Переход России к рыночной экономике. Этапы «перестройки. Переход к рыночной экономике, его сущность и основные проблемы

Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период -- это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление -- социально ориентированная рыночная экономика.

Переходная экономика характеризуется следующими основными чертами, отличающими ее от других сложившихся систем. Во-первых, она представляет собой межсистемное образование. Поэтому сущность переходной экономики представляет собой смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем с их зачастую противоречиво функционирующими элементами .

Во-вторых, если для командной и рыночной экономик свойственна определенная целостность, устойчивость развития, то переходная экономика характеризуется неустойчивостью состояния, нарушением целостности. Такое положение, являющееся кризисным для сложившейся экономической системы, можно рассматривать как нормальное для трансформирующейся экономики. Сохранение и воспроизводство в течение относительно длительного времени неустойчивости, неравновесия системы имеют свою причину: изменение цели. Если в обычной, устойчивой системе такой целью является ее самосохранение, то для переходной экономики -- трансформация в другую систему.

В-третьих, переходная экономика характеризуется количественным и качественным изменением состава элементов. В ней "по наследству" остались структурные элементы предыдущей системы: государственные предприятия, колхозы, производственные кооперативы, домашние хозяйства и государство. Но эти элементы функционируют в качественно иной, преобразующейся экономической системе, и поэтому изменяют как свое содержание, так и свои функции, связанные с зарождением рыночной экономики. Вместе с тем в переходной экономике появляются новые, не свойственные старой системе элементы: предпринимательские структуры различных форм собственности, негосударственные предприятия, биржи, коммерческие банки, негосударственные пенсионные, страховые и другие фонды, фермерские хозяйства.

В-четвертых, в переходной экономике наблюдается качественное изменение системных связей и отношений. Распались и исчезли старые планово-директивные связи между субъектами экономики, расчистив пространство для формирования новых рыночных связей. Однако последние еще носят "переходный", неустойчивый характер и проявляются в такой деформированной форме, как "бартерные" расчеты между предприятиями, взаимные неплатежи между субъектами хозяйствования; характеризуются частыми сбоями и кризисными проявлениями.

Следует отметить, что понятие "переходная экономика" является не новым в истории развития нашей страны. Она существовала в 20-е годы нашего столетия и насчитывала 5 общественно-экономических укладов: социалистический, частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный и патриархальный. Однако ее цели и направленность трансформационных процессов были прямо противоположны современной переходной экономике. Тогда главная задача заключалась в переходе от многоукладной экономики к одноукладной -- социалистической. Теперь же стоит прямо противоположная задача -- заменить одноукладную экономику государственного социализма на многоукладное народное хозяйство, выступающее базой современного рыночного хозяйства.

Переходная экономика нашей страны и других постсоциалистических стран представляет собой переходный этап от централизованно регулируемой к рыночной экономике. Поэтому сущность нашей переходной экономики в том, что это смесь, сочетание административно-командной и современной рыночной систем .

Целью идущих преобразований в Беларуси и других странах СНГ, как отмечалось, является социально ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей тем, что в ее основе лежит широкий плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике занимает госсектор. Государство здесь играет активную роль в обеспечении экономического роста и повышении эффективности экономики, регулировании доходов населения и занятости. Но нужно учитывать, что в каждой стране складывается своя социально-экономическая ситуация, существуют свои стартовые условия. Есть также своя история, культура, наконец, менталитет населения, которые накладывают свой отпечаток на формируемую экономику. Поэтому естественно, что создаваемая рыночная модель белорусской экономики, при наличии общих признаков, будет отличаться от других существующих моделей социально ориентированной экономики.

Основная трудность переходного периода -- это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком смысле представляют собой правила экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых не может нормально функционировать рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

Характерный признак переходной экономики -- институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка. В большинстве стран СНГ это, прежде всего, отсутствие рынка земли, слабое развитие фондового рынка и всей инфраструктуры рынка в целом. Значительно замедляют рыночные преобразования недейственность законов о несостоятельности и банкротстве предприятий. Объективные причины этого -- глубокий экономический кризис, характерный для первого этапа рыночных преобразований. Он обусловил массовую финансовую несостоятельность и взаимные неплатежи предприятий. Приведение в действие в таких условиях закона о банкротстве, без учета объективных причин, приведет к закрытию большинства предприятий и вызовет массовую безработицу.

Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Начало переходного периода в странах СНГ, в том числе и в Беларуси, характеризуется воздействием на процесс формирования рыночных отношений следующих факторов.

Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики.

Практика показывает, что в каждой постсоциалистической стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:

Либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги -- освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли;

Реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;

Стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;

Реструктуризацию (структурную перестройку) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;

Интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля .

Важнейшую роль в переходной экономике играют такие первоочередные мероприятия, как широкомасштабная либерализация и последовательная стабилизация. Либерализация предполагает свободное ценообразование и прекращение контроля со стороны государства в торговле. Значимость либерализации заключается в ее возможности преодоления двух фундаментальных недостатков централизованной экономики: искаженной системы стимулов и ограниченности информации. Либерализация заставляет предприятия ориентироваться на потребительский спрос и получение прибыли в условиях конкуренции. Она способствует ценообразованию, соответствующему реальному соотношению спроса и предложения, дающему сигнальную информацию производителю о потребности в тех или иных товарах. Либерализация на первом этапе неизбежно ведет к скачку цен, а инфляция мешает нормальному функционированию экономики. Но, несмотря на все издержки, либерализация позволяет разорвать жесткие административные связи между государством и предприятиями, сократить субсидии, создав тем самым условия для стабилизации экономики .

После завершения макроэкономической стабилизации и либерализации первоочередными проблемами становятся вопросы, связанные с созданием рыночных институтов, бюджетно-налоговой политики. В частности, нуждаются в пересмотре дорогостоящие социальные программы расходной части бюджета -- пенсионное обеспечение, здравоохранение, сокращение безвозвратного субсидирования. Необходимо совершенствовать систему налогообложения, включая сокращение высоких ставок налогов с фонда заработной платы, а также продолжить правовую реформу, совершенствуя законодательство в области прав собственности, улучшения конкурентной среды, других вопросов формирования рыночной экономики.

Важнейшим направлением формирования рыночных отношений является структурная перестройка народного хозяйства, означающая переоснащение отраслей и производств новой современной техникой, ликвидацию устаревших производств и их переориентирование на выпуск современной наукоемкой продукции, пользующейся спросом, как на отечественном, так и на международных рынках.

Необходимость структурной перестройки обычно обусловлена: значительным несоответствием структуры производства структуре потребления, проявляющегося в производстве не находящей спроса продукции; недостаточной ориентацией на производство товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей народного хозяйства и населения; низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на мировом рынке.

Одно из основных направлений переходного периода -- интеграция национальной экономики в мировое хозяйство. Ключевая проблема на этом направлении -- перестройка внешней торговли в соответствии с требованиями рыночной экономики.

Вывод: Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период -- это период времени, в течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно иное состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Данный переход для Беларуси, как и для других постсоциалистических стран, имеет одно избранное направление -- социально ориентированная рыночная экономика. Характерный признак переходной экономики -- институциональная неполнота, отсутствие или зачаточное состояние отдельных институтов рынка.

Выделим следующие главные задачи переходной экономики.

1. Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику.

2. Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры.

3. Реформирование отношений собственности как основы экономической системы.

4. Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования.

5. Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

Перед всеми бывшими социалистическими странами стояла одна и та же задача - переход от административно-командной к рыночной экономике. Эта задача в разных странах решалась по-разному. Однако во всех государствах переходный период имел общие тенденции.

Выделяют следующие основные направления перехода к рын­ку. Во-первых, либерализация экономики. Либерализация эконо­мики - система мер, направленных на отмену или резкое сокра­щение запретов и ограничений, а также государственного контро­ля во всех сферах хозяйственной жизни. Основные направления либерализации экономики - либерализация цен, хозяйственных операций и внешней торговли. Либерализация цен - это снятие государственного контроля за ценообразованием, переход к фор­мированию цен в соответствии со спросом и предложением. Предполагает свободную торговлю и свободное ценообразование. Либерализация хозяйственных операций - отмена государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности, пре­доставление возможностей для осуществления предприниматель­ства. Либерализация внешней торговли - отмена монополии госу­дарства на внешнюю торговлю, открытость экономики мировому хозяйству.

Во-вторых, структурные преобразования экономики. Струк­турная перестройка - формирование новой структуры экономи­ки, устранение или смягчение унаследованных от прежней систе­мы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. В первую очередь, она предполагает из­менение структуры собственности и отраслевой структуры на­ционального хозяйства. Во всех бывших социалистических стра­нах государственный сектор охватывал почти всю экономику. Например, в СССР структура собственности на средства произ­водства к началу 90-х гг. имела следующий вид: 88,6 % - госу­дарственная; 8,7 % - колхозная; 1,5 % - кооперативная; 1,2% - собственность граждан. Практически во всех бывших социалистических странах была утяжелена структура промыш­ленности (преобладало производство средств производства) и не­доразвит агросектор. Экономика бывшего СССР, кроме тoгo, была перегружена военными расходами. По оценкам специали­стов, оптимальным считается, если военное производство со­ставляет примерно 1-2 % ВВП. Максимальной считается доля в 6 % ВВП. В СССР к концу 80-х гг. расходы на военное производ­ство превысили 25 % ВВП. Главная цель перестройки структуры экономики - развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Структурная перестройка базируется на разгосударствлении и демонополизации экономики. Разгосударствление - процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень пред­приятий. Разгосударствление экономики опирается на проведе­ние денационализации и приватизации. Денационализация собст­венности - переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов эконо­мики. Приватизация представляет лишь один из многих вариан­тов денационализации. Приватизация - переход государствен­ной собственности в частные руки. Демонополизация - создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов. Здесь предполагается обеспечение дос­тупа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса, регулирование деятельности естественных монополий.

В-третьих, институциональные преобразования экономики. Институциональные преобразования представляют собой созда­ние условий для функционирования рыночной системы путем преобразования правовых институтов, формирования рыночной инфраструктуры и новой системы государственного регулирова­ния экономики. Преобразование правовых институтов предпо­лагает принятие адекватного рыночным условиям хозяйственно­го законодательства, а также правил и норм, регулирующих по­ведение субъектов экономики. Формирование рыночной инфраструктуры предполагает создание коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д. Ин­ституциональные преобразования необходимы для создания ос­нов рыночной системы, приведения в действие движущих сил рыночного хозяйства - предпринимательства и конкуренции.

Для современной переходной экономики характерны три группы проблем, которые так или иначе проявили себя во всех государствах осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной. Во-первых, проблемы либерализации экономики и макроэкономической стабилизации. Эти проблемы стоят рядом, поскольку кризис системы в большинстве стран совпал с финан­сово-бюджетным кризисом, и проблема перехода к рыночному ценообразованию оказалась сопряжена с проблемой остановки инфляции. На практике либерализация цен почти всегда и везде (кроме Китая и отчасти Венгрии) вела к огромному ценовому скачку. Снижение инфляции до социально приемлемого уровня в 20-30 % в год занимало от нескольких месяцев (в Польше) до нескольких лет (в России), причем затягивание стабилизации по­вышало ее социальные издержки. Стабилизационная политика включает жесткие бюджетные и денежно-кредитные ограниче­ния, регулирование обменного курса национальной валюты и, возможно, заработной платы. Во-вторых, институциональные проблемы, т. е. формирование условий для функционирования рыночной системы. Об институциональных преобразованиях уже говорилось. Важнейшее из таких преобразований - создание системы отношений частной собственности на основе общена­родной. В-третьих, возможности и перспективы экономического роста. Решение данной проблемы усложнялось необходимостью коренной трансформации хозяйственной структуры плановых экономик. Выход из трансформационного кризиса определяли способы адаптации индустриальных экономик к постиндустри­альным требованиям, а также принципиальная способность той или иной страны догнать со временем развитые страны по уров­ню своего экономического развития.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Особенности перехода к рынку в России:

1. Начало перехода происходило, когда государство сконцентрировало в своих руках огромные финансовые и материальные ресурсы, практически владело всеми средствами производства, следовательно, отсутствовал такой важнейший признак рынка, как наличие обособленных, самостоятельных производителей.

