Налог на экспорт прямой или косвенный. Что такое прямые налоги – чем они отличаются от косвенных

С самых давних пор существовали некоторые сборы с народа. Те сборы ещё нельзя назвать государственными. Ведь государственной машины, которая существует за счёт народных отчислений, ещё не было. Однако роль государства, которое собирает отчисления с граждан, играл король. При переходе от средних веков к нынешнему времени, произошло множество революций в системе правления. Появились органы управления, которые стали заниматься развитием инфраструктуры и законов внутри государства. Количество таких отчислений стало увеличиваться. Сборы постоянно видоизменялись. В результате более современный вариант налогов стал появляться менее 200 лет назад.

Известно, что всю историю человечества, когда цивилизация развивалась до определённого уровня, не существовало государства, которое могло дальше развиваться и существовать без налоговых сборов. Однако как ни были высоки потребности в государственных средствах, обложение налогами не должны ухудшать интерес плательщиков хозяйственной деятельности. Это главный принцип налогообложения.

Налоги - такие обязательные платежи физических и юридических лиц в казну для обеспечения его функций. Налоги выполняют самую важную роль в государстве. Во-первых они представляют собой основной источник финансирования государственных потребностей. Во-вторых налоги позволяют регулировать экономику, стимулировать виды её деятельности. Это достигается благодаря налоговым льготам.

Например, государство хочет простимулировать какой-то вид хозяйства или какое-то предприятие, то оно предоставляет предприятию налоговые льготы.

Налогоплательщики они же физические лица - это люди, под которыми мы понимаем граждан РФ, а также людей, которые имеют другое гражданство, и лиц, которые не имеют гражданство.

Юридические лица - это такие организации, которые имеют обособленное имущество, отвечают обязательством и всем своим имуществом. Они могут покупать и реализовывать от своего имени имущественные и личные неимущественные права. А также нести обязанности, выступать пострадавшей стороной или в роли ответчика в суде.

Что такое налоговая система?

Налоговая система - это сочетание налогов, форм и методов её построения и взимания, которая определяется законодательством государства. Налоговая система должна быстро подстраиваться под новые обстоятельства, то есть быть гибкой. Она должна легко адаптироваться к экономическим изменениям страны. Она должна обеспечить перераспределение валового внутреннего продукта и играть роль эффективного инструмента в руках государственной экономической политики.

Налогов много. Как их различают? Есть несколько налогов. По первому основанию выделяют: декларационные, авансовые и кадастровые.

  • Декларационные - когда человек лично заполняет декларацию и информирует орган о сумме своего дохода.
  • Авансовые - это те, которые взимаются авансом, заранее. Например, подоходный налог, взимаемый с зарплаты.
  • Кадастровые - это те объекты, которые находятся на государственном учёте. Они облагаются налогом. Например, человек, владеющий участком земли, должен регулярно платить налог на участок земли, а собственник квартиры платит налог на квартиру.

В Российской Федерации введена система налогообложения, состоящая из трёх уровней. Что это значит? Это значит, что наши налоги можно поделить на налоги федерального уровня, регионального и местного. Западная система налогообложения отличается тем, что имеет два уровня.

Также налоги можно разделить на прямые и косвенные.

  • Прямые - это те, которые взимаются государством с заработков или имущества налогоплательщиков на прямую.
  • Косвенные - это налоги на товары или услуги, которые закреплены в них в виде добавления к цене.

Ниже рассмотрим эти две группы налогов подробнее.

Функции налогов

Они выполняют такие функции:

Социальное значение, так как способствуют перераспределению от богатых слоёв общества к бедным, от одних отраслей региона к другим. Особенно это характерно для прогрессивного налогообложения.

Что такое прямые налоги?

Один из них - это налог на доход - НДФЛ. Он измеряется в процентах от общей заработанной суммы физического лица, которое его платит. Для граждан, которые живут в России более 180 дней в году, эти налоги облагаются ставкой 13% от дохода. Помимо прямых доходов, под этот налог попадает также продажа имущества, которым продавец владеет менее трёх лет, сдача различного имущества в аренду, а также доходы от бизнеса, расположенного за границами России, и разного вида выигрышей. Если вы унаследовали имущество, то вы освобождаетесь от налога. Исключением являются вознаграждения, которые выплачивают наследникам, авторам произведений, науки, литературы, искусства, а также открытий и изобретений. За получение наследства вам нужно будет оплатить гос. пошлину за то, что вам выдадут свидетельство о праве наследства. Размер оплаты пошлины будет зависеть от степени родства. Есть ряд граждан, которые освобождаются от гос. пошлины.

Другой прямой налог - это налог на имущество. Объектами налогообложения здесь будут доли в праве собственности на объект и недвижимость: жилые дома, комнаты, квартиры, дачные постройки, гаражи. Есть также земельный и транспортный налоги.

Что такое непрямые налоги (косвенные)?

Непрямые - они же косвенные налоги, Это такие налоги на товары и услуги, которые извлекаются в виде добавления к цене товара. Получается, что такая система привязки налога к товару делает налогоплательщиком конечного потребителя. При этом налог не зависит от размера дохода предприятия или индивидуального предпринимателя, который произвёл товар.

Существует несколько разновидностей косвенных налогов:

  • Акцизы. Эти налоги имеют вид суммы, которая добавляется в стоимость товара. После как товар оплачен потребителем акциз взимается в бюджет. В РФ подакцизными считаются табак, топливо, автомобили.

Этот налог имеет вид косвенного, который взимается с товаров для массового потребления. Плательщиками акциза являются конечные потребители. Этот налог включён в цену товара. Процентное содержание акциза в конечной стоимости этого товара может быть выше 60% процентов в его цене.

Акцизы выполняют регулирующие и фискальные функции. Таким образом, акцизы создают равновесие между спросом и предложением. Одновременно с этим выступают важной статьёй бюджета.

Этим налогом облагаются объекты роскоши и товары, которые могут нанести вред обществу. Размер акциза и причина, по которой он добавлен, зависит от конкретного товара.

Например, на алкоголе большую часть времени существования государства существовал акциз. С одной стороны у некоторой части общества этот продукт формирует культурные и личностные традиции и является личным выбором каждого. Но, когда алкоголь употребляется в одиночестве, то это является тревожным симптомом. Чтобы избежать увеличения этой проблемы государство старается уменьшить производство алкоголя. Поэтому добавление акцизов является единственным целесообразным методом.

Сигареты облагаются налогом, потому что несут угрозу здоровью их потребителей. Болезни и другие проблемы со здоровьем, вызванные курением, приводят курильщиков в государственные учреждения здравоохранения. Это увеличивает государственные расходы на обслуживание в медицинских учреждениях, выплаты пособий из-за потери трудоспособности на некоторое время. Поэтому, добавление акцизных сборов в табачной продукции, является источником финансирования решения проблем со здоровьем, появившихся из-за потребления табачной продукции.

Автомобили также являются предметом продукции, которая облагается акцизом. Взимание налога с этого вида продукции происходит в интересах казны государства. Объясняется тем, что подавляющее большинство легковых автомобилей, которые имеют большие объёмы двигателей, производятся вне Российской Федерации. Получается, что акциз действует, как защита производителей легковых автомобилей, которые работают на территории России и сохраняют их конкурентоспособность.

Добавление акцизов к товарам выполняет следующие полезные задачи:

  1. влияние на производственные объёмы и объёмы потребления товаров, которые облагаются акцизами;
  2. влияние на устройство производства, а именно улучшение качества структуры и потребительских качеств продукции;
  3. регулирование объёма выручки подакцизной продукции;
  4. ограничение объёмов производства товаров, которые несут вред обществу;

У акцизов есть и недостатки. К ним относятся спорность некоторых налоговых ставок.

  • Налог на добавленную стоимость - сокращенно НДС. Это налог на потребление. Финансовые отчисления в бюджет от него не иссякнут, пока существует торговля. Ведь от производителя до потребителя товар проходит несколько стадий. На каждой стадии возникает добавленная стоимость, которая взимается в бюджет.

Этот налог играет роль одной из главных статей дохода гос. бюджета. По факту плательщиком НДС выступает конечный потребитель, покупающий для себя товары и услуги. Перечислять НДС обязаны предприятия и люди занимающиеся индивидуальным предпринимательством, которые применяют общую систему налогообложения.

Сбор НДС направлен на регулярное финансирование государства, чтобы его институты существовали постоянно. Отличительной особенностью добавленной стоимости является взимание при каждом движении от одного человека к другому. Что позволяет государству воздействовать на каждом этапе товарооборота. Таким образом, получать источник дохода. Налог хорошо подстроен под большинство товаров, поэтому играет роль универсального налога. Рост налоговых платежей зависит прямо пропорционально росту потребления и инфляции. Таким образом, увеличение уровня жизни населения а также инвестиции в производство, находящиеся на территории этого государства, приводит к увеличению роста потребления и производства. Это приносит дополнительные деньги в государственный бюджет. Этот налог носит нейтральный характер. Потому, что этот налог взимается независимо от реального дохода человека. Суммы НДС, которые уплачены, предусматривают право получить эти отчисления назад. Преимуществом НДС для государства является то, что покупатель заплатит его в любом случае. Так как цена товара, работ и услуг каждый раз становится больше на сумму налога, которую платит потребитель, когда совершает покупку нужного ему блага.

Всех налогоплательщиков НДС разделяют на такие группы:

  • Плательщики НДС, которые покупают у поставщиков товары или работу и услуги, в стоимость которых входил этот налог. Данные плательщики реализовывали собственные товары и услуги, следовательно в их цену включали НДС. Так как сумма НДС, которую получили от покупателей, будет больше суммы НДС, которую уплатили поставщикам. Поэтому на налогоплательщике есть обязательство перечислить разницу сумм в бюджет.

В государстве-есть плательщики, которые реализуют товары, работу и услуги при этом освобождены от уплаты НДС. К ним относятся образовательные учреждения, банки и организации, которые реализовывают услуги без НДС в своей конечной цене. У таких плательщиков нет обязанности уплачивать НДС.

  • Плательщики, у которых сумма НДС, которую они уплатили, оказалась больше суммы НДС, которую получили от покупателя. Этим плательщикам государство возмещает получившуюся разницу из гос. бюджета. То есть возвращает плательщику переплату. Данная классификация строится на принципе взаимного расчёта с государственным бюджетом.

Член каждой перечисленной группы имеют право покупать товары, работы и услуги, которые предоставляет любая группа.

Недостатком налога НДС является сложность административной работы. В эту работу входит в организация взаиморасчётов, подготовление пакетов документов, которые подтверждают уплату этого налога.

  • Таможенные пошлины. Обязательно взимается, если товары проходят через таможенные границы между государствами.
  • Налог на операции с ценными бумагами - это также один из видов непрямых налогов.

Прямые и непрямые налоги на примере

Например, когда покупается автомобиль, то сталкиваетесь не только с одноразовыми выплатами налогов, но и повторной выплатой того же самого налога через определённое время. Так при покупке авто вы платите 3% от стоимости в пенсионный сбор. Каждый год вы платите 13% от стоимости автомобиля. Это называется транспортным налогом. В большинстве регионов сумма этого налога неодинакова. Этот налог высчитывается по-разному. Кроме того такой налог имеет прогрессивный вид роста на мощность двигателя автомобиля.

При его продаже с вас взимается налог 15% от стоимости автомобиля.

При эксплуатации автомобиля мы заправляем его топливом, в конечную стоимость которого входит НДС. Он составляет 18%. До этого налога в стоимость товара включён налог на добычу полезных ископаемых из российских недр, который составляет примерно 12%. Также есть акцизный сбор. Он также составляет 12%. Итого получаем, что 58% в стоимости топлива, является цена за само топливо, а остальное - это налоговые сборы.

Кроме этих налогов, вы заплатите налоги за импорт автомобиля, если он полностью собран за границей. Это одна из причин, почему иномарки так высоки в цене.

Что не облагается?

Под обложение налогами не попадают государственные пособия, пенсии, стипендии, спортивные награды, а также начисления от банковских вкладов, которые расположены в РФ.

Можно сделать вывод о том, что система государственного налогообложения имеет очень развитую сеть сборов. Если вы работаете, покупаете, продаёте, наследуете или владеете чем-то или передвигаетесь на такси, то вы платите налоги.

Сегодня мы с вами поговорим про прямые и косвенные налоги . Я расскажу о том, что такое прямые налоги, что такое косвенные налоги, чем они отличаются друг от друга, каких видов бывают те и другие, а так же рассмотрю наиболее популярные виды налогов, относящихся к этим обеим группам. Думаю, что это необходимо знать не только тем, кто ведет или планирует ,

Но и абсолютно каждому человеку, просто для общего развития, чтобы понимать, где и за что он переплачивает, и что с него вычитают.

Итак, все существующие налоги делятся на две большие группы: прямые и косвенные налоги. Главным критерием такого деления является момент, в который начисляется и уплачивается налог, а также связь между субъектом и объектом налогообложения. Рассмотрим отдельно каждую из этих групп.

Прямые налоги.

Прямые налоги – это налоги, для которых налогоплательщиком выступает тот же субъект, которому принадлежит объект налогообложения. Например, предприятие (субъект налогообложения) получило прибыль (объект налогообложения) и заплатило с нее налог. Или человек (субъект налогообложения) владеет недвижимостью (объект налогообложения) и платит с нее налог.

Прямые налоги взимаются:

  1. С доходов налогоплательщика , в момент получения им этих доходов;
  2. С имущества налогоплательщика , в момент его приобретения или каждый определенный период.

Объектом налогообложения для взимания прямого налога являются:

  • Размер общего или налогооблагаемого дохода налогоплательщика;
  • Общая или налогооблагаемая стоимость имущества.

Прямые налоги, в свою очередь, тоже можно разделить на 2 большие группы:

Группа 1 . Налоги с фактически полученного дохода. В данном случае объектом налогообложения выступает фактический доход, который получил налогоплательщик. Сюда относятся такие налоги как:

  • Налог на доходы физических лиц (подоходный налог);
  • Налог на прибыль предприятий;
  • Налог на инвестиционные доходы и т.д.

Группа 2 . Налоги с предполагаемого (возможного дохода). В этой группе объектом налогообложения выступает доход, которые налогоплательщик потенциально может получить от использования тех или иных активов, то есть, сюда относятся налоги на различное имущество. Причем, факт взимания налога с предполагаемого дохода не говорит о том, что субъект обязательно получит этот доход, поэтому взимание этой группы налогов часто вызывает негодование. Сюда относятся следующие виды налогов:

  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Налог на недвижимость;
  • Налог на транспорт;
  • Земельный налог и т.д.

Особенность прямых налогов заключается в том, что налогоплательщик здесь всегда напрямую ощущает некое налоговое давление разной степени тяжести. По этой причине от уплаты прямых налогов чаще всего пытаются уклониться и находят для этого много “лазеек”: искусственное занижение прибыли, недекларирование доходов, сокрытие имущества в собственности, занижение его стоимости и т.д. Поэтому доля доходов бюджета, приходящаяся на прямые налоги, как правило, меньше, чем доля, приходящаяся на косвенные.

Косвенные налоги.

Косвенные налоги – это налоги, которые уплачиваются налогоплательщиком, но вместе с тем перекладываются на другое лицо, которое, в свою очередь, уплачивает их налогоплательщику. Например, предприятие (субъект налогообложения) реализует товар (объект налогообложения) и уплачивает с него НДС. Но при этом этот же НДС включается в цену товара, которую платит предприятию покупатель. То есть, несмотря на то, что налог заплатило предприятие, косвенно он перекладывается на его клиентов.

Фактически косвенные налоги представляют собой некую надбавку к стоимости товара или услуги, которая ложится на плечи потребителя.

Косвенные налоги можно разделить на 4 группы:

Группа 1 . Универсальные налоги. Сюда относятся надбавки, которые включаются в стоимость всех товаров и услуг (возможно, за некоторыми исключениями). Самым типичным (и во многих странах единственным) примером универсального косвенного налога является налог на добавленную стоимость (НДС). Этот же налог традиционно является самым проблемным и спорным: вокруг него постоянно возникают различные дискуссии и прения.

Группа 2 . Индивидуальные налоги. К этой группе относятся косвенные налоги, которыми облагаются только отдельные виды товаров или услуг. Примерами таких налогов могут служить:

  • Акцизный сбор;
  • Налог на покупку ювелирных изделий;
  • Налог на продажу или покупку недвижимости и т.д.

Группа 3 . Фискальные монополии. К этой группе косвенных налогов относятся различные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками за получение всевозможных разрешительных документов, выдача которых монополизирована государством. Примеры таких налогов:

  • Плата за выдачу лицензии;
  • Плата за выдачу разрешений;
  • Сборы за оформление документов и т.д.

Группа 4 . Таможенные пошлины. И отдельную группу косвенных налогов составляют ввозные и вывозные таможенные пошлины, которые уплачивают экспортеры или импортеры товаров, и которые так же фактически включаются в стоимость продукции.

Косвенные налоги в большинстве случаев являются основной доходообразующей частью бюджета государства, лидируют среди них, как правило, НДС и акцизы. От уплаты косвенных налогов сложнее уклониться, поэтому они поступают в бюджет в более полном объеме, нежели прямые налоги.

Однако по факту часто бывает так, что благодаря косвенным налогам налогоплательщик теряет часть своей прибыли, несмотря на то, что сумму уплаченного налога ему компенсирует потребитель. Например, при повышении акцизного сбора на определенную продукцию возрастает ее цена, благодаря чему по снижается спрос. Поэтому производитель или продавец вынуждены снижать свою торговую наценку, тем самым, уменьшая прибыль. Таким образом, можно сказать, что объективно в ряде случаев косвенные налоги превращаются в прямые потери для налогоплательщика.

Теперь вы знаете, что такое прямые и косвенные налоги. Надеюсь, эта информация была вам полезна.

Оставайтесь с нами и повышайте свою финансовую грамотность: на сайте вы найдете множество другой интересной и полезной информации из области финансов и экономики, научитесь грамотно зарабатывать и тратить деньги. До новых встреч!

Существует множество признаков, по которым можно классифицировать налоговые платежи. Один из основных критериев – это разделение на прямые и косвенные налоги. Что же такое прямой, и что такое косвенный налог? Определение главного отличия прямых налогов от косвенных – в возможности или невозможности «переложить» налоговое бремя на конечного потребителя.

Виды прямых налогов

Прямые налоги можно разделить на 2 группы – налоги с дохода и с имущества. Эти обязательные платежи оплачивает сам налогоплательщик – получатель дохода или собственник имущества. С точки зрения классической теории основное, чем отличаются прямые налоги от косвенных – это невозможность перераспределить налоговую нагрузку на других экономических субъектов.

Однако не для всех платежей это отличие прямого налога от косвенного соответствует традиционным представлениям

К налогам с дохода относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль предприятий. Данные платежи действительно практически невозможно переложить на иных лиц.

Что же касается «имущественной» группы прямых налогов, то здесь ситуация несколько иная. Владелец объекта недвижимости, земельного участка или транспортного средства может сдать его в аренду. Тем самым, затраты по налогам на владение указанными объектами фактически будет нести не собственник имущества, а арендатор.

Следовательно, эта группа прямых налогов в определенной степени обладает свойствами косвенных.

Виды косвенных налогов

Косвенные налоги взимаются таким образом, что налогоплательщик имеет возможность компенсировать затраты на их уплату за счет других лиц. Основным способом такого перераспределения является включение сумм налога в цену товара или услуги для конечного потребителя. Финансирование затрат на налоговые платежи за счет средств самого налогоплательщика для косвенного налога не характерно.

К косвенным налогам относятся следующие группы обязательных платежей.

1. Универсальные налоги. Практически при любой реализации товаров или услуг (за исключением отдельных льготных категорий) взимаются относящиеся к этой группе косвенные налоги. Примеры - НДС или налог с продаж.

2. Специальные налоги. В данном случае налог уплачивается только при реализации определенных категорий товаров (как правило - алкоголь, табачные изделия, предметы роскоши). Примером специальных косвенных налогов являются акцизы .

3. Государственные монополии. Экономические субъекты вносят платежи в бюджет за получение разрешений на занятие определенными видами деятельности (лицензирование) либо за совершение юридически значимых действий (госпошлина).

4. Косвенные налоги наряду с прочими включают и таможенные пошлины. Это особая группа обязательных платежей, которые уплачиваются только при перемещении товаров или услуг через границу государства.

Прямые и косвенные налоги – таблица

Итак, мы рассмотрели группы, на которые делятся прямые и косвенные налоги. Перечень основных видов налогов в разрезе групп приведен в таблице.

Прямые и косвенные налоги

Косвенные налоги на бизнес и физических лиц с точки зрения государства

По сравнению с прямыми сбор косвенных налогов для государства представляется более простой задачей. В данном случае основным налогоплательщиком является бизнес, а налоговой базой – выручка от реализации или добавленная стоимость, т.е. показатели, которые несложно проконтролировать во время проверки.

Предприятие может некоторое время не получать прибыль или не иметь в собственности (арендовать) недвижимость, но добавленная стоимость генерируется практически всегда, если ведется хоть какая-нибудь деятельность. Физические лица могут не являться плательщиками НДФЛ (например, пенсионеры), но они любом случае опосредованно платят косвенные налоги, включенные в цену приобретаемых товаров.

Поэтому можно сказать, что, в отличие от прямых, косвенные налоги обязательны для уплаты всеми экономическими субъектами на территории государства.

Кроме того, т.к. эти налоги уплачиваются с оборота, то при наличии инфляции суммы налоговых платежей «автоматически» растут пропорционально росту цен.

Поэтому в государствах с относительно высоким уровнем инфляции и сложностями в налоговом администрировании (к которым относится и Россия) соотношение прямых и косвенных налогов, как правило, сдвигается в пользу последних.

Косвенные налоги и эластичность спроса

Говоря о перераспределении налогового бремени на конечного потребителя товаров и услуг не следует забывать о том, что цены нельзя повышать до бесконечности. А до какой степени можно? Это зависит от показателя, называемого эластичностью спроса. Спрос тем более эластичен, чем сильнее он меняется при изменении какого-либо влияющего фактора (для нашего случая – чем сильнее снижается при росте цены).

Соответственно, чем менее эластичен спрос на определенную группу товаров, тем большую часть нагрузки по косвенным налогам производитель может переложить на потребителей своей продукции.

Не случайно самыми высокими косвенными налогами – акцизами облагается в первую очередь алкогольная и табачная продукция. Эластичность спроса на эти группы товаров очень низка (попросту говоря, их будут покупать практически по любым ценам), что и гарантирует поступления в бюджет по данному налогу.

Вывод

В зависимости от возможности переложить нагрузку на конечного потребителя товаров или услуг налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги делятся на подоходные и имущественные, а косвенные – на универсальные, специальные, оплату государственных услуг и таможенные пошлины. Косвенные налоги проще администрировать, чем прямые, и их поступления растут пропорционально инфляции. Поэтому в структуре доходов бюджета РФ традиционно преобладают косвенные налоги.

Обязательные платежи юридических и физических лиц в государственные бюджеты любого уровня можно разделить на:

    прямые налоги, которые взимаются с прибыли или имущества плательщика;

    косвенные налоги, это часть стоимости товаров или услуг, которую платит непосредственный потребитель в бюджет государства не напрямую, а через продавца продукции.

Покупая пачку сигарет, Вы платите акцизный сбор, который уже включен в стоимость товара. В данном случае продавец выступает в роли посредника между Вами и государством: получив деньги за свой товар, он отдает акцизный сбор в государственную казну. То есть, стоимость товара можно разбить на следующие составляющие: себестоимость, прибыль продавца и косвенные налоги. Последние и являются объектом изучения представленной статьи.

Суть и виды косвенных налогов

Как было сказано выше, механизм формирования косвенных налогов очень простой: к стоимости товара или услуги добавляется обязательные платежи в бюджет (косвенные налоги), которые платит покупатель, приобретая нужную ему продукцию. Владелец товара/услуги выступает обычным посредником, главная задача которого отдать государству полученный им от покупателя налог. То есть производитель (продавец) в данном случае выступает в роли сборщика обязательных платежей в государственный бюджет.

Следует отметить тот факт, что косвенные налоги и прямые налоги выполняют одну и ту же функцию: формируют государственный бюджет, но при этом механизм их начисления и сама природа происхождения совершенно разные. В первом случае налоги всегда «скрываются» в стоимости товаров и услуг, при этом не учитывается уровень дохода непосредственных плательщиков налога, во втором – объектом налогообложения выступает прибыль или имущество налогоплательщиков. Чем больше Вы зарабатываете, тем выше Ваши обязательства перед государственным бюджетом. Из этого можно сделать вывод, что прямые налоги, в социальном плане, более справедливы, чем косвенные.

Чтобы читателю было легче сориентироваться и понять, что такое косвенные налоги, необходимо рассмотреть их основные виды :

    Налог, который формируется сначала на каждом этапе производства, а затем – реализации продукции. В России – это налог на добавленную стоимость (НДС). Теоретики экономических дисциплин утверждают, что в определенных условиях НДС может составлять львиную долю государственного бюджета, что неоднократно подтверждалось на практике во многих странах постсоветского пространства в тяжелые 90-е годы. В некоторых учебниках можно встретить определение НДС, как универсального акцизного сбора, взымаемого со всего валового оборота товаров и услуг. Но сути такой подход не меняет: НДС является одним из главных налогов, формирующим бюджет России.

    Акцизы – обязательные платежи в государственную казну, которые являются косвенным налогом и устанавливаются на определенные группы товаров и услуг внутри страны, согласно ее налоговому законодательству. В экономической теории в список подакцизных товаров входят предметы роскоши и услуги, которые не являются жизненно необходимыми. И цель этого косвенного налога – увеличить поступления в бюджет за счет состоятельных людей. Но на практике, акцизный сбор взымается с многих товаров массового потребления. В России это: топливо, автомобильные масла, мотоциклы и легковые автомобили, табачные изделия, алкогольные напитки, спиртосодержащая продукция. Если новый «БМВ» относится к предметам роскоши, то обычный ВАЗ, как-то не очень тянет на эту категорию. Еще одна важная роль акцизного сбора, кроме наполнения государственной казны – это неплохая возможность ограничить потребление социально вредных товаров (табака и спиртных напитков).

    Аналогично акцизному сбору, размер таможенных пошлин устанавливаются на каждый товар индивидуально. Этот косвенный налог взымается таможенной службой в пользу государства с импортных и экспортных товаров, а также продукции, которая транзитом пересекает границу страны.

По способу построения выделяют следующие виды таможенных ставок :

    адвалорная – исчисляется в процентах от стоимости продукции;

    специфическая – имеет фиксированный размер за единицу конкретного товара;

    комбинированная – синтез первого и второго метода.

Следует отметить, что косвенные налоги, перечень которых представлен выше, выполняют, в основном, экономическую функцию, то есть служат для наполнения государственного бюджета, а таможенные пошлины довольно часто используются и в других целях. Они могут защищать отечественного производителя, повышая стоимость ввозимых товаров, которые стоят дешевле, чем наши аналоги. С их помощью можно эффективно бороться с демпинговой политикой иностранных компаний, а также снижать стоимость товаров, в которых нуждается внутренний рынок.

Следующий вид косвенных налогов – фискальная монополия. В данном случае не устанавливаются ставки платежей в бюджет, так как государство пользуется своим монопольным правом производить и реализовывать какую-то продукцию, в стоимость которой уже входят вышеуказанные налоги.

Положительные и отрицательные стороны непрямого налогообложения

При непрямом налогообложении невозможно судить о реальных доходах и финансовых возможностях плательщиков косвенных налогов. Говоря простыми словами и не вникая в сложные экономические взаимосвязи и терминологию, в данной ситуации человек с минимальной зарплатой и владелец серьезного бизнеса часто вынуждены платить абсолютно одинаковые налоги. Например, при покупке 10 литров бензина или моторного масла. Что в социальном плане является, мягко говоря, не совсем справедливо.

Механизм контроля и взимания косвенных налогов требует огромного внимания, а значит и расходов, со стороны государственных органов. Производство и реализация подакцизных товаров, работа таможенной службы, контроль за уплатой НДС, предотвращение функционирования различных мошеннических схем – это неполный перечень вопросов, которые связаны с непрямым налогообложением.

Довольно часто налоговым органам приходится «бесцеремонно» вмешиваться в работу предприятий, которые связаны с производством подакцизных товаров. Это не способствует развитию предпринимательства в нашей стране и налаживанию хороших отношений между бизнесом и налоговиками, о которых так любят говорить чиновники.

Отсутствие стабильности в реализации продукции, стоимость которой включает косвенные налоги, затрудняет возможность прогнозирования бюджетных поступлений по этой статье доходов. Что сильно затрудняет процесс принятия главного финансового плана страны.

В тоже время, непрямое налогообложение имеет массу преимуществ :

    данный налог является полностью анонимным и, в отличие от налога на прибыль, от него нет возможности скрыться или как-то обмануть государство;

    часто плательщик даже не знает, что покупая продукцию, он платит какой-то обязательный платеж в бюджет государства (в отличие от подоходных налогов, социальных взносов и т.п.);

    косвенные налоги исключают понятие недоимки, как это довольно часто бывает с прямыми налогами;

    уплата косвенных налогов происходит практически одновременно с покупкой товара/услуги.

Анализируя данную информацию, можно сделать вывод, что прямые и косвенные налоги, примеры которых представлены выше, имеют свои достоинства и недостатки, но с ними можно и нужно мириться, так как альтернативы на данный момент в современной экономической модели не существует.

Оптимальное соотношение прямого и непрямого налогообложения

Данный вопрос представляет практическое значение для системы налогообложения нашей страны не только с целью установления точных пропорций между прямыми и косвенными налогами, но и для использования положительного опыта экономически развитых стран мира. Конечно, внедрение зарубежных наработок должно происходить с учетом национальных особенностей, менталитета, политической ситуации (особенно сегодня!), а также налогового законодательства и состояния экономики. На основании международного опыта и существующей налоговой базы можно провести изменение соотношения прямых и косвенных налогов, которое поможет не только наполнить бюджет страны, но и стимулирует развития бизнеса, а также устранит разрывы в развитии экономики разных регионов РФ.

Что касается практической части реализации данного вопроса, нужно не просто определить соотношение прямого и косвенного налогообложения, но и установить конкретное значение всех налогов, которые работают в России, согласно действующему законодательству. Это нужно реализовывать с учетом интересов двух сторон: государственного бюджета и действующего бизнеса. В идеале, нужно получить оптимальную схему, которая позволит государству выполнять доходную часть бюджета, при этом обеспечивая оптимальный бизнес климат для развития предпринимательства.

Экономисты выделяют следующие схемы соотношения прямого и косвенного налогообложения :

    Англосаксонская модель . Приоритетными являются прямые налоги с физических лиц, они даже превышают поступления в бюджет от бизнеса. Косвенные налоги занимают незначительную часть.

    Евроконтинентальная модель . Делается ставка на косвенные налоги и социальные отчисления.

    Латиноамериканская . Ориентирована на непрямое налогообложение.

    Смешанная модель . Построена на использовании вышеперечисленных схем с учетом конкретной экономической ситуации в данный момент времени. Главным индикатором в этом вопросе выступает уровень инфляции.

Что касается России, то последнее десятилетие косвенные налоги в рф явно доминируют. Хотя ведущие экономисты склоняются к мнению, что необходимо стремиться к развитию англосакской модели соотношения прямого и косвенного налогообложения, а также схеме, когда государство и бизнес преследуют одни и те же цели.

Для этого необходимо :

    В первую очередь, развивать налоговую культуру в стране. Нужно кардинально изменить взгляды населения на налоговую систему. Пока мы не поймем, что честно заплаченные налоги – это наша медицина, образование, будущее наших детей, дороги, эффективная полиция, добросовестные работники ЖКХ и т.д., мы не сможем построить сильное, богатое государство. Уже давно пора менять стереотипы беспредела 90-х, пора выходить на новый уровень взаимоотношения с государством.

    Стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, особенно отрасли, связанные с производством. Конечно, очень хорошо, когда в стране есть огромное количество полезных ископаемых, но сильную экономику на этом нельзя построить. Производство, которое честно платит налоги – основа богатства страны и всех ее добросовестно работающих граждан.

    Ввести экономически обоснованные налоги на роскошь и недвижимость. Это поможет существенно наполнить государственную казну, а также сократит разрыв между олигархами и средним классом. Первое даст возможность поднять социальные стандарты, второе – предотвратит нежелательные настроения в обществе.

    Пересмотреть налоговое законодательство и провести изменения в работе налоговых инспекций. Сегодня некоторые мелкие налоги, которые в совокупности составляют достаточно большую сумму, не платятся по очень простой причине – плательщик не знает, что ему платить, куда и кому. Рассматривая вопрос о том, чем различаются прямые и косвенные налоги, мы не упомянули, что первые могут вообще не платиться по причине халатности налоговых инспекторов.

Заканчивая рассматривать нашу тему, необходимо акцентировать внимание на еще одном важном моменте. Некоторые косвенные налоги и прямые платежи в государственный бюджет это достаточно взаимосвязанные в экономическом плане понятия. Этот факт необходимо учитывать во время принятия новых налоговых законов, чтобы не нарушить существующий экономический баланс.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:

По ст. 8 НК, налогом называется индивидуальный безвозмездный обязательный платеж. Он взимается с граждан и организаций в форме отчуждения денежных средств, находящихся у них в хозяйственном ведении, собственности, оперативном управлении. Удержание налогов осуществляется для обеспечения деятельности органов территориального самоуправления и госвласти.

Классификация

Разные налоги по-разному действуют на те или иные группы экономических субъектов. Порядок взимания платежей также различен. В настоящее время используется несколько классификаций налогов.

В РФ действует трехуровневая налоговая система:

  • Федеральные налоги. Они устанавливаются правительством и отчисляются в федеральный бюджет.
  • Региональные налоги. Их определяют органы власти субъектов.
  • Местные налоги. Они устанавливаются территориальными структурами власти и отчисляются в местные бюджеты.

В зависимости от характера обложения выделяют:

  • Пропорциональные налоги. Субъекты отчисляют определенную долю из дохода.
  • Прогрессивные налоги. С ростом дохода доля отчислений увеличивается.
  • Регрессивные. С ростом дохода доля отчислений снижается.

В зависимости от субъектов выделяют платежи:

  • Местные.
  • Центральные.

По объекту налоги делят на прямые и косвенные.

Последняя классификация представляет особый интерес. Не многие сегодня знают, платежам, а какие к косвенным. Далее в статье попробуем разобраться с этим.

Специфика классификации платежей по объекту

Все платежи, которые относятся к группе прямых налогов , взимаются непосредственно с плательщиков и удерживаются с их доходов. Косвенные отчисления взимаются с ресурсов, видов деятельности, услуг, товаров.

Налог с прибыли, НДФЛ, налог на имущество относятся к прямым платежам. НДФЛ, как правило, является прогрессивным отчислением. Чем выше доход физлица, тем большую сумму он должен направить в бюджет. Для взимания налога устанавливается прогрессивная шкала. К примеру, при доходе 50 тыс. р. субъект уплачивает 12 %, а если сумма поступлений больше этой цифры, то - 20 %. В РФ ставка НДФЛ 13 %.

Удержания с юрлиц

Так как бюджетным отчислениям, он взимается непосредственно с денежных средств, полученных организацией.

Прибылью является положительная разница между доходами и расходами. Если затраты выше суммы поступлений, предприятие терпит убыток. Соответственно, обязанность перечислять платеж в бюджет с организации снимается.

Специфика НДФЛ

Вне зависимости от того, относится налог к прямым налогам или косвенным, устанавливается ставка и определяется облагаемая база. Соответственно, принцип начисления платежей может различаться. Он определяется конкретным видом хозяйственной операции.

В некоторых случаях начисление осуществляется на весь доход, в других - за минусом затрат или льгот, предусмотренных законодательством.

НДФЛ выплачивают предприниматели и физлица. При этом последние могут осуществлять отчисления самостоятельно или через своего налогового агента - работодателя. Он осуществляет расчет, удержание и перечисление сумм в бюджет.

УСН и ЕНВД

В России действует несколько налоговых режимов: основной и специальные. УСН и ЕНВД относятся к последним.

В рамках специальных режимов плательщик избавляется от обязанности выплачивать некоторые налоги. На УСН, в частности, производятся отчисления с доходов или положительной разницы между ними и затратами. В первом случае ставка 6 %, во втором - 15 %.

ЕНВД считается условно прямым, так как он отчисляется в соответствии с вмененным доходом, а не реально полученным.

Платежи за транспорт

Транспортный налог относится к прямым налогам . Его отчисляют физлица и организации, имеющие в собственности ТС. К транспорту, в числе прочего, относятся моторные лодки, мотоциклы, вертолеты, водные суда и пр.

В качестве основы для расчета служит мощность двигателя ТС. Исходя из нее дифференцируется ставка.

Земельный налог

Он также является прямым. Его выплачивают лица, имеющие в собственности земельные участки.

На определение ставки земельного налога влияет несколько факторов. Она зависит, в частности, от качества почвы, расположения надела, прочих показателей. Основой для начисления выступает кадастровая стоимость земельного участка.

Имущество

Как выше говорилось, налог на имущество относится к прямым платежам. Его отчисляют организации и физлица. Следует отметить существенную разницу между ставками, порядком начисления и отчетом по этому платежу. Общим признаком является основа начисления - имущество, находящееся в собственности у плательщика. При этом предприятия осуществляют отчисление только со среднегодовой стоимости движимых и недвижимых вещей, а физлица - с кадастровой стоимости недвижимости.

НДПИ и ЕСХН

Предприниматели и предприятия, использующие недра в своей деятельности, выплачивают налог на добычу ископаемых. Платеж начисляется или на стоимость, или на объем добычи.

Единый сельскохозяйственный налог должны отчислять производители сельхозпродукции. Ими могут быть и организации, и физлица-предприниматели.

Платеж отчисляется с положительной разницы между доходом и затратами.

ЕСХН заменяет ряд отчислений, среди которых некоторые налоги относятся к прямым налогам , а некоторые - к косвенным. Если субъект выплачивает ЕСХН, с него не взимается НДФЛ (за исключением сумм, удерживаемых нанимателем), налоги на прибыль, добавленную стоимость, имущество.

Косвенные налоги

К ним относят платежи, начисляемые на потребление, реализацию услуг, товаров и фактически уплачиваемые покупателем (потребителем).

К косвенным, а не . Перечень товаров, облагаемых ими, определяется Правительством. Наиболее распространенным объектом обложения считается алкогольная и табачная продукция.

Не относятся к прямым налогам таможенные пошлины . Они представляют собой специальный взнос на транзитные, импортные и экспортные изделия.

Предприниматели и организации, деятельность которых негативно отражается на состоянии окружающей среды, обязаны отчислять экологический взнос. Он является косвенным отчислением.

Особый вид платежа

Не относится к прямым налогам налог с продаж . В настоящее время он в России не действует, однако вводился в практику дважды.

Налог с продаж взимался с покупателя при приобретении им товара или услуги. Обычно его рассчитывали как доля от их стоимости, определенная в %. В законодательстве может предусматриваться возможность освобождения части услуг/товаров от этого налога. В настоящее время этот платеж отчисляется во многих странах.

В России впервые налог с продаж ввели в 1991 г. Ставка была определена в размере 5 %. Но в конце 1991 г. одновременно с распадом Союза налоговое законодательство претерпело существенные изменения. В новой редакции Кодекса этот платеж не был предусмотрен.

Повторно налог с продаж ввели в 1998 г., придав ему статус регионального. В законодательстве было закреплено, что администрация каждого субъекта РФ должна самостоятельно принять решение о введении платежа. Региональные власти должны были также определить его ставку, в пределах максимальной (5 %). При этом в случае введения налога взимание части местных отчислений должна была прекратиться. Правительством также был утвержден перечень услуг и товаров, на которые налог не распространяется.

В период 1998-1999 гг. платеж был установлен практически во всех регионах. В большинстве субъектов была установлена максимальная ставка 5 %. С 2004 г. налог с продаж не взимается в РФ.

Функции обязательных отчислений

На практике действует требование к соотношению прямых и косвенных налогов. Оно заключается в том, что последние реализуют преимущественно фискальную, а первые - регулирующую функцию.

Фискальная функция заключается в первую очередь в пополнении бюджетной системы. Прямые налоги обеспечивают регулирование процесса воспроизводства, темпов накопления национального капитала, платежеспособности населения за счет специфических механизмов, предусмотренных законодательством.

Регулирующий эффект проявляется главным образом в дифференциации ставок, установлении льгот. Налоговое регулирование обеспечивает баланс государственных и корпоративных интересов, формирование условий для ускорения развития отдельных экономических отраслей, стимулирование увеличения количества рабочих мест.

Налоги оказывают влияние на структуру и уровень совокупного спроса и, соответственно, на само производство. Эффективность реализации функций зависит от конкретного набора экономических инструментов, имеющихся в распоряжении у государства. В комплексе они формируют налоговый механизм, с помощью которого претворяется в жизнь налоговая политика власти.

Налоги используются как инструмент регулирования. С его помощью государство принуждает совершать какие-либо действия (размеры отчислений снижаются) или создают препятствия для осуществления тех или иных действий (налоги увеличиваются).

Государство наделяется исключительным правом использовать меры принуждения. За счет этого оно концентрирует значительные объемы средств, собранные в виде налогов.