Уведомление о контролируемых сделках. Уведомление о контролируемых сделках Контролируемые сделки формат представления декларации год

Финансово-хозяйственная деятельность организаций и предпринимателей предполагает тесную взаимосвязь участвующих лиц. Подписание договоров между контрагентами не является новинкой, но, если заключаются контролируемые сделки, таблица критериев на 2017 год приведена ниже, такие операции попадают под дополнительное внимание налоговых специалистов. Чтобы избежать нежелательного контроля ИФНС по вопросу исключения сговора сторон, предлагаем вам ознакомиться с законодательными требованиями главы 14.4 НК.

Преимущественное предназначение проверок контролируемых сделок заключается в обеспечении правильности начисления и уплаты обязательных налогов. Если в ходе контроля обнаруживается факт занижения налогооблагаемых сумм, организации придется перечислить недостающие суммы в бюджет, а еще заплатить штрафные санкции. Противозаконным считается также преднамеренное завышение цены товара, что позволяет увеличить вычеты по НДС. Избежать взысканий можно, самостоятельно составив уточняющие декларации в части корректировок стоимости предмета договора.

Многие предприниматели регулярно заключают различные сделки между взаимозависимыми компаниями. Но не все из них привлекают интерес фискальных органов. Критериям контролируемых сделок посвящена глава 14.4, а точнее стат. 105.14 НК. При этом сходство всех разновидностей таких договоров – в общем признаке взаимозависимости и приравненных к зависимым компаниям, а также стоимостной оценке объемов доходов.

К зависимым приравниваются следующие лица (п. 1 стат. 105.14 НК):

  • «Ненужные» лишние посредники среди участников договора, то есть лица, не выполняющие никаких необходимых функций, за исключением перепродажи предмета контракта.
  • Участники договоров в сфере ВЭД биржевыми товарами (драгметаллы, нефть и ее производные, минудобрения, металлы черные/цветные).
  • Один из участников не признается резидентом РФ.
  • Договора с годовым оборотом свыше 60000000 руб.

Таким образом, видно, что попасть под пристальное внимание ФНС могут и российские предприятия, и зарубежные; резиденты России и нерезиденты. Если обязательные условия признания сделок контролируемыми не выполняются, это еще не гарантирует освобождение от ответственности при мошенническом занижении/завышении товарной цены. Решение об отнесении договора к контролируемым вправе выносить судебные органы на основании тщательного изучения договорных условий.

Важно! Критерии признания сделок контролируемыми в 2017 г. поменялись. Введение в действие Закона № 401-ФЗ от 30.11.16 г. дополнило перечень договоров, не признающихся контролируемыми (подп. 6 и подп. 7 п. 4). Это предоставление российскими предприятиями (не банками) гарантий или поручительств; предоставление займов беспроцентного характера взаимозависимыми лицами-резидентами России.

Контролируемые сделки – критерии 2016 года

Если организация, предприниматель или гражданин совершает контролируемые сделки, он обязан сообщить об этом в территориальное подразделение ФНС. Для этого существует специальная форма уведомления, введенная в действие Приказом № ММВ-7-13/524@ от 27.07.12 г. В 2017 году необходимо отчитаться за 2016 г. в сроки – до 22.05.17 г. (20 и 21 мая – выходные дни).

Чтобы определить, имелись ли у вас контролируемые сделки, прежде всего, проанализируйте круг своих партнеров и контрагентов на предмет наличия взаимозависимых лиц или же приравненных. Затем изучите таблицу критериев 2016 года – выложена ниже. В ней собрана актуальная информация по стат. 105.14 НК.

Обратите внимание! Условия признания сделок контролируемыми в 2017 г. изменились, а для представления уведомления за 2016 г. необходимо руководствоваться старыми правилами, действовавшими до принятия Закона № 401-ФЗ от 30.11.16 г.

Контролируемые сделки – таблица критериев 2016 года

Категория договора Условия договора Стоимостной годовой объем доходов, в млн. руб. Нормативное основание
Стороны являются взаимозависимыми лицами Не важно Не установлен П. 1 стат. 105.14
Приравненные к зависимым лица Лишние посредники Не установлен Подп. 1 п. 1 стат. 105.14
ВЭД по установленным группам биржевых товаров Товарные группы перечислены в п. 5 стат. 105.14 60 Подп. 2 п. 1 стат. 105.14
Участник – лицо, входящее в перечень по Приказу № 108н от 13.11.07 г. Не важно 60 Подп. 3 п. 1 стат. 105.14
Стороны являются взаимозависимыми лицами (п. 2 стат. 105.14) Суммарный объем договоров 1000 Подп. 1 п. 2 стат. 105.14
Одна из сторон договора уплачивает НДПИ согласно процентному тарифу 60 Подп. 2 п. 2 стат. 105.14
Одна из сторон договора работает по специальной налоговой системе – ЕСХН либо ЕНВД 100 Подп. 3 п. 2 стат. 105.14
Одна из сторон договора уплачивает прибыль по тарифу в 0 % либо совсем освобождена от начислений в части налога на прибыль 60 Подп. 4 п. 2 стат. 105.14
Одна из сторон договора признается участником ОЭЗ либо СЭЗ, применяя установленные льготы по прибыли 60 Подп. 5 п. 2 стат. 105.14
Одна из сторон договора ведет деятельность по добыче углеводородного сырья согласно стат. 275.2 60 Подп. 6 п. 2 стат. 105.14
Одна из сторон договора считается региональным участником инвестиционного проекта и применяет особые условия начисления прибыли 60 Подп. 7 п. 2 стат. 105.14
Одна из сторон договора считается участников «Сколков» и не платит НДС 60 Подп. 8 п. 2 стат. 105.14

В то же время не считаются по требованиям действующего законодательства контролируемыми нижеперечисленные разновидности сделок между:

  1. Лицами, участниками одной КГН.
  2. Лицами, регистрация которых проведена территориально в одном субъекте России, не имеющими подразделений и филиалов, а также убытков в части прибыли и платежей по налогу с прибыли в прочие регионы России.
  3. Лицами, ведущими деятельность согласно стат. 275.2 в отношении новых месторождений.
  4. Сторонами, оформляющими кредиты либо депозиты межбанковского вида, краткосрочного характера (до 7 календарный дн.).
  5. Российскими сторонами, ведущими деятельность в сфере военно-технического характера с зарубежными странами.

При градации договоров и признании сделок контролируемыми налоговики проводят анализ полноты объемов налоговых платежей по прибыли, НДС, подоходному налогу и НДПИ. При выявлении занижения налогов выполняется доначисление сумм бюджетных обязательств, недоимки и пеней. Если стоимость договора была намеренно увеличена, цена также корректируется, но в сторону уменьшения.

Вывод – действующее Законодательство РФ тщательно контролирует потенциальных участников заключаемых сделок. Ими могут признаваться российские предприятия или компании, ведущие деятельность в РФ, а также физлица и предприниматели. Внимание могут привлечь и договора, не попадающие напрямую под перечисленные в стат. 105.14 условия, но признанные контролируемыми по судебным решениям. Отчитываться налогоплательщикам по вышеупомянутым договорам необходимо ежегодно до 20 мая на утвержденном ФНС бланке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Контролируемым сделкам посвящена целая глава Налогового кодекса — глава 14.4. Данная глава включает три статьи, которые дают представление о контролируемых сделках, описывают их критерии, порядок подготовки документации и уведомления для ФНС. Ниже расскажем о нюансах контролируемых сделок в России.

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2017

На признание сделки контролируемой влияет несколько факторов. В том числе доход по сделке, налоговый режим компании, вид деятельности, характер отношений между участниками сделок. Для вашего удобства мы собрали основные критерии в таблицу.

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Сумма цен сделок за год Совокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.
Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложения
Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплаты Совокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.
Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зон Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыль Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условиях Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДС Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ) Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лиц Посредник занимается только перепродажей товаров
Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы
Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговли В результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы
Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицами Все удовлетворяющие характеристике сделки Доход от сделки не имеет значения

Таблица. Критерии контролируемых сделок 2018

Критерии в 2018 году остались прежними. Ознакомиться с ними вы сможете в таблице, которая представлена выше.

По контролируемым сделкам, которые пройдут в 2018 году, отчитаться в налоговый орган нужно будет в 2019 году.

Порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках

Уведомление о контролируемых сделках включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однотипных сделок. Часть данного раздела очень похожа на анкету, в которой нужно выбрать верное утверждение и поставить нужный код. Коды указаны прямо в уведомлении.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Количество листов подраздела 1Б должно совпадать с количеством сделок, отмеченных в подразделе 1А. То есть если налогоплательщик составил четыре листа подраздела 1Б, то в подразделе 1А нужно отразить четыре сделки.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Полная инструкция по заполнению уведомления находится в Приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Уведомление о контролируемых сделках за 2017 год

По контролируемым сделкам, которые были в 2017 году, следует сдать уведомление в ФНС до 20.05.2018. Так как срок отчетности выпадает на воскресенье, налогоплательщик вправе направить документ до 21.05.2018 включительно.

Плательщик будет обязан направить налоговикам уведомление о контролируемых сделках за 2017 год в случае, если в указанном году осуществит сделки, подпадающие под соответствующие критерии, предусмотренные законодательством. Критерии контролируемых сделок, порядок составления и направления уведомления рассмотрим в настоящей статье.

Контролируемые сделки

Контролируемыми признаются:

  • сделки взаимозависимых субъектов;
  • приравненные к ним сделки.

В качестве контролируемых НК РФ, в частности, предусматривает сделки с участием лиц, не подпадающих под критерии взаимозависимости, если эти лица:

  • несут лишь функцию организации перепродажи между взаимозависимыми субъектами;
  • не рискуют в смысле, придаваемом понятию предпринимательской деятельности.

Контроль распространяется и на сделки с компаниями - резидентами стран специально установленного перечня и некоторые другие.

Взаимозависимые субъекты могут стать объектом специального контроля, заключив сделку, если:

  • доходы по сделкам взаимозависимых лиц составляют свыше 1 млрд. руб.;
  • одна сторона (или несколько сторон) сделки является спецрежимником, а другая сторона (стороны) не является;
  • одна сторона исчисляет налог с прибыли согласно гл. 25 НК РФ , а другая — нет;
  • сторона сделки участвует в инвестпроекте, вследствие чего имеет льготы по налогу на прибыль.

Для конкретных видов сделок из числа указанных в ст. 105.14 НК РФ предусмотрены лимиты в десятки миллионов рублей. Лишь превышая эти лимиты, стороны рискуют стать объектом рассматриваемого контроля.

Важно знать и перечень оснований, исключающих возможность рассматриваемого контроля за сделками (п. 4 ст. 105.14 НК РФ).

Вот некоторые из них:

  • если стороны сделки входят в состав консолидированной группы;
  • если стороны одновременно зарегистрированы в одном регионе, не имеют филиалов и представительств в других регионах, не платят налог на прибыль организаций в других регионах, не показывают убытков, отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ ;
  • стороны сделок зарегистрированы на территории нашей страны и др.

Совершив рассматриваемую сделку, субъекты контроля обязаны направить уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения уведомления можно найти в интернете.

Уведомление о контролируемых сделках

Формат направления уведомления зависит от выбора конкретного плательщика и может быть:

  • бумажным;
  • электронным.

Плательщикам необходимо использовать форму, предусмотренную налоговой службой. Она установлена Приказом от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@ . Ее можно скачать с официального сайта ведомства.

Уведомление, в частности, содержит:

  • информацию о сделке (в том числе о предмете) и ее участниках;
  • указание на сумму доходов или расходов (отдельно указывается сумма по контролируемым сделкам).

В приложении № 3 к указанному Приказу содержится подробно изложенный порядок заполнения строк уведомления.

К вышеуказанному Порядку прилагаются перечни отдельных показателей, вносимых в уведомление, в т.ч.:

  • коды способа представления уведомления;
  • коды видов сделок;
  • коды сторон;
  • коды субъектов РФ;
  • коды видов документов, удостоверяющих личность, и т.д.

Если уведомление в надлежащий срок не будет представлено в соответствующий налоговый орган, плательщик рискует быть привлеченным к ответственности по ст. 129.4 НК РФ . В равной степени санкция может быть применена и при искажении соответствующей информации в уведомлении.

