Фз 40 о страховании осаго. Новый закон об осаго

Во многих странах мира гражданская ответственность водителей подлежит обязательному страхованию, Россия тому не исключение. В настоящей статье будет описан законодательный акт, регламентирующий страхование гражданской ответственности, также цели его создания, основные положения и внесенные новшества и изменения.

Основные положения 40 ФЗ

Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» был принят членами Государственной Думы в апреле 2002 года (03.04.02). Совет Федерации одобрил настоящий законопроект через 6 дней после его издания — 10 апреля того же года. Официальное вступление в действия 40-ого Федерального Закона приходится на 25 апреля 2002 года.

Цель издания данного законодательного акта обусловлена в защите пострадавших в результате дорожных автомобильных происшествий, также возмещением ущерба потерпевшим за счет средств страховой компании, выписавшей полис ОСАГО. Положения настоящего закона об ОСАГО гласят, что страхование гражданской ответственности обязательно для всех водителей. Отсутствие страхового полиса ОСАГО у собственника автотранспортного средства расценивается, как нарушение настоящего ФЗ № 40, а связи с чем водитель будет привлечен к ответственности.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 состоит из шести глав:

  • общих положений ФЗ № 40 — понятия, принципы;
  • правила осуществления страхования автогражданской ответственности — правила пользования полисом ОСАГО, срок его действия, выплачиваемая сумма по страховке, размеры страховых премий и иное;
  • положения о компенсационных выплатах — порядок осуществления и право на получение компенсационных выплат в соответствии с полисом ОСАГО;
  • деятельность страховщиков согласно настоящему закону;
  • положения о профессиональном объединении страховщиков;
  • заключительные аспекты 40-ого закона — регулирования исполнения закона, вступление в силу и другое.

Последние изменения, внесенные в закон об ОСАГО

С момента издания настоящего закона о страховании ОСАГО прошло много лет, соответственно за предшествующий период акт претерпел множество изменений. Новый закон об ОСАГО со всеми изменениями вступил в силу в 25 сентября 2017 года. Однако, решение о внесении поправок и дополнений в настоящий ФЗ № 40 было принято еще в марте 2017.

Новое в законе об ОСАГО внесено на основании Федерального Закона № 49. Внесенные дополнения и поправки были необходимы для усовершенствования правил по страхованию автогражданской ответственности. В большей части изменения направлены:

  • на определение срока проведения анализа случившегося ДТП страховой компанией. Анализ повереждений автотранспортного средства осуществляется в течение пяти рабочих дней. Установленный пятидневный период отсчитывается со дня аварии на дороге;
  • на облегчение процедуры проведения независимой экспертизы на месте дорожно-транспортного происшествия;
  • на увеличение срока, предоставленного для направления жалобы в страховую компанию, оформившею полис ОСАГО. В соответствии с настоящим законом № 40 этот период составляет 10 дней;
  • нововведения гласят, что период действия страхового полиса ОСАГО сотавляет 12 месяцев;
  • в связи с принятыми изменениями, суммы возмещения не выплачиваются водителю, как это было ранее, а перечисляются на счет компании, осуществляющей ремонт автотранспортного средства;
  • приняло нововведение об увеличении лимита страховой суммы в соответствии с Европротоколом. Теперь лимит составляет 100 тыс. рублей;
  • внесенные изменения в закон об ОСАГО с сентября 2017 года позволяют приобретать страховой полис через Сеть Интернет.

Последние изменения № 40-ФЗ коснулись некоторых статей настоящего законодательного акта.

Ст 1 закона об ОСАГО № 40


Текст данной статьи посвящен основным понятиям, используемым в законе. В нее, на основании 49 закона были внесены дополнения в виде одного пункта. Внесенное новшество раскрывает понятие о договоре на организацию восстановительного ремонта. Заключение настоящего договора между страховщиком и компанией, проводящей ремонтные восстановительные работы с поломанным автотранспортным средством, осуществляется в счет страхового возмещения.

4-ая статья настоящего ФЗ

Ст 4 ФЗ № 40 содержит положения об обязанностях владельцев автотранспортных средств страховать свою гражданскую ответственность. В ее тексте указано, что обязательства по покупке полиса ОСАГО не распространяются на:

  • транспортные средства, мощностью не большее 20 км/ч;
  • автотранспорнтые средства, принадлежащие вооруженным силам России;
  • автомобили, зарегистрированные в зарубежных странах, если они имеют страховой полис международного уровня;
  • прицепы, находящиеся в собственности автовладельцев;
  • и др.

Изменения 12-ой статьи

Положения настоящей статьи раскрывают условия и правила осуществления возмещения по страховке ОСАГО. В последней редакции было принято решение о замене словосочетания «страховые выплаты» на » страховые возмещения». Так же при последних изменениях ФЗ № 40 в 12 ст в пункт 15 были внесены дополнения. Дополнение, введенное в действие в сентябре 2017 года раскрывает суть вынесенных требований о восстановительных работах с автотранспортным средством, также содержатся положения о самостоятельном проведении ремонта.

Статья 14

Ее положения гласят о правилах и возможности регрессного требования. Согласно тексту данной статьи закона об ОСАГО, страховщик вправе предъявлять регрессное требование к гражданину, причинившему вред в следующий случаях:

  • вред потерпевшему был нанесен умышленно;
  • нанесенный ущерб был совершен в состоянии опьянения — алкогольного, накротического;
  • водитель не имел право управлять данным ТС;
  • гражданин, причинивший вред уехал с места дорожно-транспортного происшествия;
  • иные обстоятельств, предусмотренные настоящим ФЗ.

26 статья Федерального Закона об ОСАГО

Положения данной стать регламентируют правила ведения профессиональной деятельности по договору страхования автогражданской ответственности. А именно она содержит следующие положения:

  • условия рассмотрения требования, предъявляемые потерпевшей стороной в случае дорожно-транспортного происшествия;
  • процедуру осуществления выплаты компенсанции;
  • правила прямого возмещения ущерба;
  • нюансы вступления в профессиональное объединение страховых компаний;
  • критерии и размеры проводимых отчислений в резервный фонд;
  • иные положения.

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

Б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

В) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

Г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

Д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

Е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

3.1. В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 3 настоящей статьи, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

5. При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Российской Федерации, представляет документы, предусмотренные подпунктами "б", "г", "д" пункта 3 настоящей статьи, а также один из документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 настоящей статьи, или документ о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации.

6. Владельцы транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров по маршрутам регулярного сообщения, обязаны информировать пассажиров об их правах и обязанностях, вытекающих из договора обязательного страхования, в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ.

7. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

7.1. Страховщик обеспечивает контроль за использованием бланков страховых полисов обязательного страхования страховыми брокерами и страховыми агентами и несет ответственность за их несанкционированное использование. Для целей настоящего Федерального закона под несанкционированным использованием бланков страховых полисов обязательного страхования понимается возмездная или безвозмездная передача чистого или заполненного бланка страхового полиса владельцу транспортного средства без отражения в установленном порядке факта заключения договора обязательного страхования, а также искажение представляемых страховщику сведений об условиях договора обязательного страхования, отраженных в бланке страхового полиса, переданного страхователю.

В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан за счет собственных средств возместить причиненный вред в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страхового возмещения, за исключением случаев хищения бланков страховых полисов обязательного страхования при условии, что до даты наступления страхового случая страховщик, страховой брокер или страховой агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков. Принадлежность бланка страхового полиса обязательного страхования страховщику подтверждается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с правилами профессиональной деятельности, предусмотренными подпунктом "п" пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Неполное и (или) несвоевременное перечисление страховщику страховой премии, полученной страховым брокером или страховым агентом, не освобождает страховщика от необходимости исполнения обязательств по договору обязательного страхования, в том числе в случаях несанкционированного использования бланков страхового полиса обязательного страхования.

В пределах суммы компенсации, выплаченной страховщиком потерпевшему в соответствии с настоящим пунктом, а также понесенных расходов на рассмотрение требования потерпевшего страховщик имеет право требования к лицу, ответственному за несанкционированное использование бланка страхового полиса обязательного страхования, принадлежавшего страховщику.

7.2. Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если страхователь выразил желание заключить договор обязательного страхования в виде электронного документа, договор обязательного страхования должен быть заключен страховщиком в виде электронного документа с учетом требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.

Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.

При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления. При этом цена, по которой страхователем оплачивается услуга по направлению ему страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, указывается отдельно от размера страховой премии по договору обязательного страхования.

Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

8. В период действия договора обязательного страхования страхователь незамедлительно обязан сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

9. При получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования.

10. При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленном страховом возмещении и о предстоящем страховом возмещении, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховом возмещении и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

10.1. При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

11. Банком России устанавливаются форма заявления о заключении договора обязательного страхования, форма страхового полиса обязательного страхования, форма документа, содержащего сведения о страховании, форма заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и форма бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования, в частности признание информации в электронной форме, подписанной простой электронной подписью, электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, устанавливаются Банком России с соблюдением требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ

    Постановление от 5 сентября 2018 г. по делу № А02-620/2018

    Седьмой арбитражный апелляционный суд (7 ААС)

    Ул. Неглинная, 12) о признании незаконным постановления от 27.03.2018 № ТУ-84-ЮЛ-18-3219/3110-1 о привлечении к административной ответственности по статье 15 . 34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Третье лицо: Киреев Николай Николаевич (Иркутская область, Усольский район, р.п. Тельма, ул. Лесная, 9). У С Т А...

    Постановление от 29 августа 2018 г. по делу № А40-22874/2018

    Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)

    На сайте Страховщика, что привело к незаключению договора ОСАГО в виде электронного документа, то есть нарушил пункт 22 Указания №4190-У, пункт 7.2 статьи 15 Федерального закона №40-ФЗ, пункт 1.11 Правил № 431-П; не осуществил сплошную непрерывную регистрацию и хранение информации о действиях страхователя (лиц имеющих намерение заключить договор) и...

"1. Если владелец поврежденного автомобиля не предоставил его на экспертизу страховщика, то поданные ранее документы будут ему возвращены. Соответственно, никаких выплат на ремонт водитель не получит.

Данный пункт в первую очередь направлен на то, чтобы автовладельцы не пытались обмануть страховщиков, проводя независимую экспертизу у знакомых экспертов и завышая таким образом сумму выплат."

А как в таком случае бороться с так называемыми "экспертами" СК, которые занижают сумму страховых выплат?

Эрнест , все очень просто.

Сначала нужно предоставить автомобиль на экспертизу в страховую. После этого можно обратиться к независимому эксперту. Этого закон не запрещает.

Удачи на дорогах!

Андрей-129

Зачастую осмотр поврежденного авто производит один из сотрудников СК, так называемый "специалист", а сам расчет происходит уже в организации имеющей в штате эксперта-техника. При этом осмотр может быть произведен не объективно (часть повреждений пропущена или просто не отмечена) (имеется ввиду внешние повреждения).

А независимый эксперт описал все повреждения. Будет ли результате независимой экспертизы приниматься СК и необходимо ли вызывать представителя СК на осмотр.

Предоставить ТС после ДТП Вы обязаны представителю СК. И только после этого Вы можете сделать независимую экспертизу. Это Ваше право.

Будет ли результате независимой экспертизы приниматься СК и необходимо ли вызывать представителя СК на осмотр.

Вызывать представителя СК вы не обязаны, но лучше это сделать. На практике, представители СК все равно не приходят, а для суда это плюс! Результаты независимой экспертизы предъявляют в суд, и они ни какого отношения к СК и их желанию, принять или нет эти результаты – не имеют!!!

Здравствуйте! Было мелкое ДТП еще в 2014 году, по ОСАГО насчитали совсем мало, выплатили. Страховщику было подано заявление о пересчете суммы выплаты. Естественно, в официальном ответе прозвучало предложение провести независимую экспертизу и предоставить ее результаты, на основании чего страховщик в принципе будет вникать в проблему. Как говорится, решено было плюнуть и забыть.

Тут вдруг стали одолевать разные автоюристы и компании вроде тех, что улаживают споры со страховыми компаниями. По их словам, срок позволяет судиться со страховщиком и заставить его оплатить реальную сумму. Тем более с 19.09.2014 года введена единая методика расчета ущерба после ДТП ЦБ РФ. До этого было несколько различных методик расчета ущерба. Вопрос: насколько разнятся методики? Какова погрешность? Кто-нибудь сталкивался с подобными автоюристами и какой итог?

Anton , здравствуйте.

Насколько я понимаю, предложенные услуги бесплатны для водителя? Если да, то почему бы не попробовать? Только внимательно читайте договор перед тем, как его подписывать.

На практике с подобными организациями я не взаимодействовал, поэтому не могу сказать, насколько честно их предложение.

Удачи на дорогах!

Здравстсвуйте! ДТД было 6 июля 2016, прямо в ГИБДД сидит контора, которая проводит независимую оценку. Ну мы обратились, 8 июля был осмотр, приезжал представитель страховой. Теперь вопрос: согласно изменениям в законе, я так понимаю не правомерно было наше обращение к независимому оценщику до оценки страховой или то, что представитель страховой присутствовал, все по правилам? И еще вопрос, в нашей ситуации в страховую нужно сразу сдавать расчет независимого эксперта или после выплаты страховой, если мы не согласны с суммой?

Елена , здравствуйте.

Вы в любом случае должны предоставить автомобиль на осмотр в страховую компанию. Без этого результаты независимой экспертизы приняты не будут.

Сначала посмотрите, сколько возмещения насчитает Вам страховая компания. Мало ли, они предложат больше. А уж потом подавайте результаты независимой экспертизы.

Удачи на дорогах!

Валерий-31

Здравствуйте! ДТП произошло 14 июля 2016 года. ОСАГО у меня нет, но вина не моя. Обратился в компанию виновника ДТП после получения справки из ГИБДД через 2 недели после события, назначили встречу еще через 2 недели. Я отремонтировал свой автомобиль за свой счет до встречи с экспертами СК, т.к. сделал фото своего автомобиля с места ДТП в день ДТП, где все кузовные повреждения отчетливо видны. В протоколе ГИБДД все эти повреждения обозначены. СК отказала мне в выплате вообще какого-либо убытка, т.к. ремонт произведен до экспертизы. Правомерно ли это?

Валерий , здравствуйте.

ФЗ "Об ОСАГО", пункт 20:

20. Страховщик отказывает потерпевшему в страховой выплате или ее части, если ремонт поврежденного имущества или утилизация его остатков, осуществленные до осмотра страховщиком и (или) проведения независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества в соответствии с требованиями настоящей статьи, не позволяют достоверно установить наличие страхового случая и размер убытков , подлежащих возмещению по договору обязательного страхования.

Удачи на дорогах!

Скажите, новые правила по обязательному предоставлению автомобиля в СК для осмотра после ДТП, начал действовать для полисов от 04.07.2016 ? или для всех без исключения?

Произошло ДТП с участием 3 машин, 1- виновник, 2 пострадавших. Мы -пострадавшие, машину увезли на эвакуаторе, это произошло в Воронеже. Теперь мы должны обращаться в страховую компанию виновного "Эни", а она находится в Ростове-на-Дону. Как мы можем предоставить автомобиль для осмотра, если машина не на ходу?

Ирина , в данном случае страховщик должен провести осмотр транспортного средства по месту его нахождения. Когда Вы будете подавать заявление в страховую, укажите, что осмотр нужно провести по месту нахождения автомобиля. Укажите адрес, где находится транспортное средство.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте! В мае 2016 года произошло дтп с участием 2 тс, потерпевшего (водителя) увезли на скорой, возбудили административное производство по ст. 12.24 КоАП, но так как по результатам медэкспертизы, проводимой гбдд в рамках административного дела, вред здоровью не причинен, производство в сентябре 2016 года прекратили в связи с истечением срока давности и отсутствия в действиях потерпевшего состава адм.првонарушения. В определении о прекращении не указаны обстоятельства дтп, положения пдд, которые были нарушены и кем нарушены. В определении не установлена чья либо вина. Правильно ли я понимаю, что ущерб нанесен только тс и нужно подавать заявление о прямом возмещении убытков. Можно ли подавать такое заявление, если из документов, выданных гибдд не усматривается чья либо вина, хотя из материалов дела (свидетельские показания самих сотрудников гибдд, материалы видеозаписи дтп и др.)можно сделать вывод, что я потерпевший и второй водитель виновен. Если нельзя подавать заявление о прямом возмещении убытков в свою страховую, то куда следует обратиться?

Юлия , здравствуйте.

Поскольку вред причинен только транспортным средствам, за выплатами можно обратиться как в свою страховую компанию, так и в страховую компанию виновника ДТП.

Удачи на дорогах!

Добрый день. Страховой случай наступил 17.06.2016(бесконтактное ДТП), есть виновник аварии, который указан в справке о ДТП. Моя страховая компания отказала мне в выплате, ссылаясь на то, что в законе об ОСАГО есть такой пункт, что прямое возмещение убытков производится при взаимодействии(столкновении). Порекомендовали обратиться в страховую виновника. Там, по истечению установленного законом срока(20 дней) сказали, что срок принятия решения продлили т.к. нужно им еще время, а на какой срок продлили не говорят. Только говорят, что точный срок продления в законе не указал. Могут продлить на хоть сколько. Подскажите пожалуйста что делать?

Законодательство регулирует страхование гражданской ответственности отдельным регламентом. Федеральный закон под номером 40 был принят в апреле 2002 года, однако вступил в силу лишь через год. С момента его принятия закон претерпел ряд изменений, которые требуют отдельного рассмотрения.

ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” структурно состоит из шести основных глав. Разделение призвано сгруппировать статьи закона по основным вопросам:

  • установление общих понятий и положений ОСАГО, указание на принципы, которые легли в основу принятия ФЗ 40;
  • условия гражданского автострахования, порядок его осуществления;
  • выплаты компенсаций по страховке ОСАГО;
  • регулирование деятельности страховых фирм.

Назначение закона сводится к установлению обязательного автострахования и получения полиса ОСАГО. Цель ФЗ — защита прав пострадавших и выплата им возмещения нанесенного ущерба за счет страхования по ОСАГО.

Закон вступил в силу 1 июля 2003 года. Последние изменения приходятся на 28 марта 2017 года. Их принятие регламентируется ФЗ 49, вносящим изменения в Закон об ОСАГО. Большинство поправок вступило в силу 28 апреля, однако изменения пункта 12 статьи 1 актуальны лишь с 25 сентября 2017.

А вы знаете какие изменения претерпел ФЗ 28 о гражданской обороне? Последняя редакция

Последние изменения в Законе об ОСАГО

Последние изменения Закона об ОСАГО по ФЗ 49 призваны урегулировать следующие аспекты:

  • ранее страховщик обязывался провести анализ повреждений транспортного в течение 5 дней с момента предоставления его к экспертизе, последние изменения в законе оставили указанный срок, но установили его отсчет на момент подачи заявления о ДТП страховщику ОСАГО;
  • была упразднена возможность проведения независимой экспертизы, соответствующие документы потеряли юридическую силу;
  • был увеличен период, в течение которого по закону ФЗ 40 подаются претензии к страховщику по ОСАГО, теперь он составляет 10 дней;
  • с начала сентября 2017 период страхования по полису ОСАГО не может быть меньше одного года;
  • денежное возмещение ущерба не выплачивается пострадавшему, а перечисляется ремонтным компаниям, с которыми у страховщика заключен соответствующий договор;
  • до 100 тыс. рублей увеличен лимит страховой суммы по Европротоколу;
  • приобрести полис ОСАГО с 2017 года допускается через интернет;
  • вступает в силу право регрессии — если страховщик докажет умышленное нанесение вреда виновником ДТП, то с последнего по закону ФЗ 40 будет взыскана полная или частичная сумма страховки.

Последние изменения в ФЗ 40 по ОСАГО вызвали ряд вопросов по трактовке и регламентированию отдельных моментов:

  • низкий уровень ответственности страховых компаний в выплатах по полисам ОСАГО, отсутствие регулирования соответствующих механизмов воздействия;
  • определенные положения размыты в формулировках, допускают двоякую трактовку;
  • как следствие неточностей Закона об ОСАГО — отсутствие адекватных решений при судебном рассмотрении отдельных моментов;
  • не регулируется вопрос о поддельных полисах ОСАГО;
  • в отдельных ситуациях пострадавший, несмотря на наличие ОСАГО у виновника ДТП, вынужден доплачивать за ремонт транспортного средства.

Текущую редакцию ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” можно рассмотреть на примере отдельных статей.

Первая статья ФЗ 40 согласно последним поправкам претерпела ряд изменений:

  • в восьмом абзаце формулировка “(осуществить страховую выплату) ” была заменена на “(осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) ”;
  • в одиннадцатом, тринадцатом и четырнадцатом абзацах формулировки “страховые выплаты ” меняются на “страховые возмещения ”;
  • в шестнадцатом абзаце формулировка «на выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания из числа станций технического обслуживания, с которыми страховщиком заключены договоры, устанавливающие обязанность станции технического обслуживания осуществить восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страховой выплаты » сокращена до «на определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом станции технического обслуживания «;
  • добавлен дополнительный абзац — «договор на организацию восстановительного ремонта — договор, заключенный между страховщиком и станцией технического обслуживания и устанавливающий в том числе обязанность станции технического обслуживания провести восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства потерпевшего и обязанность страховщика оплатить такой ремонт в счет страхового возмещения в соответствии с настоящим Федеральным законом. «.

