Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест. Существующие методы оценки высокотехнологичных рабочих мест, их квалификация

Уважаемые коллеги, мы начнём с темы повышения производительности труда, создания так называемых высокопроизводительных рабочих мест. Вопросы для нашей экономики абсолютно ключевые. Как известно, мы вообще никогда не были довольны темпами роста производительности труда в нашей стране, во всяком случае, в постсоветский период, и в последние годы темпы роста постоянно замедлялись, сейчас они не превышают 1,6% (по итогам 2013 года).

Д.Медведев: Добрый день! Уважаемые коллеги, мы начнём с темы повышения производительности труда, создания так называемых высокопроизводительных рабочих мест. Вопросы для нашей экономики абсолютно ключевые. Как известно, мы вообще никогда не были довольны темпами роста производительности труда в нашей стране, во всяком случае, в постсоветский период, и в последние годы темпы роста постоянно замедлялись, сейчас они не превышают 1,6% (по итогам 2013 года).

Задача очень сложная – такую тенденцию переломить. К 2018 году существует цель увеличения производительности труда практически в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом. Также, как известно, существует целевая установка модернизировать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Сегодня Министр экономического развития доложит о том, как у нас идут эти процессы.

Д.Медведев: «К 2018 году существует цель увеличения производительности труда практически в 1,5 раза по сравнению с 2011 годом. Также существует целевая установка модернизировать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест».

Ещё раз хотел бы подчеркнуть: задача очень непростая, её успешное решение требует совместных усилий как со стороны Правительства, так и со стороны работодателей, естественно, со стороны регионов. Важно стимулировать промышленные предприятия – а стало быть, их собственников – отказываться от устаревшего оборудования, внедрять современные технологии (в этих процессах должны, конечно, участвовать все компании, включая крупные государственные компании), заниматься корпоративными процедурами, сокращать издержки и в конечном счёте выходить на увеличение производительности труда.

Следующий вопрос, который также связан со стимулированием экономического роста, касается механизма проектного финансирования. Сегодня мы обсудим общие подходы к формированию такого рода финансирования. Речь идёт об участии банковского сектора в финансировании инвестпроектов российских компаний, проектов, которые ориентированы на выпуск продукции с высокой степенью переработки, на внедрение энергоэффективных технологий, на внедрение зелёных технологий, на импортозамещение.

Инвесторы, которые работают по таким проектам, должны иметь возможности долгосрочного кредитования на приемлемых условиях. В частности (мы, во всяком случае, на это вправе рассчитывать), процент по кредиту, то есть в конечном счёте максимально эффективная процентная ставка для конечного заёмщика не будет превышать ключевую ставку Банка России более чем на 1% годовых. Это, конечно, значительно ниже среднерыночного уровня. Банки, которые будут допущены к участию в этом механизме, получат поддержку за счёт государственных ресурсов.

Ещё один вопрос, который представляет интерес для наших граждан, – это цены на железнодорожные билеты, особенно в сезон летних каникул и отпусков.

Д.Медведев: «Сегодня в Устав железнодорожного транспорта предполагается внести дополнение, связанное с тарифом на билеты, – ввести так называемую продажу невозвратных билетов, так же как это было сделано применительно к авиационному транспорту и договору на авиационные перевозки, когда при отказе пассажира от поездки деньги, уплаченные за билет, ему не возвращаются».

Сегодня в Устав железнодорожного транспорта предполагается внести дополнение, связанное с тарифом на билеты, – ввести так называемую продажу невозвратных билетов, так же как это было сделано применительно к авиационному транспорту и договору на авиационные перевозки, когда при отказе пассажира от поездки деньги, уплаченные за билет, ему не возвращаются. Это позволит снизить цены, поскольку риск убытков, которые связаны с любым возвратом билетов – а, естественно, это всегда происходит, потому что далеко не все билеты можно продать снова, – этот риск раньше включался в конечную цену билета. В этом случае, естественно, цена билета будет скорректирована на эту составляющую. При этом, конечно, сам гражданин будет решать, что для него важнее – сэкономить на тарифе или сохранить возможность обменять билет, потому что ситуации могут быть разные. Плюс право выбора, естественно, остаётся за ним, и если поездка была отменена по объективным причинам, уважительным причинам, скажем так (болезнь пассажира или какие-либо другие причины, несчастный случай в том числе), то при наличии соответствующего документа билет можно будет, естественно, вернуть.

Аналогичные правила будут, естественно, применяться и в случае задержки отправления поезда или отмены соответствующего отправления.

Д.Медведев: «Мы рассмотрим законопроект об отмене ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти. Изменения касаются целого ряда профильных законов, в первую очередь в области лицензирования, в области исполнительного производства, в области государственного контроля. Теперь граждане и бизнес будут иметь возможность выбирать, в какой форме – бумажной или электронной – такого рода отношения вести».

Также мы рассмотрим законопроект об отмене ограничений на использование электронных документов при взаимодействии физических и юридических лиц с органами государственной власти. Изменения касаются целого ряда профильных законов, в первую очередь в области лицензирования, в области исполнительного производства, в области государственного контроля. Теперь граждане и бизнес будут иметь возможность выбирать, в какой форме – бумажной или электронной – такого рода отношения вести.

