Кто не должен платить за капитальный ремонт в многоэтажных (многоквартирных) домах. Кого освободили от взносов за капремонт

Последнее обновление Март 2019

В конце 2015 года был принят Закон Российской Федерации, позволяющий пенсионерам получить льготу на капремонт. В каких случаях и для каких категорий граждан это предусмотрено, куда следует обращаться и какие документы представлять, расскажем далее.

Кто имеет право на льготу

Своим правом на частичное или полное освобождение от уплаты взносов на капремонт могут воспользоваться только те пожилые люди, которые являются собственниками жилого помещения . Это прямо закреплено в текстах всех региональных законах, регулирующих данный вопрос, и в ст.169 ЖК РФ.

  • Если собственник один и ему больше 70,80 лет - льгота действует.
  • Если жилье в собственности и молодых людей и лиц, старше 70 лет - льгота на действует.
  • Также она не действует если кто-то зарегистрирован моложе 70 лет или работающий

Пример 1: Квартира принадлежит на праве собственности супругам, которым более 70 лет. Кроме них, в жилом помещении никто не зарегистрирован, жильцы не работают. Льгота полагается.

Пример 2: Квартира принадлежит сыну и членам его семьи на праве собственности, но фактически в ней живет и зарегистрирована одна пожилая мать, которой исполнилось 80 лет. Льгота не будет действовать, так как в силу ст. 169 ЖК РФ ею могут воспользоваться только собственники.

Пример 3 : За льготой обратилась одиноко проживающая пожилая женщина 75 лет, которая является собственницей в одном лице. Поскольку в квартире зарегистрирована ее внучка, льготу не предоставили. Госорганы сочли,что женщина не одинока. После снятия с регистрационного учета внучки льгота была оформлена.

Пример 4: Собственник квартиры пенсионер, достигший возраста 80 лет, проживает совместно с сыном, который не прописан. Льгота положена, поскольку официально пенсионер считает одиноко проживающим.

Таким образом, положения о компенсации суммы взносов за капитальный ремонт, как федеральные, так и региональные, предполагают свое распространение только на собственников, обязанных оплачивать данные взносы. Совместно проживающими гражданами, по умолчанию, считаются либо зарегистрированные по адресу лица, либо имеющие долю в жилом помещении.

Взносы на капремонт

Согласно правилам, установленным Жилищным Кодексом РФ, капитальный ремонт оплачивается посредством ежемесячных взносов в фонд от имени каждого жильца. Эти платежи сохраняются на специальном счете, копятся до определенной суммы и расходуются только по целевому назначению в соответствии с программой. Взносы не производятся, если:

  • дом не подлежит ремонту;
  • жилье признано в установленном порядке аварийным;
  • дом подлежит сносу (имеется соответствующее решение государственных органов);
  • есть решение об изъятии конкретного жилого дома из пользования гражданами и передаче его в ведение муниципальных органов.

Рассмотрением жилищных вопросов по оплате капремонта занимаются непосредственно власти субъекта, поскольку на федеральном уровне установлены лишь общие принципы льготной политики.

В каждом регионе размер взносов определяется постановлением Правительства субъекта – это правило закреплено в ст. 156 ЖК РФ. Сумма рассчитывается в зависимости от типа постройки, количества этажей, подъездов. К примеру, в столице на капремонт сдают в среднем по 15 рублей за кв.м. (в регионах – 2-9 рублей).

Простой расчет позволяет определять примерную сумму, подлежащую уплате за капитальный ремонт, которая составляет от 300 до 2000 рублей в зависимости от площади жилья. В этой связи дополнительные жилищные расходы для отдельных категорий граждан стали существенными, а в некоторых случаях – непосильными. Вопрос о законности таких взносов ставился депутатами перед Конституционным судом РФ, который признал отсутствие противоречий статей Жилищного кодекса положениям Конституции РФ.

Поэтому для многих, особенно для пенсионеров, стал ожидаемым закон о льготах на капремонт, который действует в России с 2016 года.

Категории льготников по оплате капитального ремонта

На сегодняшний день оплачивать со скидкой 50% или 100% капитальный ремонт имеют право:

  • участники ветераны ВО
  • герои СССР
  • инвалиды боевых действий
  • «чернобыльцы» и другие лица, которые прямо предусмотрены в соответствующем федеральном законодательстве.

Дополнительно к этому перечню, в соответствии с изменениями, внесенными в статью 169 ЖК РФ, льготами на оплату общедомового ремонта обладают пенсионеры старше 70 лет.

  • Если собственнику жилья больше 70 лет, он проживает один и не трудоустроен, то ему может быть предоставлена компенсация в размере 50%.
  • Если пенсионеру более 80 лет , он полностью освобождается от уплаты взноса в ФКР МКД (фонд капитального ремонта многоквартирных домов).
  • Инвалидам 1-ой и 2-ой групп, а также семьям, где воспитывается ребенок-инвалид, поправки, внесенные в Жилищный кодекс, предоставляют также 50% скидку на оплату капремонта.

Одиноко проживающим пенсионером 70-80 летнего возраста считается тот, кто зарегистрирован по месту жительства один или с другим таким же пенсионером, имеющим право на льготу (нетрудоспособным, достигшим такого возраста), или такие граждане являются собственниками одной квартиры. Во всех других случаях (например, если пенсионер 70 лет проживает с другим зарегистрированным (либо собственником) пенсионером 60 лет, то он не считается одиноким и льготу не получает.

Надо понимать, что расчет субсидии основан на двух составляющих:

  1. размер платы на 1 кв.м, принятый в регионе (скидка рассчитывается от минимальной ставки);
  2. недоплачивать можно только за минимальную площадь жилого помещения (обычно для одиноких пенсионеров за основу берется 33 кв.м.; если проживающих в одной квартире двое - то 21 кв.м. на каждого; если жильцов больше двух – то 18 кв.м. на человека).

Оформление льготы

Для начала нужно убедиться, правомерно ли начисляются платежи за капитальный ремонт. Для этого следует узнать, внесен ли дом в учетный список таких строений. Такую информацию можно получить в ТСЖ, у работников управляющей компании или в администрации района.

Далее рекомендуем оплатить все долги по коммунальным услугам, в противном случае льгота предоставлена не будет. На практике такое часто встречается: к примеру, из-за финансового положения инвалид не в состоянии своевременно и в полном объеме обеспечивать оплату услуг, по этой причине ему не вправе оформить и 50%-ое освобождение от уплаты (в силу ст. 60 ЖК РФ). В результате отчаявшиеся жильцы влезают в долги, кредиты, что еще больше усугубляет сложившуюся ситуацию.

Если с долгами по «коммуналке» покончено, льготник может обратиться в МФЦ в том субъекте, где он проживает, предоставив следующие документы:

  1. Свой паспорт (наступление определенного возраста будет устанавливаться по нему).
  2. Заявление на предоставление льготы (пишется кратко: в соответствии с каким критерием должна быть предоставлена, возраст, место жительства и др. персональные данные).
  3. Подтверждение статуса пенсионера.
  4. Справка об отсутствии задолженностей за услуги ЖКХ.
  5. Свидетельство о праве собственности на жилое помещение.
  6. Выписка из домовой книги, где указан состав семьи проживающих по адресу.
  7. Данные о тех, кто проживает вместе с заявителем (в случаях, когда подается заявление по критерию совместного проживания с неработающими пенсионерами: их статус также должен быть подтвержден).
  8. Оплаченную квитанцию.
  9. Лицевой счет.
  10. Сведения о доходах.

Альтернативой МФЦ является служба социальной защиты региона. Кроме того, можно официально оформить возможность платить меньше на сайте госуслуг. Внесение в реестр льготников и перерасчет происходит в среднем в течение 10 дней.

В некоторых случаях собственники жилья, находящиеся в пожилом возрасте, по состоянию здоровья не могут лично обратиться с заявлением. Понятно, что возможности интернета в большинстве случаев для престарелых граждан также не знакомы. В таких ситуациях законом не возбраняется обращение доверенных лиц, которые уполномочены нотариусом представлять интересы пожилых людей.

Льгота может быть предоставлена в виде возврата на счет части оплаченной суммы или в виде субсидии для тех, кто не располагает возможностью оплатить квитанцию.

Капремонт в Москве и Московской области

Отметим, что статьей 169 ЖК РФ предусмотрено право субъекта освобождать льготников от полной или частичной уплаты, а не обязанность. При этом компенсации неуплаченной суммы взноса производится за счет регионального бюджета.

Практически все регионы приняли местные законодательные акты, подробно регламентирующие порядок оформления льгот, с указанием условий их предоставления, а также размера.

В столице предусмотрены наиболее высокие тарифы по оплате стоимости капремонтных работ, здесь высокий процент граждан, обращающихся и получающих государственную помощь в виде «скидки» в соответствии с законом Правительства Москвы. Ежедневно в отделениях МФЦ и в районных центрах жилищных субсидий фиксируются тысячи обращений москвичей по вопросам предоставления скидок на взносы в ФКР.

Для тех пенсионеров старше 70 лет, кто проживает в центральных районах Москвы, уже в квитанции отображена сумма, которую нужно оплачивать на 50% меньше. Остальные получают компенсацию от оплаченной суммы.

Жители столицы при оформлении субсидии вправе предъявить вместо лицевого счета карту москвича.

Кроме пенсионеров старше 70 лет и инвалидов, а также других «федеральных» льготников (участников ВОВ, ветеранов труда и т.д.) в перечень имеющих право платить меньше входят награжденные за оборону Москвы.

В других регионах

  • В Санкт-Петербурге в рамках программы, рассчитанной на 25 лет, в течение которых все учтенные здания необходимо отремонтировать, также принято решение о предоставлении льгот пенсионерам старше 70 лет с 1 июля 2016 года.
  • Также в феврале 2016 года был принят подобный нормативный акт в Белгородской области , но его действие начнется только с 1 июля 2016 года.
  • В Костроме соответствующий закон был принят практически вместе с федеральными изменениями – в конце 2015 года, чтобы начать льготирование уже с 1 января 2016 года.
  • В Ульяновской области закон, позволяющий освободить одиноких пожилых людей от уплаты ежемесячной полной стоимости капитального ремонта, был принят в феврале 2016 года. В заключительном пункте закона указано на распространение правил о льготах с 1 января 2016 года. Таким образом, пенсионеры, уплатившие за январь 100% стоимость взноса, вправе рассчитывать на возврат полной суммы (если гражданину более 80 лет) или половины (если гражданину от 70 до 80 лет).
  • В Калужской области закон принят, но действие его ограничено текущим годом, будет ли продление в 2017 году – пока неизвестно.
  • Орловская область стала одной из первых, где наряду с пожилыми пенсионерами, достигшими 80-летнего возраста, полностью освобождены от уплаты капремонтных платежей жители новостроек в течение первых двух лет эксплуатации.

Если у Вас есть вопросы по теме статьи, пожалуйста, не стесняйтесь задавать их в комментариях. Мы обязательно ответим на все ваши вопросы в течение нескольких дней. Однако, внимательно прочитайте все вопросы-ответы к статье, если на подобный вопрос есть подробный ответ, то ваш вопрос опубликован не будет.

74 комментария

Поскольку закон о льготах по взносам на капремонт принят совсем недавно, подробной информации по оформлению этих льгот на сайтах госорганов нет. Как только она появится, мы обязательно добавим ее в эту статью. Кто еще может законно не платить взносы на капремонт? 1) Собственники помещений в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу в порядке постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 (ч.2 ст. 169 ЖК РФ). 2) Собственники квартир в МКД, если в отношении каждого жилого помещения в доме и земельного участка под домом принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд (ч.2 ст. 169 ЖК РФ). 3) Собственники квартир в МКД, которые уже накопили на своем спецсчете дома минимальный размер фонда для проведения ремонтных работ (ч.8 ст.170 ЖК РФ). Размер минимального размера фонда устанавливается региональным законом.

Кому положено освобождение от налога на капремонт?

Согласно закону 271-ФЗ, принятому в декабре 2012 года, в квитанциях за коммунальные услуги появилась новая графа – «Платежи на капитальный ремонт». Несмотря на многочисленные возмущения, эта норма все же вступила в силу, причем на вполне законных основаниях.

Все дело в том, что Жилищный кодекс России возлагает ответственность за содержание жилья, находящегося в собственности граждан, на самих владельцев. Приобретая квартиру в многоквартирном доме, вы одновременно становитесь совладельцем самого здания, расположенных в нем подвалов, чердаков, кровли и прочих элементов, поэтому просто обязаны заботиться об их идеальном техническом состоянии.

Другое дело, что далеко не все владельцы квартир могут позволить себе оплачивать дополнительную графу платежек за коммуналку. Одному это не позволяет делать слишком маленькая пенсия, а другому – ограниченные физические возможности.

Кто освобождается от уплаты капитального ремонта жилья, льготы в 2018 году

Внимание

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ: В Москве предоставлены льготы при оплате взносов на капитальный ремонт Согласно документу пенсионеры, достигшие 80-летнего возраста полностью освобождаются от оплаты за капремонт, а также для отдельных категорий граждан, у которых имеются льготы возможна компенсация в 50 процентов. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 29 декабря 2015 г.


№ 399-

Инфо

ФЗ «О внесении изменений в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Напомним, что для москвичей мэр Собянин уже подписал постановление Правительства Москвы № 478-ПП от 30.07.2015 «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2014 г.

Льготы: кто может законно не платить взносы на капремонт

Кроме того, субъекты РФ смогут предоставлять компенсацию расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% взноса на капремонт, инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов. «Конечно, эти меры не снимают всех вопросов, которые связаны с введением платежа за капитальный ремонт, тем не менее меняют ситуацию. Мы должны в этом случае прежде всего поддержать тех, у кого новые платежи за капитальный ремонт составляют ощутимую долю в семейном бюджете и кто лишен возможности за счёт своего труда компенсировать эту долю», – ранее подчеркивал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Закон вступит в силу с 1 января 2016 года.

Forbidden

Инвалиды 1 и 2 группы, достигшие возраста 80 лет и старше, могут воспользоваться правом на получение компенсации в размере 100 процентов от размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения при наличии условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи. Инвалиды 3 группы могут претендовать на получение компенсации только при наличии условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.


У граждан, относящихся к данной льготной категории и не достигших возраста 70 лет, права на компенсацию не имеется. Для назначения компенсации инвалидам 1, 2 и 3 группы, достигшим возраста 80 лет, в размере 100 процентов, и инвалидам 3 группы, достигших возраста 70 лет, в размере 50 процентов, необходимо обратиться с заявлением и документами в отдел соцзащиты.

Раскрываем списки: кто не платит за капремонт

Документов для того, чтобы оформить льготные условия, немного:

  • паспорт, удостоверение;
  • документ, подтверждающий право;
  • выписка со счета, что долгов текущих по коммунальным услугам нет.

Нужно учесть, что перечень может пополняться и окончательный пакет зависит от региона. Так, в некоторых регионах добавляется справка о сумме, которую тратит человек ежемесячно на содержание квартиры.
В пакет включается и справка о доходах или их отсутствии. В других населенных пунктах могут потребовать справку о составе семейства, документы об их доходах.
Закон не ограничивает местное самоуправление в требованиях к пакету документов. Куда идут взносы за капремонт Хотя плата за капитальный ремонт предусматривает льготы пенсионерам, каждому важно понимать куда идут его средства.

Льготные категории граждан освобождаются от оплаты по взносам за капремонт

Они платят лишь половину того норматива, который установлен в конкретном регионе, остальное оплачивает государство. В 2016 году вступил в силу Федеральный закон №399-ФЗ от 29.12.15, кардинально изменяющий 169 статью Жилищного кодекса РФ и Закон о социальной защите инвалидов (статья 17 Федерального закона №181-ФЗ).
Новые правила ФЗ о льготах на капитальный ремонт предоставили возможность хотя бы частично уменьшить плату для определенных категорий людей, владеющих квадратными метрами. К ним относятся граждане, для которых назначенный взнос в силу социального положения может стать не только слишком тяжелым, но просто непосильным. Так, Госдума приняла законопроект о льготах на капремонт жилья для пожилых и стопроцентно от этой повинности теперь освобождены престарелые граждане начиная от 80 лет и старше.

Материал подготовлен С.Л. Филимоновым,

генеральным директором 000 «Юридическая фирма "Центр правовой поддержки ЖСК, ТСЖ, ГСК, ЖКХ"»


В декабре 2001 г. Тюменский областной суд признал п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области от 05.07.2000 № 197 "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" (в ред. от 06.10.2000 № 212, от 31.10.01 № 434) противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верхов ного Суда РФ оставила решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г. без изменения, кассационную жалобу Тюменской областной Думы - без удовлетворения.

При вынесении решения суд руководствовался ст. 13 ГК РФ, которой предусмотрено, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Суды общей юрисдикции принимают и рассматривают жалобы граждан и протесты прокурора о несоответствии нормативных актов закону на основании Закона РФ от 27.04.93 № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (с изм. от 14.12.95).

Оспариваемый нормативный акт, по мнению суда, ограничил гражданские права граждан, а также незаконно возложил на них дополнительные обязанности, создал препятствия осуществлению гражданами своих пpaв и свобод, что противоречит требованиям Конституции РФ и ГК РФ. В силу части 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании Федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основанием для принятия судом решения о призна нии ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (п. 6 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Пункт 1 ст. 17 Закона Тюменской области № 197 пре дусматривает норму, что "в случае временного, на срок более одного месяца, отсутствия гражданина в жилом помещении, в котором он постоянно или преимущественно проживает, оплата коммунальных услуг (кроме отопления) за соответствующий период не производится. При этом отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия".

Первая часть данной нормы, в общем, соответству ет действующему законодательству - подп. "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 21.09.85 № 415, который предусматривает, что "в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются".

Следует заметить, что основания, дающие право гражданину производить оплату фактически предоставленных услуг (товара), также предусмотрены в ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" (с изм. от 17.12.99, 30.12.01): "потребитель обязан оплатить выполненную* исполнителем в полном объеме работу (оказанную услугу) после ее принятия потребителем", и ст. 544 ГК РФ: "оплата энергии производится за фактически принятое* абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон". В случае временного отсутствия граждан они, конечно, не потребляют коммунальные (за исключением отопления) услуги и соответственно не обязаны их оплачивать.

Однако вторая часть оспоренной нормы изложена в императивной (обязательной к исполнению) форме и возлагает на граждан обязанность по подтверждению факта временного отсутствия: "должно быть подтверждено". Суд решил, что с принятием Тюменской областной Думой данной нормы на граждан незаконно возложены обязанности, а это нарушает их права и свободы.

Оспоренная норма, по мнению Тюменской областной Думы, была направлена на реализацию подп. "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР.

Аналогичный механизм реализации прав граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг при временном отсутствии предусмотрен и в других субъектах Федерации. Например, распоряжение премьера правительства Москвы от 25.12.95 № 1260-РП "О расчетах за жилищно-коммунальные услуги при временном отсутствии граждан по месту жительства" предусматривает, что "платежи за жилищные услуги (оплата жилья, плата за наем, плата за услуги технического обслуживания) предъявляются гражданам, являющимся нанимателями или собственниками жилья, и оплачиваются ими исходя из положений действующих законодательных и нормативных актов вне зависимости от факта проживания в квартире, занимаемой по договору найма или находящейся в собственности гражданина.

Такие коммунальные услуги, как водопровод и ка нализация, горячая вода (подогрев воды), газ, вывоз мусора, оплачиваются гражданами по месту фактического проживания и пользования ими. При этом расчеты за коммунальные услуги ведутся непосредственно с нанимателем или собственником жилья с учетом имеющихся прав на льготы проживающих в квартире.

При временном отсутствии граждан по месту посто янного проживания (прописки) они освобождаются от обязанностей по оплате услуг за вывоз бытового мусора, газ, водопровод, канализацию, горячее водоснабжение (подогрев воды) за весь период отсутствия, но в пределах срока исковой давности (3 года) исходя из полного количества суток отсутствия гражданина, фактического количества дней подачи горячей воды (плановое отключение на 21 день не учитывается) и действующих в соответствующий период времени ставок при условии документального подтверждения факта и времени отсутствия.

Перерасчет по отоплению и жилищным услугам при временном отсутствии граждан по месту жительства не производится.

Основанием для проведения... перерасчета являет ся представление гражданином после возвращения документа, подтверждающего факт и время отсутствия:

- официальной справки организации или предприятия о командировке, справки из больницы, дома отдыха, санатория, дачного кооператива, поселкового Совета и т. п.;

- заявления плательщика в случае пребывания его в таком месте, откуда невозможно представить официальный документ, если оно подписано соседями по этажу (коммунальной квартире), с указанием, что лица, подписавшие его (не менее двух), сами в указанный период не выезжали.

Авансовое освобождение от платежей за вышена званные коммунальные услуги, т. е. неначисление* платы за них, допускается лишь в случае предоставления гражданами официального документа о призыве в армию, направлении на работу за пределы города, осуждении и т. п. В этом случае в документе, подтверждающем срок отсутствия по месту жительства, должны быть указаны даты убытия и возвращения. Если временно выезжают все проживающие в квартире (комнате в коммунальной квартире) граждане, выезжающими должно быть подано заявление о том, что в освобождающейся квартире (комнате) никто не будет проживать".

Текст приведенного в качестве примера распоряжения не содержит слов, которые бы устанавливали для граждан дополнительные обязательства.

Определение

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рас смотрела в судебном заседании 19 марта 2002 г. кассационную жалобу Тюменской областной Думы на решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г., которым признан п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" от 05.07.2000 № 197, в ред. законов от 06.10.2000 № 212, от 31.10.01 № 434, противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу. Исследовав материалы дела, коллегия установила. Пунктом 1ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области"от 05.07.2000 № 197, в ред. законов от 06.10.2000 №212 и от 31.10.01 № 434, предусмотрено, что "в случае временного, на срок более одного месяца, отсутствия гражданина в жилом помещении, в котором он постоянно или преимущественно проживает, оплата коммунальных услуг (кроме отопления) за соответствующий период не производится. При этом отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия".

Прокурор Тюменской области обратился в суд с за явлением о признании данной правовой нормы противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу. Заявление обосновано тем, что этот вопрос относится к гражданским правоотношениям, которые находятся в ведении Российской Федерации, и должен регулироваться в связи с этим либо договором между гражданами и обслуживающей организацией, либо федеральными законами, указами Президента России, постановлениями Правительства РФ, но не законами субъекта Российской Федерации. Рассмотрев дело, суд вынес приведенное выше решение. В кассационной жалобе Тюменская областная Дума просит отменить решение суда, считая, что Дума вправе была принять оспариваемую правовую норму. Эта норма относится к жилищному законодательству, которое находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, и что она повторяет положение, предусмотренное постановлением Правительства РФ от 21.09.85 № 415, в ред. постановления от 18.01.92 № 34. Права граждан оспариваемая норма не нарушает. Обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Подпунктом "д" п. 9 Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории, утв. постановлением Совета Министров РСФСР от21.09.85 №415, в ред. постановлений Правительства РФ от 18.01.92 №34 и от 23.07.93 № 726, установлено, что "в случае отсутствия отдельных жильцов свыше одного месяца оплата за коммунальные услуги за время их отсутствия не взимается. От оплаты за телефон и отопление отсутствующие лица не освобождаются". При сравнении этой федеральной правовой нормы и п. 1 ст. 17 Закона Тюменской области "О регулировании жилищных отношений в Тюменской области" от 05.07.2000 №197, вред, законов от 06.10.2000 № 212 и от 31.10.01 № 434, видно, что содержание оспариваемой нормы не соответствует содержанию федеральной правовой нормы. Более того, п. 1 ст. 17 названного Закона Тюменской области содержит указание на то, что "отсутствие гражданина в жилом помещении должно быть подтверждено свидетельством о его регистрации по месту пребывания либо другими документами, подтверждающими время отсутствия", которого нет в федеральной правовой норме. Это правило затрагивает вопрос доказательств, который регулируется гражданским процессуальным законодательством, находящимся в ведении Российской Федерации, и сужает средства доказывания. При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Руководствуясь ст. 304, 305, 311 ГПК РСФСР, коллегия определила оставить решение Тюменского областного суда от 28 декабря 2001 г. без изменения, кассационную жалобу Тюменской областной Думы без удовлетворения.

Относительно вопроса подведомственности спор ных правоотношений следует заметить, что Жилищный кодекс РСФСР от 24 июня 1983 г. в ст. 50 устанавливает, что "пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.

Типовой договор найма жилого помещения, прави ла пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории утверждаются Советом Министров РСФСР", т. е. спорные отношения относятся к жилищному законодательству.

Госдума рассмотрит законопроект о полном освобождении пенсионеров от взносов на капитальный ремонт. Власти пошли на первый шаг в процессе отмены оплаты за капитальный ремонт для людей, которые получают пенсию по старости.

Пенсионеров освободят от оплаты за капитальный

ремонт: в Госдуме рассматривают о полном

освобождении пенсионеров от взносов

на капитальный ремонт дома

В Госдуме рассматривают законопроект, который направлен на поддержку пенсионеров. Так предлагается освободить неработающих собственников, которые получают пенсию по старости, от уплаты взносов на капитальный ремонт дома .

С недавнего времени в квитанциях россиян, которые проживают в многоквартирных жилых домах, появилась такая графа, как капитальный ремонт . Деньги поступают в специальный фонд, после чего средства распределяются по тем объектам, которые нуждаются в серьезном ремонте. Многие граждане были возмущены новшеством, так как посчитали, что с его помощью у чиновников появилась новая лазейка для незаконного обогащения. В наибольшей степени пострадавшими себя назвали пенсионеры, доход которых оставляет желать лучшего.

Прислушавшись к мнению народа, власти пошли на первый шаг в процессе отмены оплаты за капитальный ремонт для людей, которые получают пенсию по старости. Соответствующий проект закона находится на рассмотрении в Госдумы. Изначально отмечалось, что региональные власти уже наделены полномочиями по отмене платы за капремонт для отдельных категорий граждан, но учитывая их нежелание действовать в этом направлении, вопрос был переведен на рассмотрение в федеральную плоскость.

Проблема заключается в том, что сегодня регионам дано право освобождать от таких взносов одиноко проживающих собственников жилых помещений при достижении возраста 70 лет – на 50 процентов, при достижении возраста 80 лет – на все 100.

Авторы законопроекта сочли такое положение несправедливым и предложили дать регионам право полностью освобождать всех пенсионеров независимо от возраста от платы за капитальный ремонт жилья. Также существует необходимость исключить из действующей редакции статьи возможность предоставления компенсации только лишь одиноко проживающим лицам.

Предложение это в пояснительной записке к документу обосновывается тем, что продолжительность жизни российских пенсионеров такова, что не все успевают дожить до скидки: у мужчин – 66,2 лет, женщин – 76,9 лет.

К тому же, чтобы сократить расходы по квартплате социально незащищенные группы лиц вынуждены выписывать из своих жилых помещений близких родственников. В противном случае предусмотренная законодательством компенсация им не будет положена.

Однако до момента, пока в Госдуме не рассмотрят поправки в Жилищный Кодекс, пенсионеры вынуждены проводить оплату по установленным правилам.

Ознакомимся с основными моментами Федерального Закона «О капитальном ремонте в многоквартирных домах», на основании которого в настоящее время взимается ежемесячная сумма в счёт будущего капитального ремонта.

Плата за капитальный ремонт и льготы пенсионерам ,

сколько должны платить пенсионеры

взносы в многоквартирных домах?

С начала 2016 года вступил в силу Федеральный Закон № 271 «О капитальном ремонте в многоквартирных домах».

Согласно ему с собственников жилых и нежилых помещений ежемесячно будет взиматься определённая сумма в счёт будущего капитального ремонта .

Основные дискуссии в обществе разгорелись вокруг вопроса о пенсионерах: будут ли с них брать эту плату? Как начисляется плата за капитальный ремонт и льготы пенсионерам - есть ли они на самом деле? Разберёмся с этим вместе.

Законен ли сбор на капремонт с пенсионеров

Официальные документы, а именно Жилищный Кодекс ч. 2.1. ст. 169 , говорят, что каждый субъект РФ может предоставлять компенсацию определённым группам лиц.

Также даётся перечень тех категорий граждан, которые имеют на неё право . Среди них есть и пенсионеры.

Документы можно подать лично, оформить заявление через интернет или передать с представителем по нотариальной доверенности.

В каких случаях могут отказать?

Пенсионеру могут отказать в следующих случаях :

  • если он не подходит по возрасту;
  • работает;
  • не является владельцем жилья;
  • имеет долги за коммунальные услуги;
  • предоставил не все документы или в них есть несоответствие указанной информации.

Если вы отправили бумаги по электронной почте, но не пришли с оригиналами в течение 10 дней, в начислении компенсации тоже будет отказано.

Как заполнить заявление?

Эта официальная бумага имеет вид бланка, в который вы должны будете внести нужную информацию :

  • наименование своего населённого пункта;
  • свои фамилию, имя, отчество, дату рождения.
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • адрес дома, по которому будет назначена компенсация;
  • состав семьи;
  • ФИО, дата рождения, информация о работе граждан, проживающих вместе;
  • серия, номер документа, подтверждающего право собственности на жильё;
  • номер лицевого счёта, на который будет перечислена компенсация;
  • список прилагаемых документов;
  • дата заполнения, подпись.

Ниже есть бланк, который будет заполнять сотрудник, принявший у вас документы.

Пенсионеры могут рассчитывать на получение компенсации за капитальный ремонт , но только при соблюдении определённых условий и в том случае, если они оплатили коммунальные задолженности. Также помните, что льгота не освободит вас от необходимости вносить плату за капитальный ремонт.

Надеемся наш материал позволил вам понять что такое оплата за капремонт для пенсионеров , каковы новости в законодательстве на этот счет, как начисляется и выплачивается компенсация и что говорит закон об оплате капитального ремонта для пенсионеров.


Новый год начинается с хороших новостей: до ухода на новогодние каникулы Президент РФ подписал закон об освобождении отдельных категорий граждан от уплаты взносов на капремонт. Соответствующие поправки вносятся в Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Закон вступил в силу уже с 1 января 2016 года. Разберемся, что к чему.

На какие категории граждан рассчитан закон о льготах по капремонту:

  • одиноко проживающие и неработающие граждане в возрасте от 70 (80) лет;
  • граждане от 70 (80) лет, проживающие в составе семьи из неработающих пенсионеров;
  • инвалиды I и II групп;
  • дети-инвалиды;
  • родители детей-инвалидов.

Как будут рассчитывать льготу по взносам на капремонт?

Минимальный размер взноса на капремонт на 1 кв.м. общей площади жилого помещения в месяц по вашему региону умножается на нормативную площадь жилого помещения, используемую для расчета субсидий по региональному стандарту.

  • 50% — для одиноко проживающих неработающих пенсионеров в возрасте от 70 лет и граждан от 70 лет, проживающих в составе семьи из неработающих пенсионеров, инвалидов I и II групп, детей-инвалидов, родителей детей-инвалидов;
  • 100% — для одиноко проживающих неработающих пенсионеров в возрасте от 80 лет и граждан от 80 лет, проживающих в составе семьи из неработающих пенсионеров.

Например, в Вологодской области размер взноса на капремонт за 1 кв.м. площади составляет 6,60 рублей. Нормативная площадь на одиноко проживающих граждан — 33 кв.м. Итого 100% льгота составит 6,60 руб. * 33 кв.м. = 217,80 рублей в месяц, 50% льгота — 6,60 руб. * 33 кв.м. * 50% = 108,90 рублей в месяц.

Обратите внимание, что речи о полной отмене взносов на капремонт для льготников или возмещении 100% фактически уплаченных взносов не идет: льгота рассчитывается не от фактической площади вашей квартиры а от нормативной. Для получения льготы нужно будет оплачивать взносы на капремонт, а затем получать компенсацию по части уплаченных сумм.

Как можно будет получить льготу по уплате взносов за капремонт:

1) Власти вашего региона должны будут принять отдельный закон (областной, республиканский и т.п.) о предоставлении компенсации расходов по уплате взноса на капремонт соответствующим категориям льготников.

2) Собственник квартиры оплачивает взносы на капремонт по выставленным квитанциям.

3) Органы соцзащиты компенсируют собственнику-льготнику расходы по уплате взноса на капремонт.

Поскольку закон о льготах по взносам на капремонт принят совсем недавно, подробной информации по оформлению этих льгот на сайтах госорганов нет. Как только она появится, мы обязательно добавим ее в эту статью.

Кто еще может законно не платить взносы на капремонт?

1) Собственники помещений в многоквартирном доме, который признан аварийным и подлежащим сносу в порядке постановления Правительства РФ №47 от 28.01.2006 (ч.2 ст. 169 ЖК РФ).

2) Собственники квартир в МКД, если в отношении каждого жилого помещения в доме и земельного участка под домом принято решение об изъятии для государственных или муниципальных нужд (ч.2 ст. 169 ЖК РФ).

3) Собственники квартир в МКД, которые уже накопили на своем спецсчете дома минимальный размер фонда для проведения ремонтных работ (ч.8 ст.170 ЖК РФ).

Размер минимального размера фонда устанавливается региональным законом. Например, размер минимального фонда капремонта для Вологодской области составляет 6.60 рублей * площадь помещений собственников в доме * 60 месяцев.

Для приостановки уплаты взносов на капремонт таким собственникам нужно будет провести общее собрание и принять соответствующее решение. При этом должникам по взносам на капремонт все равно придется погасить свои долги.

4) Собственники квартир в МКД, введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы капремонта, — в течение установленного региональным законом срока, но не более 5 лет с даты включения дома в региональную программу капремонта (ч.5.1. ст.170 ЖК РФ).

В течение 5 лет региональный фонд капремонта не будет выставлять собственникам квартир в новостройках квитанции на уплату взносов. Если такие жильцы уже успели заплатить какие-то суммы на капремонт, эти деньги не пропадут, но и не вернутся: они пойдут в зачет следующего периода капремонта.
Собственники квартир в таком МКД должны будут принять и реализовать решение о способе формирования фонда капремонта минимум за 3 месяца до возникновения у них обязанности по уплате взносов на капремонт.

Например, такой закон был принят в Вологодской области. Он распространяется на все дома, введенные в эксплуатацию после 30.01.2014. В Череповце под этот закон попали 15 домов.