Статья 2 ФЗ 40 регулирует систему обязательного автострахования в законодательстве РФ. Предписывается приоритетность положений международных соглашений. Изменения в данное положение не вносились с момента первоначальной редакции.

В статье 4 ФЗ 40 формулировка «страховой выплаты по обязательному страхованию » изменена на «страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, «.

В статье 12 ФЗ 40 также заменены формулировки “страховые выплаты ” на “страховые возмещения ”. Изменено название положения на «Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда «. 15-ый пункт дополнен тремя подпунктами, регулирующими страховое возмещение нанесенного вреда, требования о проведении ремонтных работ и возможность самостоятельного проведения ремонта потерпевшим с той компанией, с которой у страховщика имеется соответствующий договор.

Статья 17 ФЗ 40 регулирует компенсацию страховых премий по ОСАГО. На 2017 год изменений в данное положение не последовало. Последняя редакция данной статьи была приведена в актуальное состояние в 2008.

Скачать ФЗ

Для полного ознакомления с актуальной версией ФЗ 40 об ОСАГО с последними изменениями рекомендуется обратиться к самому документу. Ниже приведены ссылки на скачивание Федеральных законов 40 и 49. Второй документ является тем законом, который содержит список последних изменений в страхование по ОСАГО на 2017 год. Скачать последнюю редакцию “Закона об обязательном страховании” ФЗ 40 можно . ФЗ 49 с изменениями можно скачать .

В 2014 году ФЗ об обязательном автостраховании получил большое количество изменений. Так, закон об ОСАГО, новая редакция которого была принята в начале июля 2014 года, пересматривает многие действовавшие ранее положения, например, касательно прямого возмещения убытков при ДТП, уточнения порядка оформления выплат по Европротоколу, максимального значения выплат в связи с причинённым имуществу ущербом.

Включает он и многие другие поправки, основное количество которых вступило в силу с августа по октябрь.

Увеличение выплат по ОСАГО

Это без преувеличения важнейшее изменение, которое предусматривает увеличение лимита страховых выплат до 400 000 рублей при возмещении имущественного ущерба, а также до 500 000 рублей по возмещению вреда здоровью.

Напомним, закон о страховании ОСАГО в старой редакции устанавливал 120 000 рублей в качестве максимальной суммы возмещения вреда имуществу единственного потерпевшего и 160 000 рублей, если потерпевших несколько. Вред здоровью и жизни каждого потерпевшего оценивался в те же 160 000 руб.

В настоящий момент ст.7 закона об ОСАГО предусматривает уже выплату в 400 000 рублей, причём независимо от числа потерпевших. Данная поправка действует с 1.10.2014 г. и, соответственно, под её действие подпадают все ТС, застрахованные после вышеуказанной даты. Изменения касательно возмещения вреда жизни и здоровью также существенные. Сумма составляет уже 500 000 рублей, однако в действие поправка вступает только с 1.04.2015 г.

Изменятся и правила, по которым эти страховые выплаты будут начисляться. Так, если сегодня на выплату могут рассчитывать лишь те пострадавшие (за исключением смертельных случаев), которым невозможно оказать помощь в рамках обязательного медстрахования, то 1.04.2015 г. выплаты пострадавшим будут фиксированными в зависимости от тяжести травмы.

Прямое возмещение убытков только в своей компании

В том случае, если при ДТП сложились условия для прямого возмещения убытков (ПВУ), то уже со 2 августа все автомобилисты могут обратиться за возмещением ущерба только к своему страховщику. Напомним эти условия:

  • только два ТС являются участниками аварии;
  • вред причинён только этим ТС;
  • оба участника ДТП с действующими полисами ОСАГО.

Ранее потерпевший мог обращаться не только в собственную страховую компанию, но и в компанию виновника ДТП. Это в ряде случаев приводило к проблемам. Так, страховщик зачастую выплачивал своим клиентам лишь незначительные суммы, а за возмещением крупного ущерба отправлял в компанию виновника. Сегодня федеральный закон об ОСАГО запрещает подобные манипуляции.

Изменение предельного объёма износа

Автомобилисты должны уделять внимание такому термину ст. 12 закона об ОСАГО, как предельный объём износа ТС, который принимается во внимание при оценке ущерба при ДТП. Ранее он ограничивался 80%, но с 1.10.2014 г. предельный износ составляет 50%. Между тем эти проценты имеют очень важное значение, если дорогу не поделили автомобили, застрахованные по ОСАГО и КАСКО.

При выплатах по ОСАГО виновнику ДТП возмещаются не полные затраты на ремонт автомобиля, а только лишь причинённый ущерб. Если автомобиль не новый, то и в цене он значительно теряет, ОСАГО учитывает этот фактор, а КАСКО – нет. Износ, конечно, не учитывают и поставщики запчастей, сервисы.

Соответственно, виновник останется должен даже тогда, когда лимит по ОСАГО покрывает ущерб, так как стоимость ремонта в т. ч. и с заменой запчастей им должна быть компенсирована полностью. В этом смысле уменьшение предельного износа ТС до 50% несколько сокращает возможные финансовые убытки водителя-виновника ДТП.

Новый закон об ОСАГО пересматривает и методики подсчета величины износа. Ранее свой метод существовал для расчёта амортизации кузова, подвески, аккумулятора и т.д. Теперь же существует всего две формулы расчёта объёма износа — для шин и для автомобиля.

Другой лимит выплат по Европротоколу

В рамках первого пакета изменений закона об ОСАГО в новой редакции, вступившего в силу 2.04.2014 г. водители, не желающие собирать многокилометровые очереди из-за пустякового ДТП и решившие оформить его самостоятельно по Европротоколу, могут рассчитывать на страховые выплаты до 50 тыс. руб.

Напомним, что водители, оформившие страховку до 2 августа, могут рассчитывать получить по Европротоколу лишь 25 000 рублей.

Условия для оформления ДТП по Европротоколу:

  • участие лишь двух застрахованных по ОСАГО ТС в ДТП;
  • вред причинен лишь имуществу и нет других потерпевших;
  • определены и не вызывают сомнений обстоятельства аварии и виновность одного из участников.

При этом одновременно с увеличением лимита по ОСАГО до 400 тыс. рублей, то есть с 1.10.2014 г., в экспериментальных регионах — Москве, СПБ и соответствующих областях максимальные выплаты по Европротоколу также стали составлять 400 000 рублей. В остальных российских регионах поправка вступит в силу через несколько лет.

Однако и жителям экспериментальных регионов на такие значительные выплаты по Европротоколу сильно рассчитывать, наверное, не следует. Дело в том, что закон об ОСАГО 2019 для данного случая устанавливает дополнительные требования. Так, обязательно должны присутствовать фото- и видеоматериалы с места ДТП, причём сделаны последние должны быть устройствами, соответствующими требованиям правительства РФ и работающими в связке с GPS/ГЛОНАСС. Словом, при необходимости страховщик сможет найти повод отказать в выплате.

Размер средних выплат по ОСАГО повысится

Выше мы уже упоминали, что страховые выплаты по ОСАГО практически всегда не покрывают полную стоимость ремонта . Но это связано не только с учётом степени износа ТС, но и с тем, что при проведении экспертизы использовались несовершенные методики подсчета стоимости восстановительного ремонта, которые зачастую брали в расчёт лишь стоимость самих поврежденных деталей, но не в полном объёме учитывали стоимость проведения работ и совсем не принимали во внимание необходимость использования расходных материалов. Таких методик существовало целых пять, а результаты подсчета по ним могли отличаться в разы.

Например, при необходимости покраски кузовной детали учитывалась лишь стоимость краски, иногда шпатлёвки, но в расчёт не принималось, что для проведения покраски эту деталь нужно снять, демонтировать некоторые другие элементы, зашпатлевать, прогрунтовать и лишь затем покрасить.

С 17.10.2014 г. для подсчета стоимости восстановительного ремонта закон 40 фз «Об ОСАГО» предусматривает единую и более справедливую методику, обязательную для страховщиков, экспертов-техников, судебных экспертов и т.д.

Видео: Поправки к закону об ОСАГО в 2014 году

Итоги

Словом, новые поправки закона об ОСАГО новой редакции призваны в большей степени защитить автовладельцев. Одновременно они увеличивают финансовую нагрузку на страховые компании, и даже уже состоявшееся 30%-е повышение тарифов по ОСАГО будет не последним. Видимо, весной 2019 года, вместе с введением в действие поправок о фиксированных страховых выплатах при возмещении вреда жизни и здоровью пострадавшим в ДТП, можно ожидать следующего и довольно существенного повешения стоимости полисов ОСАГО.