План – характеристика - ЭГП: экономико-географическое положение. Экономико-географическое положение (ЭГП)

ЭГП - аббревиатура, расшифровывается как экономико-географическое положение . Понятие “экономико-географическое положение” ввел в науку Н.Н.Баранский. ЭГП – это отношение любого места, к вне его лежащим данностям, которые имеют какое либо экономическое значение; положение любого социально-экономического объекта в системе конкретной территории и институтов общества; комплекс пространственных и социально-экономических отношений и отношение к другим объектам этого вида; отношений существующих для рассматриваемого объекта и только прогнозируемых. Термин экономико-географическое положение, часто применяется в науке, для оценки какого-либо места страны (региона, города, поселка) на мировой карте и экономике и для определения отношения любого географического объекта к другим объектам расположенным вне его. Применяется он, для всех субъектов хозяйственной деятельности и таксонов (обычно так называется группа в классификации, состоящей из множества объектов, объединенных на основании общих свойств и признаков) в пространственной иерархии (страны, района, населённого пункта, и т.п.) и по отношению к внешним признакам и объектам. Которые имеют для его возникновения и генезиса (развития) важное экономическое значение. Попросту, это все то, что может повлиять на экономическое развитие страны, района, деревни или города, извне и внутри этого объекта.

Оценка, экономико-географического положения объекта , прежде всего, зависит от близости к путям к путям (транспортным артериям и развязкам), рынкам сбыта, и крупным центрам. Но также зависит и от: физико- и экономико-географического положения (природы, климата, водных ресурсов, растительного и животного мира, экономических показателей), его близости или удаленности от источников энергии, сырья. Т.е. учитывается состав и богатство природных ресурсов, количество полезных ископаемых, и разработанность, растительность, почва, животный мир, горно-промышленные, водохозяйственные ресурсы и т.д. Количества и масштабов населенных пунктов (и населения вообще, т.е. трудовых ресурсов), формы хозяйственной деятельности, территориальной структуры расселения, а также политики и формы правления и т.д.. Экономико-географическое положение объекта может быть благоприятным или неблагоприятным. Благоприятное ЭГП - потенциал успешного хозяйственного развития, а неблагоприятное, соответственно наоборот, не дает перспективы для роста. А степень его развития и темпы зависят от конкретных исторических и социально-экономических условий.

Можно выделить потенциальное и настоящее (реализованное) экономико-географическое положение . Потенциальное экономико-географическое положение может относиться к любому неосвоенному месту (ареалу). К примеру, к устью Невы до основания на ней города Санкт-Петербурга. А реализованное ЭПГ, воссоздает историческую последовательность использования экономико-географического положения в различных социально-экономических условиях. Для экономико-географического положения характерно периодическое изменение оценок его состояния, по мере того, как появляются изменения в географическом разделении труда и развитии научно-технического прогресса. В особенности изменения в области транспорта, связи, строительства ГЭС (гидроэлектростанций), освоением новых областей и разработкой новых месторождений. Наиболее крупные и заметные изменения в экономико-географическом положении связаны с эпохой Великих географических открытий, освоением Америки, развитием железнодорожного и автомобильного транспорта.

Для подробной оценки экономико-географического положения проводят отдельный анализ его основных составляющих, главным образом, политико-географического и транспортно-географического положения. Транспортно-географическое положение определяется, в первую очередь, уровнем доступности других объектов. Но только тех объектов, которые имеют для данного экономико-географического положения экономическое значение. Доступность может измеряться прямыми транспортными издержками, стабильностью и надёжностью работы транспортных систем и отсутствием различных барьеров (барьеры могут и политические). С ним тесно связано политико-географического положение, а именно: возможность установления экономических связей для реализации выгод экономико-географического положения, режим таможен и пошлин, а также возможные внешние опасности и угрозы. Но есть еще и ресурсно-географическая, агро-географическая, демо-географическая, сбыто-географическая составляющая. Их звенья, мы уже указали выше. Чаще всего, в пространственном отношении выделяют центральное и глубинное (периферийное) положение. Для городов Н.Н.Баранский выделил микро–, мезо– макроположение. Микроположение это отношение с ближайшим ареалом, обычно измеряется двухчасовой транспортной доступностью, мезо положение в регионе, макроположение положение в масштабах всей страны.

Для измерения экономико-географического положения применяют модели пространственного взаимодействия. Моделирование и прогнозирование дает представление о динамике в терминах показателей и пространственное распределении этих показателей.

Литература.
1)Барановский Н.Н Краткий курс экономической географии: Вып. 1: Общие понятия. Очерк мирового хозяйства: Учеб. пособие для совпартшкол и рабфаков- Л.: Гиз, 1928
2)География. Современная иллюстрированная энциклопедия /Под ред. проф. А. П. Горкина. -М.: Росмэн- Пресс,2006.
3) Краткий географический словарь.Yourdon E. N. 2008.

На этом сайте, Вы, можете найти, как ЭГП, различных стран, например.

Великобритания (Объединенное Королевство)- островное государство, большая часть территории которого расположена на двух крупных островах, разделенных водами Ирландского моря. Общая площадь Великобритании составляет 244 017 кв. км. Население Великобритании - 58 395 тысяч человек.

Официально страна называется Объединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. В его состав входят четыре страны: Англия, Шотландия и Уэльс, расположенные на острове Британия, и Северная Ирландия. Последняя расположена на одном острове с Независимой Республикой Ирландия. Таким образом, общую сухопутную границу Великобритания имеет только с Ирландией.

Британские острова лежат у северо-западного побережья Европы. Британские острова окружены множеством мелких островов. На юго-западе от острова Британия расположены острова Силли, а к Северу от Уэльса - остров Англси. На западном и северном побережьях Шотландии расположены многочисленные мелкие острова, входящие в состав Великобритании. Наиболее важными из них являются Оркнейские Шетландские острова.

С запада Великобритания омывается водами Атлантического океана, а с востока - водами Северного моря.

С юга Великобритания граничит с Францией - ближайшим и наиболее развитым соседом, имеющим с ней общие водные границы. Наименьшее расстояние до северного побережья Франции - пролив Дувр, но основное сообщение между государствами осуществляется через пролив Ла-Манш, называемый британцами «Английский канал», по дну которого в конце двадцатого века был проложен туннель для скоростного железнодорожного сообщения. До этого сообщение между двумя странами осуществлялось водным или воздушным путем.

Также наиболее близкими соседями Великобритании являются Бельгия и Нидерланды, значительно дальше расположены Дания, Германия, Норвегия.

Таким образом, ЭГП Великобритании является одновременно соседским и приморским, что крайне выгодно для экономического развития страны, хотя, несомненно, имеет определенные минусы в стратегическом и военном отношении.

Административная карта Великобритании неоднократно менялась, т.к. присоединение стран, составляющих Объединенное королевство, длилось веками. Каждое некогда независимое государство имеет свою столицу или административный центр. Официальной столицей Великобритании является Лондон, поскольку объединение земель происходило вокруг Англии.

В восемнадцатом - девятнадцатом веках Великобритания, будучи на первом месте в мире по уровню развития экономики, создала колоссальную колониальную державу, занимавшую почти четверть территории планеты. К Британским колониям относились Индия, Пакистан, Афганистан, Канада, Австралия, Новая Зеландия и значительная часть Африки. В двадцатом веке Английские колонии стали независимыми государствами, но многие из них входят в Британское Содружество, возглавляемое Британским монархом. В 1921 году южная часть Ирландии отделилась от Великобритании и стала независимым государством.

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

положение региона или страны относительно других объектов, имеющих для него экономическое значение. Э.-г. п. - категория историческая, может измениться в связи со строительством ж. д. или электростанции, началом разра­ботки месторождения полезного ископаемого.

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .

Эконо́мико-географи́ческое положе́ние

географическое положение любого субъекта хозяйственной деятельности или таксона пространственной иерархии (населённого пункта, района, страны и др.) по отношению ко вне его расположенным данностям, имеющим экономическое значение для его возникновения и развития. Выделяется потенциальное и реализованное экономико-географическое положение. Первое может относиться к любому неосвоенному ареалу, напр. устью р. Невы до основания Санкт-Петербурга. Второе отражает исторический процесс использования экономико-географического положения в разных социально-экономических условиях. Для самого экономико-географического положения также типично изменение его оценок по мере сдвигов в географическом разделении труда и развития научно-технического прогресса в области транспорта и связи. Наиболее значительные перемены в экономико-географическом положении связаны с эпохой Великих географических открытий , освоения Америки, развития ж.-д. и автомобильного транспорта и т. п. Для детальной оценки экономико-географических положений проводят отдельный анализ его осн. составляющих, прежде всего транспортно-географического и политико-географического положения. Первое определяется степенью доступности других объектов, имеющих для данного экономико-географического положения экономическое значение; эта доступность может измеряться прямыми транспортными издержками, надёжностью функционирования транспортных систем, отсутствием разного типа барьеров. С политико-географическим положением тесно связаны сами возможности установления экономических связей для реализации выгод экономико-географического положения, режим таможен и пошлин, внешние опасности и угрозы. В пространственном аспекте обычно выделяют центральное и периферийное положения. Для городов традиционно выделяют микро– (отношения с ближайшим ареалом – двухчасовой транспортной доступности), мезо– (положение в регионе) и макроположение (в масштабах всей страны). Для измерения экономико-географического положения применяют модели пространственного взаимодействия (потенциала поля расселения и др.).

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Смотреть что такое "ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ" в других словарях:

    Положение месторождения, предприятия, города, района, страны или иного экономико географического объекта по отношению к прочим экономико географическим объектам, имеющим для него хозяйственное значение. Оценка ЭГП объекта зависит от его положения … Финансовый словарь

    - (ЭГП) это отношение объекта города, района, страны к вне его лежащим объектам, имеющим то или иное экономическое значение, все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому). Другими словами,… … Википедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Положение какого либо пункта или иного объекта на земной поверхности по отношению к другим территориям или объектам; относительно поверхности Земли географическое положение определяется с помощью координат. Различают географическое положение по… … Энциклопедический словарь

    Положение какого либо пункта или ареала земной поверхности по отношению к территориям или объектам, находящимся вне этого пункта или ареала. Под Г. п. в математической географии понимается широта и долгота данных пунктов или местности, в… …

    Положение города, района (региона) или страны по отношению к транспортной сети, сети транспортных узлов и потоков. Особенности положения экономико географических объектов определяются характером территориального охвата (выделяют макроположение,… … Географическая энциклопедия

    Чили. Экономико-географический очерк - Добыча железной руды на месторождении Альгарробо (провинция Уаско). Чили. Экономико географический очерк Общая характеристика экономики. Ч. относится к числу относительно развитых латиноамериканских стран. Она стоит на 5 м месте в Латинской… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    Экономико географическое положение ЭГП 6 энергетический гетерогенный петлевой реактор 6 петель циркуляции теплоносителя … Википедия

    Экономическая и социальная география, общественная наука, изучающая закономерности территориального размещения общественного производства, условия и особенности его развития и размещения в различных странах и районах. Предмет исследования … Большая советская энциклопедия

    Луганська область Герб (описание) … Википедия

Книги

  • Географическое положение и территориальные структуры. Памяти И. М. Маергойза , . Сборник посвящен памяти выдающегося советского экономико-географа Исаака Моисеевича Маергойза. Свое имя - ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ -сборник получил от двух…

Зарубежная Европа имеет несколько характерных черт, определяющих ее экономико-географическое положение. Она занимает обширную территорию, простираясь с юга на север на 5 тыс. кв. км, а с запада на восток – на 3 тыс. км.

Основные черты экономико-географического положения Зарубежной Европы

Эгп Зарубежной Европы определяется двумя факторами. Первый из них – это соседское положение стран относительно друг друга. В Зарубежной Европе преобладают небольшие по своей площади государства, которые либо разделены незначительными расстояниями, либо имеют непосредственные границы. Эти границы обычно проходят по таким природным рубежам, которые не представляют преград для транспортного соединения, благодаря чему транспортные связи между европейскими странами развиты очень хорошо.

Бельгийцы шутят, что на скоростном поезде их страну можно нечаянно пропустить и выйти в соседнем государстве. И в этой шутке есть доля истины – чтобы пересечь эту европейскую страну, достаточно двух часов.

Рис. 1. Бельгийский скоростной поезд.

Второй фактор, определяющий экономико-географическое положение Зарубежной Европы – это приморское положение большинства входящих в нее государств. Они обычно располагаются вблизи оживленный морских путей, которые “владычицы морей”, как правило, сами и прокладывали еще в эпоху Великих географических открытий. И если в восточной части региона нет страны, которая была бы удалена от моря более, чем на 600 километров, то в западной эта цифра еще меньше. Таким образом, эгп стран Зарубежной Европы определяется и их близостью к морским просторам. Есть государства, которые не зря называют “дочерьми морей” – без флота и сопутствующей инфраструктуры их просто невозможно представить. Это и Италия, и Великобритания, и скандинавские страны, и Португалия, и Испания.

Рис. 2. Порт в Ливерпуле.

Основная территория Зарубежной Европы, на которой проживает 9/10 всего населения, удалена от моря не более, чем на триста километров.

Другие факторы

Характеристика Зарубежной Европы не исчерпывается двумя описанными выше главными чертами. Следует отметить и ее выгодное положение для контактов не только внутреннего, но и внешнего характера. Зарубежная Европа не только располагается на стыке с Африкой и Азией, но и не зря называется “большим полуостровом Евразии” – она далеко выдвинута в океан. Это обеспечивает высокий уровень импорта производимых товаров по всему миру.

С географической точки зрения этот регион обычно делят на четыре части – северную, западную, южную и восточную, но экономическая карта выглядит совсем иначе и основывается на расположении источников сырья, сложившихся между странами торговых связях и уровне промышленного развития. Согласно ей Зарубежная Европа также разделена на четыре части по своим особенностям – высокоразвитую, старопромышленную, аграрную и нового освоения.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 3. Завод в Эльзасе.

Урбанизация Зарубежной Европы

Значительная часть населения региона проживает в городах – есть страны, урбанизированные более чем на 80%, что можно узнать из учебника за 11 класс. Классификация городов основывается на разных признаках – от численности населения до экономико-географического положения. Крупные европейские города имеют общую ЭГХ – они являются многофункциональными, сочетая в себе роли промышленного центра, культурного и экономического полиса и имея развитое транспортное сообщение, как внутреннее, так и внешнее.

Что мы узнали?

Какие две характерные черты определяют экономико-географическое положение Зарубежное Европы – это соседское положение стран относительно друг друга и приморское или близкое к морю расположение большинства государств. Уточнили, как определить, на какие части этот регион разделяется по географическому признаку и по уровню развития промышленности. Получили общие данные об уровне урбанизации этой части мира, выгодах его расположения и экономических преимуществах. Кроме того, получили информацию, почему географическое положение региона способствует развитию импорта, и на стыке каких частей света он расположен.

Экономико-географическое положение как фактор размещения

Экономико-географическое положение (ЭГП) – одно из важных понятий экономической и социальной географии, широко используемое и в учебной географии. Большой вклад в его формирование внесли Н. Н. Баранский, И. М. Маергойз, Ю. Г. Саушкин, некоторые другие ученые.

Согласно Н. Н. Баранскому, экономико-географическое положение есть отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим объектам («данностям»), имеющим то или иное экономическое значение, – будь то объекты природного порядка или объекты, созданные в процессе хозяйственной деятельности человека. По Баранскому, ЭГП – историческая категория, изменяющаяся во времени. У него также есть стыки с физико-географическим положением, так что «китайской стены» между ними возводить не следует.

Экономико-географическое положение может быть общим (интегральным) и покомпонентным. Различают четыре вида интегрального ЭГП: 1) центральное, 2) периферийное, 3) соседское, 4) приморское положение.

Центральное положение, как правило, приносит значительные выгоды. Это можно показать на примере Центральной России как исторического ядра Русского государства. Н. Н. Баранский анализировал выгоды центрального положения на примере городов – Москвы, Мадрида, Парижа, Берлина, Праги.

Периферийное (глубинное) положение в целом значительно менее выгодно. Это относится как к отдельным крупным районам больших стран (Аляска в США, Амазония в Бразилии, центральные и северные районы Австралии, Север в России, Запад в Китае), так и к отдельным странам, примером которых может служить Монголия.

Соседское положение в условиях нормальных политических взаимоотношений между странами обычно выступает в качестве благоприятного фактора, важной предпосылки международной экономической интеграции, например в Западной Европе.

И. М. Маергойз предложил выделять соседство первого и второго порядка. Под соседями первого порядка подразумевают страны, с которыми данная страна непосредственно граничит, второго порядка – страны-соседи стран первого порядка. Например, Венгрия имеет шесть соседей первого порядка, но как бы «через них» она соседствует также с Россией, Польшей, ФРГ, Италией, Словенией, Боснией и Герцеговиной, Македонией, Болгарией. Роль соседства второго порядка возрастает в тех случаях, когда глубина территории стран первого порядка невелика, а проходимость ее хорошая.

Приморское положение фактически во все времена было выгодным фактором социально-экономического развития. Достаточно вспомнить Древнюю Грецию и Древний Рим, Венецию и Геную, Испанию и Португалию, Нидерланды и Великобританию, борьбу Петра I и Екатерины II за выход России к морям. В результате постепенного увеличения роли приморского положения приморское расселение стало одной из главных закономерностей общего расселения людей на земном шаре (уже говорилось о том, что в прибрежной 50-километровой зоне, занимающей всего 12 % суши, ныне сосредоточено почти 30 % мирового населения). В особенности это относится к тому географическому явлению, которое В. В. Покшишевский и С. И. Брук назвали приморской урбанизацией. В самом деле, в приморской зоне живут 40 % горожан мира. А из 20 сверхгородов 14 – морские порты (табл. 66).

Уже в эпоху НТР, в 1960-1970-х гг. в мировом хозяйстве также довольно четко обозначилась тенденция к приморскому (приокеанскому) размещению производительных сил, получившая в литературе наименование сдвига к морю. Этот сдвиг происходил под воздействием многих факторов, среди которых особо следует отметить рост значения морских перевозок и соответственно увеличение морских грузопотоков, развитие приморской урбанизации. В первую очередь он затронул отрасли «нижних этажей» промышленности (нефтепереработку, черную и цветную металлургию), занятые переработкой сырья, поступающего в морские порты. Сказался он и на отраслях «верхних этажей», отправляющих морскими путями свою экспортную продукцию. Такой сдвиг к морю в наибольшей мере проявился на западном и средиземноморском побережьях Западной Европы, на южном и юго-восточном побережьях о. Хонсю в Японии, на восточном и особенно южном побережьях США, на побережье Персидского залива, на восточном побережье Бразилии, на западном и восточном побережьях Австралии, на российском Дальнем Востоке. В результате во всех этих районах сложились крупные портово-промышленные комплексы. В некоторых из них сдвигу к морю способствовало развитие шельфовой добычи нефти и газа, хотя это, собственно говоря, уже не столько приморская, сколько собственно «морская» промышленность.

Что касается покомпонентных видов ЭГП, то, пожалуй, наиболее часто говорят о транспортно-географическом положении. В свое время И. М. Маергойз предложил выделять также энергогеографическое положение (по отношению к источникам топлива и энергии), агрогеографическое положение (по отношению к главным источникам продовольствия и сельскохозяйственного сырья), демогеографическое положение (по отношению к источникам трудовых ресурсов), рекреационно-географическое положение (по отношению к главным районам рекреации и туризма), но эти понятия не привились.