Система национальных счетов включает в. Система национальных счетов (СНС)

Внедрение СНС в России началось в 1992 г. на основании Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики.

СНС – это своего рода классификатор экономики страны. Она может быть представлена как совокупность счетов, описывающих различные аспекты процесса воспроизводства: каждой стадии воспроизводства (производства продукта, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, стадии использования доходов) соответствует специальный счет или группа счетов, которые содержат обобщающие показатели, взаимоувязанные между собой.

СНС как совокупность счетов представлена в табл. 6.3. Счет представляет собой таблицу, включающую две группы показателей: ресурсы и их использование. Левая и правая части каждого счета уравниваются при помощи сальдовой (балансирующей) статьи (табл. 6.2).

Таблица 6.2

Схема счета

Балансирующая статья каждого счета представляет собой самостоятельный обобщающий показатель, который характеризует соответствующую стадию процесса воспроизводства, а также позволяет увязать счета в единую систему. Сальдовая статья каждого предыдущего счета есть основная ресурсная статья последующего счета.

Национальные счета являются счетами потоков, т. е. отражают сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления и накопления.

Таблица 6.3

Основные счета снс

Использование

Ресурсы

Формула расчета балансирую щей статьи

Счет производства

Промежуточное потребление (ПП)

Валовой внутренний продукт (ВВП)

Валовой выпуск продуктов иуслуг в основных ценах (ВВ)

Чистые налоги (налоги за вычетом субсидий) на продукты и импорт (ЧНПИ)

ВВП= =ВВ+ЧНПИ–ПП

Счет образования доходов

Оплата труда наемных работников (ОТ)

Налоги на производство и импорт (Н)

Субсидии на производство и импорт (С)

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (ВП/ВСД)

ВВП в рыночных ценах (на уровне всей экономики)

Валовая добавленная стоимость (ВДС) (на уровне отдельного сектора или отрасли экономики)

ВВП–ОТ–Н+С

Счет распределения первичных доходов

Доходы от собственности переданные (ДохПр)

Валовой национальный доход (ВНД)

Валовая прибыль экономики и валовые смешанные доходы (ВП/ВСД)

Оплата труда наемных работников (ОТ)

Налоги на производство и

импорт (Н)

Субсидии на производство и импорт (С)

Доходы от собственности полученные (ДохПо)

ВНД =ВП/ВСД+ +ОТ + Н–С+

ДохПо–ДохПр

Счет вторичного распределения доходов

Текущие трансферты переданные (ТТПр)

Валовой национальный распо лагаемый доход (ВНРД)

Валовой национальный доход (ВНД)

Текущие трансферты полученные (ТТПо)

ВНРД = ВНД + +ТТПо–ТТПр

Счет использования располагаемого дохода

Расходы на конечное потребление (КП)

Валовое сбережение (ВС)

Валовой национальный располагаемый доход (ВНРД)

ВС = ВНРД–КП

Счет операций с капиталом

Валовое накопление основного капитала (ВНОК)

Изменение запасов материальных оборотных средств (ИЗМОб)

Чистое приобретение ценностей (ЧПЦ)

Чистое приобретение земли и нефинансовых непроизведенных активов (ЧПЗННА)

Чистое кредитование (ЧК, + ),

чистое заимствова ние (ЧЗ. - )

Валовое сбережение (ВС)

Капитальные трансферты полученные (КТПо)

Капитальные трансферты переданные (–) (КТПр)

ВС+КТПо –

–КТПр–ВНОК–

–ЗМОб–ЧПЦ–

Финансовый счет

Приобретение финансовых активов

Принятие финансовых обязательств

Чистое кредитование (ЧК, + ),

чистое заимствова ние (ЧЗ.-)

Финансовый счетпоказывает, как на чистые кредиты или чистые долги влияют приобретение или ликвидация финансовых активов. В этом счете нет конечной балансирующей статьи. Чистое приобретение финансовых активов должно быть равно чистому приобретению финансовых обязательств. Тем самым заканчивается вся цепь операций, которая началась с производственной деятельности в счете производства. Своеобразной сводной таблицей является счет товаров и услуг (табл. 6.4).Как и все счета, он состоит из двух частей, однако все его статьи перенесены из других счетов. Он характеризует общий объем ресурсов, складывающихся из выпуска продуктов и услуг и импорта, и их использование на потребление – промежуточное и конечное, накопление основного и оборотного капитала, экспорт. Счет не имеет балансирующей статьи, он сбалансирован по определению.

Таблица 6.4

На сегодняшний день все страны осуществляют в большей или меньшей степени государственное регулирование экономической деятельности. Различаются методы, но цель и результат такого вмешательства одинаковы - успешное развитие национального хозяйства. А для реализации регулирования необходима статистическая информация, которая бы позволила объективно рассмотреть ситуацию и ее изменение. Страны стали создавать свой собственный статистический инструментарий, а со временем появилась так называемая система национальных счетов, позволившая государствам сравнивать экономические успехи и перенимать опыт.

История возникновения концепции

Система национальных счетов (СНС) начала зарождаться в 1930 годы. После Великой депрессии и Второй мировой войны многие страны стремились укрепить свое национальное хозяйство за счет государственного управления. А для разработки макроэкономической политики, мер и программ нужна была статистическая информация.

В 1940-1950 годы подавляющее большинство ведущих капиталистических стран начинают разрабатывать свои собственные концепции СНС. Национальные хозяйства нуждались в перестройке на гражданский лад. Вскоре понятие системы национальных счетов проникает в отчеты ведущих международных организаций. Огромный вклад в разработку концепции внесла ООН. Данная организация подготовила первый международный стандарт СНС, опубликованный в 1953 году. Уже тогда было осуществлено привычное деление производства по отраслям, а также подробная разбивка финансовых потоков. С тех пор он пересматривался три раза: в 1968-м, 1993-м и 2008-м. Однако принцип расчета показателей СНС остался прежним. На сегодняшний день существует множество местных адаптаций методологии, существенный вклад в развитие концепции вносит ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Статистическое бюро Европейских сообществ.

Сущность

СНС - это свод экономических таблиц, отражающих расходы и доходы хозяйственной деятельности в рамках государства. Основные показатели системы национальных счетов характеризуют:

  • выпуск товаров и услуг;
  • формирование, первичное и дальнейшее распределение, использование национального дохода;
  • изменение структуры имущества;
  • финансирование и кредитование.

Система национальных счетов позволяет упорядочить всю имеющуюся информацию о хозяйственной деятельности. Она учитывает все сферы производства. Тем не менее СНС не включает выпуск товаров и услуг домашними хозяйствами, использование промежуточного продукта и нелегальную экономику. В системе национальных счетов отображаются все стадии воспроизводственного процесса. На выходе получаются балансовые таблицы, характеризующие изменение национального богатства страны в течение определенного периода времени, зачастую года.

Структурные категории

Основные счета системы национальных счетов, разработанной ООН, включают:

  • Показатели валовой продукции. Это счет производства.
  • Показатели первичного распределения денежных поступлений. Это счет доходов.
  • Индикаторы перераспределения трансферов.
  • Счет расходов домохозяйств.
  • Показатели, связанные с капиталом.
  • Счет финансовых транзакций.
  • Индикаторы изменения стоимости активов.
  • Счет активов и пассивов.
  • Платежный баланс.

Данные счета включают многочисленные приложения и субкатегории, которые нужны для того, чтобы объективно рассмотреть транзакции между различными секторами. Однако нужно понимать, что не все страны ООН собирают данные показатели в полном объеме. Например, счет активов и пассивов до сих пор находится в разработке. Также ООН пытается создать методологию для категории стратегических запасов и природных ресурсов.

Классификация показателей

Структура СНС отражает деятельность четырех экономических агентов и циркуляцию факторов и денег между ними. Это домохозяйства, фирмы, государства и так называемый иностранный сектор или «остальной мир». Основными показателями СНС являются: ВНД, ВНП чистый национальный продукт, личный и национальный доход. Система национальных счетов, таким образом, характеризует отдельные стороны национального богатства.

Методы измерения

Если рассматривается система национальных счетов, ВВП всегда на первом плане. Он представляет собой общую рыночную стоимость всех благ, произведенных на территории страны за год. В отличие от ВНП, данный показатель не учитывает, кому принадлежат использованные в процессе факторы.

Существует несколько методов его расчета. Первый - по расходам. Все денежные затраты потребителей, фирм и государства, а также чистый экспорт суммируются. Таким образом, инвестиция в системе национальных счетов учитывается в том числе и в виде вложений коммерческого сектора.

Второй метод расчета ВВП - по доходам. Для исключения двойного счета в данном случае используется показатель добавленной стоимости. Оба метода расчета ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике цифры могут незначительно отличаться. ВНП представляет собой разность ВВП и чистого экспорта. Расчет данного показателя аналогичен уже рассмотренному.

Чистый экспорт - это соотношение конечной стоимости проданных за границу товаров и купленных в других странах. Обычно разница между ВВП и ВНП является небольшой и составляет около 0,5-1,5%. При помощи этих двух показателей система национальных счетов дополняется еще целым рядом индикаторов. Среди них:

  • ЧНП, или чистый национальный доход. Это показатель, который объективно характеризует производственный потенциал страны. Он учитывает только чистые инвестиции. ЧНП равен разности ВНП и амортизации. Последняя переносится на стоимость произведенных товаров постепенно, поэтому нет смысла учитывать ее дважды.
  • Национальный доход (НД). Он представляет собой общую стоимость произведенных товаров и оказанных услуг. Для его расчета необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги.
  • Личный доход (ЛД). Данный показатель характеризует совокупный заработок экономических субъектов. В отличие от НД, это полученный доход. Данный показатель крайне важен для характеристики национального хозяйства, так как не весь доход поступает в распоряжение собственников ресурсов. ЛД равен НД минус взносы на социальное страхование, налог на прибыль, трансферы и проценты по государственным облигациям.
  • Располагаемый личный доход (РЛД). Данный показатель равен разности ЛД и индивидуальных налогов.
  • Чистый факторный доход (ЧФД). Показатель характеризует соотношение между заработками граждан страны за рубежом и иностранцев на ее территории.

Назначение СНС

На сегодняшний день система национальных счетов разрабатывается многими международными организациями, а не только ООН. Основной целью использования СНС является обеспечение интегрированной полной системы счетов, позволяющей сравнивать экономические успехи различных стран мира. Отдельные государства могут использовать стандарт для создания собственных вариаций. Системы некоторых стран, например, Франции, США и Китая значительно отличаются от версии СНС, принятой ООН. Однако это не является проблемой. Они предоставляют достаточный объем данных для того, чтобы переработать их в соответствии со стандартом ООН.

Публикация данных

Показатели становятся основой ежегодных (ежеквартальных) отчетов о ВВП, инвестициях, операциях с капиталом, государственных расходах и внешней торговли. В них отражается все национальная экономика. Система национальных счетов характеризует ее отдельные стороны, а потом позволяет построить на их основе грамотную макроэкономическую политику.

Данные часто пересматриваются, поскольку они собираются из огромного количества источников с использованием различных методов оценки, что приводит к тому, что цифры в отчетах могут незначительно отличаться. И это нужно принимать в расчет при их использовании в исследованиях.

Система национальных счетов России

Во времена СССР в стране существовали альтернативные концепции измерения успешности экономической деятельности. Для анализа общественного производства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежали взгляды Карла Маркса и Адама Смита. Самым главным показателем БНХ был совокупный общественный продукт, а также реальные доходы. В 1988 году в баланс был включен ВВП. Это углубило анализ экономики и приблизило его к западным стандартам. После распада СССР данную концепцию признали устаревшей, был осуществлен переход на СНС. С применением в РФ системы национальных счетов связано три проблемы. Рассмотрим каждую из них.

Проблема идентификации товаров и услуг. Она связана с тем, что иногда трудно отличить производство от потребления. Особенно ярко эта проблема в национальных масштабах проявляется в сфере услуг. Считается, что она произрастает из несовершенства экономики, а не из слабости ее научного анализа. Чем менее эффективной является институциональная структура хозяйства, тем больший объем произведенных товаров и услуг не являются экономическими благами.

Еще одна трудность - это проблема двойного счета. Она связана с тем, что большинство продуктов являются промежуточными. На первый взгляд данную проблему легко решить, учитывая только конечные товары. Однако не все так просто. В производстве распространены замкнутые циклы, которые усложняют поиск конечного продукта. Своеобразным выходом является учет товаров и услуг не по рыночным ценам, а по добавленной стоимости, однако он не совершенен.

Огромной проблемой для России и других развивающихся стран является огромный охват теневого сектора. Он полностью не учитывается в ВВП, а по размеру иногда может даже превышать его.

Качество и охват

Как уже было сказано выше, во многих странах существуют собственные модификации СНС. Поэтому качество и охват систем национальных счетов может значительно различаться в зависимости от государства. И на это есть несколько причин:

  • различный уровень инвестирования в статистические расчеты;
  • трудности в оценке экономической деятельности в некоторых странах из-за разрастания теневого сектора, неграмотности населения, географических факторов, социально-политической нестабильности, чрезвычайно высокой мобильности человеческих ресурсов и активов, что особенно характерно для стран Субсахарной Африки;
  • различия в автономности статистических агентств;
  • несоответствие уровней развития статистики как науки в странах мира;
  • стандарт ООН является только плановой, а не единой системой, которая должна быть внедрена во всех государствах, поэтому последние могут в силу своих возможностей и потребностей модифицировать его, что иногда может приводить к снижению качества оценки экономики и охвата сфер.

Критика понятия ВВП

Несмотря на то что СНС широко применяется, существуют ученые, которые относятся к ее показателям весьма скептически. Однако зачастую критикуют не сам ВВП, а его использование. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц отмечает, что данный показатель ни в коем случает не является тождественным благосостоянию нации. На этой идее базируются три самых распространенных подхода к критике ВВП.

Феминистический подход

Представители данного подхода, в частности Мелелин Уоринг и Мария Мис, считают, что основная проблема СНС заключается в том, что она никак не учитывает неоплачиваемую работу, например, домохозяек. Это приводит к искажению реальности. Во многих странах ОЭСР к возражениям феминисток подошли вполне серьезно и начали оценивать домашнюю работу в отчетах по использованию времени. Иногда также рассматривается статистика относительно того, сколько бы женщина могла заработать, если бы ей платили. По оценкам, домашняя работа могла бы составлять около половины ВВП.

Отношение марксистов

Изначально представители данного направления пытались создать собственную альтернативную концепцию. Они считают, что доход в СНС отображается неправильно и сильно переоценен. Существующая система, по мнению марксистов, не дает точный ответ на вопрос, сколько же все-таки получают люди.

Система национальных счетов - статистика и ее отображение

Еще одна проблема СНС - это различия в методологии расчета в различных странах. Например, Джохен Хартвиг считает, что разница в росте ВВП между США и ЕС после 1997 года связана не с реальной ситуацией, а с изменением в способе их оценки. Статистические расчеты являются достаточно дорогими, ими легко манипулировать, поэтому они далеко не всегда правдиво отражают действительность.

Система национальных счетов (СНС) (System of National Accounts (SNA)) — это система макроэкономических показателей, применяемых для измерения общественного продукта, национального дохода и других макроэкономических переменных, таких как валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, национальное сбережение, сальдо внешней торговли, конечное потребление.

Понятие системы национальных счетов

В методологическом отношении она основывается на макроэкономической модели кругооборота экономических ресурсов, общественного продукта и доходов в открытой экономике. Основные методические вопросы перехода к СНС разработаны в трудах А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца, Дж. Стэмпа, Дж. Хикса и др. За создание СНС Нобелевская премия присуждена Р. Стоуну, тем самым особо выделен его вклад в разработку СНС.

Впервые СНС использовали у себя Англия, Германия, Голландия, Франция и США. В 1952 году эксперты ООН по экономической статистике обобщили опыт национального счетоводства и разработали унифицированную СНС для применения ее во всех странах в качестве базовой системы, что позволило с большей точностью сопоставлять уровни их экономического развития и протекающие в них экономические процессы.

СНС постоянно совершенствуется. В 1968 году с учетом новых потребностей, выдвигаемых практикой, состоялся пересмотр СНС по методологии ООН. СНС была дополнена показателями межотраслевого баланса согласно модели В. Леонтьева "затраты - выпуск", что позволило наряду с данными о потоках в сфере обращения получать информацию о материальных потоках товаров и услуг мелоду секторами (отраслями) экономики. Тем самым СНС была интегрирована с межотраслевым балансом, а материальные потоки - с денежными, экономические ресурсы - с конечным результатом.

В 1993 году был осуществлен новый пересмотр СНС, ее новый усовершенствованный вариант опубликован ООН в начале 1994 года.

Методологические подходы к построению СНС, составляют идеи, заложенные, в первую очередь, в моделях макроэкономического кругооборота. Это стоимостное отражение результатов экономической деятельности людей во всех сферах, в том числе в нематериальном производстве, в сфере государственного управления, обороны и охраны общественного правопорядка. До 1993 года в СНС использовалась для увязки производства общественного продукта и доходов концепция Ж. Б.

Сэя о факторных доходах, но в дальнейшем было признано необходимым заменить ее на концепцию добавленной стоимости, поскольку сумма факторных доходов уменьшает стоимость валового общественного продукта на амортизационные отчисления (на стоимость потребленного основного капитала) и косвенные налоги. Также в СНС-93 учтен новый стандарт отраслевой классификации ООН. Эта система используется в 150 странах мира. В России СНС осваивается с 1992 года.

Система национальных счетов является системой национального учета и статистики в масштабе страны. Она строится на обобщении первичных бухгалтерских данных, на показателях статистической отчетности, сплошных и выборочных обследованиях фирм, групп населения. В результате обработки исходной информации составляются итоговые балансовые таблицы, в которых представлена система агрегированных макроэкономических показателей.

Система национальных счетов в России

Система национальных счетов, освоенная к концу 1999 года в России, включает следующие консолидированные счета:

  1. Счет "Товаров и услуг".
  2. Счет "Производство".
  3. Счет "Образования доходов".
  4. Счет "Распределения первичных доходов".
  5. Счет "Вторичного распределения доходов".
  6. Счет "Использования доходов".
  7. Счет "Операции с капиталом".

В настоящее время Россия переходит ко второму этапу реформы системы национального счетоводства, в ходе которой будет осуществлен полный переход на адекватные СНС методы сбора, обработки и агрегирования первичных данных об экономической деятельности субъектов рыночных отношений. Для этого организация бухгалтерского учета на предприятиях и статистическая отчетность перестраиваются на международные стандарты. Такие стандарты уже внедрены в банковскую сферу. На очереди промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля, строительство и другие отрасли экономики.

Классификация системы национальных счетов

В каждом счете фиксируются строго определенные хозяйственные и финансовые операции, имевшие место в стране в отчетный период. Каждый счет - это таблица, имеющая две графы: ресурсы и их использование. Для записи операций используется бухгалтерский принцип двойной записи, то есть каждая операция записывается дважды, один раз в графу "ресурсы", второй - в графу "использование" корреспондирующего счета. В результате достигается взаимоувязанность и согласованность всех экономических показателей, характеризующих процесс создания и использования национального продукта.

Современная СНС ООН содержит более 500 разнообразных стандартных счетов, дополняющихся 26 вспомогательными таблицами, которые детализируют отдельные статьи стандартных счетов.

Счета ведутся по единой форме всеми институциональными единицами, которые объединены в группы:

  1. Производственные фирмы (нефинансовые предприятия).
  2. Домашние хозяйства.
  3. Государственные административные учреждения.
  4. Финансовые организации и учреждения.
  5. Заграница (хозяйственные агенты за пределами данного государства).

Совершаемые на рынке операции делятся на три группы:

  1. Операции с товарами и услугами (производство, инвестирование, потребление, импорт, экспорт).
  2. Операции распределения (выплата заработной платы, дивидендов, выплаты социального страхования и др.).
  3. Финансовые операции (операции с ценными бумагами, кредитные операции, а также изменение активов и пассивов).

Данные счета являются первичными документами, и данные, содержащиеся в них, суммируются в сводные счета на местном и национальном уровнях.

Перечень национальных балансовых счетов в основном следующий:

  • счет производства, который представляет баланс потребления сырья, материалов и услуг для производственных целей (промежуточное потребление);
  • счет валовой добавленной стоимости - это баланс производства доходов и возмещения основного капитала (через амортизацию) в продукте;
  • счет эксплуатации факторов производства - это баланс распределения добавленной стоимости между заработной платой, выплатами по социальному страхованию, косвенными налогами;
  • счет распределения - это баланс распределения результата эксплуатации на дивиденды, паи;
  • счет капитала - это баланс финансирования чистых инвестиций и увеличения запасов;
  • финансовый счет - это итоговый баланс, который показывает, кто предоставил необходимые капиталы и кому были переданы излишние капиталы (бессальдовый счет).

Перечисленные счета увязаны между собой следующим образом: сальдо предыдущего счета является итоговым результатом графы "ресурсы" последующего счета.

Цель системы национальных счетов заключается в следующем:

описание общего состояния и развития экономики на макроуровне;

установление взаимосвязей между наиболее важными макроэкономическими показателями (например, ВВП, конечное потребление, сбережения, инвестиции, доходы и другие).

Таким образом, система национальных счетов представляет собой согласованную схему для сбора описания и увязки основных потоков статистической информации.

Эта информация необходима:

органам государственного управления для принятия решений по вопросам макроэкономических показателей;

предпринимателям и бизнесменам с целью ориентации в макроэкономических ситуациях, в которых действуют их предприятия, фирмы и компании;

международным организациям (ООН, МВФ и другие) для решения вопроса международного экономического сотрудничества, например, оказание экономической помощи, предоставление займов и кредитов и т.п.

Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи:

Исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности;

Исследование динамики макроэкономических показателей

Анализ макроэкономических пропорций.

СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:

измерение объемов производства за определенный промежуток времени;

выявление существующих тенденций в экономике;

организация экономической политики государства.

Общая система счетов современной СНС включает следующие классы (группы) счетов:

В группу счетов внутренней экономики в целом входят: счет производства товаров и услуг; счет образования доходов; счет распределения доходов: а. счет распределения первичных доходов; б. счет вторичного распределения доходов; счет использования национального располагаемого дохода; счет накопления (счет операций с капиталом).

В группу счетов отраслей экономики входят: счет производства по отраслям; счет образования доходов по отраслям.

В группу счетов внешнеэкономических связей («остальной мир») входят: счет текущих операций; счет капитальных затрат; финансовый счет.

Концепции системы национальных счетов

1. Необходимость определения границ экономического производства, т.е сферы, где происходит производство ВВП и национального дохода. Согласно концепциям СНС экономическое производство включает следующие виды производства:

производство вещественных товаров для собственного потребления, для продажи и накопления;

производство нефинансовых услуг для продажи;

производство финансовых услуг для продажи;

производство услуг, предоставляемых органами государственно управления;

деятельность некоммерческих организаций (партии, профсоюзы, общественные организации);

деятельность домашней наемной прислуги;

жилищные услуги, предоставляемые домовладельцамы для собственного потребления.

В сферу производства ВВП не включаются изменения, происходящие в окружающей среде (например, истощение запасов угля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды и т. д.), однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежит измерению и включению в ВВП. Многие специалисты в области макроэкономического анализа считают, что при определении результатов экономической деятельности и исчислении ВВП должны быть приняты во внимание негативные изменения, происходящие в окружающей среде. Они. .предлагают исчислять показатель «экологически чистого ВВП». В некоторых странах проводятся экспериментальные расчеты с целью исчисления ВВП, скорректированного на истощение минеральных ресурсов, загрязнение окружающей среды и т. д. Однако в большинстве стран для внедрения таких расчетов в регулярную статистическую практику потребуется длительное время.

2. Другая важная концепция СНС, на которой основывается исчисление основных показателей доходов (национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), отражает политэкономическое содержание категории «доход». Она разработана английским экономистом Дж. Хиксом. В соответствии с этой концепцией доход представляет собой максимальную сумму денег, которую можно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не становясь при этом беднее, т. е. не уменьшая своего накопленного богатства и не принимая на себя никаких финансовых обязательств.

3. Следующая концепция СНС заключается в определении роли различных факторов производства в создании стоимости. В отличие от марксистской теории согласно этой концепции земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

Введение.

Становление в России рыночных отношений потребовало внедрения системы показателей, способных наиболее полно и объективно охарактеризовать результаты функционирования рыночной экономики. В первую очередь, это касалось макроэкономических показателей, характеризующих важнейшие результаты и пропорции национальной экономики. Вступление России в Международный Валютный фонд(МВФ) и международный банк реконструкции и развития(МБРР), усилили необходимость перехода отечественной статистики на рекомендуемую ООН и другими международными организациями методологию, основанную на национальном счетоводстве, принятую в международной практике, т.е. систему национальных счетов(СНС).

Система национальных счетов представляет собой построенный определенным образом набор счетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанные макроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельности национальной экономики за определенный период времени (как правило за год), ее структуру и важнейшие взаимосвязи. Набор этот одинаковый для всех стан, использующих СНС.

СНС дает возможность сопоставления экономических показателей всех стран, использующих СНС, сводимость макроэкономических показателей на мировом уровне, позволяет определить место национальной экономики в мировой экономике, решает проблему международных сопоставлений. Это достигается единством методологии расчета макроэкономических показателей, и тем самым содействует международной интеграции и экономическому сотрудничеству.

В рамках данной работы я попытаюсь наиболее полно раскрыть понятие Системы национальных счетов, историю её возникновения, причины, обусловившие переход на применяемую практически во всём мире современную систему информации, рекомендованную ООН.


1. Система национальных счетов, ее сущность и задачи.

Итак, СНС представляет собой систему взаимосвязанных статистических показателей построенной в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты экономической деятельности страны. Каждой стадии воспроизводственного цикла: производству продуктов и услуг и связанных с этим процессов образования доходов, первичному и вторичному их распределению и использованию - соответствует счет или группа счетов. Счета являются счетами потоков, то есть в них отражается сквозное движение стоимости товаров и услуг через все стадии воспроизводственного цикла - от производства до конечного потребления и накопления. Система завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства в результате труда данного года, и межотраслевого баланса производства и использования продукции и услуг. Они образуют сводные счета и отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и другими странами, а с другой - отношения между различными показателями системы. Информация, которую предоставляет СНС, является основой для формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной на оптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений. Потребителями данных СНС являются также научно-аналитические центры, занимающиеся изучением и прогнозированием экономических и политических процессов, представители крупного бизнеса, участие которых в инвестиционном процессе зависит от экономической конъюнктуры, различные общественно- политические организации, которым необходимо получить комплексное представление о социально- экономическом положении страны. Значительный интерес представляют показатели, рассчитанные на основе СНС, для различных международных организаций, так как от уровня экономического развития страны зависят формы международного сотрудничества, размеры и сроки предоставляемых ей кредитов, величина взносов в международные организации и т.д.

Впервые попытка создания системы показателей для характеристики и анализа макроэкономики была предпринята в СССР. Для этих целей был составлен первый баланс народного хозяйства(БНХ) за 1923/1924г. В его основу была положена таблица, являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшим нашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В.Леонтьевым. на протяжении почти 70-ти лет в нашей стране для проведения макроэкономического анализа и формирования экономической политики использовался, составляемый ежегодно, баланс народного хозяйства. Он был основан на марксистской концепции общественного воспроизводства и предназначен для анализа модели экономики, базирующейся на общественной собственности на средства производства и централизованном планировании, т.е. экономической модели, которая впоследствии получила название командно-административной системы.

Согласно марксистской концепции к сфере экономического производства относится только материальное производство. В сфере нематериальных услуг(оборона, образование, управление и т.д.) происходит лишь перераспределение национального дохода и конечное потребление национального дохода.

СНС основана на концепции рыночной экономики, согласно которой в общий итог экономической деятельности включается производство всех товаров и услуг, за исключением услуг, оказываемых домашними хозяйками по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей. В отличие от марксистской экономической концепции в СНС земля и капитал рассматриваются как факторы, участвующие в создании стоимости наравне с трудом.

Первые разработки СНС, выполненные в ряде развитых западных стран, относятся к концу 30-х годов прошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамках официальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии и ряде скандинавских стран.

В 1953году экономическими организациями ООН была разработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Вторая версия СНС была предложена в 1968г. важная особенность этой версии состояла в том, что она использовала принцип двойной записи каждой операции, позаимствованной из бухгалтерского учета. В 1993г. Статистическая комиссия ООН предложила новую версию системы национальных счетов, принятую большинством развитых стран мира.

Система национальных счетов Российской Федерации(СНС РФ)начала создаваться в 1991г. в настоящее время СНС РФ адаптируется к новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 году ООН.

Суть СНС сводится к формированию системы обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях воспроизводства.Каждой стадии воспроизводства(стадия производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использование располагаемого дохода на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счета, отражающие экономику в целом, называют консолидированными счетами.

Счет представляет собой таблицу, отражающую наличие ресурсов и направление их использования. В каждом счете соблюдается равенство между объемом ресурсов и их использованием. В случае изначального отсутствия этого равенства, для его достижения в счете используются балансирующие статьи.

Счет товаров и услуг является счетом денежных потоков. Поток характеризуется величинами тех или иных процессов за период времени, например, производство продукции, покупки товаров, выплаты заработной платы и др. Счета потоков отражают сквозное движение стоимости продукции и услуг через все стадии – от производства до конечного потребления.

Система национальных счетов завершается построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.


2.Основные понятия, категории и структура системы национальных счетов.

СНС представляет экономику в виде институционных единиц, связанных между собой экономическими операциями.

Институционные единицы - это хозяйствующие субъекты, обладающие автономией в принятии экономических решений по всем вопросам хозяйственной деятельности. Существуют два типа институционных единиц: 1) юридические лица – предприятия, корпорации, квазикорпорации(единицы, сходные с корпорациям, но формально не имеющие их статуса) государственные учреждения, банки, страховые компании и др.

2)домашние хозяйства, рассматриваются как институционные единицы, так как самостоятельно принимают экономические решения, определяющие их поведение.

Все институционные единицы являются так называемыми резидентами страны. Это понятие включает в себя те институционные единицы, которые связаны с экономической территорией страны экономическим интересом в течение относительно длительного периода(обычно год или более).

Экономическая территория – это территория административно управляемая правительством страны, в пределах которой лица, товары и деньги свободно перемещаются.

На практике резидентами данной страны выступают все юридические лица, функционирующие на ее территории, независимо от того, контролируются они иностранным капиталом или нет. Понятие резидента не связанно с понятием национальности или гражданства.

Национальная экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения: на территории данной страны или за ее пределами. Например, строительные бригады, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, из которой они прибыли.

Внутренняя экономика учитывает деятельность на экономической территории страны как резидентов, так и нерезидентов.

Основные классификации СНС.

Для расчета обобщающих макроэкономических показателей необходим большой объем информации о различных аспектах экономических процессов, что вызвало необходимость разработки соответствующих классификаций.