Курсы по мсфо. Как выбрать центр онлайн-обучения по мсфо? Стадии трансформации финансовой отчетности

Тема 1. Структура МСФО и принципы бухгалтерского учета

1. Назначение МСФО и их распространение. Применение международных стандартов финансовой отчетности в Российской Федерации.

2. Структура стандартов (IAS, IFRS, SIC, IFRIC). Изменения МСФО и порядок применения новых стандартов.

3. Концептуальная основа МСФО: качественные характеристики финансовой информации, допущение о действующем предприятии, принцип начисления, основные элементы финансовой отчетности.

Тема 2. Основные отличия между российскими стандартами бухгалтерского учета и международными стандартами бухгалтерского учета

1. Отличительные особенности принципов формирования бухгалтерской отчетности по международным и по российским стандартам. Концептуальные отличия. Отличия, обусловленные сложившейся практикой учета. Различия технического характера.

Тема 3. Структура бухгалтерской отчетности по МСФО

1. IAS 1 "Представление финансовой отчетности". IAS 34 "Промежуточная финансовая отчетность". Состав финансовой отчетности, взаимосвязь между формами отчетности. Отчет о финансовом положении. Отчет о совокупном доходе. Отчет об изменениях в собственном капитале. Отчет о движении денежных средств. Примечания к финансовой отчетности.

2. IAS 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки".

3. Рассмотрение примеров финансовой отчетности российских корпораций по МСФО.

Тема 4. Оценка активов и обязательств в соответствии с МСФО

1. Оценка при первоначальном признании и последующая оценка активов и обязательств.

2. IFRS 13 "Справедливая стоимость". Основные правила определения справедливой стоимости активов и обязательств.

2. Порядок расчета дисконтированной стоимости. Понятия аннуитета, PV, NPV, ставки дисконтирования. Применение метода дисконтирования при расчете обесценения активов, приведенной стоимости дебиторской и кредиторской задолженности. Примеры расчета дисконтированной стоимости.

3. IAS 21 "Влияние изменений валютных курсов". Определение функциональной валюты, первоначальное признание и последующая оценка операций в иностранной валюте. Перевод в валюту представления.

Тема 5. Учет запасов

1. 1. IAS 2 "Запасы". Критерии признания, расчет себестоимости запасов.

2. Способы оценки запасов на конец отчетного периода, понятие чистой цены продажи.

3. Способы списания запасов в состав себестоимости производимой продукции, оказываемых услуг.

Тема 6. Учет основных средств, обесценения активов, инвестиционной собственности

1. IAS 16 "Основные средства": определение, основные принципы формирования первоначальной стоимости, дальнейшее изменение первоначальной стоимости. Учет плодовых культур в рамках IAS 16. Способы амортизации основных средств. Компонентный подход к учету основных средств. IAS 23 "Затраты по заимствованиям". Критерии признания. Начало, приостановление и прекращение капитализации. Влияние резерва под ликвидацию основных средств и восстановление окружающей среды на определение балансовой стоимости объектов основных средств. Переоценка основных средств: методология, отражение в составе бухгалтерской отчетности. Методы учета резерва переоценки: при выбытии объекта, ежегодный перенос избыточного износа.

2. IAS 38 "Нематериальные активы". Критерии признания, первоначальная оценка НМА, приобретенных отдельно и при объединении бизнеса, внутренне созданных НМА. Учет последующих затрат. Особенности последующей оценки НМА: СС метод, неопределенный срок полезного использования, ликвидационная стоимость.

3. Инвестиционное имущество (IAS 40). Понятие и состав, критерии признания, перевод объектов основных средств в состав инвестиционного имущества. Способы определения балансовой стоимости на конец отчетного периода, учет изменения справедливой стоимости.

4. IAS 36 "Обесценение активов". Обесценение основных средств, гудвила, нематериальных активов с неопределенным сроком полезного использования. Признаки обесценения активов. Методика проведения теста на обесценение (оценка возмещаемой стоимости, расчет ценности использования). Единица, генерирующая денежные средства. Учет и распределение убытков от обесценения. Восстановление убытка от обесценения.

Тема 7. Аренда основных средств

1. IFRS 16 "Аренда". Учет у арендодателя: операционная и финансовая аренда. Определение процентного расхода при финансовой аренде.

2. Учет у арендатора: требования к признанию аренды, срок аренды, первоначальное признание и последующий учет права аренды и обязательства по аренде. Исключения.

3. Операции продажи с обратной арендой. Корректировки до справедливой стоимости.

4. Раскрытие информации об аренде в бухгалтерской отчетности.

Тема 8. Признание выручки от реализации товаров и услуг в соответствии с МСФО

1. IFRS 15 "Выручка по договорам с покупателями". Понятие перехода контроля. 5 шагов признания выручки.

Тема 9. Объединение бизнеса

1. IFRS 3 "Объединение бизнеса" - операции по объединению бизнеса. Учет гудвила. Неконтролирующая доля.

Тема 10. Консолидированная и отдельная отчетность

1. 1. IFRS 10 "Консолидированная отчетность". Понятие контроля. Методика консолидации отчетности. Основные консолидационные корректировки. Консолидация отчета о финансовом положении, отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе.

2. IAS 27 "Отдельная финансовая отчетность". Отражение инвестиций в дочерние и ассоциированные компании в отдельной отчетности инвестора.

Тема 11. Инвестиции в ассоциированные компании

1. IAS 28 "Инвестиции в ассоциированные предприятия". Долевой метод учета инвестиций в ассоциированные компании.

Тема 12. Резервы, условные активы и условные обязательства

1. IAS 37 "Резервы, условные обязательства и условные активы" - понятие и примеры.

2. Критерии создания резерва, юридическое и конструктивное обязательство, возможные категории резервов. Условные обязательства и условные активы.

3. Рассмотрение раскрытия информации в реальной отчетности российских корпораций.

Тема 13. События после отчетной даты

1. IAS 10 "События после отчетного периода": корректирующие и некорректирующие события, специфические случаи.

2. Признание и раскрытие в составе финансовой отчетности.

Тема 14. Финансовые инструменты: признание, оценка, раскрытие в бухгалтерской отчетности

1. IFRS 9 "Финансовые инструменты". Понятие финансового инструмента. Финансовые активы и финансовые обязательства. Классификация и реклассификация финансовых инструментов.

2. Первоначальное признание и последующая оценка финансовых инструментов. Модификация денежных потоков для финансовых инструментов, учитываемых по амортизированной стоимости. Создание резерва под обесценение финансовых активов.

Тема 15. Налог на прибыль

1. IAS 12 "Налоги на прибыль": понятие отложенных налогов, порядок определения и учета временных разниц. Применение "балансового метода" при расчете отложенного налога. Признание отложенного налогового актива. Взаимозачет отложенных налоговых активов и обязательств.

2. Примеры раскрытия реальных данных в бухгалтерской отчетности.

Тема 16. Прекращенная деятельность и необоротные активы, предназначенные для продажи (IFRS 5)

1. Понятие прекращенной деятельности. Порядок отражения результатов прекращенной деятельности. Порядок отражения в учете необоротных активов, предназначенных для продажи.

Тема 17. Отчет о движении денежных средств

1. IAS 7 "Отчет о движении денежных средств" - структура, формы презентации. Распределение потоков денежных средств между операционной, инвестиционной и финансовой деятельностью.

2. Прямой и косвенный методы составления отчета.

Тема 18. Трансформация российской отчетности в отчетность по МСФО

1. IFRS 1 "Первое применение МСФО": подготовка первой отчетности по МСФО. Дата перехода на МСФО. Входящий баланс. Основные исключения из требований МСФО при подготовке первой отчетности.

2. Метод перекладки и метод параллельного учета. Практические задачи по перекладке отдельных элементов финансовой отчетности (сквозные примеры по ходу курса).

3. Итоговая задача по трансформации отчетности.

Что такое МСФО? Сегодня во многих странах мира используется Международная система финансовой отчетности или, как ее еще называют, Международный бухгалтерский учет. МСФО требует совершенно новых знаний и навыков работы.

Обучение МСФО. Где можно изучить и получить подтверждение своей квалификации и знаний?

Московская Высшая Школа Экономик и предлагает курсы МСФО. Вы получите все необходимые знания в полном объеме. Обучение МСФО в МВШЭ – это также гарантия успешной сдачи экзамена на международные квалификации, таких как ICFM, ACCA DipIFR (ДипИФР). Цель курса:

  • изучение основ финансового учета доходов, расходов, активов, обязательств, капитала по МСФО;
  • ознакомление с общими принципами подготовки финансовой отчетности по МСФО;
  • овладение практическим механизмом трансформации статей финансовой отчетности в формат МСФО.

Наши курсы МСФО – это сбалансированное сочетание теории с практическими упражнениями. На занятии слушателям будут предложены тесты для самопроверки и практические задачи для закрепления теоретических знаний.

Аудитория курса

Он рассчитан на:

  • бухгалтеров предприятий, ориентированных на международный рынок;
  • финансовых менеджеров и аналитиков;
  • аудиторов, экономистов и др;

На курсах вы узнаете отличие Международных стандартов финансовой отчетности от национальных стандартов. Наши отечественные стандарты берут свое начало именно из МСФО и во многом их просто дублируют. Курсы МСФО – отличный способ повысить свою квалификацию. После обучения вы получите соответствующий сертификат.

Курсы МСФО: в чем их преимущество?

Обучение международным стандартам пользуется большим спросом среди специалистов финансового сегмента по всему миру. С помощью наших лекций, вы имеете возможность получить квалификацию международного бухгалтера, которая поможет вам:

  • эффективно проводить финансовый анализ деятельности организации для принятия обоснованных управленческих решений;
  • составлять финансовую отчетность для зарубежных и российских инвесторов и партнеров по требованиям международных стандартов;
  • понять приоритеты учетной политики зарубежных фирм, психологию учета и ее внутреннюю логику;
  • повысить имидж вашей организации в условиях выхода на зарубежные рынки.

В отличие от других учебных центров, курсы в МВШЭ наиболее доступны по стоимости - гибкие и лояльные цены, программа скидок. Занятия проводят преподаватели-практики с опытом работы.


В связи с предстоящими изменениями в бухгалтерском учета и финансовой отчетности и переходом на Международные стандарты финансовой отчетности, пройти обучение на курсе МСФО представляется необходимым для каждого главного бухгалтера, особенно для бухгалтеров средних и крупных предприятий. В процессе обучения, Вы изучите принципы и методы ведения учета по МСФО, научитесь читать и анализировать международную отчетность, рассчитывать финансовые результаты, составлять и консолидировать отчетность. Курс также будет полезен сотрудникам предприятий, имеющих партнеров за рубежом, независимым аудиторам и финансовым консультантам.


Стоимость обучения МСФО:

Даты начала занятий

Дата Время обучения
24 декабря 2019 Утро
30 декабря 2019 День
23 декабря 2019 Вечер
28 декабря 2019 Выходные

Программа курсов МСФО обучение

  1. Введение. Регулирование финансовой отчетности на международном уровне.
    • 2.1.История создания международных стандартов.
    • 2.2 Предмет регулирования и сфера применения.
    • 2.3.Совет. Задачи и структура СМСФО.
    • 2.4 Состав и иерархия.
  2. Принципы подготовки и представления финансовой отчетности
    • 3.1 Цели и пользователи финансовой отчетности
    • 3.2. Основные принципы подготовки финансовой отчетности
    • 3.3. Элементы финансовой отчетности
    • 3.4 Признание элементов финансовой отчетности
    • 3.5 Оценка элементов финансовой отчетности
    • 3.6. Концепции капитала
  3. Представление финансовой отчетности
    • 4.1 Состав финансовой отчетности
    • 4.2 Раскрытия и классификации отдельных компонентов отчетности
    • 4.3 Учетная политика, изменения в расчетных оценках, ошибки
    • 4.4 Прекращенная деятельность
    • 4.5 События после отчетной даты
    • 4.6 Промежуточная финансовая отчетность
    • 4.7 Сегментная отчетность
    • 4.8 Информация о связанных сторонах
  4. Признание, оценка и отражение в финансовой отчетности отдельных нефинансовых активов
    • 5.1 Определение и критерии признания основных средств
    • 5.2 Нематериальные активы
    • 5.3 Обесценение активов. Понятия возмещаемой стоимости, справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу, и ценности использования.
    • 5.4 Затраты по займам
    • 5.5 Инвестиционная собственность
    • 5.6 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи
    • 5.7 Сельскохозяйственные активы
    • 5.8 Запасы
  5. Вознаграждения работникам
    • 6.1 Сфера применения. Понятие вознаграждения работникам.
    • 6.2 Учет и отчетность по программам пенсионного обеспечения
    • 6.3 Платежи, основанные на акциях
  6. Признание, оценка и отражение в финансовой отчетности финансовых результатов
    • 7.1 Сфера применения МСФО 18 и определение выручки.
    • 7.2 Отражение в отчетности договоров строительного подряда
    • 7.3 Прибыль на акцию
    • 7.4 Отражение в отчетности налогов на прибыль
    • 7.5 Отложенный налог на прибыль
  7. Отражение в отчетности финансовых активов и обязательств
    • 8.1 Финансовые инструменты
  8. Резервы
    • 9.1 Резервы, условные обязательства и условные активы
  9. Обменные курсы
    • 10.1 Влияние изменений обменных курсов валют
  10. Консолидированная и индивидуальная отчетность
    • 11.1 Объединение бизнеса. Гудвил, возникающий при покупке, - определение, отражение в отчетности, снижение стоимости гудвила.
    • 11.2. Консолидированная и индивидуальная отчетность
    • 11.3 Инвестиции в ассоциированные компании
    • 11.4. Участие в совместной деятельности. Метод пропорционального сведения.
  11. Составление отчетности в формате МСФО
    • 12.1 Первоначальное применение
    • 12.2 Трансформация отчетности. Методика трансформации отчетности. Понятие трансформационных корректировок. Виды трансформационных корректировок. Трансформация отдельных форм отчетности.

Многие российские компании уже перешли, активно переходят или всерьез задумываются о переходе на МСФО, поэтому спрос на специалистов, умеющих работать в данной сфере, сегодня невероятно высок. В связи с этим бухгалтерам и финансистам крайне важно определить, как на практике конкретной компании осуществить внедрение международных стандартов, в каком формате получить качественные знания и навыки работы с МСФО, как выбрать «правильного» провайдера, и как совместить обучение с насыщенным повседневным графиком...

Когда перед бухгалтерами встает проблема выбора: «где изучить МСФО?», и с разных сторон поступает информация об учебных центрах, курсах подготовки, преподавателях и форматах обучения, главное здесь — не растеряться и выбрать то, что окажется наиболее полезным, удобным и доступным.

Сегодня технологии развиваются с бешенной скоростью, выводя обучение и повышение квалификации бухгалтеров на качественно новый уровень: теперь каждый финансовый специалист может получить дополнительное профессиональное образование без отрыва от семьи и основной работы, без необходимости выезда в учебный центр! Дистанционное обучение — это необходимость, продиктованная ритмом жизни сегодняшнего дня! Такой формат образования активно набирает обороты, расширяет границы своих возможностей и сегодня является самым эффективным и удобным способом качественного повышения квалификации занятых специалистов.

Давайте разберемся, что же предлагают современные провайдеры дистанционного обучения, и кому можно доверить свою профессиональную судьбу, время и деньги?

В силу проявления масштабного интереса в России к получению таких международных квалификаций, как ACCA DipIFR (rus), IPFM, CIMA, CIA и др., проводить набор на онлайн-обучение и подготовку к сдаче экзаменов активно начали многие компании и учебные центры. Но, к сожалению, подавляющее большинство из них — новички на рынке дистанционного обучения, имеющие минимальный опыт в практике онлайн-преподавания.

Какие критерии нужно учитывать при выборе провайдера онлайн-обучения по МСФО?

1. Стоимость обучения.

Не секрет, что комплексное изучение МСФО «с нуля до профи» стоит недешево. При этом, каждый специалист хочет на 100% оставаться уверенным в эффективности обучения, а также в том, что его деньги не будут выброшены на ветер!

По мнению экспертов, бухгалтера, аудиторы и финансовые специалисты должны фокусироваться не столько на низкой стоимости программ обучения МСФО, сколько на соответствии репутации компании качеству предлагаемых услуг, профессионализму преподавателей и системному подходу в онлайн-обучении. Кроме того, провайдеры, которые на сегодняшний день являются лидерами на рынке дистанционного обучения МСФО, разрабатывают гибкие системы скидок и акционных предложений, что позволяет слушателям экономить без ущерба качеству обучения.

На рынке онлайн-обучения МСФО наибольшим спросом пользуются курсы, направленные на подготовку к экзамену ACCA DipIFR(rus). Ниже представлен сравнительный обзор цен компаний-лидеров, которые специализируются в данном направлении.

Программы подготовки к экзамену ACCA DipIFR(rus).

Учебный центр Формат Длительность обучения Стоимость (руб)
HOCK Training Дистанционная подготовка к экзамену (электронные материалы, архив вопросов и ответов по задачам, детальный интерактивный план подготовки к экзамену, промежуточные тесты, проверка работ, пробный экзамен) ___ от 12 000
Финансовая академия «Актив» СДО, включающая в себя: вебинары, видео-лекции, электронную библиотеку, конспекты, задачники и решебники, рабочая тетрадь, промежуточные тестирования, пробный экзамен, индивидуальное сопровождение тьютора 80 часов от 29 400
Ernst&Young (EY) Цикл вебинаров (23) 69 академ. часов от 31 000
PwC Цикл вебинаров + электронные материалы 30 часов 28 320
StarTrainings Записи видео-лекций, электронные материалы, 4 промежуточных тестирования, пробный экзамен) 65 академ. часов
I FRS PROFESSIONAL Цикл вебинаров от 72 академ. часов (от 26 750)

2. Опыт работы на рынке обучения МСФО.

Если с максимальной серьезностью подходить к выбору провайдера, который работает в дистанционном формате повышения квалификации, то необходимо учитывать опыт его работы конкретно в данной сфере.

Запомните! Если учебный центр долгое время и весьма успешно специализировался на очном обучении бухгалтеров и финансовых специалистов, это еще не дает гарантии, что повышение квалификации в онлайн формате будет организовано им с максимальной результативностью и будет ориентировано на индивидуальные запросы слушателей. А делая выбор в пользу провайдеров-новичков, у вас появится серьезный риск стать «подопытным» слушателем в методологических экспериментах, что также может привести к нулевым результатам.

3. Профессионализм тьюторов.

«Далеко не каждый преподаватель-эксперт в очном обучении окажется профессионалом в дистанционном повышении квалификации... ВУЗовский лектор-теоретик проиграет тьютору-практику в борьбе за место работы у авторитетного провайдера онлайн обучения!»

Несмотря на огромное количество специалистов, предлагающих онлайн-изучение МСФО, по-настоящему опытных и авторитетных тьюторов, которым можно доверить свое профессиональное развитие, не так уж и много.

Очень распространена практика, к казалось бы экспертный специалист, долгое время проработавший преподавателем в ВУЗе или очном учебном центре, перейдя на дистанционный формат работы, теряется, и кроме скучной теории не может рассказать ничего полезного и интересного. А ведь очень важно, чтобы занятия с тьюторами были насыщены реальной практикой с максимальным использованием технических инструментов сервиса вебинаров. Именно такой подход станет залогом эффективной подготовки к сдаче экзаменов по МСФО.

Для эффективного изучения международных стандартов в дистанционного формате выбирайте только тех провайдеров, которые готовы предложить вам в помощь высококвалифицированных преподавателей-практиков. Например, признанных экспертов, представителей аудиторских компаний, ведущих специалистов в сфере МСФО, которые являются обладателями международных дипломов ACCA DipIFR (rus), IPFM, CAP/CIPA, CIA и других.

Чтобы оценить профессионализм тьютора и стиль его работы в режиме онлайн-обучения, прослушайте его бесплатные вебинары и ознакомьтесь с профессиональными достижениями по обучаемой специальности.

4. Методические подходы к обучению.

Очень важно, чтобы программа онлайн-обучения по МСФО строилась по принципу «от простого к сложному», а не просто по названиям международных стандартов. Такой подход позволит даже самому неопытному новичку освоить практические навыки в составлении отчетности по международным стандартам.

Выбирая провайдера онлайн-обучения, особое внимание уделите тому, чтобы учебные курсы по МСФО были разбиты на отдельные модули и предполагали непрерывный контроль усвоения материала. Отлично, если в конце каждого модуля будут предлагаться промежуточные тестирования или самостоятельные работы, только после успешной сдачи которых вам будет открыт доступ к новому модулю. Это хороший стимул для изучения материала!

Все занятия должны сопровождаться практическими примерами и задачами для закрепления пройденных разделов курса, решаемыми под наставничеством тьютора. Также очень важны самостоятельные прорешивания большого количества задач для получения ценных навыков работы на время, проведение объективного анализа типовых ошибок, допускаемых претендентами на дипломы в процессе контрольных работ, а также изучение техники распределения времени и усилий на экзамене.

Не менее важна и обратная связь с тьютором. Ведь дистанционное обучение — это не только работа сам на сам, но и активное общение с преподавателями и коллегами по учебе. У вас должна быть возможность задавать любые интересующие вопросы и получать полноценные консультации, например, по скайпу или электронной почте.

5. Длительность онлайн-обучения.

Перед тем, как выбрать провайдера и начать обучение, необходимо правильно оценить свой уровень подготовки в сфере МСФО. Если вы уже владеете какими-то знаниями, то можете выбрать несколько практических интенсивных онлайн-курсов без теории и «воды». Если знаний 0, то длительность обучения должна составлять как минимум 3 месяца. Отлично, если учебный центр предлагает несколько уровней пошаговой подготовки — «от новичка до профи».

Если говорить о подготовке к квалификационным экзаменам по МСФО «с нуля», то общий объем часов должен быть не менее 120. Сегодня на рынке дистанционного обучения можно встретить множество предложений от разных провайдеров, которые предлагают курсы, длительностью 80-90 академических часов. Однако даже за 100 часов невозможно освоить МСФО с «0» так, чтобы с первого раза сдать непростой экзамен ACCA DipIFR (rus).

Рекомендуем вам сравнить длительность онлайн-обучения по выбранному курсу в нескольких компаниях. Слишком короткие или необоснованно длительные курсы должны вызвать у вас сомнение. Отдавайте предпочтение «золотой середине».

Сравнить длительность обучения МСФО в учебных центрах-лидерах рынка вы можете в таблицах пункта 1.

6. Доступ к бесплатным материалам (вебинары, пробные модули, промо-версии).

Отлично, если учебный центр предоставляет возможность бесплатно просматривать архивные записи вебинаров-тренингов и пользоваться дополнительной литературой для получения более углубленных знаний, нежели необходимы в рамках программы. Как правило, эти материалы доступны на официальных сайтах провайдеров онлайн-обучения. Перед принятием решения о выборе того или иного, курса, не ленитесь воспользоваться этими «бесплатностями» — возможно, вы измените свое решение. Если в свободном доступе ничего нет, или материалы не несут в себе никакой ценности, то и сами курсы по МСФО могут оказаться неэффективными.

7. Отзывы и успехи выпускников.

Если провайдер уверен в качестве своего продукта, то он не только познакомит вас с размещенными на официальном сайте отзывами, но также предоставит реальные контакты слушателей, которые ранее проходили обучение. Когда вы будете проверять достоверность отзывов о курсах по МСФО, не забудьте поинтересоваться, как сейчас обстоят дела у выпускников, обучившихся год назад. Если человек даже не помнит, что проходил на этих курсах, или работает на бирже фриланса, то, вероятнее всего, обучение по МСФО оказалось безрезультатным.

8. Репутация на рынке онлайн-обучения МСФО.

Специализация провайдера на дистанционном обучении МСФО и многолетний практический опыт работы именно в данной области — вот что концентрирует усилия учебного центра на разработке эффективных и результативных онлайн-курсов по МСФО и совершенствовании методологии дистанционного обучения именно в этом направлении, в том числе в подготовке слушателей к экзамену на получение диплома АССА DipIFR (rus).

9. Подготовка к сдаче квалификационных экзаменов.

Качественное обучение МСФО подтверждается также наличием пробных онлайн-экзаменов, составленных на основе реальных экзаменов прошлых лет. Некоторые учебно-методические центры включают в программу подготовки дополнительные вебинары, посвященные тонкостям и секретам сдачи экзаменов.

И еще! Наличие статуса официального центра ACCA по подготовке к экзамену ACCA DipIFR — это 100% гарантия серьезного подхода и профессионализма учебного центра в сфере обучения МСФО!

Теперь давайте поговорим о том, какие форматы предлагают современные провайдеры дистанционного обучения по МСФО, и каким учебным центрам можно доверить свою профессиональную судьбу, время и деньги.

Записи видео и аудио-лекций (лекции в режиме off-line).

Преимущества: возможность прослушивать/просматривать материал в любом удобном месте и в любое удобное время, а также возвращаться к наиболее сложным вопросам тематики неограниченное количество раз.

Недостаток: полное отсутствие контроля полученных знаний, сторонней поддержки и «живого» контакта с лектором: слушатель вынужден самостоятельно разбираться с огромным потоком информации, которая дается ему преимущественно в теоретической форме.

Учебные центры: «Знание », «Инфлексио».

Skype-консультации.

Это скорее промежуточная поддержка в повышении квалификации и вспомогательный инструмент получения знаний по МСФО, но никак не основной формат обучения.

Преимущества: возможность общения с лектором в режиме онлайн.

Недостатки: отсутствие контроля процесса изучения материалов, самостоятельный поиск и подбор учебно-методических материалов.

Учебные центры: в большинстве случаев консультации по скайпу носят рекомендательный характер и проводятся лекторами, которые не имеют лицензию на преподавательскую деятельность.

Web-конференции по МСФО.

Преимущества: ведущий, по другую сторону экрана, проводит кратковременный семинар в режиме онлайн, разъясняя ключевые вопросы конкретной тематики и демонстрируя аудитории наглядные материалы со своего ПК (презентации, документы, таблицы и др.).

Недостатки: слушатели выступают в качестве пассивных зрителей и не могут задавать вопросы тренеру, а поездки к месту проведения конференций требуют времени и дополнительных затрат.

Учебные центры: Михеева Елена — независимый бизнес-тренер, консультант-преподаватель по МСФО и программам подготовки к ACCA DipIFR (rus).

Электронные и печатные материалы.

Студенты получают по почте, email или в свободном доступе на сайте провайдера конспекты, задачники, книги, записи лекций, презентации и другую учебно-методическую базу.

Преимущества: возможность прослушивать/просматривать материалы в любое удобное время и повторно возвращаться к наиболее трудным вопросам тематики.

Недостатки: контроль за скоростью и промежуточными результатами обучения отсутствует — исключительно самостоятельная работа, без поддержки тьютора. Вся информация предоставляется в теории: нет практики, нет тестирования, нет консультаций.

Учебные центры: «Аскери», «Делойт »,«HOCK Training».

Трансляция открытых занятий.

Преимущества: возможность удаленного наблюдения за лекциями, конференциями или семинарами, которые проходят в аудиториях в режиме реального времени.

Недостатки: такой формат обучения не подойдет тем, кто только начинает путь изучения МСФО, поскольку занятия предполагают наличие у слушателей определенных знаний и навыков. Участники имеют возможность только наблюдать за ходом мероприятия —возможность задать вопрос тренеру отсутствует.

Учебные центры: «IFRS PROFESSIONAL »,

Вебинары (on-line-семинары).

Лекции, тренинги, мастер-классы и презентации, проводимые лектором в режиме реального времени посредством специализированной интерактивной интернет-площадки.

Преимущества: наглядность изложения материала (визуализация информации через слайды и видео), возможность обмениваться файлами и документами, «живой» диалог с ведущим в текстовом чате.

Недостаток: строгая привязка к определенному времени проведения вебинара, что подходит только для краткочасовых учебных программ по МСФО.

Учебные центры: «PWC», «Ernst&Young» .

Вебинары — это отличный вариант для быстрого изучения узкоспециализированных бухгалтерских тем, изменений законодательства и актуальных новостей. Но для длительной многочасовой подготовки к получению финансовых квалификаций ACCA DipIFR (rus), CIMA, CIA, CPA знаний, полученных на онлайн-семинарах будет недостаточно.

Системы дистанционного обучения (СДО).

Данный формат выгодно объединяет в себе все самые инновационные достижения в области онлайн повышения квалификации: электронные библиотеки и учебные материалы, активное участие в вебинарах, индивидуальное сопровождение тьютора на всех стадиях обучения, самостоятельные работы, прорешивание практических задач, промежуточный контроль знаний посредством тестирований, сдача онлайн-экзаменов и т.д.

Преимущества: слушатели самостоятельно планируют график и интенсивность обучения, получают доступ к электронным материалам и видео-урокам, консультируются с личными наставниками, участвуют в форум-общениях и своевременно получают интерактивную сервисную поддержку. Непрерывный контроль процесса обучения и грамотная поддержка не позволят студенту расслабиться и обеспечат позитивный эффект от обучения!

Учебные центры: Финансовая академия «Актив» , «HOCK Training» .

На российском рынке дистанционного обучения бухгалтеров есть провайдеры, которые могут гарантировать качество своих услуг, подтвержденное многолетним опытом работы, тысячами довольных выпускников и высокими процентами сдачи экзаменов по МСФО. Выбор именно такого «правильного» провайдера позволит вам стать достойным обладателем международных дипломов и сделать уверенный шаг навстречу блестящей финансовой карьере!

На современном этапе развития бухгалтерской профессии в России вопрос повышения квалификации бухгалтерского и аудиторского сообщества стоит очень остро. Это вызвано планами Министерства финансов в отношении применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в качестве базы отчетности определенных видов компаний. В первую очередь такой переход коснулся российской банковской системы, которая благодаря распоряжению ЦБ РФ перешла на международные стандарты с 01.01.2004. Российские бухгалтеры привыкли еще с 1992 года к внезапным изменениям законодательства, подчас «задним числом». Не занимать у российских бухгалтеров и способности переучиваться. Однако в МСФО им предстоит учиться не только правилам, но также принципам составления отчетности, и, что самое главное, применению своего профессионального мнения в реальной практике.
С.В. Модеров, руководитель отдела финансовой отчетности по международным стандартам Института проблем предпринимательства, директор ДипИФР

Как и ранее, я уверен, что российский бухгалтер новые стандарты (МСФО) с успехом освоит. Вопрос теперь стоит в качестве и источниках образования и повышения квалификации. По опыту работы в области МСФО в России особенно актуальным становится не только изучение МСФО и сдача тех или иных экзаменов, но также и постоянное повышение квалификации. Причем теперь это не должно быть простой формальностью, как в некоторых случаях повышения квалификации (40 часов в год для российского аудиторского сертификата), а быть целевой программой донесения до специалиста изменений МСФО, которых в последнее время происходит большое количество.

Согласно результатам исследования Института проблем предпринимательства 2005 года основные группы обучающихся МСФО в России:

  • сотрудники аудиторских фирм;
  • бухгалтеры, главные бухгалтеры, финансовые директоры и финансовые менеджеры российских и международных предприятий;
  • специалисты управленческого учета;
  • стратегические руководители.
Критерии выбора программ обучения Критериями выбора программ обучения являются:
  • цена,
  • продолжительность и
  • международная признаваемость, а также
  • качество обучения.
Как и российские стандарты бухгалтерского учета, МСФО основываются на учете. Основными отличиями являются некоторые требования МСФО, в которых заключается видение предприятия или группы предприятий как единой системы, приоритет экономического содержания над юридической формой документов, применение авторитетного «профессионального» суждения бухгалтера и принцип консервативности. Учебные кусы повышения квалификации должны тренировать в российских специалистах такие качества.

Естественно, в добавление к этому учебные курсы должны давать специфику требований каждого из 48 стандартов МСФО и каждого из 38 Положений Комитета по интерпретациям международных стандартов финансовой отчетности. Разработчик учебной программы должен придерживаться стандартов образования, заложенных Международной федерацией бухгалтеров (IFAC), которая, в свою очередь, руководствуется стандартами образования UNESCO. В добавление к МСФО аудитор отчетности, составленной по международным стандартам, должен руководствоваться Международными стандартами аудита (ISA).

Таким образом, обучение МСФО достаточно специфично. Профессионализм тех или иных учебных заведений, в частности, обусловлен и соблюдением ими вышеперечисленного минимума требований к их учебным программам.

Справка

Минимальный курс по МСФО стоит 400 $ на человека, минимальный международно признаваемый диплом - 1700 $ плюс НДС. Сделанная «под клиента» учебная программа на примере его же компании - от 15 000 $.

Где и чему учиться?

Освоить МСФО можно несколькими способами. Наиболее распространенными являются обращение к специализированным учебным центрам, самообразование, повышение квалификации в Государственных учебных заведениях и т.д. Программ обучения по МСФО в России катастрофически не хватает, но и среди тех, что присутствуют, есть с сомнительным качеством.

Возможно несколько вариантов - обучение на русском или английском языках, международные курсы и сертификация или Российские, краткосрочные или долгосрочные курсы.

На российском рынке представлены авторские программы теоретиков и практиков в области международных стандартов. Некоторые из этих программ являются своего рода ноу-хау и очень ценны, так как нигде, кроме как у их авторов, вы такой информации не найдете. Однако возможности преподавания таких авторов обычно ограничены и, следовательно, массовости обучения от таких программ ожидать не приходится. Очень интересным способом является самообразование, то есть использование специализированной литературы, Интернета и различных учебных курсов при подготовке. Такой способ образования является наиболее дешевым, но малоэффективным.

Наиболее массовыми программами подготовки специалистов по МСФО в России стали привнесенные из-за рубежа программы. Среди них можно выделить такие квалификации, как CPA, CAP/CIPA, ACCA, ДипИФР АССА (DipIFR ACCA) и IFA/IAB.

CPA (Certified Public Accountant) Эта квалификация присваивается при сдаче 4-х экзаменов на английском языке в одном из экзаменационных центров США. В основном упор в данной квалификации делается на Общепризнанные принципы бухгалтерского учета США (US GAAP), а не МСФО. Обучение по программам CPA редко предлагается российскими учебными центрами в силу того, что не все могут себе позволить сдавать экзамены в США, а также в силу значительной стоимости программы (может доходить до 5 тыс. $). Квалификация является обязательной для работы в США и присваивается аналогом отечественного Института профессиональных бухгалтеров. В США, как и в Европе, профессия «бухгалтер» включает в себя и бухгалтера, и финансиста, и аудитора.

CAP/CIPA (Certified Accounting Practitioner/Certified International Professional Accountant) Программа Международной Сертификации Профессиональных Бухгалтеров создана для рынка Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, России, Туркменистана, Украины и Молдовы. Квалификация является ограниченно международно признаваемой, так как известна только в вышеупомянутых странах. Несколько экзаменов на русском языке позволят вам окунуться в переводные источники американской финансовой литературы.

Квалификация получила свое развитие под началом USAID - Американского агентства по международному развитию, финансирование программы этим агентством в настоящее время прекращено.

ACCA (Association of Chartered Certified Accountants) Эта квалификация является, наверное, наиболее признаваемой и известной в мире. Состоит из 14 экзаменов на английском языке, которые покрывают все сферы деятельности профессионального бухгалтера - от налогов до МСФО и аудита. В настоящий момент автор квалификации - Ассоциация сертифицированных присяжных бухгалтеров Великобритании (АССА) - имеет как наибольшее число студентов, так и наибольшее число обладателей полной квалификации (членов АССА) из всех профессиональных ассоциаций в мире. Ассоциация существует 100 лет, насчитывает 320 тысяч студентов в мире и, в отличии от других ассоциаций, достаточно давно приняла агрессивную политику по распространению как в развитые, так и в развивающиеся страны мира. При этом ей удалось ни в коей мере не дисквалифицировать свое имя, а, наоборот, получить известность и признаваемость.

Стоимость обучения и экзаменов - от 4 до 15 тыс. $. Обучение проводится несколькими центрами в Москве и Петербурге.

ДипИФР АССА (DipIFR ACCA - Diploma in International Financial Reporting ACCA) Это надстройка над профессиональной международной или национальной бухгалтерской квалификацией, предназначенная для освоения исключительно МСФО. Среди наиболее важных преимуществ DipIFR ACCA (Диплом по международной финансовой отчетности Ассоциации Сертифицированных Присяжных Бухгалтеров Великобритании) можно выделить:

  • международной признание;
  • русский или английский языки обучения и сдачи экзамена;
  • высокий профессионализм и глобальный подход к МСФО на уровне главных бухгалтеров и финансовых директоров.
Стоимость обучения в центрах Москвы, Петербурга и других городах России составляет от 1700 до 2950 $.

Так как данная программа получила, наверное, наибольшее распространение у русскоговорящих бухгалтеров в России, то стоит остановиться на ней более подробно.

Формально экзамен соответствует всем бумагам по составлению и представлению финансовой отчетности по МСФО из англоязычного профессионального курса ACCA. Если добавить к этому полученное российским аудитором образование, а также учесть наличие аттестата аудитора по российским стандартам, получение которого предполагает освоение МСА (Международных стандартов аудита), то можно утверждать, что совокупность DipIFR + высшее экономическое образование + аттестат аудитора позволяют считать квалификацию специалиста международной.

Сдача экзамена происходит 3 раза в год в одно и то же время в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких городах России и ближнего зарубежья. Стоимость экзамена с книгами составляет 350 $, а если еще и с подготовкой в уполномоченном ACCA учебном центре - то 1700 $.

Преподавание программы на русском языке началось с 2004 года. Рынок учебных заведений ответил многочисленными курсами по данной программе. В будущем будет создана национальная система аттестации по МСФО. Не за горами изменение закона «Об аудиторской деятельности», согласно которому аудиторы обязаны будут подтвердить свое право выражения аудиторского мнения путем пересдачи аудиторского аттестата. Это произойдет в 2009 году. Аудиторам придется досдать как недостающие предметы в области страхового аудита, банковского аудита, аудита бирж и внебюджетных фондов, так и подтвердить свои знания (или получить их) в области международных стандартов финансовой отчетности.

Если специалист уже сейчас получит международно признаваемый диплом по МСФО, то ему не составит труда получить и национальную квалификацию (например, российский аттестат аудитора МСФО). Не исключено, что квалификационные требования на национальную квалификацию будут совпадать с требованиями, предъявляемыми АССА при сдаче экзамена на DipIFR.

IFA/IAB (Institute of Financial Accountants/International Association of Book-Keepers) Квалификация является ограниченно международно признаваемой. Показательным является то, что в Западной Европе носители квалификации не имеют право подписи финансовых документов, ведь даже из названия следует, что это «Международная Ассоциация Бухгалтеров-счетоводов». Однако первичные, базовые знания по западным образцам формирования учета и отчетности при обучении по этой программе полезно приобрести, тем более что многие коллеги на практике отмечали, что программа ДипИФР АССА станет для них хорошим профессиональным ростом после программы основ МСФО, а именно IAB/IFA.

Стоимость - до 1500 $.

На данном этапе развития рынка образования по МСФО можно рекомендовать качественные повсеместно признаваемые программы сертификации и обучения, по крайней мере, хорошо себя зарекомендовавшие на западе. Да, сдавать западные экзамены сложнее, и не всем это удается, пусть даже пройдя несколько попыток. Однако результат после успешно сданного экзамена может превзойти ожидания как по росту заработной платы, что особенно интересует сотрудников, так и по росту квалификации и возможностей применить знания в бизнесе, что особенно интересует работодателей.

Стоимость специалиста с международно признаваемым дипломом может возрастать в 1,5 - 2 раза по сравнению с его зарплатой до получения международной квалификации.

После прохождения любой программы по МСФО необходимо развиваться дальше для того, чтобы не отстать от конкурентов, а также выполнить требования законодательства. Ежегодное обязательное повышение квалификации в международной практике называется CPD (Continuous Professional Development), что дословно означает «Непрекращаемое профессиональное развитие». Очевидно, что российским бухгалтерам, аудиторам и финансовым менеджерам не привыкать к непрекращаемуся профессиональному развитию, так как на протяжении последнего десятилетия они вынуждены были постоянно адаптироваться к меняющемуся законодательству.

Справка

Сколько будет стоить переход на МСФО для рядовой фирмы и для крупного предприятия?

Для рядовой фирмы переход на МСФО будет складываться из следующих составляющих:

  • обучение 2-х сотрудников МСФО (2 х 1700 $) = 3400 $ (это стоимость обучения по международной программе Диплом по международной финансовой отчетности ДипИФР АССА (Ассоциации Сертифицированных Присяжных Бухгалтеров Великобритании)), плюс потерянное рабочее время в течение около 20 рабочих дней;
  • затраты на консультанта - 7 000 $ в год;
  • обновления или доработка программных продуктов (около 5 000 - 10 000 $).
Итого около 20 500 $.

Для крупного предприятия:

  • обучения персонала - 5 человек по 1700 $ (это стоимость обучения по международной программе Диплом по международной финансовой отчетности ДипИФР АССА (Ассоциации Сертифицированных Присяжных Бухгалтеров Великобритании)), плюс потерянное рабочее время в течение около 20 рабочих дней каждого сотрудника;
  • затраты на консультанта для постановки финансового учета по МСФО - 35 000 $ в первый год;
  • обновления, доработка или замена программных продуктов (от 25 000 $ до 1 000 000 $ - для всеобъемлющих корпоративных систем уровня ERP, для самых крупных холдинговых компаний);
  • затраты на ежегодный аудит отчетности по МСФО, который в 1,5 раза дороже российского аудита - в среднем 15 000 $ в год. Итого около 83 000 $ в первый год.