страхования поступают в больницы и поликлиники. Из этих денег врачи, медицинские сёстры, другой персонал получают заработную плату; оплачивается пользование электричеством, водой и т.д.; покупаются лекарства, специальное медицинское оборудование.

К отношениям обмена относятся внутренняя и международная торговля. Предметом торговли являются в том числе изобретения, информация, услуги. В процессе обмена заключаются сделки, договоры, контракты. Нанимаясь на работу, человек заключает с предприятием договор: свой труд он обменивает на соответствующее вознаграждение (заработная плата).

В сфере обмена господствует рынок.

    Обмен - купля-продажа товаров и услуг.

    Рынок - общественный механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов конкретного товара или услуги.

Рынком движут два механизма - спрос и предложение. Предложение - желание и способность продавцов поставлять на рынок блага для продажи.

Спрос - способность и желание потребителей купить блага.

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся (рыночным) ценам. Рынки бывают разные: небольшой овощной базар, крупный магазин одежды или электроники, рынок ценных бумаг - акций и т.д.

Таким образом, рынок непосредственно связывает производителя с потребителем.

Наконец, в процессе обмена товар (компьютер, трактор, джинсы, пшеница, нефть или газ и т.д.) доходит до потребителя.

    Потребление - использование материальных благ, созданных в процессе производства для удовлетворения потребностей населения.

Таким образом, производство - начало цепочки, а потребление - её конец. Человек потребляет не только пищу или одежду (изнашивая её), но и знания. Сегодня они играют такую важную роль, что современную экономику стали называть экономикой знаний.

Двигателем экономики выступают деньги - всеобщее средство обмена. То есть деньги - это такой товар, на который можно обменять любой другой товар.

Продажа товара - это обмен его на деньги, а покупка - обмен денег на товар. Количество денег определяет желания, потребности, интересы человека и многое другое.

    Интересные факты

    Первоначально роль денег у разных народов выполняли различные товары, например: меха, зерно, скот, позднее - металлы: серебро, золото, медь и др. Со временем начали выпускать бумажные деньги. В XX веке роль денег стали выполнять не только купюры или монеты, но и чеки, банковские карты.

Подведем итоги

В экономической сфере общества происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей.

Основные термины и понятия

Экономика, экономическая деятельность, производство, распределение, обмен, потребление, материальное благо, рынок.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение понятий: «экономика», «экономическая деятельность», «производство», «распределение», «обмен», «потребление», «рынок».
  2. В чём состоит значение экономики в жизни общества? Покажите на примерах, как экономика служит людям.
  3. Почему производство считается основой экономики?
  4. Назовите основные виды экономической деятельности. Какова роль сферы услуг в современной экономике? 5*. Как вы думаете, люди вступают в экономические отношения как индивиды или как представители больших социальных групп? Объясните свой ответ.

Практикум


Вопрос 1. Что такое экономика? Из чего состоит экономическая деятельность? Что такое деньги?

Экономическая деятельность – совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами. В экономике происходит производство, распределение, обмен, потребление благ. Между собой эти четыре сферы связаны экономической деятельностью. К ней относятся множество действий - усилия предпринимателя, работа сталевара или шахтёра, выращивание и сбор зерновых, оказание стоматологических услуг, перевозка грузов и товаров, финансовая или посредническая деятельность и т.д. Таким образом, у экономической (хозяйственной) деятельности есть важная отличительная черта - это совокупность организованных действий большого числа людей, нацеленных на производство товаров либо оказание услуг с целью получения прибыли.

Деньги - специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Вопрос 2. Объясните, почему подростки могут заниматься предпринимательской деятельностью только с согласия взрослых.

До 18 лет подросток не обладает полной дееспособностью, и все, что ребенок делает, совершает, должен знать родитель, прослеживать.

Вопрос 3. Объясните значение понятий: «экономика», «экономическая деятельность», «производство», «распределение», «обмен», «потребление», «рынок».

Экономика (от др.-греч. οἶκος - дом, хозяйство, хозяйствование и νόμος - ном, территория управления хозяйствованием и правило, закон, буквально «правила ведения хозяйства дома») - хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономическая деятельность – совокупность действий на разных уровнях хозяйствования, в результате которых люди удовлетворяют свои потребности посредством производства и обмена материальными благами и услугами.

Производство, в экономическом смысле - процесс создания какого-либо продукта. Общественный процесс создания материальных благ, охватывающий как производительные силы общества, так и производственные отношения людей.

Распределением является разделение материальных благ между субъектами рыночных отношений. Также, распределением принято считать процесс передачи конечного продукта от производителя к потребителю.

Обмен – это процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, связывает членов общества. Через обмен формируется система экономических отношений.

Потребление – использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей.

Рынок – категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Вопрос 4. В чём состоит значение экономики в жизни общества? Покажите на примерах, как экономика служит людям.

В экономической сфере общества происходит производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Пример: 1) благодаря экономике, любой человек может обеспечить себя пропитанием. Так как разнообразие товаров и цен позволит сделать лучший выбор; 2) досуг – производство массовых шоу-программ, концертов, выступлений позволяет человеку отдохнуть, развлечься.

Вопрос 5. Почему производство считается основой экономики?

Производство - процесс создания различных товаров и услуг, предназначенных для продажи. Все виды экономической деятельности подразделяются на производство товаров и производство услуг. Без производства не возможно функционирование рынка.

Вопрос 6. Назовите основные виды экономической деятельности. Какова роль сферы услуг в современной экономике?

Производство товаров: 1. Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство. 2. Рыболовство, рыбоводство. 3. Добыча полезных ископаемых. 4. Обрабатывающие производства (текстильное и швейное, обработка древесины, химическое и металлургическое, производство машин и оборудования и др.). 5. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Сфера услуг играет очень большую роль в экономике. Количество предоставляемых в наше время услуг очень велико.

Производство услуг: 1. Строительство. 2. Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования. 3. Гостиницы и рестораны. 4. Транспорт и связь. 5. Финансовая деятельность. 6. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. 7. Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение. 8. Образование. 9. Здравоохранение и предоставление социальных услуг. 10. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг. 11. Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства и др.

Вопрос 6. Как вы думаете, люди вступают в экономические отношения как индивиды или как представители больших социальных групп? Объясните свой ответ.

Люди вступают в экономические отношения как индивиды, так как каждый преследует свою выгоду, а не всей группы.

Практикум

1. Что из перечисленного характеризует экономическую сферу общества?

Покупка продуктов в магазине; выборы президента; борьба с безработицей; выпечка хлеба в пекарне; покупка товаров в интернет-магазине; посещение выставки или театра.

Покупка продуктов в магазине; выпечка хлеба в пекарне; покупка товаров в интернет-магазине.

2. Завершите схему «Экономическая деятельность».

3. Соберите информацию на тему «Экономика вокруг нас». Для этого найдите в окрестностях школы, вашего дома предприятия, которые осуществляют: а) производство материальных благ; б) распределение; в) обмен.

а) швейная фабрика; металлургическое предприятие; предприятие по производству техники; станкостроительный завод; тракторостроительный завод.

б) различные предприятия по доставке продукции.

в) магазины розничной торговли; продуктовые магазины.

4*. В романе Марка Твена «Приключения Тома Сойера» есть эпизод, в котором главный герой красит забор. Перечитайте его и подумайте: можно ли назвать деятельность Тома экономической? Свой ответ обоснуйте.

Да, его деятельность можно назвать экономической, так как за работу он обменивался вещами. То есть ведётся примитивная торговля, товарный обмен.