На сколько поднимут зарплату госслужащим в. Федеральные госслужащие: место в структуре

Наличие государственности подразумевает наличие доверенных людей, помогающих властям в управлении страной. Исторические документы подтверждают их присутствие – например, воеводы, посадники – даже в Древнерусском государстве. Однако понятие государственного служащего наиболее приближенное к современному виду, появилось во времена Петра I. В 1722 году был подписан Табель о Рангах, регламентирующий деятельность служащих в зависимости от присвоенного чина. После революции на смену таким чиновникам пришли собственно государственные служащие – представители законодательной, судебной, исполнительной властей.

Современная госслужба регламентируется законодательно Конституцией РФ, а точнее – соответствующими законами 2003 и 2004 годов. Она бывает военная и гражданская. К гражданским служащим относятся люди выполняющие работу на федеральном уровне или уровне субъектов РФ. Отличие таких работников в зоне ответственности и в источнике заработных выплат. В этой статье мы более подробно рассмотрим деятельность федеральных служащих, оплату их труда, а также касающиеся их свежие новости: повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году в России.

Федеральные госслужащие: место в структуре

Федеральный государственный служащий – работник, несущий службу в органах управления и получающий за это денежное вознаграждение из федерального бюджета. По сути – это представитель власти, имеющий определенные права, обязанности и полномочия в рамках соответствующих занимаемой должности. Считается, что нанимателем его является государство. С 2005 года действует актуальный реестр должностей, относящихся к этой категории, с полным описанием должностных обязанностей.

Такая служба накладывает на работника ряд ограничений. Среди них невозможность заниматься иной деятельностью за деньги (исключение – наука, педагогика, творчество), состоять политических партиях, участвовать в забастовках, манифестациях и т д. Но зато в большинстве случаев это достойные зарплаты, соцпакет, гарантии и льготы. А также действительно важная работа на благо государства.

Изменения 2017: заработная плата.

Прежде, чем обсуждать повышение денежного содержания федеральным бюджетников в 2017 году, рассмотрим средние цифры и способ начисления на сегодня. Заработная плата федеральным госслужащим начисляется по схеме: сумма должностного оклада, надбавки за квалификацию, за определенные особые условия службы, за стаж и возможные премии.

По факту ситуация с доходами такова. В 2014 году 39,1 тыс. федеральных госслужащих получали среднюю зарплату в 75 тыс. рублей. Всего на 2015 год, согласно данным Росстат, в России на должностях федеральных госслужащих состояло 39,8 тыс. человек со средним доходом 77,1 тыс. рублей. В 2016 году численность работников сократилась до 38,5 тыс. со среднероссийской заработной платой 79,9 тыс. рублей.

Максимальные довольствия при этом могут достигать 200 тыс. рублей.

Конечно, доходы достаточно высокие. Однако не стоит забывать о важности выполняемой работы. Кроме того, лучший способ повысить ответственность, улучшить качество работы и бороться с коррупцией – создать хорошие условия труда и сделать так, чтоб служащий боялся потерять хорошее место работы, ценил его.

Последние годы в стране проводится значительное сокращение бюджета. Оно коснулось и федеральных госслужащих. Так, в 2016 ежегодное плановое увеличение окладов федеральным госслужащим на величину инфляции не проводилось – был введен мораторий до 2017 года. Связано это с экономической ситуацией – последствием кризиса 2014-2015 годов. По обещаниям властей, заморозка введена на 1 год. Улучшение экономики позволяет надеяться, что индексация все-таки будет проведена. Неофициальные данные подтверждают этот факт. Также в проекте бюджета на будущий год уже запланированы необходимые средства на проведение индексации.

Повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году в России будет осуществлено не за счет изменения способа начисления, а путем проведения индексации на величину инфляции.

Изменения 2017: сокращения.

