Основы подготовки к публичной речи: как достигнуть цели. Как подготовиться к публичному выступлению

Подготовка к публичным выступлениям


Введение


Публичная речь в наше время становиться всё более актуальна. Наверное каждый человек хотя бы раз в своей жизни выступал перед публикой, но не каждому дан дар красноречия. Мастерством устного выступления, т.е. умение говорить с людьми доходчиво, увлекательно и убедительно, может овладеть практически каждый. При этом, конечно, немалую роль играют качества человека, его большая или меньшая «предрасположенность» к пропагандистской работе. Но творческий подход не исключает, а, наоборот, предусматривает овладения соответствующими знаниями, умениями и навыками, точно так, же как необходимость считаться с правилами грамматики не лишает творческого вдохновения писателя или поэта. С другой стороны, как и во всяком деле, даже выдающиеся способности человека не дадут должного эффекта, если человек не будет работать над их развитием и совершенствованием. Поэтому мастерство устного выступления - важнейшая часть подготовки любого, кто пользуется устным словом как средством идеологического воспитания и убеждения.

Еще в Древней Греции возник публичный монолог. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателями, реакцию на поведение толпы, что доказывает актуальность темы реферата.

Цель реферата - рассмотреть виды подготовки к публичным выступлениям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить учебную литературу, описывающую теоретические аспекты исследуемой проблемы.

2.Рассмотреть процесс подготовки публичных выступлений.

.Выявить особенность подготовки публичных выступлений.

1.Раскрытие понятия публичная речь


Принято считать, что публичная речь - это монологическая речь, которая в «Словаре лингвистических терминов» характеризуется как речь, обращенная, прежде всего к самому себе, не рассчитанная на словесную реакцию собеседника: «Монолог характеризуется более сложным синтаксическим построением и стремлением охватить более обширное тематическое содержание по сравнению с тем, которое характеризует обмен репликами в диалоге» .

Человеческая речь по своей природе диалогична, ибо создана для общения: убеждения, побуждения, получения, или дачи информации, выражения отношения, выяснения истины .

В Древней Греции возник публичный монолог. Выступления ораторов были построены по всем правилам искусства красноречия, и сегодня через тысячелетия мы ощущаем их силу, убедительность, теснейшую и постоянную связь говорящего со слушателем, реакцию на поведения толпы .

Публичная речь - монолог по форме, а по существу - диалог. И это создает оратору дополнительные трудности. Если в диалоге реакция собеседника выражается очень определенно, то при публичном выступлении о ней надо догадываться по поведению слушателей, их жестам, репликам, выражению глаз. Это надо делать одновременно с произнесением речи. И здесь вступает в строй другое затруднение - лингвистическое, или языковое. Необходимость «охватить более обширное тематическое содержание» усложняет синтаксис монолога по сравнению с диалогом: предложения становятся конструктивно сложнее; соединение их в связный кусок текста многоступенчато; чтобы соблюсти структурно стилистическое единство текста в целом, говорящий вынужден держать в поле внимания и конец, и начало высказывания .

Таким образом, выступая перед различными категориями слушателей, оратор изменяет целевую установку. Изменение может быть, конечно, различным, но важно отметить, что соответственно меняется стратегия и тактика изложения, меняется его композиция и стиль (в разной мере, в разных отношениях). Без учета особенностей аудитории невозможен успех выступления. Изучение же этих особенностей должно быть соотнесено со структурой текста. Только при этом условии общесоциологический аспект понятия «аудитория» превращается в методический .

Подготовка к публичному выступлению требует уяснения полученной задачи, т.е. определение темы, вида и цели выступления, а также оценки состава будущей аудитории .


2. Подготовка к публичным выступлениям


Виды подготовки

Как известно, все хорошие импровизации готовятся заранее. Выступление без предварительной подготовки, скорее всего, будет провальным. «Требуется более трех недель, чтобы подготовить хорошую короткую речь экспромтом» - афоризм Марка Твена.

Убедить большое количество слушателей значительно труднее, чем убедить одного собеседника. Прежде всего, из-за того, что аргумент, убедительный для одного, может быть неубедительным для другого. У каждого своя система ценностей и авторитетов. В частности, в глазах одного выступающий может иметь высокий статус и имидж, а для другого - совсем наоборот (например, из-за принадлежности к разным социальным группам). Правило имиджа и статуса гласит, что аргументы оратора для первого будут более весомы, чем для второго .

Для того чтобы выступление прошло удачно и без помарок желательно заранее ознакомиться с аудиторией. Узнать перед кем придется выступать: какое количество людей будет присутствовать, какие у них интересы и взгляды, чего именно она ждет от оратора, как прореагирует на поставленную тему. В зависимости от этих показателей сделайте акцент на отдельные моменты своего выступления. Нужно находиться на одном уровне с аудиторией. Главное не затрагивать темы, которые неподготовленная аудитория может не понять. Включая ко всему, оратор должен помнить: человек может воспринимать и внимательно слушать, только ограниченный срок, обусловленный психофизиологическими причинами (обычно не более 15-20 минут). От оратора требуется понятные, короткие, четкие, убедительные и доступные для понимания фразы и формулировки.

Вначале нужно составить основу будущего публичного выступления создать «фундамент»:

1.Выделить главную идею выступления.

2.Создать несколько подзаголовков. Разделив идею на несколько составных частей.

.Найти в составленном тексте ключевые слова, которые нужно повторить несколько раз для присутствующих, чтобы они лучше запомнили мотивацию выступления.

.Нужно тщательно продумать план выступления перед публикой. Составить структуру будущей речи, которая должна включать в себя введения, основную часть и выводы.

После выкладки «фундамента», начинайте строить «стены»:

1.Добавить в составленный текст яркие примеры из жизни или литературы, относящиеся к данной тематики.

2.Создать таблицу, схему график или принести иллюстрации для зрительного закрепления информации.

