Ифнс плановые проверки. Проверка ООО на УСН. Можно ли избежать выездных налоговых проверок

Приближающийся конец финансового года для многих компаний ассоциируется с возрастающей активностью фискальных органов. С точки зрения налоговиков, наиболее результативный метод выявления нарушений налогового законодательства – налоговая проверка. Что включает в себя каждая из них, каковы их цели и правила проведения, подробно разберем в этой статье.

Виды налоговых проверок

Налоговая проверка представляет собой одну из форм контроля, осуществляемого инспекцией в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговым кодексом РФ предусмотрено две разновидности проверок: камеральные и выездные.

Отдельной формой проверки считается встречная. Хотя она и не отражена в Налоговом кодексе РФ в виде особого вида контроля, у налогоплательщика есть обязанность представить по запросу проверяющих документы, касающиеся сотрудничества с конкретным контрагентом. Для инспекции они могут стать источником информации о деятельности представившего их налогоплательщика и, следовательно, вызвать наложение штрафных санкций.

Если вы не хотите, чтобы налоговые проверки в 2018 году, как и в каждом последующем периоде, принесли вам малоприятные неожиданности, стоит уделять серьезное внимание внутреннему контролю компании, направленному на выявление рисков, связанных с соблюдением сроков представления отчетности и уплаты налогов.

Камеральные налоговые проверки осуществляются в отношении налогоплательщика многократно – каждая декларация, расчет и другие документы тщательно изучаются специалистами ИФНС. Выездные проверки организуются выборочно, могут включать анализ сведений об одном или нескольких налогах и охватывать срок до трех лет, прошедших до начала процедуры осуществления контроля. Чем отличаются друг от друга эти два вида налоговых проверок, понятно из таблицы.

На что налоговики чаще всего обращают внимание при налоговых проверках

  1. Недобросовестные контрагенты.
  2. Возмещение НДС.
  3. Взаимозависимость лиц.
  4. Перенос убытков на будущее.
  5. Налоговые льготы.

Налоговая проверка ИП

В первую очередь от предпринимателя требуется предъявить регистрационные документы, а также те, которые подтверждают легальность осуществления им своей деятельности.

В этот список входят:

  • свидетельство о регистрации в качестве ИП;
  • отчетные документы по налогам (за период, который подвергается проверке);
  • кассовые документы;
  • лицензии (если деятельность подлежит обязательному лицензированию);
  • банковские документы.

Налоговая проверка ИП на УСН

Упрощенку выбирает подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей. Эта система предполагает уплату единого налога один раз в год.

Цель налоговой проверки в данном случае – выяснить, применяется ли УСН в полном соответствии с законом.

Если проверяющие найдут доказательства неправомерности использования упрощенной системы, по результатам проверки будут начислены налоги, обязательные для общей системы налогообложения.

Удостоверившись в законности применения УСН, налоговики проанализируют правильность осуществления учета. Однако следует помнить, что индивидуальному предпринимателю не вменяется в обязанность ведение бухучета.

Налоговая проверка ИП на ЕНВД

Этот вид контроля применяется по отношению к тем предпринимателям, которые ранее были замечены в нарушении налогового законодательства. Сюда входят и не соответствующее требованиям заполнение декларации, и опоздания при ее подаче, и имеющиеся у налоговиков основания подозревать ИП в сокрытии доходов. Порядок налоговых проверок в данном случае аналогичен тому, что был рассмотрен ранее.

Налоговая проверка при закрытии ИП

Контрольные мероприятия могут проводиться в течение трех лет после того, как предприниматель завершит свою деятельность.

Следует отметить, что далеко не во всех случаях проверка носит выездной и обязательный характер. Однако право инспекции на осуществление налоговой проверки сохраняется, даже если ИП начал процедуры по ликвидации бизнеса.

Это не означает, что проверяющие явятся домой к предпринимателю, скорее, они прибегнут к следующим мерам:

  • проведут инвентаризацию;
  • попросят представить документацию, касающуюся деятельности ИП;
  • осмотрят помещения, занимаемые предпринимателем, если они есть.

Налоговая проверка ООО

Проверка ООО на УСН

Налоговые органы в этом случае преследуют те же цели, что и с ИП. В первую очередь они должны убедиться, что у вас есть право на применение упрощенной системы, а также в том, что организация отвечает требованиям к плательщикам налогов по УСН.

Следующим шагом проверяется, насколько правильно рассчитаны налоговые платежи, заполнена документация и как осуществляются хозяйственные операции.

Налоговая проверка при ликвидации ООО

Ликвидация ООО всегда сопровождается выездными контрольными мероприятиями. Предметом проверки будет являться информация по всем налоговым платежам за последние три года. При этом срок проведения предыдущей плановой проверки не имеет значения.

Выездные мероприятия могут продолжаться около двух месяцев, это зависит от состояния документации, поведения ликвидационной комиссии и структуры организации.

Филиалы компании также подлежат обязательной проверке.

Где посмотреть план налоговых проверок

Со Сводным планом проведения проверок можно ознакомиться на сайте ФНС России . План на следующий год публикуется до 31 декабря текущего налогового периода. Организации, которые относятся к данному типу, также могут узнать о плановой проверке на сайте налоговой инспекции, в которой они состоят на учете.

  • 12 оснований для проведения внеплановой выездной налоговой проверки: чек-лист

Кому и когда стоит бояться проведения выездной налоговой проверки

Принципы, по которым организации-налогоплательщики включаются в план выездных проверок, отражены в Концепции, утвержденной приказом ФНС №ММ-3-06/333@.

Налогоплательщику, который хочет свести к минимуму вероятность своего включения в план выездных проверок, стоит придерживаться принципов полноты исчисления и своевременности уплаты налоговых платежей.

Приложение к Концепции содержит 12 базовых критериев, по которым налогоплательщики без труда оценят, насколько их деятельность может заинтересовать фискальные органы и стать причиной выездной проверки.

  1. Налоговая нагрузка компании гораздо ниже, чем средний показатель по конкретной отрасли или виду экономической деятельности. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы платежей к обороту организации.
  2. Более двух лет подряд представляемые в инспекцию декларации содержат данные об убыточной деятельности компании.
  3. Заработная плата персонала за месяц гораздо ниже, чем средний показатель по данному виду экономической деятельности в конкретном субъекте РФ. Эти данные размещены в свободном доступе на сайте Росстата.
  4. Показатели, которые дают налогоплательщикам право применять специальные налоговые режимы, постоянно находятся в непосредственной близости от предельного значения. К ним относятся следующие параметры: уровень доходов на УСН – 150 млн рублей в 2017 году; площадь торгового зала для ЕНВД – 150 кв. м; число работников на специальном режиме – 100 для УСН и 15 для ПСН.
  5. Указание в декларации суммы расходов, практически равной сумме годового дохода. Этот показатель характерен для индивидуальных предпринимателей, находящихся на ОСНО. Если расходы составляют 83 % и более от доходов, ИП с большой вероятностью будет включен в план проверок.
  6. Рост расходов значительно опережает рост доходов, полученных от реализации товаров, работ или услуг. Это относится к организациям на общей системе налогообложения.
  7. Превышение долей вычетов по НДС от суммы налога планки в 89 % за 12 месяцев.
  8. Налогоплательщик не представляет пояснения на полученное от налогового органа уведомление о несоответствии показателей деятельности, которое было установлено в ходе камеральной проверки.
  9. Большое количество договоров, заключенных с перекупщиками или посредниками, не преследующих достижение деловой цели, то есть не ведущих к получению организацией прибыли.
  10. Снятие компании с учета в одной налоговой инспекции и постановка на учет в другой, осуществлявшееся более двух раз и вызванное изменением юридического адреса.
  11. Отклонение более чем на 10 % уровня рентабельности, зафиксированного в бухгалтерских документах, от среднестатистического показателя, характерного для этого вида деятельности.
  12. Финансово-хозяйственная деятельность, сопровождающаяся высоким налоговым риском. В первую очередь подозрение фискальных органов вызывает взаимодействие налогоплательщика с недобросовестными партнерами. К ним относят контрагентов, для которых характерно заключение договоров без личного участия руководителей или уполномоченных лиц, отсутствие информации о государственной регистрации в ЕГРЮЛ, несоответствие данных о местонахождении партнера действительности и другие факторы.

Как отсрочить выездную налоговую проверку

Вариант №1. Предложить инспекторам свои сроки представления документов.

Компания обязана подготовить требующиеся для проведения проверки документы в течение 10 дней. В случае большого объема запрашиваемых данных справиться за такой срок удается не всегда. Статья 93 Налогового кодекса РФ позволяет налогоплательщику обратиться в ИФНС с заявлением об отсрочке.

Оно должно быть направлено на следующий день после того, как организацией получено требование о представлении документов. За два следующих дня руководитель налогового органа или уполномоченное им лицо вынесет решение. Оно вполне может быть отрицательным, но если вы считаете, что отказ инспекции не обоснован, обращайтесь в суд. Есть шанс, что решение будет принято в вашу пользу, если судья усмотрит в деле следующие факторы:

  • инспектором не указана причина отказа в отсрочке;
  • не доказано умышленное уклонение организации от указанных сроков представления документов;
  • фирма действительно не могла полностью подготовить требуемые бумаги в установленный срок.

Разберем конкретные примеры. Предприятие «Техуглеродсервис» обратилось с просьбой продлить срок представления документов, поскольку общий объем затребованных налоговой инспекцией бумаг составлял более 40 тыс. листов, из которых немалая часть была передана для проверки сразу же. Исходя из этого, суд вынес решение в пользу компании (постановление ФАС Московского округа от 23.05.2011 г. №КА-А40/3854-11). Другой случай: фирма «Стройдеталь», которую налоговая инспекция обязала предоставить копии 32 тыс. накладных, письменно просила об отсрочке, так как на их изготовление требовалось, по самым скромным подсчетам, не менее 65 дней. Инспекция никак не аргументировала свой отказ, поэтому суд признал справедливость доводов компании (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.11.2010 г. №А44-152/2010). Столкнувшись с таким же отношением со стороны фискальных органов, позаботьтесь о том, чтобы часть документов была представлена вами в срок, а другие направляйте по мере их подготовки.

Обратите внимание, что копии документов рекомендуется заверять по отдельности, проставляя надпись «Верно», печать, дату, а также должность и фамилию, подтверждая их личной подписью (см. письмо Минфина России от 30.11.2010 г. №03-02-07/1-549). Не будет ошибкой представить документы, подшитые в одну пачку и заверенные один раз. Даже если будут высказаны претензии налоговиков, суд, скорее всего, примет сторону компании, если срок представления документов не будет нарушен (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.11.2012 г. по делу №А75-10186/2011).

Вариант №2. Представить документы в самый последний день.

Вариантов представления документов на проверку предусмотрено несколько – лично, через представителя, заказным письмом или по электронной почте (пункт 2 статьи 93 Налогового кодекса РФ). Налоговый кодекс РФ отводит 10 дней на выполнение полученного требования. Если предполагается выездная проверка группы компаний, этот срок равен 20 дням. Имеются в виду исключительно рабочие дни с учетом пятидневной рабочей недели (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 07.12.2011 №А67-2186/11 и ФАС Московского округа от 05.10.2011 г. по делу №А40-34482/09-151-160).

Обратите внимание, что не будет считаться нарушением отправка документов вплоть до 24:00 дня истечения срока (п.8 ст.6.1 Налогового Кодекса РФ). Наиболее уместен такой подход, когда местом проведения выездной проверки будут рабочие кабинеты сотрудников ИФНС. В небольшой производственной может просто не быть подходящих условий для осуществления проверки на территории организации.

Вариант №3. Не позволять налоговым инспекторам вывозить документы, если проверка проходит на территории вашей организации.

Фирма всегда более заинтересована в проведении проверки за пределами своей территории, хотя и из этого правила бывают исключения. Так, для осуществления выездной налоговой проверки компания «Транснефть финанс» выделила сотрудникам ИФНС подходящее для этой цели помещение, но те посчитали, что на своих рабочих местах им будет гораздо комфортнее, поэтому хотели перевезти документы в здание инспекции. Организация опротестовала это решение проверяющих в суде. Судья усмотрел в действиях инспекторов попытку изменения места проведения проверки, которое влечет невозможность осуществления предусмотренного законодательством права представителей компании присутствовать при контрольных мероприятиях (см. постановление ФАС Московского округа от 17.12.2010 г. №КА-А40/16358-10). В результате срок передачи документов на проверку был увеличен.

Старайтесь подшивать бумаги в большом количестве в одну папку, так их гораздо тяжелее просматривать. Никто не запрещает вам располагать документы без соблюдения какой-либо закономерности, в результате проверяющие потратят больше времени, чтобы отыскать нужный экземпляр.

Вариант №4. Не передавать документы, если требование содержит неточные формулировки.

Зачастую сотрудники ИФНС сами нарушают требования законодательства, формулируя запросы о представлении документов без особой конкретики. Если у вас просят все имеющиеся счета-фактуры, договоры поставки или акты к договорам подряда, вы вправе не реагировать на такие обращения. Требование должно содержать наименования документов, их реквизиты, период, за который необходимо сделать подборку (см. приложение №5 к приказу ФНС России от 31.05.2007 г. №ММ-3-06/338). Суды при рассмотрении таких дел также придерживаются подобной точки зрения (см. постановления ФАС Московского округа от 02.09.2011 г. №КА-А40/9516-11 и от 21.12.2010 г. №КА-А40/12955-10).

Таким образом, внимательное ознакомление с требованиями инспекторов позволит обнаружить в них нарушения, которые дадут вам возможность отложить дату начала проверки. Нередко можно выяснить, что под требованием стоит подпись лица, который не упоминается в решении о проведении проверки, в таком случае вы не обязаны его выполнять.

Вариант №5. Не передавать документы, которые уже проверялись.

Пунктом 5 статьи 93 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что бумаги, которые были изучены сотрудниками ИФНС в процессе камеральной или предыдущей выездной проверки, повторно запрашиваться ими не могут.

Есть два исключения.

В первом случае проверяющим предъявлялись подлинники, которые по окончании контрольных мероприятий были возвращены компании.

Второй вариант – если бумаги были получены налоговиками, но вследствие обстоятельств непреодолимой силы безвозвратно утрачены.

Во всех остальных случаях проверяющие должны самостоятельно искать копии необходимых им документов, обосновывать их утрату или изучать подлинники на территории налогоплательщика. Копирование документов не является обязанностью проверяемой компании. Суды также придерживаются этой точки зрения (например, постановление ФАС Поволжского округа от 09.08 2011 г. по делу №А55-27123/2010).

  • 22 признака, почему вас ждет выездная налоговая проверка

Как оформляются результаты налоговых проверок

Результаты налоговых проверок должны быть оформлены надлежащим образом в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ. Разберем оба случая подведения итогов контрольных мероприятий.

Камеральная проверка

По ее результатам возможны два варианта развития событий:

  1. Отсутствие нарушений, обнаруженных в ходе проведения налоговой проверки, считается основанием для ее завершения, проверка на этом заканчивается. Налогоплательщик об этом в известность не ставится.
  2. Если нарушения выявлены, инспектором ИФНС в течение 10 дней составляется соответствующий акт (статья 100 Налогового кодекса РФ). Он должен быть вручен налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. В течение месяца после этого налогоплательщик может представить свои возражения в ИФНС. По итогам рассмотрения этих возражений инспектор принимает решение, будет ли нарушитель привлечен к ответственности. На это инспектору отводится 10 дней. Он может выступить с предложением к руководству ИФНС о проведении выездной проверки.

Выездная проверка

  1. По итогам осуществления этого вида контроля полагается составить справку о проверке (приложение №7 к приказу ФНС от 08.05.15 г. №ММВ-7-2/189@), а затем в течение двух месяцев – акт (приложение №23 к приказу ФНС от 08.05.15 г. №ММВ-7-2/189@). Акт оформляется в соответствии с приложением №24 к этому же приказу.
  2. При составлении акта его подписывают проверяющие и проверяемые лица. В нем должны отражаться факты выявленных нарушений со ссылками на документы, в которых они найдены. Обязательным приложением к данному акту являются документы, в которых подтверждаются факты нарушений. Здесь же приводятся ссылки на соответствующие статьи законов.
  3. В течение пяти дней акт вручается представителю проверяемой организации под расписку. После получения акта налогоплательщик в месячный срок может представить в инспекцию свои мотивированные возражения.

Как подать возражение после налоговой проверки

Не позднее одного месяца со дня, когда был получен акт, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, в акте об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях, можно подать возражения в письменном виде по акту в целом или по его отдельным положениям.

Возражения в данном случае представляют собой письменное обращение, в котором налогоплательщик выражает свое несогласие с актом проверки или актом об обнаружении фактов.

Возражения на акт налоговой проверки следует направить в адрес инспекции, которой был составлен данный документ. Они могут быть поданы лично или через представителя:

  • в канцелярию налогового органа или окно приема документов налогового органа;
  • по почте.

Прежде чем рассматривать материалы проверки, руководитель или его заместитель проверяет, явилось ли лицо, в отношении которого составлен акт.

В случае явки лица рассматриваются материалы налоговой проверки и возражения, если они имеются.

В противном случае руководителем ИФНС устанавливается, надлежащим ли образом извещено неявившееся лицо о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Если извещение признано надлежащим:

  • когда присутствие лица является обязательным, рассмотрение материалов налоговой проверки откладывается;
  • если присутствие лица не признается обязательным, должно быть принято решение о рассмотрении материалов налогового контроля в отсутствие неявившегося лица.

Если извещение было осуществлено ненадлежащим образом, принимается решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки.

Нарушитель, который явился на рассмотрение акта, может давать устные пояснения, а также представлять документы в подтверждение своих слов.

Прежде чем начать рассмотрение материалов налоговой проверки по существу, руководитель ИФНС или его заместитель должен:

  • объявить, кто рассматривает дело и материалы какой именно налоговой проверки обсуждаются;
  • установить, явились ли лица, приглашенные для участия в рассмотрении;
  • если интересы лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, представляет уполномоченное им лицо, проверить законность его полномочий;
  • разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности;
  • вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки, если лицо, участие которого необходимо для рассмотрения, не явилось.

После налоговой проверки, рассмотрев ее материалы, руководитель или заместитель руководителя ИФНС может вынести одно из следующих решений:

  • о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  • о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
  • об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.

Как проводится встречная проверка налоговой инспекции

Документы, необходимые для осуществления проверки, могут быть затребованы у контрагентов в соответствии со статьей 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках» Налогового кодекса РФ.

Налоговый инспектор имеет право обратиться к контрагенту проверяемого лица с требованием представить документы, которые могут быть полезны в процессе осуществления мероприятий по контролю.

Данные материалы могут быть истребованы и в случае рассмотрения материалов налоговой проверки на основании решения руководителя или заместителя руководителя налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 1 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ).

Если необходимость получить информацию, касающуюся определенной сделки, возникла у инспекторов за пределами проведения контрольных мероприятий, они имеют право на получение этих данных у участников сделки (пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ). Письмо Минфина от 02.05.2007 г. №03-02-07/1-209 содержит указание на то, что истребуемая информация включает сведения о предмете и условиях сделки.

Документы и информация в процессе осуществления налоговой проверки контрагентов истребуются с соблюдением определенной процедуры:

  1. ИФНС направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого лица, в налоговый орган, где состоит на учете контрагент, у которого должны быть истребованы указанные сведения.
  2. В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета контрагента направляет ему требование о представлении документов (информации).
  3. Контрагент исполняет требование в течение пяти рабочих дней со дня его получения либо в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
  4. Налоговый орган, в котором состоит на учете контрагент, в трехдневный срок со дня представления им документов или сообщения об отсутствии истребуемых документов указанные сведения направляет в адрес налогового органа, который направил поручение об истребовании информации (пункт 6 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного приказом ФНС от 25.12.2006 г. №САЭ-3-06/892@).

Те, кто получил запрос о представлении документов для встречной проверки, должны знать, что к такому требованию обязательно прилагается копия поручения, содержащая сведения о тех мероприятиях налогового контроля, в связи с осуществлением которых запрашиваются сведения, или другие, по которым можно установить, о какой сделке идет речь.

Если у контрагента нет возможности представить документы в указанный срок, он может обратиться с просьбой об отсрочке. По решению налогового органа срок продлевается.

Что касается документов, которые затребованы, они представляются в виде копий, заверенных уполномоченным лицом и печатью. Если необходимо, налоговики имеют право на ознакомление с их подлинниками.

Следует подчеркнуть, что конкретный перечень документов, которые могут быть затребованы в ходе встречной проверки, законодательно не установлен (письма Минфина от 11.10.2007 г. №03-02-07/1-438 и ФНС от 25.07.2007 г. №06-1-04/496@).

Игнорирование требования налоговой инспекции представить документы чревато налоговой и административной ответственностью:

  1. Пункт 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ – непредставление в установленный срок в налоговые органы документов или иных сведений. За каждый документ – 50 рублей.
  2. Пункт 1 и пункт 2 статьи 129 Налогового кодекса РФ – неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу. Штраф – 1000 рублей. Те же действия, совершенные повторно в течение календарного года – 5000 рублей.
  3. Пункт 1 15.6 КоАП РФ – непредставление в установленный срок либо отказ от представления в налоговые органы документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме либо в искаженном виде. Размер штрафа, который может быть наложен на должностных лиц, – 300-500 рублей.

Как вести себя, если намечается налоговая проверка организации

  1. Попросите для ознакомления решение и служебные удостоверения проверяющих.
  2. Выделите сотрудникам ИФНС отдельное помещение для работы.
  3. Назначьте лицо, ответственное за содействие проверяющим.
  4. Проведите с работниками инструктаж.
  5. Заведите «дневник проверки».
  6. Сохраняйте все документы, касающиеся проверки: решение о ее проведении, требования, описи, акт проверки и т.п.
  7. Документы налоговикам передавайте только по описи.
  8. Фиксируйте нарушения, которые допускают сотрудники инспекции.
  9. Проведите налоговый аудит: возможно, ранее вы допускали переплаты по налогам, которые полностью перекроют доначисления.

У предпринимателя налоговая проверка зачастую вызывает опасения. Впрочем, любая другая тоже, но к налоговой у всех бизнесменов пристальное внимание, что понятно. Как обычно, они делятся на плановые и внеплановые

По какой причине может быть проведена плановая налоговая проверка?

Порядок проведения плановых проверок регламентирует приказ ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., которым утверждена единая концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Как в ней сказано, «для повышения грамотности налогоплательщиков, укрепления дисциплины, улучшения работы налоговых органов». Основные принципы Концепции таковы:

1. Система планирования проверок едина для налоговых органов.

2. Она должна быть ясна и доступна налогоплательщикам. Для самостоятельной оценки рисков попадания в план налоговых проверок, налогоплательщик может ознакомиться с общедоступными критериями, которые используются налоговыми органами для отбора компаний при проведении выездных налоговых проверок. Всего их 12 .

3. Режим наибольшего благоприятствования для добросовестных плательщиков.

4. В случае обнаружения признаков вероятного совершения нарушения законодательства о налогах и сборах реагирование является своевременным.

5. Наказание недобросовестных налогоплательщиков, если найдены нарушения законодательства о налогах и сборах, является неотвратимым.

6. Выбор объектов, которые попали в план проверок налоговой инспекции (на 2017 год и не только) является обоснованным.

Как узнать о плановой налоговой проверке?

В каком случае налогоплательщик скорее всего попадет в план выездных проверок ИФНС на 2017 год? Это вероятно при условии соответствия компании критериям риска. Если у вас есть опасения, что ваша компания могла попасть в график налоговых проверок на 2017 год, ознакомьтесь с критериями, которые приведены в приложении № 2 к приказу ФНС России № ММ-3-06/333 от 30 мая 2007 г., внимательно.

Велика вероятность попасть в план проверок налоговой инспекции на 2017 год, если:

  • На протяжении нескольких налоговых периодов организация отражает в отчетности убытки;
  • Компания отражает в налоговой отчетности большие суммы налоговых вычетов;
  • Компания может попасть в график проверок налоговой, если величина средней зарплаты за месяц работников компании ниже среднего уровня (размер зарплаты сравнивается с зарплатами по данному экономическому виду в регионе);
  • Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • Большой шанс попасть в план выездных налоговых проверок на 2017 год у налогоплательщиков, которые неоднократно были близки к показателям, дающим право применять спецрежим;
  • Компания заключает договоры с посредниками и перекупщиками, не имея для этого обоснованных причин;
  • Выездные налоговые проверки в 2017 году могут коснуться вашей компании в случае, если вы не предоставили в инспекцию требуемые документы, пояснения о каких-либо несоответствиях в деятельности вашей компании. Возможно у налоговой инспекции есть информация, что какие-либо документы в вашей компании были уничтожены;
  • Причиной, когда в вашей компании может быть проведена выездная проверка ИФНС в 2017 году может стать неоднократная «миграция» между налоговыми инспекциями – то есть регулярная смена местонахождения.

Налоговые проверки в 2017 году, список организаций

Некоторые налогоплательщики уверены, что информация о выездных налоговых проверках находится в свободном доступе и опубликована в интернете. В какой-то степени, право так думать им дает привычный уже реестр проверок Генпрокуратуры по контрольным мероприятиям иных ведомств. График проверок налоговой инспекции на 2017 год нельзя найти в едином реестре проверок , опубликованном на официальном сайте Генпрокуратуры РФ.

Налоговиков этот реестр не касается. Да и вбить в строку поисковика запрос «налоговые проверки в 2017 году, список организаций» и достоверно проверить, стоит ли вашей компании готовиться к проверке налоговой инспекции, невозможно. Списка проверок налоговой инспекции на 2017 год нет.

И внеплановые и плановые налоговые проверки на 2017 год проводятся без предварительного ознакомления с ними широкой общественности.

Узнать о графике налоговых проверок могут только определенные предприятия. До 31 декабря на официальном сайте ФНС был опубликован перечень налоговых плановых проверок на 2017 год. Но касается он не всех компаний, а только юридических лиц, осуществляющих госрегулируемые виды деятельности.

Узнайте, включена ли ваша компания в план выездных проверок ИФНС на 2018 год, где посмотреть список организаций на налоговые проверки в 2018 году, какие критерии имеются в открытом доступе. Уточните, подлежит ли ваша организация еще каким-либо проверкам.

План проверок налоговой инспекции на 2018 год

В отношении налогоплательщиков может быть произведено два вида проверок - камеральные и выездные. В план проверок на 2018 год налоговой инспекции могут попасть как организации, так и ИП.

Плановые налоговые проверки юридических лиц на 2018 год по ИНН

В Концепции системы планирования выездных налоговых проверок указано, что это открытый процесс. Однако четкого порядка определения плана и графика выездных проверок ИФНС на 2018 год для открытого доступа нет. Организация нигде не сможет легально найти список и узнать, есть ли она в нем. Еще раз уточним, налоговики не публикуют график плановых налоговых проверок юридических лиц на 2018 год по ИНН.

Документ со списком организаций подпадающих под налоговый контроль в 2018 году, является закрытым документом для служебного пользования. Официально его нигде не публикуют.

Важно! При проверках налоговики требуют плную информацию о контрагентах. Сформировать досье на любого партнера вы можете в Это бесплатно и занимает всего 1 минуту. Просто найдите фирму по ИНН, названию или ОГРН и составьте досье на контрагента.

Списки организаций для налоговых проверок в 2018 году в открытом доступе

Стоит отметить, что налоговая служба на своем сайте опубликовала план и график выездных проверок ИФНС на 2018 год в отношении организаций, осуществляющих госрегулируемые виды деятельности.

Ознакомится с этим списком плановых проверок налоговой вы можете на официальном сайте ФНС России . Целью таких проверок в основном будет проверка соблюдения лицензионных требований при определенных видах деятельности.

Как узнать будет ли выездная налоговая проверка в 2018 году и будут ли какие-то изменения в правилах ревизий? Есть способ, который поможет вам просчитать вероятность того, что в этом году стоит ждать визита контролеров. Об этом мы скажем ниже.

Как узнать, будет ли выездная налоговая проверка в 2018 году

Налогоплательщики могут самостоятельно оценить вероятность выездной налоговой проверки в 2018 году с помощью критериев, утв. приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

В документе предусмотрено 12 пунктов для самостоятельной оценки рисков:

  1. Налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли
  2. Убытки в бухгалтерской или налоговой отчетности на протяжении нескольких налоговых периодов
  3. Доля вычетов по НДС за последние 12 месяцев превышает 89%
  4. Рост расходов больше роста доходов
  5. Выплата среднемесячной зарплаты ниже среднегоотраслевого уровня по субъекту
  6. Для спецрежимников: неоднократное приближение показателей к пределам, лишающим права применять специальные налоговые режимы.
  7. Для ИП: отражение суммы расхода максимально приближенной к сумме дохода, полученного за календарный год.
  8. Договора с контрагентами-перекупщиками или посредниками без разумных экономических причин
  9. Отсутствие пояснений и ответов на запросы налоговиков
  10. «Миграция» между налоговыми органами
  11. Отклонение уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Последний критерий напрямую связан с проверкой контрагентов. Так, налоговики посчитают, что компания ведет рискованную деятельность, если не обнаружат:

  • личных контактов руководства компании-поставщика, скана паспорта, документов, подтверждающих его полномочия;
  • информацию о фактическом местонахождении контрагента;
  • доступную информацию о поставщике (досье контрагента), работу по сравнению контагентов;
  • информацию о регистрации контрагента в ЕГРЮЛ.

Чем больше критериев выполняется у налогоплательщика, тем больше вероятность того, что он будет включен ИФНС в план и график выездных налоговых проверок ИФНС в 2018 году.

Проверьте своего контрагента за 5 кликов

Сервис «РНК: проверка контрагентов » сформирует отчет о должной осмотрительности по методике ФНС. Так же Вы сожете:

  • проверить отметки о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ
  • создать полное досье фирмы
  • проанализировать балансы
  • проверить лицензии, госконтракты, картотеку арбитражных дел
  • получить консультацию юриста и бухгалтера
  • сравнить потенциальных партнеров
  • распечатать отчет по результатам мониторинга
  • проверить компанию по карте рисков ФНС

Все возможности сервиса посмотрите на rnk.1cont.ru. Для этого введите ИНН компании и оформите пробный доступ на 24 часа.

Слова «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода», «должная осмотрительность», «добросовестность» настолько плотно вошли в жизнь обычного российского предпринимателя, что, пожалуй, он не хуже любого налогового инспектора объяснит их смысл. А по итогам посещения очередного налогового семинара, вместо планирования новой производственной линии, начнет рисовать у себя в воображении увесистое обоснование (с цифрами, графиками, убедительными показаниями) необходимости привлечения нового контрагента.

Почти ни один акт налоговой проверки, ни одно решение суда не обходится без упоминания о той самой необоснованной налоговой выгоде, которая повлекла ущерб для бюджета. А введено это понятие было уже более 10 лет назад - Постановлением Высшего Арбитражного Суда №53 от 12.10.2006 года. Высший Арбитражный Суд с тех пор канул в лету, слившись с Верховным Судом, а выработанная им концепция - жива.