Конечно, внимательный читатель заметил, что численность федеральных госслужащих сокращается. Это не случайность. В 2012 была проведена реформа, которая затронула многие сферы деятельности в нашем государстве. Целью ее проведения было улучшение качества работы и предоставляемых услуг, повышение заработных плат за счет оптимизации, борьба с коррупцией и рост привлекательности профессий, важных для страны.

Не остались без внимания федеральные госслужащие. Было проведено 2 этапа сокращений: в 2013 и 2016 годах. Так, в 2016 году Президентом была поставлена задача: сократить численность штата на 10% за 2 года. За счет этого планировалось высвободить средства для индексации и дополнительного премирования оставшихся сотрудников. Что и было осуществлено. Сокращения продолжатся и в 2017 году до достижения требуемой цифры. Будет ли проведена за счет этого ожидаемая индексация зарплат федеральным бюджетникам в 2017 году? Однозначно сказать сложно, но определенно сэкономленные средства будут плюсом в бюджете на будущий год.

Как итог отметим, что в рамках действия Указа Президента РФ до конца 2017 года ожидается сокращение порядка 1,5 тыс. штатных единиц федеральных госслужащих.

Изменения 2017: увеличение пенсионного возраста.

На этом изменения для чиновников не закончились. Как и все служащие, они имеют право при достижении определенного стажа – 15 лет - на заслуженный отдых по выслуге. В 2016 внесены изменения в соответствующий закон о пенсионном обеспечении. С 2017 года будет увеличиваться требуемый стаж, каждый год на полгода. В результате в 2016 году он достигнет требуемой отметки – 20 лет.

Также с будущего года по тому же принципу будет увеличиваться возраст получения пенсионных выплат по старости: в итоге он составит 60 лет для женщин и 65 – для мужчин. Начисление пенсий будет теперь зависеть от стажа к моменту ухода: по 3% за каждый год сверх выслуги до максимальной величины в 75% от рабочего довольствия.

Пенсионеров-госслужащих в 2017 ждут значительные изменения: увеличение стажа для ухода по выслуге лет, по старости и новый способ расчета пенсий. Правительство постаралось максимально смягчить переход поэтапным увеличением, ежегодно по полгода.

Изменения 2017: ветераны труда

Ветеран труда в общероссийском понимании – гражданин, начавшие трудиться на благо государства во время ВОВ не будучи совершеннолетними. При этом, имеющие трудовой стаж 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин. Также к этой категории относятся люди - обладателями специальных наград.

Чтобы отметить их работу, государство предоставляет для них особые условия на ряд услуг. Так, льготы федеральным пенсионерам ветеранам труда на 2017 год включают в себя бесплатный проезд, медицинское обслуживание (в том числе протезирование зубов), льготы на некоторые виды налогов, коммунальные услуги, скидка на билеты РЖД.

Кроме перечисленных льгот федерального значения, регионы также предлагают помощь таким пенсионерам из собственного бюджета. Так, запланированы денежные выплаты ветеранам труда федерального значения в 2017 году в России. Размер зависит от возможностей региональной казны.

В нашей стране уже несколько лет проводятся кардинальные изменения. Они затронули и федеральных госслужащих: сокращения, мораторий на индексацию, изменения условий выхода на пенсию. Конечно, любые изменения в масштабах страны даются нелегко. Но, как уверяют власти – самый сложный период уже позади.

Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.

Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.

Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.

Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих

Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.

Кто относится к категории госслужащих?

Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.

По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.

Нынешние зарплаты госслужащих

Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.


Правительство РФ предлагает повысить зарплаты чиновников на 38%

Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:

  • самые высокие оклады имеют те, кто занят в президентской администрации – им положено около 216000 рублей ежемесячно, причем данная категория чиновников включает более 1700 человек;
  • в органах, представляющих исполнительную власть, лидируют служащие Спецстроя, оклад которых измеряется суммой в 122000. В данном органе трудится более 150 человек;
  • высокое место по окладам занимают высшие чины МЧС, получающие до 114000 ежемесячно. Штат данного ведомства измеряется 428 сотрудниками;
  • 410 человек, которые трудятся в Федеральной службе экологического, технического и атомного надзора, получают до 112000 рублей ежемесячно;
  • служащие федеральных судов и прокурорские работники также не обижены зарплатой. Так, средний оклад в Конституционном суде, состоящем из 251 человека, равен 135000 рублям, в Верховном суде в среднем по 119000 рублей получает 862 человека, в Судебном департаменте при Верховном суде РФ 436 человек получают по 75000 рублей, в Генпрокуратуре 451 сотрудник получает по 84000 рублей, а 16000 человек, занятых в Следственном комитете, имеют средний оклад в 66000 рублей;
  • в Центризбиркоме служат 275 человек, которым начисляется по 89000 рублей;
  • Счетная палата представлена более чем тысячей человек, получающих по 122000 рублей ежемесячно;
  • В Аппарате уполномоченного по правам человека занято 180 человек, получающих по 64000 рублей каждый месяц;
  • «аутсайдерами» по уровню оплаты труда являются сотрудники Федерального архива с окладами в 53000 рублей, а также представители Министерства по вопросам Северокавказского региона с окладом 38000 рублей в месяц.

Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.

В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.


Несмотря на мораторий, зарплата госслужащих все равно продолжает расти!

Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:

  • в Омской области увеличение заработных плат госслужащих собираются провести в рамках отраслевого плана. Власти данного региона не будут повышать оклады чиновников, оставив средний размер оплаты труда на уровне 39727 рублей. Вполне возможно, небольшое повышение получат врачи и учителя, чьи оклады на сегодняшний день измеряются 37944 рублями и 25774 рублями соответственно;
  • не запланировано индексировать оклады представителей органов местного самоуправления в Тюменской области. Отмечается только рост оплаты труда некоторых категорий бюджетников – например, заработная плата педагогов из Тюменского госуниверситета выросла на 8,8%. Данный регион, в принципе, можно назвать одним из лидеров по уровню зарплат. Нефтегазовая сфера способствует высоким окладам, так что средний уровень зарплат на предприятиях характеризуется цифрой в 45800 рублей, а к концу 2018 года обещано увеличить ее до 51400 рублей;
  • администрация Ростовской области также заявила, что чиновники не увидят повышенных окладов в 2017 и даже в 2018 году. Предусмотрен только рост окладов некоторых категорий бюджетников, в число которых попадут соцработники, медработники, сотрудники дошкольных учреждений и представители культмассового сектора. Тем не менее, несмотря на средний оклад в размере 25720 рублей, их реальный доход стал меньше на 3% из-за инфляционных проявлений;
  • власти Ставропольского края сообщили о необходимости поднять уровень оплаты труда чиновников. Сумму повышения краевой Минфин не озвучил, утверждая, что все зависит от состояния местного бюджета. Одновременно с этим стало известно, что в регионе отменили индексацию выплат социального характера, чтобы сэкономить в бюджете 320 миллионов рублей;
  • Приморский край также не проводил индексацию, однако с начала 2017 года тут были на 4,3% повышены оклады муниципальных работников казенных учреждений, а в конце года запланировано такое же повышение оплаты труда для тех, кто занят в бюджетных и автономных организациях. То есть рост заработной платы наблюдается у работников мэрии, дирекции по вопросам строительства и сотрудников, представляющих агентство по продаже муниципальной земли. Если говорить о «простых» бюджетниках, то обещают увеличение окладов сотрудников музыкальных и художественных школ;
  • не обидели себя чиновники Свердловской области, запланировав повышение окладов на 4% в 2017 году. Одновременно с этим в регионе наблюдается 2% уменьшение индексации социальных выплат;
  • в Пермском крае также решили, что оклады государственных служащих должны быть повышены в 2017 году на 5,3%, на что из местного бюджета будет выделено 64 миллиона рублей. А в 2018-2019 годах на данную цель собираются направить еще по 130 миллионов рублей. Кстати, в ответ на вопрос, не стоит ли направлять эти федеральные транши на развитие социальных программ, было сказано, что зарплата чиновников и так была слишком сильно подвержена инфляционному влиянию, так что средства будут выделены на «выполнение обязательств по государственным полномочиям», под которыми и подразумевается оплата чиновничьего труда.

Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.

Повысят ли зарплаты госслужащим?

В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.

Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.

Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.

Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.

Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:

  • оклада, положенного по должности;
  • оклада согласно имеющемуся классному чину;
  • надбавки за выслугу лет, которая составляет 10% за стаж от года до 5 лет, 15% – за 5-10 лет, 20% – за 10-20 лет, 30% за выслугу, превышающую 30 лет работы;
  • дополнительных выплат за особые условия, секретность и сложные виды работ, которые могут составить до 60% от суммы оклада для тех, кто занят на младших должностях, 60-120% оклада – для представителей старшей группы должностей, 150-200% оклада – для тех, кто относится к высшей должностной группе.

Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.

К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.

Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.


Исследования показали, что на сегодняшний день уровень оплаты чиновничьего труда никак не привязан к качеству и количеству выполняемой работы

По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.

По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.

Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.

В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.

Размер заработных плат у российских чиновников заслуживает отдельного внимания. По сводным данным, предоставленным Росстатом в первом полугодии 2015 года, усредненная заработная плата государственного служащего была равна 95 000 рублей. Ее размер стал больше на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. Прожиточный минимум, установленный официально на данный момент, составлял 7 161 рубль.

В число людей, работающих в федеральных службах, входят следующие категории:

  • судебные приставы;
  • сотрудники внешней разведки;
  • работники в сфере охраны здоровья;
  • научные работники, сюда же входят деятели образования и культуры;
  • ряд других.

У определённой категории служащих данных ведомств доход в этот период был несколько поменьше, чем у всех остальных чиновников. Средний размер их зарплаты равен 76 100 рублей. Эта цифра не достигает установленного минимума. Работники части федеральных организаций имеют еще меньше. К примеру, в агентстве по техническому регулированию и в органах следственного комитета России усредненный оклад составлял около 47 000 рублей. Самые низкие зарплаты, как на период 2015 года, так и теперь, у служащих в агентствах по делам стран СНГ.

Чиновники, стоящие у исполнительной власти, зарабатывают несколько больше: в 2015 году их зарплата была равна 84 100 рублей. По сравнению с предыдущим годом оплата их труда увеличилась примерно на 1,8 % за месяц.

Работники судебных органов, в том числе генпрокуроры, сотрудники прокуратур располагали месячной зарплатой в размере 106 200 рублей.

Госдума имеет в своем составе депутатов нижней палаты в количестве 450 человек, каждый из которых получал по 113 000 рублей ежемесячно. В сравнении с предыдущим годом их оплата стала больше на 26,5%.

В составе Совета Федерации в верхней палате трудятся чиновники в количестве 170 человек, которые в 2015 году имели ежемесячно по 139 000 рублей каждый.

Эта цифра почти на 20% больше по сравнению с 2014 годом.

В 2015 году существенно возросли зарплаты у служащих Министерства иностранных дел. Процент увеличения составил 84,5%. Месячный доход каждого сотрудника равнялся 139 000 рублей.

Работники Конституционного суда, которые занимаются проверкой законов и договоров, актов и прочих документов на предмет соответствия, получали заработную плату в размере 153 000 рублей.

Работники счетной палаты имеют зарплаты довольно высокие. В их компетенции: контроль фондов, расходной и доходной частью бюджета страны, а также банковскими учреждениями. Они следят за целевой направленностью кредитов, а также состоянием внешнего долга страны в целом. Сотрудники счетной палаты получали 180 000 рублей в месяц. Это на 69,3% больше по сравнению с предыдущим годом.

Правительственному аппарату зарплату в 2015 году снизили на 7,8%. Работники данного ведомства контролируют исполнение правительственных решений. Их заработная плата составляла 194 800 рублей в месяц.

