Финансовая грамотность стала обязательным школьным предметом. Уроки финансовой грамотности в школе: для чего нужны и что дадут

Финансовая грамотность в школе

Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и афоризмами, которые говорят о пользе как накопления, так и траты денег. В условиях, современной экономики, в ситуации инфляции наша задача научить детей правильно оценивать финансовую ситуацию в постоянно меняющихся экономических условиях не только для ведения будущей профессиональной деятельности, но и в рамках семьи.

Молодость – это время больших возможностей и важных финансовых решений. Поэтому важно повышать финансовую грамотность уже с раннего возраста, ведь впереди в жизни будет много важнейших финансовых решений, ошибка в принятии которых может даже ухудшить уровень жизни и отдалить важные финансовые цели.

Хочу рассказать о том, как ведётся финансовое образование в нашей школе.

В целях формирования финансовой грамотности населения в нашей школе ежегодно проводится «Урок финансовой грамотности среди старшеклассников», который проводят совместно учителя обществознания и информатики.

В рамках курса по предпрофильной подготовки «Утверждай себя» проводятся занятия, деловые игры с учащимися по темам: направленные на умения принимать правильные решения в условиях быстро меняющихся цен, инфляции, учатся, как правильно пережить экономический кризис.

По плану работы классных руководителей, учителей - предметников проводится проектно-исследовательская деятельность, при помощи которой объясняется, что финансы это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также - финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.

В соответствии с программой работы с одарёнными детьми «Наша надежда» с учащимися проводятся занятия, на которых формируются у школьников представления о финансах простым и понятным языком; дети приходят к осознанному выводу, что низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы.

Во время урочной деятельности для решения практических задач широко применяются задания финансовой направленности, так при знакомстве с электронными таблицами школьники учатся выполнять расчёты затрат на коммунальные услуги (свет, воду, газ); учатся планировать, прогнозировать и экономить семейный бюджет; производят расчёты заработной платы.

Формируя финансовую грамотность у обучающимихся наша школа работает в тесном сотрудничестве с другими образовательными учреждениями нашего посёлка и района и города. Особенно хотелось бы подробно остановиться на спец.курсе по финансовой грамотности, который проводится на базе нашей школы для 8 классов по программе, разработанной Волгоградским экономико-техническим колледжем. Курс ведёт педагог Городищенского центра ДТ Пирметова Е.Ю., используя рабочую тетрадь, учащиеся в системе выполняют различного вида задания: тесты, опросы, структурируя информацию, заполняют схемы, решают логические задания, решают кроссворды, играют в деловые игры и т.п. Курс состоит из 3 модулей: "Основы финансовой грамотности" (32часа), "Сбережения и банки" (32часа) "Предпринимательство и основы финансовой безопасности" (32часа), каждый модуль представлен несколькими темами, каждая тема имеет свою цель, основные понятия структурированы в глоссарий. В конце обучения дети получат удостоверения о прохождении по данному курсу.

По данной проблеме в школе осуществляется работа не только с учащимися, но и с родителями на родительских собраниях во время занятий по педвсеобучу по теме: «Финансовая грамотность – залог благополучия семьи», на которых родители делятся своим опытом, организуются встречи с представителями различных финансовых профессий, представителями сбербанка и пенсионного фонда, даются финансовые советы родителям, например, такие, как предотвратить похищение денег через СМС-спам.

Родителям разъясняется, что они должны открыть детям свои доходы и расходы (если не хотят этого делать, то могут предоставить любые устраивающие их цифры) для обучения составлению бюджета семьи. Предлагается установить определенную сумму карманных денег для того, чтобы ребенок мог научиться управлять своими деньгами.

На родительских собраниях, на занятиях по педвсеобучу, во время семинарах, практикумах родителям и детям предлагаются различные информационные ресурсы: (слайд с ссылками на эти ресурсы).

Данные сайты помогут разобраться с некоторыми вопросами? Такими, как: Как принимать финансовые решения? Какой кредит выбрать? Куда вложить свободные средства? Какой вариант ипотеки использовать для приобретения жилья? Как застраховать себя, своих близких и свое имущество?

Информационное наполнение и тематические разделы сайта помогут потребителям повысить уровень финансовой культуры

Книги для детей и взрослых:

1.Данная книга ориентирована на детей в возрасте от 7 до 14 лет и выполнена в виде рабочей тетради с теорией, заданиями и местом для выполнения этих заданий. В книге рассматриваются не только вопросы связанные с азами финансовой грамотности, но и важные вопросы мотивации ребёнка к изучению этой самой финансовой грамотности.

2. Эта книга написана для совместного прочтения с родителями В ней описывается история маленькой девочки, которая приютила пса у себя дома. Ради того, что бы оставить пса, пришлось немало повоевать с родителями. Пёс оказался не простой, он умел говорить. Более того:) пёс был финансово грамотным, так как раньше жил у одного очень состоятельного бизнесмена.

По ходу книги, пёс помогает девочке постигать финансовую грамотность с азов - первый заработок, первый счёт, первые наёмные сотрудники и дальше, изучение всех премудростей финансового воспитания…

3. О тличное пособие для тех, кто часто задумываются о том, куда подевалась зарплата. И, особенно, для тех, кто редко с этим что-то делает. В книге рассматриваются типовые сценарии расходования средств и ведения бюджетов семьями разного достатка. Описана масса способов экономии средств и оптимизации трат на самые различные нужды .

4. Книга « Финансовая грамотность»- учебник по личным финансам, которые учитывают и достижения современной финансовой науки.

И другие…

«Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества».

Дети – наше будущее, и мы должны дать им основы финансовой грамотности,

чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь,

а для кого-то - определиться с выбором будущей профессии.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами - верный ключ к богатству и успеху!

И хотелось бы закончить своё выступление словами Роберта Кийосаки:

"Если вы считаете, что обучение стоит дорого,

попробуйте узнать, сколько стоит невежество".

Финансовая грамотность

Каким должен быть курс основ финансовой грамотности в школе

Корпорация «Российский учебник» предлагает уникальные пособия: сборники специальных модулей по финансовой грамотности. Познакомиться с некоторыми из них можно бесплатно на нашем сайте и на платформе Lecta.ru. Разберем, почему курс финансовой грамотности важен для школьников, что собой представляет новая грамотность и как научить детей избегать финансового мошенничества.

Основы финансовой грамотности в школе

Курс финансовой грамотности, представленный корпорацией «Российский учебник», универсален. Его можно внедрять как отдельным предметом, так и в других организационных формах. Материалы курса подходят для внеурочной деятельности (например, «Клуб знатоков финансовой грамотности»), для уроков по обществознанию и прочих занятий. Некоторые элементы курса целесообразно использовать в 6-7 классах, в 8 классе модули особенно актуальны при изучении экономической системы. Подробно просвещать детей в сфере финансовой грамотности лучше в 9-11 классах, когда ученики становятся активными участниками товарно-денежных отношений и могут применить полученные знания сразу после уроков.

Новые пособия «Сборники специальных модулей по финансовой грамотности» содержат методические рекомендации, программы для интеграции в традиционные курсы и во внеурочную деятельность, сценарии уроков-практикумов, задания на знание финансовых структур и на грамотность в других сферах. Используя эти материалы, педагог формирует необходимые в современной жизни компетенции, что соответствует новым образовательным стандартам.

Финансовая грамотность как элемент новой грамотности

Создание курса финансовой грамотности имело серьезные предпосылки, такие как переход к компетентностному подходу в обучении, введение личностных и метапредметных результатов, формирование представлений о новой грамотности.

