Государственный сектор


Чтобы правильно распорядиться таким мощным инструментом развития национальной экономики, как госсектор, необходимо проведение в жизнь взвешенных, сбалансированных управленческих решений. Вместе с тем выработка правильных решений не мыслима без серьезной аналитической работы, которая в свою очередь невозможна без эффективного статистического учета деятельности госсектора. Таким образом, первая задача, которая встает перед системой управления госсектором - это построение адекватной системы экономических понятий, которая позволяет измерять различные стороны деятельности госсектора.
В России периода экономических реформ в отношении госсектора было допущено множество ошибок, в основе которых лежало смешение основополагающих экономических категорий. В этой связи необходимо четко разнести понятие государственного сектора и смежных с ним понятий.
  1. Государственный сектор экономики: понимание в узком смысле. Прежде всего, необходимо сказать, что никакого унифицированного подхода к определению и вычленению госсектора в самостоятельное понятие не существует. Здесь имеются разночтения, которые имеют целевую и национальную специфику. В связи с этим в настоящее время можно говорить о двух трактовках госсектора: в узком и широком смыслах. Сначала рассмотрим первый аспект.
При определении сущности госсектора, как правило, исходят из того факта, что он является важнейшей составной частью национальной экономики. При этом отличительная черта государственного сектора экономики заключается в возможности государства осуществлять прямое и оперативное управление хозяйствующими субъектами, входящими в его состав. Само управление хозяйствующими субъектами государственного сектора экономики осуществляется государственными органами власти посредством своих представителей, участвующих в формировании стратегии и тактики деятельности предприятий госсектора.
Методологической основой определения государственного сектора является понятие административно-хозяйственного управления юридическими лицами (хозяйствующими субъектами). Под административнохозяйственным управлением понимается воздействие со стороны управленца (руководителя юридического лица) на деятельность юридического лица, направленное на максимально быстрое достижение поставленной цели. На основе данного понятия формулируется определение госсектора: под государственным сектором экономики следует понимать совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административнохозяйственное управление которыми осуществляется государством через федеральные и региональные органы власти страны.
Глубинный смысл введенного определения заключается в том, что предприятие попадает в госсектор только в том случае, если государство через своих уполномоченных представителей может осуществлять прямое (непосредственное) управление его деятельностью. Право осуществления управления столь высокого уровня полноты государство получает либо на основе изначального статуса предприятия (например, государственное унитарное предприятие, государственное учреждение и т.п.), либо на основе доминирования государства в собственности или акционерном капитале предприятия.
Важным моментом понятия госсектора является то, что критерий административно-хозяйственного управления не предполагает «разрыва» в изначальном статусе предприятия. Так, например, при передаче предприятия госсектора в доверительное управление частному лицу или частной компании оно не уходит из состава госсектора, хотя государство официально отказывается от административно-хозяйственного управления им. Дело в том, что в этом случае изначальный статус предприятия не изменяется, а государство сохраняет за собой право на возврат своих полномочий на ведение административно-хозяйственного управления практически в любой момент времени. Более того, сам факт передачи предприятия в доверительное управление служит лишь проявлением возможности государства в управленческом манипулировании предприятием. Аналогичная картина наблюдается при передаче предприятий госсектора в аренду. Соответственно и при введении государством внешнего управления на частных предприятиях данные хозяйственные структуры продолжают оставаться частными. Таким образом, принцип отсутствия «разрыва» в изначальном статусе предприятия симметричен для государственного и частного секторов.
Рассмотренный момент является ключевым в построении правильной системы классификации хозяйственных субъектов по секторам экономики, так как принцип административно-хозяйственного управления предприятием со стороны государства, положенный в основу определения госсектора, приобретает свою окончательную логичность и целостность только при совмещении с принципом недопустимости «разрыва» в изначальном статусе предприятия.
  1. Системы прямого (административно-хозяйственного) и косвенного (макроэкономического) регулирования экономики. Введение критерия административно-хозяйственного управления предприятием в качестве институциональной основы госсектора не случайно. Наличие госсектора в национальной экономике детерминируется необходимостью решения важных социально-экономических проблем при невозможности осуществления этого решения силами частного и муниципального секторов. Таким образом, само наличие госсектора в национальной экономике является специфической формой упорядочения социально-экономической жизни страны.
Место государственного сектора в экономической политике страны определяется тем фактом, что он, находясь под непосредственным контролем государства, помимо использования общих мер косвенного (макроэкономического) регулирования, предполагает широкие возможности использования мер прямого регулирования, базирующихся на административнохозяйственном управлении юридическими лицами.
Система прямого (административно-хозяйственного) регулирования позволяет непосредственно воздействовать на объемы, структуру (ассортимент) и цены продукции экономических рынков страны, имеющих стратегическое значение. Прямая административная корректировка деятельности хозяйствующих субъектов государственного сектора экономики позволяет повысить оперативность внедрения в практику принимаемых государственными органами стратегических решений. При этом под прямым (административно-хозяйственным) регулированием экономики понимается непосредственное воздействие государства на такие экономические параметры деятельности хозяйствующих субъектов, как объемы, ассортимент и цены производимой ими продукции. Под действие мер прямого (административно-хозяйственного) регулирования экономики подпадают только хозяйствующие субъекты государственного сектора. Реализация прямого регулирования государственного сектора экономики достигается посредством осуществления административно-хозяйственного управления юридическими лицами данного сектора руководителями, назначаемыми органами государственной власти.
Альтернативой системе прямого (административно-хозяйственного) государственного регулирования служит система косвенного (макроэкономического) регулирования экономики. При этом под косвенным (макроэкономическим) регулированием экономики понимается воздействие государства на экономические параметры деятельности хозяйствующих субъектов с помощью инструментов общего (макроэкономического) действия (налоги, процентные ставки, тарифы, квоты, нормативы общего действия и т.п.). Под действие инструментов общего действия подпадают все хозяйствующие субъекты государственного, муниципального и частного секторов экономики. В отличие от мер прямого регулирования экономики инструменты общего действия не позволяют непосредственно влиять на такие экономические параметры деятельности хозяйствующих субъектов, как объемы, ассортимент и цены производимой ими продукции. Как правило, реакция предприятий на макроэкономические воздействия плохо предсказуема и сильно дифференцирована по субъектам национальной экономики. Именно в большей предсказуемости ключевых параметров рынка и состоит главное преимущество использования прямых методов государственного регулирования.
  1. Трехсекторная модель российской экономики. Выделение в составе национальной экономики такого специфического блока, как государственный сектор, автоматически предполагает существование еще каких-то секторов. В настоящее время в России сложилась трехсекторная модель экономики, которая помимо государственного сектора предполагает еще существование муниципального и частного секторов.
Национальная система производства России представляет собой совокупность всех хозяйствующих субъектов, занимающихся производством товаров и услуг на территории страны, к каковым относятся все юридические лица и физические лица, ведущие хозяйственную деятельность без образования юридического лица (лица, осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность). Соответственно национальная система производства делится на три сектора: государственный, муниципальный и частный.
По аналогии с государственным сектором экономики можно определить остальные два сектора. Под муниципальным сектором следует понимать совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), административно-хозяйственное управление которыми осуществляется органами местного самоуправления. Таким образом, государственный и муниципальный сектора определяются аналогично и базируются на одном и том же понятии - административно-хозяйственном управлении. Государственный и муниципальный сектора в совокупности образуют общественный сектор экономики страны.
Таблица 5.
Классификация секторов российской экономики.
Частный сектор экономики определяется по остаточному принципу: к частному сектору экономики относятся все юридические лица, не входящие в состав государственного и муниципального секторов, а также физические лица, ведущие хозяйственную деятельность без образования юридического лица. Соответственно частный и муниципальный сектора в совокупности образуют негосударственный сектор экономики страны. Классификация и «пересечения» секторов российской экономики приведены в табл.5.