Администрации президента зарплату также снизили на 2,1%. На момент 2015 года она составляла 226 200 рублей в месяц.

Размеры заработных плат в зависимости от ведомств

Само собой разумеется, что по сравнению с другими зарплаты работников федеральных государственных органов несколько больше средних зарплат по России.

В федеральных органах России трудятся чиновники высшего ранга, которые получают довольно внушительные зарплаты. Это ведомства МИД, Министерство обороны, Министерство экономики развития, Следственный комитет, Спецстрой, Верховный суд, Конституционный суд, гидромет, ЦИК.

В регионах чиновников трудится в несколько раз больше. Количество сотрудников, занимающих должности в государственных органах составляет примерно 682 000 человек, в муниципальной службе занято 307 000 сотрудников.

Их доходы существенно ниже, по сравнению с работниками, занятыми в федеральной службе, а заработок варьируется в пределах от 42 000 до 36 900 рублей. Однако стоит заметить, что работа у них довольно ответственная и обязанностей у каждого немало. Что касается вопроса повышения заработных плат, то такая тенденция наблюдается ежегодно.

По определению специалистов российского центра уровня жизни, труд работников управленческой сферы считается одним из самых сложных. Соответственно и заработная плата у них должна быть немаленькая. Разговоры о том, что ее размер в некоторой степени превышает среднюю оплату труда в целом по стране, вполне обоснованы. Но проблема не в том, что чиновничий аппарат зарабатывает много, а в том, что все остальные – мало. По предварительным подсчетам средний заработок госслужащих доходит до положенного минимума. Их доход в среднем должен составлять примерно 9 прожиточных минимумов, что в переводе на рубли равняется 80 000 рублей в месяц.

На каждого трудящегося в России должно выдаваться 55 000 рублей, что равно 5 прожиточным минимумам. Однако государственный бюджет этих денег не выделяет: среднемесячный доход для обычных работников значительно меньше и равен примерно 36 500 рублей в месяц, то есть 3,3 прожиточного минимума. Целью государства на данный момент является доведение зарплаты российских граждан до этой планки. Таким образом, вопросов у населения страны по поводу больших зарплат чиновников не будет возникать.

Стоит заметить, что информация по доходу чиновников не должна считаться тайной. В любой стране обычные граждане всегда находятся в курсе того, как отрабатывается жалование государственными служащими и на какие цели тратятся налоговые отчисления. В развитых странах прозрачность данной информации является нормой. Россия в этом плане не исключение.

Москва, 17 марта - "Вести.Экономика". Внося свою лепту в общее улучшение инвестиционного климата в России, Росреестр вновь вошел в десятку лидеров рейтинга "Ведение бизнеса". При этом выдержавшая многократные реформы служба представляется недооцененной, подчеркивали участники итоговой коллегии ведомства.

В десятке лидеров

Как заявил на итоговом заседании коллегии Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин, важно, чтобы деятельность названного ведомства также поспособствовала улучшению инвестиционного климата и повышению его привлекательности для бизнеса. Как уточнил министр, с начала текущего года вступил в силу закон о государственной регистрации недвижимости (218-ФЗ). Предусмотренные им преобразования уже выполнены, но необходимо произвести точечную настройку. В этой связи министр определил пять основных задач, в том числе по совершенствованию нормативно-правовой базы, переходу на бесконтактную форму оказания услуг, а также снижению коррупционных рисков.

Выступив с итоговым докладом, замглавы МЭР, руководитель Росреестра Виктория Абрамченко сообщила, что в рейтинге "Ведение бизнеса" возглавляемая ею служба в 2016 г. вошла в десятку лидеров среди 190 стран. В прошлом году Росреестр оказался на 9-м месте, переместившись с 46-го места в 2012 г. (правда, в 2015 г. он занял 8-ю позицию). При этом общее количество осуществленных регистрационных действий составило 25 млн, что сопоставимо с результатами 2015 г. (+0,2%), а количество учетных действий достигло 51 млн (+4,4%). Сроки оказания услуг по государственной регистрации прав снизились до 6 дней (против 8 в 2015 г.), а услуг по кадастровому учету - до 5 дней (против 6). Тогда как количество предоставленных сведений по ЕГРП в прошлом году выросло на 12% до 48 239 698. Причем 50,3 млн сведений было предоставлено в рамках межведомственного обмена, из них 94% - в электронном виде.