Несколько слов по тематике Крыма. Сегодня предполагается принять ряд решений, в том числе о компенсации потерь сельхозпроизводителям полуострова. На это предполагается дополнительно выделить 273 млн рублей из федерального бюджета.

Также предусмотрены деньги на развитие международного детского центра «Артек». Я буквально в понедельник подписал о создании такого нового российского международного детского центра. Но, мы понимаем (большинство здесь присутствующих так или иначе там бывали), состояние «Артека» довольно тяжёлое, местами просто удручающее, поэтому нужно приводить его в порядок. Только на эти цели в текущем году из федерального бюджета выделяется 900 млн рублей.

И ещё один вопрос обозначу – это организация на территории Ростовской области пунктов временного размещения для беженцев, которые прибывают с территории сопредельного государства, то есть с территории Украины. Наша задача – сделать всё, чтобы люди, которые практически вышли из зоны боевых действий, чувствовали себя комфортно, чувствовали себя в безопасности, получили как минимум необходимое питание, медицинское обслуживание. Но для бюджета Ростовской области это дополнительная нагрузка.

Д.Медведев: «Состояние "Артека" довольно тяжёлое, местами просто удручающее, поэтому нужно приводить его в порядок. Только на эти цели в текущем году из федерального бюджета выделяется 900 млн рублей».

Я давал поручение, коллеги по Правительству этим занимались. Нужно будет оказать помощь из федерального бюджета, как мы это и обещали региону. Около 240 млн рублей будет направлено в бюджет Ростовской области для компенсации этих расходов, поскольку они не были запланированы.

Но это, конечно, не всё, есть и другие вопросы. Давайте приступим к их обсуждению.

По первому вопросу, как я и сказал, выступает Министр экономического развития.

А.Улюкаев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Производительность труда и её повышение во многом определяют национальную конкурентоспособность. К сожалению, накопленное отставание России от развитых стран не уменьшалось в последние годы. Напомню, что по уровню производительности труда мы отстаём от стран Организации экономического сотрудничества и развития почти в 2 раза, от Соединённых Штатов Америки – в 2,6 раза.

А.Улюкаев: «По уровню производительности труда мы отстаём от стран Организации экономического сотрудничества и развития почти в 2 раза, от Соединённых Штатов Америки – в 2,6 раза».

Особенно обостряется эта проблема в последние годы, потому что экстенсивные факторы роста, использование дополнительных трудовых ресурсов, иных факторов производства ограничены или закрыты даже. Поэтому интенсификация их использования, решение проблем производительности труда как на уровне структуры экономики, макроэкономических факторов, так и на уровне микроэкономических факторов развития, соответствующая работа в компаниях, в том числе в компаниях с государственным участием, выходит на первый план.

В этой связи был подготовлен нами совместно с экспертным сообществом, с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти план мероприятий. Он был обсуждён и получил одобрение, как нам кажется, экспертного сообщества. Он включает в себя семь блоков мероприятий, они направлены как на реализацию дополнительных факторов интенсивности использования живого труда, так и овеществлённого труда, если позволено использовать марксистскую терминологию.

Итак, первый блок проблем – это стимулирование инвестиций для целей обновления и модернизации производства. Здесь имеется в виду как решить некоторые старые наши проблемы, скажем, упрощение процедуры предоставления гарантий и увеличение их объёма, так и решить принципиально новую для нас задачу – это введение механизма проектного финансирования для обеспечения финансовых ресурсов на приемлемых основах для реализации инвестиционных проектов, для целей инноваций, импортозамещения, для целей развития приоритетных отраслей. Этому будет посвящён отдельно второй вопрос. Я подробно не буду на этом останавливаться.

Кроме того, имеется в виду в рамках этого блока формирование фонда промышленности для повышения доступности займов для финансирования проектов в области промышленности и формирование механизма предоставления по решению субъектов Российской Федерации налоговых льгот для вновь создаваемых промышленных предприятий, так называемых гринфилдов.

Второй блок – это решение проблем технологического обновления. Мало запустить крупные новые инвестиционные проекты, надо серьёзным образом обновлять имеющиеся производительные силы. И здесь речь идёт о внедрении системы поиска и утверждения систем наилучших доступных технологий, создании стимулов, которые позволили бы внедрять их в производство, тиражировать и таким образом повышать конкурентоспособность отрасли экономики. Имеется в виду создание соответствующих отраслевых справочников, их тиражирование, поддержание системы наиболее доступных технологий через увязку внедрения элементов с мерами государственной поддержки предприятий, создание мероприятий по локализации производства оборудования, которое соответствует принципам доступных технологий. То есть речь идёт о том, чтобы современное технологическое оборудование создавалось и тиражировалось именно в Российской Федерации.

А.Улюкаев: «Предполагается принятие нормативной базы для определения специальной оценки рабочих мест, формирование методики специальной оценки рабочих мест для основного персонала крупных предприятий основных отраслей промышленности, транспорта, в соответствии с которой предложено в 2015–2016 годах провести оценку рабочих мест, внедрить механизмы стимулирования замены устаревших рабочих мест новыми современными технологичными рабочими местами».

Следующее – это рабочие места, потому что это не только производительность труда в целом, но и формирование большого кластера современных и экономически эффективных рабочих мест. На это направлен третий блок мероприятий, который предполагает принятие нормативной базы для определения специальной оценки рабочих мест, формирование методики специальной оценки рабочих мест для основного персонала крупных предприятий основных отраслей промышленности, транспорта, в соответствии с которой предполагается в 2015–2016 годах провести оценку рабочих мест, внедрить механизмы стимулирования замены устаревших рабочих мест новыми современными технологичными рабочими местами.

Имеется в виду, что в эти же периоды будет произведена переоценка основных фондов оборудования на крупных и средних предприятиях с истекшим сроком амортизации в отраслях промышленности, транспорта, сельского хозяйства и связи. Предполагается использование механизма налоговых льгот или дополнительных налоговых обременений в части оценки фондов с истекшими сроками годности, чтобы стимулировать предприятия скорейшим образом заменять устаревшие фонды новыми, более современными.

Живой труд – это четвёртый блок. Это прежде всего повышение профессионального развития работников. Здесь имеется в виду формирование национального классификатора видов профессиональной деятельности, определение их востребованности на рынке труда, утверждение профессиональных стандартов и затем от них переход к государственным образовательным стандартам профессионального образования. Имеется в виду, что будет проведена аккредитация образовательных программ профессионального образования и принят закон о системе независимой сертификации квалификаций. Специальные отраслевые независимые центры будут заниматься сертификацией квалификаций по основным приоритетным направлениям.

А.Улюкаев: «Повышение профессионального развития работников. Здесь имеется в виду формирование национального классификатора видов профессиональной деятельности, определение их востребованности на рынке труда, утверждение профессиональных стандартов и затем от них переход к государственным образовательным стандартам профессионального образования».

Для целей наиболее эффективного соединения профессиональной, более подготовленной рабочей силы с более современными производительными силами имеется в виду обеспечить бóльшую мобильность рабочей силы. Этому посвящён следующий блок мероприятий. Здесь имеются в виду такие подходы, как повышение гибкости рынка труда, внесение изменений в закон о занятости населения в целях обеспечения правовых основ для трудоустройства граждан за пределами мест постоянного проживания. Имеется в виду формирование специальных региональных программ по передвижению граждан за пределы мест постоянного проживания для того, чтобы занимать новые, более современные рабочие места.

Отдельный вопрос – это регулирование системы арендного жилья, которая позволяла бы гражданам, которые работают за пределами мест постоянного проживания, комфортно размещаться и эффективно работать.

Имеется в виду развитие информационного портала «Работа в России» для желающих трудоустроиться, который позволял бы соединить массив данных об имеющихся вакансиях, имеющихся рабочих местах с учётом интересов граждан, которые хотели бы изменить свою профессию или изменить место приложения своей квалификации.

А.Улюкаев: «Отдельный вопрос – это регулирование системы арендного жилья, которая позволяла бы гражданам, которые работают за пределами мест постоянного проживания, комфортно размещаться и эффективно работать».

От этих общих позиций переходим к частным. Это прежде всего стимулирование компаний с государственным участием модернизировать соответствующие рабочие места, создавать новые высокопроизводительные рабочие места и сокращать затраты. Для этого имеются в виду соответствующее нормирование, основы статистики и учёта мероприятий по повышению производительности труда, введение механизмов целевых показателей повышения производительности труда для компаний с государственным участием, показателей соответствующих KPI для их менеджмента, для их руководства и изменения в трудовые договора руководителей предприятий с госучастием, которые бы установили их ответственность за создание новых высокопроизводительных рабочих мест или модернизацию и обновление имеющихся.

Отдельный блок проблем – это малое и среднее предпринимательство, потому что это мощный ресурс повышения производительности национального труда, втягивания в производительный оборот тех, кто высвобождается с иных предприятий. И для этого предполагается запуск агентства кредитных гарантий (хочу сказать, что мы уже днями сможем этот механизм запустить), которое позволит существенно увеличить использование малыми и средними предприятиями кредитного ресурса для целей их максимального развития. Имеются в виду также налоговые изменения, такие как двухлетние налоговые каникулы и патентный механизм для самозанятых граждан, который позволяет упростить систему учёта, отчётности и таким образом повысить производительность труда в этом секторе.

Кроме того, в этом же блоке предполагаются мероприятия, связанные с решением проблем моногородов, реструктуризация здесь предприятий, создание возможностей для того, чтобы здесь высвобождающаяся рабочая сила эффективно использовалась в создаваемых промышленных парках, инновационных центрах и так далее.

Наконец, здесь же так называемый механизм проектного финансирования, который для этих же целей позволяет формировать финансовые источники для создания производственной и социальной инфраструктуры этих новых кластеров технологического обновления.

Д.Медведев: Спасибо.

Пожалуйста, коллеги, кто хотел бы прокомментировать этот план или что-то добавить? Обсуждалось всё у нас?

Пожалуйста, Дмитрий Викторович.

Д.Ливанов : Дмитрий Анатольевич, у меня редакционное замечание: формулировку пункта 4.7 немножко изменить. Тут используется термин «сквозные рабочие профессии», но он не является общепринятым. Мы предлагаем этот пункт использовать в следующей редакции: «проведение региональных и национальных чемпионатов профессионального мастерства “World Skills – Россия”». Это будет более полно отражать то, что мы делаем.

Д.Медведев: «Сквозные профессии» там говорится?

Д.Ливанов: Да. Это редакционное изменение, оно сути дела не меняет.

Д.Медведев: Хорошо, если действительно так точнее – пожалуйста. Возражений нет.

Ещё кто-то хотел высказаться?

Пожалуйста, Андрей Рэмович.

А.Белоусов : Спасибо. Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я хотел бы сказать несколько слов в качестве заместителя председателя комиссии или рабочей группы, которая занималась разработкой этого плана, председатель которой Аркадий Владимирович Дворкович сегодня отсутствует. Я не хочу повторять, безусловно, то, что сказал Алексей Валентинович (Улюкаев), хотел обратить внимание на целевые индикаторы.

У нас получилось так, что целевые индикаторы мы обсуждали достаточно долго, и то, что сейчас находится в плане, – это компромисс, причём компромисс в двух отношениях. Во-первых, мы понимаем, что для того, чтобы выйти на показатель роста в 1,5 раза к 2018 году, темп роста производительности труда должен был составлять 6% в год начиная с 2013 года. В 2013–2014 годах мы этих темпов не достигли, причём темпы примерно в 5–6 раз ниже, и выйти на показатели где-то 7–8% достаточно сложно. Поэтому в качестве компромисса был проведён достаточно детальный анализ по отраслям с учётом той информации, которая имеется в госпрограммах. Этот анализ показал следующее.

Что касается промышленности, там, безусловно, все эти показатели присутствуют, даже с неким опережением.

А.Белоусов: «Далеко не во всех госпрограммах сегодня мы имеем выход на траекторию показателей, которые обеспечивают рост производительности труда за шесть лет в 1,5 раза, то есть 6%. Это касается сельского хозяйства, это касается особенно строительства».

Что касается других отраслей, то далеко не во всех госпрограммах сегодня мы имеем даже выход на траекторию показателей, которые обеспечивают рост производительности труда за шесть лет в 1,5 раза, то есть 6%. Это касается сельского хозяйства, это касается особенно строительства.

Поэтому первая просьба состоит в том, чтобы те показатели, которые сегодня определены в плане мероприятий, если этот план будет сегодня поддержан, потом нашли отражение в госпрограммах, и это решение было отражено в перечне поручений в протоколе заседания Правительства. Нужно это сделать и потому, что этот план в основном является планом принятия нормативно-правовых актов, а очень многое зависит от правоприменения, и от того, как министерства подключатся к работе по повышению производительности труда в курируемых ими отраслях, безусловно, будет зависеть результат.

Второе, на что я хотел тоже обратить внимание. Здесь есть соответствующие ссылки, что вот эти целевые индикаторы построены по крупным и средним предприятиям. Это уже результат компромисса с Росстатом. Росстат в принципе сейчас не сможет администрировать рост производительности труда по малым предприятиям и по индивидуальным предпринимателям, поэтому мы договорились о том, что отслеживаться динамика производительности труда будет только там, где есть более-менее достоверная статистика и есть соответствующая статистическая отчётность. Просьба такой подход тоже поддержать.

Д.Медведев: Спасибо.

Есть ещё комментарии?

М.Шмаков : Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! В докладе и в этих документах есть ссылка на чемпионаты сквозных рабочих профессий по методике World Skills, но у нас есть свои национальные чемпионаты, если можно так назвать, или конкурсы – «Лучший по профессии», которые проводятся уже без перерыва с 1990-х годов под эгидой . Эти конкурсы организуются и работодателями, и профсоюзами, и субъектами Российской Федерации, а финальная часть, естественно, – совместно с федеральными органами исполнительной власти.

Поэтому я бы считал, что наряду с World Skills, на которые мы здесь ссылаемся и которые в этом документе присутствуют… Это в основном, как мне представляется, ориентировка не на российские стандарты рабочих мест, а мы сейчас говорим о повышении производительности труда в России. Поэтому сюда надо, наверное, включить и то, что делается у нас в России, и продолжать развивать это.

Д.Медведев: Спасибо, Михаил Викторович.

Пожалуйста, Ольга Юрьевна.

О.Голодец : Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Сегодня Максим Анатольевич Топилин отсутствует, и он просил донести позицию Министерства труда, потому что Министерство труда не согласовало три позиции (3.1, 3.2 и 3.3) в части ответственного исполнителя. Дело в том, что этими пунктами предполагается оценить рабочие места и в эту оценку входят переоценка основных производственных фондов указанных предприятий, оценка состояния оборудования и технологий, оценка условий труда, оценка источников экологической опасности и разработка фискальных мер, предусматривающих повышение уровня налогообложения.

Из этих пяти пунктов в ведении Министерства труда находится только один, поэтому мы предложили бы, чтобы за эти пункты – как вообще за всю программу по производительности труда у нас отвечает Министерство экономического развития, так и здесь они были бы головными, потому что у нас нет специалистов, которые могут оценить применяемые технологии, насколько они современны или несовременны.

Д.Медведев: Спасибо.

Есть ещё комментарии? Нет.

Давайте доработаем подготовленный план, в принципе эта работа долго проводилась. Думаю, что в целом он соответствует нашим целевым документам и пониманию той ситуации с производительностью труда, которая в настоящий момент в нашей стране существует. Но нужно доработать, в том числе с учётом того, о чём коллеги говорили.

Я не возражаю, естественно, чтобы откорректировать и проект протокольного решения в части показателей, которые существуют в плане, и их учёта при корректировке госпрограмм, а также при подготовке нормативных актов. Давайте это сделаем. Так же как и вопросы статистических показателей, их учёта, о чём говорилось в выступлении Андрея Рэмовича (Белоусова).

Что касается наших национальных конкурсов, то, конечно, надо, мне кажется, и то и другое продолжать. Надо и наши конкурсы использовать. «Лучший по профессии», действительно, известная история, но World Skills – это, по сути, мировой чемпионат, от этого тоже уклоняться не надо. Это как, знаете, есть российский спортивный чемпионат, а есть чемпионат мира – надо и там, и там участвовать. И для того чтобы участвовать в мировых чемпионатах, надо выигрывать российские чемпионаты. Так что давайте сделаем эту систему взаимосвязанной.

Что касается ответственного исполнителя, у меня просьба: в процессе доработки документа окончательно определиться. Я, естественно, готов услышать и ваши аргументы, что это должно быть Минэкономразвития. Но вы окончательно согласуйте позицию с Министерством экономики.

Договорились, коллеги. Принимаем тогда решение по повестке дня по первому вопросу и двигаемся дальше.

Современная экономика должна опираться на последние технологические достижения, что равносильно созданию множества высокотехнологичных рабочих мест (ВРМ). Что же скрывается под этим термином?

Анализ показывает, что общепринятого строгого определения ВРМ не существует. Тем самым широкая общественность и административный истеблишмент пользуются понятием, не до конца ясным и определенным.

Исторически понятие ВРМ получило «политическое рождение» с речи президента России В.Путина, произнесенной им в день инаугурации 7 мая 2012 г. В этой программной речи была поставлена задача создания к 2020 г. 25 млн. рабочих мест. Впоследствии, 26 мая 2013 г., в преддверии дня предпринимателя, В.Путин встретился с представителями малого и среднего бизнеса. Главной темой обсуждения стала задача создания 25 млн. рабочих мест (далее – Задача–25). На этой же встрече он сделал важный комментарий к Задаче – 25: «Важно, чтобы новые рабочие места были высокотехнологичными. Там, где они появляются, наблюдается так называемый синергетический эффект по всем направлениям: по эффективности, по повышению производительности труда, по решению социальных задач, включая уровень заработной платы и улучшение условий труда». Так же отметим, что анализ модернизированных производств показал, что на предприятиях так называемой новой экономики выработка на одного работающего почти в 10 раз больше, чем на старых, традиционных предприятиях, а прибыль на одного работающего выше в 8,6 раза. В приведенных комментариях просматриваются основные характеристики ВРМ.

В последующих исследованиях неоднократно уточнялись некоторые параметры ВРМ. Например, одна из характеристик ВРМ была озвучена, уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей, Б.Титовым. В одной из своих своей статье он указал на тот факт, что организация «Деловая Россия» выдвинула идею создать к 2025 г. в конкурентном секторе экономики России 25 млн. новых современных ВРМ с производительностью не менее 3 млн. руб. в год. Это существенное уточнение технологического параметра ВРМ. Чтобы лучше понять масштаб технологического рывка, который необходим при переходе на ВРМ, сравним их производительность со средней по стране. И так, по данным Росстата, численность занятых в стране в 2012 г. достигала 71,5 млн. чел., а ВВП составил 62,6 млрд. руб. Это означает, что средняя производительность труда в этом году в России составляла 875,5 тыс. руб. Следовательно, производительность ВРМ должна быть почти в 3,5 раза выше средней по стране.

Таким образом, понятие ВРМ как таковое в научной и деловой литературе отсутствует. Между тем данное понятие не является столь сложным, что нуждается в специальных академических определениях; специалисты хорошо понимают сущность этого понятия. В целом же, понятие ВРМ является своеобразным политическим штампом, возникшим в период предвыборной президентской гонки. За прошедшее время активные дебаты вокруг Задачи–25 привели к тому, что понятие ВРМ «обросло» необходимыми характеристиками, которые и позволяют довольно точно верифицировать и сам феномен ВРМ.

ВРМ – это такое рабочее место, для которого имеют место следующие факты:

· оснащенность самым современным технологическим оборудованием, основанным на последних достижениях науки и техники;

· высокая экономическая эффективность производства (производительность труда должна, как правило, в разы превосходить аналогичный показатель традиционных производств; например, в 3,5 раза выше средней производительности труда в стране);

· высокая квалификация работников, занятых на данном рабочем месте;

· высокая заработная плата работников, занятых на данном рабочем месте (в разы выше, чем у работников традиционных производств);

· высокая стоимость создания нового рабочего места или модернизации старого рабочего места (не менее 100 тыс. долларов).

Из сказанного вытекает, что процесс воспроизводства ВРМ, который в явном виде в литературе как таковой не обсуждается, предполагает три ключевых момента:

1. Создание новых ВРМ (в том числе за счет модернизации старых);

2. Подготовка квалифицированных кадров для новых ВРМ;

3. Создание благоприятных институциональных условий для инвестирования в новые ВРМ.

Анализ рабочего места позволил отобрать и обосновать ряд технико-технологических и организационно-экономических показателей (табл. 1 «Показатели оценки рабочего места»), отвечающих сформулированным выше требованиям.

Таблица 1. «Показатели оценки рабочего места».

Технико-технологические показатели :

Оценка рабочих мест по качеству продукции (осуществляется для рабочих мест, предназначенных для производства продукции, определяемой ГОСТами и стандартами предприятия).

Оценка рабочих мест по показателю производительности установленного оборудования (фактическая производительность оборудования (Пф) сравнивается с плановой производительностью оборудования (Пп)).

Оценка показателя:

Пф = Пп – удовлетворительно;

Пф < Пп – неудовлетворительно.

Оценка рабочих мест по уровню технического состояния оборудования (нормой являются технико-производственные свойства технологического оборудования, определенные нормативно-технической и/или конструкторской документацией)

Оценка рабочих мест по степени износа оборудования.

Киз = 1 – Сост: Снач,

где Киз – коэффициент износа оборудования;

Сост – остаточная стоимость оборудования;

Снач – начальная стоимость оборудования.

Оценка показателя:

0,41 < Киз< 0,75 – удовлетворительно;

0,76 < Киз< 1,00 – неудовлетворительно.

Оценка рабочих мест по уровню технологической оснащенности (нормативный перечень технологической оснастки рабочего места, утвержденный в ходе проектирования, сравнивается с технологической оснасткой, имеющейся в наличии на оцениваемом рабочем месте).

Организационно-экономические показатели :

Оценка рабочих мест по выполнению плана производства (нормой по данному показателю считаются плановые объемы производства продукции (Вп) за год до проведения оценки рабочего места; фактическое значение – фактический объем выпуска продукции (Вф) за аналогичный период)

Оценка показателя:

Вф = Вп – удовлетворительно;

Вф ≠ Вп из-за аварий и простоев оборудования – неудовлетворительно.

Оценка рабочих мест по занятости работников производительным трудом

Кз = Тпр ф: Тпр п = (Тсм – Толн – Твп) : (Тсм – Толн),

где Тпр п – плановое время производительного труда в течение рабочей смены;

Тпр ф – фактическое время производительного труда в течение рабочей смены;

Тсм – время рабочей смены;

Толн – нормативное время на отдых и личные надобности;

Твп – время внутрисменных простоев.

Оценка показателя:

0,75 < Кз < 1,0 – удовлетворительно;

Кз < 0,75 – неудовлетворительно.

Оценка рабочих мест по соответствию квалификации работников (Рч) и тарифного разряда работ (Рраб)

Осуществляется по модулю (абсолютному значению) |Рч – Рраб |.

Оценка показателя:

0 < |Рч – Рраб| < 1 – удовлетворительно;

1 < |Рч – Рраб| – неудовлетворительно.

Оценка рабочих мест по рациональности планировки :

В этом случае применяется экспертная оценка. При ее проведении учитываются:

· рациональное размещение оборудования;

· обеспечение минимального перемещения работника в рабочей зоне и за ее пределами;

· рациональное размещение и хранение на рабочем месте материалов и инструментов.

Оценка показателя может быть удовлетворительной или неудовлетворительной.

Оценка рабочих мест по уровню организационной оснащенности

Нормативный перечень организационной оснастки рабочего места, утвержденный в ходе проектирования, сравнивается с фактической организационной оснасткой. Оценка показателя:

· фактическая организационная оснащенность рабочего места соответствует нормативу – удовлетворительно;

· не соответствует – неудовлетворительно

Оценка рабочих мест по качеству регламентации труда :

Нормативным значением данного показателя является наличие на рабочем месте рабочей и технологической инструкций на данное рабочее место, технолого-нормировочной карты.

Оценка показателя:

· регламентация труда на рабочем месте соответствует нормативному уровню удовлетворительно;

· не соответствует – неудовлетворительно.

Существуют так же следующие методы оценки рабочих мест: ранжирование, классификация и балльно-факторный.

Ранжирование расставляет описания работ от наивысшего до низшего на основании какого-либо критерия (объем работы, сложность работы, значимость работы, цена ошибки и др.) При небольшом количестве рабочих мест их ранжирование можно успешно провести, не прибегая к каким-либо специальным методикам, то есть путем прямого ранжирования.
Рабочее место, получающее наибольшее количество отметок считается самым значимым и ему присваивается наивысший ранг. Когда оценку одних и тех же рабочих мест в целях объективности осуществляют несколько оценщиков, ранги рабочих мест складываются и рассчитываются их среднеарифметические значения.
Наиболее существенным недостатком метода ранжирования является то, что он не имеет единицы измерения для определения относительной ценности рабочего места.