В рамках каждого сектора экономики отдельно выделяют смешанный сектор, под которым понимается совокупность юридических лиц (хозяйствующих субъектов), в которых часть собственности или акционерного капитала принадлежит одному секторальному собственнику, а другая часть - другому собственнику. Однако, в конечном счете, смешанный сектор относится к одному из трех основных секторов экономики в зависимости от того, какому собственнику принадлежит приоритет, т.е. кому принадлежит доминирующая часть собственности. Например, если доминирующая (более 50%) часть собственности или акционерного капитала предприятия принадлежит федеральным или региональным органам власти, то это предприятие относится к государственному сектору, несмотря на то, что в его собственности присутствует значительная доля частного капитала.
Следует отметить определенное своеобразие российской модели национальной экономики, которая по имущественному признаку является трехсекторной, в отличие от большинства развитых стран мира, где используется двухсекторная модель. Национальная экономика западных стран с точки зрения участия государства в деятельности отдельных хозяйственных структур, как правило, делится на два сектора: государственный или общественный (public) и негосударственный или частный (private). Иными словами, в данных странах используется понятие двухсекторной экономики, а муниципальные хозяйствующие субъекты относятся, как правило, к государственному (общественному) сектору. Такая конфигурация национальной экономики западных государств базируется на том факте, что муниципальные структуры власти являются естественным продолжением федеральных и региональных властных структур. Фактически федеральный центр и региональные власти сознательно и добровольно передают часть своих полномочий городским властям на местах, исходя из соображения повышения эффективности всего процесса государственного управления. Именно такой точки зрения придерживается, например, французское законодательство, относя к понятию «государственного акционера» государство и органы местного самоуправления (на уровне регионов, департаментов и коммун), а также объединения этих органов управления (например, межкоммунальные или межрегиональные объединения).
В России сложилась несколько иная трактовка указанных понятий. С этой точки зрения внедренная в российскую практику трехсекторная модель экономики не вписывается в методологические традиции большинства развитых западных государств. Между тем, строгих международных стандартов в отношении того, что относить к госсектору, не существует. В ряде случаев используются иные классификации. Например, в Китае все предприятия по имущественной спецификации разделяются на три сектора: государственные, негосударственные и смешанные.
Таким образом, можно констатировать, что во всех странах мира используется система дифференциации национальной экономики на государственный и частный сектора. Имеющиеся нестыковки и некоторые расхождения в национальных классификациях в целом не мешают пониманию сущностных различий между секторами.
  1. Государственный сектор экономики: понимание в широком смысле. Помимо узкого понимания «государственного сектора экономики» как некоей части, «куска» национальной экономики, состоящей из множества хозяйствующих субъектов, имеется и широкая трактовка данного понятия. Довольно часто под государственным сектором понимается некая совокупность хозяйственных объектов и экономических отношений. В этом случае в госсектор включается вся сфера государственной собственности, бюджет и другие ресурсы, находящиеся в непосредственном распоряжении государства. Короче говоря, госсектор в широкой трактовке - это государственная собственность плюс государственные финансы (бюджет).
Данная расширенная трактовка госсектора для хозяйственной практики имеет, пожалуй, негативное значение из-за возникающих разночтений и коллизий в имеющихся дефинициях. Однако оно имеет определенное значение для экономической теории. В настоящее время в современной экономической науке имеет место разделение между двумя научными направлениями: экономика государственного сектора (в англоязычной традиции это «Economics of the public sector») и общественная экономика (в англоязычной традиции это «Public economics»). Первое направление оперирует понятием госсектора в узком смысле (совокупность хозяйствующих субъектов) и изучает различные аспекты функционирования и управления данной частью национальной экономики. Второе направление оперирует понятием госсектора в широком смысле (казна государства) и изучает различные аспекты бюджетного регулирования и согласования групповых интересов. В каждом из указанных разделов экономической теории акцент делается на совершенно разные стороны функционирования экономики. Данные этимологические нюансы следует иметь в виду для понимания всей научной панорамы проблематики госсектора.
  1. Государственный сектор и смежные с ним понятия. Во избежание недоразумений в экономической теории госсектора необходима полная терминологическая ясность. Остановимся на некоторых, наиболее важных экономических категориях.
Одним из основополагающих понятий является государственная собственность, которая представляет собой кумулятивный (накопленный) результат деятельности хозяйствующих субъектов. Иначе говоря, категория государственной собственности характеризует кумулятивный (накопленный) материально-вещественный потенциал государства. К ней относится все движимое (оборотный и основной капитал, нематериальные активы) и недвижимое (здания, сооружения) имущество государства, а также леса, недра и т.п. Фактически государственная собственность представляет собой часть национального богатства страны, находящегося в руках государства. При этом, строго говоря, следует различать понятия государственного имущества и государственной собственности. Первое является более узким понятием, чем второе. К государственному имуществу следует относить все рукотворные хозяйственные объекты, а к государственной собственности - все государственное имущество плюс все природные объекты. Иногда понятия государственной собственности и государственного имущества используются как синонимы, что не совсем верно.
В отличие от государственной собственности госсектор, будучи совокупностью хозяйствующих субъектов, занятых производством товаров и услуг, характеризует текущий (как правило, в рамках года) материальновещественный потенциал государства.
Одним из результатов функционирования экономики и всех ее секторов являются государственные финансы, которые представляют собой все финансы, находящиеся в распоряжении государства и характеризующие текущий финансовый потенциал государства. Если рассматривать такой денежный агрегат как золотовалютные резервы Центрального банка страны, то он характеризует кумулятивный финансовый потенциал государства, но данный ресурс, строго говоря, не относится к государственным финансам.
Очевидно, что все три рассмотренные категории переплетаются между собой. Например, государственные финансы, принимая форму государственного заказа, могут расходоваться на нужды как государственного, так и негосударственного секторов. Кроме того, государственные финансы могут расходоваться на различные социальные программы и нужды, реализация которых может быть возложена на структуры частного сектора. Отсюда ясно видно, что государственные финансы и госсектор никак не эквивалентны, но в то же время и не противоположны друг другу. Государственное имущество точно также может находиться в распоряжении хозяйствующих субъектов как государственного и негосударственного секторов. Примером второго случая являются концессии. Если говорить о природных объектах государственной собственности, то они могут использоваться хозяйственными субъектами государственного и негосударственного секторов, а могут временно вообще никем не использоваться, оставаясь потенциальным богатством государства.
Еще одним понятием, смежным с понятием государственного сектора, является государственное предпринимательство. Под государственным предпринимательством понимается участие государства в любой хозяйственной деятельности с целью извлечения финансовой выгоды. Покупка государством пакетов акций хозяйствующих субъектов негосударственного сектора, как правило, направлена на получение дивидендов, но при этом данные пакеты акций могут и не быть контрольными. В этом случае такие предприятия не входят в состав госсектора, государство с помощью долевого участия в их собственности не может осуществлять административнохозяйственного управления предприятий из-за нехватки акционерных голосов, но само держание подобных пакетов акций представляет собой разновидность государственного предпринимательства.
Большое значение имеют такие два важных понятия, смежных с понятием государственного сектора, как государственное регулирование и государственное вмешательство. Как было показано выше, государственное регулирование существует в двух формах - прямое и косвенное регулирование. Проведение государством своих интересов через непосредственное влияние на деятельность госсектора является лишь частью политики государственного регулирования и не исчерпывает ее. За рамками прямого регулирования госсектором остаются практически все методы косвенного макроэкономического регулирования.
Особой разновидностью государственного регулирования выступает государственное вмешательство в экономику. Такие действия осуществляются в отношении хозяйствующих субъектов как государственного, так и негосударственного сектора. Как правило, государственное вмешательство имеет разовый, дискретный характер. Например, государство может национализировать обанкротившееся частное предприятие и реорганизовать его с целью продолжения его основной деятельности. Государство может также осуществить целенаправленную финансовую поддержку частного предприятия, имеющего для страны большое значение, но попавшего в сложное финансовое положение. В данном случае государственное вмешательство не затрагивает предприятия госсектора.

Государственный сектор экономики выступает в роли комплекса хозяйственных объектов, которые являются собственностью в целом, либо отдельными частями федерального или муниципального административного органа.

Границы государственного сектора могут изменяться в связи с увеличением, либо падением корпоратизаций и приватизации компаний. В настоящий момент статистика многих государств с рыночной экономикой показывает, что ликвидируются из списка предметов государственного сектора компании, пребывающие в периоде приватизации. Такое происходит даже в том случае, если часть общегосударственного имущества в их капитале больше половины. Следовательно, совокупный объём государственной собственности в капитале гибридных компаний в действительности наиболее значительный, чем государственный сектор. Инвестиции поступают в основном в государственный сектор экономики, что весьма серьезно влияет на национальное регулирование финансовых действий.

Основной частью государственного сектора представлены объекты общественного назначения, в основной массе не дающие доход. Остальная часть объектов состоит из национальных компаний, имеющих отношение к сырьевой и энергетической составляющей государства, где необходимы крупные вложения, а доход приходит медленным темпом. Доходность национальных компаний на порядок ниже, чем у частных фирм.

Существование в обстоятельствах рыночных взаимоотношений секторов, которыми руководят владельцы частных компаний, дает возможность эксплуатировать государственный сектор с целью решения общегосударственных финансовых вопросов, увеличения рентабельности частного хозяйства. компаний государственного сектора не представляется первоочередной целью его деятельности в экономике. Высоких доходов с них не ждут, а потери покрываются из правительственного бюджета. Вследствие этого государственный сектор становится основным поставщиком дешевых услуг, электричества и материала, что позволяет снизить в частном секторе.

Также национальные компании занимаются и внешнеторговым регулированием, вывозом денежных средств за границу, вводят государственный основной в форме финансовых вложений в какие-либо государства. Интенсивно применяется государственный сектор как механизм правительственного регулирования финансовых действий. Так, в обстоятельствах резкого упадка экономики, если собственные вложения уменьшаются, вложения в государственный сектор, как правило, увеличиваются. Таким образом, национальные рычаги влияния пытаются сдержать повышение безработицы. Видна значимость государственного сектора в общегосударственной структурной политике. Страна формирует новые объекты, либо переоборудует прежние в тех секторах экономики, в которые частный основной капитал приходит в малом количестве.

Как влияет государственный сектор на экономику?

Регулирующее влияние на экономику государственный сектор проявляет путем влияния на политику гибридных фирм, в которых стране принадлежит . Распоряжаясь пакетами акций в согласовании с национальными проектами, страна имеет возможность координировать финансовые вложения. За счет управления пакетами акций банков имеется возможность обращать средства в финансирование инвестиционных планов.

Государственный сектор через Центральный регулирует денежный :

Устанавливает прибыльные ставки;

Исполняет процедуры на рынке ценных бумаг;

Оказывает влияние на денежный курс.

Этими действиями государственный сектор также динамично воздействует на финансовый прогресс государства.

Финансовыми и основными функциями государственного сектора считаются:

Получение коммерческой выгоды с дальнейшим перечислением ее в ;

Пополнение прибыльной доли бюджета за счет налогов и других обязательств.

В целом, государственный сектор добавляет собственное производство туда, где стимулирование частного капитала оказывается неудовлетворительным. В итоге государственный сектор можно охарактеризовать инструментом с целью увеличения производительности общенародного хозяйства и перераспределения ВВП.

Министерство финансового развития и торговли Российской Федерации уделяет большое внимание формированию стратегических ценностей становления государственного сектора, оказывает влияние на его работу, устанавливает подходящие объемы функционирования. Оно определяет миссии компаниям государственного сектора в краткосрочной и долговременной перспективе.

Цели формирования государственного сектора направлены на:

Моделирование прибыли и затрат правительственного бюджета и национальных внебюджетных фондов;

Составление плана размеров продукта и развитие планов национальных договоров в поставки продукта, для удовлетворения национальных потребностей.

На практике используется способ планирования «от достигнутого уровня». Такого рода способ представляется наиболее приемлемым при обстоятельствах, где население удовлетворено состоянием государственного сектора и не пребывает в процессе больших общественно-финансовых изменений.

При обстоятельствах скорого формирования государственного сектора на первое место ставится выбор подходящих альтернатив применения национальных средств. Для выгодного подбора применяется способ сопоставления производительности, который предоставляет нужную информацию с целью принятия финансовых и общественно-политических заключений.