Трансфертное ценообразование (далее ТЦО) возникает в сделках между компаниями, входящими в единую холдинговую структуру. Такие взаимозависимые компании могут устанавливать цены, отличные от рыночных. То есть отличающиеся от цен, установившихся между независимыми компаниями.

Руководитель направления ТЦО «Правовест Аудит»

Взаимозависимыми компании имеют прекрасную возможность манипулировать ценами, тем самым занижая налоговую базу за счет регулирования размера доходов, расходов или убытков для целей налогообложения. При перераспределении доходов и расходов успешно используются структуры в низконалоговых юрисдикциях.

и лимиты годового оборота

Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием осуществляется на международном уровне и на уровне национальных законодательств. С 2010 года действует Руководство Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по трансфертному ценообразованию для многонациональных корпораций и налоговых служб (OECD Transfer Pricing guidelines, 2010) В 2013 году по просьбе G20 на заседании Совета Министров ОЭСР была принята Декларация о BEPS (Base Erosion and Profit Shifting). Декларация представляет собой план действий ОЭСР по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения. В рамках плана BEPS предполагается разработка правил трансфертного ценообразования (ТЦО), которые позволят повысить прозрачность сделок между компаниями путем сбора дополнительной информации, а также снизить издержки для бизнеса.

В Российской Федерации с 1 января 2012 вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ (Закон 227-ФЗ). Закон 227-ФЗ, который дополнил Налоговый кодекс РФ разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании». Его положения направлены, в том числе, на предотвращение вывода налоговой прибыли за пределы РФ, исключение возможностей манипулирования ценами в сделках между взаимозависимыми налогоплательщиками, налогоплательщиками, применяющими различные режимы налогообложения внутри страны. Правила пришли на смену ст. 40 «Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения» и ст. 20 «Взаимозависимые лица» НК РФ.

Закон 227-ФЗ закрепил основной «мировой» принцип регулирования трансфертного ценообразования - «принцип вытянутой руки».

Принцип «вытянутой руки» в трансфертном ценообразовании

Согласно принципу «вытянутой руки» для целей налогообложения величина цен (выплат) по сделкам между взаимозависимыми и приравненными к ним лицами пересчитывается по отношению к рыночным значениям, как если бы компании были независимы. Цены проверяют не по всем сделкам подряд, а только по контролируемым.

Что такое контролируемые сделки?

Для целей налогообложения контролируемыми сделками признаются:

  1. Сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, которые закреплены в ст. 105.14 НК РФ);
  2. Сделки (совокупность сделок), приобретающие статус контролируемых сделок в результате приравнивания их к сделкам взаимозависимых лиц (п. 1 ст. 105.14 НК РФ);
  3. Сделки, признанные контролируемыми в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Мы объединили критерии контролируемых сделок 2017 для целей налогообложения в таблице:

Пример расчета суммового критерия

Компания «А» (РФ) оказывает услуги по маркетингу Компании «Б» (РФ) на общую сумму 300 млн. руб. Компания «Б» производит и реализует продукцию Компании «А» на сумму 750 млн. руб. Компания «А» участвует в капитале Компании «Б», доля этого участия более 25%.

ВОПРОС: Является ли сделка для Компании «А» контролируемой? ОТВЕТ: Да, является. Для определения суммового критерия контролируемой сделки между взаимозависимыми лицами мы должны сложить 300 млн. руб. (маркетинг) и 750 руб. (продукция). Итог= 1 050 млн. руб. (больше 1 млрд. руб.).

Налогоплательщикам следует помнить, что не все сделки признаются контролируемыми.

Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1 - 3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми сделки :

  • сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом обложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по ставке, установленной в процентах);
  • сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;
  • нет обстоятельств для признания их сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 - 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • и некоторые другие.
  • Какие налоги подпадают под контроль трансфертного ценообразования 2017?

    Очень часто слушатели задают вопрос: «Все ли налоги могут попадать под контроль налоговых органов по ТЦО»? Налоговый кодекс содержит ограниченный перечень налогов, полнота исчисления которых контролируется, а именно:

    1. Налог на прибыль организаций;
    2. НДФЛ, который уплачивается в отношении доходов от предпринимательской деятельности и частной практики (ст. 227 НК РФ);
    3. НДПИ - если одна из сторон сделки - плательщик НДПИ, предметом сделки являются полезные ископаемые, при добыче которых налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;
    4. НДС - если одна из сторон сделки (организация или ИП) не является плательщиком НДС или освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика по НДС.

    Методы определения рыночной цены для целей налогообложения

    Наиболее важный и сложный вопрос состоит в том, как применить принцип «на расстоянии вытянутой руки» и на практике определить рыночную цену сделки для целей налогообложения. Существуют несколько выработанных в рамках ОЭСР методов такой оценки, создающих концептуальную основу для определения цены (Transfer pricing methods (methodologies)). Никакой из них не может считаться универсальным (подходящим для любой ситуации), и по общему правилу необходимо выбрать метод, обеспечивающий наиболее точную оценку. Налоговый Кодекс РФ рекомендует использовать 5 методов (ст.105.7 НК РФ):

    1. Метод сопоставимых рыночных цен (является приоритетным по отношению к иным методам и может применяться при наличии на соответствующем рынке хотя бы одной сопоставимой сделки), а также при наличии необходимого количества информации о такой сделке;
    2. Метод цены последующей реализации (является приоритетным при приобретении товара у взаимозависимого лица и последующей его перепродажи без переработки независимому лицу);
    3. Затратный метод (является приоритетным в сделках по оказанию услуг);
    4. Метод сопоставимой рентабельности (может применяться в случае отсутствия или недостаточности информации, на основании которой можно обоснованно сделать вывод о наличии необходимой степени сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сопоставляемых сделок и использовать метод последующей реализации и затратный метод);
    5. Метод распределения прибыли (применяется при невозможности использовать другие методы трансфертного ценообразования либо при наличии в собственности (пользовании) сторон анализируемой сделки прав на объекты НМА).

    Отправная точка при выборе метода - понимание контролируемой сделки, основанное на функциональном анализе. Компоненты такого анализа - исследование функций сторон сделки, используемых ими активов и принимаемых на себя рисков. Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ осуществляются с учетом положений ст. 105.5 НК РФ, которыми определены характеристики сделок, необходимые для анализа, учитываемые при этом условия, факторы и иные параметры, и с использованием информации, предусмотренной ст. 105.6 НК РФ.

    Следующий этап нашего исследования - сопоставление условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми. НК РФ допускает использование исключительно общедоступных источников информации, а также сведения о налогоплательщике.

    Конкретный перечень НК РФ не содержит, что дает некоторое преимущество налогоплательщики при подготовке документации. Налогоплательщик сам выбирает источники информации! А дальше, если возникает спор, налоговые органы должны доказать правомерность выбора.

    Вы можете получить у нас услуги:

    • оформление уведомления по контролируемым сделкам для ФНС РФ;
    • подготовка пакета документации по ТЦО для обоснования рыночного уровня цен и избегания штрафов;
    • выявить контролируемые сделки.

    Казалось бы здесь всё ясно. Контроль за ценами осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В НК РФ закрепляется запрет на контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам во время выездных и камеральных проверок (п.1 ст.105.17 НК РФ).

    И, тем не менее, по данному вопросу уже накопилась арбитражная практика, тесно переплетающаяся с темой необоснованной налоговой выгоды. Мы представим подборку арбитражных судов и выводов по данной теме в следующей статье налоговых юристов.

    Ответственность налогоплательщика и штрафы по ТЦО

    Завершим обзор напоминанием об ответственности налогоплательщика. За несоблюдение требований НК РФ к контролируемым сделкам предусмотрены штрафы:

    • в случае неуплаты или неполной уплаты сумм налога в результате применения «нерыночных» цен, взимается штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога с 2014 года, а с 2017 года - в размере 40% от неуплаченной суммы налога, но не менее 30 000 руб. (статья 129.3 НК РФ);
    • штраф за непредоставление уведомления о контролируемых сделках в налоговую инспекцию составит 5 000 руб. (статья 129.4 НК РФ) за каждую сделку.

    Отчет о контролируемых сделках

    • Уведомление о контролируемых сделках подаётся до 20 мая года, следующего за отчетным. Т.е. срок подачи уведомления о контролируемых сделка за 2016 год - до 20 мая 2017 года, а за 2017 год - до 20 мая 2018 года.

    Если уточненное уведомление будет подано до момента, когда налоговый орган выявил ошибку, налогоплательщик освобождается от штрафа за недостоверную информацию в уведомлении. Проверить себя никогда не поздно.

    Освобождение от штрафных санкций возможно, если налогоплательщик представит в налоговый орган документацию, обосновывающую рыночный уровень цен.

    Рекомендуем заранее позаботиться о наличии обоснования рыночных цен, поскольку процесс подготовки такой документации занимает от 20 до 40 дней, в зависимости от количества и сложности контролируемых сделок!

    В этой статье мы лишь кратко изложили основные аспекты применения трансфертного ценообразования по контролируемым сделкам. В дальнейших наших обзорах, мы подробно поговорим о преимуществах каждого метода исследования цены, симметричных корректировках, арбитражной практике и многих других особенностях трансфертного ценообразования в России.

    Обращайтесь, мы поможем выявить контролируемые сделки и, в случае надобности, подготовить необходимую документацию.

    Сотникова Мария - руководитель направления по ТЦО компании «Правовест Аудит»

    Контролируемые сделки 2017: критерии (таблица)

    Мы рассказывали в нашей консультации о том, кто такие взаимозависимые лица в соответствии с НК РФ. Сделки между такими лицами в общем случае признаются контролируемыми. Признание сделок контролируемыми не только обуславливает повышенное внимание к ним со стороны ФНС, но и особый порядок их налогообложения, а также обложения операций с участием таких лиц. К примеру, налоговый учет процентов по долговым обязательствам зависит от того, займы по контролируемым сделкам это или нет. О критериях контролируемых сделок 2017 расскажем в этом материале.

    Всегда ли взаимозависимость=контролируемость?

    В соответствии с НК РФ все контролируемые сделки являются сделками между взаимозависимыми лицами. Но не всегда справедливо обратное: не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Как правило, необходимо выполнение определенных условий.

    В то же время, и круг взаимозависимых лиц с точки зрения оценки их контролируемости не ограничен только ст. 105.1 НК РФ. Кроме указанных там лиц к взаимозависимым могут быть отнесены и иные. А следовательно, и сделки между ними могут быть признаны контролируемыми. К сделкам между взаимозависимыми лицами, которые при определенных условиях могут быть признаны контролируемыми, относятся также, к примеру (п. 1, 5, 7 ст. 105.14):

    • совокупность некоторых сделок по реализации товаров между взаимозависимыми лицами через посредников, не являющихся взаимозависимыми с продавцом или покупателем;
    • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (к примеру, нефтью, цветными металлами или минеральными удобрениями) на сумму свыше 60 млн. рублей за календарный год с одним и тем же лицом;
    • сделки, одной из сторон которых является лицо, чьим местом регистрации, жительства или местом налогового резидентства является оффшорная зона, и сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

    Контролируемые сделки: критерии

    Приведем критерии контролируемости сделки между взаимозависимыми лицами, когда местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по такой сделке является Российская Федерация (п. 2, 3 ст. 105.14 НК РФ). При этом важно учитывать, что для признания таких сделок контролируемыми достаточно соблюдения хотя бы одного обстоятельства:

    Контролируемые сделки на 2017 год: критерии в таблице

    Все люди, занимающиеся предпринимательской деятельностью, сталкиваются с необходимостью поиска «лазеек» для того, чтобы снизить налоговые суммы. Договора финансового характера, которые проводятся между контрагентами, не являются в данном случае исключением . Это прекрасно осознают и представители налоговых органов. Именно по этой причине они приняли определенные критерии , которые позволяют осуществлять контроль.

    Также на 2017 год была создана таблица, позволяющая владельцу предпринимательской деятельности решить особые вопросы , связанные с контрактами, а также заполучить дополнительный интерес к предпринимательской деятельности со стороны Федеральной налоговой службы.

    В том случае, если не владеть данным вопросом предметно, то уже в мае 2018 году, при сдаче отчетности в налоговую службу могут возникнуть определенные вопросы у сотрудников . Это будет способствовать тому, что предприятие будет проверено на «чистоту» и законность уплаты налогов.

    Для того чтобы доказать свою правоту, потребуется за минимальное количество времени, как правило, до 6 недель , собрать определенный пакет документов , в котором будет обосновано то, по какой причине рыночная стоимость была снижена.

    Сделки контролируемого характера необходимы для того, чтобы предприниматель не смог избежать уплаты налогов в величине, которая была определена. Если произошел сговор участников, количество налогов, путем особых способов уменьшения, будет перечислена в государственный бюджет не во всем объеме.

    Для этого, в процессе заключения, участником будут отражены некорректные данные, которые касаются стоимости товаров или услуг. Указывая фиктивную стоимость, все участники соглашения могут снизить реальное количество денежных средств, требуемых для уплаты налогов.

    В зависимости от выбранной системы налогообложения, она может быть и завышенной . От подобного действия может происходить увеличение базы, которая потом применяется для проведения вычета. Во всех случаях изменение цены может негативно влиять на количество налогов. Это также является незаконным. Отметим, что несмотря на то, что предприниматели регулярно заключают сделки, далеко не все из них являются интересными для представителей Федеральной налоговой службы.

    Критерии контролируемых сделок уместны в тех ситуациях , где регулярно происходит заключение контрактов между предприятиями, зависящими друг от друга. Все ситуации, подходящие под данный критерий, описаны в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации. Они могут отличаться между собой спектром действия. При этом стоит сказать о том, что под данные критерии также подходят и те сделки, где фирмы являются взаимозависимыми между собой .

    Контролируемыми для налогообложения являются:

    1. Те, которые были осуществлены между лицами, являющимися взаимозависимыми между собой.
    2. Сделки (одна или несколько), которые стали контролируемыми по причине их приравнивания к сделкам зависящих друг от друга лиц.
    3. Те, которые были признаны в суде как контролируемые.

    Таблица контролируемых сделок выглядит следующим образом:

    Взаимозависящие фирмы по НК РФ

    К зависимым фирмам, в целях определения контролируемости сделок, относят те, которые соответствуют критериям первого пункта статьи 105.14 Налогового кодекса РФ.

    Стоит отметить, что контракты, которые были заключены с их участием, рассматриваются Федеральной налоговой службой в качестве контролируемых , если ситуации соответствуют следующим параметрам :

    1. При подписании отсутствуют «ненужные» лица.
    2. Одна из сторон не имеет статус «Налоговый резидент Российской Федерации».
    3. Оборот за один год в соответствии с контрактом превышает отметку в 60 миллионов рублей.

    Субъектами сделок контролируемого типа могут являться связанные между собой или приравненные к таким:

    1. Налоговые резиденты и нерезиденты Российской Федерации.
    2. Отечественные компании.
    3. Зарубежные компании.

    Необходимо отметить, что под контроль со стороны Федеральной налоговой службы могут попасть не только являющиеся взаимозависимыми, но и другие лица, которые дали представителям налоговой повод в том, чтобы на них обратили внимание.

    К примеру, распространенной является ситуация, когда фирма необоснованно снижает стоимость в контракте. Отметим, что судебные органы власти относятся к проверкам ФНС независимых лиц не очень лояльно.

    Особенности для контрагентов (иностранных)

    В законодательстве России говорится о том, что приобретение акций отечественной компанией через иностранного контрагента – это контролируемая сделка .

    Если отечественная компания и иностранная организация являются между собой взаимосвязанными лицами, то проведенные между ними договора, в том числе и участие представительств иностранных организаций на территории Российской Федерации, относятся к контролируемым, вне зависимости от размера полученного ими дохода.

    В законодательстве говорится про обязанность плательщиков налогов уведомлять ФНС о совершенных в 2017 году сделках контролируемого типа. Отметим, что форма уведомлений и порядок заполнения документа в электронной форме утверждены на законодательном уровне .

    Какие налоги присутствуют в 2017 году

    Достаточно часто представители предпринимательской сферы нашей страны задаются вопросом того, все ли налоги могут попадать под контроль налоговиков? В 2017 году законодательство включает в себя ограниченный список налогов. Их полнота исчислений может контролироваться:

    1. Налогом с прибыли, которая была получена организацией .
    2. Налогом на доходы физлиц , который был уплачен от доходов, полученных предпринимательством или предоставлением частных услуг.
    3. НДПИ . В данном случае в качестве предмета сделки выступают добытые ископаемые. При их добыче налогообложение осуществляется по ставке, которая измеряется в процентах.
    4. Налог на добавленную стоимость . НДС используется если один из участников сделки, не является плательщиком НДС или по определенным причинам освобожден от их уплаты.

    Уведомление в ФНС должно быть подано до 20 числа 5-го месяца года, который следует после отчетного. За этот год уведомление необходимо предоставить не позднее 20 мая 2018 года .

    В том случае, если документ будет подан до того момента, когда налоговые органы выявили ошибки, плательщик налогов автоматически освобождается от штрафов за то, что предоставил информацию, являющуюся неточной.

    Документы данного вида могут быть запрошены налоговой службой не раньше, чем 1 июня года, который следует за календарным и, соответственно, в котором были заключены договора контролируемого характера. В рамках проверки запрос на получение документации по сделкам может составлять до трех лет .

    Освобождение от санкций возможно только в том случае, если плательщик предоставляет в ФНС документы, которые обосновывают, почему им был снижен уровень рыночной стоимости на товары (услуги). Отметим, что в данном случае плательщику налогов дается 30 дней на то, чтобы он предоставил запрошенную ФНС документацию.

    Таким образом, для того чтобы у владельцев бизнеса не возникали проблемы, рекомендуется предварительно позаботиться об обосновании рыночных цен . Дело в том, что процесс подготовки таких документов, чаще всего составляет от 3 до 6 недель . В данном случае, на срок подготовки документации серьезно влияет количество, а также сложность сделок, которые были проведены за все время работы.

    Процесс предоставления отчетности по контролируемым сделкам является не самым простым и требует от владельцев бизнеса подробного изучения вопроса. В том случае если он изучен не будет, то при сдаче в Федеральную налоговую службу отчетности существует большая вероятность того, что возникнут проблемы.