.Определите момент в ходе выступления, когда вы обратитесь к аудитории с каким-то вопросом - это поможет присутствующим сконцентрировать свое внимание на обсуждении темы.

.Напишите полный текст.

Также надо продумать, как будет проходить выступления. Каким из ниже перечисленных видов выступления воспользоваться:

) Выступление с опорой на текст.

Многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст . Даже после написания и обработки текста оратору не надо тешить своё самолюбие надеждой, что он уже готов к встречи с аудиторией. Текст речи следует, прежде всего, осмыслить, проанализировать проблему в данном тексте, выделить смысловые части, после чего желательно несколько раз перечитать текст и произнести его вслух.

Целесообразно соответствующим образом разместить и сам текст речи, пронумеровать освещаемые вопросы, выделить фамилии, названия, статистические данные, начало и конец цитат, обозначить иллюстрационные примеры и т.п. .

Таким текстом легко пользоваться во время выступления. Достаточно опустить взгляд на страницу, чтобы восстановить ход изложения мыслей, найти нужный материал. Выступление с опорой на текст создаёт впечатление свободного владения материалом, даёт возможность оратору свободного общаться со слушателями .

) Выступление без записей

Мечтой многих ораторов является умение выступать перед аудиторией без всяких записей. Конечно, можно заучить текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору. Поэтому лучше произнести заранее заготовленный и заученный текст. Если речь небольшая по объему, то это не так уж и трудно сделать, а если приходится выступать с лекцией, докладом, сообщением, то выучить текст полностью удается далеко не каждому. Этот вид овладения материалом труден для оратора, он требует от него большого напряжения и усилий воли. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал памяти, сильное волнение, затянутость паузы, прерывистая речь и т.д. Поэтому не рекомендуется дословно произносить написанный текст .

И. Андроников, известный литературовед, мастер публичной речи, в книге «Я хочу рассказать вам…» делится своими мыслями об особенностях устного выступления без записей:

Зная заранее, о чем ты хочешь сказать, надо говорить свободно… и не пытаться произнести текст, написанный и заученный дома. Если же не облекать мысль в живую фразу, рождающуюся тут же, в процессе речи, контакта с аудиторией не будет. В этом случае весь посыл выступающего будет обращен не вперед - к аудитории, а назад - к шпаргалке. И все его усилия направлены на то, чтобы воспроизвести заранее заготовленный текст. Но при этом работает не мысль, а память. Фразы воспроизводят письменные обороты, интонации становятся однообразными, неестественными, речь - похожей на диктовку… .

) Выступление экспромтом

Следует иметь в виду, что у оратора не всегда есть возможность для предварительной подготовки выступления. Иногда на заседаниях, совещаниях, собраниях, различного рода встречах приходится выступать экспромтом, т.е. создавать речь в момент ее произнесения. При этом требуется большая мобилизация памяти, энергии, воли. Импровизированное выступление, как правило, хорошо воспринимается аудиторией, устанавливается живой, непосредственный контакт со слушателями. Однако оратор из-за неотработанности речи не всегда успевает уложиться в отведенное ему время, меньше успевает рассказать, некоторые вопросы остаются неосвещенными .

Неизбежны какие-то отступления, вызванные новыми ассоциациями, не всегда точными бывают формулировки, возможны речевые ошибки. Поэтому не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен .

Импровизация возможна только на базе больших предварительно полученных знаний. Экспромт бывает, хорош, когда он подготовлен всем прошлым опытом оратора. Он может родиться только у человека, который имеет большой запас знаний и владеет необходимыми риторическими навыками и умениями .


3. Психологическая подготовка к публичным выступлениям


1.Преодоление чувства неуверенности и страха перед публикой.

Каждому рано или поздно приходиться выступать публично. Часто в случаях публичного выступления человек начинает волноваться, испытывает чувство неуверенности, боится встречи с публикой. Хотя страх выступлений есть не у всех, но его испытывают многие. Некоторым удается сохранить непосредственность, которая присутствует у нас в детстве, и для них, как для детей, выступление на сцене это праздник. А другой же половине докладчиков приходиться преодолевать очень сильное волнение.

Страх перед выступлением - это естественно. И поводы боязни могут быть разными: боязнь опозориться, страх того - что тебя не поймут, но больше всего люди, которые выступают перед публикой бояться забыть содержания текста. Даже хорошо подготовленный оратор может попасть в аудиторию, которая вгонит его в краску . Самое неприятное, когда человек боится не того, что он знает, а того, что «нечто» может произойти, а что конкретно, ему не известно .

Есть метод преодоления страха - систематическая десенситизация. Этот метод, придуманный психотерапевтом Иозефом Вульпе, состоит в том, что надо разложить ситуацию, вызывающую страх, по иерархии. Представить намечающееся выступление в виде последовательности мелких шажков (не менее 10): приехать к месту конференции, найти организаторов и поздороваться с ними, уточнить технические моменты и т.д. Каждый из этих шажков не выглядит большим событием, способным вселять страх .

Есть мнение, что страх может исчезнуть при тщательной подготовке. Отчасти, это так, многое зависит от того, как именно человек готовится. Но у подготовки, состоящей только из заучивания текста, есть несколько минусов. Она хороша, когда у вас что-то вроде лекции. Интерактивность не предполагается. Когда же она появляется, тщательная подготовка может сыграть злую шутку. Ход выступления может отклониться от того сценария, который был заранее отработан, и человек может попасть в ситуацию, когда он не знает, что говорить, поскольку он этого не репетировал. Такой поворот может резко выбить из состояния уверенности. Поэтому нужно учиться не только грамотно готовиться к выступлению, но и гибко реагировать на ситуацию, управляя аудиторией .

Для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом. Универсального метода не существует, и каждый будет эффективен только для отдельных людей. Если работает - замечательно, если нет - есть множество других способов, которые можно испытать .