В наше время смысл знаменитого выражения философа Фрэнсиса Бэкона «Знание - это сила» видоизменяется: знание становится средством достижения целей, способом саморазвития. Конечно, традиционный набор знаний остается ядром образовательного процесса, однако передача информации перестает быть главной задачей педагогов. В век высоких технологий, когда человек может получить любую информацию из цифровых источников, школа обретает новую роль в жизни общества. Главной целью обучения становится подготовка ученика к взрослению: воспитание думающего, мыслящего человека, в своем поведении ориентирующегося на определенные ценностные установки. Снова в моду вошло понятие «грамотность», но значение его расширилось.

Новая грамотность:

    Базовая грамотность. Когнитивная (использование знаковых систем как инструментов коммуникации) и некогнитивная (понимание себя: управление эмоциями, управление телом).

    Отраслевая грамотность. Знание важных сфер повседневности, привязка к предмету или определенной области: например, финансы , здоровье, экология.

На занятиях по финансовой грамотности сокращается разрыв между системой образования и требованиями реальной жизни, реализуется модель: «Школа, которая готовит к завтрашнему дню». Полностью спрогнозировать будущее невозможно, однако современные методисты активно работают над тем, чтобы дети получили навыки, которые им точно пригодятся.

Что нужно объяснить детям о мошенничестве

Одна из актуальнейших тем, включенных в курс финансовой грамотности - мошенничество. С развитием цифровых ресурсов оно получило широчайшее распространение и дети могут столкнуться с ним повсеместно. Авторы пособий представляют информацию, которую необходимо донести ученикам, чтобы те могли противостоять киберпреступности и не стали жертвами финансовых махинаций.

Необходимые знания:

    Законодательная база (Статья 159 УК РФ).

    Виды кибермошенничества (скимминг, фишинг, вишинг, смишинг, фарминг, «нигерийские письма», кликфрод, кликджекинг).

    Виды нецифрового финансового мошенничества (брачные аферы, махинации с арендой и покупкой недвижимости или автомобилей, раздолжнители, использование чужих паспортов для сомнительных сделок, нелегальные азартные игры).

    Негативные поведенческие стереотипы (нарушение регламента пользования финансовыми инструментами, нежелание погружаться в детали сделки, потеря бдительности при взаимодействии с незнакомыми или малознакомыми контрагентами, высокая готовность к риску и др.)

    Способы социального манипулирования.

  • Действия для минимизации рисков (использование банкоматов только в безопасных местах, установка антивирусных программ на цифровые устройства, игнорирование сообщений с запросом на изменение параметров защиты, внимательность к интернет-адресам, осмотрительность при публикации в сети личных данных и др.).

Обсуждение таких тем как финансовые махинации раскрывает перед учеником разные грани жизни современного общества, дает ценные умения для обеспечения собственной безопасности. Подростки сразу начинают проявлять свою финансовую грамотность на практике.

Приглашаем вас пройти бесплатный онлайн-курс повышения квалификации .


В 2015/ 2016 учебном году в 8 калининградских образовательных учреждениях прошла апробация экспериментального курса по финансовой грамотности для школьников.

Одновременно с Калининградской области апробация занятий по финансовой грамотности прошла еще в четырех регионах-участниках Проекта: Волгоградской, Архангельской областях, а также в Алтайском и Краснодарском краях.

В нашем регионе в апробации приняли участие девять общеобразовательных учебных заведений: школы №12, 31 и 47 города Калининграда, Луговская школа Гурьевского района, лицей №10 города Советска, Кадетский корпус им. А. Первозванного, а также Колледж сервиса и туризма и Колледж предпринимательства. В целом, в занятиях по финансовой грамотности приняли участие более 1000 учеников.

В школьном расписании для экспериментальных занятий было предусмотрено 17 учебных часов (то есть 1 час в неделю), удвоенное число для 10-11 классов – 34 часа (2 часа в неделю). При этом, учебные материалы для 10-11 классов распределены по профилям: для экономического, юридического, математического профиля и базового уровня.

В рамках курса были предусмотрены два этапа мониторинга уровня финансовой грамотности учителей и родителей: «входное» (предварительное) и итоговое тестирования.

Всего для апробации уроков было разработано 83 учебника, входящих в 17 учебно-методических комплектов. Специально разработанные учебники по финансовой грамотности предусмотрены для разных групп учащихся: 2-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы общеобразовательных школ, а также студенты учреждений среднего профессионального образования и учащиеся школ-интернатов. Также разработаны методические рекомендации для педагогов, контрольно-измерительные материалы, дидактические материалы для родителей и пособия для индивидуальной работы. Для индивидуальных занятий материалы разделены на модули: «Банки», «Фондовый рынок», «Собственный бизнес», «Финансовые риски», «Страхование», «Пенсионное обеспечение».

По итогам апробации будет учтен опыт регионов, в которых проводилась апробация, учебные материалы будут откорректированы и распространены по всей России до конца 2018 года.

Учебно-методические материалы доступны для скачивания:

2 – 4 классы общеобразовательной организации (начальная ступень)

Программа курса составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся - С. Федин) и 4 класса (автор материалов для учащихся - Г. Гловели). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях


Начиная учиться в школе, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В этом ему как раз поможет это пособие. В занимательной форме здесь изложены начальные базовые понятия из мира денег и показана их роль в нашей жизни; рассказано, на что тратятся деньги, как с умом управлять ими, как защититься от мошенников и ещё о многом другом.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

5 – 7 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)


В пособиях рассказано о сложном мире денег и основных правилах поведения человека в нём. Подробно объясняется, откуда берутся доходы семьи, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать. Значительное место отводится защите человека от риска потери денег и имущества, взаимодействию государства и семьи, возможности улучшения финансового состояния человека за счёт организации собственного бизнеса. Пособия написано легким, хорошо понятным школьникам языком и может служить основой для проведения занятий в классе, подготовки самостоятельных проектов и решения финансовых задач совместно с родителями.

8 – 9 классы общеобразовательной организации (основное общее образование)

Материалы призваны ознакомить подростков с основами рационального финансового поведения – как разумно организовать и оптимизировать будущий семейный бюджет, что надо делать для повышения личного и семейного благосостояния, почему важно предусмотреть возможность финансовых потерь и как их минимизировать, как научиться смолоду управлять своими финансами, чтобы иметь безбедную старость, и др.

10 – 11 классы общеобразовательной организации (среднее общее образование)


В пособиях в доступной форме изложены основные аспекты управления личными финансами с учётом современных тенденций развития финансового сектора экономики и действующего законодательства. Содержащиеся в пособии задания направлены на развитие познавательной активности обучающихся, самостоятельности и инициативности в области управления личными финансами.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Математический профиль (среднее общее образование)


В пособии содержится математическое описание традиционных для дисциплин по финансовой грамотности вопросов: простых и сложных процентов, учёта разновременных финансовых потоков, расчёта цены финансовых инструментов и оценки инвестиционных проектов. Значительное место отводится примерам решения задач. Для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями, активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики. Материалы носят избыточный характер и предполагают возможность школьника самостоятельно освоить разделы, касающиеся теории вероятностей и статистики.

10 – 11 классы общеобразовательной организации. Экономический профиль (среднее общее образование)

Курс посвящён ключевым вопросам функционирования современных финансовых институтов и механизмам взаимодействия человека с ними. В рамках курса рассматриваются такие финансовые понятия, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, налоговая система, пенсионные фонды и др., раскрывается их суть и показано место в финансовой жизни современной России.

Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования


В пособиях в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике.

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Бизнес - это один из важнейших базовых элементов рыночной экономики. Для России, не имеющей такой длительной истории развития бизнеса, как, например, в Западной Европе, США, сегодня очень важно развивать сложившиеся бизнесы и создавать условия для появления новых. Особое место в структуре бизнеса имеет малый бизнес. Такой бизнес часто возникает как ответ на нерешённые проблемы в конкретном районе, городе, посёлке. Он аккумулирует энергию инициативных самостоятельных членов общества, создавая тем самым новый (или уже известный, но необходимый именно в этом месте) продукт или оказывая важную услугу. Создание малых бизнес-предприятий отчасти решает проблему безработицы, увеличивает объём производимых товаров и услуг и в целом развивает экономику страны.

В современной России количество малых и средних предприятий бизнеса значительно меньше (по отношению ко всему населению), чем в развитых и в некоторых развивающихся странах. Одной из причин медленного развития малого и среднего бизнеса является финансово-экономическая и юридическая безграмотность части населения страны, потенциально способной заниматься собственным бизнесом. Между тем, как показывают специальные психологические и педагогические исследования, многие умения, необходимые для создания и управления бизнесом, лучше всего формируются именно в возрасте 15—18 лет. В первую очередь речь идёт о самоопределении обучающихся, о том, чтобы в учебной (а лучше всего в игровой) форме они приобрели опыт самостоятельного ведения дел, могли брать на себя ответственность, научились оценивать риски, разрабатывать альтернативы решения проблем, познакомились с основными видами деятельности бизнесмена. В ходе учебной деятельности, организованной в форме моделирования простейших бизнес-ситуаций, у обучающихся формируется мотивация к дальнейшему изучению этой сферы деятельности, и тогда выбор своей будущей профессии они делают осознанно. Обучающиеся, которые, попробовав создавать свой бизнес в ходе учебной деятельности, поняли, что такое занятие не для них, тоже получат определённый важный результат. В частности, многие из бывших учеников будут работать наёмными работниками, в том числе и на разнообразных предприятиях бизнеса. Для них тоже немаловажным является понимание того, как именно устроен бизнес, что в этом бизнесе зависит от их труда.

Вместе с тем в ходе изучения данного модуля у обучающихся формируются многие метапредметные умения (заявленные во ФГОС для 10—11 классов), необходимые для жизни любого члена современного быстро меняющегося общества.

Особое место в изучении модуля отводится интерактивным формам обучения и проектной деятельности обучающихся, развивающих их инициативу, активность, ответственность, целеустремлённость.

Финансовая грамотность: учебная программа. Модуль «Собственный бизнес» (10 - 11 классы, СПО)

В программе описаны цели, особенности и планируемые результаты обучения по модулю «Собственный бизнес». Представлен тематический план, раскрыто содержание дидактических единиц по всем темам курса.

Учебная программа (PDF, 942 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Модуль «Собственный бизнес»

В пособии рассказывается о возможностях, трудностях и основных правилах создания и ведения собственного бизнеса. Раскрываются источники средств, которые могут быть использованы для запуска предпринимательского проекта, правила выбора профиля бизнеса, квалифицированной оценки его возможных финансовых результатов и многие другие вопросы. Пособие написано лёгким, хорошо понятным обучающимся языком и может использоваться не только в учебном процессе, но и при подготовке проектов.

Материалы для учащихся (PDF, 21.22 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Модуль «Собственный бизнес»

В пособии подробно раскрываются все темы учебного курса. Привлечение большого дополнительного понятийного и фактографического материала по проблеме создания и развития собственного бизнеса в условиях экономики России обеспечивает преподавателю возможность хорошо подготовиться к занятиям. Особое место занимают материалы для организации контроля знаний обучающихся.

Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.97 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Модуль «Собственный бизнес»

В пособии содержатся материалы по каждой теме курса, с которой обучающиеся будут знакомиться на занятиях. Ознакомление с этими материалами даст возможность родителям квалифицированно отвечать на вопросы своих детей по проблемам предпринимательства, а также оказывать им помощь при подготовке проектов, которые будут заданы для домашней работы, разработке концепции собственного бизнеса.

Материалы для родителей (PDF, 464 Кб)

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Модуль «Собственный бизнес»

Задания КИМов позволяют проверить как предметные, так и метапредметные знания и умения обучающихся. Предложено несколько типов заданий: тесты, требующие краткого ответа, задания с выбором нескольких ответов, практические задачи, темы эссе и проектов. Количество заданий намного превышает то, которое может использоваться на занятии. Это даёт возможность учителю выбрать задания, в максимальной степени отвечающие поставленным целям.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Финансовая грамотность в школе [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В 2017 году было принято внедрить уроки по финансовой грамотности в школы. Данная инициатива вызвала бурление в обществе. Далеко не все родители и учителя пришли в восторг от нового предмета. Попробуем разобраться, зачем нужна финансовая грамотность.

Понятие финансовой грамотности

В 2017 году с первого сентября в школах ряда регионов, таких как Татарстан, Саратовская, Волгоградская, Томская, Калининградская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края появился новый предмет – финансовая грамотность. В этой связи встал вопрос, а кто же преподает финансовую грамотность в школе? В большинстве школ эта миссия досталась учителям математики, обществознания или ОБЖ, так как предмет "экономическая теория" есть не во всех школах.

Прежде чем обращаться к вопросу: нужна ли финансовая грамотность в школе, и кто должен её преподавать, следует сформировать понимание того, что же такое финансовая грамотность .

Особый интерес к данному понятию проявляли европейские и американские ученые. Отдельно нужно выделить тот факт, что в странах ЕС и США финансовая грамотность поддерживается на уровне государства. Изучив зарубежный опыт, можно выделить следующий список авторов, чьи труды в сфере развития финансовой грамотности населения, достижения признаны во всем мире: Р. Кийосаки, Б. Шефер, Н. Хилл, Дж.С. Клейсон, Д. Рон, У. Уоттлз.

К сожалению, со времен лихих девяностых, когда доверчивые граждане несли деньги мошенникам, сильных изменений ни в отношении к деньгам, ни в навыках распоряжения ими в России не отмечено. Люди продолжают бездумно брать кредиты и активно обращаются в микрофинансовые учреждения.

Трактовка термина "финансовая грамотность"

Определение

Г.В Белехова

Финансовая грамотность – органичное сочетание знаний, информированности, практических умений, индивидуального отношения и конкретного поведения отдельного человека или домохозяйства при принятии решений относительно денежных средств и других финансовых ресурсов в целях достижения собственного экономического благополучия

М. Ю. Шевяков

Финансовая грамотность – способность использовать знания и навыки управления финансовыми ресурсами для обеспечения собственного благосостояния и финансовой безопасности.

Финансовая грамотность – способность интерпретировать, обобщать, вычислять и развивать независимые суждения относительно денежных ресурсов и принимать на основе этого меры, чтобы процветать в сложном финансовом мире

М.Овчинников

Финансовая грамотность – способность потребителей финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решений:

  1. при осуществлении специальных расчетов
  2. оценке риска
  3. сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той или иной финансовой услуги

О.Е. Кузина

Финансовая грамотность – это знания и навыки в области финансов, которые должны применяться в повседневной жизни и приносить положительные финансовые результаты.

Всемирный Банк

Финансовая грамотность – способность человека принимать обоснованные решения по использованию и управлению своими деньгами.

Министерство финансов

Великобритании

Финансовая грамотность – умение жить согласно текущему уровню доходов, вести учёт средств и планировать, в том числе, свои пенсионные сбережения, грамотно использовать финансовые инструменты, а также быть в курсе текущих финансовых событий.

Доклад о финансовой грамотности

Финансовая грамотность – это знание, понимание финансовых концепций (понятий) и рисков, а также навыки, мотивация и уверенность в применении данных знаний и понятий при принятии эффективных решений по целому ряду финансовых ситуаций, чтобы улучшить финансовое благополучие отдельных лиц (граждан) и общества в целом в экономической жизни.

Все подходы к трактовке финансовой грамотности представленные в таблице выше можно условно разделить на три типа:

  1. финансовая грамотность как способность
  2. финансовая грамотность как знание
  3. финансовая грамотность как навык

Особенностью финансовой грамотности в России является её низкий уровень и полное отторжение населением всех инициатив государства, направленных на её повышение. При этом итоги опросов и исследований неутешительны. Последние исследования НАФИ показывают: не более 10 процентов российских семей планируют свои расходы на срок более месяца .

Отношение к урокам финансовой грамотности в современной России

В условиях современной школы внедрение финансовой грамотности как отдельного предмета или как части программы по изучению обществознания и экономики столкнулось с острым нежеланием учителей и родителей не просто преподавать, но и осознавать необходимость учить ребенка обращению с деньгами. Глубоко неграмотные в финансовом плане и закредитованные педагоги и родители упорно не хотят понимать, что ребенок не сможет стать успешным без определенных финансовых навыков.

Многие считают, что внедрение финансовой грамотности ухудшит знания других предметов и сделает ребенка меркантильным. Опасения родителей понятны. Уровень знания русского языка в школах невысок. Эту проблему отрицать нельзя. Однако финансовая грамотность – это не танцы или религия, а предмет, напрямую связанный с реальностью, в которой живет современный мир.

Начиная с 2016 года, когда совместная инициатива Министерства финансов, Центрального Банка и Министерства науки и образования начала приобретать реальные очертания, в социальных сетях, на форумах, в комментариях к специализированным статьям кипят нешуточные страсти. Типичные комментарии в Интернете на эту тему можно посмотреть в таблице ниже.

Комментарии о финансовой грамотности в школе

Положительные комментарии

Отрицательные комментарии

Нейтральные

Финансовая грамотность сейчас нужна всем. Подросткам тоже необходимо доводить достоверную информацию о кредитах, займах и т.д. А то у них одна песня: купите, родители, телефон последней модели, возьмите кредит, если денег нет. А то, что кредит – это жуткая долговая яма, это они не понимают. Вот им и нужно разъяснить, что да как на самом деле. Вопрос только, с какого класса нужно ввести финансовые предметы. Мне кажется, класса с 9-го, когда у них уже паспорт есть и какие-то серьезные взгляды на окружающий мир появляются. Ниже писали о необходимости разработки специальных программ, это я поддерживаю, только теория не разъяснит все нюансы.

Против. Уроки финансовой грамотности дети должны получать вместе с умением распоряжаться собственными деньгами! И лучше семьи показать детям об их стоимости не сможет никто. А вопросы устройства финансовой системы страны, налоги и банковские услуги дети изучают в рамках обществознания.

Грамотность лишней не бывает. Другой вопрос, что предметов в школе и так слишком много. Пора уже вводить систему обязательных предметов + на выбор ученика. Чтоб сам себе специализацию выбирал. В 9кл. можно начать преподавать азы экономики, а дальше на выбор (факультативно). но только кто будет преподавать? Где взять учителей экономики? РS: в мое время в школе тоже пытались преподавать экономику. Начали с древнеримских времён. Ужасный был предмет, абсолютно для меня бесполезный. А кому то может в кайф. Узнает как деньги зарабатывать и с 14лет в бизнес пойдет, автомойку откроет.

Я мама двух детей и убеждена, что уроки финансовой грамотности необходимы для детей и подростков. У них уже сегодня в 7, 8 лет имеются карманные деньги и как ими распоряжаться правильно, лучше получить навык в юном возрасте. Финансовая грамотность это реалити жизни и если ты "вооружен", значит меньше набьешь шишек. Наша семья за!!!

Однозначно нет, по мне как родителю важнее качественное преподавание основных предметов.

Здравствуйте. Прекратите уже заниматься экспериментами над нашими чадами. Каждый второй школьник имеет ту или иную проблему со здоровьем. Им надо вводить в школах дополнительный сон, усиленный витаминно-фруктовый обед и двух часовую прогулку. А вы дополнительно хотите нагрузить школьников? Для чего? Чтобы поставить очередную галочку? Экспериментальная программа "Планета знаний" не оправдала себя, а между тем по ней продолжают обучать детей, так как учебники закуплены. Тут то же? Учебные пособия некуда деть? Категорически против данной инициативы! Для начала пусть школы усиливают уровень преподавания основных дисциплин в школах. А то без репетитора никуда…