Эволюция денег в россии, влияние мирового финансового кризиса на денежную систему рф. Влияние электронных денег на денежную систему

Автор пишет об от­вет­ствен­но­сти го­су­дар­ства за де­неж­ную систему. Ис­поль­зуя текст, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те два воз­мож­ных на­прав­ле­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на де­неж­ную систему. Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из них кон­крет­ным при­ме­ром де­я­тель­но­сти государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго

человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолетом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, - это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

(М. Фридмен )

Пояснение.

Два воз­мож­ных влияния го­су­дар­ства на де­неж­ную систему.

- Сти­му­ли­ру­ю­щая политика (стимулирующее влияние).

Пример В пе­ри­од экономического кри­зи­са Центральный банк со­кра­тил учетную став­ку процента, что при­ве­ло к умень­ше­нию кредита для пред­при­ни­ма­те­лей и по­вы­си­ло их эко­но­ми­че­скую активность.

- Сдер­жи­ва­ю­щая политика.

Пример Для сни­же­ния инфляции в пе­ри­од экономического бума Цен­траль­ный банк по­вы­сил норму обя­за­тель­ных банковских резервов, что сни­зи­ло активность банков.

Существуют различные методы государственного регулирования рыночной экономики, которые можно объединить в две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные). Применение этих методов зависит от социальных, экономических, исторических, политических условий, состояния развития и структуры экономики страны. Поэтому механизм государственного регулирования экономики в каждой стране имеет свои особенности. Государство как гарант экономических свобод осуществляет административное влияние на рынок на всех уровнях управления - от муниципального до федерального. Организующий влияние на рынок государство осуществляет, прежде всего, путем разработки законов и контроль за их соблюдением всеми хозяйствующими субъектами. К основным методам государственного воздействия относятся: антимонопольное законодательство, контроль за ценами, а также за качеством продукции, через систему государственного лицензирования на производство отдельных товаров; ограничение вывоза некоторых товаров в другие страны. Государство выступает гарантом денежной единицы, осуществляет контроль за оборотом денег. Правительство ежегодно определяет минимальный размер заработной платы, что способствует регулированию рынка труда. Для того чтобы защитить внутренний продовольственный рынок, государство вводит ограничения на ввоз определенных товаров, например значительно повышает ставки пошлин, либо вводит более действенные инструменты защиты - компенсационные сборы, размер которых определяют как разницу между внутренней ценой импортируемого продукта и ценой на рынке, с которого он поступает. Их устанавливают для довольно широкого перечня товаров, прежде всего для тех, которые в достаточном количестве производятся в стране. Государство является прямым рыночным агентом, что дает ей возможность непосредственно влиять на емкость и структуру рынка, а также определять новые организационные формы его функционирования. В современных развитых странах государство является крупным владельцем, сосредоточившим в своих руках не только отрасли инфраструктуры, но и часть средств производства. Особое внимание государство уделяет производству общественных благ. Выбирая стратегию регулирования, она может осуществлять производство этих благ непосредственно на государственных предприятиях. Также могут применяться и косвенные методы регулирования, т.е. государство выступает посредником между потребителем и производителем благ. Масштабы и темпы роста экономической роли государства можно проиллюстрировать на примере США, где 90% населения заканчивает государственные школы, 15 - проживает в квартирах, которые полностью или частично финансируются федеральным правительством, 10% - получают государственные субсидии на питание. Населению гарантируется государственная поддержка в случае безработицы, нетрудоспособности или бедности, трудовая компенсация, пенсия по возрасту. Каждый шестой работник занят в государственных предприятиях и учреждениях. Цены на пшеницу, кукурузу и молочные продукты контролируются государством. В отдельные годы сельскохозяйственные субсидии на эти продукты достигают 50-60% общей стоимости урожая. Многие коммунальных услуг оплачивается по низким ценам благодаря государственному регулированию. Государство оказывает также услуги по пользованию государственными автодорогами, железными дорогами, станциями водоснабжения и т.п. Регулирующее влияние на рыночную экономику государство осуществляет через индикативные планирование - средство координации хозяйственной поведения экономических субъектов. В таком планировании, которая отражает цели и приоритеты социально-экономической политики государства, используются показатели, которые имеют характер рекомендаций. Индикативный план осуществляется субъектами рынка через систему экономических и правовых регуляторов, которые, с одной стороны, стимулируют эти субъекты, а с другой - позволяют решить важнейшие социально-экономические проблемы страны (сдерживание инфляции, социальная защита населения, уменьшение безработица, структурные изменения в экономике). Такие планы выполняют роль специфических средне-и долгосрочных договоров на выполнение целевых программ развития, в частности социальных. К последним относятся: программа охраны здоровья населения, изменение характера, условий и характера труда, развитие духовной сферы, восстановления экологического равновесия и т.д. Наибольшего развития государственное регулирование в сфере экономической политики получило во Франции, Японии, Швеции, Южной Кореи. До важнейших государственных инструментов регулирования экономики Франции принадлежат текущее прогнозирование и стратегическое планирование. Для удовлетворения общегосударственных потребностей в государственном секторе экономики применяют плановый контракт, а в частном - госзаказ. В Японии как регулирующее средство широко используют экономическое планирование. В послевоенный период таких планов было 11. В Швеции особое внимание уделяют проблемам социального регулирования и социального обеспечения, благодаря чему здесь самая высокая занятость населения, безработица составляет 1-2% трудоспособного населения. В Южной Корее регулирующие меры предусматривают достижение финансово-денежной сбалансированности. Даже в годы значительных экономических потрясений (1970 - 1971, 1974-1975, 1979-1981) денежное обращение, инфляция или дефицит государственного бюджета не выходили из-под контроля, что достигалось благодаря государственной монополии в кредитно-финансовой сфере. Национальная экономика Кореи надежно защищена от притока иностранной валюты. Для устранения негативных последствий инфляции государство использует метод прямого регулирования цен. Эти меры принимают относительно энергоносителей, общественного транспорта, телефонной связи, проезда автодороги, продукции оборонной сферы. Значительное внимание государство уделяет ценам на продукты питания и услуги населению, устанавливая их предельный уровень. Государство может менять свою политику в зависимости от сложившейся ситуации. Так, в последнее время сфера прямого регулирования цен в США очень сузилась. Более 10 лет назад было ликвидировано государственное регулирование тарифов на все виды транспорта. К