Мероприятия которые государство осуществляет в фазе спада экономики. Московский государственный университет печати

Рыночная экономика развивается во многом и за счет стихийного саморегулирования, смены периодов макроэкономического равновесия и неравновесия, т.е. циклически. Несмотря на развитие форм и методов антициклического регулирования во всех странах периодически возникают перегревы, депрессии и спады экономики. Развитие рыночной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому через его нарушение и восстановление называется экономическим циклом.

Первые попытки научного объяснения циклических кризисов XIX в. дали Д. Рикардо, Ж.Б. Сей, Дж. Милль. Затем К. Маркс (во втором томе «Капитала») создал теорию циклического развития капитализма. Он считал главной причиной экономических кризисов основное противоречие капитализма между общественным характером производства и частной формой присвоения его результатов. Материальной основой циклического развития - периодическое массовое обновление основного капитала, дающего толчок новому росту производства, ведущему к новому кризису перепроизводства товаров по сравнению с платежеспособным спросом. Он раскрыл экономический цикл как последовательную смену четырех фаз воспроизводства: кризис, депрессия, оживление, подъем, и показал экономические и социальные последствия кризисов как взрыва противоречий капитализма и временного их разрешения, восстановления соответствия объема производства и потребления.

Затем неоклассики Дж. Кларк, Дж. Хикс, Й. Шумпетер. У. Митчелл дополнили анализ причин и периодичности экономических кризисов. Они выделили внешние и внутренние факторы, ведущие к кризисам. Среди внешних отмечали войны, революции, крупные технические открытия, освоение новых территорий. К внутренним факторам относили: физический и моральный износ основного капитала; рост инвестиций, доходов населения, государственных заказов.

Современная экономическая теория обычно выделяет три вида экономических циклов: 1) короткие (кратковременные) циклы (3-4 года); 2) средние (классические) циклы (5-10 лет); 3) длинные циклы (волны) экономической конъюнктуры - свыше 20 лет. Йозеф Шумпетер отмечал, что циклическое развитие, колебания макроэкономической конъюнктуры происходят одновременно на трех уровнях, в их взаимозависимости. Большинство западных экономистов считают короткие циклы лишь преходящей фазой среднесрочных (классических) экономических циклов, связанных с вспышками инфляции, сжатием кредита, снижением курса национальной валюты.

Длинные циклы экономической конъюнктуры, или длинные волны экономического роста, продолжительностью 40-50 лет обусловлены крупными научно-техническими открытиями в технике, технологии, материалах, источниках энергии.

Многовариантность нарушений макроэкономического равновесия возродила интерес к теории длинных волн (циклов) экономической конъюнктуры, выдвинутой Н.Д. Кондратьевым (1880-1937). В 1920-1928 гг. он был директором Конъюнктурного института при Наркомфине СССР, который разрабатывал научные основы стратегического управления экономикой. Он обосновал (на базе данных статистики) длинные волны экономической конъюнктуры по 48-55 лет и рассчитал, что мировая экономика прошла 2,5 длинных цикла: 1) 1790-1844 гг.; 2) 1845-1896 гг. и переживает (в 20-х г. XX в.) третий цикл. Он предсказывал новые экономические подъемы в середине сороковых годов XX в. и в 90-х XX в.

Главной причиной длинных циклов Н.Д. Кондратьев считал сроки физической эксплуатации (износа и замены) крупных хозяйственных объектов (зданий и сооружений), особенно межотраслевого значения (дороги, мосты, линии электропередач, портовые сооружения и т.п.). Периоды их строительства порождают волны накопления капитала (повышательные), после чего наступают волны рассеивания капитала (понижательные). В целом такой подход сохраняет значение в современном долгосрочном прогнозировании макроэкономической динамики в национальном и мировом масштабах.

Теперь общепризнано, это циклическое развитие является составной частью экономического роста. Поступательное движение экономики стимулируется чередованием повторяющихся в определенной последовательности изменений. В ходе экономического цикла изменяются объемы производства и занятости, загрузка производственных мощностей, уровень цен, прибыль, денежная масса и скорость обращения денег. По мере накапливания этих изменений силы, придававшие им импульс развития, убывают, и экономическая система начинает движение в обратном направлении. Поэтому экономическое развитие представляет собой волнообразное движение экономики через фазы экономического цикла.

