Организация и регулирование рынка ценных бумаг. Система регулирования рынка ценных бумаг

Органы регулирования рынка - это совокупность организаций, учреждений, осуществляющих функции регулирования на основе обязательных (законодательных, нормативных) и добровольных (этических) правил регулирования.
К органам, осуществляющим регулирование российского рынка ценных бумаг, относятся:
- государственные органы исполнительной власти;
- саморегулируемые организации;
- общественные организации.
К государственным органам исполнительной власти относят прежде всего высшие исполнительные органы власти, имеющие отношение к регулированию не только рынка ценных бумаг, а в целом общественной, политической, экономической и других сфер жизни общества. Это определяющие органы высшей исполнительной власти: президент, правительство, министерства и ведомства. К этой же категории (государственные исполнительные органы власти) относится Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг - государственная организация, функции которой в прошлом осуществляла Федеральная комиссия по ценным бумагам, ныне ее полномочия переданы Федеральной службе по финансовым рынкам. Такого рода организация призвана проводить государственную политику в области рынка ценных бумаг, контролировать профессиональных участников, устанавливать требования и стандарты эмиссии ценных бумаг. Полномочия ФСФР не распространяются на эмиссию долговых государственных и муниципальных бумаг, поэтому следующим по значимости органом регулирования на рынке ценных бумаг смело можно считать Министерство финансов РФ. Стоит отметить, что функции Министерства финансов в этой области весьма специфичны, поскольку в его лице совмещены роли регулятора и эмитента одновременно. Важнейшим регулятором на рынке ценных бумаг является Центральный банк РФ, в задачи которого входит лицензирование и регулирование деятельности кредитных учреждений, являющихся в том числе профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями, сообразуясь с федеральными законами. Поскольку именно Центральный банк РФ устанавливает ставку рефинансирования и при этом является кредитной организацией последней инстанции, то, по сути, он же косвенно определяет доходность государственных и муниципальных ценных бумаг.
Как нами уже было отмечено, регулирование может происходить не только на основе законодательных и нормативных актов, но и посредством этических норм и основанных на них добровольно принятых правил. Такого рода регулирование происходит на уровне саморегулируемых добровольных объединений профессиональных участников рынка ценных бумаг. Наиболее крупными и известными из них на рынке ценных бумаг являются:
- Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР);
- Профессиональная ассоциация регистраторов, трансфер-агентов, депозитариев (ПАРТАД).
- Ассоциация участников вексельного рынка (АУВЕР).
Общественные организации - участники отношений на рынке ценных бумаг в России, по большому счету, попросту отсутствуют. Возникают подобного рода организации лишь эпизодически и, как правило, вследствие кризисных явлений, например, возникшее в связи с крушением финансовой пирамиды «МММ» «Общество защиты вкладчиков», трансформировавшееся впоследствии в так называемый «Союз заемщиков и вкладчиков России». Однако эта и подобные ей организации не оказывают сколько-нибудь серьезного влияния.
Органы регулирования рынка ценных бумаг кратко : на протяжении многих столетий рынок развивался стихийно. Однако со временем стало ясно, что дальнейшее его развитие без регулирующей роли государства становится невозможным. Регулирование - это форма управления, состоящая в установлении пределов и правил. Регулирование рынка вообще может происходить административными и экономическими методами, но такая классификация условна. Как правило, обе формы дополняют друг друга. Рынок ценных бумаг в связи с многочисленностью участников и масштабностью интересов, затрагиваемых его изменениями, является как в мировой, так и отечественной практике одним из самых регламентированных. Регулирование на рынке ценных бумаг России происходит в двух взаимосвязанных аспектах: законодательно - через производство законодательных и нормативных актов, а также посредством регулирующих органов, призванных осуществлять контроль за их (законодательных актов) исполнением. Выделяют три основные группы регулирующих органов: государственные органы исполнительной власти, саморегулируемые организации, общественные организации.

Рынок ценных бумаг играет важную роль в системе перераспределения финансовых ресурсов государства и необходим для его нормального функционирования. Поэтому важной задачей государства является регулирование рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Оно является важнейшей составляющей рынка ценных бумаг.

Регулирование рынка ценных бумаг:

  • охватывает всех его участников (эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, организаций инфраструктуры рынка);
  • охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем(эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. п.);
  • осуществляется органами или организациями, уполномоченными выполнять функции регулирования.

В мировой практике различают следующие две модели регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшую часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.Государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке, и лишь небольшая часть передается саморегулируемым организациям (СРО).
  2. При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям; значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции,система согласований и переговоров. Эта система сложиласьв Великобритании. Роль государства в регулировании минимальна, и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка.

В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.Общей тенденцией в мировой практике регулирования рынка ценных бумаг является создание самостоятельных ведомств или комиссий по ценным бумагам. Среди более 30 стран с развитыми рынками более 50% имеют самостоятельные ведомства по ценным бумагам, примерно в 15% стран регулирование рынка осуществляется министерствами финансов, а в 15% стран существует смешанное управление. В некоторых странах с банковской моделью рынка (Германия,Австрия, Бельгия) основную ответственность за развитие фондового рынка несет центральный банк и орган банковского надзора. Швейцария является исключением: она не имеет централизованного государственного органа, осуществляющего регулирование рынка ценных бумаг (эти функции переданы регионам).

Для России характерна в значительной степени американская модель организации и регулирования финансового рынка, особенно это проявляется на законодательном и организационном уровне. Российской практикой перенята множественная модель саморегулирования,когда может существовать много СРО, привязанных к конкретным рынкам (ММВБ-НФА, РТС-НАУФОР).

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает в себя следующее:

  • Создание нормативно законодательной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций,правил, методических положений и других нормативных актов,которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу.
  • Отбор, лицензирование и аттестация профессиональных участников рынка. Профессиональные участники рынка ценных бумаг должны удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, устанавливаемым уполномоченными на это регулирующими органами или организациями.
  • Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка, который выполняется соответствующими контрольными органами.
  • Систему санкций за уклонение от норм и правил, установленных на бирже. Такими санкциями могут быть устные или письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из членов биржи и др.
  • Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

Существуют четыре основные формы регулирования рынка ценных бумаг:

  1. Государственное регулирование , опирающееся на законодательство и нормы налогообложения; государственное регулирование биржевой деятельности, которое осуществляется государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования.
  2. Биржевое регулирование , основанное на правилах работы фондовых бирж (фьючерсных бирж, фондовых отделов товарных и валютных бирж).
  3. Саморегулирование , осуществляющееся через деятельность различных ассоциаций профессионалов фондового рынка. Здесь возможны два варианта. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников биржевого рынка. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает от них самих некие права регулирования по отношению ко всем учредителям или участникам данной биржи или всех бирж.
  4. Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение с помощью средств массовой информации. Дело в том, что именно реакция общества в целом на какие-то действия на биржевом рынке является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия со стороны государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

  • Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка.
  • Обеспечение соблюдения участниками законодательства при осуществлении операций с ценными бумагами.
  • Защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций и преступников вообще.
  • Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе концентрации спроса и предложения.
  • Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается.
  • Создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных нововведений и т. п.
  • Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,снижения уровня безработицы и т. д.).

Таким образом, основная цель регулирования рынка ценных бумаг состоит в обеспечении его устойчивости, сбалансированности и эффективности.

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются следующие.

1. Разделение подходов к регулированию по отношению к внебиржевым участника рынка, с одной стороны, и к профессиональным участникам биржевого рынка - с другой; разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором,с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой.

2. Максимально возможное раскрытие информации обо всем, что делается на биржевом рынке. Тем самым достигается не тольковозможность получения участниками рынка информации, необходимой для принятия деловых решений, но возрастает степеньдоверия к бирже и ее членам.

3. Обеспечение гласности нормотворчества, публичное обсуждение проблем рынка.

4. Недопущение совмещения нормотворчества и нормоприменения в одном органе управления или регулирования.

5. Выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

6. Принцип преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг.

7. Принцип учета опыта мирового рынка и учета тенденций глобализации финансовых рынков, а также принцип, предполагающий
разработку взвешенной политики по отношению к иностранныминвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

8. Принцип защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав и интересов эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

9. Принцип единства нормативной базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории РФ.

10. Принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающихся на минимизации затрат из федерального бюджета; обязательность участия профессиональных участников рынка в регулировании.

11. Принцип равных возможностей, включающий:

  • стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;
  • обеспечение конкуренции между участниками рынка как механизма объективного повышения качества услуг и снижение их стоимости;
  • равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;
  • гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;
  • отсутствие преимуществ у государственных предприятий,функционирующих на рынке, перед коммерческими организациями;
  • запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;
  • отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

  • регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии;
  • лицензирование профессиональных участников рынка ценныхбумаг;
  • аттестация специалистов инвестиционных институтов;
  • страхование инвесторов;
  • аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • надзор и контроль за проведением фондовых операций;
  • регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций;
  • раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Для эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор экономики, обеспечения бесперебойного финансирования дефицита государственного бюджета, предотвращения социальных потрясений и конфликтов сложившееся организационное строение и методы управления фондовым рынком должны непрерывно совершенствоваться.

Основой этого процесса является правовое обеспечение. Для воплощения правовых норм в реальности рынка наделяются полномочиями уже существующие и создаются новые государственные и саморегулируемые органы.

Главными органами государственного регулирования современного российского рынка ценных бумаг являются:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);

Министерство финансов РФ;

Банк России;

Комитет по управлению государственным имуществом РФ;

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;

Министерство РФ по налогам и сборам;

Министерство юстиции РФ;

Государственный комитет РФ по надзору за страховой деятельностью и др.

Они призваны выполнять следующие основные функции:

Регистрацию участников рынка;

Обеспечение достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг;

Контроль и поддержание правопорядка на рынке.

Для координации деятельности государственных органов по управлению рынком ценных бумаг в конце 1992 г. при Президенте РФ была образована Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, наделенная консультативными и координационными функциями. Два года спустя она была преобразо

вана в Федеральную комиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ с добавлением ей функций по регулированию рынка. В середине 1996 г. эта комиссия была преобразована в современную ФКЦБ - главный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику на рынке ценных бумаг, осуществляющий контроль за деятельностью профессиональных участников рынка и обеспечивающий соблюдение прав инвесторов.

Численность ФКЦБ - шесть человек, включая председателя Комиссии (должность уровня федерального министра), первого заместителя, трех заместителей председателя и секретаря. Постановления Комиссии в рамках ее компетенции обязательны для исполнения органами федеральной и местной власти, саморегулируемыми организациями рынка ценных бумаг и его профессиональными участниками. Вопросы межведомственного характера решаются созываемой Коллегией - совещательным органом ФКЦБ, которая состоит из 15 представителей государственных исполнительных органов с обязательным участием Министерства финансов и Банка России. Кроме того, при ФКЦБ функционирует Экспертный совет из 25 человек, включающий помимо представителей государства профессиональных участников рынка, независимых экспертов и др. В его компетенцию входят вопросы исполнения полномочий Комиссии, разработка предложений по регулированию деятельности на рынке, рассмотрение проектов постановлений ФКЦБ и их публикация по требованию любого члена Совета.

ФКЦБ имеет широкие полномочия, однако они не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств государства и местных органов власти. Реализацию своих прав Комиссия осуществляет с помощью региональных отделений, расположенных на территории субъектов Федерации.

Министерство финансов в первую очередь является эмитентом государственных ценных бумаг. Кроме того, оно осуществляет лицензирование инвестиционной деятельности, операции с производными фондовыми инструментами, производство и ввоз в страну бланков ценных бумаг, а также аттестацию специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж.

Банк России, помимо выполнения функции агента правительства по размещению государственных ценных бумаг, занимается также лицензированием деятельности кредитных организаций, в том числе коммерческих банков, осуществляет регистрацию проводимых ими эмиссий ценных бумаг. Он регу

лирует и проводит операции на открытом рынке, управляет деятельностью клиринговых, депозитарных и тому подобных учреждений, а также контролирует экспорт и импорт капитала.

Другие государственные органы выполняют свои функции в соответствии с законодательно-правовыми документами, обеспечивающими деятельность рынка ценных бумаг.

Особую роль в регулировании фондового рынка играет государственная система налогообложения. Она обладает мощной потенциальной возможностью стимулировать инвестиции и во многом определяет эффективность функционирования рынка ценных бумаг.

В соответствии с Законом «О налоге на операции с ценными бумагами» в редакции 1995 г. плательщиком налога являются эмитенты ценных бумаг, а объектом налогообложения - регистрируемая номинальная стоимость их выпуска. При этом налогом на операции с ценными бумагами облагаются только выпуски акций, облигаций и жилищных сертификатов. Эмиссия инвестиционных паев налогообложению не подлежит. Налог в размере 0,8% взимается в момент подачи документов на регистрацию проспекта эмиссии из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Первичная эмиссия при учреждении организации налогом не облагается.

Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций» в редакции 1997 г. устанавливает, что дивиденды по акциям, проценты по облигациям и доходы по другим ценным бумагам включаются в валовую прибыль предприятий. Однако эти суммы исключаются из налогооблагаемой прибыли, поскольку налог должен удерживаться у источника дохода. Тем не менее при этом происходит, как минимум, двойное налогообложение, поскольку дивиденды и проценты выплачиваются из чистой прибыли. Значит, предприятие платит налог на прибыль в размере 34% (для посредников на фондовом рынке - 43%), а затем - налог 15% при перечислении дохода по ценным бумагам их владельцу. Если этот доход впоследствии попадает в личное распоряжение физических лиц, то налогообложение происходит еще раз. В этом заключается один из аспектов несовершенства отечественной системы налогообложения, снижающий ее способность стимулировать развитие рынка ценных бумаг.

Кроме этого, на определенные виды дохода профессиональных участников рынка ценных бумаг устанавливается налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 20% налогооблагаемого оборота. Налогообложению подлежат доходы от ус

луг в виде комиссионных вознаграждений, изготовления и хранения бланков ценных бумаг, инвестиционного консультирования, аудита и т. д.

И наконец, в соответствии с Законом «О подоходном налоге с физических лиц», принятым в конце 1991 г., налогообложению подлежат проценты (кроме сберегательных сертификатов) и дивиденды, получаемые по ценным бумагам физическими лицами.

Проценты и выигрыши по государственным ценным бумагам Российской Федерации, ценным бумагам субъектов Федерации и органов местного самоуправления налогом не облагаются. Налогообложение физических лиц производится у источника выплаты доходов. Предприятия и организации, выплачивающие проценты и дивиденды держателям ценных бумаг, несут ответственность перед бюджетом за адекватность налогообложения и обязаны информировать налоговые органы о доходах физических лиц и размерах удержанных налогов.

Современная российская система налогообложения громоздка, сложна, непоследовательна и поэтому не выполняет стимулирующую функцию развития рынка ценных бумаг. Помимо государственных органов управление рынком ценных бумаг осуществляют и так называемые саморегулируемые организации. Согласно Закону «О рынке ценных бумаг», это добровольные объединения, создаваемые профессиональными участниками рынка на некоммерческой основе. Саморегулируемые организации признаны обеспечививать необходимые условия деятельности участников рынка, соблюдение ими профессиональной этики, защиту интересов инвесторов других клиентов, установление и совершенствование правил проведения операций, осуществление контроля и т. д. Они лучше, чем кто бы то ни было, знают практику современного фондового рынка и в первую очередь заинтересованы в соблюдении установленного порядка и дальнейшем развитии рынка.

Создание саморегулируемых организаций лицензируется ФКЦБ. Они образуются не менее чем десятью профессиональными участниками рынка ценных бумаг, обязаны соблюдать действующее законодательство и регулярно отчитываться в своей деятельности перед ФКЦБ.

Важная роль в саморегулировании рынка ценных бумаг всегда принадлежала институту фондовой биржи. Помимо него официальными российскими саморегулируемыми организациями сегодня являются - Национальная ассоциация участников

фондового рынка (НАУФОР) и Профессиональная ассоциация регистраторов трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД). Эти организации имеют широкую сеть филиалов и представительств в регионах страны.

На начало 1999 г. в НАУФОР входили более тысячи профессиональных участников фондового рынка, имеющих лицензии на проведение брокерской и дилерской деятельности, а также на доверительное управление ценными бумагами. Членами ПАРТАД являлись более 250 депозитариев (услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и учету перехода прав собственности на них) и регистраторов (услуги по ведению реестра ценных бумаг). Саморегулируемые организации принимают участие в лицензировании деятельности новых профессиональных участников рынка, в аттестации специалистов, в программах обучения, осуществляемых ФКЦБ, и т. д. Их доходы целиком направляются на уставные цели, т. е. не подлежат распределению между участниками.

Регулирование деятельности участников осуществляется с помощью специальных документов и органов, создаваемых ассоциациями по согласованию с ФКЦБ. С первой половины 1998 г. введен в действие Дисциплинарный кодекс НАУФОР и Кодекс мер дисциплинарного воздействия ПАРТАД. Эти документы устанавливают ответственность участников за различные нарушения федерального законодательства в части фондового рынка, неисполнение предписаний органов государственного регулирования и внутренних решений саморегулируемых организаций.

Эффективным инструментом регулирования является также Третейский суд НАУФОР, позволяющий оперативно разрешать конфликтные ситуации, возникающие между профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Предписания саморо-гулируемых организаций имеют характер соглашения с участниками и обязательны для исполнения. Санкции за нарушения более строги, нежели государственное воздействие. Практикуется, например, бойкот нарушителя, приводящий к его банкротству; исключение из ассоциации и другие меры.

В соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» деятельность саморегулируемых организаций может быть приостановлена ФКЦБ путем отзыва лицензий.

Рассмотрев законодательные основы деятельности, состав и функции органов регулирования рынка ценных бумаг, обратимся к практике организации фондовой торговли. Наиболее характерным примером в этой части может служить рынок ГКО -

ОФЗ в период своего устойчивого развития (1993-1997), поскольку он являлся строго упорядоченным во всех отношениях по сравнению с другими.

Строгая регламентация рынка ГКО выражалась в обязанности всех его участников соблюдать достаточно жесткие процедуры совершения сделок и учета проводимых операций. Привлечение ряда негосударственных организаций в качестве официальных дилеров явилось новшеством в торговле государственными ценными бумагами в стране. Эти организации прежде всего были призваны на профессиональном уровне обеспечить большой оборот торговли, расчеты и учет держателей облигаций.

Однако основная организационная роль на рынке ГКО все же принадлежала Банку России - агенту Правительства, поскольку на него было возложено обслуживание выпусков облигаций, а также выполнение функций дилера и контролирующего органа. В его компетенцию входили организация и проведение аукционов по размещению облигаций, погашение их выпусков, а также регулирование торговли на вторичном рынке.

Таким образом, одной из главных отличительных черт организации рынка государственных облигаций явилось развитие взаимодействия административных и рыночных структур с целью его совершенствования и укрепления. Организационная структура рынка ГКО представлена на рис. 16.1.

1. Сектор организаторов рынка

2. Сектор фукционального обеспечения рынка

3. Сектор участников рынка

Инвесторы

Рис. 16.1. Организационная структура рынка

В организационной структуре можно выделить три уровня взаимодействия. Сектор организаторов рынка включает Мини-

стерство финансов и Центральный банк РФ, которые, представляя административные структуры, устанавливают предмет и порядок взаимодействия, а также состав участников рынка. Сектор функционального обеспечения состоит из организаций, заключающих сделки, осуществляющих расчеты по ним и выполняющих ряд других функций. Сектор участников рынка включает как юридических, так и физических лиц, которые выступают в роли посредников или владельцев облигаций. Функции, выполняемые на каждом уровне взаимодействия, были четко разграничены, что являлось одной из важнейших предпосылок успешного развития рынка.

Сектор организаторов рынка, устанавливая общие «правила игры» и состав его участников, реализовывал свою стратегическую функцию по централизованному заимствованию государством временно свободных денежных ресурсов у участников рынка и управлению денежно-кредитной сферой.

Поскольку выпуски ГКО осуществлялись в виде записей по счетам их владельцев (счета депо), весь объем каждого выпуска оформлялся одним общим сертификатом, хранившимся в Центральном банке и погашавшимся одновременно с данным выпуском облигаций.

Для обеспечения учета облигаций и их владельцев использовался механизм двухуровневой депозитарной системы, включавшей центральный депозитарий и сеть субдепозитариев.

Центральный депозитарий открывал счета только зарегистрированным дилерам, причем учет облигаций, принадлежащих самому дилеру и его клиентам, осуществлялся раздельно. Для этой цели использовались два типа счетов - дилерский и клиентский - отдельно по каждому выпуску облигаций. Такой порядок не позволял дилерам злоупотреблять облигациями своих клиентов.

Особенностью каждого дилера являлось ведение реестра регистрационных кодов и внутренних лицевых счетов облигаций (счетов депо), приобретаемых по поручению клиентов. Эта обязанность реализовывалась с помощью субдепозитариев. Их ведение также относилось к числу обязательных функций дилеров. Двухуровневая депозитарная система позволяла постоянно контролировать состав владельцев облигаций и защищать интересы инвесторов. Кроме того, каждый дилер в центральном депозитарии открывал специальные торговые счета, на которых ежедневно отражались операции по продаже облигаций.

Осуществление функции денежных расчетов по операциям с облигациями на рынке было закреплено за специально назна

ченной для этого организацией - так называемой расчетной системой. Все зарегистрированные дилеры были обязаны открывать в ней счета, посредством которых осуществлялись платежи по сделкам. Зачисление и списание средств по этим счетам происходило через счет, открываемый расчетной системой в РКЦ.

Расчеты по сделкам с облигациями между дилерами осуществлялись в течение одного дня, а между дилерами и другими организациями - в обычном порядке. В расчетной системе выделялись также специальные торговые субсчета для ежедневного отражения операций по приобретению облигаций дилерами. Указанные функции выполнялись в рамках торговой системы на основании договора с Центральным банком.

Торговая система представляет собой организацию, осуществляющую техническое обеспечение и поддерживающую регламент совершения сделок с облигациями. Облигации могли переходить от одного владельца к другому только в результате операций купли-продажи, зарегистрированных этой системой. Торговая система функционировала на основании договора с Центральным банком и двухсторонних договоров с дилерами.

В целом сектор функционального обеспечения не имел права выступать в качестве посредника, продавца или покупателя на рынке облигаций. Функции депозитария, торговой и расчетной систем совмещала уполномоченная на это Центральным банком Московская межбанковская валютная биржа.

Участники рынка облигаций могли выступать либо в качестве инвесторов либо дилеров. Дилером могло быть любое инвестиционное учреждение (институциональный профессиональный участник рынка), заключившее соответствующий договор с Центральным банком, в частности, банки, брокерские компании и т. д. Договор заключался лишь с организацией, успешно прошедшей процедуру проверки со стороны организаторов и контролирующих органов рынка, в роли которых выступали Министерство финансов, Центральный банк и налоговые органы.

Для участия в аукционах по размещению облигаций дилеры подавали заявки на их приобретение в размере не менее 1% от объявленного номинального объема выпуска. Кроме того, за время действия договора с Центральным банком дилер был обязан приобрести на менее 1% общего количества реализованных на прошедших аукционах облигаций.

Дилеры выполняли три основные функции. Во-первых, осуществляли посредничество при заключении сделок и поэтому

должны были быть членами торговой системы. Такое посредничество было единственным путем совершения операций на рынке для инвесторов. Во-вторых, дилеры осуществляли учет владельцев облигаций, для чего каждый из них был обязан стать членом депозитарной системы, открыв при своей организации субдепозитарий. В-третьих, обязанностью дилеров являлось обеспечение своевременных и точных расчетов со своими клиентами, поэтому они должны были стать также участниками расчетной системы.

Инвесторами могли быть как физические, так и юридические лица. Для совершения сделок с облигациями инвестору было необходимо заключить договор с одним из дилеров. Желая купить или продать облигации, инвестор поручал эту процедуру своему дилеру. Следовательно, инвестор не имел права самостоятельно проводить операции на рынке ценных бумаг. Это ограничение несколько усложняло процесс реализации сделок, однако позволяло сосредоточивать спрос и предложение в одном месте, регулировать цены рыночными методами и таким образом обеспечивать высокую ликвидность рынка облигаций.

В договоре, заключаемом между дилером и инвестором, определялся порядок исполнения поручений инвестора, устанавливалась система оплаты услуг, отражались другие вопросы. Инвестору в договоре присваивался персональный код, под которым он проходил по всем каналам информации рынка облигаций. Инвестор был вправе иметь отношения одновременно с несколькими дилерами. Приобретение облигаций осуществлялось как на аукционе во время размещения очередного нового выпуска, так и на вторичном рынке, продажа облигаций - только на вторичном рынке.

Первичное размещение ГКО происходило на аукционах, проводимых Центральным банком по поручению Министерства финансов. Сообщение об очередном аукционе объявлялось Цет-ральным банком не позднее чем за семь дней до его проведения. Объявление содержало дату аукциона, объем выпуска, номинальную стоимость облигаций, лимиты их приобретения каждым дилером по неконкурентным заявкам (в процентах от объема заявки), максимальную долю облигаций, разрешенную для приобретения нерезидентами (в процентах от объема выпуска). Режим проведения аукционов, как и вторичных торгов, устанавливался «Временным регламентом совершения операции с ГКО в торговом зале ММВБ».

Выпуск облигаций происходил последовательно, как правило, через каждые 10-15 дней, одновременно с очередным погашением, что позволяло участникам рынка направлять средства от погашения предыдущего выпуска на приобретение облигаций нового выпуска. Такой порядок давал возможность избегать встречных потоков платежей и резких колебаний объема денег, обращающихся на рынке. При погашении в день аукциона одного из предыдущих выпусков проводилось автоматическое списание всех погашенных облигаций со счетов дилеров из депозитария в торговую систему, где главным дилером - Центральным банком осуществлялся их выкуп.

После этого исходя из размеров средств, полученных в результате погашения, а также зарезервированных дилерами в расчетной системе для аукциона, осуществлялась подача заявок на приобретение облигаций нового выпуска. Посредством заявок дилеры формулировали свои ценовые ожидания, т. е. ожидаемую доходность облигации по сравнению с другими направлениями инвестирования средств. Эмитент, т. е. Министерство финансов, также прорабатывал эту проблему, поскольку совпадение ожидания обеих сторон позволяло успешно реализовать весь объем очередного выпуска облигаций.

В день проведения аукциона обычно подавались две заявки: одна свободная на пробретение облигаций для всех клиентов дилера и другая - от имени дилера и за его счет. Заявка могла содержать, неограниченное число конкурентных предложений и одно неконкурентное. В конкурентных предложениях указывались количество и цена, по которой покупатели были готовы приобретать облигации. Цена выражалась в процентах от номинала облигации с точностью до сотых долей. В неконкурентном предложении указывалось число облигаций, которое были готовы приобрести инвесторы на аукционе по средневзвешенной цене.

Центральный банк мог устанавливать лимиты количества облигаций, указывавшихся в неконкурентных заявках. Зарезервированные дилерами в торговой системе средства должны были быть достаточными для полной оплаты облигаций по обоим видам заявок и уплаты налога на операции с ценными бумагами, а также комиссионного вознаграждения торговой системе.

Каждый дилер, подавая заявки в торговую систему, был обязан соблюдать следующую их приоритетность:

Неконкурентные предложения инвесторов;

Конкурентные предложения инвесторов в порядке убывания цены;

Неконкурентное предложение дилера;

Конкурентное предложение дилера в порядке убывания цены. Если зарезервированных дилером средств оказывалось недостаточно, часть его предложений не принималась торговой системой.

Торговая система после окончания сбора заявок составляла общую их ведомость, которая представлялась в Министерство финансов. Последнее, руководствуясь целями бюджета и денежной политики, а также исходя из объявленного объема эмиссии определяло минимальную цену продажи облигаций - так называемую «цену отсечения», ниже которой заявки не удовлетворяются, и средневзвешенную цену аукциона. Цена отсечения отражала степень совпадения ценовых ожиданий сторон. После этого Центральному банку выдавалось поручение на удовлетворение заявок.

Центральный банк как главный дилер вводил в торговую систему заявку на продажу всего объема выпуска облигаций по цене отсечения, что влекло за собой заключение сделок по предложениям всех дилеров, превышающим эту цену. Через расчетную систему осуществлялись платежи по итогам дня и аукцион заканчивался. Торговая система выдавала в этот же день каждому дилеру выписки из реестра сделок.

Дальнейшая купля-продажа выпущенных в обращение облигаций происходила на вторичном рынке посредством торговой системы, роль которой выполняла ММВБ. Каждый дилер в торговом зале биржи имел автоматизированое рабочее место, с которого осуществлялась подача заявок на покупку и продажу облигаций, а также проводились другие операции, определенные регламентом вторичного обращения. Данный регламент устанавливал, кроме того, равноправное положение всех дилеров без исключения.

Заявки, подаваемые дилерами, воспринимались торговой системой как предложение купить или продать определенное количество облигаций по установленной цене и могли быть сняты по команде дилера в любое время. Поступившие заявки сопоставлялись с данными, полученными из депозитария и расчетной системы, о количестве облигаций и суммах средств, зарезервированных дилерами для совершения сделок. При покупке облигаций размер денежных средств, зарезервированных для этой цели дилером на торговом субсчете, уменьшался на соответствующую сумму. При продаже облигаций их количество на торговом субсчете дилера уменьшалось. Если для удовлетворе

ния заявки не хватало зарезервированных денежных средств или облигаций, она к исполнению не принималась.

Заявки удовлетворялись в случае совпадения ценовых условий встречных предложений. При выборе сторон сделки учитывалось время подачи заявки, а ее объем во внимание не принимался, поскольку торговая система в случае необходимости имела право дробить поступившие заявки. Заключение сделки фиксировалось автоматически без дополнительного подтверждения согласия сторонами. В завершение торгового дня подсчитыва-лись взаимные обязательства дилеров по денежным средствам и облигациям т. е. осуществлялся клиринг. Затем формировались итоговые поручения депозитарию и расчетной системе на соответствующие зачисления или списания по счетам дилеров.

Погашение облигаций осуществлялось Центральным банком по их номинальной стоимости в установленные дни и время. Центральный банк на основании доверенностей дилеров переводил со счетов депо на торговые субсчета в депозитарии все облигации, подлежащие погашению, и выставлял от имени дилеров в торговой системе заявки на их продажу по номинальной стоимости. Затем от своего имени Центральный банк выставлял заявку на приобретение всего объема погашаемых по номинальной стоимости облигаций. В это время торговая система функционировала в режиме вторичных торгов.

Средства, полученные от погашения облигаций, переводились на торговые субсчета дилеров в расчетной системе и могли быть использованы в этот же или на другой день для приобретения на аукционе очередного выпуска облигаций. Неиспользованные средства переводились по реквизитам в соответствии с письменными распоряжениями инвесторов.

Таким образом, организация рынка государственных краткосрочных облигаций, сложившаяся с учетом мирового опыта, была вполне современной и наиболее передовой системой фондовой торговли в стране. Она успешно функционировала вплоть до начала кризиса российского рынка ценных бумаг.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

1) государственные органы регулирования;

2) саморегулирующиеся организации;

3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;

4) этику, традиции и обычаи рынка.

Цели регулирования:

1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.

2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.

3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.

4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.

5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

1. Создание законодательной базы функционирования рынка.

2. Отбор профессиональных участников рынка.

3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.

4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:

5. государственные органы регулирования;

6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);

7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

Разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;

Наблюдение и регулирование исполнения этой программы,

Установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

Контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

Обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

Формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

Контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг. Первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой – роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг.

1. Администрация Президента РФ участвует в работе ФСФР. Контрольное управление осуществляет специальный мониторинг выполнения указов и распоряжений Президента, связанных с приватизацией и РЦБ.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием РЦБ через федеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность, осуществляет подготовку проектов Указов и распоряжений Президента РФ, а также законов в области ценных бумаг.

3. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) издает распоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования лицензирования профессиональных участников РЦБ, а также по вопросам, имеющим распорядительный или индивидуальный характер, не требующий принятия постановлений в соответствии с федеральным законом.

4. Центральный банк РФ регулирует выпуски ценных бумаг кредитный организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ.

5. Минфин РФ регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления; лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды; осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

6. Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ регулирует деятельность страховых компаний на рынке ценных бумаг.

Кроме государства на рынке ценных бумаг процесс регулирования осуществляется и самостоятельно так называемыми саморегулирующими организациями, которые в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг» представляют собой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующие в соответствии с законом и функционирующие на принципах некоммерческой организации. Важной особенностью такой организации является ее некоммерческая направленность, то есть ее участники и учредители не используют вырученные средства на собственное потребление, а только на реализацию представленных им функций.

Функциями саморегулируемых организаций являются:

Разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке ценных бумаг;

Осуществление подготовки кадров и установление требований для работы на рынке;

Контроль за соблюдением участниками правил и нормативов;

Обеспечение правдивой информацией участников рынка;

Обеспечение защиты участников в государственных органах управления.

Предыдущая