Метод классификации – наиболее распространенный. В нашей стране многие десятки лет он являлся основным методом оценки рабочих мест. Метод классификации в современной компании осуществляется в два этапа – вначале разрабатывается система классификации оценки рабочих мест, а затем, собственно, проводится оценка рабочих мест.
Разработка системы классификации ОРМ, безусловно, является самым сложным этапом внедрения метода классификации, и должна быть завершена созданием справочника-классификатора работ компании. В дальнейшем оценка того или иного рабочего места компании проводится путем сравнения описания рабочего места и эталонных характеристик справочника-классификатора.

Балльно-факторный метод оценки рабочих мест является аналитическим методом. В сравнении с другими методами оценки рабочих мест он более точен и объективен. Главное отличие БФМ от методов ранжирования и классификации – это наличие универсальных компенсируемых факторов. Компенсируемые факторы – это доступные измерению требования к рабочим местам, которые являются общими для многих различных видов деятельности. Компенсируемые факторы основываются на стратегии деятельности компании, на необходимости оценки вклада рабочего места в результаты ее деятельности. Компенсируемые факторы – это такие характеристики в деятельности, которые ценятся организацией – это то, за что работодатель готов платить работнику (компенсировать деньгами). Самые популярные и понятные компенсируемые факторы – это навык, усилие, ответственность и условия труда. Чтобы упростить понимание этих абстрактных универсальных факторов для более детального описания каждого универсального фактора используется некий вторичный набор факторов, которые называются субфакторами. Субфакторы – это понятия, определяющие конкретные атрибуты какого-то конкретного рабочего места более точно. Количество субфакторов по каждому фактору чаще всего колеблется от двух до трех. При идентификации субфакторов важно давать им как можно более точные описательные характеристики, используя при этом минимальное количество слов для исключения ошибок, которые могут привести к переоценке или недооценке рабочих мест. Субфакторы не должны дублировать друг друга.
Например, для фактора навык наиболее применимыми являются субфакторы образование и опыт.

Несмотря на то, что планы создания высокопроизводительных рабочих мест активно обсуждаются, устанавливаются целевые показатели их создания, до сих пор не предложено четкого определения понятия высокопроизводительного рабочего места. В мировой практике наиболее близкий из существующих терминов - «качественное рабочее место». В этом случае смысловой акцент сделан не на производительности труда, а на качестве оснащения места (с точки зрения работника), социальной обеспеченности трудящегося и уровне оплаты труда. То есть при подходе с точки зрения «качественного» рабочего места рассматривается уровень потребления и сбережений работника, а «высокопроизводительного» - эффективность производства.

Таблица 2. «Некоторые примеры определений высокопроизводительных рабочих мест».

Источник Критерии
Указ Президента РФ №596 от 7 мая 2012 г. "О долгосрочной государственной экономической политике" до 2020 г. Производительность труда в 1,5 раза выше, чем в 2011 году
Деловая Россия Выручка не менее 3,5 млн руб. в год на одно рабочее место
АНО «Агентство стратегических инициатив» Добавленная стоимость не менее 900 тыс. руб. в год на рабочее место, заработная плата не менее 30 тыс. руб. в ценах 2011 года
Фонд Форда (США) Рабочее место, позволяющее получать достаточную для жизни заработную плату, накапливать финансовые активы, иметь карьерные перспективы
Институт изучения занятости (США) Рабочее место, которое гарантирует улучшение качества жизни среднего класса и выход за пределы порога бедности для американцев с низким уровнем доходов

Агентство стратегических инициатив (АСИ) определяет высокопроизводительное рабочее место по критериям:

Производительность труда не ниже 963 тыс. рублей в год в ценах 2012 г. – для всех секторов экономики, кроме государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения, предоставления социальных и прочих коммунальных и персональных услуг

Зарплата не ниже 44 940 руб. в месяц в ценах 2012 г., скорректированная с учетом отличия уровня потребительских цен в регионе от среднего по стране – для Государственного управления и обеспечения военной безопасности, обязательного социального обеспечения, образования, здравоохранения, предоставления социальных и прочих коммунальных и персональных услуг

На данном рабочем месте работает квалифицированный или высококвалифицированный специалист.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22

Создание высокопроизводительных рабочих мест в России не просто необходимая задача, это еще и указ президента от 2012 г. Кроме того, рост производительности труда еще и один из главных источников роста экономики. Как же добиться поставленной цели?

В 2012 г. президент России Владимир Путин поставил перед Минэком задачу по повышению высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) в полтора раза до 25 млн.

Поставленная задача не выполнена, а ее решение выглядит все более актуальным, поэтому вопрос сейчас остро обсуждается в экспертных кругах.