Между тем стремление экономической системы к достижению потенциально возможных объемов производства и ресурсов в заданных технологических границах приводит к падению предельной эффективности используемых факторов производства. Расширение наталкивается на «потолок роста», с чего начинается спад производства. Тем самым, тенденция к долговременному росту сама является причиной циклических колебаний.

Цикличность - это всеобщая форма движения, свойственная не только экономике (например, природе - времена года), она отражает неравномерность движения, смену эволюционных и революционных форм прогресса. Характерными чертами цикличности являются:

  • движение не по кругу, а по спирали - как прогрессивное развитие;
  • каждый цикл имеет свои фазы и длительность;
  • циклы неповторимы, т.е. каждый цикл, каждая фаза не имеет аналогов в историческом развитии;
  • все циклы в природе и в обществе взаимосвязаны (воздействие солнечных пятен на здоровье людей, на урожай и т.д.).

В основе возникновения промышленного цикла лежит процесс обновления основного капитала, в чем единодушны все исследователи экономического цикла. Замена капитального оборудования не может идти непрерывно. Необходимо определенное время, за которое капитал должен окупиться. В прошлом капитал оборачивался за 10-12 лет, теперь в условиях НТП период оборота стал короче - 4-8 лет и менее.

Исходной фазой (рис. 5.1 ) экономического цикла является кризис - исключительно тяжелое для экономики и всей страны состояние. Отмечается перепроизводство товаров, уменьшаются или совсем прекращаются заказы на новое строительство, инвестиции, происходит массовое банкротство фирм практически во всех отраслях народного хозяйства.

Спад (сжатие, рецессия) сопровождается падением реального объема производства ниже максимальной точки подъема (пика). В связи с уменьшением загрузки производственных мощностей увеличивается безработица, одновременно падает заработная плата. Предприниматели оказываются без наличных средств, и спрос на них возрастает, соответственно растет и банковский процент. Возникает паника на биржах, увеличивается количество банкротов фирм, банков. Это разрушительная сторона кризиса.

Особенно глубокий и продолжительный спад, сопровождающийся разрушительными последствиями для экономики, называется депрессией. Отличительной чертой депрессии является волна массовых банкротств промышленных, торговых, финансовых компаний, не сумевших приспособиться к новым условиям хозяйствования. Но несмотря на убытки, банкротства и падение производства депрессия - необходимая фаза экономического развития, имеющая позитивное воздействие на экономику. В этой фазе цикла факторы производства перераспределяются из прежних сфер применения в новые, происходит реорганизация производства, разоряются неконкурентоспособные фирмы, снижаются издержки производства.

Отсутствие дальнейшего падения (дно цикла) в данной точке свидетельствует о равенстве сил, вызывающих спад и рост экономики. Так, уменьшение издержек за счет снижения уровня цен и заработной платы, падение процентных ставок, исчерпание товарно-материальных запасов подготавливает почву для роста инвестиций в фазе оживления.

Оживление (расширение) - фаза цикла, в которой реальный объем производства повышается относительно дна цикла. Прекращается деинвестирование, возобновляются товарно-материальные запасы, начинается процесс обновления основного капитала, внедряются самые Эффективные инновационные проекты. Оживление выводит объемы роизводства на предкризисный уровень. Начинается подъем (бум) - фаза цикла, в которой экономика превосходит максимальный уровень производства в предыдущем цикле и стремится к достижению потенциально возможных объемов реального ВВП и полной занятости. В фазе промышленного бума получает развитие вторичная волна подъема, которая втягивает в работу сферы экономики, не охваченные первоначальным импульсом на стадии оживления. Возникает волна спроса на инновации. Растет производство, занятость, доходы и потребление в национальном хозяйстве в целом. Укрепляется оптимистический настрой в обществе. Но рост прерывается в пике цикла - в точке максимального уровня производства. Резкая смена повышающейся тенденции на понижающуюся, вызывается падающей предельной эффективностью капитала в результате достижения инвестициями уровня, соответствующего требованиям роста и технического прогресса. Сворачиваются чистые инвестиции, падают доходы, причем падение доходов, вызванное сокращением инвестиций, происходит в больших размерах, чем снижение самых инвестиций.

Подъем уже накопил критическую массу негативных изменений, которые не дают экономике удерживаться в фазе подъема и разворачивают ее к рецессии.

В современных условиях государства располагают широким арсеналом антикризисных, антициклических мер и программ. К ним относятся бюджетно-налоговая и монетарная (денежно-кредитная) политика, а также меры прямого воздействия на пропорции воспроизводства - программирование и планирование национальной экономики.

В теории и практике имеются два основных направления антициклического регулирования: неокейнсианское и неоконсервативное. Неокейнсианское направление ориентируется на регулирование совокупного спроса, а неоконсервативное направление - на регулирование совокупного предложения.

Цель регулирования в первом случае - хозяйство в целом (макроэкономика), во втором - создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика). Приоритеты регулирования; налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика, причем у неоконсерваторов кредитно-денежная политика на первом месте. Роль государственного вмешательства у неокейнсианцев поощряется, тогда как у неоконсерваторов ограничивается.

Сторонники неокейнсианства больше внимания уделяют бюджетной политике (увеличение или уменьшение расходов государства) и налоговой политике (изменение налоговых ставок в зависимости от состояния экономики).

Важно, что обе концепции едины в том, что в фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. Прежде всего это достигается снижением ставок налога, предоставлением налоговых льгот на новые инвестиции, проведением политики ускоренной амортизации. Проводится политика «дешевых денег»: снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков. В результате идет увеличение капиталовложений, повышается деловая активность, снижается безработица. Однако в длительной перспективе это может привести к усилению инфляционных тенденций.

В фазе подъема , напротив, государство проводит политику сдерживания в целях предотвращения перегрева экономики. На налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики кейнсианских методов регулирования. В этой фазе повышаются ставки налогов, сокращаются объемы государственных расходов, ужесточаются амортизационная политика. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности и спроса. Происходит спад экономической активности. Снижение спроса вызывает сокращение национального дохода.

В кредитно-денежной политике преобладают элементы кредитной рестрикции, т.е. политики «дорогих денег». Эта политика включает: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. В длительной перспективе кредитная рестрикция может через сжатие инвестиций привести к сокращению производства, а также к росту безработицы.

В фазе рецессии (спада, кризиса) государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период подъема (пика, бума) стремится сдерживать деловую активность.

В реальной жизни государство стремится учитывать экономическую ситуацию и принимает меры по устранению дестабилизирующих явлений, добивается устойчивого хозяйственного развития. Однако эффективность принимаемых мер может быть оценена только по истечению определенного периода времени.

Неоконсерваторы отошли от кейнсианских рекомендаций и ориентируются на классические теории и монетаризм. Приоритетным теперь становится кредитно-денежное регулирование и сглаживание циклических колебаний. Появился термин «таргетирование денежной массы» («money targeting»), который означает регулирование размера денежной массы в обращении.

В современных условиях возникает ряд новых проявлений цикличности. Среди них синхронизация экономических циклов, возникшая еще в 70-80-х гг. XX в., совпадение циклических колебаний во времени в разных странах и регионах. Процесс синхронизации объясняется нарастанием экономической глобализации, интернационализации производства, развитием связей между странами, распространением НТР и углублением научно-технического сотрудничества.

При проведении антициклического регулирования правительство должно считаться с синхронизацией и стремиться синхронизировать свои мероприятия с аналогичными мероприятиями, проводящимися в Других странах. При неучтенных требованиях синхронизации эффективность антициклического регулирования может не только снизиться, но и быть равной нулю.