2.Создание образа оратора

Почему мы об этом говорим? Внешний облик относится к невербальным средствам общения. По внешнему облику окружающие наделяют незнакомого им человека многими качествами. Эти качества могут быть и положительные, и отрицательные, делающие человека приятным или неприятным собеседником. Естественно, нас будут интересовать и те и другие факторы, дабы что-то порекомендовать, а от чего-то предостеречь .

По одежке ли встречают человека?В среднем 80% визуальной информации о собеседнике мы получаем, глядя на его лицо, 20% сведений дает нам его одежда. .

Однако первое, что мы видим в приближающемся человеке, - это его одежда. В силу эффекта порядка первое впечатление настраивает нас на тот или иной лад, и все последующее будет восприниматься с определенной предвзятостью: положительно, если первое впечатление благоприятное; отрицательно - если неблагоприятное .

Женщины, будучи более наблюдательны, нежели мужчины, придают одежде собеседника большое значение. Плохое впечатление от его одежды может напрочь уронить имидж .

3.Привлечение и удержание внимания

Опытный выступающий отличается от впервые взошедшего на трибуну и с дрожью в голосе произносящего свою первую речь тем, что способен целенаправленно стимулировать внимание и интерес слушателей.

В силу огромной важности умения привлечь и удержать внимание, посвящаем этому специальный раздел .

Как привлечь внимание

1)Прежде чем начать говорить…

Необходимо сделать паузу в 5-7 секунд и внимательно посмотреть на слушателей. Пауза позволяет последним настроиться на восприятие. Возникает при этом и элемент любопытства: как стоящий перед ними начнет выступление .

2)Личное сближение

Оратор (имея должное основание) начинает выступление с указания на то общее, что объединяет его со слушателями. Так, выступая перед учителями, лектор сообщил, что долгие годы работал в школе и рад случаю выступить перед бывшими своими коллегами. Это сблизило его со слушателями, вызвало у них интерес и внимание к его выступлению .

3)Новизна

Выступающий обещает слушателям привести новейшие сведения по существу темы, которые пока еще нигде не публиковались. Сразу же овладел вниманием слушателей журналист, объявивший им, что поделится своими впечатлениями о трехлетнем пребывании в Японии .

4)Проблемная ситуация

Выступление начинается с просьбы к слушателям задуматься о путях решения изложенной проблемы. Так,врач в начале выступления сказал, что СПИД пока неизлечим. Затем он обратился к слушателям: Кик же вести борьбу с ним? Слушатели призадумались - их внимание было привлечено.

Проблемная ситуация может быть создана указанием на наличие различных точек зрения, исключавших одна другую, и предложением разобраться, какая из них истинна .

5)Импровизация

Импровизированное отступление от заранее намеченного плана выступления ощутимо оживляет его. Поводом для импровизации может быть что-то произошедшее во время или накануне выступления. Например: «Когда я ехал на встречу с вами…» или «Некоторые садятся подальше в надежде хорошо выспаться. Лучше спать впереди, потому что к сидящим сзади я чаще обращаюсь с вопросом, что они думают по поводу услышанного». Важно соблюсти меру: отступление должно быть достаточно непродолжительным .

6)Вопрос - ответ

Любознательность, т.е. жажда знаний, - двигатель умственной деятельности. Она ищет ответа на возникающие вопросы. Поэтому полезно планировать речь как последовательную, логическую цепь вопросов и ответов. Будете вы формулировать вопросы или нет - неважно, важно, чтобы они сами возникали в сознании слушателя .

7)Переход к диалогу

Вопросы к аудитории возбуждают мысль слушателей, а ленивых заставляют прислушиваться к говорящему: неудобно беспомощно таращить глаза, когда он обратится к вам с вопросом. Другой способ: «У кого-то из присутствующих наверняка возникла мысль, а почему лектор ничего не говорит о… Отвечаю…»

8)Шутка

Шутки оживляют восприятие,

Смех активизирует мозги.

Так важны нам эти обстоятельства,

Что без них успеха и не жди! .

9)Закон края

Психологи установили, что лучшего всего запоминается начало и конец выступления. Поэтому требуется особое внимание обращать на то, чтобы начало и конец публичного выступления были особенно яркими, доказательными, интересными .

10)Короткие рассказы, подробности

«Иногда богатые люди получают от высоких доходов мало счастья». Высказывание остается абстрактным, если его не сделать наглядным. Например: «Старый Рокфеллер зарабатывал в неделю более миллиона долларов, но мог потратить на свою еду только 5 долларов, потому что был болен и питался кашей и картофельным пюре» .

11)Движение мысли

Внимание всегда устремляется к тому, что находится в движении. Это правильно не только в отношении физического движения, попавшего в поле зрения, но и в отношении движения мысли .

Внимание к движению мысли устойчиво, если мысль развивается логично. Слушателей покоряет упорядоченное поступательное развитие идей. Впечатления должны нарастать, тогда слушатели не утомляются, внимание поддерживается интересом .

Чувство движения пропадает, если движение не будет поступательным .

12)Средства пантомимики

Риторические жесты оживляют речь и делают ее более выразительной. Телодвижения могут способствовать к привлечению внимания аудитории. Резкое движение руки, выразительный наклон головы, шаг вперед, движение плеч несомненно вызывает непроизвольное внимание слушателей .


Заключение


Мечтой многих ораторов является умение выступать перед аудиторией без всяких записей. Конечно, можно заучить текст речи. И в отдельных случаях это оправданно. Когда приходится выступать с убеждающей речью на митинге, с приветствием на торжественном мероприятии, на банкете и т.п., неловко держать перед собой текст речи, а между тем неточно сформулированная мысль, неудачная фраза, неправильное словоупотребление могут навредить оратору.

И именно поэтому в данном реферате были описаны виды подготовки публичного выступления, а так же сама подготовка к публичному выступлению. Существует несколько видов подготовки: выступление с опорой на текст, выступление без записей и выступление экспромтом. Каждый выбирает для себя наиболее подходящий метод. Но многие опытные ораторы советуют выступать с опорой на текст без экспромта. Важна и правильная подготовка текста. В реферате было описано правило составления будущего публичного выступления. Так же помимо составления плана и вида была затронута и психологическая сторона самоподготовки. Был рассмотрен один из методов преодоления страха - систематическая десенситизация. Но для каждого конкретного случая необходимо выбирать свой способ работы со страхом.

При написании реферата была изучена и использована учебная литература и интернет источники.


Список литературы

выступление публичный психологический страх

1.Введенская Л.А. Культура и искусство речи [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 576 с. / Современная риторика.

2.Иванова С.Ф. Специфика публичной речи [Текст]: в помощь слушателям школ молодого ректора / С.Ф. Иванова. - М.: Знание, 1978. - 128 с. / Методика лекторского мастерства и ораторского искусства.

.Любимов Александр. Статья: Страшные истории. Страх публичных выступлений и что с ним делать [Электронный ресурс] / Александр Любимов. - Pежим доступа: http //trenings.ru/…/Statya_Strashnyie_istorii._Strah_publichnyih_vyistupleniy_i_chto_s_nim_delat.html

.Непряхин, Н.Ю. Как подготовиться к публичному выступлению [Электронный ресурс] / Н.Ю. Непряхин. - режим доступа: http //www.srk - master.ru/article 22886.html.

.Ножин Е.А. Мастерство устного выступления [Текст]: учеб. пособие. / Е.А. Ножин. - М.: Политиздат, 1978. - 254 с.

.Одинцов В.В. Структура публичной речи [Текст]: учеб. пособие / В.В. Одинцов. - М.: Знание, 1976. - 78 с. / Методика Л. М и О.И. /.

.Хазагеров Г.Г. Риторика для делового человека [Текст]: учеб. пособие / Г.Г. Хазагеров, Е.Е. Корнилова. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001. - 136 с.

8.Шейнов В.П. Риторика [Текст]: учеб. пособие / В.П. Шейнов. - Минск: Амалфея, 2000. - 592 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

И получил много опыта в публичных выступлениях. Поэтому он и решил создать сервис Speaking, который содержит советы о том, как правильно вести беседу, высказывать свои мысли и готовиться к выступлению. Эти советы полезны, и мы решили выбрать лучшие из них.

Подготовка к выступлению

Холман вспоминает спикера, который запомнился ему на всю жизнь:

Несколько лет назад я был на конференции. Организаторы пригласили на неё профессионального сторителлера. Он не сказал ни слова по теме конференции, но вся аудитория была настолько вовлечена в его беседу, что это и не было нужно.

Люди, умеющие рассказывать истории, овладевают этим навыком с помощью повторения одних и тех же фраз. Вспомните своего любимого стендапера. Скорее всего, после того как он сказал особо удачную шутку, он упомянет о ней позже. Такой метод позволяет ему добиться более сильной связи с аудиторией.

Немаловажно также подводить итоги каждой секции своего выступления. Этим методом пользовался Стив Джобс на всех конференциях Apple. Он высказывал основные мысли, затем развёрнуто пояснял их, а после, в конце секции, делал краткое резюме по теме своего выступления.

План выступления

Если у вас есть идея для презентации, это лишь начало. Превратить идею в целую речь не так просто. Лучше всего начать с плана. Причём двигаться от большего к меньшему. К примеру, вы собираетесь сделать презентацию о рок-музыке 70-х. Сначала нужно составить общий план:

  1. Вступление.
  2. Первая часть: культура 70-х.
  3. Вторая часть: почему общество выбрало именно эти музыкальные стили.
  4. Третья часть: лучшие представители рок-музыки 70-х.
  5. Заключение.

Составив общий план, можно переходить к подпунктам, объясняя каждый пункт более подробно:

  1. Вступление.
  2. Первая часть: культура 70-х.
    а) Общество хиппи и его принципы.
    б) Развитие психоделического рока из-за популяризации хиппи.

И так далее. Продвигаясь от большего к меньшему, вы сможете последовательно объяснять каждый пункт и не забывать про детали. Не делайте пункты слишком большими - они должны наводить на мысль о теме, но не пояснять её.

Не исключено, что у вас не получится вместить в речь все пункты плана, зато, создав план, вы ясно выразите свои мысли и поймёте, как превратить идею в презентацию.

Слайды

По словам Холмана, он видел спикеров, которые умещали в получасовую речь несколько сотен слайдов. Также он видел и тех, кто обходился без единого слайда. И тот и другой случай - примеры плохих презентаций. В первом случае слушатели не запомнят малой доли полученной информации, во втором - не могут подкрепить услышанные слова зрительной информацией.

Идеального количества слайдов для презентации не существует. Их число зависит от того, как вы подаёте информацию.

Лучший способ понять оптимальное количество слайдов - выступить несколько раз. Некоторым достаточно, чтобы на слайде было лишь несколько слов, и спикер может продолжить раскрывать тему. Другим же нужно больше информации.

Количество слайдов также зависит от темы презентации. Если она связана, например, с IT, слайдов должно быть больше; если она больше похожа на историю, можно обойтись меньшим количеством.

Паузы в речи

Ещё один трюк, который любил использовать Джобс. Задавая вопрос, перед ответом на него он делал небольшую паузу. Для спикера это достаточно неловко, ведь в аудитории повисает тишина, но зато очень эффективно. Вы заставляете аудиторию считать, что вы обдумываете ответ на вопрос в реальном времени, а не подготовили его заранее.

Паузы также хороши перед переходом к следующему пункту беседы. Длина паузы - 3–5 секунд. Если вам чересчур неловко молчать, обманите сами себя и сделайте глоток воды.

Анимация переходов между слайдами

Не вздумайте.

Лучшие программы для создания презентации

Не нужно усердствовать с поиском программы. Если вы пользуетесь Windows, выбирайте , если OS X, то . Альтернативы есть, но рассчитаны на тех, кто планирует сложную презентацию. К примеру, Showoff позволяет создавать слайды с помощью Markdown, JavaScript и CSS.

Как бороться с нервами

Вы будете нервничать, даже выступая в десятый или двадцатый раз. Но продолжительность этого состояния будет уменьшаться. По словам Холмана, во время своего первого выступления он был не в себе от начала и до конца презентации. Выступая в следующий раз, он нервничал не так долго, а затем всё меньше и меньше.

Ещё один способ - делать тестовое выступление перед сотрудниками. Причём условия должны быть максимально приближенными к настоящим. Если вы запнётесь или забудете фразу, ваши сотрудники смогут вас подбодрить.

Последние штрихи

Перед выходом к аудитории обязательно нужно сделать несколько вещей:

  1. Перевести смартфон в беззвучный режим. А ещё лучше - в режим «В самолёте», так как случайная вибрация может вас отвлечь.
  2. Отключить автояркость и установить яркость на максимум. Если заметки для презентации находятся на смартфоне или планшете, установите яркость так, чтобы вам было комфортно их читать.
  3. Настроить монитор докладчика. Это дополнительный монитор в Keynote, на котором отображаются ваши пометки, текущий и следующий слайды, а также таймер.

В наши дни людям интеллектуального труда нередко приходится выступать перед коллегами, начальством, подчинёнными, перед детской и взрослой аудиторией. Процесс этот всегда волнительный, что неудивительно, ведь от выступления нередко зависит судьба человека, зависит его карьерный рост, да и просто внимание аудитории. Как же сделать своё выступление ярким и незабываемым?

Существует несколько этапов подготовки выступления, которые определяют его исход. Что это за этапы? Об этом далее.

И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть.
Блез Паскаль

Подготовка текста для речи и его отработка

Естественно, что любая хорошая речь готовится заранее, а потому важно сесть и составить план выступления. Он должен состоять из вступления, срединной части и заключения. Особый акцент следует сделать, конечно, на вступление: оно должно быть ярким, цепляющим внимание. Именно по вступлению зрителям станет понятно: стоит слушать выступающего или лучше сразу уткнуться в телефон и пообщаться с недавним знакомым из сети.

При подготовке текста выступления не менее важно обратить внимание и на следующие факторы:

  1. «Кто мои слушатели»
    Важно понять перед кем предстоит выступать будущему оратору. Если выступление происходить в школе для учеников, то важно учитывать детский возраст и особенности развития каждой из возрастных категорий. Речь должна быть доступна ученикам, они должны чувствовать, что выступающий гость на одной с ними волне. Только в таком случае внимание слушателей будет захвачено в тугой кокон повествования.
  2. «Идея»
    Каждое выступление содержит в себе какую-либо идею, а потому важно заранее определить главную идею текста, чтобы при выступлении она была подчёркнута явно, и у слушателей не возникало вопросов: «О чём он? Зачем он это говорит? В чём смысл?»
  3. «Подзаголовки»
    Не менее важны в тексте и подзаголовки. Они помогают разделить огромную громаду на несколько частей, что упрощает восприятие текста при произведении его на публике и помогает, оттолкнувшись от опорных точек двигаться вперёд.
  4. «Ключевые слова»
    Сразу следует определиться и с ключевыми словами текста, которые нужно будет повторить несколько раз для лучшего запоминания слушателей.
  5. «Яркие примеры»
    Как известно, примеры являются не самым лучшим способом доказательств, но самым действенным, а потому без примеров не обойтись. Важно, чтобы примеры были яркими, новыми, не успевшими приесться окружающим. Лучше, если это будет личной находкой оратора.
  6. «Зрительное восприятие»
    Для того, чтобы акцентировать внимание на тех или иных моментах, неплохо использовать иллюстрации в виде схем, графиков или рисунков.
  7. Напишите полный текст повествования , расставляя акценты на том или ином пункте повествования.

Время

При подготовке выступления, его важно просчитать до мелочей, и при необходимости сократить, если речь не идёт, конечно, о двухчасовом докладе, предусмотренным для определённой, готовой к такому развороту, аудитории:
  • В идеале речь должна длиться не более пятнадцати минут – это то время, когда без труда можно удерживать внимание аудитории.
  • Если же предполагается, что лимит будет явно превышен, то следует сделать деление во времени и вставить в текст лирические отступления, ряд изображений и тому подобное, чтобы внимание переключалось с одного вида повествования на другое. Тогда угасание его будет значительно медленнее.

Каков человек, такова его речь.
Сократ

Место выступления

Место выступления также повлияет на то, как будет строиться повествование и пройдёт само выступление, а потому неплохо познакомиться с местом выступления заранее. Надо понять, где удобнее встать, куда пройти в случае необходимости, как не загородить при повествовании ряды изображений и т.п.

Если выступление будет происходить за кафедрой или трибуной, важно обратить внимание на то, не слишком ли она высока. Если это так, то лучше предварительно попросить специальную, крепкую подставку, чтобы не возникало комичной ситуации «говорящая голова».

Если при выступлении придётся сидеть, то важно помнить, что сидеть нужно открыто и прямо. Не следует опирать всем телом на стол или сцеплять руки в замок. Это может действовать раздражающе на слушателей.

Одежда

Одежда должна быть удобной, ведь если выступающий будет ощущать дискомфорт, то это может сказаться на качестве его выступления. А потому не стоит одевать на выступление новую одежду, это может заметно стеснить движения. Именно поэтому на первое место ставится удобство.

Вместе с тем, одежда должна быть уместной. Не стоит надевать яркое платье или костюм на серьёзное выступление, потому что оно будет сильно отвлекать аудиторию от основного повествования. Лучше для серьёзных выступлений выбирать официально-деловой стиль.

Видео: Как подготовиться к публичному выступлению

Итог

Итак, для того, чтобы выступление прошло благополучно, следует тщательно подготовить выступление, учесть интересы аудитории, найти интересные и яркие подходы, правильно выбрать стиль одежды для конкретного мероприятия, и кратко изложить нужный материал. И, конечно, выступая перед публикой важно чувствовать себя уверенно. Не стоит нервно переминаться с ноги на ногу, семенить при выходе к аудитории и чуть слышно произносить свою речь. В противном случае люди начнут дремать уже на первых минутах выступления, что смело можно считать провалом.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт – выступление без подготовки.

План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Какой из способов наилучший? Это, конечно, зависит от подготовленности лектора и ответственности выступления. Менее подготовленные лекторы, менее уверенные в себе предпочитают подготовить текст выступления; те, кто боится публики, нередко пытаются заучивать выступление на-

изусть путем многократных репетиций наедине; опытные лекторы обычно пользуются различными видами планов-конспектов. П. Сопер считал, что план-конспект – это тот идеал, к которому должны стремиться все лекторы.

Подготовка к выступлению начинается с обдумывания.

Обдумывание выступления

Предположим, вы узнали, что вам необходимо выступить с небольшим сообщением. С чего начать подготовку?

Не следует с самого начала идти советоваться с кем-либо, как вам выступать. Сначала обдумайте свое выступление наедине. Если необходимо посоветоваться, то имеет смысл советоваться только по целому выступлению.

Не надо также начинать с того, чтобы искать литературу по теме вашего выступления. Это можно сделать, но потом, на завершающей стадии, когда вы действительно почувствуете, что в чем-то вам не хватает материала или идей. Здесь стоит прислушаться к совету Д. Карнеги: «Не начинайте читать по теме, пока не исчерпаете собственных мыслей».

Для выступления выбирайте 1–2 аспекта или вопроса, не более. Так будет легче и вам, и это облегчит задачу восприятия вашего выступления слушателям.

Всегда важно, выступая, иметь «резервные знания» – материала у вас должно быть минимум на треть больше того, который, по вашим расчетам, необходим для выступления. Вы должны знать по этому вопросу и быть готовы рассказать больше, но в выступлении вы должны себя сознательно ограничить, рассказать только часть того, что вы знаете. Д. Карнеги, которому принадлежит термин «резервные знания», писал, что они придают выступающему особую уверенность, «возникает ощущение, которое трудно описать – вы будете заряжены позитивно». Об этом же писал О. Эрнст: «С избытком подбирайте материал, это позволит уверенней обращаться с ним».

Обдумывая будущее выступление, следует разбить его мысленно на тематические комплексы, причем их должно быть немного, лучше три-четыре, не больше: «сначала скажу о..., потом о..., затем о..., и, наконец, расскажу о...».

Д. Карнеги советует также заранее высказывать себе отношение к содержанию того, о чем вы будете говорить, то есть высказывайте свою оценку той или иной мысли, с которой вы выйдете к слушателям: «Очень важно иметь в виду...», «Самое главное в том, что я хочу вам сказать...»,

«Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что...» и т. д.

И еще один практический совет: то, что хотите сами лучше запомнить и подчеркнуть в выступлении, чаще упоминайте в разговорах с людьми, высказывайте основные мысли своего выступления друзьям, родственникам. Основные мысли надо проговорить до выступления, это позволит вам их лучше осмыслить и сформулировать.

Не стоит пытаться готовиться к выступлению за один раз – растяните это на несколько дней, делайте перерывы в подготовке, готовьте свое выступление блоками – так вы лучше его запомните.

Подготовка конспекта выступления

Очень полезно вести записи по темам, которые вас интересуют и которые могут стать предметом вашего публичного выступления.

«Записывайте чужие, а особенно свои мысли на клочках бумаги – так будет легче их собрать и расклассифицировать», советует Д. Карнеги. Не надо вести предварительные записи в тетрадях, блокнотах и т. д. – так нельзя будет быстро найти то, что вам нужно, придется все перечитывать. Записи на клочках бумаги, отдельных листочках – оптимальный способ подготовки. В верхней части листочка напишите карандашом или цветной ручкой, к какой теме относится данная запись, так вы легко потом соберете вместе записи на одну тему (например: «Приватизация», «Частная школа», «Русский характер» и т. д.). Не надо вести предварительные записи на хорошей бумаге – это отвлекает от сущности. Записи должны быть разного формата, размера – так тоже легче их различить и разложить по темам.

Большую пользу могут оказать краткие письменные резюме прочитанного, которые тоже следует записать на листочки. П. Сопер писал: «Если вы прочтете 1000 слов и затем напишите 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать,вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного», ... Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание» (с. 94).

Как технически подготовить конспект выступления?

Предположим, у вас есть тема выступления. Поступайте следующим образом.

1. Составьте перечень фактов, которые вы считаете возможным отнести к данной теме. Такой перечень должен на первом этапе быть именно перечнем, без всякой классифика-

ции. Включите туда все, что сможете вспомнить, даже то, что относится к теме косвенно – оно может понадобиться впоследствии.

    Отберите главное и выпишите перечень главных пунктов. Оставьте между ними место и после того, как главные пункты будут записаны, впишите под каждым из них второстепенные, выделяя их из общего перечня.

    Вычеркните все лишнее, не относящееся к делу из первичного перечня фактов.

4. Теперь посмотрите, чего вам не хватает. Добавьте необходимое либо напишите название недостающего факта или раздела и пометьте любым знаком, что вам нужно найти на эту тему материал. Удобно использовать в этом случае стрелку на полях, которая указывает на данный пункт – это означает, что необходимо сюда добавить, внести материал.

    Разбейте план на вступление, основную часть и заключение. Это необходимо сделать потому, что вступление и заключение должны быть наиболее подробно сформулированы словесно. Вступительные фразы лучше записать полностью, заключительные тоже.

    Разрабатывая план основной части выступления, проследите, чтобы логичным был переход от одной мысли к другой. Используйте нумерацию вопросов («сейчас переходим ко второму вопросу») либо задавайте вопросы типа «Что же является причиной того состояния дел, которое я только что обрисовал?».

Следите, чтобы каждый выдвигаемый вами тезис, каждое утверждение имели подкрепление вспомогательными фактами, расположенными под ними (1, 2, 3 и т. д.). Старайтесь, чтобы таких подкреплений по каждому тезису было несколько.

Следует также соблюдать некоторые требования к языку составляемого конспекта. Лучше пользоваться полными предложениями, особенно на первых порах. Кроме того, в конспект целесообразно вносить не вопросы, а конкретные утверждения, сформулированные как уже готовые и осмысленные вами мысли.

Как пользоваться конспектом? Разные лекторы пользуются своими записями по-разному. Всемирно известный актер Ч. Чаплин, например, очень боялся микрофона и все его речи были им предварительно полностью написаны, он выступал по полному тексту. Великолепный лектор Илья Ильич Мечников готовился к каждой лекции тщательнейшим

образом, но записей или конспектов никогда не делал, на лекции импровизировал. Известный советский химик А. Н. Реформатский писал полный текст лекции, дома читал лекцию семье, брал ее в аудиторию с собой, держал перед собой на кафедре, но не заглядывал. Историк В. О. Ключевский читал полностью написанный текст с листа, но при этом как бы рассказывал. Физиолог И.М. Сеченов сначала вышептывал лекцию в процессе подготовки, а потом читал без конспекта. Прекрасный оратор В. И. Ленин готовил тезисы на маленьких листах бумаги и выступал, изредка заглядывая в них.

Если говорить о чисто технической стороне, то удобнее всего иметь план-конспект на небольших листках, чтобы их можно было взять в руки, сойти с ними в зал, изредка заглядывая в отдельные записи. Д. Карнеги подходил к использованию конспекта более жестко – он полагал, что конспект нужен на этапе подготовки к выступлению, а во время выступления в него лучше не заглядывать, а записи лучше вообще держать в кармане. Он сравнивал записи лектора с топором и пилой в пассажирском вагоне поезда – «это аварийные инструменты». Использование лектором записей, по его мнению, на 50% уничтожает интерес к выступлению. В последнем, конечно, Д. Карнеги прав, но рекомендовать выступать без конспектов и записей все же, видимо, нельзя – это могут только опытные ораторы, многократно выступающие на одну и ту же тему. Оптимально, видимо, иметь записи, но пользоваться ими по возможности реже.

Выработка уверенности в себе

Выступление перед аудиторией всегда волнует человека. С волнением не надо очень бороться. Оно в значительной степени может даже помочь в выступлении. Надо просто принять ряд мер, чтобы повысить свою собственную уверенность при появлении перед аудиторией.

Все специалисты по публичному речевому воздействию рекомендуют в один голос – «Набирайтесь опыта!».

Сначала надо научиться громко и отчетливо задавать вопросы в большой аудитории. В этом надо практиковаться, тем более что вопрос – это краткое речевое произведение и его можно заранее всегда приготовить. Очень важно поднять руку и громко задать вопрос.

Просите при удобном случае слова и произносите крат-

кие реплики – две-три фразы, не более. Их тоже можно заранее подготовить.

Участвуйте в дискуссиях, высказывайте свое мнение – сначала хотя бы в такой форме: «Я согласен с...», «Мне кажется, прав тот, кто считает...», затем постепенно переходите к небольшим выступлениям.

Обсуждайте то, что вы хотите высказать публично, в семье, с друзьями, с людьми, с которыми вам легко общаться и которых вы не стесняетесь, которые вас всегда поддержат: «Я вот хочу выступить и предложить, чтобы...».

Надо ли репетировать свои выступления? Конечно, надо. Как это лучше делать?

Репетируйте речь про себя, идя по улице. Уединившись, произнесите негромко свою будущую речь с жестами.

Д. Карнеги советует: играйте в семье в произнесение речей; многократно произносите наедине трехминутные речи на темы, в которых вы хорошо разбираетесь; затем произносите эти речи перед друзьями. Можно ли тренироваться перед зеркалом? Лучше не надо: зеркало отвлекает; для тренировки перед зеркалом необходим значительный навык; да и ведь зеркала перед вами не будет, когда вы будете выступать. О. Эрнст вообще считает тренировку оратора перед зеркалом вредной.

Мы часто произносим яркие и вдохновенные речи после события. Лучше произнести такую речь до события, а потом во время события.

Психологическая и физическая подготовка к выступлению

Вот наступает день вашего выступления. К выступлению нужно прийти в хорошей психологической и физической форме.

1. Не бойтесь слушателей: еще ни разу в истории они никого не съели. О. Эрнст писал: «Еще ни разу ни один из ораторов не упал в обморок на трибуне, даже если его выступление действительно было ниже всякой критики». Одна молодая учительница, проводя первый самостоятельный урок в школе, держала перед собой небольшую бумажку, в которую иногда заглядывала. Урок прошел успешно, и ученики, окружив ее на перемене, спросили, что было написано в бумажке и почему она туда заглядывала. Учительница протянула им бумажку, на которой было крупно напи-

сано ее собственной рукой: «Не бойся, они тебя не съедят». Действительно, поймите, никто вас не съест.

2. Сконцентрируйте внимание не на своих собственных переживаниях, а на содержании своей речи. Помните, что для слушателей важнее всего представляемая вами позиция, ваши идеи, а потом уже вы сами. Им интересно то, что вы говорите, а не то, как вы говорите. Ваша особа их мало интересует, они видели всяких.

«Представьте себе, вы – посыльный, который должен вручить некое послание. Мы не обращаем на посыльного особого внимания, нас интересует содержание телеграммы. Вся суть в послании. Сосредоточьте на нем ваше внимание. Держите его в вашем сердце. Знайте его, как свои пять пальцев. Верьте в него. А затем говорите, убежденно и решительно. Поступайте так, и десять шансов против одного, что вы вскоре станете хозяином положения и будете владеть собой» (Д. Карнеги, с. 297).

    Скажите слушателям не все. Оставьте себе «резервные знания» – мысль о них укрепит вашу уверенность. Будьте готовы к тому, что вы расскажете лишь некоторую часть того, что могли бы, сознательно ограничьте себя.

    Не готовьтесь в день выступления.

    За час-полтора до выступления не занимайтесь неожиданными и непривычными для вас делами, не начинайте новых дел – это рассеет ваше внимание.

6. Не ешьте перед ответственным выступлением. Вспомним Остапа Бендера – как известно, когда он был голоден, он испытывал приступы красноречия. Д. Карнеги иронически замечает, что если вы хорошо поедите перед выступлением, то кровь, которая должна циркулировать в вашем мозге, опускается вниз и начинает борьбу с бифштексом и картофелем.

7. Если волнение все-таки не оставляет вас, постарайтесь избежать нервных движений – они будут способствовать усилению вашей неуверенности. Для этого лучше всего занять руки: шевелите пальцами за спиной либо пальцами ног, держитесь за стул или за трибуну, зажмите в кулак монету, какой-нибудь другой маленький предмет. Это поможет вам справиться с волнением.

Умение уверенно держать себя в присутствии большого и не очень большого количества людей очень важно, так как поможет вам повысить уверенность в себе, произвести позитивное впечатление на руководство и получить повышение по службе. Рассмотрим, как выступать публично, чтобы добиваться поставленных целей.

В любых организациях и отделах, где работа связана с обслуживанием клиентов и общением с людьми, необходимо проводить встречи, беседы и выступления на публике. И при этом, очень важно слаженно говорить, уверенно держаться и . Постепенно обучаясь и развивая собственные навыки, вы научитесь красиво и слаженно говорить на публике.

Как выступать публично? Подготовка

Первое, что вам нужно сделать при подготовке публичного выступления, это определиться, перед кем вы будете выступать. Постарайтесь предварительно оценить собственную аудиторию: определить ее средний возраст, уровень образования и профессиональной подготовки, род занятий. Подумайте, насколько ваши будущие слушатели интересуются темой выступления и какими предварительными знаниями по обсуждаемому вопросу они обладают. Анализ этой информации поможет вам предугадать ожидания ваших будущих слушателей и подготовиться в соответствии с этими ожиданиями.

Любое выступление должно содержать тему и раскрывать ее, а также содержать компетентные данные и высказывания. Всегда приятно слушать человека, который прекрасно разбирается в теме и уверенно держится.

Если слушатели, например, записались на вашу лекцию, они надеются слушать ваши высказывания и следить за ходом основной мысли, причем слушать увлеченно, и найти для себя в вашем выступлении что-то полезное или познавательное.

При подготовке к выступлению на публике очень важно правильно определиться с основной целью выступления, иначе сложно будет оценить его успешность. Если вы решите, что основной целью выступления будет повести людей за собой, у вас получится вдохнуть в сказанное особый смысл и передать слушателям все испытываемые вами чувства, страстность и искреннюю убежденность.

После того, как вы определились с целью выступления, начните готовить его план. Расскажите слушателям о том, какую тему вы хотите поднять и о важности этой темы для вас и каждого, затем поднимите тему и раскройте ее, а потом подведите итоги и еще раз напомните основную мысль вашего выступления. Таким образом, необходимо выделить главное и обобщить все сказанное в начале и в конце выступления.

Если вы подготовили большой объем материала, выделите основные факты, которые не будут препятствовать повествованию. Ведь слушатели запомнят лишь общий эффект от вашей речи, ваши и свои эмоции, основную идею, начало речи и ее завершение.

Как выступать публично и производить незабываемый эффект? Продумайте начало выступления. Оно должно быть чем-то знаменательным, необычным, шокирующим или ошеломляющим. Это может быть какой-то случай, риторический вопрос, цитата, анекдот. Будет отлично, если вы сможете вызвать у каждого слушателя личную эмоцию, основанную на ранее полученном опыте. В идеале вы должны заинтересовать слушателей настолько, чтобы они подумали о том, что же будет дальше.

После того, как вы подобрали удачное вступление, сформулируйте основную мысль выступления, основной тезис. А затем подберите простые предложения для раскрытия основной мысли. Почему простые предложения? По тому, что ваша речь должна быть понятна всем и в то же время она должна быть содержательна и информативна. Кроме этого, подготовьте примеры, которые пояснят слушателям ваши тезисы, иначе ваша речь получится сухой и ее быстро забудут. С помощью примеров, историй, шуток, анекдотов добавьте в речь остроты и образности. Ну и не забудьте окончить свою речь ярким резюме.

Что делать, если вам необходимо запомнить наизусть несколько листов текста выступления?

Вот как раз не нужно наизусть запоминать весь текст. Лучше всего текст выступления разделить на отдельные модули и записать на карточки. Карточки имеют небольшой размер, их удобно держать в руках. Кроме этого, основное преимущество такого разделения текста выступления на модули то, что если вы вдруг забудете рассказать о каких-то аспектах, вы сможете перейти к ним в любой момент выступления.

После того, как вы распланировали порядок своего выступления, не забудьте прорепетировать свое выступление. Репетируя, вы сможете оценить четкость своей речи, ее продолжительность, мнение близких о ее содержании, эффективность использования карточек-подсказок.

Вот несколько советов, которые помогут вам избежать излишнего волнения во время выступления:

  • Перед выступлением постарайтесь уединиться в тихом месте и попробовать собственное удачное выступление. Сделать это можно вот таким образом: представьте, как вы уверенно стоите перед публикой, как люди внимательно вас слушают, поддерживают и принимают вам, а в конце вашего выступления заинтересованно задают вопросы или хлопают.
  • Контролируйте собственное дыхание, стараясь делать глубокий вдох животом.
  • Разомните лицевые мышцы рта, высуньте язык, пожуйте жвачку или произнесите несколько скороговорок.
  • Добавьте уверенности в свой взгляд, осанку, держите открытую позу, не раскачивайтесь и не ходите из угла в угол.

Ну и не забудьте посмотреть это мотивирующее видео о подготовке к выступлению.