Как будут контролировать курортный сбор. Кто может не платить. Кого освободят от уплаты сбора

С 1 мая 2018 года в четырёх пилотных регионах страны - Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае - месиные власти получают право на сбор платы с отдыхающих граждан. Закон о введении курортного сбора одобрил сегодня Совет Федерации на заключительном заседании весенней сессии. Для сбора средств предполагают создать Фонд развития курортной инфраструктуры.

Суть курортного сбора

Средства от платы за использование курортной инфраструктуры будут направляться на финансирование работ по её строительству, реконструкции и благоустройству. К курортной инфраструктуре, плату за пользование которой будут взимать, отнесены объекты:

  • Лечебно-оздоровительного назначения.
  • Социально-культурного назначения.
  • Спортивного назначения.
  • Рекреационного назначения, в том числе парки, городские леса, пляжи и набережные, пешеходные зоны и элементы благоустройства.

Доход, получаемый от отдыхающих, должны зачисляться в бюджет субъекта РФ, на территории которого проводится испытание закона.

Для использования этих денежных средств регионы должны создать Фонды развития курортной инфраструктуры. В 2018 году муниципалитеты должны получать из него не менее 70% доходов курортного сбора на своей территории, а в последующие годы - все 100%.

Регионы, в которых вводится налоговый сбор

Эксперимент будет проводиться на территориях республики Крыма, Алтайского края, Краснодарского края и Ставропольского края. Субъекты РФ должны принять законы о введении сбора до 1 декабря 2017 года, сам сбор может взиматься с 1 мая 2018 года. Эксперимент закончится 31 декабря 2022 года.

Размер курортного сбора

Размер курортного сбора в первый год (2018 год) составит не более 50 рублей за каждый день фактического проживания плательщика в объекте размещения.

С 2019 года размер увеличится и его размер составит до 100 рублей в день.

Ставка сбора может быть дифференцирована в зависимости от сезонности, решения местных властей и других факторов - в том числе снижена до 0 рублей.

Кто платит

Плательщиками взноса станут совершеннолетние граждане, остановившиеся более чем на сутки в гостинице или ином объекте размещения.

Законом определены льготные категории граждан, которые освобождаются от уплаты курортного сбора:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации или лица, являющиеся полными кавалерами ордена Славы, а также Герои Социалистического Труда, Герои Труда РФ.
  • Участники Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", труженики тыла и жители блокадного Ленинграда, а также инвалиды войны и члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий.
  • Ликвидаторы катастрофы на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, приравненные к ним лица.
  • Инвалиды 1 и 2 группы.
  • Дети в возрасте до 18 лет и учащиеся очных форм обучения в возрасте до 24 лет на территории регионов, в которых проходит эксперимент.
  • Малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом "О государственной социальной помощи".
  • Лица, которые на данном курорте должны получить специализированную, в том числе, высокотехнологичную, медицинскую помощь или пройти медицинскую реабилитацию и сопровождающие их лица, если пациентом является ребенок или недееспособное лицо.
  • Больные туберкулёзом.
  • Граждане, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта.
  • Граждане, имеющие собственное жилье в курортном регионе.
  • Спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территории эксперимента.

Курортный сбор в командировке

Поправка к закону, что работники, которые приехали в курортную зону по делам организаций, обсуждалась, но внесена в закон не была. Соответственно, гостиницы будут брать сбор и с командированных работников за каждый день в служебной поездке.

Как будут собирать

Функции по сбору курортного сбора примут на себя юридические лица и индивидуальные предприниматели (операторы курортного сбора), которые оказывают услуги по размещению.

Как это будет происходить пока не до конца понятно, ведь придётся не просто собирать деньги и направлять их дальше, но и вести учёт полученных средств, а также сдавать отчётность. Соответственно, увеличится нагрузка на бизнес. Также операторы должны будут выдавать всем отдыхающим документы, подтверждающие факт уплаты ими курортного сбора.

Собрать деньги за весь период пребывания приезжего гражданина оператор должен не позднее прекращения правоотношений между ними. При этом если человек заплатит за десять дней, а проживёт на одном месте только пять, а затем переедет в другую гостиницу в том же регионе, то другой оператор не сможет повторно взять с него средства за уже оплаченный период.

Закон

Текст пилотного проекта по взиманию платы за пользование курортной инфраструктурой (Курортный сбор) приведён ниже.

Внесен Правительством

Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ПО РАЗВИТИЮ КУРОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ, АЛТАЙСКОМ КРАЕ,

КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ

Статья 1. Общие положения

1. Провести в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае (далее - субъекты Российской Федерации) эксперимент по развитию курортной инфраструктуры в целях сохранения, восстановления и развития курортов, формирования единого туристского пространства, создания благоприятных условий для устойчивого развития сферы туризма (далее - эксперимент) и осуществить оценку его эффективности.

2. Эксперимент проводится посредством введения в муниципальных образованиях, территории которых включены в территорию эксперимента, платы за пользование курортной инфраструктурой (далее - курортный сбор) для финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры.

3. Финансовое обеспечение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих в связи с проведением эксперимента, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Статья 2. Срок проведения эксперимента

2. Законы субъектов Российской Федерации о введении курортного сбора должны быть приняты не позднее 1 декабря 2017 года.

Статья 3. Основные понятия

1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) курортная инфраструктура - совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории эксперимента, за исключением объектов системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог;

2) объект размещения - индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания;

3) оператор курортного сбора - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях;

4) территория эксперимента - территории муниципальных образований, на которых законом субъекта Российской Федерации вводится курортный сбор.

2. Иные понятия в настоящем Федеральном законе используются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.

Статья 4. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления

1. Правительство Российской Федерации:

1) определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение эксперимента (далее - уполномоченный орган);

2) устанавливает порядок и сроки представления уполномоченным органом проекта ежегодного отчета о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;

3) рассматривает проект ежегодного отчета уполномоченного органа о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;

4) утверждает и направляет в палаты Федерального Собрания Российской Федерации ежегодный отчет о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период.

2. Уполномоченный орган:

1) осуществляет методическое сопровождение и координацию деятельности высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, связанной с проведением эксперимента, и направляет им предложения по совершенствованию механизма и порядка проведения эксперимента;

2) представляет в Правительство Российской Федерации проект ежегодного отчета о ходе эксперимента и результатах эксперимента за прошедший период;

3) устанавливает общие требования к отчетам о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации, а также порядок и сроки их представления в уполномоченный орган.

3. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

1) определяет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за проведение эксперимента (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации);

2) утверждает порядок и сроки представления муниципальными образованиями заявок о включении территорий муниципальных образований в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложений по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора;

3) утверждает порядок ведения реестра операторов курортного сбора и перечень сведений, содержащихся в нем;

4) утверждает порядок и сроки представления уполномоченным органом субъекта Российской Федерации проекта ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;

5) осуществляет разработку и внесение в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекта закона субъекта Российской Федерации о введении курортного сбора с учетом заявок и предложений, указанных в пункте 2 настоящей части;

6) осуществляет методическое сопровождение и координацию деятельности исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации и местных администраций, связанной с проведением эксперимента;

7) утверждает и представляет в уполномоченный орган ежегодный отчет о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;

8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, связанными с проведением эксперимента.

4. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации:

1) устанавливает форму, порядок и сроки представления:

а) органами местного самоуправления - сведений, необходимых для осуществления мониторинга хода эксперимента и составления ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории соответствующего муниципального образования;

б) операторами курортного сбора - отчета оператора курортного сбора и сведений, необходимых для ведения реестра операторов курортного сбора;

2) ведет реестр операторов курортного сбора;

3) осуществляет мониторинг хода эксперимента;

4) представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект ежегодного отчета о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации;

5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, связанными с проведением эксперимента.

5. Органы местного самоуправления осуществляют полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, в том числе:

1) глава муниципального образования представляет в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласованные с представительными органами муниципального образования заявку о включении территории муниципального образования в территорию эксперимента или об исключении из территории эксперимента, предложения по определению размера курортного сбора и (или) по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора;

2) местные администрации представляют в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложения по формированию перечня работ, указанного в части 8 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) местные администрации представляют в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации сведения, необходимые для осуществления мониторинга хода эксперимента и составления ежегодных отчетов о ходе эксперимента на территории субъекта Российской Федерации.

Статья 5. Порядок введения курортного сбора. Размер курортного сбора

1. Курортный сбор устанавливается настоящим Федеральным законом и вводится законом субъекта Российской Федерации в муниципальных образованиях, входящих в территорию эксперимента.

2. Взимание курортного сбора может быть прекращено на территории муниципального образования законом субъекта Российской Федерации на основании заявки соответствующего муниципального образования об исключении из территории эксперимента.

3. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются территория эксперимента, размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, порядок осуществления контроля за исполнением требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, порядок предоставления сведений о ходе эксперимента законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о перечне построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры.

4. Размер курортного сбора не может превышать 100 рублей. При этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей.

5. Размер курортного сбора может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения, значения курорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Статья 6. Плательщики курортного сбора

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Статья 7. Освобождение от уплаты курортного сбора

1. От уплаты курортного сбора освобождаются:

1) лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;

2) лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";

5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) инвалиды войны;

8) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;

9) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;

10) инвалиды I и II групп;

11) лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

12) малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;

13) лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;

14) больные туберкулезом;

15) лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;

16) лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;

17) лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;

18) лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;

19) спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.

2. Субъекты Российской Федерации вправе установить законом субъекта Российской Федерации иные категории лиц, освобождаемые от уплаты курортного сбора, с учетом предложений муниципальных образований, указанных в пункте 2 части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона.

3. Освобождение от уплаты курортного сбора осуществляется при предъявлении оператору курортного сбора оригинала документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты курортного сбора, либо его копии, заверенной в установленном порядке. Освобождение от уплаты курортного сбора лиц, указанных в пункте 11 части 1 настоящей статьи, также может осуществляться на основании письменного заявления сопровождаемого лица или его законного представителя.

Статья 8. Порядок исчисления, уплаты и перечисления курортного сбора

1. Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

2. Курортный сбор взимается не позднее момента выезда из объекта размещения.

3. Повторное взимание курортного сбора за один и тот же период проживания на территории эксперимента не допускается.

4. Курортный сбор подлежит зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится эксперимент.

5. Перечисление курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации осуществляется оператором курортного сбора по истечении срока фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения.

Статья 9. Фонд развития курортной инфраструктуры

1. Фонд развития курортной инфраструктуры (далее - Фонд) - часть средств бюджета субъекта Российской Федерации, подлежащая использованию в целях развития курортной инфраструктуры.

2. Бюджетные ассигнования Фонда направляются исключительно на финансовое обеспечение работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на территории эксперимента.

3. Объем бюджетных ассигнований Фонда утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора.

4. Бюджетные ассигнования Фонда направляются в форме межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, в целях финансового обеспечения работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры на их территориях с учетом особенностей, установленных статьей 12 настоящего Федерального закона. Положения настоящей части не распространяются на объекты курортной инфраструктуры, находящиеся в федеральной собственности.

5. Бюджетные ассигнования Фонда, не использованные в текущем финансовом году, направляются на увеличение бюджетных ассигнований Фонда в очередном финансовом году.

6. Объем бюджетных ассигнований Фонда:

1) подлежит увеличению в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году на положительную разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся размером доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора, учитываемых при формировании Фонда;

2) может быть уменьшен в текущем финансовом году и (или) очередном финансовом году на отрицательную разницу между фактически поступившим и прогнозировавшимся размером доходов бюджета субъекта Российской Федерации, учитываемых при формировании Фонда.

7. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Фонда устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации.

8. Перечень работ по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству и ремонту объектов курортной инфраструктуры, подлежащих финансовому обеспечению за счет бюджетных ассигнований Фонда, определяется соглашением, заключенным между субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием об организации работ по развитию курортной инфраструктуры, с учетом предложений органов местного самоуправления.

Статья 10. Обязанности операторов курортного сбора

1. Операторы курортного сбора в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, обязаны осуществлять исчисление, взимание и перечисление в бюджет субъекта Российской Федерации курортного сбора.

2. Оператор курортного сбора при взимании у плательщика курортного сбора суммы курортного сбора, подлежащей уплате, обязан выдать плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты.

3. При невозможности удержания у плательщика курортного сбора исчисленной суммы курортного сбора оператор курортного сбора обязан в порядке и срок, установленные законом субъекта Российской Федерации, уведомить о невозможности удержания курортного сбора у плательщика курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора.

4. Операторы курортного сбора в порядке, установленном уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, обязаны осуществлять учет плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, указанные в пункте 3 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".

5. Оператор курортного сбора обязан представить в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации отчет оператора курортного сбора, подготовленный на основе данных учета, а также сведения, необходимые для ведения реестра операторов курортного сбора.

Статья 11. Осуществление контроля за исполнением требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов, связанных с проведением эксперимента

1. Региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

2. Законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается ответственность за нарушение положений нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушения порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет субъекта Российской Федерации.

3. Законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации в сфере регионального государственного контроля, осуществляемого в ходе проведения эксперимента, в порядке, определенном Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Статья 12. Общественный совет

1. Общественный совет создается при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации в целях осуществления общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда.

2. В состав Общественного совета должны быть включены представители операторов курортного сбора, представители общественных и экспертных организаций, действующих на территории эксперимента.

3. Порядок формирования и осуществления деятельности Общественного совета утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Основными функциями Общественного совета являются:

1) осуществление общественного контроля за целевым расходованием бюджетных ассигнований Фонда;

2) выработка предложений по организации проведения эксперимента и формированию перечня работ, указанного в части 8 статьи 9 настоящего Федерального закона;

3) разработка предложений по определению размера курортного сбора, по определению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также предложений о прекращении взимания курортного сбора на территориях отдельных муниципальных образований;

4) иные функции, предусмотренные порядком формирования и осуществления деятельности Общественного совета.

Статья 13. Особенности применения настоящего Федерального закона

1. Доходы от уплаты курортного сбора не учитываются при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

2. С 1 января 2020 года субъекты Российской Федерации, участвующие в эксперименте, вправе законом субъекта Российской Федерации наделять органы местного самоуправления муниципальных образований, территории которых включены в территорию эксперимента, государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по установлению размера курортного сбора на территории муниципального образования, установлению иных категорий лиц, освобождаемых от уплаты курортного сбора, а также иными полномочиями, не отнесенными настоящим Федеральным законом к исключительным полномочиям субъекта Российской Федерации.

3. Объем бюджетных ассигнований Фонда, направляемых в форме межбюджетного трансферта в бюджет муниципального образования в соответствии с частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона, должен составлять в 2018 году не менее 70 процентов прогнозируемого объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации от уплаты курортного сбора на территории этого муниципального образования и не менее 100 процентов - в последующие годы эксперимента.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

Имея в своем распоряжении регионы, способные немало зарабатывать на туристах (как внутренних, так и на иностранцах), государство нечасто уделяет им внимание. Однако 2017 год стал исключением: по распоряжению В. В. Путина правительством был разработан и в скором времени будет внедрен курортный сбор.

Вопрос о том, что такое курортный сбор для отдыхающих, наверняка интересен многим. Знать об этом будет полезно как туристам, которые проводят свои отпуска на российских пляжах Черного моря, так и тем, кто владеет курортной недвижимостью. Ниже Reconomica в деталях раскроет все тонкости нового налога.

Курортный сбор - это один из новых (для Российской Федерации) налогов, который будет установлен для курортной местности. Собираемые средства будут направляться на развитие инфраструктуры туристических регионов (для благоустройства пляжей, строительства и ремонта дорог, реконструкции памятников и важных туристических мест, и так далее).

Кстати, такие сборы давно практикуются в некоторых странах Европы (Италии, Франции, Венгрии, Бельгии, и так далее). А вот среди более доступных курортов (Болгария, Турция) - его наоборот нет.

Устанавливается он не только для пляжей - налог могут взимать и в туристических городах, далеких от моря. Практически всегда он сразу включается в стоимость отеля - то есть туристу озвучивается цена номера уже с учетом сбора.

В Европе курортный налог может взиматься такими способами:

    Фиксированная сумма, независимо от стоимости гостиницы, в которой размещается турист.

    Процент от стоимости суточной аренды отеля (в среднем - около 4%).

Запланировано, что размер курортного сбора будет определяться по первому типу - то есть будет установлена фиксированная сумма.

Из истории: впервые курортный сбор граждане тогдашнего СССР стали платить еще в 1933 году. Тогда он был единоразовым, и составлял 3 рубля ( составляла 125 рублей). После этого закон о курортном сборе неоднократно менялся, однако после перестройки попросту не действовал, а в 2004 - вообще утратил силу.

Когда курортный сбор введут в России?

Отдыхающие, которые отправятся на море в этом году, уже должны будут уплачивать этот налог (если ничего не изменится). Согласно указу президента, курортный сбор с 1 марта 2017 года должен быть полностью разработан, и до 1 мая - утвержден и введен.

Где будет действовать курортный сбор в России?

Теперь о том, на какие регионы России распространятся курортный сбор.

Изначально предполагалось, что налог введется только для КавМинВод. Однако затем список включил и другие популярные среди туристов регионы.

Планируется, что с момента введения и в последующие 5 лет программа будет работать в «основных» курортных регионах. В 2017 работать будет курортный сбор в Краснодарском крае, Сочи, Ставрополье, Алтайском крае и в Республике Крым (кстати, на период, когда Крым относился к Украине - курортный сбор там действовал).

Кто, когда и как будет платить?

Уплачивать курортный сбор будут отдыхающие - как граждане РФ, так и иностранцы . Почти точно решено, что льготники будут освобождены от его уплаты. С кого именно не будет взиматься сбор - пока что не утверждено.

Как будут взимать курортный сбор - тоже точно пока не утверждено. Вероятнее всего, что делаться это будет вместе с оплатой гостиницы (отеля, санатория). А они дальше уже будут перечислять средства в региональную казну. То есть для отдыхающего изменится только стоимость проживания. Никаких дополнительных действий для уплаты совершать не придется. Операторами в данном случае будут выступать объекты размещения, и в каждом чеке будет проставляться отдельным пунктом курортный сбор.

Пока что открытым остается вопрос с тем, что будет с «теневой» арендой недвижимости . В любом курортном населенном пункте - от небольшой Алушты и до более крупного Новороссийска - в сезон сдаются сотни квартир, домов, комнат. Естественно, что большая часть владельцев недвижимости налог со сдачи никакой не платит. Может получиться так, что для такого жилья стоимость останется прежней, а гостиницы и отели (которые и так стоят дороже) - подорожают дополнительно.

Из прогнозов: если в Ставропольском крае каждый отдыхающий за день отдыха будет дополнительно уплачивать 100 рублей - казна за год получит дополнительно около 700 миллионов рублей дохода.

Размер сбора: сколько платить?

Теперь самый главный вопрос: сколько за курортный сбор придется платить туристам?

Точных цифр пока что нет, однако вероятнее всего, что сумма будет небольшой. Слишком крупный сбор попросту отпугнет туристов.

Приведем несколько цифр, которые были озвучены различными чиновниками:

    По словам Антона Силуанова (министра финансов), размер сбора должен быть в пределах 50-100 рублей.

    Губернатор Ставропольского края (Владимир Владимиров) считает, чт о «…каждому приезжающему заплатить 100 руб. в день сверху, при условии, что на курорте будут созданы хорошие условия».

    Министр курортов и туризма Крыма (Сергей Стрельбицкий) предлагал ввести единовременный сбор в размере 300 рублей.

    Андрей Резников (заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа) предполагал, что максимально следует установить сбор в 150 рублей .

    Лев Кузнецов (министр по делам Северного Кавказа) сообщал, чт о «Скорее всего, регионам дадут право самим устанавливать размер сбора. В законе предполагается закрепить лишь максимальную планку сбора».

Наиболее вероятный вариант - последний.

Как появление курортного сбора отразится на стоимости отдыха?

После введения сбора общая стоимость отдыха возрастет. Если размер налога будет определен в 150 рублей - за 10-дневную путевку дополнительно придется потратить 1500. Однако скорее всего, что планка будет ниже - до 100 рублей. То есть за те же 10 дней придется доплатить 1000 рублей.

Если учесть, что средняя цена за номер в отеле эконом-класса в Крыму составляет порядка 2000 рублей - то такой сбор вряд ли станет неподъемным для граждан.

Кто не поддержал введение?

Естественно, что для курортных регионов дополнительный источник дохода в бюджет - только в радость.

Отрицательно о появлении такого сбора высказались 5 государственных ведомств: Министерство финансов, Министерство юстиции, Роспотребнадзор, Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли.

Их аргументы достаточно веские: введение дополнительного налога приведет к подорожанию отечественного туризма. Если бы наши курорты пользовались огромной популярностью - это не стало бы проблемой. Однако даже сейчас, когда национальная валюта серьезно обесценилась (про можно почитать отдельно) - по деньгам отдых в Крыму примерно равнозначен отдыху в Турции. Поэтому желание дополнительно взимать оплату с отдыхающих может привести к тому, что их станет меньше, и в итоге туристический сектор наоборот недополучит прибыль.

С мая следующего года россияне, отдыхающие на курортах России, будут платить специальный суточный сбор. Как это отразится на стоимости их отпуска и какие существуют способы сэкономить на отдыхе без потери в комфорте?

Во вторник, 25 июля, Совет Федерации одобрил законопроект о введении курортного сбора в ряде российских регионов — этот документ Госдума приняла в третьем чтении на прошлой неделе. После подписания президентом закон начнет действовать с мая 2018 года в пилотном режиме в популярных рекреационных зонах — в Крыму, Ставрополье, Краснодарском крае и в Алтайском крае.

Все туристы, отдыхающие в этих регионах, будут уплачивать дополнительный ежесуточный сбор в местные бюджеты. Впоследствии эти платежи пойдут на развитие туристической инфраструктуры в указанных субъектах Федерации. Размер сбора каждый регион — участник эксперимента должен установить самостоятельно до 1 декабря 2017 года. В 2018 году сумма курортного сбора не будет превышать 50 руб. в сутки с человека, а в 2019 году она может вырасти до 100 руб. в сутки.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), некоторые регионы уже определились с суммой сбора. В частности, гостям Алтайского края придется отдавать по 30 руб. в сутки. Правда, далеко не всем: в этом регионе дополнительный сбор введут только на территории города-курорта федерального значения Белокуриха. В Крыму речь идет о платеже в размере 25-35 руб. в сутки, а в Ставропольском крае — о 30-50 руб. в сутки. При этом в законопроекте прописан перечень льготников, которые освобождаются от уплаты курортного сбора. В их число входят несовершеннолетние дети, пенсионеры, ветераны, инвалиды и местные жители.

Сама практика курортного сбора не является российским ноу-хау. По данным туристического сервиса «Туту.ру», в Хорватии, Чехии, Венгрии и Австрии туристу придется заплатить от €0,6 до €3 в сутки в зависимости от категории отеля. В Германии сумма сбора составляет 5% от размера платы за сутки проживания, во Вьетнаме — $1, на Балеарских островах — €1 ежесуточно. А вот в Турции, курорты которой считаются главными конкурентами российским, такого сбора нет.

Вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин напоминает, что и в России ежедневный курортный сбор уже существовал в период с 1991​ по 2004 год​ и этот опыт едва ли можно назвать удачным. «Львиная доля полученных средств уходила на администрирование, и в итоге бюджеты получали ничтожно малые суммы. Возможно, нам стоит учиться на собственных ошибках», — говорит эксперт. По его мнению, на этот раз величина курортного сбора в России будет варьироваться в зависимости от сезона. Максимальные суммы туристам придется платить в летние месяцы, а в межсезонье сбор, скорее всего, будут обнулять, прогнозирует Барзыкин.

Курортный сбор и его последствия

Согласно новому закону каждый путешественник, остановившийся в любом объекте размещения — отеле, санатории, пансионате или хостеле — дольше, чем на 24 часа, должен будет заплатить определенную сумму в бюджет региона. Таким образом, закон о курортном сборе не затрагивает россиян, которые остановились в гостинице только на одну ночь, а также тех, кто приехал в курортную зону в краткосрочную командировку.

При выселении из отеля отдыхающему предъявят отдельный счет, который ему надо будет оплатить на месте. Взимать сбор и отвечать за его своевременное перечисление в бюджет будут сами объекты размещения. Меры воздействия на неплательщиков должны определить региональные власти — им необходимо прописать это в своей нормативной базе до 1 декабря 2017 года.

Эксперт Общественной палаты РФ по туризму, сопредседатель Клуба защиты прав туристов Роман Бобылев отмечает, что текущая сумма сбора в пределах 30-50 руб. с человека в сутки выглядит вполне приемлемой для бюджетных туристов. А вот если она вырастет до 100 руб. — привлекательность отечественных курортов для путешественников окажется под вопросом, убежден он.

В свою очередь, Юрий Барзыкин ​считает дополнительный платеж довольно серьезным бременем для среднего российского туриста. «Если люди отдают по 2,5-3 тыс. руб. в день на отдых, то сбор в 50 руб. их несильно смутит. Но, по статистике, более 50% российских туристов тратят на размещение на отечественных курортах всего 700-1,2 тыс. руб. в день», — поясняет он. Эксперт обращает внимание, что некоторые отельные сети уже подготовили рекламные предложения, в которых обещают оплатить курортный сбор за туристов. «Естественно,​ свои траты они включат потом в стоимость размещения, что только увеличит стоимость отдыха», — отмечает Барзыкин.

По словам профессора кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галины Дехтярь, введение сбора в России приведет к тому, что путешественники будут чаще выбирать зарубежные курорты. «Нашим объектам размещения и так трудно конкурировать с зарубежными из-за качества сервиса и соотношения цены-качества. Например, в российских отелях все программы all-inclusive, которые включают алкоголь, на порядок выше аналогичных предложений, например, в Турции», — приводит пример эксперт.

Сколько будет стоить отдых

РБК попытался разобраться, сколько будет стоить отдых в России после введения в стране курортного сбора. Для этого корреспондент изучил минимальные цены на туры с сопоставимыми условиями и на одни и те же даты. Так, по данным сервиса «Туту.ру», турпутевка на семью из трех человек (мама, папа и ребенок) на семь дней в начале августа в трехзвездочном отеле в Крыму обойдется минимум в 15-16 тыс. руб. без перелета и питания, а с перелетом из Москвы — уже в 59-60 тыс. руб. Дата вылета — в период с 2 по 5 августа.

Семейный отдых в Сочи без перелета и без питания на этот же срок в августе будет стоить минимум 17-18 тыс. руб., или 57-58 тыс. руб. с перелетом из Москвы и без питания. Недельный отпуск в Белокурихе (Алтай) обойдется минимум в 19 тыс. руб. на троих без перелета и без питания, а с перелетом — от 72,8 тыс. руб.

Если бы курортный сбор ввели уже сейчас, то исходя из максимальной ставки в 50 руб. в сутки за семь дней семье пришлось бы заплатить дополнительные 700 руб. (по 350 за каждого взрослого). В 2019 году при максимальной ставке сбора в 100 руб. они бы отдали уже 1,4 тыс. руб. Соответственно, за бюджетный отдых в Крыму пришлось бы выложить порядка 60,7 тыс. руб. в этом году и 61,4 тыс. руб. — в 2019 году, за поездку в Сочи — около 58,7 тыс. и 59,4 тыс. руб., за отпуск в Белокурихе — 73,5 тыс. и 74,2 тыс. руб. соответственно.

Для сравнения: семейный отдых в Болгарии — с перелетом, проживанием в трехзвездочном отеле и питанием (завтрак) будет стоить от 32 тыс. руб. (если отель в 1 км от моря) и от 36 тыс. (150 м до моря). При ставке курортного сбора в этой стране на уровне €1,5 с человека в день за неделю семья уплатит дополнительно €21. По курсу на закрытие сессии на Мосбирже 25 июля в 69,47 руб. это 1458,87 руб. Стоимость поездки в этом случае возрастет до 33,4 тыс. и 37,4 тыс. руб., но все равно окажется ниже, чем при путешествии по России.

Экономия для экономных

Опрошенные РБК эксперты отмечают, что есть один способ избежать уплаты сбора — отдать предпочтение теневому сектору размещения. «Все туристы, которые едут в частный сектор, автоматически избавляются от курортного сбора. И процент тех, кто предпочтет снять домик у местных, будет только расти», — говорит Галина Дехтярь. При этом, правда, не стоит забывать, что арендодатель может оформить свою деятельность официально и тогда отдыхающему все равно придется заплатить туристический сбор.

Из-за увеличения трат на отдых после введения курортного сбора россияне будут тщательнее планировать бюджет на отдых, считают эксперты. Лучший способ сократить расходы на отпуск — забронировать тур заранее, напоминает директор компании по индивидуальному туризму MAYEL Travel Майя Котляр. «Акции раннего бронирования начинаются за полгода до поездки, поэтому организовывать поездку на лето нужно зимой. По подобным акциям можно сэкономить от 20 до 60%», — приводит пример эксперт.

Самостоятельные путешественники, не прибегающие к услугам туроператоров, стараются сэкономить за счет перелета. Для этого им стоит помнить о некоторых важных моментах при поиске и заказе авиабилета, подчеркивает Котляр. «Искать билеты лучше всего в анонимном режиме браузера, так как агрегаторы уже научились определять локацию пользователя и даже устройство, с которого заходят в интернет. Система выдает более дорогие билеты пользователям Apple, чем Android», — объясняет она.

Генеральный директор компании «Организация личных финансов» Алена Никитина обращает внимание, что есть способы сэкономить на размещении, не теряя в комфорте. В частности, эксперт советует бронировать отель только на один день, а дальше уже на месте продлевать бронь на каждый следующий день. «Так можно сэкономить до 50% от стоимости суток проживания. Правда, этой схемой можно пользоваться только в низкий сезон, при этом надо убедиться, что в отеле гарантированно есть свободные места», — заключает она.

Правительство России рассмотрело и одобрило на своём заседании законопроект о проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в ряде субъектов Федерации. Конкретно речь идёт о введении с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. По итогам эксперимента будет решено, вводить ли курортный сбор на всей территории страны или отказаться от его введения. Скоро законопроект будет направлен в Госдуму.

Возвращение к прошлому

Проект федерального закона был подготовлен Минкавказом России в соответствии с поручением президента по итогам заседания президиума Госсовета о повышении привлекательности российских курортов, которое прошло в августе 2016 года. Документ одобрила комиссия по законопроектной деятельности Правительства 17 апреля 2017 года. Сбор с курортников должен пойти на сохранение, восстановление и развитие объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения.

Такой сбор в нашей стране существовал, он был установлен законом РСФСР от 12 декабря 1991 года, утратившим силу в 2004 году.

Курортный сбор - это дополнительный налог на туристов. Владимир Путин попросил на президиуме Госсовета с осторожностью подходить к его взиманию. «Если это делать, то очень аккуратно, не задирая платежи, незаметно для окружающих».

Законопроект о проведении эксперимента отдаёт на откуп субъектам Федерации размер курортного сбора, порядок и сроки его исчисления, уплаты и перечисления в бюджет субъекта, перечень лиц, освобождённых от его уплаты.

Платить курортный сбор должны будут как россияне, так и иностранцы. От него освобождаются организации и индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес в курортных зонах. Предполагается, что в стоимость путёвки этот сбор вноситься не будет, его отдыхающие заплатят при заезде или выезде с курорта.

Имей лишних сто рублей

Так на сколько же придётся раскошелиться дорвавшимся до отдыха гражданам? На эту тему шли дискуссии, звучали разные цифры. Министр финансов Антон Силуанов говорил о 50-100 рублях в день. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров приемлемой суммой называл 100 рублей, заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Андрей Резников таковой считает 150 рублей, а министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий думает, что сбор должен быть единовременным и не превышать 300 рублей с физического лица.

В законопроекте предусматривается, что размер курортного сбора не может составлять более 100 рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения. Он может быть дифференцирован в зависимости от сезонности (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания человека на отдыхе, значения курорта и местонахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Говорится в проекте закона и о создании Фонда развития курортной инфраструктуры, который будет финансировать работы по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству курортных объектов

Курортный сбор, по словам замминистра по делам Северного Кавказа Андрея Резникова, не будет распространяться на детей до 18 лет, инвалидов и сопровождающих их лиц, ветеранов, Героев СССР и России, Героев Социалистического Труда, чернобыльцев и тех, кто приехал в регион учиться или работать. Регионы также могут по своему усмотрению вводить дополнительные льготные категории граждан.

Туристы уйдут к бабушкам?

Как считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин, регионы должны строго отвечать за расходование средств, полученных с курортного сбора. А если он себя не оправдает, не докажет эффективность, то ничто не мешает по итогам эксперимента его отменить.

Крым на сегодняшний момент не совсем готов к введению курортного сбора, заявил глава республики Сергей Аксёнов. Потому что на полуострове пока ещё много находящихся «в тени» мини-отелей и квартир.

Сторонником дополнительной платы за отдых является депутат Госдумы Виталий Милонов, предлагавший ввести курортный сбор ещё в 2015 году. Он хотел бы, чтобы эти деньги взимались не только на курортах, но и в туристических городах. Они помогут навести порядок в гостиничном бизнесе.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Щетинин против того, чтобы допналог на туриста шёл, например, на уборку мусора - это дело местных властей и владельцев отелей. Но поддержку технической и медико-организационной работы на курортах можно усилить за счёт сборов с отдыхающих.

Представители турбизнеса скептически относятся к курортному сбору. Сейчас, как говорит директор по связям с общественностью компании «Tez Tour Россия» Лариса Аханова, туристы готовы уйти к другому агентству из-за разницы в цене тура в 1 тысячу рублей. А сбор за всю семью из нескольких человек может составить приличную сумму. «Люди в целях экономии предпочтут ехать отдыхать самостоятельно, снимая койко-место у бабушек. Доля организованного туризма может начать снижаться», - говорит гендиректор «Интуриста» Виктор Тополкараев.

Однако курортный сбор - мировая практика. Например, в Египте он составляет 7 долларов, а в Каталонии (Испания) - 0,75-2,50 евро с каждого постояльца за сутки проживания. Во Франции размер сбора определяют муниципалитеты, он также зависит от звёздности отеля. Отели ниже трёх звёзд берут 0,9 евро, а пятизвёздные - 3 евро. Но в других туристических странах - Болгарии, Турции, Индии - такого налога нет.

В России наделало много шума в нашем обществе. И нельзя сказать, что только лишь оппозиционеры «из народа» были противниками нововведений. Споры разгорались на всех уровнях, включая кабинет министров. Как и полагается в «нормальном демократическом» государстве, точку поставил сам президент В. В. Путин. Как известно, после его мнения все дискуссии и споры прекращаются. Что такое курортный сбор в России? Зачем он нужен, какова его суть? На все эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

Понятие

Курортный сбор в России - это обязательная плата, взимаемая с туристов, приезжающих на определенный туристический объект. Его цель - поддержание действующей инфраструктуры.

Куда должны быть направлены средства от сбора

Все средства от сбора идут исключительно в бюджет того комплекса, в котором находятся отдыхающие. Видимо, поэтому федеральные чиновники сильно сопротивлялись его введению. Одно дело - введение нового налога, который идет в Центр, другое - вводить сбор, который пойдет на развитие конкретного объекта. Популярность от этого уменьшается, т. к. новый сбор еще никому не придавал популярности, а денег не прибавляется. Суть курортного сбора, который будет действовать с 1 марта 2017 года, в том, что средства от него должны находиться в руках определенного туристического объекта и должны быть направлены на:

  1. Модернизацию курортных зон.
  2. Финансирование природоохранных мероприятий.
  3. Улучшение сервиса.
  4. Реконструкцию туристических объектов, памятников и др.

Именно поэтому активнее всех за него выступали главы тех регионов, которые имеют у себя огромные туристические потоки: Краснодарский край, Алтайский край, регионы Золотого кольца и др.

Новое - хорошо забытое старое?

Люди среднего и старшего возраста знают, что курортный сбор в России, отзывы среди рядовых граждан о котором крайне негативные, уже существовал относительно недавно. Он был введен еще в 1991 году - Законом РСФСР «О курортном сборе с физических лиц» - и просуществовал до 2004 года. В начале 2000-х гг. был взят курс на резкое сокращение налогов. Страна «выходила из тени», подобные меры хорошо рекламировались. Сборы с человека были минимальными, особой финансовой нагрузки они не несли. Непосвященные и вовсе не знали, что он существует, и услышали о нем только после его отмены.

Сегодня все иначе. Общество очень негативно воспринимает введение любых дополнительных сборов или налогов, а также повышение уже существующих. В эпоху экономического кризиса и снижения покупательной способности граждан, в преддверии президентских выборов, такой шаг говорит о полной уверенности власти в своих действиях.

Сколько придется платить

Особенность нового сбора в том, что нет той фиксированной суммы, которую наш отдыхающий особо не замечал. Новые расценки будут дифференцированы - регионам дали экономическую волю и свободу в действиях. Это значит, что заявленная сегодня цена сбора от 50 до 450 рублей в сутки - всего лишь рекомендация, которая не имеет силу закона.

Конечная стоимость будет зависеть от конкретного туристического объекта и от ставок, которые будут устанавливать чиновники на местах. Не зря именно губернаторы туристических регионов, объединившись, единым фронтом лоббировали инициативу.

Что будет означать сбор на практике

На практике курортный сбор в России будет означать одно - значительное увеличение стоимости путевок. Так, например, семья из 4 человек может дополнительно оставлять на наших курортах около 2 тыс. рублей в сутки. Прибавим это за 10-15 дней и мы получим почти стоимость одной «горящей» путевки в Турцию.

Курортный сбор не для всех

Неизвестно, как будут обстоять дела в будущем, но с 1 марта 2017 года решено ввести курортный сбор в тестовом режиме в четырех регионах:

  1. Алтайский край.
  2. Краснодарский край.
  3. Ставропольский край.
  4. Крым.

Размер курортного сбора каждый регион определит самостоятельно, пока порекомендовали сделать его максимально низким.

Алтайский край пока не разглашал свои данные о тарифах, что касается остальных тестовых регионов, то в них уже определили размеры, подсчитали возможную прибыль. В Министерстве по делам Северного Кавказа ожидают получить около 700 млн рублей в новом курортном сезоне, это при максимальной ставке в 150 рублей/сутки. Крым же заявил о единовременном сборе в размере 300 рублей, независимо от количества дней.

А как у них?

Практика курортного сбора распространена во многих туристических странах, но не во всех. Обязательно придется заплатить во Франции (1-3 евро), Египте (7 долларов), Испании (0,7-2,5 евро). В Турции, Болгарии и Индии подобные пошлины отсутствуют, но Россия в подобных вопросах всегда опирается на опыт тех, кто повышает налоги и сборы, вводит новые.

Нелегкий путь введения сбора

Новый сбор в местные бюджеты поистине выстрадал право на существование. Еще в 2011 года президент Д. А. Медведев распорядился изучить вопрос местного налога, разработать необходимые механизмы. Тогда эту идею лоббировал губернатор Ставропольского края. Тогда чиновники и экономисты различных ведомств были против подобной идеи. В качестве аргументов было заявлено:

  1. Отсутствие целесообразности и эффективности сбора.
  2. Негативное отношение к внутреннему туризму. Тогда ни о каких импортозамещения, санкций и контрсанкций, призыва к патриотизму не было и речи. Наши граждане выбирали «горящую» путевку в Турцию вместо Краснодарского края, т. к. она была гораздо дешевле, а сервис лучше. Сейчас, с девальвацией, экономическими и политическими проблемами в России и мире, этот баланс постепенно выравнивается, а в ближайшем будущем, скорее всего, роль внутреннего туризма сильно возрастет.
  3. Подобный сбор, по мнению многих чиновников, может спровоцировать различные серые и коррупционные схемы. То упорство и настойчивость, с какой эту идею продвигают местные власти, дает повод задумываться об этом.

Как бы то ни было, но предложение Медведева «потерялось» в Минфине. Вице-премьер попробовал разобраться в ситуации в апреле, и уже в мае Минфин вынес окончательное решение в нецелесообразности сбора. Этим инициатива Д. А. Медведева и закончилась на посту президента. В следующий раз он вспомнил о ней в сентябре 2014 года на Международном экономическом форуме.

В мае 2015 года уже Правительство отклонило проект сенаторов Евгения Бушминова, Сергея Рябухина, Владимира Петрова. Однако ни одно министерство им не заинтересовалось: ни Роспотребнадзор, ни Минфин, ни Минэкономразвитие. Федеральные чиновники посчитали, что затраты будут намного выше самих сборов. Возможно, таким образом чиновники намекали на отсутствие желания работать для конкретных регионов за бесплатно, т. к. все средства полностью будут оседать на местах.

Сбор есть - сервиса нет

Против выступали и туроператоры. Главный аргумент - негативная оценка потребителей. Это и логично: как можно собирать дополнительный сбор там, где отсутствуют более-менее нормальные условия по сравнению с той же Турцией. Необходимые средства для реконструкций действующих комплексов насобирают через подобные сборы только через несколько лет. Следовательно, первые отдыхающие фактически заплатят за других, которые приедут сюда несколькими годами позже. Это, мягко говоря, несправедливо и даже, можно сказать, антиконституционно.

Борьба за сбор продолжается

Летом 2015 года Ассоциация туроператоров (АТОР) сообщила, что пилотный проект появится в Ставропольском крае. Закон лоббирует Министерство по делам Северного Кавказа. Оно предлагает сделать фиксированную ставку - 50-100 рублей. Средства должны пойти на оплату гостиницы и пансионата по факту. Ни о каком удорожании путевок за счет введения нового сбора речи тогда не было.

В апреле 2016 года Минэкономразвитие дает отрицательное заключение на подобные меры. Главный аргумент - существенное удорожание путевки при отсутствии должного контроля над денежными средствами. Представим, семья из 4 человек за полмесяца отдаст почти 8,5 тыс. рублей, и на что пойдут эти деньги - неизвестно. Вряд ли можно надеяться, что без должного контроля эти деньги до копеечки будут уходить на развитие инфраструктуры. По мнению Минэкономразвития, эти деньги будут оседать в серых бюрократических схемах местных чиновников.

Последнее слово за президентом

В. В. Путин поддержал введение курортного сбора. После этого все противоречия чиновников на всех уровнях сразу прекратились. Проект стал и целесообразным, и выгодным, и обоснованным. Вместо одного пилотного региона ввели четыре. Курортный сбор в России составляет, судя по проекту, от 300 рублей единожды до 450 руб. в сутки с человека.