Демографическая политика: понятие, принципы, виды, основные направления и методы реализации

Ученые с тревогой констатируют, что в демографическом положении России действуют достаточно негативные тен­денции. Назовем наиболее существенные из них.

Число россиян убывает. Численность населения Россий­ской Федерации составила 145,2 млн человек. Наша страна по числу жителей занимает 7-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана. Однако Россия теряет свои позиции в мировой демографической иерархии. К концу 2001 г. доля населения России (51% на­селения от бывшего СССР в 1990 г.) в мировом населении сократилась до 2,4%, и это падение продолжается.

По сравнению с переписью 1989 г. численность населе­ния уменьшилась на 1,8 млн. За 1992 -2000 гг. сократилось число жителей в 65 из 89 субъектов Российской Федерации.

За истекшее столетие Россия пережила несколько перио­дов, когда воспроизводство населения было суженным, т. е. не обеспечивало прироста. Два из этих периодов были свя­заны с катастрофической смертностью в годы мировых войн. Сказались и годы массовых репрессий. После Второй мировой войны детская смертность быстро сокращалась, од­новременно возросли показатели рождаемости. Но уже с се­редины 60-х гг. уровень рождаемости снизился, достигнув 2,1-2,2 детей на одну женщину детородного возраста, что уже не обеспечивает простого воспроизводства населения. В настоящее время Россия переживает последствия того, что дети, рожденные в этот период суженного воспроизводства, сами стали родителями. Население страны до 1992 г. росло, но лишь благодаря стечению обстоятельств, которое никак нельзя назвать счастливым. Уже в 70-80-е гг. соотношение рождаемости и смертности в России было крайне невыгод­ным и не обеспечивало роста населения. Но тогда в стране было сравнительно мало пожилых людей. В это время лю­ди старших возрастов принадлежали к поколениям, родив­шимся в конце XIX - начале XX в. Они испытали на себе катастрофические события первой половины XX столетия. Немногие из них дожили до старости.

В 1990-е гг. в пожилой возраст стали вступать люди, ро­дившиеся в 1930 г. и позднее. Их детские годы совпали с



4-Л. Н Боголюбов. 11 кл


Периодом Великой Отечественной войны, однако сами они в войне не участвовали. Доля доживших до старости из их числа была намного большей, чем у их предшественников. Резкое падение рождаемости в 90-е гг. лишь усугубило и без того неблагоприятное положение с воспроизводством населения. Но даже если бы сегодня удалось вернуться к показателям рождаемости, существовавшим до падения рождаемости, скажем к показателям 1965-1985 гг., это не привело бы к восстановлению положительного естественно­го прироста населения страны. Возврат же к более высокой рождаемости конца 1930-х или хотя бы начала 1950-х гг., когда более половины населения России было сельским, сей­час мало вероятен. Следует учесть, что низкая рождаемость присуща и развитым государствам мира.

Именно поэтому сейчас главный и практически единст­венный механизм, который может быть использован для противодействия быстрой убыли населения России, - это иммиграция. Однако и ее возможности не безграничны. Прием большого количества мигрантов вообще, особенно же мигрантов иноязычных, связанных с другими культурными традициями, далеко не безболезненный процесс, а в услови­ях нынешнего экономического состояния и социального климата в России - вдвойне не безболезненный. Сегодняш­ние проблемы миграции - это один из новых вызовов, на которые России придется отвечать в XXI в.

Естественная убыль населения становится все большее.

В основном население сокращается из-за его естественной убыли, т. е. превышения числа смертей над числом рожде­ний, а также из-за эмиграции в зарубежные страны.

В 2000 г. уровень смертности составил 15,3 чел. на 1000 человек. Среди наиболее распространенных причин смерти специалисты называют болезни кровообращения, он­кологические, сердечно-сосудистые заболевания и несчаст­ные случаи. Негативно на продолжительности жизни рос­сийского населения сказываются алкоголизм и наркомания. Эти причины смерти заметно молодеют. Уровень мужской смертности в 4 раза выше женской и в 2-4 раза выше, чем в экономически развитых странах.

Данные переписи 2002 г. свидетельствуют, что числен­ность женщин на 10 млн превышает численность мужчин (77,6 млн против 67,6 млн). На 1000 мужчин приходится 1147 женщин (в 1989 г. их было 1140). Преобладание чис­ленности женщин над численностью мужчин отмечается с 33-летнего возраста. Нетрудно предположить, что такое со­отношение неблагоприятно сказывается на институте брака и семьи.

Трудоспособное население сокращается. По данным пере­писи, численность населения в трудоспособных возрастах


(мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) составила 89,0 млн человек, или 61%, моложе трудоспособного возрас­та- 26,3 млн человек (18%), старше трудоспособного воз­раста - 29,8 млн (21%).

Таким образом, ситуацию, которая сложилась с народо­населением в России в настоящее время, специалисты оце­нивают как депопуляцию - суженное воспроизводство и со­кращение численности населения, с отрицательным естественным приростом. Депопуляция возникает при си­стематическом уменьшении численности населения. Основ­ная причина депопуляции - снижение рождаемости до крайне низкого уровня.

Наряду с низким уровнем рождаемости причиной депо­пуляции является снижение средней продолжительности жизни. При этом средняя продолжительность жизни муж­чин меньше, чем женщин. При сохранении современного уровня смертности среди населения рабочих возрастов из числа россиян, достигших в 2000 г. 16 лет, по прогнозу демографов, доживут до 60 лет лишь 58% мужчин.

Снижение рождаемости и сокращение численности и до­ли детей в структуре населения ведут к демографическому старению. Уже в 1989 г. впервые по стране в целом числен­ность людей пенсионного возраста превысила численность детей и подростков в возрасте до 16 лет на 110 тыс. чело­век.

Социальные последствия депопуляции связаны с пер­спективой сокращения трудового потенциала, падения эко­номической активности населения. Старение населения, в свою очередь, порождает дополнительные требования к раз­витию социального обеспечения, медицинскому обслужива­нию пожилых людей. Даже в экономически развитых стра­нах при увеличении доли пожилых людей в пирамиде населения правительства вынуждены идти на увеличение пенсионного возраста. Другой стороной процесса старения населения является усугубление проблемы одиночества по­жилых людей, их отчуждения от молодых поколений.

Острыми остаются для России проблемы миграции насе­ления. В течение 1990-х гг. интенсивно сокращалось насе­ление северных и восточных регионов России. За 1992- 1999 гг. только районы Севера потеряли 8,5% населения, или более 1 млн человек.

Ситуация с мигрантами усложняется последствиями во­оруженных конфликтов на Северном Кавказе. Неустроен­ность части вынужденных переселенцев, беженцев и внут-риперемещенных лиц (отсутствие работы, жилья, средств существования) создает социальную напряженность, ведет к возникновению межнациональных конфликтов.


ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

Есть ли выход из демографического тупика? В «Концеп­ции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в сентябре 2002 г., говорится, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к по­следующему демографическому росту».

Этой цели призвана способствовать особая демографичес­кая политика - целенаправленная деятельность государ ства и иных социальных институтов в сфере регулирова ния процессов воспроизводства населения. Она призвана содействовать формированию желательного для общества типа воспроизводства населения, сохранению или измене­нию тенденций в области динамики рождаемости, смертно­сти, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Демографическая политика выделяет ряд приоритетов и намечает меры по реализации в жизнь важных мероприя­тий. Так, в области укрепления здоровья и увеличения про­должительности жизни населения в качестве приоритетов выделяются укрепление состояния здоровья всех поколений россиян. Для осуществления на практике мер, способствую­щих решению этой задачи, не только предполагается совер­шенствование государственной и негосударственной системы здравоохранения, доступной медицинской помощи, развитие консультационно-диагностических служб, помогающих во­время распознать болезнь и принять меры, осуществить про­филактику наиболее опасных болезней, но и планируются отдельные меры для повышения экономической заинтересо­ванности работодателей в улучшении условий труда.

Учитывая возрастающее значение разумной миграцион­ной политики, правительственная концепция до 2015 г. определяет такие приоритетные направления, как выбороч­ное привлечение мигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ. Вместе с тем предполагается создание условий для сокращения эмиграционного потока, ведущего к уменьшению научно-технического, интеллекту­ального и творческого потенциала населения РФ. Важную роль в стабилизации численности населения за счет мигра­ции может сыграть совершенствование правовой базы, регу­лирующей миграционные процессы, создание системы эф­фективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории России. Наряду с этими мерами предполагается проведение активной регио­нальной экономической политики, способствующей сохране­нию численности населения в тех регионах страны, которые имеют важное геополитическое значение. Такие меры поз-


Волят расширить привлечение рабочей силы из других ре­гионов страны на временной основе за счет мобильного тру­доспособного населения, работающего вахтовым методом. Чтобы сделать работу в этих районах привлекательной, предстоит разработать экономические и социальные стимулы для переселенцев или временно привлеченных работников.

Отдельное направление демографической политики связа­но с мерами по стимулированию возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу по трудовым контрактам или на постоянное место жительства. В первую очередь страна заинтересована в привлечении на родину квалифицированных кадров. А для этого необходи­мо создать им здесь достойные и безопасные условия жиз­ни и работы.

Дополнительное внимание острой проблеме демографии было уделено в ежегодном Послании Федеральному Собра­нию Российской Федерации 10 мая 2006 г. «Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости». (Российская газе­та. - 11 мая. - 2006. - С. 2.) В Послании намечены кон­кретные меры по осуществлению указанных шагов. Предло­женная программа действий требует немалых финансовых ресурсов. Но от успеха решения проблем демографии зави­сит ответ на вопрос, ради кого осуществляются другие эко­номические и социальные реформы в России.

Таким образом, очевидно, что решение проблем демогра­фии тесно связано с общей ситуацией в экономике и соци­альной сфере. Причем связь в этом случае носит обоюдный характер: стабилизация численности населения и необходи­мые качественные сдвиги требуют значительных вложений ресурсов, в то же время само население является важней­шим ресурсом развития страны. ■В Основные понятия: демографическая политика. ■ Термины: депопуляция, миграция, воспроизводство насе­ления.

Проверьте себя

1) Какие проблемы изучает демография? 2) Охарактери­зуйте основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации. 3) В чем состоит необходимость про­думанной политики государства в сфере демографии? 4) Ка­кие направления демографической политики государства объявлены приоритетными?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» в разделе «Угрозы нацио-


Нальной и экономической безопасности, связанные с демо­графической ситуацией в Российской Федерации» отмечает­ся: «Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения про­блем комплектования Вооруженных сил, правоохранитель­ных органов и иных силовых структур, что представляет со­бой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн человек до 1,99 млн человек».

Представьте в виде логической схемы указанные в при­веденном фрагменте факты и процессы.

2. Какие проблемы являются следствием уменьшения
численности молодежи, вступающей в трудоспособный воз­
раст?

3. По материалам периодической печати за месяц просле­
дите, какие аспекты демографической политики нашли в
них отражение. Какие меры предполагаются для решения
проблем, отмеченных в публикациях?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с отрывком из «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительст­вом России в 2002 г.

Целями демографического развития Российской Федера­ции являются стабилизация численности населения и фор­мирование предпосылок к последующему демографическому росту.

Задачами демографического развития Российской Феде­рации являются:

в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:

Увеличение продолжительности здоровой (активной)
жизни;

Улучшение репродуктивного здоровья населения;

Улучшение качества жизни хронических больных и
инвалидов;

в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

Создание предпосылок для повышения рождаемости;

Всестороннее укрепление института семьи как формы
гармоничной жизнедеятельности личности;

Создание условий для самореализации молодежи;

Обеспечение адресной социальной защиты семьи,
включая предоставление материальной помощи при рожде­
нии ребенка;


в области миграции и расселения:

Регулирование миграционных потоков в целях созда­
ния действенных механизмов замещения естественной убы­
ли населения Российской Федерации;

Повышение эффективности использования миграцион­
ных потоков путем достижения соответствия их объемов,
направлений и состава интересам социально-экономического
развития Российской Федерации;

Обеспечение интеграции мигрантов в российское обще­
ство и формирование толерантного к ним отношения.

Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 г.//Экономика и жизнь. - 2000. - № 24.

Hill Вопросы и задания к источнику. 1) Назовите основные цели де­мографической политики Российской Федерации. 2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуля­ции? 3) Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации меры, предусмотренные концепцией для регулирования миграции.

Важнейшей задачей является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового образа жизни у всех категорий населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения. Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно - это составная часть политики народонаселения. Все три вида политики различаются сферами регулирования.

Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества.

Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:

  • 1. воздействие на воспроизводство населения (его можно назвать демографической политикой);
  • 2. воздействие на процесс социализации подрастающих поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка, профессиональная ориентация, нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.
  • 3. регулирование комплекса условий труда (установление границ и общих масштабов занятости, регулирование продолжительности рабочего дня и периодов груда и отдыха, охрана труда, регулирование профессионально - квалификационного роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);
  • 4. регулирование миграций и территориальной структуры населения и осуществление других мер, от которых зависит весь комплекс труда и отдыха;
  • 5. воздействие на общие условия жизни всех слоев населения (жилищное законодательство, политика в области здравоохранения и медицинского обслуживания, регулирование масштабов, структуры и направленности свободного времени и т.д.).

Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической политик могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

В общем виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения (то есть достижения демографического оптимума).

Основные направления демографической политики включают: создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения страны, государственная помощь семьям с детьми, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.

Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:

  • 1) экономические меры: оплачиваемые отпускал и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.
  • 2) административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;
  • 3) воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных я семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных я долгосрочных. Эффективность демографической политики определяется быстротой достижения поставленных целей при минимально возможных расходах общества и при соблюдении действующих в нем социальных норм. Условиями эффективности демографической политики являются комплексность проведения, ориентированность на длительную перспективу, устойчивость осуществления мероприятий. В международной практике в качестве инструмента оценки эффективности социально-экономических программ, определения приоритетов как социальной, так и демографической политики подучил распространение т.н. индекс развития человеческого потенциала - статистический показатель, разработанный в рамках Программа развития ООН.

Озабоченность демографическими тенденциями стала все больше проявляться в 30-40-х годах, а во Франции в Силу исторических условий ее развития резкое падение рождаемости началось еще в первые десятилетия XIX века. Реакцией на эти процессы стали попытки проведения демографической политики в государственном масштабе. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка. Среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких СКР (суммарный коэффициент рождаемости) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Но в последние годы правительство Франции обеспокоено снижением уровня рождаемости и его влиянием на постарение населения. Здесь активно поощряется рождение третьего и четвертого ребенка, предусмотрены единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% основной зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, отпуск по беременности оплачивается в размере 90% зарплаты. Предоставляются ссуды на обзаведение домашним хозяйством и жилищные льготы, 90% которых погашаются при рождении четвертого ребенка. Социально-демографическая политика Франции стала своеобразным эталоном в Западном мире. По этому пути идут правительства Великобритании, Австрии, Италии, Швеции и других европейских стран.

Правительство Великобритании оказывает весомую поддержку молодым людям. В помощь семьям установлены налоговые скидки на детей, денежные пособия я льготное распределение жилья семьям с детьми. Выдаются еженедельные пособия на детей до 16 лет (до 19 лет тем, кто учится).

В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся до 27 лет.

В Италии одной из целей является улучшение положения женщин и забота о семье. Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода. Учащимся детям выплачивается пособия до 25 лет.

В Швеции последовательно расширяются социальные льготы семьям с детьми. Росту населения в последние годы страна обязана щедрой семейной политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. В соответствии с Планом страхования материнства и отцовства отцы, равно как и матери, могут ежегодно получать 60 дней оплачиваемого отпуска для ухода за больным ребенком я 10 дней в связи с рождением ребенка. Учет интересов родителей базируется в Швеции на кооперации профсоюзов с предпринимателями я правительством; большинство профсоюзов имеет специальные отделы, защищающие интересы семья. Подобных условий для проведения скоординированной политики нет ни в одной другой стране Запада.

В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках семейной политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

Правительство Греции, где падает рождаемость, поощряет увеличение размеров семья: пособия на четвертого я пятого ребенка в 12-18 раз больше, чем на первого.

Иной характер носит демографическая политика развивающихся стран в условиях демографического взрыва осуществляются меры по стимулированию снижения рождаемости. В зарубежной Азии программы снижения рождаемости проводятся в странах, где проживает около 90% населения континента. На их осуществление выделяются значительные денежные средства, в сборе которых оказывают поддержку экономически развитые страны. Программы планирования семьи на 3/4 финансируются самими развивающимися странами. Половина юс населения моложе 20 лет, это в основном необразованные бедняки. Охват демографическими программами именно этих людей, приближающихся к репродуктивному периоду, жизненно необходим.

Кроме системы планирования семьи, в некоторых странах применяются различные экономические стимулы и запреты. Типичным примером является Китай, самая крупная развивающаяся страна с более, чем миллиардным населением. Несколько лет назад руководством страны была поставлена цель - семья с одним ребенком. Чтобы достичь ее была разработана программа поощрений и наказаний. К числу санкций за чрезмерное количество детей относятся, например, такие как:

  • - возвращение семьей сумм, полученных за первого ребенка в случае рождения второго;
  • - выплата "налога" за второго ребенка;
  • - более высокая плата за питание для второго ребенка;
  • - отсутствие при рождении второго и последующих детей декретного отпуска и оплаты медицинских расходов, предоставляемых при рождении первого ребенка. Такие меры позволили Китаю добиться резкого снижения суммарного коэффициента рождаемости с 4,5 в середине 70-х годов до 2,4 в настоящее время.

Демографическая политика в Российской Федерации:

Россия располагает опытом активной демографической политики. Так, демографическую ситуацию в нашей стране в 1941-45 годах определяли огромные безвозвратные потери в Вооруженных силах и среди гражданского населения. Столкнувшись с такими масштабными потерями населения, правительство страны должно было принять специальную программу проведения активной демографической политики, направленную на преодоление последствий войны. Эта программа была действительно разработана и опубликована еще до окончания войны в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года.

Наиболее примечательными чертами этого указа были: всемерное поощрение многодетных семей (пять и более детей), поддержка семей с оптимальным числом детей (три-четыре ребенка).

В соответствии с Указом материнский труд поощрялся как материально, так и морально. Учреждалось почетное звание и одноименный орден "Мать-героиня". Этого титула и ордена удостаивались матери, родившие и воспитавшие десять и более детей по достижении последним ребенком I года и сохранении в живых остальных детей. Затем шел орден "Материнская слава" трех степеней и "Медаль материнства" двух степеней, Многодетные матери поощрялись материально. Им выплачивались ежемесячные пособия, сумма которого увеличивалась после рождения каждого нового ребенка, начиная с четвертого. Кроме того, многодетные матери получали право уходить на пенсию в более раннем возрасте (50 лет) при сокращении срока необходимого трудового стажа (до 15 лет). Женщины и семьи, имевшие 3-4 детей, получали 30-процентную скидку в размере подоходного налога. При рождении третьего ребенка выплачивалось единовременное пособие, которое в масштабе цен 40-50 годов составляло 400 рублей. После рождения четвертого ребенка начиналась регулярная выплата детского пособия.

Был определен и "налоговый кнут" для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет (мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить помимо общего подоходного налога еще 6-процентный налог на бездетность. На студентов высших учебных заведений и техникумов это правило распространялось после завершения учебы с началом трудовой деятельности.

Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двух детей - 0,5%. Последнее обстоятельство представляется весьма важным, поскольку взимание особого налога с малосемейных, помимо чисто фискального эффекта было направлено на то, чтобы утвердить в массовом сознании устойчивое представление, что нормальная, или оптимальная, семья должна иметь в среднем не менее трех детей.

Созданная Указом от 8 июля 1944 года система демографического стимулирования просуществовала в первоначальном виде до конца 50-х годов.

В результате принятых мер в 1946-49 годах население СССР увеличилось на 11,5 млн. человек. На протяжении 50-х годов уровень рождаемости был умеренно высоким - в пределах 25-26 промилле. Коэффициент смертности в 1950 году был равен 9 промилле, т.е. оказался в 2 раза ниже соответствующего показателя 1948 года и в три раза меньше наблюдавшегося в 1913 году.

Это произошло, прежде всего, благодаря очень заметному уменьшению детской смертности. В течение 50-х годов смертность в СССР продолжала снижаться, достигнув в I960 году минимальной величины - 7,1 промилле. В первой половине 60-х годов этот показатель стабилизировался на данном уровне, а затем стал постепенно возрастать.

Другим заметным феноменом 50-х годов в нашей стране оказался довольной высокий и устойчивый уровень естественного прироста населения. В среднем за данное десятилетие коэффициент прироста населения был равен 17,5 - 17,6 промилле. Это заметно выше, чем накануне второй мировой войны (13,2 промилле в 1940 году).

Успех активной демографической политике нашел отражение и в данных переписи, проведенной 15 января 1959 года. Они показали, что население СССР достигло 208 млн.827 тыс. человек, т.е. оказалось на 30 млн. больше, чем на начало 1950 года и почти на 15 млн. больше, чем в 1941 году. Население РСФСР согласно данной переписи достигло 117,5 млн. и было на 7,5 млн. больше, чем перед войной.

Все эти цифры говорят о том, что 50-е годы по многим параметрам демографии, особенно с точки зрения стабильного роста населения, явились лучшим десятилетием 20 века для страны. Во всяком случае можно считать, что тогда был во многом преодолен резкий демографический спад в результате воины и создана основа для дальнейшего поступательного роста населения.

Этот исторический опыт показывает, что преодоление нынешнего демографического кризиса ("третьей демографической катастрофы") в России, уже приведшего к потерям сопоставимым с потерями в первой мировой и гражданской войн, возможно и, разумеется, совершенно необходимо во имя обеспечения надежного будущего для российского народа и государства. Для этого необходимо проведение активной политики в области народонаселения, опирающуюся на разработку и эффективную реализацию полномасштабной комплексной демографической программы.

Многие российские демографы выделяют три главных причины депопуляции в нашей стране:

  • 1) наиболее общая - второй демографический переход, все развитые страны имеют низкую рождаемость, двигаясь от многодетной семьи, к среднедетной, а затем и к малодетной;
  • 2) вторая причина связана с потерями в Великой Отечественной войне и с демографической ямой после этого периода, повторяющейся каждые 25 лет;
  • 3) третий и ведущий фактор появился в начале 90-х годов - это социально-экономический кризис я недостатки избранной модели социально-экономической трансформации общества и перехода к рыночной экономике. Именно последнее обстоятельство привело к снижению уровня и качества жизни большинства семей, неуверенности в завтрашнем дне всех слоев общества, социальной дезадаптации значительной части семей, росту преступности, насилия, асоциального поведения. Значительная часть российских семей не может обеспечить социально приемлемый уровень благосостояния на трудовой основе, а действующие социальные гарантии, выплаты и льготы не обеспечивают реальной защиты семей от нищеты и лишений: ежемесячная государственная помощь способна возместить лишь 5-7 % необходимых затрат, а по оценкам специалистов, более половины несовершеннолетних россиян живут в семьях с доходом ниже черты бедности. Поэтому преодоление затянувшегося демографического кризиса в России требует проведения социально ориентированной экономической и активной демографической политики, направленной на снижение смертности, заболеваемости и увеличение продолжительности активной, творческой жизни человека, создание благоприятных условий для повышения качества жизни семей и наиболее полной реализации потребностей семей в детях, привлечение трудовой иммиграции и создания условий для закрепления мигрантов в России.

В настоящее время на пути к разработке и проведению активной демографической политике сделан первый шаг - в сентябре 2001 года Правительством Российской Федерации одобрена "Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года". В Концепции дан анализ современной демографической ситуации в России, сформулированы цели и задачи демографического развития, определены приоритеты, сформулированы положения, касающиеся информационного обеспечения и механизм реализации Концепции. В качестве областей демографического развития определены:

  • 1. укрепление здоровья и увеличение Продолжительности жизни;
  • 2. стимулирование рождаемости и укрепление семьи;
  • 3. миграция и расселение.

Демографическая политика - это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Включает систему целей и средств для их достижения.

Демографическая политика является составной частью общей социально-экономической политики и одновременно - это составная часть политики народонаселения. Все три вида политики различаются сферами регулирования.

Социально-экономическая политика направлена на регулирование всей совокупности внутренних условий, процессов и сторон жизнедеятельности общества.

Политика народонаселения, являясь направлением социально-экономической политики, имеет целью управление развитием народонаселения как широким процессом создания, становления и развития субъекта социальной жизнедеятельности. Она охватывает:

1. воздействие на воспроизводство населения (его можно назвать демографической политикой);

2. воздействие на процесс социализации подрастающих поколений (подготовка к трудовой деятельности, дошкольное воспитание, общеобразовательная и специальная подготовка, профессиональная ориентация, нравственное воспитание, приобщение к ценностям мировой культуры и т.д.);

3. регулирование комплекса условий труда (установление границ и общих масштабов занятости, регулирование продолжительности рабочего дня и периодов груда и отдыха, охрана труда, регулирование профессионально - квалификационного роста и переподготовки рабочей силы и т.д.);

4. регулирование миграций и территориальной структуры населения и осуществление других мер, от которых зависит весь комплекс труда и отдыха;

5. воздействие на общие условия жизни всех слоев населения (жилищное законодательство, политика в области здравоохранения и медицинского обслуживания, регулирование масштабов, структуры и направленности свободного времени и т.д.).

Демографическая политика является органичной составной частью политики народонаселения. Объектами демографической политик могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

История демографической политики восходит к временам глубокой древности. Она нашла отражение во многих правовых и законодательных актах древности, особенно в случаях перенаселения стран или, напротив, больших людских потерь (хотя религиозно-этические доктрины почти всегда имели большее значение, чем подобные акты). В средние века, в условиях повышенной смертности из-за войн и эпидемий, некоторые демографические меры, большей частью стихийные, были направлены на сохранение высокого уровня рождаемости. В новое время первой страной, где демографическая политика, стимулировавшая рождаемость, получила вполне отчетливое оформление, была Франция. Затем такую политику стали проводить некоторые другие страны Европы. В последующем ее отчасти сменила политика, направленная на сдерживание темпов прироста населения. Такая же смена приоритетов - в зависимости от фазы демографического перехода - была характерна и для новейшего времени. Но при всем этом нельзя не согласиться с известным демографом А.Я. Квашой, по мнению которого, в целом история демографической политики свидетельствует о том, что она была довольно слабым инструментом и не могла существенно влиять на воспроизводство населения.

Наибольшее развитие и распространение демографическая политика получила во второй половине ХХ в., что объясняется, с одной стороны, наступлением демографического взрыва, а с другой - демографического кризиса. Многие политики и ученые увидели в ней едва ли не главное средство сдерживания роста населения в первом и его ускорения - во втором случае.

Динамика роста численности населения земного шара

с начала нашей эры.

Необходимость проведения демографической политики - воздействие государства на процессы рождаемости - признана практически всеми странами мира, независимо от демографической ситуации и темпов роста населения.

Целью демографической политики является изменение или поддержка существующих в данный период времени демографических тенденций. В зависимости от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична для экономически развитых стран) и на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями, как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

Основные направления демографической политики включают: создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения страны, государственная помощь семьям с детьми, социальную поддержку инвалидов, пожилых и нетрудоспособных и т.п. Эти направления должны быть согласованы с такими важными сферами социальной политики, как занятость, регулирование доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, социальное обеспечение.

Меры демографической политики можно объединить в три большие группы:

1. экономические меры: оплачиваемые отпускал и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.

2. административно-правовые: законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин-матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.;

3. воспитательные и пропагандистские меры, призванные формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

Другими словами демографическая политика - система экономических, административно-правовых, воспитательных и пропагандистских мер, предпринимаемых государством с целью воздействия на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства и др. Меры демографической политики влияют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных я семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этнокультурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Демографическая политика - целенаправленная деятельность общества в области упорядочивания демографических процессов.

Рассматривается как часть общей социальной политики государства, которая, в свою очередь, представляет собой систему мер, направленных на повышение уровня и качества жизни населения. Роль демографической политики весьма велика при планировании социально-экономического развития страны, обосновании стратегических направлений политики и развития социальной сферы. В каком направлении будет осуществляться развитие страны, во многом зависит от нехватки или избыточности трудовых ресурсов, роста или снижения рождаемости, значительной продолжительности жизни или высокого уровня смертности. Регулированию демографических процессов посвящены меры демографической политики. От ее эффективности зависят перспективы развития страны, направления внутренней и внешней политики.

При разработке демографической политики важно учитывать различия между социальной, семейной и демографической политикой:

  • социальная политика связана с выравниванием возможностей, прежде всего, с точки зрения обеспечения минимальных гарантий уровня жизни;
  • демографическая политика представляет собой реализацию мер, направленных на обеспечение расширенного или хотя бы простого воспроизводства населения;
  • объектом воздействия семейной политики выступает именно семья (а не отдельные индивидуумы) в целях повышения значимости семейного образа жизни и обеспечения жизнедеятельности института семьи;
  • социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Меры социальной политики по своему воздействию на народонаселение и результатам могут быть близки целям и задачам демографической

политики. Однако одних только мер социальной политики для решения большинства демографических проблем недостаточно.

В то же время демографическая политика - составная часть социальной политики наряду с регулированием занятости, условий труда, уровня жизни, социального обеспечения населения. Достаточно часто понятия "демографическая политика" и "политика народонаселения" отождествляются и используются параллельно. Наибольшее распространение термин "политика народонаселения" получил в международных документах, особенно в докладах ООН.

Меры социальной и демографической политики в той или иной степени затрагивают интересы семьи. Поэтому большая их часть включается в состав мер семейной политики. И все же демографическую политику следует отличать от семейной. Последняя состоит из деятельности государственных и общественных служб по социальной защите семей (вне зависимости от числа детей в семье), созданию условий для выполнения семьей своих функций.

Иногда для характеристики воздействия государства на процесс рождаемости с целью снижения се уровня и сокращения темпов роста населения используется понятие "контроль рождаемости", близкое по смыслу к демографической политике.

Наряду с перечисленными понятиями часто употребляется и термин "планирование семьи". С одной стороны, планирование семьи - внутрисемейное регулирование деторождения, с другой - комплекс мер, направленных на создание условий для рождения семьями желаемого числа детей.

Демографическая политика может быть успешной только при условии четкой постановки ее цели. Цель демографической политики - формирование наиболее желательного (т.е. оптимального) типа воспроизводства населения, сохранение или изменение существующих тенденций динамики численности, состава, размещения и качества населения, миграции. Понятно, что цели политики будут отличаться в зависимости от конкретных условий страны, региона. При этом выбор оптимального типа воспроизводства населения будет определяться исходя из выбора критерия оптимальности (экономического, природоохранного, военного, политического и т.п.). В зависимости от выбора критерия устанавливается направленность политики общества на тот или иной уровень воспроизводства населения, в первую очередь рождаемости. Кроме того, возможно одновременное использование разных критериев.

В соответствии с поставленной целью демографическую политику можно понимать в широком и узком смысле. В широком смысле в понятие демографическая политика включается воздействие общества на демографические процессы по двум направлениям, таким как изменение или сохранение:

  • уровня естественного воспроизводства населения;
  • направленности и объемов миграции населения.

Однако чаще всего демографическую политику рассматривают в узком смысле. В этом случае это понятие включает воздействие общества только на естественное воспроизводство населения, в первую очередь на рождаемость.

Объектом демографической политики может выступать население страны или какой-то ее части, а также отдельных социально-демографических групп населения, семьи того или иного типа. Расширяется круг субъектов демографической политики - государственные органы управления, некоммерческие организации, бизнес, церковь. Это обусловлено значимостью решения демографических проблем для различных сфер общественной жизни.

Характеристика демографической политики зависит от направленности и течения демографических процессов и целей демографического развития. В частности, можно выделить следующие:

  • а) в зависимости от направленности мер:
    • изменение режима воспроизводства населения,
    • сохранение существующего режима воспроизводства;
  • б) комплексности мер:
    • направленная на регулирование одного из демографических процессов,
    • системно охватывающая комплекс мер, направленных на регулирование ряда демографических процессов;
  • в) учета роли миграционных процессов в демографическом развитии:
    • стимулирующая миграционный приток,
    • направленная на ограничение миграции,
    • не затрагивающая проблем миграционного движения;
  • г) желаемой численности населения:
    • направлена па увеличение численности населения страны,
    • направлена на сокращение численности населения страны.

Демографическая политика представляет собой совокупность разносторонних мер, которые условно делят па три группы - экономические, административно-правовые , воспитательно-пропагандистские. Направленность таких мер многообразна: снижение заболеваемости и смертности,

повышение или снижение уровня рождаемости, изменение направленности и объемов миграции и т.д.

Среди факторов, влияющих на формирование демографической политики, можно выделить:

  • политические (характер политической ситуации в стране, например, консервативный или либеральный подход к реализации демографической политики и др.);
  • демографические (характер течения демографических процессов, изменения рождаемости, смертности и др.);
  • экономические (наличие средств в бюджете страны на реализацию мер; уровень жизни населения страны, определяющий масштабы и направленность мер);
  • национально-этнические (особенности восприятия мер демографической политики различными этносами, религиозными конфессиями).

История зарождения демографической политики начинается с возникновения античных государств, о чем свидетельствуют работы мыслителей того времени (Платон, Аристотель, Сократ и др.) .

Одним из первых проявлений целенаправленного регулирования численности и размещения населения можно считать основание древнегреческих колоний в IV-V вв. до н.э. Этим самым поддерживалось необходимое равновесие между численностью населения, имеющимися землями и продовольствием.

В Средние века отдельные государства принимали самые жесткие меры, направленные на создание больших семей и неограничиваемую рождаемость. Это было связано со стремлением поддерживать высокую численность населения. Могущество страны во многом определялось численностью населения. Значительную роль в регулировании брачного и репродуктивного населения играла церковь.

В XVII-XVIII вв. политика поощрения государствами высокой рождаемости продолжалась, чему в значительной мере способствовали экономические предпосылки развития мануфактурного производства и рост спроса на рабочую силу. Необходимость увеличения населения поддерживали в этот период и многие русские государственные деятели и ученые. И лишь в конце XVIII - начале XIX в. появились идеи о необходимости сдерживания роста населения.

Демографическая политика, проводимая различными государствами до середины XX в., была довольно слаба и не оказывала заметного влияния на воспроизводство населения.

Ухудшение демографической обстановки во многих странах, ставшее особенно заметным к середине XX в., создало предпосылки для дальнейшего развития демографической политики.

В настоящее время политику в области народонаселения проводит большинство государств. Однако в силу значительных различий в их социально-экономическом положении, уровне демографического развития содержание государственной политики, цели, масштабы и методы ее проведения в каждой стране имеют свои особенности. Так, если в развитых странах экономические меры государственной политики (оплачиваемые отпуска и пособия при рождении ребенка, налоговые и жилищные льготы, ссуды, кредиты и прочие льготы) принимаются для поощрения рождаемости через повышение уровня жизни семьи, то в развивающихся странах выделяемые ресурсы направляются на повышение эффективности услуг в области планирования семьи с целью снижения рождаемости. При этом в странах с низкой рождаемостью, несмотря на то что экономические меры влияют на увеличение числа рождений, они не могут существенно изменить интенсивность рождаемости. С демографической точки зрения их действие кратковременно и недостаточно эффективно. Оказывая помощь семьям, уже имеющим детей, экономические меры улучшают условия их жизни и являются основой для формирования потребности в большем (трех и более) количестве детей.

Административно-правовые меры демографической политики (законодательные акты, регулирующие процессы рождаемости, брачности, миграции, охрану материнства и детства, имущественные права матери и детей при распаде семей и т.п.) оказываются эффективными только в сочетании с другими мерами демографической политики.

Успех усилий общества по управлению демографическими процессами в значительной мере определяется его отношением к воспитательно-пропагандистским мерам демографической политики. Воспитание у населения демографического просвещения и грамотности, формирование потребности в количестве детей , соответствующих целям демографической политики, интересам государства и общества, относятся к важнейшим задачам общества.

Таким образом, меры демографической политики должны воздействовать на воспроизводственное поведение населения в двух направлениях:

  • помощь в реализации существующей потребности в числе детей;
  • изменение самой потребности семей в количестве детей в соответствии с интересами общества.

Особенность осуществления мер демографической политики заключается в их опосредованном воздействии на демографические процессы (через поведение людей в отношении к браку, семье, рождению детей и т.д.).

Условие успешности проведения демографической политики - ее долговременность (в связи с инерционностью демографических процессов), комплексность (одновременное проведение всех мер), постоянное совершенствование и расширение мер демографической политики, участие в разработке демографической политики специалистов, исследующих различные аспекты народонаселения.

Эффективность демографической политики определяется сопоставлением ее целей с полученными результатами, временем достижения поставленных целей и произведенными материальными затратами общества. Важнейшим элементом любой программы демографической политики выступает набор индикаторов, позволяющих оценить эффективность реализуемых мер и опирающихся на данные демографической статистики.

Реализация мер демографической политики направлена на достижение демографического оптимума, позволяющего оптимизировать параметры

социально-экономического развития. Демографическая политика обеспечивает рынок труда трудовыми ресурсами, необходимой плотностью населения и т.д., тем самым создавая необходимые предпосылки для эффективного развития экономики и политической стабильности в стране.

  • См.: Демографическая статистика / под ред. М. В. Карманова. Гл. И.

Есть ли выход из демографического тупика? В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в сентябре 2002 г., говорится, что «целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и формирование предпосылок к последующему демографическому росту».
Этой цели призвана способствовать особая демографическая политика - целенаправленная деятельность государ ства и иных социальных институтов в сфере регулирова ния процессов воспроизводства населения. Она призвана содействовать формированию желательного для общества типа воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.
Демографическая политика выделяет ряд приоритетов и намечает меры по реализации в жизнь важных мероприятий. Так, в области укрепления здоровья и увеличения про-должительности жизни населения в качестве приоритетов выделяются укрепление состояния здоровья всех поколений россиян. Для осуществления на практике мер, способствую-щих решению этой задачи, не только предполагается совер-шенствование государственной и негосударственной системы здравоохранения, доступной медицинской помощи, развитие консультационно-диагностических служб, помогающих вовремя распознать болезнь и принять меры, осуществить профилактику наиболее опасных болезней, но и планируются отдельные меры для повышения экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.
Учитывая возрастающее значение разумной миграционной политики, правительственная концепция до 2015 г. определяет такие приоритетные направления, как выборочное привлечение мигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ. Вместе с тем предполагается создание условий для сокращения эмиграционного потока, ведущего к уменьшению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения РФ. Важную роль в стабилизации численности населения за счет миграции может сыграть совершенствование правовой базы, регу-лирующей миграционные процессы, создание системы эф-фективной защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории России. Наряду с этими мерами предполагается проведение активной регио-нальной экономической политики, способствующей сохране-нию численности населения в тех регионах страны, которые имеют важное геополитическое значение. Такие меры поз-
волят расширить привлечение рабочей силы из других ре-гионов страны на временной основе за счет мобильного тру-доспособного населения, работающего вахтовым методом. Чтобы сделать работу в этих районах привлекательной, предстоит разработать экономические и социальные стимулы для переселенцев или временно привлеченных работников.
Отдельное направление демографической политики связано с мерами по стимулированию возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу по трудовым контрактам или на постоянное место жительства. В первую очередь страна заинтересована в привлечении на родину квалифицированных кадров. А для этого необходимо создать им здесь достойные и безопасные условия жизни и работы.
Дополнительное внимание острой проблеме демографии было уделено в ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г. «Для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости». (Российская газета. - 11 мая. - 2006. - С. 2.) В Послании намечены конкретные меры по осуществлению указанных шагов. Предложенная программа действий требует немалых финансовых ресурсов. Но от успеха решения проблем демографии зависит ответ на вопрос, ради кого осуществляются другие экономические и социальные реформы в России.
Таким образом, очевидно, что решение проблем демографии тесно связано с общей ситуацией в экономике и социальной сфере. Причем связь в этом случае носит обоюдный характер: стабилизация численности населения и необходимые качественные сдвиги требуют значительных вложений ресурсов, в то же время само население является важнейшим ресурсом развития страны. ¦В Основные понятия: демографическая политика. ¦ Термины: депопуляция, миграция, воспроизводство насе-ления.
Проверьте себя
1) Какие проблемы изучает демография? 2) Охарактеризуйте основные тенденции изменения народонаселения в Российской Федерации. 3) В чем состоит необходимость продуманной политики государства в сфере демографии? 4) Какие направления демографической политики государства объявлены приоритетными?
Подумайте, обсудите, сделайте
1. В «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.» в разделе «Угрозы нацио-
- нальной и экономической безопасности, связанные с демографической ситуацией в Российской Федерации» отмечается: «Уменьшение численности молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, вызовет опасность обострения проблем комплектования Вооруженных сил, правоохранительных органов и иных силовых структур, что представляет собой угрозу сохранения оборонного потенциала страны, охраны государственных границ и проведения других мер, связанных с национальной безопасностью. По сравнению с 2000 годом численность мужского населения в возрасте 17-19 лет сократится к 2016 году с 3,46 млн человек до 1,99 млн человек».
Представьте в виде логической схемы указанные в при-веденном фрагменте факты и процессы.
2. Какие проблемы являются следствием уменьшения
численности молодежи, вступающей в трудоспособный воз
раст?
3. По материалам периодической печати за месяц просле
дите, какие аспекты демографической политики нашли в
них отражение. Какие меры предполагаются для решения
проблем, отмеченных в публикациях?
Поработайте с источником
Познакомьтесь с отрывком из «Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года», одобренной Правительством России в 2002 г.
Целями демографического развития Российской Федерации являются стабилизация численности населения и фор-мирование предпосылок к последующему демографическому росту.
Задачами демографического развития Российской Федерации являются:
в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения:
увеличение продолжительности здоровой (активной)
жизни;
улучшение репродуктивного здоровья населения;
улучшение качества жизни хронических больных и
инвалидов;
в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:
создание предпосылок для повышения рождаемости;
всестороннее укрепление института семьи как формы
гармоничной жизнедеятельности личности;
создание условий для самореализации молодежи;
обеспечение адресной социальной защиты семьи,
включая предоставление материальной помощи при рожде
нии ребенка;
в области миграции и расселения:
регулирование миграционных потоков в целях созда
ния действенных механизмов замещения естественной убы
ли населения Российской Федерации;
повышение эффективности использования миграцион
ных потоков путем достижения соответствия их объемов,
направлений и состава интересам социально-экономического
развития Российской Федерации;
обеспечение интеграции мигрантов в российское обще
ство и формирование толерантного к ним отношения.
Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 г.//Экономика и жизнь. - 2000. - № 24.
Hill Вопросы и задания к источнику. 1) Назовите основные цели де-мографической политики Российской Федерации. 2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции? 3) Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации меры, предусмотренные концепцией для регулирования миграции.