2. Население страны в подавляющей массе ни по профессиональному, политическому, экономическому, общекультурному уровню было не готово к немедленному экономическому самоопределению.

3. В предыдущие годы существовала затратная экономика, переход к рынку осуществлялся в условиях острейшего дефицита товаров и денежной инфляции. Отечественный потребительский рынок был практически полностью разрушен.

4. На рынке средств производства господствовали предприятия-моно-полисты (доля монополизированного производства по ряду позиций достигала 80-90 %).

5. Отсутствовала соответствующая правовая база для развития рыночных отношений (банковская, кредитно-финансовая, налоговая, таможенная и др.).

Плановая экономика, как показывает исторический опыт СССР и других стран СЭВ (опыт Северной Кореи и Кубы), не создает необходимых условий для эффективного функционирования предприятий прежде всего, из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в предпринимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства государства в деятельность предприятия и других причин.

Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:


Ресурсы Производство Сбыт

Предприятие не беспокоилось, где взять ресурсы и куда сбыть продукцию, - все решалось государством в лице Госплана и Госснаба.

С переходом российских предприятий на рыночные отношения ситуация изменилась коренным образом. Теперь они работают по следующей схеме:


Сбыт (спрос) Производство Ресурсы

В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, количество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений. Многие отечественные предприятия не были готовы работать по этой схеме ввиду различных причин, основными из которых являлись следующие:

· многие руководители предприятий не верили в серьезность происходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к плановой экономике, условий, в которых они привыкли работать;

· распад СССР привел к нарушению производственных и кооперированных связей;

· неконкурентоспособность продукции многих отечественных предприятий;

· переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для работы предприятия, особенно в плане обеспечения его оборотными средствами;

· многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыночным отношениям;

· насыщение российского рынка импортными товарами;

· государство не создало определенных условий для перехода к рынку.

Однако следует отметить, что переходный к рынку период в России сопровождался и некоторыми положительными моментами:

· все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают выпускать продукцию, которая устраивает покупателя;

· появилась осознанность в том, что снижение издержек производства и реализации продукции, улучшение ее качества - единственное верное решение для обеспечения финансового благополучия;

· рынки насыщаются товарами, в некоторых сферах экономики появляется здоровая конкуренция;

· увеличение числа специалистов самых различных направлений, которые способны эффективно управлять предприятием в условиях рынка.

Программа реформ.Ослабление, а затем и падение союзных структур власти позволили российскому руководству энергичнее взяться за реализацию социально-экономических реформ.

В октябре 1991 г. правительство России представило первую программу радикальных реформ. Она предусматривала экономическую стабилизацию в течение года с последующим подъемом производства. Главным звеном программы стала реформа ценообразования, автором которой выступал Е. Гайдар. Он справедливо полагал, что именно нерешительность в этой сфере погубила экономические реформы Горбачева. Поэтому с 1 января 1992 г. намечалось отпустить цены на большинство продуктов, то был не только сильный и решительный, но и опасный шаг российского руководства, способный вызвать мощный социальный взрыв.

В декабре того же года, после распада СССР, Россия объявила себя правопреемницей Союза и унаследовала всю союзную собственность, расположенную на ее территории, включая остатки золотого запаса. После этого правительство России дополнило программу реформ мерами по приватизации государственной собственности. На 1992 г. предусматривалась приватизация 20 % госпредприятий в промышленности и 70 % предприятий торговли и сферы услуг. Предполагалось также осуществление жесткой финансово-кредитной политики.

Авторы нового курса рассчитывали с помощью предложенных мер не только ослабить экономический кризис в стране, но и сформировать новый класс собственников, каковым, по их мнению, могло бы стать большинство населения страны. Этот «средний класс», по их прогнозам, должен был по западному подобию явиться своего рода буфером между нарождающейся крупной буржуазией и прудящимися, оплотом социальной стабильности в обществе.

Первый год реформ.Реформа Гайдара исходила из того, что вначале произойдет либерализация цен, а уже затем начнется приватизация. Это было прямо противоположно программе «500 дней».

В результате освобождения цен с 1 января 1992 г. денежные средства населения были, но существу, конфискованы. Соответственно покупать акции приватизируемых предприятий оказалось не на что.

В этих условиях летом 1992 г. была утверждена программа приватизации, согласно которой с 1 октября 1992 г. началась выдача приватизационных чеков (ваучеров) всем россиянам. С 1993 г. было разрешено вложение этих ценных бумаг в акции предприятий, которые в перспективе должны были обеспечить получение прибылей. Однако одновременно с выдачей ваучеров началась их неконтролируемая скупка у населения новыми предпринимателями, банкирами, иностранцами.



В январе 1992 г., наряду с освобождением цен, была упразднена централизованная система распределения ресурсов.

И все же центральным положением реформы стали новые цены. При сохранении сверхмонополизации экономики они выросли в 100-150 раз, в то время как средняя зарплата лишь в 10- 15 раз. Наиболее сильно пострадали от такого положения дел работники бюджетных организаций. Начался сильный отток научных и педагогических кадров в коммерческие и иные структуры (в том числе и за границу).

Значительно сократилось и потребление населением продуктов питания в 1992 г.: мяса -до 81 % от уровня 1991 г., молока - до 56 %, овощей - до 84 %, рыбы - до 56 %. В большинстве семей на питание расходовалось до 3 / 4 их бюджета.

Изменение структуры питания, отсутствие у малообеспеченных слоев населения возможности получить квалифицированную медицинскую помощь привели к абсолютному сокращению населения России в 1992 г. на 70 тыс. человек.

Продолжался спад промышленного производства, достигший в первом году реформ 35 %. Не удалось добиться перелома и в проведении финансовой реформы: жесткая кредитная политика первых месяцев 1992 г. сменилась под давлением Верховного Совета, директорского корпуса, профсоюзов новыми крупными кредитами убыточным предприятиям России и государствам рублевой зоны. К январю 1993 г. в России было напечатано денегв 4 раза больше, чем их было в июле 1992 г. Это привело кновой волне инфляции.

Не оправдались и расчеты Гайдара на значительную финансовую поддержку Запада. Ссылаясь на неустойчивость политической ситуации в России, Международный валютный фонд и страны «семерки» отказали России в обещанных кредитах. Япония попыталась связать финансовую поддержку российских реформ с возвращением ей четырех островов Курильской гряды.

Нестабильность обстановки вела и к тому, что российские предприниматели полученные в ходе реформ доходы вкладывали в западные банки и предприятия. Только за 1992 г. из России было вывезено более 17 млрд. долларов. Прежде скрытая коррупция государственных чиновников стала носить открытый характер.



В результате главная задача первого года реформ - макроэкономическая стабилизация - так и не была решена. Правда, из 250 тыс. государственных и муниципальных предприятий за 1992 г. в частную собственность перешло около 47 тыс., а 5631 предприятие было преобразовано в акционерные общества. Значительно расширился рынок продовольственных и промышленных товаров.

Это несколько ослабило социальную напряженность, хотя реформы Гайдара вызвали у многих россиян полное неприятие. Естественно, это не могло не отразиться на расстановке политических сил, активизации оппозиции реформаторам.

В декабре 1992 г. VII съезд народных депутатов России оценил деятельность правительства как неудовлетворительную и добился отставки Е. Гайдара с поста и. о. премьер-министра. Новым главой правительства был избран бывший руководитель газовой промышленности СССР В. С. Черномырдин.

Корректировка курса реформ.С его приходом в рыночные реформы были внесены коррективы. Сохраняя общее направление движения в сторону рынка, новый премьер сделал ставку на поддержку государственных (в том числе убыточных) предприятий. Особое внимание было уделено топливно-энергетическому и оборонному комплексам, получившим от правительства значительные кредиты.

В декабре 1992 г. была принята единая тарифная система оплаты труда, которая позволила несколько смягчить ситуацию в бюджетной сфере.

Все это потребовало новых средств и привело в итоге к усилению инфляции. На Западе да и в самой России заговорили не о корректировке, а о смене курса реформ. В этих условиях Президент Б. Ельцин назначил вице-премьером Гайдара, который вместе с министром финансов Б. Федоровым путем возобновления жесткой финансовой политики сумел снизить темпы инфляции к концу 1993 г.

В то же время протекционизм продолжал оставаться главной чертой поли гики Черномырдина. Из-за несогласия в принципах проведения реформ Гайдар и Федоров в начале 1994 г. покинули правительство, перейдя в парламентскую оппозицию.

Экономика России в 1993 г.В 1993 г. чековая приватизация продолжалась. К концу года было приватизировано почти 40 тыс. предприятий. Росло количество частных банков (к концу года их стало 2000) и бирж (303). В сельском хозяйстве на долю предприятий с государственной формой собственности приходилось не более 15 % земельных угодий. Однако главными производителями продукции по-прежнему оставались 24 000 колхозов. Из-за роста трудностей прекратили свою деятельность 14 тыс. фермерских хозяйств. Тем не менее в негосударственном секторе экономики было занято 40 % работающих.

Продолжался спад производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. В первом случае он составил 16,2 %, во втором -4 % по сравнению с 1992 г. По этой причине сократилось число грузовых перевозок, на 25 % увеличился объем незавершенного строительства.

Бюджетный дефицит составил свыше 12 трлн. рублей.

Осложнение экономической ситуации не могло не вызвать и обострения социальных проблем. Цены на потребительские товары за 1993 г. выросли в 9 раз, а на платные услуги - в 25 раз.

Ускорилось расслоение общества на богатых и бедных. К началу 1994 г. доходы 10 % наиболее обеспеченных в 11 раз превышали доходы такой же доли наименее обеспеченных. К этому времени 40 млн. человек имели денежный доход ниже прожиточного минимума. Численность безработных составила почти 8 млн. человек.

Однако, несмотря на угрожающую статистику, число забастовок в стране сократилось по сравнению с 1992 г. в 4 раза.

Первые годы реформ привели к демонтажу основных элементов отжившей административной системы и переходу к экономическим методам регулирования. Завершилась первая стадия приватизации, в результате чего почти полностью истребленная прежде частная собственность вновь стала реальностью. Произошла определенная адаптация производителей и потребителей к рынку. Либерализация хозяйственной деятельности, цен и внешней торговли привела к тому, что заработал потребительский рынок. Центр деловой активности переместился в негосударственный сектор. Удалось обеспечить внутреннюю конвертируемость рубля, пополнить золотой и валютный запасы. Россия постепенно интегрируется в мировое хозяйство.

Причины трудностей и неудач.Издержки реформ объяснялись тремя группами причин. Во-первых, неблагоприятной стартовой ситуацией. К началу реформ экономика находилась на грани полного краха: были разорваны традиционные хозяйственные связи, рухнул прежний механизм управления, был опустошен потребительский рынок, отсутствовали золотые и валютные резервы, рубль перестал что-либо стоить. Диспропорции в развитии экономики, где доминировали ВПК и тяжелая индустрия, также значительно ослабляли импульс реформ.

Во-вторых, половинчатость и непоследовательность реформ были обусловлены политическими обстоятельствами, прежде его обострением борьбы законодательной и исполнительной властей в 1992-1993 гг. Перемещение ее центра на вопросы экономики привело к слабому законодательному обеспечению реформ, росту инфляции, а в итоге - к сбою в темпах реформирования.

В-третьих, безусловно, влияли на результат ошибки теоретиков и исполнителей реформ (о чем уже говорилось)

В 1994 г. правительство В. С. Черномырдина сосредоточило свои усилия на стабилизации уровня жизни населения, поощрении предпринимательской деятельности граждан, целевой поддержке наименее защищенных слоев населения, привлечении «странных инвестиций.

На 1995 г. приоритетной задачей была вновь провозглашена жесткая финансовая политика.

Экономическая реформа в России продолжается.

Вопросы и задания: 1. Назовите основные направления перехода экономики России к рынку, провозглашенные в 1991 г. 2. Какие проблемы экономической реформы вызывают наибольшее оживление в дискуссиях, имеющих место сегодня в российском обществе? 3. Что, по вашему мнению, мешает рыночным реформам в России? 4. Какие новые социальные проблемы появились в обществе за годы реформ? 5. Как вы можете оценить первые итоги экономических реформ России?

Расширяем словарный запас:

Макроэкономическая стабилизация - стабилизация экономики в национальном масштабе.

Переход к рынку и его функционирование в России имеют ряд особенностей.

1. Начало перехода к рынку происходило в стране, где государство сконцентрировало в своих руках огромные финансовые и материальные ресурсы, практически владело всеми средствами производства (более 90%), следовательно, отсутствовал такой важнейший признак рынка, как наличие обособленных, самостоятельных производителей (первый важнейший признак рынка).

2. Население страны в подавляющей массе ни по профессиональному, политическому, экономическому, общекультурному уровню еще и сегодня не готово к немедленному экономическому самоопределению. Право свободного выбора рода занятий, ориентируясь на свои желания и возможности: стать предпринимателем, наемным работником в государственных структурах, менеджером на акционерном предприятии или заниматься индивидуальной трудовой деятельностью не всегда подкреплено экономически. А ведь именно свобода выбора является основой личной свободы, фундаментом раскрытия творческого потенциала, столь необходимого для эффективного функционирования рынка.

3. В силу того, что была создана, по существу, затратная экономика, переход к рынку осуществлялся в условиях острейшего дефицита товаров и денежной инфляции. Отечественный потребительский рынок был практически полностью разрушен. По сути, преобладающими являлись натуральный обмен, необоснованное завышение цен и др.

4. На рынке, особенно на рынке средств производства, господствуют монополисты-производители. Это объясняется тем, что функционирование тоталитарной системы требовало узкой предметной специализации, что в конечном счете привело к тому, что наша промышленность представляет собой ряд технологически обособленных предприятий, которые зачастую являются единственными в стране производителями своей продукции. Список подобных предприятий-монополистов значителен. Сложившуюся до перехода к рынку ситуацию можно показать на примере выпуска продукции в машиностроении (табл. 4).

Таблица 4

Монополизация выпуска продукции в машиностроении

Наименование продукции

Количество предприятий

Доля монополизированного производства, %

Всего

Монопольное производство

Индивидуальная продукция

Серийная продукция

Комплектующие изделия и приборы

1031

Общемашиностроительная продукция

3403

2212

Как видно, доля монополизированного производства по ряду позиций достигала 80-90%.

5. Отсутствие соответствующей правовой системы для развития инфраструктуры рынка (банковская, кредитно-финансовая и налоговая системы, товарные и трудовые биржи). Существующие системы возникли стихийно и работают во многом на свой страх и риск.

Таким образом, формирование рыночных отношений в стране началось в условиях отсутствия многих элементов и признаков рынка. Поэтому первым шагом на пути перехода к рынку явилось создание условий для возникновения обособленных, самостоятельных производителей как важнейшего признака функционирования рыночных отношений. Данная проблема решается реформированием государственной формы собственности.


Этот процесс реализуется в двух направлениях: осуществление глубокой децентрализации управления собственностью и денационализация, или, иначе, приватизация (передача собственности трудовым коллективам, создание акционерных и арендных предприятий, кооперативов и продажа предприятий в частную собственность). Децентрализация в управлении предприятиями явилась исходным пунктом в решении проблемы реформирования государственной собственности. Дело в том, что форма собственности предполагает адекватную ей форму управления. И если для кооперативных, малых и частных предприятий реализация этого уровня представляется само собой разумеющейся, то для государственных - вызвала определенные трудности. Это объясняется рядом причин. С одной стороны, сам "государственный" статус предприятия предполагает наличие определенной иерархической системы управления (как в части определения характера производственной деятельности, так и его материально-технического снабжения и сбыта продукции), а с другой - его функционирование в условиях рыночных отношений подразумевает предоставление полной экономической свободы. Последняя позволила бы предприятию в соответствии с рыночной конъюнктурой самостоятельно определять объемы и структуру производства, объем продаж, цены на свою продукцию, а также выбирать партнеров. Эти возможности для государственных предприятий отсутствовали. Вот почему первым шагом в реформировании государственной собственности явилась децентрализация управления предприятиями.

Смотрите также: