Казначейская система исполнения бюджета в рф

При казначейском исполнении бюджета учет поступлений по бюджетной классификации доходов, распределение доходов между бюджетами разных уровней, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, платежи от имени получателей бюджетных средств производят казначейские органы.

В Федеральном казначействе действует телекоммуникационная информационная система, позволяющая получать ежедневные данные о состоянии бюджетных счетов и представлять эти данные министру финансов РФ, Правительству РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Федеральное казначейство выполняет текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета (и территориальных бюджетов, если их исполнение осуществляется через органы Федерального казначейства). В результате списание средств с бюджетного счета на основе платежных документов, представляется распорядителями бюджетных средств и их получателями, осуществляется кредитными учреждениями только после разрешительной надписи казначейских органов, проверивших соответствие этих расходов утвержденной смете доходов и расходов, лимиту бюджетных обязательств.

Последующий контроль за целевым использованием бюджетных средств выполняют территориальные органы Департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России. Казначейские органы контролируют также своевременность зачисления кредитными учреждениями налоговых и др. поступлений на бюджетные счета, своевременное перечисление средств на счета бюджетополучателей (если последним не открыты лицевые счета).

Органы Федерального казначейства наделены правами: проведения в министерствах, ведомствах, учреждениях, на предприятиях проверок документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета; приостановки операций по счетам предприятий, учреждений и организаций в случае непредставления работникам органов Казначейства требуемых документов; изъятия соответствующих документов; выдачи предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства, о взыскании средств федерального бюджета, используемых не по целевому назначению; наложения штрафов на кредитные учреждения при несвоевременном проведении операций с бюджетными средствами; внесения предложений в Центральный банк РФ о приостановлении действий лицензий кредитных учреждений, нарушающих бюджетное законодательство.

В ряде субъектов РФ (напр., города Москва, Санкт-Петербург, Ярославская обл. и др.) созданы региональные казначейства при финансовых органах, чьи функции по исполнению территориальных бюджетов аналогичны функциям Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета.

Анализ результатов исполнения бюджета показывает, что в начале 1990-х гг. в России назрела необходимость более четкой реализации функций, связанных с пополнением государственной казны и обеспечением подконтрольности расходования ее ресурсов, а также организации учета таким образом, чтобы он адекватно отражал данные процессы.

Таким образом, казначейская система исполнения бюджета сменила банковскую. Казначейская и банковская системы учета должны иметь много общего, так как объект учета один и тот же - процесс исполнения бюджета. Поэтому в компетенцию органов казначейства входят функции, изначально являвшиеся банковскими. Ярким примером является открытие счетов в органах казначейства. Отличие состоит в том, что банк открывает расчетные счета, а органы казначейства лицевые. Тем не менее организация предоставляет одинаковый пакет документов (некоторые из них имеют свои особенности заполнения при казначейской системе) для открытия как расчетного, так и лицевого счета.

Роль федерального казначейства в Российской Федерации прежде всего в оказании услуг участникам бюджетного процесса.

Казначейское исполнение - это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают свои номинальные счета (или лицевые счета) на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета. При этом ни один администратор доходов, ни одно бюджетное учреждение не имеют права открывать счета за пределами единого счета соответствующего бюджета.

Лицевой счет это учетный номер получателя бюджетных средств, который идентифицирует данного получателя бюджетных средств и тип учитываемых на нем операций.

На лицевых счетах участников бюджетного процесса, открытых на едином счете соответствующего бюджета, учитываются лимиты бюджетных обязательств. Таким образом, совокупность показателей по санкционированным расходам, отраженных на лицевых счетах бюджетополучателей (или ЛБО), это - бюджетная роспись по соответствующим главным распорядителям и по бюджету в целом, и кассовым поступлениям.

На этих лицевых счетах учитываются все операции по кассовому расходу. Совокупность кассовых операций по всем лицевым счетам - это отчет соответствующего органа власти о кассовом исполнении бюджета и отчет о кассовом исполнении бюджета в целом.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов установлен приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2002 № 142Н «Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета».

Органы Федерального казначейства, открывая лицевые счета получателей средств и лицевые счета обособленных подразделений, присваивают им учетный номер, который идентифицирует данного получателя средств (обособленное подразделение) в информационной системе Федерального казначейства с учетом его подведомственности и используется при нумерации соответствующих лицевых счетов распорядителей средств. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному получателю средств (обособленному подразделению) и соответствовать характеру операций, учитываемых на данном счете. Каждому лицевому счету присваивается код, который используется при его нумерации. Устанавливаются следующие коды лицевых счетов:

  • 01 - лицевой счет распорядителя средств;
  • 02 - распорядительный лицевой счет органа Федерального казначейства;
  • 03 - лицевой счет получателя средств;
  • 04 - лицевой счет органа Федерального казначейства;
  • 05 - лицевой счет обособленного подразделения.

На сегодняшний день существует несколько вариантов структуры лицевого счета:

  • 11-разрядная линейная структура Федерального казначейства и казначейств субъектов Феде рации;
  • 9-разрядная иерархическая структура, используемая в казначействах субъектов федерации и муниципальных образований;
  • 20-разрядная линейная структура, аналогичная банковскому расчетному счету. Разрядность лицевого счета должна соответствовать числу участников бюджетного процесса. Опыт показывает, что для уровней субъекта Федерации и муниципальных образований 9-разрядная структура является достаточной и позволяет в полной мере отразить на ней всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Линейная 20-разрядная структура лицевого счета, аналогичная расчетному счету, с этой точки зрения, избыточна и является ярким примером пассивной модификации старых принципов, ставших слишком привычными. Двадцатиразрядный лицевой счет - это расчетный счет, дополненный бюджетной классификацией. Использование такой структуры оправдано лишь в случае обслуживания лицевых счетов в банке.

В свою очередь, лицевые счета делятся на активные и пассивные. Лицевой счет называется активным, если операция зачисления средств на него имеет предварительный характер, а обязательным условием при расходовании средств является их наличие на лицевом счете.

Операция финансирования с использованием активных лицевых счетов разбивается на два этапа:

  • 1) зачисление на лицевой счет исходя из наличия средств на расчетном счете бюджета, остатков лимитов, текущей целевой потребности в средствах;
  • 2) списание средств с лицевого счета исходя из их наличия на нем и достаточности остатка лимитов.

Движение средств по расчетным счетам происходит только на втором этапе, когда средства перечисляются с расчетного счета бюджета на расчетные счета поставщиков товаров и услуг.

Операция финансирования с использованием пассивных лицевых счетов в отличие от вышеуказанной имеет один этап и состоит в перечислении средств с бюджетного расчетного счета на расчетные счета поставщиков товаров и услуг. В этом случае лицевой счет лишь отражает, за счет какого бюджетополучателя был выполнен расход.

На расчетном счете осуществляется реальное движение денежных средств бюджетных организаций, тогда как лицевой счет служит для отражения предполагаемого движения денег, а реальное их движение осуществляется на едином казначейском счете. Но несмотря на то, что лицевой счет имеет «виртуальный» характер, стандартный набор операций и по лицевому, и по расчетному счету один. Его составляют две операции:

  • 1) зачисление средств на счет;
  • 2) списание средств со счета на оплату расходов.

Существует аналогия между бухгалтерскими операциями банковского и казначейского механизмов исполнения бюджета. Зачисление средств на лицевые счета при казначейской системе соответствует обычной операции финансирования получателей бюджетных средств при банковской системе, а списание средств с лицевых счетов операции списания кассовых расходов согласно месячным отчетам распорядителей бюджетных средств и бюджетных учреждений.

В классическом бухгалтерском учете все записи по операциям финансирования выполняются на основе платежных документов с датой их проведения по банку. Так как финансирование получателей бюджетных средств по казначейской схеме состоит в распределении средств по лицевым счетам и не порождает движения средств по расчетным счетам, операция зачисления средств на лицевой счет корректно заменяет операцию финансирования бюджетополучателей. Бухгалтерская запись выполняется в момент зачисления средств на лицевой счет.

Списание кассовых расходов в классическом бухгалтерском учете выполняется на основе месячных отчетов распорядителей бюджетных средств. Списание средств с лицевых счетов казначейства выполняется на основе проведенных по банку платежных документов.

Таким образом, при казначейской системе учета средства зачисляются на лицевые счета бюджетополучателей.

Как и банк, органы казначейства предоставляют бюджетополучателям выписки, отражающие все операции по лицевым счетам за отчетную дату. Казначейская выписка по лицевому счету дает информацию о том, на какие цели были израсходованы бюджетные средства. Банковские выписки по расчетным счетам подобной информации не дают.

Итак, характерной чертой казначейского исполнения бюджета является наличие единого счета, на котором ведутся учетные регистры участников бюджетного процесса (лицевые счета) и главной книги, в которой последовательно отражаются бухгалтерские записи обо всех экономических событиях, связанных с исполнением бюджета.

Основной функцией казначейства является осуществление платежей в рамках исполнения бюджета. В этом смысле казначейство воспринимается как система государственных платежей. Кроме того, функцией казначейства является создание условий для управления ликвидностью единого счета соответствующего бюджета и составление отчета об исполнении бюджета, прежде всего, отчета о кассовых потоках, имевших место в процессе исполнения бюджета.

Казначейство является кассиром всех участников бюджетного процесса и осуществляет платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений. Это - реальность. К сожалению, весьма распространено мнение (даже среди многих зарубежных консультантов по различным российским проектам), что система федерального казначейства становится тормозом проведения бюджетных реформ.

Т. Г. Нестеренко в статье «Казначейское исполнение бюджетов и развитие системы учета в государственном секторе Российской Федерации, опубликованной в журнале «Финансы» в 2004г. пишет, что на самом деле только путем казначейского исполнения бюджета стало возможным жестко и четко исполнять положения, которые установлены законами о бюджете и бюджетной классификацией. Раньше, когда не было системы казначейского исполнения, четкость и жесткость бюджета и бюджетной классификации размывались необязательностью применения положений этих законов. На самом деле бюджет жил собственной жизнью, а реальная жизнь шла совсем по другим правилам, по другим процедурам. Поэтому, получив отчет об исполнении бюджета и сравнив его с законом о бюджете, Минфин получал две абсолютно разные картины. И только после перевода всех операций на казначейское исполнение стало возможным добиться соблюдения положений закона о бюджете в том виде, в каком они были приняты. Далее она утверждает, что «в результате казначейского исполнения бюджета органам исполнительной власти стала предоставляться достоверная информация о том, какие результаты получены в рамках исполнения тех законодательных положений, которые были установлены непосредственно федеральным законом».

Таким образом, только казначейское исполнение бюджета выявило недостатки существующей системы исполнения бюджета. При старой системе исполнения бюджета бюджетные средства просто передавались на счета учреждений в коммерческие банки, и они сами реализовывали свою политику. А вся нормативная база была такой, что остро стоял вопрос о необходимости проведения бюджетных реформ.

Федеральное агентство образования РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российский государственный торгово-экономический университет

Кемеровский институт (филиал)

Кафедра финансов и кредита

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ФИНАНСЫ»

на тему

«КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА»


Введение

1. Казначейская система исполнения федерального бюджета

1.1 Роль казначейства в исполнении бюджета

1.2 Структура казначейской системы, ее основные функции и принципы исполнения бюджета

2. Полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местного бюджетов

3. Передача отдельных функций по исполнению областного и местного бюджетов органами федерального казначейства

4. Порядок открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета

Заключение

Список используемой литературы


Введение

По мере перехода Российской экономики к рыночным отношениям все большее значение приобретает рациональное управление государственными финансами.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет Российской Федерации.

Каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации. Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Международный опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы помогли принять практически безальтернативное решение об организации в Минфине РФ системы органов федерального казначейства, и переводе федерального бюджета на казначейскую систему исполнения, как первого и основного этапа по установлению контроля Правительства РФ за государственными финансами.

Основным предназначением казначейства является содействие оптимальному управлению государственными финансовыми ресурсами и предоставление информации Правительству РФ о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов, для оценки работы органов государственного управления и прогноза экономических последствий бюджетной политики. Помимо этого, на всех этапах процесса расходования средств казначейство осуществляет контроль за использованием бюджетов всех уровней.

Актуальность темы обусловлена тем, что реализуемый казначейский контроль, предшествующий кассовому расходованию средств, является эффективным средством обеспечения их целевого использования, а так же позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но и предотвратить эти нарушения.

Объектом исследования является казначейская система РФ, предметом – становление казначейской системы РФ.

Целью данной работы является исследование казначейского исполнения Федерального бюджета по доходам и расходам, а так же обзор счетов Федерального казначейства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть роль казначейства в исполнении бюджета.

Проанализировать структуру казначейской системы.

Рассмотреть полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местного бюджетов.

В первой главе курсовой работы рассмотрены: роль казначейства в исполнении бюджета, структура казначейской системы, ее основные функции и принципы исполнения бюджета.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены полномочия органов федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения областного и местного бюджетов.

В третьей главе рассмотрены передача отдельных функций по исполнению областного и местного бюджетов органами федерального казначейства.

В четвертой главе определен порядок открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.


1. Казначейская система исполнения федерального бюджета

1.1 Роль казначейства в исполнении бюджета

Одним из главных последствий начавшихся рыночных реформ для финансовой системы государства стала необходимость воссоздания государственного казначейства как важного подразделения Министерства финансов. Проблема казначейства - это проблема сохранности бюджетных денег, как на стадии доходов, так и на стадии расходов.

Деятельность казначейства связана с осуществлением двух важных принципов, выработанных финансовой наукой во второй половине XIX в., когда во всех крупных странах произошел переход в части государственных финансов к принципу единого фонда денежных ресурсов. Министерство финансов было признано единственным ведомством, уполномоченным государством формировать фонд общегосударственных ресурсов. Это и означало появление бюджета в его нынешнем виде. Единый фонд означал, что общие доходы могут идти на любые расходы. Финансовые возможности государства вследствие этого резко возросли, но принцип единого фонда потребовал введения единой кассы. Государственные бюджетные деньги можно было получить только в одном месте - в государственном казначействе.

При централизованном планировании потребности в казначействе не было, поскольку единственный и к тому же Государственный банк был монополистом в осуществлении денежных безналичных расчетов. Госбанк СССР фактически играл роль казначейства, обеспечивая кассовое исполнение бюджета.

В 1992–1993гг. были приняты решения о воссоздании системы казначейства в рамках Министерства финансов РФ. Казначейство было учреждено как федеральное, но предусматривалось создание его отделений во всех субъектах Федерации. Смысл создания казначейства в том, что все бюджетные деньги по доходам и расходам находятся только на счетах бюджета, которыми распоряжается казначейство в соответствии с утвержденными правилами и показателями. Тем самым обеспечивается принцип единого фонда и единства кассы для бюджетных денег.

Обращаясь к истории, заметим, что казначейства России прошлого века осуществляли прием, хранение, выдачу бюджетных средств и даже эмиссию казначейских билетов . Эти определения во многом совпадают с относительно главной задачей – осуществление кассового исполнения бюджета.

Воссоздание казначейской системы исполнения бюджета в условиях России означает, что средства бюджета будут поступать непосредственным получателям этих денег от подразделений казначейства, минуя посредников. Но, при рассмотрения понятия «исполнение бюджета», следует различать узкую и широкую трактовку. Современные авторы отечественной учебной литературы по-разному трактуют данное понятие. Б.Ф. Ицкович под основным содержанием исполнения бюджета понимает осуществление контроля за движением финансовых потоков, за выполнением финансируемыми из бюджета организациями установленных для них плановых норм и заданий . Данное определение представляется неточным, поскольку исполнение бюджета не ограничивается рамками контроля. В.И. Ткачук считает: «В узком смысле слова исполнение бюджета состоит в обеспечении поступлений, расходования и учета движения бюджетных ресурсов» . Данное определение соответствует понятию «кассовое исполнение бюджета». М.В.Романовский приводит следующее определение: «Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов» . М.Л.Седова считает исполнение бюджета центральной стадией бюджетного процесса, на которой происходит реальное формирование и использование финансовых ресурсов соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления в форме бюджетного фонда . В финансово-кредитный словарь содержит следующую трактовку: «Исполнение бюджета - стадия бюджетного процесса, на которой осуществляются мобилизация запланированных по бюджету доходов и бесперебойное финансирование мероприятий, предусмотренных планами экономического и социального развития» .

Казначейская система исполнения бюджета имеет принципи­альное отличие от используемой ранее банковской системы исполнения .

При банков­ской системе исполнения федерального бюджета по доходам , средства налогоплательщиков поступали на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней все банки отчитывались перед Центральным банком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация поступала в Минфин РФ. Исполнение федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. Приэтом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: 1) выделение объемов бюджетных назначений; 2) осуществ­ление кассовых расходов бюджетополучателями. Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном через коммерческие банки.

При казначейской системе исполнения бюджета происходит, концентрация двух потоков денежных средств - доходного и рас­ходного на одном счете. Такой порядок позволяет:

Значительно ускорить процесс финансирования за счет со­кращения пробега средств от распорядителя до конечного получателя, а значит, ускорить оборачиваемость бюджетных средств;

Повысить эффективность использования бюджетных средств за счет более жесткого контроля за целевым использованием средств;

Снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов и расходов на базе оперативного учета и контроля.

При казначейской системе можно более оперативно контроли­ровать объем поступлений и объемы бюджетных назначений, сум­мы счетов, предъявляемых к оплате, а также сумму фактически перечисленных средств со счета.

Таким образом, главные преимущества казначейской системы заключаются в следующем:

Информация по исполнению бюджета становится актуаль­ной, так как любые потоки информации регистрируются казна­чейством;

Резко сокращается разрыв между регистрацией поступлений и временем, когда ресурсы могут быть доступны для произведе­ния расходов;

Обеспечивается сохранность средств;

Обеспечивается контроль на всех стадиях исполнения бюд­жета (от выделения ассигнований до кассового расхода). Контроль осуществляется на стадии, предшествующей платежу, что делает его более эффективным;

Повышается эффективность управления процессом исполне­ния бюджетом и управления ресурсами.

В России с 1996 г. идет активный процесс перевода государственных средств из коммерческих бан­ков на счета Казначейства в Центральном банке. В январе 2000 г. Правительство РФ одобрило концепцию фун­кционирования единого счета Федерального казначейства Мин­фина РФ по учету доходов и средств федерального бюджета.

Единый казначейский счет (ЕКС) представляет собой счет Фе­дерального казначейства Российской Федерации, на котором акку­мулируются денежные средства федерального бюджета и отражаются операции органов государственной власти Российской Федерации по исполнению федерального бюджета.

Единый казначейский счет открывается в учреждениях Банка России.

Функционирование системы органов казначейства в условиях ис­пользования ЕКС является качественно новой информационной тех­нологией исполнения федерального бюджета, в которой принципи­альными являются следующие моменты:

Централизация доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом ГУФК;

Централизация операций по учету доходов бюджетов разных уров­ней на одном счете, открытом УФК, распределение их между раз­ными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК;

Ежедневное отражение в Главной книге казначейства (синтетический регистр систематического уче­та, в котором ведутся все синтетические счета учреждения) операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенных на уровне УФК.

Процесс казначейского исполнения бюджета на основе функцио­нирования ЕКС построен по следующей схеме .

Налогоплательщики перечисляют все налоги и сборы, как подле­жащие перечислению в федеральный бюджет напрямую, так и регу­лирующие налоги, на счет по учету налогов и сборов, открытый УФК в учреждении Банка России. Расходы федерального бюджета также финансируются с этого счета.

Ежедневно УФК распределяет доходы, поступившие на счет по учету доходов, по разным уровням соответствующих бюджетов. Пос­ле этого перечисляет их по электронным каналам связи на лицевые счета по учету средств бюджетов субъектов РФ, местных бюд­жетов на лицевые счета государственных внебюджетных фондов, а в части федерального бюджета - на ЕКС, открытый в уч­реждении Банка России, а также осуществляет возврат налогопла­тельщикам излишне уплаченных или излишне взысканных налогов и сборов в пределах остатка средств на лицевом счете.

Ежедневно УФК передают ОФК информацию о поступивших на­логах и сборах по электронным каналам связи для последующей передачи территориальным налоговым и финансовым органам необ­ходимой им информации о поступивших доходах и сборах.

Учет всех налогов и сборов, поступающих во все уровни бюдже­тов на территории субъектов Федерации, осуществляется управ­лениями Федерального казначейства, что позволяет органам исполнительной власти субъектов Федерации, органам местного са­моуправления и налоговым органам иметь оперативную информа­цию о поступивших на территории субъектов Федерации налогах и сборах.

Средства на проведение расходов федерального бюджета пере­числяются Главным управлением Федерального казначейства в пре­делах остатка на ЕКС на основе заявок УФК и в объеме, необходи­мом для проведения расходов федерального бюджета.

Операции по расходам федерального бюджета осуществляются через счета УФК. ГУФК переводит средства федерального бюджета с ЕКС в течение операционного дня учреждениям Банка России, ко­торые зачисляются на счет УФК в начале сле­дующего операционного дня учреждения Банка России.

Финансирование бюджетных учреждений проводится распоря­дителями бюджетных средств через органы казначейства и отража­ется на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых в органах казначейства. При этом бюджетные учреждения и органи­зации не должны иметь отдельных лицевых счетов для учета средств федерального бюджета ни в учреждениях Банка России, ни в кредит­ных организациях. Вместе с тем это не ограничивает в рамках пре­доставленных полномочий самостоятельности министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреж­дений по вопросам использования выделенных им средств в соот­ветствии с бюджетной росписью.

УФК оплачивает расходы федерального бюджета получателям бюджетных средств в течение операционного дня в пределах имеющихся средств на лицевом счете. Весь неис­пользованный остаток в конце операционного дня перечисляется на ЕКС.

Для выдачи бюджетным учреждениям и организациям, лицевые счета которых открыты в ОФК, наличных денежных средств на вып­лату заработной платы и другие установленные законодательством РФ расходы, ОФК открывает счет в учреждениях Банка России или в кредитной организации, который в конце дня «об­нуляется», и неиспользованный остаток перечисляется на счет УФК.

На ЕКС поступают доходы федерального бюджета и остатки неис-пользованных средств федерального бюджета, перечисляемые с лицевых счетов УФК. С единого казначейского счета ежедневно Федеральное казаначейство пере­числяет средства УФК. Аналитический учет ежедневных поступлений в федеральный бюджет доходов и расходов федерального бюджета и нарастаю­щим итогом с начала года осуществляется в Главной книге каз­начейства.

Контрольные вопросы

1. Укажите основные функции и задачи органов федерально­го казначейства в сфере исполнения бюджетов.

2. Укажите, из каких звеньев состоит система органов казначейства в РФ.

3. Назовите основные отличия казначейской системы от используемой ранее банковской системы исполнения бюджетов.

4. Дайте определение единому казначейскому счету (ЕКС). Каково его назначение?

5. Дайте определение главной книги казначейства. Каково ее назначение?

6. Охарактеризуйте процедуру исполнения бюджета органами казначейства.


Похожая информация.



Исполнение бюджета является одной из стадий бюджетного процесса.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными органами власти. На данном этапе бюджетного процесса реализуются намеченные прогнозы и программы.
В настоящее время основные процедуры исполнения бюджета регламентируются Бюджетным кодексом. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ вводится казначейская система исполнения бюджета. В соответствии со статьей 25 Бюджетного кодекса на органы федерального казначейства возлагается организация исполнения бюджета и управление счетами бюджетов и бюджетными средствами.
Органы Федерального казначейства являются кассирами, распорядителями и получателями средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений.
В процессе исполнения бюджета в утвержденный бюджет могут вноситься какие-либо изменения.
Задачи исполнения бюджета:
по доходам – обеспечение своевременного и полного поступления доходов;
по расходам – финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету суммах, в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.
При исполнении бюджета важное место принадлежит правильному и экономически обоснованному распределению доходов и ассигнований по кварталам в соответствии с бюджетной классификацией по распорядителям бюджетных средств, такое распределение производится в бюджетной росписи.
В процессе исполнения бюджетов могут быть дополнительно получены дополнительные доходы или экономия по расходам. Эти средства в вышестоящий бюджет не изымаются. Решение об использовании этих средств принимается законодательными или исполнительными органами власти в соответствии с бюджетным законодательством.
Потери в доходах и излишние расходы из вышестоящего бюджета не компенсируются за исключением случаев, когда эти потери связаны с изменением действующего законодательства.
В расходной части бюджета любого уровня создаются бюджетные резервы.
Основной принцип исполнения бюджетов – принцип единства кассы, он предусматривает зачисление всех поступающих доходов на единый счет и осуществление финансирования расходов с этого же счета.
Кассовое исполнение бюджетов осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующих бюджетов.
Большое значение для исполнения бюджетов имеет бюджетная классификация, она является единой для всех уровней бюджетной системы, исполнение ее обязательно для всех участников бюджетного процесса. Налогоплательщики при перечислении налогов в бюджет в своих расчетно-платежных документах должны указывать коды бюджетной части классификации, а организации получающие средства из бюджета должны использовать их в соответствии с экономической классификацией расходов.

12.Межбюджетные отношения: проблемы и тенденции. Методы бюджетного регулирования.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами власти соответствующего уровня по поводу распределения доходов и расходов между бюджетами.
Принципы межбюджетных отношений:
распределение и закрепление расходов по уровням бюджетной системы. В соответствии с бюджетным кодексом расходы распределяются по 3м уровням бюджетной системы; есть расходы, которые финансируются из бюджетов всех уровней, разграничение таких расходов осуществляется по соглашению между органами власти соответствующих уровней при формировании своих бюджетов.
разграничение на постоянной основе и распределение по нормативам регулирующих доходов. В соответствии с налоговым и бюджетным кодексам за каждым уровнем бюджетной системы закрепляются конкретные доходы либо в полном размере, либо в какой-то доле, эти доходы называются собственными. Для покрытия расходов собственных доходов как правило бывает недостаточно, поэтому из вышестоящего бюджета часть доходов передается в нижестоящие бюджеты в виде %-х отчислений, эти доходы называются регулирующими.
равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований – в соответствии с бюджетным кодексом у всех субъектов РФ и муниципальных образований одинаковые бюджетные права.
выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности – бюджет любого уровня должен формироваться исходя из минимально допустимой стоимости услуг предоставляемых за счет средств государства, в расчете на душу населения (минимальная бюджетная обеспеченность). Если в субъекте РФ или муниципальном образовании недостаточно собственных и региональных доходов на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности из вышестоящего бюджета выделяется финансовая помощь, в форме дотации.
равенство всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с Федеральным бюджетом, это равенство проявляется в установлении единых нормативов отчислений от региональных доходов, единого порядка уплаты федеральных налогов, определение единого подхода к формированию финансовой помощи субъектам РФ.
Взаимодействие между бюджетами разных уровней проявляется в перераспределении доходов, которое осуществляется:
I. путем передачи части регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты. Бюджет любого уровня формируется за счет собственных доходов, регулирующих доходов, а так же безвозмездных перечислений.
Собственные доходы бюджетов – это виды доходов, закрепленные на постоянной основе, полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ.
Регулирующие доходы бюджетов – это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в ниже стоящие бюджеты на очередной финансовый год (или 3 года).
II. путем передачи части дохода в виде финансовой помощи:
Дотация – это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция– это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом другого уровня бюджетной системы РФ или юридическим лицом на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджетом другого уровня бюджетной системы РФ, физическим или юридическим лицом на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другим бюджетом на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
Бюджетный кредит – это форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основах.
III. путем взаимных расчетов - это операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве РФ, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими после утверждения закона о бюджете и не учтенными законом о бюджете.
Основные условия предоставления финансовой помощи:
при условии подписания соглашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство РФ;
субъект РФ не имеет права:
ставить государственных служащих, финансовых за счет средств бюджета субъекта РФ, в лучшие условия по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений;
предоставлять бюджетные кредиты юр. лицам в размере превышающем 3% расходов бюджета субъекта РФ;
предоставлять государственные гарантии субъекта РФ в размере, превышающем 5% расходов бюджета субъекта.
муниципальное образование не имеет права:
ставить муниципальных служащих, финансовых за счет средств местного бюджета в лучшие условия по сравнению с государственными служащими учреждений субъектов РФ;
предоставлять бюджетные кредиты юр. лицам в размере превышающем 3% расходов местного бюджета;
предоставлять муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов местного бюджета.

Еще по теме Исполнение государственного бюджета. Казначейская система исполнения бюджета.:

  1. 32. Функционирование казначейской системы исполнения бюджета.
  2. Тема 3.2 Организация казначейского исполнения бюджета в условиях перехода на единый казначейский счет
  3. Раздел 5. Финансирование расходов федерального бюджета при казначейском исполнении бюджета на уровне субъекта Российской Федерации.
  4. Тема 1 Организация казначейской системы исполнения бюджетов.
  5. Тема 7.3 Казначейское исполнение бюджета субъекта Российской Федерации
  6. Тема 7.5 Организационные формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
  7. § 4.6. Бюджетный процесс, понятия и стадии. Порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Утверждение отчета об исполнении бюджета
  8. Тема 7.4 Обоснование выбора организационной формы казначейского исполнения бюджета субъекта Российской Федерации
  9. Раздел 2. Исполнение федерального бюджета казначейскими органами
  10. Раздел 3.Организационные формы казначейского исполнения бюджета
  11. Г Л А В А 8 ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЕРОВ – РЕВИЗОРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СТРУКТУР
  12. 4.3. ОТЧЕТНОСТЬ ОБ ИСПОЛНЕНИИ И КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -