Есхн – единый сельскохозяйственный налог: ключевые моменты. Какие организации вправе применять есхн

Фото Андрея Овсиенко, Кублог

Объект налогообложения и ставка налога

Объектом обложения единым сельскохозяйственным налогом признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов определен ст. 346.5 Налогового кодекса РФ.

Из понятия объекта налогообложения вытекает налоговая база. Под ней понимается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Согласно ст. 346.8 Налогового кодекса РФ налоговая ставка установлена в размере 6%.

При применении ЕСХН не нужно уплачивать (п. 3 ст. 346.1 НК РФ):

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество (как с балансовой стоимости ОС, так и с кадастровой стоимости недвижимости).

Совмещение разных систем налогообложения

Возможности совмещения разных систем налогообложения представлены в таблице.

Порядок определения и признания доходов и расходов

Классификация доходов и расходов, а также порядок их признания устанавливаются гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

В целях налогообложения ЕСХН и в соответствии с п. 6 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ единственным методом признания доходов и расходов признается кассовый метод.

Доходы

Статья 346.5 Налогового кодекса РФ обязывает организации учитывать:

  • доходы от реализации товаров, работ и услуг, а также имущества и имущественных прав в соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ;
  • внереализационные доходы, определяемые в порядке, предусмотренном ст. 250 Налогового кодекса РФ.
Доходы, полученные в натуральной форме, должны быть учтены по сложившимся рыночным ценам.

Доходы, полученные налогоплательщиком в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу Банка России, установленному на дату получения дохода. В полученной сумме принимаются к учету.

В соответствии со ст. 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

К выручке от реализации относятся все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Доходы, не относящиеся к категории доходов от реализации товаров (работ, услуг), являются внереализационными доходами. Сюда можно отнести, например, доходы:

  • от долевого участия в других организациях;
  • в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
  • от сдачи имущества в аренду (субаренду);
  • в виде %, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам, и другие доходы. Полностью они перечислены в ст. 250 Налогового кодекса РФ. Но при этом перечень таких доходов не является исчерпывающим.
Отдельные доходы могут не учитываться для целей налогообложения единым сельскохозяйственным налогом. В частности, это доходы:
  • в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований;
  • в виде стоимости полученных сельскохозяйственными товаропроизводителями мелиоративных и иных объектов сельскохозяйственного назначения (включая внутрихозяйственные водопроводы, газовые и электрические сети), построенных за счет средств бюджетов всех уровней;
  • в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.
Статьей 251 Налогового кодекса РФ установлен полный перечень таких доходов.

Расходы

Перечень расходов в отличие от доходов устанавливается в самой гл. 26.1 Налогового кодекса РФ.

Однако не все расходы, указанные в данном перечне, могут учитываться налогоплательщиком при исчислении ЕСХН.

В данном случае применяется порядок признания расходов, аналогичный порядку, установленному гл. 25 Налогового кодекса РФ для организаций — плательщиков налога на прибыль. То есть расходами признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важным моментом является то, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, либо обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 7 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ возможность признания затрат налогоплательщиков в качестве расходов для целей налогообложения ЕСХН наступает только после их фактической оплаты.

Большинство расходов налогоплательщика принимаются применительно к порядку, используемому для исчисления налога на прибыль организаций.

Статьи гл. 25 Налогового кодекса РФ дают подробные перечни расходов. В частности, в ст. 254 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения материальных расходов, вопросы расходов на оплату труда рассмотрены в ст. 255 Налогового кодекса РФ. Особенности определения расходов на обязательное и добровольное страхование имущества установлены ст. 263 Налогового кодекса РФ и т. д.

Исключения составляют виды расходов, для принятия которых не требуется специального порядка, установленного гл. 25 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

  • расходы на приобретение материалов, включая семена, рассаду, саженцы, удобрения, корма, ветеринарные препараты (пп. 5 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). Причем факт передачи в производство для признания затрат значения не имеет — учесть их можно сразу после фактической оплаты. Подтверждением сумм расходов являются первичные учетные документы об оплате сырья и материалов, а также об их поступлении (Письмо Минфина России от 12.11.2010 № 03-11-06 /1/25 и др.);
  • расходы на приобретение основных средств. При покупке основного средства всю его стоимость сразу включают в расходы, как только актив вводят в эксплуатацию. При этом расходы учитывают только по тем основным средствам, которые используются в предпринимательской деятельности (пп. 1 п. 2, пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ);
  • расходы на приобретение нематериальных активов;
  • расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
  • арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
  • суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам);
  • расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
  • суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ, т. е. на суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам);
  • расходы на информационно-консультативные услуги;
  • расходы на повышение квалификации кадров;
  • судебные расходы и арбитражные сборы;
  • расходы на обязательное и добровольное страхование (пп. 7 п. 2 ст. 346.5 НК РФ);
  • расходы на оплату труда (пп. 6 п. 2 ст. 346.5 НК РФ), включая стимулирующие начисления и надбавки, компенсации, связанные с режимом работы или условиями труда, и т. п. (ст. 255 НК РФ). Расходы на оплату труда включают в себя и все удержания из зарплаты. В частности, НДФЛ, суммы алиментов, штрафов и иных удержаний. Такие суммы учитывают в составе начисленных сумм оплаты труда;
  • выплату социальных пособий (больничных, ежемесячной компенсационной выплаты при уходе за ребенком до трех лет);
  • обучение сотрудников (пп. 29 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). При этом, если договором на обучение предусмотрено, что работник должен возместить стоимость обучения агропредприятию, и такая сумма от него поступит, ее надо учесть как внереализационный доход (Письма Минфина России от 25.03.2011 № 03-03-06 /1/177, ФНС России от 11.04.2011 № КЕ-4-3 /5722@);
  • расходы в виде уплаченных сумм пеней и штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также в виде сумм, уплаченных в возмещение причиненного ущерба.
В составе расходов плательщика ЕСХН может быть также учтена сумма процентов и иных выплат по кредитному договору (пп. 9 п. 2 ст. 346.5 НК РФ). На какие цели выдан кредит — на покупку сырья и материалов, основных средств или пополнение оборотных средств — для налогового учета расходов значения не имеет. Если сельхозорганизация взяла кредит на покупку основных средств, проценты в состав расходов на приобретение имущества не входят, а учитываются отдельно.

Декларация по ЕСХН

Приказом ФНС России от 01.02.2016 № ММВ-7-3 /51@ внесены изменения в декларацию по ЕСХН и в Порядок ее заполнения. В частности, в новой редакции был изложен разд. 1 «Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика» декларации, а также разд. 2 «Расчет единого сельскохозяйственного налога». Приказ вступил в силу 12 марта 2016 г.

Порядок исчисления и срок уплаты ЕСХН

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется налогоплательщиками самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы и уплачивается по итогам налогового периода до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В качестве отчетного периода выступает полугодие, по итогам которого уплачиваются соответственно единый сельскохозяйственный налог и авансовый платеж по нему.

Сумма авансового платежа по налогу уплачивается в бюджет не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля, в соответствии с п. 2 ст. 346.9 Налогового кодекса РФ. Просрочка уплаты авансового платежа влечет за собой начисление налоговыми органами пеней.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогам года, рассчитывается налогоплательщиком как разница между начисленным налогом и величиной авансового платежа по налогу.

Эта разница и является единым сельскохозяйственным налогом, подлежащим уплате по истечении налогового периода.

Он уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период на основании п. 2 ст. 346.10 Налогового кодекса РФ, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Следует иметь в виду, что в случае если сумма единого налога (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, меньше суммы платежа по налогу, исчисленного по итогам предыдущего отчетного периода, у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате налога.

Организации уплачивают ЕСХН по своему местонахождению, то есть там, где они проходили государственную регистрацию. А индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства, где они постоянно или преимущественно проживают, как того требует п. 4 ст. 346.9 Налогового кодекса РФ.

Пример

У индивидуального предпринимателя по итогам первого полугодия налоговая база по ЕСХН составила 200 000 руб. Налоговая база по ЕСХН за год составила 300 000 руб.

ЕСХН по итогам отчетного периода составил к уплате 12 000 руб. (200 000 руб. x 6%).

ЕСХН за год составил 18 000 руб. (300 000 руб. x 6%).

Итого сумма ЕСХН, подлежащая к уплате в бюджет по итогам налогового периода, составила 6000 руб. (18 000 руб. — 12 000 руб.).

Перенос убытка

Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму убытка, который получен по итогам предыдущих налоговых периодов, в соответствии с п. 5 ст. 346.6 Налогового кодекса РФ. Под убытком понимается превышение расходов над доходами.

При этом необходимо обратить внимание на следующее:

Налогоплательщик, получивший убыток при применении ЕСХН, имеет право уменьшить налогооблагаемую базу по ЕСХН в следующем налоговом периоде.

Если же сумма убытка значительна, то она может быть перенесена на следующие налоговые периоды в пределах 10 лет.

Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

При этом следует иметь в виду, что перенос убытка возможен только в случае, если организация или индивидуальный предприниматель продолжают применять систему налогообложения в виде ЕСХН.

Важнейшим аспектом в данном случае является то, что налогоплательщики обязаны документально подтвердить размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база, и сохранять такие документы в течение всего времени подобного уменьшения налоговой базы.

Пример

Организация, применяющая систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, получила по итогам 2013 г. доходы в сумме 680 000 руб. и осуществил расходы в сумме 910 000 руб.

Таким образом, по итогам налогового периода за 2013 г. получен убыток в сумме 230 000 руб. (680 000 руб. — 910 000 руб.).

По итогам налогового периода 2014 г. Организация получила доходы в сумме 1 100 000 руб., расходы составили 920 000 руб.

Налоговая база по ЕСХН за 2014 г. составила 180 000 руб. (1 100 000 руб. — 920 000 руб.).

Сумма убытка, на которую Организация имеет право уменьшить налоговую базу за 2014 г., составляет 180 000 руб., что меньше, чем 230 000 руб. (сумма убытка за 2013 г.).

Таким образом, сумма ЕСХН, подлежащая уплате за 2014 г., составит 0 руб.

Оставшаяся часть убытка составляет 50 000 руб. (230 000 руб. — 180 000 руб.). Организация может учитывать эту сумму при исчислении налоговой базы за следующие налоговые периоды.

Предположим, что по итогам 2015 г. Организация получила доходы в сумме 1 630 000 руб. и осуществил расходы в сумме 1 230 000 руб.

Налоговая база по ЕСХН за 2015 г. составляет 400 000 руб. (1 630 000 руб. — 1 230 000 руб.).

Таким образом, в 2015 г. Организация сможет полностью учесть сумму убытка, образовавшегося в 2013 г. Сумма налога составит:
(400 000 руб. — 50 000 руб.) x 6% = 21 000 руб.

Арбитражная практика и актуальные вопросы

Рассмотрим случаи из арбитражной практики по вопросам, связанным с исчислением ЕСХН и актуальные вопросы.

Арендная плата за земельные участки в случае, если оплата производится в натуральной форме

По общему правилу расходами плательщика ЕСХН признаются затраты после их фактической оплаты (пп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК РФ). В этой же норме сказано, что в целях расчета ЕСХН оплатой услуг считается прекращение обязательства налогоплательщика — приобретателя указанных услуг перед продавцом, которое непосредственно связано с оказанием услуг. При этом расходы на оплату услуг третьих лиц учитываются в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности — в момент такого погашения.

Следовательно, расходы на аренду земельных участков, произведенные в форме натуральной оплаты, могут быть учтены при определении налоговой базы по ЕСХН. При этом натуроплата должна быть переведена в рубли с учетом рыночных цен на продукцию, передаваемую в порядке натуроплаты.

Командировочные расходы

Компания на ЕСХН собирается направить одного из работников в другой регион. Можно ли признать командировочные расходы на дату выдачи денег под отчет?

Нет, нельзя. Расходы необходимо подтвердить документально (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ). А сделать это можно только с помощью авансового отчета работника, утвержденного руководителем компании.

Получается, командировочные расходы следует списывать только на дату утверждения авансового отчета. И не ранее.

Расходы на строительство объекта основных средств

Может ли плательщик ЕСХН, строящий ангар для хранения зерна и оборудования как собственными силами, так и с привлечением подрядчиков, учесть расходы на строительство до его завершения?

Нет, до тех пор пока объект основных средств не будет построен, расходы на его строительство при определении налоговой базы по ЕСХН не учитываются. После ввода объекта ОС в эксплуатацию расходы на его строительство учитываются при определении налоговой базы по ЕСХН в порядке, установленном п. 4 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ.

Расходы на приобретение дорогостоящего легкового автомобиля

Руководитель крестьянско-фермерского хозяйства купил дорогостоящий легковой автомобиль. Можно ли расходы на приобретение такого транспортного средства учесть при расчете ЕСХН?

В п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, учесть затраты на дорогой автомобиль при расчете ЕСХН можно. Но только при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Затраты на содержание, эксплуатацию и ремонт приобретенного для вылова краба судна, которое не вышло в море по независящим от налогоплательщика обстоятельствам, могут быть учтены для целей ЕСХН

Рыболовецкая компания — плательщик единого сельскохозяйственного налога приобрела бывшее в эксплуатации судно для вылова краба. После получения в администрации морского порта свидетельства на право собственности судно было поставлено на учет как основное средство. Однако в море оно так и не вышло. Причиной тому стал мораторий на вылов краба камчатского в прибрежной зоне, введенный Правительством РФ в 2010 г. и действующий по настоящее время.

Тем не менее компания несла расходы на содержание, эксплуатацию и ремонт судна, которые учитывала для целей ЕСХН. Это обстоятельство вызвало претензии со стороны налогового органа. Инспекторы посчитали соответствующие расходы необоснованными.

Судьи трех инстанций приняли сторону компании, отменив фискальное решение на следующих основаниях (см. Постановление АС Северо-Западного округа от 06.03.2015 по делу № А42-7806 /2013).

В соответствии со ст. 346.4 НК РФ объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Порядок определения и признания доходов и расходов установлен ст. 346.5 НК РФ.

Для целей ЕСХН учитываются перечисленные в п. 2 ст. 346.5 НК РФ расходы, включая расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, на ремонт основных средств (в том числе арендованных) и др. Обязательное условие — такие расходы должны быть экономически оправданны и документально подтверждены (п. 3 ст. 346.5, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Арбитры пришли к выводу, что спорные расходы соответствуют вышеупомянутым критериям. Судно было приобретено с целью использования его в производственной деятельности, для осуществления вылова и переработки краба на основании заключения между Федеральным агентством по рыболовству и налогоплательщиком договоров на закрепление доли в общем объеме промышленных квот на вылов. Эксплуатировать судно не представлялось возможным ввиду моратория на вылов краба.

Кроме того, в силу конституционного принципа свободы экономической деятельности налоговые органы не вправе вмешиваться в деятельность налогоплательщика и оценивать произведенные им расходы с точки зрения эффективности и целесообразности. Такова позиция КС РФ, выраженная в Определениях от 04.06.2007 № № 320-О-П, 366-О-П.

Судебный контроль также не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией, поскольку в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов (Постановление КС РФ от 24.02.2004 № 3-П).

Таким образом, компания правомерно включила затраты, понесенные на содержание, эксплуатацию и ремонт приобретенного судна, в состав расходов для определения налоговой базы по сельхозналогу. У инспекции отсутствовали правовые основания для исключения спорных расходов.

Суммы авансового платежа по сельхозналогу не учитываются в расходах при формировании налоговой базы по ЕСХН

Фискалы в ходе выездной проверки организации — плательщика ЕСХН пришли к выводу о неправомерном учете налогоплательщиком в составе расходов суммы авансового платежа по сельхозналогу. Организация не согласилась с выводами проверяющих и обратилась в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой. Областное УФНС решение инспекции оставило без изменения. Дело дошло до суда.

Арбитры трех инстанций приняли сторону налоговиков, и вот почему (см. (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.01.2015 № Ф03-6049 /2014).

Объектом налогообложения по ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, которые в силу п. 3 ст. 346.5 НК РФ принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ (ст. 346.4 НК РФ).

Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения, содержится в ст. 270 НК РФ. Пунктом 4 данной нормы предусмотрено, что расходы в виде суммы налога не учитываются в целях налогообложения, то есть не уменьшают налогооблагаемую базу.

На основании изложенного судьи указали на отсутствие у организации правовых оснований для учета в расходах при формировании налогооблагаемой базы по ЕСХН суммы авансового платежа по данному налогу, уплачиваемому по итогам отчетного периода.

Уплаченные авансовые платежи по ЕСХН засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода (п. 3 ст. 346.9 НК РФ).

Организация не учла, что гл. 26.1, а также ст. 252 НК РФ не содержат норм, устанавливающих возможность учета при формировании налогооблагаемой базы по конкретному налогу за конкретный налоговый период суммы налога, исчисленной за этот же период (в том числе и авансовых платежей).

Выручка от разовой сделки по продаже имущества, а также от сдачи имущества в аренду не учитывается в общем доходе от реализации для целей ЕСХН

Компания осуществляла деятельность по выращиванию зерновых и прочих сельскохозяйственных культур. Полагая, что соблюдает условия, предусмотренные п. 2 ст. 346.2 НК РФ, она применяла ЕСХН.

Фискалы в ходе налоговой проверки пришли к выводу, что доля выручки от реализации сельхозпродукции в общем доходе налогоплательщика от реализации за налоговый период составила менее 70%.

По мнению контролеров, сельхозпроизводитель необоснованно не учел для определения указанного соотношения выручку от продажи стеновых панелей, сеялки и жатки, а также доход от сдачи имущества в аренду.

Данные обстоятельства послужили основанием для доначисления налогов по общей системе.

Не согласившись с решением инспекции, компания оспорила его в арбитражном порядке и выиграла спор в трех инстанциях на следующих основаниях (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.11.2014 № Ф09-7705 /14).

ЕСХН вправе применять сельскохозяйственные товаропроизводители — организации и предприниматели, производящие сельхозпродукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации доля дохода от реализации такой сельхозпродукции составляет не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ).

В случае если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным п. п. 2, 2.1, 5 и 6 ст. 346.2 НК РФ, он считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода, в котором допущено нарушение (п. 4 ст. 346.3 НК РФ).

Суды пришли к выводу, что в рассматриваемом случае компания не осуществляла продажу имущества на систематической основе, реализация носила разовый характер, в связи с чем полученные налогоплательщиком денежные средства от реализации стеновых панелей, сеялки и жатки не должны были учитываться в общем доходе при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

Таким образом, реализация спорного имущества не могла рассматриваться как самостоятельный вид деятельности, и поэтому доходы от продажи указанных объектов не могли учитываться в составе доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя.

Кроме того, арбитры установили, что представленная компанией книга учета доходов и расходов свидетельствовала о том, что кроме единичной реализации спорного имущества налогоплательщик осуществлял в основном реализацию выращенной им сельхозпродукции.

Также суды признали правомерность отражения суммы выручки от сдачи имущества в аренду в составе внереализационных доходов, поскольку в силу п. 4 ст. 250 НК РФ таковыми признаются, в частности, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду), если такие доходы не определяются налогоплательщиком в порядке, установленном ст. 249 НК РФ.

Арбитры установили, что сдача имущества в аренду не являлась основным видом деятельности компании. Данных о том, что налогоплательщик такие доходы учитывал в порядке, установленном ст. 249 НК РФ, налоговый орган не представил.

При таких обстоятельствах, исходя из положений п. 1 ст. 346.5, п. 1 ст. 39, п. п. 3 — 5 ст. 38 НК РФ, сумма дохода от сдачи имущества в аренду не должна участвовать в расчете доли, указанной в п. 4 ст. 346.3 НК РФ, поскольку учету подлежит сумма дохода от реализации произведенной сельхозпродукции в общем доходе от реализации.

Соответственно, суммы доходов от сдачи имущества в аренду не должны включаться в доход от реализации товаров, работ, услуг, не отнесенных к сельхозпродукции при определении доли дохода от реализации сельхозпродукции.

Поскольку доля доходов от реализации сельхозпродукции в общем доходе от реализации, в который не мог быть включен доход от продажи стеновых панелей, сеялки и жатки, а также доход от сдачи имущества в аренду, составила более 70%, компания правомерно считала себя плательщиком ЕСХН и применяла указанный спецрежим.

Сельхозпродукция, произведенная на давальческих началах третьими лицами, не признается сельхозпродукцией собственного производства для целей ЕСХН

Фискалы провели выездную проверку рыболовецкой организации — плательщика ЕСХН, пришли к выводу о ее несоответствии понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и доначислили налоги по общей системе налогообложения. Причиной тому послужили следующие обстоятельства.

Рыбу, выловленную на основании разрешений на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, организация отдавала на переработку на рыбоперерабатывающие суда сторонних компаний. Переработка рыбы-сырца осуществлялась указанными переработчиками, а оплата за услуги переработки производилась готовой продукцией (50% готовой продукции передавались переработчику). Свою долю готовой продукции организация реализовывала самостоятельно либо через комиссионера.

Инспекторы указали, что доход, полученный от реализации сельхозпродукции, произведенной на давальческих началах третьими лицами, не мог быть учтен для целей гл. 26.1 НК РФ, поскольку он не являлся доходом от реализации продукции, произведенной собственными силами. Дело дошло до суда.

Арбитры первой инстанции приняли сторону налогового органа, указав, что под производством продукции собственными силами понимается производство продукции тем же лицом, которое осуществляло улов водных биологических ресурсов.

Апелляция, однако, с коллегами не согласилась. Судьи аргументировали свое решение тем, что в рамках исполнения спорных договоров организация производила переработку собственных уловов, что позволяло готовую продукцию считать продукцией, произведенной собственными силами.

Точку в споре поставили арбитры ФАС (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2013 по делу № А38-4480 /2012). Окончательный вердикт, к сожалению, был не в пользу налогоплательщика. Приведем логику кассационной инстанции.

Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном гл. 26.1 НК РФ (п. 1 ст. 346.2 НК РФ), а также рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели (пп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ). Для этого последними должны быть соблюдены определенные условия, а именно:

  • средняя численность работников не превышает за налоговый период 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих таким организациям или индивидуальным предпринимателям на праве собственности или используемых на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  • Для трудоустройства срочно!

    education.eicpa.ru

    Для прохождения тестирования на соответствие квалификации при трудоустройстве: Главный бухгалтер; Финансовый директор; Эксперт, Финансовый менеджер

    Реальная экономия и защита бизнеса: более 60 законных схем. Все изменения 2019 г. в налоговом планировании и контроле (28-29 марта 2019 г.)

Единый сельскохозяйственный налог (аналог: ЕСХН ) - особый налоговый режим, образованный исключительно для сельхозпроизводителей с максимальным учётом особенностей их производства. Указанный способ обложения налогами регламентирует налоговый кодекс Российской Федерации, гл. 26.1 в редакции 2016 г. Российские производители сельхозпродукции вправе (но не обязаны) использовать этот режим.

Единый сельскохозяйственный налог: критерии

К представителям сельскохозяйственного сектора, занимающимся производством, относятся организации, предприниматели, соответствующие установленным критериям:

  • на территории России изготавливают сельхозпродукцию;
  • занимаются переработкой своих сельхозпродуктов (первичной и промышленной);
  • реализуют их.

Вместе с этим размер полученной выручки при реализации должен составлять не меньше 70% от совокупного дохода (по ст. 346.2, п.2). Прибыль, убавленная на расходы, - объект налогообложения (ст. 346.4 ). Обозначенная доля рассчитывается с учётом извлечённой прибыли от выращенной и первично переработанной продукции. В случае промышленной переработки расчёт ведётся по статье кодекса 346.2, п.2, п. 2.2.

Сельхозпродукцию определяет общий классификатор (ОК 005–93 ). Подробный упорядоченный список её и продукции первой переработки утверждён правительственным Постановлением № 458 от 25.06.2006. с внесёнными в 2010 г. изменениями.

К сельскохозяйственной относят продукцию

Некоторая первично переработанная продукция из сырья собственного сельхозпроизводства

Овощных, зерновых, технических культур. Мясо, мясные, молочные, иные пищевые продукты.
Семена с сеянцами кустарников и деревьев; семена плодов. Овощи с переработанными фруктами.
Кормовых полевого возделывания. Рыба и рыбопродукты переработанные.
Скотоводства, оленеводства, коневодства, овцеводства, свиноводства, козоводства, прочего животноводства. Жиры, масла животные и растительные.
Птицеводства, рыбоводства, пчеловодства, иных отраслей сельского хозяйства. Мукомольной промышленности, солод.
Пушных звероводств, охотничьих хозяйств. Виноматериалы.
Пищевую, рыбную, садовую. Дикорастущие лесные.
Сырьё для текстиля, изготовления меховых и кожаных изделий.

Первично переработанная продукция является сырьём для дальнейшей промышленной переработки и изготовления другой продукции.

Ниже в инфографике отражены преимущества и недостатки специального режима налогообложения ЕСХН, сроки уплаты, налоговая ставка и условия перехода ⇓

Пример №1. Расчет ЕСХН

Небольшое крестьянское (или же фермерское) хозяйство из своего молока производит молочные продукты, самостоятельно их реализует, получая при этом прибыль в сумме более 70% от общего дохода. Здесь хозяйство выступает в качестве сельскохозяйственного производителя, соответствует всем критериям, отмеченным в ст. 346.1 кодекса. Поэтому хозяйство вправе использовать ЕСХН. Цельномолочное молоко - продукция первой обработки, а изготовленные из него продукты - результат промышленной обработки.

Особенности налогообложения для производителей сельхозпродукции

Подробный список признанных сельхозпроизводителей представлен в ст. 346.2 российского кодекса. Налоговая ставка в 6% определена ст. 346.8. Её величина зависит также от прибыли, производимых товаров, количества работников, статуса плательщика. Налоговый период - это календарный год, а отчётный - полугодие. Перевод на ЕСХН освобождает от определённых налоговых обязательств.

Сельхозпроизводитель От каких налогов освобождается Исключения

Действующее законодательство

Предприниматели – НДС;

– НДФЛ и на имущество физлиц в предпринимательской деятельности.

– кроме НДС за ввоз товаров в РФ, исполнение договоров простого и инвестиционного товарищества и доверительного управления имуществом;

– помимо НДФЛ в дивидендах и налогах по ставкам, указанным в ст. 224, п 2 и 5 НК.

НК РФ, ст.346.1, п. 3, абзац 4.
Организации – НДС;

– на прибыль и имущество.

– кроме НДС за ввоз товаров в РФ, при исполнении договоров простого и инвестиционного товарищества и доверительного управления имуществом;

– помимо налога на прибыль по ставкам, предусмотренным ст. 284, п. 1.6, 3 и 4 НК.

НК РФ, ст.346.1, п. 3, абзац 1.

ЕСХН существенно снижает налоговую нагрузку. К числу явных достоинств налога отнести следует также минимум отчётности, приемлемые сроки оплаты, упрощённый порядок ведения бухучёта.

Расчет и платежи по ЕСХН

В конце каждого отчётного периода подводятся итоги, рассчитывается ЕСХН для уплаты: ставка налога * налоговая база, где база - уменьшенные на размер расходов доходы в денежном выражении (ст. 346.6 ). Уплата производится не позже 25 календарных дней с последнего дня отчётного полугодия. Прибыль с расходами рассчитываются нарастающим итогом с начала календарного года.

За налоговый период уплачивать ЕСХН сельхозпроизводители обязаны до 31 марта, идущего за этим периодом. ИП производят оплату всех платежей по месту своего жительства, а организации - по месту своего нахождения. За задержку подачи налоговой декларации налагается штраф. При частичной уплате или неуплате сумм сборов плательщики штрафуются (НК РФ, ст. 119 и 122 ), если отсутствуют налоговые правонарушения.

Затраты при подведении итогов за налоговый период могут оказаться больше прибыли. В таком случае налоговую базу снижают до размера убытков, понесённых в прошедшем периоде не превышая 30%. Если размер убытков за прошедший календарный год больше, остаток суммы переносят на следующий налоговый период.

Отчетность по ЕСХН

Сельхозпроизводители, применяющие систему ЕСХН, должны продолжать вести отчётность, которая отражает все показатели деятельности, денежные расходы с поступлениями. Формируется она на основе первичного бухучета. Для сельхозпроизводителей обязательными являются:

ИП достаточно для этого вести книгу доходов и расходов, используя кассовый метод учёта. Главным документом для всех является налоговая декларация, которая представляется каждым плательщиком в налоговую службу в конце истекшего налогового периода не позже следующего за ним 31 марта. Подают её:

  • налогоплательщик;
  • его представитель;
  • по почте;
  • в электронном виде.

Декларация - письменное заявление, включающее данные плательщика о сумме ЕСХН, которую нужно заплатить, расчёты налога и размера убытка, снижающего налоговую базу. Электронный вариант декларации отправляют в установленном порядке (Приказ МНС РФ №БГ-3-32/169 от 2 апреля 2002 г. ).

Переход на ЕСХН

Перейти на этот режим налогообложения для сельхозпроизводителей при соответствии всем критериям можно, подав уведомление по форме № 26.1–1 (ст.346.3, п. 2 ). В нём указывается обязательно доля прибыли от реализации произведённой сельхозпродукции в суммарном объёме дохода от работ, услуг. Для этого установлены следующие сроки:

  • месяц с момента регистрации организации или ИП;
  • до 31 декабря - в остальных случаях.

Работающие продолжительное время в этой сфере встать на учёт как плательщики ЕСХН смогут уже только с наступающего календарного года. Если производители сельхозпродукции не известили вовремя налоговые органы о решении перейти на новый режим налогообложения, они не имеют права его применять. Перевестись на систему налогообложения по ЕСХН также не могут:

  • производители подакцизных товаров;
  • те, кто занимается игорным бизнесом;
  • государственные учреждения бюджетного, казённого, автономного типа.

По истечении годового срока аграрии и хозяйственники могут продолжить в наступающем году применять ЕСХН на установленных условиях. Во-первых, если отсутствовали нарушения по п. 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 (о критериях). Во-вторых, если у только что зарегистрированных и перешедших на ЕСХН не было доходов за первый налоговый период.

Каждый сельхозпроизводитель обязан своевременно уведомлять налоговую службу о прекращении своей деятельности в качестве сельхозпроизводителя (при несоответствии установленным кодексом критериям) в течение 15 последующих рабочих дней. Тогда декларация подаётся в следующем же месяце не позже 25 числа, а также проводится перерасчёт за весь календарный год согласно общему налогообложению. Возврат к ОСНО осуществляется также на добровольной основе.

Последние изменения в налоговое законодательство вносились в июне 2016 г. Они касаются статей 346.2 и 346.3. Согласно им право применять ЕСХН будет предоставляться отдельным категориям сельхозпроизводителей. К ним причисляют тех, кто оказывает дополнительные услуги в производстве с/х культур, а также послеуборочном обрабатывании сельхозпродукции (ФЗ № 216 от 23 июня 2016 г. ).

Пример №2. Как перейти на ЕСХН

Организация занимается производством сельскохозяйственной продукции: выращивает картофель, зерновые, разводит крупный рогатый скот, кроликов, производит молоко. Вырученная прибыль от продажи всей продукции за 9 месяцев составила 80% от общего дохода. При этом переработка выращенной и произведённой продукции не осуществлялась. Тем не менее организация вправе перейти на единый режим налогообложения для сельхозпроизводителей и применять ЕСХН. Согласно гл. 21 кодекса она может это сделать, так как на момент подачи заявления для перехода на ЕСХН за девятимесячный период доля дохода от реализации выпущенной ей сельхозпродукции составила более установленных кодексом 70%.

Ответы на актуальные вопросы по применению единого сельскохозяйственного налога

Вопрос №1 : Является ли сельхозпроизводителем организация, которая перерабатывает закупленное сырьё других хозяйств?

Ответ : Нет, она не признаётся сельскохозяйственным товаропроизводителем, поскольку не производит сельскохозяйственную продукцию.

Вопрос № 2 : Облагаются ли налогом гранты, субсидии, другие виды помощи, выданные крестьянскому хозяйству?

Ответ : Все суммы, полученные главами крестьянских хозяйств из бюджетных средств на создание, обустройство, развитие, налогом не облагаются (ст. 217, п. п. 14.1 и 14.2 ).

Вопрос № 3 : Как наказываются сельхозпроизводители при частичной оплате налогов?

Ответ : Штрафуются согласно ст.122 кодекса. Неполная уплата сбора как результат любого неправильного исчисления при отсутствии признаков правонарушений наказывается в размере 20% от не уплаченной суммы налогового сбора и 40% – если деяния совершены умышленно.

Вопрос № 4 : По каким направлениям отчитывается сельскохозяйственная организация на ЕСХН?

Ответ : Переведённая на ЕСХН организация сдаёт декларацию по форме, бухгалтерскую отчётность ежеквартально и за итоговый период года.

Вопрос № 5 : Как рассчитываться по налоговым платежам, если в конце года у организации выявлено несоответствие критериям по сумме доли?

Ответ : Необходимо произвести полный перерасчёт за календарный год по принципам общего режима налогообложения (ст. 346.3, п.4 ), так как организация с этого момента лишается права применять ЕСХН.

Вопрос № 6 : Можно ли сельскохозяйственной организации на ЕСХН зарегистрировать своё подразделение в другом российском регионе, оставаясь на прежнем налогообложении?

Ответ : По ст. 346.2, п. 3 кодекса организация не вправе переходить на ЕСХН, если у неё есть филиалы (представительства). Поэтому если зарегистрированное подразделение не имеет признаков филиала (или представительства), то организация может оставаться на ЕСХН и после его регистрации.

Вопрос № 7 : Можно ли сельхозпроизводителю повторно перейти на ЕСХН после потери права его использовать?

Звонок в один клик

Основание и правовые основы

Система налогообложения в виде ЕСХН - единого сельскохозяйственного налога - это один из пяти специальных налоговых режимов. Он предназначен для применения в сельском хозяйстве, как следует и из названия.

Как и все остальные спецрежимы, ЕСНХ заменяет собой уплату налога на прибыль и НДС, а также ЕСХН заменяет и уплату налога на имущество организаций.

Единый сельхозналог введен главой 26.1 Налогового кодекса РФ. Формы отчетности, как обычно, устанавливаются финансовым ведомством. Также в правовую базу по ЕСХН можно включать и разъяснения Минфина и ФНС РФ - эти разъяснения не имеют нормативного характера, но помогают разобраться в разных аспектах применения налога.

Порядок перехода на ЕСХН

Переход на единый сельхозналог - добровольное дело. Определиться с желанием применять ЕСХН нужно до 31 декабря года, предшествующего тому году, с которого будет применяться ЕСХН. Именно в этот срок - до 31 декабря - нужно подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) соответствующее уведомление. В нем указываются данные о доле дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на уплату ЕСХН не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в его свидетельстве.

Обращаем внимание!

Особые условия уведомления о переходе на ЕСХН установлены статьей 346.3 НК РФ для организаций, которые внесены в единый государственный реестр юридических лиц на основании статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ.

Организации и предприниматели, не представившие уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН и, соответственно, не смогут применять этот режим налогообложения в новом году.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода налогоплательщик перестаёт соответствовать указанным выше обязательным условиям, то он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала года, в котором допущено или выявлено данное нарушение.

Если налогоплательщик утратил право на применение ЕСХН, он обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики вправе перейти с ЕСХН на другой режим налогообложения с начала нового календарного года. Для этого нужно вновь уведомить об этом налоговый орган по местонахождению организации (или месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 января.

Налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после утраты права на его применение.

Налогоплательщики

Налогоплательщики ЕСХН - это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого с/х налога в порядке, установленном НК РФ.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями могут быть:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели:
    • производящие сельскохозяйственную продукцию;
    • осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах);
    • реализующие эту продукцию.

    Все перечисленные выше условия должны быть соблюдены одновременно. Если компания не производит сельхозпродукцию, а только закупает ее, перерабатывает и продает, то они плательщиком ЕСХН стать не сможет.

    Обязательное условие для перехода на ЕСХН - по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подается заявление о переходе на уплату ЕСХН, доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции должно составлять не менее 70% от общего дохода налогоплательщика.

  2. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы - если по итогам их работы за предыдущий календарный год доля их доходов от реализации сельхозпродукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от работ (услуг) для членов этих кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70%.
  3. Градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Для них обязательным (для перехода на ЕСХН) являются следующие условия:
    • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущий год доля их дохода от реализации их уловов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции составляет не менее 70%;
    • они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).
  4. Рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели.

Обязательные условия для перехода на ЕСХН:

  • средняя численность работников, за каждый из двух календарных лет, предшествующих подаче уведомления, не превышает 300 человек;
  • в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов за предшествующий год составляет не менее 70%.

Полный перечень сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вправе перейти на уплату ЕСХН, указан в статье 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  • казенные, бюджетные и автономные учреждения.

К сельхозпродукции в целях налогообложения ЕСХН относятся:

  • продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
  • продукция животноводства в т.ч. полученная в результате выращивания и доращивания рыб, а также других водных биологических ресурсов.

Закрытый перечень сельскохозяйственной продукции утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2006 года N 458.

Освобождение от налогов

Организации, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций;
  • налога на имущество организаций;

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
  • налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией).

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Обращаем внимание!

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Объект налогообложения и налоговая база

Объект налогообложения при ЕСХН - это доходы, уменьшенные на расходы. Порядок определения доходов и расходов установлен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

Налоговая база - это денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (кассу), получения иного имущества (работ, услуг), имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Доходы и расходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному соответственно на дату получения доходов (дату осуществления расходов). Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых правилами ст. 105.3 НК.

Налоговую базу можно уменьшить за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы ЕСХН, на основании данных бухгалтерского учета.

Индивидуальные предприниматели бухгалтерский учет могут не вести, но обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по ЕСХН в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН. Форма и Порядок заполнения этой книги утверждены Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 года N 169н.

Обращаем внимание !

Налоговый период

Налоговый период - календарный год.

Отчетный период - полугодие.

Налоговые ставки

Налоговая ставка по ЕСХН установлена Налоговым кодексом в размере 6% и неизменна в общем случае.

Однако с 2015 года для Крыма и Севастополя введена возможность понижения ставки ЕСХН. На период 2015-2016 гг. этих власти регионов могли уменьшить ставку до 0%. На период 2017-2021 гг. уменьшение возможно лишь до 4%.

В 2016 году и в Севастополе, и в республике Крым была установлена ставка налога при ЕСХН в размере 0,5%.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимальных 4%.

Обращаем внимание!

По п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, установленная законами Крыма и Севастополя на 2017 г., не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Порядок исчисления и уплаты ЕСХН. Отчетность

При применении ЕСХН налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налогоплательщик должен сам рассчитать налог по правилам, установленным НК РФ.

По итогам отчетного периода необходимо рассчитать сумму авансового платежа, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия. Аванс должен быть уплачен не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода.

По истечении налогового периода налогоплательщики представляют налоговые декларации и уплачивают ЕСХН в налоговые органы:

  • организации - по месту своего нахождения;
  • индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства.

Сдать налоговую декларацию и уплатить налог за предыдущий год нужно не позднее 31 марта года.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС России от 28.07.2014 N ММВ-7-3/ Может подаваться как в бумажном, так и в электронном виде.

При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя, организация или индивидуальный предприниматель должны уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно уведомлению прекращена деятельность.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме. Это же правило распространяется и на крупнейших налогоплательщиков.

Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

ЕСХН: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие ЕСХН, могут учитывать в расходах затраты на проведение независимой оценки квалификации работников. Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ в пп. 26 п. 2 ст. 346.5 НК РФ.

В 2017 году Законами республики Крым и г. Севастополя ставка ЕСХН повышена до минимально возможных 4% и согласно п. 2 ст. 346.8 НК РФ ставка по ЕСХН, больше не будет повышаться до 2021 г., то есть в течение всего этого периода она будет равна 4%.

Обращаем внимание !

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции. Единый сельскохозяйственный налог, наиболее выгодный и экономически целесообразный режим налогообложения сельхозпроизводителей.

Для налогообложения к сельхозпродукции относится: продукция растениеводства, сельского, лесного хозяйства и животноводства. В том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.

Применение ЕСХН.

Налогоплательщики сельхозналога

Единый сельскохозяйственный налог могут применять:

  • Организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельхозпродукцию.
  • С 01.01.2017 имеют право применять сельхозналог, организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства. Это услуги, которые в соответствии с относятся к вспомогательной деятельности в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции (посев сельхозкультур, обрезка фруктовых деревьев, уборка урожая, выпас скота и пр).
  • Рыбохозяйственные организации и ИП, осуществляющие вылов водных биологических ресурсов.

Организации (ИП), не производящие сельхозпродукцию, а только осуществляющие ее первичную или последующую (промышленную) переработку, не вправе применять сельхозналог.
Не вправе применять ЕСХН: организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, организации, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса, а также казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Условия применения ЕСХН

  • Доход от сельскохозяйственной деятельности не менее 70 %
  • ИП и ООО оказывающие услуги сельхозпроизводителям в области растениеводства и животноводства, вправе перейти на уплату сельхозналога, при условии, что доля дохода от реализации указанных выше услуг составляет не меньше 70 % .
  • Для рыбохозяйственных организаций и ИП, осуществляющие вылов водных биологических ресурсов, доход от реализации рыбной продукции не менее 70% , а количество сотрудников не должно превышать 300 человек. (подробнее п.2.1 ст.346.2 НК РФ.)

Расчет ЕСХН

Налог ЕСХН = 6% (ставка) x «Доходы - расходы» (налоговая база)

Расходы которые можно учитывать приведены в п. 2-4.1,5 ст. 346.5 НК РФ.
Налоговая база может быть уменьшена на сумму убытка полученного в предыдущих годах. Если убытки были несколько лет, то они переносятся в той очередности, в которой были получены.

Переход на единый сельскохозяйственный налог

  • Для перехода на ЕСХН необходимо подать в налоговый орган (ИП по месту жительства, организации по месту нахождения).
  • При регистрации ИП или организации, уведомление необходимо подать с документами на регистрацию, либо в течение 30 календарных дней после регистрации.
  • Действующие ИП и организации могут перейти на ЕСХН только с 1 января следующего года. Для этого необходимо подать уведомление до 31 декабря текущего года.

Оплата и отчетность ЕСХН.

1. Платим налог авансом
не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода (полугодия).
2. Платим налог по итогам года
не позднее 31 марта
Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет налога по итогам года.
3. Заполняем и подаем декларацию по ЕСХН
не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае прекращения предпринимательской деятельности в качестве сельхозпроизводителя декларация представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному налогоплательщиком в налоговый орган, такая деятельность им прекращена. Уведомление подается в течение 15 дней после окончания осуществления деятельности.

Скачать: