Общая экономико-географическая характеристика стран западной европы. Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Страны Восточной (Центральной) Европы получили социально-политическую и экономическую целостность в начале 90-х годов ХХ века. Это связано с распадом бывшего СССР и социалистической системы, образованием независимых государств. Регион охватывает 10 стран.

Экономико-географическое положение (ЭГП) Восточной Европы отличается следующими особенностями:

Межевание на западе с высокоразвитыми странами, а на востоке и юго-востоке - с Россией и странами Юго-Восточной Европы - потенциальными рынками сбыта для Восточной Европы;

Прохождение через регион трансъевропейских транспортных магистралей меридионального и широтного направлений. Первые из них связывают Скандинавские страны и Финляндию со странами Дунайского бассейна и Южной Европы, а вторые обеспечивают связь между востоком и западом материка;

Центральное положение между западом и востоком европейского массива стран;

Выход к морям (Балтийского, Черного и Азовского), что обеспечивает прямую выгоду для транспортно-торговых связей;

Большая протяженность территории региона с севера на юг, разнообразие природных условий, что существенно влияет на специализацию сельского хозяйства, геологическая и тектоническое строение территории - на размещение различных видов минерального сырья.

За последние 15 лет на ЭГП района существенно повлияли такие события на политической карте мира:

Распад СССР, образование независимых государств;

Объединение Германии;

Распад Чехословакии, в результате чего образовались два самостоятельных государства: Чехия и Словакия;

Появление на южных границах "нестабильных" по военно-политической обстановки соседей - балканских стран.

Вторая половина 80-х годов. вошла в историю этих стран как период коренных социально-политических перемен. В Польше, Венгрии, Чехословакии, ГДР, Болгарии, СССР потерпели крах политические режимы, введенные после Второй мировой войны по образцу сталинской административно-командной системы. Правящие коммунистические и рабочие партии одна за другой теряли монополию на власть, большинство из них распались.

Политические и социально-экономические изменения повлияли на формирование современной политической карты Восточной Европы. В результате распада СССР образовались такие независимые государства в регионе Латвия, Литва, Эстония, Беларусь, Украина, Россия. Возникло новое политическое и экономическое объединение - Содружество Независимых Государств (СНГ). Страны Балтии в него не вошли.

В процессе глубоких революционных изменений страны Восточной Европы вступили в период политических и экономических реформ, активно утверждая принципы реальной демократии, политического плюрализма (многопартийности), рыночной экономики. Развивается многоукладная экономика с равноправными формами собственности, в том числе частной, формируется институт гражданского общества, наблюдается тенденция учета разрозненных экономических, политических, национальных и культурных интересов различных групп населения.

Благодаря этим процессам ряд стран региона испытали таких изменений экономического и социально-политического характера, которые позволили им стать равноправными членами ЕС и пополнить состав военно-политического блока НАТО.

Все страны региона входят в ООН. Россия Украина и Беларусь - в СНГ. В ЕС и НАТО входят Эстония, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Венгрия, Чехия.

Западная Европа - это более 20 государств, отличающихся историческим, этническим, природным, экономическим, социальным и культурным своеобразием.

Наиболее крупные страны региона: ФРГ, Италия, Франция, Испания, Великобритания, Швеция и др.

Характеристики региона Западной Европы:

1) Экономико-географическое положение :

а) регион расположен на материке Евразия, на западе части света Европы;

б) большая часть стран имеет выход к морям, которые являются главными районами мировых морских перевозок (Атлантический океан связывает Европу с Америкой, Средиземное море - Африкой и Азией, Балтийское море - со странами Европы);

в) рассматриваемый регион граничит с другими экономически развитыми регионами, что положительно влияет на развитие его экономики;

г) регион находится в относительной близости ко многим развивающимся странам, что означает близость к источникам сырья и дешёвой рабочей силы.

2) Природные условия и ресурсы:

· рельеф: сочетание равнинного и горного рельефа;

· минеральные ресурсы: размещены неравномерно, часть месторождений истощены.

Промышленные запасы: нефти и газа (Франция, Нидерланды); угля (Рурский бассейн в ФРГ, Уэльский и Ньюкаслинский - в Великобритании и др.); железной руды (Великобритания, Швеция); руды цветных металлов (ФРГ, Испания, Италия); калийных солей (ФРГ, Франция). В целом обеспечение данного региона хуже, чем Северной Америки и др. регионов.

· почвы: весьма плодородны (бурые лесные, коричневые, серо-коричневые);

· земельные ресурсы: большая часть земель занята под пашни и пастбища.

· климат: преобладание умеренного климатического пояса, на юге - субтропического, на севере - субарктического; температуры лета (8-24 градуса выше нуля) и зимы (от минус 8 до плюс 8 градусов); количество осадков колеблется от 250 до 2000 мм в год;

· агроклиматические ресурсы: благоприятны для выращивания таких сельскохозяйственных культур, как рожь, пшеница, лён, картофель, кукуруза, подсолнечник, сахарная свекла, виноград, цитрусовые (на юге) и др. В итоге можно сказать, что регион хорошо обеспечен теплом и влагой, кроме южной части.

· воды: реки (Рейн, Дунай, Сена, Луара и др.); озёра (Женевское и др.); ледники (в горах);

· водные ресурсы: обеспеченность ресурсами полного речного стока на душу населения составляет 2.5-50 тыс. кубометров за год, что свидетельствует о хорошем, но неравномерном обеспечении.

· леса: смешанные, широколиственные и хвойные;

· лесные ресурсы: леса занимают 30 % территории, большая часть из них вырублена; наибольшие запасы в Швеции и Финляндии.


· ресурсы Мирового океана: в районе Северного моря и шельфовой зоны Бискайского залива добывают нефть и газ; большая часть морей обладает значительными рыбными ресурсами.

· ресурсы нетрадиционной энергетики: геотермальные источники в Исландии и Италии; перспективно использование энергии ветра во Франции и Дании.

· рекреационные ресурсы:

· Западная Европа - центр мирового туризма, 65 % туристов земного шара - во Франции, Испании, Италии и т.п.

3) Население:

а) численность - свыше 300 млн. человек;

б) плотность населения - от 10 до 200 чел./квадр.км;

в) II тип воспроизводства; рождаемость, смертность и естественный прирост низкие;

г) преобладание женского населения;

д) старение населения;

е) индоевропейская языковая семья:

· языковые группы и народы: германская (немцы, англичане), романская (французы, итальянцы);

· межнациональные проблемы в странах: Испания (баски), Франция (корсиканцы), Великобритания (северная часть Ирландии);

ж) уровень урбанизации около 80 %; крупнейшие города: Роттердам, Париж, Рим, Мадрид и т.д.

з) регион Западной Европы является мировым очагом трудовой миграции (въезд рабочей силы);

и) трудовые ресурсы: (высококвалифицированные)

40-60 % - заняты в сфере услуг и торговли;

30-35 % - в промышленности и строительстве;

5-10 % - в сельском хозяйстве.

4) Экономика:

Западная Европа - один из экономических и финансовых центров мира; по темпам экономического развития в последнее время регион стал отставать от США и Японии.

Условия, влияющие на развитие:

Высокий технологический уровень;

Высококвалифицированный персонал;

Наличие уникальных природных ресурсов;

Большая гибкость и приспособленность производственной структуры малых и средних фирм к потребностям мирового рынка.

Отрасли промышленности:

а) энергетика базируется на собственных и привозимых ресурсах. В странах севера и юга Европы большое значение имеют гидроресурсы. Исландия использует геотермальную энергию. Регион лидирует в мире по развитию атомной энергетики .

б) чёрная металлургия:

Районы старых разработок: Рур в ФРГ, Лотарингия во Франции;

Ориентация на импорт жёлтой руды привела к сдвигу предприятий к морю: Таранто в Италии, Бремен в ФРГ.

в) цветная металлургия: использует концентраты руд из Африки и Азии (Германия, Бельгия).

г) машиностроение определяет индустриальное лицо Западной Европы. Регион производит всё: от простых металлоизделий до самолётов. Особенно хорошо развито автомобилестроение: фирмы «Фольксваген» (ФРГ), «Рено» (Франция), «Фиат» (Италия), «Вольво» (Швеция).

д) химическая промышленность: ФРГ - производство красителей и пластмассы, Франция - синтетического каучука, Бельгия - химических удобрений и соды, Швеция и Норвегия - лесохимии, Швейцария - фармацевтики.

Сельское хозяйство характеризуется высокой производительностью и разнообразием. Ввозятся лишь товары тропического земледелия и фуражное зерно. Преобладает животноводство (крупный рогатый скот, овцеводство, свиноводство, птицеводство). Используемые культуры в растениеводстве: пшеница, ячмень, кукуруза, картофель, сахарная свекла (Франция, ФРГ), виноград, маслины, оливки (Италия, Испания).

Транспорт высокоразвит. Велика роль автомобильного, морского транспорта (порты: Роттердам, Марсель, Гавр и т.д.). Увеличивается доля трубопроводного и авиационного транспорта. Развита густая транспортная сеть.

5) Внутренние различия региона:

Высокоразвитые: ФРГ, Франция, Великобритания, Италия;

Среднеразвитые: Швеция, Испания и т.д.;

Менее развитые: Португалия, Греция.

6) Внешние экономические связи: страны объединены в Европейский союз; наблюдается высокий уровень региональной интеграции в рамках Единого европейского экономического пространства.

Образовательное учреждение: МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №3»

г.Пикалево

Учитель: Венидиктова Наталья Владимировна

Урок: география

Класс: 10

Тема урока: Экономико-географическое положение зарубежной Европы. Население.

Цель: углубить теоретические знания по теме.

Задачи урока :

Образовательные:

3. Формирование умений работать с различными источниками географической информации

Развивающие:

Воспитательные:

Оборудование: настенная карта: «Страны Зарубежной Европы, атлас 10 класс, интерактивная доска, ПК.

Ход урока:

    Оргмомент

    Изучение нового материала

Вступительное слово учителя.

Характеризуя хозяйство мира, мы выделяли крупные центры. Они относятся к различным регионам мира. От общей характеристики мира мы переходим к региональной. А с какого региона мы начнём, вы назовёте мне сами, побывав в картинной галерее.

Картинная галерея.

Перед вами предстанут шедевры художников из различных стран, написаны картины в разное время, но что-то их объединяет, попробуйте это выделить после знакомства с картинами.

- Что же объединяет?

(просмотр картин Похищение Европы)

Ответ: Объединяет сюжет картины, картины выполнены европейскими художниками .

Может кто-нибудь знает об этих картинах, название картин, по сюжету картины назвать регион? Разобраться в этом вопросе нам поможет эксперт.

Слово эксперту.

Мифы далекой древности - свидетельства научно-философских воззрений наших предков. Поэтому о первых великих географических открытиях приходится судить, опираясь на «преданья старины глубокой». В ту пору карт еще не было, научных трактатов никто не писал. А вот мифы передавали из поколения поколению. Один из мифов стал сюжетом для написания картин, представленных пред вами.

Предание древних греков повествует о похищении Европы. Некогда верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она была дочерью царя Аченора, выходца из Египта, сына Ливии и Посейдона.

Европа любила гулять с подругами на берегу моря (Средиземного). Там и увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными рогами, очень ласкового. Европа решила прокатиться на нем. Но как только она села на его широкую спину, бык вошел в море и поплыл. Впереди сопровождал их сам владыка морей Посейдон.

Зевс с Европой добрался до острова Крит. Такова легенда. Извлечь из нее рациональное зерно помогают, помимо всего прочего, археологические раскопки на Крите.

Итак, Европа перекочевала на остров, расположенный - согласно принятой ныне терминологии - между северо-восточной Африкой, западной Азией и юго-восточной Европой. Произошло это событие, по-видимому, в начале второго тысячелетия до н. э.

По всей вероятности, именно тогда, в конце 3 - начале 2 тысячелетия до н. э., появились названия Азия и Европа, относящиеся к двум частям света. Первое, вероятно, происходит от ассирийского «асу» - восход. Предполагается, что ассирийское слово «эреб» - закат - послужило основой для имени «Европа». Картины объединяет не только сюжет, а также название – Похищение Европы

Ну а теперь, я думаю, вы легко назовёте регион - Европа

(слайд: политическая карта Европы)

- А что бы вы хотели узнать об этом регионе?

Сравним с программным планом изучения региона по страницам учебника. Мы видим, что многие пункты плана совпадают с вашими потребностями.

С чего мы начинаем изучение региона, выберите из плана.

Ответ: Территория, границы, географическое положение.

В экономической географии вводится понятие - экономико-географическое положение (ЭКГ).

Положение к географическим объектам, имеющим важное экономическое значение (источникам сырья и энергии, населённым пунктам, транспортным сетям и пр.)

1. Экономико-географическое положение.

Определить ЭГП нам поможет журналист- международник, она пригласила в гости политолога-экономиста, который ответит на её вопросы.

- По интервью необходимо заполнить таблицу 1 и сделать вывод. Формы таблиц представлены в приложении к уроку.

Интервью.

- Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, международной экономической интеграции. Этот регион в наши дни занимает очень важное место в политике и экономике.

При изучении региона можно использовать различные методы получения информации, самым необходимым является картографический метод. При знакомстве с регионом мы будем использовать

различные карты.

Страны Зарубежной Европы делят на страны Северной Европы, Южной Европы, Западной Европы, Восточной Европы.

-Контурная карта, на которой обозначены федерации.

По форме территориального устройства в Европе унитарные государства и федеративные.

- Контурная карта, на которой обозначены монархии.

Учащиеся называют страны, по слайду в презентации проверяют

По форме правления – республики и монархии. В Европе сохранилось самое большое количество монархий.

Сообщение о монархии, рассказ сопровождается слайдами из презентации.

2.Население.

Этот вопрос нам помогут изучить карты. Пользуясь тематическим картами, заполнить таблицу №2 и выполнить задание. Задание выполняется в парах.

Зарубежная Европа центр древнейшей цивилизации.

Каждая страна имеет свои достопримечательности, некоторым из них посвящены музыкальные произведения. Проводится музыкальная пауза, с использованием музыки песни Беловежская пуща.

Для рассмотрения достопримечательностей стран Зарубежной Европы предлагается электронная игра с использованием ПК. К игре прилагается таблиц №3.

III . Подведение итогов урока

Итоги урока учащиеся подводят самостоятельно, оценивают свою деятельность не только на уроке, но и при подготовке к уроку. Данные заносят в индивидуальное портфолио. Вручаются сертификаты участника урока.

Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма. Первое место занимает Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн. человек. Наиболее привлекательны для отдыхающих приморские районы Средиземноморья и горные курорты Альп, а также культурно- исторические памятники.

На уроке только начали знакомство с регионом, может кто-нибудь из вас пожелает получить образование в учебных заведениях Европы и вернуться служить России.

Приложение к уроку.

ТАБЛИЦА №1

Географическое положение Европы, благоприятные, неблагоприятные черты экономико-географического положения.

План географического

положения

Черты географического

положения Европы

Черты экономико-географического положения

благоприятные

неблагоприятные

1. Площадь Европы

2. Количество стран

3. Протяжённость с

севера на юг

4. Протяжённость с

запада на восток

5. Близость к океанам

6. Пограничные рубежи

7. Мировые транспортные

ТАБЛИЦА №2

Характеристика населения зарубежной Европы .

характеризующие

население Европы

Источ

ники

Страны

Северной

Европы

Страны

Южной

Европы

Страны

Западной

Европы

Страны

Восточной

Европы

Швеция

Португалия

Австрия

Польша

1.Численность населения

Визитная карточка

2.Плотность населения

Численность страны /площадь

3. Тип воспроизводства

Учебник с.63

4. Половой состав

Значительно Ж

5.Национальнай состав

Атлас с26

Шведы. Саами

португальцы

австрийцы

6.Религиозный состав

протестанты

католики

католики

католики

7.Уровень урбанизации

Учебник с.78

Очень высокоурба

низиронная

Выкоурба

низированная

Высокоурба

низированная

Высокоурба

низированная

8. Крупные агломерации

Учебник с.185

Стокгольм 1,6

Лиссабон 2.6

Варшава 2,2

9.Форма правления

Визитная карточка

Форма территориального устройства

Визитная карточка

Вывод: Выбери верные утверждения

    Для стран Зарубежной Европы характерен близкий к нулю естественный прирост населения.

    Зарубежная Европа с низкой долей пожилого населения

    Для народов Зарубежной Европы буддизм – религия большинства верующего населения

    Для Швеции характерны невысокие показатели плотности населения

    Для стран Зарубежной Европы характерен низкий уровень урбанизации

    В Зарубежной Европе большинство стран имеют республиканскую форму правления, 12 стран имеют монархическую форму правления

Ключ правильных ответов - верные: 1,4,6

ТАБЛИЦА №3

Итоги игры: «Достопримечательности стран Европы»

Если Вы заработали балл – «+», если нет – «-«. В конце игры, пожалуйста» подведите итоги.

Достопримечательности стран Европы

Ваши баллы

1.Акрополь

2.Биг Бен

3.Беловежская пуща

5.Лапландия

6.Венеция

7.Бранденбургские ворота

8.Коррида

9. Эйфелева башня

Бланк портфолио

Бланк портфолио

Портфолио-

ученик _______________

Портфолио-

ученик _______________

3. -2 б

4.Таблица1 -3б.

5.Таблица2 .-3б

Верные:1,4,6

6.Игра: 10б – 10б

Общий балл: макс.25баллов

Оценка: Молодец!

1Выступление на уроке перед классом - 5б

2.Работа с электронными программами- 2б

3. Работа на интерактивной доске -2 б

4.Таблица1 -3б.

Благоприятные: соседское, приморское положение

Неблагоприятные: близость к очагам напряжённости

5.Таблица2 .-3б

Верные:1,4,6

6.Игра: 10б – 10б

Общий балл: макс.25баллов

Оценка: Молодец!

Самоанализ урока географии

Анализ составила:

Венидиктова Н.В.,

учитель географии

МБОУ «СОШ №3»

город Пикалёво

Тема урока: Экономико-географическое положение зарубежной Европы. Население.

Цель: углубление теоретических знаний по теме.

Задачи урока :

Образовательные:

1. Формирование понятия ЭГП, выделение благоприятных, неблагоприятных черт ЭГП стран Зарубежной Европы.

2. Формирование представлений о политической карте Зарубежной Европы населении стран региона.

3.Формирование умений работать с различными источниками географической информации

Развивающие:

Развитие познавательной самостоятельности, творческих способностей.

Воспитательные:

Воспитание основ географической культуры и мировоззрения.

Урок проходил на базе 10 класса, класс сборный, в нем обучаются дети из трёх классов. Учащиеся класса начинают взаимодействовать между собой.

Урок вводный в большую тему: «Зарубежная Европа», относится к типу – изучение нового материала. На уроке запланировано рассмотреть два больших программных вопроса: экономико-географическое положение зарубежной Европы, население.

В начале урока был использован мотивационно-целевой компонент. Посетив картинную галерею, выслушав эксперта, учащиеся были заинтересованы в изучении региона, перед собой поставили цель расширить знания о зарубежной Европе. Целевые потребности учащихся совпали с программными.

Изучение нового материала состояло из двух этапов. При рассмотрении вопроса экономико-географического положения учащимся было предложено интервью, по ходу которого полученные знания должны быть систематизированы в таблицу. Эта форма способствует развитию коммуникативной компетентности - умение вступать в коммуникацию, непринуждённо общаться. При рассмотрении политической карты региона учитель опирался на понятия предыдущих тем: федеративная и унитарная формы территориального правления, республика и монархия. Для полного представления политической карты учащимся предложены тематические контурные карты. Для расширения знаний по этому вопросу учащиеся прослушали сообщение об одной из старейших монархий Зарубежной Европы. Сообщение являлось результатом исследовательской работы. Для зрительного восприятия учебного материала предлагается презентация: «Английская монархия». Используемая форма способствует развитию учебно-информационной компетенции.

Мой вопрос о целесообразности на политической карте стран с различными формами территориального устройства и формами правления даёт возможность перейти ко второму вопросу – население Зарубежной Европы. Этот прием позволяет сохранить целостность и логичность в изучении научного материала.

Изучение населения учащиеся осуществляют самостоятельно, работая в парах, пользуясь различными источниками информации (картами в атласе, страницами учебника). Полученные результаты заносятся в таблицу. Результаты практической работы позволяют учащимся охарактеризовать население по различным признакам и сравнить группы населения в разных странах Зарубежной Европы. В выводе предложены задания, которые готовят к ЕГЭ. Выполнение этого задания необходимо ограничить временем. Учащиеся могли дать характеристику населению одной из предложенных стран, при наличии времени, работу продолжить.

Этот этап урока развивает информационную компетентность - анализ тематических карт, работа со всеми видами информационных источников. Выполнение задания в парах позволило мне, как классному руководителю, сделать выводы о сформированности коммуникативной компетентности десятиклассников. Есть над чем работать. В ходе работы учащиеся были активны, самостоятельны. Те пары, в которых работа была слаженной, совместной, уложились в отведённое время. В ходе выполнения работы можно было бы использовать музыкальную релаксацию, а не отводить музыкальной паузе отдельное время. Музыка, используемая во время паузы, была подобрана неслучайно, она посвящена достопримечательности одной из европейских стран и позволила перейти к заключительному этапу – знакомству с достопримечательностями стран Европы. Для этого использовались ПК, детей эта деятельность активизировала. Учебная игра помогла успешно завершить урок. Подвели итог дети самостоятельно, заполнив персональное портфолио. Не один учащийся не набрал максимального количества баллов. Это свидетельствует о том, что учащиеся только начали изучать тему и многое предстоит узнать, чтобы удовлетворить свои потребности и получить знания по программе. По окончании урока каждому был выдан сертификат участника – это одна из альтернативных форм оценивания учащихся.

У меня после урока появилось много задумок, которые воплотятся в жизнь на уроках географии при изучении различных тем в разных классах. А поможет мне в этом 10 класс, у которого есть и желание, и способности.

В основе понятия «экономико - географическое положение» лежит категория «отношения». ЭГП - это совокупность пространственных отношений социально-экономических объектов к другим объектам этого вида. Если речь идет про страну, то это отношения к вне размещенным относительно ее элементам, которые имеют для нее то или иное экономическое значение, независимо от того, созданы они природой (моря, горы и другие) или руками человека (каналы, предприятия и другие). Главная идея всякого положения - это раскрыть территориальные отношения: в ЭГП - к экономически значимым объектам (транспортных магистралей, рынков сбыта и другие), в геополитическом положение - к политически значимым объектам (центров международной политики, военно-политических баз и других).

Экономико-географическое положение страны обозначает степень благоприятного развития экономических связей с другими странами, которая может стимулировать их, или, наоборот, ограничивать, благоприятствовать или препятствовать включению страны в международный обмен, облегчать или усложнять формирование ее специализации. Можно говорить про разные уровни экономико-географического положения :

  • · Макроположение - это положение страны на экономической карте мира в целом. Ведущим фактором при оценке макроположения выступает расположение государства по отношению к основным мировым торгово-транспортным артериям. Поскольку на мировом рынке ведущим транспортом является морской, то это возможность хорошего выхода в Мировой океан.
  • · Мезоположение - это ЭГП по отношению страны к соседним экономическим регионам, а также по отношению к странам - соседям второго порядка. В этом случае ведущими факторами становятся геополитическая обстановка и транспортные возможности.
  • · Микроположение страны - это положение страны по отношению к непосредственным соседям, т.е. странам, имеющим с этой страной общую границу. ЭГП в этом случае зависит от множества факторов, но главными являются:

ь Природные особенности расположения границы, т.е. существуют или нет серьезные природные барьеры на границе.

ь Геополитическая обстановка на границе. Может быть удобный в природном отношении участок границы с хорошими дорогами, но все это оказывается ненужным, если граница проходит между враждующими государствами;

ь Пути сообщения. Хорошо развитая транспортная система на границе облегчает любые контакты между странами и определяет стоимость доставки грузов, что конечно оборачивается благоприятным экономико-географическим микроположением.

Охарактеризуем экономико-географическое положение малых стран Западной Европы.

Королевство Бельгия - государство на северо-западе Европы. Общая площадь страны составляет 32.545 кв. км. На севере омывается Северным морем, длина морской границы 66 км. На суше граничит: на севере с Нидерландами, на востоке - с Германией и Люксембургом, на юге - с Францией. Общая протяженность границы - 1 385 км.

Таблица 2.1. Протяженность границ Бельгии с соседними государствами

По рекам и каналам обеспечивается связь со странами Центральной и Западной Европы, выход к Северному морю благоприятствует участию в международной торговле.

Королевство Нидерланды -- государство на северо-западе Европы. Общая площадь 41 548 км2 (площадь суши - 33 930 км2). С севера и запада Нидерланды омываются водами Северного моря. На севере граница Нидерландов проходит вдоль береговой линии пяти Западно-Фризских островов Северного моря (Влиланд, Терсхелинг, Тексел, Схирмонниког и Амиланд). Общая протяженность границы 1 027 км, длина береговой линии - 451 км. На юге граничит с Бельгией, на востоке - с Германией. Протяженность границ с соседними государствами представлена в таблице..

Таблица 2.2. Протяженность границ Нидерландов с соседними государствами

Благодаря своему расположению в середине Западной Европы Нидерланды имеют выгодную исходную позицию. Экономика Нидерландов ориентируется на зарубежные страны. Торговля и транспорт являются важными секторами экономики. Благодаря удачному расположению Нидерландов здесь обосновываются многие промышленные предприятия. Много крупных международных предприятий имеют в Нидерландах дистрибуционные центры для Европы. Помимо этого, в Нидерландах часто размещаются те предприятия, которые зависят от транспортировки крупных партий сырья морским путем (например: нефтехимическая промышленность).

Люксембург - государство в Западной Европе, площадью 2 587км. На западе и севере граничит с Бельгией, на юге - с Францией, на востоке - с Германией (138 км). Выхода к морю не имеет.

Протяженность границ с соседними государствами представлена в таблице.

Таблица 2.3. Протяженность границ Люксембурга с соседними государствами

Географическое положение Люксембурга позволяет ему благоприятно налаживать международные связи с соседями, такими как Бельгия, Германия и Франция.

Швейцария - государство в Центральной Европе. Общая площадь страны 41 288 км2 (площадь суши - 39 770 км2). На юге и юго-востоке граничит с Италией, с Францией страна граничит на западе, юго-западе и северо-западе, на севере - с Германией, на востоке - с Австрией и Лихтенштейном. Общая протяженность границы 1 852 км.

Протяженность границ с соседними государствами представлена в таблице.

Таблица 2.4. Протяженность границ Швейцарии с соседними государствами

В силу своего географического положения и исторического развития Швейцария имеет тесные интеграционные связи с Европейским союзом, который выступает её основным торговым партнером. Будучи со всех сторон окруженной ведущими в экономическом плане странами-членами ЕС, Швейцария является также важной транзитной страной, через которую проходит значительная часть грузовых потоков внутри ЕС.

Австрия - государство в Центральной Европе. Общая площадь страны 83 849 км2 (площадь суши - 82 730 км2). Выхода к морю не имеет. На юге граничит с Италией и Словенией, на юге и западе - со Швейцарией, на западе - с Германией и Лихтенштейном, на севере - с Чехией, на востоке - с Венгрией, на северо-востоке - со Словакией. Общая протяженность границы - 2 496 км.

Протяженность границ с соседними государствами представлена в таблице.

Таблица 2.5. Протяженность границ Австрии с соседними государствами

Австрия расположена в центре Европы, на перекрестке трансъевропейских путей из стран Скандинавии и стран Центральной Европы в Италию, и другие южные страны. Государственные границы в большей части совпадают со множеством естественных рубежей -- реками и горными хребтами. Лишь с Чехией, Словакией и Венгрией граница проходит по относительно ровной местности.

Экономико - географическое положение малых стран Западной Европы определяется двумя основными чертами:

  • · приморским положением (Бельгия, Нидерланды), способствующим развитию межконтинентальных связей, ввозу топливных и сырьевых ресурсов из развивающихся стран;
  • · соседским положением стран региона по отношению друг к другу, способствующим развитию интеграционных процессов.

Малые страны Западной Европы имеют стабильное политико - географическое положение:

  • · они не имеют претензий на мировую гегемонию;
  • · пользуются большим доверием у мирового сообщества, чем крупные страны.

Экономико-географическое и стабильное политико-географическое положение способствует развитию хозяйства и территории.

Транспортно-географическое положение является транзитным, является перекрёстком судоходных морских направлений, и в то же время это место пересечения крупных международных речных, железнодорожных, автомобильных, воздушных и трубопроводных магистралей.

Страны в силу своей маленькой территории не обладают крупным природно-ресурсным потенциалом, но в силу выгодного ЭГП имеют возможность использовать сырьевые базы мирового значения.

Соседское положение стран определяется глубокой интеграцией, межнациональными хозяйственными связями в составе ЕС. .

Цели:

· Сформировать знание о составе и географическом положении региона.

· Оценить природно – ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

· Отработка навыков анализа карт и работы со статистическим материалом.

Тип урока : изучения нового материала с элементами практикума

Форма работы : индивидуально - групповая

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 9

  1. Региональная экономическая интеграция – Европейский Союз (с 1957 года) к 2007 году 27 стран.

Слайды 7,10, 27 – 30, 11

  1. Природные предпосылки для развития экономики.

Практическая работа

  1. Пользуясь картой полезных ископаемых Европы в атласе, статистическими таблицами стр. 383-384, электронным учебником по экономической и социальной географии мира, 10 класс, раздел «природные ресурсы Европы», из серии «Образовательная коллекция» определите, какие страны наиболее богаты:

Каменным углем,

Бурым углем,

Нефтью и газом,

Рудами черных и цветных металлов.

Слайд 12, 13, 14

Полезные ископаемые

Каменный уголь

Бурый уголь

Нефть

Газ

Железная руда

Руды цветных металлов

Страны Европы

ФРГ

Польша

Украина Великобритания

Чехия

ФРГ

Польша

Чехия

Норвегия

Великобритания

Румыния

Норвегия

Нидерланды

Великобритания

Франция

Швеция

Украина

Венгрия

Бельгия

Франция

Италия

Венгрия

Румыния

Греция

ФРГ

Велико

британия

Бельгия

Польша Финляндия

Ответьте на вопросы:

Выделите отрасли промышленности, для которых имеются благоприятные предпосылки.

Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?

Какие проблемы возникают в европейских странах в связи с интенсивным использованием природно – ресурсного потенциала?

Слайд 14

  1. Используя карты атласа, определите есть ли предпосылки для развития лесной промышленности.

Наибольшими природными предпосылками для ведения л е с н о г о х о з я й с т в а обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам. Лесистость Зарубежной Европы- 32% . Наиболее лесистые страны: Финляндия (59%), Швеция (54%), Исландия

Слайд 15

  1. Используя карты атласа, дайте краткую характеристику агроклиматическим ресурсам Зарубежной Европы.

Основная часть Зарубежной Европы размещается в зоне умеренного и субтропического климата, обладает благоприятными для многих отраслей сельского хозяйства режимами температур и влаги Мягкие зимы и большая продолжительность вегетационного периода в южной части региона способствуют почти круглогодичной вегетации.

Слайд 16 - 18

  1. Используя карты атласа, электронный учебник по экономической и социальной географии мира, 10 класс, раздел «природные ресурсы Европы», из серии «Образовательная коллекция», определите какие еще есть предпосылки для развития сельского хозяйства.

S земельного фонда - 5,1 млн. кв. км, доля обрабатываемых земель - 29%,
под пастбищами - 8%, обеспеченность пашней на душу населения - 0,28 га

Слайд 19

  1. Используя атласы и дополнительные источники информации, выделите районы Европы с благоприятными рекреационными ресурсами:

Природно – климатическими (приморские, приозерные, горные, бальнеологические)

Историко – культурные объекты (города – музеи)

Страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства.

К числу самых популярных стран при влечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже является главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.

В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристско-рекреационные районы двух типов - приморские и горные.

Пример 1. главный район примopcкoгo туризма Средиземноморье, которое ежегодно посещают 220 млн человек. Ocoбенно популярны побережье Лигурийского моря, где находится защищенный с севера Альпами Лазурный берег (Ривьера) с центром в Ницце, побережье Адриатического моря в Xopвaтии, побережье Испании, Балеарские острова.

Пример 2. главный район гopнoгo туризма - Альпы, которые ежегодно посещают 100 млн человек. Нижний пояс гор используется главным образом для лечения и пешеходного туризма, средний - для занятия гopнолыжным спортом, верхний для альпинизма.

Наряду со странами, «продающими свой климат», туристов и отдыхающих привлекают «старые камни Европы» достопримечательности ее городов. Cвoeобразной «туристской Меккой» стали Париж, Рим, Мадрид, где в июле - aвгycтe местных жителей, нaвepное, меньше, чем приезжих. Mножество туристов бывает также в Лондоне, Амстердаме, Вене, Дрездене, Праге, Кракове, Будапеште, Венеции, Неаполе, Афинах. Вспомним, что по количеству объектов Всемирного культypнoгo наследия (316) зарубежная Европа занимает внеконкурентное первое место среди peгионов мира. Большинство из них относится к эпохе Средних веков, но широко представлены также объекты эпохи Возрождения, новoгo времени, Античности, первобытности.

Слайд 20

  1. Закрепление материала

Слайд 21 - 22

Тест

1. Самое крупное по площади государство Европейского Союза:

1) Швеция; 2) Украина; 3) Франция; 4) Германия.

2. Какое из перечисленных государств Европы не входит в НАТО?

1) Польша; 2) Греция; 3) Исландия; 4) Швейцария; 5) Чехия.

3. Какое из перечисленных государств не является федерацией?

1) Бельгия; 2) Австрия; 3) Франция; 4) Сербия и Черногория.

4. Численность населения Европы:

1) 280 млн; 2) 810 млн; 3) 520 млн; 4) 330 млн.

5. Сколько стран входит в состав Европейского Союза:

1)15; 2) 25; 3) 16; 4) 27.

6. Страны – лидеры по запасам лесных ресурсов:

1) Финляндия; 2) Норвегия; 3) Швеция; 4) Великобритания.

7. Черты ЭГП Зарубежной Европы:

1) Приморское положение; 2) Компактность территории; 3) Наличие крупных природных препятствий; 3) Большая протяженность территории с севера на юг и с запада на восток.

  1. Домашнее задание:
  1. стр. 179 – 180,
  2. на к/карту нанести страны Европы с монархической формой правления.