Функции гос ва в экономике. Экономическая функция государства

Экономические функции современного государства многооб­разны и сложны. Во-первых, это функции, связанные с обеспече­нием нормального функционирования рыночной экономики:

1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, кото­рая спосо6ствует эффективному функционированию рынка. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствии с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, не сможет использовать в полную силу свой предприниматель­ский и материальный Потенциал. Большое значение имеет зако­нодательство о защите прав потребителей, антимонопольное зако­нодательство и уголовное законодательство, также способствую­щее более эффективной работе рыночного механизма.

2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий. Для обеспечения этих целей государство использует следующие методы:

Для основной массы рынков применяется антимонополь­ное законодательство, препятствующее слиянию фирм и обеспечивающее более или менее приемлемые условия для свободной конкуренции;

Для рынков, где в силу естественных или технических при­чин существует только одна компания (естественная моно­полия), государство устанавливает предельный уровень цен на их продукцию или услуги или же устанавливает предельный уровень рентабельности. Подобные меры пре­дотвращают возможность злоупотребления монопольной властью.

3. Регулирование денежного предложения. Частный сектор экономики (бизнес и домохозяйства) не может «производить» деньги, опосредующие сделки купли-продажи в экономике. Эту функцию берет на себя государство, являющееся монополистом в данной сфере. Государство через Центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, используя инструменты денежно-кредитной политики.

Во-вторых, функции, обусловленные тем, что в некоторых ситуациях рынок оказывается недееспособным:

4. Перераспределение национального дохода. Объективным следствием функционирования рынка и развития рыночных отношений является неравенство в доходах. Распределение доходов, порождаемое свободным рынком, не отвечает требованиям справедливости и гуманности. Государство берет на себя задачу сглаживания неравенства в доходах, используя для этого: прогрессивное налогообложение (по мере роста доходов увеличивается процентная ставка подоходного налога, т. е. доходы богатых облагаются более значительным налогом, чем доходы бедных слоев населения); трансфертные платежи из государственного бюджета (выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление какой-либо экономической услуги - пенсии, соци­альные пособия, стипендии); государственные социальные про­граммы (программы обязательного медицинского страхования, программы социальной помощи, социальное страхование); уста­новление предельного уровня цен на товары первой необходи­мости (потолков цен).

5. Перераспределение ресурсов. Достоинством рыночной сис­темы является способность эффективно распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерацио­нального распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено корректировать действие рыночного ме­ханизма в сфере распределении ресурсов. С точки зрения эконо­мической теории, необходимость перераспределения ресурсов обусловлена двумя сбоями в работе рыночного механизма, когда производится не то количество товаров, которое необходимо об­ществу (здесь речь идет о так называемых внешних эффектах - экстерналиях, или эффектах перелива), и некоторые товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.

Эффекты перелива - ситуации, когда прибыли или убытки от рыночной сделки достаются не самим участникам сделки, а третьим лицам. Выделяют отрицательные и положительные внешние эффекты (издержки перелива и выгоды перелива, или отрицательные и положительные экстерналии соответственно). Проиллюстрируем ситуацию, когда возникает отрицательный эффект перелива. Допустим, существует некий химический ком­бинат, Не имеющий очистных сооружений и загрязняющий ок­ружающую среду. В этой местности расходы по охране природы и поддержанию экобаланса вынуждены нести местные власти и население, а не сам виновник экологического неблагополучия. И фактические издержки производства превышают издержки производителя (частные издержки). Это и есть отрицательный эффект перелива. Бели бы химический комбинат нес сам все издержки, связанные с производством (в том числе и затраты на строительство, эксплуатацию, содержание и обслуживание очи­стных сооружений), рыночная ситуация выглядела бы стандарт­но - равновесие в точке А при объемах выпуска Q A . Однако рассматриваемое предприятие не осуществляет затрат на охрану окружающей среды, а значит, график его предложения расположен правее, чем должен. Подобная ситуация означает, что производимый химкомбинатом объем производства (Q B) превышает оптимальный объем производства Q A , возможный при правильном «распределении ролей» в решении проблем эко­логии.

Напомним, что величина и динамика издержек производст­ва - один из важнейших неценовых факторов предложения. Снижение затрат, как в нашем случае, будет увеличивать пред­ложение, сдвигая график S до положения S 1 .

Задача государства состоит в том, чтобы превратить издерж­ки перелива во внутренние издержки производства и вернуть си­туацию в нормальное русло. Сделать это можно, приняв ряд мер. Во-первых, законодательно установить предельные нормы кон­центрации вредных веществ и при превышении этих норм нала­гать штрафы на виновников. Во-вторых, установить высокие на­логи для предприятий, производственная деятельность которых представляет экологическую угрозу. К какой бы из этих мер ни прибегло государство, их следствием будет сокращение предло­жения рассматриваемого предприятия. Здесь следует помнить, что налоги и штрафы - неценовые факторы предложения, сдви­гающие график предложения влево. Причем штрафы и налоги в большинстве случаев сдвигают линию S 1 не до первоначального положения S, а несколько левее - до S 2 . Эти меры заставляют фирму в срочном порядке приступить к строительству очистных сооружений и реализации прочих мероприятий по защите окру­жающей среды.

Традиционный пример возникновения положительного эф­фекта перелива - ситуация с уровнем образования в обществе. Как известно, более высокое образование доставляет определен­ную пользу тем людям, которые его получают. Но высокий уро­вень образования и квалификации граждан приносит определен­ную выгоду и обществу в целом, поскольку предопределяет вы­сокое качество и отдачу человеческого капитала, который в современной экономике является ведущим фактором социаль­но-экономического развития. Сталкиваясь с вопросами возник­новения выгод перелива, государство, регулируя ситуацию, может прибегнуть к следующим мерам, направленным на стимулирова­ние производства образовательных услуг. Во-первых, стимулиро­вать рост спроса на образовательные услуги за счет предоставле­ния населению целевых кредитов и дотации на образование. Во-вторых, стимулировать увеличение предложения на рынке об­разовательных услуг за счет предоставления дотаций и субсидий, но не населению, а вузам. В-третьих, если выгоды перелива вели­ки, то государство может само выступить в роли производителя; для нашего примера с услугами образования это проявилось бы в увеличении числа бюджетных мест в государственных вузах, а также в увеличении количества последних.

Возникновение второго сбоя в работе рыночного механизма, когда некоторые товары вообще не производятся, обусловлено ря­дом объективных причин:

Производство некоторых благ предполагает огромные мас­штабы деятельности и капиталовложений, которые не под силу частному бизнесу (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, фундаментальная наука, новые отрас­ли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса, и т. п.);

Некоторые блага, получившие название общественных благ, призванные удовлетворять коллективные потребности, рынок не может произвести (национальная оборона, поддер­жание правопорядка, дороги, светофоры, маяки и др.), по­тому что очень сложно (или вообще невозможно) измерить полезность, которую получает каждый член общества при потреблении общественных благ.

Два этих фактора порождают необходимость государственного вмешательства. Речь идет о функции государства, связанной с производством общественных благ, стимулированием научно-технического прогресса и реализацией мер по стимулированию структурной перестройки экономики. Частный бизнес не способен обеспечить глобального прорыва в технологии и преобразовании структуры экономики (формирование и развитие новых отраслей, изменение соотношения между ними), посколь­ку эти мероприятия означают крупные инвестиции в проекты с длительными сроками окупаемости и неопределенностью в от­ношении их будущей прибыльности. Объемы производства и по­требления общественных благ представляют собой вопрос госу­дарственной политики. Решения о производстве необходимого количества общественных благ и о размере средств, выделяемых на их производство, принимаются на основе голосования в пар­ламенте.

Макроэкономическая стабилизация. Эта функция связана с необходимостью обеспечения экономического роста, полной за­нятости и стабильного уровня цен в экономике. Государство должно отслеживать динамику основных макроэкономических показателей - темпов экономического роста, уровня безработи­цы, темпов инфляции и т. п. В случае отклонения этих показа­телей за пределы безопасных границ государство призвано при­нимать определенные контрмеры, предполагающие реализацию антициклической, антиинфляционной политики, политики ре­гулирования занятости населения.

Регулирование отраслевой и региональной структуры. Каж­дая страна имеет свои исторические и национальные особенно­сти, что создает массу проблем, связанных с неравномерностью экономического развития экономики по отраслям и регионам. Регулирование отраслевой и региональной структуры осуществ­ляется в одних случаях финансовой поддержкой отраслевых и территориальных единиц, находящихся в критическом состоя­нии, в других - путем поощрения развития новых отраслей и новых видов производств, порожденных НТП.

Обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке. Цель любого государства - создание условий, обеспечи­вающих возможность вовлечения национальной экономки в ме­ждународное разделение труда и как можно более полного ис­пользования его преимуществ, что дает значительную экономию внутренних ресурсов, более полное удовлетворение потребно­стей частного сектора. Достижение этой цели осуществляется через регулирование внешнеэкономических связей по следую­щим направлениям: регулирование экспорта и импорте товаров; регулирование международного движении факторов производст­ва (капитала, рабочей силы, технологии); поддержание стабиль­ного валютного курса и его контроль, обеспечение конвертируе­мости национальной валюты в рамках валютно-финансовой по­литики; участие в работе международных экономических организаций; вовлечение в процессы международной экономи­ческой интеграции.

Здесь рассмотрен минимальный перечень экономических функций государства в современной экономике. Зачастую госу­дарству приходится более активно вмешиваться в экономиче­скую жизнь. При этом важно, чтобы государственное вмеша­тельство не превышало некий предел, преодоление которого чревато ослаблением рыночного механизма и снижением эф­фективности экономической системы.

В развитых странах со смешанной экономикой роль государства в функционировании экономики далеко не одинакова. Онаразличается по масштабам, формам и методам воздействия государства на эконо­мику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вме­шательство государства в экономическую жизнь. Эти различия обус­ловлены многими факторами объективного материального порядка, а также влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким понятием, как менталитет.

В целом, экономическая роль государства может быть представлена следу­ющими важнейшими экономическими функциями :

  • разработка хозяйственного законодательства, обеспечение пра­вовой основы и социального климата, способствующих эффек­тивному функционированию рыночной экономики;
  • поддержка конкуренции и обеспечение сохранности рыночного механизма;
  • перераспределение доходов и материальных благ, направленное прежде всего на обеспечение социальных гарантий и защиту нуж­дающихся в ней различных общественных групп;
  • регулирование распределения ресурсов для изменения структуры национального продукта;
  • стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста;
  • предпринимательская деятельность.

Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной экономики, а с другой - на корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.

Представленный перечень экономических функций государства сви­детельствует, что его экономическая роль отнюдь не сводится к руко­водству государственным сектором экономики, т. е. к предпринима­тельской деятельности в рамках определенной группы предприятий, собственником которых оно является. Экономическая роль государства предполагает его деятельность по регулированию экономики в целом всех его секторов как единой системы. Следовательно, разгосударств­ление и приватизация, как правило, означающие количественное со­кращение государственного сектора экономики, может сопровождать­ся как ослаблением регулирующей роли государства, так и ее усилением и расширением выполняемых им экономических функций. Хотя впол­не очевидно, что такая его функция, как предпринимательская дея­тельность, безусловно, ослабевает в процессе разгосударствления.

Применительно к выполнению государством функции предпринимателя следует отметить, что в развитых странах дан­ная функция не является определяющей, когда речь идет о государ­ственном регулировании экономики. Разгосударствление, особенно если оно принимает форму приватизации, ведет к ослаблению этой функ­ции, поскольку происходит сокращение государственно­го сектора экономики, в котором государство выполняет функцию пред­принимателя. Опыт функционирования всех стран со смешанной экономикой рыночного типа свидетельствует о недостаточной эффек­тивности этого сектора экономики. Существование этого сектора экономики обусловлено не мотивами прибыли и текущей экономической эффективности, а мотивами некоммерческого характера.

Государственный сектор занимает свою нишу в экономике, которая не привлекает частных предпринимателей, руководствующихся моти­вами коммерческой выгоды. В экономике любой страны, как известно, имеются такие отрас­ли и сферы, которые или не могут развиваться по рыночным законам, или эффективность действия последних в таких сферах оказывается недостаточной. Как свидетельствует мировой опыт, это относится к производству так называемых общественных товаров и услуг, к регули­рованию внешних эффектов. Во всех развитых стра­нах государство берет на себя развитие таких сфер, как *национальная оборона, *охрана общественного порядка, *государственное управление и удовлетворение общественных потребностей в услугах этих отраслей. Государство берет на себя также *строительство и эксплуатацию много­численных сетей коммуникаций, *единой энергетической системы. Все в большей степени за счет средств государства начинают функциони­ровать *системы образования и *здравоохранения, хотя результаты дея­тельности этих отраслей в полной мере нельзя отнести к обществен­ным товарам, поскольку они сочетают в себе признаки как обществен­ных, так и индивидуальных товаров и услуг.

Роль государства в удовлетворении потребностей в общественных товарах и услугах отнюдь не сводится к тому, чтобы их обязательно производить в государственном секторе. Наряду с собственным произ­водством государство может стимулировать их производство и на пред­приятиях частного сектора, закупая их у последних .

Стабилизационная функция государства. Она предполагает обеспече­ние сохранности рыночного механизма и условий его нормальной ра­боты. Во всех странах с давними рыночными традициями это достига­ется путем осуществления комплекса мер по борьбе с монополизацией, инфляцией и безработицей. Как показывает опыт всех развитых стран, рыночный механизм не содержит в себе иммунитета против этих болезней.

Существует достаточно много конкретных способов как демонополизации экономики, так и борьбы с инфляцией и безработицей. Их эффективность подтверждена опытом развития экономики многих стран. Для борьбы с инфляцией и безработицей государство прибегает, в первую очередь, · к регулированию совокупных расходов .

Решение перечисленных выше задач возможно лишь при условии, что государство определит в качестве своей важнейшей функции деятельность по демонополизации экономики .

Эффективность демонополизации предполагает, что она базируется на формировании рынка с достаточно разветвленной соответствующей инфраструктурой. С другой стороны, она в немалой степени зависит от нахождения оптимального сочетания политики, правовых норм (анти­монопольного законодательства) и организационных механизмов, обес­печивающих реализацию того и другого.

Распределительная функция. Среди функций, выполняемых государством во всех без исключения странах с рыночной экономикой, большое место занимает распределительная функция . Она ● направлена ликвидацию большого разрыва в доходах различных социальных групп населения, который может возникать и возникает в результате действия механизмов саморегулирования, присущих рыночной экономике. Специфика действия этих механизмов такова, что часть населения вообще не может обеспечить себе достойный уровень существования, сложившийся на данный период времени и учитывающий традиции данного общества. Для обеспечения всем членам общества достойной жизни, а тем самым для поддержания в обществе атмосферы спокойствия и равновесия и недопущения социальных конфликтов и потрясений, государство выполняет распределительную функцию. Изымая часть доходов различными, достаточно хорошо отработанными методами, государство затем распределяет их в пользу нуждающихся.

С переходом к смешанной экономике рыночного типа содержание этой функции государства становится принципиально иным. Вместо первичного распределения доходов, которое осуществляется на основе рыночных законов и без непосредственного вмешательства государства, оно выполняет распределительную функцию лишь путем перераспре­деления уже полученных доходов. Тем самым в распределительной сфе­ре достигаетсяприоритет рынка , а государство, сосредоточив усилия на перераспределении доходов, ограничивает воздействие на сферу их первичного распределения, главным образом, разработкой соответству­ющего законодательства и контролем за его соблюдением.

Вмешательство государства в экономику преследует определенные функции. Как правило, оно корректирует те «несовершенства», которые присущи рыночному механизму.

Государство берет на себя ответственность за создание равных условий для эффективной конкуренции предпринимателей, за ограничение власти монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества общественных товаров и услуг, поскольку рыночный механизм не в состоянии должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. Участие государства в экономической жизни диктуется еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок.

Такое вмешательство необходимо, потому что для предпринимателей все это очень рискованно, дорого и, как правило, не приносит быстрых доходов. Поскольку рынок не гарантирует право на труд, государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство реализует политические и социально-экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов.

Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие важнейшие функции:

  • создание правовой основы для принятия экономических решений - разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан;
  • стабилизация экономики - использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада производства, сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;
  • социально-ориентированное распределение ресурсов - организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор; создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, науку; формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;
  • обеспечение социальной защиты и социальной гарантии - гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице; различные виды помощи малоимущим и т. д.

Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей государственного вмешательства в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства.

Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба производства.

Для обеспечения приемлемого экономического поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование.

Для естественных монополий обычно устанавливается «справедливый» доход, т.е. цена, равная средним валовым издержкам. Однако это гасит стимул предприятия к снижению издержек.

Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но использовать прямое регулирование необходимо только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может дать лучшее обеспечение общества продукцией.

Антитрестовские законы - другой вид контроля. Эта форма контроля имеет богатую историю. В 1890 г. был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако эта формулировка была довольно размытой, что не позволяло четко определить преступление. Следующим шагом был закон Клейтона от 1914 г. В принципе он был продолжением закона Шермана и лишь уточнял некоторые его пункты.

В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследование по своей инициативе нечестных действий. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил норму незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.

В большом количестве антимонопольных законов И различных уточнений к ним доказывается чрезвычайная важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу из-за нечестной конкуренции, что вызовет банкротство мелких производителей, недовольство потребителей высокими ценами, а нередко и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и много других негативных последствий. Но антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не применяющих незаконные методы конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то предприниматели потеряют стимул выпускать больше продукции.

Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым с учетом особенностей развития экономики. И государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.

Вопрос о процентной ставке

1. Эластичность спроса – степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.

Степень ценовой эластичности спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности, который равен отношению процентного изменения объема спроса к процентному изменению цены.

Факторы эластичности спроса:

1) Степень заменяемости;

2) Удельный вес в доходе потребителя;

3) Тип блага;

4) Фактор времени.

Виды эластичности спроса:

1) Ценовая эластичность спроса (E(p)= процентное изменение величины спроса/ процентное изменение цены);

2) Эластичность спроса по доходу (E(i)= процентное изменение спроса/ процентное изменение дохода);

3) Перекрестная эластичность (E(xy)= процентное изменение величины спроса на благо y/ процентное изменение цены блага x).

Классификация благ в зависимости от значения эластичности:

1) E(i)<0: по доходу – неполноценное благо; перекрестная – взаимодополняющие блага;

2) E(i)>0: по доходу – нормальное благо; перекрестная – взаимозаменяемые блага;

3) 0

4) E(i)>1: по доходу – предмет роскоши;

5) E(i)=0: по доходу – нейтральное благо; перекрестная – независимые блага.

2. Основные экономические функции государства:

Экономические функции государства многообразны и сложны. Можно выделить следующие основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:

1) Поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды(антимонопольное законодательство)
2) Перераспределение дохода и богатства,=стабилизация экономики(контроль уровня инфляции)
3) Ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий жизни, образования, медицинского обслуживания с учетом рыночных и общественных интересов;
4)Достижение и сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике(развития способности национальных фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мировом рынке.)

Основные экономические функции:

1) Установление и обеспечение соблюдения правовых основ рыночной экономики, в том числе, прав частной собственности.

2) Поддержание рыночной конкуренции и защита прав потребителей.

3) Решение вопросов, связанных с внешними эффектами: издержками и выгодами.

4) Предоставление общественных товаров и услуг

5) Стимулирование экономического роста и стабилизация экономики.

6) Распределение и перераспределение национального дохода и обеспечение социально-экономической поддержки.

7) Участие в хозяйственной деятельности.

Билет № 10

1. Что такое «пучок правомочий собственности»? Перечислите основные права частной собственности (по А.Оноре).

Эластичность предложения. Фактор времени в экономике.

Задание на определение излишка потребителя

1. Права собственности - это совокупность властных прав (пучок правомочий), санкционированных обществом поведенческих отношений между людьми, возникающих в связи с существованием благ использованием. В последующем количество прав собственности возрастало и полный пучок прав, называемый «перечнем А. Оноре (английский юрист, впервые предложивший его в 1961 г.) состоит из 11 элемен­тов:

1) Право владения - физического контроля над собственностью, исключительного контроля, в т. ч. посредством представителей вла­дельца, агентов;

2) Право пользования - личного использования вещи;

3) Право распоряжения (или управления) - решение, как и кем вещь может быть использована;

4) Право присвоения или право на доход - т. е. на блага, получаемые от предшествующего личного использования вещи или от разреше­ния другим лицам пользоваться ею;

5) Право на остаточную стоимость - т. е. на отчуждение, потреб­ление, проматывание, изменение или уничтожение вещи;

6) Право на безопасность - гарантия иммунитета от экспроприа­ции;

7) Право на переход вещи по наследству или по завещанию;

8) Бессрочность - неограниченность обладания правомочиями во времени, если иное не оговорено специально в контракте;

9) Право на запрещение вредного использования - запрет использо­вать вещь, если это связано с производством негативных внешних эффектов;

10) Ответственность в виде взыскания - возможность изъятия ве­щи в уплату долга;

11) Остаточный характер - ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи.

Следует отметить, что:

А) не всех обладателей правомочий можно назвать собственника­ми. Ими являются только те, кому принадлежит «комбинация», включающая одно или несколько правомочий из первых пяти пере­численных;

Б) правомочия на один и тот же ресурс могут принадлежать раз­ным людям, а потому спецификация права собственности предпола­гает закрепление за каждым правомочием четко определенного соб­ственника, а не определение единого и абсолютного собственника ресурса;

В) права собственности являются не чем иным, как конкретиза­цией, проявлением отношений собственности в реальной действи­тельности.

2. Эластичность предложения – это ответная реакция величины предложения на изменение цены.

Эластичность предложения можно измерить с помощью коэффициента эластичности.

1. Предложение эластично, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены (коэф. эласт. > 1).

2. Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены (коэф. эласт. < 1).

3. Предложение единичной эластичности образуется в случае, когда процентное изменение цены и последующие процентное изменение количества предлагаемой продукции оказываются равными по величине (коэф. эласт. = 1).

4. Абсолютно неэластичное предложение. (коэф. эласт. = 0, кривая вертикальна). То есть при любом изменении цены фирмы могут предложить фиксированное количество товаров.

5. Абсолютно эластичное предложение. Фирмы готовы предложить такое количество товара, которое может удовлетворить весь спрос, при необходимости – бесконечное количество (коэф. эласт. = ∞, кривая горизонтальна).

Факторы, влияющие на эластичность предложения:

1. Наличие резерва производственных мощностей.

2. Уровень запасов.


Похожая информация.


1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, кото­рая спосо6ствует эффективному функционированию рынка. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствии с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, не сможет использовать в полную силу свой предприниматель­ский и материальный Потенциал. Большое значение имеет зако­нодательство о защите прав потребителей, антимонопольное зако­нодательство и уголовное законодательство, также способствую­щее более эффективной работе рыночного механизма.
2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий. Для обеспечения этих целей государство использует следующие методы: для основной массы рынков применяется антимонополь­ное законодательство, препятствующее слиянию фирм и обеспечивающее более или менее приемлемые условия для свободной конкуренции; для рынков, где в силу естественных или технических при­чин существует только одна компания (естественная моно­полия), государство устанавливает предельный уровень цен на их продукцию или услуги или же устанавливает предельный уровень рентабельности. Подобные меры пре­дотвращают возможность злоупотребления монопольной властью.
3. Регулирование денежного предложения. Частный сектор экономики (бизнес и домохозяйства) не может «производить» деньги, опосредующие сделки купли-продажи в экономике. Эту функцию берет на себя государство, являющееся монополистом в данной сфере. Государство через Центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, используя инструменты денежно-кредитной политики.Во-вторых, функции, обусловленные тем, что в некоторых ситуациях рынок оказывается недееспособным:
4. Перераспределение национального дохода. Объективным следствием функционирования рынка и развития рыночных отношений является неравенство в доходах. Распределение доходов, порождаемое свободным рынком, не отвечает требованиям справедливости и гуманности. Государство берет на себя задачу сглаживания неравенства в доходах, используя для этого: прогрессивное налогообложение (по мере роста доходов увеличивается процентная ставка подоходного налога, т. е. доходы богатых облагаются более значительным налогом, чем доходы бедных слоев населения); трансфертные платежи из государственного бюджета (выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление какой-либо экономической услуги - пенсии, соци­альные пособия, стипендии); государственные социальные про­граммы (программы обязательного медицинского страхования, программы социальной помощи, социальное страхование); уста­новление предельного уровня цен на товары первой необходи­мости (потолков цен).
5. Перераспределение ресурсов. Достоинством рыночной сис­темы является способность эффективно распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерацио­нального распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено корректировать действие рыночного ме­ханизма в сфере распределении ресурсов. С точки зрения эконо­мической теории, необходимость перераспределения ресурсов обусловлена двумя сбоями в работе рыночного механизма, когда производится не то количество товаров, которое необходимо об­ществу (здесь речь идет о так называемых внешних эффектах - экстерналиях, или эффектах перелива), и некоторые товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.