Экономика италии. Экономика италии и ее место в мировой экономике

Выращивание растений, овощных, злаковых культур, а также животноводство и птицеводство приносит стране 10% всего ВВД (внутренний валовый доход). В этой отрасли сельского хозяйства заняты 14% всего населения Итальянской республики. Однако за последние несколько лет фермеры Италии стали бросать возделывание собственных земельных угодий - они сосредотачивают свою деятельность на обслуживающей сфере и на промышленном производстве.

Земли итальянских регионов значительно менее плодородны по сравнению с другими европейскими землями. Очень развито сельское хозяйство лишь в северных регионах Италии, больше всего эта отрасль развита в районе Паданской равнины. В этом регионе эта отрасль наиболее автоматизирована и механизирована, поэтому заниматься сельским хозяйством здесь людям намного проще.

Больше всего в Италии развито выращивание растений и сельхозкультур. На большинстве земельных угодий выращиваю разные виды зерновых культур. Самые плодородные пахотные земли засаживают пшеницей и кукурузой. Выращивание овса и ржи больше всего развито в альпийских долинах и на склонах самих Альп.

Что примечательно, Италия лидирующая страна Европы по объему выращиваемого риса. Конкурировать с Италией по урожайности этой культуры может лишь его родина - Китай.
В Италии очень популярен картофель. Его семена тщательно отбираются. Поэтому, например, чтобы собрать хороший урожай картофеля, лучше всего купить семена картофеля в Украине по такой ссылке , где на сайте компании «Фермер Центр» собраны лучшие семена огромного количества овощных культур и зелени.

Его выращиваю во множестве регионов Италии. Землевладельцы высаживают и выращивают множество овощных культур. Здесь прекрасно растет капуста и салаты, томаты, лук, а также бахчевые культуры и спаржа. Самым развитым районом по выращиванию овощей в Италии можно назвать Кампанию.

Конечно же, одну из главных ролей в этой отрасли занимает выращивание винограда. Огромные площади по всей стране занимают виноградные поля, они создают своеобразный классический итальянский пейзаж.

Оливки еще одна важная культура для итальянских земледельцев. После Испании страна находится на втором месте во всем мире по выращиванию этой культуры.

Италия занимается и выращиванием технических культур. Эти растения используются для изготовления сырья, которое является основным продуктом текстильной промышленности. Из таких культур на территории страны произрастает конопля, хлопок и лен. Каждый год все большую популярность приобретает выращивание цветов. Основную их часть экспортируют в другие страны.

Животноводство занимает одну из важных ролей в сельскохозяйственной сфере Италии. Выращиванием мясомолочного скота большей частью занимаются фермеры северных регионов. Другие области страны занимаются экстенсивным животноводством.

Ловля рыбы в Италии не сильно развита. В морях, которые омывают берега страны, рыбы не так много, потому что континентальный шельф не очень большой по площади и содержит малое количество отмелей. Ежегодно объемы пресноводного рыболовства сокращаются из-за сильнейших загрязнений озерных и речных водоемов промышленными отходами.

Италия – высокоразвитая страна, где широко представлен новый постиндустриальный тип экономики.

После второй мировой войны экономика страны развивалась более быстрыми темпами, чем в других развитых странах. Это было обусловлено притоком капитала из США, наличием дешевой рабочей силы, развитием туризма и ростом доходов этой отрасли. Все это позволило Италии приблизиться к странам-конкурентам.

Индустриализация страны завершилась в 1960-е гг., в период так называемой «чудо-экономики». Нехватка природных ресурсов явилась решающим фактором выбора принципа экономического преобразования: экспортировать, чтобы выжить.

Все послевоенные кризисы не обошли Италию. В середине 70-х гг. в Италии имел место серьезный экономический спад, вызванный энергетическим кризисом.

В 80-е гг. итальянская экономика преодолела новый экономический кризис, обуздала инфляцию и начала промышленную реконструкцию. Следствием этого явилось бурное развитие электронной и химической промышленности.

Девяностые годы не обошлись без потрясений. Безработица достигла угрожающих масштабов, только в 1993 г. было потеряно 230 тыс. рабочих мест. Безработица и дестабилизирующее воздействие рабочих волнений стали одной из основных проблем правительства Италии.

В структуре экономики преобладает сфера услуг – 68,2% ВВП; доля промышленности – 28% ВВП; сельского хозяйства – 3,3% ВВП.

Промышленность. Для структуры итальянской промышленности характерно:

1) большее значение в экономике отраслей легкой промышленности при сохранении определенных позиций тяжелой индустрии;

2) ведущая роль машиностроения;

3) более высокая, чем в других странах ЕС, роль химической промышленности;

4) слабо развита горнодобывающая промышленность;

5) большое значение малых и средних предприятий.

Из всех развитых стран Италии присущи наиболее резкие территориальные контрасты в уровне индустриализации. В Южной Италии в промышленности занято менее 15% экономически активного населения, а на Северо-Западе – около 40%. Здесь же сосредоточена и подавляющая часть наиболее передовых наукоемких производств.

Проводимая итальянским правительством и ЕС региональная политика направлена на ликвидацию экономической отсталости ряда Центральных и Южных районов страны. Проводимая в этих районах индустриализация предполагает строительство небольших предприятий легкой и пищевой промышленности в малых и средних городах Центральной и Южной Италии. Идет ускоренное развитие приморских промышленных центров (Равенна, Таранто, Кальяри на Сардинии и др.) на базе использования импортного сырья, в частности, нефти.

В структуре итальянской промышленности наблюдается постоянный рост доли обрабатывающей промышленности – основы итальянской индустрии. Ведущее место в обрабатывающей промышленности занимает машиностроительный комплекс, доля которого превышает 35%. Сюда относятся: общее машиностроение; производство транспортных средств; выпуск электротехнического и электронного оборудования; металлообработка и выпуск изделий из металла.

Наблюдается некоторое отставание Италии от других индустриальных стран по уровню научного потенциала, поэтому страна в МРТ специализируется на производстве машин и оборудования средней и малой наукоемкости, поставляя на мировой рынок довольно широкую гамму машиностроительной продукции. В частности, она является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники, электробытового, упаковочного и пищевого оборудования, станков, текстильного оборудования, подвижного состава и других транспортных средств.

Италия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров потребительских товаров, отличающихся высоким качеством и изысканным дизайном.

Топливно-энергетический комплекс. Италия крайне бедна источниками энергии, имеет неблагоприятный энергобаланс.

В среднем за счет собственных ресурсов покрывается лишь 17% потребностей. Почти 70% в энергобалансе приходится на нефть. По этому показателю Италия сравнима среди постиндустриальных стран только с Японией: около 15% – на природный газ, 7–8% – на уголь, гидро - и геотермическую энергию.

Собственная добыча нефти невелика – 1,5 млн т. в год. За рубежом Италия закупает 98% всей потребляемой нефти (свыше 75 млн т.). Нефть поступает из Саудовской Аравии, Ливии, России. Италия располагает самой крупной в Западной Европе, по установленным мощностям, нефтеперерабатывающей промышленностью (200 млн т.), но степень использования ее очень низка.

Добыча природного газа (20 млрд куб. м в 1999 г.) обеспечивает около 46% потребностей в нем. Газ импортируется из России, Алжира, Нидерландов. Италия закупает около 80% твердого топлива. Каменный уголь ввозится из США и ЮАР.

Свыше 3/4 электроэнергии вырабатывается на ТЭС, использующих главным образом мазут. Поэтому электроэнергия дорогая, велик импорт электричества из Франции. После аварии на ЧАЭС было решено работу действующих АЭС остановить и не строить новых. Главные цели государственной энергетической программы – экономия потребления энергии и сокращение импорта нефти.

Черная металлургия Италии работает на импортном сырье. Собственная добыча незначительна – 185 тыс. тонн в год. Коксующийся уголь целиком ввозится из-за границы, в основном из США. Италия является крупным экспортером металлолома, а также руд легирующих металлов.

Импорт сырья для отрасли предопределил размещение крупнейших металлургических комбинатов на морском побережье в Генуе, Неаполе, Пьомбино, Таранто (последний, самый крупный в ЕС, мощностью 10 млн тонн стали в год).

В 2000 г. производство стали составило 25,6 млн тонн (седьмое место в мире). Многочисленные передельные и прокатные заводы тяготеют к крупным центрам машиностроения и к источникам сырья (лома). Предприятия передельной металлургии построены в Милане и Турине.

Крупнейшими производителями стали в стране являются ТНК «Рива» и «Финсидер».

На мировом рынке Италия специализируется на производстве тонкой, холоднокатаной стали и стальных труб. Главная продукция цветной металлургии: алюминий, цинк, свинец и ртуть.

Страна занимает второе место в ЕС и шестое в мире по прокату металлов, на ее долю приходится 40% производства черных металлов в ЕС.

Химическая промышленность Италии специализируется на производстве продукции нефтехимии, полимеров (особенно полиэтилена, полипропилена) и синтетических волокон.

Отрасль высоко монополизирована, господствуют крупные фирмы. Фирма «ЭНИ» занимает первое место в Европе по производству акриловых волокон, второе – по производству пластмасс, третье – по производству удобрений. «Монтэдисон» обеспечивает 1/4 производства химических удобрений страны. «СНИА» специализируется на производстве химических волокон, пластмасс, красителей, средств защиты растений, лекарств.

Италия занимает пятое место в мире по производству лекарств.

Старейший и важнейший район химической промышленности – Северо-Запад. Вследствие обострения экологической ситуации, нехватки свободных площадей, трудностей с электроснабжением этот регион специализируется на производстве продукции тонкой химии. Крупными центрами являются: Милан, Турин, Мантуя, Савона, Новара, Генуя.

Северо-Восточная Италия специализируется на производстве массовых нефтехимических продуктов, удобрений, синтетического каучука (Венеция, Порто-Маргера, Равенна).

Профиль Центральной Италии – неорганическая химия (Розиньяно, Фоллоника, Пьомбино, Терни и другие).

Южная Италия специализируется на производстве продуктов органического синтеза, минеральных удобрений (Брензи, Аугуста, Джеле, Торто-Торресе и другие).

Машиностроение – ведущая отрасль итальянской промышленности. В ней занято 2/5 всех промышленных рабочих, создается 1/3 всей стоимости промышленной продукции и 1/3 экспорта страны.

Для отрасли характерна высокая доля транспортного машиностроения в производстве и экспорте. По производству автомобилей (1,7 млн в 1999 г.) Италия заняла девятое место в мире. Крупнейшей автомобильной компанией является фирма ФИАТ (фабрика итальянских автомобилей в Турине). Она многопрофильна и производит локомотивы и вагоны, тракторы, судовые и авиационные двигатели, дорожно-транспортные машины, станки, роботы. В 1986 г. «Фиат» приобрел контрольный пакет акций своего конкурента – фирмы «Альфа Ромео».

Столицей «Фиата» является Турин, где находится штаб-квартира и крупнейший завод «Мирафьори»; автомобильные заводы построены также в Милане, Неаполе, Больцано, Модене. Фирма имеет свои филиалы во многих странах мира. В 1960-х гг. участвовала в строительстве завода-гиганта ВАЗ в Тольятти.

«Фиат» входит в первую десятку крупнейших производителей автомобилей, на долю которой проходится 5,3% мирового производства.

Фирма «Феррари» известна производством гоночных машин.

Международной специализацией Италии является не только производство автомобилей, но и мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов.

Судостроение – кризисная отрасль транспортного машиностроения; тоннаж ежегодно спускаемых на воду судов не превышает 250–350тыс. бр.рег.т. Центры судостроения: Монофальконе, Генуя, Триест, Таранто.

Разнообразна продукция, выпускаемая электротехнической промышленностью – холодильники, стиральные машины, телевизоры. Отрасль отличается высокой территориальной концентрацией в Милане, его пригородах и в соседних городах – Варезе, Комо и Бергамо.

Растет производство продукции в электронике. Италия производит персональные компьютеры, электронные компоненты. В отрасли лидирует фирма «Оливетти», она же один из крупнейших в Европе производителей пишущих машин. Главный завод этой фирмы расположен в г. Иврея, севернее Турина. Электронные компоненты производит итало-французская компания «СТС-Томсон».

Получила развитие в Италии легкая промышленность. Страна является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров хлопчатобумажных и шерстяных тканей, одежды и обуви, мебели, ювелирных и фаянсовых изделий и др. По выпуску обуви Италия занимает третье место в мире после КНР и США. Итальянская фирма «Бенеттон», специализирующаяся на производстве готовой одежды и трикотажа, – одна из крупнейших в Европе, имеет свои филиалы в 110 странах мира. Штаб-квартира фирмы расположена в городе Тревизо.

Сфера услуг. Ведущую роль в отрасли играют туризм и банковская деятельность. Важнейшим источником дохода является туризм. Италию ежегодно посещают свыше 50 млн туристов. Более 3/4 всего оборота итальянского туристического бизнеса приходится на три города: Рим, Венецию и Флоренцию. Почти все прибывающие в Рим туристы посещают уникальное государство Ватикан. Развивается и так называемый «шоппинговый туризм», привлекающий оптовых торговцев продукцией итальянских малых и средних предприятий, а также индивидуальных потребителей итальянской одежды и обуви.

Италия является родиной банков, 67% ее населенных пунктов имеют банковские учреждения.

В Италии хорошо развиты все виды транспорта. Страна имеет развитую сеть железных (протяженность 9944 мили) и автомобильных дорог. Более 90% пассажиров и 80% грузов перевозится автомобилями. Главная транспортная артерия страны – «автострада солнца», связывающая Турин и Милан через Болонью и Флоренцию с Римом, Неаполем и Роджо-ди-Калабрия. Итальянский парк автомобилей насчитывает около 32 млн. Во внешних перевозках грузов преобладает морской транспорт; 80–90% импортируемых грузов доставляется морским путем. Самые крупные порты: Генуя (грузооборот 50 млн тонн в год) и Триест (35 млн тонн в год). Главный каботажный порт страны – Неаполь.

