Основы организации безналичных расчетов. Контрольная работа сущность безналичных расчетов

Организация безналичных расчетов строится на установленных центральным банком правилах, создающих основу безналичных расчетов.

Эти правила предъявляют одинаковые требования всем участникам расчетов во всех сферах экономической жизни общества - будь-то финансовые платежи, платежи за товары и услуги или платежи, связанные с получением доходов в виде дивидендов, процентов и т. д. Понятно, что основой-основ организации безналичных расчетов являются принципы их выполнения. Однако, помимо принципов, важное место в организации безналичных расчетов имеют и технические средства их выполнения. Речь идет о том, как осуществляется передача информации между банками (с помощью почтовых сообщений или электронными средствами связи) и, соответственно, как унифицирована и стандартизована эта информация. Например, с конца 2006 года в Украине внедрена система электронных платежей (СЭП-2), в связи с чем информация между банками передается электронными средствами связи в единой системе межбанковских расчетов, объединившей в себе черты двух ранее существовавших подсистем: СЭП-1, осуществлявшей с 1993 г. переводы информации в файловом режиме, и Системы срочных переводов, введенной в эксплуатацию в 2001 году, и осуществляющей переводы в режиме реального времени. Вместе с тем, в настоящее время хозяйствующие субъекты дают указания (поручения) банкам о выполнении тех или иных платежей, как правило, на бумажных носителях - бланках расчетных документов, которые, после их соответствующего оформления клиентом дают основания банкам осуществлять те или иные расчетные операции либо по переводу, либо по взысканию средств в электронном режиме. Это означает, что в зависимости от того или иного расчетного документа, предоставленного клиентом в банк, движение документа (или информации) из данного банка в соответствующий банк-корреспондент осуществляется неодинаково, определяя тем самым форму безналичных расчетов.

Уместно отметить, что основы организации безналичных расчетов охватывают принципы организации безналичных расчетов, применяемые бланки расчетных документов, формы организации безналичных расчетов и технологию передачи информации между банками, что рассматривается ниже.

Принципы организации безналичных расчетов

Безналичные расчеты практически во всех странах составляют большую часть единого денежного оборота страны. Поэтому от того, какие принципы (исходные положения) заложены в основу организации безналичных расчетов, в значительной мере зависят и основные результаты деятельности хозяйствующих субъектов, и эффективность, и бесперебойность денежного оборота страны. Например, возможность использования сегодня предоплаты противоречит сущности денег в функции средства платежа и, соответственно, малоэффективно, создавая, к тому же, риск покупателя в неполучении товара. А, например, при расчетах платежными требованиями за товары и услуги (по акцептной форме расчетов, ныне отмененной) выполнение расчетов осуществлялось значительно быстрее, чем при расчетах платежными требованиями-поручениями, заменившими собой акцептную форму расчетов, которая страховала к тому же, риск поставщика от неоплаты товара (чего не предусматривает форма расчетов платежными требованиями-поручениями). Следовательно, принципы организации безналичных расчетов представляют собой тот краеугольный камень, фундамент, на котором строится порядок выполнения безналичных расчетов и бесперебойность безналичного денежного оборота. В современной инструктивной и учебной отечественной литературе принципы организации безналичных расчетов либо вообще не рассматриваются, либо рассматриваются вместе с другими, не относящимися к собственно принципам организации расчетов, положениями.

В частности, то, что денежные средства юридических (и некоторых физических) лиц хранятся на счетах в банках, является только предпосылкой, но не принципом организации безналичных расчетов, так как наличие средств на счете плательщика означает только наличие кредитных отношений между банком и его клиентом и, соответственно, только наличие возможности выполнить платеж.

Среди принципов организации безналичных расчетов следует назвать принцип, объективно вытекающий из того, что все юридические (и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) хранят свои деньги на счетах в банках, в связи с чем выполнение безналичных расчетов может осуществляться только через банки. Это обусловлено тем, что основная масса средства предприятий хранится на их счетах в банках в виде записей по этим счетам и использование этих средств в безналичной форме возможно только (!) через банки.

Аналогично, возможность юридических и физических лиц самостоятельно выбирать обслуживающие их банки и формы безналичных расчетов, не относится к принципам организации безналичных расчетов. Это обусловлено тем, что выбор обслуживающего банка, или выбор формы безналичных расчетов является важнейшим условием свободы предпринимательства и хозяйственной самостоятельности деловых партнеров в рыночной экономике, а отнюдь не принципом (исходным положением) организации безналичных расчетов.

Не относится к принципам организации безналичных расчетов и наличие "...свободных средств на счете плательщика или права на получение кредита" (выделено Л. Р.). Это объясняется тем, что "наличие свободных средств" (кредитовых остатков на текущем счете плательщика) означает возможность осуществления безналичных расчетов, так как между банком и его клиентом уже существуют кредитные отношения (именно без которых невозможно выполнение безналичных расчетов). Что же касается наличия права на получение ссуды, то следует отметить, что оно возникает только после подписания кредитного договора, свидетельствуя, тем самым, только о возможности создания кредитных отношений.

