Требование об уплате недоимки по страховым взносам. Взыскание задолженности по страховым взносам

нередко образуется у недобросовестных страхователей. Кто это контролирует и в каком порядке производится взыскание недоимки, рассмотрим в настоящей статье.

Кто контролирует уплату страховых взносов

Уплата страховых взносов требует тщательного контроля.

Контролирующими органами выступают территориальные отделения ПФР и ФСС РФ. В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) каждый орган контролирует уплату определенных видов взносов.

Пенсионный фонд РФ отслеживает взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Фонд социального страхования РФ контролируют расчет и перечисление взносов по нетрудоспособности и материнству.

Если суммы страховых взносов были уплачены не в полном объеме или нарушены сроки уплаты, образуется недоимка по страховым взносам .

В таком случае ПФ РФ или ФСС РФ имеют право взыскать недоимку с денежных средств на расчетном счете страхователя или за счет его имущества. Данная процедура может произойти только после направления органами контроля налогоплательщику требования, где указаны размеры недоимки по взносам, пеней, штрафа, срок уплаты.

Каков порядок взыскания недоимки в бесспорном порядке

Отделения Пенсионного фонда и Фонда социального страхования вправе взыскивать недоимку по страховым взносам со страхователя без обращения в судебные органы. Отметим, что ПФ РФ и ФСС РФ не имеют права арестовывать банковские счета организаций и их имущество.

Недоимку по страховым взносам ПФ РФ и ФСС РФ взыскивают со страхователей в одностороннем и бесспорном порядке, только если не прошло двух месяцев с момента окончания срока исполнения требования об уплате.

При взыскании с банковского счета налогоплательщика необходимы документы установленной формы. Формы решений о взыскании недоимки утверждены приказом Минтруда России от 27.11.2013 № 698н. Для ПФ РФ утверждена форма 1-ПФР, для ФСС РФ — 1-ФСС РФ. Решение должно быть в обязательном порядке доведено до сведения плательщика взносов.

Внимание! С 06.03.2016 г. вводятся новые формы решений - см. .

Раньше в течение одного месяца после принятия решения о взыскании контролирующие органы должны были направить в банк поручение о списании с расчетного счета организации денежных средств на уплату недоимки по страховым взносам . Однако, в связи с изменениями в ч. 7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ, с 1 января 2015 года не установлены конкретные сроки направления отделениями Пенсионного фонда или Фонда социального страхования поручения банку о взыскании недоимки с расчетного счета организации. Тем не менее данное поручение должно быть направлено в банк в период вынесения решения о взыскании недоимки (ч. 2, 5, 7 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).

Продолжительность периода вынесения решения зависит от размера суммы задолженности и контролирующих органов.

Ч. 5, 5.2 ст. 19 Закона № 212-ФЗ определены следующие временные рамки вынесения решения о взыскании недоимки:

  • если в требовании указана сумма задолженности в ПФ РФ более 1 500 руб., в ФСС РФ более 500 руб. — не позднее 2-х месяцев по истечении срока, прописанного в требовании;
  • если в требовании указана сумма задолженности в ПФ РФ 1 500 руб. и менее, в ФСС РФ 500 руб. и менее — не позднее 14 месяцев по истечении срока исполнения самого первого требования.

Как происходит взыскание недоимки в судебном порядке

Ч. 5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ установлен порядок взыскания недоимки по страховым взносам в судебном порядке. Органы фондов имеют право на обращение в судебные органы, если не прошло шести месяцев со дня окончания срока исполнения требования. Причем период, в который может быть осуществлено бесспорное взыскание недоимки, должен завершиться.

Если фонды пропускают срок обращения в суд с заявлением о взыскании, то суд признает такое обращение неправомерным (постановление ФАС Уральского округа от 11.10.2012 № Ф09-9579/12).

В случае если задолженность у страхователя возникла, например, из-за переквалификации сделки контролирующими органами, Пенсионный фонд и Фонд социального страхования могут потребовать взыскания недоимки только через суд. Другие случаи взыскания только в судебном порядке прописаны в ч. 4 ст. 18 Закона № 212-ФЗ.

С физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, недоимка по страховым взносам может взыскиваться органами контроля только через суд.

Плательщики страховых взносов в случае получения от контролирующих органов требования об уплате недоимки по взносам должны внимательно его изучить. Дело в том, что этот документ может содержать такие погрешности, которые приведут к его отмене. Именно так и произошло в деле, рассмотренном недавно Верховным судом РФ (Определение от 24.11.2015 № 309-КГ15-14662).

Дефекты в сведениях

Компания обратилась в суд и попросила признать незаконным требование отделения Пенсионного фонда об уплате недоимки по страховым взносам. Причина - отсутствие в требовании сроков уплаты обязательных платежей.

Суды трех инстанций поддержали плательщика и признали требование незаконным, а ВС РФ поддержал решение нижестоящих судов. Расскажем подробнее.

Орган контроля за взносами настаивал на том, что сроки уплаты взносов во внебюджетные фонды установлены законом. Поэтому указывать их в требовании не обязательно. Смысла в этом нет, ведь плательщик и так обязан их знать.

Сроки уплаты взносов действительно установлены в ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ). А в статье 22 Закона № 212-ФЗ установлены обязательные реквизиты, которые должно содержать требование об уплате взносов. Это:

    сведения о сумме задолженности;

    размер пеней и штрафов, начисленных на день направления документа;

    срок уплаты причитающейся суммы;

    срок исполнения требования;

    меры по взысканию недоимки, которые будут применены в случае его неисполнения;

    подробные данные об основаниях взыскания недоимки, а также ссылки на положения Закона № 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика уплатить взнос.

Как видим, в Законе № 212-ФЗ прямо не указано на такой реквизит, как сроки внесения изначального платежа в бюджет. Заметим, что в форме требования, утвержденной приказом Минтруда России от 27.11.2013 № 698н , нет специального поля для разбивки суммы задолженности по периодам, которое бы позволило плательщику провести проверку расчета пени. Требование предлагает указать общую сумму долга по взносам, определенную на конкретную дату по страховой и накопительной пенсии и дополнительным тарифам (у кого они есть). Аналогичный порядок предусмотрен и по пени. Далее следует срок уплаты суммы по требованию.

Однако суды пояснили, что «требование об уплате страховых взносов представляет собой не только ненормативный правовой акт, но и начальную стадию процесса принудительного взыскания обязательных платежей». А это значит, что недостаток информации может свидетельствовать о нарушении прав и законных интересов плательщика.

Кроме того, в требовании должны быть даты, с которых начисляются пени. А это и есть установленный законом срок уплаты страховых взносов за определенный отчетный (расчетный) период. Соответственно, отсутствие этих данных не позволит проверить обоснованность расчета пени.

Конечно, плательщик и сам бы мог посчитать пени, но такой способ может привести к недостоверному результату. В итоге суды признали существенным нарушение, допущенное Фондом в форме документа, поскольку при данных обстоятельствах плательщик лишен возможности проверить правомерность предъявляемых ему органом контроля к уплате обязательных платежей, в том числе обоснованность размера начисленной суммы пени.

Первая ласточка от ВС РФ

Данное дело интересно тем, что подобный вывод Верховный суд делает впервые. Правда, ранее Верховный арбитражный суд приходил к аналогичным выводам. Так, в Определении ВАС РФ от 25.12.2012 № ВАС-16612/12 суд также признал требования, выставленные в адрес предпринимателя, незаконными по причине отсутствия в них срока возникновения задолженности.

Вообще арбитражная практика содержит массу примеров отмены требований ПФР об уплате недоимки по причине отсутствия в них периодов, за которые она образовалась, и даты, с которой считают пени (постановления Арбитражного суда Московского округа от 04.12.2015 № Ф05-16598/2015, Дальневосточного округа от 04.03.2015 № Ф03-669/2015, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.12.2013 № А45-322/2013 и др.).

Есть и случаи отмены по иным основаниям. В частности, ВАС РФ отменил требования, в которых не было сведений о сумме недоимки, на которую начислены пени, и их ставке (Определение ВАС РФ от 15.06.2011 № ВАС-7589/11).

Но главное правило, которым всегда руководствовались суды, сформулировано в п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании». Оно звучит так: «Требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушение требований, предъявляемых к его содержанию, является существенным».

Таким образом, ключевым фактором является существенность. Что касается практики Верховного суда, то особо хотелось бы отметить вывод, сделанный в Определении от 23.01.2014 № ВАС-19885/13. В нем суд отверг довод Пенсионного фонда о том, что несоответствие закону требования об уплате недоимки по страховым взносам не является основанием для его неисполнения плательщиком страховых взносов. При этом суд указал, что требования о взыскании недоимки должны быть мотивированны, подкреплены нормой права и отвечать принципу законности.

Подведем итог. Безусловно, отсутствие периодов, за которые начислена недоимка, не говорит о том, что орган контроля неверно произвел расчет пеней. Но как говорится: доверяй, но проверяй. Поэтому, если плательщику не хватает данных для самостоятельной проверки расчета, обратитесь в отделение и попросите уточнить данные. И только если отделение откажется их предоставить, стоит обращаться в суд. Ведь от того, что требование признано несоответствующим закону, обязанность по уплате взносов не исчезнет.

Начиная с 2017 года уплата страховых взносов во внебюджетные фонды регулируется отдельной главой НК РФ. Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ , регулировавший такую уплату до 2017 года, утратил силу. Однако в отношении взносов в ФСС продолжают действовать положения Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ (далее - Ф. закон № 255-ФЗ) и Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ (далее - Ф. закон № 125-ФЗ). На основании совокупности положений НК РФ и указанных законов страхователи и уплачивают страховые взносы на соцстрах. Недоимка по страховым взносам в ФСС - это результат неуплаты (несвоевременной уплаты) таких взносов или неправомерно произведенные расходы на выплату страхового обеспечения (далее - СО). Рассмотрим причины ее возникновения и порядок взыскания.

Страховые взносы по Ф. закону № 255-ФЗ

Особенностью недоимки по страховым взносам на социальное страхование является то, что, помимо случаев неуплаты, она образуется при непринятии территориальным органом фонда расходов на выплату СО, которые страхователь осуществил со следующими нарушениями:

  • расходы не подтверждены документами;
  • основанием осуществления расходов являются оформленные с ошибками или выданные с нарушением соответствующих правил документы.

В этом случае страхователю направляется решение о непринятии расходов к зачету по установленной форме.

При возникновении соответствующей недоимки она будет взыскана налоговой инспекцией в вышеуказанном порядке, установленном НК РФ. Дополнительно при наличии соответствующих оснований могут быть взысканы пени и штраф.

Способы обеспечения уплаты соответствующих платежей указаны в статье 72 НК РФ .

Недоимка по страховым взносам (Ф. закон № 125-ФЗ)

Неисполнение обязанности по уплате взносов или неправомерность затрат на СО повлечет:

  • требование об уплате в адрес страхователя ();
  • обращение взыскания на счета страхователя ().

Администрирование взносов по указанному Ф. закону осуществляется страховщиком, т. е. ФСС.

Задолженность страхователя, будь то предприниматель или юридическая фирма, является разницей сумм начисленных и уплаченных взносов по данным государственных чиновников. Но как формируется эта величина и можно ли на нее влиять и ее контролировать? Согласитесь, неприятно, если вы решили участвовать в торгах, а вам дают справку, что вы являетесь должником по ФСС, так можно потерять отличного клиента. Чтобы не попасть в такую неприятную ситуацию, нужно:

  • вовремя сдавать отчетность в ФСС
  • внимательно заполнять все клетки отчета
  • своевременно платить взносы
  • правильно указывать КБК в платежках
  • периодически проводить сверку с фондом

В состав задолженности по взносам включены:

  • остаток долга на начало периода
  • «+» сумма начислений за отчетный период
  • «-» сумма перечислений страховых взносов с верными реквизитами

Так получаем общую сумму недоимки по взносам.

Недоимка по страховым взносам в ФСС это что за сумма?

В форме 4 ФСС можно найти отдельную строку «недоимка». С этой величины специалисты фонда будут рассчитывать и выставлять штрафы и пени страхователю.

ВАЖНО: максимальный срок исковой давности отведен законодателем именно по взысканию недоимок.

Правила исчисления срока по недоимкам

Дата выявления долга – начальная точка отсчета по недоимке. Чтобы рассчитать дни, берется период от выявления задолженности до момента формирования требования об уплате недоимки. В обязательном порядке выделается время на погашение долга добровольно. Далее отсчитываются дни бесспорного взыскания. Если денег нет, то запускается механизм судебных процедур.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в срок 3 месяца контролирующий орган ФСС выставит официальное требование о текущей недоимке с момента ее обнаружения.

Страхователь-должник исполнил обязанности по погашению долга только в том случае, если а банк представлено и последним исполнено платежное поручение о перечислении средств в нужном размере по реквизитам фонда с правильным указанием кодов недоимки.

ВНИМАНИЕ: если платежное поручение на недоимку заполнить неверно, деньги попадут на другое КБК, за организацией-должником недоимка по ФСС будет числиться в том же объеме, пени же продолжат увеличиваться с каждым днем.

Признать недоимку безнадежной и списать ее можно только, если есть вошедшее в законную силу решение суда. В противном случае, требование ФСС на уплату недоимки должно быть удовлетворено в срок 10 календарных дней.

Пени по недоимке в ФСС: особенности отражения в учете фирмы

Несвоевременная уплата взносов – основание для начисления пени. Они начисляются по общему правилу расчета банковских процентов с первого дня просрочки внесения взносов на счета казначейства. Пени за недоимку рассчитываются в процентах. Ставка процентов определяется с учетом ключевой ставки Центрального Банка России. Перечислить пени на счета ФСС рекомендуется одновременно с очередными взносами. В противном случае, специалисты ФСС принудительно взыщут их со страхователя. Такую тактику закрепили нормы налогового права РФ.

Документ утратил силу или отменен

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

Статья 22. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов

1. Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.

2. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

4. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.

5. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.

6. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете.

7. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.