В Италии 34 аэропорта, среди них главные: Рим, Генуя, Венеция, Триест, Палермо, Неаполь, Специя.

Сельское хозяйство играет в экономике Италии гораздо более важную роль, чем, например, в Великобритании и ФРГ. Отрасль в то же время лишь на 75–80% обеспечивает население продовольствием, несмотря на благоприятные природные условия. Это объясняется сохранением архаичных аграрных отношений на Юге и раздробленностью хозяйств. Около 3/4 из них имеют площадь меньше 5 га.

Хотя благодаря государственной аграрной политике и европейской интеграции сельское хозяйство сильно изменилось. Выросла концентрация производства в руках крупных хозяев за счет разорения мелких собственников; расширились арендные и кооперационные отношения; ирригация; выросла урожайность культур и продуктивность скота.

Север, включая Паданскую равнину, имеет более благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Здесь сосредоточено 2/3 орошаемых площадей; вносится в 3 раза больше, чем на юге, минеральных удобрений на 1 га обрабатываемых земель.

Главной отраслью сельского хозяйства Италии является растениеводство. Ведущая отрасль растениеводства – овощеводство. Ежегодно в Италии собирают 14 млн тонн овощей, из них 5 млн помидоров (ведущие районы – Эмилия-Романья, Кампания, Апулия).

Зерновое хозяйство, вторая по значению отрасль растениеводства, испытывает кризис. По сборам зерновых (18–20 млн тонн) Италия в 2,5 раза уступает Франции. Выращивают пшеницу, кукурузу, рис.

Важнейшая техническая культура – сахарная свекла. По сборам овощей и фруктов Италия на первом месте в Европе. Италия делит с Францией первое место в мире по сборам винограда (10 млн т) и производству виноградных вин.

Развитие животноводства сдерживается недостатком кормовой базы и острой конкуренцией более дешевой продукции Франции, Нидерландов и других стран ЕС.

Италия — республика парламентского типа, расположенная в Центральном Средиземноморье. Государство включает Апеннинский полуостров, часть Балканского полуострова, острова Сицилия, Сардиния и множество мелких островов. Общая площадь страны составляет 301 340 км². Главой страны является президент.

Италия граничит с Австрией, Швейцарией, Словенией и Францией. На территории страны расположены государства Ватикан и Сан-Марино.

Столицей Италии является город Рим. Страна поделена на 20 областей, 5 из которых включают 110 провинций. На территории Италии находится наибольшее число памятников, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Население

В Италии проживают 61 млн 800 тысяч человек, включая трудовых и нелегальных мигрантов. Количество городских жителей составляет 68%, мужского населения — 49%. Национальный состав представлен итальянцами — 94%, азиатами — 2,5%, европейцами — 1,5%, выходцами из стран Магриба — 1,5% и южноамериканцами — 0,5%. Официальный язык страны — итальянский, в некоторых провинциях используются языки национальных меньшинств.

Плотность населения Италии составляет 198,6 человек на 1 км². Большая часть населения проживает в Северной Италии. Самыми густонаселенными областями являются Лигурия, Ломбардия и Кампания, что объясняется благоприятными экономическими условиями.

В самом крупном городе Италии — Милане проживает 7,5 млн человек, в Риме, включая окрестности — около 4 млн человек. К крупным городам также относятся Неаполь и Турин. Средняя продолжительность жизни населения составляет 83 года. Женщины выходят на пенсию в 65 лет, мужчины — в 70.

Промышленность Италии

(Завод знаменитой марки в Италии )

Главной отраслью итальянской промышленности является автомобилестроение. Страна является одним из ведущих мировых экспортеров грузовых и легковых автомобилей. Большая часть автомобильных заводов расположена в северной части Италии. Страна также занимает ведущие позиции в мире по производству мопедов и велосипедов.

В стране постоянно развивается станкостроение. Фрезерные, токарные, шлифовальные станки, машины для полиграфической пищевой, обувной, текстильной, резиновой, пластмассово-перерабатывающей отраслей, а также промышленные роботы используются на предприятиях во всем мире.

В стране развито электротехническое производство — изготовление стиральных машин, холодильников, радиоэлектронного оборудования. Химическая промышленность представлена предприятиями по производству искусственных волокон, пластмасс, лаков, красок и фармацевтическими препаратами.

(Торговые бутики в Милане )

Традиционной отраслью итальянской промышленности является текстильное производство — изготовление различных тканей из натуральных и искусственных материалов. Страна является ведущим мировым экспортером обуви и одежды. Металлургическая промышленность представлена несколькими заводами, расположенными в крупных индустриальных городах. В стране развита нефтеперерабатывающая промышленность, основанная на экспортном сырье, а также судостроение.

Третье место после машиностроения и производства текстиля в Италии занимает пищевая промышленность, главные центры которой расположены в северной части страны. Здесь производятся большие объемы сыров, макароны, овощные консервы, оливковое масло, вино и сахар.

Сельское хозяйство Италии

Благоприятный средиземноморский климат создает идеальные условия для развития в Италии сельского хозяйства, основу которого составляет растениеводство. Главной зерновой культурой, выращиваемой на территории всей Италии, является пшеница. На севере страны также успешно произрастают кукуруза, овес, ячмень и рис. Плодородные прибрежные земли заняты фруктовыми, оливковыми садами и виноградниками.

В центре и на юге Италии успешно выращиваются цитрусовые, орехи, черешня, персики, бахчевые, миндаль, горох, фасоль, абрикосы, инжир, картофель, помидоры, спаржа, капуста, лук, салаты, артишоки, а также технические культуры — сахарная свекла, соя, конопля, лен, хлопок и табак. В большинстве своем растениеводством занимаются мелкие крестьянские хозяйства. Важной отраслью сельского хозяйства являются цветоводство.

Италия также является одним их крупных в Европе производителем мяса. Крупный рогатый скот, а также свиней выращивают на севере страны в мелких хозяйствах. Главной овцеводческой областью является остров Сардиния. В окрестностях крупных городов расположено множество птицеферм. Рыболовство в Италия развито слабо. Рыба и морепродукты перерабатываются на прибрежных консервных заводах. Несмотря на развитое сельское хозяйство, население Италии обеспечивается собственными продовольственными продуктами только на 75%.

ПЛАН

Состав территории и экономико-географическое положение

Население

Общая характеристика хозяйства

Сельское хозяйство

Транспорт

Внешние экономические связи

Литература

Состав территории и экономико-географическое положение

Италия расположена на юге Европы. На её территории можно выделить 3 части: материковую (около 1/2 площади), полуостровную (Апеннинский полуостров) и островную (острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких). Морские границы в 4 раза длиннее сухопутных. Даже самые глубинные районы страны отстоят от побережья не более чем на 200 - 300 километров.

Экономико-географическое положение в центре Средиземноморского бассейна издавна благоприятствовало развитию связей со странами Ближнего Востока и Северной Африки, а также с другими странами Южной Европы. И теперь оно способствует хозяйственному развитию Италии. Сухопутные границы с Францией, Швейцарией и Австирией, а отчасти и с бывшей Югославией проходят по Альпам. Северная Италия находится в более выгодном чем Южная положении, так как имеет возможность осуществлять внешние экономические связи и по сухопутным и по морским дорогам. Через Италию проходят трансконтинентальные авиационные линии.

Население

Италия занимает второе место в Европе (после Германии) по числу жителей. Для Италии постоянно характерна массовая эмиграция. Ежегодно ее покидают десятки тысяч человек. Это происходит вследствие тяжелых условий жизни крестьянства, безработицы и низкой заработанной платы рабочих. Жизненный уровень итальянских трудящихся - один из самых низких в развитых капиталистических странах Европы. Раньше для Италии была характерна эмиграция за океан. В послевоенное время усилилась временная и сезонная эмиграция в страны "Общего рынка", особенно в ФРГ и во Францию. Сальдо внешних миграций в Италии отрицательное.

Италия - одна из густонаселенных стран Европы. На размещение населения влияет интенсивно протекающий процесс урбанизации. Основная часть городского населения сосредоточена в Северной Италии. Большинство городов Италии возникло в древние и средние века. Они пользуются мировой известностью как своеобразные исторические музеи с архитектурными памятниками старины и произведениями искусства. Среди них выделяются Рим, Флоренция, Венеция, Милан, Геную, Болонья.

Национальный состав населения однороден - 98% его составляют итальянцы. По вероисповеданию итальянцы - католики. Хотя церковь в Италии отделена от государства, она активно вмешивается в политическую жизнь страны и оказывает большое влияние на широкие круги населения. В западной части Рима один квартал занимает государство Ватикан - теократическая монархия. Его глава - папа римский - одновременно является главой всей католической церкви.

Для классового состава населения характерен большой удельный вес городского и сельского пролетариата, крестьян-бедняков, ремесленников и кустарей. Господствующее положение занимает небольшая по численности промышленная, торговая и сельскохозяйственная буржуазия.

По государственному строю Италия - парламентарная республика во главе с президентом.

Общая характеристика хозяйства

До второй мировой войны по темпам роста и уровню промышленного производства Италия заметно отставала от других главных капиталистических стран. Причины такого отставания заключались в слабости сырьевой базы, узости внутреннего рынка. С середины 50-х и в 60-х годах произошел подъем промышленного производства. Аграрно-индустриальная страна стала индустриально-аграрной. Большую роль в этом сыграло активное вмешательство государства в экономику. После войны государство стало собственником железных дорог, средств связи, большой части металлургических заводов и многих других предприятий. Оно предоставляет различные льготы и дает кредиты частным промышленным компаниям. Итальянские монополии усиливают свои позиции путем слияния и установления связей с транснациональными компаниями. Особенно большое участие в промышленности Италии принимает капитал США, Германии и Швейцарии. На основе новейших технических достижений обновились крупные предприятия машиностроения и химической промышленности и ряда других отраслей, построены новые современные заводы. Однако наряду с крупными современными заводами для Италии характерно наличие множества мелких слабомеханизированных предприятий.

Отставание сельского хозяйства в Италии значительно большее, чем в других капиталистических станах. Это объясняется тем, что в системе землевладения и землепользования в Италии сохранились более сильные пережитки феодальных отношений; все еще значительная доля сельскохозяйственного производства приходится на мелкие, раздробленные хозяйства крестьян с отсталой агротехникой.

Характерная особенность размещения хозяйства - резкая территориальная диспропорция между Северной и Южной Италией. Еще до политического объединения страны в 70-х гг. XIX в. в Северной Италии существовали богатые торговые республики с разнообразными связями, с большими центрами ремесленного и фабричного производства. Теперь Северная Италия не уступает по уровню экономического развития крупнейшим странам Европы, тогда как Южная Италия близка к таким менее развитым государствам, как Греция и Португалия. Проводимая государством региональная политика не в состоянии ликвидировать эту диспропорцию. На размещение производства все большее влияние оказывает экологический фактор, особенно на Севере. Промышленность.

Италия плохо обеспечена основными видами полезных ископаемых - углем, нефтью, железной рудой. Более значительны запасы природного газа, бокситов, полиметаллических руд. Очень богаты месторождения ртути, серы, мрамора. Среди других стран Европы Италия выделяется также по ресурсам водной и геотермической энергии. Промышленность Италии сильно зависит от импорта сырья и топлива.

Энергетика страны базируется на импортных нефти, коксе и угле, своем природном газе и гидроресурсах. По мощности нефтеперерабатывающих заводов Италия опережает другие страны Западной Европы. Хотя в производстве электроэнергии первое место занимают ТЭЦ, относительно велика и доля ГЭС, построенных на альпийских реках. В Центральной Италии работают геотермические электростанции. Построены первые АЭС. В связи с развитием электроемких производств выработка электроэнергии значительно возросла.

Исключительно важное значение в производстве и экспорте имеет машиностроение: производство автомобилей, мотороллеров (Италия - родина мотороллера), велосипедов, судов. Большой известностью пользуются бытовое электрооборудование и пишущие машинки. 3/4 машиностроительных заводов расположено в Северной Италии.

В связи с ростом машиностроения увеличилась выплавка черных и цветных металлов. Черная металлургия основывается на импорте лома и чугуна, кокса, железной руды, легирующих металлов. Особенности сырьевой базы сказывается на структуре и размещении предприятий этой отрасли. Выплавка стали намного превышает производство чугуна. Крупнейшие комбинаты расположены в портах Таранто, Генуя, Неаполь. Предприятия передельной металлургии построены при больших машиностроительных заводах (в Милане, Турине). Электрометаллургия - выплавка стали и алюминия - возникла вблизи альпийских ГЭС.

Химическая промышленность базируется на привозных нефти и фосфоритах, ан природном газе, сере и другом местном сырье. Высокими темпами развивается нефтехимия, особенно увеличилось производство пластмасс и синтетических волокон на базе крекинга нефти. Большая часть химических заводов расположена в Северной Италии, но новые комбинаты нефтехимии были построены также в портах Южной Италии.

Текстильная промышленность Италии производит преимущественно хлопчатобумажные ткани и ткани из синтетического волокна. Эта отрасль сконцентрирована главным образом в Милане и его пригородах. Экономические кризисы и спады производства середины 70-х - начала 80-х годов особенно сильно отразились в Италии на судо- и автомобилестроении, текстильной промышленности.

Сельское хозяйство

Природные условия Италии позволяют выращивать все культуры умеренного климата, но особенно они благоприятны для субтропических плодовых растений и винограда. В Северной Италии расположена Паданская низменность с плодородными аллювиальными почвами, удобная для земледелия. По ней течет самая большая река Италии - По, широко используемая для ирригации. Климат здесь мягкий, переходный от умеренного к субтропическому. В Южной Италии рельеф гористый, узкие полоски низменностей тянутся лишь вдоль побережий. Преобладают каменистые, бедные гумусом почвы. Типичный средиземноморский климат с жарким и сухим летом и теплой зимой благоприятен для цитрусовых, оливковых, миндальных деревьев ми других садовых культур, а также винограда.

