Что входит в социальную политику рф. Социальная политика: сущность и механизм реализации

англ. policy, social; нем. Sozialpolitik. Деятельность общества и государства, направленная на развитие соц. сферы общества, повышение благосостояния, улучшение условий труда, жизни и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ

одна из главных сфер политической деятельности гос., политич. партий, обществ. организаций, являются субъектами политики, цель к-рой развитие образующих то или иное об-во классов, соц. групп, соц. слоев (стратов), нац. или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также на развитие (социализацию) человека. П.с. направлена на защиту всех элементов структуры об-ва, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в об-ве на определенных этапах его развития. П.с. предполагает в качестве объектов своего особого внимания соц. обеспечение (пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и т. п.), системы здравоохранения, народного образования, науки и культуры. Формирование П.с. происходит на основе информации, получаемой в рез-те сбора статистич. данных и проведения социологич. исследований. Осмысление этой информации позволяет наметить соц. задачи, подлежащие решению, соц. рубежи и цели, к-рые необходимо достичь. Реализация социально значимых целей и решение соц. задач должна иметь формы соц. проектов и соц. программ. Эти проекты и программы составляют значительную часть П.с. Научн. и практич. обоснованность задач, целей, проектов и программ, лежащих в сфере соц. жизни об-ва, подлепленная соответствующим экономическим и культурным потенциалом об-ва, является обоснованной предпосылкой для сильной П.с. Становление постиндустриального об-ва создает предпосылки для дальнейшего упрочения взаимосвязи между экономич. и соц. развитием, согласно ряду современных концепций, предполагается развитие таких соц. явлений, как превосходство сферы услуг над сферой производства: смена классового деления об-ва профессиональным, корпоративным; выдвижение на первый план в политической жизни об-ва профессиональных политиков и политич. центров; широкое внедрение в экономику интеллектуально обоснованных технологий; дальнейший рост в жизни об-ва информатизации, науки и техники, ход к постиндустриальному об-ву невозможен вне широчайших соц. преобразований, на что должна быть направлена П.с. Из задач становления постиндустриального об-ва вытекают в качестве первоочередных практические задачи, связанные со значительным увеличением образовательного потенциала об-ва. Важнешей соц. задачей становится совершенствование системы обшеств. и профессионального образования. Возрастание роли П.с. во всех сферах жизни об-ва вызывает потребность в кадрах, профессионально подготовленных для ведения различн. видов соц. работы. Нуждается в усилении и раскрытие основ П.с. в системе школьного образования. Научное обоснование возникающих соц. программ с учетом экономич., экологич. и демографич. факторов обществ. развития требует усиления развития всего комплекса научн. дисциплин, связанных со статистикой в соц. сфере и с комплексом обществ. наук, где особую роль приобретают политология, социология и их интегративные дисциплины (политич. социология и др.). Лита:. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. М., 1982; Активная социальная политика: поиски, находки, решения. М., 1986; Семья как объект социальной политики. М., 1986; Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990; Социальная политика в России. Сб. документов. М., 1992; Механизмы защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). М., 1992; Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., 1993; Bell D. The Social Framework in the Information Society. The Computer Age. L., 1981; Lexicon der Sozialpolitik. Berlin, 1987. B.C. Овчинников.

Неполное определение ↓

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она - органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизньо бщества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, дает снижение заболеваемости и тем самым оказывает ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем социальной сферы, как общественное питание, дошкольное образование, освобождается часть населения из сферы домашнего хозяйства, повышается занятость в общественном производстве. Наука и научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развития страны в эпоху НТП, также являются частью социальной сферы и их развитие и эффективность регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой миллионы людей в стране. Такие отрасли социального комплекса, как здравоохранение, образование, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и другие, обеспечивают рабочими местами до 20% экономически активного населения, а в экономически развитых странах в сфере услуг занято до 70% всех работающих. Значимость социальной сферы велика не только благодаря ее огромному влиянию на экономику.

Главное ее назначение - полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованного государства.

Основными задачами социальной политика государства являются:

    Гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы.

    Создание условий для повышения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровня жизни.

    Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государством социально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабо защищенных групп населения.

    Обеспечение рациональной занятости в обществе.

    Снижение уровня криминализации в обществе.

    Развитие отраслей социального комплекса, таких, как образование, здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

    Обеспечение экологической безопасности страны.

Социальная политика является важнейшей сферой деятельности любого государства и в этой области накоплен значительный опыт.

Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательства государства в социально-экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, по уровню обеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитие страны.

Шведская модель социальной политики характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулирования государством социальной сферы. Иногда ее называют "шведский социализм". Она обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан, но из-за присущей для всех чрезмерно централизованных систем унификации в социальной сфере, ограниченности свободы выбора для потребителей не пользуется широким распространением и популярностью, так как это расценивается как очень существенные недостатки в системе западной демократии. Для шведской модели также характерно высокое налоговое давление на предпринимательство и население, что также не особенно привлекательно для других стран.

Модель "государства благосостояния" является типичной рыночной моделью с высоким уровнем регулирования социальной сферы. Государство, имея приоритетом рыночное хозяйство, берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может. В "государстве благосостояния" высок уровень расходов на социальные нужды, высоки социальные минимальные стандарты, часто они приближены к средним показателям по стране.

Модель социально-ориентированного рыночного хозяйства , основоположником которой является Людвиг Эрхард, базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. При безусловном приоритете экономической свободы рынка эта модель характеризуется также высокой степенью защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, налоговую политику, правовое обеспечение и т.д. В этой модели действует целая система социальных амортизаторов, обеспечивающая уровень жизни не ниже черты бедности. При этом государство задачи, которые могут решить сами граждане, на себя не берет.

Рыночная социальная модель отличается наибольшей социальной жесткостью. В качестве основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы перед методами прямого государственного вмешательства. Она характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций и расширением рыночных инструментариев в функционировании.

К основным принципам российской социальной политики также относятся поддержка за счет государственных средств только слабо защищенных групп населения, их адресная поддержка; повышение обоснованности предоставляемых льгот, преимуществ и привилегий, перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местный уровень власти; гласный характер социальной политики, предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований; государственный и общественный контроль в социальной сфере и др.

Для реализации социальной политики применяются разнообразные методы государственного регулирования , к которым относятся:

    Правовое регулирование - принимаемые на всех уровнях государственной власти правовые акты и нормативные документы, действие которых распространяется на предприятия всех форм собственности.

    Финансово-кредитное регулирование - использование рычагов по управлению финансовыми потоками. Основной формой реализации данного метода является выделение в государственном бюджете статей, за счет которых финансируются бюджетные отрасли - отрасли социальной сферы. Другой формой финансового регулирования является создание внебюджетных социальных фондов: пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения, за счет которых финансируются соответствующие отрасли социальной сферы.

    Приватизация - передача предприятий социальной сферы в частную собственность, как правило, ограничена. Расходы по содержанию таких предприятий, оплате труда работников несетгосударство.

    Целевые программы - программы, имеющие социальную направленность по наиболее острым социальным проблемам. Эти программы также финансируются из государственного бюджета. В настоящее время реализуются следующие программы: "Дети России", "Жилище", "Сахарный диабет", "Федеральная миграционная программа", "Развитие образования" и многие др.

    Социальные стандарты - разработка форм и объемов социальных услуг, бесплатное предоставление которых всем гражданам РФ гарантируется Конституцией РФ.

Основные направления социальной политики государства

Основными направлениями социальной политики государства являются:

1. Повышение уровня жизни населения . Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей. Денежная оценка благ и услуг, потребляемых в среднем домохозяйстве, представляет собой стоимость жизни. Можно выделить четыре уровня жизни: (1) достаток -уровень, обеспечивающий всестороннее развитие; (2) нормальный - обеспечивающий восстановление физических и интеллектуальных сил; (3) бедность – на уровне сохранения работоспособности: (4) нищета - поддержание жизнеспособности по биологическим критериям. Уже бедность считается недопустимо низким уровнем жизни. Важнейшими составляющими уровня жизни являются доходы населения и соцобеспечение. ООН разработана система показателей уровня жизни, которая включает (следующие показатели): рождаемость, смертность, санитарно-гигиенические условия жизни, потребление продовольственных товаров, жилищные условия, занятость, образование, культура, отдых, транспортные средства, свобода человека (правовая защита).

Правительством РФ в рамках проведения эффективной социальной политики предусматривается в 2000-2003 гг. повышение реальных денежных доходов населения на основе ликвидации задолженности по заработной плате и социальным пособиям, повышения финансовой устойчивости государственных внебюджетных фондов, усиления социальной и экономической роли оплаты труда, совершенствования пенсионного обеспечения, оказания социальной помощи на основе учета прожиточного минимума при государственных гарантиях получения минимальных денежных доходов.

В целях роста заработной платы предполагается обеспечить рост производства и реализации продукции, повышение эффективности труда, оптимизацию численности работников на предприятиях. Повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и минимального размера пенсии предусматривается осуществить на основе ежегодного установления в федеральном бюджете соотношения между этими показателями и величиной прожиточного минимума.

2. Важным направлением социальной политики государства являетс яформирование эффективной системы социальной защиты. Беднейшие слои населения, к которым относятся, как правило, те, кто уже или еще не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности- больные, инвалиды, старики, многодетные семьи, нуждаются в первую очередь в социальной защите со стороны государства. В стране создаются фонды дешевого муниципального жилья, функционируют бесплатные государственные школы, студенты из малообеспеченных семей получают специальные стипендии, скидки по оплате обучения, целевые кредиты на период учебы, лицам с низким уровнем доходов или с определенными заболеваниями предоставляются бесплатное или льготное медицинское обслуживание, помощь в приобретении необходимых медикаментов. Разработана программа социальной интеграции инвалидов, адаптации военнослужащих, обеспечения их занятостью и жильем и др. Проводится работа по созданию сети центров комплексного социального обслуживания, отделений социальной помощи на дому. Каждый гражданин независимо от уровня его доходов также обеспечивается со стороны государства определенным минимумом жизненно необходимых благ.

Встране действует единая система пособий для поддержки материнства, отцовства и детства. Пособия подразделяются на пять видов: по беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; пособие на ребенка. Порядок назначения и выплаты названных пособий устанавливается Правительством РФ.

Согласно "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года", подготовленной Центром стратегических разработок, предполагается переход к "субсидиарному" государству, которое обеспечивает перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Граждане, имеющие собственные источники финансирования социальных потребностей, должны будут полностью оплачивать все жилищные и коммунальные платежи и получение профессионального образования, а также оплачивать значительную часть по медобслуживанию, школьному образованию, пенсионному страхованию. Большая часть этих услуг будет предоставляться на конкурсной основе предприятиями негосударственных форм собственности.

Главными в современном реформировании системы социальной защиты признаны следующие направления: приведение расходов в соответствие с возможностями государства, замена бюджетных субсидий на адресную помощь, согласование социальной поддержки с материальным положением семей, перевод небедных на социальную страховую основу по принципу обязательности и солидарности. Полномочия по определению размеров и форм социальной помощи считается необходимым перенести на региональный и местныйуровень. Механизмы адресности могут варьироваться по регионам в зависимости от конкретных условий и возможностей. Потребности регионов в адресной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности.

Федеральный закон "О прожиточном минимуме" предполагает выплаты по заявительному принципу только тем, кто обеспечен ниже регионального прожиточного минимума, только из местных бюджетов (денежные выплаты, талоны на питание). Ведомственные льготы по оплате коммунальных, транспортных услуг население должно оплачивать полностью, а потом получать компенсации по ведомствам, предоставившим льготы.

Финансирование социальной защиты населения осуществляется федеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами (фондом социального страхования, пенсионным и др.), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями, церковью.

В целях высвобождения необходимых для адресной помощи средств предполагается сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Будет ограничено общее число видов и льгот, предоставляемых одной семье. Категориальные льготы на федеральном уровне сохранятся только ветеранам ВОВ, инвалидам войны, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, героям Советского Союза и России. Они будут выплачиваться из федерального бюджета. Льготы для государственных служащих, правоохранительных органов и военных предполагается также перевести в форму денежных выплат и включить в заработную плату.

3. Социальная политика государства обязательно включает такое направление, как трудовые отношения и занятость населения. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда. Для этого существует общедоступная система получения среднего, специального и высшего образования, законодательно регламентируются социально допустимые условия труда, уровень минимальной оплаты труда, продолжительность рабочей недели, отпуска, определяются права работников при найме или увольнении. Регулирование занятости населения - часть социальной политики, направленная на улучшение уровня и структуры занятости, создание благоприятных условий труда, совершенствование характеристик рабочей силы. Сюда входят: разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики; программы занятости инвалидов, обязывающие предприятия предоставлять инвалидам определенный процент от общего количества рабочих мест. Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются биржи труда, в функции которых входит изучение рынка труда, определение, какие специалисты пользуются спросом в настоящее время и какие изменения в конъюнктуре рынка труда возможны в будущем. В соответствии с этим должны планироваться и производиться подготовка, переподготовка, переквалификация и перемещение рабочей силы. Кроме того, биржи труда выплачивают пособия безработным.

"Стратегией развития Российской Федерации до 2010 года" в качестве приоритетных задач объявляются увеличение занятости на основе развития системы социального партнерства, повышение гибкости рынка труда и мобильности рабочей силы, повышение эффективности программ обеспечения занятости населения. Предполагается полнее учитывать региональную специфику рынка труда и сконцентрировать ресурсы Фонда занятости населения в регионах с повышенным уровнем безработицы. Расширятся полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления в определении условий и порядка выплаты пособий по безработице и мер в области активной занятости населения. Ожидается повышение занятости в связи со снижением налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Раньше эти налоги ограничивали деловую активность и снижали стимулы по созданию новых рабочих мест. В целях повышения мобильности рабочей силы будет совершенствоваться трудовое законодательство. Развитие трудовых отношений предполагается на базе устойчивого баланса интересов работников, работодателей и государства. Должны активизировать свою работу профсоюзы, особенно на уровне предприятий и организаций.

4. Регулирование миграционных процессов . В последние годы миграции являются важным фактором социального развития. Федеральная миграционная служба функционирует с 1992 г. Особенно остро стоит проблема вынужденных переселенцев и беженцев. Количество переселенцев и беженцев, имеющих официальный статус, достигло 1,2 млн чел. Основным очагом мигрантов является Северный Кавказ (всего же в России насчитывается 68 зон межнациональных конфликтов). Большую проблему также составляет миграция рабочей силы. Официально она невелика - 300 тыс. чел., но нелегальная - около 1,5 млн чел., только в Москве - 200 тыс. чел. Идет выезд населения из районов Севера. Основной механизм реализации данного направления социальной политики - целевые миграционные программы, например долговременная программа "Миграция". Основными целями программы являются: обеспечение свободы передвижения, регулирование потоков мигрантов, создание благоприятных условий для репатриантов и мигрантов из стран СНГ и Балтии, оказание помощи беженцам и вынужденным переселенцам, соблюдение государственных интересов, преодоление последствий стихийной миграции, создание условий приема мигрантов, условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к мигрантам. Осуществляются также и региональные программы. Уже начата выплата компенсаций за утраченное жилье, часть мигрантов проходят курсы оздоровления и реабилитации. Действуют законы "О беженцах", "О вынужденных переселенцах". Разработан проект закона "Об иммиграции в Россию".

5. Совершенствование пенсионной системы . В настоящее время делаются попытки ее реформирования для предотвращения кризиса, повышения надежности. Основное в содержании реформы - переход от всеобщей распределительной системы к смешанной, со значительной долей накопительных элементов. Всего предполагаются три вида пенсионного обеспечения: (1) государственное пенсионное страхование (по трудовому стажу) - финансирование осуществляется за счет взносов в бюджет Государственного пенсионного фонда; (2) пенсионное обеспечение для не имеющих необходимого трудового стажа и для военнослужащих - финансирование будет осуществляться за счет федерального бюджета; (3) дополнительное пенсионное страхование, как добровольное, так и обязательное для тех, кто идет на досрочную пенсию. Разработана "Программа пенсионной реформы". Она включает статистическое обследование контингента, уточнение применения индивидуальных коэффициентов, эксперименты по накопительному пенсионному страхованию, по внедрению профессиональных пенсионных систем. Разработаны проекты федеральных законов "Об основах пенсионной системы в РФ", "О государственных пенсиях", "О профессиональных пенсионных системах".

В "Стратегии развития Российской Федерации до 2010 года" предполагается решить в данной области две основные проблемы: (1) обеспечить текущую финансовую устойчивость пенсионной системы и повышение реального размера пенсий; (2) в долгосрочном плане предотвратить кризис пенсионной системы в связи с процессом старения населения. Средняя пенсия согласно стратегии должна превышать прожиточный минимум пенсионера, минимальная пенсия должна составлять.не менее 80% прожиточного минимума. В целях повышения финансовой устойчивости пенсионного фонда будет осуществлен переход к смешанной (по инфляции и заработной плате) индексации пенсий. Для решения второй проблемы предполагается внедрение механизмов накопительного финансирования пенсий для работающего населения и реформирование действующей распределительной пенсионной системы. В дальнейшем накопительные пенсии станут основным фактором дифференциации пенсий. Все граждане независимо от возраста будут иметь единую ставку взносов на именные накопительные счета в Пенсионном фонде РФ. Ставка будет поэтапно повышаться с 2 до 9,5%, а ставка взносов в распределительную систему при этом будет снижаться на величину накопительного взноса при неизменной общей ставке страховых взносов в Пенсионный фонд России. Накопительный взнос образуют пенсионные резервы, которые будут инвестироваться через систему уполномоченных инвестиционных компаний на основе открытых конкурсов. Но даже эти меры не позволят в перспективе избежать снижения размера пенсий по отношению к заработной плате, поэтому стратегией предусматривается поэтапное повышение пенсионного возраста и реформирование системы досрочного ухода на пенсию.

6. В области здравоохранения и социального страхования государством обеспечиваются всеобщая доступность базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, хорошее качество лечебных услуг на основе выбора пациентами врачей и лечебных учреждений. "Стратегией развития Российской Федерации до 2010 года" предполагается полное финансирование программы государственных гарантий с 2002 г., увеличение расходов на здравоохранение на 25% , рационализация структуры медицинских услуг без снижения общего объема лечебной помощи. Основным держателем средств будут фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) субъектов Федерации. Сформулированы четкие требования к регионам и органам местного самоуправления в отношении платежей за неработающее население и целевые трансферты из федерального бюджета в ФОМС. Повышение эффективности системы государственного социального страхования объединение ФОМСА и Фонда социального страхования в будущем позволит усилить контроль за выплатой пособий по нетрудоспособности на основании сведений о характере заболевания, оказанной медицинской помощи.

"Стратегией развития Российской Федерации до 2010 года" предполагается введение единого социального налога, т.е. объединение всех страховых взносов. Это означает начало перехода от системы социального страхования к системе социального обеспечения. Средства единого социального налога не будут поступать в бюджет, а будут зачисляться на счета внебюджетных фондов в федеральном казначействе. Будет действовать зачетная система, которая предусматривает вычет работодателем сумм на оплату больничных листов. Есть предложения и по консолидации в бюджет средств на оплату по безработице. Через бюджет они будут перераспределяться более эффективно и справедливо. Целью введения социального налога является улучшение администрирования, повышение собираемости, снижение количества проверяющих деятельность предприятий (сейчас имеют это право все государственные внебюджетные фонды). Сборами социального налога будет заниматься налоговая служба, но только сборами. Наряду с положительными эффектами от введения единого социального налога есть опасения разрушения таким образом системы социального страхования, которая действует в России с 1903 г., нарушения связей между взносами и выплатами в отличие от страховых.

Одним их самых действенных средств проведения социальной политики государства являются федеральные целевые социальные программы (ФЦП) . Они разрабатываются соответствующими министерствами и ведомствами и представляются Правительством РФ в Государственную Думу для утверждения. Формирование перечня программ осуществляется в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. Они финансируются из бюджета или из средств государственных внебюджетных фондов по строго целевому направлению. Программы обязательно содержат технико-экономическое обоснование, прогноз ожидаемых результатов реализации программы, сведения о распределении объемов и источников финансирования.

    Федеральная целевая программа содействия занятости населения . Она включает такие мероприятия, как: совершенствование законодательства в данной сфере, создание и сохранение рабочих мест, организацию мониторинга профессионального состава рабочей силы и разработку прогнозов потребности в рабочей силе по профессиям и специальностям, разработку и реализацию территориальных программ развития человеческих ресурсов, поддержку предпринимательства, социального партнерства на рынке труда, государственную поддержку на региональных рынках труда, содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование трудовой миграции, улучшение функционирования рынка труда, стабилизацию финансового состояния Фонда занятости и т.д.

    Федеральная программа развития образования рассчитана на срок реализации 2000-2005 гг. В ней дана характеристика всех уровней образования, выявлены основные проблемы, цели и задачи развития системы образования. В программе также обоснованы основные направления развития системы, государственные и социальные гарантии обучающимся и работникам, научное сопровождение программы, предусмотрено обеспечение кадрами, материально-техническое и финансовое обеспечение. В системе мероприятий по реализации программы определены сроки и ответственные исполнители. Программа принята на уровне федерального закона от 10 апреля 2000 г. В настоящее время в области образования также осуществляется Федеральная целевая программа "Русский язык".

    Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" нацелена на ускорение сроков обеспечения жильем граждан, увольняемых и уволенных с военной службы, и членов их семей, мобилизацию бюджетных и внебюджетных ресурсов для предоставления этим гражданам средств на приобретение жилья, привлечения внебюджетных средств для завершения начатого строительства. Программа была принята 20 января 1998 года и рассчитана на 5 лет.

    ■ Реализуется федеральная программа развития социального обслуживания семьи и детей , включающая создание в регионах сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, оказание государственной поддержки в оснащении их медицинским оборудованием, автотранспортом, средствами связи, компьютерной техникой; организацию подготовки специалистов в области социальной работы с детьми и семьями. Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключаемых Министерством труда и социального развития РФ со всеми исполнителями программных мероприятий.

    ■ Разработана и реализуется федеральная целевая программа "Сохранение и развитие культуры и искусства Российской Федерации" . Здесь предусматривается реформирование организационных и экономических механизмов для создания благоприятных условий для привлечения внебюджетных источников финансирования, создание эффективного финансово-хозяйственного механизма и внедрение программно-целевых, контрактных и инвестиционных методов финансирования. Предусматривается дальнейшее совершенствование законодательства и внесение изменений в Федеральный закон "Основы законодательства о культуре". Предполагается также организация всероссийской системы мониторинга в области культуры. Управление культурой осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, развития как государственных, так и негосударственных организаций культуры, фондов, творческих союзов. Основными задачами программы являются: развитие и сохранение культурного наследия, подготовка творческих кадров, развитие международного и межрегионального культурного сотрудничества. На региональном и местном уровнях реализуются программы развития культуры с учетом местных, национальных и других особенностей, поддерживаются культуры малочисленных народов.

Социальная политика – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально–экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

Основные функции социальной политики можно свести к следующему:

Стабилизация, приведение к устойчивости социальных отношений и социального положения всех групп населения;

Поддержание и стимулирование экономической и социальной активности населения;

Гарантирующая, т.е. создающая основу для обеспечения нижнего порога материальных возможностей жизнедействия;

Защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.
Социальная политика строится на основе определённых принципов . Из них можно выделить три главных:

Принцип социального равенства членов данного общества, означающий равенство перед законом, а также в области национальных отношений, вероисповедания и т.п.;

Принцип социальной солидарности, понимаемый как общая, объединённая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

Принцип социальной справедливости, имеющий исторически обусловленные особенности, но в целом означающий определённую социально–экономическую симметричность и эквивалентность в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии, например, прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.

Социальная политика, выполняющая широкий спектр функций, сложна и в структурном отношении. Её структуру можно представить в виде единства пяти основных составляющих:

– Политика обеспечения занятости.
– Политика регулирования доходов населения.
– Политика социальных гарантий.
– Политика социальной защиты.
– Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих мест.

По отношению к социальной политике и её реализации существует два разных подхода. Один из них можно назвать рыночным подходом . Его суть в том, что общество в лице своего государства обязано создать всем своим членам только условия для проявления их экономической активности (так сказать, «правила игры» на рынке), а это само по себе обеспечит получение какого – либо дохода. Главное преимущество такого подхода в свободе государства от социальной ответственности. А главный минус – в «свободе» общества от социальной устойчивости, что означает при современном носовершенном виде рыночной системы неизбежность социальной напряжённости и конфликтов, вплоть до военных, явно безумных в ядерном мире.

Другой подход от отличие от первого можно назвать социально–ориентированным . Его главный смысл в том, что общество обеспечивает каждому своему члену условия для получения как минимум таких доходов, которые на дают ему опуститься ниже черты бедности и деградировать. Прогрессивность социально–ориентированного подхода к социальной политике государства по сравнению с рыночным подходом, прежде всего в том, что он обеспечивает устойчивость и социальный мир – величайшие общечеловеческие ценности. Кроме того, создавая условия для бесполярной социальной структуры общества, без экстремальных социальных групп, такой подход создаёт и материальные условия для развития способностей как основы для более свободной инновационной деятельности человека в качестве субъекта экономики. А именно этот новый тип работника нужен новому научно–информационному типу производства и он становится главным фактором такого производства.

Основное преимущество такого подхода – в обеспечении обществу социальной устойчивости, а это в современном мире служит главным условием его дальнейшего разностороннего развития.

Результативность того или иного подхода проявляется, прежде всего, в показателях уровня жизни населения страны.

В мировой практике разработана для этих целей целая система социальных индикаторов. Она состоит из 4-х больших групп индикаторов. Но самым главным среди них являются индикаторы, служащие для оценки уровня жизни, а именно:

Данные о денежных доходах населения и об их динамике;
- данные о реальных доходах и о расходах на потребление;
- данные о дифференциации реальных доходов по социальным группам населения;
- данные о распространённости и глубине бедности.

В зависимости от того или иного подхода социальная политика приобретает разный объём и разную глубину. При этом под объёмом социальной политики понимаем охват её функций и структурных звеньев (все или не все их них берутся на «вооружение»), а глубина социальной политики означает большую или меньшую меру реализации каждой из составляющих социальной политики (например – реальная мера обеспечения занятости в данной стране).

Доклад эксперта Центра научной политической мысли и идеологии Наталии Шишкиной на научно-экспертной сессии " ".


Социальная политика – одна из важнейших общегосударственных политик, присущая любому государству всегда. Мировоззренческие основы социальной политики были заложены в представлениях античных мыслителей об идеальном государстве. Именно социальная политика затрагивает жизненно важные проблемы для общества и человека – проблемы в здравоохранении, образовании, сфере труда, обеспечения жильём. Социальная политика напрямую влияет на состояние и возможности развития одного из элементов государства как такового – на народонаселение, поэтому без эффективной и успешной социальной политики не может быть и успешного государства.

Термин «социальная политика» стал широко употребляться в англоязычных странах после Второй Мировой войны, вместе с введением в оборот концепции «wellfare state» - «государство всеобщего благоденствия» или «социальное государство». После развала СССР, вслед за западными странами, Россия в 1993 году ст. 7 Конституции провозгласила себя «социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Страна не может развиваться успешно без вклада в человеческий капитал, в человеческие ресурсы.

Именно от них зависит, сможет ли государство выйти на новый уровень развития, насколько быстро и эффективно будет развиваться национальная экономика, будет ли государство самостоятельным на международной арене.

Социальная политика и есть тот вклад государства в человеческие ресурсы.

Что такое социальная политика?

Существует множество определений социальной политики. Часто можно встретить отождествление социальной политики исключительно с социальной защитой населения. Но социальная защита населения направлена на наиболее уязвимые группы людей, в то время как социальная политика охватывает намного больший круг проблем.

Социальная политика – это система ценностей и целей, государственно-управленческих мер, решений, программ и действий, направленных и осуществляемых для достижения поставленных целей социального развития.

Без ясного представления о социальной политике как системы, без ценностного подхода к планированию и постановке целей невозможно осуществить социальную политику. А без нее невозможен рост и развитие технологий, что создает препятствие для построения инновационной экономики. Это, в свою очередь, делает страну слабой по сравнению с теми, кто развивается более успешно, и ставит её в зависимость, то есть страна перестает быть суверенной. Растущее неравенство по доходам, недостаточная поддержка семьи как социального института, ухудшение условий жизни способны привести к социальному взрыву либо вымиранию коренного населения и обезлюживанию территории. Неэффективная социальная политика способна привести к исчезновению государства, делает страну нежизнеспособной.

Социальная политика в России

В зарубежных странах в социальные расходы включаются расходы на образование, здравоохранение, социальную защиту (social security), вопросы труда и трудоустройства, социальные трансферты, помощь отдельным социальным группам, защиту материнства и детства.

В России ежегодно наибольшее количество средств бюджета тратится именно на статью «социальная политика».

В 2013 году по данным Минфина расходы на социальную политику составили 5,7% к ВВП, доля расходов на социальную политику от общего составила 34,6%.

Но в России социальная политика не является аналогом расходной статьи бюджетов зарубежных стран, и сводится к пенсионному обеспечению, социальному обслуживанию и обеспечению населения, охране семьи и детства, прикладным научным исследованиям в области социальной политики.


Рис. 1. Расходы федерального бюджета по направлениям социальной политики, % к ВВП

По сути, статья расходов «социальная политика» представляет собой только часть социальной политики: социальную защиту и пенсионное обеспечение. В развитых странах социальная политика не ограничивается исключительно социальной защитой: в рамках социальной политики финансируется и поддерживается образование, медицина, культура, спорт, жилищная политика, молодежная политика, политика в сфере трудоустройства, борьба с бедностью и социальным неравенством. В России образование, здравоохранение, культура, спорт, ЖКХ – это отдельные статьи расходов и разные министерства, отвечающие за исполнение программ по развитию этих направлений.


Рис.2. Некоторые статьи расходов федерального бюджета РФ, в % к ВВП

Социальная политика должна обеспечивать развитие общества. По доступности здравоохранения и образования, жилья, снижению уровня бедности и сокращению разрыва по доходам, демографическим показателям можно судить об эффективности социальной политики.

Показателем доступности здравоохранения может выступать количество человек на больничную койку, количество больниц. Качество проводимых реформ здравоохранения также можно оценить и по показателю заболеваемости на 1000 человек.

Количество больниц после реформы здравоохранения в среднем по России сократилось с 2005 года на 37,8%. Реформа была направлена на оптимизацию здравоохранения, при этом население уверяли, что увеличения количества человек на койку в больнице не будет – просто больницы объединяют для лучшего управления ими. Напрашивается вывод, что реформа здравоохранения направлена на удобства управленцев в этой системе, а не на интересы населения. Сокращение количества больниц, несмотря на эти заверения, стало причиной увеличения численности населения на одну больничную койку, что снижает качество обслуживания.


Рис. 3. Динамика численности населения на одну больничную койку в среднем по России

Соответственно, уменьшается возможность людей воспользоваться услугами здравоохранения. При этом заболеваемость на 1000 человек населения выросла с 768 человек из тысячи, которым впервые в жизни был поставлен диагноз в 2008 году до 799 на 1000 человек в 2013 году.



Рис.4. Динамика заболеваемости на 1000 человек населения по России

Здесь следует сказать об уменьшении численности врачей общей практики, что также связано с реформой здравоохранения: во-первых, количество больниц существенно сократилось за счет участковых больниц, а во-вторых, к врачам общей практики применяются такие требования, когда врач не может оказать качественную помощь, так как не имеет возможности качественно провести необходимую диагностику.

Реформа здравоохранения направлена на решение проблемы очередей в поликлиниках, но это решение и вызвало отток врачей общей практики.

Вместо строительства новых больниц, улучшения условий труда врача и увеличения заработной платы, привлечения молодых специалистов и улучшения качества образования в медицинских ВУЗах, ввели временные нормы осмотра пациентов.

Например, врач-педиатр должен осматривать пациента за 9 минут, врач-терапевт за 12 минут. Это прямо влияет на качество медицинской помощи и диагностики, за которые отвечает конкретный врач, что ставит под удар в первую очередь самого врача общей практики. В результате растет заболеваемость населения, что не может положительно сказаться на условиях жизни россиян.

Доступность и косвенно качество образования можно оценить по количеству детей на школу, количеству учеников на учителя, проценту окончивших ВУЗы от количества поступивших.


Рис.5. Динамика количества детей на одну школу

Количество детей на одну школу продолжает расти. Это связано с тем, что в России количество школ сократилось на 34,5% по сравнению с 2005 годом, однако количество учащихся в общеобразовательных учреждений медленно выросло. Вместе с тем, вплоть до 2011 года уменьшается количество учителей на школу, и повышается нагрузка на учителя, что, во-первых, сказывается на качестве получаемого образования, во-вторых, негативно отражается на желании работать в школах молодых специалистов.



Рис.6. Изменение численности учителей в школах и нагрузки на учителя

После 2010 года количество учителей на школу выросло, однако это связано не с количеством выпускников педагогических ВУЗов, а с проведенным сокращением школ. В 2011 году количество школ по сравнению с 2010 годом уменьшилось сразу на 4,7%.

В дошкольных учреждениях на 100 мест приходилось 105 человек детей в 2012 году. При этом в городах и поселках городского типа на 100 мест претендовало 109 человек детей, а в сельской местности 92 ребенка. Количество дошкольных учреждений сокращается, а количество детей растет. С 2000-го года количество дошкольных учреждений сократилось на 7000 единиц. На начало 2013 года 2,4 миллиона детей нуждались в устройстве в дошкольные учреждения. В перспективе, при повышении рождаемости, количество детских садов должно увеличиваться, и дефицит дошкольных учреждений будет ощутим ещё острее. В качестве решения проблемы всё чаще с экранов телевизора стали говорить о частных детских садах.

Растет количество поступивших, но не окончивших ВУЗы. Это связано с тремя причинами:

1. Поступившие не видят смысла в продолжении обучения, не нацелены на получение образования, так как нет ценностного отношения к знанию. Существует только прагматическое отношение к получению образования. Нежелание продолжать обучение связано ещё и с тем, что возрастает количество малоимущих с высшим образованием, одновременно падает количество малоимущих со средним полным образованием. Создаются условия, при которых наука и высшее образование не являются приоритетом, теряют свою привлекательность: зачем учиться пять лет, если нет достаточно высокооплачиваемой работы?

2. Студенты, имея достаточный уровень знаний для поступления, не умеют учиться. У них сформировано потребительское отношение к процессу получения образования. Это объясняется тем, что у большинства бывших школьников отсутствует умение самостоятельного освоения и получения знания, что является основным отличием высшей школы от средней. По существу, будущие студенты привыкли к тотальному контролю, который вынуждена осуществлять средняя школа, так как нет воспитательной работы в школе, не формируется чувство социальной ответственности за свою работу, а главной целью учителя являются результаты школьника. Образуется своеобразный перекос и перенос ответственности за результаты обучения с учащегося полностью на учителя. Аксиома: процесс обучения - двусторонний процесс, и попытка пренебречь этим приводит к проблемам уже в высшей школе, в дальнейшем и в социальной жизни человека.

3. Растет плата за обучение, что создает финансовые трудности. Это связано с экономической ситуацией в стране. Государство переложило полностью на плечи населения оплату и получение высшего образования. Не каждая семья обладает таким уровнем доходов, который позволяет закончить образование.


Рис.7. Изменение количества поступивших, но не окончивших ВУЗы, в % от поступивших


Рис.8. Изменение количества малоимущих по уровню образования, в % от общего количества малоимущих

О благосостоянии и развитии общества говорит благосостояние семьи, домохозяйства с ребенком.

Однако в последние годы количество малоимущих домохозяйств с детьми только возрастало, при этом количество малоимущих бездетных семей – падало.

Это говорит о том, что создаются условия, при которых люди не готовы иметь детей, а в некоторых случаях не могут себе позволить иметь детей, то есть социальная политика не оказывает должной поддержки семьям с детьми. В результате дети становятся роскошью.

Рис. 9. Динамика количества малоимущих домохозяйств в зависимости от наличия в них детей, % от общего количества малоимущих.

Очевидно, что несмотря на программу материнского капитала, помощь семьям с детьми недостаточна.

Увеличивается и разрыв населения по доходам. Децильный коэффициент фондов рос вплоть до 2007 года, после чего незначительно уменьшился и остался практически неизменным. В целом, разрыв по доходам с 1995 года только вырос, что сказалось на благополучии россиян и возможности обеспечивать детей.


Рис. 10. Разрыв по доходам. По данным Росстата.

О доступности жилья можно судить по средней цене за квадратный метр жилого помещения. В среднем по России этот показатель по сравнению с 2000 годом на первичном рынке жилься вырос в 5,5 раз, на вторичном рынке жилья цена за квадратный метр выросла в 8,5 раз. За семь лет с 2005 по 2012 год цена за квадратный метр жилья на первичном рынке выросла в 2,5 раза, на вторичном – почти в два раза.

При этом каждая пятая семья в 2012 году с детьми до 18 лет собиралась улучшить свои жилищные условия.

Жилищные условия россиян улучшаются медленно. Постепенно уменьшается количество жилых помещений с износом более 31 до 65%, однако в 2012 году таких жилых домов всё ещё было больше половины. Медленно растет и количество жилья с износом выше 66%. Эти показатели свидетельствуют о том, что государство предпринимает какие-то попытки изменить ситуацию в лучшую сторону, но они явно не достаточны и ситуация требует быстрого и активного реагирования, больших вложений и внимания. Увеличивающийся разрыв между людьми с низким уровнем достатка и людьми с высоким уровнем достатка, трудности в получении образования, услуг здравоохранения, жилья стали одной из причин ухудшения психологического состояния людей, регулярных стрессов, которые "вошли в норму". Людям в СМИ предлагают различные средства лечения стрессов, но не организовывают жизнь без стрессов. В России одни из самых высоких показателей смертности - 13,3 человека на 1000 человек населения, смертности от самоубийств , употребления наркотиков что является показателем неблагоприятных условий для жизни. Ещё одним свидетельством является эмиграция.

С 2009 года количество эмигрантов растет, но особенно резкий скачок наблюдался в 2012 году: количество эмигрантов увеличилось в три раза по сравнению с 2011 годом. В 2013 году количество выбывших из страны превысило аналогичный показатель 2000 года. Это говорит о неблагоприятных условиях жизни для россиян.



Рис. 11. Динамика количества эмигрантов

Выводы

Сейчас социальная политика России не успешна. Об этом свидетельствуют статистические данные.

В России расходная статья бюджета «социальная политика» не включает в себя такие важные направления социальной политики, как образование, здравоохранение, борьбу с бедностью, жилищную политику, молодежную политику.

В США расходы на социальную политику включают в себя образование и труд, здравоохранение, материальное обеспечение граждан, социальную защиту.

В Европе также как и в США социальная политика включает в себя образование, здравоохранение, вопросы труда и трудоустройства, пенсии, социальное страхование.

В России социальная политика ограничивается лишь социальной защитой. Реформы, проводимые в последнее время, ведут не к развитию общества, не к улучшению условий жизни и труда, а приводят лишь к ухудшению результатов и возрастающему напряжению в обществе, о чем свидетельствуют и выступления врачей и учителей, и недовольство жилищно-коммунальной политикой, трудности с приобретением жилья, материальные трудности у семей с детьми. Это связано с тем, что в России игнорируют и не учитывают российскую специфику (менталитет населения, тяжелый исторический опыт, различия регионов по условиям жизни, климатические и природные условия, обширные территории). Одновременно государство по существу пытается снять с себя расходы на социальную политику и ответственность, предусмотренную Конституцией, сделать из важных составляющих социальной политики доходный бизнес, что противоречит сути социальной политики.

Размывание социальной политики в России является причиной неэффективности социальной политики. В том случае, когда это сочетается с отсутствием ценностного подхода в программах социального развития (в основе которого лежат интересы народа) и, как следствие, декларативностью поставленных целей - это может повлечь за собой дальнейшую деградацию социальной сферы, а в конечном итоге – возможный социальный взрыв.

Та социальная политика, которая сейчас проводится в России, должна быть изменена, так как ведет страну в обратном от успешности направлении. И более того – в том виде, в котором она реализуется сейчас, она может привести к неспособности России существовать, так как негативные влияния оказываются непосредственно на самый главный составляющий элемент государства как такового – народ, население страны.

Социальная политика - это, по существу, еще один инструмент политического воздействия, с более благоприятными последствиями для тех членов общества, на которых она направлена. Она направлена на установление стабильности удовлетворения потребностей социальных институтов и групп, в то же время принося пользу не только им, но и той ветви власти, которая ее обеспечивает. Исходя из этого, каждое государство проводит свою социальную политику: учитывая настоящее благосостояние социума, экономическое положение страны, цели, которые следует достигнуть, и так далее.

Развитие социальной политики РФ тесно связано с критериями, обозначающими именно это государство: например, особенностями управления и политики в принципе. Также на социальную политику сильно влияют исторические особенности и национальные традиции, менталитет, сугубо социо-психологические факторы. Инструменты социальной политики выбираются на основе экономического развития государства, предпосылок к экономическому росту, состояния экономики на нынешний момент.

Предпосылки развития социальной политики как явления

Общество - это устойчивая система, исторически сложившаяся под влиянием взаимоотношений между людьми. Структурно общество разделяют на социальные группы. Особенностью социальной группы, как основной формы взаимодействия людей, считается общность интересов и ценностей. По этому признаку социальные группы могут быть как схожи между собой, так и различны. Их интересы также могут и вовсе противостоять друг другу. Чтобы общественный резонанс не накалялся до предела, стал жизненно необходим какой-либо рычаг регулирования их деятельности.

Социальная политика в первую очередь помогает регулировать взаимодействие социальных групп, рассматривая общество в целом как систему и поэлементно как структуру. В идеальном представлении социальная политика должна учитывать интересы каждой из социальных групп, находить точки их соприкосновения, поддерживать стабильность развития цельного социума. Разные подходы к изучению социума, задействование в разработке концепции социальной политики экспертов различных сфер позволяют добиться результативности и работоспособности данного направления.

Терминология

Социальная политика - это составная часть внутренней политики любого государства. Ее цель - воздействие государственных институтов на социальные взаимоотношения.

Несмотря на определение и термин, социальная политика гораздо ближе к экономике, чем может показаться. Это продиктовано перечнем самых разнообразных причин, каждая из которых будет подробно рассмотрена в этой статье в ходе обсуждения социальной политики как существующего явления.

Потребность в социальной политике

Социальные отношения являются определяющим звеном в выборе человеком места в обществе (подсознательная самоактуализация за счет общественного мнения или, напротив, общественное восприятие за счет того, как ставит себя сама личность). Они же определяют условия реализации его потребностей. Человек не может развиваться вне социума - благодаря отношениям, которые он строит в нем, он развивается как личность, становится способен вырасти духовно и морально. Следовательно, социальные отношения необходимы и достаточны. В ходе их развития, однако, могут возникать и противоречия, проблемы и преграды.

Социальная политика призвана успешно разрешать глобальные и местные социальные проблемы, каких в любом государстве достаточно. Это и бедность различных слоев населения, и преступность, и содержание нетрудоспособных граждан, и множество других, проявляющихся в большей или меньшей степени для той или иной страны. На фоне этого развитие социальной политики РФ становится первостепенным фактором для улучшения благосостояния населения.

Система принципов

Практическая реализация социальной политики невозможна без теоретического базиса, который, в свою очередь, должен основываться на определенной идейности, имеющей четко расставленные приоритеты. Как любая система, система принципов структуирована и целостна. На ее элементы внешнее воздействие влияет в меньшей мере - гораздо важнее в ней морально-этическая подоплека.

Потому, вне зависимости от остальных факторов, система принципов социальной политики обязана включать в себя:

  • гуманизм (человечность, человеколюбие) - как основополагающий принцип, ради которого строится социальная политика;
  • справедливость - принцип, который иногда коррелирует, а порой и сталкивается с принципом равенства, в социальной политике все же занимает не последнее место, а напротив - имеет первостепенное значение;
  • непрерывность - важность которой не раз доказывается на практике, принцип, который ответственен за целостность структуры социальной политики;
  • системность - принцип, который должен быть свойственен любой проводящейся политике государства;
  • преемственность - восходит к основам того, что социальная политика базируется и на культурных традициях, складывающихся под влиянием исторических процессов;
  • открытость, наличие “обратной связи” - закрытые формы социальной политики очень влияют на ее эффективность, что в конце этой статьи будет рассмотрено на конкретном примере;
  • возможности и демократизм реализации - каждый из методов социальной политики должен иметь возможность быть реализованым в конкретном государстве;
  • сбалансированность целей - несмотря на то что чему-то необходимо предоставить на какой-то момент больший приоритет, социальная политика нуждается в балансе для эффективного функционирования;
  • действенный контроль общества - государственный контроль и обеспечение должны коррелировать с мнением общества (принцип vox populi, объясняющийся тем, что социальная политика проводится прежде всего для нуждающихся в ней граждан социума);
  • адресность мер, что подразумевает усиление социальной помощи тем группам населения, которые в ней более всего нуждаются. Тесно взаимодействует с принципом сбалансированности - один другому не должен противоречить, однако их совместное влияние позволяет разработать лучшие методы для социальной политики.

Система функций

Обеспечение социальной политики также завязано и на ее своеобразной системе функций. Некоторые из них уже вскользь были упомянуты в этой статье при объяснении важности проведения социальной политики как таковой.

Ниже представлена более подробная и точная классификация самых важных функций, которые должна выполнять эта стратегия:

  • выражение и защита, а также согласование ценностей и интересов групп и слоев населения;
  • нахождение компромисса в ходе возникающих общественных противоречий;
  • налаживание связи, двустороннего общения между государством и его населением;
  • поддержание целостности, стабильности и благосостояния общества как системы;
  • гармонизация структуры социальных групп в обществе;
  • прогностическая функция;
  • социальная защита граждан страны;
  • управление и контроль над социальными процессами, происходящими в обществе.

Значение

Двойная роль социальной политики позволяет ей быть универсальным инструментом как для повышения благосостояния населения, так и для увеличения/поддержания экономического роста страны. Эти два принципа взаимодействуют друг с другом на взаимовыгодном уровне - равно как в философском материалистическом принципе, одно порождает другое, позволяя системе быть целостной и работать бесперебойно. Отсюда, к примеру, вытекает третий пункт системы принципов, указанной выше, - непрерывность.

Это означает также и то, что социальная политика в полном ее смысле невозможна без достаточного экономического роста, и наоборот.

Из данного утверждения вытекает новое ответвление - государственная социальная политика. Это деятельность государства, направленная на предотвращение, смягчение и уничтожение общественных конфликтов на почве экономики. Ее целью становится снижение дифференциации степени доходов, устранение экономических противоречий и так далее. Таким образом, государственная социальная политика регулирует взаимоотношения экономических и социальных сфер развития общества.

Социальная политика: направления

Для классификации направлений социальной политики принято выделять два блока, действующих относительно самостоятельно:

  • социальная политика в широком смысле, охватывающая все сферы деятельности социума;
  • социальная политика как социальная защита.

Социальная защита населения как блок направления и одна из функций социальной политики

При помощи социальной защиты населения можно достичь благосостояния во всех сферах общества. Она представляет собой устойчивую систему гарантий, включающую в себя гарантии социально-психологические, законодательные и экономические. Для трудоспособных граждан социальная защита проявляется в предоставлении спектра возможностей для достижения благосостояния при использовании личного трудового вклада. Нетрудоспособные члены общества, а также социально уязвимые группы получают преимущества в пользовании общественными фондами потребления. Социальная защита, кроме того, предоставляет им прямую материальную поддержку.

Эффективная социальная защита гарантирует стабильную социальную защищенность. Социальная защищенность означает, что достигнуто то, ради чего создавалась социальная политика.

Направления этой деятельности, как можно заметить, также тесно связаны: в первом же предложении этого раздела имеется отсылка к вышеуказанному разделению, из второго пункта классификации вытекает первый. Это и объясняет относительную самостоятельность блоков.

Модели социальной политики

Как уже было сказано, каждая из стран по-своему осуществляет реализацию социальной политики, основываясь на благосостоянии общества на момент ее проведения, а также исходя из исторических особенностей и национальных традиций. Из этого вытекают основные модели социальной политики:

  • Континентальная, которую еще называют германской. Характеризуется высоким уровнем экономического роста, обеспечением полной занятости, расширенной системой партнерства. Действует, кроме Германии, в Бельгии, Австрии, Франции, Швейцарии.
  • Англосаксонская. Вмешательство государство в занятость приобретает пассивный характер, вместо этого огромное внимание уделяется социальным услугам. Распространена в Великобритании, Ирландии и Канаде.
  • Средиземноморская. Социальная политика адресная - направлена на социально незащищенные слои населения. В последнее время ее курс ужесточился, однако это, вероятно, носит временный характер и вызвано кризисами. Средиземноморская модель используется странами Южной Европы.
  • Скандинавская. Социальная политика носит активный и упреждающий характер, для нее свойственен высокий уровень перераспределения национального продукта через бюджет. Осуществляется в странах Северной Европы.

Структура и элементы

Структура социальной политики состоит из следующих элементов:

  • социальное обеспечение, социальная работа, социальная защита, социальная помощь;
  • медицинское страхование, здравоохранение;
  • жилищная политика, бытовое и коммунальное обслуживание граждан;
  • поддержка семьи, материнства и отцовства, детства;
  • охрана окружающей природной среды;
  • поддержка престарелых и инвалидов;
  • федеральное и местное обустройство беженцев, переселенцев и остальных мигрантов.

Из этого списка можно выделить области, в которых действует социальная политика. Сферы ее воздействия следующие:

  • сфера образования;
  • здравоохранения;
  • труда;
  • культуры;
  • занятости и др.

Все эти сферы, к которым напрямую относится социальная политика, области ее деятельности, создают одну большую, социальную, сферу. Ее называют объектом социальной политики - то, на что она направлена.

Цели социальной политики

Социальная политика - это деятельность, которая нацелена на:

  • жизнеобеспечение населения;
  • обеспечение социальной безопасности: отсутствие напряженности и конфликтов в обществе;
  • социальное развитие общества: его структуры, благосостояния и т. д.

Инструменты социальной политики

Целей социальной политики достигают при помощи:

  • социальных программ;
  • системы социального обеспечения и социальных услуг.

Механизм социальной политики

Социальное обеспечение - это программа, суть которой состоит в частичном или полном содержании нетрудоспособных граждан. Неработающие члены общества, потерявшиеся трудоспособность в силу различных причин, получают от государства некую материальную помощь и/или денежные средства.

Система социального обеспечения основана на двух рычагах:

  • социальное страхование;
  • общественное вспомоществование.

Первое означает систему отношений по распределению, а также перераспределению национального дохода: формируются специальные страховые фонды, в которые входят государственные дотации и страховые взносы. Эти средства впоследствии идут на:

  • пенсионное обеспечение;
  • медицинское страхования;
  • страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве.

Общественное вспомоществование - это программы оказания помощи людям за чертой бедности. Оно может проявляться в денежной или натуральной форме (в виде бесплатных обедов, скидок на товары и специальных талонов).

Система социальных услуг затрагивает каждую из сфер социальной политики и частично финансируются государством.

Современная социальная политика в Российской Федерации

Российская социальная политика обладает особенностями, которые сложились еще в советский период развития страны. В то же время модернизация российской экономики предполагает также и изменения направленности курса социальной политики как таковой.

Социальная политика России на данный момент характеризуется:

  • высокой долей государственного регулирования;
  • большой частью государственного финансирования системы социальной защиты;
  • низкой долей благотворительных частных средств в системе социального обеспечения;
  • закрытым характером определения целей, задач, методик развития социальной политики страны;
  • доминированием государственных задач над общественными.

Проблемы

В России для государственных деятелей характерно провоцировать появление вопросов, которые должна решать социальная политика. Проблемы, возникающие вследствие этого, резонны:

  • бедность;
  • миграция;
  • рост преступности и наркомании;
  • снижение рождаемости;
  • безработица.

Социальная политика России прежде всего обращает внимание граждан на эти проблемы, ей свойственно формулировать их сущность и содержание. Для их же решения требуется признание “социальности” теми или иными государственными инстанциями.

Для определения приоритета важности решения социальной проблемы государство прибегает к помощи экспертов. Следует учесть, что сообщество экспертов вынуждено подчиняться государственному давлению, потому его интересы отстаиваются гораздо более эффективно, чем ценности населения.

Это приводит к тому, что ответственность за решение социальных проблем лежит на плечах тех, кто не способен их решить. Кроме того, реализация социальной политики зачастую не устраивает слои населения, на которые она направлена, закрытость же разработки ее концепции не позволяет самим гражданам вмешиваться в продумывание методов решения своих проблем.

Приоритетные задачи

Особенно остро в Российской Федерации стоит проблема расслоения общества по доходам. Это то, на что должна быть направлена социальная политика.

Задачи формирования ресурса - высококвалифицированного труда в экономике, также очень остро ставятся в настоящее время.

Статистика точно отображает состояние трудовых ресурсов: качественное и количественное снижение, выводящее на передний план необходимость их воспроизводства. За это ответственны демографическая политика и политика на рынке труда.

Первая должна проявиться в увеличении пособий по материнству - благодаря этому повысится роль и значимость помощи женщине.

При помощи программ на рынке труда можно решить такие социальные проблемы, как:

  • рост бедности и безработицы;
  • падения доходов населения.

Подразумевается психологическая работа со школьниками и молодежью, безработными слоями населения. Государство обязано обеспечить не только личностное самоопределение индивида как будущего работника, но и предоставить хороший и, более того, доступный уровень образования: в настоящее время, напротив, наблюдается тенденция сокращения бюджетного финансирования.

Следует изменить принцип борьбы с безработицей: все меры, предпринимаемые по этому поводу, направлены на следствие, а не причины.

Создание дополнительных рабочих мест подействует двойным эффектом:

  • решит проблему безработицы;
  • даст толчок развития экономике.

Тесная связь экономики и социальной политики, в принципе, очень хорошо просматривается на примере Российской Федерации как страны, в которой непрерывность, упоминаемая в первой половине этой статьи, не существует, что приводит к упадку на уровне всех остальных свойств.

Заключение и выводы

Социальная политика определяется рядом свойств и характеристик, а также базируется на системе принципов и функций. При выполнении каждого из пунктов этих спецификаций наблюдается положительный уровень социальной защищенности, а также, кроме достижения благосостояния населения, повышается уровень экономического роста.

Российская модель социальной политики является отличным примером того, как неверная реализация этой деятельности влияет на развитие страны во всех ее сферах. Закрытая форма разработки концепций вызывает недовольство со стороны граждан, жесткое регулирование экспертных систем со стороны государства приводит к недостаточному вниманию к интересам и ценностям социальных групп, что должно быть на первом месте в списке приоритетов социальной политики. Как минимум эти два фактора мешают бесперебойной работе социальных органов защиты населения, доступности социального обеспечения, контролю социального взаимодействия групп населения. Экономика страны, в свою очередь, также сильно страдает.