сфере регулирования цен ныне входят «естественные монополии» - производство электроэнергии, услуги связи. Изменение экономической ситуации в США может повлечь возобновление регулирования некоторых цен и тарифов. Для устранения негативных последствий экономической деятельности государство может использовать методы прямого административного воздействия, устанавливая определенные стандарты в соответствующих производствах, предельные нормы выбросов вредных веществ в атмосферу, запрещая применение технологий, которые угрожают здоровью людей. Одним из наиболее эффективных регулирующих средств являются налоги. В разных странах существуют неодинаковые подходы к классификации налогов, однако законодательством всех стран предусмотрено, что граждане обязаны отдавать часть своих доходов на общегосударственные нужды. Есть два субъекты налогообложения - физические и юридические лица. Объектами налогообложения физических лиц является доход, имущество и земля, юридических лиц - прибыль, имущество и земля. Сегодня европеец в среднем тратит на налоги 45-48% своего дохода. В большинстве стран мира юридические лица, которые ведут предпринимательскую деятельность, уплачивают в бюджстуч48-52% полученной прибыли. Часть средств государственного бюджета направляется на развитие определенных отраслей, производство некоторых товаров и продуктов питания, осуществление различных видов деятельности. Почти половина расходов бюджета приходится на социально-экономическую сферу: 1) расходы на выплату пенсий, пособия, здравоохранение, образование, подготовку кадров, 2) содействие развитию энергетики, жилищного строительства и коммунального хозяйства, средств коммуникаций; 3) расходы на охрану окружающей среды. Бюджетом также предусмотрены расходы на оборону страны, научные и космические исследования. В странах с развитой рыночной экономикой особое внимание уделяют стимулированию научно-технического прогресса, развития на его основе наукоемких производств. Для этого каждая страна, исходя из определенной концепции или модели научно-технического прогресса, разрабатывает комплекс мероприятий в соответствии с национально-государственными приоритетами. Модель или концепция стимулирования научно-технического прогресса в различных странах разрабатывается в зависимости от системы управления научно-технической сферой. В США, например, делается акцент на сохранение научно-технического и военного руководства, в Японии - на производство конкурентоспособной продукции с применением достижений ИИТР. В странах Западной Европы, США и Японии эта система имеет децентрализованным характер, финансирование научно-технической сферы осуществляют различные государственные ведомства. Исключение составляет Франция, где существует централизованная система управления научно-технической сферой. Важным объектом государственного регулирования является аграрный сектор, развитие которого стимулируется за счет финансирования из государственного бюджета. Для решения проблем, связанных с преодолением последствий стихийных бедствий, развитием инфраструктуры, реформированием производства, предотвращением социально негативным явлениям в сельской местности - безработице, упадком социально-бытовой и культурной инфраструктуры, - государство выделяет целевые дотации. Для поддержания определенного уровня цен в сельском хозяйстве в федеральном бюджете США предусмотрено 5% расходов для возмещения прямых затрат фермерам, которые выращивают рис, пшеницу, просо, кукурузу, ячмень, овес, хлопчатника. Доля государственной дотации к цене колеблется от 15% для производства пшена до 35% - для риса. На продукцию животноводства дотации не предусмотрены. За счет этих же 5% расходов федерального бюджета финансируются научные исследования в области сельского хозяйства. Поддержка фермеров осуществляется на уровне штатов, которые на льготных условиях (проценты вдвое меньше рыночные) выделяют средства на улучшение социальной сферы - обустройство дорог, телефонной связи, уборку мусора и т.п. Большая часть геологоразведочных работ в США осуществляется за счет финансирования из государственного бюджета. Разведанные места природных ископаемых реализуются на аукционных торгах, доходы от которых поступают в федеральный бюджет. Важное место в системе регулирующих рычагов государства отводится денежно-кредитной системе. Определяя количество денежной массы в обращении, объем кредитов, уровень процентных ставок, государство активно влияет на конъюнктуру рынка - уменьшая количество денег в каналах обращения, она сдерживает деловую активность, и наоборот, увеличение денежной массы способствует усилению инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Этого можно достичь также благодаря кредитной политике. Снижение процентных ставок увеличивает кредитные поступления в национальной экономике. Недостаточные инвестиции приводят к уменьшению объемов производства, высвобождения рабочей силы, падение уровня заработной платы. Объектом особого внимания государства в условиях развитой экономики являются предприятия малого бизнеса - индивидуальные, семейные, групповые. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно в этой группе предприятий наблюдается самая острая конкуренция, а, во-вторых, за относительно небольших инвестиций они обеспечивают решение таких проблем, как занятость населения, удовлетворение потребностей рынка, быстро меняются, быстрое внедрение технических, организационных, управленческих новаций т.д. Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется через предоставление долго и краткосрочных кредитов на льготных условиях, подготовку и повышение квалификации кадров, предоставления различных налоговых льгот, коммерческой информации. В Италии, например, льготное кредитование может достигать 40% потенциальных расходов небольших предприятий. Кредиты сроком на 15 лет предоставляются для реализации новых инициатив, на 10 - для модернизации или расширения действующих фирм. При этом процентная ставка с учетом размера кредита составляет 36-60% рыночной. В Нидерландах государство гарантирует возмещение половины убытков при условии не менее пяти капиталовложений за предыдущие три года компаниям с числом занятых до 500 человек. Стимулируют развитие малого предпринимательства также Япония, Южная Корея, Германия, другие развитые крайние. В структурной перестройке народного хозяйства, определении приоритетных направлений общественного производства, рационального соотношения между отраслями чрезвычайно важная роль отводится государству, которое осуществляет бюджетное финансирование определенных отраслей, производств, признанных ключевыми направлениями структурной политики; стимулирует перелива капитала в определенные сферы деятельности; готовит кадры для приоритетных отраслей. Следовательно, государство использует многие административных и экономических регуляторов экономики ни один из них не с идеальным, поскольку, обеспечивая положительный эффект в одном случае, приводит к негативным последствиям в другом. К тому же в разных странах применяются неодинаковые методы регулирования. В одних из них большего развития приобретает кредит, во втором - налог, в третьих - решающая роль принадлежит индикативную планированию. Между административными и экономическими методами нет четко определенной границы, они взаимно дополняют друг друга и за оптимального сочетания дают наибольший эффект. В условиях глобализации особое значение приобретает регулирования внешнеэкономических связей страны.

Хотя племена славян и англов, саксов, норманнов, варягов образовались приблизительно в одно и то же время, после Великого Переселения Народов (II век н.э.), по ряду причин образование сильного государства на Руси началось с X века, но зарождение монет произошло много раньше. На нашей территории чеканка монет, серебряных и золотых, восходит к временам князя Владимира I (Киевская Русь, конец Х- начало ХI вв.). В «Русской Правде» металлические деньги продолжали называться, как я уже отмечала, «кунами», но появляются уже и серебряные «гривны». В XII - XV вв. князья пытались чеканить свои «удельные» монеты. В Новгороде имели хождение иностранные деньги - «ефимки» (от «иохимсталеров» - серебряных немецких монет).

В Московском княжестве инициатива чеканки серебряных монет принадлежала Дмитрию Донскому (ХIV в.), который начал переплавлять в русские «гривны» татарскую серебряную «деньгу». Иван III (конец XV в.) установил, что право чеканки монет должно принадлежать лишь «старшему» из князей, держателю Московского престола. При Иване Грозном произошло первое упорядочение российской денежной системы. В начале его княжения в Московском государстве свободно обращались «московки» и «новгородки», причем первые по своему номиналу равнялись половине «новгородки».

В начале XVII века на Руси установилась единая денежная единица - копейка (на монете был изображен всадник с копьем), весившая 0,68 грамм серебра. Это примерно соответствовало весу «новгородки»; продолжали чеканить и «московки», и «деньгу» в виде полкопейки, а также «полушки» - четверть копейки. Кроме того, в счетную систему были введены рубль, полтина, гривна, алтын, хотя чеканка серебряного рубля стала правилом лишь при Петре I. Золотые деньги - «червонцы» появились в России с 1718 года. Выпуск князьями неполноценных монет, порча серебряных гривен путем их обрезания, появление «воровских» денег вели к повсеместному исчезновению полновесных монет, волнениям среди населения («медный бунт» при царе Александре Михайловиче в середине XVII в.).

Пытаясь найти выход из трудностей, правительство начало чеканить медные деньги, придав им принудительный курс. Как следствие, стала расти рыночная цена серебряного рубля по сравнению с номиналом, исчезновение серебра из обращения и его сосредоточение у ростовщиков и менял, общее повышение товарных цен. В конце концов, медные деньги были изъяты из обращения. В конце XVII в. вес серебра в рублевых монетах был уменьшен на 30 %. В России вплоть до XVII в. собственная добыча благородных металлов почти отсутствовала поэтому, монетные дворы, ставшие в XVII в. монополиями государства, переплавляли иностранные деньги. Согласно «монетарной регалии» Петра I был наложен жесткий запрет на вывоз из страны слитков драгоценных металлов и полноценных монет, между тем как вывоз порченой монеты разрешался. Итак, золото и серебро стали основой денежного обращения. Биметаллизм сохранялся вплоть до конца XIX века. Однако, в Европе XVIII - XIX вв. золотые и серебряные монеты ходили в обороте, платежах, и прочих операциях наряду с бумажными деньгами. Основой денежной системы Древней Руси стала гривна, весовая единица, древняя славянская денежная, служащая для измерения золота и серебра. Золотые, серебряные, бронзовые гривны употреблявшиеся женщинами в качестве украшения в виде обруча, носимые на шее (на «загривке»- отсюда и название) впоследствии стали основной денежной единицей Руси. Вот яркий пример огромного влияния женщин на жизнь общества, его развитие. С вопросом о весе гривны обычно связывают и вопрос о ее происхождении. Если видеть в ней «русский фунт», либо его половину, значит, гривна восходит к древнему месопотамскому фунту, заимствованному Русью и сохранившимся у нас до введения метрической системы. Но в кладах обнаруживают слитки разного веса. Некоторые исследователи пришли к заключению, что вес гривны изменяется в зависимости от того, какая страна имела наибольшие торговые связи с данной местностью.

Смена влияния Востока, Византии и Запада последовательно влияла на вес гривны (арабская унция, византийская литра, западная марка). Первой русской гривной принято считать киевскую шестиугольную гривну, вес которой колеблется от 34 до 39 золотников. Вначале разделения гривны не было, но затем в древней литературе появились названия «гривна серебра» и «гривна кун». Первое упоминание о гривне кун встречается в Ипатьевской летописи в 1287 году. Вопрос о том, что являет собой гривна кун, в чем состояло ее отличие от гривны серебра, является одним из спорных вопросов истории денег на Руси. Период с XII по XIV век вошел в историю России как «безмонетный». На северо-востоке Руси появляются татарские монеты. С XIII века, после попадания русских земель под монгольское иго, развитие монет пошло двумя путями. С XIV века в юго-западных землях появляются: пражский грош, денарий, квартник, полугрош, шеляг и другие западные монеты. Тогда же на северо-востоке Руси началась чеканка русских монет. Деньга или деньга появилась как монета в конце XIV века в Москве, затем и в других русских княжествах. Из гривны серебра (204 г) чеканили 200 денег, составляющих московский счетный рубль.

Кроме денги чеканились полуденьги (полушки), в Новгороде и Пскове - четвертица, т.е. 1/4 деньги. В юго-западных землях появляются: пражский грош, денарий, квартник, полугрош, шеляг и другие западные монеты. Тогда же на северо-востоке Руси началась чеканка русских монет из серебра и меди. Иван III - мудрый и великий государь - установил единую монету для всего государства с надписями на монетах «Оспадарь всея Руси». Большое ухудшение монеты в Московском княжестве произошло при Василии Темном и позднее, в XV-XVI веках, с появлением многочисленных обрезанных и поддельных монет. Возникла необходимость в реформировании и унификации денежной системы. После реформы Елены Глинской в 1534 году и присоединения Новгородского княжества к Московской Руси закрепилась общегосударственная денежная система, основу которой заложили Иван III и Василий III. Был учрежден монетный двор, монетная стопа была значительно снижена. Вместо 260 новгородок было положено чеканить 300. Однако ухудшение монеты наблюдалось и в последствии, в XVII веке.

В 1620 году вводится новый чекан, на четверть более легкой монеты. Рубль новой чеканки становится равен 10 английским шиллингам вместо 14. В середине XVII века финансовое состояние России под влиянием многочисленных войн было очень тяжелым. Важнейшим источником получения прибыли была внешняя торговля. Вырученные в ходе ее иоахимталеры (ефимки) перечеканили в русскую монету, содержащую меньше серебра. В условиях войны с Польшей правительство выпускает медные деньги с принудительным курсом, которые очень быстро вытеснили из обращения серебро. Но медные деньги легко подделывались, и, обесценившись, они вызвали Медный бунт 1662 года, после которого медные деньги были выкуплены по цене «за рубль медных денег две серебряные деньги».

Данный период, прежде всего, характеризуется развитием кредитно-бумажных денег и вытеснение ими металлических монет. Для правильного восприятия изложенного ниже материала необходимо дать определения и разъяснения некоторым экономическим терминам и понятиям, таким как «бумажные деньги» и «кредитные деньги». Правовую основу современной денежной системы России составляет Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002), согласно которому:

  • 1) Денежная система Российской Федерации включает в себя официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения.
  • 2) Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек.
  • 3) Официальный курс рубля к денежным единицам других государств определяется Центральным банком Российской Федерации (Банком России).
  • 4) Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банковских билетов (банкнот) и металлической монеты. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются в виде наличных или безналичных денег.

В конституции Российской Федерации, в ст. 114, записано, что правительство России «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики», а в ст.71, определяющей разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами, зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся «установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки», а также «федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы». С конца 70-х годов денежная система страны дестабилизируется.

Национальная денежная единица - рубль оказалась в расчетах на территории СССР, а затем России, потесненной иностранными валютами, в первую очередь, долларом. О расстройстве денежной системы говорит резкое изменение масштаба цен. В результате их роста покупательная способность упала. Резко возросла денежная масса. Необходимость решения проблем стабилизации финансового рынка вылилось в либерализацию цен. Кризисные события, наблюдавшиеся в американской финансовой системе во второй половине 2008 г и отразился на многих странах. Если следовать старой марксисткой теории, то к 2008 г. сформировались условия для циклического кризиса: перенакопление в ходе интенсивного подъема, усиление отраслевых дисбалансов, повышение инфляции.

Можно утверждать, что подъем утратил свою устойчивость в августе 2007 г., когда затяжной кризис в секторе жилищного строительства США стал переходить в кризис ипотеки и распространяться на финансовый сектор. Именно в этот период начался взлет цен на нефть, металлы и продовольствие, а Россия испытала первый шок ликвидности. Высокие темпы экономического роста в мире с начала 2000-х годов на фоне глубоких дисбалансов в сфере сбережений и накопления. В текущем цикле обострились системные проблемы в функционировании глобальной финансовой системы. С одной стороны, огромный накопленный отрицательный платежный баланс в США и в ЕС, а с другой - растущее положительно сальдо развивающихся стран, исчисляемое в триллионах долларов, или около 1,2% мирового ВВП. Поток сбережений из развивающихся стран - в основном Китая, Индии, стран - экспортеров нефти и России - составлял в последнее десятилетие примерно 1% нормы накопления развитых стран, компенсируя нехватку собственных сбережений. Российский финансовый кризис: взрыватель чужой, но пороховой. Подъем в российской экономике в 1999-2008 гг. базировался на использовании преимущественно старых мощностей, определенного запаса рабочей силы, что обеспечило условия для высоких темпов роста при низкой норме накопления в 18-19% ВВП.

Опора на самофинансирование, низкая капитализация банковской системы, серьезное отставание развития рынка корпоративных облигаций не позволяли активнее национальные сбережения. Вложения в основной капитал определяют капиталоемкость экономики и выступают базой ее модернизации. Наращивание инвестиций - одна из первоочередных задач для поддержания высоких темпов экономического роста. В последние годы динамика инвестиций в России существенно ускорилась и в 2007 г. превысила 20% в реальном выражении. Сохранение высокой инвестиционной активности и резкий рост инвестиций в основной капитал - важный приоритет государственной экономической политики. Вместе с тем нередко упускается из виду вопрос об источниках финансирования вложений, их структуре, стоимости привлечения и устойчивости финансовых потоков. Поданным за 2007 г., около 42% инвестиций в основной капитал России финансировалось за счет собственных средств предприятий, тогда как в 2000 г. эта доля достигала 50%. Даже при самых благоприятных условиях собственные ресурсы предприятия ограничены размерами текущей прибыли и амортизации. Если норма прибыли на осуществляемые инвестиции выше стоимости привлечения капитала, то рационально заимствование средств из внешних источников.

Сохранение высоких темпов инвестиционной активности фактически подразумевает их расширенное использование. Отметим, что в большинстве стран мира бюджетные инвестиции не превышают 3-4% ВВП, а в российских условиях особенно обоснованы сомнения в их экономической эффективности по сравнению с вложениями частного сектора. На фоне подъема 2000-х годов целый ряд проектов не получал финансирования, причем главным образом в области инфраструктуры и машиностроения; для них требовались прежде всего долгосрочные облигационные займы.

В 2007-2008 гг. была создана система поддержки ликвидности банков, но меры, направленные на переключение экономических агентов на внутренние источники финансирования, не принимались. В целом Россия встретила мировой финансовый кризис с большими государственными резервами и слабой финансово-кредитной системой. В острой фазе кризиса крупнейшие финансовые группы оказались в зависимости от государства, поскольку увязли в краткосрочном заимствовании за рубежом под залог своих быстро падавших в цене акций. Руководство страны встало перед нетривиальным институциональным выбором: позволить иностранным держателям залогов получить контроль над огромной долей российских активов или платить за частный бизнес. Выбор в пользу второго пути дал государству огромные рычаги в национальной экономике - намного больше, чем могли мечтать любые сторонники ренационализации.

Нестабильность на мировых финансовых рынках заставила многих международных инвесторов выводить свои средства с рынков других стран, акции которых стали также заметно снижаться. Это в большой степени коснулось и российского рынка. Однако меры оперативной антикризисной поддержки должны сочетаться с целенаправленной и системной политикой по созданию необходимых структурных основ на самом рынке, которые сделали бы его менее подверженным воздействию внешних шоков. Кризис высветил слабости российского фондового рынка, подчеркнув актуальность вопросов о формировании его более широкой национальной основы, об уменьшении спекулятивной направленности, увеличении внутренних источников фондирования, способных обеспечить его устойчивость в условиях внешней нестабильности и ограничений международной ликвидности.

Дополнительная монетизация экономики в условиях открыто к внешнему рынку системы финансовых потоков также влечет за собой новые риски. Здесь, конечно, надо иметь в виду возможный рост инфляции, но еще важнее, чтобы ресурсы поступающие в финансовую систему, направлялись в реальный сектор, а не оставались в ней в качестве страхового инструмента. Кроме того нужно минимизировать риски оттока рублевых средств на валютный рынок с последующим давлением на валютный курс и увеличением курсовых колебаний. В этих целях можно использовать различные нормативы и стимулы, фактически предполагающие создание механизмов управления финансовыми потоками.

Историческая роль государства в денежной системе

Замечание 1

Главная задача государства не меняется на протяжении долгого времени – это выпуск денег.

В момент становления денежной системы, как целостного механизма, государство занималось изготовлением монет. Задача состояла в изготовлении определенного количества слитков, одинаковых по весу, с обязательным размещением на них штампа, характеризующего знак государственного выпуска. С течением времени эта задача осталась неизменной, вместе с тем функции и влияние государства на денежную систему заметно расширились.

Позже стал развиваться обмен различных момент друг на друга и появились параллельные стандарты в форме двух денежных систем – золотых и серебряных денег.

Таким образом, еще двести лет назад государство уже осуществляло следующие функции: контролирующая (поставляя кусочки металла определенного веса и ставя на них штамп), законодательная (придавая статус законного платежного средства выпущенным монетам), судебная (применяя соответствующие положения законодательства)

Изменения в функциях государства

С того времени степень государственного воздействия на экономику значительно увеличилась, вместе с тем даже сейчас государство не имеет такой власти, чтобы делать с деньгами все, что ему захочется. Однако в данный момент государство в большей мере является покупателем и продавцом, нанимателем, а также получателем налоговых отчислений.

Одной из специфических функций государства в роли официального контролера чеканки и по сей день является право изменять характеристики денежных заместителей, выпускаемых в обращение и, тем самым, воздействовать на выбор денежного товара.

Замечание 2

Таким образом, государство, меняя характеристики денежных заместителей, лишает их статуса требований на деньги, погашаемых по предъявлении, и, благодаря финансовым ресурсам, позволяющим ему нести затраты, связанные с реформой денежного обращения, в определенных обстоятельствах может заставить сообщество отказаться от одной разновидности денег и перейти на другую.

Воздействие государства на денежную систему также определяется полномочиями в сфере принятия законодательства и свершения правосудия. С помощью закона государство оказывает решающее воздействие на выбор коммерческого средства обмена. Вместе с тем, также бытует мнение, что государство не в состоянии повлиять на выбор общего средства обмена, так как он определяется исключительно в процессе коммерческих сделок.

Введение монополии на изготовление монет

Каждое государство запретило пользоваться на территории своей страны денежными единицами других государств. Таким образом, оно установило своего рода монополию на изготовление монет и законодательно установило обязанность граждан использовать определенные денежные единицы в качестве узаконенного платежного средства. Это действие позволило государство поставить под контроль всю денежную систему.

Установив монополию, государство ввело особое название для своей денежной единицы. Со временем имя монеты перестало ассоциироваться с ее весом. Все государства перестали называть свои деньги «по весу» (граммами или гранами) и ввели для них собственные имена: доллары, марки, франки и т.д.

Формирование доходов государства

В условиях рыночных отношений чтобы получить деньги, необходимо совершить обмен товарами или услугами. Вместе с тем государство наделено полномочиями выпускать деньги и обменивать их на необходимые товары и услуги, что в свою очередь приводит к возникновению инфляции.

Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию

Часть 1

Задания 1–3, 10, 12 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Правильное выполнение заданий 4–9, 11, 13–20 оценивается 2 баллами. Эти задания оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней, цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при

Указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.

задания

ответ

ТРУДА

246

11122

236

235

12122

234

145

122112

256

245

11212

345

11223

264871

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развывшееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолётом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, - это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

(М. Фридмен

21. Какие три «области экономики», в которых возникают затруднения, связанные с пониманием свободы, рассмотрел автор?

Баллы

Три области экономики:

1) область конкуренции предпринимателей (конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции)

2) собственность

3) денежная система.

Правильно названы три области экономики.

Правильно названы две области экономики.

Правильно названа только одна три область экономики

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Для американской традиции характерно понимание свободы предпринимательства как свободы каждому сделаться предпринимателем (свобода объединений). Как следствие - развитие честной конкуренции, стремление продать свой товар дешевле, чем у конкурентов, или сделать его лучшим, эффективное использование ресурсов.

Для континентальной традиции характерно понимание свободы как возможность действовать любыми способами в конкуренции (свобода конкуренции). Результат − появление монополистических объединений, сговор предпринимателей. Неэффективное использование ресурсов.

Правильно названы все элементы ответа. Указаны особенности американской и континентальной традиций, названы два последствия каждой из традиций.

Правильно названы две традиции, правильно указано одно последствие

ИЛИ правильно названа одна традиция, верно названы два последствия

Правильно указаны только две традиции

ИЛИ правильно указаны только два последствия

ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

23. Автор пишет об ответственности государства за денежную систему. Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите два возможных направления влияния государства на денежную систему. Проиллюстрируйте каждое из них конкретным примером деятельности государства

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Два возможных влияния государства на денежную систему.

Стимулирующая политика (стимулирующее влияние).

Пример В период экономического кризиса Центральный банк сократил учетную ставку процента, что привело к уменьшению кредита для предпринимателей и повысило их экономическую активность.

Сдерживающая политика.

Пример. Для снижения инфляции в период экономического бума Центральный банк повысил норму обязательных банковских резервов, что снизило активность банков.

Правильно названы два возможных направления влияния государства на денежную систему. Каждое направление проиллюстрировано конкретным примером деятельности государства.

Правильно названы два возможных направления влияния государства на денежную систему. Одно из них проиллюстрировано конкретным примером деятельности государства.

ИЛИ Правильно названо одно из возможных направлений влияния государства на денежную систему. Приведены два примера, конкретизирующих два разных направления деятельности государства

Правильно названы два возможных направления влияния государства на денежную систему. Примеры не приведены или приведены некорректные примеры.

ИЛИ Правильно названо только одно возможное направление влияния государства на денежную систему. Приведён корректный пример, иллюстрирующий приведённое направление деятельности государства.

Правильно названо только одно возможное направление влияния государства на денежную систему. Примеры не приведены.

ИЛИ приведены только примеры деятельности государства, направления не названы

ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Рост государственных полномочий приводит к нарушению рыночного равновесия.

2. Директивное решение большинства экономических вопросов приводит к снижению личной инициативы руководства и рабочих, их мотивации.

3. Результатом роста полномочий государства может быть национализация ряда предприятий и лишение прав собственности их владельцев.

4. В плановой экономической системе, когда полномочия государства в экономике особенно широки, многие предприятия используют ресурсы неэффективно, рентабельность производства падает.

5. Расширение полномочий государства может привести к росту коррупции.

Правильно названы три аргумента в поддержку тезиса

Правильно названы два аргумента в поддержку тезиса

Правильно назван только один аргумент в поддержку тезиса

Аргументы не приведены

ИЛИ ответ неправильный

Максимальный балл

25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: инфляция - это процесс обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен; (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение.)

2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, гиперинфляцию; (Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов.)

3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса любое последствие инфляции.)

Предложения должны быть сформулированы корректно, не содержать элементов, искажающих смысл понятия и/или его аспектов.

Предложения, содержащие сущностные ошибки, не засчитываются при оценивании

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт смысл понятия; в соответствии с требованием

задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлены два предложения, содержащие информацию о соответствующих аспектах понятия

Правильно раскрыт только смысл понятия.

ИЛИ Смысл понятия в целом раскрыт (отдельные неточности в ответе не искажают его по существу); в соответствии с требованием задания составлено(-ы) предложение(-я), содержащее(-ие) информацию об одном аспекте понятия

Смысл понятия в явном виде не раскрыт или раскрыт неверно при любом количестве других элементов ответа.

ИЛИ Ответ неправильный

Максимальный балл

26. Каким экономическим понятием характеризуются ситуацию, когда расходы государственного бюджета превышают его доходы? Приведите три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указан экономический термин

Дефицитный бюджет

2. Приведены три примера действий государства, для преодоления последствий этой ситуации, например:

Снизить государственные расходы, в том числе социальные расходы на образование, здравоохранение, военные расходы;

Повышение налогов на бизнес и население, что повысит доходную часть бюджета;

Повышение пенсионного возраста, что приведет к повышению сбора налогов и уменьшению социальных выплат государства;

Приватизация позволяет передать государственное имущество более эффективным собственникам, снизив расходы.

Могут быть приведены другие примеры действия государства для преодоления последствий это ситуации.

Правильно указан экономический термин и

приведены два примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

ИЛИ правильно приведены три примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

Правильно указан экономический термин и приведен только один пример действий государства для преодоления последствий этой ситуации

ИЛИ правильно приведены только два примера действий государства для преодоления последствий этой ситуации

Правильно указаны только экономический термин

ИЛИ Правильно приведены только один пример действий государства для преодоления последствий этой ситуации

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ ответ неверный

Максимальный балл

27. Государство Z переживает экономический подъём. Промышленность в своём развитии опережает сельское хозяйство. Законом установлено господство государственной собственности. Какая экономическая система существует в государстве Z? По какому признаку Вы это установили? Назовите любые

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Это командно-адмистративная экономическая система.

Доказательство: законом установлено господство государственной собственности

Могут быть приведены следующие признаки:

Централизованное ценообразование;

Директивное управление экономикой;

Отсутствие рыночных механизмов управления экономикой;

Плановое развитие.

Могут быть указаны и иные признаки, не искажающие смысла.

Правильно назван тип экономической системы, назван признак этой экономической системы, содержащийся в задании, правильно названы два иных признака этой экономической системы.

Правильно назван тип экономической системы, назван признак этой экономической системы, содержащийся в задании, правильно назван один иной признак этой экономической системы.

ИЛИ Правильно назван тип экономической системы, не назван или неверно назван признак этой экономической системы, содержащийся в задании, правильно названы два иных признака этой экономической системы.

Правильно назван тип экономической системы, назван признак этой экономической системы, другие признаки не названы

ИЛИ Правильно назван тип экономической системы, не назван признак этой экономической системы, правильно назван только один иной признак этой экономической системы

Не назван тип экономической системы (назван неверно) при любом количестве признаков

ИЛИ ответ неправильный.

Максимальный балл

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Особенности государственной экономической политики в условиях рынка». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

При анализе ответа учитывается: − наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы; − корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; − соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно - формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1. Государственная экономическая политика, её сущность и

основные направления.

2. Экономические цели государства:

а) обеспечение экономического роста;

б) обеспечение экономической безопасности;

в) обеспечение полной занятости;

г) оказание социальной помощи нуждающимся;

д) достижение экономической эффективности;

е) создание условий экономической свободы.

