Как оплатить за обучение без комиссии. Как получить налоговый вычет за обучение. Какая комиссия сбербанк онлайн за оплату обучения

Методика направлена на оценку овладения элементами логического мышления. Она содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам и представляющей собой «логическое умножение» классификации геометрических фигур по форме на их сериацию по величине. Детям предлагается найти места отдельных элементов в этой матрице.

Общая инструкция к проведению обследований

Обследование проводится в отдельном, хорошо освещенном помещении. В работе участвуют двое взрослых: проводящий обследование и ассистент, который наблюдает за работой детей и оказывает помощь при выполнении заданий вводных серий. Одновременно проверяют 6-10 детей, которых сажают за отдельные столы, чтобы исключить возможность подражания и копирования решений. Столы расставляются таким образом, чтобы взрослым хорошо была видна работа каждого ребенка.

Перед началом проверки детям даются хорошо отточенные карандаши и тетради с заданиями. У взрослого, проводящего обследование, имеются точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения предлагаемой детям работы. При выполнении заданий по методикам 1 и 4 дети перелистывают страницы одновременно по указанию проверяющего, в остальных случаях - самостоятельно после получения общей инструкции по методике.

Детей предупреждают о том, что работать они должны самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради, а в случае затруднений или непонимания задачи - обращаться к взрослому.

Общая длительность работы на одном занятии не должна превышать 40-45 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие. После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Последовательность предъявления методик соответствует их нумерации.

При проведении обследования целесообразно с помощью воспитателя подбирать подгруппы детей с примерно одинаковой скоростью выполнения заданий. В случае, если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется провести индивидуальное обследование.

Нужно также учитывать, что методики стандартизованы на детях, посещающих московские детские сады. Поэтому оценка, полученная ребенком, воспитывающимся в других условиях, говорит лишь об отношении уровня его умственного развития к уровню развития его сверстников из детских садов Москвы и не имеет абсолютного значения.

Методика «Учебная деятельность»

Направлена на выявление конкретных умений, служащих предпосылками учебной деятельности: умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.

Материал

Тетрадь, состоящая из четырех страниц. На каждой странице изображены
3 ряда мелких геометрических фигур размером 2 x 2 мм. Верхний ряд состоит из треугольников, средний - из кружков, нижний - из квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов расположены друг под другом, среднего - в промежутках между ними (см. рис. 1б ). В верхней части первой страницы расположена, кроме того, короткая полоска из этих фигур, на которой дан образец узора (рис. 1а ).

Рис. 1. Материал для заданий методики «Учебная деятельность» (а - образец узора для первой страницы, б - материал для выполнения заданий)

Детям предлагается нарисовать несколько узоров под диктовку, соединяя геометрические фигуры по трем определенным правилам. Первая страница предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научились рисовать под диктовку взрослого.

Инструкция

Детям говорится: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Вы будете соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила: 1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; 2) линия узора должна идти только вперед; 3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты. (Внимание детей обращается на образец.) Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».
В процессе обучения дети производят 4 соединения, а взрослый проверяет выполнение задания и в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем тот ошибся. После этого детям говорится: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Правила соединения повторяются.) Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Взрослый диктует детям последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды. После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора (см. рис. 2).

Рис. 2. Образцы правильного выполнения заданий методики «Учебная деятельность» (а - вводная серия, б - первая серия, в - вторая серия, г - третья серия)

Ошибки могут быть двух типов. Первый тип связан с неточным выполнением предписаний диктанта: неправильно выбраны элементы соединения, некоторые соединения повторяются, наблюдается пропуск отдельных элементов. Ошибки второго типа допускаются за счет нарушения правил: соединение фигур минуя кружок, «разрывы» между соединениями, соединение фигур, находящихся одна под другой.
Данная методика выявляет продвижение ребенка в овладении предпосылками учебной деятельности, которое выражается в постепенном совершенствовании необходимых для выполнения задания умений. Для более дифференцированной характеристики таких умений необходимо обратиться к анализу допущенных ребенком ошибок.

(автор Н. Б. Венгер)

Методика направлена на оценку овладения элементами логического мышления. Она содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам и представляющей собой «логическое умножение» классификации геометрических фигур по форме на их сериацию по величине. Детям предлагается найти места отдельных элементов в этой матрице.

Общая инструкция к проведению обследований
Обследование проводится в отдельном, хорошо освещенном помещении. В работе участвуют двое взрослых: проводящий обследование и ассистент, который наблюдает за работой детей и оказывает помощь при выполнении заданий вводных серий. Одновременно проверяют 6-10 детей, которых сажают за отдельные столы, чтобы исключить возможность подражания и копирования решений. Столы расставляются таким образом, чтобы взрослым хорошо была видна работа каждого ребенка.
Перед началом проверки детям даются хорошо отточенные карандаши и тетради с заданиями. У взрослого, проводящего обследование, имеются точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения предлагаемой детям работы. При выполнении заданий по методикам 1 и 4 дети перелистывают страницы одновременно по указанию проверяющего, в остальных случаях - самостоятельно после получения общей инструкции по методике.
Детей предупреждают о том, что работать они должны самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради, а в случае затруднений или непонимания задачи - обращаться к взрослому.
Общая длительность работы на одном занятии не должна превышать 40-45 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие. После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Последовательность предъявления методик соответствует их нумерации.
При проведении обследования целесообразно с помощью воспитателя подбирать подгруппы детей с примерно одинаковой скоростью выполнения заданий. В случае, если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется провести индивидуальное обследование.

Материал
Тетрадь из 9 страниц, на каждой из которых расположена квадратная таблица, разделенная на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний ряд - убывающими по величине кругами. В левой колонке таблицы располагаются самые крупные геометрические фигуры разной формы: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Правая колонка заполнена теми же фигурами, но самыми мелкими. Внутренние шестнадцать клеток не заполнены (см. рисунок 1).

РИС. 1. Таблица фигур к методике РИС. 2. Материал для вводного задания (страница А)

Под таблицей внизу на каждой странице расположены по 3 фигуры, которые ребенок должен разместить в пустых клетках в соответствии с формой и величиной этих фигур.
На странице А дается вводное задание, в котором крестиками уже отмечены правильные расположения фигур (см. рис.2). Необходимые наборы из трех фигур для остальных восьми заданий (страницы 1-8) показаны на рис.3. Числа под фигурками указывают на место их правильного расположения в пустых клетках.

Инструкция
Перед вводной задачей ребенку говорится: «Рассмотрите внима­тельно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку. (Дети рассматривают таблицу.) А теперь давайте посмотрим середину таблицы. Здесь много пустых клето­чек. Внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, куда их нужно поставить, отмечены крестиками. Посмотрите внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажите, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».

После правильного выполнения вводного задания (если необходимо, взрослый исправляетошибки) дается инструкция к основным щттям: «На следующих страницах нарисованы другие три фигуры. Найдите их места в таблице и отметьте клеточки, куда их надо поставить; на каждом листочке у вас будет отмечено по три клеточки».

Количественная оценка результатов
За каждую правильно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение всего задания - 24.

Качественный анализ результатов

  1. тип. Действия детей приводят к случайному расположению фигур без учета как сериационных, так и классификационных отношений.
  2. тип. Дети в ряде случаев учитывают классификационные отношения, но не учитывают сериацию.

Зтип. Дети как правило учитывают классификационные отношения и частично учитывают сериационные отношения. Они допускают при размещении фигур отдельные ошибки, заключающиеся в сдвиге их в ряду фигур этой же формы на одну-две клетки.
4тип. Дети располагают фигуры с учетом и классификационных, и сериационных отношений. Дети допускают отдельные сдвиги в расположении фигур на одну позицию вправо или влево, но ни одного случая обмена местами фигур разных форм.
Перевод результатов в стандартную шкалу
Результаты, полученные по всем методикам, переведены в стандартную шкалу оценок (по типу стандартной шкалы Векслера, размах, который от 1 до 20 баллов).
При этом результаты выполнения заданий по каждой методике, попадающие в интервал от 7 до 13 стандартных баллов (10+3) соответствуют среднему уровню развития, 14 и более баллов по стандартной шкале - уровню развития соответствующих процессов выше среднего, менее 7 баллов - уровню ниже среднего.
В то же время, полученные результаты, особенно в случаях низких оценок, не являются достоверным свидетельством низкого уровня умственного развития ребенка. В этих случаях необходимо проведение индивидуального обследования с целью выявления причин получения низких результатов. Следует исключить возмож­ность выполнения задания на низком уровне по причинам, не связанным с умственным рвазвитием (плохое самочувствие, труд­ность взаимоотношений с незнакомыми взрослыми и др.).
После перевода в нормализованную шкалу отдельных методик возможно вычисление общего балла для интегративной оценки уровня умственного развития каждого из детей. Для этого необхо­димо просуммировать стандартные баллы, полученные ребенком по методикам "Эталоны", "Перцептивное моделирование", "Схематизация", "Систематизация" (шкалу перевода "сырых" баллов в стандартные см. в Приложении 2). Вычисленный суммарный балл снова переводится в стандартный (шкала суммарных оценок нормализована с М=10 и а=3).

Примечание
При подсчете общих показателей в систему не включается методика, предназначенная для выявления степени овладения предпосылками учебной деятельности (умение действовать по правилу). Данные этой методики учитываются отдельно. Полученный таким образом числовой показатель может выразить итог тестового обследования ребенка, однако он ни в коей мере не может рассматриваться в качестве жесткого показателя его умственного развития и свидетельствует лишь о соотноше­нии с возрастной нормой, установленной для детей, воспитывающихся в московских детских садах.

Методика «Систематизация»

Уровень

сырые

стандартные

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

Продолжение. Начало см. в № 5/2003

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР СЕМЬИ И ДЕТСТВА
ДЕТСКИЙ ЦЕНТР ВЕНГЕРА

Психолог в детском саду

Руководство для работы практического психолога

Стандартизованные диагностические методики: групповое обследование

Для определения уровня умственного развития и предпосылок учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы можно использовать стандартизованные диагностические методики. Они апробировались на большом количестве детей, статистически обработаны и дают количественные показатели, отражающие средние возрастные нормы.

1. «Учебная деятельность» (автор - Л.И. Цеханская)

Методика выявляет уровень овладения элементами учения, доступными дошкольникам: умение подчинять свои действия правилу, слушать и последовательно выполнять указания взрослого. Ребенку дается задание - составить узор под диктовку взрослого путем соединения расположенных рядами фигурок с соблюдением заранее заданных правил.

2. «Эталоны» (автор - О.М. Дьяченко)

Методика нацелена на диагностику уровня развития восприятия и содержит задачи, требующие соотнесения формы предметов с заданными образцами (эталонами). Детям предлагается отметить изображения предметов, соответствующие каждому эталону.

3. «Перцептивное моделирование» (автор - В.В. Холмовская)

Методика выявляет степень овладения зрительным синтезом - объединением элементов в целостный образ - и характеризует уровень развития восприятия и наглядно-образного мышления. Она требует от ребенка построения в умственном плане геометрических фигур (кругов и квадратов) из нескольких частей. Не имея возможности выполнять практические пробы, он должен найти такое сочетание этих частей - фигурок различной геометрической формы, которое привело бы к получению круга или квадрата.

4. «Схематизация» (автор - Р.И. Бардина)

Методика направлена на выявление уровня развития высших форм образного мышления, содержит задачи на использование схематических и условных изображений при ориентировке в пространственной ситуации. Ребенку предлагают отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи линейной схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.

5. «Систематизация» (автор - Н.Б. Венгер)

Методика направлена на оценку овладения элементами логического мышления. Она содержит задачи на размещение элементов в матрице, составленной по двум признакам и представляющей собой «логическое умножение» классификации геометрических фигур по форме на их сериацию по величине. Детям предлагается найти места отдельных элементов в этой матрице.

Общая инструкция к проведению обследований

Обследование проводится в отдельном, хорошо освещенном помещении. В работе участвуют двое взрослых: проводящий обследование и ассистент, который наблюдает за работой детей и оказывает помощь при выполнении заданий вводных серий. Одновременно проверяют 6-10 детей, которых сажают за отдельные столы, чтобы исключить возможность подражания и копирования решений. Столы расставляются таким образом, чтобы взрослым хорошо была видна работа каждого ребенка.

Перед началом проверки детям даются хорошо отточенные карандаши и тетради с заданиями. У взрослого, проводящего обследование, имеются точно такие же тетради. Он пользуется ими для объяснения предлагаемой детям работы. При выполнении заданий по методикам 1 и 4 дети перелистывают страницы одновременно по указанию проверяющего, в остальных случаях - самостоятельно после получения общей инструкции по методике.

Детей предупреждают о том, что работать они должны самостоятельно, не советуясь с товарищами, не заглядывая друг к другу в тетради, а в случае затруднений или непонимания задачи - обращаться к взрослому.

Общая длительность работы на одном занятии не должна превышать 40-45 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие. После окончания работы по одной методике детям предлагают отложить тетрадь в сторону и взять следующую. Последовательность предъявления методик соответствует их нумерации.

При проведении обследования целесообразно с помощью воспитателя подбирать подгруппы детей с примерно одинаковой скоростью выполнения заданий. В случае, если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять, рекомендуется провести индивидуальное обследование.

Нужно также учитывать, что методики стандартизованы на детях, посещающих московские детские сады. Поэтому оценка, полученная ребенком, воспитывающимся в других условиях, говорит лишь об отношении уровня его умственного развития к уровню развития его сверстников из детских садов Москвы и не имеет абсолютного значения.

Методика «Учебная деятельность»

Направлена на выявление конкретных умений, служащих предпосылками учебной деятельности: умения подчинять свои действия определенному правилу, слушать и точно выполнять указания взрослого.

Материал

Тетрадь, состоящая из четырех страниц. На каждой странице изображены
3 ряда мелких геометрических фигур размером 2 x 2 мм. Верхний ряд состоит из треугольников, средний - из кружков, нижний - из квадратов. Фигурки верхнего и нижнего рядов расположены друг под другом, среднего - в промежутках между ними (см. рис. 1б ). В верхней части первой страницы расположена, кроме того, короткая полоска из этих фигур, на которой дан образец узора (рис. 1а ).

Рис. 1. Материал для заданий методики «Учебная деятельность» (а - образец узора для первой страницы, б - материал для выполнения заданий)

Детям предлагается нарисовать несколько узоров под диктовку, соединяя геометрические фигуры по трем определенным правилам. Первая страница предназначена для того, чтобы дети познакомились с правилами и научились рисовать под диктовку взрослого.

Инструкция

Детям говорится: «Мы будем учиться рисовать узор. У вас на листочке нарисованы ряды треугольников, квадратов и кружков. Вы будете соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Надо внимательно слушать и делать то, что я буду говорить. У нас будут такие три правила: 1) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; 2) линия узора должна идти только вперед; 3) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. Посмотрите на листочке, как можно соединить треугольники и квадраты. (Внимание детей обращается на образец.) Теперь учитесь соединять сами. Посмотрите на нижнюю полоску. Соедините два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом».
В процессе обучения дети производят 4 соединения, а взрослый проверяет выполнение задания и в случае необходимости исправляет ошибки и объясняет ребенку, в чем тот ошибся. После этого детям говорится: «Теперь вы будете рисовать на другом листочке. Вы должны внимательно слушать и соединять те фигуры, которые я буду называть, но не забывайте о правилах. (Правила соединения повторяются.) Если ошибетесь, то не исправляйте ошибку, а начинайте со следующей фигурки». Взрослый диктует детям последовательность соединения фигурок медленно, но не повторяя одно и то же дважды. После первой серии следуют вторая и третья, которые отличаются только характером узора (см. рис. 2).

Рис. 2. Образцы правильного выполнения заданий методики «Учебная деятельность» (а - вводная серия, б - первая серия, в - вторая серия, г - третья серия)

Ошибки могут быть двух типов. Первый тип связан с неточным выполнением предписаний диктанта: неправильно выбраны элементы соединения, некоторые соединения повторяются, наблюдается пропуск отдельных элементов. Ошибки второго типа допускаются за счет нарушения правил: соединение фигур минуя кружок, «разрывы» между соединениями, соединение фигур, находящихся одна под другой.
Данная методика выявляет продвижение ребенка в овладении предпосылками учебной деятельности, которое выражается в постепенном совершенствовании необходимых для выполнения задания умений. Для более дифференцированной характеристики таких умений необходимо обратиться к анализу допущенных ребенком ошибок.

Каждое правильное соединение оценивается в два балла. Правильным считается соединение, соответствующее диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в начале и в конце узора, т.е. предваряющих диктант и следующих за ним), а также за «разрывы» между правильными соединениями (пропуски «зон» соединения).
Все остальные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых баллов. Реальное количество баллов в каждой серии будет равно разнице между набранными и штрафными баллами. Максимальное количество баллов в каждой серии - 24, а за выполнение всего задания - 72.

Примечание

По результатам стандартизации 1995 года обнаружилось, что методика «Учебная деятельность» недостаточно дифференцирует сильных детей. Это объясняется тем, что в последнее время изменилось содержание образовательно-воспитательной работы в детских садах, возникла устойчивая тенденция к усилению учебной работы с детьми старших дошкольных возрастов. Это приводит к более раннему развитию предпосылок учебной деятельности, в частности, умения действовать по правилу.

Методика «Эталоны»

Направлена на диагностику уровня овладения действием отнесения свойств предмета к заданному эталону.

Материал

Тетрадь из 4 страниц, на каждой из которых расположены 16 картинок, изображающих различные предметы (рис. 3), а также фигурки-эталоны, которые должны быть использованы ребенком для анализа форм предметов, нарисованных на картинках.

Рис. 3. Таблица рисунков для четырех заданий методики «Эталоны»

Наборы картинок на всех страницах одинаковые, но на каждой странице под картинками изображена лишь одна из следующих четырех фигур-эталонов:

Инструкция

Детям даются тетрадки и говорится: «Рассмотрите внимательно на этой странице все картинки (столбик за столбиком) и фигурку под ними. Выберите те картинки, которые больше всего похожи на эту фигурку, и поставьте под такими картинками крестики. Когда вы отметите все картинки, похожие на фигурку, переверните страницу и на следующей странице тоже отметьте картинки, которые похожи уже на другую фигурку, на ту, которая нарисована под ними. Так вы должны отметить фигурки на всех четырех страницах».
Во время выполнения задания необходимо обратить внимание детей на анализ формы фигурок-эталонов, чтобы избежать случайного выбора картинок. («Внимательно смотрите на фигурку под картинками».)
Правильно отмеченные картинки:

Количественная оценка результатов

Максимальный балл (по всем 4 страницам) - 32 балла. Ошибками считаются неправильно отмеченная картинка и неотмеченная нужная картинка. Реальный балл равен разности между максимальным баллом и количеством ошибок (за каждую ошибку вычитается 1 балл).

Качественный анализ результатов

    1-й тип . Дети с синкретической ориентировкой. На основе выделения одной детали или, наоборот, без учета характерных деталей контура дети ошибочно относят весь предмет в целом к какому-либо из эталонов. Так, например, изображения гитары или груши относятся к эталону, имеющему форму угла, на основании одной детали - выемки сбоку. Или, наоборот, гитара относится к эталону конусообразной формы на основании общего направления линии контура, без учета характерных деталей.

    2-й тип . Дети со смешанной ориентировкой, которая меняется в зависимости от сложности объекта. Простые объекты, детали которых находятся внутри общего контура (например, ботинок, голова собаки), дети безошибочно относят к нужному эталону. При анализе объектов с выступающими за контур деталями (например, корзинка с ручкой) проявляется синкретический тип ориентировки.

    3-й тип . Дети с адекватной ориентировкой: при анализе формы предмета они ориентируются на соотношение общего контура и отдельных деталей, что позволяет им безошибочно сопоставить предмет с эталоном. Дети с таким типом ориентировки могут допустить лишь 1-2 случайные ошибки.

Методика «Перцептивное моделирование»

Направлена на выявление уровня развития перцептивных действий моделирующего типа. В методику входят задания, требующие «конструирования» фигуры определенной формы из заданных элементов.

Материал

Тетрадь, состоящая из 15 страниц. Первые три страницы - А, Б, В - включают три вводных задания. В верхней части страницы дается изображение фигуры (круга или квадрата), разделенной пунктирными линиями на несколько частей. Ниже располагается в один ряд избыточное количество фрагментов этой фигуры, из которых дети должны выбрать только те, которые при соединении дадут фигуру-образец (см. рис. 4).
На остальных страницах фигуры-образцы даны в нерасчлененном виде. На нечетных страницах (задания 1, 3, 5, 7, 9, 11) в качестве образца выступает круг (рис. 5), а на четных (задания 2, 4, 6, 8, 10, 12) - квадрат (рис. 6). Во всех заданиях детям предлагаются наборы из шести деталей, но сложность меняется в зависимости от количества частей, из которых складывается образец: в 1-4-м заданиях достаточно двух деталей, в 5-8-м требуются три детали, в 9-12-м фигура составляется уже из четырех частей.

Инструкция

Перед началом работы каждому ребенку предлагается тетрадь. Взрослый говорит: «Здесь изображен круг, разделенный на две части. Под ним несколько фигурок разной формы. Найдите среди них те, из которых сложен образец, и отметьте их крестиком».
Взрослый просматривает сделанные детьми пометки и в случае необходимости указывает на ошибки.
«На следующей странице квадрат. Он разделен на 4 части. Найдите эти части среди фигурок, изображенных ниже. Эти части также обозначьте крестиками. (Снова проверяется выполнение.) На третьей странице снова круг, но он складывается из трех частей. Найдите их и обозначьте крестиками. Укажите карандашом, на какое место в круге надо положить эти части».

Рис. 4. Материал для вводных заданий методики «Перцептивное моделирование» (страницы тетради А, Б, В)

Рис. 5. Материал для нечетных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 1, 3, 5, 7, 9, 11; а - образец ко всем нечетным заданиям)

Рис. 6. Материал для четных заданий методики «Перцептивное моделирование» (наборы фигур к заданиям 2, 4, 6, 8, 10, 12; б - образец ко всем четным заданиям)

Так как целостные фигуры здесь разделены пунктирными линиями на части, это помогает детям соотнести их с изображенными ниже, найти идентичные и правильно отметить их карандашом. На этапе вводных заданий А , Б , В взрослый может помогать правильно отбирать и соотносить части с образцом.
В основных заданиях дети должны самостоятельно расчленять фигуры в представлении, для чего необходимо соотносить образцы с теми частями, которые изображены под ними.
Перед первым основным заданием говорится: «Теперь вы знаете, что такой круг или квадрат можно сложить из нескольких частей: двух, трех или четырех. Эти части нарисованы внизу. А теперь откройте следующую страницу. Найдите фигуры, из которых можно сложить точно такой круг. Поставьте на эти фигуры крестики. На следующих страницах делайте так же: находите и отмечайте части, из которых получается целый круг или квадрат, нарисованный сверху». Никаких других дополнительных указаний не дается.

Количественная оценка результатов

За каждую правильно решенную задачу (см. табл. 2) дается количество баллов, соответствующее числу элементов, из которых должен быть сложен образец. Так, за правильное решение задач 1-4 дается по два балла, 5-8 - по 3 балла, 9-12 - по 4 балла. Ошибочным считается решение, когда хотя бы одна деталь выбрана неправильно. Максимальное количество баллов - 36.

    1-й тип. Дети обнаруживают полную неспособность к выполнению моделирующих перцептивных действий, их решения носят случайный характер. При решении большинства задач они создают комбинации элементов, которые не соответствуют форме фигуры образца.

    2-й тип. Дети правильно решают только те задачи, которые предполагают сочетание не более чем двух элементов. В остальных случаях они составляют либо неадекватные сочетания, либо подбирают элементы, сходные по своей форме с фигурой-образцом.

    3-й тип. Дети в достаточной мере владеют всей системой операций, необходимых для выполнения моделирующего перцептивного действия, однако само действие еще недостаточно точно и гибко. Допускаются такие ошибки в решении задач, которые приводят к выбору элементов, дающих не идентичную, а лишь похожую на образец фигуру. При этом типе работы могут встречаться и грубые ошибки, носящие случайный характер.

    4-й тип. Характерна высокая степень овладения моделирующими перцептивными действиями, хотя и возможны некоторые неточности в решениях, не зависящие от сложности задач.

Таблица 2. Правильные ответы к задачам методики «Перцептивное моделирование»

Методика «Схематизация»

Направлена на выявление уровня развития наглядно-образного мышления, содержит задачи на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве.

Материал

Тетрадь из 12 страниц, на каждой из которых изображена полянка с разветвленными дорожками и домиками на их концах. В нижней части страниц расположены «письма», в которых условно указан путь к одному из домиков. Детям предлагается отыскать «путь» в разветвленной системе дорожек, пользуясь обозначением этого пути при помощи схемы и условного изображения в виде системы ориентиров.
Первые две страницы (А и Б ) содержат вводные задачи (см. рис. 7), в одной из которых ребенок должен учитывать только последовательность ориентиров, а в другой - только направление поворота.

Рис. 7. Материал для вводных задач к методике «Схематизация» (страницы А и Б)

Остальные десять страниц содержат основные задачи (№№ 1-10). В 1-й и 2-й задачах ребенку необходимо учитывать только направления поворотов (рис. 8), в задачах 3 и 4 - только конкретные ориентиры и их последовательность (рис. 9), в задачах 5 и 6 - сочетание ориентиров в определенной последовательности (рис. 10), в задачах 7-10 необходимо учитывать как сочетание ориентиров, так и направления поворотов (рис. 11-12).

Рис. 8. Материал для задач 1 и 2 методики «Схематизация» (а - полянка; б, в - «письма»)

Рис. 9. Материал для задач 3 и 4 методики «Схематизация» (а - полянка; б, в - «письма»)

Рис. 10. Материал для задач 5 и 6 методики «Схематизация» (а - полянка; б, в - «письма»)

Рис. 11. Материал для задач 7 и 8 методики «Схематизация» (а - полянка; б, в - «письма»)

Рис. 12. Материал для задач 9 и 10 методики «Схематизация» (а - полянка; б, в - «письма»)

Инструкция

Для первой вводной задачи (А ) дается инструкция: «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики. Нужно найти правильно один домик и отметить его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что идти надо от травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете домик». Психолог смотрит, как решил задачу каждый ребенок, и при необходимости объясняет и исправляет ошибки.
Переходя ко второй вводной задаче (Б ), взрослый говорит: «Здесь тоже два домика, и к ним ведут дорожки. Опять нужно правильно найти домик по письму. Но письмо здесь другое: в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать. Нужно опять идти от травки прямо, потом повернуть в сторону». При этих словах взрослый проводит рукой по чертежу в «письме». Решение задачи снова проверяется, ошибки объясняются и исправляются.
К каждой из основных задач дается краткая дополнительная инструкция, решение не проверяется и ошибки не исправляются.

К задачам 1-2: «В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться надо от травки. Найдите нужный домик и зачеркните его».

К задачам 3-4: «Посмотрите на письмо. Надо идти от травки, сначала мимо... (перечисляются ориентиры соответственно задачам). Найдите нужный домик».

К задачам 5-6: «Будьте очень внимательны. Смотрите на письмо, зачеркните нужный домик на полянке».

К задачам 7-10: «Смотрите на письмо, в нем нарисовано, как нужно идти, около какого предмета поворачивать и в какую сторону. Будьте внимательны, отыщите нужный домик и зачеркните его».

Количественная оценка результатов

Количество баллов, полученных ребенком, устанавливается по шкале оценок (см. табл. 3). Для этого необходимо найти цифру, находящуюся на пересечении номера задачи и номера того домика, который ребенок в этой задаче выбрал. Номера домиков к разным задачам методики указаны на рис. 13-15. После этого подсчитывается сумма баллов по всем задачам. Максимальный балл - 44.

Рис. 13. Нумерация домиков к задачам 1-6 для oбpaбoтки результатов по методике «Схематизация»

Рис. 14. Нумерация домиков к задачам 7-8 для oбpaбoтки результатов по методике «Схематизация»

Рис. 15. Нумерация домиков к задачам 9-10 для oбpaбoтки результатов по методике «Схематизация»

Таблица 3. Шкала оценок (в баллах) по каждой задаче к методике «Схематизация»

Качественный анализ результатов

    1-й тип. Дети демонстрируют неадекватные формы ориентировки, они принимают задачу найти домик, но их выбор случаен, чаще всего они учитывают лишь отдельные элементы «письма» и полянки. Как правило, совершаются неверные выборы. Способность соотнести схему с реальной ситуацией не сформирована.

    2-й тип. Характерна незавершенная ориентировка на один признак, здесь впервые обнаруживаются необходимые для выполнения задания методы работы. У каждого поворота дорожки дети обращаются к ориентирам или к обозначению направления, указанным в письме, и пытаются им следовать. Однако они еще не могут делать это стабильно, на протяжении всего задания, и ошибаются на последних этапах пути. Задачи 7-10 дети этой группы вообще не решают, так как не способны учесть сразу два параметра. Попытки соотнесения схемы с реальной ситуацией уже есть, но пространственные представления носят фрагментарный характер.

    3-й тип. Характерна ориентировка на один признак. В этом случае дети могут соотносить «письмо» с изображениями на полянке до конца работы, но успешно используют или только ориентир, или только изображение направления пути. Дети этой группы не решают задачи, требующие одновременного учета направлений пути и ориентиров.

    4-й тип. Характерна незавершенная ориентировка по двум параметрам. Обычно дети, выполняющие задания по этому типу, правильно решают первые шесть задач. В последних четырех задачах они действуют верно лишь в начальной фазе, учитывая только одно или два сочетания поворотов пути и нужного ориентира, на последних участках пути дети опять соскальзывают на учет только одного параметра.

    5-й тип. Это высший тип ориентировки для данных задач, который характеризуется детальным соотнесением с одновременным учетом двух параметров. Дети, решающие задачи таким образом, могут учесть одновременно оба параметра и все предложенные задачи решают в основном верно.

Методика «Систематизация»

Направлена на выявление уровня развития логического мышления на материале сочетания систематизации объектов по величине и классификации этих объектов по форме. В методике содержатся задачи на размещение геометрических фигур в матрице, составленной по двум признакам.

Материал

Тетрадь из 9 страниц, на каждой из которых расположена квадратная таблица, разделенная на 36 клеток (6 рядов по 6 клеток). Верхний ряд таблицы заполнен убывающими по величине треугольниками, нижний ряд - убывающими по величине кругами. В левой колонке таблицы располагаются самые крупные геометрические фигуры разной формы: треугольник, трапеция, квадрат, пятиугольник, шестиугольник, круг. Правая колонка заполнена теми же фигурами, но самыми мелкими. Внутренние шестнадцать клеток не заполнены (см. рис. 16).

Рис. 16. Таблица фигур к методике «Систематизация»

Под таблицей внизу на каждой странице расположены по 3 фигуры, которые ребенок должен разместить в пустых клетках в соответствии с формой и величиной этих фигур.
На странице А дается вводное задание, в котором крестиками уже отмечены правильные расположения фигур (см. рис. 17). Необходимые наборы из трех фигур для остальных восьми заданий (страницы 1-8) показаны на рис. 18. Числа под фигурками указывают на место их правильного расположения в пустых клетках.

Рис. 17. Материал для вводного задания методики «Систематизация» (страница А)

Рис. 18. Фигуры, которые необходимо разместить в таблице при решении 8 основных заданий методики «Систематизация». (Числа указывают на правильное расположение фигур в пустых клетках таблицы. Клетки пронумерованы слева направо и сверху вниз с 1-й по 16-ю.)

Инструкция

Перед вводной задачей ребенку говорится: «Рассмотрите внимательно таблицу. Она разделена на клетки. В некоторых из них нарисованы фигурки разной формы и величины. Все фигурки расположены в определенном порядке. Каждая фигурка имеет свое место, свою клеточку. (Дети рассматривают таблицу.) А теперь давайте посмотрим середину таблицы. Здесь много пустых клеточек. Внизу под таблицей три фигурки. Для них есть свои места в таблице. Клеточки, куда их нужно поставить, отмечены крестиками. Посмотрите внимательно, для какой фигурки поставлен каждый крестик. Покажите, в какую клеточку нужно поставить каждую фигурку».
После правильного выполнения вводного задания (если необходимо, взрослый исправляет ошибки) дается инструкция к основным заданиям. «На следующих страницах нарисованы другие три фигурки. Найдите их места в таблице и отметьте клеточки, куда их надо поставить; на каждом листочке у вас будет отмечено по три клеточки».

Количественная оценка результатов

За каждую правильно отмеченную клеточку начисляется одно очко. Максимальное количество очков за выполнение всего задания - 24.

Качественный анализ результатов

    1-й тип. Действия детей приводят к случайному расположению фигур без учета как сериационных, так и классификационных отношений.

    2-й тип. Дети в ряде случаев учитывают классификационные отношения, но не учитывают сериацию.

    3-й тип. Дети, как правило, учитывают классификационные отношения и частично учитывают сериационные отношения. Они допускают при размещении фигур отдельные ошибки, заключающиеся в сдвиге их в ряду фигур этой же формы на одну-две клетки.

    4-й тип. Дети располагают фигуры с учетом и классификационных, и сериационных отношений. Дети допускают отдельные сдвиги в расположении фигур на одну позицию вправо или влево, но ни одного случая обмена местами фигур разных форм.

Перевод результатов в стандартную шкалу

Результаты, полученные по всем методикам, переведены в стандартную шкалу оценок с М = 10, s = 3 (по типу стандартной шкалы Векслера, размах, который от 1 до 20 баллов).
При этом результаты выполнения заданий по каждой методике, попадающие в интервал от 7 до 13 стандартных баллов (10 ± 3), соответствуют среднему уровню развития, 14 и более баллов по стандартной шкале - уровню развития соответствующих процессов выше среднего, менее 7 баллов - уровню ниже среднего.
В то же время полученные результаты, особенно в случаях низких оценок, не являются достоверным свидетельством низкого уровня умственного развития ребенка. В этих случаях необходимо проведение индивидуального обследования с целью выявления причин получения низких результатов. Следует исключить возможность выполнения задания на низком уровне по причинам, не связанным с умственным развитием (плохое самочувствие, трудность взаимоотношений с незнакомыми взрослыми и др.).
После перевода в нормализованную шкалу отдельных методик возможно вычисление общего балла для интегративной оценки уровня умственного развития каждого из детей. Для этого необходимо просуммировать стандартные баллы, полученные ребенком по методикам «Эталоны», «Перцептивное моделирование», «Схематизация», «Систематизация» (шкалу перевода «сырых» баллов в стандартные см. в Приложении 2 ). Вычисленный суммарный балл снова переводится в стандартный (шкала суммарных оценок нормализована с М = 10 и s = 3).

Примечание

При подсчете общих показателей в систему не включается методика, предназначенная для выявления степени овладения предпосылками учебной деятельности (умение действовать по правилу). Данные этой методики учитываются отдельно. Полученный таким образом числовой показатель может выразить итог тестового обследования ребенка, однако он ни в коей мере не может рассматриваться в качестве жесткого показателя его умственного развития и свидетельствует лишь о соотношении с возрастной нормой, установленной для детей, воспитывающихся в московских детских садах.

Готовность ребенка к школе

При определении готовности детей к школьному обучению психолог использует все накопленные им знания о каждом ребенке, основанные на перечисленных выше методах и диагностических методиках. Наиболее информативными в этом отношении являются, на наш взгляд, описанные выше стандартизованные методики.
Анализируя результаты выполнения детьми заданий стандартизованных методик, психолог должен учитывать, что готовность к школе определяется не только общим интеллектуальным развитием, здесь важны и существенны также следующие показатели:

Желание идти в школу, основанное не на внешних атрибутах, а на понимании познавательного значения школьной учебы;
- умение принимать школьную задачу, т.е. выделять в учебных заданиях не их внешнюю (сюжетную или игровую) форму, а то, чему нужно научиться;
- умение действовать по заданному взрослыми правилу, слушать и последовательно выполнять его указания (что непосредственно зависит от уровня развития произвольности поведения).

Важными предпосылками перехода к школьному обучению служат и отношение к взрослому как к учителю, указания которого обязательны, и хотя бы первоначальные навыки совместной деятельности со сверстниками. Пятилетних детей, не обладающих этими качествами, лучше рекомендовать перевести в подготовительную группу детского сада, а с шестилетними детьми со слабой готовностью к школе, находящимися в подготовительной группе, следует проводить специальную воспитательную работу.
Успешность школьного обучения в большой степени зависит от наличия или отсутствия у ребенка навыков самоконтроля и самооценки, но в большинстве случаев это превышает возможности дошкольника и вполне нормально, если такие навыки начнут складываться уже в школе.
Рассматривая проблему готовности к школьному обучению, необходимо отметить, что показатели готовности не могут быть строго одинаковыми для любых условий. Состав этих показателей зависит от возраста ребенка и, главное, от особенностей организации жизни детей в первых классах той школы, в которую будет поступать ребенок. Психологу необходимо заранее познакомиться с этими особенностями. В оптимальном варианте учитель первого класса и школьный психолог рассматривают первый год школьного обучения как подготовительный и ведут специальную работу по постепенному переводу детей от дошкольных форм жизни к школьным, от игры к учению.

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

В настоящее время в системе дошкольного воспитания ощущается острая нехватка специалистов-психологов, нередко должности психологов в дошкольных учреждениях занимают работники, не имеющие соответствующей подготовки. Безусловно, это должны быть опытные педагоги, имеющие высшее дошкольное образование.

Систематически изучая психологическую литературу и всеми доступными способами углубляя и совершенствуя знания по общей и детской психологии, полученные на дошкольном факультете (в частности, очень полезны стажировки на кафедрах психологии, в психологических центрах и т.п.), интеллигентный и вдумчивый дошкольный работник может успешно осуществлять «психологизацию» воспитательного процесса: вести психологическое просвещение педагогического персонала и родителей, содействовать созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении, организовывать контакты детей разных возрастных групп между собой, укреплять связь и сближение воспитательной практики детского сада и семьи. Сложнее обстоит дело с изучением детских групп, выяснением взаимоотношений между детьми и выработкой рекомендаций по их нормализации. Но и это, в общем, доступно хорошему педагогу на основе изучения соответствующей литературы.

Совсем другое дело - индивидуальное психологическое обследование ребенка. Никакие материалы и печатные инструкции не могут здесь компенсировать отсутствие глубоких и разносторонних психологических знаний и личного опыта проведения обследований. Отсутствие необходимой квалификации, ориентация на формальные результаты выполнения тех или иных заданий может привести к грубым ошибкам в интерпретации полученных данных и в итоге - к выводам и рекомендациям, которые повредят развитию ребенка.

Поэтому лицам, исполняющим обязанности практических детских психологов, но не прошедшим специальной подготовки по проведению психологического обследования детей, необходимо либо такую подготовку получить, либо воздержаться от проведения обследований, ограничившись наблюдением за детьми, за их поведением в различных ситуациях в детском саду и семье. Следует особо подчеркнуть, что самообразования в этом случае совершенно недостаточно. Самостоятельно овладеть профессиональными знаниями и умениями практического психолога так же невозможно, как, например, профессией врача.

Таким образом, в период становления психологической службы в дошкольных учреждениях возможно использование специалистов двух уровней подготовки: начального уровня, включающего высшее дошкольное образование в сочетании с повышением психологической квалификации и психологическим самообразованием, и высшего уровня, предполагающего профессиональное овладение практической психологией. В дальнейшем необходимо обеспечить переход всей психологической службы на профессиональный уровень.

Предлагаемый выше набор диагностических методик рассчитан только на профессиональных психологов, подготовленных к практической работе с детьми дошкольного возраста или на дошкольных работников, прошедших специальное обучение практической психологии. Он основан на многолетнем опыте работы психологической консультации при Лаборатории развития способностей и творчества Исследовательского центра семьи и детства РАО (ранее - НИИ дошкольного воспитания АПН СССР). Часть методик разработана сотрудниками лаборатории, другие позаимствованы из различных отечественных и зарубежных источников и, как правило, модифицированы применительно к возрасту обследуемых детей.

Набор методик следует рассматривать как сугубо ориентировочный, один из многих возможных. Квалифицированный психолог может заменять отдельные методики другими, имеющими ту же направленность. Так, например, методика «Два дома» вполне заменима социометрическим экспериментом в варианте «Выбор в действии». Кроме того, нет необходимости обязательно применять при обследовании ребенка все методики, рекомендуемые для данного возраста. Методики могут подбираться индивидуально для каждого ребенка в зависимости от собранных о нем сведений и собственного впечатления психологов, полученного в результате предварительного наблюдения.

В конечном счете как проведение обследования детей, так и все остальные виды работы психолога в детском саду, обозначенные в настоящем руководстве, определяются уровнем его профессиональной квалификации.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Ребенок:

а) фамилия, имя
б) сколько лет, месяцев

а) фамилия, имя, отчество
б) год рождения

а) фамилия, имя, отчество
б) год рождения
в) образование, специальность, место работы

4. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком)

5. Есть ли другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан

7. Была ли патология беременности, родов (какая)

8. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес

9. Основные виды игр и занятий дома

10. Какие игрушки любит, кто их убирает

11. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто

12. Какие кружки, секции посещает ребенок

13. Часто ли в Вашем доме бывают гости (чаще 1 раза в неделю, чаще 1 раза в месяц, реже); кто они

14. Насколько часто Вы с ребенком ходите куда-нибудь и куда

15. Как Вы наказываете ребенка (перечислить). Какая мера наказания наиболее действенна

16. Какая мера поощрения наиболее действенна

17. Посещает ли ребенок детский сад, сколько времени, как относится к посещению детского сада

18. Какие у ребенка отношения с детьми. Есть ли трудности (какие)

19. Что Вас беспокоит в ребенке

20. Что Вы хотели бы узнать и какие советы получить от нас

Приложение 2

Шкала перевода общих суммарных показателей (сумма стандартных баллов) по методикам «Эталоны», «Перцептивное моделирование», «Схематизация» и «Систематизация» в стандартный балл. Подготовительная к школе группа.

Стандартизация осуществлена в марте 1995 г.

Шкала перевода первичных («сырых») баллов в стандартные. Подготовительная к школе группа.

(Стандартизация осуществлена в марте 1995 г.)

* Теоретические принципы диагностики и стандартизации, оценка надежности, диагностической и прогностической валидности методик изложены в книге «Диагностика умственного развития дошкольников» / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. В настоящем издании приведены новые данные по стандартизации методик.

Потом добавить макет на ДЗ для СК: где нет полного индекса, каталожный представлен дополнительным индексом полного(22.3я2), полочный остаётся тем же (22.1), потому что место книги не меняется, меняется только место карточки в СК.

23.02.12

При систематизации на первое место ставится индекс основных таблиц , соответствующий основному содержанию документа, затем индекс основных таблиц дополняется вспомогательными индексами .

Классификационная формула – «КФ» (которая представляет собой унифицированный порядок расположения классификационных индексов, определяющий классификационное решение ).

КФ будет равна = основным делениям таблиц классификации и присоединение по определённым правилам вспомогательных таблиц; в первую очередь таблиц территориальных делений затем таблиц типовых делений социальных систем, затем специальных типовых делений.

КФ = «ОТ» + «(ТТД)» + «‘ТДС» + «-СТД»+ «ОТД тематические и формальные».

Это КФ для массовых библиотек .

· Редакционный этап.

На данном этапе составленный индекс уточняется с учётом и объёмом библиотечного фонда конкретной библиотеки или системы. Индекс детализируется до той степени, которая необходима для предоставления документа на полках и отражения его в информационно-поисковых системах.

· Этап оформления : оформление индексов в БЗ, а так же на ярлыки обрабатываемых документов. На ярлыке: 22.3А12 – где «22.3» классификационный индекс, а «А12» - авторский знак.

  1. Технологические процессы систематизации и виды классификационных индексов.

На основе принципов, методов и правил индексирования осуществляются следующее процессы систематизации:

· Анализ документа, как объекта систематизации.

· Принятие классификационного решения.

· Составление предметных рубрик для алфавитно-предметного указателя систематического каталога.

· Редактирование классификационных индексов.

· Оформление классификационного решения.

При принятии классификационного решения, индексатор использует методический и справочный аппарат. Методический аппарат – совокупность справочников, картотек и показателей, которые обеспечивают однотипность методов систематизации, качество классификационного решения.

Справочный аппарат – совокупность справочных изданий и картотек, предназначенных для получения информации в процессе каталогизации.

СБА таблиц классификации, который находится в конце таблиц, включает совокупность указаний, которые фиксируют связи и отличия между классификационными индексами.

Поиск необходимых индексов производится по рабочим таблицам классификации.

Конечным результатом классификации являются классификационные индексы, которые определяют место документа, представленного в фонде библиотеки или ИПС.



Существует несколько видов классификационных индексов: индекс может быть по назначению полным, полочным или каталожным.

· Полный индекс систематического каталога – это классификационный индекс, который указывает все деления каталога, в которых отражен данный документ. В состав полного индекса входят основной и один или несколько дополнительных индексов. Проставляется в правом нижнем углу основной карточки систематического и алфавитного каталогов. Отражает все индексы, в соответствии с которыми отражается документ, согласно содержанию. Если индексов 2 и более они объединяются знаком +. При этом первый – основной , а последующие – дополнительными .

· Каталожный индекс - классификационный индекс, который указывает деление (место в) СК, где должна быть размещена данная карточка. Он проставляется слева внизу каждой карточки СК, и на основной библиографической записи он соответствует основному полному индексу (к нему нельзя приплюсовывать и его нельзя приплюсовать). Выполняет структурно-образующую и поисковую функции БЗ.

· Полочный индекс – индекс, указывающий место хранения документа при систематической расстановке фонда. Так же выполняет структурно-образующую и поисковую функции документа. Проставляется вместе с остальными элементами шифра хранения документа, обычно в верхнем левом углу на первой строке карточки СК.

Данные виды индексов фиксируются в библиографической записи при автоматизированной обработке в соответствующих полях и подполях блока 6 – «6 Блок определения тематики» БелМарк формата. Индексы проставляются только при записи для КК, при записи для списка они, как правило, не используются.

По структуре классификационные индексы могут быть:

· Простым – состоит из индексов основных таблиц классификации и не содержит вспомогательных индексов. В ББК индексы основных таблиц представлены в виде цифр. Например «2 Естественные науки», «22.3 Физика», «24 Химические науки» и т.д.

· Сложным – состоит из комбинации индексов основных таблиц классификации с одним, или несколькими индексами вспомогательных таблиц классификации: «22.3я2», где «22.3» основные; «я2» - ОТД, справочные издания – т.е. «Справочное пособие по физике».

· Составным – состоит из комбинации 2ух и более индексов, каждый из которых может быть представлен простым или сложным индексом . Например, «22.1я2+22.3я2», где «22.1я2» - основной сложный, а «22.3я2».

Начертить схему с индексами – где какой, указать где какие (на первые три + простые сложные составные + основной и дополнительный). Потом дорисовать «Схему основной библиографической записи для СК», где будут деления на составные (22.1я2+22.3я2) + каталожные (который только 22.1я2); докинуть полочный (который представлен только основным делением


Макет карточки основной БЗ:


Макет карточки дополнительной записи :


В зависимости от объекта обработки может быть:

· Монографическим – составляется на самостоятельный документ, он соответствует содержанию документа в целом.

· Сводный индекс – составляется на многотомные и сериальные издания. Он является общим по отношению ко всей совокупности документов, подлежащих систематизации.

· Аналитический индекс – составляется на часть документа, и отражает не только содержание части документа, но и индекс документа в целом. Данный вид индекса является результатом метода аналитической систематизации .

На практические: Структуру таблиц ББК и структуру раздела «2 Естественные науки».

Литература: Учебник стр. 44-54. Но в учебнике ещё история, экономика, политика. Поэтому их в лекции не просматривают.

Вопросы:

  1. Систематизация литературы по естественным наукам.

Систематизация литературы по отдельным отраслям знаний требует соблюдения определённых методов, приёмов и правил .

Частная методика систематизации напрямую зависит от структуры конкретного отдела. Так отдел «2 Естественные науки» таблиц ББК для массовых библиотек имеет следующие основные деления :

· «20 Естественные науки в целом».

· «22 Физико-математические науки».

· «24 Химические науки».

· «26 Науки о Земле (геофизические, геодезические, геологические и географические науки».

· «28 Биологические науки».

Т.е. цикл естествознания включает литературу по всем аспектам данной отрасли.

В варианте таблиц ББК для массовых библиотек (Москва, 1999) раздел «20 Естественные науки в целом) в некоторой степени изменил свою структуру.

Особенно это касается отдела «20.1 Человек и окружающая среда. Охрана природы». В данном отделе представлены экологическое воспитание и образование населения. Данный отдел имеет как внешние, так и внутренние границы размежевания (при каких-то моментах имеются отсылки к отделам «внутри двойки» и за её пределы). Например, «Экология гидросферы» - «26.22» т.е. внутри, а «Этноэкология» - «Смотри отдел 63.5» это внешний отдел.

Незначительно изменены деления отдела «22 Физико-математические науки»: упразднены такие деления как «22.10 Элементарная математика» и «22.11 Высшая математика». Поскольку за данными делениями собирается литература учебного характера, то рекомендуется её относить к «22.1 Математика» с присоединением ОТД «я7» - т.е. «22.1я7» по соответствующим делениям ОТД.

Отдел «26 Науки о Земле»: относительно изменениям подвергся значительной доработке:

· Введены новые деления на разных уровнях,

· Изменена индексация (в некоторых случаях),

· Во многих подразделах уточнены методические указания,

· Включено новое деление: «26.0 Земля в целом»

· Выделено самостоятельное деление «26.12 Картография».

· Значительно дополнена система понятий и терминов.

· Изменён раздел «26.3 Геологические науки».

Раздел «28 Биологические науки» - его изменение обусловлено необходимостью изменения научного содержания таблиц данной области: в ББК включены актуальные направления исследования, новые дисциплины, темы.

В целом, отдел «2 Естественные науки» может использовать следующие вспомогательные таблицы :

· Это ОТД во всех разделах.

· ТТД – в разделе 26 по большей части.

Ни ТДС, ни СТД – НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ!

  1. Систематизация литературы по техническим наукам.

В таблицах ББК для массовых библиотек технические науки относятся к отделу «3. Техника. Технические науки». Данный отдел – один из самых обширных. Он имеет приблизительно 850 делений, которые могут быть расширены за счёт использования ОТД и СТД.

Основные деления:

· 30 Техника и технические науки в целом.

· 31 Энергетика.

· 32 Радиоэлектроника.

· 33 Горное дело.

· 34 Технология металлов. Машиностроение. Приборостроение.

· 35 Химическая технология. Химические производства.

· 36 Пищевые производства.

· 37 Технология древесины. Производства лёгкой промышленности. Полиграфическое производство. Фотокинотехника.

· 38 Строительство.

· 39 Транспорт.

При систематизации технической литературы важным вопросом остаётся распределение документов между 3 отделом «Техника. Технические науки» и под отделом 65 «Экономика. Экономические науки». Т.е. необходимо учитывать внешние границы размежевания .

Немаловажное значение при систематизации литературы по данным областям имеют внутренние границы размежевания . Это границы размежевания внутри отделов: 33, 35, 37,38 и других отделов.

В отделе 3 широко используются СТД. Для детализации материалов о машинах, аппаратах, приборах, сооружениях и других устройствах используется таблица 2 , для детализации материала и для детализации технических разделов используется таблица 1 .

Отдельные СТД используются в таких разделах техники, как 38.7 «Отдельные виды строительства». Тут есть такие СТД, как:

· -02 «Изыскания и проектирование».

· -03 «Строительные материалы и изделия».

· -04 «Элементы и детали зданий».

· -06 «Технология строительства».

· -08 «Эксплуатация».

· -09 «Реконструкция».

ЭТО СОБСТВЕННЫЕ СТД ДЛЯ ЭТОГО РАЗДЕЛА

При систематизации технической литературы частично СТД введены в состав индексов основных таблиц, а при необходимости отразить в индексах основных таблиц 2 аспекта, представленных в СТД, следует использовать 2 значения СТД. Например, «Автоматизация управления транспортным хозяйством текстильных предприятий будет иметь индекс 37.2-04-05. Тут отражены: «-04» - СТД №1; «-05» - СТД №2.

Особенностью отдела 3 «Техника и технические науки» является сложное переплетение наук, предметов, понятий, производств, что находят отражение в содержании технической литературы.

В разделе «Техника», как и в других разделах ББК действует правило отношения общего к частному .

Т.к. в каждом из делений данного отдела выделены общие вопросы, относящиеся либо ко всем подотделам, либо к разделам конкретного подотдела.

В разделе 3 «Техника. Технические науки» широко используется правило, года определяющим является отдел, характеризующий область или объект применения. Например, «Опыт применения пластмасс в судоремонте» имеет индекс 39.42-3-08.

При систематизации литературы о строительстве промышленных предприятий, специальных промышленных сооружениях необходимо использовать деление раздела 38.7 «Отдельные виды строительства».

  1. Систематизация литературы по отдельным отраслям знаний.

Систематизация сельскохозяйственной литературы.

Документы о сельскохозяйственном производстве собираются в разделе 4 «Сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственные и лесохозяйственные науки».

Основные деления данного раздела:

· 40 «Естественные и технические основы сельского хозяйства».

· 41/42 «Растениеводство».

· 43 «Лесное хозяйство. Лесохозяйственные науки».

· 45/46 «Животноводство».

· 47 «Охотничье хозяйство. Рыбное хозяйство».

· 48 «Ветеринария».

Основным проблемным направлением при систематизации сельскохозяйственной литературы является размежевание с разделом 65 «Экономика».

Имеет место так же размежевание с естественными науками. При систематизации книг по сельскому хозяйству иногда приходится сталкиваться с необходимостью размежевания с отделом 3 «Техника. Технические науки». Например «Производство сельскохозяйственных машин» - это область техники 39.34 «Тракторы. Тракторостроение».

Книги об использовании готовых сельскохозяйственных построек для отраслей растениеводства, животноводства, ветеринарно-лечебных и др. учреждений относятся к делению 40.8 «Сельскохозяйственные постройки». Но строительство этих построек необходимо отнести к делению 38.75 «Сельскохозяйственное строительство».

По признаку применения необходимо разделять литературу о производстве удобрений и их использовании между отделами Техники и сельского хозяйства.

Имеют свои особенности систематизация внутри отдела . Так ряд делений, таких как:

· 40.0 Агробиология.

· 40.1 Агрофизика.

· 40.2 Агрометеорология и агроклиматология.

· 40.40 Удобрения

и другие являются общими по отношению к растениеводству и частично – к животноводству.

В отделе 4 широко используется комплексирование – т.е. создание комплексных разделов . Комплексные разделы создаются по разным признакам. При этом учитывается их предназначение.

Примерами таких комплексных разделов являются:

· 40.7 «Механизация и электрификация сельского хозяйства. Авиация в сельском хозяйстве».

· 40.8 «Сельскохозяйственные постройки».

· 43 «Лесное хозяйство».

· 44 «Защита растений».

· 48 «Ветеринария».

Особенностью делений раздела 4 являются деления:

· 42 «Специальное, частное растениеводство».

· 46 «Специальное, частное животноводство».

В этих разделах используются СТД, которые могут применятся только внутри этих делений.

В разделе 42 «Специальное, частное растениеводство» используется метод многократного отражения литературы . Так, литература по механизации возделывания отдельных сельскохозяйственных растений собирается в подразделах 42 за счёт повторного отражения из разделов 40.7.

Литература по защите отдельных сельскохозяйственных растений от вредителей, болезней и других факторов собирается в подразделах 42 за счёт повторного отражения из раздела 44.9.

В разделе 46 наблюдается та же ситуация: литература по механизации отраслей животноводства может собираться в подразделе 46 за счёт повторного отражения из разделов 40.715 и 40.729.

Литература о болезнях отдельных видов животных может собираться в подразделах 46 за счёт повторного отражения из раздела 48.

В разделе 46 используются СТД, которые способствуют детализации материала об отдельных сельскохозяйственных животных и их группах.


Систематизация литературы по здравоохранению и медицине .

Медицина – целая система научных знаний и практических мер, направленных на сохранения здоровья человека, предупреждение и лечение болезней.

В таблицах ББК для массовых библиотек эта система отражена в разделе 5 «Здравоохранение. Медицинские науки».

Основные деления данного отдела:

· 51 «Социальная гигиена и организация здравоохранения. Гигиена и эпидемиология».

· 53/57 «Клиническая медицина».

· 58 «Прикладные отрасли медицины».

Самым большим и сложным по методике систематизации является отдел 53/57. Расположение делений в данном разделе требует применения правила отношения общего к частному .

Систематизация документов об отдельных заболеваниях требует применения правила предпочтения объекта влияния , т.к. болезни, от которых человек излечился, могут оставлять после себя осложнения, связанные с поражением других органов/систем человеческого организма.

В разделе 5 есть несколько комплексных и частично комплексных делений, которые созданы по разным признакам.

Одним из них является подраздел 54.57 «Хирургия отдельных областей, систем и органов», в котором собираются книги о хирургических методах лечения внутренних болезней (сердце, сосуды, лёгкие, бронхи, желудок и т.д.).

Документы о хирургическом лечении глазных болезней и ряда систем и органов относятся к делению 56.7, «Хирургические болезни почек» - к делению 56.9. А хирургические методы лечения зубов – 56.6.

Данные сведения представлены в разделе 54.57 при помощи ссылок и отсылок.

В разделе 5 имеются как внутренние , так и внешние границы размежевания.

Примером внешней границы является «Медицинская психология» - см. 88.4 (т.е. один из разделов психологии).

Примером внутренних границ являются разделы 55, 56 и др.

Тема: Универсальная Десятичная Классификация (УДК).

Литература: Учебник стр. 54-84.

Вопросы:

  1. История развития УДК (проработать по учебнику).

Таблицы УДК основаны на десятичной классификации Мельвиля Дьюи.

УДК характеризуется основными свойствами:

· Универсальность.

· Десятичность.

· Многоаспектность.

УДК построена по систематическому принципу.

Одна из главных отличительных особенностей: иерархическое построение большинства разделов основных и вспомогательных таблиц (построение от общего к частному с использованием десятичного кода).

Вообще, в 1876 году вышло самое первое, короткое издание таблиц. Научная основа десятичной классификации ничего нового из себя не представляла, ибо Дьюи считал что любая классификация весьма относительна. Порядок размещения основных отделов он взял из работ своих предшественников. Считал что главным для библиотечной классификации должна быть удобность при использовании системы библиотекарями и читателями.

10 основных отделов, каждый из которых делится ещё на 10 частей (вторая ступень), каждая из которых имеет ещё 10 делений и так далее. Из за ограниченности делений в 10 шт. классификация имела «ненатуральный» характер построения.

Дьюи не придумал сам этот принцип, но первые его применил так удачно и последовательно.

Использовал нули что бы избавится от проблемы с выравниванием, добавил один нуль к двузначным индексам и 2 нуля – к однозначным индексам (т.е. вместо 1 = 100, 11 = 110). Поэтому индексы разместились в последовательности целых чисел.

Таблица легко усваивается, растяжима. Так же даёт возможность дифференцированно использовать систему в разных о объёму фондах библиотек.

Дьюи была произведена стандартизация формальных, географических, языковых делений (предшественников ТТД).

Так же Дьюи правильно оценил и использовал значение алфавитно-предметного показателя к таблицам классификации. Сама идея АПП в 1867 году была не нова, но именно работа Дьюи перевела его в ранг обязательной части таблиц классификации.

На основе таблицы Дьюи, Международный библиотечный институт, а именно: Поль Атле и Анри Лафонтен начали разработку Универсального Библиотечного Репертуара. Среди многообразия различных систем классификации ДК Дьюи была выбрана именно из-за простоты построения, гибкости, универсальности и простоты условных обозначений; так же возможность детализации таблиц, наличие АПП.

В результате переработки в УДК сохранён основной ряд ДК Дьюи, но внесены значительные изменения:

· Усовершенствованы индексы ДК и добавлены новые.

· Несколько изменён внешний вид индексов, откинуты нули.

· Показатели (определители) вынесены в отдельны таблицы.

· Модифицированы формулировки рубрик.

· Внесены необходимые методические указания и пояснения.

Основным отличием стало применение общих и специальных определителей.

  1. Характеристика ГОСТ 7.90-2007 «Универсальная десятичная классификация…»

Впервые УДК и ёе построение и индексирование регламентированы в ГОСТ 7.90-2007 «Универсальная десятичная классификация. Структура, правила ведения и индексирования» .

Данный ГОСТ является межгосударственным. Он разработан Всероссийским Институтом Научной и Технической Информации Российской Академии Наук (ВИНИТИ РАН).

Структура стандарта включает 7 разделов и 2 приложения:

· Раздел 1: «Область применения».

· Раздел 3: «Термины и определения».

· Раздел 4: «Общие положения».

· Раздел 5: «Издание и ведение национальных таблиц УДК».

· Раздел 6: «Структура и принципы построения УДК».

· Приложение А, обязательное: «Таблица знаков УДК».

· Приложение Б, справочное: «Список членов консорциума УДК».

Раздел 1 . В нём идёт речь о том, что стандарт устанавливает правила ведения таблиц и их использования для индексирования документов и информационных массивов (запросов) по содержательным признакам . Стандарт предназначен для: библиотекарей, библиографов, систематизаторов, специалистов информационных центров, работников издательств, независимо от их ведомственной принадлежности (подчинения).
Стандарт не имеет распространения на индексирование художественной литературы для массовых библиотек

Раздел 2 . В данном разделе представлены те стандарты, которые используются в тексте ГОСТ 7.90-2007.

Раздел 3 . Тут представлены те термины, которые необходимы для характеристики таблиц УДК разных вариантов. Термины и определения приводятся как на русском так и приводятся их аббревиатуры на латинском языке.

Раздел 4 . Включает информацию касательно определения таблиц УДК, их предназначения, а так же предложения по усовершенствованию данных таблиц.
«УДК – международная классификация системы знаний, объединяющая все отрасли знания в единой универсальной структуре с общей десятичной нотацией (нумерацией). Предназначена УДК главным образом для индексирования и поиска информации в массивах документов.
УДК является интеллектуальной собственностью международного консорциума УДК, который осуществляет контроль её использования и координационную работу по ведению и развитию таблиц. Консорциум ведёт эталонную базу данных таблиц УДК».

Раздел 5 . В данном разделе речь идёт о национальных эталонных таблицах УДК, которые следует формировать путём перевода международного эталона на национальный язык.

Раздел 6 . Предполагает рассмотрение структуры таблиц УДК и принципов. В частности, в данном разделе указывается что УДК состоит из Основных Таблиц и Таблиц Общих и Специальных определений. В состав таблиц УДК входит так же АПУ.
В данном разделе рассматривается структура некоторых разделов и приводятся примеры, которые показывают как развивались таблицы УДК.

Раздел 7 . Тут представлены общие положения индексирования по УДК, технические приёмы индексирования, а так же рассматриваются правила индексирования (всего 8 шт.).


УДК имеет следующие основные деления :

· 0 Общий отдел.

· 1 Философские науки. Психология. Логика.

· 2 Религия. Богословие.

· 3 Общественные науки.

· 4 -------- (свободен с 1961 г.).

· 5 Математика. Естественные науки.

· 6 Прикладные науки. Медицина. Технология.

· 7 Искусство. Развлечения. Зрелища. Спорт.

· 8 Языкознание. Филология. Художественная литература. Литературоведение.

· 9 География. Биографии. История.

В качестве вспомогательных таблиц УДК имеет

· Таблицы Специальных Определителей.

· Таблицы Общих Определителей.

Специальные определители представлены 3мя видами:

· Определения с дефисом «-1/-9».

· Определения с точкой 0 «.01/.09».

· Определения с апострофом «’1/’9».


Специальные определители с дефисом используются, к примеру, в разделе «82. Литература. Литературоведение» для определения различных литературных жанров.

82-1/-9 литературные формы и жанры.

81-1 поэзия, стихи, оды, поэмы, баллады и т.д.

81-2 драматургия, пьесы, либретто, сценарий.

81-3 художественная проза, роман, новеллы.

81-4 очерки, эссе.

81-5 речи, выступления, лекции, обращения, тосты.

81-6 эпистолярные произведения, письма.

81-7 юмор и сатира в прозе. Эпиграммы, пародии и т.д.

81-8 свободен.

81-9 прочие литературные жанры.

Специальные определители с точкой и нулём применяются в классах всех национальных литератур.

82.01/09 литературоведческие дисциплины.

82.01 литературная эстетика, литературный вкус.

82.02 литературные школы, направления и движения.

Например: 821.161-312.4 «детектив, написанный на русском языке (русский детектив)».

Специальные определители с апострофом . Рассмотрим специальные с апострофом на примере класса «81 Лингвистика».

81’1 Лингвистика в целом. Общее языкознание.

81’23 Психолингвистика. Психология языка.

81’32 Математическая лингвистика (Нешитой, однако).

81’34 Фонетика. Фонология.

81’36 Грамматика.

81’37 Семантика.

Специальные определители могут применяться:

· В виде единичных определителей.

· В виде определителей одного типа.

· В виде комбинаций определителей разных типов.

821.161.1-31.09 Критика русского романа, где «-3» и «.09» = специальные определители.

Общие определители . В таблицах УДК имеется 2 основных вида общих определителей:

· Независимые определители.

· Зависимые определители общих характеристик.

К независимым определителям относятся следующие (используются в любом классе/разделе):

· Определитель языка . Отличительный знак =.
пример: = 161.1 русский язык.
пример: = 161.3 белорусский язык.

· Определитель народов . Отличительный знак (=).
пример: (=) 161.1 русские.
пример: (=) 161.3 белорусы.

· Определители формы . Отличительный знак (0).
пример: (075.8) учебное пособие для ВУЗа.

· Определители места . Отличительный знак ().
пример: (476) Беларусь.

· Определители времени . Отличительный знак « » (предназначены для отражения любого временного периода).
пример: «1812» если речь идёт о войне 1812 года.

Зависимые определители общих определений имеют отличительный знак – (дефис).

Их значение:

02 Свойства.

03 Материалы.

04 Технологии. Отношения. Процессы. Операции.

05 Лица. Личностные характеристики.


В структуре так же представлен АПУ .

АПУ в таблицах УДК имеет такое же предназначение как и таблицах ББК.

Расположение понятий в порядке алфавита и такие же виды предметных рубрик (простые, гнездовые, справочные).

Месторасположение АПУ: либо в конце таблиц в виде отдельного выпуска, либо в каждом выпуске по той отрасли знания, которая представлена в конкретном выпуске.

  1. Правила индексации и знаки, используемые в УДК.

Методика индексирования – совокупность приёмов и правил создания ПОД или ПОЗ, это значит – приёмов и правил создания индексов УДК, которые отражают основное содержание документа или запроса.

Основной задачей методики индексирования является обеспечение одинаковости подхода к созданию ПОД.

· Правило 1. Индексация по основному содержанию . Необходимо индексировать по основному содержанию документа. Это объясняется тем, что УДК является единой интегральной системой, а не совокупностью отраслевых, частных, локальных схем. Вся сумма научных достижений и практики рассматривается в УДК как определённая общность взаимосвязанных, взаимозависимых понятий, которая подразделяется согласно с единым принципом на классы, подразделы и т.д. Например «амперметр» - не надо сначала индексировать «электроприборы», сразу ищи «амперметр».

· Правило 2. Индексация по точно выделенному аспекту рассматриваемого предмета . Заключается в том, что при индексировании документа необходимо точно обозначить аспект, в котором рассматривается данный предмет, что бы соответственно с этим аспектом определить индекс по таблицах УДК. При этом надо учитывать принцип интегральности УДК – возможность повторения одного и того же понятия в разных отделах, в зависимости от того, в каком аспекте рассматривается предмет. Например понятие «медь» встречается в химии, горном деле, материаловедении, металлургии и т.д.

· Правило 3 . Общие определители никогда не могут использоваться в качестве основных индексов . Специальные определители могут иногда использоваться в качестве самостоятельных индексов только в сочетаниях с индексом основной таблицы. В качестве основных индексов они применяются только в случаях, если на данное понятие в основных таблицах индекс отсутствует. Это объясняется тем, что использование определителей в УДК базируется на делении всех понятий на основные и вспомогательные, а так же на особенностях семантической (смысловой) роли общих и специальных определителей в натуральном языке.

· Правило 4. Основные информационные понятия индексируются основными индексами таблицы, или вспомогательными в сочетании с основными . Деление всех понятий на основные и вспомогательные . За счёт этого, оно идейно близкое правилу №3. Такое деление обосновано в семантической роли понятий.
Основные понятия систематизируются основными индексами таблицы или, используемыми в качестве самостоятельных, определителями в сочетании с основными индексами.
Вспомогательные понятия, которые отражают обычно деталь, часть, один из признаков, систематизируются по большей части определителями, которые присоединяются к индексу основного понятия.
Например, «подшипник» при производстве и продаже – вполне самостоятелен, однако может использоваться и в качестве «части» (например «автомобильный подшипник»).

· Правило 5 . Предлагает следующий алгоритм использования индексов УДК:

o ‘1/‘9 (специальные определители с апострофом).

o .01/.09 (специальные определители с “точкой ноль”).

o -1/-9 (специальные определители с дефисом).

o -02,-03, 04 и другие общие определители.

Это значит, что начиная индексирование любого понятия, в первую очередь надо обратиться к основным таблицам УДК от 0 до 9. Там можно найти полный ответ на запрос. Если нет (ответ не полный (индекс недостаточно отражает содержание) – продолжить поиск среди специальных определителей, потом среди общих.

· Правило 6. Создание сложных индексов, присоединение определителей к основным индексам . Под сложным индексом понимается индекс, который создан путём соединения основного индекса с общим и/или специальным определителем, а так же индексы, созданные при помощи «/». Обычно такой порядок присоединения определителя к основному индексу или специального определителя, который используется в качестве основного индекса:

o ‘1/‘9 определитель с апострофом.

o .01/.09 определитель с «точкой ноль».

o -1/-9 специальный определитель с дефисом.

o 02, 03, 04 общий определитель общих характеристик.

o (0…) общий определитель форм.

o (…) общий определитель места (географический определитель).

o «…» общий определитель времени.

o =… общий определитель языка.

o (=…) общий определитель народов.

· Правило 7. Создание составных индексов . Составными индексами УДК называют индексы, которые созданы из 2ух и более простых или сложных индексов при помощи знаков отношения (:) или двойных отношений (: :). Например:
624.21:625.1 Железнодорожные мосты.
Главный индекс – первый, второй - детализирует. Значение сложного индекса более узкое, чем значение отдельно взятых его компонентов.
Индексы с двойным двоеточием представляют собой твёрдую безобращательную конструкцию. Составляются такие индексы индексаторами (спасибо, КЭП). К сожалению, при составлении таких индексов существует разнобой в индексировании, ну да Б-г им в помощь.

· Правило 8 . Правило первого упоминания . Оно утверждает, что когда тема в целом не может быть выражена одним индексом, но может быть выражена их суммой, то документы общего и обзорного характера, где разглядывается вся проблема (тема), собираются под индексом, где тема первый раз упоминается.
Например, монография по теплотехнике, которая охватывает сведения про паровые машины, ДВС, и прочие тепловые машины, должна индексироваться в «621. Паровые машины», хотя вся тема будет выглядеть так «621.1+621.4» где «621.4 Тепловые машины, кроме паровых».

Вообще, можно сложить общий алгоритм индексирования по УДК:

· Ознакомление с содержанием документа.

· Формулирование основного содержания или отбор понятий для отражения основного содержания.

· Анализ семантической роль понятий основного содержания документа (деление на основные и вспомогательные, составные, сложные, комплексные), построение схемы иерархических понятий.

· Определение тематического раздела таблиц УДК, в котором необходимо искать индексируемое понятие.

· Определение индексов для индексируемых понятий.

· Проверка соответствия значений полученных индексов и понятий, компоновка индексов составных, сложных и комплексных понятий ПОД.

· Определение отношений между понятиями основного содержания для выбора знаков соединения индексов этих понятий в один индекс документа.

· Компоновка индекса, как результат применения всех правил (сложного или комплексного индекса).