    Необходимо отметить, что для недопущения подобных ситуаций рекомендуется взять в штат компании или предприятия бухгалтера с опытом работы, который владеет налоговым законодательством, изучает все нововведения, а также, в связи со своими профессиональными навыками, знает, каким образом решить большинство проблем, возникающих с Федеральной налоговой службой.

    Определение контролируемых сделок представлено в данном видео.

    Контролируемые сделки – критерии на 2017 год

    Финансово-хозяйственная деятельность организаций и предпринимателей предполагает тесную взаимосвязь участвующих лиц. Подписание договоров между контрагентами не является новинкой, но, если заключаются контролируемые сделки, таблица критериев на 2017 год приведена ниже, такие операции попадают под дополнительное внимание налоговых специалистов. Чтобы избежать нежелательного контроля ИФНС по вопросу исключения сговора сторон, предлагаем вам ознакомиться с законодательными требованиями главы 14.4 НК.

    Контролируемые сделки – критерии 2017 года

    Преимущественное предназначение проверок контролируемых сделок заключается в обеспечении правильности начисления и уплаты обязательных налогов. Если в ходе контроля обнаруживается факт занижения налогооблагаемых сумм, организации придется перечислить недостающие суммы в бюджет, а еще заплатить штрафные санкции. Противозаконным считается также преднамеренное завышение цены товара, что позволяет увеличить вычеты по НДС. Избежать взысканий можно, самостоятельно составив уточняющие декларации в части корректировок стоимости предмета договора.

    Многие предприниматели регулярно заключают различные сделки между взаимозависимыми компаниями. Но не все из них привлекают интерес фискальных органов. Критериям контролируемых сделок посвящена глава 14.4, а точнее стат. 105.14 НК. При этом сходство всех разновидностей таких договоров – в общем признаке взаимозависимости и приравненных к зависимым компаниям, а также стоимостной оценке объемов доходов.

    К зависимым приравниваются следующие лица (п. 1 стат. 105.14 НК):

    • «Ненужные» лишние посредники среди участников договора, то есть лица, не выполняющие никаких необходимых функций, за исключением перепродажи предмета контракта.
    • Участники договоров в сфере ВЭД биржевыми товарами (драгметаллы, нефть и ее производные, минудобрения, металлы черные/цветные).
    • Один из участников не признается резидентом РФ.
    • Договора с годовым оборотом свыше 60000000 руб.

    Таким образом, видно, что попасть под пристальное внимание ФНС могут и российские предприятия, и зарубежные; резиденты России и нерезиденты. Если обязательные условия признания сделок контролируемыми не выполняются, это еще не гарантирует освобождение от ответственности при мошенническом занижении/завышении товарной цены. Решение об отнесении договора к контролируемым вправе выносить судебные органы на основании тщательного изучения договорных условий.

    Важно! Критерии признания сделок контролируемыми в 2017 г. поменялись. Введение в действие Закона № 401-ФЗ от 30.11.16 г. дополнило перечень договоров, не признающихся контролируемыми (подп. 6 и подп. 7 п. 4). Это предоставление российскими предприятиями (не банками) гарантий или поручительств; предоставление займов беспроцентного характера взаимозависимыми лицами-резидентами России.

    Контролируемые сделки – критерии 2016 года

    Если организация, предприниматель или гражданин совершает контролируемые сделки, он обязан сообщить об этом в территориальное подразделение ФНС. Для этого существует специальная форма уведомления, введенная в действие Приказом № ММВ-7-13/ от 27.07.12 г. В 2017 году необходимо отчитаться за 2016 г. в сроки – до 22.05.17 г. (20 и 21 мая – выходные дни).

    Чтобы определить, имелись ли у вас контролируемые сделки, прежде всего, проанализируйте круг своих партнеров и контрагентов на предмет наличия взаимозависимых лиц или же приравненных. Затем изучите таблицу критериев 2016 года – выложена ниже. В ней собрана актуальная информация по стат. 105.14 НК.

    Обратите внимание! Условия признания сделок контролируемыми в 2017 г. изменились, а для представления уведомления за 2016 г. необходимо руководствоваться старыми правилами, действовавшими до принятия Закона № 401-ФЗ от 30.11.16 г.

    Критерии контролируемых сделок - таблица на 2017 год

    Контролируемые сделки 2017 - критерии их будут приведены ниже в таблице - осуществляются взаимозависимыми и приравненными к ним лицами. Такие сделки подлежат дополнительному контролю со стороны ФНС, поскольку их стороны могут вступить в сговор и предоставить неправдивые сведения об операциях с целью уклонения от налогов. Рассмотрим их специфику.

    Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2017 году

    Контролируемыми сделками считаются те, что подлежат проверке ФНС на предмет отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов (например, по НДС). Данные действия — противозаконны.

    Контролируемыми в общем случае считаются контракты между взаимозависимыми фирмами (п. 1 ст. 105.14 НК РФ), а именно те, что определяются исходя из критериев, установленных ст. 105.14 НК РФ. Можно отметить, что спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

    Фирмы, приравненные к взаимозависимым в контролируемых сделках по НК РФ

    К зависимым в целях определения контролируемости сделок приравниваются фирмы, соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 105.14 НК РФ. Контракты с их участием рассматриваются ФНС как контролируемые, если:

    • в их подписании участвуют «ненужные9raquo; посредники;
    • хотя бы 1 сторона не имеет статуса налогового резидента РФ;
    • обороты по контракту за год превышают 60 000 000 руб.

    Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

    • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
    • российские фирмы;
    • иностранные фирмы.

    Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 2.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

    Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2017 году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

    Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С9raquo; и унифицированные формы)

    В соответствии с п. 2. ст. 105.16 НК РФ участники контролируемых контрактов должны направлять в налоговую службу отчетный документ — уведомление. Срок отправки данного источника — 20 мая года, который следует за отчетным. Составляется документ по унифицированной форме, которая утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524. Скачать ее можно на нашем сайте.

    Данный источник включает:

    • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
    • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
    • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

    Заполнять форму № ММВ-7-13/524 можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С.

    Контролируемые сделки — 2017: критерии в табличной форме

    Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице - критерии 2017 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

    Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

    Критерии отнесения сделки к контролируемой

    Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

    Любые взаимозависимые или приравненные к взаимозависимым лица, являющиеся резидентами РФ

    Любая сделка между лицами, признанными взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ

    • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам;
    • обороты по сделке превышают 60 млн руб.

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка становится контролируемой, если:

    • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД;
    • хотя бы одна из ее сторон не является плательщиком ЕСХН или ЕНВД;
    • обороты по сделке превышают 100 млн руб.;

    подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка становится контролируемой, если:

    • хотя бы одна из ее сторон вправе не платить налог на прибыль или является резидентом технопарка «Сколково9raquo;, применяя нулевую ставку по соответствующему налогу;
    • хотя бы одна из ее сторон платит налог на прибыль и не участвует в проекте «Сколково9raquo;;
    • хотя бы одна из ее сторон не входит с другими в одну и ту же консолидированную группу налогоплательщиков

    подп. 4, 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка становится контролируемой, если:

    • хотя бы одна из ее сторон — участник регионального инвестпроекта в соответствии с критериями, указанными в п. 1 ст. 25.9 НК РФ;
    • обороты по ней превышают 60 млн руб.

    подп. 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 1 ст. 25.9 НК РФ

    • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
    • обороты по ней превышают 60 млн руб.

    подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    Сделка признается контролируемой, если:

    • одна из ее сторон зарегистрирована в особой или свободной экономической зоне;
    • хотя бы одна из ее сторон не входит с другими в одну и ту же консолидированную группу налогоплательщиков

    подп. 5 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка признается контролируемой, если:

    • обороты по ней превышают 1 млрд руб.;
    • хотя бы одна из ее сторон не входит с другими в одну консолидированную группу налогоплательщиков;
    • хотя бы одна из ее сторон не зарегистрирована с другими в одном регионе, имеет обособленные структуры в других субъектах РФ (и является субъектом уплаты налога в бюджеты других субъектов РФ);
    • хотя бы одна из ее сторон несет убытки, учитываемые при расчете налога на прибыль

    подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ;

    письмо Минфина РФ от 06.08.2013 № 03-01-18/31694

    Сделка признается контролируемой, если:

      • нефть и нефтепродукты;
      • сталь и иные черные металлы;
      • минеральные удобрения;
      • золото и иные драгметаллы;
    • обороты по ней превышают 60 млн руб.

    п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ

    п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Любые лица, приравненные к взаимозависимым

    Сделка при участии посредников между лицами, приравненными к взаимозависимым в порядке подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка признается контролируемой, если посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту

    П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка между лицами, приравненными к взаимозависимым в порядке подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ (предмет сделки — товары мировой биржевой торговли)

    Сделка признается контролируемой, если:

    • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
      • нефть и нефтепродукты;
      • сталь и иные черные металлы;
      • алюминий и иные цветные металлы;
      • минеральные удобрения;
      • золото и иные драгметаллы;
      • алмазы и другие драгоценные камни;
      • обороты по ней превышают 60 млн руб;
      • независимо от суммы, если одна из сторон сделки является нерезидентом

    П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

    Сделка между лицами, приравненными к взаимозависимым, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

    Сделка признается контролируемой, если обороты по ней превышают 60 млн руб.

    п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

    подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    п. 7 ст. 105.14 НК РФ

    Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

    Любая сделка между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

    Сделка признается контролируемой в любом случае, если ее участники признаются взаимозависимыми лицами или приравненными к взаимозависимым

    п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

    письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

    Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

    Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

    Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

    2017 год – это пятый год, когда предприниматели доказывают, что цены были рыночными в сделках, заключенных со своими дочерними предприятиями.

    Контролируемые сделки – это операции, которые совершаются между зависимыми друг от друга лицами, например участниками одного холдинга при наличии любого критерия, изложенного в ст.105.14 НК РФ. Законом предусмотрено вести учет и контроль таких сделок и представлять информацию в налоговый орган по месту учета. Несоблюдение требований законодательства влечет наложение штрафных санкций. Контролируются данные сделки с целью недопущения занижения цен, налогооблагаемой базы, и соответственно налогов.

    Критерии контролируемых сделок

    Типы сделок и суммы доходов по сделкам, совершенным с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за соответствующий календарный год, при превышении которых указанные сделки признаются контролируемыми, перечислены в статье 105.14 НК РФ. Сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

    Итак, сделки между российскими взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми, при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    1. Сумма сделок между лицами за календарный год больше 1 млрд. руб.;
    2. Одна из сторон сделки является плательщиком НДПИ и предметом сделки является добытое полезное ископаемое;
    3. Хотя бы одна из сторон сделки применяет ЕСХН или ЕНВД, а вторая не применяет;
    4. Хотя бы одна из сторон сделки применяет ставку 0% по налогу на прибыль, а другая не освобождена от уплаты данного налога в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ;
    5. Хотя бы одна из сторон сделки является участником льготного налогообложения по налогу на прибыль, а вторая нет
    6. Если одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со статьей 275.2 Кодекса, а вторая сторона не является таковым налогоплательщиком
      или является, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии с указанной статьей.
    7. хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим пониженную ставку налога на прибыль в бюджет субъекта, или ставку 0 % в федеральный бюджет.

    Наиболее привлекательны для налоговых органов являются сделки, которые имеют много посредников, а также сделки с нерезидентами РФ. Попасть под пристальное внимание налоговой службы могут как российские, так и иностранные компании.

    К сделкам между взаимозависимыми лицами приравниваются следующие сделки:

    1. Совокупность сделок по реализации товаров (работ, услуг) между значительным количеством посредников, не являющихся взаимозависимыми, но не выполняющие при этом никакие дополнительные функции, не несущие риски в своей деятельности, не применяющие никакие активы, одним словом формальные посредники.
    2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
    3. Сделки, одной из сторон которых является лицо, которое является резидентом государства, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемых МинФином РФ в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ.

    Сделки между взаимозависимыми лицами и приравненные к ним сделки, не признаваемые контролируемыми

    Все исключения неконтролируемых сделок между взаимозависимыми лицами указаны в п.4 ст.105.14 НК РФ.

    Вот эти случаи:

    1. Если сделка осуществляется между участниками одной и той же консолидируемой группы налогоплательщиков, за исключением сделок по НДПИ;
    2. Сторонами которых являются лица, удовлетворяющие -одновременно следующим требованиям:
      – данные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
      – данные лица, не имеют ОП на территории других субъектов РФ, и за пределами России;
      – данные лица не уплачивают налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
      – данные лица не имеют никаких убытков принимаемых при исчислении налога на прибыль;
      – отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых данными лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2-7 п.2 статьи 105.14 НК РФ;
    3. Сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения;
    4. Межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);
    5. В области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ “О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами”.

    Внутрироссийские сделки с взаимозависимыми лицами

    Данные сделки между взаимозависимыми лицами описаны в п.2 ст.105.14 НК РФ. Для них предусмотрены пороговые значения сумм доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами), при превышении которых за соответствующий календарный год сделки между этими лицами признаются контролируемыми.

    Более 1 млрд. руб.
    Сумма доходов по сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год.

    Более 100 млн. руб.
    Сумма доходов по сделкам, одной из сторон которых является лицо, применяющее один из специальных налоговых режимов в виде ЕСХН или ЕНВД.

    Более 60 млн. руб.
    Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами, перечисленным в пп.2,4,5, п.2 ст. 105.14 НК РФ (с плательщиками НДПИ; с организациями, освобожденными от уплаты налога на прибыль или применяющими нулевую ставку по этому налогу; с резидентами особых экономических зон

    Внешнеэкономические сделки

    Контролируемыми признаются внешнеэкономические сделки между взаимозависимыми лицами независимо от суммы доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год. Внешнеэкономические сделки – это сделки, где одной из сторон является иностранная организация.

    Под налоговый контроль подпадают также внешнеэкономические сделки, указанные в пп.2,3 п.1 ст.105.14 НК РФ. Это сделки с конкретной номенклатурой товаров: с нефтью и продуктами ее переработки, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгметаллами и драгоценными камнями. А также сделки с офшорными компаниями.

    Уведомление о контролируемых сделках

    Если налогоплательщик подпадает под критерии совершения контролируемых сделок, то ему нужно об этом сообщить в налоговый орган. Для этого подается Уведомление о контролируемых сделках, совершенных например в 2016 году в срок до 20 мая 2017 года. Уведомление можно подать либо на бумажном носителе, либо в электронном виде в налоговый орган по месту учета. Форма Уведомления утверждена приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

    Если налоговый орган установит факт недостоверных сведений в Уведомлении, то неминуемо привлечение к административ-ной ответственности.
    За непредставление Уведомления или за недостоверные сведения в нем, налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности в соответствии со ст.129.4 НК РФ в размере 5000 руб.

    Уведомление состоит из титульного листа и 4- разделов:

    1. раздела 1А;
    2. раздела 1Б;
    3. раздела 2;
    4. раздела 3.

    Если уведомление подается в отношении сделок с юрлицами, то заполняется раздел 2, в отношении сделок с физлицами, ИП, нотариусами и т.п. – раздел 3.
    Приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@, утвержден порядок заполнения формы Уведомления о контролируемых сделках. Для качественного заполнения Уведомления можно воспользоваться услугами специалистов в этой области.

    Изменения по контролируемым сделкам в 2017 году

    С 1 января 2017 года увеличен перечень сделок, которые не признаются контролируемыми. Данное изменение введено ФЗ от 30.11.2016 №401-ФЗ.

    Теперь не будут признаваться контролируемыми сделки:

    1. По предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
    2. По предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

    Это, значит, что участники данных сделок с 1 января 2017 года не должны уведомлять об их совершении налоговые органы и ФНС России не сможет контролировать цены, примененные в указанных сделках, для целей налогообложения.

    Коды контролируемых сделок

    В разделе 1А Уведомления указываются сведения по каждой контролируемой сделке в отчетный период или по совокупности однотипных сделок, кроме того указывается информация о финансовых условиях данных сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупности однотипных сделок). При заполнении Уведомления применяются различные коды, которые приведены в приказе ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524 @.

    Так в пунктах 121 – 124 и в пунктах 131 – 135 в каждом поле Уведомления указывается соответствующая цифра по коду основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 10514 НК РФ в соответствии с приложением № 1

    Код основания отнесения сделки к контролируемой

    Код Наименование
    121 Сделка между взаимозависимыми лицами
    122 Сделка в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (подпункт 2 пункта 1 статьи 105 14 НК РФ)
    123 Совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (работ, услуг), совершаемых с участием посредников, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных этим подпунктом) (подпункт 1 пункта 1 статьи 105 14НК РФ)
    124 Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. рублей (подпункт 1 пункта 2 статьи 10514 НК РФ)
    131 Сумма доходов по сделкам между взаимозависимыми лицами за соответствующий календарный год превышает 1 млрд. рублей (подпункт 1 пункта 2 статьи 105 14НК РФ Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения»)
    132 Хотя бы одна из сторон сделки между взаимозависимыми лицами является налогоплательщиком налога НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах (подпункт 2 пункта 2 статьи 105 14НК РФ)

    Как и когда проводится налоговая проверка контролируемых сделок

    В соответствии со ст. 105.17 НК РФ правильность применения цен для целей налогообложения контролируют сотрудники ФНС в ходе так называемых специальных проверок.

    Специальные проверки могут проводиться на основании:

    1. уведомлений о контролируемых сделках, направленные организациями и ФЛ в налоговые инспекции;
    2. извещений налоговых инспекций, проводящих выездные и камеральные проверки, налоговый мониторинг;
    3. при выявлении контролируемых сделок в ходе проводимых ФНС РФ повторных выездных налоговых проверок.

    Если организация совершает контролируемые сделки, то у нее может быть проведена специальная проверка представителями ФНС РФ.

    Если по результатам проверки были выявлены факты отклонения цены, примененной в сделке, от рыночной цены, которые привели к занижению суммы налога, в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке должностные лица, проводившие проверку, должны составить Акт проверки, подписать налогоплательщиком и вручить. Далее порядок реализации материалов проверки тот же, что и при проведении выездных налоговых проверок. Возражение налогоплательщика, рассмотрение материалов, принятие решения по результатам проверки.