Элементы налогообложения. Характеристика основных элементов налога

Элементы налогообложения определяют важные составляющие для любого налога и сбора. Какие элементы налогообложения бывают, какие наиболее значимы для расчета налога или характерны строго для определенных видов налогов, рассмотрим в статье.

Основные элементы налогообложения

Ст. 17 НК РФ в рамках рассматриваемого в данной статье вопроса содержит такие понятия:

  • Объект налогообложения (ст. 38 НК РФ).
  • Налоговая база (ст. 53 НК РФ).
  • Налоговая ставка (ст. 53 НК РФ).
  • Налоговый период (ст. 55 НК РФ).
  • Порядок исчисления (ст. 52 НК РФ).
  • Порядок и сроки уплаты (ст. 57, 58 НК РФ).

Это элементы налогообложения , которые присущи каждому налогу. В зависимости от типа налога значения того или иного элемента налогообложения различны. В случае отсутствия хотя бы одного из элементов невозможно произвести расчет и оплату налога.

Обязательные элементы налогообложения и их характеристика

  1. Объектом налогообложения (далее ОН) служит показатель, возникновение которого связано с осуществлением операций предпринимательской или любой иной деятельности, последствия которой повлекли за собой необходимость оплаты налога.

    ОН можно выделить как самый важный элемент налогообложения , т.к. при его отсутствии нельзя говорить об обязанности исчисления налога.

    ОН любого из налогов не тождественны и имеют разное физическое выражение. Например, по налогу на прибыль ОН - прибыль, сформированная в результате хозяйственной деятельности (ст. 247 НК РФ), а по водному налогу - водные объекты (ст. 333.9 НК РФ). Кроме того, для некоторых налоговых режимов можно выбрать самостоятельно ОН, например, на упрощенке (ОН - «доходы» или «доходы минус расходы»).

    Пример 1.

    ООО произвело 730 л спирта этилового (крепость 96%). Произведенное сырье было распределено следующим образом:

    • 200 л реализовано парфюмерной фабрике для производства духов;
    • 150 л переданы в уставный капитал другого российского спиртзавода;
    • 480 л передано цеху для производства водки.

    В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 182 НК РФ 200 л этилового спирта, реализованного парфюмерной фабрике для производства духов, является ОН. С учетом подп. 10 п. 1 ст. 182 НК РФ 150 л этилового спирта, переданного в уставный капитал другого российского спиртзавода, является ОН. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 183 НК РФ 480 л этилового спирта, переданного цеху по производству водки, не облагаются акцизом, т.е. в данном случае ОН нет.

    Пример 2.

    Компания, производящая спортивное оборудование,в течение 2015 г. реализовала свою продукцию на сумму 2 000 000 руб. (без НДС). Расходы организации на производство товаров в 2015 г. составили 1 500 000 руб., в том числе расходы на приобретение призов во время рекламной кампании - 100 000 руб.

    Доход от продажи продукции 2 000 000 руб. является доходом от реализации (ст. 249 НК РФ).

    В соответствии с п. 44 ст. 270 НК РФ приобретение призов в рамках рекламной кампании не подлежит налогообложению налогом на прибыль, т.е. расходы в сумме 100 тыс. руб. не включаются в ОН.

    Таким образом, ОН в целях исчисления налога на прибыль будут признаваться:

    • доходы в сумме 2 000 000 руб.;
    • расходы в сумме 1 400 000 руб. (1 500 000 руб. - 100 000 руб.).

Об объекте налогообложения по НДС см. материал по НДС .

  1. Налоговая база (далее НБ) отражает стоимость объекта или его физические значения, а также прочие параметры объекта налогообложения. Данный показатель по одному и тому же налогу может иметь разное значение, например, по налогу на имущество по недвижимым объектам НБ - это среднегодовая стоимость имущества, а по некоторым объектам - кадастровая стоимость (ст. 375 НК РФ). Значение НБ в зависимости от объекта меняется и по транспортному налогу (ст. 359 НК РФ).

    Рассмотрим на примерах, как необходимо формировать НБ по налогам:

    Пример 1.

    Основным видом деятельности ООО на ЕНВД является реализация мотоциклов (мощностью до 150 л. с.) розничным покупателям. Площадь торгового зала в салоне - 110 кв. м. К2 =0,65.

    Исходя из площади торгового зала - 110 кв. м, базовой доходности - 1 800 руб./мес. (п. 3 ст. 346.29 НК РФ), К1=1,798 (приказ Минэкономразвития России от 29.10.2014 № 685), К2=0,65 (по условиям примера), налоговая база за квартал определяется следующим способом:

    НБ = 110 × 1 800 × 0,65 × 1,798 × 3 =694 208 руб.

    Пример 2.

    ООО применяет УСН. Объектом налогообложения выбраны доходы за вычетом расходов. По итогам 2015 г. учитываемые доходы составили 1 550 000 руб., расходы - 1 050 000 руб. Кроме того, в этом же периоде было получено транспортное средство рыночной стоимостью 400 000 руб. (на безвозмездной основе). Убыток по итогам деятельности в 2014 г. составил 100 000 руб.

    В соответствии со ст. 249 НК РФ сумма 1 550 000 руб. является доходом от реализации, 1 050 000 руб. - расход, связанный с производством и реализацией (ст. 253 НК РФ).

    П. 8 ст. 250 НК РФ определено, что транспортное средство, полученное на безвозмездной основе, является внереализационным доходом, который равен 400 000 руб. В соответствии с п. 7 ст. 346.18 НК РФ организация вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка за 2014 г. - 100 000 руб.

    Определяем налоговую базу:

    НБ = (1 550 000+ 400 000) - (1 050 000 + 100 000) = 800 000 руб.

О расчете НБ по земельному налогу см. материал .

  1. Налоговая ставка (далее НС) характеризуется абсолютным или процентным значением, соответствующим каждой единице объекта налогообложения. Например, по налогу на прибыль установлена НС в размере 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ), а по налогу на игорный бизнес - суммы в рублях по каждому объекту налогообложения (ст. 369 НК РФ).

    Также существуют расчетные НС - 10/110, 18/118 по НДС.

    Важно! По акцизам существуют смешанные НС (по сигаретам и папиросам). Смешанные НС предусматривают одновременное применение ставки с абсолютным значением и процентным.

    Пример. ООО «Табак» 15.03.2015 г. реализовал 5 000 шт. папирос. Максимальная розничная цена за 1 000 шт. - 1 500 руб. Ст. 193 НК РФ предусмотрена НС в сумме 960 руб. за 1000 штук +11% от максимальной розничной цены.

    Сумма акциза = 960 × 5 + 11% × 1 500 = 4 965 руб.

О ставках по налогу на прибыль см. материал .

  1. Налоговый период (далее НП) - промежуток времени, по истечении которого у налогоплательщика возникает обязанность начислить налог и произвести его уплату в бюджет. Например, по акцизам НП - 1 месяц (ст. 192 НК РФ), по НДС - квартал (ст. 163 НК РФ), а по налогу на прибыль - год (ст. 285 НК РФ). Также верное указание НП играет важную роль при заполнении налоговой декларации и уплате налога.

О заполнении данного реквизита в платежке см. материал .

Об особенностях определения налогового периода по УСН см. материал .

  1. Порядок исчисления по каждому налогу уникален, при этом данную процедуру в зависимости от налога производит либо сам налогоплательщик, либо ИФНС.

    Расчет налогов в основном производится по одной и той же формуле: путем перемножения НБ и НС (с учетом применения всех вычетов и льгот). Более сложный расчет налога производится по налогу на прибыль при наличии обособленных подразделений, т.к. полученную сумму налога еще необходимо распределить по обособленным подразделениям с учетом доли прибыли каждого из них (ст. 288 НК РФ). Также расчет осложнен при применении раздельного учета по НДС (ст. 170 НК РФ) по причине того, что следует рассчитывать пропорцию облагаемых и необлагаемых НДС операций.

Об особенностях расчета налога на прибыль при наличии обособленных подразделений см. материал .

О раздельном учете см. материал .

    Рассмотрим примеры по исчислению некоторых налогов:

    Пример 1.

    У организации 6 игровых столов, из них 2 стола - с одним игровым полем, 3 - с 2 полями, 1 - с 3 полями. В соответствии со ст. 369 НК РФ ставка налога на игорный бизнес составит 25 000 руб.

    Сумма налога на игорный бизнес = 2 × 25 000 + 3 × 50 000 + 1 × 75 000 = 275 000 руб.

    Пример 2.

    Компания осуществляет забор поверхностных вод из реки Волги Волго-Вятского экономического района. Фактический объем воды, забранной во II квартале 2015 г., составил 1 000 000 куб. м, при этом он использовался для производства. Для организации установлен годовой лимит водопользования - 3 200 000 куб. м.

    В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога - 282 руб./тыс. куб. м.

    П. 2 ст. 333.12 определяет квартальный лимит как 3 200 000/4 = 800 000 куб. м, что меньше забранного объема. Сумма облагаемого превышения составляет 1 000 000 - 800 000 = 200 000 куб. м, в отношении которой применяется повышенная ставка 282 × 5 = 1 410 руб./тыс. куб. м.

    Сумма водного налога = 800 × 282 + 200 × 1 410 = 225 600 + 282 000 = 507 600 руб. (ст. 333.12 НК РФ).

  1. Порядок и сроки уплаты налогов ограничивают временные рамки для оплаты налоговых издержек в бюджет. Они регламентируются НК РФ, но по региональным и местным налогам могут быть установлены свои сроки. Например, по транспортному налогу сроки уплаты должны быть регламентированы законами субъектов (ст. 363 НК РФ).

О сроках уплаты налогов см. материал .

Вышерассмотренные элементы налогообложения аккумулируют всю информацию о налоге, поэтому в случае, если один из элементов не будет учтен или будет интерпретирован неверно, налогоплательщик может быть привлечен к ответственности.

Нарушения, связанные с неверным определением элементов налогообложения

В гл. 15 ч. 1 НК РФ приведена ответственность за совершение налоговых правонарушений, при этом некоторые нормы предусматривают наказание в связи с неверным применением элементов налогообложения . Следует обратить внимание на следующие нормы: ст. 120, 122, 123, 129.2, 129.3, 129.5 НК РФ.

Действие ст. 120, 123 и 129.2 НК РФ связано с неверным учетом объектов налогообложения, в частности по объектам игорного бизнеса, а также по операциям, связанным с выполнением обязанности налогового агента. Ст. 122, 129.3 и 129.5 НК РФ указывают на занижение налоговой базы, в т.ч. по контролируемым сделкам.

Ответственность за налоговые правонарушения рассмотрена в материале .

Необязательные элементы налогообложения

Перечисленные выше элементы налогообложения обязательны для определения налога. Но НК РФ также содержит небольшое количество элементов налогообложения, неприменение или неверное применение которых не приведет к нарушению порядка налогообложения.

К таким элементам относятся:

  • налоговая льгота;
  • отчетный период;
  • налоговые вычеты.

Понятие «налоговая льгота» содержится в ст. 56 НК РФ и отражает право налогоплательщика получить полное или частичное освобождение от уплаты налога. Так как для налогоплательщика льгота - это право, то он самостоятельно должен определить для себя, хочет он воспользоваться ею или нет. В случае если компания, ИП или физлицо решат применить льготу, то необходимо будет собрать пакет документов, обосновывающих ее, и подать их вместе с заявлением на применение льготы в ИФНС. Также в процессе применения льготы от нее можно отказаться. В каждом субъекте РФ может быть установлен свой перечень налоговых льгот.

Пример . В собственности у Иванова С. К. квартира площадью 40 кв. м в Москве (СЗАО). В августе 2015 г. ему назначена пенсия по старости. В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 407 НК РФ, начиная с августа, Иванов С. К. применяет освобождение от уплаты налога, следовательно, за 2015 г. он уплатит налог за 7 месяцев (с января по июль).

Об особенностях определения элементов налогообложения субъектами РФ см. материал .

Важно! Потенциальный льготник может воспользоваться льготой за предыдущие периоды путем подачи уточненной декларации или заявления (для физлиц) (постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 30.07.2013 № 57).

Отчетный период (далее ОП) - временной промежуток, после завершения которого производится оплата налогов и/или их начисление, дробящий на части НП или соответствующий ему. Например, по налогу на прибыль для компаний или ИП, применяющих авансовую систему оплаты, ОП признается каждый из месяцев года (ст. 285 НК), а НП - год. А вот по налогу на добавленную стоимость ОП и НП идентичны и составляют квартал.

Налоговые вычеты по аналогии с налоговой льготой позволяют уменьшить величину налога, но основным ее отличием является то, что льгота носит постоянный характер, связанный со спецификой деятельности компании или со статусом физлица, тогда как право на вычет возникает в результате совершения определенных операций. Данный элемент присущ только четырем налогам:

О налоговых вычетах по НДС см. материал .

  • акцизы;
  • НДФЛ;
  • НДПИ.

Итоги

Приведенные в статье виды элементов налогообложения позволяют сформировать полноценную картину о том или ином налоге. При этом компаниям, ИП и физлицам необходимо правильно определять тот или иной элемент налогообложения, что поможет избежать вопросов со стороны ИФНС.

Элементы налогообложения – это - определяемые законодательными актами государства принципы, правила, категории, термины, применяемые для установления, введения, взимания налога.

Элементы налогообложения делятся на три группы:

· основные (обязательные) элементы налога, которые всегда должны быть указаны в законодательном акте при установлении налога. Согласно ст. 17 НК налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок начисления налога, порядок и сроки уплаты налога;

· факультативные элементы, которые не обязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам (например, налоговые льготы);

· дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога: предмет налога, масштаб налога, единица налога, источник налога, налоговый оклад и др.

Основные элементы налогообложения. К основным (обязательным) элементам налога относятся:

а) субъект налогообложения (налогоплательщик) - лицо, на которое в соответствии со ст. 19 НК возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода;

б) объект налогообложения - это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.);

в) налоговая база. Она представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

В ст. 53 НК дается определение налоговой базы: она представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Соответственно различаются налоговые базы со стоимостными показателями (сумма дохода); с объемно-стоимостными показателями (объем реализованных услуг); с физическими показателями (объем добытого сырья);



г) налоговый период - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства;

д) налоговая ставка - размер налога на единицу налогообложения. Ставки налога следует классифицировать с учетом различных факторов.

е) порядок исчисления налога. Существуют две системы исчисления налога: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода);

ж) порядок уплаты налога, т.е. способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд). Он предполагает решение следующих вопросов:

· направление платежа (в бюджет или внебюджетный фонд);

· средства уплаты налога (в рублях, валюте);

· механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

· особенности контроля уплаты налога.

з) сроки уплаты налогов и сборов. Согласно ст. 57 НК они устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.

Факультативные элементы налогообложения. Они представлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы используются для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц; для отсрочки или рассрочки платежа. Налоговые льготы делятся на три вида:

а) изъятия - налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;

б) скидки - льготы, сокращающие налоговую базу;

в) налоговые кредиты - льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Они представляют собой замену налога или его части натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой сфере или в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов). Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов:

· снижение ставки налога;

· вычет из налогового оклада (валового налога);

· отсрочка или рассрочка уплаченного налога;

· возврат ранее уплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);

· зачет ранее уплаченного налога;

· целевой (инвестиционный) налоговый кредит;

г) инвестиционный налоговый кредит - такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу. В дальнейшем поэтапно налогоплательщик погашает свою задолженность по кредитам и начисленным процентам. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены в ст. 67 НК.

Дополнительные элементы налогообложения. В число таких элементов входят:

а ) предмет налога - реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.);

б) масштаб налога - установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется посредством стоимостных и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара в качестве масштаба налога используют денежные единицы, при исчислении акцизов на алкоголь - крепость напитков, при определении налога с владельцев автотранспортных средств - мощность двигателя, объем двигателя или вес автомобиля;

в) единица налога. Как дополнительный элемент налога она тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба: при обложении налогом земель - это гектар, квадратный метр; при налогообложении добавленной стоимости - рубль; при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств - лошадиная сила;

г) источники налога - резерв, используемый для его уплаты. Источником являются доход и капитал налогоплательщика; применительно к хозяйственной деятельности предприятия - такие экономические показатели, как себестоимость, финансовый результат, прибыль и т.д.;

д) налоговый оклад - сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.


Государство, устанавливая различные организационно-правовые формы налоговых отношений, использует их для достижения тех или иных целей. Хотя число и структура налогов различны, слагаемые налоговых формул? элементы закона о налоге? имеют универсальное значение. Налог должен быть четко определен. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. Основные элементы налога предусматриваются законодательным актом. В нашей стране таковым является Налоговый кодекс Российской Федерации, которым устанавливаются следующие элементы налога:
1) налогоплательщики;
2) объект налогообложения;
3) налоговая база;
4) налоговый период;
5) налоговая ставка;
6) порядок исчисления налога;
7) порядок уплаты налога;
8) сроки уплаты налога.
Однако элементы налога не ограничиваются составляющими, перечисленными в Кодексе, например, источник налога, единица налогообложения и др.
Поскольку элементы налога имеют разный правовой статус (одни обязательно должны быть предусмотрены в законодательном акте, другие нет), их можно условно объединить в три группы:
1) основные (обязательные);
2) факультативные;
3) дополнительные.
К основным (обязательным) элементам относятся те, которые перечислены в НК РФ.
Вторую группу составляют факультативные элементы налогов, которые необязательны, но могут быть определены законодательным актом по налогам и сборам. Данная группа на сегодняшний день представлена всего лишь одним элементом налога? налоговой льготой.
Третью группу составляют дополнительные элементы, которые не предусмотрены в обязательном порядке для установления налога, но так или иначе должны или присутствуют при установлении налогового обязательства. К данной группе, в частности, относятся: предмет, масштаб, единица и источник налога, налоговый оклад, налоговый расчет, срок подачи налогового расчета, методика его расчета, получатель налога. Выделение в составе налогового обязательства его элементов является внутренним строением налога.
Основным элементом налога выступает сам участник налоговых правоотношений? налогоплательщик, или субъект налогообложения, которым признаются согласно НК РФ юридические и физические лица и на которого юридически возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Понятно, что налог в некоторых случаях может быть переложен формальным плательщиком (субъектом) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Например, все косвенные налоги должны уплачивать юридические лица, но так как эти налоги включаются в цену товаров или услуг, их фактически уплачивает потребитель? население. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога? одно лицо (например, налог на доходы физических лиц).
Предмет налога представляет собой события, вещи, явления материального мира, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения: квартира, земельный участок, экономический эффект (выгода), товар, деньги. Сам по себе предмет налога не порождает налоговых последствий, однако является основанием для возникновения соответствующих налоговых обязательств.
Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное имеющее стоимостную, количественную характеристику экономическое основание, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога. Объект налога следует отличать от источника налога? соответствующего экономического показателя (например, стоимость, финансовый результат, выручка), за счет которого уплачивается налог. Источник и объект могут совпадать, а могут и не совпадать. Например, в случае подоходного налога с физических лиц объект и источник совпадают. Объект налога с владельцев транспортных средств? автомобиль, а источник уплаты? доход владельца.
К элементам налога тесно примыкает налоговая база? это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, к которой по закону применяется налоговая ставка. Следует отметить, что налогооблагаемая база как стоимостное проявление объекта налогообложения может как совпадать, так и не совпадать с последним. Например, объектом обложения налогом на доходы физических лиц является доход, полученный физическим лицом, а налоговую базу составит не весь доход, а сумма за вычетом установленных скидок (вычетов).
Для определения налогооблагаемой базы необходимо знать масштаб налога? определенную физическую характеристику или параметр измерения объекта налога, например мощность автомобиля. Данный элемент тесно связан с единицей налога.
Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба, используемую для количественного выражения налогооблагаемой базы, например, при выборе в качестве масштаба для исчисления таможенной пошлины мощности автомобиля единицей обложения может являться лошадиная сила, при выборе для исчисления акцизов в качестве масштаба объема бензина единицей будет один литр. Для расчета фактического размера налогооблагаемой базы по налогу на прибыль нужны данные бухгалтерского учета. В ряде случаев для целей налогообложения необходимо ведение налогового учета, механизм которого отличен от бухгалтерских методик.
Для того чтобы обеспечить временную определенность существования налога, следует установить налоговый период, т. е. срок, в течение которого завершается процесс формирования налогооблагаемой базы и определяется размер налогового обязательства. В соответствии с НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого устанавливается налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Сумма налога, причитающаяся ко взносу в бюджет, именуется налоговым окладом. Сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком, может взиматься источником выплаты, по декларации, по кадастру.
Исчисление суммы налога невозможно без применения ставки налога? размера налога, приходящегося на единицу налогообложения. В НК РФ данный элемент налога определяется как величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Различают следующие виды налоговых ставок:
1) твердые;
2) пропорциональные;
3) прогрессивные;
4) регрессивные.
Твердые налоговые ставкиустанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода, например, по многим видам акцизов на нефть, табак.
Пропорциональные налоговые ставки построены по принципу единого процента, взимаемого с налогооблагаемой базы. Они устанавливаются по местным налогам, налогу на имущество юридических лиц и др.
Прогрессивные налоговые ставки построены по принципу роста процента по мере увеличения налогооблагаемой базы и образуют шкалу ставок с простой и сложной прогрессией.
Простая прогрессивная ставка предполагает рост налоговой ставки ко всему объекту обложения, например ставка транспортного налога зависит от объема двигателя: чем больше мощность автомобиля, тем больше ставка.
Сложнопрогрессивная ставка предполагает деление объекта на части, каждая последующая из которых облагается по повышенной ставке, т. е.повышенный процент устанавливается к превышающей части.
Регрессивная ставка? средняя ставка снижается по мере роста доходов (единый социальный налог).
При исчислении налога, подлежащего взносу в бюджет, важную роль играют налоговые льготы, способствующие уменьшению налогооблагаемой базы. Льготами в соответствии с НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, предусмотренные законом преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере: снижение налоговой ставки, исключение части объекта обложения, выведение части или всего объекта из-под налогообложения для отдельных категорий лиц, предоставление отсрочек от уплаты налога.
Порядок исчисления налога? это совокупность действий налогоплательщика по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Налогоплательщики, как правило, обязаны самостоятельно исчислять налог. Однако некоторые налоги (так называемые окладные) исчисляются налоговыми органами.
Размер налогового обязательства фиксируется в специальном документе, который называется налоговым расчетом (декларацией) и должен быть представлен в налоговые органы в установленный срок? срок подачиналогового расчета. Сумма налога рассчитывается по определенной методике (формуле), установленной законодательством и применяемой при заполнении налогового расчета.
Для упорядочения процедуры внесения налога в бюджет определяется порядок уплаты налога, представляющий собой нормативно установленные способы и процедуры внесения налога в бюджет. Согласно НК РФ уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке в наличной или безналичной форме, причем конкретный порядок уплаты налога определяется налоговым законодательством применительно к каждому налогу.
Законодательством закрепляется и срок уплаты налога? это дата или период, в течение которого налогоплательщик обязан фактически внести налог. Согласно НК РФ сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.
Получателем налога является бюджет либо внебюджетный фонд, например по единому социальному налогу. В зависимости от вида налога, субъектов его установления, порядка уплаты налог может зачисляться в федеральный, региональный либо местный бюджет.
Итак, каждый из рассмотренных элементов играет немаловажную роль в исчислении и уплате налоговых платежей. С помощью этих элементов реализуются экономические и организационные принципы налогообложения.

Налог считается установленным лишь в том случае, если определены обязательные элементы налогообложения, которые всегда указываются в законодательном акте при установлении налоговых обязательств.

Согласно статье 17 НК РФ к обязательным элементам налогообложения относятся:

· налогоплательщик (субъект);

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

Субъект налогов или налогоплательщик – это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом) налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект и носитель налога совпадают в одном лице, т.о., носитель налога – юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из своего дохода, при этом носитель уплачивает налог субъекту налога, а не государству.

Юридическое лицо организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого самостоятельного носителя прав и обязанностей.

Физическое лицо – гражданин, участвующий в экономической деятельности и выступающий в качестве полноправного ее субъекта. К физическим лицам относят граждан данной страны, иностранных граждан, лиц без гражданства, которые действуют в экономике в качестве самостоятельных фигур, обладают правом лично проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими лицами, организациями, вступать в отношения с юридическими лицами.

Лицо, на которое в силу принятых актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению в соответствующий бюджет налога или сбора, является налоговым агентом .

Налогоплательщик может участвовать в налоговых отношениях через законного представителя (представительство по закону) или уполномоченного представителя (представительство по доверенности).

В рамках налогового права принято выделять два типа налогоплательщиков в зависимости от характера связи с государством: резиденты и нерезиденты государства.

Резидентом признается физическое лицо, постоянно зарегистрированное или постоянно проживающее в данной стране. Постоянно зарегистрированным или постоянно проживающим является лицо, находящееся на территории РФ не менее 183 календарных дней. На резидентов возложена полная налоговая обязанность.

Нерезиденты не имеют постоянного местопребывания в государстве и налогообложению подлежат только те их доходы, которые получены в данном государстве, соответственно нерезиденты обладают ограниченной налоговой обязанностью.



Налоговый статус физических лиц определяется с помощью теста физического присутствия. Когда временного критерия недостаточно, для определения места налогообложения лица используются дополнительные признаки: место расположения привычного местожительства, центр жизненных интересов, гражданство, а также по договоренности налоговых органов. Налоговый статус юридического лица определяется по тесту инкорпорации, юридического адреса, места центрального управления компанией и др., а также их комбинации.

Объект налогообложения – это юридические факты (действия, события, состояния), которые обусловливают обязанность субъекта заплатить налог. В этом качестве выступают различные виды доходов (прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров, работ и услуг), сделки по купле–продаже товаров, работ и услуг, различные формы накопленного богатства или имущества. Объектом налогообложения может являться также иное экономическое основание, имеющее количественную или физическую характеристику. Объекты налогообложения можно подразделить на следующие виды:

o права имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом) и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности);

o действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз и вывоз товаров на территорию страны);

o результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль).

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли. В частности, балансовая прибыль для целей налогообложения должна быть увеличена на сумму сверхнормативных расходов на представительские цели, служебные командировки и т. д.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иные характеристики объекта налогообложения (ст. 53 Кодекса). Примерами налоговой базы со стоимостными показателями является сумма дохода с объемно-стоимостными показателями – объем реализованных услуг, а с физическими показателями – объем добытого сырья.

Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.

Налоговая база в ряде случаев является частью предмета налогообложения (например, налогооблагаемая прибыль), в других случаях не входит в состав предмета налогообложения (например, при сборе за использование местной символики наличие соответствующих слов и графических символов выступает в качестве объекта налога, а базой является полученная налогоплательщиком выручка от реализации).

Налоговый период – время, определяющее период исчисления оклада налога, и сроки внесения налога в бюджетный (ежеквартально, 1 раз в месяц, один раз в год).

Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.

Налоговый период является существенным элементом налогообложения и занимает особое место по двум причинам. С одной стороны, период определяет промежуток времени, в котором у налогоплательщика возникает объект налогообложения. Эта информация необходима для исчисления размера налога. С другой стороны, с истечением налогового периода связывается срок уплаты налога.

Необходимость этого элемента также объясняется тем, что многим объектам налогообложения (получение дохода, реализация товаров) свойственна повторяемость, протяженность во времени. Вопрос о налоговом периоде также связан с проблемой однократности налогообложения.

Согласно ст. 55 НК РФ «под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате». Это понятие налогового периода несколько одностороннее, поскольку сведено лишь к сроку определения налоговой базы и исчислению подлежащей уплате суммы налога. Однако помимо этого налоговый период является:

а) базой для определения по временному фактору налогового резидентства;

б) основой для определения круга соответствующих обязанностей налогоплательщика;

в) необходимым элементом в отношениях по налоговому контролю и в отношениях по привлечению к ответственности.

Следует различать понятия «налоговый период», определяемый законодательством о налогах и сборах, и «отчетный период» – период, который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность согласно бухгалтерским предписаниям. Отчетный период – промежуток времени, определяемый нормативными документами по бухгалтерскому учету, который включает происходившие на его протяжении или относящиеся к нему факты хозяйственной деятельности, отражаемые экономическим субъектом в бухгалтерских регистрах и отчетности.

Иногда налоговый и отчетный периоды могут совпадать (при расчете налога на добычу полезных ископаемых), иногда отчетность представляется несколько раз за налоговый период. Так, в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций налоговым периодом может признаваться год, а отчетным периодом – первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

В рамках одного налогового периода обложение налоговой базы может происходить по кумулятивной или некумулятивной системе, т. е. соответственно нарастающим итогом с начала периода или по частям.

Ставка налога (норма налогового обложения)– размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах, твердые (специфическими) или процентные (адвалорными).

Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Указанные ставки применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество.

Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе была действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части. Первая часть (шедула), (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12%, вторая часть (от 50 до 150 тыс. руб.) – по ставке 20% и третья часть – (более 150 тыс. руб.) – по ставке 30%.

Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по введенному с 2001 г. единому социальному налогу.

Налоговые ставки по большинству федеральных налогов в нашей стране установлены второй частью Налогового кодекса РФ, а по отдельным налогам – пока еще соответствующими федеральными законами. Ставки региональных и местных налогов устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в соответствующем федеральном законе по каждому виду налогов.

В зависимости от степени изменяемости ставок налога
различают
:

· общие ставки (например, НДС взимается по ставке 18%);

· повышенные ставки (например, кроме общей ставки при уплате налога на доходы физических лиц 13% имеются две другие – 30 и 35%);

· пониженные ставки. Так, при упомянутой общей ставке НДС предусмотрены пониженная – 10% и нулевая ставка.

· В зависимости от содержания различают ставки:

· маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;

· фактические, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;

· экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Порядок исчисления налогов и сборов предусматривает собой способы и последовательность расчета налога, а также порядка исчисления налогооблагаемой базы.

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 Кодекса). В частности, юридические лица рассчитывают налог на прибыль организаций, НДС и акцизы.

Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли налогового агента. Например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган. Так, для физических лиц налоговая инспекция определяет сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.

Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы представлены в ст. 54 НК. Согласно положениям этой статьи исчисляют налоговую базу по-разному:

· налогоплательщики-организации – по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета и/или на основе иных, документально подтвержденных данных об объектах;

· индивидуальные предприниматели – по данным учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

· физические лица как налогоплательщики – на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.

Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).

Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов и их сочетания. Так, при расчете НДС используется некумулятивная система, а налога на доходы физических лиц – кумулятивная система.

Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).

Порядок уплаты налога – это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Бюджет – основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.

Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:

· направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);

· средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);

· механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);

· особенности контроля за уплатой налога.

В ст. 58 НК РФ приведен порядок уплаты налогов и сборов, в соответствии с которой уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.

Существуют пять основных способов уплаты налога :

· уплата налога по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Данный способ недостаточно эффективен, поскольку он создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций трудоемка и занимает много времени;

· уплата налога у источника дохода – момент уплаты налога предшествует моменту получения дохода. Это как бы автоматическое удержание, безналичный способ;

· кадастровый способ уплаты налога – налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой средней условной доходности имущества. При уплате устанавливаются фиксированные сроки взноса. Например, налог на имущество физических лиц уплачивается равными долями в два срока – к 15 сентября и 15 октября. В зависимости от объектов налогообложения выделяют домовой, земельный, промысловый, имущественный и прочие кадастры. Кадастровый способ является трудоемким, экономическая оценка объектов доходности – неустойчивой и неэластичной;

· уплата налога в момент расходования доходов – характерно для косвенного налогообложения, когда налог входит в цену товара. Этот способ наиболее эффективен, так как дает наибольший удельный вес поступлений в бюджет. Однако он имеет ряд недостатков в части развития производства и стимулирования деловой активности;

· уплата налога в процессе потребления или использования имущества (движимого и недвижимого) – налог взимается из дохода налогоплательщика ежегодно в установленном порядке.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарно датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 Кодекса). Поэтому в зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные и периодично-календарные . К срочным платежам относится, например уплата государственной пошлины. Периодично-календарные налоги делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. К ним, в частности, относятся: акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на доходы физических лиц.

Со срочностью налоговых платежей связано понятие
«недоимка» – сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.

При применении российского законодательства следует иметь в виду:

· срок уплаты налога устанавливается и изменяется только актами законодательства о налогах и сборах. Никакими другими нормативными правовыми актами сроки уплаты налогов устанавливаться не могут;

· обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, иначе на налогоплательщика накладываются штрафные санкции. Так, в соответствии с п. 2 ст. 57 Кодекса «при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени»;

· изменение срока уплаты налога не отменяет действующей и не создает новой обязанности по уплате налога.

Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога, являются: Министерство финансов России, финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования, Государственный таможенный комитет, органы внебюджетных фондов.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки (см. «Налоговые льготы»), налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.

К элементам налога, которые не являются обязательными, но которые могут быть определены законодательным актом, относятся факультативные элементы налога:

· порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога;

· налоговые льготы;

· ответственность за налоговые правонарушения;

· формы отчетности и др.

Порядок удержания и возврата неправильно удержанных сумм налога. В НК РФ данный порядок регламентируется ст.78 и 79 части второй, в соответствии с которыми регламентируется порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налогов, сборов, пеней, штрафов и порядок возврата сумм излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и в которых указано, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога. Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 Кодекса). Однако в практике существует такое определение какналоговый иммунитет –освобождение лиц, занимающих особо привилегированное положение, от обязанности платить налоги.

Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа (в этом случае кредит налогоплательщику предоставляется как бы бесплатно или на льготных условиях). При этом налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.

В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:

· изъятия – это налоговые льготы, направленные на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. Изъятия могут предоставляться как на постоянной основе, так и на ограниченный срок; как всем плательщикам налога, так и отдельной категории налогоплательщиков, необлагаемый минимум.

· скидки – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщика). Скидки бывают общими (ими пользуются все плательщики) и специальными (для отдельных категорий субъектов); стандартными и нестандартными;

· налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада. Большинство видов этого кредита являются и безвозвратными, и бесплатными. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада (валового налога), отсрочка или рассрочка налога, возврат ранее уплаченного налога (части налога), зачет ранее уплаченного налога, целевой (инвестиционный) налоговый кредит.

Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами.

Отсрочка уплаты налога – перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок; рассрочка уплаты налога – деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 Кодекса. Предоставление отсрочек или рассрочек имеет платный характер. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.

Возврат ранее уплаченного налога как налоговая льгота имеет другое наименование – налоговая амнистия . Дополнительные виды льгот применительно к российскому законодательству о налогах и сборах – это налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит

Налоговый кредит есть замена налога (части налога) натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты. Эта льгота связана с деятельностью налогоплательщика в какой–либо поощряемой области или зависит от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов).

Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит – такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита оговорены в ст. 67 НК РФ. Выделены три основания для предоставления организациям такого вида кредита:

1) проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства;

2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности;

3) выполнение особо важного заказа по социально–экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.

Российским законодательством в соответствии со ст. 68 НК РФ предусмотрены различные основания по прекращению действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Глава 1. Общая характеристика элементов налогообложения

Глава 2. Элементы налогообложения

2.1. Объект налогообложения и налоговая база

2.2. Налоговая ставка

2.3. Налоговый период. Порядок исчисления и уплаты налога.

Глава 3. Меры, направленные на совершенствование налогового законодательства и налоговых отношений

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Данная тема актуальна тем, что для того, чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным, такой информации, которая позволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия возникновения этой обязанности, размер налогового обязательства, порядок его исполнения и т.д. Эта информация называется элементами закона о налоге. Конкретное содержание элементов определяет своеобразие каждого отдельно взятого налога. Элементы налога прописаны в Налоговом Кодексе РФ, в статье 17. Элементы налога отражают социально-экономическую сущность налога, его родовые признаки. Характеристика элементов налога используется в законодательных актах и нормативных документах государства, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование. А также тем, что к элементам налогообложения, помимо объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, сроков и порядка уплаты налога, порядка исчисления налога, относится налоговая ставка. А в настоящее время является дискуссионным вопрос о снижении ставок по налогу на добавленную стоимость. В данной курсовой работе мною охарактеризованы все элементы налогообложения и рассмотрены меры по совершенствованию налогового законодательства и налоговых отношений.


Глава 1. Общая характеристика элементов налогообложения

В соответствии с п. 6 ст. 3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, при этом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Таким образом, законодатель требует, чтобы при исчислении налогов для налогоплательщика были определены все элементы налогообложения, включая объекты, которые следует облагать налогом, порядок определения налоговой базы по таким объектам, ставки налогов по каждому объекту налогообложения, алгоритм расчета налога, подлежащего взносу в бюджет и т.п.

Пункт 6 ст. 3 НК содержит требование к актам законодательства о налогах и сборах, подобного которому ранее не было в российском законодательстве - требование определенности этих актов. Оно обращено непосредственно к законодателю и обязывает его формулировать налоговые акты таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в какой сумме он должен платить. Эта норма будет иметь большое значение при рассмотрении споров, связанных с возложением ответственности за совершение налоговых правонарушений и обжалованием действий налоговых органов и их должностных лиц. Возложение ответственности за налоговое правонарушение недопустимо, если налоговый акт не отвечает требованию определенности. Суд вправе и обязан оценивать определенность налогового акта при рассмотрении споров, связанных с налоговыми правонарушениями. Сочтя акт налогового законодательства неопределенным или недостаточно определенным, суд обязан истолковывать в пользу налогоплательщика все неустранимые сомнения, связанные с неопределенностью акта или противоречиями в нем.

Критерием определенности налогового акта является способность плательщика соответствующего налога, исходя из содержания акта, точно установить следующие обстоятельства:

а) вид подлежащего уплате налога;

б) размер налога;

в) срок и порядок уплаты налога.

Требования к налоговому акту в аспекте его определенности должны дифференцироваться в зависимости от вида субъекта, выступающего в качестве налогоплательщика. Наибольшую способность самостоятельно разобраться в содержании налогового акта, следует предполагать, у налогоплательщика - организации, меньший уровень такой способности у налогоплательщика - гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью, и, наконец, наименьшая способность в этом отношении у обычного гражданина - налогоплательщика.

Хотя в ст. 3 НК РФ требование определенности предъявляется только к актам законодательства о налогах и сборах, оно, несомненно, в равной мере относится и к нормативным правовым актам исполнительных органов о налогах и сборах.

В п. 1 ст. 17 НК РФ подчеркивается, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления налога;

Порядок и сроки уплаты налога.

Рассмотрим, к чему приводит неполное установление и определение элементов закона о налоге.

С одной стороны, это приводит к законной возможности уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении здесь можно говорить лишь с большой долей условности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную стоимость были указаны иностранные фирмы, осуществляющие деятельность на территории России, но не имеющие постоянного представительства. Однако в отношении них не был определен порядок уплаты налога, в результате чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную стоимость не уплачивали.

С другой стороны, неполное установление и определение элементов приводит к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, которые пытаются самостоятельно установить налоги, расширительно толковать положения закона о налоге.


Глава 2. Элементы налогообложения

2.1 Объект налогообложения и налоговая база

Объе́кт нало́гообложе́ния – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Является одним из обязательных элементов налога.

В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектами налогообложения могут являться:

1. операции по реализации товаров (работ, услуг),

2. имущество,

3. прибыль,

5. стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

6. объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Имущество, товар, работа, услуга, реализация товаров (работ, услуг).

1. Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

2. Товаром для целей НК РФ признаётся любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом РФ.

3. Работой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

4. Услугой для целей налогообложения признаётся деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

5. Реализацией

· товаров

организацией или индивидуальным предпринимателем в НК РФ признаётся соответственно

· передача права собственности на товары одним лицом для другого лица

· передача результатов выполненных работ одним лицом для другого лица

· оказание услуг одним лицом другому лицу на возмездной основе, а в случаях, предусмотренных НК РФ, – и на безвозмездной основе.

В частности, передачей (оказанием) на возмездной основе и, соответственно, реализацией признаётся обмен товарами, работами или услугами.

Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ.

Не признаётся реализацией товаров, работ или услуг:

1) осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

2) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации её правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

3) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

4) передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);