Для аграрного строя Италии характерны три основных типа хозяйств: капиталистические, помещичьи и хозяйства малоземельных и безземельных крестьян. Капиталистические хозяйства, дающие основную массу товарной продукции, распространены в Северной Италии. Они отличаются более передовыми методами агротехники, высоким уровнем механизации и использованием наемного труда. Преобладает денежная форма аренды земли. Для Южной Италии типично сочетание крупного помещичьего землевладения (латифундии) и мелкого крестьянского землепользования, причем преобладают натуральные формы аренды.

Сельское хозяйство Италии многоотраслевое, как и во Франции, но уступает ему по интенсивности и уровню развития. Важнейшее значение имеет растениеводство. Первое место в мире принадлежит ей по сбору винограда, второе в Европе (после Испании) - по сбору маслин и цитрусовых. Виноградники покрывают склоны предгорий и холмов как на севере, так и по всему Апенинскому полуострову. Побережье Сицилии выделяется выращиванием апельсиновых и лимонных деревьев. Ранние овощи поспевают на юге в зимнее время, поэтому Италия поставляет их на европейский рынок раньше своих конкурентов. Главные зерновые культуры - пшеница, кукуруза и рис, технические - сахарная свекла и конопля.

Животноводство развито сравнительно слабо. Крупный рогатый скот разводят в капиталистических хозяйствах Северной Италии. В бедных кормами горных районах Апеннин, Сицилии и Сардинии крестьяне разводят овец, коз и мулов. В прибрежных районах подспорьем для них служат продукты моря.

Транспорт

Во внутренних перевозках грузов и пассажиров главную роль играет автомобильный транспорт, на втором месте - железнодорожный. По уровню электрификации железных дорог страна занимает одно из первых мест в мире. Густая сеть современных шоссе и железных дорог связывает города Северной Италии.

Экономико-географические различия

Лишь в немногих капиталистических странах можно встретить такие резкие различия в уровнях экономического развития, какие существуют между Севером и Югом Италии.

В пределах Севера треугольник, который образуют города Милан, Турин и Генуя, представляет собой район наиболее высокоразвитой промышленности. Милан - второй по населению город Италии. По развитию же промышленности, торговой и финансовой функциям этот город занимает первое место, поэтому его нередко называют деловой столицей страны. Милан окружен городами-спутниками, многие из которых обслуживают его своим производством. Милан широко известен также своим оперным театром Ла Скала. Лицо Турина определяют автомобильные заводы концерна "Фиат". С ними связаны предприятия других фирм, специализирующиеся на производстве автопокрышек, шарикоподшипников и электрокабеля. Большую индустрию Севера обслуживает Генуя (900 тыс. жителей) - крупнейший порт страны. В городе и его пригородах, протянувшихся вдоль моря, расположено много промышленных предприятий. Побережье Генуэзского залива имеет также большое курортное значение.

Менее развита в промышленном отношении северо-восточная часть Севера, где выделяется своей индустрией Венеция. Этот город славится своеобразием улиц-каналов и архитектурными памятниками. Отходы промышленных предприятий и коммунального хозяйства, загрязняющие Венецианскую лагуну, частые наводнения и постепенное опускание города создают проблему спасения всемирно известных памятников архитектуры Венеции от разрушения. Особое место в Италии, как и во всех странах мира, занимает столица. Рим расположен в центральной части Апенинского полуострова, в стороне от моря. Это главный административный, политический и культурный центр страны. Хотя в настоящее время в Риме имеется военная, химическая и некоторая другая промышленность, все же его промышленное значение невелико. Город получил всемирную известность благодаря многочисленным историческим и архитектурным памятникам и не случайно является одним из крупнейших центров туризма в мире.

Отсталость Южной Италии создала в стране так называемую проблему Юга. После второй мировой войны здесь были построены большой металлургический комбинат в Таранто, несколько нефтехимических комбинатов, атомные электростанции, но это лишь весьма незначительно повысило индустриальную активность Юга. Важнейший промышленный и культурный центр Южной Италии - Неаполь. Как пассажирский порт он занимает первое место в стране, а по грузообороту уступает только Генуе. В Неаполе и его окрестностях расположены известные курорты.

Сельское хозяйство Южной Италии характеризуется отсталой агротехникой, низкими урожаями. В то время как часть помещичьей земли пустует или служит для выпаса скота, крестьяне страдают от малоземелья. Они используют каждый клочок земли, а в горных районах проводят сложные работы по устройству террас, опорных стен, предохраняющих из участки от эрозии.

Юг дает основную часть эмигрантов. В результате сильнейшего землетрясения на юге Италии в конце 1980 года, здесь были разрушены многие населенные пункты. Этим еще более было ослаблено экономическое положение Южной Италии.

Внешние экономические связи

И импорте Италии преобладают топливо (нефть, уголь, кокс) и промышленное сырье (металлолом, хлопок); она ввозит также машины и продовольствие. В экспорте главную роль играют готовые изделия (машины, оборудование, ткани) и фрукты (апельсины, лимоны). Наиболее велик товарооборот со странами "Общего рынка", Швейцарией и США.

Дефицит внешнеторгового баланса Италии частично покрывают переводы итальянцев, работающих за рубежом, и доходы от туризма, по развитию которого страна издавна занимает одно из первых мест в мире. Ежегодно Италию посещают свыше 30 млн. иностранных туристов. Обслуживание туристов превратилось в одну из важнейших отраслей экономики.

Литература

«Итальянский ребус». М., 1993 г.

«БСЭ», М., 1973, т.12

«Страны мира», Справочник. М., 1997г.

Италия - индустриально-аграрная страна. На путь интенсивного промышленного развития она вступила вскоре после воссоединения. В стране были отменены таможенные барьеры, началось широкое строительство железных и шоссейных дорог, были введены единая денежная система и единое законодательство. Все это содействовало образованию единого национального рынка и уничтожило замкнутость областей.

Однако и после воссоединения в стране продолжали существовать такие серьезные препятствия для развития капитализма, как узость внутреннего рынка, отсутствие устойчивой топливной и сырьевой базы, зависимость от ввоза иностранного сырья, а главное - продолжительное сохранение феодальных пережитков. Поэтому Италия долгое время отставала от соседних европейских стран и вплоть до первой мировой войны была экономически отсталой аграрно-индустриальной страной.

Начало XX в. ознаменовалось в Италии усиленной индустриализацией. Со вступлением страны на империалистический путь развития важную роль стала играть крупная промышленность. Накануне и во время первой мировой войны особое значение приобрели черная металлургия и машиностроение, возникли гидроэнергетическая и химическая промышленность, ускорился процесс концентрации производства и капитала.

С 1922 г., после установления фашистского режима, экономическая политика государства была подчинена интересам подготовки к войне. Это привело к милитаризации промышленности и к преимущественному развитию военного производства (авиационная промышленность, производство вооружения для армии, военно-морской флот). Диктатура наиболее реакционных кругов укрепила монополистический капитал, ускорился процесс концентрации производства и капитала. В годы второй мировой войны итальянская промышленность все больше приспосабливалась к военным потребностям. Военные действия, развернувшиеся на территории самой Италии, нанесли ей огромный экономический ущерб.

После поражения фашизма в Италии были ликвидированы некоторые монополии (главным образом предприятия, принадлежавшие Муссолини и его сподвижникам).

В первые послевоенные годы итальянская экономика находилась в зависимости от США. К концу 50-х годов она стала более самостоятельной. Развитие итальянской промышленности пошло столь быстрыми темпами, что буржуазная пресса назвала это явление «экономическим чудом». Однако «чудо» было временным. Расширение производства произошло лишь в вы- сокомонополизированных отраслях (автомобильной, химической, цементной и др.) и привело к обогащению крупнейших итальянских монополий - ФИАТ, СНИА-Вискоза, «Монтекатини» и др. В годы экономического бума продолжалась усиленная эксплуатация рабочего класса, уровень зарплаты остался низким, безработица была хронической. Обострились противоречия между крупными монополиями и трудящимися, многие мелкие предприятия разорялись.

В последние годы темпы экономического развития в Италии заметно снизились. Для современной экономики Италии характерно сочетание крупного монополистического капитала с огромным числом мелких предприятий. Концентрация производства и капитала достигла высокой степени. 25 крупнейших итальянских монополий фактически распоряжается почти половиной капитала всех акционерных обществ.

Около 30 % самодеятельного населения занято в непроизводительных областях - в торговле, финансах, на административной службе, в личном услужении, в обслуживании иностранных туристов. Туризм приносит стране огромные доходы и поэтому всячески поощряется итальянскими правящими кругами.

Большая роль в развитии туризма принадлежит Национальному туристическому бюро (Ente Nazionale Industrie Turistiche - ENIT). Это бюро рекламирует в Италии и за ее рубежами красоты природы и достопримечательности страны, заботится о выпуске путеводителей, журналов путешествий, разговорников и пр. и координирует приток туристов. В послевоенные годы их поток непрерывно растет. В последнее время страну ежегодно посещает свыше 20 млн. иностранцев.

Промышленность и кустарные промыслы

Основной энергетической базой итальянской промышленности являются гидроресурсы. Гидроэлектростанции, построенные на горных реках, дают свыше 80% электрической энергии, вырабатываемой в стране.

В горнодобывающей промышленности важное место занимает добыча свинца и цинка. 90% свинца и 80% цинка дают месторождения на острове Сардинии (район Иглезиас). Здесь же размещаются и главные свинцовоплавильные заводы. В области Абруццо-э-Молизе добывают бокситы. Запасы угля и нефти в Италии незначительны и не могут обеспечить потребности промышленности, поэтому нефть и уголь частично ввозятся из-за границы. В последнее десятилетие важное значение приобрела добыча природного газа (в долине реки По). За счет использования метана покрывается 10% потребностей страны в энергии.

По объему промышленной продукции Италия занимает пятое место в капиталистическом мире. В промышленности занято 40% самодеятельного населения страны. В итальянскую промышленность ежегодно вкладывается почти в три раза больше капиталов, чем в сельское хозяйство, а ее продукция по стоимости вдвое превышает сельскохозяйственную продукцию. Наиболее развита тяжелая промышленность, особенно машиностроение. Италия производит автомобили, самолеты, электромоторы и пр. Крупнейшее предприятие машиностроительной промышленности - автомобильный завод в Турине, принадлежащий компании ФИАТ. По последней промышленной переписи (1961 г.), на машиностроительных предприятиях работало 1 млн. 859 тыс. человек. На химических предприятиях страны (производство азота и серной кислоты, искусственного шелка, лаков и органических красителей, нефтепереработка) в 1961 г. работало свыше 300 тыс. человек. Самая старая отрасль итальянской промышленности - текстильная. Она производит не только хлопчатобумажные и шерстяные ткани, но и ткани из искусственного волокна, большая часть которых экспортируется. Текстильная промышленность занимает третье место по числу занятых в ней людей (около 600 тыс. человек в 1961 г.).

На строительстве и производстве стройматериалов занято 1 млн. 230 тыс. человек. Строители представляют собой один из передовых отрядов итальянского рабочего класса.

Во многих отраслях промышленности (текстильной, швейной, обувной, керамической, бумажной и др.) широко применяется труд надомников. Наиболее распространено надомничество в Центральной и Южной Италии.

Промышленный пролетариат играет большую роль в экономической и политической жизни итальянского общества. Рабочий класс довольно сильно дифференцирован по заработной плате и материальному положению.

По уровню заработной платы Италия занимает "одно из последних мест в Западной Европе. По расчетам Итальянского национального института статистики, средняя заработная плата итальянского промышленного рабочего, при наличии трех иждивенцев, составляет менее 70% прожиточного минимума семьи.

Положение промышленного пролетариата Италии весьма отягощается существованием в стране огромной постоянной армии безработных. Она пополняется не только за счет уволенных с предприятий рабочих, но и за счет крестьян, гонимых из деревень постоянной нуждой. По числу безработных (от 1,5 до 2 млн. человек ежегодно) Италия занимает второе место в капиталистическом мире.

В последние годы стало характерным вовлечение в разные отрасли производственной деятельности женщин. Они составляют 27% итальянских трудящихся (6 млн. человек). Особенно много женщин работает на текстильных предприятиях, на швейных фабриках, в химической и фармацевтической промышленности, а также в машиностроении и электропромышленности. В этих отраслях производства женщины составляют 47% всех работающих. Однако большинство итальянских женщин по-прежнему не работает.

Для современной Италии характерна большая диспропорция в экономическом, в особенности в промышленном развитии ее северных и южных областей.

Север страны представляет собой развитый индустриально-аграрный район. На севере сконцентрирована большая часть промышленного и сельскохозяйственного производства. Тяжелая промышленность сосредоточена главным образом в так называемом промышленном треугольнике Милан - Турин - Генуя.

Сюда устремляются наиболее мощные потоки внутренних эмигрантов. Миграция населения в промышленные области Северной Италии, достигшая в последнее время колоссальных размеров, есть по существу бегство безземельных и малоземельных крестьян из отсталых южных районов страны, где они не имеют возможности прокормить свою семью.

В промышленный Пьемонт из южных областей страны приезжают ежегодно тысячи крестьян. Они обычно устраиваются на предприятия чернорабочими, некоторое время поддерживают оставшуюся в деревне семью материально, а затем перевозят ее в город, где она пополняет и без того перенаселенные трущобы окраин.

С трудом получив в городе работу и с еще большими затруднениями-разрешение на жительство, южане проявляют неукротимую энергию, чтобы помочь перебраться в город своим родственникам и друзьям, влачащим полуголодное существование.

Переселенцы довольно быстро отказываются от традиционного сельского костюма, утвари, пищи. Значительно дольше продолжают они говорить в семье на своем местном диалекте. Кадровые рабочие севера встречают «беженцев»-южан далеко не дружелюбно, так как последние, соглашаясь на самую мизерную оплату труда, которая все равно превышает их заработок в деревне, мешают поддержанию уровня заработной платы, завоеванного профсоюзами в тяжелой борьбе с предпринимателями.

Распространенное явление в Италии - сочетание работы на фабриках и заводах с обработкой сельскохозяйственного участка, где трудятся и члены семьи рабочего. Многие крупные города окружены кольцом земель, раздробленных на участки, на которых стоят собственные дома рабочих. Чтобы добраться до своего предприятия, рабочий нередко должен пол- тора-два часа проехать на велосипеде, мотоцикле, мотороллере, пригородном трамвае или поезде. Такие поездки в Италии называют movimento pendolare (дословно - движение маятника).

Эта часть рабочего класса также стремится к усвоению городского быта: свои типично сельские дома они стараются обставить городской мебелью, приобретают радиоприемники и телевизоры, одеваются по городской моде и пр.

В настоящее время в Италии имеется около 950 тыс. мелких кустарных фабрик и мастерских (мебельные фабрики в Канту, Лиссоне, Больцано, Флоренции и Венеции, изготовление перчаток в Неаполе и т. п.).

Кустарные промыслы развиты не только в городах. В сельских местностях существует множество мелких мастерских, производящих предметы, широко применяющиеся в крестьянском быту. Традиционные изделия ремесленников деревень области Марке - деревянные кадки и медные кастрюли. Кустари Апулии специализируются на обработке шкур и кожи. В этой же области жители нескольких крупных сел провинции Лечче издавна плетут рыболовные верши и сети.

В Италии сохранились до наших дней многие виды художественных ремесел, которые возникли в средние века или даже в античное время (см. раздел «Народное творчество», стр. 582-591).

Транспорт

Итальянцы - прекрасные мастера дорожного дела; возможно, эта традиция идет еще от римского времени. В современной Италии автомобильные дороги и автострады (например новая автострада Солнца) принадлежат к числу лучших в Европе. Однако большая часть внутренних перевозок в стране осуществляется железными дорогами. В сообщении между прибрежными и островными частями Италии большую роль играет морской транспорт. На него же приходится 80% внешнеторговых перевозок. В последние десятилетия заметно возросла роль авиатранспорта. Невелико значение речного транспорта. Развито в стране пригородное трамвайное сообщение.

Многие деревни в горных районах недоступны для машин. Там сохранились местные крестьянские средства передвижения. В сельских местностях все еще большую роль играют перевозки грузов на мулах, ослах, лошадях и волах, запряженных в двуколки и в четырехколесные повозки. Наиболее архаичная их форма - сардинская двуколка со сплошным колесом. Очень распространена вьючная перевозка тяжестей. Огромным разнообразием отличаются специально конструируемые для этого седла. Деревенским сред- ством сообщения служит в последнее время и велосипед.

Сельское хозяйство

Значение сельского хозяйства в сегодняшней Италии намного меньше, чем промышленности; на него приходится 31,7% самодеятельного населения страны. Возделываемые земли распределены крайне неравномерно. Больше половины их сосредоточено в руках нескольких десятков тысяч крупных землевладельцев.

Вопреки конституции, предусматривающей проведение аграрной реформы и ограничение землевладений, социальные отношения в итальянской деревне почти не претерпели изменений по сравнению с теми, что существовали в фашистский период. Основная масса сельского населения по-прежнему либо владеет незначительными участками земли, либо совсем не имеет их.

В результате аграрной реформы часть земли латифундистов была выкуплена государством и продана крестьянам на кабальных условиях в рассрочку. Беднейшему крестьянству покупка земельных участков оказалась недоступной. В руках 20 тыс. помещиков и крупных капиталистических собственников находится 10 млн. га из 30 млн. га. На другом полюсе - 1 млн. 7 тыс. малоземельных крестьян, владеющих всего 1 млн. га, а 2 млн. 500 тыс. крестьян совсем не имеют собственных участков. Они составляют самый малоимущий слой итальянского крестьянства - слой сельскохозяйственных рабочих.

Большой отряд трудового крестьянства страны - сельскохозяйственные рабочие - делятся на постоянных, т. е. работающих по договору, заключенному на определенный, часто продолжительный срок, и поденщиков, т. е. нанимаемых для определенного вида работ на участке Часть крестьян арендует землю на разных условиях. Очень распространена в стране издольщина.

Оплата труда поденщиков весьма далека от прожиточного минимума, но главное их несчастье в том, что они не имеют постоянной работы. По официальным данным, поденщики в северных и центральных областях Италии могут работать только один из трех рабочих дней, а в южных областях-один из двух.

Уровень механизации сельскохозяйственных работ, мелиорация возделываемых земель, урожайность культур и продуктивность скота в разных областях страны неодинаковы. Это объясняется резким различием в аграрных и социально-экономических отношениях на севере, в центре и на юге страны.

На севере (области Пье~ монт, Валль д’Аоста, Лигурия, Ломбардия, Трентино- Альто-Адидже, Венето, Фриули-Венеция-Джулия и Эмилия-Романья) большинство возделываемых земель принадлежит помещикам, которые ведут хозяйство с помощью наемных сельскохозяйственных рабочих или сдают свои земли в аренду на определенный срок с фиксированной арендной платой ( affitto ) кулакам и крупным капиталистическим предпринимателям, широко применяющим в своих хозяйствах наемный труд и ведущим самостоятельное хозяйство с собственным инвентарем и средствами производства. В этих областях высок уровень механизации сельского хозяйства.

В центральных областях страны (Тоскана, Умбрия, Марке, Абруццо-э- Молизе и Лацио), где наиболее пригодные для обработки земли тоже сосредоточены у крупных землевладельцев, проникновение капитализма в аграрные отношения гораздо слабее. На побережье и в горных котловинах этого экономического района население занимается земледелием, в высокогорных областях - животноводством. Довольно широкий слой крестьянства в северных и центральных областях Италии составляют собственники мелких и мельчайших участков. До 60% всей обрабатываемой земли арендуются на правах испольщины (mezzcidria ).

Хозяйственные постройки, а иногда и дом предоставляет хозяин. Договор об аренде заключают с семьей испольщика, и поэтому все члены ее должны работать на выделенном участке. Расходы по хозяйству (затраты на семена, скот, инвентарь и т. п.) распределяются между землевладельцем и испольщиком. В случае так называемой классической медзадрии ( mezzadria clas- sica) затраты и урожай делятся между землевладельцем и испольщиком поровну. Если же испольщик получает от хозяина большую часть средств производства, то его доля в урожае обычно уменьшается до 1 / 3 . Такой договор называется нетипичной испольщиной (mezzadria impropria ).

В отличие от северных крупных арендаторов, ведущих хозяйство по договору, испольщик не имеет хозяйственной самостоятельности. Руководит хозяйством фактически землевладелец. Он под любым предлогом может по истечении сельскохозяйственного года расторгнуть договор. Правда, после второй мировой войны испольщики в результате упорной борьбы, охватившей всю страну, неоднократно добивались у правительства продления законодательным путем срока действующих договоров и такого порядка, по которому землевладелец может согнать испольщика с земли только через суд, представив обоснованные мотивы для расторжения договора.

В Южной Италии (в областях Кампаньи, Калабрии, Апулии и Базиликате) и на островах (Сицилии и Сардинии) большая часть обрабатываемых земель тоже занята крупными помещичьими латифундиями. В Сицилии, Сардинии и во многих областях юга Италии помещик-латифундист обычно сдает свою землю крупным капиталистическим арендаторам-посредникам (gabe - lotti ). Они платят землевладельцу денежную арендную плату и становятся полными хозяевами земли, которую сдают в аренду небольшими участками (от 1 до 5 га) крестьянам, чаще всего на условиях так называемого колоната ( colonia parziaria ). Колон обычно живет не на арендуемом участке, а в небольшом городке-типичном для юга виде поселения, в своем или арендуемом доме. Участок, арендуемый колоном, часто расположен в 10-15 км от его места жительства, и колону приходится добираться до него пешком, на велосипеде, мотоцикле, а нередко и на поезде. Из-за удаленности участка от дома семья колона не принимает участия в его обработке. Договор о колонате может быть заключен на разные сроки, чаще всего на один-два года. В зависимости от доли затрат хозяина на средства производства и от возделываемых культур происходит распределение урожая между ним и колоном. Нередко колон отдает землевладельцу или посреднику до 2 /з урожая.

В Южной Италии очень много крестьян, совмещающих в своем лице наемных рабочих, мелких землевладельцев и арендаторов-колонов.

Во многих арендных договорах о колонате и испольщине до сих пор сохраняются статьи, свидетельствующие о наличии пережитков феодализма, особенно на юге страны и на островах. Так, например, в договоре часто предусматривается, что семья арендатора помимо платы за землю натурой и деньгами обязана приносить землевладельцу на рождество и на пасху несколько пар кур, несколько десятков яиц, пропалывать аллеи поместья, несколько раз в год стирать белье семье хозяина и т. п. В некоторых договорах до недавнего времени существовали даже пункты о том, что арендатор должен воздавать хозяину почести ( onoranze ), например, обращаясь к землевладельцу, колон должен называть его не «хозяином» ( proprietario ), а «господином» ( padrone ). Собственники земельных участков имеют право в любое время расторгнуть арендный договор.

Сохранение пережитков феодализма, низкая интенсивность сельскохозяйственного производства и слабая его механизация тормозят хозяйственное развитие юга, который превратился в своеобразную внутреннюю колонию, источник сельскохозяйственного и промышленного сырья, в выгодную сферу приложения капиталов и в рынок сбыта для промышленного севера. В этом одно из важных противоречий итальянского империализма, известное в Италии под названием «проблема юга» или «южный вопрос».

«Проблема юга» возникла сразу же после образования единого итальянского государства. А. Грамши указывал, что объединение Италии было достигнуто не на основе равноправия, а как господство севера над югом. В итоге буржуазия севера поработила Южную Италию и острова и низвела их до положения эксплуатируемых колоний.

В условиях роста монополистического капитала «южный вопрос» еще больше усложнился и обострился. В последнее десятилетие контраст между севером и югом усилился вследствие так называемой меридионалистской политики Христианско-демократической партии. В 1950 г. правительство создало так называемую Кассу юга, целью которой было провозглашено финансирование экономического развития южных районов страны. Однако прогрессивная, казалось бы, деятельность этого правительственного органа (мелиоративные работы, строительство дорог, портов и т. п.) направляется интересами северных монополий, а не населения южных районов.

Несмотря на сохранение в Италии помещичьего землевладения, процесс внедрения капитала в земледелие зашел далеко, и капиталистические отношения в сельском хозяйстве стали преобладающими.

Основные отрасли сельского хозяйства Италии: садоводство и полеводство (главные культуры пшеница, кукуруза и рис). Животноводство играет более скромную роль. В некоторых районах севера разводят крупный рогатый скот, на юге - главным образом мелкий. Главная садовая культура - виноград, выращиваемый по всей стране. Значительная его часть идет на изготовление вин. В этой отрасли сельского хозяйства занята х /в самодеятельного населения Италии. Наиболее крупные урожаи винограда собирают в Апулии, Сицилии, Пьемонте, Венето, Тоскане и Эмилии-Романье.

Важное место в садоводстве занимают культуры яблок, груш и персиков. Италия занимает в капиталистическом мире третье место (после США и Испании) по производству цитрусовых. Большое значение в сельском хозяйстве страны имеет выращивание маслин, бахчевых культур и овощей (картофеля, кочанной и цветной капусты, помидор и фасоли). Из технических культур большой удельный вес в экономике страны имеют сахарная свекла, табак и конопля.

По уровню механизации сельскохозяйственных работ Италия занимает одно из последних мест в Западной Европе. В послевоенный период, когда усилилось подчинение сельского хозяйства финансовому капиталу, оснащенность его сельскохозяйственными машинами (особенно на севере) заметно увеличилась. В настоящее время 2 / 3 пахотных работ в стране выполняется тракторами, но в мелких крестьянских хозяйствах, особенно в горных районах, при обработке полей и садовых участков по-прежнему применяются примитивные ручные сельскохозяйственные орудия.

При многих сельскохозяйственных работах до сих пор пользуются мотыгой (zappa или тагга). В гористых местностях она единственное орудие для вскапывания твердой почвы под зерновые или виноградники. Во многих районах мотыгой разрыхляют землю на кукурузных и картофельных полях. Этим орудием пользуются также для прополки растений и для рыхления почвы вокруг молодых кустарников. В Италии бытует множество форм мотыг, употребляемых в разных условиях. Так, например, для вскапывания мягкой почвы крестьяне пользуются мотыгой с широкой лопастью, для каменистой - удлиненной, узкой или заостренной. В Сицилии и в некоторых районах Южной Италии встречается мотыга с раздвоенной лопастью. Некоторые виды тяжелых мотыг приближаются по форме к кирке. Их особенно часто применяют для очистки пашни от камней и выкорчевывания корней. В Средней и Южной Италии распространена мотыга с короткой (до 70 см) рукоятью Ею работают сильно согнувшись. Для Северной Италии, наоборот, характерны мотыги с длинной (до 180 см) рукоятью.

Во многих районах с рыхлой почвой крестьяне вскапывают участки.

Пахотные работы в мелких крестьянских хозяйствах выполняются и плугом. В большинстве областей страны распространен плуг средиземноморского типа (с изогнутым дышлом). В наши дни основная масса применяющихся в крестьянских хозяйствах орудий труда (вилы, лопаты, грабли pi пр.) производится на фабриках. Крестьяне еще пользуются старыми типами плугов и борон, но заново изготовляют их кустарным способом очень редко.

Сравнительно небольшое место в хозяйстве Италии занимает рыболовство (лов анчоусов, сардин, скумбрии, тунца). Страна даже импортирует рыбу и рыбопродукты. Правда, широкие размеры имеет лов в прибрежных водах кефали, угрей и моллюсков, охотно потребляемых в пищу всеми слоями итальянского населения и известных под общим названием « frutti di таге».