3. Важнейшие функции государства в условиях рыночной

экономики.

4. Основные экономические задачи государства:

а) защита основ рыночной экономики;

б) производство общественных благ;

в) учёт побочных последствий внешних эффектов производства и потребления;

г) разработка программ и финансирование помощи

нуждающимся.

5. Постепенный переход от административных к экономическим методам регулирования рынка:

а) особенности монетарной (денежно-кредитной) политики;

б) особенности фискальной (бюджетно-налоговой) политики.

6. Дискуссии о способах и масштабах вмешательства государства в экономику:

а) либеральная (классическая) школа А. Смита;

б) кейнсианское направление.

Возможны другое количество и (или) иные корректные

формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть

представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.

Отсутствие 2, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по

смыслу формулировке не позволяет раскрыть содержание этой

темы по существу.

Структура

предложенного

плана

Наличие пунктов

плана, без которых

данная тема не может

быть раскрыта

по существу

Корректность

формулировок пунктов

плана

Баллы

Три или более

пункта, любые

два из которых

детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

Два пункта

детализированы

в подпунктах.

ИЛИ

Три пункта,

любой один

из которых

детализирован

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

ИЛИ

Три или более

пункта, любые

два из которых

детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана позволяют

в целом раскрыть

содержание темы,

отдельные неточности

в формулировках

не искажают плана

по существу

План по своей

структуре

является

простым

и содержит

не менее трёх

пунктов

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

ИЛИ

Три или более

пункта, любые

один-два

из которых

детализированы

в подпунктах

Один

ИЛИ

Три или более

пункта, любые

один-два

из которых

детализированы

в подпунктах

Два

В плане наряду

с корректными

формулировками

имеются ошибочные

позиции, искажающие

отдельные аспекты

раскрытия темы

Два пункта,

любой один

из которых

детализирован

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана корректны

и позволяют раскрыть

содержание темы

по существу

Два пункта,

один-два

из которых

детализированы

в подпунктах

Два

Формулировки пунктов

плана позволяют

в целом раскрыть

содержание темы,

отдельные неточности

в формулировках

не искажают плана

по существу

Все ответы, которые не соответствуют вышеуказанным критериям

выставления оценок в 1, 2 и 3 балла

ИЛИ

План представляет собой набор абстрактных формулировок,

не отражающих специфики содержания данной темы

Максимальный балл

С9.3 Экономика: «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П. Т. Хейне)

С9.3 Экономика: «Бизнес - это сочетание войны и спорта» (А. Моруа)

С9.3 Экономика: «Налоги - это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (О. Холмс)

С9.3 Экономика: «Инфляция - золотое время для возврата долгов» (К. Мелихан)

С9.3 Экономика: «Нет ничего ошибочнее, чем мысль, что казнями можно регулировать цены или отучить от взяточничества» (В. Короленко).

С9.3 Экономика: «То, что государство дает, оно сначала должно забрать» (Д. Коул- ман)

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания 29, критерий

К1 является определяющим. Если экзаменуемый в принципе не раскрыл (или

раскрыл неверно) смысл высказывания и эксперт выставил по критерию

(К2, К3) в протокол проверки заданий с развёрнутым ответом выставляется

0 баллов.

Критерии оценивания ответа на задание 29

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт.

ИЛИ Содержание ответа даёт представление о его понимании

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт

представления о его понимании

К2

Характер и уровень теоретической аргументации

Наличие ошибочных с точки зрения научного обществознания

положений ведёт к снижению оценки по этому критерию на 1 балл

(с 2 баллов до 1 балла или с 1 балла до 0 баллов)

Избранная тема (в одном или нескольких аспектах по

усмотрению участника экзамена) раскрывается с опорой на

соответствующие понятия, теоретические положения,

рассуждения и выводы

В ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не

связанные между собой и с другими компонентами

аргументации понятия или положения

Аргументация на теоретическом уровне отсутствует (смысл

ключевых понятий не объяснён; теоретические положения,

рассуждения и выводы отсутствуют).

ИЛИ Используются понятия, положения и выводы, не

связанные непосредственно с раскрываемой темой

К3

Качество фактической аргументации

Аргументы, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие

к существенному искажению сути высказывания и свидетельствующие

о непонимании используемого исторического, литературного,

географического и (или) другого материала , не засчитываются при

оценивании

Факты и примеры, относящиеся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам), почерпнуты из различных источников:

используются сообщения СМИ, материалы учебных предметов

(истории, литературы, географии и др.), факты личного

социального опыта и собственные наблюдения.

Приведено не менее двух примеров из различных источников

(примеры из разных учебных предметов рассматриваются

в качестве примеров из различных источников)

2

Фактическая аргументация, относящаяся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам), дана с опорой только на личный социальный опыт

и житейские представления.

ИЛИ Приведены относящиеся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам) примеры из источника одного типа.

ИЛИ

Приведён только один относящийся к обосновываемому(-ым)

тезису(-ам) пример

1

Фактическая аргументация отсутствует.

ИЛИ Приведённые факты не соответствуют обосновываемому

тезису

0

Максимальный балл