Но, то ли несолидно ссылаться на судебное постановление (ведь у нас не Англия с ее прецедентным правом), то ли устарели размытые понятия о добросовестности, было решено - быть соответствующим положениям в Налоговом кодексе РФ. 18 июля 2017 года выверенные поправки в кодекс были подписаны Президентом. Родилась новая статья 54.1. Новые правила начнут применяться к проверкам, назначенным после 19 августа 2017 года.

Это значит, что все операции за период 2014 - 2016 и последующих годов могут быть оценены с учетом новых критериев.

Сразу скажем, революции не произошло. В закон в лаконичной, лишенной эмоциональной окраски форме внесены положения, отражающие смысл привычного уже поиска «деловой цели», доказывания обоснованности налоговой выгоды, чтобы исключить оценочный подход к суждениям о поведении налогоплательщика. Предположим, что суды постепенно перейдут от цитирования Постановления № 53, к ссылкам на закон. Как это отразится на статистике рассмотрения налоговых споров - покажет время.

Итак, во-первых, вместо презумпции добросовестности налогоплательщика и презумпции достоверности сведений в бухгалтерской и налоговой отчетности, закон констатирует:

«Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения» в налоговом и/или бухгалтерском учете.

В кодексе не используется столь привычное понятие «налоговая выгода». Однако, говоря о недопустимости искажения сведений для уменьшения налоговой базы и/или суммы налога, законодатель и имеет в виду то, что раньше считалось необоснованной налоговой выгодой.

Во-вторых, если все сведения в отчетности учтены верно, следующим тестом для налогоплательщика будет проверка соблюдения одновременно двух условий (п.2 ст.54.1):

  • снижение размера налоговых обязательств не является единственной целью сделки;
  • обязательство по сделке исполнено именно тем лицом, которое заявлено стороной договора, либо лицом, к которому обязательство перешло по закону или договору (например, по договору цессии, в порядке правопреемства и т.п.).
И снова что-то до боли знакомое, не так ли?

Первое условие - не что иное как «деловая цель» сделки, которая не должна быть связана исключительно с уменьшением налоговых обязательств.

Иногда приходится слышать такой ответ на вопрос о целесообразности создания двух сбытовых компаний, применяющих УСН: «Если все обороты будут в одной компании, она не сможет из-за оборотов применять УСН, и бизнес станет невыгодным». Запомните: это пример чистосердечного признания для налогового органа - иной цели, нежели соблюдение условий применения специального налогового режима, у предпринимателя нет.

Если же речь идет о территориально обособленных отделах продаж, различных целевых категориях клиентов, разных управленческих командах да еще и соревнующихся между собой в результативности, то эффект от применения пониженной ставки налога становится уже не первостепенным.

Второе условие говорит, что сделка должна быть исполнена именно тем лицом, которое указано в документах. Или иным, к которому обязательство исполнить сделку перешло по закону или договору. То есть не неким, неустановленным третьим лицом.

Условие крайне важное, так как может переломить сложившуюся в интересах налогоплательщика тенденцию «установления действительного размера налоговой выгоды», когда речь идет о налоге на прибыль. Напомним, еще в 2012 году Высший Арбитражный Суд постановил:

Реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам.

Иной правовой подход влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль...

Постановление Президиума ВАС РФ № А71-13079/2010-А17 от 03.07.2012

Это привело к тому, что налоговый орган перестал оспаривать учет налогоплательщиком затрат, когда не мог доказать завышение себестоимости. Например, дом построен - значит кирпичи были; пищевая продукция выпущена и проверить ее состав возможно только после проведения дорогостоящей экспертизы - затраты на мясо, муку, прочие ингредиенты принимаются и т.п. Подчеркнем, что речь шла только о налоге на прибыль, однако хотя бы в этой части налогоплательщик мог быть спокоен.

После вступления в силу изменений, если налоговый орган поставит под сомнение возможность исполнения сделки, например, по доставке конкретного сырья конкретным контрагентом, затраты могут быть исключены при расчете налога на прибыль. Только практика применения новых положений покажет, сможет ли налогоплательщик по-прежнему ссылаться, что сырье (материалы, комплектующие) действительно было и действительно использовано при производстве, строительстве или оказании услуг, несмотря на недоказанность взаимоотношений с конкретным поставщиком. Соблюдение перечисленных выше принципов позволит налогоплательщику выйти победителем из налогового спора.

Чтобы это было сделать проще, чем кажется, в законе предусмотрены обстоятельства, которые сами по себе не могут подтвердить неправоту налогоплательщика (п.4 ст.54.1 НК РФ):

  1. подписание первичных документов неустановленным или неуполномоченным лицом.
    Аналогичный подход был отражен и в письме ФНС России от 23.03.2017 г. № ЕД-5-9-547, в котором упоминалось о назревшей проблеме осуществления налоговыми органами формального сбора доказательств для целей подтверждения получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Очень часто налоговые органы не оспаривают реальность осуществления операций с контрагентами, а просто ограничиваются доводами о недостоверности первичных документов, основываясь на допросах руководителей контрагентов, заявлявших о непричастности к деятельности компаний, и почерковедческих экспертиз. В связи с этим ФНС России заявила, что факт отрицания допрашиваемыми лицами подписания документов от имени контрагентов или наличия у них полномочий руководителя не является безусловным и достаточным основанием для вывода о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.
  2. нарушение контрагентом налогоплательщика налогового законодательства. Если документы составлены поставщиком идеально, товар поставлен (услуги оказаны), причем сомнений в их необходимости для реальной экономической деятельности не было, но внезапно оказалось, что контрагент перестал уплачивать налоги, проверяемый налогоплательщик не может нести за это ответственность. Несомненно, закрепление этого правила в законе будет на пользу налогоплательщикам;
  3. возможность получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций). Также давно устоявшееся правило о том, что предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, а задним числом указывать, что сделка оказалась невыгодной, бесполезной да и другие поставщики были на рынке, налоговый инспектор не вправе.
Выяснение вопроса о том, насколько правильно рядовой налогоплательщик определил налоговую базу в соответствии с изложенными правилами, будет осуществляться в ходе обычных выездных и камеральных налоговых проверок. Иными словами, налоговый орган, как и прежде, должен доказать обстоятельства, на которые ссылается он, а налогоплательщику будет предоставлен шанс опровергнуть доводы. Ни о каком одностороннем вменении нарушения или о создании отдельной проверочной процедуры речь не идет.

Таким образом, законотворцы проделали многоступенчатую работу, в которой искали разные варианты закрепления в кодексе того, что сложилось на практике. Начинали с попыток найти универсальное определение «злоупотреблению правом», а пришли к предельно лаконичным формулировкам, лишенным простора для оценки и субъективизма.

Однако и завоевания добросовестных налогоплательщиков не были оставлены без внимания. При наличии деловой цели, подтвержденной целесообразности заключенных сделок и их реальном исполнении, доначисления налогов будут несостоятельными.

При каждой проверке есть как минимум 2 стороны: проверяющий (контролер) и проверяемый. При налоговых проверках это работники инспекции и налогоплательщики (или налоговые агенты), в роли которых выступают организации, ИП, а в некоторых случаях и обычные физлица, не имеющие отношения к предпринимательству.

Для первой стороны налоговая проверка — это основной вид деятельности, выполнять которую ей поручило государство, чтобы финансово обеспечить свое существование и функционирование.

Для второй это, как правило, дополнительные трудовые, временные, нервные и в итоге часто финансовые затраты. Минимизировать их вам поможет подборка материалов данной рубрики нашего сайта.

А начать знакомиться с порядком проведения налоговой проверки мы предлагаем со статьи «Налоговая проверка - что это такое и каков порядок?» .

Виды, методы и основания проведения налоговых проверок

Закон прямо предусматривает всего 2 вида налоговых проверок: камеральные (ст. 88 НК РФ) и выездные (ст. 89 НК РФ). Но есть еще 3-е контрольное мероприятие, которое непосредственно проверкой не названо, но фактически является ею.

О том, что это за проверка, а также о КНП и ВНП рассказывает данная .

Методы проведения проверок различны, а их набор напрямую зависит от вида проверки, ее субъекта, типа проверяемого налога и других обстоятельств.

Например, об особенностях проверки ИП читайте эту публикацию .

Основной метод, конечно, исследование документов, на основании которых вы исчисляли и платили налоги. Но налоговикам дозволяется также:

  • проводить осмотр;
  • вызывать свидетелей;
  • инвентаризировать ваше имущество, причем вы обязаны содействовать контролерам в этом;
  • использовать иные формы контроля, указанные в гл. 14 НК РФ, разъяснения по которым тоже есть или вскоре появятся в данной рубрике сайта.

Что касается оснований для проверки, они также зависят от ситуации. Например, для КНП основанием является сам факт подачи декларации в ИФНС.

Подробнее о камералке читайте в статье , посвященной ст. 88 НК РФ, текст которой вы найдете там же.

Поводы и основания для выездной проверки — в полном ведении налоговиков.

Сроки проведения налоговой проверки

Во избежание злоупотреблений со стороны контролеров временные рамки проверок ограничены НК РФ. Общий срок камералки составляет 3 месяца, ВНП — 2 месяца. Причем момент начала течения срока для каждой проверки свой. И момент окончания фиксируется по-разному. Кроме того, в некоторых случаях проверочные сроки могут продляться или прерываться. Как это происходит, стоит знать любому налогоплательщику.

Специально для вас — наши статьи по данным вопросам:

  • «Какие сроки проведения камеральной налоговой проверки?» ;
  • «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?» .

Избежать проверки или заранее узнать о ней — возможно ли это?

Налогоплательщики бывают крупными и не очень. В отношении последних государство старается предусмотреть различные послабления, в том числе в части контроля со своей стороны. Так, в последнее время ведется много разговоров о необходимости сокращения проверочных мероприятий для субъектов малого бизнеса. А недавно активно обсуждался 3-летний мораторий на плановые проверки, введенный в отношении «малышей». Действует ли он при налоговом контроле, вы узнаете из этой статьи.

Предупрежден — значит вооружен. Это справедливо и в ситуации с проверкой ИФНС. Если знать о проверке заранее, можно лучше к ней подготовиться. Любой налогоплательщик многое отдал бы, чтобы узнать, есть ли он в проверочном списке. Возможно ли это в принципе? Ответ ищите в данной