Для оценки производительности в государственном секторе применяют подобные способы:

  • анализ расходов и результативности;
  • анализ расходов и эффективности;

Понятие «анализ расходов и результативности» характеризуют совокупность аналитических способов, совершающих обозначение размера расходов и ресурсов на результат установленных целей, определенных перед национальным сектором, подбор подходящих постановлений. Если расценивается работа, приносящая несколько итоговых результатов, то предпочтительно воспользоваться анализом расходов и полезности. Способ анализа расходов и полезности - это совокупность операций, при создании возможных сопоставлений расходов в многоцелевой ценовой форме. Применение данного способа проблематично, так как не всегда социальные блага реально просчитать в стоимостном выражении.

Распространение государственного сектора оцениваются рядом характеристик:

Долей производства государственного сектора в совокупном размере изготовления;

Удельным весом производств;

Определением размеров ключевых фондов;

Долей от всеобщего размера инвестиций в первостепенный капитал, приходящейся на административный ресурс;

Числом сотрудников в государственных фирмах.

Российское право учитывает 2 координационно-законные формы унитарных компаний государственного сектора:

Первая форма - в праве хозяйственного ведения. Владелец выносит решение задачи формирования компании, реорганизации и ликвидации, устанавливает объект и миссии работы, осуществляет контролирование за применением и сохранностью собственности;

Вторая форма - в праве своевременного управления. Права владельца более обширные. Организация имеет возможность лично управлять только лишь сделанной продукцией. Распоряжение закрепленной собственностью может быть только лишь с согласия владельца.

Унитарные компании представляют собой торговые компании, владельцем которых выступает государство. Это является основанием для непосредственного управления подобными предприятиями со стороны государства. Органом управления унитарным предприятием является его начальник, установленный владельцем, или уполномоченным органом.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Появился вместе с первыми государствами, когда люди стали объединяться, потому что большей общиной легче было выжить. Сбор налогов, оборона, общественная безопасность - первичные элементы, с которых начиналась любая страна. Затем появлялись государственные предприятия по производство оружия, связь, транспорт. Государственный сектор экономики - это совокупность субъектов всех видов деятельности, которыми занимается государство. Первая полноценная модель государственного сектора экономики появилась еще в Древнем Китае.

Понятие

Государственный сектор экономики - это организации, учреждения, предприятия, принадлежащие государству, через которые оно участвует в производстве, распределении и обмене. Эти экономические субъекты могут управляться государством напрямую или через своих представителей.

Первый вариант

Как специфический вид собственности и деятельности, государственный сектор экономики страны появился в 140 году до нашей эры в Древнем Китае при императоре Ханьской династии У-Ди. Модель управления страной включала практически все элементы присущие современной государственной экономике.

Китайскому государству принадлежали предприятия самых различных отраслей, в том числе, шахты, каменоломни, солеварни, наземный и водный транспорт, кредитные учреждения. Император Ди ввел единую денежную систему и акцизы, контроль над конкуренцией и ценами.

В государстве принимали план по межрегиональному сотрудничеству и стимулированию развития сельского хозяйства. В стране вместе с госсектором была разработана и первая система управления государственным сектором экономики. Модифицированная модель до сих пор используется в современном Китае.

Элементы

Государство осуществляет свою деятельность через свои представительные организации в различных сферах производства, распределения и обращения. В сфере производства элементы государственного сектора экономики - это государственные и муниципальные предприятия. В большинстве стран мира такие предприятия создаются в отраслях, где частному сектору не очень выгодно работать.

В сфере распределения основные элементы - государственный и местный бюджеты, налоги, дотации и преференции. Государство вынуждено участвовать в перераспределении общественных благ, в том числе, чтобы снизить неравенство в доходах населения, защитить наименее защищенные слои населения, снизить диспропорции в развитии разных регионов.

В сфере обращения главный элемент государственного сектора экономики - это Центральный банк, который отвечает за денежно-кредитную политику и работу финансовой системы страны.

Как образуется?

В обычных ситуациях развитие государственного сектора экономики происходит за счет строительства новых предприятий на средства государственного и местного бюджета. Например, в России за счет государственного бюджета строятся предприятия военно-промышленного комплекса, за счет местных бюджетов - предприятия коммунального хозяйства.

В ряде случаев государство национализирует полностью или частично предприятия частного сектора. Государство вынужденно забирать крупные убыточные предприятия, такая практика существует во многих европейских странах, в том числе во Франции, Италии, Великобритании, Австрии. В этих странах были национализированы предприятия различных отраслей, в том числе угольные шахты, автомобильные заводы, авиационные перевозчики.

Функции

Одна из функций государственного сектора экономики - это формирование и поддержание национальной экономики. В капиталистических странах государственные предприятия создаются там, где частный сектор не справляется, и возникают диспропорции в экономике. Зачастую после того как предприятие национализируется и приводится в порядок, оно возвращается в частный сектор.

Например, многие предприятия южнокорейского конгломерата Дэу, были национализированы и после определенного периода санации были проданы частному сектору. Самый классический случай "провала" механизмов рыночной экономики это монополизация, с которым государство борется регулированием и участием в производстве.

Экономическая роль государственного сектора в экономике заключается в создании предприятий в интересах страны в целом, а не в целях максимизации прибыли. Предприятия могут создаваться в целях эффективного размещения производительных сил, регионального развития, создания новых национальных секторов экономики.

Подробнее об экономической функции

Государство способно аккумулировать большие объемы ресурсов и обеспечить финансовую стабильность и спрос, поэтому одна из важных функций государственный сектор экономики - это создание капиталоемких объектов часто с длительными сроками окупаемости и низкой рентабельностью. Самые развитые регионы Азии - Сингапур, Гонконг, Южная Корея, например, начинали развитие промышленности с государственных инвестиций.

Государство берет на себя риски и в ситуациях, когда частный бизнес не справляется с технологической модернизацией отсталых производств, которые критически значимы для страны. Для развития отдельных регионов страна может не только создавать условия для привлечения частного бизнеса, но и строит свои предприятия. В отдельных случаях предприятия госсектора организуются в отраслях, где есть частные предприятия, которые занимают монопольное положение, чтобы уменьшить их влияние на рынок. Страны направляют значительные инвестиции в ключевые отрасли, чтобы снизить контроль над ними иностранных глобальных корпораций.

Основные направления

В зависимости от экономических традиций страны, государство имеет собственность в самых различных отраслях. Например, в России это добыча природного газа, в Малайзии, Венесуэле - нефть, на Тайване - производство и продажа алкоголя. Но во всех странах государство отвечает за объекты инфраструктуры, необходимые для функционирования экономики.

За счет государственного бюджета строятся железные и автомобильные дороги, развивается коммунальное хозяйство, объекты энергетики. В основном это предприятия малоприбыльных отраслей и высокой социальной значимости. Государство берет на себя предпринимательские риски, когда необходимо развивать новые технологии или целые отрасли критически важные для страны.

Во всех странах развитие высокотехнологичных отраслей проходит при партнерстве государственного и частного сектора экономики. Иногда государству приходится выступать в качестве спасателя, тогда национализируются убыточные предприятия. Обычно это делается для значимых крупных предприятий с большим количеством сотрудников.

Методы регулирования

Как и любая другая часть хозяйственной деятельности в стране, экономика государственного и муниципального сектора регулируется государством. Используются прямые и косвенные методы воздействия на этот сектор экономики. К прямым методам относятся:

  • создание законодательной базы, которая определяет возможность заниматься тем или иным видом деятельности;
  • прямое участие в производственной деятельности, в том числе и долевое;
  • приватизация государственной собственности, обычно с целью пополнения бюджета и передачи бизнеса в управление более эффективному собственнику;
  • инвестиции, гарантии по кредитам и другие методы финансовой поддержки.

Косвенные методы регулирования государственного сектора экономики это налоговое регулирование, стимулирование спроса и частно-государственное партнерство. При помощи установления ставок стимулируется переток инвестиций в отрасли с более низкими налогами. Увеличение доходов населения, например, стимулирует спрос на потребительские товары, а размер ключевой ставки центрального банка определяет, куда выгоднее направлять деньги в производство или в финансовый сектор.

Кто работает в госсекторе?

Многообразие функций государства определяет и существование сотен видов деятельности, которыми занимаются государственные и муниципальные предприятия. Все предприятия можно отнести к трем типам:

  • Несамостоятельные публично-правовые предприятия. К ним относятся пенитенциарные учреждения, школы, монетные дворы.
  • Самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права. К ним относятся почта, железные и автомобильные дороги, государственные холдинги и корпорации.
  • Предприятия в форме частного юридического лица. К ним относятся акционерные предприятия, где государственное участие оформлено через акции.

Предприятия первой и второй группы создаются и работают на основе специальных законодательных актов. В некоторых странах эти предприятия могут существовать и в акционерной форме, например, частные тюрьмы работают в США и в некоторых странах Европы, также во многих странах есть частные школы. Государственное предпринимательство осуществляется, обычно через участие в акционерном обществе.

Преимущества и недостатки

В целом позитивным фактором считается снижение роли государственного сектора в экономике, потому что все отмечают отсутствие методов надежного контроля и эффективного управления, по сравнению с частными предприятиями. Государственные предприятия являются источником коррупции и непотизма (синоним - кумовство).

В Китае, несмотря на жестокие меры борьбы, постоянно выявляются факты коррупции в госсекторе, а в Южной Корее в прошлом году за непотизм были уволены все сотрудники казино. Государственные предприятия зачастую слабо связаны с рынком, не могут быстро реагировать на изменение спроса из-за необходимости длительных согласований с представителями государства.

Преимущества государственного сектора экономики - это устойчивость, благодаря государственным инвестициям, стабильность работы, благодаря гарантированному спросу, возможность работать в рамках плана или программы.

Современная экономика является смешанной. Экономическая деятельность в ней осуществляется государствен­ным сектором, а также частными нефинансовыми предприятия­ми, финансово-кредитными и другими организациями, часто объ­единяемыми общим понятием «частный сектор». Смешанной яв­ляется и экономика самого государственного сектора. Составными частями государственного сектора являются сектор государственного управления и предприятия, принадлежа­щие или контролируемые государством, но относящиеся согласно общепринятому подразделению экономики на экономические сек­тора к нефинансовым и финансовым корпорациям. Основу государственного сектора составляет сектор государствен­ного управления, применительно к которому формируются также государственные финансы. Рассмотрим его место в системе эко­номических секторов экономики.

В настоящее время при составлении прогнозов социально-эко­номического развития, формировании финансов, принципов по­строения статистики и экономическом анализе границы секторов экономики определяются в соответствии с системой национальных счетов. Соответственно, трактовка основных понятий и определе­ние границ общественного сектора и сектора общественного прав­ления должны производиться применительно к системе нацио­нальных счетов, которая принята во всем мире. Таким образом, обеспечиваются единые подходы к изучению экономики государственного сектора и экономики других секторов, их имущества, складывающихся между ними потоков товаров, услуг и денежных средств. В системе национальных счетов, принятой Организацией Объединенных Наций в 1993 г., сектор государственного управле­ния выделяется как один из секторов экономики.

Согласно этой системе хозяйствующие субъекты страны (ин­ституциональные единицы), владеющие и распоряжающиеся ак­тивами и вступающие в экономические отношения с другими хо­зяйствующими субъектами, в соответствии с осуществляемыми ими функциями и способами финансирования затрат объединя­ются в пять институциональных секторов экономики. Этими сек­торами являются: сектор нефинансовых корпораций; сектор фи­нансовых корпораций; сектор государственного управления; сек­тор домашних хозяйств и сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства (НКООДХ).

К каждому из этих секторов относятся соответствующие ин­ституциональные единицы. Под институциональной единицей понимается хозяйствующий субъект (экономическая единица), который владеет и распоряжается активами от своего имени, при­нимает обязательства, вступает в экономические операции с дру­гими институциональными единицами, составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. В качестве хозяйству­ющих субъектов принимаются как юридические лица (предпри­ятия, органы государственного управления, кредитные организа­ции, страховые компании и др.), так и домашние хозяйства, поскольку они являются центрами принятия экономических решений. Субъекты хозяйствования располагают находящимися в постоянном обороте экономическими ресурсами.

К нефинансовым корпорациям относятся находящиеся на эконо­мической территории страны институциональные единицы (кор­порации и квазикорпорации), основной функцией которых явля­ется производство товаров и нефинансовых услуг с целью продажи их на рынке и получения прибыли. Затраты на производство воз­мещаются из выручки от реализации. К этому сектору относятся, в частности, предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли и др. Под квазикорпо­ративными предприятиями понимаются институциональные еди­ницы, аналогичные корпорациям по своим функциям и способу финансирования, но не имеющие формально статуса корпорации (например, государственные унитарные предприятия).

К сектору финансовых корпораций относятся институциональ­ные единицы, основной функцией которых является финансово-кредитная деятельность, - органы денежно-кредитного регулиро­вания, банки, страховые компании, негосударственные пенсион­ные фонды и другие учреждения, осуществляющие финансовое посредничество.

К некоммерческим организациям, обслуживающим домашние хо­зяйства (население), относятся общественные некоммерческие организации, оказывающие нерыночные услуги домашним хозяй­ствам. Это общественные организации, включающие политические партии, профсоюзы, религиозные организации, различного рода общества, союзы и ассоциации, а также удовлетворяющие потреб­ности в области образования, здравоохранения, культуры и т.д. Они финансируются за счет взносов членов, пожертвований и доходов от собственности.

Сектор домашних хозяйств объединяет физических лиц или группы лиц, живущих вместе и имеющих общий бюджет. Домаш­ние хозяйства распоряжаются своими ресурсами, имеют активы и обязательства, занимаются хозяйственной деятельностью. К ним относятся домашние хозяйства лиц, работающих по найму, домаш­ние хозяйства предпринимателей, домашние хозяйства самозаня­тых (лиц свободных профессий, владельцев мелких некорпоратив­ных ферм, семейных магазинов, кафе), домашние хозяйства лиц, живущих на трансферты (пенсионеры, студенты). Это сектор, в ос­новном потребляющий товары и услуги и производящий их для собственного потребления и реализации.

Сектор государственного управления . К сектору государственного управления относятся институциональные единицы, наделенные правом на законодательную, исполнительную и судебную власть на территории страны или ее частей. Основными функциями сек­тора государственного управления являются обеспечение полити­ческой и регулирующей деятельности, предоставление товаров и услуг на нерыночной основе для их коллективного или индивиду­ального потребления членами общества, а также перераспределе­ние доходов и богатства с помощью трансфертов и субсидий. Это предопределяет его роль в качестве основы государственного сектора, его ведущего элемента. Соответственно, экономика сектора госу­дарственного управления является центральным звеном экономики государственного сектора. Выделение сектора государственного управления в качестве одного из секторов экономики связано с тем, что фор­мирование секторов в системе национальных счетов осуществлено по функциям институциональных единиц в экономической дея­тельности. Институциональные единицы других секторов деятель­ностью, свойственной государственному управ­лению, не занимаются. Соответственно, предприятия, производя­щие и реализующие продукцию по рыночным ценам, в том числе принадлежащие и контролируемые государством, к этому сектору не относятся.

Вместе с тем, поскольку государство не только осуществляет определенные функции в сфере государственного управления, но также является владельцем или контролирует деятельность значи­тельного количества предприятий, производящих товары и услуги на коммерческих началах, существует потребность в рассмотрении общего объема его экономической деятельности с учетом права собственности на институциональные единицы. В этой связи на­ряду с понятием сектора государственного управления системой национальных счетов допускается формирование собирательного государственного сектора, называемого также общественным сек­тором. Объединение сектора государственного управления и принадлежащих государству или контролируемых им предприятий, производящих товары и услуги на коммерческой ос­нове, как и предприятия частного сектора, в государственный сектор производится на основе принципа собствен­ности. Поскольку эти предприятия принадлежат государству или государство владеет в них частью собственности, позволяющей оказывать решающее влияние на их деятельность, оно может использовать их для проведения своей экономической политики. Однако по характеру своей экономической деятельности они от­носятся к нефинансовым или финансовым корпорациям. Таким образом, необходимо различать экономику государ­ственного сектора и экономику сектора государ­ственного управления.

Реализация функций сектора государственного управления пред­полагает проведение социальной политики, направленной на ока­зание помощи малоимущим, недопущение чрезмерных разрывов в уровнях доходов высоко- и слабообеспеченных слоев общества. К услугам этого сектора относятся общегосударственные услуги, связанные с управлением, обороной, общественным порядком и безопасностью, услуги, связанные с экономической деятельностью, и услуги социального характера (здравоохранение, образование, культура и др.). Государство осуществляет эти функции не в целях коммерческой выгоды или прибыли, а для обеспечения обществен­ных благ или, как часто говорят, нерыночных услуг обществу.

Одной из важнейших особенностей органов власти является их функция управления делами страны, как политическими, так и социально-экономическими, исходя из интересов всего общества или его основных социальных слоев и политических сил. Они ко­ординируют все стороны политической и экономической жизни граждан страны, опираясь на разветвленную сеть органов власти, представляющих собой аппарат управления и принуждения.

Эта особенность предопределяет двойственную роль сектора государственного управления в экономике страны. С одной сторо­ны, он определяет институциональные основы, стратегию развития и экономическую политику страны для всех секторов экономики, а с другой - является одним из экономических секторов и функ­ционирует в рамках установленных им правил.

Основным критерием отнесения институциональных единиц к сектору государственного управления являются выполняемые ими функции как института, управляющего делами общества. В сектор государственного управления входят главным образом государ­ственные учреждения (институциональные единицы сектора госу­дарственного управления), осуществляющие властные полномочия в качестве основного вида деятельности. Являясь институциональ­ными единицами, они занимаются также экономической деятель­ностью: владеют активами, ведут операции с другими институцио­нальными единицами, принимают обязательства, имеют полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов. Другой состав­ной частью сектора государственного управления являются госу­дарственные организации социального страхования, управляющие соответствующими фондами. Организации социального страхова­ния в силу своей специфики могут быть выделены в особый под­сектор сектора государственного управления.

Государственное управление в федеративных государствах предполагает наличие нескольких уровней управле­ния. Соответственно, при анализе экономики государственного сек­тора управления необходимо рассматривать экономическую дея­тельность органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях управления и экономическую деятель­ность органов управления на муниципальном уровне.

К институциональным единицам сектора государственного управления относятся также бюджетные некоммерческие органи­зации (НКО), в отношении которых государственные органы управления определяют программу их деятельности и назначают их руководителей. Эти некоммерческие организации проводят го­сударственную политику и финансируются государственными ин­ституциональными единицами. К таким организациям относятся, в частности, научно-исследовательские учреждения и организации, устанавливающие нормативы, которыми руководствуются пред­приятия и население в сфере образования, здравоохранения, охраны окружающей среды и др.

Отнесение институциональньгх единиц к соответствующим сек­торам экономики осуществляется в СНС по функциональному принципу. Такой подход соответствует пониманию сектора государ­ственного управления как сектора, оказывающего бесплатные услуги и предоставляющего населению социальную поддержку в денежной (а иногда и в натуральной) форме. Соответственно, предприятия и организации, собственником которых является государство (напри­мер, государственное учреждение, оборонное предприятие и банк), относятся, как уже говорилось, к различным экономическим секто­рам в зависимости от выполняемых ими функций.

Государственный сектор - это более широкое понятие, чем сектор государственного управления. Он объединяет сектор государственного управления и принадлежащие государству или контролируемые им предприятия и организации, производя­щие, как и предприятия частного сектора, товары и услуги на ос­нове коммерческой деятельности и являющиеся составной частью секторов нефинансовых и финансовых корпораций.

Государство как субъект экономической деятельности выступа­ет не только в качестве экономического сектора государственного управления, но и в качестве управляющего или регулирующего органа власти по отношению к принадлежащим или контролиру­емым им предприятиям. В основе выделения понятия «государ­ственный сектор» лежит тезис, согласно которому государство действует «от имени и по поручению» своих граждан и в их инте­ресах использует всю принадлежащую ему или контролируемую им собственность. Воздействие на экономику со стороны сектора осуществляется также и через производящие товары и услуги предприятия, принадлежащие государству или контролируемые им.

К предприятиям, находящимся в государственной собственно­сти, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, действующие на основе права хозяйственного веде­ния или на праве оперативного управления (казенные предпри­ятия). Имущество этих предприятий (например, предприятий атомной промышленности) принадлежит органам государственной или муниципальной власти, которые назначают их руководителей, играют решающую роль в определении их производственной про­граммы, цен на продукцию, заключают контракты на обязательную поставку продукции для государственных нужд. При этом могут устанавливаться цены, не покрывающие полностью издержек про­изводства. Взамен жесткого управления органы государственной и муниципальной власти оказывают им финансовую помощь, пре­доставляют льготы, кредиты и т.п.

Другой формой предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются акционерные обще­ства (например, акционированные предприятия оборонной про­мышленности), в которых им принадлежит более половины акцио­нерного капитала или других видов участия в капитале.

Критерии, позволяющие определить, кто именно контролирует предприятие, являются более сложными. Контроль включает вы­работку политики, управление и руководство. Даже если органам государственного управления не принадлежит большая часть ка­питала предприятия, но при этом они в значительной степени кон­тролируют его деятельность, такое предприятие, по существу, яв­ляется государственным. Единого однозначного критерия, опре­деляющего порядок отнесения к государственному сектору предприятий, контролируемых государством, не существует. В на­стоящее время ведется работа по уточнению признаков, на осно­вании которых предприятия могут быть отнесены к государствен­ному сектору. Принадлежность предприятий к этому сектору в ходе обновления СНС-93 предполагается определять на основе набора показателей:

    контроль над управлением советом или другим руководя­щим органом - контролирующая структура может обла­дать правом назначения и увольнения большинства членов руководящего органа или правом вето при рассмотрении назначений;

    контроль над назначением и увольнением ключевых работ­ников - если контроль над управляющим органом незна­чителен, то решающую роль может играть возможность на­значения на ключевые посты в составе персонала;

    контроль над ключевыми управленческими структурами - подкомитетами управляющего совета (комитета), опреде­ляющими важнейшие направления политики организации (финансовой, производственной);

    владение «золотой акцией» и опционами;

    прямое регулирование и контроль, например, в установле­нии цен на выпускаемую продукцию;

    контроль со стороны основного потребителя - в случае если вся продукция корпорации или преобладающая ее часть предназначена для одного или нескольких государ­ственных потребителей;

    контроль со стороны кредитора - государство в качестве условия кредитования может определить условия контроля за использованием кредита и деятельностью корпорации в целом.

Основанием для отнесения корпорации к го­сударственному сектору является наличие одного или нескольких признаков.

Уточняется также порядок отнесения к государственному сек­тору некоммерческих организаций. Их принадлежность к государ­ственному сектору будет определяться на основе следующих пока­зателей:

    право назначения государственными органами руководя­щих работников НКО;

    другие конституирующие инструменты, например опреде­ление задач и функций НКО, утверждение бюджета, право вето в принятии решений и др.;

    наличие контрактных соглашений между государством и НКО - некоторые контракты на поставку товаров или услуг могут содержать пункты, позволяющие государству определять отдельные аспекты политики или программы работ НКО. Однако если при этом НКО имеет возмож­ность самостоятельно определять значительную часть сво­ей политики, то это означает принадлежность не к государ­ственному, а к частному сектору;

    степень финансирования со стороны государства - так же как и при рассмотрении предыдущего показателя, необхо­димо учитывать, насколько финансирование со стороны государства определяет политику и программу НКО; даже если государственное финансирование составляет преоб­ладающую часть, но не сопровождается условиями по определению политики, НКО следует относить к частно­му сектору;

    степень принятия государством финансовых рисков по деятельности НКО - принятие рисков может иметь усло­вием контроль за политикой НКО; однако если такое усло­вие не устанавливается, то, так же как и в предыдущих слу­чаях, следует относить НКО к частном у сектору.

Производящие на коммерческой основе товары и услуги пред­приятия не выполняют функций по государственному управлению, в их функции не входит предоставление насе­лению бесплатных общественных благ или социальных выплат. Они производят продукцию для продажи на рынке по экономиче­ски значимым ценам.

Предприятия, принадлежащие или контролируемые государ­ством, отражают деятельность государства как производителя то­варов и услуг и функционируют в основном на основе коммерче­ских принципов хозяйствования. Их расходы покрываются за счет доходов от предпринимательской деятельности. Вместе с тем ор­ганы государственной власти могут оказывать существенное вли­яние на их экономическую политику и практическую деятельность. Принадлежность к государственному сектору обусловливает ряд особенностей, позволяющих органам власти использовать эти предприятия для решения социально-экономических задач, опре­делять цели их деятельности. При формировании производствен­ной программы общественный интерес ставится выше интересов предприятия. Органы власти могут оказывать определяющее вли­яние на программу производства продукции, цены ее реализации, выступать в роли заказчика и использовать другие методы воздей­ствия. Одновременно они могут оказывать финансовую помощь, предоставлять субсидии, кредиты на льготных условиях и т.д. В слу­чае принятия органами государственной власти решений, негатив­но сказывающихся на финансовом положении предприятий, убыт­ки или упущенная выгода могут компенсироваться за счет бюджет­ных средств. Степень их хозяйственной самостоятельности обратно пропорциональна степени подконтрольности государству. Право собственности и основанного на собственности контроля позволяет органам государственного управления использовать их в целях проведения государственной экономической политики и регулирования экономики. Получая государственную поддержку, эти предприятия нередко реализуют свою продукцию и услуги по ценам более низким, чем это делали бы частные фирмы. Так, на­пример, государственные предприятия в целях обеспечения со­циальных благ для низкооплачиваемых слоев населения могут устанавливать более низкие цены на жилищно-коммунальные услуги, предоставлять бесплатный проезд отдельным категориям населения на городском транспорте. Для доступности культурных услуг могут устанавливаться низкие цены или предоставляться скидки отдельным социальным группам населения на билеты в музеи.

Считается, что государственные предприятия менее эффектив­ны, чем частные. Тем не менее, государственные предприятия ус­пешно функционируют во многих, в том числе высокоразвитых, странах мира и используются для реализации важнейших государ­ственных программ. Основная проблема заключается не в том, кто владелец предприятия, а в том, как организовано управление им, как обеспечены заинтересованность и ответственность управляющих. Для этого может использоваться сочетание коммерческих и административных рычагов.

В отношении государственной собственности на протяжении многих десятилетий наблюдаются противоположные тенденции. Одна из них заключается в расширении и развитии государствен­ного предпринимательства за счет создания новых и национали­зации старых предприятий. Другая - в денационализации пред­приятий и передаче их в негосударственный сектор. Во многих случаях частные предприятия, например сталелитейные предпри­ятия Великобритании, стали государственными в результате банк­ротства. Государство было вынуждено вмешаться, чтобы предот­вратить их закрытие.

Количество таких предприятий в отдельные периоды может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от складыва­ющейся экономической конъюнктуры и преобладания тенденций национализации или, наоборот, разгосударствления и привати­зации.

Наряду с некоммерческими организациями сектора государ­ственного управления, входящими в государственный сектор, нерыночные услуги членам общества оказывают общественные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Основной функцией некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, является предоставление услуг и товаров домашним хозяйствам на нерыночной основе. Предметом рассмотрения в отношении этих организаций явля­ются характеристика их типов, объема и видов осуществляемой ими деятельности, финансового обеспечения, воспроизводствен­ные процессы в этом секторе экономики, взаимоотношения его институциональных единиц с организациями-нерезидентами, а также их роль в формировании и развитии гражданского обще­ства.

Доля НКООДХ в производстве валовой добавленной стоимости всех секторов экономики в 2005 г. составила 0,4%. Доля НКООДХ в валовом располагаемом национальном доходе (с учетом взносов и других поступлений) составила 1,3%, из которых 0,9% было на­правлено на оказание услуг населению. В отличие от органов го­сударственного управления эти организации предоставляют услуги не всему населению, а гражданам, входящим или связанным с каждой из этих организаций. Так, профсоюзы оказывают помощь сво­им членам, религиозные организации оказывают духовные услуги верующим соответствующих конфессий, спортивные организации помогают спортсменам и т.д. Их сфера деятельности является более ограниченной, чем сфера деятельности органов государственного управления, охватывающая общество в целом. Они не относятся к сектору государственного управления. Однако функции общественных некоммерческих организаций, обслужи­вающих домашние хозяйства, аналогичны функциям государствен­ного управления и также осуществляются на некоммерческой ос­нове. Поэтому их экономическая деятельность в этом отношении сходна с сектором государственного управления.

Предметом изучения экономики государственного сектора явля­ются роль и функции государства как хозяйствующего субъекта рыночной экономики, теоретические основы и мотивации его эко­номической деятельности, взаимодействие с другими хозяйству­ющими субъектами внутри страны и за рубежом. Подлежит рас­смотрению экономическая деятельность государственного сектора в целом, на федеральном, региональном и муниципальном уров­нях, а также в разрезе отраслей и видов экономической деятельно­сти. Основными проблемами, рассматриваемыми экономикой государственного сектора, являются:

    влияние государственного сектора на уровень и условия жиз­ни населения на основе производства и предоставления услуг на нерыночной основе, социальных выплат и исполь­зования других инструментов;

    формирование доходов, расходов и имущества государственного сектора;

    влияние экономической политики и экономической дея­тельности государственного сектора на других участников экономической деятельности и их экономическое поведе­ние;

    производство товаров и услуг государственным сектором на коммерческой основе.

Экономика государственного сектора как наука занимается вопро­сами как макроэкономики, так и микроэкономики. Предметом рассмотрения макроэкономики являются экономика в целом и экономика ее основных секторов. Соответственно, при рассмот­рении экономики сектора государственного управления как основы государственного сектора используются агрегированные показатели: валовой внутренний продукт, валовая добавленная стоимость, валовой доход сектора, валовой располагаемый доход сектора, сбе­режение и накопление. При этом интерес представляет как их фор­мирование по видам деятельности сектора государственного управ­ления, так и роль сектора государственного управления в перераспределении доходов между секторами экономики. Пред­метом рассмотрения на макроуровне являются также государствен­ные финансы и их воздействие на социально-экономическое раз­витие. С использованием средств, аккумулируемых в государствен­ных финансах, органы власти осуществляют меры, направленные на стабилизацию и развитие экономики, перераспределяют доходы (и соответственно, ресурсы) между секторами экономики и субъ­ектами хозяйствования, производят общественные блага, оказы­вают поддержку малообеспеченным слоям населения путем пере­распределения доходов корпораций и высокодоходных групп до­машних хозяйств. Органы государственного управления оказывают также решающее воздействие на регулирование денеж­ного обращения в стране, поскольку являются владельцами цент­рального банка, относящегося к сектору финансовых учреждений. На федеральном уровне государственного управления определя­ются концепция, стратегия, экономическая политика и пропорции развития государственного сектора управления, а также концепция, стратегия, экономическая политика и направления структурных изменений экономики в целом.

В то же время в состав сектора государственного управления входят более мелкие институциональные единицы, осуществля­ющие менее масштабные экономические процессы. К ним отно­сятся министерства, службы, агентства, органы управления на муниципальном уровне, школы, больницы, организации культу­ры и т.п., в отношении которых предметом изучения является их поведение в процессе производства, распределения и потребления общественных благ, а также их отношения между собой и субъек­тами хозяйствования других секторов. Именно этими институцио­нальными единицами осуществляются непосредственные контак­ты с институциональными единицами корпоративного сектора, сектора финансовых учреждений на поставку общественному сек­тору товаров и услуг, а также непосредственное предоставление общественных услуг домашним хозяйствам. С позиций микро­уровня рассматривается также деятельность принадлежащих госу­дарству и контролируемых им предприятий.

Рассмотрение этой деятельности должно базироваться на эко­номической теории, объясняющей причинно-следственные связи экономической деятельности государственного сектора, основы его взаимодействия с другими секторами. Рассмотрение практической деятельности государственного сектора и ее теоретический анализ позволяют сделать выводы о стратегических целях, экономической политике и конкретных мерах и механизмах, обеспечивающих эф­фективное устойчивое экономическое развитие и улучшение уров­ня и условий жизни населения.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    - (public sector) Часть смешанной экономики (mixed economy), охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

    - (public sector) Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт,… … Финансовый словарь

    государственный сектор экономики - Часть смешанной экономики, охватывающая деятельность центральных и местных властей. В государственный сектор экономики входят образование, Национальная служба здравоохранения, социальное обслуживание, общественный транспорт, полиция, местные… … Справочник технического переводчика

    государственный сектор экономики - Отрасли хозяйства, находящиеся полностью или в значительной степени в руках государства, они включают национализированные предприятия, правительственные и муниципальные службы, общественные объединения (в противоположность частному сектору). Syn … Словарь по географии

    Совокупность проводящих экономическую деятельность предприятий, организаций, учреждений, находящихся в государственной собственности и управляемых государственными органами или назначаемыми и нанимаемыми ими лицами. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш … Экономический словарь

    Часть экономики, находящаяся в собственности государства; материальная основа выполнения государством своих целей (управление, обеспечение обороноспособности, охрана общественного порядка, решение социальных проблем, развитие образования, науки и … Географическая энциклопедия

    Государственный сектор экономики - (госсектор) совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из средств государственного бюджета (федерального или региональных) … Экономика: глоссарий

    Сектор экономики крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, экономическими целями, функциями и поведением, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях. В зависимости … Википедия

    Финансовый словарь

    Часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный… … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Основы моделирования экономического поведения домохозяйств. На базе данных RLMS-HSE. Лекции для социологов. Учебник , Рощина Яна Михайловна. Совокупность домохозяйств представляет собой отдельный сектор экономики, где собираются доходы и производятся расходы и сбережения, платятся налоги, осуществляются инвестиции времени и денег…