Следовательно, речь идет о возможности осуществления безналичных расчетов в связи с наличием между банком и его клиентом кредитных отношений, а отнюдь не о принципе организации их выполнения.

В связи с вышеизложенным, мы считаем, что в настоящее время к принципам организации безналичных расчетов относятся выполнение их:

  • 1. через банки,
  • 2. с согласия плательщика - владельца счета;
  • 3. вслед за отгрузкой товаров или оказанием услуг;
  • 4. с использованием технических средств передачи информации.

Обязательность выполнения всех безналичных расчетов через банки обусловлена, как уже было сказано выше, фактом хранения хозяйствующими субъектами своих средств на счетах в банках. Понятно, что если денежные средства предпринимателя (за исключением незначительных сумм наличных в пределах лимитов касс, которые могут находиться в кассе предприятия) хранятся на счетах в банках, то выполнять безналичные расчеты можно только через банки.

Такой принцип организации безналичных расчетов как выполнение всех безналичных расчетов (за исключением принудительного списания средств с текущего счета) с согласия владельца счета означает, что банк, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов, тем не менее, не имеет права по собственному усмотрению распоряжаться не принадлежащими ему денежными средствами, находящимися на счетах его клиентов. Этот принцип организации безналичных расчетов имеет принципиальное значение в организации деятельности хозяйствующих субъектов, так как он гарантирует клиентам банка хозяйственную самостоятельность, неприкосновенность и, соответственно, надежность хранения их средств в банках.

Своевременность, как основа организации безналичных расчетов, имеет немаловажное значение в хозяйственной деятельности, так как просрочка платежа одним плательщиком может повлечь за собой цепь неплатежей в стране, спровоцировав тем самым платежный кризис в экономической системе. Это обусловлено тем, что расходование средств на производство продукции требует своего возмещения за счет выручки от ее (продукции) реализации. Когда же поступление выручки задерживается из-за несвоевременности платежа, то бесперебойность производства и обращения может нарушиться. Своевременность выполнения безналичных расчетов, как основа их организации, красной нитью проходит через весь текст Инструкции НБУ № 22 в виде необходимости соблюдения:

  • - дат оформления документов;
  • - дат представления документов в банк,
  • - сроков действия тех или иных расчетных документов,
  • - нормативных сроков прохождения документов через банки,
  • - сроков действия аккредитивов и др.

Вместе с тем, в этой инструкции отсутствует четкое и однозначное толкование самого понятия "своевременность" выполнения безналичных расчетов, что позволяет по-разному толковать (и понимать) поставщиками, покупателями и банками "своевременность" выполнения безналичных расчетов, не говоря уже о "своевременности" выдачи наличных денег со счета клиента банка.

Вместе с тем, необходимость максимального сближения во времени актов купли и продажи, точнее максимального сближения во времени моментов отгрузки товара и поступления денег на счет за отгруженный товар (чтобы не допускать неэффективного перераспределения средств между поставщиками и покупателями), является непременным условием эффективности безналичных расчетов. Из этого следует, что требуется соблюдение такого принципа организации безналичных расчетов как выполнение их "вслед" за отгрузкой товаров или оказанием услуг (а не "после" отгрузки товара или оказания услуг). Выполнение расчетов вслед за отгрузкой товаров означает немедленно, как только возможно быстро для плательщика (как правило, в течение 2-3 рабочих дней, считая от даты отгрузки товара или оказания услуг, или даты получения товарно-транспортных документов, в зависимости от той или иной формы безналичных расчетов) завершить оформление необходимых для выполнения платежа расчетных документов и представить их в банк. Что же касается использования в договорах купли-продажи термина "после", то все сроки, исчисляемые от даты отгрузки товаров или оказания услуг - день, несколько дней, 30 дней, 90 дней и т.д. относятся к понятию "после", в зависимости от субъективного подхода партнеров. Соответственно, никакой арбитражный суд не сможет решить вопрос в пользу заинтересованного лица, если в договоре купли-продажи будет использован термин "после" (например, если будет записано, что "расчеты должны быть произведены после отгрузки товаров или оказания услуг"). Естественно, что термин "после" неприемлем в организации безналичных расчетов. Относительно выполнения безналичных расчетов в порядке предоплаты, следует отметить, что в Инструкции 22 предусмотрена возможность осуществления безналичных расчетов "...в порядке предварительной оплаты - если такой порядок расчетов установлен законодательством Украины и/или обусловлен в договоре;" [п. 3.6 Инструкции 22]. Однако, предоплата противоречит сути товарно-денежных отношений, не свойственна она и экономически развитым рыночным системам, в которых только транспортная продукция (в силу специфики ее выполнения и предоставления) оплачивается "до" ее выполнения. Все же остальные товары и услуги оплачиваются "вслед" за их предоставлением. Такой порядок обусловлен самой сущностью денег в безналичных расчетах, выполняющих функцию средства платежа, в которой деньги завершают товарообмен, а не предваряют его. Следовательно, предоплата противоречит природе и сущности и самих денег, и самого товарноденежного обмена. Уместно отметить, что предоплата предполагает уплату всей суммы, оговоренной контрактом (а не ее меньшей части, как при авансовых платежах) до отгрузки товара или оказания услуг, тем самым снижая материальную заинтересованность поставщика в последующем выполнении условий договора.

Уместно отметить, что в Украине при высоких темпах инфляции (1993-1994 гг.), были нередки случаи, когда поставщики сознательно затягивали сроки отгрузки товаров с тем, чтобы потребовать от покупателей уплаты дополнительных сумм, обусловленных быстрым ростом цен, что зачастую приводило покупателей к банкротству.

Предоплата возникает, в частности, и при неразвитости банковской системы, не способной предложить клиентам аккредитивную форму расчетов, защищающую каждого из партнеров (и покупателя и поставщика) от рисков неотгрузки продукции или неплатежа. Существование предоплаты (разрешенное законом) - это несоблюдение такого объективно существующего принципа организации безналичных расчетов, как их осуществление "вслед" за отгрузкой товаров или оказанием услуг, позволяющего всемерно сближать акты купли-продажи товаров. Предоплата способствует негативному перераспределению средств между хозяйствующими субъектами различных отраслей экономики, она противоречит объективной сущности функционирования денег, которые либо посредничают в товарообмене (Т - Д - Т), либо завершают его (О - Т......Т - Д - О).

При выполнении безналичных расчетов банк осуществляет платежи исключительно в пределах остатков средств на текущем счете клиента. Но так как может возникнуть несколько претензий к текущему счету клиента, по документам поступившим в банк одновременно, то для их выполнения на текущем счете клиента должно быть достаточно средств для выполнения всех платежей по всем предъявленным в банк расчетным документам. Однако, если на счете клиента недостаточно средств для оплаты всех предъявленных к счету претензий, то банк будет осуществлять их выполнение согласно установленной (Инструкция 22, п. 2.22) очередности платежей:

  • 1. Платежи на основании решений суда по требованиям, возникшим в связи с происшедшими несчастными случаями, которые повлекли за собой инвалидность или, даже, смерть пострадавшего, а также уплату алиментов;
  • 2. Платежи на основании решений суда о расчетах, касающихся выплат выходного пособия и оплаты труда лицам, которые работают по контракту, а также выплат, связанных с авторским договором;
  • 3. Платежи на основании других решений суда;
  • 4. Платежи по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджет;
  • 5. Платежи по прочим расчетным документам выполняются в порядке их поступления.

Таким образом, при выполнении обычных (не связанных с принудительным взысканием средств - пп. 1-3) текущих платежей (пп..4-5), в первую очередь производятся платежи в бюджет (п.4), а за ними все остальные платежи в порядке календарной очередности их поступлений.

1-й принцип

: Безналичные расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам как физическим, так и юридическим лицам для хранения и перевода средств.

2-й принцип

: Платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке установленной ими очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

3-й принцип

: Свобода выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков.

4-й принцип

: Принцип срочности платежа. Банки обязаны соблюдать установленные законодательно сроки исполнения платежей;

5-й принцип

: Принцип обеспеченности платежа предполагает наличие у плательщика или у его гаранта ликвидных средств, для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

Зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа. Основными формами безналичных расчетов являются:

1) Платежное поручение

Это распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.

2) Чек-

инициатор клиент.средства депонируются на отд. счете, под счет выдается чековая книжка.чеки-это ценные бумаги.

Чек - это денежный документ установленной формы, содержащий ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чек является инструментом, с помощью которого осуществляются расчеты. Если клиент имеет депозит в банке или получил от него кредит, то на основании договора банк может выдать клиенту бланки чеков на сумму депозита или кредита.

3) Инкассовое поручение

Это расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке:

а) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

б) для взыскания по исполнительным документам;

в) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

4) Аккредитив

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (далее - банк-эмитент), обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (далее - исполняющий банк) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив обособлен и независим от основного договора.

Порядок осуществления аккредитивной операции:

1. Наличие договора между покупателем и поставщиком, в котором оговорены условия поставки товара и порядок расчетов.

2. Покупатель в оговоренные с поставщиком сроки дает поручение своему банку об открытии (выставлении) аккредитива.

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.

Принципы организации расчетов – основополагающие начала их проведения . Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип – правовой режим осуществления расчетов и платежей – обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Все гражданские правоотношения подразделяются на вещные и обязательственные. Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретным должником в пользу кредитора. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. В литературе высказана позиция, что безналичные расчеты – это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам – корреспондентам, основным из которых является Банк России. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяет необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов. Развитие международных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость использования соответствующих конвенций и нормативных актов.

Третий принцип – поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей . Соблюдение этого принципа – залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип – наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж . Данный принцип реализуется путем применения:

    либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

    либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам – на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип – срочность платежа – вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и в конечном счете к платежному кризису.

Обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода – времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций. В новой форме бухгалтерского баланса предприятия, введенной с отчета за первое полугодие 1996 г., дебиторская задолженность в активах и кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).

В современных условиях платежного кризиса этот принцип фактически не выдерживается. Проблема соблюдения рассматриваемого принципа может быть решена путем преодоления платежного кризиса и развития всех остальных принципов, особенно излагаемых далее.

Шестой принцип – контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения – подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными органами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. В частности, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов.

В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе работы, налаживая близкие отношения с клиентами. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков – сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений, так и для клиента – финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств.

Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.

Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связан седьмой принцип – их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий . Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, не в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов.

Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса изыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,7% суммы за каждый день просрочки; принятия порядка бессрочного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также имущество недоимщиков и др.

Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматривается обеими сторонами без участий банковских учреждений. Спорный вопрос решается в суде третейском суде и арбитраже. Претензии к банку связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляется клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям с другими банками, и, при необходимости с участием РКЦ.

Платежная система - совокупность законодательно регулируемых инструментов и методов, применяемых для пере­вода денег, осуществления расчетов и урегулирования долговых обязательств между участ­никами экономических отношений.

Функционирование платежной системы РФ регулируется Гражданским Кодексом РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности» и нормативными актами банка России.

Основнымиэлементами платежной системы являются: субъекты расчетных отношений, объекты расчетных отношений, принципы организации и формы проведения расчетов. Расчеты - это обмен информацией между плательщиком и получателем денег, а также между банками о порядке и способах погашения обязательств. Под платежом понимают безотзывную и безусловную передачу денег плательщиком получателю, завершающую процесс расчетов. Как уже упоминалось, при осуществлении безналичных расчетов деньги выполняют функцию средства платежа.

Безналичные расчеты - это расчеты, осуществляемые посредством перечисления по счетам в кредитных учреждениях и путем зачета взаимных требований. Безналичные расчеты должны осуществляться таким образом, чтобы платежи совершались в максимально короткие сроки, позволяющие обеспечить непрерывность и ускорение воспроизводственного процесса, кругооборота капитала, оборачиваемости средств.

В процессе совершения безналичных расчетов возникают отношения, создающие условия для взаимного контроля участников расчетов: поставщика и покупателя, за выполнением хозяйственных договоров, предупреждения неплатежей, а со стороны банка - проверки соблюдения установленных правил расчетов, законности расчетных операций. Безналичный оборот могут совершать и средства, находящиеся на счетах граждан. Организации перечисляют денежные доходы и другие выплаты гражданам на их счета в банках. В свою очередь оплата расходов населения безналичным путем также может производиться с банковских счетов. Замещение в этих случаях наличных денежных знаков безналичными перечислениями оптимизирует весь денежный оборот, так как сокращается количество наличных денег в обращении и сокращаются издержки обращения.

Выделяют следующие группы субъектов безналичных расчетов: финансовый сектор (банки) и нефинансовый сектор (межхозяйственные расчеты), сектор домашних хозяйств.

Назначение платежа позволяет выделить следующие объекты расчетных отношений: платежи по товарным операциям и платежи по нетоварным операциям (платежи в бюджет, платежи по ссудам, оплата страховых взносов и т.п.).

Кроме того, принято различать межгосударственные (международные) и внутригосударственные расчеты, которые бывают одногородние и иногородние.



Безналичный платежный оборот представляет собой перечисление денег по счетам в банках и зачет взаимных требований. Организатором системы расчетов является Центральный банк, он определяет порядок, правила и формы проведения расчетов. В каждой стране организация системы безналичных расчетов имеет определенную специфику, однако существуют общие основополагающие принципы безналичных расчетов :

Первый принцип вытекает из требования обязательного хранения всех средств предприятий в банках и состоит в том, что все расчеты осуществляются только через банковские учреждения.

Второй принцип - принцип обеспеченности платежей - состоит в том, что платежи осуществляются в пределах остатка средств на счете плательщика, который должен планировать все поступления, списания со счета и своевременно изыскивать средства для выполнения своих обязательств и текущих платежей, например, путем получения кредита или продажи активов в случае недостаточности текущих поступлений. Принцип обеспеченности платежей создает гарантию платежа, укрепляет платежную дисциплину в хозяйстве, а, следовательно, платежеспособность и кредитоспособность всех участников расчетов.

Третий принцип - получение акцепта (согласия) плательщика на платеж. Акцепт бывает предварительный и последующий, положительный и отрицательный. В современной российской практике обычно практикуется предварительный положительный акцепт. Однако, в предусмотренных законом случаях возможно безакцептное или бесспорное списание средств со счета плательщика, например, по исполнительным листам, оформляющим решения судов, по требованию налоговых органов при наличии недоимок по обязательным платежам в бюджет, в ряде других случаев.

Четвертый принцип - принцип срочности платежа - состоит в требовании выполнять платежное обязательство точно в договорные сроки, согласованные с получателем платежа (бенефициаром) и закрепленными в соответствующем договоре. Нарушения этого принципа ведут к разрыву кругооборота средств и могут служить причиной платежных кризисов. Поэтому очередность платежей плательщик определяет самостоятельно с учетом установленных законодательно групп очередей и указывает их в платежных поручениях.

Пятый принцип закрепляет свободу выбора форм расчетов за субъектами платежных отношений. Обычно, при выборе той или иной формы безналичных расчетов последнее слово остается за плательщиком.

Все принципы расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение одного из них приводит к нарушению других принципов.

Выделяют клиентские расчетные операции и банковские , среди которых различают внутрибанковские и межбанковские расчетные операции.

Под клиентскими расчетными операциями коммерческого банка понимается исполнение приказов-поручений клиентов - физических и юридических лиц - на оплату работ, услуг, товаров, полученных от поставщиков, или погашение задолженностей по бюджету, Пенсионному и прочим фондам, органам социальной защиты и другим организациям, а также зачисление на расчетные, текущие и прочие счета клиентов поступающих для них денежных средств. Следовательно, расчетные операции банка имеют посреднический (агентский) характер. Кроме того, банк, являясь юридическим лицом, осуществляет собственные расчетные операции по финансовым и хозяйственным операциям, в том числе межбанковские расчеты внутри страны и с банками зарубежных стран. Межбанковскими являются расчеты, осуществляемые, как правило, в безналичном порядке между юридически самостоятельными банками по операциям, связанным с обслуживанием своей клиентуры, а также по операциям самого банка как хозяйствующего субъекта.

В денежных расчетах и платежах, проводимых преимущественно банками, находят свое воплощение практически все виды экономических отношений в обществе. Это, в свою очередь, немыслимо без взаимных расчетов между банками - межбанковских расчетов, что обусловлено широкой разветвленностью хозяйственных связей, большой территориальной удаленностью предприятий и некоторыми другими факторами.

На базе различий в форме расчетов можно выделить переводные, инкассовые и аккредитивные операции. При этом под формой расчетов понимается совокупность способа платежа, техники его осуществления и соответствующего документооборота.

Зачисление (списание) денежных средств по счетам клиентов производится на основании расчетных документов . Расчетный документ представляет собой оформленное на бумажном носителе или в виде электронного платежного документа установленной Банком России формы распоряжение клиента банку. В зависимости от вида расчетного документа различают расчеты платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, чеками, векселями, аккредитивами, пластиковыми карточками.

Итак, основными формами безналичных расчетов являются:

1) Расчеты платежными поручениями. - это наиболее простой и распространенной в РФ форма безналичных расчетов. Она представляет собой банковский переводденежных средств от плательщика к получателю платежа, который осуществляется на основе платежного поручения, то есть поручения владельца счета банку о списании определенной суммы со своего счета и перечисления ее в другой банк для зачисления на счет бенефициара. Эта форма расчетов применяется в России как для расчетов по товарным, так и нетоварным операциям (например, при осуществлении страховых и налоговых платежей, оплате штрафов, возврате банковских кредитов и т.п.). По данным Банка России на платежные поручения приходится 77% всех безналичных расчетов по количеству и 90,6% - по сумме платежей.

Будучи весьма простой и удобной формой расчетов, банковский перевод отличается рядом существенных недостатков, особенно при использовании в товарных операциях. Бенефициар - получатель платежа - подвергается риску неплатежа или несвоевременного платежа, а для плательщика отсутствует гарантия поставки товара, за который был осуществлен платеж. Поэтому применение такой формы расчетов допустимо лишь при наличии взаимного доверия контрагентов.

2) Инкассовая форма расчетов . Инкассо представляет собой поручение клиента банку совершить действия по получению платежа с плательщика на основании каких-либо документов (финансовых или коммерческих), которые он (клиент) инкассирует.

Инкассовая форма безналичных расчетов может осуществляться на основе двух видов расчетных документов: платежного требования и инкассового поручения.

Платежное требование – это расчетный документ, содержащий требование кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Платежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором. Применение платежного требования может предусматривать необходимость акцепта плательщика, либо безакцептное списание средств.

Инкассовое поручение - это расчетный документ, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке:

а) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

б) для взыскания по исполнительным документам суда;

в) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика в бесспорном порядке. В принципе данный расчетный документ не предназначен для расчетов по коммерческим товарным поставкам, его применяют, когда получатель средств реализует право бесспорного списания по закону, в рамках предоставленных ему властных полномочий.

В России инкассовая форма расчетов применяется относительно редко, обычно в целях бесспорного списание средств по решению суда на основе исполнительных документов. Однако в международных расчетах по экспортно-импортным операциям эта форма безналичных расчетов применяется чаще, что отражает общемировую тенденцию.

3) Аккредитивная форма расчетов . Аккредитив – это условное денежное обязательство банка осуществить платеж по поручению и за счет клиента в случае выполнения получателем платежа требований аккредитива (требования обычно состоят в предъявлении определенных документов). При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива, обязуется произвести платежи в пользу получателя средств по представлении последним документов, соответствующих всем условиям аккредитива. Это самая надежная форма безналичных расчетов, поскольку банки гарантируют платеж, при условии выполнения требований аккредитива.. Подробнее порядок осуществления безналичных расчетов представлен в главе «Расчетно-кассовые операции банков».

4) Расчеты чеками. Как уже упоминалось, чек - это денежный документ установленной формы, содержащий ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чек является инструментом, с помощью которого осуществляются расчеты. Если клиент имеет депозит в банке, то банк может выдать клиенту бланки чеков на сумму депозита, а клиент может использовать чеки в качестве средства платежа за товары и услуги.

Формы безналичных расчетов избираются клиентами банков самостоятельно и закрепляются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. В качестве основных участников безналичных расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств, а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

Существующую в нашей стране платежную систему можно представить в виде иерархической структуры, которая включает в себя различных участников, использующих платежные средства.

На самом нижнем уровне иерархии находятся клиенты коммерческих банков (юридические и физические лица), имеющие счета в этих банках и осуществляющие расчеты между собой. Посредниками между клиентами выступают коммерческие банки, стоящие на втором уровне иерархической схемы, и расчетно-кассовые центры (РКЦ) Банка России, стоящие на верхних уровнях этой схемы. Не будучи подвержен опасности банкротства, ЦБ РФ выступает в этой структуре гарантом устойчивости всей платежной системы.

Структура платежной системы России приведена на рисунке 1.

Рис. 3 Структура платежной системы России.

Для проведения платежей, расчетно-кассового обслуживания клиентов и других операций банки устанавливают между собой корреспондентские отношения . Корреспондентские отношения - это договорные отношения между банками, регулирующие осуществление платежей и расчетов одним из них по поручению и за счет другого, а также предоставление кредитов и оказание различных услуг. Эти отношения могут устанавливаться между банками, находящимися как внутри страны, так и за ее пределами с открытием друг у друга счетов ЛОРО и НОСТРО.

Расчеты между коммерческими банками как по своим, так и по клиентским операциям могут осуществляться либо через корреспондентские счета, открытые в подразделениях Центрального банка (РКЦ), либо через корреспондентские счета, открытые в банках-корреспондентах. Кроме того, банки могут осуществлять взаиморасчеты через альтернативные (частные) клиринговые или расчетные центры. Для этого там открываются клиринговые счета, и расчеты проводятся в форме неттинга , то есть взаимные равновеликие требования и обязательства погашаются, а чистое сальдо (разница) - дебетовое списывается, а кредитовое - зачисляется на основной корреспондентский счет. Использование клиринговых счетов возможно при наличии у банков большого объема взаимных операций и наличии доверительных, отношений, возникающих на основе многолетней успешной совместной работы в качестве корреспондентов.

Таким образом, расчеты могут осуществляться либо на валовой основе , предусматривающей индивидуальную обработку каждого платежа, либо на чистой основе , или клиринга. Банк России осуществляет межбанковские расчеты на валовой основе, хотя предпринимаются попытки развивать государственную систему электронного межбанковского клиринга.

Безналичный платежный оборот в стране организуется на основе определенных принципов.

Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расчетов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности.

Первый принцип - правовой режим осуществления расчетов и платежей - обусловлен ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. Все гражданские правоотношения подразделяются на вещные (раздел 2 ГК РФ) и обязательственные (разделы 3, 4 ГК РФ). Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов. Выполнение обязательств предприятиями, частными лицами, государством обеспечивается благодаря платежной системе. В литературе высказана позиция, что безналичные расчеты - это не движение денежных средств, а движение денежных обязательств. При этом объем требований клиента к банку отражается на его расчетном (текущем) счете. На корреспондентских счетах банков отражаются уже суммы требований к банкам-корреспондентам, основным из которых является Банк России. Сложность и важность расчетных взаимоотношений предопределяют необходимость установления единообразия посредством регулирования. Базой последнего служит комплекс законов и подзаконных актов (указов Президента, постановлений правительства), а также нормативных актов тех государственных органов, которым поручено выполнять функцию регулирования расчетов. Развитие международных расчетов в связи с либерализацией внешнеэкономической деятельности обусловливает необходимость использования соответствующих конвенций и нормативных актов.

В связи с этим следует отметить, что в началеXX в. немецкий экономист Г.Кнапп рассматривал деньги только как платежное средство (других функций он не признавал), причем как продукт государственной власти и права. «Сущность денег, - отмечал он, - заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регулирующих их употребление».

К главным законодательным источникам регулирования расчетов относятся: Гражданский кодекс РФ; Гражданский процессуальный кодекс РСФСР; Арбитражный процессуальный кодекс РФ.

Специальные законодательные и подзаконные акты включают: Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г.; Федеральный закон от 3 февраля 1996 г.; Положение о чеках, утвержденное постановлением Верховного Совета (ВС) Российской Федерации от 13 февраля 1992 г.; Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г., Федеральный закон «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 г. и др.


Особо следует отметить роль ГК РФ, части второй, введенной в действие с 1 марта 1996 г. В главах 45 и 46 этой части упорядочены многие вопросы организации безналичных расчетов применительно к рыночным условиям экономики: действие договора и тайна банковского счета, очередность списания денежных средств со счета, формы расчетов и способы платежей, условия исполнения банком поручений о проведении расчетных операций с использованием различных платежных инструментов и последствия неисполнения поручений, ответственность участников расчетов.

Главный регулирующий орган платежной системы - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно вышеуказанному закону о нем среди трех его основных задач, изложенных в начале закона, значится обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. На Банк России возложены:

Установление правил, сроков и стандартов осуществления расчетов и применяемых при этом документов,

Координация, регулирование и лицензирование организации расчетных, в том числе клиринговых, систем.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Положении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 9 июля 1992 г. № 14 с последующими изменениями и дополнениями.

Организация расчетов в той или иной стране во многом обусловлена и сложившимися традициями, деловыми обыкновениями и банковскими обычаями в использовании различных элементов платежной системы на основе постоянного и единообразного их применения. Так, в США, Канаде, Великобритании, Франции предпочтение отдается дебетовым переводам, в Германии, Нидерландах, Швеции, Бельгии, Японии - кредитовым переводам. В России до революции было широко развито вексельное обращение. В связи с массовостью расчетных операций условия многих из них унифицируются. Банком России установлены единые требования к оформлению расчетных документов и утверждены стандарты этих документов.

К концу 90-х гг. сложившаяся нормативная база, регулирующая платежно-расчетные отношения, имела недостатки. По мнению правоведов, основные из них:

Существенное отставание нормотворчества от динамики развития денежного рынка;

Недостаточно активное обновление правовых норм и замедленное введение современных категорий.

Все это привело к устареванию системы законодательства в области расчетных отношений. Как отмечается в юридической литературе, область, с которой имеет отношения буквально каждый предприниматель и от которой зависит четкая работа всего хозяйственного механизма, регламентируется такими актами, как письма и телеграммы Банка России.

Последствия нормативно-правового вакуума следующие:

Либо увеличение объема договорной документации, ее крайняя усложненность, включение положений, которые должны устанавливаться законом, вплоть до понятийного аппарата;

Либо (что происходит в подавляющем большинстве случаев) отсутствие необходимых договорных условий и соответственно неизбежное ущемление интересов экономически более слабой стороны.

Таким образом, неопределенность правовых условий порождает правовой риск.

Второй принцип - осуществление расчетов преимущественно по банковским счетам. Наличие последних как у получателя, так и плательщика - необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридическими лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как права, так и обязанности) гражданско-правовой договор. Юридическое оформление и функционирование счетов предприятий в банке предопределяется действующим порядком создания предприятий, их правовым статусом, а также инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 г. № 28 (с последующими изменениями и дополнениями).

Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (ст. 30) в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушение договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора. Клиенты вправе открывать необходимое им количество расчетных, депозитных и иных счетов в любой валюте в банках с их согласия, если иное не установлено федеральным законом.

Банки и другие кредитные учреждения для проведения расчетов между собой открывают корреспондентские счета - друг у друга (заключается договор корреспондентского счета) и в обязательном порядке - в учреждениях Банка России (договор на расчетное обслуживание банка).

Третий принцип - поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого безусловного выполнения обязательств. Все плательщики (предприятия, банки и т.п.) должны планировать поступления, списания средств со счетов, предусмотрительно изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи активов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип - наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Данный принцип реализуется путем применения:

Либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя, платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списание средств;

Либо специального акцепта документов, выписанных получателями средств (платежных требований-поручений, платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам - на основании исполнительных листов, выданных судами, некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные и другие услуги.

Пятый принцип - срочность платежа - вытекает из самой сути рыночной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Подробное толкование срока, его начала и окончания (включая нерабочий день), определенного периодом времени, порядок совершения действий в последний день срока даны в первой части Гражданского кодекса РФ, введенной в действие с 1 января 1995 г. (ст. 190-195). Значение этого принципа заключается в том, что непрерывно расходуемые средства на производство товаров, оказание услуг должны возмещаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами. Сбои в соблюдении сроков платежей ведут к нарушению кругооборота средств и, в конечном счете, к платежному кризису.

Согласно Положению о порядке проведения операций по списанию средств с корреспондентских счетов (субсчетов) кредитных организаций (письмо ЦБ РФ от 1 марта 1996 г. №244) обязательными реквизитами представляемых в банк платежных поручений служат срок и очередность платежа. Принцип срочности относится не только ко времени (периоду) оплаты счетов за товары и услуги, но и к составной части этого периода - времени выполнения банками услуг по проведению расчетных операций. В форме бухгалтерского баланса предприятия дебиторская задолженность в активах и кредиты банков, займы в пассивах показываются с подразделением на долгосрочные (свыше одного года) и краткосрочные (до одного года).

В современных условиях платежного кризиса этот принцип фактически не выдерживается. Проблема соблюдения рассматриваемого принципа может быть решена путем преодоления платежного кризиса и развития всех остальных принципов, особенно излагаемых далее.

Шестой принцип - контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения - подразделяется на предварительный, текущий, последующий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетности. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Имеются определенные особенности в проведении контроля со стороны предприятий и банков. В частности, банки, выступая посредниками между продавцами и покупателями, налоговыми органами, населением, бюджетом, внебюджетными фондами, контролируют соблюдение ими установленных правил расчетов. Руководствуясь интересами, обслуживаемых клиентов, особенно необходимостью поддержания устойчивой кредитоспособности фирм, банки нередко, особенно на Западе, принимают на себя весь контроль за проведением расчетов. В частности, они осуществляют комплекс услуг по управлению денежной наличностью: составление кассовых смет, инкассацию чеков и счетов дебиторов, тщательный контроль за движением средств и размещение на рынке свободных ресурсов.

В международной практике именно обслуживание счетов клиентов и комиссии за дополнительные услуги приносят банку львиную долю доходов. Многие российские банки переходят к подобной системе работы, усиливая свой капитал с клиентами. Все больше получает развитие финансовый менеджмент клиента как система управления денежными потоками клиентов, позволяющая обеспечивать оптимальные финансовые решения как для банков - сбалансирование ликвидности и диверсификацию вложений, так и для клиента - финансовое обеспечение коммерческой деятельности и инвестирование высвобождающихся средств.

Специфический характер носит контроль банков за проведением расчетов между ними самими.

Однако, как показывает практика, контроль участников рыночных отношений за выполнением договорных обязательств в силу неразвитости финансового менеджмента на предприятиях должным образом не налажен. Не отрегулирован механизм и правового контроля со стороны государства за соблюдением правил игры предприятиями различной формы собственности. Эти причины, в свою очередь, стали одними из главных в образовании платежного кризиса. Отсюда ослаблено применение всех остальных принципов расчетов.

С принципом взаимного контроля участников расчетов тесно связанседьмой принцип - их имущественной ответственности за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заключается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности. Надлежащий контроль позволяет предотвратить неисполнение обязательств как своих, так и контрагентов, а если они не выполнены последними, - практически полностью возместить причиненные убытки и тем самым ослабить негативные последствия. Возможности для этого значительно расширились благодаря совершенствованию законодательства, значительно дополнившего прежние (до перехода к рынку) меры воздействия за невыполнение денежных обязательств.

В связи с внедрением рыночных основ в экономику России, пожалуй, ни в одной сфере экономических отношений, за исключением налоговой, не было принято столько законов и подзаконных актов, как в области расчетных взаимоотношений. Основное место среди них занимают акты по усилению имущественной ответственности за нарушение обязательств при осуществлении расчетов. В Гражданском кодексе (части первой, ст. 295) значительно усилена ответственность за неисполнение денежного обязательства.

Дальнейшее развитие получило правовое регулирование процесса взыскания недоимок по налогам: отнесение к числу первоочередных платежей; установление пени за просрочку платежа 0,7% суммы за каждый день просрочки; принятие порядка бесспорного взыскания недоимки по платежам в бюджет в виде обращения на суммы, причитающиеся от его дебиторов, а также на имущество недоимщиков и др.

Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Последний ведет переписку по этим претензиям с другими банками, и, при необходимости, с участием РКЦ.

Несмотря на предпринимаемые меры, проблема укрепления принципа имущественной ответственности в процессе организации расчетов осталась одной из трудноразрешимых. Как свидетельствует практика работы арбитражных судов, функционирующих в России с 1993 г., самые болезненные дела связаны с расчетами. Из поступивших в 1997 г. на разрешение арбитражных судов исковых заявлений, относящихся к гражданским правоотношениям, более 70% всех дел связано с расчетами за продукцию, товары и услуги. Резко увеличивается и количество споров, вытекающих из кредитных договоров и договоров на расчетно-кассовое обслуживание.

Самое большое количество претензий и исков, предъявляемых в связи с неисполнением обязательств по договорам, объясняется ненадлежащим исполнением или неисполнением условий расчетов за товар. Недостаточная ответственность недобросовестных получателей продукции стала одной из причин несвоевременных платежей. Множество нарушений и экономических преступлений связано с расчетами, а также с использованием счетов в банках.

Подытоживая изложение двух последних взаимосвязанных между собой принципов организации безналичных расчетов, следует отметить, что пока еще не налажена целостная система контроля за сферой расчетов со стороны коммерческих и центрального банков, Министерства финансов РФ, Министерство налогов и сборов РФ, Прокуратуры РФ и других органов. Во многом это связано со становлением новых условий деятельности самих этих органов применительно к рыночной экономике, а также недостатками в создании соответствующей законодательной базы. Отсюда своевременной является задача подготовки и издания Федерального закона «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации», поставленная в Указе Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095.