Контрольные вопросы

  1. Как графически можно представить фазы цикла и экономический рост?
  2. В чем заключается сущность экономической цикличности?
  3. Опишите основные фазы экономического цикла, их современные особенности.
  4. Раскройте взаимосвязь экономических циклов с НТП.
  5. В какой фазе цикла и почему зарождается тенденция к выходу из кризиса и экономическому подъему?
  6. Охарактеризуйте фазу цикла, когда начинается рецессия в экономике.
Читайте также:
  1. D) иностранцы, являются гражданами иностранного государства, а лица без гражданства не являются гражданами никакого государства
  2. I. Возникновение в обществе социального государства является закономерным результатом
  3. I. Истоки, развитие и расцвет Акаданского Джайхата, государства, предшествующего Абиссланду
  4. II Национальные акты, определяющие режим допуска и осуществления инвестиций на территории данного государства.
  5. III. Внутрисоюзная политика Делосской симмахии. Политика по отношению к нейтральным государствам. Борьба политических сил внутри Афин

Вобласти налоговой политики (кейнсианцы) это означает снижение ставок, предоставлении налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации; также рост государственных расходов.

Кредитно-денежная политика в этот период преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика, и предполагает проведение кредитной экспансии. Ее цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика «дешевых денег». На практике это означает, что снижаются процентные ставки на выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков , что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия,так как в длительной перспективе ведет к усилению инфляционных тенденций.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения «перегрева» экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово- бюджетной и кредитно-денежной политики. Бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационной политик и. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит, и спроса, что ведет в конечном счете некоторому спаду экономической активности.

В кредитно-денежной политике начинают преобладать элементы кредитной рестрикции, то есть проводится политика «дорогих денег» , что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков .

ТЕМА. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ: БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ

Инфляция (inflation - надувание, вздутие) - обесценение денег, происходящее из-за того, что в экономике их становится больше, чем нужно; устойчивая тенденция к повышению среднего (общего) уровня цен.

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению среднего (общего) уровня цен

Инфляция измеряется с помощью индекса цен.

ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ

Во-первых,из-за неправильной денежной политики центрального банка в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег.

Во-вторых,бюджетный дефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Перечислим по мере снижения темпов: эмиссия денег, займы в ЦБ, займы у всех участников процесса. Практика развитых стран показывает, что предпочтение отдается третьему способу, ибо первые два рано или поздно погружают экономику в состояние неуправляемой инфляции.

В-третьих,милитаризация экономики способствует возникновению инфляционных эффектов. Например, чрезмерное развитие военно-промышленного комплекса создает постоянное напряжение в расходной части государственного бюджета. Возрастает дефицит, а вслед за ним и инфляционное давление.

По темпам роста цен выделяют:

а) умеренную инфляцию – цены растут менее 10% в год. Стоимость денег сокращается. Отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах.

б) галопирующая: рост 20-200% в год. Контракты привязываются к реальным ценам, т.е. учитывается предстоящий прогнозируемый индекс инфляции. Деньги ускоренно материализуются в товары.

В) гиперинфляция: расхождение между ростом цен и ростом з/п катастрофично. Разрушается благосостояние даже обеспеченных слоев общества.

По степени расхождения цен по разным товарным группам выделяют сбалансированную и несбалансированную (цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу).

С точки зрения ожидаемости (предстаказуемости): ожидаемая (прогнозируемая и предсказуемая заранее) и неожидаемая (наоборот).

Наилучшей из всех комбинаций считается сбалансированная и ожидаемая. Она не дает резкого падения эфф-ти пр-ва и не ведет и не ведет к глубокому перераспределению доходов.

Безработица – это социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу. В рыночной экономике всегда существует множество людей, не имеющих работу. Однако не всякий неработающий человек является безработным. Дети, престарелые не относятся к трудоспособному населению; люди, обладающие доходом (например, живущие на ренту) или просто не желающие работать не считаются безработными.

Таким образом, безработный - человек в трудоспособном возрасте (16-60 лет), который не имеет работы, находящийся в поиске работы и готовый приступить к ней.

Люди, имеющие работу, а также все занятые неполный рабочий день или неделю, относятся к категории занятых

Рабочая сила люди в трудоспособном возрасте, способные к трудовой деятельности или совокупность занятых и безработных

Лица, не имеющие работы и активно ее не ищущие, считаются выбывшими из состава рабочей силы.

Основными формами безработицы являются:

Фрикционная – охватывает работников, для которых поиск места работы, соответствующего их квалификации и индивидуальным предпочтениям, требует определенного времени. Она приходится на период между увольнением с одного места работы и поступлением на другое или возвращением на прежнее место . Основу такой безработицы составляет естественное перемещение рабочей силы между предприятиями, регионами и отраслями.

Структурная – вызвана действием НТП. Она связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались «устаревшими» или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса . Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет «готовых» к продаже навыков работы и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.

Сочетание фрикционной и структурной безработицы образует естественный уровень безработицы (или уровень безработицы при полной занятости), соответствующий потенциальному ВВП. Ряд экономистов считают неприемлемым использование термина «естественный» по отношению к безработице, вызванной структурными сдвигами.

Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует.

Сезонная безработица возникает в результате изменения спроса на рабочую силу в зависимости от времени года (с/х, рыболовство и т.д.)

Безработица оказывает отрицательно е влияние на экономическую и социальную обстановку в стране: увеличивает нагрузку на занятых, замедляет темпы эк.роста, создает соц. напряженность. Для характеристики безработицы используются разные показатели: доля безработных в совокупной рабочей силе, средняя продолжительность безработицы и т.д. Чаще обращаются к показателю уровня безработицы - это доля безработной части трудовых ресурсов общества

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной: следовательно, «полная занятость» определяется как занятость, составляющая менее 100% рабочей силы.

Естественный уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю.


| 2 |

Здесь применяются мероприятия, противоположные тем, которые используются во время подъема. Прежде всего, уменьшаются налоги, растут государственные инвестиции, через Центральный банк принимаются меры относительно уменьшения процентов по кредитам. Государство стимулирует таким способом кредитную экспансию и пытается усилить деловую активность, увеличивая совокупный спрос. Циклический характер развития экономики присущ любому обществу. Следствием всего этого стало то, что кризис, уже в независимой Украине, длительный, почти 10 лет (1991-1999 гг.). Хотя следует заметить, что в 1999 г. экономика практически дошла до «дна», то есть находилась в фазе депрессии. А уже в 2000 г. началось заметное оживление, которое было реализовано в росте ВВП на 5,9 % относительно предыдущего года. В последующем темпы роста были достаточно высокими (в 2003 г. — 9,3 %; в 2004 г. — 12 %).

Мероприятия, которые государство осуществляет в фазе спада экономики

Но и в этом случае политика «дорогих денег» может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы. В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е.


мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры.

В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики — стремится сдерживать деловую активность (рис. 5). Рис. 5. Воздействие государства: — политика экспансии; — политика сдерживания.


График на рис.

Экономические циклы

Наиболее распространенным объяснением причины этих циклов является колебание цен и ставок банковских процентов, которые, в свою очередь, изменяют инвестиционный спрос, что, в конце концов, влечет изменения в масштабах общественного производства и в занятости. Выделяет также длинные циклы они продолжаются от 50 до 60 лет.
В этих циклах есть две фазы: подъем и спад. Подъем связан с широким внедрением в производство новых достижений науки и техники, которое в свою очередь ведет к нарастанию инвестиционного спроса. А когда влияние революционных изменений в технике и технологии заметно ослабляется, производство еще определенное время двигается по инерции, но в конечном итоге наступает спад.
Проблема цикличности развития экономики является чрезвычайно актуальной, и каждая развитая страна пытается спрогнозировать возможные сроки цикла, глубину его фаз, социально-экономические последствия и т.п.

Voud makro

Если реализация товаров осложняется, то цены начинают снижаться, но это явление не является обязательным. Часто цены на товары и услуги растут. Такое явление особенно присуще странам с переходной экономикой.

Внимание

Фаза депрессии — это фаза застоя. Она начинается тогда, когда экономика достигает критических точек падения, спускается на «дно». Производство не растет, но уже и не уменьшается в своих объемах.


Именно в этой фазе достигается наибольшая незагруженность производства, а безработица достигает своего максимума. Наибольшего уровня достигает количество банкротств. На этой фазе общественного производства происходит обновление основного капитала.
Предприниматели пытаются приспособиться к низким ценам и сокращенному спросу, ищут возможности осуществлять производство и при таких условиях получать прибыль.

Какое из перечисленных ниже мероприятий государство осуществляет в фазе спада

Почему экономический цикл оказывает более сильное влияние на производство и занятость в отраслях, выпускающих товары длительного пользования, чем в отраслях, производящих товары кратковременного пользования? 3. Решите задачу. Реальный ВНП составил 800 млрд. денежных единиц в прошлом году и 840 млрд. Экономическим циклом называется промежуток времени между двумя одинаковыми состояниями экономики. Выделяют четыре фазы цикла: пик (высшая точка экономической активности), спад (рецессия), низшая точка активности (депрессия), подъем (экспансия). Первая фаза – пик цикла. Ей соответствует высокая занятость, полная загрузка производственных мощностей, наивысший уровень деловой активности. 2.

Государственное регулирование в фазе спада

Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи — это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров.

Государственное антициклическое регулирование

Важно

Экономическая теория 5. В небольшой стране землетрясение уничтожило значительную часть запасов капитала. В контексте модели Солоу опишите, как будет происходить процесс восстановления экономики, каковы будут краткосрочные и долгосрочные последствия.


6. Предположим, что две страны имеют одинаковые нормы сбережений, темпы роста населения и технологического прогресса, но одна имеет высокообразованную, а другая менее образованную рабочую силу. Какое из сочетаний видов инфляции в экономике любой страны наиболее предпочтительно (благоприятно) 3.Уровень безработицы составил в текущем году 5,5%.
Естественный уровень безработицы был равен 5%. Рассчитайте реальный ВНП (при коэффициенте Оукена 2,5), если потенциальный ВНП равнялся 845,2 млрд. долл.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе спада экономики

В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг). Одна из основных проблем — справедливость распределения налогового бремени.
Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения — отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода. — пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника); — регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника); — прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог). На сегодняшний день в России прогрессивный налог заменен пропорциональным, что должно стимулировать сокращение «теневой» части экономики.

Мероприятия которые государство осуществляет в фазе подъема экономики

Главные цели макроэкономического развития: (*ответ*) устойчивый экономический рост (*ответ*) стабильный уровень цен (*ответ*) высокий уровень занятости (*ответ*) сбалансированный внешнеторговый баланс политическая стабильность формирование факторных рынковГлавные этапы постсоциалистической трансформации: (*ответ*) макроэкономическая стабилизация (*ответ*) переход к экономическому росту (*ответ*) завершение постсоциалистических реформ интеграция страны в мировую экономическую систему повышение качества и уровня жизниГлавный метод ведения предпринимательской деятельности – это расчет (*ответ*) коммерческий хозяйственный экономический маржинальныйГлавным вознаграждением за предпринимательские способности является _.
Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю. Задача государства — собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация.

Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг.

Я считаю, что в данной ситуации государство резонно пошло на снижение налогов, однако в связке с этим должно идти одновременное повышение ответственности за уклонение от их уплаты.

Понятно, что чем выше будет темп развития экономики на фазе подъема, тем большие будут проявления кризисных явлений. Потому государство прибегает к таким мероприятиям, которые должны определенным образом затормозить темпы расширенного воссоздания.

К наиболее распространенным мероприятиям, которые государство применяет в этом случае, есть мероприятия в налоговой сфере. Государство пытается через финансовые инструменты уменьшить деловую активность в обществе.

Увеличиваются налоги, сокращаются расходы из бюджета. Все это приводит к ограничению совокупного спроса и влечет, в конечном итоге, сокращение производства.

Впрочем, достижение этой цели может сопровождаться и нежелательными последствиями вроде роста безработицы и заострения социального напряжения в обществе. Для того, чтобы предотвратить спад в экономике, государство осуществляет политику, направленную на расширение совокупного спроса.
Понятно, что эти прогнозы разработать тяжело, потому что цикличность, хотя и является объективным явлением, но ее проявление зависит от очень многих факторов. Более-менее реалистичной становится антициклическая регуляция со стороны государства. Именно она своими действиями, хотя и не способная предотвратить цикл и его основные проявления, но может существенно повлиять на сам ход цикла, уменьшая его негативные последствия. В антициклической регуляции государства выделяют два основных направления: сдерживание развития экономики и, напротив, усиление ее развития. К первому направлению удаются тогда, когда экономика находится в фазе подъема и характеризуется мощным наращиванием спроса и высокими темпами роста ВВП. Это неминуемо, в конце концов, приведет к кризису, а следовательно, и ко всем негативным ее последствиям.

2.1. Государственное регулирование в фазе спада

В фазе спада все мероприятиягосударства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

1) снижение ставок налога;

2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;

3) проведение политики ускоренной амортизации.

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственны храсходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятиябольше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете – и производства.

На рисунке 3 предсталена графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос.

Рис. 3. Воздействие государства на совокупный спрос (политика стимулирования деловой активности)

Здесь рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня N1 до N2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс – увеличение национального дохода.

Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Ее цель– оживление экономической жизни в стране припомощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции.

2.2. Государственное регулирование в фазе подъема

Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис.4).

Рис. 4. Воздействие государства насовокупный спрос (политика сдерживания деловой активности)

Из рисунка видно, что снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с N1 до N2.

В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики – стремится сдерживать деловую активность (рис. 5).

Рис. 5. Воздействие государства: – политика экспансии; – политика сдерживания.

График на рис. 5, с точки зрения неокейнсианской модели, свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию – снижением расходов и повышением налогов в период подъема.

Вместе с тем, приведенный выше график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а сама система (направление воздействия политики) остается без изменений.


3. Методы государственного воздействия на рынок

3.1. Государственные расходы

Государственные расходы считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.).

Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством. Государственные закупки приводят к перераспределению ресурсов от частного к общественному потреблению товаров. Они дают возможность гражданам пользоваться общественными товарами.

Трансфертные платежи имеют другое значение: они изменяют структуру производства товаров индивидуального потребления. Суммы, взятые в виде налогов у одних слоев населения, выплачиваются другим. Однако те, кому предназначаются трансферты, тратят эти деньги на иные товары, чем и достигается изменение структуры потребления.

3.2.Налогообложение

Налоги - основной источник бюджетных средств. В государствах с рыночной экономикой взимаются различные виды налогов. Одни из них носят видимый характер, например подоходный налог, другие не столь очевидны, поскольку накладываются на производителей сырьевых ресурсов и воздействуют на домохозяйства косвенным путем в виде более высоких цен на товары. Налоги охватывают как домохозяйства, так и фирмы. В виде налогов в бюджет попадают значительные суммы (например в США около 30 процентов всей стоимости производимых товаров и услуг).

Одна из основных проблем - справедливость распределения налогового бремени. Существует три основные системы, основанные на понятии прогрессивности налогообложения - отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода.

Пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

Регрессивный налог (в процентном отношении налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

Прогрессивный налог (в процентном отношении чем выше доход, тем выше налог).

На сегодняшний день в России прогрессивный налог заменен пропорциональным, что должно стимулировать сокращение "теневой" части экономики.

Однако налоги с продаж и акцизные налоги являются фактически регрессивными, так как они в большинстве случаев перекладываются на потребителей, в доходе которых одна и та же сумма занимает различную долю.

Задача государства - собрать налоги таким образом, чтобы обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов. На современном этапе в России происходит именно такая ситуация.

Государству не хватает средств, оно повышает налоги, предприниматели все чаще уклоняются от их уплаты, следовательно, в бюджет идет все меньше средств. Государство опять повышает налоги. Получается замкнутый круг. Я считаю, что в данной ситуации государство резонно пошло на снижение налогов, однако в связке с этим должно идти одновременное повышение ответственности за уклонение от их уплаты. Это уменьшит стимулы к неуплате, сделает честное предпринимательство более прибыльным, приведет к большим доходам государства и снизит уровень криминализации бизнеса.


Основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интен­сивному развитию экономики. С ним кончается предыдущий период развития и начинается следующий. Кризис - важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Но переход к расширению производства и к его обновлению не может произойти в один момент. Поэтому на смену кризису приходит фаза депрессии. В кризисе создаются условия для...

А экономико-административная (с ударением на первом слове) модель должна стать приоритетом. И изобретать тут ничего нового не приходится. Среди главных и апробированных инструментов регулирования рыночной экономики следующие: финансово-кредитная система с совершенной налоговой, эмиссионной и таможенно-пошлинной политикой, финансированием, кредитом, стратегией и тактикой процентных ставок; ...