Что делать, если к вам пришла проверка? Что делать, если неожиданно пришла налоговая проверка Налоговые проверки как не пускать налоговиков

Всем известно, что если контролеры пришли с проверкой, их нужно впустить на территорию компании. А если этого все-таки не сделать?

Если в компанию пришли инспекторы с налоговой проверкой, первым делом нужно посмотреть их документы. Только при их наличии у ревизоров разрешительных бумаг руководство должно впускать на территорию предприятия контролеров. Речь идет о служебных удостоверениях и решении руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении проверки. Причем оба документа должны быть в наличии у чиновников. Если же ревизоры показывают только удостоверение, то инспекцию они проводить не имеют права. Как минимум до тех пор, пока не обзаведутся решением. До того времени им можно смело предлагать прийти в другой раз. А есть ли еще какие-то законные возможности не пустить контролеров? Давайте разберемся.

Закрыто на ремонт

Если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, контрольное мероприятие может проводиться по месту нахождения инспекции. Это действительно так. Именно такое правило закреплено в статье 89 НК. Получается, что в определенных случаях можно перенести проведение ревизии на территорию налоговиков. Однако так резонно делать только в том случае, если вы считаете, что этот «расклад» будет выгоднее компании. Вопрос в том, что же можно считать препятствующими обстоятельствами? К таковым можно отнести, например, ремонт в офисе, на производстве, складе и т.д. Действительно, если помещение на реконструкции – провести проверку там просто невозможно.

По месту жительства

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Есть и еще одна «лазейка». Она будет интересна, прежде всего, действующим и бывшим индивидуальным предпринимателям. Дело в том, что налоговики не имеют права проникать в помещения против воли граждан, которые в них проживают. То есть речь идет о квартирах, домах, комнатах и т.д. Таким образом, если предприниматель, например, прекратил свою работу, то в жилое помещение инспекторы могут попасть только с его разрешения. Таким образом, провести ревизию в данном случае контролеры могут только по месту нахождения налогового органа.

По аналогии

Не забывайте, если с документами у инспекторов все в порядке, то у руководства компании нет причины их не впускать на территорию предприятия, в этом случае ревизорам лучше не препятствовать. Почему? Сейчас объясню. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих ревизию, руководитель проверяющей группы первым делом составит акт. Эту бумагу подпишет инспектор и представитель проверяемой компании. Отказываться поставить «автограф» в этом документе не имеет никакого смысла, потому что в этом случае в акте просто сделают запись о соответствующем решении представителя организации. Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена приказом ФНС России от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@.

Позже на основании этой бумаги инспекция по имеющимся у нее данным о проверяемой организации или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

И вот тут возникает резонный вопрос: на руку ли это фирме? Вероятнее всего – нет.

Что означает «по аналогии»? Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Суд да дело

А теперь разберемся, какова арбитражная практика по рассматриваемому вопросу. Стоит отметить, что она не очень многочисленна: компании нечасто рискуют отказать инспекторам во входе на территорию офиса, производственное или складское помещение.

Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Интересно ознакомиться с постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2011 года по делу № А70-9334/2010. Компания просила арбитров признать недействительным решение инспекции. Почему? В связи с воспрепятствованием доступа в здание ревизоры провели проверку в своем помещении и приняли решение о взыскании недоимки по единому налогу, НДФЛ, пеней и штрафов. По мнению организации, чиновниками была нарушена процедура проведения ревизии. Руководство фирмы настаивало, что в акте не было зафиксировано, когда, где и кому инспектор предъявлял служебное удостоверение и решение о проведении проверки, там же в документе не было указано, кто конкретно осуществлял действия по воспрепятствованию входа на территорию компании и в чем заключались эти действия. И вообще исцу было не ясно, имеют ли лица, мешавшие пройти в офис ревизорам, какое-либо отношение к проверяемой компании.

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Интересно, что руководство организации в момент судебного разбирательства заявляло, что оно имело возможность предоставить помещение для проведения налоговой проверки. Однако судьи признали, что этих слов недостаточно, ведь по факту инспекторов в офис так и не пустили.

Организация ссылалась на тот факт, что бухгалтерские документы находятся в сейфе в помещении, от которого нет ключа. Соответственно, представить бумаги нет никакой возможности. Суды пришли к выводу, что в такой ситуации ревизоры имели все права провести проверку на своей территории и определить сумму налогов, подлежащих уплате, по имеющимся у них данным о фирме.

Что же дал анализ этого постановления арбитров? Главный вывод, который можно сделать: если уж вы решились не пускать на свою территорию инспекторов, а их дальнейший расчет вам не понравился – оспаривать его нет смысла. Тем более бесполезно заявлять, что вы имели возможность предоставить помещение для контрольных мероприятий. Как говорится, после драки кулаками не машут. Поэтому если вы не пустили налоговиков, то нужно смириться с их решением.

Всем известно, что если контролеры пришли с проверкой, их нужно впустить на территорию компании. А если этого все-таки не сделать?

Если в компанию пришли инспекторы с налоговой проверкой, первым делом нужно посмотреть их документы. Только при их наличии у ревизоров разрешительных бумаг руководство должно впускать на территорию предприятия контролеров. Речь идет о служебных удостоверениях и решении руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении проверки. Причем оба документа должны быть в наличии у чиновников. Если же ревизоры показывают только удостоверение, то инспекцию они проводить не имеют права. Как минимум до тех пор, пока не обзаведутся решением. До того времени им можно смело предлагать прийти в другой раз. А есть ли еще какие-то законные возможности не пустить контролеров? Давайте разберемся.

Закрыто на ремонт

Если у компании отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, контрольное мероприятие может проводиться по месту нахождения инспекции. Это действительно так. Именно такое правило закреплено в статье 89 НК. Получается, что в определенных случаях можно перенести проведение ревизии на территорию налоговиков. Однако так резонно делать только в том случае, если вы считаете, что этот «расклад» будет компании. Вопрос в том, что же можно считать препятствующими обстоятельствами? К таковым можно отнести, например, ремонт в офисе, на производстве, складе и т.д. Действительно, если помещение на реконструкции – провести проверку там просто невозможно.

По месту жительства

Есть и еще одна «лазейка». Она будет интересна, прежде всего, действующим и бывшим индивидуальным предпринимателям Дело в том, что налоговики не имеют права проникать в помещения против воли граждан, которые в них проживают. То есть речь идет о квартирах, домах, комнатах и т.д. Таким образом, если предприниматель, например, прекратил свою работу, то в жилое помещение инспекторы могут попасть только с его разрешения. Таким образом, провести ревизию в данном случае контролеры могут только по месту нахождения налогового органа.

По аналогии

Не забывайте, если с документами у инспекторов все в порядке, то у руководства компании нет причины их не впускать на территорию предприятия, в этом случае ревизорам лучше не препятствовать. Почему? Сейчас объясню. При воспрепятствовании доступу налоговых органов, проводящих ревизию, руководитель проверяющей группы первым делом составит акт. Эту бумагу подпишет инспектор и проверяемой компании. Отказываться поставить «автограф» в этом документе не имеет никакого смысла, потому что в этом случае в акте просто сделают запись о соответствующем решении представителя организации. Форма акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица утверждена приказом от 6 марта 2007 года № ММ-3-06/106@.

Позже на основании этой бумаги инспекция по имеющимся у нее данным о проверяемой организации или по аналогии вправе самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате.

И вот тут возникает резонный вопрос: на руку ли это фирме? Вероятнее всего – нет.

Что означает «по аналогии»? Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы подлежащие уплате, путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Суд да дело

А теперь разберемся, какова практика по рассматриваемому Стоит отметить, что она не очень многочисленна: компании нечасто рискуют отказать инспекторам во входе на территорию офиса, производственное или складское помещение.

Дело в том, что налоговики имеют возможность определять суммы сборов, подлежащие уплате, расчетным путем, на основании имеющейся у них информации об иных аналогичных компаниях. Такое право возникает как раз при отказе проверяемой фирмы впустить на свою территорию проверяющих.

Интересно ознакомиться с постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2011 года по делу № А70-9334/2010. Компания просила арбитров признать недействительным решение инспекции. Почему? В связи с воспрепятствованием доступа в здание ревизоры провели проверку в своем помещении и приняли решение о взыскании недоимки по единому налогу, НДФЛ, и штрафов. По мнению организации, чиновниками была нарушена процедура проведения ревизии. Руководство фирмы настаивало, что в акте не было зафиксировано, когда, где и кому инспектор предъявлял служебное удостоверение и решение о проведении проверки, там же в документе не было указано, кто конкретно осуществлял действия по воспрепятствованию входа на территорию компании и в чем заключались эти действия. И вообще исцу было не ясно, имеют ли лица, мешавшие пройти в офис ревизорам, какое-либо отношение к проверяемой компании.

Однако арбитры на сторону фирмы не встали. Они подтвердили, что отсутствие в акте подписи проверяемого лица не является нарушением, так как в бумаге была сделана запись о том, что он отказался ставить на ней свой автограф.

Интересно, что руководство организации в момент судебного разбирательства заявляло, что оно имело возможность предоставить помещение для проведения налоговой проверки. Однако судьи признали, что этих слов недостаточно, ведь по факту инспекторов в офис так и не пустили.

Организация ссылалась на тот факт, что бухгалтерские документы находятся в сейфе в помещении, от которого нет Соответственно, представить бумаги нет никакой возможности. Суды пришли к выводу, что в такой ситуации ревизоры имели все права провести проверку на своей территории и определить сумму налогов, подлежащих уплате, по имеющимся у них данным о фирме.

Что же дал анализ этого постановления арбитров? Главный вывод, который можно сделать: если уж вы решились не пускать на свою территорию инспекторов, а их дальнейший расчет вам не понравился – оспаривать его нет смысла. Тем более бесполезно заявлять, что вы имели возможность предоставить помещение для контрольных мероприятий. Как говорится, после драки кулаками не машут. Поэтому если вы не пустили налоговиков, то нужно смириться с их решением.

Марина Скудутис, эксперт журнала "Расчет"

НК РФ выделяет два типа налоговых проверок: выездная и камеральная. На практике называют еще третий тип - «встречная проверка» («встречка»), которая в тексте Налогового кодекса известна как «истребование документов». Однако ее нельзя назвать самостоятельной проверкой, и она служит лишь средством подтверждения факта хозяйственных операций.

Камеральная проверка проводится в помещении налоговой инспекции. Выездная - «на выезде», то есть в помещении (офисе) проверяемой организации. Важно отметить, что выездная налоговая проверка является обычно «планируемым мероприятием», то есть для ее назначения существуют определенные предпосылки, показатели налоговой неблагонадежности организации и другие.

Очевидным представляется то, что несмотря на серьезное усиление ФНС в последнее время, охватить выездными проверками хотя бы раз в 2-3 года всех налогоплательщиков налоговикам, тем не менее, не удастся. И если раньше инспекторы налогового ведомства искали нарушителей «на глазок», то сейчас для их обнаружения ФНС пользуется специально созданной базой данных «Юридические лица, контролируемые в первую очередь» (ЮЛ-КПО). Полный перечень показателей «налоговой неблагонадежности» был сформулированы в приказе ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333 «Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок».

Однако если вашу компанию все-таки «выбрали» и вам пришло извещение о проведении в отношении вас выездной проверки, это еще не конец. В ходе камеральной проверки налоговиками исследуются налоговые декларации и расчеты, документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к декларации по налогам, документы, самостоятельно представленные налогоплательщиком, другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

По общему правилу налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, прямо не относящиеся к предмету проводимой камеральной проверки. Все иные документы, как следует из разъяснений контролирующих органов, налоговики вправе запросить, а налогоплательщик обязан представить в установленный НК РФ срок. Налогоплательщик, в свою очередь, представляет необходимые пояснения относительно выявленных ошибок и противоречий или вносит исправления в налоговую декларацию. Пояснения должны быть предоставлены в течение пяти дней, а уточненные декларации - в срок, установленный налоговым органом. Заметим при этом, что выдача документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Особый порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен в отношении налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на его возмещение. Налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. Непредставление документов, затребованных налоговым органом, влечет за собой наступление ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ. Во всех других случаях требование налогового органа представить при камеральной проверке дополнительные документы не будет соответствовать Налоговому кодексу.

Акт камеральной проверки подписывают лица, проводившие соответствующую проверку, и лицо, в отношении которого проводилась проверка (его представитель). Об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговой проверки. Кроме того, документ должен быть вручен налогоплательщику под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате получения. Если налогоплательщик будет уклоняться от получения акта проверки, налоговый орган направит его заказным письмом. Датой получения в таком случае будет считаться 6 день от даты отправки, независимо от факта получения налогоплательщиком данного документа. Также необходимо отметить, что корреспонденцию налоговый орган направляет по адресу, указанному в учредительных документах организации в качестве основного, т. е. по «юридическому адресу». В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, налогоплательщик имеет право подать письменные возражения. Срок подачи возражений - 15 рабочих дней с момента получения акта проверки. После написания акта налоговый орган вправе принять обеспечительные меры, например, запретить отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа и приостановить операций по счетам в банке по правилам ст. 76 НК РФ.

Новая редакция ст. 89 НК РФ 2010 г содержит четкие и довольно прозрачные правила, определяющие место и время проведения выездных проверок, а также их предмет и период их охвата. Пункт 2 ст. 89 НК РФ уточняет, какой именно налоговый орган принимает решение о проведении проверки и, соответственно, проверяет организацию. Налогоплательщиков имеет право проверять только инспекция, расположенная по месту нахождения организации. Предметом выездной налоговой проверки являются первичные документы, которые дают представление о соответствии заявленных сведений фактическим. При этом необходимо помнить, что налоговая служба может проверить только те вопросы и за тот период, которые указаны в решении о проведении проверки. Если же они требуют документы, не относящиеся к заявленному периоду, то налогоплательщик вправе им отказать. При этом необходимо помнить, что если начало действия хозяйственных договоров выходит за рамки проверки, однако договоры не исполнены и продолжали действовать в проверяемом периоде, инспектора вправе требовать указанные договоры. То же относится к документам, на основании которых заявлен убыток прошлых лет, принимаемый в целях налогообложения прибыли проверяемого периода. Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Этот факт законодательно закреплен в п. 3 ст. 89 НК РФ.

Следует упомянуть, что НК РФ не наделяет налоговые органы правом вносить изменения в уже принятое решение о проведении проверки, в частности, указывать иной предмет проверки. Налоговый орган может вынести новое решение о проведении проверки, где будут названы не охваченные ранее налоги, но это будет уже другая проверка.

Налоговые органы часто принимают решение о приостановлении выездных проверок. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки, например, для проведения экспертизы. При этом эксперта выбирает налоговая инспекция, но если он не устраивает проверяемую организацию, то ему может быть заявлен отвод, который налоговая инспекция сможет удовлетворить лишь в том случае, если будет доказано, что эксперт не обладает необходимыми знаниями, не является беспристрастным, или будут приведены иные аналогичные основания.

Более частым основанием для приостановления проверки является получение информации (проведение встречных проверок). Налоговый орган вправе приостановить проверку на срок до 1 месяца по каждому запросу. Однако срок и порядок приостановления четко регламентирован НК РФ и не может составлять более 6 месяцев, а в случае истребования документов у иностранного контрагента - 9 месяцев. Необходимо отметить, что в период приостановления проверки, налоговый орган не имеет права требовать документы у налогоплательщика, обязан покинуть его территорию и вернуть все подлинники ранее полученных документов.

Однако на практике налоговый орган использует приостановление проверки для того, чтобы дать возможность налогоплательщику представить истребованные документы. Согласно ст. 93 НК РФ налоговый орган истребует необходимые документы и сведения, а налогоплательщик обязан представить заверенные копии документов в десятидневный срок. В случае, если налогоплательщик не может предоставить документы в установленный срок в связи с их объемом и сообщает об этом инспектору, решением руководителя налогового органа срок предоставления документов может быть увеличен. В связи с этим, использовать время приостановления проверки для подготовки документов является злоупотреблением налогового органа.


Основания для проверки

Для проведения повторной выездной проверки имеются два основания: повторная проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля деятельности налогового органа, проводившего проверку, либо проводится налоговым органом, ранее проводившим проверку, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного.

Приоритетным для сотрудников ФНС при проведении проверок является выявление компаний-однодневок в цепочке поставщиков или покупателей, установление источников «черного нала» и (или) необоснованных платежей на нерезидентные компании, проверка трансфертных цепочек товародвижения (как входящих, так и исходящих), выявление реальных производителей, покупателей и выяснение обстоятельств обоснованности включения в хозяйственные отношения посредников, а также их статуса как налогоплательщика.

Результатом данной работы является отказ принять уплаченный таким организациям НДС к вычету, а также увеличение базы по налогу на прибыль на сумму принятых расходов. Основанием является нарушение ст. 169 НК РФ (правильность заполнения счетов-фактур) и нарушение ст. 250 НК РФ (экономическая обоснованность и документальная подтвержденность произведенных расходов). В своем решении налоговики ориентируются на положения Постановления ВАС РФ № 53.

В ходе проверки также выявляется круг взаимозависимых компаний, рассматриваются рыночные цены в порядке ст. 40 НК РФ; контролируются неденежные формы расчетов и их экономическая целесообразность, деловая цель, собираются доказательства применения «налоговых схем».

Проверяется экономическая целесообразность фактических обстоятельств исполнения нематериальных договоров: юридические, консалтинговые и маркетинговые услуги, услуги по поиску клиентов и др. Выявляются системные ошибки в организации бухгалтерского и налогового учета: учет активов и обязательств, контроль дебиторской задолженности и др.


Права и обязанности

Права и обязанности налогоплательщика, возникающие при проведении налоговых проверок, определены статьями 21 и 23 НК РФ. Наиболее важными из них являются: право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки; право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также уведомления и требования об уплате налогов; право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков; право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству.

При этом налогоплательщики также обязаны: представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов; не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей и т.д. Наиболее интересно обратить внимание на формулировку, обязывающую налогоплательщика «предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренном НК РФ». При этом понятие «необходимой» информации Законодателем никак не определено, а значит, что именно «необходимо», будет определять проверяющий.

Перед началом проверки следует в обязательном порядке поинтересоваться полномочиями и составом проверяющей группы. Согласно п.1 ст.91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Если лицо, которое пытается проникнуть на территорию предприятия, не вписано в решение, можно и нужно не допускать его в помещение организации.

Все документы нужно передавать налоговикам на проверку только после оценки их на предмет законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых реквизитов. Даже если заранее это не сделано, нужно «выделить сотрудников», которые будут просматривать передаваемые на проверку документы (свежий, а тем более профессиональный взгляд всегда необходим).

Если делается выемка подлинников документов, то с них должны быть изготовлены копии и переданы налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. Налоговики обычно настаивают на том, что копии документов должен изготавливать налогоплательщик. Однако НК РФ обязывает именно налоговиков выдать копии изъятых подлинников. Отказ налогоплательщика предоставить свою множительную технику для снятия копий не означает, что обязанность налоговиков по снятию копий прекращается. Нельзя передавать документы «папками», или «коробками»: впоследствии в них могут оказаться бумаги, которые компания туда не клала, или наоборот, может чего-то не хватать. Не следует допускать проверяющих к бухгалтерской программе, а также распечатывать при них данные по счетам и регистрам. Тем более нельзя открывать доступ к программе, чтобы они сами выискивали там информацию.


Поддержка сотрудников

Сотрудники должны быть также проинструктированы о том, как себя вести во время проверки. Если проверяющие решили провести допрос работников компании в качестве свидетелей, следует привлечь адвоката, который будет при этом присутствовать. Лучше всего если сотрудники будут говорить примерно следующее: «Я Иванов Иван Иванович, вот мой паспорт. В компании работаю на должности менеджера по продажам. Получаю зарплату по ведомости (перечислением на карточку) в размере 20 000 рублей. Работой доволен» и дальше: «об этом мне ничего не известно, пожалуйста, обратитесь к моему руководству». На все возможные незаконные требования налоговиков («А вы знаете, что эта хозяйственная операция, как «официально» разъяснил Минфин, должна подтверждаться вот такими документами? Они у вас есть?») следует реагировать жестко, мотивируя свою позицию ссылками на законы и судебную практику. Особенно это важно в начале проверки.

Опыт показывает, что чем более жестко и компетентно поставят себя специалисты компании, тем меньше будет не основанных на законе претензий в будущем. Это вопрос в большей степени психологический (при проверке лучше «вести», чем быть «ведомым»). Выходить на уровень панибратских отношений с проверяющими - тактика вредная и опасная. В такой ситуации создается некий психологический барьер «непротивления», который потом сложно преодолеть. В итоге компания попадает в порочный круг соглашательства: «Давайте не будем спорить и портить отношения…». Отношения уже весьма плохи, потому что у вас в офисе проверка.

В определенных ситуациях бывает выгодным оставить налоговиков в плену собственных заблуждений (например, когда по спорному вопросу сложилась судебная практика в пользу налогоплательщика, а ФНС и Минфин продолжают это игнорировать). То есть, руководствуясь своим заблуждением, и набрав «нарушений» на требуемую сумму, налоговики не станут «копать» дальше. А уже «накопанное» можно будет потом оспорить в суде. Если налоговики предъявляют претензии по формальным доводам и спор останется в рамках спора по вопросам права, выстроить позицию в интересах налогоплательщика в суде будет намного проще. «Просвещенные» же проверяющие могут исправить свои ошибки и продолжить "копать" дальше.


Окончательное решение

По окончании выездной (камеральной) налоговой проверки проверяющий составляет справку, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Также составляется акт проверки с указанием в нем найденных нарушений и рекомендаций по их устранению. Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте, то он вправе в 15-дневный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик прикладывает к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передает налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки. Затем, в течение не более 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает материалы налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, и выносит решение по результатам налоговой проверки. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение: о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. Также руководителем налогового органа может быть вынесено решение о продлении рассмотрения материалов ВНП и назначено проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.

Дополнительный контроль

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Список мероприятий является закрытым. Назначение иных мероприятий, прямо не указанных в ст. 101 НК РФ, является грубым нарушением прав налогоплательщика. Срок рассмотрения материалов ВНП может быть продлен не более чем на 1 месяц.

На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.


Если дойдет до Суда

Дела о взыскании налоговых санкций по иску налоговых органов к организациям и индивидуальным предпринимателям рассматриваются арбитражными судами в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации. Если налогоплательщик считает, что нарушены его права, и не согласен с актом или же с решением налогового органа, принятым по результатам налоговой проверки, то в соответствии со статьей 139 НК РФ он имеет право подать апелляционную жалобу в произвольной письменной форме вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий налоговый орган. К жалобе прикладываются обосновывающие ее документы.

Необходимо отметить, что с 1 января 2010 года механизм подачи апелляционной жалобы в вышестоящий налоговый орган является обязательным. Без рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом налогоплательщик не может обратиться в арбитражный суд. Жалоба подается через инспекцию, проводившую проверку.


Защита от нападения

Трудоемкость определения налоговых рисков зависит от различных факторов, но прежде всего от специфики деятельности организации, например, количества контрагентов, объемов движения товарных ценностей и т. п. Зачастую налогоплательщиками данному вопросу не уделяется должного внимания, и, как следствие, по результатам мероприятий налогового контроля в актах проверок появляются доначисления налогов, превышающие годовой оборот компании.

Наиболее распространенной формой защиты бизнеса является налоговое планирование, включающее в себя оценку налоговых рисков. В настоящее время появилась новая форма прогнозирования и предупреждения налоговых рисков - правовой аудит, ориентированный на проверку сделок и контрагентов компании, защиту налогоплательщика от потенциальных налоговых рисков. Статья 45 Конституции РФ провозглашает, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Судебная практика показывает, что часто налоговые органы слишком усердно трактуют закон в свою пользу. Поэтому готовиться к проверке лучше заранее, не дожидаясь, пока грянет гром. Предприятие может заблаговременно начать судебное разбирательство по важному для себя, но спорному вопросу. Инициировать судебное дело можно, не согласившись, например, с отрицательным ответом финансового или налогового органа на запрос в отношении конкретной хозяйственной ситуации. Решение суда позволит заранее добиться правовой определенности и правильно заплатить (или не заплатить - в случае положительного судебного решения) налоги.

Следует помнить, что создание положительных прецедентов, особенно на уровне высших судебных органов, - весьма сложное и ответственное дело. Компании, строящие серьезный бизнес, должны понимать необходимость привлечения к участию в такой работе грамотных специалистов.

Константин Андреев

христианский адвокат,

Президент Ассоциации российских юристов-христиан.

7-909-935-82-78

Если у Вас возникли сложности при проведении налоговой проверки в организации, церкви, сотрудники христианской юридической фирмы «Юридический консалтинг и аудит» в Москве помогут в разрешении возникших проблем.

Консультации христианам - бесплатно по адресу: [email protected]

Перед началом проверки необходимо поинтересоваться полномочиями и составом проверяющей группы. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ доступ на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. В решении должен быть указан персональный состав проверяющих.

Если лицо, не вписанное в решение, пытается проникнуть на территорию предприятия, налогоплательщик вправе отказать в допуске на свою территорию такого представителя налогового органа: иногда под видом проверяющих в компанию пытаются проникнуть криминальные элементы, например, представители рейдеров.

Согласно п. 1 ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов в выездных проверках могут участвовать сотрудники полиции. Они также должны быть вписаны в решение о проведении проверки. И в последнее время выездные проверки проводятся именно с участием полиции.

А кто знает, почему?

А потому, что в рамках закона № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», оперативники могут делать очень многие вещи, которые не могут делать налоговики в рамках НК РФ. Это, например, осмотры помещений (офисов), территорий, складов, автотранспорта, выемка документов, опросы сотрудников (очень похожие на допросы), а при наличии уголовного дела — обыск.

В решении о проведении проверки должен быть указан ее предмет и круг проверяемых вопросов.

Если проводится тематическая выездная проверка по НДС, лучше ограничивать интерес проверяющих к документам, не имеющим отношения к исчислению данного налога, т. е. не допускать, чтобы налоговые органы выходили за рамки предмета проверки.

Все документы желательно передавать на проверку только после оценки этих документов на предмет законности, непротиворечивости, сопоставимости данных, соответствия утвержденным формам, а также наличия необходимых реквизитов.

В такой ситуации после получения требования о предоставлении документов лучше выделить сотрудников, которые просматривали бы передаваемые налоговому органу документы в «перекрестном» порядке. Например, сотрудники, которые занимались учетом счетов-фактур, просматривают кассовые документы, и наоборот. Свежий взгляд в такой ситуации необходим.

Если делается выемка подлинников документов, то с них должны быть изготовлены копии и переданы налогоплательщику в течение пяти рабочих дней. Налоговые органы обычно настаивают на том, что копии документов должен изготавливать сам налогоплательщик. Однако НК РФ обязывает именно налоговые органы выдать копии изъятых подлинников.

Отказ налогоплательщика предоставить свою множительную технику для снятия копий не означает, что обязанность налоговых органов по изготовлению копий прекращается.

Существует способ не передавать документы при внезапной выемке (не важно, кто ее пытается провести: налоговые органы или полиция), по крайней мере – сразу. На практике неплохо работает следующий алгоритм. От имени надежного частного лица заключается договор с профессиональной архивной службой, которая и принимает документы на хранение после окончания очередного, например, квартала или месяца. Одновременно заключается договор со сторонними консультантами или аудиторами на оказание услуг. По этому договору документы «передаются» консультантам.

И если налоговые органы или полиция приходят с выемкой, у налогоплательщика будет четкое обоснование отсутствия документов в офисе компании. Налоговым органам ничего не останется, как выставить компании требование о предоставлении документов, т. е. время будет выиграно.

А еще в этой ситуации очень хорошо работает Положение о коммерческой тайне. О том, как его составить, смотрите материал .

Передача документов на проверку должна оформляться подробными описями, в которых указываются индивидуальные признаки каждого документа.

Не допускается передавать документы папками или коробками: впоследствии в них могут оказаться бумаги, которые компания туда не закладывала, или, наоборот, может чего-то не хватать.

Не стоит допускать проверяющих к бухгалтерской программе, а также распечатывать при них данные по счетам и регистрам. Тем более, нельзя открывать им доступ к программе, чтобы они сами выискивали там информацию.

Лучше распечатывать информацию по их запросу, дополнительно контролировать, что распечатала программа, и только после этого передавать распечатку проверяющим.

О том, что делать, если инспектор просит доступ к 1С, читайте .

Хорошей практикой является ограничение числа лиц, контактирующих с проверяющими. Например, это могут быть генеральный директор, главный бухгалтер и финансовый директор. Именно этим людям известно, как организован бизнес компании, и они могут предпринять квалифицированные действия по защите ее интересов.

Сотрудники должны быть проинструктированы о том, как себя вести во время проверки. Если проверяющие решили провести опрос работников компании в качестве свидетелей, лучше привлечь адвоката, которые будет при этом присутствовать. Он не позволит проверяющим оказывать давление на работников, а также будет пресекать попытки с их стороны задавать вопросы, ответы на которые выходят за рамки компетенции работника. Сотрудники будут чувствовать себя более уверенно.

Лучше всего, если рядовые сотрудники будут говорить приблизительно следующее: «Я Иванов Иван Иванович, вот мой паспорт. В компании работаю на должности менеджера по продажам. Получаю зарплату только по ведомости в размере 15 000 руб., работой доволен».

Если проверяющие задают какие-либо вопросы, на которые работники отвечать не должны, будет хорошо, если они заучат простую стандартную фразу: «Об этом мне ничего не известно, пожалуйста, обратитесь к моему руководству» .

Подобная тактика приводит к тому, что проверяющие вынуждены будут задавать неудобные вопросы руководству, т. е. лицам, которые наиболее подготовлены к защите интересов компании.

Полезно на период проверки закрывать все курительные комнаты в офисе компании, запрещать персоналу гулять по коридорам без необходимости.

Кроме того, должно быть строжайше запрещено обсуждать какие-либо рабочие вопросы в коридоре, а уж тем более – в присутствии проверяющих.

На всевозможные незаконные требования налоговых органов («А вы знаете, что вот эта хозяйственная операция, как «официально» разъяснял Минфин, должна оформляться вот такими документами? Они у вас есть?») следует реагировать жестко, мотивируя свою позицию ссылками на законы и судебную практику.

Особенно это важно в начале проверки: опыт показывает, что чем более жестко и компетентно поставят себя специалисты компании, тем меньше будет неоснованных на законе претензий в будущем. Это вопрос по большей части психологический: кто будет в процессе общения ведущим, а кто – ведомым. Ведущим быть выгоднее.

Практика показывает, что выходить на уровень панибратских отношений с проверяющими – вещь вредная и опасная. В такой ситуации создается некий психологический барьер «непротивления», который потом сложно преодолеть.

В итоге компания легко попадает в порочный круг соглашательства: «Давайте не будем спорить и портить отношения», вместо того, чтобы защищать свои интересы всеми доступными законными способами.

Контрразведывательные мероприятия компании — идти на данные меры или нет – решать компании.

В определенных ситуациях бывает выгодным оставить проверяющих в плену собственных заблуждений (например, когда по тому или иному спорному вопросу сложилась судебная практика в пользу налогоплательщика, а ФНС и Минфин продолжают это игнорировать).

Во-первых, набрав «нарушений» на требующуюся сумму, налоговые органы не станут проверять дальше. А «накопанное» можно будет потом оспорить в суде, где и просветить проверяющих на предмет имеющихся у них заблуждений.

Во-вторых, если они предъявят претензии по неким формальным доводам и спор останется в рамках спора по вопросам права, выстроить позицию в интересах налогоплательщика в суде будет намного проще. «Просвещенные» же проверяющие могут действительно начать выискивать схемы и, чего доброго, найдут. Тогда опровергать собранные ими факты будет сложнее (http://www.klerk.ru)

Приветствую посетителей «Блога Фискала»! Как я и обещал в конце статьи «Как подготовиться к выездной налоговой проверке? » опубликовываю статью о том, как вести себя во время выездной налоговой проверки .

Лицо, отвечающее за контакт с проверяющими .

Необходимо выделить сотрудника, который будет взаимодействовать с налоговиками в течение всей проверки – получать требования, передавать документы и т.д.

Лицо, которому будет поручена данная почетная обязанность должно отвечать следующим требованиям: адекватен; морально и психологически устойчив; имеет опыт прохождения выездных налоговых проверок; имеет возможность отвлекаться от текучей работы по первой необходимости; знает порядок проведения выездной налоговой проверки; а так же желательно — бывший сотрудник налоговых или правоохранительных органов (идеально бывший сотрудник отдела выездных проверок ИФНС или отдела документальных проверок и ревизий МВД), разбирается в налогообложение.

При выборе из сотрудников организации взаимодействие с налоговиками в ходе ВНП обычно возлагается на главного бухгалтера, финансового директора или начальника (сотрудника) отдела экономической безопасности организации. В тоже время главному бухгалтеру или финансовому директору, как правило, сложно уделять проверяющим необходимое количество времени, а сотрудник экономической безопасности мало разбирается в порядке проведения ВНП и налогообложение. Поэтому наилучшим вариантом будет привлечь для этого специалистов – налоговых консультантов, например, Вы можете обратиться к нам через наш интернет-сервис налоговых консультаций «Фискал Консалтинг» в разделе УСЛУГИ.

Важно, что бы все взаимодействие происходило через одно выделенное лицо. Не нужно, чтобы каждый бухгалтер бегал к проверяющим по вопросам, относящимся к его участку. Если возникнет необходимость разъяснить налоговикам какие либо моменты это должно происходить в присутствие лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими.

Представление документов (информации) в ходе выездной налоговой проверки.

Самое главное забудьте о предоставлении документов проверяющим по их устным требованиям. Все документы, которые они хотят получить в копиях или электронном виде должны быть ими истребованы в соответствии с положениями ст. 93 НК РФ.

Представлять документы в копиях или в электронном виде следует в срок, но не ранее. То есть на 10 день (или 20 день при проверке консолидированной группы налогоплательщиков) после получения требования.

Представлять оригиналы документов для ознакомления проверяющим следует только при получении от них Уведомления о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (рекомендуемая форма Уведомления приведена в письме ФНС России от 08.10.2010 г. № АС-37-2/12931@ (в ред. Письма ФНС РФ от 25.05.2011 г. № АС-4-2/8352@)). Передача оригиналов документов для ознакомления должна производиться только по описи (реестру).

Контакт иных сотрудников организации с проверяющими.

Все сотрудники, кроме лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими, не должны с ними контактировать по рабочим вопросам вообще! Исключения составляют следующие случаи:

Если проверяющие хотят получить какую то конкретную информацию от конкретных сотрудников в письменном виде, то это должно происходить в рамках ст. 90 НК РФ (участие свидетеля). При этом на допросе обязательно должно присутствовать лицо, которому поручено взаимодействие с проверяющими.

Если проверяющим требуются пояснения (разъяснения) в устной форме, в связи с тем, что они что либо не могут понять, то сотрудник организации, к компетенции которого относится тот или иной вопрос, должен общаться с налоговиками также только в присутствии лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими.

Личный контакт с проверяющими.

Исходя из практики, могу Вас заверить, что большинство вопросов у налоговиков могут отпасть еще до того, как они начнут подготавливать проект акта выездной налоговой проверки. Поэтому, личные отношения у налоговиков и лица, которому поручено взаимодействие с проверяющими, должны быть дружескими. Для этого обычно данное лицо приходит пару-тройку раз в день попить вместе с ними чай и поговорить о погоде, спорте, фильмах и т.д. и т.п. Очень хорошо если есть возможность организовать совместные обеды ответственного лица и налоговиков.

Чаем и обедами мы достигаем хороших личных отношений, отнимаем серьезную часть рабочего времени у проверяющих, расслабляем их (когда человек расслаблен и сыт рвение к работе утихает). Также в ходе чаепитий можно узнать о том, что заинтересовало проверяющих в ходе проверки и, соответственно, оперативно отреагировать.

Таким образом, вся модель поведения должна говорить налоговикам о том, что у Вас хорошая организация и хорошие, добрые, открытые к общению сотрудники, но порядок проведения проверок, свои права и обязанности Вам отлично известны и отступать «от буквы закона» Вы не намерены.

Удачно Вам пройти проверку!