Порядка 62% услуг было оказано через многофункциональные центры (МФЦ) против 38% в предыдущем году. В результате за оказание услуг Росреестром в региональные бюджеты поступило 11 млрд руб. А количество его собственных офисов с 1018 на начало 2016 г. уменьшилось до 26 на 1 января текущего года. В электронном виде в декабре прошлого года было зарегистрировано 86,9 тыс. заявлений против 7,3 тыс в январе при общем количестве заявлений в 401,7 тыс., констатировала Абрамченко.

Как она уточнила, на сегодня в наведении порядка явно нуждается система кадастровой оценки. Об этом свидетельствует и увеличение числа объектов недвижимости, в отношении которых рассмотрены споры, на 106% до 77 673 тыс. Также увеличилась и доля решений, вынесенных в пользу заявителей, до 63%. В 2015 г. этот показатель составил 58%, а кадастровая стоимость объектов, вследствие досудебного оспаривания, снизилась на 27% до 3,7 трлн руб. То есть итоговые цифры были скорректированы на 1,3 трлн руб.

Как пояснила "Вести.Экономика" глава Росреестра, подобные результаты обуславливались деятельностью независимых оценщиков. Но теперь эта история закрыта. И к концу текущего года ожидается снижение количества решений, пересмотренных в пользу заявителей.

Напомним, с начала этого года также вступил в силу закон о единой методике определения кадастровой стоимости и передаче полномочий по кадастровой оценке недвижимости государству, принятый в июне 2016 г. Как предусматривается, переходный период продлится до 2020 г. Причем с целью улучшения качества кадастровой оценки на коллегии, в частности, предлагалось повысить квалификацию кадастровых инженеров и обеспечить их соответствующую мотивацию. Однако зачем все это делается, задался риторическим, хотя и не бессмысленным вопросом аудитор Счетной палаты Российской Федерации Максим Рохмистров. И сам же объяснил: в основе социально-экономического здоровья всякого общества лежит гарантия прав собственника. Того, кто по Далю, является обладателем, полным хозяином и господином вещи.

Недооцененная служба

Между тем, очевидно, что Россия пока еще находится на пути к формированию института качественного, "здорового" собственника. Что подтверждается и приведенной на коллегии статистикой. Так, например, на сегодня всего 50% земельных участков имеют четко обозначенные границы, а среди участков сельхозназначения таковых и вовсе 15%. В подобной ситуации, разумеется, усугубляется криминализация данного сектора и осложняется его легитимизация, подчеркивали выступающие.

На таком фоне тем более возрастает роль качественной работы сотрудников самого Росреестра. Тогда как, по информации руководителя службы, хотя нагрузка на каждого сотрудника увеличилась за минувший год на 80%, по оплате их труда ведомство находится на 32-м месте среди 38 ФОИВ при среднемесячной зарплате сотрудников территориальных органов в 29 тыс руб. И это, конечно, провоцирует отток из системы квалифицированных кадров. Кстати, на рост нагрузки (на 65,6% в годовом выражении) при сокращении общей штатной численности на 33,5% в 2016 г., по сравнению с 2010 г., указывал еще предыдущий руководитель Росреестра Игорь Васильев.

О недооцененности службы, которая за почти 20 лет функционирования успешно выдерживала многократное глобальное реформирование в условиях перманентного изменения правил игры (к недавно вступившему в силу 218-ФЗ, к примеру, уже принято 11 новых законов), упомянул и председатель комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

И на вопрос о том, ожидается ли в текущем году также повышение зарплат работников Росреестра, его руководитель ответила, что очень на это надеется.

Наталья Приходко