Семейная экономика. Роль семьи в экономической жизни общества. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи»."

Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д.Симоненко

Тема: Семейная экономика. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи».

Цели и задачи: объяснить значение понятий «домашнее хозяйство», «доходы», «расходы», «семейный бюджет»; охарактеризовать семью как экономическую единицу; выяснить сущность семейного бюджета; определить, с какой целью он составляется; выяснить его роль в домашнем хозяйстве.

Ожидаемые учебные результаты

Учащиеся должны:

Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;

Работать с документами, выполнять проблемные задания;

Вырабатывать навыки работы в группе.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронная презентация, инструменты и материалы для выполнения творческого задания.

Форма урока: урок-практикум.

Ход урока

Устный опрос:

Что такое предпринимательство?

Что такое бизнес?

Почему люди занимаются предпринимательством и бизнесом?

Расскажи, какие проблемы существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России.

На доске в виде схемы представьте шаги по развитию бизнеса.

На доске «нарисуйте» портрет предпринимателя с его характерными чертами.

Деньги, их роль в жизни общества.

Разбор творческого задания.

Д/З., подведение итогов урока

Мотивация.

Учитель: Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только не пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти.

Наконец он написал в Департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

Вопросы к классу:

Какое отношение имеет эта притча к уроку?

В чем её смысл?

Учитель: У многих из нас, действительно, портится настроение только при упоминании слова «домашнее хозяйство». Как часто нам не хватает средств для приобретения того, в чём мы нуждаемся.

Можно ли научиться разумно тратить средства и вести свое хозяйство? Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.

Учитель: Тема нашего урока – «Домашнее хозяйство». На занятии мы будем объяснять значение понятий «домашнее хозяйство», «доходы», «расходы», «семейный бюджет»; охарактеризовать семью как экономическую единицу; выяснить сущность семейного бюджета; определить, с какой целью он составляется; выяснить его роль в домашнем хозяйстве.

Мы продолжим учиться рассуждать, составлять таблицы и схемы, делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.

В ходе урока постараемся выразить своё отношение к миру домашнего хозяйства, выделить черты рационализма и экономии при формировании семейного бюджета. (На доске записывается план проведения занятия ).

План изучения нового материала

Семья и домашнее хозяйство.

Семейный бюджет.

Введение в новый материал.

Учитель: Спорят два школьника. Один говорит, что планирование семейного бюджета его не касается и не интересует. Пусть этим занимаются родители. Его товарищ считает, что подростки должны быть в курсе доходов и расходов семьи.

Кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обсудим на сегодняшнем уроке семейный бюджет. Надо ли его составлять? Кто этим должен заниматься?

Семья и домашнее хозяйство.

Учитель: Важная роль в экономике страны, региона принадлежит семейной экономике. Ученые утверждают, что семья – это:

Основной субъект экономической деятельности;

Совокупность лиц, проживающих в одном помещении;

Показатель уровня жизни населения страны.

В каждой семье ведется домашнее хозяйство. Как и для чего организуется это хозяйство? (По ходу ответов учеников на доске появляется схема).

Учитель: Какой деятельностью может заниматься семья? (Ученики предлагают варианты ответов).

Предпринимательской деятельностью

Бизнесом

Быть собственником фирмы

Иметь свою долю акций во владении магазином, химчисткой и заводом.

Члены семьи часто составляют ядро фермерского хозяйства.

Заниматься частным извозом на личном транспорте.

Иметь личное подсобное хозяйство по выращиванию овощей, фруктов, цветов, домашних животных и т.д.

Учитель: Члены семьи выступают в роли:

Производителя;

Потребителя

Кроме того, члены семьи посещают детские учреждения, учатся в школе, институтах, ходят на приём к врачу, пользуются услугами связи, транспорта. Следовательно, семья вступает в экономические отношения с другими членами общества и различными организациями.

Семейный бюджет.

Учитель: Экономика означает бережливость, экономность, т.е. разумную трату средств, и не только денежных, но и труда, времени, материалов, продуктов, здоровья.

Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями выбрать эффективные, оптимальные средства их удовлетворения. Эконом – это хороший хозяин, умеющий разумно вести хозяйство.

В словаре В.Даля читаем: «Скопидом – человек, который копит, строит дом, эконом, хороший, бережливый хозяин».

К сожалению, во многих семьях экономия не в моде. И у нас раньше так было – получили зарплату и «шиканули» по магазинам. А потом – «зубы на полку». Можно спросить любого из нас: «Хотите ли вы повышения заработной платы и понижения цен?» Ответ известен: «Конечно, хотим!» Еще бы, повысится наше благополучие, жизненный уровень.

А знаете ли вы, что правильное, разумное ведение хозяйства может раза в два повысить благополучие? Не верите? Напрасно, вот хотя бы такой пример: допустим, семья тратит около 8 часов времени в неделю на проведение необходимых покупок. При экономически правильной организации время покупок можно сократить до 4-х часов в неделю.

Что такое 4 часа? Хорошая хозяйка может перешить, отремонтировать множество вещей, дать им «вторую жизнь». А это пара сотен рублей! Нормально мужчина сможет произвести мелкий, профилактический ремонт квартиры, мебели или техники. Это продлит срок службы вещей, а значит, может сберечь какую-то сумму средств.

Кому-то такой образ жизни не по нраву, мол, скопидомы переделывают, ремонтируют, сберегают. А мы – люди широкой души! Что ж, сколько людей, столько и мнений на этот счёт, каждый живёт так, как хочет и как может.

Но, если мы хотим жить радостно, комфортно, нам необходимо познакомиться с понятием «семейный бюджет». В тетрадях записываем определение.

Семейный бюджет – это денежный план семьи. Он состоит из доходов и расходов.

Творческая работа.

Скоро наступят самые красивые и любимые всеми праздники. Мы с Вами займемся изготовлением рождественского венка. Если венок приобрести в магазине, то он обойдется нам от 200рублей до 500рублей, а может и выше. Предлагаю Вам проявить свою фантазию и умение и посчитать какой будет наша экономия.

(Технологическая карта.)

Д/задание.

Ответьте на следующие вопросы:

Из чего складываются доходы семьи?

Что является источниками денежных доходов семьи?

Какова цель хозяйственной деятельности семьи?

Для чего существует семейный бюджет?

Что такое расходы?

Что означает понятие «сбалансированный бюджет»?

Что такое дефицит бюджета?

Чем характеризуется современное общество?

Что такое прожиточный минимум?

Какую роль играют налоги в жизни современного общества?

Подведение итогов занятия

Учитель: Итак, каждая семья выступает как экономическая единица и ведет домашнее хозяйство. Семьи имеют семейный бюджет, состоящий из расходов и доходов. К сожалению, в современном обществе существует неравенство доходов семей.

Во все времена девочек учили вести домашнее хозяйство. Как вы думаете, необходимы ли эти навыки в наши дни? Сколько средств мы с Вами сэкономили? (Происходит обмен мнениями).

13.1. Социально-экономическая природа семьи

Семья – добровольный морально-правовой союз мужчины и женщины, основанный на браке или группа кровных родственников (родителей и детей), совместно проживающих, объединенных общностью духовных и материальных ценностей и ведущих единое домашнее хозяйство.

В жизни встречаются и семьи-одиночки, состоящие из одиноких (незамужних) женщин и холостых мужчин, самостоятельно, обособленно ведущих свое домашнее хозяйство.

Семья находится в центре рыночной экономики, определяет функционирование домашнего хозяйства, снабжает экономику трудовыми, предпринимательскими и другими ресурсами, является главной силой в производстве и потреблении товаров и услуг. Семью принято считать фундаментом, на котором основан общественный порядок. За всю многовековую историю человечества оно не придумало ничего лучшего в организации жизни людей на земле как жить семьями.

На протяжении веков семья изменялась, но деятельность ее всегда была направлена на реализацию социальных, экономических и духовных потребностей ее членов, на воспроизводство «человеческого капитала», производство пищи, уход за детьми, их воспитание, защиту от болезней и рисков, создание благ, улучшающих жизнь.

Следует отметить серьезный вклад в исследование возникновения и развития семьи, внесенный в свое время Ф. Энгельсом, его трудом «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884 г.), где показано, что семья возникла значительно раньше собственности, классов, наций и государств.

Традиционно семья начинается с брака. Рассматривая семью с экономических позиций, можем сказать, что браки совершаются на «рынке», который «предлагает» мужчин и женщин друг другу или оставляет их одинокими до появления лучших возможностей.

Во всех обществах супруги подбираются, примерно, одинакового роста, возраста, образования, взглядов на жизнь, религии, обеспеченности родителей. Теория «предложения» объясняет подходящие подборы свойств супругов влюбленностью, служащей одним из источников альтруизма, бескорыстной заботы о благах жен и мужей.

В последние годы брак в Украине и некоторых странах СНГ стали рассматривать как добровольный правовой акт между мужчиной и женщиной, с согласованными обязательствами сторон в рамках семьи и закрепленными в брачном договоре (контракте). Брачный контракт важен для стабильности будущей жизни, воспитания и обеспеченности детей, так как условия жизни, а иногда и взгляды на совместную жизнь меняются, поэтому целесообразно, признавая права и привилегии друг друга и соглашаясь с существующими правилами принятия решений, вопросы будущих отношений уладить до принятия взаимных клятв в вечной любви и до торжественных звуков свадебного марша Мендельсона в честь молодой семьи.

Процесс брака можно сравнить с развитием устава любого предприятия или организации. В любом случае правила игры могут быть как ограничительными, так и гибкими по желанию вовлеченных людей. Возможно, главная цель свиданий, знакомств с родителями, помолвок на самом деле в том, чтобы дать парам шанс выработать правила и разработать брачный контракт, по которому каждый согласен жить. Не все пары, однако, используют этот шанс в равной степени.

Контракт, например, может включать положение о детях (и их количестве), о том, кто будет выполнять работу по дому и стирке белья, какие решения будут приниматься демократически всей семьей, а какие – определяться административно. Хотя хотелось бы думать, что все в браке должно зависеть от любви. На распределение ответственности может значительно влиять относительная сила договаривающихся сторон.

Без развития таких положений или при их неопределенности в будущем могут возникнуть значительные разногласия, которые окончатся разводом. Из-за различий во взглядах на брак люди часто не вступают в него, поскольку не могут прийти к согласию в контракте. Процесс свиданий выявляет те браки, которые распадутся. С одной стороны, ресурсы расходуются на свидания, но, с другой стороны, это же бережет ресурсы от их связывания (хотя бы временного) в неудовлетворительном браке.

Роль суда в процессе развода немаловажна и также имеет экономические последствия. Вмешательство суда гарантирует мужу и жене некоторые права собственности на имущество, нажитое совместно. В этих условиях муж и жена заинтересованы инвестировать свое время и другие ресурсы в развитие семейных активов и строительство крепких материальных отношений. Семья является инвестиционным проектом в смысле получения отдачи через ряд лет.

Аналогия с инвестициями в предпринимательство здесь уместна. Допустим, предприниматель просчитывает инвестиции в строительство офиса. Будет ли он делать инвестиции, зная, что не имеет прав собственности на здание, т.е. кто-нибудь может его отнять без возражений со стороны суда? Возможно, он инвестировал бы в проект больше, если бы имел некоторые права, защищаемые государством.

Подобная логика применима к желанию партнеров по браку инвестировать их союз. В какой степени легальный статус брака приносит пользу всем сторонам в семье, в той же степени инвестиции благоприятно сказываются на стабильности и продолжительности брака.

Здесь есть одна проблема. При обеспечении каждому партнеру прав собственности на активы семьи и в некоторой степени – на другого партнера, а также в связи с высокой ценой расторжения брака жена или муж могут при желании обидеть (ущемить интересы) друг друга. Поскольку затраты на развод высоки, партнер может позволить себя эксплуатировать. Если ущерб выше, чем издержки развода, брак распадается. При совместном проживании без брака каждый может уйти без правовых ограничений. Возможность ухода без возражения суда может заставить каждую сторону быть более внимательной и терпимой.

Поведение людей, касающееся брака, рационально. Это, конечно, означает, что, выбирая супруга, оба пола максимизируют своиполезности. Это также означает, что в процессе вступления в брак каждый человек должен задать себе два фундаментальных вопроса: 1) каковы в целом издержки и выгоды брака по сравнению с холостой жизнью; 2) как долго и упорно должен он или она искан, подходящего партнера с учетом этих издержек и выгод?

Взвешивая все за и против, человек должен считаться с несколькими важными соображениями относительно издержек брака. Самое главное для многих – потеря(цена) независимости. Необходимо помнить, что жить среди людей и быть полностью свободным от их влияния еще не удавалось никому, поэтому, вступая в брак, человек сознательно ограничивает собственное поведение в большей мере, чем при жизни отдельно.

Семья обычно соглашается принимать многие решения демократически и коллективно. Члены семьи в основном готовы к будущим издержкам, включая сложность и длительность выработки решения. Это происходит потому, что согласия труднее достичь при большом числе участников. Например, для женатого Константина купить новый автомобиль дороже, чем для одинокого Ильи. Все, что нужно Илье при покупке автомобиля – это учесть свои желания. Константин должен считаться не только со своими предпочтениями, но и с мнением своей жены. В результате процесс покупки машины для Константина может быть (и почти всегда бывает) более длительным. Если бы муж и жена имели идентичные предпочтения, что исключительно редко встречается в браке, издержки их решения были бы такими же, как и у Ильи. Благодаря одинаковым предпочтениям они оба могли бы быть уверены: что бы ни купил один, другому это понравится.

Из-за этих издержек супруги часто соглашаются на принятие большинства решений административно одной стороной. Например, одному дается право заниматься семейными обедами без консультаций с другими членами семьи. Другой может покупать детскую одежду и т.д. Каждая сторона имеет право принимать решения без со гласования с другими, и экономия на издержках может дать массу прибыли, с лихвой окупающую неверные решения. Разделение власти в принятии решений внутри семьи делает экономику семьи эффективной.

Семья вовлечена в производство товаров и услуг, разделяемых между всеми ее членами. Эти вещи доступны в одинаковом количестве и качестве всем. Общие товары – возьмем приведенный пример с автомобилем – могут не соответствовать полностью вкусам ни одного из членов семьи, но это товары, которые все согласны купить. В таких случаях, а их множество, каждому члену семьи приходится нести издержки неполучения товара в количестве и качестве, наиболее полно удовлетворяющем его предпочтения.

Этот тип издержек встречается не только потому, что блага потребляются или производятся семьей (автомобили, отдых и семейная жизнь). Это охватывает и отношения с людьми. Оба супруга могут решить общаться с определенными друзьями не потому, что они более подходят с точки зрения желаемых качеств, а потому, что избранные друзья представляют компромисс для обоих. Из этого не следует, что у каждого не может быть своих друзей, просто супруги договорятся об общих друзьях. Чем больше они будут общаться с общими друзьями, тем меньшим временем будут располагать для общения с индивидуальными друзьями.

Поскольку решения в семье принимаются демократически, ее члены должны иметь право голоса в распределении расходов на производство благ, когда определяется, кто вкладывает денежный доход, время или усилия в общую копилку. Семья может «облагать налогом» своих членов, как любой коллективный правящий орган. Любой член семьи может быть принужден платить за коллективные блага и проекты, с которыми не согласен. Это можно считать потенциальными издержками члена семьи, о чем свидетельствуют порой возражения не желающих выполнять ту или иную работу.

Другие издержки, связанные с браком, включают риск роста сильных эмоциональных связей с группой отдельных лиц – друзей и отказ от возможности встреч и общения с другими людьми. Издержки женитьбы на одном лице можно рассматривать как утрату возможности жениться на ком-либо другом, кто мог быть желаемой парой, но не встретился вовремя. Список издержек можно продолжить.

Издержки в семье как основном потребительском звене экономической системы можно охарактеризовать как издержки потребления (т.е. затраты в сфере потребления). Эти затраты могут быть производительного характера (приготовление пищи, шитье одежды, ремонт жилища и т.д.), поэтому они по сути своей являются издержками производства в сфере потребления. Кроме чистых издержек потребления при пользовании жильем, одеждой и т.д. семья осуществляет затраты на покупку товаров и услуг, которые являются уже издержками обращения в сфере потребления. Следовательно, издержки в экономике семьи многообразны не только по видам, но и по экономическому содержанию.

Выгода брака и семьи вытекает, главным образом, из ее способности производить желаемые товары и услуги.

Супруги имеют возможность производить вещи, невозможные во внебрачной ситуации. Этот перечень может включать детей (по крайней мере, законнорожденных), престиж и статус, которые могут влиять на занятость и круг друзей, солидность компании, всегда доступный семейный секс и семейную жизнь в целом. Без сомнения, многие из этих благ можно иметь в определенном качестве и количестве и вне семьи; мы только полагаем, что внутри семьи они приобретают определенные свойства и поэтому ценны для людей (хотя некоторые из них можно считать издержками).

Семья, функционирующая как отдельное домашнее хозяйство с участием более одного человека, может производить товары и услуги гораздо эффективнее, чем несколько домохозяйств с одним человеком в каждом. Это происходит благодаря экономии за счет масштабов.

Многие товары и услуги для членов семьи в доме являются общественными благами: они приносят пользу всем и не уменьшаются в количестве и качестве при добавлении дополнительных потребителей (например, декоративные вещи для дома, красивая картина на стене, телевизор, телефон и др.). У людей, живущих под одной крышей, нет необходимости производить общие блага каждому для себя, поэтому есть возможность улучшить качество имеющихся благ или направить ресурсы на другие цели.

Издержки производства благ под общей крышей минимизируются, если супруги специализируются на выполнении отдельных работ.

Женщины, как правило, зарабатывают меньше мужчин из-за меньшей производительности, а иногда и из-за негласной дискриминации. Решение этих проблем находится за пределами домашних хозяйств, поэтому женам передаются в семье многие обязанности (приготовление пищи, уборка, стирка белья, уход за детьми и др.). При этом издержки на эти работы минимизируются, а продукт домашнего хозяйства максимизируется.

Следует отметить, что уровень занятости женщин за последние десятилетия растет, а уровень занятости мужчин в общественном производстве снижается. Этому много причин, в том числе изменение взглядов общества на равную занятость женщин и мужчин в общественном производстве. Обязанности, как правило, делегируются членами семьи, и каждый в семье зависит от выполнения условий договора другими. Благосостояние семьи уменьшится, если один из членов семьи будет уклоняться от своих обязанностей. Невыполнение обязанностей по дому причиняет ущерб другим.

Почти все контракты требуют наблюдения за исполнением. Брачный контракт не является исключением. Чувство любви сокращает издержки каждого супруга на проверку соблюдения брачного контракта. Где нет любви, там скорее возможно уклонение от семейных обязанностей, что отвлекает семейные ресурсы на «надзор» за членами семьи. Здесь любовь приобретает экономический смысл.

Эффективный брак – это брак, в котором двое любят и похожи друг на друга в оценке духовных и материальных ценностей и предпочтений. Такое заключение вытекает из позиции экономической теории о семье как производственной единице. Чем сильнее любовь и ближе взгляды пары, тем ближе брак к идеальному. Однако в реальном мире каждый человек часто должен выбирать между человеком менее любимым, но во многом похожим на него, и любимым, но совершенно другим. Все, что люди могут сделать в этом случае, это максимизировать ряд характеристик.

Хотя любовь увеличивает эффективность домашнего хозяйства, однако известны браки, в которых стороны нежно любили друг друга, но разошлись, поскольку различия вкусов были настолько велики, что любовь не смогла преодолеть их. С другой стороны, браки без большой любви сохраняются, когда вкусы партнеров очень близки, супруги находят свои отношения выгодными по сравнению с другими возможностями.

Экономическая роль семьи в рыночных отношениях чрезвычайно сложна. Семья решает многообразные проблемы ведения домашнего хозяйства, семейного предпринимательства, воспроизводства рабочей силы, обеспечения необходимого уровня потребительского спроса, создания инвестиционного потенциала и другие. Разрешение проблем семьи, ведущей домашнее хозяйство и занимающейся предпринимательской деятельностью, следует искать в:

    формировании новых потребностей и возможностей семьи;

    создании условий развития и реализации экономических функций семьи;

    повышении социально-экономического статуса семьи;

    обеспечении социальной поддержки и нормальных бытовых условий семьи.

В социальной науке статистике понятия «семья» и «домохозяйство» рассматриваются как принципиально отличные. Под домохозяйством понимается социально-экономическая ячейка, объединяющая людей отношениями, возникающими при организации совместного быта, ведения общего домашнего хозяйства, совместном проживании и т.д. Принципиальные отличия семьи от домохозяйства состоят в следующем: домохозяйства шире по своему составу за счет лиц, ведущих общее с семьей домашнее хозяйство, но не состоящих с членами семьи в отношениях родства. В качестве таких лиц выделяются: домашняя прислуга, няни, воспитатели, служащие, секретари, домашние учителя, гувернеры, если они живут в семье нанимателей, а также лица, которых семья приняла к себе, чтобы поддержать либо материально, либо из-за неспособности их самим обслуживать себя. Домохозяйство может состоять из одной или нескольких семей. В последнее время появилось много разновидностей этого понятия, как, например, «семейное домохозяйство» (семья, все члены которой проживают совместно), «транснациональное домохозяйство», члены которого проживают в разных странах и поддерживают друг друга материально, т.е. в какой-то степени совместно ведут хозяйство. Для упрощения восприятия не будем делать различий между понятиями «семья» и «домохозяйство», будем считать, что каждая семья самостоятельно ведет свое домохозяйство.

Структура домашнего хозяйства сегодня подвергается серьезным изменениям. Среди факторов, вызывающих эти изменения, можно выделить следующие:

    возрастает доля домашних хозяйств, основанных на семье, состоящей из одной семейной пары. Молодые семьи стараются как можно раньше отделиться от родителей;

    большое количество людей старается подрабатывать во время учебы, ухода за ребенком, и даже при наличии работы, но неудовлетворенности заработком;

    усиливается географическая мобильность домашних хозяйств в связи с расширением транспортной инфраструктуры, открытием границ и возможностью получения большей заработной платы за рубежом;

    урбанизация, высокий уровень абортов и разводов, более эффективные методы контрацепции, широкое распространение стерилизации – все эти показатели отрицательно влияют на рождаемость и, следовательно, на «старение» домохозяйств;

    большинство молодых людей предпочитают оформлять брак как можно позже, после достижения определенных материальных основ;

    повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак;

    увеличение числа детей, родившихся вне брака;

    снижение уровня браков, возрастание числа разводов и супругов, живущих отдельно.

В экономической жизни общества роль домашних хозяйств и семьи чрезвычайно многообразна.

Домохозяйство определяет характер занятости населения, его распределение между общественным производством и домашним трудом, разными отраслями производства, разными формами занятости. Причем эти решения принимаются независимо от потребностей общества и в первую очередь диктуются особенностями самого домохозяйства, его состава, материальной обеспеченности и многими другими факторами.

«Родословная человека» - В семейном кругу мы с вами растем. Основа основ – родительский дом. А другое, со слабыми корнями, чуть ветер поднатужится, ломается и погибает. Из каких предметов состоит родословная? Классный час. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из дружной семьи. РОДОСЛОВНАЯ КНИГА. Моя родословная.

«Ценности семейной жизни» - Буддийская семья. Дружная семья. Улыбнись новому дню. Понимание. Мама и папа. Мама. Давние времена. Православная семья. Любовь. Иудейская семья. Семья. Качества. Исламская семья. Определение. Формирование у детей понятия «семья».

«Идеальная семья» - Подлинность. Представление об идеальное семье. Человек обладает в самом себе огромными ресурсами. Безусловное позитивное принятие. Построение отношений. Улучшение двусторонней коммуникации. Люди сталкиваются с мнениями и оценками окружающих. Открытое выражение чувств. Климат, обеспечивающий рост и развитие.

«Традиции и обычаи семьи» - Семья. Какой чай без самовара. Семейные традиции. Что такое традиция. Отдых на море. Что такое чай. С днём свадьбы. Современные семейные традиции. Русский сувенир. Что такое семья. Примеры семейных традиций. История появления чая. День рождения. Праздник Христова Воскресенья. Рыбалка всей семьёй.

«Типология семей» - Семья в ракурсе социальной педагогики. Дистантная семья. Благополучная семья. Инфертильная семья. Финансово-экономические проблемы. Основные социальные функции семьи. Типология семьи. Смешанная семья. Социальная защита семьи и детства. Психотерапевтическая функция семьи. Пожилая семья. Исторически определенная малая социальная группа.

«Семейные обычаи и традиции» - Родитель. Застенчивость. Осуществление проекта. Инициативная группа творческих учителей. Открытие клуба художественного творчества. Перспектива. Создание общих творческих интересов. Телепрограммы. Идея. Возможности клуба. Семейные традиции.

Всего в теме 29 презентаций

В некоторых странах предпринимались попытки ликвидации хозяйств отдельных семей и объединения их в одно общинное хозяйство, где все будут одинаково работать и делить поровну всё произведённое. Какими, по-твоему, могут быть положительные и отрицательные последствия подобных преобразований?

Имущество и доходы семьи

Мы знаем, что без человека экономика невозможна - она появилась вместе с человеком, для удовлетворения его потребностей. При этом сама экономика, развиваясь, оказывает влияние на жизнь общества в целом, на становление каждой личности, на деятельность человеческих коллективов, важнейшим из которых является семья.

У любой семьи есть своё хозяйство. Его элементами являются имущество, денежные средства. Члены семьи зарабатывают деньги, выполняют домашние обязанности, организуют своё питание, отдых, пополняют и обновляют имущество.

Имущество семьи - это квартира, дом, дача, приусадебное хозяйство, садовый участок, автомобиль, мебель, одежда, бытовая техника и т. д.

На благополучие семьи влияют профессиональные навыки, время и силы, которыми располагают домочадцы для обеспечения себя и своих родственников средствами к существованию и выполнения домашней работы.

Для семьи важны знания домочадцев о технологии выполнения отдельных домашних работ, возможности для пополнения этих знаний. Например, чтобы готовить еду, необходимо помнить рецепты или иметь под рукой поваренную книгу.

    Проведи исследование на тему «Как ресурсы Интернета помогают в ведении домашнего хозяйства».

Доход семьи - это все денежные средства, получаемые её членами из разных источников. Важнейшими источниками дохода большинства семей являются заработная плата её членов и социальные выплаты государства, т. е. стипендии, пособия, пенсии.

Для семей, ведущих фермерское хозяйство или владеющих каким-либо бизнесом (например, рестораном), основным источником дохода может стать часть прибыли предприятия.

Подспорьем для многих является личное подсобное хозяйство, в котором производятся продукты питания, например овощи и фрукты. Это позволяет сократить расходы семьи на питание, а при продаже излишков получить дополнительный доход.

Семья фермера

Во многих странах существует прослойка людей, которых называют рантье. Они нигде постоянно не работают, а безбедно живут на проценты от банковских вкладов, сделанных подчас ещё их предками. А кто-то может получать средства за счёт сдачи внаём квартиры или дома, которыми семья не пользуется.

Доход семьи бывает фиксированным и переменным.

Члены семей с фиксированным доходом получают установленные, не зависящие от качества труда выплаты: денежные оклады, стипендии, пенсии. А достаток семей с переменным доходом может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от изменении количества и качества труда членов семьи, успешности коммерческой деятельности своего предприятия, а также банка или компании, в которые вложены сбережения семьи, и т. п.

Как связаны между собой доходы, потребности и трудовая деятельность членов семьи? Большинство семей живут в условиях ограниченных доходов, не позволяющих удовлетворить постоянно растущие потребности домочадцев. Естественным в данной ситуации может стать усиление трудовой активности, т. е. поиск возможностей для дополнительного заработка, или отказ от удовлетворения каких-то потребностей.

    Семья должна соотносить свои доходы и потребности, выстраивая их по степени важности.

К сожалению, в современной России многие семьи живут бедно. Неудивительно, что подростки хотят помочь родителям, заработав дополнительные средства. В свою очередь, есть фирмы, предлагающие им эту возможность.

В соответствии с Трудовым кодексом подросток может с 14 лет с согласия одного из родителей в свободное от учёбы время трудиться по договору, выполняя лёгкую работу. При этом продолжительность трудовой смены 14-16-летнего подростка, совмещающего работу с учёбой, не должна превышать 2,5 часа, 16-18-летнего - 3,5 часа в день. Ночной труд запрещается. Работа по договору подростков моложе 14 лет с согласия одного из родителей допускается только в сфере искусства (например, кино, театр, цирк).

Дополнительная работа подростка не должна угрожать его здоровью, мешать обучению в школе.

Что такое семейный бюджет

В выпусках телевизионных новостей, заголовках газет ты наверняка встречал слово «бюджет» (от англ. budget - денежная сумка, кошелёк). Когда-то в Англии бюджетом называли сумку, в которой министр финансов носил деньги и свои отчёты. Со временем словом «бюджет» стали называть отчёт министра финансов перед парламентом.

Рассмотрим современное значение этого слова. Семейный бюджет - предварительно составленная роспись будущих доходов (зарплаты, пенсии, стипендии и т. д.) и расходов (оплата квартиры, покупка продуктов, одежды и проч.) семьи на некоторый период времени.

Бюджетом называют также сумму доходов и расходов, рассчитанную на какое-то время - обычно на месяц, квартал (3 месяца) или год. Таким образом, это денежные средства, которые можно истратить за определённый промежуток времени. Разумеется, бюджет существует не только у семьи, он есть у любого предприятия, у каждого государства.

Твой бюджет составляют карманные деньги, выдаваемые родителями на неделю или на месяц. Ты можешь истратить их в первый же день, а потом горько сожалеть, что не удалось сходить с друзьями в кино, купить красивую ручку, заколку или компьютерную игру. В решении этой проблемы может помочь составление личного бюджета, т. е. соотнесение предполагаемых доходов и расходов.

    Попытайся представить, что произойдёт, если семья не будет заботиться о своём бюджете.

На что расходуются деньги

Все расходы семьи можно разделить на две группы: обязательные и произвольные.

К обязательным относятся расходы на питание, одежду, оплату жилья и коммунальных услуг (электричества, газа, отопления, водоснабжения), транспорт, лекарства.

Произвольные расходы связаны с повышенным количеством и качеством всего перечисленного, а также с приобретением товаров и услуг, облегчающих ведение домашнего хозяйства, уход за собой и домашними животными, с организацией досуга и отдыха, с коллекционированием, приобретением предметов роскоши.

Например, затраты на хлеб и молоко являются обязательными, а на экзотические фрукты - произвольными, на телефонную связь (если дома есть телефон) - обязательными, а на услуги сотовой связи и Интернета - произвольными. Необязательными являются затраты на путешествия, приобретение личного автомобиля или драгоценностей.

«Без нужды живёт, кто деньги бережёт» - эта русская пословица в полной мере относится к ресурсам семьи. Возможности каждого отдельного человека и семьи в целом ограничены. Лимитирован не только доход, но и физические, интеллектуальные, материальные возможности, свободное время домочадцев.

Главное направление рационального ведения домашнего хозяйства - строгий учёт доходов, экономное расходование средств с целью достичь наилучших результатов с наименьшими затратами. Этой цели можно достичь, действуя в двух направлениях: организуя хозяйство совместными усилиями семьи так, чтобы каждый выполнял посильную работу, экономя время и силы остальных; разумно сберегая деньги, имущество семьи и пополняя знания о способах ведения хозяйства. Особенно сложно действовать в первом направлении.

Было бы неправильно относиться к хозяйственным делам в семье как тяжкой повинности, ведь это и забота членов семьи друг о друге, и форма выражения взаимной любви и привязанности, и способ проводить больше времени вместе. Взаимовыручка и полная отдача каждого сплачивают семью и сохраняют силы и средства для совместного досуга (спорт, путешествия, походы в театр и кино, экскурсии и т. п.).

    Сравни, какие виды домашней работы ты мог бы выполнять и какие выполняешь на деле. Есть ли разница?

Проверим себя

  1. Из чего состоит имущество семьи? 2. Из чего складываются доходы семьи? 3. О каких значениях понятия «бюджет» ты узнал? 4. Зачем семье (человеку, предприятию, государству) нужен бюджет?

В классе и дома

  1. Выясни основные источники дохода твоей семьи. Этот доход является фиксированным или переменным и почему?
  2. К какой группе расходов можно отнести затраты на приобретение книг, посещение кинотеатров, выставок, занятия плаванием в бассейне? Свой ответ объясни.
  3. Вспомни и запиши свои расходы за последнюю неделю (месяц). Какие из них были неотложными, какие можно было бы отложить, а какие вообще являются ненужными? Соотнеси расходы по этим трём группам и подумай, рационально ли ты планируешь свой бюджет.
  4. В России традиционно главой дома считался мужчина (старший мужчина в доме), а остальные домочадцы должны были подчиняться его воле. Подумай, почему установился такой обычай. Применим ли данный принцип к организации быта современной семьи? Поясни свой ответ.
  5. Одна семейная пара в течение 40 лет вела книгу учёта семейных разногласий. Были зарегистрированы 9192 ссоры, из которых 1879 произошли из-за недовольства мужа качеством приготовленной женой пищи, 1450 - из-за его же претензий к расходованию женой средств семейного бюджета, 981 - из-за обиды жены на мужа, нарушающего чистоту в квартире. Что ты можешь сказать о распределении обязанностей в этой семье? Подумай, как можно было бы уменьшить количество ссор.
  6. Можно ли выделить исключительно «мужские» и «женские» сферы в ведении семейного хозяйства? Свой ответ поясни.
  7. Вспомни сказку про Золушку, которую злая мачеха заставляла без устали трудиться по дому. Подумай, кому мачеха причиняла больший вред - Золушке или своим дочерям. Свой ответ объясни. Прочитай краткие характеристики домашнего хозяйства известных персонажей произведений Н. В. Гоголя. Насколько рационально велось хозяйство? Мог бы ты предложить какие-нибудь усовершенствования? Свои выводы объясни.
    1. «Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении и варении бесчисленного множества фруктов и растений. Её дом был совершенно похож на химическую лабораторию». Б. «Чичиков ушёл в комнату одеться и умыться. Когда после того вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор... В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щётка не притрагивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна была даже на скатерти».
    2. «У этого помещика была тысяча с лишним душ, и попробовал бы кто найти у другого столько хлеба... у кого бы кладовые, амбары и сушилы загромождены были таким множеством холстов, сукон, овчин... высушенными рыбами и всякой овощью... наготовлено было на запас всякого дерева и посуды... Не довольствуясь сим, он ходил каждый день по улицам своей деревни... и всё, что ни попадалось ему... тащил к себе».

Практикум

  1. Подготовьте и проведите в классе конкурс плакатов «Товар XXI века». Дайте обоснование экономических и потребительских преимуществ выбранного товара.
  2. Подготовь сообщение на тему «Использование информационных технологий в школе». Узнай о возможностях использования интернет-ресурсов в образовании. Как информационные технологии помогают учащимся в обучении, преподавателям в разработке и реализации учебных планов, администрации в усовершенствовании организации учебного заведения?
  3. Разработайте с одноклассниками «Памятку покупателю», в которой поместите советы, как себя рационально вести при покупке товара. В ней могут быть следующие разделы: «Как купить товар», «Как сэкономить деньги», «Права и обязанности потребителя» и др. В устной презентации обоснуйте разработанные рекомендации.
  4. Посети различные торговые организации в своём районе: рынок, продовольственный магазин, крупный универсам. Узнай цены на чаще всего приобретаемые твоей семьёй товары: молоко, хлеб, картофель. Сравни полученные данные. Объясни, почему цены на одни и те же товары разные. Сделай выводы о том, что влияет на цену того или иного товара.
  5. Исследователи российского предпринимательства выделяют основные мотивы участия в этой деятельности: обретение самостоятельности и независимости, реализация профессиональных способностей, достижение материального успеха, полезность выполняемой работы и авторитет в глазах окружающих.
    Проведи опрос среди сверстников: что может привлекать сегодня молодёжь в бизнесе? Каковы главные мотивы участия в предпринимательстве? Что препятствует выбору этой деятельности? Нужно ли уже сегодня школьникам овладевать знаниями и умениями, необходимыми для самостоятельной, инициативной деятельности? Где и как можно начать к ней готовиться?

Форма проведения урока : изучение нового материала с повторением изученного ранее.

Методы обучения:


  • словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам;

  • наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;

  • практические – решение задач.
Цели урока :

  • рассмотреть источники доходов и статьи расходов семей;

  • сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен;

  • оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.
Задачи:

Образовательная:


  • сформировать основные знания источников доходов граждан и статьи расходов семей;

  • дать понятие разницы между номинальным и реальным доходом;

  • научить рассчитывать стоимость потребительской корзины.
Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.

Наглядные пособия: проектор для показа презентации с помощью ПК, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение новой темы. В процессе работы повторим изученный материал, а пока давайте запишем тему сегодняшнего урока. Откройте тетради. Запишите число, тему:

(1 слайд) “Семейная экономика”

Учитель: - Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов.

Поэтому, цель нашего урока заключается в том, чтобы подробно рассмотреть источники доходов; сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен; оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.

2. Объяснение нового материала.

1. Семейные доходы.

Учитель: Рассмотрим виды доходов, которые получают семьи на примере семьи Альбуриных, состоящей из папы, мамы, сына-студента и дочери-дошкольницы.

Задание 1:


  • Попробуйте назвать какие виды доходов эта семья может предположительно иметь?
(После обсуждения на экране появляются поочередно виды доходов – основные статьи.)

(2 слайд)

Учитель: - Хотелось бы обратить особое внимание на одну из статей доходов, в которую входят пенсия, стипендия, пособия и т.д.

Эти доходы получает семья от государства, они не связаны с владением собственностью, и не являются платой за произведенные ими товары или услуги. Их называют социальные трансферты.

Запишите данное определение себе в тетрадь.

(Трансферты – доходы, которые не являются платой за произведенные товары или оказанные услуги и не связаны с владением собственностью)

Задание 2:


  • Только ли в виде денежных средств можно получать доход?
Предполагаемый ответ – доход семья может получать и в виде благ (вырастить картошку, сшить платье, связать носки и т.д.)

Задание 3:


  • В каком виде люди могут получать доходы?
Предполагаемый ответ – Доходы можно получать в виде наличных (монеты, банкноты) и безналичных денег (чеки, счет в банке и т.п.), а также в виде благ (сваренный обед, сшитое платье, связанные носки и т.д.).

II. Семейные расходы.

Задание 4:


  • Хорошо. А теперь давайте подумаем, каким образом люди распоряжаются своим доходом? течение 1 мин. попробуйте перечислить расходы семьи.
Замечание: ответы давать в более обобщенном виде.

Вопрос: Из того, что вы перечислили, назовите те расходы, на которые будут тратиться денежные средства в первую очередь. Почему?

Вывод : Значит, наши расходы можно разделить на две части – это обязательные расходы и произвольные .

Вопрос: Попробуйте выделить обязательные статьи расходов.

Проверка ответов на экране.

Учитель : - Что такое товарная корзина? Давайте подведем итог (переход по гиперссылке на 12 слайд). Определение запишите в тетрадь.

(Товарная корзина (минимальный потребительский бюджет)(407 наименований в России) – набор из наиболее представительных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения)

Вопрос: Как вы думаете, какую долю семья расходует на покупку товарной корзины – минимального потребительского бюджета?

Предполагаемый ответ : зависит от дохода семьи.

III. Вывод Закона Знгеля.

Учитель :- Рассмотрим структуру расходов семьи Альбуриных (4 слайд)


  • Задание 5: Ответить на ряд вопросов: Какие в основном рассматриваются статьи расходов?

  • Как изменилась структура расходов семьи Альбуриных в течении одного месяца?

  • Как вы думаете, что повлияло на изменение дохода?

  • Какую долю занимает статья “питание” в 1 месяце? Сравните эту долю во 2 месяце.

  • Какая доля от дохода приходится на коммунальные услуги? (на одежду?)

  • Что произошло с доходом семьи за месяц?
Учитель: Эти изменения можно просмотреть с помощью диаграммы.

Попробуйте сделать вывод – что происходит в структуре расходов при увеличении дохода семьи?

Предполагаемый ответ : учащиеся самостоятельно выводят Закон Энгеля.

(С ростом дохода семьи структура расходов меняется: удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, отопление и жилище остается на прежнем уровне, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.)

IV. Индекс потребительских цен.

Учитель : Если мы хотим составить себе представление о том, насколько хорошо живется жителю той или иной страны, знать только величину его дохода недостаточно. Необходимо учитывать также уровень и изменение цен на потребительские товары, или, как часто говорят, “стоимость жизни”.

На данном уровне экономического анализа нам достаточно знать один из многих показателей стоимости жизни - это ИПЦ.

Задание 6: Давайте решим следующую задачу :

Задача . В стране А. потребляется только 4 вида товаров, указанных в таблице. Используя данные таблицы, рассчитайте ИПЦ.

Замечание: решение задачи обговаривается учащимися, на экране постепенно выходит решение и ответ.

Учитель: - Для того, чтобы узнать, как изменился доход потребителя с учетом роста цен, экономисты вычисляют индекс изменения реального дохода.

Задание 7: Попробуем решить следующую задачу.

Задача.

Если цены на товары и услуги увеличились в среднем за год на 12,5%, а денежный доход увеличился на 8%, как изменился реальный доход?

Замечание: на экране постепенно выходит анализ решения, учащиеся самостоятельно решают задачу, затем с помощью экрана сверяют ответ.

Задание 8: Теперь небольшая информация: представители благотворительной организации перечислили каждой семье некоторую сумму на банковский счет. Эти средства вы сможете получить, если правильно определите ту сумму сбережений, которая предназначена каждой семье.

Примечание: данное задание на повторение расчета кредитования банков по формуле предыдущего урока.

Замечание: Это задание проверяется на экране с повторением формулы при переходе по гиперссылке на 13 слайд.

Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы подробно рассмотрели источники доходов и расходов на примере семьи Альбуриных; вывели Закон Энгеля; научились вычислять индекс потребительских цен и индекс изменения реального дохода.

Дополнительно

1. Очень часто говорят, что "богатство - понятие относительное". Согласны ли вы с этим утверждением?

Ответ . Да, безусловно, понятие богатства является относительным, образно выражаясь, как во времени, так и в пространстве. Действительно, наше понимание богатства изменяется со временем: в 50-60-е годы в России люди, имеющие стиральную машину, холодильник, ковер и телевизор, считались зажиточными людьми. Личный автомобиль рассматривался скорее как роскошь, чем как средство передвижения. Сегодня российская семья не мыслит своего существования без телефона, холодильника и телевизора. А количеству автомашин в Москве удивляются многие европейцы. Понятие богатства различается и в разных странах. Так, например, в США человек, владеющий большим пакетом акций солидных корпораций, считается богатым человеком. В России эта форма богатства еще не получила достаточного развития.
2 . Бюджет семьи - это финансовый план семьи, представляющий собой роспись ее доходов и расходов за определенный период времени (неделю, месяц, год). Когда расходы в точности равны доходам, бюджет называют сбалансированным. Рассмотрим следующие статистические данные.

3 Домашнее задание

Проведите дома экономический эксперимент, выполнив упражнение.

Упражнение. Планируем свой месячный бюджет

Из своего жизненного опыта вы знаете, что в течение каждого месяца вы осуществляете те или иные расходы, удовлетворяя свои насущные потребности. Конечно, структура расходов у каждого человека индивидуальна. Однако в рамках всевозможных расходов можно выделить по крайней мере две общие статьи: постоянные расходы и переменные расходы. К постоянным ежемесячным расходам мы можем отнести все те расходы, которые осуществляются всегда и которые вам достаточно трудно изменить, сократив или увеличив потребление некоторых благ и услуг. К ним, например, можно отнести плату за проезд в метро, на автобусе или на другом виде транспорта, которым вы пользуетесь, добираясь до школы, бассейна, спортивного зала и т.п. К ним также относится оплата школьных завтраков или обедов, оплата дополнительных занятий (теннисный корт, бассейн, курсы иностранного языка, музыкальная школа и др.), если вы таковые посещаете. Возможно, у вас есть и другие постоянные расходы.

К переменным расходам относятся те траты денег, которые вы осуществляете время от времени и не обязательно каждый месяц, например: покупка билетов в кино, театр или на концерт любимой рок-группы; покупка подарков для родителей, братьев и сестер, любимой девушки или друга (подруги); покупка аудио- или видеокассет, книг, предметов одежды или украшений и т. д. и т. п. Попытайтесь тщательно спланировать свои расходы (как постоянные, так и переменные) на ближайший месяц и заполните соответствующие статьи бюджета, представленного в таблице 6-3.

Очевидно, что источником для осуществления запланированных вами расходов служат те доходы, которые вы ожидаете получить в ближайшем месяце. Поэтому следующим шагом в разработке бюджета должно стать составление списка всех источников вашего дохода. Он может включать деньги, полученные от родителей или других родственников, деньги, заработанные вами в свободное от учебы время, проценты на сбережения (если они у вас есть), подарки и т.п. Внесите источники ваших ожидаемых доходов в соответствующую статью бюджета. Обратите внимание на то, что если вы сделаете сбережения на будущее из запланированных доходов, то их следует включить в планируемые расходы, так как бюджет должен балансироваться по определению, т. е. расходы должны быть равны доходам.