Понятие, цели и задачи системы здравоохранения

Тема 15. Целевые программы в сфере здравоохранения

1. Понятие, цели и задачи системы здравоохранения

2. Муниципальная система здравоохранения

3. Проблемы сферы здравоохранения и особенности применения программно-целевого подхода при их решении

4. Формирование перечня мероприятий целевых программ в сфере здравоохранения

Здравоохранение - совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-эпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Стратегическая цель здравоохранения - повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предупреждение болезней и других угрожающих жизни и здоровью граждан состояний.

Для достижения цели необходимо решение следующих задач : повышение эффективности функционирования системы здравоохранения; обеспечение доступности и качества медицинской помощи; обеспечение доступности, качества и безопасности лекарственных средств и др.

Система здравоохранения включает в себя лечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения, ведомственные учреждения, фармацевтические учреждения, а также органы управления охраной здоровья населения.

Основной целью деятельности системы здравоохранения является защита и укрепление здоровья населения, достижение реального повышения качества жизни и ее продолжительности, повышение доступности и качества медицинской помощи, совершенствование всех уровней и звеньев системы здравоохранения.

На достижение этой цели направлены стратегические задачи , основными из которых являются:

1. Формирование и развитие у населения устойчивой мотивации и осознанного отношения к своему здоровью, стремления к высокой культуре здоровья и здоровому образу жизни, как основе долголетней и полноценной жизни;

2. Повышение доступности и качества медицинской помощи населению. Создание у жителей позитивного отношения к системе здравоохранения.

Основными тактическими задачами являются:

1. Усиление профилактической направленности здравоохранения;

2. Совершенствование системы лекарственного обеспечения льготных категорий граждан;

3. Повышение структурной эффективности системы здравоохранения;

4. Дальнейшее развитие сельского здравоохранения;

5. Усиление контроля качества и совершенствование организации лечебно-диагностического процесса.

В настоящее время в России реализуется двухуровневый принцип построения системы медицинской помощи населению , представленный самодостаточными и мало интегрированными между собой структурами: амбулаторно-поликлинической, скорой и стационарной.



Первичная медико-санитарная помощь - совокупность медико- социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих оздоровление, профилактику неинфекционных и инфекционных заболеваний, лечение и реабилитацию населения.

Скорая медицинская помощь (СМП) - система организации круглосуточной экстренной медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях и заболеваниях на месте происшествия и в пути следования в лечебно-профилактические учреждения.

Стационарная медицинская помощь - медицинская помощь, оказываемая больным, помещенным в больницы, госпитали, родильные дома, стационарные отделения диспансеров и медсанчастей.

Финансирование предоставления услуг в сфере здравоохранения носит многоканальный характер и дифференцируется в зависимости от объекта планирования, т.е. учреждения здравоохранения. Источниками финансирования услуг в этой сфере являются средства бюджетов всех уровней, медицинского и социального страхования, предприятий, учреждений и организаций, личные средства граждан. Набор медицинских услуг, финансируемых из средств фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные программы обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМС являются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников. Нормативы взносов устанавливаются федеральным законом.

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

«Медицинский колледж имени Клары Цеткин

Департамента здравоохранения города Москвы »

Методический материал

Для проведения теоретического занятия

по теме:

по дисциплинеОбщественное здоровье и здравоохранение

для специальности:

Акушерское дело

Сестринское дело

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Теоретического занятия по дисциплине «Экономика и управление здравоохранением»

Тема: Определение здравоохранения. Здравоохранение – одна из отраслей социальной сферы. Определение предмета экономики здравоохранения

Количество часов: 2 часа

Место проведения: аудитория

Цели занятия:

уметь:

· ориентироваться в принципах организации здравоохранения и его экономической составляющей.

знать:

· определение предмета «экономика и управление здравоохранением»

· определение «здравоохранение»

· принципы организации здравоохранения

· задачи экономики здравоохранения

  • виды эффективности здравоохранения (медицинская, экономическая социальная);

Обеспечение занятия:

· Наглядные пособия:

граждан в Российской Федерации"

1.Определение здравоохранения.

2. Здравоохранение – одна из отраслей социальной сферы.

3. Определение предмета экономики здравоохранения.

4. Виды эффективности здравоохранения.

ХРОНОКАРТА

· Организационный момент 3 мин

· Проверка исходного уровня знаний 10мин

· Изложение нового материала 60 мин

· Контроль усвоения материала 15 мин

· Организационный момент 2 мин

Литература:

основная:

Трушкина Л.Ю., Тлепцеришев Р.А., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Экономика и управление здравоохранением.Ростов- на - Дону., «Феникс», 2004;5-24

дополнительная:

1. Перфильева Г.М. и др. «Экономика здравоохранения», учебное пособие для студентов «Сестринское дело», М., 2004.121-126

2. Журнал «Экономика здравоохранения», 2010,№2,с.19-26

Домашнее задание:

Основной учебник:с. 20-25; 86-97,105-116,конспект, СР по теме 1 час:

Принципы организации здравоохранения в РФ.

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

Тема: Определение здравоохранения. Здравоохранение – одна из отраслей социальной сферы. Определение предмета экономики здравоохранения

Определение здравоохранения

Медицина – это наука о здоровье и болезнях человека, изучающих их и дающая рекомендации по методам их лечения. Она состоит из двух ветвей: санитарно-профилактической (гигиена) и лечебно-профилактической. Известно три вида медицины – традиционная, народная и нетрадиционная (доказательная или аллопатическая). Виды традиционных медицин – китайская, тибетская и индийская. Для традиционной медицины симптомы говорят о нарушении гармонии человека с окружающей средой и задачей служит восстановление этой гармонии.

Основателем нашей современной доказательной медицины является Парацельс (1490 г). Доказательная медицина – осознанное и осмысленное использование последних достижений науки при оказании медицинской помощи, позволяющее соединить научные данные с опытом врача.Доказательная медицина судит о заболевании по симптомам и, ликвидировав их, считает человека здоровым. Реализуется она у медицинского работника через предпочитаемые им практические приемы, алгоритмы терапии, клинические критерии, протоколы лечения, руководство по клинической практике.

Медицина в обществе и государстве реализуется через систему организации здравоохранения, т.е. лечебной помощи населению.

Здравоохранение – это система общественных и государственных социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на практические действия по сохранению и улучшению здоровья населения.

Общественное здравоохранение – это вид организации здравоохранения, осуществляемого из общественных средств и под контролем общества. В противовес ему существуют частное и страховое виды здравоохранения – т.е. виды организации здравоохранения.

Организация здравоохранения – это система обеспечения населения в медицинской помощи в данной местности или государстве.

Организация здравоохранения тесно связана с понятием – охрана здоровья населения.

Охрана здоровья населения – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на:

– сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека;

Предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья (определение из «Основ законодательства РФ по охране здоровья граждан»1992).

В широком смысле охрана здоровья населения – это общегосударственная и общенациональная задача, это проблема национальной безопасности государства. Как видно из определения, здоровье человека лишь в определенной степени зависит от системы организации здравоохранения. А сама система организации здравоохранения зависит от того, сколько государство может выделить на эти цели – т. е. от экономики здравоохранения.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Отрасль здравоохранения является составным элементом структуры социальной сферы, имея своей целью сохранение и укрепление здоровья населения посредством профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений. Основополагающая роль охраны здоровья как неотъемлемого условия жизни общества признается в Преамбуле и ст.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее Основы), а ст. 2 Конституции РФ закрепляет, что охрана здоровья граждан входит в число наиболее важных обязанностей российского государства. Поэтому охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.

здравоохранение относится к социальной сфере. Однако существует точка зрения, согласно которой здравоохранение – это не социальная сфера, как приучили относиться к ней и население, и правительство, ставя медицину в один ряд с культурой, образованием, спортом, а система жизнеобеспечения, один из важнейших институтов безопасности нации, так как речь идет о поистине самом бесценном в мироздании – здоровье и жизни человека. Следует не согласиться с подобным высказыванием, в подтверждение чего приведем несколько аргументов.

в систему здравоохранения входят лечебные, лечебно-профилактические, научно-исследовательские, санитарно-эпидемиологические, аптечные, родильные, образовательные учреждения, предприятия по производству медицинской техники, лекарств и органы управления здравоохранением. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации обеспечивается государственной, муниципальной и частной системами здравоохранения, развитие которых гарантируется Конституцией. Каждая из систем здравоохранения РФ (государственная, муниципальная и частная) имеет свою структуру, закрепленную в Основах. Рассмотрим их подробнее.

В соответствии со ст. 12 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан к государственной системе здравоохранения относятся:

1) федеральные органы исполнительной власти в области здравоохранения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, Российская академия медицинских наук, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по охране здоровья граждан;

2) находящиеся в государственной собственности и подчиненные федеральным органам исполнительной власти или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, территориальные органы, созданные в установленном порядке для осуществления санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации;

3) медицинские организации, в том числе лечебно-профилактические учреждения; фармацевтические предприятия и организации; аптечные учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти в области здравоохранения, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ведомственные учреждения). При этом к ведомственным учреждениям здравоохранения можно отнести лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Министерств здравоохранения и социального развития субъектов в составе РФ.

Статус ведомственных учреждений в настоящее время недостаточно регламентирован, и наличие подобных учреждений вызывает до сих пор споры в обществе.

К муниципальной системе здравоохранения, в соответствие со ст. 13 Основ, могут относиться органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление управления в сфере здравоохранения, а также находящиеся в муниципальной собственности медицинские, фармацевтические и аптечные организации, которые являются юридическими лицами.

На муниципальном уровне обеспечение охраны здоровья населения осуществляется муниципальными органами управления здравоохранением, которые несут ответственность в пределах своей компетенции. А именно, они несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль качества оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также лиц, занимающимися частной медицинской практикой.

Особенностью муниципального здравоохранения сегодня стало появление в его системе множества новых видов учреждений или структур: дневные стационары, микрополиклиники, дома сестринского ухода, хосписы, подразделения врачей общей практики и др. Одним из ведущих направлений реформирования муниципального здравоохранения явилось смещение акцента со стационарной на менее затратную амбулаторно-поликлиническую помощь.

Перестройка муниципального здравоохранения связана с необходимостью упорядочения (но не ликвидации) ведомственной медицины; правового регулирования статуса медучреждений (сейчас создается много структур с нечетко определенным статусом); решения проблемы обеспечения населения специализированными видами медицинской помощи (по мере расширения практики семейных врачей необходимость в узких специалистах возрастет).

Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства. Здравоохранение рассматривается как государственная система с единством целей, взаимодействия и преемственностью служб (лечебных и профилактических), всеобщей доступностью квалифицированной медицинской помощи, реальной гуманистической направленностью.

Для анализа системы здравоохранения и выявления общих подходов к ее развитию необходимо уточнить основные методологические вопросы, ответы на которые определяют цели и задачи здравоохранительной политики и выбор методов их достижения.

Во-первых, что понимается под системой здравоохранения, какие виды деятельности и институты она включает. Различные понимания системы здравоохранения можно сгруппировать следующим образом:

· все виды деятельности, главная цель которых состоит в продвижении, восстановлении и поддержании здоровья; Чубарова Т.В. Экономика здравоохранения: теоретические аспекты. Научный доклад ИЭ РАН, 2008

· меры, непосредственно направленные на обеспечение здоровья и лечение болезни, то есть система оказания медицинских услуг;

· более широкие меры, направленные на поддержание здоровья, например здоровый образ жизни, охрана окружающей среды;

· некоторые виды деятельности и услуги, которые не имеют первоначальной целью обеспечение здоровья, но оказывают на него существенное косвенное влияние, например образование или жилье.

Таким образом, понимание того, что представляет собой система здравоохранения, может быть различным. Однако чаще всего речь идет о медицинской помощи, и это не случайно, как бы не рассматривалась система здравоохранения -- более узко или более широко, оказание медицинской помощи остается - пока во всяком случае - ее основой. В последнее время появились исследования, которые показывают, что роль медицинской помощи, ее возможности, в связи с развитием новых технологий, значительно увеличились. В связи с этим, появилось понятие «смертей, которые можно избежать» Елизаров В.В. Демографическая политика России: от размышлений к действию. Аналитический доклад Москва, 2008. Это важно, так как обеспечение доступа медицинской помощи - своевременно и качественно -- это задача, которая поддается управлению со стороны государства, в то время как на сферу личной жизни человека влиять гораздо сложнее. Обеспечение доступа к медицинской помощи вместе с развитием системы здравоохранения стало задачей не только социальной, но и политической.

Поэтому принципиальной задачей системы здравоохранения является обеспечение:

· права на охрану здоровья;

· возможности гражданам получить достойную медицинскую помощь качественно и своевременно.

Понимание охраны здоровья как системы требует реализации комплексного подхода в здравоохранительной политике. Достаточно часто речь идет о ее отдельных элементах, например об организации медицинских учреждений или используемых способах финансирования. Это связано и с традиционным административным делением: обычно в Министерстве здравоохранения существуют отдельные подразделения, занимающиеся этими вопросами. Но такой подход игнорирует реальную ситуацию, в которой здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими. Это тем более важно в современных условиях, когда все большее внимание уделяется общему функционированию системы здравоохранения с акцентом на результат, удовлетворение потребностей потребителя и высокое качество обслуживания.

Система здравоохранения становится органическим элементом существующего экономического пространства. Одновременно здравоохранение становится отраслью, которая потребляет огромное количество материальных и трудовых ресурсов. Причем объемы потребления этих ресурсов увеличиваются достаточно высокими темпами.

В обществе, с одной стороны, значительно возрастают объемы оказываемых населению медико-профилактических услуг, с другой -усиливается роль и значение системы здравоохранения как крупной отрасли экономического пространства, имеющей множественные связи и отношения в общей производственно-социальной структуре государства.

Во-вторых, в основе построения каждой системы лежат определенные принципы, которые в конечном итоге определяют ее структуру, цели и задачи, позволяют оценить результат работы. Одним из основополагающих принципов в здравоохранении является такая категория как доступ.

Под доступом понимается возможность гражданином получить необходимый набор медицинских услуг в соответствии с потребностью. Доступ имеет различные аспекты, среди которых обычно выделяют территориальный, финансовый и культурный. Полтерович В.М., Старков О.Ю. Человек в мире экономики: социальная проекция программы развития России Москва, 2009. При этом даже если в стране поставлена политическая задача - обеспечить всеобщий доступ населения, ее практическое воплощение может столкнуться с серьезными трудностями: существуют барьеры, которые препятствуют ее реализации. Доступ подразумевает отсутствие финансовых барьеров в получении медицинской помощи, наличие адекватного предложения медицинских услуг, отсутствие дискриминации по социальным характеристикам. Важным фактором является и удовлетворенность пациентов полученной медицинской помощью. В качестве основных показателей доступа специалисты выделяют долю населения, охваченную системой здравоохранения; содержание набора предоставляемых услуг; наличие так называемого разделения расходов; географические, организационные барьеры и уровень использования доступных услуг.

Рассмотрение проблемы доступа населения к медицинской помощи имеет ряд методологических трудностей. Прежде всего, насколько высокий уровень заболеваемости и смертности обусловлен проблемами с доступностью медицинской помощи. Если был бы обеспечен доступ, и медицинская помощь была бы получена вовремя, то какие были бы результаты.

Деятельность системы здравоохранения в современных условиях не может ограничиваться только лишь внутриотраслевыми проблемами. Современное состояние здоровья населения требует усиления межотраслевой координации, особенно в вопросах формирования здорового образа жизни и улучшения качества социальной, психологической и окружающей среды. При этом население недостаточно информировано и не принимает активного участия в управлении системой здравоохранения. Кучеренко В.З. Реформирование здравоохранения в мире как общественный процесс // Проблемы управления здравоохранением 2008, №4

Сегодня более 30 отраслей общественного хозяйства прямо или косвенно связаны со сферой здравоохранения. Это, к примеру, медицинская промышленность, капитальное строительство, фармацевтическая промышленность, приборостроение, специальные отрасли текстильной, пищевой промышленности, машиностроение, транспорт и др.

В процессе перехода России к рыночной экономике сформировалась отрасль - экономика здравоохранения. Возникновение данной отрасли обусловлено:

· формированием здравоохранения как крупнейшей отрасли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на медицинские услуги;

· необходимостью рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;

· особым местом здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;

· повышением экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект Шейман И.М. Экономика здравоохранения. Учебное пособие. Москва, 2008.

Традиционные классические отношения врача и пациента в отечественной системе здравоохранения стали наполняться экономическим содержанием. Это, в свою очередь, позволяет рассматривать эти отношения с позиции производства и потребления медицинских услуг, то есть с позиций своеобразного обмена, присущего рыночным отношениям. Новый хозяйственный механизм в системе здравоохранения, система обязательного медицинского страхования, широкое обсуждение в научной литературе введения платежей пациентов при получении ими медицинской помощи - все это активно акцентирует внимание на материальных стимулах медицинской деятельности. Введение подобных экономических форм взаимоотношений между субъектами системы здравоохранения в определенной степени способствует формированию у медицинских работников и пациентов убеждений и мотиваций на адекватное финансовое покрытие медицинских услуг Бояринцев Б.И. Рынок и здравоохранение // Экономика здравоохранения 2006, № 2.

Реформируемая, а тем более в перспективе окончательно сформированная, система здравоохранение в целом, составляющие ее субъекты и их отношения не должны входить в противоречия, как с общими конституционными основами государства, так и с конституционными гарантиями прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. При возникновении и вскрытии таких возможных противоречий необходимо привести систему здравоохранения и, в частности, внешние и внутренние формы и отношения ее субъектов, в соответствие с основополагающими условиями общественной среды. В этом смысле, построение потребной модели здравоохранения является процессом в высокой степени активным, а свободное развитие такой системы становится в определенной степени регулируемым процессом.

Такое правовое регулирование форм и методов оказания медицинской помощи и предоставления медицинских услуг в соответствии с определенными основополагающими законодательными нормами, по существу должно отображать объективную сущность и современное состояние социально-экономической системы, обеспечивающей охрану здоровья населения. Концептуальное очерчивание такой системы, придание ей формы, соответствующей определенным целям, вскрытие и понимание объективной сущности - приближает становление новой парадигмы здравоохранения и в тоже время предопределяет построение адекватной модели правовых характеристик. Тогунов И.А. Типология систем здравоохранения // Медицинский журнал справочник medasia ru. Народные методы лечения.

Понимание сущности исследуемой системы здравоохранения, как одной из социально-экономических структур государственного устройства, построение адекватных этому пониманию моделей, в том числе и правовой, является действенным механизмом формирования самой системы. Организационно-правовая среда активно формирует структуру и определяет сущность здравоохранения, как системы.

Система управления здравоохранением должна обеспечивать получение гражданами качественной медицинской помощи наиболее эффективными способами, проведение профилактической работы с достижениями реальных конечных результатов, действенный санитарно-эпидемиологический надзор. Система управления здравоохранением должна быть основана на оценке качества и преимущественно экономических методах управления и контроле за выполнением положений действующего законодательства и конечных результатов работы всех участников системы. Семенова В.Г., Варавикова Е.А. Необходимость нового подхода к определению приоритетных проблем здоровья населения России //Обозреватель (Еженедельник РАУ-Корпорации). 2007. № 11

Исследуя отечественную систему здравоохранения, функционирующую в реалиях социально-экономической трансформации общества и в условиях реально действующего правового поля, Найговзина Н.Б. и Ковалевский М.А. вскрывают множество противоречий между действительной формой и сущностью самой системы здравоохранения и положениями текущего законодательства. Авторами не безрезультатно предпринимаются попытки снять эти противоречия, путем отказа от объектного и организационного подхода в определении здравоохранения.

Предлагается следующее содержание данного понятия: «система здравоохранения - это система отношений, имеющих целью охрану здоровья человека, а ее современная форма в нашем государстве представляется как государственно-муниципальная (публичная) система здравоохранения Российской Федерации» Найговзина Н.Б. и Ковалевский М.А. Системы здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. Москва, 2005. В дальнейшем авторами правовая модель системы строится и обосновывается, исходя не из сущности отношений, а из классического структурирования системы и представляется в форме определенных уровней (подсистем):

· подсистемы здравоохранения федерального уровня,

· подсистемы здравоохранения уровня субъектов Российской Федерации,

· подсистемы здравоохранения уровня муниципальных образований.

Как показывает изучение литературных источников, опираясь на подобный принцип, заключающий в основе своей структурную, формообразующую сущность, строятся многие известные типологии систем здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения относятся Министерство здравоохранения Российской Федерации, министерства здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Российская академия медицинских наук, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, которые в пределах своей компетенции планируют и осуществляют меры по реализации государственной политики Российской Федерации, выполнению программ в области здравоохранения и по развитию медицинской науки. К государственной системе здравоохранения также относятся находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

В государственную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» №5487-I от 22.07.1993г (посл. ред. ФЗ от 30.12.2008 № 309-ФЗ)

Предприятия, учреждения и организации государственной системы здравоохранения независимо от их ведомственной подчиненности являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим законодательством, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации, органов управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

К муниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управления здравоохранением и находящиеся в муниципальной собственности лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории.

Финансирование деятельности предприятий, учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» №5487-I от 22.07.1993г (посл. ред. ФЗ от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.

В частную систему здравоохранения входят лечебно-профилактические, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Деятельность учреждений частной системы здравоохранения осуществляется в соответствии с настоящим законодательством, другими актами законодательства Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации, министерств здравоохранения республик в составе Российской Федерации и органов местного самоуправления.

На основании изложенного можно сделать вывод, что система здравоохранения в России существует на основании ряда законодательных актов, призванных обеспечить ее целостность, комплексность и качество стандартов оказания медицинской помощи. Возможно, иногда в коридоре своей районной поликлиники мы получаем совсем иное представление о действии системы охраны здоровья в нашей стране, но нам необходимо понимать, каковы же требования государства на самом деле и в чем они могут быть нарушены.

Только правовая информированность обеспечит правовую культуру и возможность добиться реализации своих законных требований и ожиданий.

Проблемы, накопившееся в здравоохранении России, вызывают серьезную обеспокоенность в обществе, практически сформировался консенсус по поводу того, что в этой области необходимы существенные перемены. Рубенштейн А.Я.Социальная политика в контексте «Нормативной теории государства». Москва, 2009 Об этом свидетельствуют как объективные, так и субъективные показатели, характеризующие такие параметры системы здравоохранения России, как - состояние здоровья населения; - состояние собственно системы здравоохранения; - оценка населением состояния своего здоровья и его отношение к системе здравоохранения вообще и реформам в частности.

Таким образом, в настоящее время система здравоохранения России сталкивается как со специфическими проблемами, обусловленными особенностями ее социально-экономического развития, так и с общими проблемами, возникающими в области обеспечения здоровья населения и имеющими глобальный характер.

Определение здравоохранения. Здравоохранение как одна из отраслей социальной сферы.

Здравоохранение – это сложная система социально-экономических и медицинских мероприятий, имеющих целью сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом.

Понятие «здравоохранение» входит в понятие «медицина», как ее социальная, организационная, нормативная функция. Следовательно, здравоохранение должно квалифицироваться как общественная, социальная функция медицины и всего общества, государства. Т.е. здравоохранение – это социальная функция общества и медицины по охране и укреплению здоровья.

Эффективность здравоохранения - это показатели, отражающие степень достижения намеченных целей по повышению здоровья населения. Различают следующие виды эффективности здравоохранения:

социальную, которая оценивается числом сохраненных жизней, числом увеличения лиц экономически активного возраста за счет снижения заболеваемости, инвалидности и смертности;

медицинскую , которая оценивается показателями здоровья населения, качества медицинской помощи в области профилактики, диагностики и реабилитации при наименьших трудовых, материальных и финансовых затратах;

экономическую - это оптимизация затрат на медицинское обслуживание, экономическое обоснование мероприятий по охране здоровья, экономический анализ использования средств в здравоохранении, достижение лучшего результата при минимальных затратах финансовых и трудовых резервов.

Здравоохранение как система.

Система здравоохранения – это суперсистема (система городского, сельского, ведомственного здравоохранения, система охраны материнства и детства, система специальных служб). Она связана с различными подсистемами, например с социальной защитой и т.д.

В России вплоть до 1917 года не было единой общегосударственной системы здравоохранения. Делом охраны общественного здоровья занимались многие ведомства и учреждения. Попытки Временного правительства создать общенациональный орган здравоохранения были безуспешными.

В 1918 году был учрежден Народный Комиссариат здравоохранения. Первым наркомом назначен И.А. Семашко.

На 1 съезде медико-санитарных отделов были приняты принципы здравоохранения нового общества: государственный характер, плановое развитие, единство, санитарная самостоятельность населения – его активное участие в здравоохранении и, прежде всего профилактическое направление.

Надо отметить, что системы здравоохранения были и остаются ограниченными – не представляют равноправное обеспечение медицинской помощью.

Правительство России осуществляет федеральную государственную политику в области охраны здоровья.



В соответствии с «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» действуют три уровня системы здравоохранения:

1. Государственная система здравоохранения РФ.

К государственной системе здравоохранения относятся:

Министерство здравоохранения РФ, министерства здравоохранения республик в составе РФ;

Органы управления здравоохранением автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Российская академия наук, Государственный комитет санитарно-эпидемического надзора РФ;

Находящиеся в государственной собственности и подчиненные органам управления государственной системы здравоохранения, образовательные учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники, учреждения и организации.

2. Муниципальная система здравоохранения .

К муниципальной системе здравоохранения относятся:

Муниципальные органы управления здравоохранения;

Находящиеся в муниципальной собственности ЛПУ и научно-исследовательские учреждения, фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на правах оперативного управления.

3. Частная система здравоохранения.

К частной системе здравоохранения относятся:

ЛПУ и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью;



ЛПУ, аптечные, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Структура органов здравоохранения.

1. Поликлиника - это лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для проведения профилактической работы среди населения, оказания медицинской помощи больным на дому, лечебно-диагностического обслуживания населения, экспертизы временной нетрудоспособности.

От амбулатории отличается более значительным объемом деятельности и возможностью оказания специализированной помощи по многим врачебным специальностям.

Показатели работы поликлиники :

Структура посещений по специальности;

Динамика посещений, распределение посещений по виду обращений, по месяцам, дням недели, часам дня;

Объем помощи на дому, структура посещений на дому, активность врачей по помощи на дому;

Соотношение первичных и повторных посещений на дому.

С целью улучшения организации работы поликлиники необходимо провести анализ интенсивности потока больных, правильно организовать врачебный график приема больных, обеспечить четкую работу регистратуры, поднять дисциплину персонала.

Диспансеризация - это метод динамического наблюдения за состоянием здоровья граждан, предусматривающий сочетание, как профилактических мер, так и выявление ранних стадий заболеваний и состояний «предболезни»; своевременную лечебную коррекцию имеющихся нарушений с целью восстановления здоровья, исключения прогрессирования заболевания или возникновения осложнений, могущих обусловить наступление инвалидности.

Необходимо проводить в поликлинике следующие виды медицинских осмотров для работающего населения, состоящего под диспансерным наблюдением:

При поступлении на работу – предварительные осмотры;

В период работы - периодические осмотры,

Целевые осмотры - на выявление заболеваний определенной нозологии.

2. Больничные учреждения .

Это: республиканские больницы, областные больницы, городские многопрофильные и центральные районные больницы, сельские участковые больницы.

Больница - это лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее населению квалифицированную специализированную медицинскую помощь: стационарную, поликлиническую, врачебную помощь на дому, скорую и неотложную помощь, медико-социальную помощь и осуществляющая различные виды профилактической работы.

Задачи стационарной медицинской помощи: круглосуточное наблюдение за больным, квалифицированное диагностическое обследование, проведение лечебных мероприятий на высоком профессиональном уровне.

Показатели работы стационара:

Среднее число дней работы койки;

Среднее число занятых и свободных коек;

Оборот койки;

средние сроки пребывания больного в стационаре.

3. Стационар на дому - это современная форма оказания стационарной помощи больным с острыми и хроническими заболеваниями, состояние которых не требует госпитализации. Штаты и режим работы устанавливаются руководителем учреждения индивидуально в зависимости от потребности населения в этом виде помощи, объема и профиля работы.4. Дневной стационар - это форма оказания стационарной медицинской помощи больным с острыми или хроническими заболеваниями, состояние которых не требует круглосуточного наблюдения и лечения. Он может быть организован как в поликлиниках, так и в больницах. Финансирование предусматривается в смете учреждения, в составе которого организован дневной стационар.

5. Госпиталь для ветеранов войны - э то госпиталь предназначенный для оказания медицинской помощи, сохранения здоровья и реабилитации инвалидов и участников войн. Финансирование осуществляется из территориальных бюджетов и предусматривает повышенные нормы ассигнований. Дополнительное финансирование осуществляется из территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

6. Фельдшерско-акушерский пункт - ФАП является важным звеном в проведении профилактических мероприятий и оказании доврачебной медицинской помощи населению на сельском врачебном участке. ФАП может быть организован в сельском населенном пункте при числе жителей от 300 человек и более и расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км.

Основные задачи :

Проведение под руководством врача профилактических и противоэпидемических мероприятий;

Воспитание у населения навыков здорового образа жизни (валеологии);

Проведение патронажа детей и беременных женщин;

Выполнение врачебных назначений по лечению больных в полном объеме;

Оказание доврачебной медицинской помощи при травмах, отравлениях, неотложных состояниях, острых и обострении хронических заболеваний;

Своевременное направление больных к врачам.

7. Детский дом - это государственное воспитательное учреждение (дошкольное или школьное) для детей-сирот, детей одиноких матерей или нуждающихся в помощи государства. В ведении Министерства социального обеспечения имеются также детские дома для детей-инвалидов.

8. Дом – интернат - это учреждение специального типа, предназначенное для оказания медико-социальной, педагогической, психологической и других видов помощи социально незащищенным группам населения в стационарных условиях.

9. Дом ребенка - это государственное учреждение, предназначенное для воспитания детей со дня рождения до 3 лет. В дом ребенка принимают сирот, детей одиноких матерей, детей, родители которых лишены родительских прав или отбывают наказание. Детям неизвестных родителей присваивают фамилию, имя, отчество и регистрируют в Загсе на основании акта о приеме.

Современные системы здравоохранения .

Все современные системы здравоохранения в зависимости пропорционального участия в финансировании здравоохранения государства, населения можно разделить на 3 группы.

1. Преимущественно государственная (бюджетно-страховое здравоохранение) - общественная система (наиболее выражена в Великобритании, Италии). Впервые в мире добровольное медицинское страхование появилось в Великобритании. Страховые взносы собираются в виде обязательного налогообложения. Распределением средств занимается государственно-административные организации, а не частные страховые компании.

2. Преимущественно страховая система . Бисмарк впервые в мире предложил в Германии обязательное медицинское страхование (модель Бисмарка). Наиболее полно и четко представлена в Германии, Франции, Японии. Доля государственных дотаций значительная. Частные компании действует в рамках установленных законов и инструкций.

3. Преимущественно частная система (частно - страховая система здравоохранения), наиболее характерна для здравоохранения в США (частный сектор представлен 30%). Чрезвычайно развито добровольное медицинское страхование. Государство оплачивает до 50% расходов на медицинскую помощь престарелым, бедным и другим незащищенным группам населения, а так же оплачивает общественные противоэпидемические и профилактические мероприятия.

Современные системы здравоохранения лишь «преимущественные», так как нигде нет «чистой» системы, без элементов других систем. Все системы имеют и свои достоинства и недостатки. Выбор системы обусловлен спецификой экономической системы, существующей в стране: это отношение собственности. Главным отличием этих систем является уровень централизации.

В России действует модель Семашко. В России не смотря на введение обязательного, социального медицинского страхования и создание общественной модели здравоохранения с бюджетно-страховой медициной, большая часть средств поступает из государственного бюджета и ресурсов субъектов Федерации. То есть у нас смешанная система здравоохранения.

Отраслевая структура государственной системы здравоохранения .

Здравоохранение, как система лечебно-профилактических, противоэпидемических, реабилитационных медицинских мер, учреждений государственной и муниципальной собственности имеет отраслевую структуру:

Министерства и органы управления здравоохранением всех уровней;

Лечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения;

Фармацевтические предприятия и организации;

Санитарно-профилактические учреждения;

Учреждения судебно-медицинской экспертизы;

Службы материально-технического обеспечения;

Предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации.

1. Лечебно-профилактические учреждения (амбулаторно-поликлинические, больницы, диспансеры и др.)

2. Учреждения охраны материнства и детства.

3. Учреждения санитарно-эпидемиологической службы.

4. Учреждения медицинского образования (высшие и средние) и научно-исследовательские учреждения.

5. Аптечные учреждения и предприятия медицинской и фармацевтической промышленности.

6. Санаторно-курортные учреждения.

7. Учреждения патологоанатомической, судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы.

8. Органы и учреждения системы обязательного медицинского страхования (ОМС)

3. Принципы развития здравоохранения в СССР .

1. Всеобщность (социальная справедливость – 1978 г. Алма-атинская конференция провозгласила «Здоровье для всех к 2000 году»).

2. Профилактическая направленность (у нас никогда не выполнялось, только медицинские осмотры).

3. Экономическая эффективность (новый принцип) трудно выполнимый, так нет точного определения здоровья, нет критерия эффективности здравоохранения. Государственную систему здравоохранения мало волнует данный принцип, так как они сидят на финансовых потоках.

4. Единство науки и практики (наука должна идти впереди).

Важнейшим документом ВЦИК стал декрет «О страховании на случай болезни», который передавал все медицинские учреждения разных ведомств больничным кассам, обязывал кассы оказывать помощь застрахованным рабочим, служащим бесплатную медицинскую помощь.

С 1948г. осуществлялась реформа, направленная на перестройку структуры организации здравоохранения (объединение больниц и поликлиник, создание в районах так называемых ЦРБ, объединенных больниц, изменение подчиненности СЭС – они становились самостоятельными).

В 1986 году в Канаде (г. Оттаве) на международной конференции был принят документ «Хартия здоровья», в котором была выдвинута идея «промоции здоровья» - продвижения здоровья, т. е. повышение качества самой жизни. Главная составляющая – достойный материальный уровень, который создаст условия для развития личности, ее свободы.

У нас сейчас в здравоохранении положение такое, какое в развитых странах было в 50е годы. Мы шли по экстенсивному пути, т.е. наращивание количества коек, врачей, и считали, что это позволит достигнуть высокого качества медицинской помощи.

4. Проблемы в России, которые тормозят реформирование здравоохранения .

1. Уменьшение участия государства в управлении здравоохранением (децентрализация).

2. В стране нет опыта государственного регулирования (государственный аппарат не владеет методами экономического управления).

3. Проблема здоровья не выдвинута на первый план ни со стороны государства, так и со стороны конкретного человека.

5. Основные направления реформирования здравоохранения в России .

Сохранение государственного, бюджетного сектора здравоохранения;

Создание системы страховой медицины;

Развитие медицинских учреждений, основанных на различных формах собственности (государственной, муниципальной, частной);

Создание механизма эффективного управления отраслью;

Внедрение экономических методов управления;

Реструктуризация учреждений здравоохранения (коечной сети, расширение стационарзамещающих форм оказания медицинской помощи и повышение роли амбулаторно-поликлинических учреждений в оказании медицинской помощи населению).