Существуют разные взгляды. Так, например, Министерство экономического развития предлагает программу, которая изначально пройдет в некоторых регионах, об этом сегодня сообщили "Ведомости" со ссылкой на презентацию министерства. В рамках этой программы отберут компании, которым бюджет наймет консультантов по повышению производительности труда. Их список предстоит одобрить, но в основном это компании из большой четверки аудиторов. Они проанализируют эффективность компании и предложат кратко-, средне- и долгосрочные меры.

На реализацию программы ведомство просит 29 млрд руб. из бюджета до 2020 г. Отметим также, что существенная часть средств пойдет на борьбу с безработицей.

"Почему за аудиторов и экспертов для частных компаний заплатит бюджет? Потому что в эксперимент войдут средние компании, а у них денег на это нет", – объясняет федеральный чиновник. Критерии выбора – выручка до 30 млрд руб. и большой потенциал к повышению эффективности.

Есть и совершенно иная, надо сказать, уже проработанная позиция по увеличению числа высокопроизводительных рабочих мест. Это позиция "Стратегии Роста" - одной из стратегий социально-экономического развития России, представленной президенту.

Сегодня вопрос создания ВПРМ обсуждался в Общероссийском народном фронте. Прежде всего, что же такое высокопроизводительные рабочие места?

Стоит обратить внимание, что есть определенная проблема в подходах расчета ВПРМ. Росстат считает очень просто: берется средняя зарплата на предприятии и сравнивается с установленным пороговым значением. В том случае, если средняя заработная плата превышает это значение, все рабочие места предприятия считаются высокопроизводительными.

Очевидно, что такой подход не объективен и не отражает реальной картины.

В "Деловой России" пришли к другому подходу, который и лег в основу "Стратегии Роста". Он основан на данных Федеральной налоговой службы, которые считаются более объективными, поскольку содержат конкретные цифры по каждому предприятию. Когда эти предприятия сдают бухгалтерские отчеты, все они идут в базу данных ФНС, а это значит, что известно точное количество рабочих мест на предприятии, сколько оно получает прибыли, сколько начисляется амортизации и сколько в результате создается ВПРМ. Поскольку ФНС не имеет права разглашать данные, ведомство само считает по методологии "Деловой России" и выдает уже финальную картину.

В своем выступлении Борис Титов рассказал, что работа с ФНС - это не теория, это практика, это та работа, которая ведется уже сейчас. При этом он отметил, что, по сути, работа с данными ФНС и есть та цифровая экономика, о которой говорил президент, это самый яркий пример работы с BIG DATA. Данные ФНС, интегрированные в определенную систему, дают фактически реальную картину по всей страны в режиме онлайн.

ВПРМ - благо для всей экономики. В первую очередь это более высокие зарплаты, во-вторых, большие отчисления в бюджет. Стоит отметить, что, по подсчетам ОНФ, количество высокопроизводительных рабочих мест в нашей стране в последнее время выросло, хотя Росстат по своей методологии выявил снижение. Ниже приведены данные с использованием статистики ФНС.

Итак, как же добиться роста ВПРМ? Вот что по этому вопросу сказал Борис Титов.

История вопроса

"Нужно дать четкое определение высокопроизводительных рабочих мест и поставить четкую задачу по их увеличению, чтобы все понимали, что мы хотим, и можно было четко и ясно спросить с каждого, выполнен ли главный KPI или нет. То, что мы уже создали 16,6 млн ВПРМ, если мы выполним основные предложения, которые изложены в рамках "Стратегии Роста", назову лишь несколько: активное стимулирование инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса, создание условий для приток капитала в промышленность, сельское хозяйство, инновационный сектор, развитие цифровой экономики. На базе чего это делать? На базе снижения процентной ставки, то есть новой денежно-кредитной политики, стимулирование налоговыми мерами, тарифы, над которыми сегодня государство просто потеряло контроль".

Впрочем, есть и много различных нюансов, которые сегодня широко обсуждались в ОНФ. Это касается и повышения квалификации рабочих, и дефицита кадров, и качества управления, и, конечно, повышения эффективности госсектора.

Тем не менее Борис Титов уверен, если "Стратегия Роста" будет полностью реализована, количество высокопроизводительных рабочих мест достигнет необходимых 25 млн к 2020 г., а еще через 10 лет составит уже 35 млн.

Как мы уже говорили выше, производительность может и должна стать одним из ключевых драйверов роста экономики.

"Стратегия Роста"

"Стратегия Роста" – среднесрочная программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2025 г., подготовленная по инициативе Столыпинского клуба по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина Пр-1347 от 13.07.2016. Программа ориентирована на обеспечение выхода на темпы роста экономики выше среднемировых к 2019-2020 гг. с дальнейшим переходом к высоким темпам и качеству экономического роста, обеспечивающему устойчивое развитие в долгосрочном периоде за счет активизации источников роста в несырьевом секторе экономики. Главным целевым показателем "Стратегии Роста" является создание и модернизация 25 млн ВПРМ к 2025 г. С учетом того, что в экономике уже есть 16,6 млн ВПРМ, при осуществлении мер, предусмотренных в "Стратегии Роста", этот показатель может быть не только достигнут, но и превзойден.